Из чего состояла соседская община. Значение словосочетания «соседская община», признаки

Эпоха первобытного строя характеризуется несколькими формами общественной организации. Период начался с родовой общины, в которую объединялись кровные родственники, ведущие в дальнейшем общее хозяйство.

Родовая община не только сплачивала родных друг другу людей, но и помогала выживать им с помощью совместной деятельности.

Вконтакте

Одноклассники

Поскольку процессы производства начали делиться между собой, в общине началось разделение на семьи, между которыми распределялись общинные обязательства. Это привело к тому, что появилась частная собственность, которая ускорила разложение родовой общины, терявшей дальние родственные связи. С окончанием этой формы общественного строя появилась соседская община, определение которой строилось уже на других принципах.

Понятие соседской формы организации населения

Значение слова «соседская община» подразумевает группу из отдельных семей, живущих на определённой территории и ведущих на ней общее хозяйство. Такую форму называют крестьянской, сельской или территориальной.

Среди главных признаков соседской общины следует выделить:

  • общую территорию;
  • общее пользование землёй;
  • отдельные семейства;
  • подчинение общинным органам управления социальной группой.

Территория сельской общины была строго ограничена, но территории с лесами, пастбищами, озёрами и реками вполне хватало на то, чтобы вести индивидуальное скотоводство и земледелие. Каждая семья такой формы общественного строя владела своим участком земли, пашней, орудиями труда и скотом, а также обладала правом на определённую долю общинной собственности.

Организация, включённая в общество в качестве подчинённого элемента, выполняла только частично общественные функции:

  • накапливала производственный опыт;
  • организовывала самоуправление;
  • регулировала землевладение;
  • сохраняла традиции и культы.

Человек перестал быть родовым существом, для которого связь с общиной имела большое значение. Люди теперь становились свободными .

Сравнение родовой и соседской общин

Соседская и родовая общины являются двумя последовательными этапами в формировании общества. Преобразование формы из родовой в соседскую - это неизбежный и закономерный этап в существовании древних народов.

Одной из главных причин к переходу от одного типа организации общества к другому послужило изменение кочевого образа жизни на оседлый. Подсечно-огневое земледелие стало пашенным. Были усовершенствованы орудия труда, необходимые для обработки земель, а это привело к увеличению производительности труда. Появилось социальное расслоение и неравенство среди людей.

Постепенно распадались родовые отношения, которые сменились семейными. Общественная собственность оказалась на втором плане, а на первое место по значимости встала частная. Орудия труда, скот, жилье и отдельный участок принадлежали конкретному семейству. Реки, озёра и леса оставались принадлежать всей общине. Но каждая семья могла вести собственное дело , с помощью которого она зарабатывала средства на существование. Поэтому для развития крестьянской общины требовалось максимальное объединение людей, так как с приобретённой свободой человек утратил большую поддержку, которая оказывалась в родовой организации общества.

Из таблицы сравнения родовой общины с сельской можно выделить главные их отличия друг от друга:

Соседская форма общества имела больше преимуществ, чем родовая, поскольку она послужила мощным толчком к развитию частной собственности и складыванию экономических взаимоотношений.

Восточнославянская соседская община

Соседские отношения у восточных славян сформировались в VII веке. Называли такую форму организации «вервью». Название восточнославянской сельской соседской общины упоминается в сборнике законов «Русская правда», который создал Ярослав Мудрый .

Вервь представляла собой древнюю общинную организацию, существовавшую в Киевской Руси и на территории современной Хорватии.

Соседская организация характеризовалась круговой порукой, т. е. за совершённый её участником проступок должна была отвечать вся вервь. При совершении убийства кем-то из общинной организации виру (штраф) князю должна была выплатить вся общинная группа.

Удобство такого социального строя состояло в том, что в нём не было социального неравенства, поскольку богатые должны были помогать бедным, если у тех был недостаток продуктов. Но, как показывает будущее, социальное расслоение было неизбежным.

В период своего развития верви уже не были сельскими организациями. Каждая из них представляла собой союз нескольких поселений, которые включали несколько посёлков. Ранний этап развития общинной организации ещё характеризовался кровным родством, но со временем это перестало играть главную роль в жизни общества.

Вервь облагалась общей воинской повинностью. Каждое семейство обладало приусадебной землёй со всеми домашними постройками, орудиями труда, различным инвентарём, скотом, участками для земледелия. Как и у любой соседской организации, в общественных владениях у верви находились лесные территории, угодья, озёра, реки и места промысла.

Особенности древнерусской соседской общины

Из летописи известно, что древнерусскую общину называли «мир». Она являлась низшим звеном социальной организации Древней Руси. Иногда происходило объединение миров в племена, которые в периоды военной угрозы собирались в союзы. Племена часто воевали между собой. Войны привели к появлению дружины - профессиональных конных воинов. Дружинами руководили князья , каждый из которых владел отдельным миром. Каждая дружина представляла собой личную охрану её предводителя.

Земли превратились в вотчины. Крестьяне, или общинники, пользовавшиеся такой землёй, были обязаны платить дань своим князьям. Вотчинные земли передавались по наследству по мужской линии. Крестьян, живших в сельских соседских организациях, звали «чёрными крестьянами», а их территории - «чёрными». Народное собрание, в котором участвовали только совершеннолетние мужчины, решало все вопросы в крестьянских поселениях. В такой социальной организации форма управления представляла собой военную демократию.

В России соседские отношения просуществовали до самого XX века, в котором они и были ликвидированы. С увеличением значимости частной собственности и появлением избыточной продукции произошло разделение общества на классы, а общинные земли перешли в частные владения. В Европе происходили те же изменения . Но соседские формы организации населения существуют и сегодня, например, в племенах Океании.

Специализация людей на определенных занятиях, развитие обмена привєли к тому, что в посєл^х кроме родственников селились люди из других родов. Население поселков увеличивалось.
В Малой Азии ученые обнаружили древнейшее поселение Чатал-Гуюк, относящееся к 7-му тысячелетию до н. э. В нем проживало около б тысяч человек. Все постройки были сделаны из глины, кирпича и дерева. Они располагались вплотную друг к другу, так что улицы отсутствовали. В дома попадали через отверстия на плоских крышах, поднимаясь по деревянным лестницам. В случае нападения врагов ле-
_ стницы убирали, и поселок превращался
Поселение Чатал-Гуюк. Реконструкция
к в крепость.
Родовая община Соседская община
Чем отличаются представленные на схеме общины? Что в них общего?


\ \ Пастбища
Пашня
Пастбища
Все меньше становилась потребность в коллективном хозяйстве и коллективной собственности. Постепенно каждая семья начинает обрабатывать свой участок земли и получать собственный урожай. Землю стремятся передавать по наследству детям, прежде всего сыновьям. На смену родовой общине пришла соседская община.
В соседской общине жили люди, не обязателЬно свя- зандые кровными узами. Семьи вели хозяйство по отдельности, но объединялись для совместных работ, требующих усилии большого количества людей. Это были подсечка леса, укрепление или создание водоема и другие работы.
Наступление века металлов
Первобштшшс л^ди нередко находили самородки золота и меди. Их можно было расплющить, разрубить с помощью каменного топора. Поначалу из металлов делали лишь украшения, наконечники для стрел, рыболовные крючки. Люди обратили внимание, что при нагревании золото и медь плавятся. Мягкому металлу можно было придавать любую форму. Примерно 7 тысяч лет назад люди стали использовать медь для изготовления орудий труда. Постепенно медь начала побеждать камень, и на смену каменному веку пришел медный век. Месторождений металлов, выходящих на поверхность земли, было немного, поэтому люди научились добывать руду - горную породу, содержащую металлы. При нагревании из руды извлекали чистый металл, который затем ковали и обрабатывали.
Следующим шагом в использовании металлов было изобретение бронзы - сплава меди и олова. Бронза значительно тверже меди, кроме того, она красива. Из нее начали делать орудия труда, оружие, посуду, украшения. Медь и олово стали важнейшими предметами обмена. Наступил бронзовый век.
Появление нового общества
В соседской общине, где каждая семья вела свое хозяйст во, изменилось положение людей. На смену равенству всех членов общины приходит неравенство. Одни благодаря усердному труду, способностям к ремеслу, успешной торговле стали жить лучше, чем их соплеменники. У других богатство было связано с их положением в племени.
Старейшины, вожди, колдуны по праву своего положения имели больше изделий, продуктов. Кроме того, они являлись хранителями ценностей, принадлежавших общине. Однако постепенно они стали распоряжаться этими ценностями как своей собственностью. В общине выделяются группы людей, занимающих высшие посты в общинной иерархии. Главным их занятием было убавление делами общины. Они пользовались особым почетом. Знатность передавалать по наследству от родителей к детям.
Вожди, опираясь на своих воинов, начали совершать набеги с целью грабежа соседних племен. Удачный военный поход обогащал всех его участников и укреплял положение вождей, которые становились постоянными военачальниками. Часто в результате такого похода победители захватывали пленных. Их превращали в рабов, которых использовали на тяжелых работах в домашнем хозяйстве.
Так сложилось новое общество, где были бедные и богатые, знатные и простые общинники, свободные и рабы.

  • Первобытный человек от собирательства и охоты перешел к земледелию и скотоводству. Став земледельцем, он начал вести оседлый образ жизни.
  • Родовая община сменилась соседской общиной.
  • Сложилось новое общество, в котором возникло неравенство между людьми.
Вопросы и задания ишшззв щ
1. Как возникли земледелие и скотоводство? 2. Какие изменения произошли в быту людей, когда появились керамика и ткачество? 3. Почему медь и золото были первыми металлами, которые начал обрабатывать первобытный человек? 4. Почему стала разрушаться родовая община? 5. Кого называли знатью? 6*. Можно ли было с исчезновением родовой общины избежать появления неравенства? Приведите примеры, подтверждающие вашу точку зрения.
  1. Выберите правшьный ответ.
  1. Главное отличие первобытного человека от обезьяны
а) умение изготавливать орудия труда и оружие
б) длинные руки, свисающие до колен
Б. Основные способы добывания пищи древнейшими людьми
а) собирательство, охота
б) земледелие
в) скотоводство
  1. Основной материал у древнейших людей для изготовления орудий труда
а) кость в) камень
б) дерево г) железо
Г. На смену родовой общине приходит
а) племя в) соседская община
б) человеческое стадо г) государство
  1. Продолжите ряд.
Ранние и простые искусственные сооружения древнейших людей: ветровой заслон
  1. Что лишнее в ряду?
Простейшие орудия труда древнейших людей:
ручное рубило, скребло, каменный топор, меч, палка-копалка.
  1. Установите соответствие.
  1. ремесло а) объединение родов
  2. миф б) действия и слова, якобы обладающие чудодей
ственными свойствами
  1. род в) изготовление вручную различных изделий
  2. магия г) сказания о богах, героях, о происхождении яв
лений природы
  1. племя д) группа людей, ведущих свое происхождение от
одного предка

5 Выберите правильный ответ.
Характерные черты родовой общины

  1. все трудятся сообща
  2. все имущество общее
  3. наличие богатых и бедных семей
  4. каждая семья имеет свой надел, обрабатывает его и получает урожай
  5. люди происходят от одного предка
  6. добытая пища распределяется поровну
  7. поселения, в которых проживали соседи
lgt;a.i;tlt;vi II
ДРевний Восток

Древним Востоком называют обширное пространство в Северной Африке и Азии в эпоху появления и развития там древнейших государств.
Теплый климат, разнообразный растительный и животный мир способствовали заселению людьми берегов крупных рек: Нила (в Африке), Евфрата и Тигра (в Западной Азии), Инда (в Южной Азии), Хуанхэ (в Восточной Азии). Здесь были плодородные почвы, позволявшие собирать обильные урожаи. Эти реки периодически разливались. Наводнения превращали близлежащие районы в топи и болота. А те места, куда вода не доходила, превращались в выжженную солнцем пустыню. Люди научились осушать и орошать эти земли. Земледелие стало основным видом занятий, но наряду с ним развивались скотоводство, ремесла. Небольшие поселения превращались в хорошо укрепленные города, вожди племен становились правителями городов и народов.

Государства в долинах великих рек

Соседская община и родовая община Соседская община – это несколько родовых общин (семей), живших в одной местности. В каждой из этих семей есть своя глава. И каждая семья ведет свое хозяйство, по своему усмотрению использует произведенный продукт. Иногда соседскую общину еще называют сельской, территориальной. Дело в том, что члены ее проживали обычно в одной деревне. Родовая община и соседская община– это два последовательных этапа в становлении общества. Переход от родовой общины к соседской стал неизбежным и закономерным этапом в жизни древних народов. И на это были свои причины: Кочевой образ жизни стал меняться на оседлый. Земледелие стало не подсечно-огневым, а пашенным. Орудия труда для обработки земли стали более совершенными, а это, в свою очередь, резко увеличило производительность труда. Появление социального расслоения и неравенства среди населения. Таким образом, произошел постепенный распад родовых отношений, который сменился семейными. Общая собственность стала уходить на второй план, а на первый выдвинулась частная. Однако долгое время они продолжали существовать параллельно: леса и водоемы были общими, а скот, жилище, орудия, участки земли – индивидуальными благами. Теперь каждый человек стал стремиться заниматься своим делом, зарабатывая им на жизнь. Это, несомненно, требовало максимального объединения людей, чтобы соседская община продолжала существовать. Отличия соседской общины от родовой Чем отличается родовая община от соседской? Во-первых, тем, что в первой обязательным условием было наличие между людьми родственных (кровных) связей. В соседской же общине такого не было. Во-вторых, соседская община состояла из нескольких семей. Причем каждая из семей владела своей собственностью. В-третьих, совместный труд, существовавший в родовой общине, был забыт. Теперь каждая семья занималась своим участком. В-четвертых, в соседской общине появлялось так называемое социальное расслоение. Выделялись более влиятельные люди, формировались классы. Человек в соседской общине стал более свободным и независимым. Но, с другой стороны, он потерял мощную поддержку, которая была в родовой общине. Когда мы говорим о том, чем отличается соседская община от родовой, то необходимо отметить один очень важный факт. Соседская община имела большое преимущество над родовой: она стала видом не просто социальной, а социально-экономической организации. Она дала мощный толчок для развития частной собственности и экономических отношений. Соседская община у восточных славян У восточных славян окончательный переход к соседской общине произошел в седьмом веке (в некоторых источниках ее называют «вервь»). Причем такой вид социальной организации просуществовал достаточно долго. Соседская община не давала крестьянам разориться, в ней царила круговая порука: более богатые выручали бедных. Также в такой общине разбогатевшие крестьяне всегда должны были ориентироваться на соседей. То есть еще как-то сдерживалось социальное неравенство, хоть оно и закономерно прогрессировало. Характерной особенностью для соседской общины славян была круговая ответственность за совершенные проступки, преступления. Это касалось и воинской повинности. В заключение Соседская община и родовая община – это разновидности социального устройства, существовавшие в свое время у каждого народа. С течением времени постепенно происходил переход к классовому строю, к частной собственности, к социальному расслоению. Эти явления были неизбежными. Поэтому общины ушли в историю и сегодня встречаются только в некоторых отдаленных регионах.

Это переплетение родовых и соседских связей, чрезвычайно разнообразное в конкретных обществах, заставляет поставить вопрос о критериях, позволяющих отличать родовую общину на позднейшем этапе ее развития от соседской и о характере переходных форм между ними.

Главные признаки, характеризующие любую соседскую общину, это наличие отдельных семейных коллективов, самостоятельно ведущих хозяйство и распоряжающихся произведенным продуктом, так что каждый своими собственными силами производит обработку отведенных ему полей и урожай им присваивается единолично, и коллективная собственность на основное средство производства. Семьи, представленные в общине, могут быть родственными и неродственными - коль скоро в хозяйственном отношении они обособлены, это не имеет принципиального значения.

На начальных этапах формирования соседской общины общинная собственность на землю сосуществует с родовой, иногда даже занимая подчиненное положение. На некоторых островах Ново-Гебридского архипелага деревни, хотя и состоят из подразделений нескольких родов, но еще не образуют общины и не имеют земельной собственности. На островах Тробриан, Шортландских, Флорида, Сан-Кристобаль, Санта-Анна, Вао, Фате и других соседская община уже возникла и общинная собственность на землю сосуществует с родовой и индивидуальным заимочным землепользованием, а на острове Амрим земля принадлежит всей общине в целом, но распределяется между различными родовыми группами.

В стадиальном отношении такая община является переходной от родовой к чисто соседской. Ее можно считать ранним этапом соседской общины или переходным типом; между этими двумя точками зрения мы не видим больших различий. Главным критерием, позволяющим ее выделять, является не столько сосуществование общинной собственности с частной (это разумеется для любой соседской общины), сколько переплетение родовых связей с соседскими.

Переход от такой общины к собственно соседской в значительной мере зависит от судеб позднего рода, от времени, когда он окончательно прекращает свое существование. Поскольку род чаще всего доживает до классового общества, очевидно, именно этот ранний этап соседской общины и является наиболее характерным для ее бытования в разлагающемся первобытном обществе, и для ее обозначения кажется вполне приемлемым термин "первобытная соседская община".

Такая община является соседской, потому что имеет главную ее особенность - сочетание частной собственности с коллективной. О том, что она присуща эпохе разложения первобытного общества, свидетельствует и археологический материал. В Дании уже в поселениях бронзового века в пределах каждой деревни ясно видны границы индивидуальных участков и общинного пастбища. Нечто подобное еще раньше наблюдается на неолитическом Кипре.

Однако такая община является не просто соседской, а именно первобытно-соседской, так как коллективная собственность в ней представлена двумя формами: общинной и родовой. Подобное сочетание двух форм коллективной собственности может сохраняться очень долго, и не только в разлагающихся первобытных обществах, но даже в раннеклассовых, как это видно на многочисленных африканских примерах.

Хотя род и община как формы социальной организации и дополняют друг друга, создавая для индивида двойную линию защиты, между ними идет определенная борьба за сферу влияния. Конечная победа соседской общины над родом определяется уже тем, что она является не только социальной организацией, каковой практически стал поздний род, но организацией социально-экономической, в которой социальные связи переплетаются и определяются производственными.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

При всём огромном разнообразии конкретно-исторических форм и вариантов соседской общины она также прошла через определённые стадии, в общем совпадающие со ступенями общественной эволюции. К. Маркс различал 3 основные формы (ступени, стадии) разложения первоначального единства общины и выделения семейно-индивидуального хозяйства: азиатскую, античную, германскую. Перечисленные стадии общины характеризовались дуализмом коллективного и частного начал, прежде всего, дуализмом коллективного и индивидуального земледелия, но соотношение этих начал в них было разным.

Азиатская стадия общины по сути являлась трансформированной естественной общностью, господствовавшей на первобытной стадии исторического развития. В основе её лежала ещё общая собственность на землю. Надел отдельной семьи представлял неотъемлемую принадлежность общины. Такого рода общинная организация опиралась на большой удельный вес коллективного труда, соединение ремесла и земледелия в рамках общины, слабость либо отсутствие разделения труда между разными общинами.

Античная стадия, представлявшая следующую ступень разложения первоначального единства общины и обособления семейно-индивидуального хозяйства и частной собственности, предполагала такую организацию, при которой предпосылкой для присвоения земли продолжало оставаться членство в общине, но каждый член общины уже стал частным собственником обрабатываемого надела. Используемая для общих потребностей общинная собственность в качестве государственной собственности отделена здесь от частной собственности. Гарантией сохранения античной общины служило равенство входивших в неё свободных граждан, самостоятельно обеспечивавших своё существование.

Германская община являла собой дальнейший шаг в обособлении составлявших Община семей, в укреплении семейно-индивидуального крестьянского хозяйства как основной производственной ячейки. В германской общине коллективная собственность лишь дополнение к собственности отдельных домохозяев. Если в античной общине существование индивида как частного собственника было обусловлено его членством в общине (полисе, государстве), то в германской форме, напротив, наличие самой общины обусловлено потребностями семейно-индивидуального хозяйства.

Каждая из стадий соседской общины представлена самыми различными модификациями. На развитие и конкретные формы общинных организаций накладывали отпечаток естественно-географическая и историческая среда, в которой находились общинные организации, характер хозяйственной деятельности, а также этнические компоненты. Особенностями, порожденными необходимостью крупных коллективных работ (ирригация и пр.), отличалась, например, община восточных деспотий. Господство общей собственности на землю здесь реализовывалось через собственность верховной общины в лице государства, деспота; отдельные общины выступали лишь наследственными владельцами обрабатываемой земли.

Своеобразную форму ранней соседской общины представляла община кастовая. Её специфика проистекала из особого вида общественного разделения труда, замкнутого в рамках сельской общины, движущегося не на товарном, а на натуральном обмене продуктами и взаимной деятельностью. Профессиональные различия, порожденные такой формой общественного разделения труда, закреплены социально в кастовых различиях. Тем самым резко усиливались присущие общине патриархальность и консерватизм, упрочивая автаркизм общины, создавались серьёзные преграды на пути развития городского ремесла и товарного обмена.

За пределы начальной ступени разложения первобытного коллективизма и трансформирования соседской общины фактически не выходит и община кочевая. Характер производства (необходимость коллективного выпаса и охраны стад, сезонного перераспределения пастбищ, родовая взаимопомощь в случае падежа скота и др. стихийных бедствий) здесь таков, что он обусловливает функционирование каждого отдельного индивида или семьи (большой или малой) лишь в качестве члена коллектива (обычно по-военному организованного). Район кочевья, занимаемый отдельной хозяйственной единицей, -- составная часть общей земельной собственность племени

К первоначальной стадии формирования соседской общины подошли общинные организации германских племён ко времени завоевания ими Западной Римской империи (эту стадию эволюции общины часто обозначают термином «земледельческая» и рассматривают как один из типов общины). К этой же стадии, по мнению многих исследователей, принадлежала восточно-славянская вервь накануне образования Киевской Руси и на начальном этапе её существования (иногда вервь отождествляется либо с большой семьей, либо с сельской общиной типа германской марки).

Последняя стадия соседской общины приходится на период господства феодальных отношений. С торжеством крупного земледелия община превратилась из свободной в зависимую от господствующего класса и его государства организацию непосредственных производителей, используемую в целях их эксплуатации. Однако её порядки и институты продолжали действовать внутри феодального владения в качестве необходимого дополнения к парцеллярному хозяйству крестьян, обеспечивая его нормальное функционирование. Даже собственное хозяйство феодала было вынуждено подчиняться распорядку деревенской общины. При помощи общины как сообщества мелких производителей поднималась целина, расчищались леса, прокладывались дороги, возводились ирригационные и мелиорационные сооружения, строились мосты, мельницы, военные укрепления, замки, культовые здания и др.

Община сыграла положительную роль в переходе к трёхполью и регулированию этой системы земледелия. Существование общины в качестве организации непосредственных производителей -- крестьян закреплялось в обычном (иногда в писаном) праве. Несмотря на прогрессировавшее развитие частнособственнических отношений и имущественного неравенства, соседская община сохраняла свою демократическую природу. Она сыграла большую роль в ограждении её членов от натиска феодалов. Община сохранялась на протяжении всего средневековья в тяжелой непрерывной борьбе с землевладельческой знатью.

Одним из вариантов соседской общины являлась русская средневековая община. Относительное многоземелье не требовало введения столь многочисленных сервитутов ограничивавших индивидуальное землепользование крестьянских семей. Этому способствовали и небольшие размеры поселений. По тем же причинам альменда (весьма обширная по территории) в гораздо меньшей мере использовалась коллективно. Зато в области самоуправления община-волость имела намного большие права. Распределение земель и регулирование их использования, раскладка, избрание сельских властей (старост, а впоследствии волостных старшин), сбор средств на мирские расходы, организация взаимопомощи, решение гражданских и мелких уголовных дел составляли компетенцию крестьянских общин. Волость наряду с феодальным поместьем и вотчиной являлась территориально-административной ячейкой, частью государственного организма. Выборные волостные власти выступали одновременно и представителями государственной администрации в её низовом звене.