Игра-путешествие. Игры — путешествия в детском саду

Программное содержание:

  • закрепление умений рисовать прямые вертикальные линии гуашью с помощью «пальцевой живописи», кисточки или поролонового тампона на выбор;
  • продолжение обучению соблюдать ритм в расположении элементов рисунка; побуждение детей к описанию своих действий словами;
  • упражнение в беге, подлезании;
  • обучение совместному выполнению рисунка, воспитание чувства сорадости;
  • поддержание успехов каждого ребенка.

Методы и приемы: музыкальное сопровождение, художественное слово, игровые ситуации, сюрпризный момент, сюжетно-двигательная игра.

Материал: гуашь черного цвета, кисточки, поролоновые тампоны, лист обоев размером 50 х 120 см с нарисованным паровозом и двумя горизонтальными линиями (рельсами), два обруча, игрушечный медведь, подставки.

Форма организации: по подгруппам.

Предварительная работа:

1) рассматривание иллюстраций с изображением железной дороги, поезда; подвижная игра «Поезд»;

2) конструирование «Железная дорога»;

3) проведение игр-забав, развлечений («Чудо-пальчики», «Вот какие наши пальчики!», «Пальчики играют, веселятся»);

4) свободное рисование-упражнение (техника изображения линий на выбор).

Ход занятия

Педагог. Ребята, нас позвали в гости жители теремка: медведь и его друзья. Помните, кто в теремке живет? (Дети называют.) Дорога к ним длинная, мы поедем на поезде.

Подвижная игра « Поезд ».

Дети строятся паровозиком и отправляются в дорогу под стихотворение, которое читает педагог:

Деток поезд к нам везет

В лес и на полянку,

Будут дети там гулять,

Повстречают зайку.

«Так-так-так, так-так-так» -

Все колесики стучат!

«Чу-ч-учу» - волка встретим и лису.

Едем, едем мы быстрей,

Не боимся мы зверей!

Паровоз идет потише -

Значит, остановка ближе -

«Дудуду», стоп!

Педагог. Вот мы и приехали, нас встречает Мишка топтыжка. Соскучился Мишка, хочет с нами поиграть.

«Игра с Мишкой».

Мишка сидит на ковре.

Мишка по лесу гулял,

Наших деток он искал,

Долго, долго он искал,

Сел на травку, задремал.

Дети начинают бегать, пролезают в обручи, топают ножками.

Стали детоньки плясать,

Стали ножками стучать,

Мишка, Мишенька, вставай,

Наших деток догоняй.

А. Ануфриева

Мишка просыпается, рычит, догоняет детей. Дети прячутся в домике-обруче.

Мишка . Ребята, вы устали?

Педагог. Да, Мишка, мы долго ехали на поезде по железной дороге.

Мишка. А какая она, железная дорога?

Педагог. А мы ее сейчас нарисуем.

Педагог подводит детей к листу обойной бумаги размером 50 х 120 см с нарисованным паровозом и двумя горизонтальными линиями и говорит:

Дети, я опускаю пальчик (кисточку, тампон) в черную краску и рисую «палочку» сверху вниз, обмакиваю пальчик снова и рисую вторую «палочку» рядом. (Педагог рисует еще несколько шпал-«палочек».) А теперь, ребята, вы помогите мне рисовать, я одна не смогу нарисовать та кую длинную железную дорогу.

Малыши располагаются на полу, выбирают изобразительный материал: кисточки, тампоны или же свои пальчики.

Звучит спокойная музыка. Дети рисуют самостоятельно. Педагог удивляется и радуется вместе с Мишкой детским успехам:

Кто у нас хороший?

Кто у нас умелый?

Ванечка - хороший!

Ванечка - рисует!

Педагог. Вот какая длинная дорога получилась, по смотри, Мишка.

Мишка. Дети, вы долго рисовали, ваши пальчики устали. Давайте отдохнем, а потом вы вернетесь в садик.

Пальчиковая игра.

Педагог читает стихотворение, а дети выполняют упражнение:

На лужок пришли зайчата,

Медвежата, барсучата,

Лягушата и енот.

Поочередное сгибание пальцев в кулачок в ритме по тешки. Игра выполняется сначала левой, а затем правой рукой.

На зеленый на лужок.

Приходи и ты, дружок!

Дети прощаются с медведем и едут на поезде в детский сад.

Развитие и воспитание, как игра

Чтобы ребенок вырос любознательным, умным и сообразительным, с ним нужно заниматься. Но простых скучных занятий недостаточно – упражнения должны быть интересными, захватывающими, запоминающимися. Для этого педагоги рекомендуют использовать игры, как основу занятий. Такие уроки не отягощают детей, а наоборот, завлекают, вызывают желание заниматься еще и еще.

Перед тем как перейти к играм (в конце статьи), рассмотрим роль интересных развивающих игр в жизни ребенка.

Роль игр в развитии ребенка дошкольника

Дети дошкольного возраста характеризуются невнимательностью, неусидчивостью, часто – отсутствием необходимой дисциплины. Они быстро отвлекаются, устают психологически, долго настраиваются на нужную «волну», им хочется прыгать, бегать, баловаться. В таком состоянии ни о каких занятиях речи быть не может.

Теперь представим, что дошкольника посадили за рабочий стол, скучным тоном дали задание и пытаются получить положительный результат. Вряд ли такие занятия будут эффективны. Ведь в силу особенностей психологического развития ребенок не сможет воспринять поступающую информацию, а тем более запомнить ее или использовать на практике. Что же тогда делать? Как помочь ребенку получить необходимый багаж знаний?

Способ есть, причем достаточно эффективный, надежный, проверенный годами. Игры – любимое занятие для детей дошкольного возраста. Ведь даже если спросить у ребенка, чем он больше всего любит заниматься, он ответит, что любит играть. Поэтому главная задача взрослых – сделать эти игры максимально продуктивными, но без ущерба для интересов ребенка.

Главными принципами развивающих игр для детей дошкольного возраста являются два типа обучения – от простого к сложному и самостоятельное обучение по способностям. Они помогают решить посредством игры сразу несколько проблем, которые связаны с развитием творческих способностей:

  1. Развивающие игры – пища для ума детей дошкольников.
  2. Игры являются предпосылкой для развития способностей, предварительно создавая определенные условия для этого.
  3. Каждый раз, выполняя задания по максимуму, развитие происходит наиболее успешно.
  4. Развивающие игры позволяют воспринимать новый материал без принуждения, в свободной форме и спокойной, интересной обстановке.
  5. В процессе развивающих игр дети обретают больше самостоятельности, учатся принимать решения, размышлять, выполнять задания без помощи взрослых. Родители же при этом учатся сдержанности, терпеливости.

Развивающие игры характеризуются:

  • выполнением практических заданий, направленных на развитие сенсорики, психических способностей, физических возможностей;
  • использованием дидактического материала разнообразного формата;
  • применением в практике не только на занятиях, но и в повседневной жизни;
  • выполнением заданий на закрепление умений ориентироваться в пространстве и на плоскости.

Однако эффективными развивающие игры будут, если выполнять такие условия:

  1. Поэтапно предлагать детям игры с последовательным усложнением задач.
  2. Необходимо уметь систематизировать и классифицировать игры по выбранным задачам. При этом дети должны не просто повторять заученные действия, а делать это осмысленно.
  3. В играх должны присутствовать проблемно-поисковые задачи.

Развивающих игр много, и все они делятся на виды, которые направлены на развитие конкретных умений, навыков, способностей.

Игры на логику

Развитие логического мышления учит детей анализировать действия и ситуации, находить правильное решение проблем. Само собой развитие логического мышления не происходит – только совместная работа родителей и педколлектива дает положительные результаты. Для развития логики эффективнее использовать интересные игры с предметно-манипуляционными и интеллектуальными характеристиками. Также рекомендуется постоянно менять задания, чтобы ребенок учился думать и искал другие способы их решения.

К играм на развитие логического мышления относят:

  1. Загадки. Для младших дошкольников можно использовать загадки в стихотворной форме. Для старших деток это могут быть загадки в прозе. Для подсказки можно использовать наглядный материал – картинки, игрушки. Важно, чтобы загадки были интересными, понятными, простыми для восприятия, без сложных слов.
  2. Пирамидки – больше подходят для деток младшего дошкольного возраста. Здесь важно, чтобы ребенок правильно собрал пирамидку, в правильном порядке (например, по цвету или размеру колец).
  3. Игра «Кто что ест». Для занятия понадобятся карточки с изображением животных и еды. Задача ребенка – «накормить» животных, правильно расставив продукты. По этому же типу задания можно играть в такие игры, как «Кто как говорит», «Где чья мама», «Кто кем работает» и т.д.
  4. Игра «Какого предмета не хватает?». Для игры понадобится 5 разных игрушек или изображений. Попросите ребенка запомнить, какие предметы есть перед ним. Затем попросите, чтобы малыш отвернулся и закрыл глаза. В этот момент уберите одну игрушку (дальше можно убирать 2 и даже 3 предмета), и попросите кроху назвать исчезнувший предмет.
  5. «Угадай по описанию». Взрослый описывает какой-нибудь предмет, игрушку. А ребенок должен угадать по подсказкам, о чем идет речь. Например, он круглый, может летать, его держат за ниточку (воздушный шарик).
  6. Пазлы, ребусы, бродилки с заданиями и т.д.

Не бойтесь экспериментировать с играми на логику – дополняйте сюжет новыми задачами, усложняйте их, делайте разнообразней, ярче, интересней. Создавайте ситуации, где ребенок должен найти правильное решение проблемы (например, зайчику нужно перейти речку, но у него есть несколько вариантов – перепрыгнуть ее по камням, перейти по доске или пройти по мосту: ребенок должен объяснить, какой вариант подходит лучше и почему он так считает). Если ответ малышу найти трудно, делайте подсказки, ищите решение вместе.

Игры на сообразительность и смекалку

Игры на смекалку помогают детям проявить скорость собственного мышления, логики. Они позволяют быстро и легко переключиться на другой вид деятельности. Такие игры интересны не только активным ребятам, но и нерасторопным малышам, которые с удовольствием проявляют себя в таких занятиях.

  1. «Отгадай, кто подходил!». Игра рассчитана на дошкольников, учит детей догадываться, мыслить, воспринимать на слух. Задача следующая: дети становятся в круг, в середину которого отправляется ребенок, выбранный взрослым. Ему завязывают глаза. Далее кто-нибудь из детей подходит к ведущему и дотрагивается к его плечу, произнося звук какого-либо животного, и возвращается на вое место. Все дети говорят: «Отгадай, кто подходил!». Ведущий, открыв глаза, должен назвать ребенка, который был рядом. Если он не угадывает, то продолжает водить, если угадывает – дети меняются местами.
  2. Игра «распутай нитки». Возьмите картинку с изображением трех разноцветных клубков ниток, концы которых беспорядочно спутались. Задача – найти нитку для каждого клубка.
  3. «Найди предмет на картинке». Дайте ребенку изображение с множеством предметов. Отдельно можно предоставить список предметов, которые нужно отыскать на этой картинке.
  4. «Найди одинаковые предметы» - среди множества предметов, изображенных на картинке, нужно найти пару одинаковых.
  5. «Какие ошибки сделал художник?». Для игры понадобятся изображения, в которых художник сделал ошибки, например, где пастух едет на лошади, и всадник пасет свинью, или где повар шьет рубашку, а швея варит суп, кот ест сено, а корова – сосиску, и т.п. Ребенок должен сказать, какую ошибку допустил художник, и как должно быть на самом деле, почему.
  6. «Составь фигуру». Задача – из набора геометрических фигур сложить на столе квадрат, круг, треугольник и др.

Игры на развитие памяти

Детскую память лучше развивать посредством игр. При этом они должны быть интересные, занятные – так ребенок с большим удовольствием будет заниматься. Развивать нужно и зрительную, и слуховую память. Методика таких игр немного отличается, но частота их проведения остается неизменной – ежедневные занятия дадут желаемый эффект.

Развиваем зрительную память

  1. «Веселые картинки». Ребенку предлагают рассмотреть в течение 1 минуты картинку, на которой изображены разные предметы. Затем картинку накрывают, а ребенок должен рассказать, какие предметы с картинки он запомнил.
  2. «Веселый зоопарк». Для игры понадобится две иллюстрации - на одной изображено 5 животных, на второй – 4 силуэта животных с первой картинки и 1 силуэт животного, которого там нет. Задача следующая: ребенок в течение минуты рассматривает первую иллюстрацию, затем ее убирают, а дошкольнику предлагают вторую картинку – с силуэтами. Малыш должен сказать, силуэты каких животных изображены на второй картинке, какого животного здесь нет, а какой силуэт лишний.
  3. «Собираем бусы». Ребенку предлагают рассмотреть картинку с изображением бус из геометрических фигур и запомнить порядок расположения «бусинок». Задача – нарисовать или выложить из геометрических фигур на листе бумаги такие же бусы, как на картинке, по памяти.
  4. «Пуговицы». Для этой игры понадобится 2 одинаковых набора пуговиц, при этом в каждом из наборов одинаковых пуговиц быть не должно. Каждый игрок имеет карточку с полем на 6-8 предметов. Задача следующая: первый игрок выкладывает пуговицы на своем поле в любом порядке. Второй игрок в течение 30 секунд должен запомнить их расположение и воссоздать ту же картину на своем поле.
  5. «Найди такую же картинку». Понадобится 2 карточки – на первой изображен предмет для запоминания, а на второй – группа предметов, среди которых образец с первой картинки. Задача – в течение 30 секунд запомнить предмет с первой картинки, затем его убирают и предлагают ребенку картинку с группой предметов, на которой малыш должен найти нужный образец.
  6. Игра «Волшебные слова». В качестве наглядного материала – карточки с рядом слов, причем на каждой карточке цепочка слов увеличивается на одно звено. Например, если на первой карточке было 4 слова, то на следующей их уже будет 5, 6, 7 и т.д. Задача состоит в следующем: взрослый выразительно читает слова, которые написаны (изображены) на карточке, после чего просит ребенка повторить сказанные им слова.
  7. «Парочки». Для игры понадобятся карточки с парами слов, причем они могут быть как связаны по смыслу (огород – огурец, расческа – волосы), так и совершенно разными (слон – тюльпан, хлеб - асфальт). Задача: ребенок должен запомнить эти пары слов, после чего по первому слову вспомнить второе. Начинать рекомендуется с 3-4 пар, увеличивая в дальнейшем их количество.
  8. «Веселые стихотворения». Для игры понадобятся небольшие стихотворения про овощи. Важно, чтобы в одном произведении вспоминалось сразу несколько названий овощей. Взрослый с выражением читает стих, после чего ребенок должен рассказать, какие овощи упоминались в рассказе.
  9. Игра «Бабушка Ася в корзинку кладет…». Лучше играть с небольшой группой детей в 3-5 человек. Взрослый говорит: «Бабушка Ася в корзинку кладет… пирожок», следующий игрок повторяет сказанное взрослым и добавляет новый предмет: «Бабушка Ася в корзинку кладет… пирожок и носок» и т.д. Игру можно продолжать до тех пор, пока цепочка слов будет такой длинной, что запомнить все слова будет сложно.
  10. «Магазин». Для игры понадобятся различные предметы и картинки. Суть заключается в следующем: взрослый отправляет ребенка в магазин, чтобы он купил несколько (для начала трех будет достаточно) предметов. Малыш должен их запомнить и принести взрослому. Роли можно менять – здесь продавцом могут быть как дочка (сын), так и родитель. Это же касается и роли покупателя.

Развиваем слуховую память

Для игр используйте яркий наглядный материал. А вот играть будет веселее, если соберется детская компания хотя бы из 3-5 человек.

Игры на развитие внимательности

Если вы замечаете, что ваш ребенок невнимателен, ему трудно сосредоточиться, запомнить простое четверостишье или песенку, ему нужно помочь преодолеть эту проблему. И поскольку в раннем возрасте ребенка легче чему-нибудь обучить через игру, используйте эту методику – учите играючи.

  1. «Что шумит?». Разложите несколько предметов перед ребенком. Попросите его отвернуться и пошумите одним из предметов так, чтобы малыш смог отгадать, чем вы издавали звук. Это может быть шуршание бумаги или колес машинки, игра на дудочке, барабане, стук палочек, звон колокольчика, стук ложек и т.д.
  2. «Путаница». Понадобится картинка с изображением нескольких предметов, наложенных друг на друга. Ребенок должен отыскать и назвать запутанные предметы.
  3. «Поймай слово». Изначально договоритесь с ребенком, какое слово он будет ловить (хлопать в ладоши, как только его услышит). Затем проговаривайте ряд произвольных слов, среди которых периодически вставляйте то, о котором вы договорились.
  4. «Круги». Задача ребенку – нарисовать 5-10 кругов (ориентируйтесь на возраст дошкольника). Затем попросите, чтобы он закрасил красным карандашом, например, третий круг с конца, синим – второй сначала. Заключил в квадрат последний круг, а в 5-ом нарисовал треугольник.
  5. «Рисуем по клеткам на слух». Подготовьте ребенку чистый лист бумаги в клетку, а себе образец схематического рисунка, по которому вы будете диктовать направление рисования. Затем начните диктовать: «Рисуем линию на одну клетку вправо, на две клетки вниз, 5 вправо…» и т.д. Следите, чтобы ребенок рисовал правильно, не торопился.

Разнообразим досуг

С обучающими играми все понятно. Но чем занять малыша, например, в поездке, на прогулке, в длинной очереди к врачу? Рассмотрим несколько интересных вариантов.

Игры с детьми в поезде

  1. «Кукольный театр». Надоели книжки? Смело покупайте пальчиковый театр (или сделайте его самостоятельно) и прямо в поезде устраивайте целое представление. Юным зрителям такие рассказы придутся по душе. Тем более что подключить к театру можно и детей – пусть почувствуют себя взрослыми и покажут вам театр самостоятельно.
  2. «Забавные рожицы». Воздушные шары любят все дети. А почему бы не купить фломастеры, надуть шарики и нарисовать на них милые мордочки? Это интересно, увлекательно и безопасно.
  3. «На что похоже?». Эта игра хорошо развивает воображение, наблюдательность, фантазию. Предложите ребенку поиграть в ассоциации, например, на что похоже облако, куст или дерево, которое вы проезжаете.
  4. «Шла большая черепаха…». Подобные игры очень нравятся малышам. Они помогают развивать мелкую моторику ребенка, память, дарят положительные эмоции. Играют так: малыша усаживают на колени, берут его ручки в свои, и на каждую строчку выполняют определенные движения:

Шла большая черепаха (выбрасывают вперед попеременно руки, изображая, как ползет животное)

И дрожала вся от страха! (трясут кистями рук)

Говорила всем «кусь-кусь! (показывают, как кусала, прикасаясь большим пальцем к остальным)

Никого я не боюсь!» (грозят указательным пальцем в разные стороны)

Повторять можно несколько раз.

  1. «Что поместится в коробку (корзинку, банку, шкатулку и т.д.)». Благодаря этой игре дети учатся мыслить нестандартно, широко. Задача игры – назвать предметы, которые могут поместиться в выбранную вами емкость. Чтобы усложнить задачу, выбирайте предметы на конкретную букву.
  2. «Что можно сделать с этим предметом?». Для этой игры подойдут любые предметы, которые есть у вас под рукой во время поездки. Выберите один из предметов и предложите ребенку придумать, что с ним можно сделать (например, тетрадка: в ней можно рисовать, использовать, как веер, когда жарко, вырвать листок и сделать с него самолетик и т.д.). С подобными играми ребенок развивает творческие способности, воображение, память, мыслительные процессы, внимательность, учится решать задачи и проблемы самостоятельно. А еще это весело.
  3. «А ну-ка угадай!». Описывайте какой-либо предмет, который ребенку очень знаком. Пусть он догадается, о чем вы говорите, с минимального количества подсказок.
  4. «Лишнее слово». Взрослый проговаривает цепочку слов, а ребенок должен понять, какое слово в этой цепочке лишнее. Например, молоко-сыр-паровоз-масло-кефир.
  5. «Съедобное-несъедобное». Игра, знакомая с детства: обычно для нее используют мячик, но так как в дороге это не совсем удобно, предложите малышу на съедобное слово говорить «Ах, вкуснота!» и гладить себя по животику, а на несъедобное – скривиться и сделать движение руками, как будто малыш отодвигает тарелку. Такой вариант игры тоже весьма интересный – дети любят воображать.
  6. «Считалка». Это такая себе игра-соревнование: кто больше увидит красных машин, деревьев или кустов, собак или котов, бабушек или детей. Кто первым увидел оговоренный предмет, тот должен сказать «Мое!». Чтобы игра не надоела, устанавливайте максимум, которого нужно достичь, или играйте определенное время.

Игры с детьми в путешествии

Игры, используемые во время путешествий, отлично тренируют память, воображение, смекалку, сообразительность, внимание и прочие психические способности.

Игры своими руками

Не всегда магазинные игры родителям по карману. Но альтернатива есть, причем такой вариант даже лучше – сделайте настольную игру с ребенком сами. В такую игру и играть интересней, и сделать ее можно именно такой, как вам хочется.

  1. «Бродилки». Рисовать эту настольную игру просто: возьмите большой лист картона и нарисуйте кружочки одинакового размера, сделав из них тропинку. Пронумеруйте кружочки по порядку. Некоторые кружочки подпишите фразами, типа: «вернитесь на 3 шага назад» или «пройдите на 5 кружочков вперед», «вы пропускаете 2 хода» и т.д. В качестве фишек выберите небольшие игрушки или колпачки от ручек. Подготовьте пару костей, которые используются в нардах. По очереди бросайте кости и проходите столько кружочков, сколько покажут кости. Выиграет тот, кто первым доберется до финиша.
  2. «Крестики-нолики». Как играть в эту игру – знают абсолютно все. Но просто рисовать крестики и нолики для детей скучно. Проявите фантазию: на квадратный кусок фанеры наклейте фон для игры цветной изолентой. Возьмите 10 камешков - галька подойдет лучше всего. Раскрасьте 5 штук в розовый цвет с белыми точками, а остальные пять – в зеленый с белыми полосками (фон и принт меняйте на свое усмотрение). Дайте им просохнуть. Это и будут ваши крестики и нолики.
  3. Игра «Найди пару» отлично развивает память. Для нее понадобится парное число картинок, где каждого изображения по 2. Смысл игры следующий: все картинки перемешиваются и переворачиваются изображением вниз. Ребенок должен открыть 1 картинку, запомнить изображение, и перевернуть ее снова, затем открыть следующую, запомнить ее, и если она не такая, как предыдущая, перевернуть на место. Переворачивать фишки нужно до тех пор, пока не найдутся две одинаковые. Фишки можно сделать самостоятельно: для этого подготовьте 10 разных пар одинаковых картинок (их можно нарисовать, распечатать из интернета, вырезать из детских журналов или книжек). Придайте им круглую или квадратную форму, приклейте на подготовленные картонки такой же формы, дайте просохнуть. Далее вскройте лицевую сторону лаком либо наклейте скотч, чтобы рисунок не портился.
  4. Игра для самых маленьких на развитие сообразительности, мышления, мелкой моторики. Для ее создания понадобится фанера размером 1х1 метр, разнообразные замочки, щеколды, ручки, кнопки, выключатели, крючки, змейки, пуговицы на куске ткани и все, что ребенок может открыть/закрыть, отстегнуть/пристегнуть, завязать/развязать. Все это аккуратненько, но надежно, крепится к фанере. Под замками можно прятать дверцы, за которыми будет фото родителей или интересная игрушка/картинка, можно крепить небольшой телефон, издающий звуки, мини-дверцы, которые открываются, если правильно снять крючок, повернуть засов и т.д. Такой игрой ребенок заинтересуется надолго. Главное – надежно прикрепить все детали, а саму доску установить так, чтобы она ненароком не придавила малыша.
  5. «Блошки». Для создания настольной игры понадобится фасоль двух цветов, коробка из-под конфет, два кружочка фетра (или другой мягкой ткани) диаметром в 5 см, фломастеры, цветная бумага, клей, две монеты по 5 или 50 копеек. На внутреннее дно коробки приклеиваем цветную бумагу, делаем разметку фломастерами, похожую на футбольное поле. Играют в игру так: фасолину кладут на фетр и нажимают на ее край монеткой так, чтобы она подпрыгнула на поле соперника и попала в его ворота (стоит заметить, что для каждого игрока нужно делать поле разного цвета). В целом правила игры похожи на футбол, вот только вместо мяча здесь используются фасолевые «блошки».

Игры – прекрасная возможность развить в ребенке самые лучшие качества и способности, и не только психические. Проявив немного фантазии, любой родитель в состоянии обеспечить ребенку достойный и интересный досуг. И для этого совсем не обязательно иметь много денег – сделайте игру самостоятельно с ребенком: так вы и время вместе проведете, и игру интересную смастерите. Поверьте, эмоций и впечатлений у вашего чада будет больше, чем если вы преподнесете ему фабричную игру.

Игра-путешествие «Вокруг света»
для детей старшего дошкольного возраста

Цель: познакомить с частями света, с обитателями нашей планеты, с разными условиями жизни растений и животных на разных континентах.

Предварительная работа:
знакомство с географическим атласом;
беседа, рассматривание иллюстраций на тему «Кому как живется на разных континентах»;
чтение И.Иванова «Путешествие по глобусу», С.Баруздина «Страна, в которой мы живем», У.Адо «Рассказы Юко».

игры «Планета Земля», «Зоологическое лото», «Кто где живет?» и др.
Материал: иллюстрации, картины, географические атласы с изображением частей света (Африка – юг, Арктика – север, Европа – запад, Азия – восток); магнитофон, диски, аудиокассеты с записью танцев «Зверобика», «Кука-джамба»; для подвижных игр: бубен, 2 мяча, 1 кегля, маска с изображением медведя, листья, грибы (вырезанные из картона), 2 корзинки.

Постройка корабля из стульев. Отправляемся в кругосветное путешествие.
Я всегда дружу с морями,
И с волнами, и с ветрами,
С солнцем, звездами, луной…
Есть обычай здесь такой:
Перед дальнею дорогой
Попросить у сил природы:
Ветер просим в спину дуть,
Звезды – указать нам путь,
Чтобы шторма не бывало,
Чтобы солнце пригревало,
Заклинанье таково,
Повторяйте!
О, сим-салабим!
О, мумбо-юмбо!
О, банана-кипариса!
Ананаса-кукуруза!
Вся команда – на местах?
И к отплытию готовы?
Курс на юг. Мы плывем!
«Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах…
Пушки с берега палят
Кораблю пристать велят…»

Остановка 1. Африка. «Джунгли зовут»
Танец «Зверобика»
или
Мы попали в Африку, а в Африке, а в Африке живут слоны и носороги, шимпанзе, гориллы и злые крокодилы. Но бояться их не будем, выйдем. 1-2-3 станем дружбу мы водить и со всеми дружить.

Пробежало стадо слонов.
Запрыгали гориллы.
Побежало стадо носорогов.
И веселые зебры играют в догонялки.
Проскакали тушканчики.
Важно страус шагает.
Но пришел злой крокодил, всех животных распугал. Быстрее на корабль.
Вся команда – на местах?
И к отплытию готовы?
Курс на север. Мы плывем!
«Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах…
Пушки с берега палят
Кораблю пристать велят…»

Остановка 2. Мы попали в Арктику. А в Арктике во время долгой полярной ночи солнца вообще не видно. Земля глубоко промерзает, покрывается льдом и снегом, а лед на море держится большую часть года. Лишь немногие, наиболее приспособленные к холодам, животные могут перенести столь суровый климат: белый медведь, северный олень, овцебык, сова-белянка, куропатка.

Игры «Куропатки и охотники», «Стой, олень!», «Капельки и лед».
Что-то стало слишком холодно. В путь пора.
Вся команда – на местах?
И к отплытию готовы?
Курс в Европу. Мы плывем!
«Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах…
Пушки с берега палят
Кораблю пристать велят…»

Остановка 3. Европа. На этом континенте животные и растения живут в ритме четырех времен года: зимы, весны, лета и осени. Осенью землю в лесах покрывает ковер из опавших листьев, желудей и шишек, из травы выглядывают цветные шляпки грибов. Все это служит пищей для обитающих в лесу животных. Во время зимних холодов многие звери впадают в спячку (медведь, еж, бурундук), а птицы улетают в теплые края (гуси, журавли). Весной все вновь оживает: на лугах появляется свежая зелень, деревья покрываются молодой листвой, звери и птицы начинают обустраивать свои гнезда и логова.

Игры «У медведя во бору», «Кто быстрее соберет листья (грибы, ягоды)».
С красивым букетом, с корзинкой ягод и грибов мы отправляемся дальше.

Вся команда – на местах?
И к отплытию готовы?
Курс на восток. Мы плывем!
«Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах…
Пушки с берега палят
Кораблю пристать велят…»
На восток приплыли дети.
И теперь пришла пора
Поиграть нам, детвора:
На вопросы отвечаем,
Ни секунды не теряем!
Кто любит шоколад?
Кто любит мармелад?
Кто любит груши?
Кто не моет уши?
Кто любит плавать?
Кто любит плакать?
Кто любит мыться?
А кто мухи боится?

Теперь уже научились внимательно слушать.
А теперь мы с вами вместе
Под мотив восточной песни
Потанцуем танец мой!
Повторяйте все за мной!

Под мелодию «Кука-джамба» дети исполняют танец
(повторяют движения, как в «зеркале»).

Ну, вот и домой нам пора возвращаться из кругосветного путешествия!
Вся команда – на местах?
И к отплытию готовы?
Курс домой в детский сад. Мы плывем!
Вот и детский сад, родная группа. Няня нас встречает, угощенье предлагает.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №36»

Открытое внеклассное занятие по математике для дошкольников:

«Игра-путешествие «По дороге с числами».

Учитель начальных классов,

Тема: «Игра-путешествие «По дороге с числами».

Цели:

1.Формировать познавательный интерес к учебному предмету «Математика».

2. Формировать вычислительные навыки.

3. Развивать творческое воображение, мышление.

4. Воспитывать культуру общения, поведения.

Оборудование:

Числовые веера,

Разрезанные карточки с цифрами,

Схема путешествия с указанными остановками (на доске),

Автомобиль (макет),

Жетоны, стаканчики разного цвета,

Аудиозапись, магнитофон,

Листы с заданиями для дошкольников.

Ход занятия:

Организационный момент:

а) Приветствие.

б) Первоклассники сидят по экипажам, дошколят подсаживаем к ним – получаются сборные группы.

в) Знакомство гостей с классом (Представление первоклассников):

Название «Непоседы».

Девиз «Пусть горы и кручи у нас на пути, класс «Непоседы» всегда впереди!».

1. Знаете, дети,

Сколько на свете

Тайн и загадок, тем и теорем.

Всё интересно,

Знанья полезны,

Знанья полезны всем!

Хоть непоседы,

Не домоседы,

Любим учиться.

Школа нас зовёт.

Мы - любозналки,

Мы - отвечалки,

Мы - заводной народ.

Припев: Мы непоседы, да-да, ну что ж,

Сразу нас не поймёшь.

К нам присмотритесь - раз,

И полюбите нас.

2. Если возникнет с кем-то проблема-

Вместе проблему эту мы решим.

Станем умнее,

Станем добрее,

Слабости победим.

Хоть непоседы,

Не домоседы,

Любим учиться.

Школа нас зовёт.

Мы - любозналки,

Мы - отвечалки,

Мы - заводной народ.

Припев: **********

г) Стихи о математике (рассказывают первоклассники):

Запомните все, что без точного счёта

Не сдвинется с места любая работа!

Без счёта не будет на улице света,

Без счёта не сможет подняться ракета,

Без счёта письмо не найдёт адресата,

И в прятки сыграть не сумеют ребята!

Считайте, ребята, смелее считайте!

Плохие дела поскорей вычитайте,

Хорошее дело скорей прибавляйте!

Урок вас научит точному счёту!

Скорей за работу! Скорей за работу!

Постановка цели.

Хотите побывать на уроке математике не просто гостями, а участниками?

Для этого нужно быть дружными, внимательными, не бояться трудностей, а первоклассники вам помогут.

Итак, в путь! А отправимся мы на:

Носит обувь из резины

И питается бензином! (Ответы дошкольников)

Верно, это машина, автомобиль! (Появляется макет автомобиля)

Это наш маршрут. (На доске)

Где будет наша первая остановка?

Остановка «Числоград».

(Команда решает задачи, показывает ответ веером, а один представитель прикрепляет цифру на доску):

1. В снег упал Серёжка,

А за ним Алёшка,

А за ним Маринка,

А за ней Иринка,

А потом упал Игнат.

Сколько было всех ребят?

2. Ну-ка, сколько всех ребят

На горе катается?

Трое в саночках сидят,

Один дожидается.

3. Дарит бабушка - лисица

Трём внучатам рукавицы:

«Это вам на зиму, внуки,

Рукавичек по две штуки.

Берегите, не теряйте».

Сколько всех, пересчитайте!

4. На коньках катались дети,

Всех их вместе было десять.

Семь мальчишек среди них,

А девчонок? Сколько их?

5. На берёзе три синички

Продавали рукавички.

Прилетело ещё пять.

Сколько будут продавать?

Расставьте числа в порядке убывания.

Остановка «Плюс и Минус»:

(Работают с жетонами и стаканчиками. Ведущий называет действие, игроки кладут или убирают определённое число жетонов). Проводится в виде эстафеты.

 +2+5-4+8-3-5+7-3-2-4

Если выполнено верно, то остаётся один жетон.

Остановка «Веселинка». (Физкультминутка):

Отгадывают загадки, показывают жестами, движениями отгадку.

А) Это кто бежит такой –

Ушки на макушке,

Белый весь, как снег зимой,

Вдоль лесной опушки? (Заяц)

Б) Я не будильник, но бужу,

Я с бородой и в шпорах,

С большою важностью хожу

И вспыльчив, словно порох! (Петух)

В) Кто по ёлкам ловко скачет,

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы? (Белка)

Г) Родилась в воде,

А живёт на земле,

Выпуча глаза сидит,

Не по-русски говорит. (Лягушка)

Д) На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад –

Ищет в речке лягушат. (Цапля)

Исполняют танец маленьких утят.

Остановка «Угадай-ка».

Команда получает разрезанные изображения цифры, собирает их. С помощью рук, ног, показывает её. Первоклассники рассказывают стихи про цифры:

Остановка «Сюрпризная».

Мы добрались до конечной остановки. Нас здесь ждёт сюрприз – интересные задания на смекалку. (Первоклассники раздают листы с заданиями дошкольникам.)

Каждый участник путешествия получает медаль «Знаток математических дорог».

Татьяна Индерова
Сюжетно-ролевая игра «Путешествие» для детей дошкольного возраста

Задачи :

1. Создать условия для обогащения детей впечатлениями , которые могут быть использованы в игре. Развивать умение детей самостоятельно готовить обстановку для игры : подбирать предметы, атрибуты, выбирать удобное место, использовать строительный материал для постройки корабля Расширить и углубить знания детей о жизни животных Африки; ознакомить с детей с трудом капитана , матроса, корабельного доктора.

2. Научить налаживать и регулировать контакты в совместной игре : договариваться, мириться, убеждать, действовать, соблюдать правила игры; учить выполнять игровые действия в соответствии с общим замыслом игры; развить эмоции, возникающие в ходе ролевых и сюжетных действий ;

Ход игры.

Воспитатель : Ребята, а вы любите путешествовать ?

Дети : Да!

Воспитатель : А на чём бы вы хотели отправиться в путешествие ?

Дети : На машине! На самолёте! На поезде!

Воспитатель : Конечно, можно путешествовать на самолёте , на машине, на поезде, можно пешком. Главное, увидеть интересных людей, красивую природу, отдохнуть. Верно?

Дети : Да!

Воспитатель : А на чём мы сегодня отправимся в путешествие , вы узнаете, отгадав загадку :

По волнам дворец плывёт,

На себе людей везёт.

Дети : Корабль!

Воспитатель : Верно! Это корабль! Мы отправимся в путешествие на пассажирском корабле. Из чего мы сможем построить наш корабль?

Дети : Из мягких модулей. (Дети с воспитателем строят корабль из мягких модулей, устанавливают трап, якорь, штурвал)

Воспитатель : Нашему кораблю надо дать название. Например, «Смелый» , «Мирный» , «Радужный»

Дети : «Смелый» !

Воспитатель : Хорошо! Море учит смелости, и мы с вами станем ещё дружнее и смелее!

А какие профессии есть на корабле и кому что нужно?

Дети : Капитану - капитанскую фуражку, бинокль. Помощнику капитана- штурвал, штурману - карту и компас, матросам - бескозырки, врачу и медсестре - чемоданчик с лекарствам, белые халаты и шапочки.

Воспитатель : Сейчас мы распределим роли и отправимся в путешествие ! (распределяют роли)

Стук в дверь. Пришёл Почтальон Печкин с письмом

Печкин : Вам письмо! Возьмите!

Воспитатель : Спасибо Вам за письмо! (Печкин уходит)

Ребята, это письмо от доктора Айболита. Он просит нас помочь животным Африки. Они заскучали и заболели! Сам Айболит не может отправиться с нами - у него много дел! Но он уверен, что мы справимся! Справимся, ребята!

Дети : Да!

Воспитатель : У нас все готово для путешествия . Можно отправляться на корабль. (Звучит музыка, дети устраиваются на корабле)

Капитан : Поднять якорь! Отдать швартовые!

(Матросы выполняют команду)

Воспитатель : Ребята, мы отправляемся в путешествие на помощь больным животным Африки!

(Аудиозапись «Шум моря» )

Воспитатель : Посмотрите на море, полюбуйтесь его красотой и насладитесь его звуками.

(Аудиозапись «Шум моря» .)

Какое море?

Море всегда бывает одинаковым?

Может ли у моря меняться настроение?

Когда море спящее, спокойное?

Когда оно может быть испуганным, взволнованным?

А когда море страшное?

Давайте покажем, что море может быть разным.

Динамическая пауза «Разное море» .

На море – штиль

–легкий ветер

–сильный ветер

(Дети выполняют движения руками, в соответствии с текстом.)

Воспитатель : Ребята, посмотрите, кажется, кто-то в открытом море!

Да это же бутылка! А вдруг там какое-то очень важное сообщение! Ведь вы знаете, что в бутылках, брошенных в море, люди передавали сообщения, и они были очень важными. Сейчас прочитаем, что у нас!

1. Ты со мною не знаком

Я живу на дне морском,

Голова и восемь ног –

Вот и весь я (осьминог.)

2. Через море-океан

Плывёт чудо-великан.

(Кит)

3. Ловко мусор собирает

Дно морское очищает. (Краб)

Воспитатель : Это загадки о морских обитателях. Нам их загадало Море. Обратите внимание на море, как оно спокойно. Солнце переливается в лёгких волнах. Подводные обитатели поднялись выше из морских глубин и греются на солнце. (наблюдают за морскими обитателями на экране)

Но нам нужно торопиться в Африку!

Пассажиры : Скоро ли Африка?

Капитан : Штурман, правильный ли держим курс?

Штурман : На горизонте Африка!

Капитан : Причалить к берегу, бросить якорь!

Пассажиры и члены команды сходят на берег. Звучит печальная музыка.

Воспитатель : Посмотрите, ребята, вот они – больные животные, которые ждут нашей помощи!

(Большие мягкие игрушки (львы, обезьянки, крокодилы, слоны, удавы и. т. д) лежат на Острове.

Врач : Нужно осмотреть всех животных. (Вместе с медсестрой доктор проводит осмотр) .Всё в порядке! Мы дадим им полезные витамины, от которых они быстро поправятся (Медсестра раздаёт витамины)

Воспитатель : А чтобы они поправились ещё быстрее, мы вместе с ними станцуем танец «Чунга - Чанга» ! (Ребята разбирают зверей, становятся в круг и танцуют танец) .

Воспитатель : Ребята, посмотрите, животные хотят угостить нас бананами. (Корзинка с бананами стоит, накрытая тканью, возле животных) .

Спасибо большое за угощение! Но настало время прощаться. Нам пора в детский сад. (Ребята прощаются с новыми друзьями)

Капитан : Занять всем места! Корабль отплывает! Курс на обратный путь!

Помощник капитана : Отдать швартовые! Поднять якорь!

Воспитатель : Мы не успели сделать запасы воды, а морскую воду пить нельзя.

Кто знает почему? (ответы детей )

Верно, она солёная. Море вымывает соль со дна и с камней по берегам.

Капитан : Не волнуйтесь, у нас есть запасы пресной воды!

Воспитатель : А чтобы мы веселее и быстрее добрались до садика, предлагаю спеть песню!

(Дети поют песню на морскую тематику)

Капитан : Стоп машина! Отдать якорь! Опустить трап!

Пассажиры и экипаж выходят на берег. Последним уходит капитан.

5. Воспитатель : Как быстро летит время. Очень хорошо справился со своей ролью наш капитан. Моряки, помощник капитана и штурман достойны похвалы. Врач и медсестра бесстрашно лечили больных животных. Всем ребятам было жаль больных зверей и мне очень понравилось, как вы танцевали с ними вместе, чтобы они побыстрее выздоровели!

6. Воспитатель : Ребята, вам понравилось наше путешествие ? Кого вы увидели в море? Что нового вы узнали? После сна мы напишем Айболиту письмо, где расскажем, как мы справились с его поручением и нарисуем рисунки с изображением животных Африки.

Публикации по теме:

«Морское путешествие». Сюжетно-ролевая игра для детей старшего дошкольного возраста Совместная деятельность детей и воспитателя в ходе режимных моментов по теме «Морское путешествие» сюжетно-ролевая игра (для детей старшего.

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования связной речи детей дошкольного возраста «Без игры, нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка.

Сюжетно-ролевая игра по ОБЖ «Путешествие» Муниципальная дошкольное общеобразовательная организация Сюжетно – ролевая игра «Путешествие» Воспитатель: Агапова Н. Ю.

Опыт работы «Сюжетно-ролевая игра как средство развития навыков общения у детей дошкольного возраста» Общение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремлённый.