Любовь героев к богу почитание героями библии. Идейно-художественное своеобразие «Повести о Петре и Февронии

Разделы: Литература

1) прививать культуру ведения дискуссии на уроке, умение отстаивать свою точку зрения, умение выслушать собеседника.
2) развивать умение работать с текстом(работа с карандашом);
навык работы над анализом эпизода, умение составлять план текста по основным эпизодам;
3) обучение сопоставительному и сравнительному анализу работы над текстом (работа с таблицей).

Ход урока:

Ермолай-Еразм

Повесть о Петре и Февронии Муромских

Цель урока:

  • Познакомиться с произведением древнерусской литературы.
  • Определить проблематику повести.
  • Выявить новаторство Ермолая-Еразма в создании характера героини.
  • Расширить понятие эпизода эпического произведения.
  • Развивать аналитические умения и письменную речь.

Опрос по пройденному материалу .

  • “Повесть о Петре и Февронии” – это фольклорное или литературное произведение? Почему?
  • Можно ли назвать это произведение житием?
  • Что значит “повесть”, почему это произведение называется повестью?

Анализ произведения.

К какому роду относится “Повесть о Петре и Февронии”?
  • Что значит эпический род? Главные его признаки?
  • Какие признаки эпического рода можно выделить в “Повести о Петре и Февронии”?
  • Что значит понятие “эпизод”?
  • Выделите основные эпизоды в произведении.
  • Работа с текстом произведения.
    (Выполнение и проверка домашнего задания)

    Основные эпизоды повести:

    • Проделки дьявола
    • Отчего смерть змея приключится.
    • Смерть от Петрова плеча и Агрикова меча.
    • Агриков меч найден.
    • Змей убит.
    • Мудрая девушка из села Ласково.
    • Условие Февронии и исцеление.
    • Заговор против княгини Февронии.
    • “Дайте то, что я прошу!”
    • Прозорливость Февронии.
    • Возвращение в Муром и счастливое княжение.
    • “Приспело время преставления”.
    • Чудеса с телами Петра и Февронии.

    Анализ эпизода эпического произведения.

    1) Озаглавить эпизод.
    2)Указать, какое место этот эпизод занимает в произведении (в начале, в конце, главный или незначительный).
    3)Роль эпизода в раскрытии характеров или в развитии сюжета.
    4) Действующие лица эпизода, какие черты характера проявляет каждый.
    5) Есть ли в эпизоде пейзаж или описание интерьера, предметного мира; их роль.
    6) Как проявляется в эпизоде стиль писателя, что для него характерно.
    7) Языковые особенности эпизода – анализ средств языка, используемых автором.

    НОВАЯ ТЕМА УРОКА

    Классное сочинение аналитического типа на тему “ Изображение человека в фольклоре и древнерусской литературе”. Читать памятники древнерусской литературы исключительно полезно, когда душа просит необычного.

    А. С. Дёмин

    Закрепление изученного материала.

    Пётр и Феврония – исторические лица. Они княжили в Муроме в начале XIII века и умерли в 1228 году. Повесть написана на основе местной легенды о мудрой крестьянской девушке, ставшей княгиней.

    Основные особенности повести

    .
    • Повесть похожа на житие, но содержание произведения отличается от канонического жития.
    • Найдите признаки жития в повести.
    • Что вам напоминает начало повести?
    • Найдите другие признаки волшебной сказки в произведении.

    Работа в рабочей тетради.

    Признаки сказки Черты жития
    • Что необычного в доме Февронии заметил слуга Петра?
    • Как отвечает Феврония на вопросы слуги? Почему он ничего не может понять в словах дочери древолаза?
    • Найдите в тексте повести эпизоды, в которых проявляется ум Февронии, её благочестие и верность.
    • Какое качество подчёркивает автор в её характере в первую очередь?
    • К кому обращается Феврония в трудные минуты?
    • Какие черты характера героини вы находите наиболее привлекательными?
    • Почему после её смерти происходят чудеса?

    Общий Воздух "Спас нерукотворный" с предстоящими вид. 1389

    .
    • “…Она же в это время заканчивала вышивание того святого воздуха: только у одного святого мантию ещё не докончила, а лицо уже вышила; и остановилась, и воткнула иглу свою в воздух, и замотала вокруг неё нитку, которой вышивала…”
    • Прочитайте финал повести.
    • Какое впечатление оно производит?
    • Найдите элементы этих жанров в структуре повести.

    Заполнить таблицу:

    Признаки сказки Черты жития
    1. Сказочный зачин.
    2. Первая часть похожа на народную сказку о змее-искусителе, вторая – на сказку о мудрой деве.
    3. Есть сказочный герой змей-искуситель.
    4. Добро побеждает зло. Пётр побеждает змея.
    5. Есть загадки, хитроумные задания-испытания.
    6. Есть волшебные вещи: Агриков меч.
    7. Есть постоянные эпитеты (“лукавый змей”, “мудрая дева”).
    1. Автор прославляет святых, создавая идеальные образы. (Пётр – благочестивый, святой; Феврония – святая, преподобная, блаженная).
    2. Есть похвальное слово святым.
    3. Любовь героев к Богу, жизнь по “заповедям Божьим”.
    4. Чудеса, которые творит герой (Феврония исцеляет больных).
    5. Необычная смерть и посмертные чудеса.
    • Для создания образов преподобных Петра и Февронии автор использует элементы сразу нескольких жанровых форм – исторической повести, волшебной и бытовой сказки, основной же формой является житие.

    Найдите элементы этих жанров в структуре повести.

  • Повесть, заимствуя элементы сказочного и создавая яркие запоминающиеся характеры, является не только образцом благочестивого жития русских князей, но и кладезем житейской мудрости.
  • Тема –
  • история любви.
  • Идея произведения
  • заключается в том, что любовь – это великое, всепобеждающее чувство.

    Троицкий собор в Муроме, где хранятся мощи св. Петра и Февронии

    8 июля православные отмечают праздник святых Петра и Февронии Муромских чудотворцев

    Поездка в Муром на праздник Петра и Февронии (07.07-08.07.2006г.)

    Нравственность едина во все века и для всех людей. Читая об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя.

    Нравственность едина во все века и для всех людей. Читая об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя Д. С. Лихачёв.

    “Повесть о Петре и Февронии Муромских” была написана в конце 40-х годов XVI века известным в то время писателем и публицистом, впоследствии принявшим монашество под именем Еразма.

    Жанр (от фр. Genre – род. вид) Исторически сложившийся тип литературного или фольклорного произведения (сказка, рассказ, драма и т.п.) Жанр (от фр. Genre – род. вид) Исторически сложившийся тип литературного или фольклорного произведения (сказка, рассказ, драма и т.п.)

    Жанры древнерусской литературы летопись повесть слово апокриф хождение житие-прославление жизни святого (агиография)

    Основа Житий реальные биографии исторических лиц

    НО! Идеальные образы создавались так:

    условные биографии в соответствии с традиционной схемой:

    1. рождение от благочестивых родителей 2. раннее монашество 3. религиозный подвиг 4. блаженная кончина и чудеса у гроба 5. похвальное слово святому

    Каковы же обязательные элементы жития святого? Обязательное славословие в честь Бога, которым начинается житие. Похвала самому святому. Рассказ о чудесном рождении святого. В житии обязательно описывают чудеса святого. Заканчивается житие тоже прославлением Бога.

    Сюжет жития Особенности изображения святого В основе сюжета - рассказ о жизни человека, прославленного Церковью в лике святых. Основное назначение жития состоит в том, чтобы обосновать причину признания этого человека святым, описать его подвиги во славу веры и Церкви. В житии нет движения, роста, становления характера. Он свят уже с момента рождения, он - избранник Божий. И в этом смысле он не имеет биографии, автору нечего рассказывать.

    Жанровое своеобразие «Повести о Петре и Февронии Муромских»: повесть, сказка? житие? “Повесть о Петре и Февронии Муромских” была написана в конце 40-х годов XVI века известным в то время писателем и публицистом, впоследствии принявшим монашество под именем Еразма. Найдите в произведении черты жития или элементы сказки.

    Работа в группах Черты жития 1. Автор прославляет святых, создавая идеальные образы. (Есть восхваляющие эпитеты: Петр - благочестивый, святой; Феврония - святая, преподобная, преблаженная, блаженная). 2. Есть похвальное слово святым. 3. Любовь героев к Богу, жизнь по “заповедям Божьим”. 4. Чудеса, которые творит герой (например, Феврония исцеляла больных). 5. Необычная смерть и посмертные чудеса.

    Признаки сказки 1. Сказочный зачин.2. Первая часть похожа на народную сказку о змее-искусителе, вторая - на сказку о мудрой деве. 3. Есть сказочный герой - змей-искуситель. 4. Добро побеждает зло, так как Пётр побеждает злого змея. 5. Есть волшебные вещи: агриков меч. 6. Есть загадки, которые часто приходится отгадывать героям сказок. 7. Есть хитроумные задания-испытания (задание Петра сшить рубаху из пучка льна и задание Февронии сделать ткацкий станок из полена). 8. В языке «Повести» есть постоянные эпитеты (“лукавый змей”, “мудрая дева”).

    В этом произведении есть и элементы волшебной и бытовой сказки, и элементы жития, и элементы исторической повести. «Повесть» между тем совсем не сказка. Что же? Житие. Но особое. Не об избранных. Оно о том, как каждый может, а точнее, будет вынужден стать святым. Бог принуждает. Принуждает тех, кто Его любит (или способен полюбить) и не сопротивляется ответной Любви. От традиционных житий, написанных строго по канону, его отличает занимательность сюжета и повествования, своеобразный психологизм, фольклорный подтекст, сказочный характер фантастики и многое другое. Этим объясняется, что часто творение учёного монаха Ермолая-Еразма называют не житием, а повестью. И всё же если это и повесть, то повесть житийная.

    Пётр и Феврония – исторические лица. Они княжили в Муроме в начале XIII века и умерли в 1228 году. Повесть написана на основе местной легенды о мудрой крестьянской девушке, ставшей княгиней.

    Тема Идея Пафос Тема - история любви, а не жизнеописание святого, нет описаний страданий. Тема идеальной супружеской жизни в миру и муд - рого управления государством. Идея не религиозная, она не в том, чтобы показать идеал праведника, истинного служителя Бога. Идея в том, что любовь - это великое, всепобеждающее чувство. Пафос - утверждающий силу любви, а не только прославляющий святого. В композиции нет рассказа о благочестивых родителях, о том, как проснулась вера в Бога, о страданиях во имя Бога, о служении Богу.

    Композиция Первая часть - повествование о подвиге Петра. Какой подвиг он совершил? Он отыскивает чудесный меч и бесстрашно вступает в схватку с врагом. Перед нами - тип поведения мужчины-христианина в критической ситуации: он не задается вопросом, стоит ли защищать брата-князя, беззащитную женщину и само княжество, раз пришла беда, его удел - борьба. Недаром Петр в поисках чудесного меча обращается к Богу, и именно в храме чудесный отрок (ангел) указывает на местонахождение оружия - в алтарной церковной стене. . Иными словами, меч освящен и храним Божиими силами.

    Меч-кладенец Агриков меч Меч-кладенец - наименование оружия нескольких богатырей из русского фольклора. Могли быть волшебными и придавать владельцу непобедимость. Обычно попадали в руки хозяину из какого-либо тайника. Мечом-кладе нцом многие богатыри Убивализлобных и опасных змеев.

    Вторая часть - повествование о подвигах Февронии, дочери простого рязанского древолазца (бортника).

    Выделите основные эпизоды в произведении Проделки дьявола. Отчего смерть змея приключится. Смерть от Петрова плеча и Агрикова меча. Агриков меч найден. Змей убит. Мудрая девушка из села Ласково. Условие Февронии и исцеление. Заговор против княгини Февронии. “Дайте то, что я прошу!” Прозорливость Февронии. Возвращение в Муром и счастливое княжение. “Приспело время преставления”. Чудеса с телами Петра и Февронии.

    Анализ эпизода Композиция эпизодов Композиция первого рассказа повести: Зачин: змей летает к жене князя Павла. Завязка: выясняется, что убить змея может только князь Петр. Он должен убить змея, имеющего облик его брата. Развязка: после удара мечом змей является в своем настоящем облике. Концовка: князь Петр заболевает.

    Работа в группах Составьте композиционные планы других эпизодов и подготовьте их сжатый пересказ Композиция третьего рассказа: Зачин: бояре недовольны низким происхождением княгини. Завязка: бояре требуют изгнания Февронии; она получает разрешение уйти вместе с князем; князь соглашается. В пути князь Петр начинает сомневаться, правильно ли он поступил, оставив Муром. Развязка: на следующий день нагнавший Петра и Февронию посланец Мурома просит их вернуться. Концовка: Петр и Феврония возвращаются в Муром и правят в нем до конца дней своих.

    Как вы представляете жизненный путь князя Петра? Пётр проходит в повести сложный путь духовного обновления. Путь исцеления главного героя «Повести» может быть представлен следующей парадоксальной, казалось бы, схемой: жениться = смириться = исцелиться душой = исцелиться телом. Действительно, герой одерживает победу над внешним злом мира, воплощённым в образе змия-искусителя, во имя чести брата, а святой - над внутренним злом гордыни во имя достоинства человека, всякого человека, человека как такового.

    Какой главный подвиг совершил Пётр во второй части повести? Вторая часть посвящена уже не воинскому подвигу и поединку с внешней силой зла, в ней главным оказывается духовная победа над своей греховностью и постепенное не физическое, а духовное исцеление. “Развитие сюжета повести - это ступени, этапы постепенного нравственного прозрения Петра, уходящего из мира земных страстей в мир вечных истин” Н.С. Демкова.

    Как помогла Февронья Петру одержать духовную победу? Феврония помогает Петру одержать победу над злом в себе: не случайно она предстаёт при первой встрече занятой ткачеством, а перед смертью занята вышиванием, это косвенно подчёркивает её связь с судьбой. Но её всеведение обеспечено не колдовским даром, а силой любви. Как пишет академик Д.С. Лихачёв: “Животворящая сила любви Февронии так велика, что жерди, воткнутые в землю, расцветают в деревья по её благословению. Крошки хлеба в её ладони обращаются в зёрна священного ладана. В силе своей любви, в мудрости, как бы подсказываемой ей этой любовью, Феврония оказывается выше даже своего идеального мужа - князя Петра” .

    Смысл притчевого эпизода жития - “чудесное оживление обрубков” Что символизирует этот эпизод? Буквальный смысл этого эпизода заключается в подтверждении чудодейственного дара святой девы Февронии, ибо действует она не по своему разумению, а по Божьему соизволению. Аллегорический - свидетельствует о том, что изгнанничество Петра и Февронии завершится возвращением в Муром и восстановлением княжеского титула и княжеской власти, как возвращается жизнь обрубкам. Символический, вбирающий другие значения, указывает на то, что, всё потеряв в жизни сей, Пётр и Феврония обретут жизнь вечную, ибо смерть для них - это путь к бессмертию. И всё-таки до последнего предела чудо это так и остаётся тайной.

    Пётр и Феврония, избравшие друг друга раз и навсегда, умолили Бога, “чтобы в одно время умереть им. И завещали, чтобы их обоих положили в одну гробницу, и велели сделать из камня два гроба, имеющих между собой тонкую перегородку”.

    “Неразумные люди” этого, конечно, не поймут и попробуют похоронить отдельно, ибо незадолго до смерти Пётр и Феврония приняли монашество, а следовательно, дали обет безбрачия. Но Бог судил иначе. “И снова утром оказались святые в едином гробе”, - торжествуя, повторит Ермолай-Еразм. Великая сила удерживает их в едином поле Любви.

    Примерно через 300 лет после их смерти Петр и Феврония были причислены Русской православной церковью к лику святых, а ныне их мощи покоятся в Свято-Троицком женском монастыре в Муроме.

    Множество богомольцев посещают Свято-Троицкий женский монастырь в Муроме, чтобы поклониться честным мощам святых Петра и Февронии, которые по воле Божией покоятся во едином гробе.

    Тест И когда хотели слуги грузить их имущество с берега на суда, из города Мурома пришли вельможи и стали говорить: "Господин князь! От всех вельмож и от всего города пришли мы к тебе, не оставь нас сиротами и возвращайся на отчий престол. Многие вельможи погибли в городе от меча. Каждый из них хотел править, и сами себя губили. А оставшиеся в живых вместе со всем народом молят тебя, говоря: господин князь, прогневали мы тебя и раздражили, поскольку не хотели, чтобы княгиня Феврония господствовала над нашими женами, ныне же мы, со всеми домами своими, рабы ваши, и хотим вас, любим и молим, не оставьте нас, рабов своих!" Блаженный же князь Петр и блаженная княгиня Феврония возвратились в город свой. И державствовали в городе том, живя по всем заповедям Божиим без порока, пребывая в непрестанных молитвах, и были они милостивыми ко всем людям, под их властью находящимся, словно чадолюбивые отец и мать. Всех они одинаково любили, не терпели ни гордости, ни притеснений и богатств тленных не берегли, но от Бога богатели. Были они городу своему истинными пастырями, а не наемниками. Правили городом своим истиной и кротостью, а не яростью. Странников принимали, голодных насыщали, нагих одевали, бедных от напастей избавляли.

    А1. Что такое житие? 1) историческое повествование, которое велось по годам 2) обширное повествование в стихах или прозе о выдающихся национально- исторических событиях 3) биографии духовных и светских лиц, канонизированных христианской церковью 4) литературное повествовательное произведение с сюжетом менее сложным, чем в романе. А2. Что произошло после того, как князь и княгиня Муромские покинули Муром? город стал процветать в городе начались междоусобицы 3) ничего не изменилось 4) в город ворвались враги.

    А3. Объясните значение слова «тленные». А4. В словосочетаниях «были милостивыми», « блаженный князь», «блаженная княгиня», « богатств тленных», « истинными пастырями» выделенные слова являются: 1) метафорами 2) олицетворениями 3) эпитетами

    Задания, которые требуют написания развёрнутого ответа ограниченного объема. Выполняя их, постарайтесь сформулировать прямой ответ на поставленный вопрос (примерный объём – 3–5 предложений) с опорой на текст. Избегайте пространных вступлений и характеристик Б1. Какой эпитет использует автор для характеристики Петра и Февроньи? Раскройте значение этого слова. Б2. Как вы понимаете смысл слов: «Правили городом своим истиной и кротостью, а не яростью»?


    Билет 2

    1. Любовь, преданность, верность главных героев в «Повести о Петре и Февронии Муромских». Связь повести с фольклором.

    Повесть написана в 15 веке писателем публицистом Ермолаем-Еразмом , который был священником в Пскове, потом протопопом дворцового собора Спаса-на-Бору в Москве, потом монахом. Это неединственное, но самое известное произведение. Сохранилось 150 списков "Повести..."

    Тема - история любви, преданности, самоотверженности.

    Идея - показать идеал праведника, утверждение любви - великого чувства.

    Главные герои – Петр и Феврония.

    Жизнь Петра и Февронии – история отношений мужчины и женщины, сумевших преодолеть все сложности долгого и трудного земного пути, явив идеал христианской семьи.

    Прочитав «Повесть о Петре и Февронии Муромских», мы выявили следующие черты сказки:

    1. Начало произведения напоминает сказочный зачин: «Есть в русской земле город…Правил в нем когда-то князь по имени Павел…»

    2. Повесть начинается событием, которое, несомненно, перешло сюда из сказки: к жене князя Павла стал прилетать Змей и обольщать ее.

    3. Первая часть похожа на волшебную сказку о герое- змееборце, вторая- на бытовую сказку о мудрой деве. Как и во всех сказках есть сказочный герой – змей- искуситель.

    4. По законам волшебной сказки Добро всегда побеждает Зло: Петр победил змея.

    5. Есть загадки, которые часто приходится отгадывать героям сказок. Например, «Плохо, когда дом без ушей, а горница без очей».

    6. Хитроумные задания-испытания (задание Петра сшить из пучка льна рубаху и задание Февронии сделать ткацкий станок из полена).

    7. Волшебные предметы(например, Агриков меч, от которого гибнет Змей).

    8. Постоянные эпитеты: «лукавый змей», «мудрая дева» идр.

    Таким образом, выявленные нами черты, характерные для волшебной и бытовой сказки, позволяют нам отнести «Повесть о Петре и Февронии Муромских» к жанру фольклора.

    Житийная литература была очень популярна на Руси. Слово «житие» означает «жизнь». Житиями назывались произведения, рассказывающие о святых- государственных и религиозных деятелях, чья жизнь и поступки были расценены как образцовые. Житие – это жизнеописание святых. Святой – это человек, посвятивший себя богу.

    Жития имели определенную структуру:

    1. Вступление, в котором объяснялись причины, побудившие автора начать повествование.

    2. Основная часть - рассказ о жизни святого, его смерти и посмертных чудесах.

    3. Завершалось житие похвалой святому.

    «Повесть о Петре и Февронии Муромских» написана в форме жития –это художественная биография людей, причисленных к лику святых.

    Черты житийного жанра:

    2. Есть похвальное слово святым: «Мы же по силе нашей да воздадим похвалу им…

    3. Любовь героев к Богу, почитание героями Библии.

    4.Чудеса, которые творят герои (например, Феврония исцеляет больных, крошки хлеба превратились в ладан, мертвые обрубки стали пышными деревьями).

    5. Необычная смерть и посмертные чудеса (верные супруги не только умерли в один день и час, но и не расстались после смерти; на месте их погребения верующие люди получают исцеление от самых тяжких недугов).

    В повести используется лексика, характерная для духовной литературы: блаженный, милостыню творя, заповеди Господние, чадолюбивые и т.д.

    Но в повести нет традиционного для житийного жанра построения произведения (лишь финал- классический образец жития)

    Жанр произведения определен в названии: «Повесть». В ходе исследования мы выявили следующие жанровые особенности:

    1. Указаны конкретные места действия: город Муром, Рязанская земля, село Ласково. Это придает повести достоверность.

    2. Герои повести- реальные люди. Князь, прежде чем начать лечение, хочет испытать мудрость Февронии и дает ей невыполнимые задания. В сказке такие задания выполняются со сказочной быстротой. Не то в повести. Феврония на лукаыре задание отвечает не менее лукавым.

    3. Детали. Например, Феврония обматывает нитку вокруг иглы: «…остановилась и воткнула иглу свою в воздух, и замотала вокруг нее нитку, которой вышивала…» Эта деталь показывает изумительное душевное спокойствие Февронии, с которым она решается на смерть с любимым человеком. Автор многое сказал о ней только одним этим жестом.

    4. На первый план выдвигается личность крестьянки.

    5. Тема социального неравенства.

    6. История рвущихся к власти бояр, перебивших друг друга в междоусобице.

    Таким образом, в данном произведении есть элементы исторической повести.

    Это житийная повесть с элементами народно- сказочного характера.

    Торжество веры, мудрости, добра и любви – вот основная идея повести. Своей жизнью Петр и Феврония показали, каким должен быть человек, каким должна быть его жизнь.

    8 июля Православная церковь чтит святых Петра и Февронию и именно этот день считают днем влюбленных в православии. В 2008 году этот день был объявлен днем семьи, любви и верности, а ромашка стала символом этого праздника. Немало людей совершают паломничество в Муром, чтобы поблагодарить этих святых за покровительство в их семейной жизни или попросить об их молитве перед Господом о даровании семейного лада и счастья.

    2. Какова основная мысль стихотворения В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»?

    Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям» Маяковский написал в 1918 году. Известно, что Маяковский как никто из поэтов принял революцию и был целиком захвачен событиями, связанными с нею. У него была сформирована ясная гражданская позиция, и свое искусство художник решил посвятить революции, людям, ее делавшим. Но в жизни каждого не только светит солнце. И хотя поэты той поры были люди востребованными, Маяковский, как человек умный и чуткий, понимал, что служить творчеством Отечеству надо и можно, но вот толпа не всегда понимает поэта. В конце концов не только любой поэт, но и любой человек остаются одинокими.

    Тема стихотворения : история лошади, которая « грохнулась » на булыжную мостовую, очевидно, от усталости и потому, что мостовая была скользкая. Упавшая и плачущая лошадь – это своеобразный двойник автора: « Деточка, все мы немножко лошади ».

    Как реагируют окружающие? Они смеются! Сразу же собираются зеваки. Лошадь понимает, что помощи ждать ей не придется. Собралась с силенками (« может быть старая… »), « рванулась, встала на ноги, ржанула и пошла ».

    Идея стихотворения : Если старая упавшая лошадь нашла в себе силы подняться, да еще и пойти, « хвостом помахивая », то и поэт сможет встать и найти силы не только жить дальше, но и творить, даже если видит, что толпа зевак не очень-то нуждается в его, « поэтином », слове.

    Упавшая лошадь – это поэтический двойник самого поэта. Да, он, как и всякий человек, может оступиться и упасть. Но, превозмогая боль, равнодушие толпы, поэт, как лошадь, встанет.

    Оптимизм, доброта Маяковского к лошадям, к людям (не зевакам), к стране, вера в свое творчество давали ему силы жить. Такому отношению к боли и равнодушию можно учиться, нужно подражать.

    Слайд 1

    Тема урока: «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Гимн любви и верности»
    Повесть о Петре и Февронии является одним из шедевров древнерусской литературы, памятником агиографической литературы. Создана в середине 16 века

    Слайд 2

    Оригинальное название:
    «Повесть от жития святых новых чюдотворець муромских, благовернаго и преподобнаго и достохвалнаго князя Петра, нареченнаго в иноческом чину Давида, и супруги его благоверныя и преподобныя и достохвалныя княгини Февронии, нареченныя в иноческом чину Еѵфросинии.»

    Слайд 3

    «Нравственность едина во все века и для всех людей. Читая об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя.» Д.С.Лихачёв
    Нравственность - это нормы поведения, принятые в обществе. Быть нравственным – значит соблюдать эти неписаные правила: быть честным, добрым и т.п.

    Слайд 4

    муромо-рязанский цикл Ермолай –Еразм выдающийся писатель и публицист 1547 год
    Князь Пётр убивает змея. Рукопись 17 века

    Слайд 5

    Создателем «Повести» является Ермолай-Еразм, современник Ивана Грозного. Ермолай получил поручение от Московского митрополита Макария написать о муромских святых - Петре и Февронии, которые действительно правили в Муроме и умерли в 1228 году. Произведение было написано после канонизации Петра и Февронии на Московском церковном соборе в 1547 году.

    Слайд 6

    Словарь урока
    Митрополит, «Великие Четьи –Минеи», благочестивый, праведный, иночество, канонизация.
    Митрополит – в русской православной церкви священнослужитель высшей ступени, подчиняющийся главе церкви (патриарху). «Великие Четьи –Минеи» - сборник житий всех святых православной церкви. Благочестивый – человек, почитающий Бога, соблюдающий его заповеди. Праведный, праведник - святой, пребывавший не в монашестве, а в обычных условиях семейной и общественной жизни. Иночество - буквально «уединённое, одинокое жительство», монашество; инок – православный монах. Канонизация – причисление к лику святых.

    Слайд 7

    Проверь себя Тест-контроль

    (+) 1. Змей поведал о своей смерти жене Павла. (–) 2. Петр убил лукавого змия топором. (+) 3. От крови змия тело Петра покрылось струпьями и открылись язвы. (–) 4. Феврония была из села Майского. (из Лаского.) (–) 5. Брат Февронии был скалолазом. (+) 6. Феврония нарочно сказала Петру не мазать мазью один струп, чтобы проверить его. (–) 7. Петр с первого раза взял Февронию в жены. (+) 8. В Муроме бояре и их жены невзлюбили Февронию. (+) 9. Петр и Феврония заранее заказали себе гроб. (+) 10. Их причислили к лику святых. (+) 11. У них не было детей. (+) 12. Феврония вышивала для соборного храма Богородицы воздух с ликами святых. (–) 13. Души Петра и Февронии отошли в разное время. (+) 14. Сразу после смерти их положили в разные гробы. (+) 15. После смерти их пытались разлучить два раза.

    Слайд 8

    Слайд 9

    В своём произведении автор показывает, что зло в мир приходит от дьявола - носителя зла, но также и от корысти, глупости, властолюбия людей. Повесть о Петре и Февронии является одним из шедевров древнерусской повествовательной литературы. Повесть издавалась неоднократно.

    Слайд 10

    Слайд 11

    СКАЗКА? ЖИТИЕ? ПОВЕСТЬ?

    Слайд 12

    Вывод:
    Сказка Житие Повесть

    Слайд 13

    Мы выявили следующие черты сказки:
    1.Сказочный зачин. 2.Первая часть похожа на волшебную сказку о герое – змееборце, вторая – на бытовую сказку о мудрой деве. 3.Есть сказочный герой змей-искуситель. 4. Добро побеждает зло. Пётр побеждает змея

    Слайд 14

    5. Есть загадки, которые часто приходится отгадывать героям сказок 6. Хитроумные задания-испытания (задание Петра сшить из пучка льна рубаху и задание Февронии сделать ткацкий станок из полена) 7. Волшебные предметы (например, Агриков меч) 8.Постоянные эпитеты (“лукавый змей”, “мудрая дева”).

    Слайд 15

    «Житие» - жанр древнерусской литературы, описывающий жизнь святого. Композиция жития: Рождение святого. Жизнь святого в родительском доме. Решение служить Богу. Уход из родительского дома. Одинокая жизнь в лесу, служение Господу, приход других отшельников и основание монастыря. Прижизненные чудеса. Смерть святого. Посмертные чудеса.

    Слайд 16

    образец поведения человека
    Вступление – обращение к Богу (похвала и молитва о помощи) Собственно житие – рождение святого, праведная жизнь, смерть и чудеса Заключение – похвала святому
    «Житие» - жизнеописание святых
    Композиция
    Христос

    Слайд 17

    «Повесть о Петре и Февронии» написана в форме жития В ходе работы мы выявили следующие черты житийного жанра:
    Автор прославляет святых, создавая идеальные образы. (Пётр – благочестивый, святой; Феврония – святая, преподобная, блаженная). Любовь героев к Богу, почитание героями Библии

    Слайд 18

    Чудеса, которые творят герои Необычная смерть и посмертные чудеса Есть похвальное слово святым. В повести используется лексика, характерная для духовной литературы: блаженный, милостыню творя, заповеди Господние, чадолюбивые и т.д.

    Слайд 19

    В ходе исследования мы выявили следующие жанровые особенности: 1.Указаны конкретные места действия: город Муром, Рязанская земля, село Ласково. Это придает повести достоверность. 2.Герои повести – реальные люди
    Жанр произведения определен в заглавии: «Повесть»

    Слайд 20

    «…Она же в это время заканчивала вышивание того святого воздуха: только у одного святого мантию ещё не докончила, а лицо уже вышила; и остановилась, и воткнула иглу свою в воздух, и замотала вокруг неё нитку, которой вышивала…»
    3.Детали

    Слайд 21

    4.На первый план выдвигается личность крестьянки 5.Тема социального неравенства 6.История рвущихся к власти бояр, перебивших друг друга в междоусобице

    Слайд 22

    Житийная повесть с элементами народно- сказочного характера

    Слайд 23

    СКАЗКА ЖИТИЕ ПОВЕСТЬ
    Сказка - произведение устного народного творчества о вымышленных событиях, с участием волшебных, фантастических сил. Житие (в переводе с церковно-славянского – «жизнь») – описание жизни святых, их деяний. Жития имели определенную структуру. По́весть - прозаический жанр, тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни.
    - Сказочный зачин: «Есть в Российской земле город… в нем правил князь по имени Павел» - Повесть написана в форме жития, но нет традиционного для житийного жанра построения произведения (начало не соответствует житийному зачину, испытания, через которые проходят Петр и Феврония, им посылает не дьявол, а создает зависть людей; лишь финал – классический образец жития). По́весть - прозаический жанр, тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни.
    Не указано точное время, оно отсчитывается от последнего события: «через год», «через день», «на следующее утро». - Повесть написана в форме жития, но нет традиционного для житийного жанра построения произведения (начало не соответствует житийному зачину, испытания, через которые проходят Петр и Феврония, им посылает не дьявол, а создает зависть людей; лишь финал – классический образец жития). По́весть - прозаический жанр, тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни.
    - Первая часть «Повести…» похожа на волшебную сказку о змее-искусителе, вторая – на сказку о мудрой деве. - Автор прославляет святых, создавая идеальные образы. - Достоверность «Повести…» придают названия конкретных мест действия (город Муром, Рязанская земля, село Ласково).
    - Первая часть «Повести…» похожа на волшебную сказку о змее-искусителе, вторая – на сказку о мудрой деве. - Герои живут по «заповедям Божьим, в трудную минуту обращаются к Богу. - Герои повести – реальные люди. (Петр и Февронья княжили в Муроме в начале 13 века, умерли в 1228 году).
    - Есть волшебные вещи: агриков меч. - Герои живут по «заповедям Божьим, в трудную минуту обращаются к Богу. - Герои повести – реальные люди. (Петр и Февронья княжили в Муроме в начале 13 века, умерли в 1228 году).
    - Добро побеждает зло (Пётр победил змия). - Необычная смерть и посмертные чудеса (пророчески предсказали свою смерть, умерли в один день и час, не расстались после смерти; на месте их погребения верующие люди получают исцеление от самых тяжких недугов). - В центре произведения - образ простой крестьянской девушки, которой приходится пройти через серьезные реальные испытания.
    - Загадки и хитроумные испытания. - Необычная смерть и посмертные чудеса (пророчески предсказали свою смерть, умерли в один день и час, не расстались после смерти; на месте их погребения верующие люди получают исцеление от самых тяжких недугов). - В центре произведения - образ простой крестьянской девушки, которой приходится пройти через серьезные реальные испытания.
    - Загадки и хитроумные испытания. - Необычная смерть и посмертные чудеса (пророчески предсказали свою смерть, умерли в один день и час, не расстались после смерти; на месте их погребения верующие люди получают исцеление от самых тяжких недугов). - В повести отражен один из острейших конфликтов XVI века - история рвущихся к власти бояр, перебивших друг друга в междоусобице.
    Постоянные эпитеты (лукавый змей, блаженный князь, мудрая дева); повторы (два раза исцелялся, три раза посылал к жене перед смертью). ЖИТИЙНАЯ ПОВЕСТЬ С ЭЛЕМЕНТАМИ НАРОДНО-СКАЗОЧНОГО ХАРАКТЕРА - В повести отражен один из острейших конфликтов XVI века - история рвущихся к власти бояр, перебивших друг друга в междоусобице.

    Слайд 24

    К каким эпизодам повести вы бы сделали рисунки? Почему именно к этим? Что бы вы хотели сказать своими иллюстрациями?

    Слайд 25

    Но разве всегда Петр поступал по совести? Разве не вызывал он у вас осуждения?
    - Так почему же автор делает Петра главным героем?
    - Как вы думаете, почему автор в качестве главной героини выбрал девушку не знатную, а крестьянского происхождения?
    Мудрая жена – всегда радость для своего мужа и для окружающих. Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками.
    - Какие чувства вы испытывали к героине, читая о ней?

    Можем ли мы подтвердить эти изречения текстом?

    Слайд 26

    Слайд 27

    Как раскрывает тайну любви Ермолай – Еразм? любовь – самоотречение; любовь – самопожертвование; любовь – труд; любовь требует мудрости; если любовь истинна, то она поможет преодолеть все невзгоды; любовь преображает не только любящих, но и окружающих людей; настоящая любовь не терпит обид, ссор. Она тихая и нежная. Это ежедневное ощущение взаимной «нужности», надёжности; истинная любовь продолжается и на небесах; «Заповедь новую даю вам: да любите друг друга».

    Слайд 28

    «…Блаженный же князь Петр не захотел нарушить Божиих заповедей ради царствования в жизни этой,  …  по Евангелию поступил: пренебрег княжением своим, чтобы заповеди Божьей не нарушить».

    Слайд 29

    Слайд 30

    Слайд 31

    Андрей Рублёв. «Троица».

    Слайд 32

    Дмитрий Сергеевич Лихачёв: «…это повесть о любви – сильной, непобедимой, «до гроба». Буря страстей. . . сменяется в «Повести…» тишиной умиротворённого самоуглубления, эмоциональностью. Феврония подобна «тихим ангелам» Андрея Рублёва. Она мудрая дева. Она готова на подвиг самоотречения. Между её чувством ума и волей нет конфликта: отсюда та необыкновенная «тишина» её образа…»

    Митрополит не включил житие Петра и Февронии в сборник Великих Миней Четиих. Источники не называют причины этого решения. (В учебнике – не сходилось по форме и содержанию с житийным каноном).

    Жанр – житие. (описывается жизнь и деяния святых. Житие создавалось после смерти святого, но не всегда после формальной канонизации. Для жития характерны строгие содержательные и структурные ограничения (канон, литературный этикет), сильно отличающие его от светских биографий. Изучением житий занимается агиография.) Жития - жанр, характерный для всего средневекового периода развития литературы, - утвердились в литературе Киевской Руси в XI веке. Черты в данном произв-и, совпадающие с чертами жития:

    1. Автор прославляет святых, создавая идеальные образы. (Пётр – благочестивый, святой; Феврония – святая, преподобная, блаженная).
    2. Любовь героев к Богу, почитание героями Библии
    3. Чудеса, которые творят герои
    4. Необычная смерть и посмертные чудеса
    5. Есть похвальное слово святым.
    6. В повести используется лексика, характерная для духовной литературы: блаженный, милостыню творя, заповеди Господние, чадолюбивые и т.д.

    Большинство исследователей считают, что основной конфликт жития заключен в борьбе муромских бояр и девы Февронии. Подлинный конфликт жития - борьба Бога и дьявола за человеческую душу.

    Через все вступление книжник последовательно проводит одну мысль : текст повествования нельзя воспринимать только буквально, он символичен. Мы читаем, что бесстрастие (то есть отсутствие страстей) у Господа "невозможно ни с чем сопоставить", но донести до сознания читателей эту мысль как-то нужно, поэтому мы "говорим же о солнце и дереве, поскольку они твари Божий, зиждитель же и создатель неизреченен".

    Как видим, сюжет “Повести” построен на активных действиях двух противостоящих сторон, и только благодаря личным качествам героини она выходит победительницей. Ум, благородство и кротость помогают Февронии преодолеть все враждебные действия ее сильных противников.

    Идеи гуманности, свойственные творчеству Е.-Е, нашли наиболее полное выражение именно в этом произведении.

    В повести о Петре и Февронии Муромских прослеживается несколько главных идей . Первая - "значимость человека определяется не его социальным происхождением, а мудростью". Вторая, самая впечатляющая, но более камерная, - "настоящая любовь - главная ценность, она способна победить все трудности, даже смерть", прмер, данный Шекспиром в образах Ромео и Джульетты. Можно отметить также мысль о том, что мудрость и спокойствие должны быть основой жизни, но она тесно вплетена в первые две идеи, и вычленить ее отдельно трудно.

    Герои повести – исторические лица: Петр и Февронья княжили в Муроме в начале 13 века, однако в повести историчны только имена.

    Повесть, заимствуя элементы сказочного и создавая яркие запоминающиеся характеры, является не только образцом благочестивого жития русских князей, но и кладезем житейской мудрости.