Коррекционные школы I, II, III, IV, V, VI, VII и VIII видов. Каких детей в них обучают? Специальный коррекционный класс

На каком основании ребенка могут перевести в коррекционную школу? Расскажите подробнее о ней.

К сожалению, не все дети могут учиться в обычных школах по современным программам. Уже в начальных классах детей, которые очень плохо учатся, становится видно. По характеру это могут быть самые замечательные дети, веселые, отзывчивые, любимчики детворы и учителей, но вот писать и читать – никак. А когда дело доходит до более сложных заданий, их еле дотягивают всеми правдами и неправдами хотя бы до среднего звена. А там уж вообще туши свет. И тогда учитель (классный руководитель) неизбежно предложит родителям перевести ребенка в коррекционную школу. Она в Ангарске находится в 12 микрорайоне, школа № 2.

В классах обыкновенные дети, которым просто не даются теоретические знания. В этой же школе программы упрощенные, растянутые во времени, и давать их ученикам стараются как можно доступнее. Например, если в массовой школе ученики проходят какую-то программу в 5 классе, то в этой школе – в 6-м. Директор одной из школ города рассказала случай, когда родители совместно с ребенком сами приняли решение уйти в коррекционку.

Девочка перенесла несколько сложных операций и утратила способность к восприятию учебного материала в обычном темпе.

Преподаватели коррекционной школы знают примеры, когда дети, которые пришли к ним с диагнозом легкая умственная отсталость, со временем втягивались в учебу и после окончания школы продолжали обучение в техникумах и даже заканчивали вузы. Например, одна выпускница работает теперь учителем в школе. А еще подмечено, что эти ученики трудолюбивы, умеют шить, вязать, рисовать, мастерить, чинить, готовить. Это может стать точкой опоры в дальнейшем выборе профессии. У школы есть договоренность с техникумами, в которых предусмотрены группы обучения выпускников коррекционных школ. Профессии рабочие, но востребованные на рынке труда.

А теперь главное. Решение забрать ребенка из общеобразовательной школы и оформить его в коррекционную могут принять только родители или законные представители. Без их согласия никто никуда перевести ребенка не имеет права. Процедура проходит так: по вопросу постоянной неуспеваемости ученика в школе собирается педагогический консилиум, на котором должен присутствовать специалист-дефектолог. Именно он решит, не является ли отставание ученика следствием какого-либо заболевания.

Если консилиум решит, что были применены все методы, а результата нет, тогда родителям дадут направление на обследование ребенка у психиатра или сразу на медико-психолого-педагогическую комиссию. В Ангарске она собирается два раза в год, а в областном центре работает постоянно. Комиссия в свою очередь может дать совет родителям перевести ребенка в коррекционное учреждение и выдаст направление.

Если направление получено, нужно трезво оценить предложение о переводе. Специалисты советуют перевести ребенка в коррекционную школу, где ему будет легче учиться и общаться. Там он не будет изгоем. Иначе ребенок ежедневно будет получать психологическую травму от того, что он всегда в своем классе отстающий, худший.

Пусть такой ребенок не будет профессором, зато останется хорошим, не отягощенным комплексами человеком.

Злиться на ребенка вы не вправе. Детей любят всяких, без рук, без ног, с ДЦП. Ваш родился таким.

Коррекционные учреждения VII вида (в терминологии прежнего законодательства об образовании) создавались для обучения и воспитания детей с задержкой психического развития, у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития наблюдаются слабость памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов, повышенная истощаемость, несформированность произвольной регуляции деятельности, эмоциональная неустойчивость, для обеспечения коррекции их психического развития и эмоционально-волевой сферы, активизации познавательной деятельности, формирования навыков и умений учебной деятельности.

В п. 28 Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, утвержденном постановлением Правительства РФ от 12 марта 1997 г. № 288, содержалось правило, согласно которому перевод воспитанника из коррекционного учреждения в другое образовательное учреждение осуществляется органами управления образованием с согласия родителей (законных представителей) и на основании заключения психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий.

В настоящее время в вопросе о переводе учащегося из специального (коррекционного) образовательного учреждения (отдельной организации, реализующей адаптированную основную общеобразовательную программу, - в терминологии нового Федерального закона № 273-ФЗ) в общеобразовательную организацию необходимо руководствоваться следующим.

Однако при таком переводе надо учитывать необходимость создания условий для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов в максимальной степени способствующих получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц (п. 1 ч. 5 ст. 5 Федерального закона № 273-ФЗ). Представляется, что такие условия отсутствуют в рядовой общеобразовательной организации, не реализующей адаптированные образовательные программы для данной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Представляется, что администрация общеобразовательной организации, в которой по адаптированной образовательной программе обучается данный ребенок, должна провести подробную разъяснительную беседу с родителями (законными представителями), в которой объяснить необходимость использования специальных педагогических подходов для их ребенка с учетом особенностей его психофизического развития и индивидуальных возможностей, что не всегда возможно в рамках рядовой общеобразовательной организации.

Кроме того, надо иметь в виду, что реализация инклюзивного образования не должна нарушать права других обучающихся на получение общего образования.

В связи с этим, представляется, что исходя из интересов ребенка перевод из отдельной организации, осуществляющей образовательную деятельность по адаптированной основной общеобразовательной программе, в рядовую общеобразовательную организацию возможен при условии создания в ней специальных условий для получения образования согласно особенностям организации образовательной деятельности для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (часть III Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015).

Для тех детей, которым трудно обучаться в связи с имеющимися проблемами со здоровьем, существуют специальные образовательные учреждения или открываются коррекционные классы в обычной школе. Сюда можно записать ребенка-инвалида или отстающего в развитии. Основное назначение таких учреждений и классов заключено в социальной адаптации воспитанников и их интеграции в обществе.

Если ребенку скоро в школу…

О том, что их чадо отстает от сверстников в развитии, заботливые родители понимают уже на первых годах его жизни. Особенно очевидным это становится к шестилетнему возрасту. обладает скудной речью и низким уровнем интеллектуальных способностей. Порой такие дети даже не умеют держать в руках карандаш. Не только для педагогов, но и для родителей становится очевидным, что такому ребенку необходимо посещать коррекционный класс. Это позволит ему адаптироваться к жизни в социальном и физическом плане.

Где создаются специализированные классы?

Процесс обучения детей с имеющейся задержкой в развитии может быть организован в любом общеобразовательном учреждении. Для тех, кто не знает, что такое коррекционный класс в школе, стоит пояснить, что в него поступают малыши из специальных групп дошкольных учреждений. Причем зачисление возможно только при согласии родителей, по их письменному заявлению.

Коррекционный класс, как правило, открывают на начальной ступени школьной программы. Причем он продолжает функционировать вплоть до получения неполного среднего образования. Для работы с детьми в штате учреждения находятся специально обученные педагоги. Кроме того, школа должна располагать научно-методической литературой, а также соответствующей направлению класса материальной базой. Все это позволит организовать учебный процесс, а также оказывать лечебно-профилактическую поддержку этим особенным детям.

Коррекционные классы в школах открываются согласно приказу директора. При этом в обязательном порядке должно иметься заключение психолого-медико-педагогического консилиума школы на каждого из детей, а также психолого-медико-педагогической комиссии района.

Кого принимают в коррекционный класс?

Специальное обучение в общеобразовательной школе получают дети, которые испытывают определенные трудности при получении знаний, а также плохо адаптирующиеся в коллективе. Как правило, у таких учеников проявляются легкие нарушения в работе головного мозга, ЦНС, а также отставание по эмоционально-волевому типу.

В коррекционный класс, открытый в общеобразовательной школе, не принимают детей с выраженными отклонениями в развитии. Сюда можно отнести:

Грубые зрения, двигательных форм и речи;
- умственную отсталость;
- ярко выраженные нарушения коллективного общения, имеющие форму раннего аутизма.

Перевод в обычный класс

У детей, обучающихся по специальной программе, есть возможность получать знания вместе со своими сверстниками. Для перевода в обычный класс ребенку необходимо иметь положительную динамику развития. Кроме того, он должен успешно осваивать специальную программу. Данный перевод возможен при принятии соответствующего решения психолого-медико-педагогическим консилиумом, а также при согласии самого учащегося.

Режим труда и отдыха

Для учащихся коррекционных классов наиболее целесообразной считается работа в первую смену. При этом их распорядок дня устанавливают с учетом малой трудоспособности и быстрой утомляемости.

Для малышей, посещающих с 1 по коррекционный 3 класс, вводятся дополнительные каникулы. Этих детей отпускают отдыхать в феврале на семь дней.

Плюсы специализированного обучения

Коррекционные классы в школах имеют наполняемость от семи до четырнадцати учеников. При большем количестве воспитанников должна быть выделена ставка для еще одного педагога. В таком случае формируют дополнительный коррекционный класс. Малое количество детей позволяет уделять максимальное внимание каждому из них.

Положительной стороной такого класса является то, что работа с учениками ведется не обычными учителями, а педагогами-дефектологами. Этой специальности обучаются в вузах. Педагоги-дефектологи призваны работать с детьми, у которых имеются непростые медицинские диагнозы. Эти преподаватели могут подыскать ключик даже к самым сложным детям.

С учениками, которые посещают коррекционные классы в школах, занимаются логопеды. При необходимости такое обучение проводится индивидуально. С детьми, посещающими коррекционный класс, работают психологи. При необходимости данные специалисты консультируют родителей.

Программа для коррекционного класса учитывает то, что по ней занимаются особенные дети. Она включает в себя наиболее простые упражнения и задачи. Это позволяет ребенку продвигаться по обучающей лестнице постепенно, микроскопическими шагами. Иными словами, такая специальная программа идет в ногу с замедленным развитием ученика.

Минусы коррекционного обучения

Одной из главных проблем специального класса является объединение детей с несхожими медицинскими диагнозами и с различными психиатрическими и Универсальной программы для всех не существует. Нередко у таких детей наблюдается отставание по одному предмету и одаренность по другому. Так, ребенок может быть не в ладу с математикой, но при этом рисовать как настоящий художник, криво писать, но обладать способностью к иностранным языкам (они, к сожалению, в специальной программе не предусмотрены).

В коррекционный класс нередко отправляют ребятишек из семей, являющихся социально неблагополучными. Такие дети, лишенные родительской заботы, поначалу действительно отстают в развитии. Однако при усиленных занятиях они быстро наверстывают упущенное. В результате этим здоровым детям становится скучно обучаться по замедленной школьной программе.

Градация коррекционных классов

Специальное обучение подразделяется на восемь видов. Для получения образования в них направляют детей в соответствии с медицинскими диагнозами. Существуют следующие виды коррекционных классов:

I - для слабослышащих и глухих детей;
- II - для глухонемых;
- III и IV - для слепых и слабовидящих;
- V - для заикающихся и детей с нарушениями речи;
- VI - для учеников с проблемами психического и физического развития;
- VII - для детей с ЗПР и СДВГ;
- VIII - для умственно отсталых.

Специальные классы I и II вида

Они открываются для воспитания и обучения слабослышащих детей. Эти специальные коррекционные классы предназначены для формирования словесной речи учеников на основе слухо-зрительного восприятия, для компенсации и коррекции возможных отклонений в психическом, а также физическом развитии. Педагоги ставят своей целью подготовить таких детей к самостоятельной жизни. Чем же отличаются данные коррекционные классы? Рабочая программа общеобразовательного процесса разработана именно для неслышащих детей. Наполняемость такого класса - до десяти человек.

Специальные классы III и IV вида

Они создаются для обучения, воспитания, а также коррекции отклонений у детей с имеющимися нарушениями зрения. В эти виды коррекционных классов могут быть приняты детишки с косоглазием, с амблиопией.

Основной задачей педагогов является формирование у учеников компенсаторных процессов. Для этого проводятся не только групповые, но и индивидуальные занятия по дальнейшему развитию осязательного и зрительного восприятия произносимой речи, по социально-бытовой ориентировке, ритмике. В процессе обучения в таких коррекционных классах у детей формируются навыки общения.

Для освоения школьной программы воспитанникам со слабым зрением предоставляется специальное оборудование и тифлоприборы. В основе обучения таких детей лежит система Брайля. Педагог использует нестандартные дидактические материалы, а также специфические средства наглядности. Все это позволяет несколько расширить рамки доступности преподносимой информации.

Специальные классы V вида

Их создают с целью воспитания и обучения детей, имеющих тяжелые речевые патологии. Параллельно оказывается необходимая помощь для устранения имеющихся заболеваний и связанных с ними особенностей в психическом развитии. При положительной тенденции развития ребенка он может быть переведен в обычный класс. Однако для этого понадобится получить заключение психолого-медико-педагогической комиссии.

Коррекционный класс 5 вида предусматривает получение на протяжении 4-5 лет. Нормативным для общего основного образования является шестилетний срок.

Ступень обучения, предусматривает обеспечение коррекции различных речевых дефектов. К ним относят нарушения темпа речи, звукопроизношения и а также связанные с этими патологиями отклонения в психическом развитии ребенка. Воспитанников обучают навыкам нормальной разговорной речи, верному грамматическому оформлению высказываний и расширяют запас их лексики.

На второй ступени получения образования у детей происходит развитие полноценных навыков письменной и устной передачи информации, которое позволяет им без особых усилий включиться в жизнь общества. Максимальная наполняемость класса 5 вида составляет 12 человек. Коррекция имеющихся нарушений производится не только на уроках, но и на различных мероприятиях.

Специальные классы VI вида

В них обучаются дети, имеющие нарушения работы опорно-двигательной системы. В таком специальном классе решаются задачи комплексного исправления речи, познавательной и двигательной сферы воспитанников. Целью данного обучения является также и социально-трудовая адаптация детей к жизни общества. Максимальное количество человек, с которыми должен заниматься педагог, не должно превышать десяти.

Специальные классы VII вида

Они предназначены для обучения детей, имеющих задержки в психическом развитии. Основные признаки данной патологии выражаются в слабости внимания и памяти, а также в недостаточности подвижности и темпа.

При посещении таких классов детям обеспечивается нормализация эмоционально-волевой сферы и психического развития. У воспитанников происходит формирование умений и навыков, нужных для учебного процесса, а также активизируется познавательная деятельность. Наполняемость данного класса составляет 12 человек. При этом детям обеспечивается получение логопедической помощи.

Специальные классы VIII вида

Их создают с целью обучения детей, страдающих умственной отсталостью, для устранения отклонений в развитии. Коррекционные классы 8 вида предназначены для социально-психологической реабилитации ребенка. Это позволит ему в будущем как можно безболезненнее влиться в жизнь общества. Максимальная наполняемость такого класса - 8 человек.

Заканчивается данное обучение аттестацией по труду. Такой экзамен включает в себя вопросы материаловедения и технологии изготовления изделий.

Сегодня в нашей стране активно ведутся разговоры о нуждах детей с особенностями развития, об их интеграции в общество и правах. Разумеется, когда мы говорим о становлении ребенка как личности, первое, что приходит на ум, это образование. Очень часто для мамы особого ребенка надвигающаяся школа — это повод для тревоги и даже страха. Ведь нужно учесть множество факторов и нюансов, чтобы он мог учиться, при этом быть счастливым и спокойным и в будущем иметь возможность профессионально реализоваться.

Так сложилось, что в России много лет работает система специальных коррекционных образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья. Считается, что там им будет легче освоить программу. Но несмотря на расхожий стереотип о том, что ребенок с особенностями должен быть обязательно отправлен в подобное образовательное учреждение, закон об образовании не предусматривает никаких обязательных разделений. Специальные коррекционные школы созданы для помощи, а не для изоляции. Все дети имеют законное право учиться в совершенно обыкновенных школах. Это труднореализуемо, часто это не целесообразно, но в любом случае, родители должны знать, что по закону все предложения о переводе ребенка в коррекцию носят только рекомендательный характер. Дело родителя, следовать рекомендации или нет. К сожалению, ситуация в нашей системе такова, что мама любого ребенка, тем более особого, должна знать свои и его права.

Другое дело, что ребенку может быть лучше именно в коррекционной школе, где ему помогут и учтут именно его темпы, где он будет более спокоен и успешен. В любом случае, отталкиваться стоит от интересов и возможностей ребенка.

Распределение

Попасть в коррекционную школу можно по результатам психолого-медико-педагогической комиссии. Ее обычно рекомендуют пройти те, кто работает с ребенком, то есть учителя или воспитатели. Также родители сами могут записаться на нее, если считают, что у ребенка есть проблемы в развитии и ему нужен индивидуальный образовательный маршрут. Коме того, на основании заключения комиссии производятся все переводы из вида в вид, а также из специальной школы в массовую.

Ребенка смотрит ряд специалистов в зависимости от характера его нарушений. Это и врачи (невролог, психиатр, лор, окулист и др.), и психологи, и педагоги, и социальные работники. Ему даются задания, соответствующие возрасту, кроме того, специалисты опираются на характеристику педагогов и сведения, полученные от родителей. Изучив и сопоставив все вводные, комиссия выносит свой вердикт и рекомендует родителям и ребенку подходящую школу.

По крайней мере, так должно быть. Но зачастую ПМПК носят формальный характер, основываясь не на реальном состоянии ребенка, а на характеристике учителя или на заключениях предыдущих ПМПК. Надо отметить, что условия, в которых проходит проверка, очень не просты для любого ребенка, тем более, если у него есть проблемы с психическим или речевым развитием. Поэтому родителям, которые отправляются на такую комиссию, следует подготовить к ней малыша морально и самим тоже подготовиться, не волноваться и отнестись как к неизбежной необходимости. Можно озвучить специалистам консилиума ваши предпочтения по школе, выслушать их соображения. Но самое главное, что должны помнить родители, — заключение комиссии носит исключительно рекомендательный характер. Вы имеете право оспорить это заключение и пройти комиссию на городском уровне или требовать пересмотра результата, если вы не согласны с предложенным видом школы. В общеобразовательной школе ребенок может учиться без всяких комиссий.

Обучение

Современная система коррекции в Санкт-Петербурге может предложить детям и родителям 8 видов специальных школ :

Школы I вида предназначены для неслышащих детей. Ученики занимаются в небольших группах по 5 - 6 человек. Школа должна быть оснащена необходимой техникой, для того чтобы облегчить детям восприятие материала. Как ни странно, язык жестов, по нормативам, в школах I вида преподается факультативно.

Обучение подразумевает три ступени: начальное, основное общее и полное. Но растянуться оно может на 12 или даже 13 лет. По окончании школы выпускники получают соответствующие документы государственного образца.

Школы II вида созданы для слабослышащих детей. Это те, кто имеет частичную потерю слуха и, возможно, в связи с этим, частичное недоразвитие речи. В зависимости от тяжести патологии дети распределяются на одно из двух отделений. Здесь можно доучиться до ЕГЭ и получить аттестат зрелости. Школа должна быть оснащена специальным оборудованием для усиления звука. Дети обучаются в классах численностью не более 10 человек. Кроме того, для них предусмотрены индивидуальные занятия по развитию речи.

В школы III и IV вида идут дети с различными нарушениями зрения. III вид предусмотрен для незрячих и для детей с остаточным зрением. Классы здесь насчитывают до 8 человек. В IV виде учатся слабовидящие и дети с другими нарушениями зрения. Количество человек в классе не должно превышать двенадцати. Обучение длится 12 лет, учащиеся проходят полный образовательный курс и получают свидетельство государственного образца об окончании школы. Школа должна располагать специальной аппаратурой, тифлоприборами. В основу обучения положена система Брайля.

V вид — речевые школы. Туда идут дети с различными патологиями речи. Так как этим патологиям часто сопутствуют и проблемы психического развития, педагоги должны это учитывать. В речевой школе может быть два отделения: первое — для детей, имеющих тяжелое нарушение речи или общее недоразвитие речи, второе — для детей, страдающих заиканием при нормальном развитии речи.

Если развитие речи у ребенка в процессе обучения нормализуется, родители могут перевести его в общеобразовательную школу. Для этого снова придется проходить ПМПК.Речевая школа не подразумевает старших классов, ребята сдают ГИА и получают соответствующее свидетельство. Как правило, в речевых школах учатся по общеобразовательной программе, с учетом речевых особенностей, в классах не более 12 человек. Должна вестись индивидуальная и групповая работа по развитию речи.

Школы VI вида созданы для детей с различными нарушениями опорно-двигательного аппарата. Здесь они получают начальное, основное и среднее общее образование, обучение длится 11-12 лет. Программа в школе общеобразовательная. Классы небольшие, до десяти человек. Во время обучения с детьми должны заниматься не только освоением школьной программы, но и непосредственно проблемами опорно-двигательного аппарата. Согласно штатному расписанию школе положен логопед.

VII вид — школа для детей с задержкой психического развития. У таких детей потенциально сохранен интеллект, но в связи со слабой памятью, быстрой истощаемостью, эмоциональной неустойчивостью им тяжело учиться в больших классах обычных школ. В идеале школа VII вида должна рассматриваться как подготовка ребенка к обучению в общеобразовательной. Туда с одобрения ПМПК его могут перевести, когда родители и специалисты сочтут его готовым. Как правило переводы начинаются после начальной школы.

На деле сменить школу VII вида на массовую может быть очень непросто. Ни ПМПК, ни учителя не хотят связываться с детьми из коррекции. Разумеется переводиться можно и порой нужно, но надо делать это очень внимательно, тщательно подбирая школу и педагога, чтобы ребенку было комфортно. Попадают в учреждения VII вида через ПМПК только ученики 1, 2 и, в порядке исключения, 3-го класса. Дети учатся здесь с 1 по 9 класс по общеобразовательной программе, специально адаптированной под их особенности. Классы малокомплектные, не более 12 человек. Помимо этого, предусмотрены дополнительные занятия в группах по 2-3 человека. В конце 9 класса выпускники сдают ГИА и получают соответствующий аттестат.

Школы VIII вида созданы для детей с умственной отсталостью. Подразумевается, что эти школы нужны для того, чтобы помочь таким детям интегрироваться в общество. Очень большое внимание должно уделяться трудовой подготовке, в некоторых случаях возможна производственная практика.

Усиленная трудовая подготовка осуществляется в тех школах VIII вида, которые предусматривают 10 и 11 класс. Кроме того, школа должна иметь достаточную материальную базу для создания классов трудовой подготовки и проведения производственной практики. Если ученик хорошо освоит изучаемую профессию, он может получить соответствующий разряд или квалификацию.

Количество детей в классе не превышает 12 человек. Обучение идет по общеобразовательной, специально адаптированной программе. Завершается оно аттестацией по трудовому обучению. По состоянию здоровья учащиеся могут быть освобождены от аттестации. После школы они получают документ, свидетельствующий об их участии в обучении. С таким документом можно пойти в ПТУ или, если человек в состоянии, в вечернюю школу, чтобы получить среднее образование и аттестат зрелости. В рамках VIII вида также могут быть созданы классы для учеников с глубокой умственной отсталостью. Там учится не более 8 детей.

Для всех видов школ предусмотрен дополнительный класс. Туда идут дети 6-7 лет, которые не посещали дошкольное учреждение.

Помимо специальных школ существует более интегративный вариант — классы компенсирующего вида на базе общеобразовательных учреждений. Это малокомплектные группы, в которых учатся дети с особыми потребностями. Например, это речевые классы, классы выравнивания, классы по охране зрения и др. Вряд ли такой вариант подойдет учащимся с тяжелой патологией, но это может стать решением для так называемых «пограничных» детей. Направление в эти классы, также как и в коррекционные школы, выдает ПМПК. Чтобы узнать, в каких школах вашего района такие классы есть, можно позвонить в РОНО.

Кроме того, некоторые дети имеют право на индивидуальное обучение на дому. Для того чтобы учиться таким образом, необходимо оформить документы, подтверждающие невозможность ученика посещать школу каждый день. Ребенок может учиться дома постоянно или ходить на некоторые уроки вместе со всеми. Интенсивность обучения также зависит от возможностей конкретного ребенка. По закону, обучающийся на дому, должен получить все необходимые для этого технические средства. Ребенок может учиться дома весь период пребывания в школе или некоторое время вплоть до изменения состояния его здоровья. Существует список заболеваний, при которых предоставляется надомное обучение. Такая форма обучения возможна и в общеобразовательной, и в коррекционной школе.

К сожалению, учителя и администрация школ как обычных, так и коррекционных, часто пытаются отправить «неудобных» учеников именно на надомное обучение, потому что им тяжело справиться с поведением ребенка. Родителям надо иметь ввиду, что подобные манипуляции невозможны без их согласия. И если есть стойкое желание оставить ребенка в коллективе, нужно набраться терпения и сил, чтобы не уступить напору учителя. Но все же отталкиваться следует от интересов и потребностей ребенка. Не всегда пребывание в школе и связанный с этим стресс пойдут ему на пользу.

Осознание

Как бы хорошо все не выглядело в теории, на практике это не всегда так. Бывает, что детям не хватает учебников, нет необходимой аппаратуры. Родители часто жалуются, что вынуждены покупать многое сами. Кроме того, проблемы возникают непосредственно с пониманием задачи коррекционной школы как таковой. Зачастую выходит так, что ребенок, вроде бы направленный в школу для того чтобы получить помощь, оказывается неудобен ей. И порой дети с тяжелыми патологиями, которым очевидно показаны эти школы, остаются за бортом, отправляются на надомное обучение или в нежелаемый вид из-за поведенческих проблем. Бывает, что из массовых школ в коррекцию пытаются «спихнуть» неудобных, сложных, гиперактивных детей, детей неблагополучных. Очень часто это не оправдано. Не говоря уже о том, что большинство особых детей спокойно могут идти по показаниям сразу в несколько видов. Но там, где работают с одной патологией, не всегда могут справиться с сопутствующими проблемами ребенка.

Сегодня в России все больше говорится об эксклюзивном образовании, когда все дети, независимо от их диагнозов, учатся вместе в общеобразовательных школах. Считается, что это воспитывает толерантность, дает шанс ребятам с ограниченными возможностями здоровья интегрироваться в общество с самого детства, в общем, всем это должно быть удобно. За рубежом такая система действует давно и успешно. Начинают внедрять ее и у нас. В Москве, к примеру, с радостью ухватились за эту идею. Сейчас там пытаются свести к минимуму систему коррекционных школ и детских садов, объединив их с общеобразовательными учреждениями. Но, подписываясь на очередное массовое благо, московские чиновники не подумали, что под каждую посадку необходимо подготовить почву.


Ни с одной стороны общество не готово пока принять инклюзию. Ведь для ребят с особенностями нужны адаптированные программы, индивидуальный подход, техническое оснащение, помощники. Учителям необходимо обладать определенными навыками для работы с такими детьми. Их должны безоговорочно принять одноклассники. В свою очередь, их нахождение в классе не должно мешать учиться остальным. Родители детей с особенностями должны быть готовы выпустить свое чадо в коллектив к ровесникам. Одним словом, всем участникам образовательного процесса важно понять и принять всю суть инклюзии и самим включиться в ее осуществление. Но после долгих лет изоляции инвалидов очень трудно требовать от людей бесстрашного, полного и главное моментального их приятия. Тем более что информации крайне мало, а страхов и предрассудков великое множество.

Пока Санкт-Петербург не собирается отказываться от системы коррекции, и это прекрасно, поскольку у людей должен быть выбор пути. Но начать движение к инклюзии стоит. Ведь правильно оформленная модель инклюзивного образования идеальна для всех. В первую очередь, учителям, врачам, родителям, чиновникам от образования необходимо сменить свое отношение к задачам коррекционных школ, к их учащимся, к работе в них. Обучение особого ребенка не должно быть борьбой его матери с системой и выбором из двух зол, не должно привести к полной бесперспективной изоляции ребенка и к его озлоблению. Оно должно стать радостью, помощью и сопровождением его во взрослую жизнь.