Поэтапное рисование головы человека карандашом. Рисуем голову человека

Сразу перейдем от слов к делу, то есть к пропорциям головы. Начнем с портрета, а именно с головы и всех принадлежащих ей деталей, как то: рот, нос, подбородок, брови, глаза и уши .

Введение

Итак. Основные критерии пропорций во всяких ученых книжках принимают во внимание среднепропорциональные габариты предметов, форм и объектов вообще.

Если вы знаете классические каноны и закономерности пропорциональных соотношений, то это вам поможет вырабатывать наблюдательность (важная штука для рисовальщика ), способность правильно подмечать особенности живых форм и объектов, а также отличать их от правильно пропорциональных и наоборот.

Голову принято считать мерой пропорциональных соотношений в – это потому что ее габаритами принято и соизмерять все остальные величины тела, вроде роста, длины стоп, рук, а также размеры кистей рук, локтей и так далее .

Как нам уже известно, форма головы состоит из двух равноценных и одинаково важных частей: черепной коробки и лицевой передней части . Соотношение их будет примерно 1:2 , если начинать с лицевой части. Ее (то есть нашу головушку) можно рассматривать с трех разных точек зрения:с фронтальной, профильной и горизонтальной . Мы рассмотрим с точки зрения «в фас».

Правильные пропорции головы в рисунке

  1. Ее высота относительно к ширине будет где-то в области 1:1,7 .
  2. Поскольку голову мы начинаем рисовать без волос (в смысле, на рисунке волосы еще не изображены – стричься не обязательно ), то серединой головы можно считать линию глаз: она как бы разделяет ее на две равные половинки.
  3. Расстояние между скуловыми буграми прямо пропорциональна расстоянию от подбородка и до переносицы (типа 1:1).
  4. Высота головы относительно ее диагонали будет 1: 1,8.
  5. Ширина головы относительно ширины головы с профильной стороны будет приблизительно 1:1,7 или 1:1,8.
  6. Лицевая часть по высоте делится на три равномерные доли:

А) От кончика подбородка до начала носа

Б) От начала носа до надбровных бугров

В) От надбровных дуг до середины лобных костей (или на два пальца выше лобных бугров).

  1. Размеры глазных щелей равны расстоянию между внутренними уголками глаз (иными словами, рисовать глаза нужно на таком расстоянии, чтобы еще один точно такой же мог поместиться между ними ), и они же равны ширине основания крыльев носа и ширине кончика подбородка. Во как!
  2. Линия рта ложится на расстоянии двух третей от основания носа и до основания кончика подбородка.
  3. Длина ротовой щели равна расстоянию между кончиком подбородка и линией рта. Этому расстоянию также равна и длина носа (это расстояние между переносицей и кончиком носа ).
  4. Переносица располагается где-то на уровне верхнего века.
  5. Скуловые точки нужно искать на уровне середины носа.
  6. Что касается ушей, то у них примерно те же размеры, что и у носа, причем расположены они параллельно друг другу (присобачить не сложно ).
  7. Теперь о шее. Ее высота определяется расстоянием между яремной выемкой и основанием подбородка (это если смотреть спереди), а сзади – расстоянием между нижней частью затылка и седьмым позвонком. Высота шеи приблизительно соответствует половине высоты головы.

Учебный рисунок гипсовой головы Гаттамелаты
Рассмотрим стадии рисунка гипсовой головы.
В качестве натуры возьмем гипсовый слепок головы памятника Эразмо де Нарни по прозвищу Гаттамелата.
Данная голова чрезвычайно полезна для учебного рисунка, благодаря ярко выраженной архитектонике формы. Говоря более простым языком, планы (плоскости) на этой голове ярко выражены и подробны.
В определенном смысле, противоположностью этой головы можно считать античные женские головы, где все планы сглажены и изучаются с трудом.
В наше время ситуация усугубляется тем, что гипсовые головы реализуемые в популярных магазинах, выглядят так, как будто их еще и пошкурили, не говоря уже об искаженных отливках. Например, голова Гаттамелаты, которую можно найти в салонах уже не похожа на прототип.
Мы в данном случае берем отливку еще советских времен.
Свет ставим сверху, чтобы работал объем, но так чтобы тени от надбровных дуг и носа по возможности не были слишком уж велики.

Начинаем рисовать легкими линиями, не давим на карандаш. Следует иметь ввиду, что представленные здесь рисунки, особенно первые стадии, в реальности намного легче по тону.
Вначале размечаем композицию на листе. Композиция должна быть сразу же в пропорциях и в характере, иначе в процессе изменений и уточнений пропорций, наклона и т.д. она может сильно измениться…
В любом случае, если вы сразу определяете, что для вас в композиции листа важно, где «центр», то и при небольших изменениях она никогда не проиграет.

Композиция подобных учебных рисунков как правило предельно проста, возникает вопрос, зачем же вообще, забивать этим себе голову?
А затем, что все рассматриваемые нами принципы работают в рисунке и творчестве вообще, а не только в данном конкретном случае. Формирование правильных подходов и привычек полезно для будущего. Вряд ли вы готовите себя в рисовальщики гипсовых голов…
Начинаем легкими линиями, не давим на карандаш по двум причинам: 1) легкий по тону рисунок легко стирается т.е. его легко править 2) при давлении на карандаш напрягается рука и сознание микро-напрягается, уходит в руку, значит в эту непосредственно секунду оно не наблюдает натуру.
Располагаем основные детали и переломы формы, но не забываем, что мы сейчас НЕ РИСУЕМ ДЕТАЛИ, а ДЕТАЛЯМИ РИСУЕМ ЦЕЛОЕ.
На практике это означает, что мы постоянно смотрим на натуру целиком и на рисунок целиком, стараясь вернее взять общие пропорции головы в целом, поворот, наклон и характер формы.

Но, все эти основные вещи, мы не можем брать абстрактно, поэтому, мы все наиболее характерные моменты сразу схватываем, но не зависая на них, а как бы проносясь мимо.
Элементы, находящиеся к нам ближе, сразу лучше намечать чуть контрастнее, чем части, находящиеся дальше. За счет это уже в начале рисунка начинают появляться объем и пространство.
При этом, пока вы не выяснили, что все детали и размеры взяты верно, общая тональность рисунка должна оставаться нежирной, чтобы вам было легко править.
После того, как вы основные характерные отношения наметили на глаз, не лишнее будет померить, начиная с самых больших размеров.
Также, наводя карандаш вертикально и горизонтально на натуру и рисунок, проверить, верно ли взят наклон.
Почему лучше вначале все намечать на глаз и лишь затем начинать мерить? Потому, что этим вы каждый раз даете своему глазомеру маленький шанс, как бы подкармливаете его. Постепенно он начинает оправдывать ваше доверие.
Постепенно следует разобраться с архитектоникой формы головы. можно добавлять легкую светотень, чтобы сразу получался объем.

Делать это следует в соответствии с планами (плоскостями) и переломами (поворотами) формы головы, которые вы видите. Для этого полезно подойти поближе, внимательно посмотреть с разных сторон.

Для того, чтобы хорошо разбираться в расположении планов и переломов формы, необходимо сильно интересоваться этим вопросом и замечать их на всех гипсовых и живых головах, которые вы видите перед собой.
Учебные «обрубовочные» головы следует рисовать много раз в разных поворотах и ракурсах. При этом много длительных набросков по 20-30 минут небольшого (8-12 см) размера с разных точек, дают пользы намного больше чем всего два полноразмерных рисунка в три четверти слева и справа, как это имеет место в некоторых учебных заведениях.
Кроме того, с точки, с которой вы рисуете, далеко не вся форма головы может восприниматься адекватно.
Поэтому надо не стесняться подходить и осматривать (иногда — ощупывать) форму со всех сторон.

По мере того, как вам удается верно найти и общие пропорции головы и ее детали, можно потихоньку еще добавлять тональность — делаем активнее то, что ближе. За счет этого появляется объем и пространство. Под пространством подразумевается то, что более активные (сделанные на рисунке более контрастно) части, выглядят кажутся расположенными ближе, чем части решенные более мягко. Соответственно, и делать более контрастными стоит те части, которые в действительности к нам ближе, в данном случае, это нос, ближняя скула, надбровная дуга, ближний край рта и т.д.
Вся эта передача пространства в целом, дает ощущение общего объема, общей формы головы — более-менее напоминающей яйцо.

При этом переход рисунка из линейного в тональный, мы используем для того, чтобы еще верней все сравнить.
Сравнивать будет тем легче, чем реальней будет взята тональность, т.к. в жизни мы все видим в пятнах, а не в карандашных линиях.
Поэтому продолжать сравнивать надо до конца рисунка.
Как видите, детали добавляются постепенно.
При этом, чем мы уверенней в том, что основное взято верно, тем уверенней мы расставляем детали. Чем конкретней становится каждое место, тем легче нам снова сравнить целое. Чем легче нам сравнить целое, тем легче нам скорректировать расположение мелких деталей. Чем конкретнее мы проработали детали на переднем плане, те больше чувствуется объем и большие отношения и так до бесконечности.

Таким образом наше сознание постоянно смотрит на общее впечатление от головы в целом.
При этом, чем более тональным становится рисунок (чем больше мы набираем реальную тональность темных и светлых мест),

тем более важно нам не забывать часто смотреть расфокусированным взглядом. О чем идет речь?
В обычной жизни, если мы смотрим на какой-то предмет, мы видим его четко, конкретно, все детали по очереди.

По этой причине наш взгляд часто мечется от детали к детали, рассматривает их, но в это самое время не видит целого — невозможно увидеть абсолютно четко сразу много мест. Но это особо и не нужно. А видеть в целом (в буквальном, а не переносном смысле) — нужно.
Если просто посмотреть на рисуемый Вами объект одновременно на весь — он и будет немного не четким. Это и есть нужный нам взгляд — тот который нужно добавить в дополнение к обычному «прыгающему» взгляду. Можно еще скользить взглядом, не фокусируясь — все это обычно происходит, когда человек задумывается, «рассеянно смотрит».
Есть знаменитое высказывание Чистякова: «Рисуешь ухо — смотри на пятку!» Можно трактовать его по разному, но факт — детали лучше размещаются на своих местах, когда слегка расфокусированно смотришь на весь предмет целиком.
Когда идет работа в тоне, нам необходимо видеть общую тональную картину и четко видимые детали как правило сильно мешают этому.

При этом чем расфокусированней мы смотрим, тем сильнее исчезают детали, тем лучше мы видим общую картину, основные соотношения.

Это видение основных тональных соотношений и позволяет нам верно набирать тон рисунка.

Важно при этом не забывать постоянно сравнивать и линейные соотношения — пропорции головы в целом, расположение маленьких и больших частей и т.д.
Возможность смотреть расфокусированно, не означает, что не надо отходить от рисунка и сравнивать с расстояния. Наоборот, с расстояния это делать еще удобней и эффективней.

РИСОВАНИЕ. АКАДЕМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РИСОВАНИЯ ГОЛОВЫ ЧЕЛОВЕКА.

Долго искала бесплатный мастер-класс, но не нашла. вот попалась книга, решила
скопировать и текст и фото.В этой книге нет обучающего материала. будет
только очень подробное строение головы. насколько это поможет-- не знаю.
материал большой, попробую сократить.
Нашли натуру, посадили? Нашли соответствующую картинку- крепим на мольберте вверху слева. Крепим к мольберту листок А2 из обоев и берем уголь.
Теперь рисуем голову человека- конструктивные наброски, как получится, о чистоте не беспокоимся. Начинаем...
1. Компонуйте голову человека (не забывайте о шее и можно с плечами) в плоскости листа- для поиска основных пропорциональных соотношений высоты- ширины используем глазомер и проверяем себя.
2. Находим основные объемы головы, шеи, плечевого пояса. Глазомер работает в полную силу, проверяйте свои действия несколько раз.
3. Теперь вспоминаем предыдущие уроки. Вспоминайте, как мы рисовали с вами кубик, потом геометрические фигуры, как делали упражнения для развития логического мышления. Теперь смотрите- перед нами не страшнющий человек, вернее его голова. Перед нами- форма, объем и не более того. Он не кусается (шучу). На этом этапе голова человека для нас- невоодушевленный предмет.
Сейчас постарайтесь понаблюдать за этим объемом и перенести весь этот объем в плоскость листа. Как получится, просто давайте посмотрим, что мы сможет сейчас сделать. Только начинайте не с деталей, а с основных объемов и плоскостей. Достаточно основных, не дробите форму, не вырисовывайте глазики и реснички, их сейчас нет. Можете предупредить свою натуру, что скорее всего, она не увидит того, что от вас ожидает и не воскликнет- "Ой, как похоже!"- этого не будет.

Не забывайте о трехмерном изображении формы. Вы не рисуете плоскую картинку, прочувствуйте как объем, например- шар затылочной части головы "заворачивается" в пространство. Прочувствуйте конструкцию формы лицевой части, в этом помогут видимые выступающие части скелета. А невидимые можно попытаться проанализировать самостоятельно. Попытайтесь. Мне нужно знать (и вам в первую очередь нужно понять самим), как вы можете видеть конструкцию этого объема.

2.

Итак, что дала нам эта совместная работа? Главное: мы понимаем, что, что- бы нарисовать голову человека, ее объем, нужно в первую очередь "цепляться" за что- то, понять- с чего начинать, браться рисовать форму, по чему "ловить" объем, как его строить. Цепляться есть за что. Во- первых, это могут быть некие точки, которые видны при осмотре сразу, их наличие дают понять сильно выпирающие области на объеме головы, как большие так и меньше. На рисунке вы можете видеть, как я нахожу общий объем головы, как нахожу эти основные точки- они выделены сильнее всего. Второе- нахожу основные плоскости, которые образуются изломами формы. Видно, как я пытаюсь найти пропорциональные соотношения при помощи воображаемых трех точек- можно увидеть, как они образуют углы.

5.

6.

Смысл: в процессе работы можно понять, что самые "улавливаемые" нами точки и плоскости, изломы, находятся не случайно. Это конструктивные моменты головы человека. Это ее структура, образующая характерный объем как самой головы, так и пропорции каждого человека в отдельности.
Сейчас нам на глаза наиболее всего попадаются во внимание проще сказать- скулы, или скуловые точки, дальше- нос, который из основных своих плоскостей образует пирамиду (в основе носа есть пирамида или еще называют призмой), плоскость лба, выпирающий объем подбородка, шары глаз, расположенные в глазницах. Да и саму высоту головы мы нашли по ее характерным точкам- самой высокой точке на черепе и выпирающей точке на подбородке.
Ну а под конец нашей работы можно еще обозначить свет и тень. Вот так как видите, общими основными плоскостями. Для этого не нужно смотреть "влоб" натуре, прищурьте глаза и основные свет и тень вам будет хорошо видно. Замечу только, что и голову человека так- же можно вписать в куб, отсюда и тень найти будет не проблема- как общего объема головы, так и носа и глазниц в частности.
На данном этапе работы еще могу добавить, что вы начали изучать, "прощупывать" пропорциональные соотношения частей скелета головы человека. Главное вы поняли, надеюсь, что голова человека это такой- же объем, где существуют плоскости и грани, так называемые конструктивные точки, светотень, высота, глубина и ширина. А при наличии всего этого можно успешно рисовать голову человека, как и все то, что мы рисовали до этого. Также вы поняли, что даже голову можно вписать в куб, о чем свидетельствует распределение света и тени. А значит и здесь то, что к нам ближе будет активнее, то, что дальше- будет уходить в воздух. То- есть, будем знать, как распределяется свет по форме.


Продолжаем... Из предыдущей работы мы поняли, что существуют некие конструктивные точки, которые образуют форму головы человека. В рисовании головы они очень важны. Именно по ним находятся пропорциональные соотношения всех плоскостей объема головы, по ним строится объем головы. Сейчас мы с вами их разберем детально и добавим еще кое- что. Пока читаем и улавливаем суть.
Как нарисовать голову человекаСмотрим на рисунок справа.
Здесь показаны основные конструктивные точки черепа человека. Давайте разбирать:
1. Самое первое, что попадает в поле зрения рисующего, это, конечно, глазницы и глазничные впадины.
2. За ними идут скуловые точки,
3. и лобные бугры.
4. Точка подбородка,
5. точка (угол) нижней челюсти.
6. Дальше присматриваемся более углубленно к натуре и замечаем самую высокую точку на черепе.

6.


7. Уделим внимание височной точке. Височные кости, (в книгах) считаются не самые выпуклые по ширине на черепе, книги считают самыми выпуклыми по ширине- теменные бугры. Но книги не говорят, что теменные бугры редко "используются" в рисунке. Понаблюдайте за людьми, за строением их черепа, порисуйте хотя- бы наброски и вы поймете это. Вы еще поймете то, что есть точки более значимые для рисования- височные точки, которые, кстати, очень часто расположены шире теменных. Именно эта система обучения настаивает на введение в арсенал для построения головы человека- височные точки. Как они образуются будем говорить дальше.
8. А самые выпуклые по ширине кости- на затылочной части черепа- мозговой коробке- теменные бугры, они и образуют еще одни характерные точки, используются в зависимости от характера поворота головы в пространстве.
Пока этих точек достаточно, нужно проработать и по- возможности запомнить. Дальше обратите внимание на разноцветные линии, которые рассекают голову человека. Эти оси разделяют, схематически делят голову человека на определенные части.
Как научиться рисоватьСмотрим на следующий рисунок справа. Здесь сохранены все конструктивные точки, которые мы только- что рассматривали, можете сравнить, этот рисунок уже не обделен "мышечной массой", такие рисунки- схемы нам вполне пригодны и не мешают усваивать информацию. Красоту будем наводить потом.

7.

Итак, продолжим разговор о осях, разделяющих голову человека на определенные части. Смотрим и сравниваем рисунки.
1. Красным цветом показано ось симметрии, которая разделяет голову на две равные половины.
2. Линия надбровных дуг показана синим- она проходит по линии надбровных дуг и нижней части затылка. Делит голову на верхнюю черепную часть и нижнюю лицевую.
3. Линия делящая голову на лицевую часть и затылочную показана зеленым цветом. Она проходит через самую высокую точку на черепе и ушные отверстия.
4. Желтая линия- линия трехчетвертного поворота, очень важная линия, по которой вы можете безошибочно определить поворот головы. Она проходит в первую очередь через скуловую точку и височную точку. Повторяю, по этой линии мы будем определять поворот головы.
5. Не надо забывать о цилиндре шеи, на котором "восседает" человеческая голова.
6. Есть еще одна ось, определяющая нижнюю часть пирамиды носа и проходит она, естественно, через нижнюю линию носа и по нижним точкам ушей. Показана она бирюзовым.
Все схемы, которые вы увидели, можно пока просто просмотреть. Это для визуального усвоения понимания конструкции головы. А ниже я даю несколько упрощенную "версию" происходящего. Начинать учиться рисовать голову и изучать присутствие конструктивных точек, осей и основных плоскостей и пропорции головы лучше с рисования болванок. Вот как раз теперь и переходим к нашим болванкам

8.


Смотрите: я рисую болванки сразу в трех положениях- спереди, сбоку и трехчетвертной поворот и обозначаю конструктивные точки и оси.
Для прощего понимания можно начать с болванок в виде прямоугольника. Голову можно вписать в квадрат, но это делается просто для лучшего понимания распределения светотени. На самом деле голова вписывается в прямоугольник. Но сути дела это не меняет. А вот в болванках овальной формы четко просматривается уже структура, похожая на структуру головы- в черепную часть очень хорошо вписать шар или овал. Более приближено к натуральной форме.
Здесь показаны основные конструктивные точки в каждом из поворотов головы. Показаны основные оси, которые делят голову на части. Также уже смотря на эти схемы можно заметить, что существуют четкие пропорциональные соотношения частей головы. Добавлю больше: четко просматривается строение. Например: высота между надбровной дугой и линией, определяющей нижнюю часть пирамиды носа равна высоте уха, ухо обычно и располагается в этих пределах. Еще: на одной линии располагается рот и угол нижней челюсти. Понимая это можно осознанно рисовать голову, заранее зная ее конструктивные особенности, то- есть, если вы намечаете рот, то проверить его месторасположение можно проведя дугу по его уголкам и точке нижней челюсти. Выше- ниже линию рта вы уже воздержитесь намечать. Конечно, люди бывают разные, как и формы их ртов, но это- основы. Далеко от них вы все равно не уйдете.
Кстати, можно в свою работу вносить элементы перспективы. На рисунке показано как ее добиться. Та часть головы, которая расположена к нам ближе всего, будет иметь оригинальные размеры. Все, что будет уходить в пространство, будет немного (не переусердствуйте) искажаться в размерах в меньшую сторону.
Самое время закрепить материал, осталось порисовать наброски головы человека в виде болванок, рисуем пока по представлению, натура вас может отвлекать и пугать (опять шучу=)) деталями. Кто посильнее, я конечно не против- рисуйте с натуры и сразу сравнивайте рисунок болванки с живой головой. Но все- же советую пока работать без натуры, по представлению. Сейчас нам надо поискать эти самые конструктивные точки и оси. Теоретическая часть закончилась, теперь рисуем вместе со мной.
Болванка может стать для нас неким инструментом, прототипом, шаблоном, матрицей в рисовании головы человека. Изучая голову человека можно понять ключевые моменты в построении и рисовании ее на основе этой простой формы- болванки. Притом, очень просто понять перспективные соотношения частей головы на ее основе. И, наконец, понять сам ход работы в построении объема головы. Смотрите

9.

1. Допустим, вы рисуете голову человека. Вы уже наметили композицию в листе, нашли основные объемы, нашли место для самой головы.
2. Теперь вам нужно найти сам объем головы, найти пропорциональные соотношения высоты и ширины, сам характер головы- круглая голова, овал или грушевидная (допустим). Используем принцип рисования болванки. Ее форма будет зависеть от характера объема головы человека. Вот, основа для головы, болванка у нас намечена.
3. Следующий шаг- есть огромное желание показать вертикальную ось, которая делит голову человека на две симметричные части- левую и правую. Определяется эта ось очень просто, зацепиться за нее можно по расположению носа. Эта ось, разделив голову на две части, даст нам две конструктивные точки- высокую точку черепа и самую нижнюю точку на голове человека- точку подбородка.
Ага, зацепка у нас есть, процесс выстраивания объема нашей головы запущен, ведем его дальше.

10.

4. Мы начали находить поворот головы, сейчас определимся с этим окончательно. Для этого нужно наметить так называемую линию трехчетвертного поворота, которая и определяет поворот головы в пространстве.
Эта линия находится очень просто, достаточно остановиться на скуловой кости, конструктивной скуловой точке. Намечаем точку скулы и проводим линию.
В процессе этой работы наш глазомер улавливает пропорциональные соотношения основной лицевой части и всего остального объема головы.
Скуловую точку можете только слегка наметить, так как точное ее месторасположение еще будет определено окончательно далее, этот этап при поиске скул подготовительный. Достаточно сейчас просто наметить поворот головы и предварительное место точки скулы (точек скул). Итак, у нас есть общий объем головы, ось, делящая голову на симметричные части, точка подбородка, высокая точка черепа, линия трехчетвертного поворота, намечены скуловые точки. Работаем дальше.
5. Сейчас находим линию надбровных дуг.
Наш глазомер должен определить эту линию, вернее- нужно заметить, сколько объема будет занимать черепная часть головы, располагающаяся выше относительно надбровных дуг (линии бровей), и сколько лицевой части головы, располагающейся ниже линии надбровных дуг.
Немного усилий уделяем наблюдательной перспективе и линия надбровных дуг найдена. Смотрите:

12.

13.

Дальнейший ход:
6. определяем линию, котрая определяет нижнюю часть пирамиды носа. Найти ее не составляет труда, достаточно глянуть на нос натуры, а проверить себя можно следующими знаниями:
линия надбровных дуг и линия, определяющая нижнюю часть пирамиды носа разделяют нашу голову на равные части (в идеале), берем за основу это, сопоставляем с особенностями строения головы нашей натуры, возможно могут быть какие- либо отклонения (возможно мозговая часть у натуры большая или подбородок слишком массивный, или наоборот маленький), и обозначаем эту линию.

13.

7. А теперь нужно наметить линию, которая будет разделять нашу голову на две части: лицевую часть и затылочную. Эта конструктивная линия проходит через ушные отверстия, а также через самую высокую точку на черепе.
8. А когда вы ее проведете, автоматически найдется височная точка на пересечении этой найденной линии и линии трехчетвертного поворота.
Линии проводятся по форме головы, если в вашем рисунке этого не чувствуется пока, то корректируйте свои действия глазомером. Или анализируйте- если линия, делящая голову на затылочную и лицевую часть, при пересечении с линией трехчетвертного поворота дает височную точку, то это равнозначно тому, что височная точка будет находиться на пересечении этих линий.
Глазомер определяет это выпуклое место на черепе человека, находится височная точка- это является основанием того, что через нее идут две линии, о которых мы сейчас говорим. Так можно свои действия проверять и в нужный момент корректировать пропорциональные соотношения.
В нашем рисунке уже намечено, найдено очень много конструктивных моментов, позволяющих сделать следующее:

14.

9. Во- первых, наметить нос- место для него уже уготовлено, найдено.
10. Наметить ухо.
Место для него найдено благодаря предшествующим действиям автоматически. Линия, разделяющая лицевую и затылочную часть проходит через ушные отверстия, а высота уха (в идеале) равна той величине, которая образовалась у нас после того, как были намечены линия надбровных дуг и линия, показывающая нижнюю часть пирамиды носа. То- есть, расстояние между ними будет равно высоте уха.
Конечно, как и в предыдущем случае, себя можно проверять и в случае ошибок- исправлять их. Достаточно только напрячь свою наблюдательную перспективу. Но теперь вы можете сами видеть свои ошибки, можете сами анализировать то, что рисуете, каждый свой шаг. Рассеивайте почаще свое зрение, смотрите почаще на общий объем головы, основные пропорциональные соотношения. А детали никуда не убегут, они всегда будут иметь свое место внутри основного.

15.

Находим остальные основные пропорциональные соотношения. Смотрим на рисунок слева: 11. находим скуловые точки- теперь их расположение найти проще простого, когда они зажаты в рамки. 12. И находим угол нижней челюсти: эта точка будет находиться на пересечении линии делящей голову на лицевую и затылочную часть и линии, которая образуется при нахождении рта. 13. Я думаю рот вы быстро найдете.

16.

Смотрим на рисунок справа. Что нам осталось сделать? 14. Найти место для глаз- раз, 15. найти надбровные бугры, выступающие точки на бровях (по простому)- два, и 16. найти лобные бугры, месторасположение которых проверяется визуально, располагаются лобные бугры на одной горизонтальной линии и найти их просто, достаточно от надбровных бугров провести линии вверх к самым выпуклым точкам лба. Добавлю: так как мозговая часть- черепная часть головы человека имеет форму шара, то и конструктивнее ее понимать проще именно так. Нам нужно привязать лобные бугры к форме головы. Для этого связываем точки лобных бугров с высокой точкой на черепе и с височной (височными). Так лучше понимается откуда появляется объем, какой он имеет характер и все в нашей форме связано между собой. Вот такая конструкция у нас получается.
К этому, если, конечно, поворот головы позволяет видеть, определяем теменной бугор- самую выпуклую часть по ширине на затылочной части головы.

17.


Вот так, на основе рисования простейшей формы- болванок можно находить конструкцию головы и воспроизводить все это на бумаге. Но в этом случае вы можете отлично понимать весь процесс и в случае неудач самостоятельно корректировать его.
Да и светотень распределяется и вылепливается форма головы штрихом гораздо охотнее, когда четко понимаешь ту форму, на которую собственно и собираешься "ложить" штрих.
Повращайте болванки, основываясь при рисовании конструктивными особенностями, которые мы рассмотрели. Слева вы можете видеть рабочий рисунок. Можно начинать вращать болванки так. Пока порисуйте так, как запомнили материал. Сколько запомнили конструктивных точек, те и используйте. Попробуйте просто повращать их в пространстве.
Когда рука немного привыкнет к этой форме, когда вы усвоите то, что запомнили сразу, то сравните с рисунками болванки, которые мы сделали выше. Возможно все конструктивные моменты не учтены. Потом "повращайте" болванку с учетом всех конструктивных моментов, дабы усвоить весь материал. Предполагаю, что лучше всего вы можете пока рисовать болванки в тех положениях- фас, профиль, трехчетвертной, с небольшими отклонениями в наклонах головы. Ну и хорошо, для начала и это не плохо.

18.


Не забывайте, что голова- объемная форма, старайтесь проводить линии по форме, по объему, ложите на объем головы линии, тогда они у вас не будут получаться вырезанными, чужими, прямыми, ну и так вы учитесь "чувствовать" объем, "прощупывать" его конструкцию.
Как нарисовать голову человека
Сейчас то, что мы находили, изучали на болванках, будем переносить на живую голову человека. Переводить теоретические знания в практические. Будем потихоньку приближаться к живому объему головы. Сейчас садите на
туру перед собой, у кого нет- берите картинки, фото и начинаем работать. Я, что- бы вам показать ход работы, использую схематические рисунки, уж извините, фото показать не могу.

Итак.... Рассмотрите внимательно голову своего натурщика, во всех трех поворотах, привыкните к ней. Вполне возможно уже сейчас вы совсем не смотрите на человека как на личность и сам образ его вас не отвлекает, вы этого не боитесь. У вас проснулся интерес понять саму структуру головы и подсознательно хотите понять его объем. Профессиональный взгляд заинтересованного рисовальщика, ищущего не красоту в картинке, а "устройство" этой красоты. Заинтересованный, оценивающий взгляд- это именно то, что нам нужно.
А теперь все то, что мы изучили выше, попытаемся перенести на живую голову. Все конструктивные точки, все важные линии и оси спроецируем на натуральный живой объем головы. Смотрите:

21.

22.

23.

Это весь материал, который мы с вами изучали выше. Все то, что мы делали с болванками спроецировано на живую голову.
Как видите, здесь так- же точно присутствуют все конструктивные точки, все линии и оси. К этому мы еще можем видеть- как образуется, находится высота уха и конструктивная точка- угол нижней челюсти.

А теперь все тоже, что вам сейчас было показано, проработайте со своей натурой. Найдите все то, что найдено здесь мной.
Названия осей и конструктивных точек не пишу, к этому этапу вы должны были уже запомнить как что и где называется еще работая с болванками. Забыли- возвращаетесь и изучаете еще раз.
И сейчас, вклинясь в процесс, я вам расскажу еще кое- что о пропорциях. Есть две вещи. 1) идеальные пропорции человеческой головы, их еще можно назвать "греческие", так как греки создавали каноны красоты, которые как раз и основывались на точности и правильности. 2) а есть те пропорции, которые присутствуют абсолютно у каждого человека именно в конструкции его головы и они могут несколько отличаться от идеальных. И именно расхождения между ними, между каждым человеком и помогают иметь свою индивидуальность. Это когда вы делаете рисунок, безошибочно находите пропорциональные соотношения частей головы данного человека и достигаете похожести- значит, уловили правильно пропорции. Посмотрите на следующий рисунок, здесь показаны основные, большие пропорции:

22.

Если соединить расположенные так сказать- напротив друг к другу конструктивные точки или точки наиболее значимых частей лица (нос, рот или подбородок), то все они будут проходить через ушное отверстие. А вот эти радиусы, если так можно выразиться, или просто- величины от ушного отверстия до конкретно взятой точки, как раз и могут помочь нам в успешном поиске пропорциональных соотношений частей головы.
Эта столь существенная деталь ни в одной книге мне, к огромному сожалению, не встречалась. На уроках рисунка на этом акцентируют внимание учителя. Скорее всего, этот момент относится непосредственно к практическим навыкам, которые улавливаются, нарабатываются в процессе работы. И нам он очень важен.
Естественно, такой принцип поиска основных пропорций можно применять и в трехчетвертном повороте, и в вид- спереди, то- есть в фас или когда голова имеет ракурс, с той только разницей, что в профиль эти "длины" или линии видны визуально практически ровными, а в других случаях, они будут "ложиться" по форме, "заворачиваться" в пространстве по объему головы. Поиск их всего лишь дело опыта, а опыт- есть практика. Но вы об этом уже предупреждены, осталось дело за малым.

И сейчас закрепим пройденный материал. Давайте порисуем голову, просто учтем то, что прошли.

23.

Работаем по шагам:
1.Компонуем место головы с плечами в плоскости листа. У меня голове человека немного тесновато в листе- что- бы лучше было видно. Вообще можно делать ее поменьше. Но принцип такой: перед лицевой частью головы отступ от края планшета больше, чем от затылка до края планшета. Сверху отступ меньше, чем снизу. Плечи могут быть видны полностью, но сейчас не обязательно. Итак, вы закомпоновали композицию в листе по общей ширине и высоте (используем поиск этих величин с помощью условных трех точек).

2. Находим место объему головы, шеи и плечам по отдельности основными массами.

3. Рисуем болванку головы, учитывая пропорциональные особенности натуры. Не забываем о шее: объем головы крепится на объем, цилиндр шеи- она не плоская. А шея крепится на плечах, как на постаменте. Плечевой пояс- тоже объемная форма, сейчас достаточно просто уловить основные пропорциональные соотношения его и наметить объем плечей.

А) Намечаем ось, разделяющую голову на две равные половины- левую и правую. Образуются точки- высокая точка и точка подбородка.

Б) Намечаем линию трехчетвертного поворота. Она идет через скуловую точку, следовательно, будет предварительно найдена и последняя.

В) Находим линию надбровных дуг. Ее можно намечать по линии бровей, проведя ее дальше. Но сюда добавим еще один момент- точку, где скуловой отростк лобной кости переходит в лобный отросток скуловой кости. Эту точку заметить не сложно, это место излома, где надбровные дуги меняют свое направление (смотрите по бровям). Названия из раздела пластанатомии, углубляться не будем, просто назовем ее- точка излома надбровных дуг.

Г) Находим линию, которая располагается под пирамидой носа и проводим ее так- же, как и в случае с линией надбровных дуг. Проверяйте себя постоянно глазомером и не смотрите "влоб" натуре. Во время нахождения пропорций старайтесь сидеть в одном положении, не меняя угол зрения.

Д) Находим височную точку. Ее на натуре очень хорошо видно. На одной линии располагается височная точки, высокая и ушное отверстие. Линия ложится по форме, по объему головы. В моем случае эта линия совпадает с "краем" головы, "заворачивается" в пространстве.

Ж) Намечаем уши и нос. Уши- высота уха найдена, особенности формы получаем с натуры. Теперь нос: обобщенная форма- пирамида. Намечаем ее схематически общим объемом, который нос занимает. У моей натуры нос довольно массивный, очень хорошо развита его нижняя часть- будет видна нижняя плоскость пирамиды, намечаю ее.

Теперь следующее и очень важное: ни одна форма на голове человека не "живет" сама по себе. Присутствует постоянное перетекание, вхождение, сопрекасание, переход из одной формы в другую. Вот так происходят дела и с нашим носом. Он соединяется с надбровными буграми образуя еще одну плоскость, которая находится между бровей и хорошо видна.

З) Находим скуловые точки окончательно. Замечу, точки скуловых отростков лобной кости и точки скул дадут нам характерную условную плоскость. У каждого человека она разная. Ловите пропорции. А от этих- же точек можно наметить еще одну условную плоскость, проведя линии от этих точек к середине уха.

К) Находим место для рта. Проведя линию рта по форме определяем угол нижней челюсти.

Л) Находим место для глаз. Пока линию, на которой располагаются глаза. Линия примерно идет по уголкам глаз. В идеале если провести линию от края пирамиды носа вверх, то она сопрекасается с внутренним уголком глаза. В живой форме не всегда так получается, можно проверить себя следующим образом: между глаз должно хватать места еще для одного глаза.

М) Не забываем о лобных буграх. От тех самых конструктивных точек, которые были найдены при построении пирамиды носа- надбровных бугров, ведем линии к самым выпуклым точкам на лбу человека, которые также располагаются симметрично относительно центральной оси. Так мы "завязываем" лобные бугры в общую форму головы и не даем им свободно "болтаться" в пространстве листа. А от них можно уже провесли линии к высокой и височным точкам- таким образом образуются еще одни плоскости.

И естественно, всю эту работу мы поддерживаем нашими знаниями линейной перспективы. Посмотрите как я делаю. Если все условно горизонтальные линии провести дальше, то где- нибудь в точке схода на линии горизонта они сойдутся. Объем головы не имеет больших величин- ширины и глубины, так что совсем немного вводим перспективу, что- бы она только чувствовалась. Ведь голова у нас все- же форма объемная и находится в пространстве.

Все, на начальном этапе дальше вести работу не нужно. Усвойте этот материал, запомните, проработайте, нужно что- бы вы чувствовали себя уверенно с этой порцией знаний, прежде чем переходить к следующему материалу. Следующий материал вас подождет здесь- рисуем голову человека простым карандашом часть вторая.

И, на- последок, разрешите дать маленький совет лично- лично от себя: иногда крепкий здоровый сон может помочь усвоить информацию и "переварить" ее намного лучше и быстрее, чем бессонные часы трудоемкой работы с воспалившимися от усталости глазами и затертым до дыр планшетом. Работа очень важна, но и отдыхать не забывайте. Именно во сне ваш мозг предназначен сам себе и именно в это время он и "расставляет все аккуратно по полочкам", чем вы его за день нагрузили. Другого времени- пока вы спите, у него для приведения себя в порядок- нет.

В различных специализированных заведениях (художественных школах, к примеру) рекомендуется изучить полное строение головы – от мышц и до волос – чтобы удалось правильно ее нарисовать. Но здесь есть один маленький секрет: даже если вам каким-то чудом удастся выучить самостоятельно абсолютно все термины, хоть косвенно связанные со строением головы, вы всё равно не сможете нарисовать голову так, как полагается. А все потому, что подобные заведения имеют в своем распоряжении большое количество надзирателей (преподавателей, в смысле) , которые корректируют и направляют учеников во время работы.

Наша задача (прежде чем научиться ) – самостоятельно (без учителей под боком) научиться координировать свои действия, понимать саму суть процесса рисования, иметь возможность видеть свои ошибки и правильно исправлять их. Именно поэтому, мы немного обогнем стандартную привычную систему и приступим к формированию пунктов своеобразной инструкции, что поможет нам решить нашу задачу:

  1. Во-первых, нам нужно понять процесс работы в создании головы на бумаге
  2. Дальше – самое легкое на первый взгляд – просто рисовать.
  3. И, наконец, научиться без лишнего напряга правильно рисовать голову, понимать суть этого процесса и иметь возможность ликвидировать свои ошибки

Ну что, дорогие рисовальщики-любители, готовы? Настроились на работу? Тогда вперед и с песней (напевать желательно мысленно, нечего соседей настораживать!)

Для начала работы нам, как всегда, нужно найти все, что может потребоваться . В данном случае, это , уголь, бумага формата А2, натура, стул (или скрепка – это от вашей натуры зависти…) . Для натуры вылавливаем неугомонного и проверенного друга или убеждаем бабушку с ее вязанием переместиться на табуреточку к вам, или просим деда рассказать о чем-то интересном (в процессе, конечно, трудимся) . Если у вас имеются усидчивые братики-сестрички – и их можно пристроить. Но не стоит начинать рисунок головы с рисования головы любимого попугайчика…

На крайний случай (ну очень на крайний – если выхода совершенно нет и рядом ни одной живой души) можно использовать уже готовую репродукцию или же фото (которое мы крепим на мольберте в верхнем левом уголочке) . Все есть? Натура имеется? Продолжаем, а, вернее, приступаем к рисованию.

Первые наброски головы

В первую очередь делаем конструктивные углем – и пусть выходит не очень аккуратно, не волнуйтесь, это ведь просто наброски:

  1. Ищем основные соотношения пропорций высоты и ширины – для этого компонуем на бумаге плечи, шею и голову. Тут у нас усердно трудится наш .
  2. Теперь нам нужно найти объемы того, что мы скомпоновали по отдельности (голова, шея, плечевой пояс)
  3. Помните, как в самом начале, будучи еще несмышлеными начинающими рисовальщиками, вы трудились в поте лица над рисованием , цилиндриков и т.п.? Так вот, посмотрите на свою натуру и поймите, что это не голова, а всего лишь одна из разновидностей формы. Именно сейчас мы должны осознать и воспринять то, что голова – неживой предмет, тогда и рисовать будет легче.

Следующим шагом будет наблюдение за вашей натурой и зарисовка этого самого объема головы . Не стоит сразу же вырисовывать малюсенькие морщинки, щетинки и реснички – лучше обратите внимание на то, что мы рисуем трехмерное изображение, а не плоское. Из этого следует, что нам нужно прочувствовать объем головы, ощутить все выступающие части лица и головы вообще.

Рисуйте, хватит тратить время на чтение моих писулек – карандашики в зубки и вперед, вы должны понять саму суть процесса. А как поймете – я все еще буду здесь.

Для того, чтобы нарисовать голову карандашом, нам нужно за что-то держаться. Это могут быть такие точки, которые, если смотреть, видны сразу – они означают наиболее выпирающие места в области головы. Дальше нужно выделить основные плоскости – они образовываются с помощью разнообразных изломов формы.

Наиболее выделяющиеся точки и, соответственно, плоскости составляют структуру объема головы – это конструктивные моменты. Ярче всего нашим взором выделяются скулы, (или же носовая призма – ведь нос по форме напоминает призму) , лоб, подбородок, шары в глазницах.

Для поиска высоты головы нам достаточно просто найти наивысшую точку на черепе и наинизшую, наиболее выпирающую точку на подбородке.

Теперь важно распределить основную светотень . Для этого нужно сощурить глаза и глянуть на натуру, тогда вы сможете распределить базовые светотени по плоскостям головы. Кстати, если вы сильны в распределении теней по граням простейших геометрических фигур, то скажу по секрету, что голову вполне можно вписать в куб, так что… И действовать по той же системе распределения света и тени.

Главное, что вы должны понять на этом этапе работы – так это то, что голова — такая же форма, в которой имеются такие характеристики, как глубина и ширина плюс плоскости и грани (как в кубе) . То есть на нее действуют все те же закономерности, что и прежде (надеюсь вы помните, там шла речь об активном и неактивном, отдаленном и приближенном) .

Приступаем к следующему пункту. В одном из предыдущих абзацев говорилось о загадочных конструктивных точках, благодаря которым определяется форма головы. Именно эти точки дают нам пропорциональные соотношения плоскостей на объеме головы. Если всю важность этих точек вы осознали, то с должным благоговением и трепетом приступаем к их рассмотрению, разбору и распределению.

  1. Первое, что нам бросается сразу же, это конечно же глазничные впадины и глазницы.
  2. Второе, на что мы сразу же обращаем внимание – скуловая точка слева и справа.
  3. Теперь черед лобных бугров.
  4. Подбородок (вернее, точка подбородка).
  5. Угол нижней челюсти.
  6. Теперь одна из наиболее важных – это самая высокая точка на черепе нашей натуры.
  7. Наконец, височные точки.
  8. Теменные бугры – наиболее выпуклые, согласно учебникам, по ширине кости, которые расположены на затылке.

Ну вот и всё для начала с точками – их нужно прорисовать и хорошенько запомнить, иначе придется снова повторять этот материал. А теперь гляньте еще раз на рисунок сверху, видите? Кроме точек там есть еще и цветные линии.

Вам интересно, что же они обозначают и как их звать-величать? Терпение, дорогие мои, сейчас разберем и их.

Эти линии называются осями, которые, что вполне логично, схематично разделяют голову человека на разные определенные участки . На следующем рисунке, уже более «очеловеченном» , а не костяном, мы можем рассмотреть как наши точки, так и оси.

  1. Первая линия красного цвета – она делит голову на две равных половины, иными словами это ось симметрии.
  2. Синим цветом выделена линия надбровных дуг, которая делит голову на верхнюю черепную и нижнюю лицевую область.
  3. Зеленая линия та, что делит голову на лицевую и затылочную область и проходит она аккурат через высшую точку черепа и через уши.
  4. По желтенькой линии обычно определяют поворот головы (сами понимаете, для рисунка это очень важно), то есть это ось трех-четвертного поворота.
  5. Цилиндр шеи, на котором установлена голова.
  6. И еще одна ось, она бирюзового цвета, которая проходит через нижние точки ушей и нижнюю линию носа. Она показывает нижнюю часть носовой призмы.

НО! Все это дается вам, начинающим рисовальщикам, исключительно для ознакомления и для того чтобы вы лучше понимали строение головы. А рисовать мы будем учиться по более легкой версии вышеописанного – это болванки. Значит так, : вид спереди, сбоку и поворот в три четверти .

На этих прямоугольных болванках есть все, что нам надо: оси, точки, пропорциональные соотношения разных областей головы и, собственно, самое главное — строение . То есть, как пример, пропорциональных соотношений, высота от уровня бровей и до уровня нижней линии носа равна высоте уха или же рот и нижний угол челюсти расположены на одной линии. Но и здесь можно применить : та часть лица, что ближе к нам, сохраняет оригинальные размеры и формы, а та, что в отдалении (в повороте, к примеру) будет немного (немного, дорогие художники, немного, а не как всегда…) искажаться в размере, становиться меньше.

Закрепление результата

Теперь финал: закрепляем только что прочитанное . Для этого нам нужно будет потрудиться вдвоем с болванкой. Сейчас наш главный помощник в рисовании – это болванка, она вроде шаблона, некоего прототипа настоящей головы. По ней гораздо проще учиться.

Вы уже рисуете голову человека, то есть композиция намечена и место для головы, основные объемы тоже.

Вторым шагом будет поиск пропорциональных соотношений головы, ее форма и характер. Это и будет наброском основы головы, нашей незатейливой болванки.

Теперь вертикальная ось – прям руки чешутся разделить голову на равные области (ну, не обязательно равные – это зависит от всяких поворотов и ракурсов) . Эта ось определяется по расположению носа и дает нам аж две важные точки: наивысшую и наинизшую.

Поскольку мы определяем еще и поворот головы, то нужно найти линию трех-четвертного поворота – она нам была бы очень кстати. Для этого визуально находим расположение скуловой кости и проводим линию через скуловую точку. С ней мы разберемся позже, поэтому пока достаточно просто слегка ее наметить.

Вот и пришел черед линии надбровных дуг. Здесь нам нужно просто задействовать глазомер и определить сколько места занимает лоб и волосы, а сколько лицо вплоть до подбородка. Ву-а-ля! Готово.

Теперь нужно выделить линию нижней пирамиды носа. Для этого лучше воспользоваться такой закономерностью: линия надбровных дуг и линия нижней призмы носа делят голову на одинаковые части. Но при этом нужно учитывать также и особенности рисуемой головы.

Следующий этап – поиск линии, разделяющей голову на затылочную и лицевую часть . Мы уже помним, что она проходит через ушное отверстие и наивысшую точку. Теперь присмотритесь повнимательнее: на пересечении линии трех-четвертного поворота и предыдущей линии находится височная точка, намеченная нами ранее. Если у вас еще не просматривается форма головы, то скорректируйте все линии с помощью глазомера.

Ну что же, у нас уже предостаточно точек и линий, чтоб приняться за разметку носа, место для которого уже расчищено и найдено.

То же с ухом – и для него место есть (было бы странно, если б этого места не было, согласитесь) . Его высота равна расстоянию между линией надбровных дуг и линией нижней призмы носа, а само оно проходит через линию, делящую голову на лицевую и затылочную часть. Лучше гляньте на рисунок справа, думаю, он понятнее, чем все эти закрученные фразы.

Осталось совсем немного…

Следующий этап — поиск скуловых точек , но поскольку они зажаты, можно сказать, в линиях, то найти их будет не сложно. И уголок нижней челюсти – он расположен на пересечении (опять на пересечении) линии рта и линии, делящей голову на заднюю и переднюю часть (вы поняли, о чем я). Ну, рот теперь найти сумеет даже ежик 🙂

Осталось найти немного и среди этого «немного» место для глаз, надбровные бугры (места, особо выступающие на бровях – расшифровываю) . И вот пришло время искать лобные бугры (то есть выступающие точки на лбу) . Их искать не менее просто, стоит только провести линии от надбровной дуги к самым выпуклым точкам лба. Та-да! У вас уже есть лобные бугры. Но, чтобы лучше их понимать, нужно привязать эти точки к наивысшей точке и к височным.

Напоследок, если ракурс позволяет нам увидеть теменной бугор – наиболее выпуклую часть на затылке.

Теперь покрутите болванки, используйте линии и точки, которые запомнились. К примеру, как-то так:

Пересмотрите еще раз то, что мы уже прошли здесь, и вращайте болванки с учетом всех конструктивных мелочей. Для начала хорошо бы, чтобы у вас получались болванки в трех привычных положениях: профиль, фас и трех-четвертной .

Наигрались? Готовы к страшно серьезной работе? Вылавливайте свою натуру и возвращайте на место. Сейчас будем постепенно переносить то, что мы выучили на болванках, на нашу многострадальную натуру. Взгляните на нее новым взглядом. Осмотрите голову со всех ракурсов и попытайтесь оценить ее как неживой предмет, понять ее «устройство»… Абстрагируйтесь от персоны носителя головы.

Следующая задача – просто перенести все изученные ранее конструктивные оси и точки на уже живую , вполне любопытную, задающую вопросы по типу «И как? Похоже вышло?» . Конечно же не буквально – визуально (боюсь, вашей натуре будет совсем не смешно, если вы расчертите ей голову и лицо разноцветными карандашиками) .

Теперь, когда вы в усердных поисках, расскажу вам кое-что о пропорциях. Идеальными пропорциями принято считать так называемые «греческие» пропорции ибо именно обитатели Древней Греции выделили идеальные пропорции тела. Но вот идеальные пропорции несколько отличаются от тех, что есть у каждого человека – именно эти расхождения позволяют людям сохранять свою индивидуальность.

Проверить правильность пропорций можно, соединив все наиболее важные части лица или же конструктивные точки, расположенные один напротив другого – их соединение будет проходить через ушное отверстие.

Практика

Теперь практическая часть – переносим наши знания на рисунок натуры:

  1. Итак, прорабатываем композицию, находим место для головы, шеи, плеч. Работаем по принципу: отступ от края бумаги (планшета) перед лицевой частью (перед!) больше, чем над затылочной, а вверху отступ меньше, чем внизу.
  2. Теперь находим место отдельно для каждого предмета композиции: шеи, плечевого пояса и, соответственно, головы.
  3. Болванку нашу помните? Рисуем сейчас болванку, но с учетом всех пропорциональных особенностей нашей натуры. Не забывайте о том, что шея у нас не просто странный прямоугольник, она цилиндр – то есть она объемная, равно как и плечи.
  4. Болванка уже на месте, теперь работаем с ней с помощью следующих подпунктов:

a) Находим наиболее низкую и наиболее высокую точки с помощью оси, разделяющей голову на две равные части.

b) Линия трех-четвертного поворота – помните такую? Поскольку она проходит через скуловую точку (конечно же, вы это еще не забыли!) , то нам придется сначала найти эту самую точку и наметить.

c) Дальше по плану линия надбровных дуг. Ее можно провести по уровню бровей (немного дальше) и плюс еще одна деталь, которую мы самовольно назовем точкой излома надбровных дуг. Эта точечка находится аккурат там, где брови меняют свое направление.

d) Теперь черед нижней линии призмы носа. Ее проводим как и в случае с надбровными дугами, по уровню носа, только дальше. Расфокусируйте взгляд на вашу натуру, не смотрите конкретно в нее. И старайтесь не менять угол вашего наблюдения.

e) Височная точка, которую довольно-таки хорошо заметно на нашей натуре. На одной и той же линии расположены аж три точки (височная, высокая и ушное отверстие) и она ложится по форме головы.

f) Ушки и нос. Высота уха уже найдена с помощью линий, а вот форму берем у нашей натуры. С носом немного сложнее. Нужно наметить общий объем носа схематически пирамидкой и там уже разбираться с особенностями. Но! Ни одна форма на нашей натуре не живет сама по себе, она переходит, переползает и перетекает в нечто другое. Плавность, товарищи, и пластичность, помните об этом – вот нос, к примеру, соединяется с надбровными дугами.

g) Завершаем поиск скуловых точек (да-да, он длился все это время!) .

h) Определяем место для рта и по форме находим угол нижней челюсти.

i) Наконец, находим линию для глаз, которая идет где-то по уголкам глаз. Чтобы они были нарисованы верно, между глазами должно хватать место еще для одного (третий глаз рисовать не обязательно, а лучше вообще пока что не рисовать) .

j) И вот мы подошли к лобным буграм. Они находятся с помощью линий, которые вы проводите от надбровных бугров к наиболее выпуклым областям лба человека – эти линии расположены симметрично к центральной оси. А от них проводим линии к височным точкам и к наивысшей точке. Ура нам!

Думаю вопрос «Как рисовать голову» был хотя бы немного для вас раскрыт, спасибо Вам за то, что вы с нами!

Здравствуйте, дорогие друзья!

Сегодня мы нарисуем лицо человека. Многие ошибочно полагают, что умеют рисовать только избранные таланты. Это не правда: научиться рисовать правильно может каждый у кого есть желание и терпение. Правильно изобразить лицо человека вам поможет знание основных пропорций и правил построения. Читайте следующий материал и попробуйте нарисовать лицо поэтапно.

Оси и пропорции

Рисуя лицо человека, обязательно нужно изучить и постоянно легко наносить осевые линии.

С опытом, можно будет обходиться одной-двумя направляющими, или вовсе без них. Не нужно думать, что оси это скучно и неинтересно, они помогут вам быстро и правильно построить лицо с правильными пропорциями, одинаковыми глазами, симметричными частями.

В дальнейшем, визуально представляя себе эти оси, вы сможете работать с мимикой и эмоциями человека. Ведь чтобы показать грусть, нужно опустить брови и уголки рта, прикрыть глаза, а для этого необходимо представлять на каком уровне находятся все эти части лица в состоянии спокойствия.

Линия глаз

Первые и основные оси, которые обязательно нужно запомнить это:

Линия глаз у всех взрослых людей находится посередине головы.

Ось симметрии и глаз

Делим овал головы на две равных части горизонтально - здесь будут располагаться глаза. Также намечаем вертикальную линию симметрии.

Баланс человека в движении

Вначале сделать это на глаз сложно, поэтому проверяйте себя, отмеряя одинаковые отрезки с помощью карандаша или линейки.

Линия бровей волос носа

Дальше нужно поделить овал головы горизонтальными линиями на три с половиной части . Верхняя ось - роста волос, посередине - уровень бровей, ниже - ось основания носа. Расстояние от волос до бровей равно высоте лба. По сути, лицо (если не учитывать волосы) состоит из трех равных частей, которые равны высоте лба.

Линия рта и губ

Дальше обозначим губы. Для этого нижнюю часть лица (от носа и до кончика подбородка) нужно поделить пополам - так мы найдем линию края нижней губы. Чтобы определить уровень разреза рта, придется поделить отрезок от нижней губы и до носа еще на четыре равные части. Первая четверть и будет линия рта.

Рот и губы

Разрез рта у большинства людей находиться на одном уровне, а вот размеры верхней и нижней губы бывают совершенно разными.

Как рисовать красивые глаза

Где расположить уши

Как бы ни было странно, но очень часто при более-менее удачном построении лица, уши крепятся совсем не в том месте, где они должны располагаться. Поэтому мы уделим отдельное внимание ушным раковинам.

Правильно размещаем уши

Вверху уши крепятся на оси глаз, а внизу на уровне основания носа. Они могут быть большими или маленькими, сильно выделяться или прилегать к голове, но крепятся у всех людей они на линии носа и глаз.

Как правильно разместить глаза

Как узнать ширину глаз и расстояние между ними? Для этого линию глаз нужно поделить на 8 равных частей.

Намечаем глаза

  • Между глазами должен помещаться еще один глаз (2/8).
  • Каждый глаза шириной в 2/8.
  • От внешних уголков глаз до контура головы оставляем 1/8 (ширину половины глаза).

Это приблизительные ориентиры. У разных людей эти пропорции немножечко отличаются. Необязательно каждый раз делить ось на 8 частей, просто проверяйте себя.

Рисуем нос человека

Также читайте статью о том, как нарисовать глаза реалистично и правильно.

Следите за тем, чтобы глаза не располагались слишком близко друг к другу, или, наоборот - слишком далеко. Эти параметры помогут контролировать размер глаз, чтобы они не были чрезмерно большими или маленькими. Внутренние уголки глаз всегда должны располагаться на линии глаз.

На первый взгляд все эти линии - это громоздко и сложно, но для начала можете потренироваться рисовать лицо с учетом лишь горизонтальных осей. По ходу работы у вас будут возникать вопросы и вы сами придете к тому, что нужны еще и вертикальные направляющие. С приобретением небольшого опыта и навыка вы легко сможете рисовать лица без предварительной разметки и осей.

Глаза, крылья носа, рот

Внутренние уголки глаз находятся на уровне крыльев носа. Уголки рта находятся на одном уровне с центром глаза, или зрачком, если человек смотрит прямо.

На этом фото легкими линиями и показано что:

  • уголки глаз лежат на одном уровне с крыльями носа
  • а центр глаз лежит на одной линии с уголками рта

Учимся рисовать руку человека

Схема рисования лица

Собственно, если вы будете намечать все направляющие, то у вас должна получиться вот такая схема. Вы можете распечатать ее как образец, поскольку сразу все запомнить сложно и тренироваться рисовать лицо человека с правильными пропорциями.

Схематическое изображение лица человека

Позже вы сможете придавать лицам черты конкретных людей и рисовать портреты всех, кто вам интересен.

На этом с осями, пропорциями и направляющими мы закончим и приступим к рисованию.

Рисуем поэтапно

Сегодня мы не будем рисовать портрет какого-то конкретного человека, а будем учиться создавать быстрые наброски с правильными пропорциями и размещением всех основных частей.

Рисования лица - тот навык, который улучшается с опытом. Если вы никогда не рисовали портреты людей важно сначала просто на уровне механики и повторения усвоить, как и на каком уровне размещать глаза, нос, рот, брови, уши, и соотношение между ними. Для этого подсматривайте схему в предыдущем разделе, и легко наносите направляющие.

Как нарисовать зайца

Повторение мать учения 🙂

Обозначаем форму

Первый этап самый простой, нам нужно обозначить форму лица, его проще всего вписать в овальную, яйцевидную или другую округлую фигуру. Вертикальная ось поможет создать симметричный рисунок, горизонтальная - правильно показать глаза.

Намечаем основные элементы лица

Все ранее намеченные линии будут нам помогать строить лицо. Эти оси нужно наносить очень легко, едва заметно, чтобы потом можно было легко и незаметно их стереть.

Нет особенной разницы с чего именно вы начнете прорисовывать черты лица, главное, чтобы вы не застревали и не концентрировались на чем-то одном: носе, глазах, губах, бровях.

Сначала быстро и легко обозначьте все части лица, не вдаваясь в детали , не пытаясь быть слишком точным. Все линии наносим очень легко, так, чтобы было легко исправить.

Если что-то получилось кривовато, неточно, вы сможете это исправить на следующем этапе.

Уточняем формы и размеры

На этом этапе мы корректируем размеры и форму глаз, ушей, бровей, носа, губ, уточняем форму лица. Исправляем все, что неправильно получилось на предыдущем этапе.