Можно ли православному входить в мечеть. Чего никогда не должен делать православный христианин: можно ли православным заходить в католические храмы, мечети

24.04.2015

Православные верующие, которые видят в своих городах или во время путешествий в другие страны большое количество мусульманских храмов, задаются вопросом — можно ли православному входить в мечеть? На это есть целый свод правил, которые относятся ко всем верующим, а также и православным, которые хотят посетить мечеть. Чтобы ответить на вопрос, можно ли православному в мечеть и узнать правила, необходимо обратиться к мусульманским источникам, где подробно рассказывается о правилах поведения в мечети. На все вопросы ответил Мунир – хазрат Беюсов, который является имамом Ленинградской области.

Многие хотят посетить мечеть

По словам имама Мунира, каждый верующий или неверующий может захотеть посетить мечеть, а по мусульманской вере это одно из лучших мест для молитв. Каждый мусульманин, совершая молитву, может придти в мечеть, а пятница считается священным днем для каждого верующего мусульманина, он совершает джума – намаз каждую неделю. В каждой мечети есть свои имамы, это то же самое, что и священники, а также люди, которые поют азан, кроме того в мечети всегда присутствует сторож и уборщик.

Имам мечети встречает всех посетивших храм и может объяснить, что нужно делать, кроме того, он вместе с верующими совершает молитву. Азанчей — тот человек, который призывает к молитве, в его обязанности входит слежение за расписанием намаза, кроме того, он помогает во время всеобщей молитвы. Сторож и уборщик совершают свою работу по охране и уборке храма, что очень важно. Вся территория мечети огорожена и считается священной зоной, так как верующие приходят помолиться, избавиться от греха, а также стараются учиться читать Коран, это позволит стать ближе к Всевышнему. То есть, по мусульманскому учению, отправившись в мечеть, человек не посещает ее как гость, а посещает дом Создателя.

Если человек православный или другой религии, то мусульманское вероучение не ставит запрет на посещение, но нужно соблюдать простые правила. Это началось еще со слов известного имама Абу Ханифа, который говорил, что Пророк после своих проповедей мог принять делегацию христиан в мусульманском храме, кроме того, когда были конфликты, сторонники Ислама помогали пленным и прятали их в мечети.

Запрещены сильные запахи

Обязательно нужно знать, что перед посещением нельзя употреблять чеснок или лук. Это правило было принято из – за специфического запаха. Дело в том, что считается, что такой “аромат“ будет создавать помехи быть сконцентрированным и вызовет скверные чувства. Кроме того, сюда можно причислить некоторые запахи – табачный дым, пот, различные мази, дешевые одеколоны. В доме Всевышнего молящийся не должен быть отвлечен, не должно быть резких запахов растений, а пищу можно принимать дома, после того, как совершается намаз.

Есть даже хадис, где один из сподвижников Пророка поведал интересную историю:

Не успели мусульмане взять Хайбар, как принялись употреблять пряность под названием чеснок. Вечером мусульмане пошли в храм. Когда запах чеснока почувствовал Пророк, он сказал, что тот, кто хотя бы немного поест этого растения, не должен приходить в мечеть. Верующие подумали, что Посланник Аллаха запретил чеснок, но потом быстро рассеяли сомнения, так как Пророк сказал, что он не может запретить то, что разрешил Всевышний.

В мечети нельзя пересекать путь совершающему намаз

Еще одно правило, которое нужно соблюдать — посещение мечети в раннее время. Придя в мечеть, можно будет занять лучшее место, людей будет очень мало и тогда каждый сможет рассмотреть орнамент стен, увидеть узоры и многое другое. Главное, чтобы немусульманин не мешал молящемуся и нельзя проходить перед головой человека, который совершает намаз.

Есть еще одно правило, но оно может быть отвергнуто, хотя каждый может взять себе на заметку. Дело в том, что в мусульманский храм добраться лучше всего пешком. Обычно это правило относится к тем, у кого храм находится рядом, когда пешком до него дойти очень легко. Дело в том, что сам Пророк просил, чтобы каждый добирался до мечети медленно, чтобы не было спешки. Например, в современном мире многие не успевают на намаз, поэтому приходится бежать.

Кроме того, Имам поделился мыслями о самой религии и подтвердил, что Исламское вероучение подарило всему миру уникальную культуру, великолепное нравственное наследие и многое другое.

Поэтому каждый мусульманин старается следовать предписаниям самого Пророка. Верующие разных конфесий обязаны соблюдать правила посещения мечетей, поэтому в них всегда будет чисто и спокойно. Современные люди всегда восхищались величием и красотой мусульманских храмов.



Необходимо заметить, что ислам поощряет толерантность и мирное сосуществование между мусульманами и немусульманами. Если немусульмане заходят в мечеть для диалога, который приведет к лучшему взаимопониманию, то это приветствуется и поощряется. Ислам - это религия конструктивного диалога, и история мусульман - наилучший этому пример.

Шейх Аттия Сакр отвечает на поставленный вопрос так:

Аллах говорит: «О вы, которые уверовали! Ведь многобожники [пребывают] в скверне. И пусть они начиная с этого года не входят в Запретную мечеть. Если же вы боитесь бедности, то Аллах обеспечит вас богатством по щедрости Своей, если пожелает. Воистину, Аллах - знающий, мудрый» (Коран, 9:28).

И далее: «О вы, которые уверовали! Не творите молитвы, будучи пьяными, [ и ждите], пока не станете понимать то, что говорите. [ Не творите молитвы] в состоянии осквернения, пока не совершите [предписанного] омовения, если только вы не находитесь в пути» (Коран, 4:43).

На основании этих аятов большинство мусульманских ученых пришли к выводу, что многобожникам не разрешено входить в Священную мечеть в Мекке. Но при этом они замечают, что христиане и иудеи также могут входить в нее. Они считают, что это правило применимо как к самой Священной мечети, так и к прилегающей к ней территории. Однако Абу Ханифа считает, что даже многобожник может войти в Священную мечеть в Мекке, если он не останется и не поселится в ней. Он толкует нечистоплотность как нечистоплотность нравственную (ширк).

Что касается других мечетей, то ученые запрещают немусульманам входить в них, поскольку согласно Корану немусульмане считаются нечистыми.

Имам Ахмад заявил, что они могут входить в мечеть только с позволения мусульман. Его мнение согласуется с сообщением о том, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) разрешал людям Ат-Таифа пребывать в мечети до того, как они приняли ислам. Он также принимал христиан из Наджрана в своей мечети в Медине. Когда подошло время их молитвы, они начали молиться в мечети, встав лицом к востоку. И тогда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал (своим сподвижникам): «Оставьте их (чтобы они совершили молитву)». В разделе «Вход мусульман в мечеть» книги хадисов «Сахил» имама Аль-Бухари упомянуто, что Самама ибн Асаль был привязан в мечети (хотя он и был многобожником).

В книге «Фас-аль-бари» Ибн Хаджар упомянул о разногласиях по этому вопросу. Ученые-ханафиты выступали за безоговорочное разрешение на (вход немусульман в мечеть), а маликиты и Аль-Мазни полностью это запрещали. Ученые-шафииты различали между Священной мечетью и другими мечетями. Существует мнение, что это разрешение относится только к людям Писания, но оно опровергается упомянутым выше случаем с Самамой.

На основании этой фатвы можно сделать вывод, что всем немусульманам, включая христиан и иудеев, разрешено заходить в мечеть, но на следующих условиях:

1. Немусульманам разрешено входить во все мечети, кроме Запретной Мечети в Мекке, но с позволения мусульман.

2. У них должна быть весомая причина для входа в мечеть.

3. Они должны соблюдать приличие в мечети и помнить, что это священное место поклонения.

4. И мужчинам, и женщинам не разрешено открывать свой аурат (части тела, которые нельзя показывать другим) при входе в мечеть.

Андрей, в редакцию «Православной Жизни» регулярно приходят различные вопросы от читателей. Мы отобрали наиболее часто повторяющиеся и хотели бы их обсудить с Вами. Начнем с такого вопроса: можно ли православным заходить в католические храмы, мечети? Как там себя вести?

В одном из своих Посланий святой апостол Павел говорит: «Все мне позволительно, но не все полезно» (1 Кор. 6:12). Следовательно, для того чтобы более корректно ответить на данный вопрос, сначала стоит определить саму цель посещения иноверческого или же инославного культового сооружения. Если мы заходим в костел или мечеть посмотреть, так сказать, расширить свой культурный кругозор, то в этом, в принципе, ничего предосудительного нет. Если же мы посещаем неправославные храмы для того, чтобы помолиться, нам следует помнить 65-е Апостольское правило: «Если кто из клира или мирянин в собрание иудейское или еретическое войдет помолиться: да будет и от чина священного извергнут, и отлучен от общения церковного». Но бывают исключения: во многих римско-католических храмах, а также в храмах, принадлежащих юрисдикции так называемого Киевского Патриархата, имеются святыни, почитаемые и православными. В приведенном выше Апостольском правиле речь идет о запрете участвовать в ОБЩЕСТВЕННОМ богослужении вместе с неправославными. Поэтому нет ничего предосудительного в том, если православный христианин с молитвой почтит ту или иную святыню, находящуюся в иноконфессиональном храме.

Относительно же того, как стоит себя вести в неправославных храмах, правилом к руководству может быть только один фактор: воспитанность. Православный христианин, где бы он ни находился, должен вести себя культурно и сдержанно. Несмотря на наши личные убеждения, мы никоим образом не вправе чем-либо обижать религиозные чувства других людей, потому что главный критерий, который отличает христианина - прежде всего любовь. И критерий этот определил Сам Господь наш Иисус Христос: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35).

- Можно ли обращаться к нетрадиционной медицине, например китайской?

Православная Церковь никогда не считала духовным препятствием достижения в области медицины. Но прежде чем прибегнуть к помощи того или иного «нетрадиционного врача», человек должен для себя понять: какими источниками он пользуется, иначе можно принести как своему телу, так и своей душе немалый вред.

Один из исследователей нетрадиционных методов лечения однажды заметил: китайцы, например, относятся к своей медицине как к религии. Подобное отношение к медицине должно насторожить православного человека, ведь выше и сакральнее религии ничего быть не может. Кроме того, немецкие ученые, исследуя практику акупунктуры, провели следующий эксперимент: одним пациентам иглы ставили, так сказать, по всем «канонам» китайской медицины, другим же, грубо говоря, наугад, лишь бы только не задеть важные органы и не навредить. В результате эффективность первого иглоукалывания составила 52 %, а второго - 49 %! То есть разницы между «умным» и «свободным» иглоукалыванием практически обнаружено не было.

Однако более остро стоит вопрос о применении в медицине некой духовной практики. Так, например, некоторые «целители» для того, чтобы излечить тот или иной недуг, предлагают своим пациентам попытаться выйти из мира физического в мир сверхчувственный, экстрасенсорный. Но мы должны помнить, что наше физическое тело - это некая преграда, которая отделяет нас от прямого непосредственного общения с миром духовным и, в частности, миром падших духов. Некоторые же восточные культы используют целый комплекс упражнений, способствующих подобному выходу в «духовный мир», и эта практика ослабляет нашу защиту от демонов. Святитель Игнатий Кавказский предостерегает: «Если бы мы находились в чувственном общении с демонами, то они в кратчайшее время окончательно развратили бы человеков, непрестанно внушая им зло, явно и непрестанно содействуя злу, заражая примерами своей постоянной преступной и враждебной Богу деятельности».

Именно поэтому любая «нетрадиционная медицина», практикуя некое общение с духовным миром, даже если и сулит своим пациентам физическое выздоровление, в итоге становится опасной для их духовного здоровья.

- Что значит не ходить на совет нечестивых?

Значение данного стиха, который является первым стихом первого псалма Книги Псалтирь, весьма глубоко и многозначно. Так, святитель Афанасий Великий говорит: «совет нечестивых» - это собрание лукавых людей, которые стремятся уклонить праведника от следования путем Божиим. А святитель Василий Великий уточняет: «совет нечестивых» - это всякие нечестивые помыслы, которые, подобно невидимым врагам, одолевают человека.

Кроме того, весьма интересно, что в приведенном псалме о противостоянии праведника «совету нечестивых» говорится «в трех измерениях» - хождения, стояния и седения: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе». По словам святителя Феофана Затворника, целью такого троекратного указания является предостережение от трех главных степеней уклонения во зло: в виде внутреннего влечения ко злу (шествие ко греху), в виде утверждения во зле (стояние во грехе) и в виде борьбы с добром и пропаганды зла (совосседание с губителем, то есть диаволом).

Таким образом, хождение на совет нечестивых - это всевозможное участие во зле, будь то мыслью, словом либо же поступком. По словам преподобного Иоанна Кассиана Римлянина, для того чтобы спастись, человек должен непрестанно контролировать самого себя, упражняясь в духовном делании: без последнего не будет духовной жизни.

- Можно ли ездить отдыхать, например, на лыжный курорт в Рождественский пост?

По мысли преподобного Ефрема Сирина, цель поста заключается в том, чтобы человек смог победить в себе похоти, пороки и грехи. Если же пост не помогает нам преодолеть грех, мы должны задуматься: как мы постимся, что делаем неправильно?

К сожалению, исторически сложилось так, что в жизни современного человека большая часть отпусков приходится на время Рождественского поста - в период новогодних праздников. Цель же Рождественского поста заключается в том, чтобы подготовить человека к принятию Богомладенца Христа, Который приходит в этот мир и становится человеком с целью спасти каждого из нас от власти греха и смерти. И потому главное, о чем должен думать православный христианин в преддверии Рождества, так это о том, как лучше всего, правильнее всего подготовить себя для встречи Спасителя.

Активный отдых, например лыжный спорт, очень полезен для здоровья, если он при этом совмещается с духовным возрастанием человека. В ином случае пользы от такого «оздоровления» не будет. Поэтому, если наш отдых не позволяет нам соделать наше сердце достойным вместилищем Живого Бога - лучше от такого отдыха отказаться.

- Можно ли делать тату женщине, например в косметических целях?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, следует решить: зачем вообще нужна подобная татуировка, каковы причины, подвигающие человека делать на своем теле те или иные изображения?

Еще в Ветхом Завете было сказано: «Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен» (Лев. 19:28). Этот запрет в Пятикнижии Моисея повторяется далее еще дважды: в той же Книге Левит (21:5), а также в Книге Второзаконие (14:1). Моисей запрещает уродовать человеческое тело, так как подобное действие является оскорблением Творца, давшего человеку прекрасную плоть. Исторически татуировка - это признак принадлежности к какому-либо языческому культу: люди с помощью тату надеялись снискать себе особое благоволение у того или иного божества. Именно поэтому с древних времен татуировки - «мерзость пред Господом».

По слову митрополита Сурожского Антония, тело - это видимая часть души, поэтому любое внешнее изменение - это прежде всего признак внутренних, духовных перемен, происходящих в человеке. Главные признаки христианина - это скромность, кротость и смирение. Татуировка же - это, по мысли одного современного автора, побег от скромности, попытка преподнести себя более изысканно и, возможно, с целью некоего прельщения окружающих. Исходя из этого, можно сделать уверенный вывод: даже самые, как кажется, безобидные татуировки могут нанести человеку непоправимый духовный вред.

- Можно ли слушать молитвенное правило в наушниках по пути на работу или используя диск в машине?

Молитва - это прежде всего беседа с Богом. И поэтому весьма сомнительным кажется утверждение, что молиться можно и под аудиозапись.

К сожалению, современный человек, настолько упростивший свою жизнь с помощью тех или иных технологий, все меньше и меньше времени готов уделять Богу и общению с Ним. Поэтому мы и стараемся молиться под аудиозаписи, слушать вечерние и утренние молитвы в машине или по дороге домой. Но, если задуматься: насколько внимательно мы можем слушать такие записи? Насколько сосредоточенно мы можем молиться под них?

Святые отцы всегда говорили: лучше искренне сказать Богу пару слов, чем, не думая о Нем, произносить длинные молитвы. Господу нужны не слова наши, а наше сердце. И Он видит его содержимое: стремление к своему Творцу и Спасителю либо же попытка отмахнуться от Него, спрятавшись за получасовую аудиозапись.

- Чего никогда не должен делать православный?

Православный должен прежде всего бояться грешить, но не из-за страха наказания Божия. Преподобный авва Дорофей говорит: страх Божий - это вовсе не боязнь Бога как некоего отмстителя за грехи; страх Божий - это боязнь оскорбить явленную во Христе любовь Божию. Поэтому каждому православному христианину следует стараться контролировать самого себя, пресекая даже сами помыслы о совершении греха, ведь своими грехами, по слову святого апостола Павла, мы вновь распинаем Господа нашего Иисуса Христа. Грехами мы разрушаем все то, что соделано Богом для нашего же спасения. И именно этого мы должны бояться и избегать в своей жизни.

«Важно то, для чего человек приходит в мечеть, - рассказывает заместитель муфтия Татарстана Рустам Хайруллин. - Намерения человека должны быть благими».

Прежде всего, человек, собравшийся посетить храм, должен привести свой внешний вид в порядок: это касается и одежды и чистоты тела.

Заходите в мечеть только с благими намерениями. Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова

«Женщины одеваются так, чтобы были видны только кисти рук, стопы и лицо, - рассказывает Рустам Хайруллин. - При этом одежда должна быть свободной и не очень яркой. Мужчины также стараются максимально прикрыть свое тело, на голову одевают тюбетейку».

В своих изречениях порок Мухаммед говорил, что мусульмане должны быть ритуально чисты, то есть они должны совершить полное омовение.

Тахарат — малое омовение. Мно-гие обряды поклонения Аллаху нельзя выполнять без ритуально-го омовения. Например, не допускается совершать намаз, таваф — обход вокруг Каабы (во время Хаджа и Умры), касаться руками Священного Корана. Во всех мечетях есть комнаты для омовения.

Полное омовение, называемое гусуль, это мытье всего тела вместе с очищением полости рта и носа. Полное омовение совершается в душе или бане.

То, что не понятно, можно спросить у имама. Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова

Заходить в мечеть можно только с правой ноги со словами «О Всевышний, открой врата милости своей». Попав в помещение мусульманин должен поздороваться со всеми, произнеся Ас-саляму алейкум (в переводе с арабского - «Мир вам‎»). Поприветствовать мусульманин должен, даже если не застанет никого в мечети, так как считается, что в храме всегда присутствуют ангелы.

В мечети снимают обувь. Есть специальные шкафы, куда можно убрать туфли, чтобы они не мешались. Предпочтительно, чтобы у мусульманина были носки и бахилы.

Как молиться в мечети?

Пять раз в день, в строго определенное время, с минарета раздается азан — призыв на молитву. Его возглашает муэдзин. Все мечети построены так, что направлены в сторону Мекки.

Внутри здания есть выемка - михраб (переводится с арабского как «первая линия фронта»). Там расположен минбар - кафедра или трибуна в соборной мечети, с которой имам читает пятничную проповедь. Минбар имеет несколько ступенек. Пророк Мухаммед читал проповедь с самой верхней из них. В знак его уважения, все имамы становятся на 2-3 ступеньки ниже верхней.

Минбар в центре зала. Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова

Все остальные мусульмане становятся позади него лицом к Мекке. В пятницу в мечетях проходят общие молитвы, ценность которых в 27 раз выше, чем тех, которые совершаются дома.

Каждый мусульманин стремится встать за имамом в первые ряды, так как получит за это от Аллаха больше награды.

Нельзя проходить перед человеком, читающим намаз. В этом случае его молитва нарушается и не принимается Аллахом. Поэтому обходите мусульманина сзади.

Женщины и мужчины читают молитву в разных комнатах, иногда женская комната расположена на балконе. Если таковых нет, то женщины встают в ряд за мужчинами.

Мужчины и женщины сидят в мечети отдельно. Фото: www.globallookpress.com

«Если вы не умеете молиться, не стесняйтесь попросить кого-то из служащих мечети объяснить вам. В храме всегда есть «шпаргалки» - книги, где кратко описано, как нужно читать намаз. Можно совершать ритуал, подглядывая в книжку. Со временем, вы сможете и без подсказки», - рассказывает Рустам Хайруллин.

Как подать милостыню?

Мусульманин, который хочет подать милостыню - садака - должен давать ее правой рукой и произнеся про себя намерение. Получающий от него дар принимает также правой рукой, произнеся про себя «Бисмилла-ирахман-ирахим».

Милостыню подают только тем, у кого нет жилья и пропитания. Фото: www.russianlook.com

«В исламе нуждающимся считается человек, который лишен пропитания, либо крова на сегодняшний день. Именно таким людям дают садака. Если человек к таковым не относится, но ему дают милостыню, то он в свою очередь должен передать ее тому, кто подходит под эти критерии», - говорит Рустам Хайруллин.

Кому нельзя заходить в мечеть?

Посещение мечети в туристических целях разрешается, но в этом случае, человек должен выполнить все требования, которых придерживаются верующие. «Любой путешественник должен понимать, что заходит в культовое здание. Он должен совершить гусуль, одеться, так как велят нормы шариата. Благо сегодня в храмах есть платки и юбки, для того чтобы женщины могли прикрыть те части тела, которые нельзя показывать», - добавляет хазрат.

В мечеть нельзя ходить в алкогольном и наркотическом опьянении. Фото: РИА Новости

В мечети нельзя шуметь. Также не допускаются люди, от которых исходит резкий запах, которые плохо пахнут. Пророк Мухаммед говорил, что если человек съел лук или чеснок, то он не должен появляться в мечети до тех пор, пока запах не исчезнет. Не допускается использование духов с резким запахом.

Фотографироваться в мечети можно. Но нельзя вешать фотографии и картины, на которых изображены одушевленные предметы, на стену, ставить в рамки.

Если вы берете в мечеть ребенка, то ответственность (перед Аллахом) за его поведение лежит на родителях.

Мечеть нельзя посещать душевнобольным людям. Женщинам запрещается посещать храм в «критические дни». Не пропустят в здание тех, кто находится в алкогольном или наркотическом опьянении.

«Из мечети выходят левой ногой. При этом надо сказать «Аллах, прости мои грехи». Всегда придерживайтесь правил этикета в мечетях, независимо оттого, какого вы вероисповедания», - резюмирует Рустам Хайруллин.

Вопрос: В нашу мечеть часто заходят немусульмане, и мужчины и женщины. Заходят, чтобы посмотреть, как устроена мечеть изнутри, как мы молимся. Удивляются многим вещам, тому же ковру на полу и что нужно разуваться перед входом. И всё же меня не перестаёт беспокоить вопрос, можно ли немусульманам заходить в мечеть?

Ответ:

Имам ар-Рамли в книге «Нихаят аль-Мухтадж» утверждает:

أما الكافر فله دخوله إن أذن له فيه مسلم ... ودعت حاجة إلى دخوله سواء أكان جنبا أم لا

«Немусульмане имеют право заходить в мечеть, даже если они в состоянии джанабата (состояние, когда нужно сделать обязательное купание); если им это разрешит любой мусульманин; если у них есть потребность заходить в мечеть».

... أما الكافرة إذا كانت حائضا وأمنت التلويث ... والأقرب حمل المنع على عدم حاجتها الشرعية وعدمه على وجود حاجتها الشرعية .

«Что касается немусульманки, которая находится в состоянии менструального цикла, то ей тоже можно заходить в мечеть, если нет опасения испачкать помещение; если у неё есть потребность, связанная с шариатом (например, получить ответ на шариатский вопрос и т. д.). Если же у неё нет шариатской потребности, то заходить в мечеть запрещено».

Комментируя вышесказанное, имам аш-Шабрамаллиси пишет:

( قوله : ودعت حاجة) أي تتعلق بمصلحتنا كبناء المسجد ولو تيسر غيره ، أو تتعلق به لكن حصولها من جهتنا كاستفتائه أو دعواه عند قاض .

«Под словом “потребность” подразумевается потребность, нужная нам (мусульманам), например, строительство мечети (ремонт и т. д.), даже если есть возможность нанять для этого мусульманина. Или же если у иноверца потребность в удовлетворении своего интереса, например, он хочет получить от имама и т. д., ответ на вопрос или же если он хочет подать жалобу Кадию». (См.: Нихаят аль-Мухтадж, т.1, с. 219).

Имам ан-Навави в книге «Равзат ат -Талибин» отмечает:

ولا يؤذن له في دخولها لأكل ولا نوم، لكن يؤذن لسماع القرآن أو الحديث والعلم، قال الروياني: وكذا لحاجته إلى مسلم، أو حاجة مسلم إليه .

«Нельзя разрешать немусульманину заходить в мечеть для того чтобы поесть, поспать, но можно разрешить для того чтобы он послушал чтение Корана, хадисов, шариатские науки. Имам Ар-Рав’яни дополняет: «А также можно разрешить ему заходить в мечеть, если ему нужно что-то от мусульманина, находящегося в мечети, или же мусульманину, находящемуся в мечети, что-то нужно от него». (См.: Равзат ат-Талибин, т. 9, с. 499).

Так же имам ан-Навави в книге «Аль-Маджму’» пишет:

قال أصحابنا: لا يمكن كافر من دخول حرم مكة .

«Ученые нашего (шафиитского) мазхаба говорят, что нельзя разрешать немусульманам заходить на территорию Харама (г. Мекка и определённая территория вокруг неё)». (См.: Аль-Маджму’, т. 2, с. 201).

Известный учёный ханафитского мазхаба ибн "Абидин в своих комментариях «Радд аль-Мухтар», передаёт слова имама ас- Сархаси:

فأما عندنا لا يمنعون كما لا يمنعون عن دخول سائر المساجد .

«Согласно нашему (ханафитскому) мазхабу нельзя запрещать иноверцам заходить в Масджид-уль-Харам (мечеть в Мекке), а также и в другие мечети». (См.: Радд аль-Мухтар, т. 4, с. 209).

Заключение:

1. Иноверцы имеют право заходить в любую мечеть, кроме мечетей на территории Харама (Мекка и определённая территория вокруг неё), если им даст на это разрешение любой совершеннолетний мусульманин или мусульманка; если у них есть потребность заходить в мечеть, например, узнать что-то про Ислам и т.д.

2. Согласно мазхабу имама Абу Ханифы немусульмане имеют право заходить в любую мечеть без каких-либо условий.

Отдел фетв Муфтията РД

Телеграм канал отдела фетв: t.me/fatawadag

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!