Онегин и чацкий чей характер значительнее. Чацкий и Онегин: тема "лишнего человека" в русской литературе

Сходство и различие Чацкого и Онегина
Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» написана в 1824 году, а свой роман в стихах А. С. Пушкин создавал в течение восьми лет, с 1823 по 1831 год. Грибоедов был старше Пушкина, авторы были знакомы, высоко ценили творчество друг друга. В произведениях отражена одна и та же эпоха - накануне восстания декабристов. Оба искренне сочувствовали движению декабристов, со многими из членов тайных обществ поддерживали дружеские отношения. Герои произведений - передовые представители русского дворянства, критически воспринимающие действительность.
Но большая часть «Евгения Онегина» была написана после трагического разгрома на Сенатской площади, что не могло не повлиять на эмоциональный фон произведения. Изображенные и в том и в другом произведении события относятся к периоду крушения демократических иллюзий русского народа после невиданного подъема в годы Отечественной войны. Одержавший героическую победу над наполеоновской армией народ жаждал освобождения от крепостного гнета, передовые представители дворянства ожидали от царского режима социально-экономических реформ. Однако реформ не последовало, и в среде передового дворянства началось расслоение: наиболее активная, деятельная часть создавала тайные общества с целью насильственного свержения режима; другая, социально пассивная, выражала свой протест демонстративным отказом от сотрудничества с режимом на всех уровнях.
Чацкий и Онегин - сверстники и выходцы из одного социального круга. Правда, Онегин воспитывался в столичной аристократической семье, а Чацкий - в доме московского барина Фамусова. Онегин восемь лет провел в высшем петербургском обществе. Прогулки по Невскому проспекту, изысканные туалеты, балы, театры, «наука страсти нежной» - все эти атрибуты праздности, свойственные «золотой молодежи», присущи и Евгению. Его ценили в обществе, которое, впрочем, установило довольно низкую планку: помимо дворянского происхождения требовалось лишь безупречно говорить по-французски, прилично танцевать и «кланяться непринужденно». Евгений в совершенстве овладел этим нехитрым набором достоинств, и «свет решил, что он умен и очень мил». Онегин беззаботно наслаждался жизнью, не обременяя себя мыслями:
Но, шумом бала утомленный.
И утро в полночь обратя,
Спокойно спит в тени блаженной
Забав и роскоши дитя.
Проснется за полдень, и снова
До утра жизнь его готова,
Однообразна и пестра.
И только заскучав, Онегин даже не осознал, а скорее почувствовал неполноту своего существования - и «русская хандра им овладела понемногу». Человек образованный, критически мыслящий, он сумел преодолеть отупляющее воздействие своей среды, посмотреть отвлеченно на трясину бесплодной суеты. Испытывая душевный дискомфорт, сознавая пагубное психологическое воздействие однообразного существования, стремясь найти применение своим силам, Онегин пытался изложить свои мысли на бумаге, «но труд упорный ему был тошен». Надеясь найти смысл жизни в чужой мудрости, Онегин начал читать, но неспособность к систематическому обучению («француз убогой, чтоб не измучилось дитя, учил его всему шутя») не позволила ему собрать зерна книжных откровений, а «резкий, охлажденный ум» находил в них лишь изъяны. Разочарованный, озлобленный, Онегин болезненно воспринимает несовершенство социального устройства, но не понимает способов его изменения. Эгоцентризм, замкнутость способны только критиковать, но этот путь, как правило, бесперспективен. Онегин может общаться только с подобными себе, поскольку только они могут спокойно относиться «к его язвительному спору, и к шутке с желчью пополам, и злости мрачных эпиграмм». Ни поездка в имение, ни заграничные вояжи не в состоянии рассеять пессимизм, душевное одиночество Евгения, подвигнуть его к плодотворному труду. Вершина его социальной активности - молчаливый протест и демонстративная отстраненность от институтов власти.
Чацкий - человек совершенно иного эмоционального склада. Он любознателен, активен, жизнедеятелен. Его острый ум волнует всеобщее благо, а значимость человеческой личности он определяет не достигнутыми чинами и почестями, не успехами в светских салонах, а социальной активностью и прогрессивным образом мыслей. В отличие от Онегина, Чацкий не поддается соблазнам беспечной светской жизни, не ограничивается искренним и, по-видимому, вначале взаимным

Онегин и Чацкий являются главными героями литературных произведений первой четверти девятнадцатого века. Эти два персонажа в чем-то похожи, чем-то отличаются. Попробуем узнать, в чем их сходство, а в чем различия.

Эти герои получили разное образование. Онегин получил основные знания от гувернера француза, его образование нельзя назвать блестящим. Чацкий наоборот получил блестящее образование.

Образ жизни у них тоже разный. Онегин большую часть своей жизни провел на балах, званых вечерах и в театрах. Он соблазнил немало красавиц, разбил немало сердец. Чацкий посвятил свою молодость получению хорошего образования.

Онегин не смог найти себе достойного занятия. Он не пошел на военную службу, не стал заниматься какой-либо работой. Чацкий же успел отметиться на военной службе и послужить при министерстве. Чацкий не страдал от безделья. Когда у него появилось свободное время, он отправился путешествовать по Европе.

Александр Чацкий и Евгений Онегин являются яркими представителями дворянства своего времени. Оба они по уровню интеллекта превосходят большую часть своих современников.

Евгений и Александр говорят правду в лицо, они могут высмеять противника. Они не стремятся показать себя в выгодном свете перед старшим поколением.

И Чацкий, и Онегин переживают неразделенную любовь. Но если Онегин сам виноват в таком результате, то вины Чацкого в этом нет. Чацкий искренне полюбил Софью, сохранил свои чувства к ней на чужбине.

Но есть один момент, который сильнее всего сближает этих литературных персонажей. Это неприятие общества. Оба персонажа вызывают раздражение у окружающих. Про них начинают распускать слухи о том, что они много пьют, являются членами тайных обществ, не хотят прислуживаться перед важными людьми.

Именно по этой причине они являются изгоями в обществе. В обществе, где цениться ложь, заискиванье, взятки. Они не принимают это общество тоже и покидают Москву навсегда.

Произведения А.С. Грибоедова и А.С. Пушкина часто сравнивают друг с другом. Они созданы примерно в одно и то же время, но, кажется, что между их главными героями нет ничего общего. Но это не совсем так. Оба писателя создали литературный образ «лишнего человека». Онегин и Чацкий отличаются умом, получили хорошее образование, но им нет места в их социальном окружении. Любовь и личное счастье недоступны этим персонажам.

Характерные черты Александра Чацкого

Александр Чацкий, герой комедии «Горе от ума», не желает прислуживаться высшим чинам, но с радостью служил бы обществу. Он отличается честностью и открытостью, герой не носит масок, горд и не хочет унижаться. В нем нет стремления к власти или богатству, как, например, Скалозуб. Чацкий пытается найти действительно достойные примеры для подражания. Он необыкновенно смел и может противостоять обществу.

Он устремлен к постижению мира, к поиску по-настоящему благородной цели. Его любовь к Софье велика и чиста, он готов к самопожертвованию ради нее. Он не боится быть честным, не скрывает свои мысли и идеи, пытаясь открыть глаза другим на правду, которую постиг. Ему чужда лесть и подлость, рабская философия. Он внутренне свободен и не боится выглядеть сумасшедшим среди представителей «фамусовского» общества.

Ему свойственен юношеский максимализм, преданность высшим идеалам и ценностям, желание приносить пользу окружающим.

Александр Андреевич Чацкий патриот в самом высоком и подлинном смысле этого слова. Но его любовь к Родине действенна, он стремится преобразовать ее, исправить свойственные ей пороки. Крепостническая система и социальная несправедливость в целом вызывает в нем мощный внутренний протест. Ему ближе идеи просветителей, он ценит разум и справедливость. Это и приводит к тому, что молодой человек постоянно произносит речи, наполненные праведным гневом. И все же остается одиноким и непонятым.

Именно одиночество, отсутствие единомышленников роднит героев двух произведений. Их жизни кажутся бессмысленными, так как все порывы обречены на провал и непонимание.

Личностные особенности Евгения Онегина

Заглавный герой романа в стихах тоже одинок в высшем обществе. Когда он развлекался на светских раутах, разбивал сердца женщин. Но бессмысленное времяпрепровождение стало тяготить его. Череда похожих друг на друга балов и обедов не смогли сделать его счастливым.

Героем овладела тоска, он утратил интерес к жизни. Если протест Александра Чацкого выражен громко и открыто, то у Онегина он скрыт и холоден. Отстраненность и апатия - важнейшие особенности личности пушкинского персонажа. Даже любовь Татьяны и красоты природы не смогли вернуть его к активной жизни. Более того, он убивает Ленского во время дуэли, по сути, не желая этого. Почему же он так сильны его страдания?

Причина заключается в нем самом, особенностях воспитания. Он не принимал во внимание чувства других людей, руководствуясь только собственными потребностями и желаниями. Личность Наполеона стала роковой в жизни Онегина. В то время полагалось, что масштабным людям дозволено все. Великий человек равен Богу.

Евгений Онегин привык к тому, что постоянно носит маску и лицемерит. Его естественные душевные порывы давно подавлены. Он не доверяет своим чувствам, руководствуется только разумом и не способен доверять другим. К окружающим относится довольно высокомерно, в итоге не приносит им ничего кроме страданий. Одновременно Евгений Онегин страдает и сам. Все его мытарства, поиски себя и своего места в мире не приводят к результату. Все попытки обрести остаются бесплодными.

Любовь к изменившейся Татьяне становится неожиданностью, даря надежду на внутреннее возрождение. Это чувство помогло ему раскрыться, перестать утаивать себя и свое истинное «Я». Девушка раскрыла перед ним мир вечных моральных ценностей, предоставив ему шанс измениться. Но поскольку финал романа в стихах открыт, мы не знаем последующую судьбу Евгения Онегина. Смог ли он использовать этот шанс?

Итак, Александра Чацкого и Евгения Онегина роднит противостояние с обществом, внутреннее одиночество. Герои обоих произведений не смогли найти выход и оказались первыми персонажами в русской литературе, воплотившими образ «лишнего человека».

После победы России в Отечественной войне 1812 года, во время которой русская нация пережила необыкновенный. подъем патриотического самосознания, единения всех слоев народа под знаменем освобождения Родины, в стране наступил период реакции. Россия превратилась в жандарма Европы, а вольнолюбивые настроения передовой части русского дворянства игнорировались самодержавием. Страна разделилась на два противоборствующих лагеря: реакционеров-крепостников и демократической интеллигенции, готовившей революционный государственный переворот. Была и третья общественная группа в дворянской среде, которая не вступала в тайные общества, но политический строй в России воспринимала критически. В бессмертной комедии «Горе от ума» и в «Евгении Онегине» в образах главных героев воплотились различные движения в дворянском сословии первой четверти XIX века.
Чацкий и Онегин - ровесники, представители столичной аристократии. Это молодые, энергичные, образованные люди. Оба они стоят выше своей социальной среды, потому что умны и рассудительны и видят всю пустоту и никчемность светского общества. Чацкий гневно клеймит тех людей, которые являются столпами дворянского общества:
Где, укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы?
Не эти ли, грабительством богаты?
Онегину тоже «наскучил света шум», его праздность, суета, бездуховность. Он испытывает жестокое разочарование от бесцельного прожигания жизни и, «условий света свергнув бремя», отправляется в свое имение.
Оба героя достаточно образованны: Чацкий «славно пишет, переводит», Онегин «читал Адама Смита», «знал довольно по-латыне». Безусловно, это люди одного круга, уровня развития, критически воспринимающие действительность, мучительно ищущие свой путь в жизни. Я уверена, что они были бы интересными собеседниками друг для друга, встретившись где-нибудь на балу в Москве. Я уже как бы вижу, как они отпускают колкие, критически остроумные замечания в адрес важных, с сановным видом проходящих почтенных гостей. «Пустейший человек, из самых бестолковых», - отозвался бы Чацкий о самом надутом, преисполненном напускного самоуважения государственном чиновнике, а Онегин бы со «страждущей спесью» в лице непременно согласился бы с ним.
Но на этом, на мой взгляд, сходство героев заканчивается.
Их объединяет лишь одинаковое общественное положение и критическое восприятие действительности, презрение к «свету пустому». Но Чацкий человек социально-активный, деятельный, истинный патриот. Он искренне хочет служить своему отечеству, применить свои знания во благо народа, труд для него не является тяжелым бременем, в просвещении он видит источник прогресса.
Онегин же, «условий света свергнув бремя», не находит никакого применения своим знаниям потому, что «труд упорный ему был тошен». У него нет никаких идеалов, и мысль посвятить свою жизнь кому-то или чему-то никогда не посещает его. Страдая от осознания бессмысленности светского образа жизни, от своей отчужденности, Онегин не ищет применения своим способностям. Ему даже в голову не приходит заняться созидательной работой.
Чацкий своим имением «управлял оплошно», то есть хорошо относился к крестьянам. Он всей душой возмущен подневольным положением крепостных. Чацкий сознательно отпускает на волю своих крепостных, подтверждая, что его общественные взгляды не расходятся с практикой.
Онегин же совершенно безразличен к судьбе своих крестьян, «чтоб только время проводить», «ярем он барщины старинной оброком легким заменил; и раб судьбу благословил». Вся его реформаторская деятельность на этом закончилась. Онегин озабочен только своим душевным покоем, положение крестьян он облегчил постольку, поскольку считал это прогрессивным, созвучным времени и прочитанным книгам.
Столь же различны герои и в главном - в любви. Чацкий искренне любит Софью, он верит в жизнь, в высокие идеалы. Конечно, он идеализирует свою возлюбленную, и столкновение действительности с идеалом жестоко ранит его. Гордость его уязвлена, разочарование - болезненно. Сколько боли и горечи, уязвленного самолюбия и гневного упрека звучит в его последнем монологе! Но Чацкий не сломлен, не побежден. Он сознает, что Софья - порождение того общества, пороки которого он с гневом обличает. Чацкий переживает эту жизненную драму болезненно, как человек с чистым, большим сердцем, но это - не драма всей его жизни. Чацкий - личность социально-активная, он полон светлых идей преобразования общества, впереди у него - насыщенная трудом и борьбой жизнь. Мне кажется, он примкнет к декабристам.
Душа Онегина опустошена обилием мелких страстей, победных романов. Он не способен на большое чувство. Евгений достаточно чуткий и благородный, но он настолько эгоистичный, что отрекается от настоящей любви, которая могла бы придать его жизни высокий смысл и душевную гармонию. Но отказавшись от любви, Онегин обрек себя на полное одиночество. Критическое отношение к действительности, незаурядный ум при отсутствии четких общественных идеалов, неизбежно влекут к жизненной трагедии.
Запоздалая, невостребованная любовь Онегина - символ жизненного краха.
В образах Чацкого и Онегина воплощены два направления в общественной жизни дворянства начала XIX века: сознательный, активный протест против несправедливого общественного строя и пассивное неприятие устаревших социальных порядков, мучительный поиск гармонии в себе самом, путь в никуда.

Примерный текст сочинения

В критическом этюде "Мильон терзаний" И. А. Гончаров написал: "Ставить рядом с Онегиным Чацкого нельзя: строгая объективность драматической формы не допускает той широты и полноты кисти, как эпическая. Наверное, он имел в виду то, что в комедии "Горе от ума" Чацкого характеризует только собственная речь и слова других персонажей. А образ Онегина в романе Пушкина получает более полное и подробное освещение. Сам автор в лирических отступлениях высказывает свое отношение к герою. Кроме того, он рассказывает о его детстве, воспитании, образовании, переносит действие из Петербурга в провинцию, знакомит нас с кругом его умственных интересов. А Чацкий проживает в комедии всего один день.

Мне тоже нелегко сравнить Чацкого и Онегина, но я попробую это сделать, ведь этого требует тема сочинения. Начать, как ни странно, я хотела бы с того, что у этих героев есть немало общего. Во-первых, они жили в одно время, когда наиболее прогрессивная часть дворянства, осознав страшный разрыв между нравственной мощью русского народа и его бесправным положением, стала высказывать протест против крепостного права и абсолютной монархии и начала объединяться в тайные политические общества. Оба они принадлежат к дворянскому сословию, для обоих характерна "охота к перемене мест". Им не везет в любви, у них не складываются отношения с обществом. Но на этом, пожалуй, сходство и заканчивается.

Чацкий - натура кипучая, борец. Он выступает в пьесе как обличитель всего того, что отжило и мешает развиваться новому, прогрессивному. Герой жаждет дела, полезного для России; для этого у него есть ум, эрудиция, талант, энергия и честность. Но он разрывает связи с министрами, так как ему "прислуживаться тошно", и считает, что служить надо "делу, а не лицам".

Онегин же - эгоист и скептик, мысли которого заняты совсем другим, хотя он читал Адама Смита, Гердера, Руссо и других известных западноевропейских ученых и философов. Онегин постоянно пребывает в состоянии скуки, хандры, он не приучен к труду, поэтому все попытки заняться чем-то полезным ему быстро надоедают.

Чацкий не боится высказывать свои мысли во враждебном окружении. За это его люто ненавидят, даже на балу у Фамусова объявляют сумасшедшим. Об Онегине же "свет решил, что он умен и очень мил". Чацкий пренебрегает мнением фамусовского общества, так как осознает свою правоту и пытается отстаивать ее. Я не думаю, что он "три часа по крайней мере, пред зеркалами проводил", как это делал Онегин, "боясь ревнивых осуждений".

Чацкий не только видел пороки общества и тяготился ими, но и боролся против "чужевластья мод", подхалимства и низкопоклонства, жестокого отношения господ к своим крепостным.

Онегин же - человек пассивный. Он не ищет поводов к конфликтам с окружающими, выражая свое недовольство пустой, бессмысленной жизнью света лишь своим угрюмым и надменным видом. А в остальном, скучая и раздражаясь, Евгений послушно живет по заведенному порядку, курсируя между театрами, ресторанами и балами. Он, как должное, принимает заграничную моду, французский язык, европейскую литературу. Чацкого не оставляет равнодушным слепое поклоненье иностранцам. Ему горько, что на русской земле "господствует еще смешенье языков: французского с нижегородским".

По-разному относятся герои и к любви. Чацкий, выросший вместе с Софьей, полюбил ее. Это чувство было с ним всегда. Три года путешествия не уничтожили, а еще больше укрепили его. Чацкий приезжает в Москву, полный любви и надежд. Ведь он не входит, а вбегает на сцену, стремясь скорее увидеть Софью. Его речь, обращенная к ней, эмоциональна и взволнованна. Онегин не в состоянии испытывать подобных чувств.

Как рано мог он лицемерить,

Таить надежду, ревновать,

Разуверять, заставить верить,

Казаться мрачным, изнывать...

Но все-таки, получив трогательное послание Татьяны, Онегин поступил благородно. Он отверг ее любовь, подавил пробуждающиеся чувства, сделав и ее, и себя несчастными на всю жизнь. Чацкий страдает от того, что ему предпочли подленького, ничтожного человека. Онегин же сам разрушил свою судьбу. По мнению Белинского, Онегин мог прийти в дальнейшем к декабризму. Он пережил и ужас, и раскаяние, и любовь. А Чацкий предстает перед нами как сложившаяся личность, как выразитель новых, прогрессивных идей.

Мне больше нравится Чацкий. Именно его я воспринимаю как героя своего времени, а Онегина лишь как типичного представителя. С Чацким мы знакомы всего один день, а с Онегиным несколько лет. Зато Онегину, чтобы стать похожим на Чацкого, потребуются годы, если это вообще возможно. Я думаю: нет ничего хорошего в том, что человек еще в молодости теряет интерес к жизни. Лучше, если он будет полон энергии, стремлений. Чацкий готов, как и Пушкин, "отчизне посвятить души прекрасные порывы", Поэтому мои симпатии на его стороне.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.kostyor.ru/


И нроду, жичь честно, по совести. Эти человеческие качества вечны, а значит, вечны и всегда будут волновать читателя герои А. Грибоедова, А.Пушктина, М.Лермонтова. ДОКЛАДВ реферате "Чацкий, Онегин, Печорин" мной поставлена цель проанализировать героев Грибоедова, Пушкина, Лермонтова как типичных представителей лучшей части дворянской молодежи своего времени, найти общие черты и...

Рассеянье", уже "отворотился - и зевнул". Почему так? Отчего Пушкин умеет радоваться тому, что наскучило, опостылело Онегину? Мы еще придем к ответу на этот вопрос. Сейчас мы вместе с Евгением вернулись из театра и вошли в его кабинет. Белинский назвал роман Пушкина "энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением". Что такое энциклопедия? Мы привыкли представлять себе...

Рассеянье", уже "отворотился - и зевнул". Почему так? Отчего Пушкин умеет радоваться тому, что наскучило, опостылело Онегину? Мы еще придем к ответу на этот вопрос. Сейчас мы вместе с Евгением вернулись из театра и вошли в его кабинет. Белинский назвал роман Пушкина "энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением". Что такое энциклопедия? Мы привыкли представлять себе...

Просьбы друзей "продолжать рассказ забытый", ссылаясь на голоса друзей, что "странно, даже неучтиво роман не кончив перервать", собирался вернуться к своему многолетнему труду. Но как в этом году, так и в 1835 дальше набросков работа не пошла. <…> Отрывки из путешествия Онегина Пушкин указывает мотивы, почему Онегин решил путешествовать. Герой романа "быть чем-нибудь давно хотел"; он " ...