Основные факторы развития ребенка. Роль биологических и социальных факторов в развитии ребенка

Чтобы стать человеком, одной биологической наследственности мало. Это утверждение достаточно убедительно подкрепляют хорошо известные случаи, когда человеческие детеныши вырастали среди животных. Людьми в общепринятом понимании они при этом не становились, даже если попадали в конце концов в человеческое общество.

Превращение биологического индивида в социального субъекта происходит в процессе социализации человека, его интеграции в общество, в различные типы социальных групп и структур посредством усвоения ценностей, установок, социальных норм, образцов поведения, на основе которых формируются социальнозначимые качества личности.

Социализация - непрерывный и многогранный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Однако наиболее интенсивно он протекает в детстве и юности, когда закладываются все базовые ценностные ориентации, усваиваются основные социальные нормы и отношения, формируется мотивация социального поведения. Если образно представить этот процесс как строительство дома, то именно в детстве происходит закладка фундамента и возведение всего здания; в дальнейшем производятся только отделочные работы, которые могут длиться всю последующую жизнь.

Процесс социализации ребенка, его формирования и развития, становления как личности происходит во взаимодействии с окружающей средой, которая оказывает на этот процесс решающее влияние посредством самых разных социальных факторов.

Различают макро-, мезо- и микрофакторы социализации личности. На социализацию человека оказывают влияние мировые, планетарные процессы - экологические, демографические, экономические, социально-политические, а также страна, общество, государство в целом, которые рассматриваются как макрофакторы социализации.

К мезофакторам относятся формирование этнических установок; влияние региональных условий, в которых живет и развивается ребенок; тип поселения; средства массовой коммуникации и др.

К микрофакторам относят семью, образовательные учреждения, группы сверстников, что составляет ближайшее пространство и социальное окружение, в котором находится ребенок и в непосредственный контакт с которым он вступает. Эту ближайшую среду, в которой происходит развитие ребенка, называют социумом, или микросоциумом.

Если представить эти факторы в виде концентрических окружностей, то картина будет выглядеть так, как она показана на схеме:

Рис. 5.1. Факторы социализации личности

В центре сфер находится ребенок, и все сферы оказывают на него влияние. Как отмечалось выше, это влияние на процесс социализации ребенка может быть целенаправленным, преднамеренным (как, например, влияние институтов социализации: семьи, образования, религии и др.); однако очень многие факторы оказывают на развитие ребенка спонтанное, стихийное воздействие. Кроме того, и целенаправленное влияние, и стихийное воздействие может быть как положительным, так и отрицательным, негативным.

Социум ребенок осваивает постепенно. Если при рождении ребенок развивается, в основном, в семье, то в дальнейшем он осваивает все новые и новые среды: дошкольное учреждение, затем школу, внешкольные учреждения, компании друзей, дискотеки и т. д. С возрастом освоенная ребенком “территория” социальной среды все больше и больше расширяется. Если это наглядно изобразить в виде еще одной схемы, то видно, что осваивая все больше сред, ребенок стремится занять всю “площадь круга” - освоить весь потенциально доступный для него социум.

При этом ребенок как бы постоянно ищет и находит ту среду, которая для него в наибольшей степени комфортна, где ребенка лучше понимают, относятся к нему с уважением и т. д. Поэтому он может “мигрировать” из одной среды в другую.

Для процесса социализации важное значение имеет, какие установки формирует та или иная среда, в которой находится ребенок, какой социальный опыт может накапливаться у него в этой среде - положительный или негативный.

Среда является объектом исследования представителей разных наук - социологов, психологов, педагогов, которые пытаются выяснить созидательный потенциал среды и ее влияние на становление и развитие личности ребенка.

Научные исследования среды 80-х - 90-х годов способствовали выделению в самостоятельную научную область социальной педагогики, для которой эта проблема также стала объектом внимания и в изучении которой она находит свои грани, свой аспект рассмотрения.

В психологии выделяют два направления, объясняющих процесс детского развития.

1) Биологизаторское направление

2) Социологизаторское направление

Противоречия между потребностями и способностями, потребностями и требованиями общества – являются источником развития ребенка . Разрешение противоречий позволяет ребенку подняться на более высокую ступень развития.

Процесс индивидуального развития каждого ребенка происходит в определенных условиях , в окружении конкретных предметов мате­риальной и духовной культуры, людей и отношений между ними. От этих условий зависят его индивидуальные особенности, использование и превращение в соответствующие способности тех или иных задатков, имеющихся с рождения, качественное своеобра­зие и сочетание психологических и поведенческих свойств, приобре­таемых в процессе развития.

Факторы развития могут способствовать или препят­ствовать ему, ускорять или, напротив, замедлять процесс развития ребенка. Они содержат в себе источники развития и направляют его

Факторы развития – это «движущие силы», которые определяют поступательное развитие ребенка и являются его причинами.

Согласно Л.С. Выготскому, движущая сила психического развития – обучение. Таким образом, факторами развития может выступать совокупность методов и средств обучения, организация и содержание обучения, уровень педагогической подготовленности учителей.

Обучение идет впереди развития и создаетзону ближайшего развития.

Зона ближайшего развития – это разница между тем, что ребенок может делать сам и что – с помощью взрослых

Обучение неразрывно связано с деятельностью, которая также является источником развития психики ребенка. По мнению А.Н. Леонтьева, ведущие виды деятельности играют главную роль в развитии, другие – подчиненную.

Вопрос 4. Периодизации психического развития ребенка

Разделение жизненного пути ребенка на периоды позволяет лучше понять закономерности детского развития, специфику возрастных этапов. От правильного решения проблемы периодизации во многом зависит стратегия построения системы воспитания и обучения подрастающих поколений.

Выготский Л.С. изучив работы многих ученых, выделил три группы периодизаций: по внешнему признаку; по внутреннему признаку (по одному и по нескольким признакам детского развития); на основе определения стабильных и кризисных периодов, а такжесоциальной ситуации развития, ведущей деятельности и центрального новообразования.

К первой группе относятся периодизации на основе внешнего признака, но связанного с самим процессом развития.

Периодизация Рене Заззо . В ней ступени детства совпадают со ступенями системы воспитания и обучения. По мнению автора - развитие и воспитание взаимосвязаны.

До 3 лет - раннее детство.

3-6 лет - стадия дошкольного возраста (воспитание в семье или дошкольном учреждении ).

6-12 лет - стадия начального школьного образования (приобретение основных интеллектуальных навыков ).

12 -16 лет - стадия обучения в средней школе (ребенок получает общее образование ).

После 16 лет - стадия высшего или университетского образования.

Существуют и другие периодизации (Гетчинсона, А. Валлона ).

Во второй группе периодизаций используется внутренний признак детского развития (чаще всего только один).

Павел Петрович Блонский выбрал для критерия развитие костной ткани у детей, появление и смену зубов. По этой периодизации детство делится на три эпохи.

От 8 мес. до 2,5 лет - эпоха беззубого детства.

От 2,5 лет. до 6,5 лет - детство молочных зубов.

Зигмунд Фрейд считал, что главным источником человеческого поведения является бессознательное , которое насыщено сексуальной энергией - либидо . Автор считал, что этапы развития отличаются друг от друга способом фиксации либидо. Сексуальное развитие служит критерием данной периодизации. Стадии развития связаны со смещением эрогенных зон.

До 1 года - оральная стадия. Эрогенная зона - слизистая рта и губ.

1-3 лет - анальная стадия. Эрогенная зона - слизистая кишечника. Ребенок усваивает социальные нормы.

3-5 лет - фаллическая стадия. Эрогенная зона - гениталии. Высшая ступень развития детской сексуальности.

5-12 лет - латентная стадия. Наблюдается временное прерывание сексуального развития ребенка. Его интересы направляются на общение с друзьями.

12-18 лет - генитальная стадия. Все эрогенные зоны объединяются, появляется стремление к нормальному сексуальному общению.

В третьей группе периодизаций периоды психического развития ребенка выделяются на основе определения: стабильных и кризисных периодов, а такжесоциальной ситуации развития, ведущей деятельности и центрального новообразования.

К этой группе относятся периодизации, предложенные Львом Семеновичем Выготским и Даниилом Борисовичем Элькониным.

Л.С. Выготский рассматривал чередование стабильных и кризисных периодов как закон детского развития. Кризисы в отличие от стабильных периодов, длятся недолго, несколько месяцев, при неблагоприятном стечении обстоя­тельств растягиваясь до года или даже двух лет.

Кризис начинается и завершается незаметно, его границы размыты, неотчетливы. Обострение наступает в середине периода. Для окру­жающих ребенка людей оно связано с изменением поведения, появ­лением «трудновоспитуемости», как пишет Л. С. Выготский. Ребе­нок выходит из-под контроля взрослых, и те меры педагогического воздействия, которые раньше имели успех, теперь перестают действо­вать. Аффективные вспышки, капризы, более или менее острые конф­ликты с близкими людьми - типичная картина кризиса, характерная для многих детей. У школьников падает работоспособность, ослабля­ется интерес к занятиям, снижается успеваемость, иногда возникают мучительные переживания, внутренние конфликты.

Однако у разных детей кризисные периоды проходят по-разному. Поведение одного становится трудно переносимым, а второго почти не меняется.

Главные изменения, происходящие во время кризисов, - внутрен­ние. Изменяются интересы ребенка и его ценности.

Кризис новорожденности

0-1 месяц - период новорожденности

1 месяц - 1 год - младенчество

Кризис 1 года

1-3 года - раннее детство

Кризис 3 лет

3-7 лет - дошкольный возраст

Кризис поступления в школу

7-10 лет - младший школьный возраст

10-15 лет - подростковый возраст

Кризис 12 лет

15-18 лет - старший школьный возраст

Каждый из этих возрастных периодов имеет свои особенности и границы, которые сравнительно легко заметить, внимательно наблюдая за развитием ребенка, анализируя его психологию и поведение. Каждый психологический возраст требует своего стиля общения с детьми, применения особых приемов и методов обучения и воспитания.

Дополнительная информация.

Из других современных периодизаций детского развития заслужи­вают внимания периодизации А. В. Петровского и Д. И. Фельдштейна.

А. В. Петровский рассматривает развитие личности как процесс ин­теграции в различных социальных группах. Согласно А. В. Петровскому, детство - это в основном приспособление ребенка к социальной среде, отрочество - про­явление своей индивидуальности. В юности должна произойти интег­рация в обществе.

Д. И. Фельдштейн основным критерием развития личности ребенка от рождения до ранней юности определяет положение «Я» в социуме.

Он выделяет два блока социального развития личности. Эти бло­ки можно обозначить как фазы становления личности.

На первой фазе (от 0 до 10 лет) - фазе собственно детства - происходит станов­ление личности на уровне еще не развитого самосознания.

На второй фазе (от 10 до 17 лет) - фазе подросткового возраста - наблюдается активное формирование самосознания растущего человека, выступа­ющего в социальной позиции общественно ответственного субъекта.

Выделенные фазы охватывают определенные циклы развития лично­сти, фиксируя результат этой формы социального развития - ста­новление позиции ребенка в системе общества и реализацию этой позиции.

В настоящее время большинством психологов принята следующая возрастная периодизация:

Период новорожденности - до 1 мес.;

Период младенчества -1 – 12 мес.;

Период раннего детства - 1 - 4 года;

Дошкольный период - 4 - 7 лет;

Младший школьный - 7-12 лет;

Подростковый период - 12 - 16 дет;

Ранняя юность - 16 - 19лет;

Поздняя юность - 19 - 21 год;

Молодость (ранняя зрелость.) - 21 - 35 лет;

Зрелость - 35 - 60 лет;

Первая старость (пожилой возраст) - 60 - 75 лет;

Старость (преклонный возраст) - 75 - 90 лет;

Долгожительство - старше 90 лет.

В этой статье:

Ребенок рождается – начинается его жизнь. Каждый день происходит что-то новое, особенно когда малыш совсем маленький. Его постоянный рост, усложнение физической и психической деятельности - нормальные и правильные явления . Важно помнить, что развитие ребенка происходит под влиянием множества факторов. От них зависит, каким он будет, как сформируется его личность.

Все факторы, влияющие на развитие ребенка, можно разделить на физические и психологические. В первую очередь это семья. Общение, питание, режим дня - это первое, к чему привыкает ребенок. Тут многое зависит от желания родителей создать комфортные условия для своего малыша. Дальше - его социальная жизнь: школа, садик, общение с другими малышами . Иногда все это усложняется из-за патологических проблем, мешающих ребенку вести нормальную жизнь. В этом случае будет тяжело, но сегодня даже для таких деток есть возможность развиваться.

Развитие

Произошло зачатие. С этого момента начинается жизнь нового человечка. Из двух клеток появляется 4, и так далее – усложняется структура зародыша. На этом этапе развитие стремительное – тут счет идет на часы. До рождения ребенка проходит 9 месяцев. Даже после рождения развитие внутренних органов, кровеносной системы, костей не прекращается.
Потом эти процессы замедляются – теперь мы считаем периоды развития в годах. Даже во взрослом состоянии не прекращаются перемены в организме.

Очень важно, чтобы взросление проходило в безопасных, комфортных условиях. Даже когда ребенок еще в утробе матери, необходимо создать для него самый благоприятный климат. Все то, что происходит в первые годы жизни, обязательно скажется на физическом и психологическом развитии и личности взрослого человека . Конечно, создать идеальные условия не получится, но обеспечить ребенку возможность нормально развиваться вполне можно.

Биологические факторы

Первый фактор - биологическая среда. Многие ученые сходятся во мнении, что этот фактор важнейший. Биологические (физиологические) факторы во многом определяют дальнейшие возможности ребенка, многие грани личности, характера, отношения к жизни. Большую роль играет режим дня и питание, ведь из-за недостатка витаминов может замедляться развитие ребенка (как физическое, так и психическое).

Наследственность

Наследственные факторы имеют сильное виляние на развитие. От родителей мы получаем рост, телосложение. Невысокие родители - невысокий ребенок . Конечно, бывают исключения из правил, но обычно все закономерно. Конечно, наследственные факторы корректируются с помощью социальных механизмов.

Сегодня любой человек при желании может достичь всего, чего захочет. Главное, чтобы наследственные проблемы не останавливали ребенка от того, чтобы добиваться желаемого . Существует масса позитивных примеров того, как человек сумел силой воли преодолеть врожденные дефекты.

Конечно, когда мы говорим «наследственность», не всегда подразумеваются негативные факторы или болезни. Так же часто встречается «позитивная» наследственность. От хороших внешних и конституционных данных до высокого интеллекта, склонностей к разным видам наук . Тогда главное - помочь ребенку в развитии его сильных сторон, не потерять возможность, которая дана от рождения.

Питание

Первые 6 месяцев малыш обязательно должен кушать материнское молоко. В крайнем случае - смеси. Это источник всех необходимых веществ, минералов, витаминов. Для малыша материнское молоко - эликсир жизни . Пока что желудок и кишечник не готовы принимать другую пищу. А вот после 6 месяцев нужно вводить прикорм: только на молоке активного роста теперь не получится. Подойдут соки, детские пюре из овощей, фруктов, вареного мяса.

Уже в 1,5 года ребенок начинает питаться почти что взрослой пищей. Теперь важно обеспечивать ему сбалансированный рацион. Иначе из-за недостатка питательных веществ и витаминов его организм не сможет развиваться правильно. Растут кости,
набирается мышечная масса, укрепляются сосуды, сердце, легкие – каждая клеточка тела нуждается в правильном питании.

Если родители не могут обеспечить нормальный рацион, то ребенок отстает в первую очередь в физическом развитии. Недостаток витамина D ведет к опасному заболеванию - рахиту . Витамин вступает в реакцию с кальцием, который необходим для костей. Если существует дефицит этого витамина, то кости ломкие, мягкие. Под весом тела малыша гибкие кости искривляются и остаются такими на всю жизнь .

В раннем возрасте продолжает формироваться, усложняться структура мозга. Если лишить ребенка витаминов, жиров, «строительного материала» – белков, то развитие мозга пойдет неправильным путем. Возможно отставание развития слуха, речи, мышления. После долгого «голодания» мозг отказывается работать так, как нужно . Отсюда задержки развития, проблемы с нервной системой.

Психологические факторы

К психологическим факторам развития относится все, что могло повлиять на психику ребенка. Человек живет в обществе, так что биосоциальная среда всегда была и будет одним из основных факторов влияния . Сюда относится:


Дети учатся, глядя на то, что происходит вокруг них. Они перенимают привычки родителей, их слова и выражение. Общество тоже оставляет сильный отпечаток – понятия о морали, правильном и неправильном, методах достижения желаемого. Среда, где растет малыш, сформирует его взгляд на мир.

Среда

Среда бывает благоприятной и неблагоприятной для развития личности. Общество, которое окружает ребенка (это не только родители), сформирует у него понятие о нормах морали. Если все вокруг добиваются своего кулаками, угрозами, то именно так будет воспринимать мир ребенок. Такая социальная установка останется у него на долгое время .

Самое опасное здесь то, что человек начинает видеть мир именно таким, как в нашем примере – жестоким, аморальным, грубым. Ему очень тяжело или почти невозможно посмотреть на свою жизнь под другим углом. И наоборот: ребенок, который вырос в
любви и понимании, будет способен на эмпатию, дружеские чувства. Он умеет находить выход из ситуации при помощи разума и логики.

Для того чтобы среда была неблагоприятной для развития психики ребенка, ему совсем не обязательно расти в неблагополучной семье. Самые образованные и обеспеченные родители могут относиться к детям холодно, придираться к любым ошибкам, морально унижать их. При этом со стороны жизнь семьи выглядит вполне благополучно. То же самое относится к школе.

Среда формирует психику, создает барьеры для проявления эмоций. Или же, наоборот, позволяет человеку быть человеком. Многим удается, благодаря врожденным данным, вырваться из неблагоприятной среды, изменить свою жизнь. Но не всегда удается поменять свои психологические ценности и усвоенные эмоциональные реакции.

Семья

Конечно, важнейшим фактором будет являться именно семья:


Отсюда ребенок черпает информацию об отношениях с людьми. Потом полученные знания он переносит на сверстников, свои игры. Очень сильное влияние на психику оказывает то, что мы видим каждый день.

Семья может быть не очень обеспеченной, жить тесно, использовать мало возможностей. Но если в семье будет нормальный климат, теплые отношения, то все остальное легко можно пережить вместе. Это базис для дальнейших отношений человека с противоположным полом .

Общение

На развитие психики влияет общение. У ребенка 3-10 лет должно быть достаточно возможностей для общения со сверстниками, взрослыми. Так малыши и взрослые прорабатывают социальные механизмы, хорошо запоминают нормы поведения . Без общения нет развития. В первую очередь это касается речи.

Ребенок учится разговаривать, слушая своих родителей. Общаясь со сверстниками, воспитателями, учителями, он перенимает новые слова, понятия, интонации . Развить эмоциональный интеллект можно только при живом общении.

Сегодня у детей много говорящих игрушек, которые помогают в обучении. Конечно, они никогда не заменят живого собеседника. Ведь когда человек разговаривает, делится своими переживаниями или радостью, его эмоции связаны с мимикой. А у игрушек мимика отсутствует.

Знать о проявлении эмоций необходимо, ведь только так можно говорить о дружбе, любви, понимании, симпатии между людьми. Если же мы не понимаем друг друга на этом тонком уровне, завязать социальные контакты не получится.

Социальные факторы

Еще один фактор развития человека - социальный. От него зависит формирование у ребенка мнения о себе, самооценки. Здесь проявляется общественная составляющая нашего «я». Человек начинает видеть себя со стороны только в обществе. Так он может впервые критически отнестись к поведению, внешности, манерам.
Общество формирует его представление о жизни среди других людей .

Факторы социального развития обусловливают активную роль человека в социальной среде. Конечно, всю жизнь своих детей не проконтролируешь, но родителям обязательно нужно знать, чем те живут. Все начинается с малых лет. Первое - детский садик . Какие там дети, кто их родители? Какие воспитатели работают с детьми, чему их учат?

Детский сад

С 3 лет малыш попадает в совершенно новую для него среду. В этом возрасте все факторы, влияющие на развитие ребенка, действуют на его физиологию и психику особенно остро. Сейчас он учится, набирается опыта, впервые тесно общается с кем-то вне семьи. Родителям необходимо узнать все о том садике, в который они записывают ребенка. Сделать это просто: в интернете можно найти отзывы родителей, на сайте садика посмотреть фото . Обязательно сходите в тот сад, проверьте, какие там условия.

Школа

Школа необходима каждому ребенку с нормальным уровнем развития. Конечно, сама по себе школа тоже важный фактор всестороннего развития. Тут ребенок получает конкретные знания о мире, задумывается о выборе профессии.

С другой стороны,
в школе у него масса социальных контактов разного рода:

  • дружба;
  • влюбленность;
  • чувство принадлежности к коллективу.

Это маленький «мир», в котором существуют свои законы. Здесь же воспитывается волевая составляющая характера. Это значит, что человек учится контролировать свои желания, оценивать их значимость, стремится достичь результатов .

После поступления в первый класс развитие ребенка идет гораздо быстрее. Здесь есть мотивирующий момент: учеба, оценки, похвалы. Важно, чтобы школа и учителя могли заинтересовать ребенка, подать ему материл в яркой, интересной форме . Тогда к мотивирующим факторам добавляется интерес.

Трудовая деятельность

Для правильного развития ребенка необходима трудовая деятельность. Она формирует понятие об ответственности, самоконтроле. Это позитивно сказывается на психическом развитии . Человек должен иметь обязанности. Это может быть какая-то работа по дому, уход за домашними животными. Необходимо
дать ребенку понять всю важность задания. Выполняться все должно без напоминаний, угроз, оскорблений.

Давая ребенку или молодому человеку задание, родители должны хорошо объяснить необходимость данной деятельности . С возрастом обязанностей становится больше. Конечно, необходимо соизмерять нагрузку ребенка и важность задания. Например, если он учится в школе, занимается на курсах, посещает спортивные секции и т.д., то трудовую нагрузку можно снизить. У малыша обязательно должно быть время на отдых, возможность заняться любимым, интересным делом .

Патологические факторы

Существует еще один важный фактор, описывающий развитие человека. Любые патологии будут препятствовать нормальному развитию. Особенно это заметно, если у ребенка:

  • серьезно снижен интеллект;
  • психологические девиации;
  • заболевание, не позволяющее нормально двигаться;
  • снижена или потеряна функция органов чувств (потеря слуха, речи, зрения).

Их развитие идет по другому пути.

Патологическое развитие

Как только женщина узнает, что беременна, начинается ее новая жизнь. Здесь нельзя допускать алкоголь, курение, наркотические вещества и сильные лекарства (антибиотики, обезболивающие, токсичные препараты). Нужно исключить стрессы, перенапряжение. Это всем понятно, ведь результат неправильно поведения - серьезные проблемы со здоровьем малыша. Патологические факторы развития проявляются после рождения, хотя некоторые заболевания и патологии можно выявить еще в период беременности.

Бывает, что женщина очень сильно заботиться о здоровье малыша, правильно питается, принимает витамины. И все же ребенок рождается с патологиями. Здесь второй фактор - структурные изменения плода, патологии развития. От этого, к сожалению, никто не застрахован. Что-то можно исправить, а с чем-то придется учиться жить .

Третий, не менее важный патологический фактор –сложные роды. Здесь возможна гипоксия плода, последствия затяжных родовых процессов, травмы. Иногда совершенно здоровый малыш у здоровой мамы появляется на свет с серьезной травмой . Тяжелые роды, недостаток кислорода - у малыша возникают серьезные проблемы, а потом диагностируется отставание в развитии.

Все эти факторы станут основой, на которой будет строиться дальнейшее развитие. Здесь нельзя говорить о нормальном процессе роста, взросления. Однако сегодня для детей с патологическими проблемами открыты многие двери :

  • специальные садики;
  • особые школы, дефектологические классы;
  • лечебная физкультура, массаж ;
  • возможность получить профессию (все зависит от степени повреждений, уровня развития);
  • возможность продолжить обучение.

От родителей будет зависеть, как пройдет жизнь ребенка . Особенно если у него есть сильные патологии.

ВВЕДЕНИЕ

Всем известно, что детство является особенным и неповторимым периодом в жизни каждого. В детстве не только закладываются основы здоровья, но и формируется личность: её ценности, предпочтения, ориентиры. То, как проходит детство ребёнка, непосредственно отражается на успешности его будущей жизни.

Ценным опытом этого периода является социальное развитие. Психологическая готовность малыша к школе во многом зависит от того, умеет ли он строить общение с другими детьми и взрослыми, правильно с ними сотрудничать. Немаловажно для дошкольника и то, как быстро он приобретает знания, соответствующие его возрасту.

Всесторонне развитая гармоничная личность – вот та цель, тот желаемый результат, который с тех пор, как человечество стало задумываться над воспитанием подрастающего поколения, над своим будущим, выступал в качестве ведущей идеи, идеала, к которому стоило стремиться и ради которого стоило жить.

Цель воспитания - это ожидаемый результат деятельности, направленной на формирование личности человека. Цель выступает мотивом такой деятельности.

Цель – «воспитание всесторонне развитой личности» - является по сути своей идеальной, нереальной целью воспитания.

История развития общества, изучение закономерностей развития индивида показало, что в равной степени все стороны личности не могут быть развиты.

Идеальная цель нужна, она является ориентиром на возможности человека и помогает сформулировать задачи воспитания в различных направлениях многогранной личности.

Известно, что личностями не рождаются, а становятся. А на формирование полноценно развитой личности большое влияние оказывает общение с людьми. Именно поэтому формированию умения ребёнка находить контакт с другими людьми родителям следует уделять достаточно внимания.

1.1. Биологические факторы в развитии ребенка

На развитие ребенка оказывают влияние различные факторы. Самым первым и значимым фактором до появления ребенка на свет является биологический фактор. Биологический фактор находит своё развитие во внутриутробном состоянии.

Основополагающим показателем выступает биологическая наследственность. Биологическая наследственность включает в своё содержание общие показатели. Наследственность индивидуальна для каждого представителя человечества. Она позволяет отличать и различать у каждого представителя человечества не только внутренние, но и внешние характеристики.

Наследственность - это то, что передается от родителей детям, что заложено в генах. Наследственная программа включает постоянную и переменную части. Постоянная часть обеспечивает рождение человека человеком, представителем человеческого рода. Переменная часть - это то, что роднит человека с его родителями. Это могут быть внешние признаки: телосложение, цвет глаз, кожи, волос, группа крови, предрасположенность к определенным заболеваниям, особенность нервной системы.

Родители по наследству передают своему ребенку некие особенности и качества личности. Передача наследственных качеств формируют генетическую программу.

Огромная значимость наследственности состоит в том, что она служит источником получения человеческого организма, нервную систему, мозг,
органы слуха.

Внешние факторы позволяют отличить одного человека от другого. Специфика нервной системы, передаваемая по наследству, развивает определенный тип нервной деятельности. Влияние наследственности насколько велика, что она способна формировать определенные способности в различных видах деятельности. Данная способность формируется на основе природных задатков.

Исходя из данных физиологии и психологии, можно сделать вывод о том, что при рождении у ребенка приобретаются не способности, а всего лишь задатки к какой-либо деятельности.
Однако для развития и раскрытия определенных задатков необходимо создать благоприятную атмосферу, для правильного развития.
Наследственность включает в себя не только благоприятные, положительные стороны для развития ребенка, не редко по наследству ребенку передается ряд болезней. Причина данных заболеваний: нарушение наследственного аппарата (гены, хромосомы).

В современном мире на правильное развитие ребенка влияет не только наследственность, но и губительное влияние оказывает сама окружающая среда.

Новорожденный несет в себе комплекс генов не только своих родителей, но и их отдаленных предков, то есть имеет свой, только ему присущий богатейший наследственный фонд или наследственно предопределенную биологическую программу, благодаря которой возникают и развиваются его индивидуальные качества. Эта программа закономерно и гармонично притворяется в жизнь, если, с одной стороны, в основе биологических процессов лежат достаточно качественные наследственные факторы, а с другой, внешняя среда обеспечивает растущий организм всем необходимым для реализации наследственного начала.

Приобретенные в течение жизни навыки и свойства не передаются по наследству, наукой не выявлено, также особых генов одаренности, однако, каждый родившийся ребенок обладает громадным арсеналом задатков, раннее развитие и формирование которых зависит от социальной структуры общества, от условий воспитания и обучения, забот и усилий родителей и желания самого маленького человека.

Черты биологического наследия дополняются врожденными потребностями человеческого существа, которые включают потребности в воздухе, пище, воде, активности, сне, безопасности и отсутствии боли, Если социальный опыт объясняет в основном сходные, общие черты, которыми обладает человек, то биологическая наследственность во многом объясняет индивидуальность личности, ее изначальное отличие от других членов общества. Вместе с тем групповые различия уже нельзя объяснять биологической наследственностью. Здесь речь идет об уникальном социальном опыте, об уникальной субкультуре.

Следовательно, биологическая наследственность не может полностью создать личность, так как ни культура, ни социальный опыт не передаются с генами.
Однако, биологический фактор необходимо учитывать, так как он, во-первых, создает ограничения для социальных общностей (беспомощность ребенка, невозможность долго находиться под водой, наличие биологических потребностей и т.д.), а во-вторых, благодаря биологическому фактору создается бесконечное разнообразие темпераментов, характеров, способностей, которые делают из каждой человеческой личности индивидуальность, т.е. неповторимое, уникальное создание.
Наследственность проявляется в том, что человеку передаются основные биологические признаки человека (способность разговаривать, работать рукой). С помощью наследственности человеку передаются от родителей анатомофизиологическое строение, характер обмена веществ, ряд рефлексов, тип высшей нервной деятельности.

К биологическим факторам относятся врожденные особенности человека. Это такие особенности, которые ребенок получает в процессе внутриутробного развития, обусловленные рядом внешних и внутренних причин.

Мать – это первая земная вселенная ребенка, поэтому все, через что она проходит, испытывает и плод. Эмоции матери передаются ему, оказывая либо положительное, либо отрицательное влияние на его психику. Именно неправильное поведение матери, ее излишние эмоциональные реакции на стрессы, которыми насыщена наша тяжелая и напряженная жизнь, служат причиной огромного числа таких послеродовых осложнений, как неврозы, тревожные состояния, отставание в умственном развитии и многие другие патологические состояния. Однако следует особо подчеркнуть, что все трудности вполне преодолимы, если будущая мать осознает, что только она служит ребенку средством абсолютной защиты, неисчерпаемую энергию для которой дает ее любовь.

Совсем немаловажная роль принадлежит и отцу. Отношение к жене, ее беременности и, конечно, к ожидаемому ребенку – один из главных факторов, формирующих у будущего ребенка ощущения счастья и силы, которые передаются ему через уверенную в себе и спокойную мать.

После рождения ребенка процесс его развития характеризуется тремя последовательными этапами:впитывание информации,подражание и личный опыт. В период внутриутробного развития опыт и подражание отсутствуют.

Что касается впитывания информации, то оно максимально и протекает на клеточном уровне. Ни в один из моментов своей дальнейшей жизни человек не развивается столь интенсивно, как в пренатальном периоде, начиная с клетки и превращаясь всего через несколько месяцев в совершенное существо, обладающее удивительными способностями и неугасимым стремлением к знанию. Новорожденный уже прожил девять месяцев, которые в значительной степени сформировали базу для его дальнейшего развития.

Пренатальное развитие несет в своей основе мысль о необходимости предоставления эмбриону и затем плоду самых лучших материалов и условий. Это должно стать частью естественного процесса развития всего потенциала, всех способностей, изначально заложенных в яйцеклетке.

Формирующееся человеческое существо не воспринимает этот мир напрямую. Однако оно непрерывно улавливает ощущения и чувства, которые вызывает у матери окружающий мир. Это существо регистрирует первые сведения, способные определенным образом окрашивать будущую личность, в тканях клеток, в органической памяти и на уровне зарождающейся психики.

В современных условиях наряду с наследственностью отрицательно влияют на развитие ребенка внешние факторы - загрязнение атмосферы, воды, экологическое неблагополучие и др. Все больше рождается физически ослабленных детей, а также детей, имеющих нарушения в развитии: слепых и глухих или потерявших слух и зрение в раннем возрасте, слепоглухонемых, детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и др.

Для таких детей деятельность и общение, необходимые для их развития, значительно затруднены. Поэтому разрабатываются специальные методики, позволяющие их обучать, что дает возможность таким детям иногда достигать высокого уровня умственного развития. Занимаются с этими детьми специально подготовленные педагоги. Однако, как правило, у этих детей существуют большие проблемы общения со сверстниками, непохожими на них, со взрослыми людьми, что затрудняет их интеграцию в общество. Например, слепоглухота становится причиной отставания в развитии ребенка вследствие отсутствия его контакта с окружающей действительностью. Поэтому специальное обучение таких детей как раз и состоит в том, чтобы «открыть» ребенку каналы общения с внешним миром, используя для этого сохранившиеся виды чувствительности - осязание.

1.2 Социальные факторы в развитии ребенка

В самые первые дни после рождения ребенок начинает активно познавать мир. Позже он учится наблюдает за поведением родителей, устанавливаются первые контакты с его окружением.

Воспитание связано с субъективной деятельностью, с выработкой у человека определенного представления об окружающем его мире. Хотя воспитание учитывает влияние внешней среды, оно в основном олицетворяет усилия, которые осуществляют социальные институты.

Социальное развитие ребенка подразумевает под собой процесс усвоения традиций, культуры и правил, принятых в определенном обществе.

Для осуществления данного процесса должны присутствовать определенные социальные факторы развития ребенка. В качестве них выступают всевозможные объекты окружающей среды. Кооперация всех факторов составляет особенности социального развития детей.

Данные факторы можно подразделить на:

    микрофакторы (к ним относится семья, школа, друзья, ближайшее социальное окружение)

    мезофактры (к ним относятся условия, в которых растет ребенок, средства массовой коммуникации, региональные условия и другие)

    макрофакторы (здесь играют роль процессы и вещи мирового масштаба: экология, политика, демография, экономика, государство и общество)

Социализация представляет собой процесс становления личности, постепенное усвоение требований общества приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с обществом. Социализация личности начинается с первых лет жизни и заканчивается к периоду гражданской зрелости человека, хотя, разумеется, полномочия, права и обязанности, приобретенные им, не говорят о том, что процесс социализации полностью завершен: по некоторым аспектам он продолжается всю жизнь.

Именно в этом смысле мы говорим о необходимости повышения педагогической культуры родителей, о выполнении человеком гражданских обязанностей, о соблюдении правил межличностного общения. Иначе социализация означает процесс постоянного познания, закрепления и творческого освоения человеком правил и норм поведения, диктуемых ему обществом.

Первые элементарные сведения человек получает в семье, закладывающей основы и сознания, и поведения. В социологии обращено внимание на тот факт, что ценность семьи как социального института долгое время недостаточно учитывалась. Более того, ответственность за воспитание будущего гражданина в определенные периоды советской истории пытались снять с семьи, переложив на школу, трудовой коллектив, общественные организации.

Принижение роли семьи принесло большие потери, в основном нравственного порядка, которые впоследствии обернулись крупными издержками в трудовой и общественно-политической жизни.

Этапы социального развития ребёнка:

    Младенчество. Социальное развитие начинается у дошкольника ещё в младенческом возрасте. При помощи мамы или другого человека, который часто проводит время с новорождённым, малыш постигает азы общения, используя средства общения, как мимика и движения, а также звуки.

    От шести месяцев до двух лет. Общение малыша с взрослыми становится ситуативным, что проявляется в виде практического взаимодействия. Ребёнку нередко нужна помощь родителей, какие-то совместные действия, за которыми он обращается.

    Три года. В этом возрастном периоде малыш уже требует общества: он хочет общаться в коллективе сверстников. Ребёнок входит в детскую среду, приспосабливается в ней, принимает её нормы и правила, а родители в этом активно помогают. Они подсказывают дошкольнику, как нужно поступать, а как не следует: стоит ли брать чужие игрушки, хорошо ли жадничать, нужно ли делиться, можно ли обижать детей, как быть терпеливым и вежливым, и прочее.

    От четырёх до пяти лет. Этот возрастной отрезок характеризуется тем, что малыши начинают задавать бесконечно большое количество вопросов обо всём на свете (на которые не всегда находится ответ и у взрослых!). Общение дошкольника становится ярко эмоционально окрашенным, направленным на познание. Речь малыша становится главным способом его общения: используя её, он обменивается информацией и обсуждает с взрослыми явления окружающего мира.

    От шести до семи лет. Коммуникация ребёнка приобретает личностную форму. В этом возрасте детей уже интересуют вопросы о сути человека. Этот период считается наиболее важным в вопросе становления личности и гражданственности ребёнка. Дошкольник нуждается в объяснении многих жизненных моментов, советах, поддержке и понимании взрослых, ведь они - образец для подражания. Глядя на взрослых, шестилетки копируют их стиль общения, взаимоотношений с другими людьми, особенности их поведения. Это начало формирования своей индивидуальности.

Эстафету социализации личности принимает школа. По мере взросления и подготовки к выполнению гражданского долга совокупность усваиваемых молодым человеком знаний усложняется. Однако не все они приобретают характер последовательности и завершенности. Так, в детстве ребенок получает первые представления о Родине, в общих чертах начинает формировать свое представление об обществе, в котором он живет, о принципах построения жизни.

Мощным инструментом социализации личности выступают средства массовой информации - печать, радио, телевидение. Ими осуществляются интенсивная обработка общественного мнения, его формирование. При этом в одинаковой степени возможна реализация как созидательных, так и разрушительных задач.

Социализация личности органично включает в себя передачу социального опыта человечества, поэтому преемственность, сохранение и усвоение традиций неотделимы от повседневной жизни людей. При их посредстве новые поколения приобщаются к решению экономических, социальных, политических и духовных проблем общества.

Таким образом, социализация личности представляет, по сути, специфическую форму присвоения человеком тех гражданских отношений, которые существуют во всех сферах общественной жизни.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Личностное развитие человека происходит на протяжении всей жизни. Личность является одним из тех феноменов, которые редко истолковываются одинаково двумя разными авторами. Все определения личности так или иначе обусловливаются двумя противоположными взглядами на ее развитие.

С точки зрения одних, каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными качествами способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль.

Представители другой точки зрения полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, считая, что личность – это некоторый продукт, полностью формируемый в ходе социального опыта.

Очевидно, что это крайние точки зрения процесса формирования личности. Несмотря на многочисленные понятийные и другие различия, существующие между ними почти все психологические теории личности едины в одном: личностью, утверждается в них, человек не рождается, а становится в процессе своей жизни. Это фактически означает признание того, что личностные качества и свойства человека приобретаются не генетическим путем, а вследствие научения, то есть они формируются и развиваются.

Формирование личности – это, как правило, начальный этап становления личностных свойств человека. Личностный рост обусловлен множеством внешних и внутренних факторов.

Список используемой литературы

1. Интернет – ресурс, доступ:

2. Интернет – ресурс, доступ:

3. Дубровина, И.В. Рабочая книга школьного психолога: учеб. пособие. /И.В. Дубровина. - М.: Просвещение, 1991. – 186 с.

4. Коломенский, Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста / Я.Л. Коломенский. - М.: Просвещение, 1989. – 97 с.

5. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность: учеб. пособие / А. Н. Леоньтев. – М.: Просвещение, 1977. – 298 с.


4
Уральский Государственный Педагогический Университет
Факультет «Музыкального и художественного образования»
Важные возрастные особенности развития дошкольника
Выполнила: Кузнецова М. И.
I курс, 105группа
Руководитель: Погорелова Н.А.
Екатеринбург 2009Содержание

Вступление...............................................................................................................3
1. Биологические и социальные факторы развития.............................................4
2. Возрастные особенности дошкольника.............................................................6
3. Воспитательный процесс необходимый для формирования качеств детской личности.................................................................................................................12
Заключение.............................................................................................................18
Используемый материал ....................................................................................... 1 9
Вступление

Ребенок появляется на свет с определенными врожденными задатками, они создают лишь известные органические предпосылки для его психического развития, не предопределяя фатально ни характера, ни уровня этого развития. Каждый нормальный ребенок обладает громадными потенциальными возможностями, и вся проблема заключается в том, чтобы создать оптимальные условия для их выявления и реализации.
В своей работе, я хочу рассмотреть биологические и социальные факторы развития, которые влияют на развитие человека и становление детской личности, выявить важные особенности ребенка дошкольного возраста, ведь на каждой возрастной ступени складывается определенный психофизиологический уровень, от которого во многом зависят результат развития, структура и функциональные возможности будущей личности. И понять воспитательский процесс, его важнейшие обогащение в развитие детей, теми психологическими процессами и качествами, которые наиболее интенсивно развиваются в данном возрасте и являются наиболее ценными при формировании личности.
1. Биологические и социальные факторы развития

Еще некоторое время назад в науке разгорались споры о том, под влиянием каких факторов происходит развитие человека, превращение индивида в личность. Сегодня ученые нашли большие аргументов, объединяющих их позиции. Предметом ученых стало выяснение причин, обусловливающих становление личности. Выделяются три фактора: развитие человека происходит под влиянием наследственности, среды и воспитания. Их можно объединить в две большие группы - биологические и социальные факторы развития.
Рассмотрим каждый фактор в отдельности, чтобы определить под влиянием каких из них в большей мере происходит развитие.
Наследственность - это то, что передается от родителей детям, что заложено в генах. Наследственная программа включает постоянную и переменную части. Постоянная часть обеспечивает рождение человека человеком, представителем человеческого рода. Переменная часть - это то, что роднит человека с родителями. Это могут быть внешние признаки: телосложение, цвет глаз, кожи, волос, группа крови, предрасположенность к определенным заболеваниям, особенность нервной системы.
Но предметом разных точек зрений является вопрос о наследовании моральных, интеллектуальных качеств, специальных способностей (способности как какой-то деятельности). Большинство зарубежных ученых (М.Монтенссори, Э.Фромм, К.Лоренц и др.) убеждены, что не только интеллектуальные, но и моральные качества передаются по наследству. Отечественные ученые долгие годы придерживались противоположной точки зрения: признавали только биологическое наследие, а все остальные категории - мораль,
интеллект - считали приобретаемыми в процессе социализации. Однако академики Н.М.Амоносов, П.К.Анохин высказываются в пользу наследования нравственных качеств или во всяком случае наследственной предрасположенности ребенка к агрессивности, жестокости , лживости. Эта серьёзная проблема пока не имеет однозначного ответа.
Однако следует различать врожденное наследование и генетическое. Но ни генетическое, ни врожденное не следует считать неизменным. В процессе жизни возможны изменения врожденных и наследственных приобретений.
«По моему мнению, - пишет японский ученый Масару Ибука, - в развитии ребенка образование и среда играют большую роль, чем наследственность… Вопрос в том, какое образование и какая среда лучше всего развивают потенциальные способности ребенка».
На развитие ребенка влияет не только наследственность, но и
среда. Понятие «среда» может рассматриваться в широком и узком смысле. Среда в широком смысле - это климатические, природные условия, в которых растет ребенок. Это и общественное устройство государства, и условия, которые оно создает для развития детей, а также культура и быт, традиции, обычаи народа. Среда в таком ее понимании влияет на успешность и направленность социализации.
Но существует и узкий подход к пониманию среды и ее влиянию на становление личности человека. Согласно такому подходу среда - это непосредственное предметное окружение.
В современной педагогике существует понятие «развивающая среда» (В.А.Петровский). Под развивающей средой понимается не только предметное наполнение. Она должна быть особым образом выстроена, чтобы наиболее эффективно влиять на ребенка. В педагогике, когда речь идет о среде как факторе воспитания, имеются в виду еще и человеческое окружение, принятые в нем нормы взаимоотношений и деятельности. Среда как фактор развития личности имеет существенное значение: она предоставляет ребенку возможность видеть социальные явления с разных сторон.
Влияние среды на формирование личности постоянно на протяжении всей жизни человека. Разница лишь в степени восприятия этого влияния. С годами человек овладевает умением фильтровать его, интуитивно поддаваться одним воздействием и уклонятся от других влияний. Для маленького ребенка таким фильтром до определенного возраста служит взрослый. Среда может сдерживать развитие, а может и активизировать его, но быть безучастной к развитию не может.
Третий фактор, влияющий на становление личности, - это
воспитание. В отличие от первых двух факторов оно всегда носит целенаправленный, осознаваемый (хотя бы со стороны воспитывающего) характер. Второй особенностью воспитания как фактора развития личности является то, что оно всегда соответствует социально-культурным ценностям народа, общества, в котором происходит развитие. Это значит, что когда речь идет о воспитании, то всегда имеются в виду положительные воздействия. И наконец, воспитание предполагает систему влияний на личность.
2.
Возрастные особенности дошкольника

Дошкольный возраст. Он делится на несколько более мелких этапов: младший, средний, старший дошкольный возраст. В дошкольных учреждениях согласно этой периодизации образованы возрастные группы: первая и вторая младшие, средняя, старшая, подготовительная к школе.
Начало дошкольного возраста принято соотносить с кризисом 3 лет. К этому времени, если развитие в раннем возрасте проходило нормально, а воспитание учитывало законам амплификации, ребенок вырос примерно до 90 - 100 см, увеличился в весе (примерно 13 - 16 кг). Он стал более ловким, легко бегает, прыгает, правда сразу на двух ногах и не очень высоко, мяч ловит сразу двумя руками и крепко прижимает его к груди. Физически ребенок явно стал крепче. Он стал самостоятельнее, его движения отличаются большей координацией и уверенностью.
Природа мудро стабилизирует темп развития, готовясь к следующему «скачку», который произойдет в 6 - 7 лет.
Физическое развитие ребенка по-прежнему связано с умственным. В дошкольном возрасте физическое развитие становится необходимым условием, фоном, на котором успешно происходит разностороннее развитие ребенка. А вот умственное, эстетическое, нравственное, т.е. сугубо социальное, развитие набирает высокий темп.
Дошкольник активно познает окружающий его мир, хочет разобраться, понять наблюдает явления, события. В этот период активно развиваются память, мышление, речь, воображение. При хорошо организованной педагогической работе дети овладевают понятиями, приобретают способность к умозаключениям, обобщениям. П.Я.Гальперин отмечал, что «на основе поэтапной методики мы получили в 6 - 7
лет (и даже в 5) … умственные де йствия и понятия, которые по общепринятым стандартам отвечают уровню мышления в подростковом возрасте…».
Живость ума, любознательность, хорошая память позволяют дошкольнику без особого труда накапливать такую массу информации, которая в последующие периоды жизни вряд ли повторится. Более того, дети демонстрируют способность усваивать не только разрозненные значения, но и систему знаний. И если, как отмечал Л.С.Выготский, до 3 лет ребенок учится по «собственной» программе
(в том смысле, что малыш пока еще не может удерживать и воспринимать систему знаний и следовать за мотивом взрослого обучении его), то после 3 лет мышление дошкольника уже достаточно готово к пониманию причинно-следственных связей и зависимостей, правда если они представлены в наглядно-образной форме. Мышление детей конкретно, считают ученые, если им даются конкретные, отрывочные, разрозненные знания. Но если давать знания о простейших связях и зависимостях, дошкольники не только усваивают их, но и используют в своих рассуждениях, умозаключениях. «Если человек появился на Земле, значит, его создал Бог», - глубокомысленно заявляет 5-летний ребенок. Или такие высказывания: «Мужчины рожать детей не могут. А нужны они, чтобы женщинам помогать. Например, носить тяжелые вещи», «Ну как таким маленьким сердцем можно так сильно любить свою семью?!».
Любознательность стимулирует ребенка к исследовательской деятельности, экспериментированию (Н.Н.Поддьяков), к обращениям с вопросами к взрослым. По характеру вопросов можно судить, на каком уровне развития находится ребенок. Первые вопросы дошкольника связаны с желанием обозначить окружающий его мир. Поэтому вопросы детей чаще всего начинаются с вопросительного слова («
Что , кто это ?», « Как это называется ?»). подобные вопросы , конечно, возникают и позднее при встрече с каждым новым предметом, явлением,объектом. Но в это время-период « что и кто » - еще нет вопросов, касающихся причинных связей и зависимостей. И лишь позже, примерно в 4 - 5 лет, начинают появляются вопросы с важным вопросительным словом как ? (« Как это сделать ?») и, наконец, со словом почему ? (« Почему солнце светит ?», « Почему бабушка плачет ?», « Почему вода в море соленая ?» и т.п.). от тысяч почему ? Взрослые устают, но эти вопросы свидетельствуют о пытливости детского ума, о желании ребенка познавать. Если же взрослые не реагируют должным образом на его вопросы, познавательный интерес постепенно снижается и сменяется безразличием. Однако замечательной особенностью дошкольного детства является то, что интерес к познанию, любознательность носят достаточно устойчивый характер.
Среди объектов социального мира, которые познает ребенок, находится он сам. Дошкольник проявляет интерес к себе, к своему организму
, к своему полу, к своим чувствам, переживаниям. Психологи называют это развитие самосознания. К старшему дошкольному возрасту ребенок уже довольно много знает о себе, умеет управлять собственными чувствами и поведением, что способствует появлению произвольности поведения.
Все известно, что дошкольники любят фантазировать, придумывать, что-то воображать.
Кажется, их фантазиям нет предела! «Я не Лиза, я Пакахонтас» - заявляет девочка. Через минуту обращаешься к ней как к Пакахонтас и слышишь: «Нет, я уже не Пакахонтас, я Герта». И так постоянно. Ребенок пребывает в мире привлекающих его образов; рисует, придумывает свои песни и т.п. Это очень хорошо и полезно для развития творческой личности. «Творческий ребенок, творческая личность, - пишет Н.Н.Поддьяков, - это результат всего образа жизни дошкольника, результат его общения и совместной деятельности со взрослым, результат его собственной активности».
В дошкольном возрасте у ребенка развивается воображение. Материалом для воображения служат знания об окружающем, которые он приобретает. Правда, многое зависит от того, как эти знания усваиваются - только путем запоминания или образно, зримо, осознано. Хотя воображение малыша значительно беднее воображения взрослого человека, для развивающей личности это богатый «строительный» материал, из которого возводится здани
е интеллекта и эмоций.
Дети активно расширяют собственный запас слов и, что очень важно, задумываются над их значением, пытаются объяснить смысл новых для них слов («Что такое абажур? Это человек, которого обожают?», «И почему она такая горячая - все горюет и горюет?»). Словотворчество, свойственное дошкольнику 4 - 5 лет, служит показателем нормального развития и в то же время свидетельствует о присутствии в маленьком человеке творческого начала.
Достижением дошкольного возраста является развитие разных видов деятельности: игровой, художественной, трудовой. Начинает развиваться учебная деятельность. Конечно, главной, ведущей деятельностью является игра. По сравнению с тем, как играл ребенок в раннем возрасте, можно отметить, что игра стала разнообразнее по сюжету, по ролям. Теперь она гораздо длительнее. Ребенок отражает в игре не только то, что видит непосредственно в своем окружении, но и то, о чем ему читали, что он услышал от сверстников и старших детей и т.п. Игра удовлетворяет потребность детей в познании мира взрослых и дает возможность выражать свои чувства и отношения.
В 3 года малыш с удовольствием выполняет трудовые поручения, стремится помогать старшим во всех их домашних делах: мытье посуды, уборке, стирке. Известное «Я сам!» может перерасти в желание трудиться, но может и погаснуть, и превращение не состоится. Это зависит от отношения взрослых к проявлениям у ребенка самостоятельности. Но дошкольник способен к трудовому усилию, которое может проявляться в самообслуживании (сам одевается, сам ест), в уходе (под руководством взрослого) за растениями и животными, в выполнении поручений.
Появляется интерес к умственному труду. Постепенно формируется готовность к обучению в школе.
Качественно меняется характер развития эмоциональной сферы. Л.С.Выготский отмечал, что к 5 годам происходит «интеллектуализация чувств»: ребенок
становится способен к осознанию, пониманию и объяснению собственных переживаний и эмоционального состояния другого человека.
Существенно изменяются отношения со сверстниками. Дети начинают ценить общество друг друга за возможность вместе играть, делиться мыслями, впечатлениями. Они учатся справедливо решать конфликты; проявляют друг к другу доброжелательность. Возникает дружба.
Развивается чувство собственного достоинства, которое иногда проявляется в повышенной обидчи и т.д.................