Почему Печорин — странный человек? Сочинение на тему:"почему Печорина считали странным?" Независимость от мнения окружающих.

Итак, “Герой нашего времени” – психологический роман, то есть новое слово в русской литературе девятнадцатого века. Это действительно особенное произведение для своего времени – оно имеет поистине интересную структуру: кавказская новелла, путевые заметки, дневник…. Но все – таки главная цель произведения – раскрытие образа необычного, на первый взгляд, странного человека – Григория Печорина. Это и в самом деле необыкновенный, особенный человек. И читатель это прослеживает в течение всего романа.

Кто же такой Печорин,

и в чем его главная трагедия? Мы видим героя со стороны самых разных людей, и может таким образом составить его психологический портрет. В первых главах романа можно увидеть Григория Печорина глазами Максима Максимыча – отставного офицера, друга героя. “Странный был человек” – говорит он. Но пожилой офицер живет в другом времени, в другом мире и не может дать полной и объективной характеристики. Но уже в начале романа со слов Максима Максимыча мы понимаем, что это особенный человек. Следующий этап раскрытия образа – описание Печорина странствующим офицером. Он ближе к нему и по возрасту, и по взглядам,

и по кругу общения, следовательно, он может лучше может раскрыть его внутренний мир.

И офицер замечает некоторые особенности внешности, которые напрямую связаны с характером. Большое внимание уделяется описанию походки, глаз, рук, фигуры. Но взгляд играет ключевую роль. “Его Глаза не смеялись, когда он смеялся – это признак либо злого нрава, либо всепоглощающей печали.” И именно здесь мы приближаемся к ответу на вопрос: в чем же трагедия героя? Наиболее полный ответ представлен в части романа, иллюстрирующем психологию светского общества – “Княжна Мери”. Написан он в форме дневника. И именно поэтому можно говорить о настоящей искренности и неподдельности повествования, ведь в дневнике человек выражает чувства лишь для себя, а себе, как известно, врать бессмысленно. И здесь Печорин сам рассказывает читателю о своей трагедии. В тексте присутствует большое количество монологов, в которых сам герой анализирует свои поступки, философствует о своем предназначении и внутреннем мире. И главная проблема оказывается в том, что Печорин постоянно обращается внутрь себя, оценивает свой действия, слова, что способствует открытию самому себе собственных пороков и несовершенств. И Печорин говорит: “У меня врожденная страсть противоречить…” Он борется с окружающим миром. Может показаться, что это злой и безучастный человек, но это отнюдь не так. Его внутренний мир глубок и раним. Его мучает горечь непонимания обществом. “Все читали на моем лице признаки дурных свойств…” Возможно, именно в этом главная трагедия. Он глубоко чувствовал добро и зло, мог любить, но окружающие его не поняли, и лучшие его качества были задушены. Все чувства были запрятаны в самых далеких уголках души. Он стал “нравственным калекой”. И он сам пишет, что половина души его умерла, а вторая чуть жива. Но жива же! В Печорине еще живут истинные чувства. Но они задушены. Кроме того героя мучает скука и одиночество. Однако чувства пробиваются в этом человеке, когда он бежит за Верой, он падает и плачет – значит он еще действительно человек! Но страдание – невыносимое испытание для него. И можно заметить, что трагедия Печорина перекликается с трагедией пушкинского Онегина – Печорин не может найти себе признание в жизни, наука ему неинтересна, служба скучна…

Таким образом, основных проблем несколько: непонимание общества, отсутствие самореализации. И общество не поняло Григория Печорина. Он думал, что предназначен для более высоких целей, но непонимание обернулось для него трагедией – разбило жизнь и разделило душу на две половины – темную и светлую.


Другие работы по этой теме:

  1. Чтобы раскрыть типический характер своего героя, выразить отношение к нему, автор приводит изображение внешности человека. Так, М. Ю. Лермонтов для описания Григория Печорина, главного персонажа...
  2. Текст по роману М.Ю.Лермонтова Герой нашего времени Почему Печорин так холодно обошелся с Максимом Максимы­чем во время их последней встречи? В главе “Максим Максимыч” описана...
  3. Почему Печорин поступает жестоко с княжной Мери? На первый взгляд это кажется странным. Но присмотримся внимательнее к тому, как Лермонтов изображает княжну Лиговскую, кратко проследим...
  4. В главе “Максим Максимыч” романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” изображена последняя встреча Г. А. Печорина со штабс-капитаном Максимом Максимычем спустя пять лет после...
  5. Во второй повести романа Михаила Юрьевича Лермонто­ва “Герой нашего времени” “Максим Максимыч” происходит встреча Печорина со своим старым боевым товарищем на гла­зах основного повествователя –...
  6. “Герой нашего времени” – роман М. Ю. Лермонтова – необычен тем, что состоит из пяти частей, каждая из которых может существовать самостоятельно, но вместе с...

Ответ оставил Гость

Печорин, как лишний человек

Михаил Юрьевич Лермонтов родился третьего октября 1814 года в Москве в семье капитана. Детские годы проходят в имении Тарханы Пензенской губернии. Учился он в Московском университете. Лермонтов владел многими языками.
В начале 19 века в русской литературе появляются произведения, главной проблемой которых является конфликт человека и окружающего его общества. Создается новый образ - «лишнего человека» , отвергнутого, духовно невостребованного обществом.
В романе Герой нашего времени Лермонтов создает образ такого человека. Этим образом является Печорин.
Печорин родился в богатой дворянской семье, поэтому с юных лет находился в кругах влиятельных людей. Однако ему скоро наскучил «свет» общества с его пустыми развлечениями, «которые можно достать за деньги» - баллы, праздничные обеды и конечно же маскарады со своими нудными разговорами и отсутствием практической деятельности. Печорин тянулся к образованию и наукам, но быстро решил для себя, что «счастье скорее найдешь в незнании и богатстве» , а «славы он не желал» . Этот герой внутренне опустошен. Причина его опустошенности можно найти, узнав о его воспитании. С самого начала своей жизни он был обречен на пустое будущее. Доказательство этому можно найти прочитав его дневник: «я был скромен - меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло. Никто меня не ласкал. Все меня оскорбляли. Я стал злопамятен. Я был готов любить весь мир – меня никто не понял и я научился ненавидеть.
Печорин изображается в романе, как жертва знатных людей. Таким образом, он с детства стал жестоким, злопамятным и циничным человеком, он постепенно отдалялся от людей, потерял веру в жизнь и любовь.
На протяжении романа герой пытается бороться со своей внутренней пустотой. Но все его старания заканчиваются неудачей. Все дела которые он начинает обречены на провал. Он это понимает и очень страдает от этого. Его страдания выражаются в постоянной борьбе между гуманизмом и цинизмом. Печорин все это описывает в своем дневнике. В борьбе с самим собой он «истощил жар души и постоянство воли» , необходимые для активной жизни. Все это делает Печорина «лишним человеком» в общественном плане.
Также слаб он и в психологическом плане. Печорин не хочет заводить новые знакомства, общаться с умными людьми. Он тяготиться духовной и эмоциональной близостью. У него нет друзей и он ни кого не любит. Объясняет он это тем, что дружба никогда не основывается на равноправии, и боязнью потерять личную свободу.
Из этого можно вывести, что этот герой ценит только свою независимость. Он так свободолюбив, что у него сильно выражается стремление подчинить своей воле все и вся, даже любовь.
Самые близкие у Печорина люди это только доктор Вернер и Вера. С доктором Вернером он делит чувство одиночества. Также их объединяет душевная неустроенность, а также похожий склад ума.
Про Веру можно сказать, что это «единственная женщина в мире» . Он любит ее самозабвенно и бескорыстно. Однако и в этих отношениях появляются проблемы, которые ему тяжело решить.
У Печорина постоянно сражаются пламенная страсть и холодное равнодушие.
Таким образом, крайняя эгоистичность Печорина показывает его бесполезность во всех отношениях. Сосредоточившись на собственных проблемах и стремлениях, герой никому не делает добра и не приносит счастья, можно сделать вывод, что он замкнулся в себе.
Даже он сам признается, что «сделался нравственным колекой».

Итак, «Герой нашего времени» — психологический роман, то есть новое слово в русской литературе девятнадцатого века. Это действительно особенное произведение для своего времени — оно имеет поистине интересную структуру: кавказская новелла, путевые заметки, дневник…. Но все- таки главная цель произведения — раскрытие образа необычного, на первый взгляд, странного человека- Григория Печорина. Это и в самом деле необыкновенный, особенный человек. И читатель это прослеживает в течение всего романа. Кто же такой Печорин, и в чем его главная трагедия? Мы видим героя со стороны самых разных людей, и может таким образом составить его психологический портрет. В первых главах романа можно увидеть Григория Печорина глазами Максима Максимыча- отставного офицера, друга героя.

«Странный был человек» — говорит он. Но пожилой офицер живет в другом времени, в другом мире и не может дать полной и объективной характеристики. Но уже в начале романа со слов Максима Максимыча мы понимаем, что это особенный человек. Следующий этап раскрытия образа- описание Печорина странствующим офицером. Он ближе к нему и по возрасту, и по взглядам, и по кругу общения, следовательно, он может лучше может раскрыть его внутренний мир. И офицер замечает некоторые особенности внешности, которые напрямую связаны с характером. Большое внимание уделяется описанию походки, глаз, рук, фигуры. Но взгляд играет ключевую роль. «Его Глаза не смеялись, когда он смеялся- это признак либо злого нрава, либо всепоглощающей печали.» И именно здесь мы приближаемся к ответу на вопрос: в чем же трагедия героя? Наиболее полный ответ представлен в части романа, иллюстрирующем психологию светского общества- «Княжна Мери». Написан он в форме дневника. И именно поэтому можно говорить о настоящей искренности и неподдельности повествования, ведь в дневнике человек выражает чувства лишь для себя, а себе, как известно, врать бессмысленно. И здесь Печорин сам рассказывает читателю о своей трагедии. В тексте присутствует большое количество монологов, в которых сам герой анализирует свои поступки, философствует о своем предназначении и внутреннем мире. И главная проблема оказывается в том, что Печорин постоянно обращается внутрь себя, оценивает свой действия, слова, что способствует открытию самому себе собственных пороков и несовершенств. И Печорин говорит: «У меня врожденная страсть противоречить…» Он борется с окружающим миром. Может показаться, что это злой и безучастный человек, но это отнюдь не так. Его внутренний мир глубок и раним. Его мучает горечь непонимания обществом. «Все читали на моем лице признаки дурных свойств…» Возможно, именно в этом главная трагедия. Он глубоко чувствовал добро и зло, мог любить, но окружающие его не поняли, и лучшие его качества были задушены. Все чувства были запрятаны в самых далеких уголках души. Он стал «нравственным калекой». И он сам пишет, что половина души его умерла, а вторая чуть жива. Но жива же! В Печорине еще живут истинные чувства. Но они задушены. Кроме того героя мучает скука и одиночество. Однако чувства пробиваются в этом человеке, когда он бежит за Верой, он падает и плачет- значит он еще действительно человек! Но страдание- невыносимое испытание для него. И можно заметить, что трагедия Печорина перекликается с трагедией пушкинского Онегина- Печорин не может найти себе признание в жизни, наука ему неинтересна, служба скучна… Таким образом, основных проблем несколько: непонимание общества, отсутствие самореализации. И общество не поняло Григория Печорина. Он думал, что предназначен для более высоких целей, но непонимание обернулось для него трагедией- разбило жизнь и разделило душу на две половины- темную и светлую.

Образ Печорина в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Уроки-размышления

Предлагаю три урока по образу Печорина, которые включают и характеристику других героев романа. Уроки построены в форме эвристической беседы, приглашающей учащихся к самостоятельной интерпретации образа главного героя, оценке его поступков и, что самое главное, к попытке найти объяснение и своим вопросам к жизни.

Такие задачи дают основание назвать эти уроки уроками-размышлениями.

Урок №1

Тема: «Странный человек» Печорин.

Цели: Раскрыть особенности характера Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч», развивать умения и навыки психологического анализа поступков героя, сопоставления его с другими персонажами, воспитывать интерес к работе с текстом романа-биографии.

Ход урока

Накануне дуэли Печорин запишет в своём дневнике примечательные фразы: «И, может быть, я завтра умру! И не останется на земле ни одного существа, которое поняло бы меня совершенно. Одни почитают меня хуже, другие лучше, чем я в самом деле… Одни скажут: он был добрый малый, другие – мерзавец! И то и другое будет ложно…»

Почему это так важно, чтобы нас понимали? Почему страшно уйти из жизни непонятым? Герой фильма «Доживём до понедельника», промучившись 2 урока над темой сочинения «Что такое счастье?», написал одну-единственную фразу: «Счастье – это когда тебя понимают…» Это была его формула счастья. Сколько людей подписалось бы под этой фразой!

Печорину нужна не любовь, не помощь, не сострадание, а понимание – до боли, до отчаяния. Если бы люди понимали сложные, неординарные, на первый взгляд, странные личности, не так рано ушли бы от нас Пушкин, Лермонтов, Маяковский, Есенин…

Каждый из вас не менее интересен и не менее странен, чем Печорин. Стоит вспомнить слова Чацкого: «Я странен, а не странен кто ж? Тот, кто на всех глупцов похож».

Попытаться понять Печорина – это и себя в чём-то понять. Каждый из нас – герой своего времени. А какой он, герой лермонтовской эпохи?

Запишем тему урока: «Странный человек» Печорин.

2. Беседа, работа с текстом.

      • Описать странности героя с точки зрения доброго, но обыкновенного офицера Максима Максимыча. Считаете ли вы это странностями?

        Чем объяснить такие перепады в привычках и настроениях героя?

        Любовь и быстрое охлаждение к Бэле. Был ли он искренен в первом и во втором случаях, или это умело разыгранный спектакль? Какой вывод можно сделать из этого происшествия, обернувшегося трагедией? (Это одна из попыток Печорина спастись от скуки, найти хоть какой-то смысл в жизни)

        Почему одни люди просто живут и всем довольны, а другие чего-то мучительно ищут, причём не денег, не славы, не чинов, а именно смысла? (Это думающие люди: сравните два пути человека в романе «Евгений Онегин»: «Блажен, кто смолоду был молод…» и «Но грустно думать, что напрасно была нам молодость дана…»)

        Есть ли в первой главе для думающего человека какой-то выход из такого положения, когда он несчастен без видимой причины? (Да, приближение к природе, этот способ стать счастливее хоть ненадолго был приемлем и для Лермонтова)

Природа играет в романе важную роль: она и предвещает трагический конец в первой главе, и ведёт нас удивительными дорогами Кавказа (Даётся индивидуальное задание к следующим урокам: анализ картин природы в 1-2 главах, охарактеризовать художественные приёмы автора, найти метафоры, сравнения, эпитеты, в том числе цветовые)

3. Работа над портретной характеристикой героя.

Учащиеся выписывают противоречия в его облике:

Широкие плечи – маленькая аристократическая рука.

Белые волосы – чёрные усы и брови.

Детская улыбка – тяжёлый взгляд.

Моложавый вид, нежная кожа – морщины, пересекающие одна другую.

Учащиеся высказывают свои мнения по поводу следующей портретной зарисовки: «Глаза Печорина не смеялись, когда он смеялся – это признак или злого нрава, или глубокой постоянной грусти».

Какой Печорин – злой или грустный?

4. Обсуждение вопроса о взаимоотношениях Печорина с Максимом Максимычем.

Почему два офицера, довольно долго служивших вместе, так и не стали друзьями?

Почему добрый, милый Максим Максимыч оказывается забытым не только Печориным, но и Бэлой?

Вывод: Максим Максимыч слишком прост, не в силах понять глубину души, терзания человека незаурядного. Между ними – пропасть непонимания, «разные дороги».

Домой ученики получают задание прочитать главы «Тамань», «Княжна Мери» и продумать ответ на вопрос: «Любовь и дружба в жизни Печорина. Способен ли он на эти чувства?»

Урок №2.

Тема: Печорин и его окружение.

Цели: рассмотреть образ Печорина во взаимодействии с другими героями романа, раскрыть роль личного дневника в характеристике героя, развивать навыки психологического анализа взглядов и поступков литературного героя, дать характеристику обществу, окружающему Печорина, воспитывать интерес к психологическому анализу.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

На предыдущем уроке мы убедились в том, что Печорин сложный человек, способный как на добрые порывы души, так и на жестокие поступки, приносящие горе окружающим. Но судить героя никто из тех, кто с ним рядом, не вправе, потому что он сам судит и казнит себя. Это проявится в дневнике Печорина – его трагической исповеди. Он предстаёт здесь хорошим психологом, который не щадит никого из героев за их слабости и пороки, как, впрочем, не пощадит и себя.

2. Беседа по главе «Тамань».

- «И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов?»

Действительно, зачем Печорин вмешался в их жизнь? И почему «честных контрабандистов»? (несочетаемое понятие)

3. Анализ текста главы «Мери» по теме урока: «Печорин и его окружение».

Что представляло собой «водяное общество»? Дать ему характеристику.

Печорин и Вернер

Были ли они друзьями?

- «Вернер – человек замечательный по многим причинам». По каким именно?

Почему Вернер с Печориным так холодно попрощались?

Вывод. Признавая Вернера равным себе по уму, Печорин сам признаётся в своей неспособности к дружбе. Видимо, это оттого, что дружба предполагает самоотдачу, даже жертвенность, а Печорин «болен» эгоцентризмом.

Печорин и Грушницкий

Причина их взаимной неприязни носит нравственно-психологическую основу или интимно-любовную? В чём она проявляется?

Вывод. Грушницкий во многом проигрывает перед Печориным; он глуп, но претендует на остроумие, стремится блистать в обществе. Выглядит это смешно. А у Печорина всё получается легко, без особого желания и напряжения.

Грушницкий играет комедию, изображая разочарованного страдальца, но выглядит шутом, а у Печорина страдания и разочарование подлинные.

Таким образом, Грушницкий оскорбил в Печорине человека мыслящего, обречённого на раздвоенную жизнь.

Грушницкий способен на подлость, если задето его самолюбие. Когда это проявляется?

А есть ли у Грушницкого совесть?

(Да, один раз она заговорила во время дуэли)

Какие противоречия Печорина раскрывает дуэль?

А) Отказывает себе в возможности жить чувствами: «Я давно живу не сердцем, а головой», - и в то же время не спит в ночь перед дуэлью, и во время дуэли доктор обнаружит у него «лихорадочный пульс».

Б) Не дорожит жизнью: «Может быть, я хочу быть убит…», но в то же время судорожно цепляется за жизнь: читает ночью роман Вальтера Скотта, беспокоится о своём высоком предназначении.

В) Предпринимает попытки образумить Грушницкого и примириться с ним, но, в конце концов, убивает его, приводя в ужас и недоумение своим поступком Вернера.

Печорин и его приятели

Чем привлекает Печорин к себе офицеров на водах? (остроумием и щедростью)

Сколько лошадей у Печорина? (4: одна для себя, три – для приятелей)

Почему же он всегда ездит на прогулки один?

Почему приятели Печорина так легко заняли сторону Грушницкого во время конфликта? Как бы вы ответили на вопрос самого Печорина: «За что они все меня ненавидят?»

Вывод. Был умнее их, искал высокую цель в жизни, презирал чины и богатство, а, значит, был среди них «белой вороной». Печорин неизменно вызывал безотчётное раздражение окружающих, которые готовы были придраться даже к его «всегда чистым перчаткам», а на самом деле, по словам Белинского, «они не могут простить ему его превосходства над ними».

Печорин и женщины

Какие качества Печорина проявились особенно ярко в его взаимоотношениях с женщинами? (Хороший психолог. Образован. Остроумен. Его дневник пестрит именами философов, писателей, исторических деятелей).

Как смог Печорин вызвать к себе любовь Мери, которая вначале была увлечена Грушницким? (Сыграл на чувствах: досада→ненависть→интерес→сострадание→желание вознаградить за прежнюю холодность. Для этого со своей стороны проявил: наглость→безразличие→загадочность→остроту ума→жалобы на непонимание)

Практическое упражнение на возможность посостязаться с Печориным в остроумии:

«Я сказал ей одну из тех фраз, которые у всякого должны быть заготовлены на подобный случай».

«Я дал ей почувствовать очень запутанной фразой, что она мне давно нравится».

Этих фраз в тексте нет. Придумайте их за Печорина. Вы сразу почувствовали, что это не так просто. Попробуйте сделать это дома , запишите свои варианты фраз к следующему уроку.

Любит ли Печорин Мери? Зачем он устраивает интригу? (От скуки. А скука – от пустоты души. Душа пуста, когда она не наполнена чувствами. Скука стала для Печорина синонимом несчастья).

Печорин говорит, что чувствует в душе своей силы необъятные. На что именно он тратит свои силы? (На интриги, авантюры)

Вывод. Трагедия Печорина в том, что у него отсутствует дело – главное дело всей жизни. Эпоха безвременья обернулась настоящей трагедией для умных, незаурядных натур.

Почему Печорин так дорожит отношениями с Верой, но при этом он ничего не хочет менять в своей жизни? (Во-первых, она одна из немногих, кто понимает его, во-вторых, она – память о тех временах, когда он был ещё способен любить).

- «Разве я похож на убийцу?» - спросит Печорин у Мери. «Вы хуже», - отвечает она. Как это понять?

Вывод. Печорин морально убивал людей своими поступками, но при этом жестоко страдал и сам: после смерти Бэлы «был нездоров, исхудал…», во время тяжёлого объяснения с Мери испытывает потрясение: «Это становилось невыносимо: ещё минута, и я бы упал к ногам её».

В нём добро смешалось с жестокостью и бессердечием, а лучшие силы души ушли на неприглядные дела и поступки.

4. Подведение итогов урока.

Кто же виноват в несчастье Печорина - светское общество или он сам? (Любовь к людям рождается любовью, но никогда – ненавистью или презрением)

Домашнее задание: Подобрать описания природы в романе для характеристики образа Печорина; сочинить за Печорина две недостающих фразы; дать несколько кратких, сжатых формулировок, точно определяющих суть главного героя (придумать самим и использовать слова из текста романа, высказывания критиков).

Урок №3.

Тема: Печорин как «портрет поколения».

Цели: раскрыть роль природы в характеристике образа Печорина, учить обобщать и систематизировать полученную информацию, отбирать нужный материал, развивать навыки работы с текстом, воспитывать интерес к работе с классическими произведениями.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

Ученики читают варианты придуманных за Печорина фраз.

2. Практическая работа над подобранными описаниями природы.

Как картины природы помогают раскрыть душу Печорина?

Учащиеся находят выразительные детали в форме метафор, эпитетов, олицетворений (загашенный факел, серые клочки облаков, как змеи, колючий кустарник, зловещее облачко, умирающий ветер, тяжёлые, холодные тучи, солнце – жёлтое пятно).

Выступление учеников с индивидуальными заданиями: наблюдение за картинами природы в первых двух главах.

Вывод. Печорин любит природу, и она благотворно влияет на него. Читаем описание природы в начале главы «Княжна Мери». Не случайно он нанял квартиру на краю города. Именно здесь мы видим его добрым и умиротворённым.

3. Размышление о роли дневника в жизни героя.

Печорин написал о том, что дневник будет для него «драгоценным воспоминанием». Тогда почему же он не захочет забрать свои бумаги у Максима Максимыча и равнодушно скажет о дневнике: «Делайте с ним, что хотите»?

Бумаги Печорина – это его душа, мысли, чувства. Но будет ли это со временем «драгоценным воспоминанием»? А, может быть, ужасным?

Читая дневник, мы видим тоскующие глаза Бэлы, плачущего слепого мальчика, скорбное лицо Веры, «бледную, как мрамор,» Мери, убитого Грушницкого, умный укоризненный взгляд Вернера…

Едва ли такие воспоминания могли быть драгоценными для Печорина. Прошлое неотступно преследует его, а совесть ещё больше обостряет память души: «Нет в мире человека, над которым прошедшее приобретало бы такую власть, как надо мной».

Отказ от дневника, от встречи с Максимом Максимычем – последнее движение доброй стороны натуры Печорина и, в то же время, симптом его духовной смерти.

Перед нами истинное лицо героя того времени, вконец опустошённого, отчаявшегося, который когда-то сказал: «Я чувствую в себе силы необъятные». И нет уже в помине тех необъятных сил…

Читаем строфы из романа «Евгений Онегин», в которых Пушкин говорит о двух возможных путях человека. Сопоставляем их с содержанием последнего абзаца главы «Княжна Мери».

Почему Печорин избрал второй путь?

Почему в конце этой главы возникает образ паруса, символичного для самого Лермонтова? Не скрывается ли за этим образом слабая надежда, что для Печорина и его поколения ещё не всё потеряно, что есть ещё шанс применить, наконец, «необъятные силы» в ином направлении? Если да, то где и каким образом?

4. Подведение итогов урока.

Кто же Печорин? Дайте ему сжатую образную характеристику.

Коллективная работа над подборкой характеристик героя:

«Умная ненужность».

«Страдающий эгоист» (Белинский).

«Лишний человек».

«Нравственный калека» (Печорин).

«Младший брат Онегина» (Герцен).

«Загашенный факел» (Из дневника Печорина).

Какое из определений, на ваш взгляд, самое подходящее для характеристики Печорина? На этот вопрос вы ответите в своих домашних сочинениях.

Домашнее задание: Домашнее сочинение по образу Печорина на одну из тем, вынесенных в качестве сжатой характеристики.

(383 слова) В романе Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» главную роль играет Печорин. Другие персонажи служат обрамлением его характера. Их нельзя назвать второстепенными, каждый из них в своей главе имеет большое влияние на судьбу Григория.

Максим Максимыч – это добрый и простой человек, штабс капитан. Он полностью отдается своему делу – службе. Герой никогда не поймет мировоззрения своего любимого друга, но, несмотря на это, после долгих лет разлуки с Печориным, он рад заключить его в свои объятия. Максим Максимыч проще относится к жизни, не имеет ничего против общества. Но даже такой добряк не смог расположить к себе Григория надолго. Герой того времени холоден как лед.

Один из главных героев в главе «Княжна Мэри» — это Грушницкий, который выдает себя за разжалованного офицера. Изначально юнкер участвует в любовном треугольнике: Грушницкий – Мери – Печорин, но вскоре Григорий отодвигает его на второй план, как неудачного соперника.

Лермонтов изображает Грушницкого как романтичную личность. Он любит произвести эффект, пытается создать вокруг себя завесу тайны, но на самом деле это лишь подражатель, который надевает на себя маску Печорина, но не справляется с его ролью.

Самым близким человеком у Печорина был доктор Вернер. Их жизненные пути чем-то похожи: у них не складывались отношения с социумом, рано появился довольно скептический взгляд на жизнь. Единственное что их различает: Вернер бедный, мечтает о деньгах, но при этом ничего для этого не делает, в то время как Печорин стремится получить хоть каплю наслаждения без привлечения средств.

Также Григория окружают дамы. Сначала мы встречаем Бэлу, черкесскую княжну, которая была похищена Печориным. Она скромна, горда и имеет чувство собственного достоинства, но не устояла перед чарами похитителя. Из всех женщин она является единственной жертвой, которая вселила в героя чувство вины. Совершенно особым типом сильной, умной и независимой героини Лермонтов считает Веру. Одна она смогла понять мировоззрение Печорина и привязать его к себе. Она прожила с любовью к Григорию всю жизнь и смогла доказать ему, что он тоже способен на любовь. А, благодаря Мери, читатель может наблюдать, как раскрывается основной порок Печорина: стремление к власти. Мери — образованная и романтичная личность, но Печорин замечает в ней два противоположенных начала: естественность и светскость. Лермонтов оставляет ее на распутье, и читатель остается в неведении, сломлена она или все-таки найдет силы преодолеть урок.

Анализируя окружение Печорина, мы видим, что он является плотью от плоти того общества, в котором он вращается. Оно его породило, оно же его погубит.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!