Приемы запоминания графического облика букв методическая разработка по чтению (1 класс) на тему. Приемы формирования графического образа буквы у детей с зпр и нарушением интеллекта Предметный образ буквы у

Цель занятия: изучаем букву У, формирование навыка чтения, развитие речевого умения, совершенствование фонематического слуха, основ элементарного графического навыка.

  • познакомить дошкольника с буквой У, правильным произношением звука;
  • научить писать печатную букву У по клеточкам;
  • сформировать интерес к обучению стихотворениями и загадками.

Назови, что нарисовано на картинках снизу:

Утро Улитка Утка Утюг

Спросите, на какой звук начинаются слова — названия картинок?
Чтобы произнести [У], нужно сделать губы трубочкой, приоткрыть рот и «включить» голос. Повтори: УУУ

Мешают ли зубы, губы или язык, свободно выходить воздуху изо рта? (Нет, не мешают.)

Закрой глаза. Что ты слышишь? (Шум транспорта, музыку и т. д.)
Мы слышим разные звуки.
Еще раз закрой глаза и послушай: Ааа, Ууу… Это тоже звуки - звуки речи человека. Из звуков составляются слова, которыми мы говорим.

ААА - это звук, АИСТ - это слово.
УУУ — это звук, УТКА — это слово.
Запомни, пожалуйста: звуки мы слышим, произносим. Буквами можно записать звуки речи, слова. Буквы мы видим, пишем, читаем.

Различать понятия звук, буква, слово дошкольник сможет постепенно, в результате постоянного повторения в течение длительного времени.

Узнайте звук

Поднимите руку, если услышите звук [у] в словах: паук, цветок, лужа, диван, стол, стул, голуби, курица.

Кто больше?

  1. Придумайте слова со звуком [у] в начале (улица, утро, ужин), в середине (руки, груша, капуста), в конце слова (хожу, несу, внизу).
  2. Придумайте слова, в которых звук [у] второй (лужа, сук, тумбочка).
  3. Угадайте слова, в которых всего три буквы, причем вторая и третья - ук (жук, лук, сук, бук).

Задание: печатная буква У для дошкольников

Нарисуй палочки аккуратно по клеточкам простым карандашом или шариковой ручкой.

В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова - взрослый дает образец написания в начале строки.
Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.

Продолжи фразу

Я не хвастая скажу:
Всех друзей омоложу!
Идут ко мне унылые -
С морщинками, со складками,
Уходят очень милые,
Веселые и гладкие!
Значит, я надежный друг -
Электрический… (утюг).

Он плывет по простыне,
Как кораблик по волне.
Он хозяйкам добрый друг
Электрический… (утюг).

Вот пришла и осень,
И придут метели.
И с прощальным криком
Птицы… (улетели).

Долгожданный дан звонок -
Это кончился… (урок).

Кто шагает с сумкой книг
Утром в школу? … (Ученик.)

Все ребята со двора
Малярам кричат: … (ура)

Сказка про букву У

Про маленького паучка
На берегу пруда в укропе жил маленький-маленький паучок, который больше всего на свете боялся мух.
Все жуки, улитки, ужи, лягушки, утята и даже сами мухи смеялись над ним, а его братья - большие пауки ругали и называли лодырем.

«Надо доказать всем, что я не лодырь»,- решил маленький паучок.

И однажды ночью он нарвал большой букет красных маков и выкрасил ими всю паутину в саду.

«Вот обрадуются утром братья,- думал довольный паучок,- ведь это так красиво - красная паутина!»

Но увы! Наутро злые-презлые большие пауки, страшно ругаясь, отмывали свои паутины.
Мухи сразу замечали красные сети, и ни одна из них не попалась.

А маленький паучок так испугался, что убежал далеко-далеко. И теперь никто не знает, где он живет…

Загадки для детей на букву У

Две антенны на макушке,
А сама сидит в избушке,
На себе её везет,
Очень медленно ползет.
(Улитка)

На дорожку вышли рожки.
Вы не будете бодать?
Я потрогал их немножко,
Рожки спрятались опять.
(Улитка)

Вдоль по речке, по водице
Плывет лодок вереница.
Впереди корабль идет,
За собою всех ведет!
(Утка с утятами)

Что это у Галочки?
Ниточка на палочке,
Палочка в руке,
А ниточка в реке.
(Удочка)

Удивительный ребенок!
Только вышел из пеленок,
Может плавать и нырять,
Как его родная мать.
(Утенок)

По полотняной стране,
По реке Простыне
Плывет пароход то назад, то вперед,
А за ним такая гладь -
Ни морщинки не видать.
(Утюг)

Пословицы и поговорки на букву У

Ученье - путь к уменью.

Умелые руки не знают скуки.

Глупый осудит, а умный рассудит.

Умный себя винит, глупый - своего товарища.

Нет скуки, коль заняты руки.

Возьми книгу в руки - не будет скуки.

Умеешь ошибаться, умей и поправляться.

Утро вечера мудренее.

Берись дружно - не будет грузно.

Лучше ученый, чем золоченый.

У дружбы нет границ, у знаний нет дна.

Стихи про букву У для детей

Улитка просит Уточку:
Закинь-ка в речку удочку.
Уточка закинула -
Уклейку-рыбку вынула.
(Г. Сатир)

Как улитке перед сном
Скучно в домике своем!
Сказку выдумать пытается,
Грустной сказка получается.
(Г. Виеру)

Улитка-улитка,
Шагаешь ты прытко:
От калитки до меня
Проползешь четыре дня.
(Я. Аким)

У пруда утенок-крошка
В страхе кличет утку-мать:
«Ой, боюсь!
Укусит мошка,
Помоги мне убежать».
(Ф. Бобылев)

Я по совести скажу:
Плохо, плохо мне, УЖУ,
Очень гадок я на вид…
А ведь я - не ядовит!
(Б. Заходер)

Удивительный народ -
Птица с именем удод.
Не подстрижен, не причесан.
Рыжий клок торчит над носом -
Вся прическа на весу,
Перья даже на носу.
Парикмахерская, видно,
Не работает в лесу.
(А. Пудваль)

Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Мы за парты дружно сели
И на доску поглядели,
И открыли поскорей
Двадцать девять букварей.
Мы учили букву А,
Мы учили букву У.
Малыши кричат УА.
Мы в лесу кричим АУ.
С буквы А - арбуз и аист
(Мы запомнить постарались).
С буквы У у нас, ребята.
Ухо, удочка, утята…
Вот чему на первый раз
Научился первый класс.
(Л. Демьянов)

Укротительница львов
Удивит учеников:
Укрощает льва и львицу,
Ужас как мышей боится!
(В. Берестов)

Учитель у меня в портфеле!
Кто? Быть не может! Неужели?
Взгляни, пожалуйста! Он тут.
Его учебником зовут.
(В. Берестов)

Ученик учил уроки -
У него в чернилах щеки.
(С. Маршак)

У опушки
Две старушки
Брали грузди
И волнушки.
Филин: - У-ух!
Филин: - У-ух!
У старушек замер дух.
Жутко!
(Е. Благинина)

Итоги урока:

  1. Произношение новых слов увеличивает словарный запас дошкольника, развивает речь и память.
  2. Упражнения по клеточкам развивают мелкую моторику рук.
  3. Загадки развивают в детях сообразительность, умение анализировать и доказывать. Педагоги применяют загадки при обучении детей для повышения заинтересованности во время выполнения сложных задач.
  4. Стихотворения влияют не только на развитие памяти. Доказано, что если ежедневно учить несколько строк, в мозге возникают новые нейронные связи, повышается общая способность к обучению.

Вот и настал новый учебный год. Первое сентября - это праздник, за которым неизбежно наступают учебные будни. И не всегда этот процесс и у детей, и у взрослых вызывает положительные эмоции.

Уже на первых этапах обучения ребенок сталкивается с трудностями различного характера: кому-то трудно организовать себя во время урока, кто-то не может понять математическое задание, а у кого-то обнаруживаются затруднения при обучении чтению или письму. Именно на трудностях усвоения навыка письма мне хочется остановиться.

Все получается у первоклашки: задачи и примеры «щелкает как орешки», стихи заучивает с легкостью, а вот с буквами он «не дружит». Трудно запомнить в какую сторону та или иная буква повернута, куда надо вести линию при написании определенных элементов буквы. Если в этот момент не помочь малышу, то у него в недалеком будущем, а точнее к концу обучения в первом классе, может сформироваться стойкое нарушение письма - дисграфия.

В предыдущей статье я уже упоминала термин « дисграфия», говорила о том, какие ошибки на письме должны насторожить родителей и учителей, с какими ошибками в письменных работах необходимо обращаться к логопеду. Дисграфия чаще встречается у учащихся начальной школы. Важно помнить, что дисграфия - это стойкое нарушение письма. Оно мешает детям успешно овладеть письмом. В случае, если это нарушение не исправить на начальном этапе обучения, оно может проявиться в более зрелом возрасте, при обучении в старших классах.

Первый человек, который должен обратить внимание на специфические ошибки в письменных работах учащихся - учитель класса. Он забьет тревогу и посоветует родителям обратиться за помощью к логопеду. В моей практике встречались ученики с различными проявлениями дисграфии: одни дети пропускали буквы и даже слоги в словах, другие - писали буквы и цифры в обратную сторону, третьи - в предложении все слова писали слитно, а четвертые - не могли запомнить, как пишутся буквы (вместо т писали п, вместо д - б), были и такие учащиеся, которые переставляли слоги в словах. В результате таких перестановок в их письменных работах появляются слова, не соответствующие содержанию, например, вместо «кто» они пишут «кот», а вместо слова «магазин» в тетради появляется «магазим».

Причины ошибок

Их много, и они носят различный характер.

Замены на письме букв , обозначающих близкие по звучанию звуки, например л - р, б - п, м - мь, ч - ть и т. д., могут происходить в результате логопедических нарушений: нарушение звукопроизношения или фонематического восприятия (слышит один звук, а воспроизводит другой).

В основе таких нарушений могут лежать и психологические особенности развития ребенка: недостаточный самоконтроль, неумение совмещать несколько операций в процессе выполнения одного действия, например, диктовать себе и писать, контролируя правильность написания безударных гласных в корне слова. Отсюда следует, что в процессе коррекционной работы может понадобиться помощь нескольких специалистов.

Замены букв , сходных по оптическому признаку (сходные по написанию буквы), например: л - м, б - д, о - а.

«Зеркальные» ошибки , например: З-Є, С-Э (написание букв в обратную сторону).

Пропуски или добавление элементов букв , например: и - ш, ш - щ, п - m.

В основе этих нарушений лежит несформированность зрительно-моторных функций, нарушение моторики и пространственного восприятия, а также явное или скрытое левшество.

Почему важно научиться писать

Давайте вернемся с вами к началу обучения. Редко кто-то из взрослых вспомнит, как он начинал учиться читать или писать. Владение речью является залогом успеха во всех областях человеческой деятельности. Разные виды речевых умений формируются по-разному. Одними умениями можно овладеть по подражанию, другими - в ходе специальных занятий.

Остановлюсь на процессе письма. Письмо является одним из видов речевой деятельности, которым овладевают в ходе специального обучения.

Это очень сложный многоэтапный процесс. Если говорить профессиональным языком, в этот процесс входит соотнесение мысли со структурой предложения, деление предложения на слова, анализ слоговой структуры слова, определение последовательности звуков, проговаривание этих звуков, соотнесение звука со зрительным образом буквы и воспроизведение рукой зрительного образа буквы. А если говорить кратко: услышали предложение - написали его. У взрослых эти процессы происходят автоматически. Они не задумываются и не вспоминают, как пишется та или иная буква. У взрослых сформирован образ буквы.

Формирование образа буквы: почему необходимо?

Формирование образа буквы - один из способов предупреждения нарушения письма у младших школьников. На ранних этапах обучение письму может доставлять множество огорчений как самим первоклассникам, так и их родителям и учителям. Чаще всего трудности возникают у тех детей, которые невнимательны, плохо ориентируются в пространстве (путают право - лево) или на листе бумаги (не понимают, где низ, где верх), у которых плохо развита мелкая моторика. Такие учащиеся с трудом справляются с пуговицами и со шнурками, не любят рисовать, неправильно держат карандаш или ручку.

Для развития мышц мелкой моторики существуют специальные упражнения. Лепка, изготовление аппликаций, составление рисунков из мозаики способствуют развитию руки. В дошкольном отделении школы, где я работаю, развитию мелкой моторики уделяется большое внимание как со стороны учителей, так и со стороны психологов и логопедов на специальных занятиях. От того, насколько развита рука малыша, зависит успех в овладении письмом в школе.

Более сложная работа начинается в школе, когда дети учатся писать элементы букв, а потом и буквы. На этом этапе особое внимание надо обращать на наклоны букв, их размеры и расстояние между элементами. От успешности подготовительного периода зависит хороший результат основного этапа, когда дети будут учиться писать целые слова.

Но выучить буквы - это не значит научиться читать и писать. Каждая буква на уроке разбирается на знакомые элементы, которые потом соединяются между собой. Написание отдельных элементов затруднений не вызывают, дети следят только за размерами, наклоном и шириной букв. Написание правильных красивых букв - первый шаг к овладению письмом. На этом этапе формируется образ буквы. Необходимо, чтобы ребенок понял принцип письма, научился соотносить звуки и буквы. Ему надо объяснить, что всем буквам (кроме ъ и ь) соответствуют определенные звуки и наоборот, звуки обозначаются определенными буквами.

Когда стоит беспокоиться

При списывании необходимо, чтобы первоклассник обязательно перечитывал написанное и соотносил с образцом, так как дети могут пропускать, заменять или дублировать буквы и слоги. Если такие ошибки, как пропуск и перестановка букв, можно объяснить невнимательностью, отсутствием привычки к проговариванию, то замены букв на письме должны послужить серьезным поводом для беспокойства и для обращения за помощью к логопеду. Более точно установить причину таких ошибок могут только специалисты в школе - учителя, логопеды, психологи.

Если ученик систематически использует при письме вместо одной буквы другую (б вместо д, ш вместо щ, и вместо у и т. д.), необходимо прежде всего выяснить причину этой ошибки. Для того, чтобы это определить, надо попросить ребенка произнести следом за взрослым отдельные звуки или слоги, обозначаемые этими буквами. Если задание выполнено правильно, значит, ребенок слышит и улавливает разницу между звуками и путает лишь буквы. Буквы рукописного шрифта - это различные комбинации определенных элементов, принятых в графической системе языка. В случае замены букв ученику надо напомнить, каким знаком обозначается на письме данный звук.

В школе знакомство с буквами необходимо проводить параллельно с изучением соответствующего звука, что позволяет добиться более быстрого запоминания зрительного образа.

Какие ошибки самые частые

На письме учащиеся нередко делают ошибки на смешение элементов букв у-и, б-д и т. д. Это можно объяснить тем, что в строчных буквах русского алфавита (и, ш, а, в) элемент, опускающийся ниже строчки, встречается чаще, чем верхний элемент букв у и д. Изначально же написание б и д одинаково, поэтому рука автоматически опускается вниз и завершает букву нижним элементом. В результате в тетради учитель увидит запись: «Домашняя радота» вместо «Домашняя работа», то есть происходит замена письменных строчных букв б-д.

С переходом на стадию связанного письма отмечается значительный рост числа таких ошибок, что связано с повышением темпа и увеличением объема письменных работ. Смешение букв снижает не только качество письма, но и чтения, хотя существуют различия между печатными и письменными буквами. При отсутствии коррекционных и профилактических мер они тормозят развитие речемыслительной деятельности школьников.

Как бороться?

Чаще всего у детей, делающих такие ошибки, не сформировался на начальных этапах обучения образ буквы. Ребенку необходимо объяснить, что каждая буква - это особый рисунок. Вместе с тем буквы похожи на небуквенные изображения: буква о похожа на обруч, а буква ю на юлу и т. д. Если у первоклассника сформированы образы букв, то в дальнейшем это поможет избежать замены букв в его письменных работах. Сначала можно попросить детей изобразить то, что у них ассоциируется с той или иной буквой или звуком, который обозначает эта буква. Потом детям предлагаются рисунки, обобщающие их ассоциации. На этих рисунках буквам соответствуют похожие на них предметы, животные и т. д. для закрепления этой связи сочиняются стихи.

Некоторые примеры рисунков и стихов, которые помогают сформировать образ буквы, представлены ниже. Дальше вы можете сами пофантазировать, как это делаем мы в школе вместе детьми.

Рисунки и стихи, которые формируют образ буквы

Демонстрируя первоклашкам сходство и различие при написании букв Э и С, тем самым мы формируем образ этих букв и предупреждаем «зеркальность» Э и С. Очень хороший результат дает лепка этих букв.

Первое знакомство с Ъ и Ь знаками происходит в период знакомства с буквами. Эти буквы не обозначают звуков. Значит, при замене на письме Ъ и Ь знаков надо опираться только на сходство и различие в написании этих букв. При формировании образов Ъ и Ь рекомендуется обратиться к стихам. Лепка букв тоже поможет запомнить их написание. Позднее, узнав правила написания Ъ и Ь, учащиеся будут различать их, опираясь на эти правила.

Замены на письме букв Ш и Щ - очень распространенная ошибка. Кроме того, эта ошибка может проявляться в более зрелом возрасте, если не проводить коррекционную работу на начальном этапе обучения письму. В своей работе я провожу параллель между звуками и буквами, которые эти звуки обозначают. Говорю детям о том, что эти звуки относятся к одной группе: шипящие, но один из них - твердый, а другой - мягкий. Условно, слышим мягкий звук Щ - не забываем писать «петельку» у буквы, как бы обозначаем мягкость. Твердый звук обозначается буквой Ш без «петельки».

Неумение различать заглавные буквы У и Ч так же, как и неспособность дифференцировать букв Ш - Щ, можно увидеть в письменных работах у учащихся средней школы. Формирование образа заглавной буквы У ассоциируется со звуком У (при произнесении звука У губы вытянуты вперед, и при написании буквы нижний элемент «смотрит» вперед). В этой работе поможет рисунок.

При формировании образа заглавная буква Ч смотрим на изображение «чайника»: носик - впереди, а ручка - сзади. Так же и у буквы Ч верхний элемент «смотрит» вперед, а нижний - назад.

При замене строчных букв П-Т обратите внимание на количество элементов в этих буквах. Буква П ассоциируется со словом «пара» (два элемента в букве), а буква Т - со словом «три» (три элемента в слове). Рисунки и стихи тоже помогут в формировании образов этих букв.

Строчные буквы Б и Д отличаются только одним элементом, поэтому замены этих букв на письме встречаются очень часто. При знакомстве с этими буквами именно на эти элементы надо обратить внимание учащихся. Строчная буква Б похожа на белочку, которая держит хвостик вверх. Обратить внимание на рисунок. Строчная буква Д похожа на дятла, а у дятла хвостик опущен вниз. Если ребенок нарисует такие рисунки, слепит буквы из пластилина, у него сформируется правильные образы букв.

Разделы: Начальная школа

Класс: 1

Цели:

  • познакомить детей со звуковым и предметным образами буквы “З”, добиваться четкого различия образа звука и образа буквы;
  • обогащать словарный запас учащегося;
  • развивать логическое мышление, умение сравнивать, наблюдать, делать выводы;
  • развивать память, внимание, творческую активность, мелкую моторику рук;
  • отрабатывать чтение целыми словами; развивать понятийное мышление при сопоставлении предметов (явлений) по их местонахождению относительно друг друга во времени: месяц (январь – в январе и т. д., год и время года (зима - зимой и т. д.);
  • обращать внимание на отдых на уроке (подвижные игры, прогулка и т. д.).

Оборудование: “Букварь” под редакцией А. Ф. Малышевского, альбомы, краски, гуашь, цветные карандаши, фломастеры, природный материал, конструкторы, пластилин; набор картинок для игры “Когда это бывает?”, изображение Золушки; различные предметы на букву “З”; зайка, змейка- мягкие игрушки; кубики с буквами; индивидуальные магнитные доски; классная разрезная касса букв (на магнитах).

ХОД УРОКА

I. Организация класса.

У: Ребята, сегодня мы продолжаем свое путешествие в мир Знаний. На пути у нас будет много трудностей, поэтому нужно быть очень внимательными. Поднимите руку те, кто готов справиться со всеми трудностями. (Поднимают руки все.)

Молодцы! Тогда в путь!

II. Вводный момент.

У. Какое сегодня число?

У: Какое время года заканчивается?

Д: Заканчивается осень, осталось 2 дня.

У: Какие осенние месяцы вы знаете?

Д: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

У: Вспомните, что интересного было у вас в сентябре.

Д: В сентябре мы пошли в школу.

У: А в октябре?

Д: В октябре у меня был день рождения …

У: В ноябре?

Д: В ноябре выпал первый снег …

У: Какое время года будет после осени?

Д: После осени идет зима.

У: Поиграем в игру “Когда это бывает?”

(Дети идут на ковер, где разложены картинки.)

Послушайте загадку и скажите, когда это бывает:

Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и
Елочек. Я…

У: Поберите картинки, которые изображают, что было осенью.

(Дети находят, показывают и рассказывают)

Д: Осенью мы собираем урожай. Осенью желтеют и опадают листья.

Осенью птицы собираются в стаи и улетают в теплые края.

Дел у меня немало -
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лед реки убираю,
Белю поля, дома,
Зовут меня …

(Дети также находят картинки с изображением зимы и раскрывают, что бывает зимой.)

Д: Зимой выпадает снег, все вокруг белое.

Зимой мы катаемся на коньках, лыжах, санках.

Зимой мы лепим снежную бабу …

У: Как изменилась природа с приближением зимы?

(Подходим к окну.)

Д: Деревья голые. Кругом лежит снег. Сегодня очень холодно, сильный мороз. Не слышно пения птиц.

Прилетели снегири…

У: Ребята, давайте споем песню о зиме. Под фонограмму дети исполняют песню “Зимушка, зимушка. ”

III. Звуковой образ буквы “З” . Проговаривание скороговорки.

Зимним утром от мороза
На заре звенят березы.

У: Проговорим вместе и послушаем, какой звук произносится чаще.

Д: Повторяется звук (З)

(Проговаривают еще раз, выделяя звук (З))

Зззимним утром от мороззза
На зззаре зззвенят березззы.

У: В каких словах мы слышим звук (З).

Д: Зззимним - в начале слова,

От мороззза – в конце слова,

На зззаре – в начале слова,

Зззвенят - вначале слова,

Березззы- в конце слова.

У: Проговорим скороговорку тихо, громко. (дети читают)

У: Проговорите скороговорку, так, как бы ее проговорил медведь, зайчик, лисичка.

IV. Предметный образ буквы “З”.

У: Какой буквой обозначается звук (З)?

Д: Буквой “З”.

У: На что похожа буква “З”?

Д: На цифру 3.

У: На эту букву посмотри:

Она совсем как цифра 3 три. (Дети показывают на доске изображение цифры 3).

Д: На змейк, которая легла и изобразила букву “З”.

(Рассматривают змейку- мягкую игрушку).

У: - Буква “З” на вид как змейка,

Разглядеть ее сумей-ка!

- “З” не просто завитушка,

“З” пружинка, крендель, стружка.

V. Художественно-изобразительная деятельность.

У: Ребята, садитесь за свои столики, откройте альбомы и изобразите, на что похожа буква “З” и подготовьте рассказ о своем образе.

(дети рисуют красками, гуашью, цветными карандашами, фломастерами - по желанию)

После прослушивания рассказов, дети выкладывают букву “З” из природного материала, конструируют ее из конструктора, лепят из пластилина и т. д.

У: Посмотрите, какие разные буквы у вас получились, но все они узнаваемы. А теперь напечатайте букву “З” в своих тетрадках.

У: Оля, сколько букв ты напечатала?

Оля: Я напечатала 15 букв.

У: У Димы сколько букв?

Дима: Я напечатал 12 букв.

У: Ребята, на сколько больше букв напечатала Оля, чем Дима?

Д: Оля напечатала на 3 буквы больше.

У: Молодцы.

VI. Буква “З” как имя предмета.

У: Сегодня к нам пришли гости. Отгадайте загадку и узнайте.

Она красива и мила,
А имя ей от слова “зола”.

Д: Это Золушка. (Печатают это слово ЗОЛУШКА в тетради).

У: Как вы думаете, почему именно Золушка пришла к нам в гости?

Д: Ее имя на букву “З”.

У: Какая Золушка? (Рассматривают изображение Золушки, вспоминают сказку.)

Д: Она красивая, трудолюбивая, добрая, рукодельная.

У: Золушка пришла к нам не одна, а со своими друзьями.

Обитатель леса шустрый,
Оборвал листок капустный.
У него дрожат реснички:
- Нет ли где-нибудь лисички?

Д: Это зайчик.

(Дети печатают в тетрадях ЗАЙЧИК, и на магнитной доске.)

У: Какой звук слышим в начале слова?

Д: Звук (З).

У: Какой буквой обозначается этот звук?

Д: Буквой “З”.

У: Найдите зайчика среди наших игрушек.

Какой он?

(Дети рассматривают его).

Д: Он пушистый, длинноухий, красивый, добрый, трусливый, смешной, косой, мягкий, яркий.

У: В каких сказках вы читали про зайчика?

Д: В сказках “Колобок”, “Теремок”, “Зайкина избушка”…

У: Давайте для наших гостей покажем сказку “Зайкина избушка”. Вспомним эту сказку. (Дети рассказывают) какие животные участвуют в этой сказке?

Д: Лиса, заяц, медведь, волк, петух.

(Оговариваются интонации, с которой будут дети изображать своего героя: медведь- голос грубый; лиса- хитрая; заяц- трусливый; петух- голосистый)

Инсценировка сказки осуществляется с помощью кукол - кукольный театр. Дети участвуют по желанию.

У: Молодцы, ребята! Ваша сказка очень понравилась Золушке и зайчику. Смотрите, у зайчика в кармане какая-то записка. Она для вас. Это загадка. Прочитаем ее. (Читает хорошо читающий ребенок)

Рассыпалось к ночи зерно.

Глянули утром - нет ничего.

Д: Это звезды. (Дети печатают слово ЗВЕЗДА в тетради.)

У: А какие звезды?

Д: Они яркие, блестящие, маленькие, далекие, волшебные, …

У: У нас в комнате тоже есть звезды, только их надо поискать.

(Дети ищут, рассматривают после нахождения)

У: Произнесем слово звезды еще раз и послушаем первый звук.

Д: Зззвезззды. В начале слова звук (З) и в середине звук (З).

У: Посчитайте звезды.

Д: Один, два, три.

У: Сколько звезд вы нашли?

Д: Мы нашли три звезды.

У: Сравните их. Какая звезда лишняя.

Д: У двух звезд четыре – 4 луча, а у третьей - 5.

У: На сколько лучей больше у третьей звезды?

Д: На один луч больше.

У: На одной звездочке что-то написано. Давайте прочитаем.

(Загадку читает хорошо читающий ребенок)

Всю жизнь свою хожу в тельняшке,

Но без сапог и без фуражки.

Д: Это зебра. (Слово ЗЕБРА печатают в тетради)

У: Послушайте, какой звук слышим в начале слова?

Д: Зззебра. Звук (З).

У: Какой буквой обозначается звук (З).

Д: Буквой “З”.

У: Какая зебра?

Д: Зебра полосатая, быстрая, красивая …

У: А где можно увидеть зебру?

Д: Зебру мы можем увидеть в зоопарке (Печатают ЗООПАРК в тетради).

У: Произнесите еще раз слово “зоопарк”. Какой звук первый?

Д: Зззопарк. Звук (З), он обозначается буквой “З”.

У: Вот и мы отправляемся в зоопарк вместе с Кирюшкой.

Садитесь за столики и рассмотрите рисунки, составьте по ним рассказ, чтобы были слова с буквой “З”.

Работа в группах.

I группа – рассказ “Крестики-нолики” (про зебру).

II группа – рассказ “Обознались” (про моржа). См. Приложение

III группа – рассказ “Крокодил обиделся” (про зубы).

IV группа – рассказ “Собезьянничала” (про обезьяну).

Дети в своих группах рассматривают картинки, готовят рассказ и один учащийся рассказывает. Остальные дети слушают и называют слова, в которых услышали звук (З.)

У: Молодцы, ребята! Ваши рассказы очень интересные. В зоопарке очень много зверей. Сейчас мы проведем эстафету зверей.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА “ЭСТАФЕТА ЗВЕРЕЙ”

Учащиеся делятся на 4 равные команды. Играющие принимают названия зверей: “Медведь”, “Заяц”, “Лиса”, “Волк”, “Белка” и т. д.

Учитель громко вызывает любого зверя. Игроки выбегают вперед до указанного места. Кто первый прибежит, получает очко.

Подводится итог игры.

VII. Работа по “Букварю” (стр. 119-120)

У: Мы нашли много слов на букву “З”. Но в “Букваре” еще есть слова. Откройте учебники и прочитаем загадки.

(Дети открывают учебники на стр. 119-120. Читающие дети читают загадки, остальные отгадывают.)

У: Сколько загадок на стр. 119.

Д: три загадки.

У: Сколько загадок на стр. 120.

Д: Две загадки.

У: Где загадок больше.

Д: Больше на стр. 119, левой странице.

У: На сколько больше?

Д: На одну загадку больше.

У: Рассмотрите нарисованную землянику.

Сколько ягод на ветке слева?

Д: Слева одна ягода.

У: Сколько ягод справа?

Д: Справа две ягоды.

У: Сколько всего?

Д: Всего три ягоды.

У: А как получилось три?

Д: Две и еще одна, будет три ягоды.

VIII. ИТОГ ЗАНЯТИЯ.

С какой буквой мы познакомились?

С какими героями из сказок встречались?

Молодцы, ребята! Вы хорошо работали, узнали много нового.

Иллюстрации

Тема: « Звуковой и предметный образ буквы Ю.»

Цели: закрепить знания о букве Ю;

обогащать словарный запас;

развивать мышление, память, внимание;

способствовать развитию творческой активности, интонированию речи;

закреплять умение работать самостоятельно.

Оборудование: игрушка Кот, мешок, карточки – таблицы, буквы из разрезной

Азбуки, раздаточный материал – карточки.

1. Эмоциональный настрой.

Ок-ок-ок-ок – начинается урок.

Ми-ми-ми-ми – быстро руку подними.

Веть-веть-веть-веть – на вопрос ты мой ответь

Ить-ить-ить-ить – хорошо ли дружно жить?

2. Звуковой образ буквы.

Послушайте стихотворение и постарайтесь определить какой звук встречается чаще всего.

Юлька, Юленька, Юла,

Юлька юркая была.

Усидеть на месте Юлька

Не минутки не могла.

3. Фонетическая зарядка.

Как поет юла?

(Ю-ю-ю-ю-ю-ю-ю.)

4. Закрепление знаний о букве Ю (звуковой образ) .

Кто догадался какая старая знакомая пожалует к нам на урок?

(Это буква Ю.)

5. Предметный образ буквы Ю.

Вспомните стихотворение про букву.

(Чтобы О не укатилось

Крепко к столбику прибью.

Ой, смотри-ка,

Что случилось?

Получилась … буква Ю.)

А кто помнит как выглядит буква Ю?

Дети печатают букву на доске.

6. Чтение слов с доски.

На магнитной доске запись:

Ля кл. в ла.

Ра шл. пка да.


Н. ра сал. т зна.

Л. да бр. ки мечта.

Учитель ищет буквы на магнитиках и не находит.

Кто - то скребется в дверь и мяукает.

Кто это там за дверью?

Учитель вносит игрушку (кот) и знакомит ребят с котом Баюшей.

У него мешок. Учитель достает из мешка письмо и читает послание

от Бабы-Яги:

Буквы я взяла у вас,

Для себя, мне прозапас.

Если вам они нужны –

Вот задания мои.

Справитесь с заданиями – тогда верну буквы.

1- задание. Доскажи словечко.

На одной ноге кружится,

Беззаботна, весела.

В пестрой юбке танцовщица,

Музыкальная. . . юла.

Любят хрюшки букву Ю.

Без нее не скажешь. . . хрю.

На лесной поляне

Ясным днем в июне

Плакса возле няни

Распускает. . . нюни.

Есть ли друзья у буквы Ю в классе?

Юля читает стихотворение.

Юбку я для куклы сшила,

Кофту новую скрою.

Говорит мне кукла: «Мама».

Значит я для дочки шью.

2- задание.Подбор слов.

Вот мешок не простой. Собрать должны вы сюда слова с буквой Ю.

Если мешок наполнится, тогда может быть я верну вам буквы.

Кот Баюша «собирает» слова в мешок.

7. Физкультминутка «Догадайся».

К доске по одному выходят ученики и показывают движения.

Дети повторяют движения и заканчивают предложения.

Я – пою. Я – говорю.

Я – рисую. Я – думаю.

Я – сплю. Я – летаю.

Я – ловлю. Я – шью.

8. Чтение (интонирование) .

У вас в гостях мой кот Баюша. Но я, Баба-Яга, не всегда его так называю.

Сейчас вы прочтете, как я его называю. Обязательно подумайте, я

говорю ласково, а где сержусь на него.

Дети получают листочки с записью слов:

Кот Баюн, Коток Баюнок, Котище Баюнище, Коточек Баюночек,

Котик Баюнотик, Котофей Баюфей, Котяра Баюняра, Котенька Баюнотенька.

3 – задание. Интонированное чтение.

9. Определение места звука в словах.

4 – задание.

Кот хочет помочь ребятам. Он предлагает спеть любимую его песенку, чтобы ребята лучше услышали звук Ю.

Я пою ю-ю-ю

Песенку мою.

Я пою ю-ю-ю

Веселую, хорошую, любимую мою ю-ю-ю, ю-ю-ю.

Теперь я читаю слова, а вы если услышите звук в начале слова – хлопните в ладоши, в середине слова – руки домиком, а в конце слова – топните.

Юг, юла, Нюра, дюшес, ювелир, юнга, терплю, сплю, люди, Юра, салют, крюк, юноша, шью, тюльпан, люк.

10. Буквы возвращаются ребятам.

Используя эти буквы дети читают слова на магнитной доске.

11. Работа с учебником.

а) просмотр страницы учебника

б) упражнение «Зоркий охотник»: кто быстрее сосчитает слова с буквой Ю в 1 – тексте,

в) чтение текстов по выбору.

12. Лепка буквы Ю.

Вылепить букву Ю и придумать про нее рассказ.

Какая буква была сегодня главной?

Что вы про нее узнали?

Спасибо вам за проделанную работу. Я вам говорю: «Молодцы!» И вы повернитесь друг к другу и скажите тоже: «Молодец!»

Фавзана Аюпова

Формирование навыка чтения необходимо для дальнейшего успешного обучения в школе. Но не все дети быстро овладевают этим умением. Это отчасти происходит из – за того, что дети плохо запоминают зрительный образ буквы , путают похожие по написанию буквы , пишут их зеркально. Это приводит к низкой эффективности чтения и снижению уровня понимания прочитанного. Для того, чтобы ребёнок прочно усвоил буквы , можно провести с детьми следующие игры и упражнения .

1. Называние буквы . Дети знакомятся с тем, что звук можно обозначать графически, т. е. буквой . Буквы называем кратко , без призвуков «ы» , «э» , демонстрируем черно – белый печатный вариант.

Дети находят названные буквы на гранях кубиков

2. Просим назвать, на что похожа буква . Дети сравнивают букву с реальными предметами, фигурками, цифрами, животными, людьми. Благодаря образу дети легче запоминают особенности буквы . Можно предложить стихотворный текст для описания графического образа буквы :

Ж – Жук летает над лужком

Он устал ходить пешком.

З – буква «З» - замок висячий,

Ищем ключик ей в придачу.

Буквы "Г" я не боюсь,

Буква "Г" не злой,а добрый гусь!


3. После анализа буквы (из каких элементов состоит буква , как расположены эти элементы в пространстве, можно из счётных палочек, верёвок, спичек выложить эту букву . Ощупывая объёмную букву (из пенопласта, узнавать её закрытыми глазами.

4. Для развития тактильного восприятия, обвести контур буквы , изготовленной из бархатной бумаги.


5. Для закрепления образа буквы можно использовать следующие приёмы : обведение трафарета буквы ;


вырезание буквы ножницами ;

лепка из пластилина,

выкладывание из семян.

Для автоматизации звукобуквенных связей можно предложить дидактические игры :

Пантомима «Живая буква » (дети изображают букву всем телом ) ;


- Изобрази букву пальцами ;


Определение буквы , написанной на спине, ладони : «Какую букву я написала ;


Узнавание букв , написанных разными шрифтами;

Нахождение буквы в различных сюжетных изображениях .


Данная работа в "Мастерской букв " дает свои положительные результаты : дети хорошо запоминают буквы и не путают их .

Литература

Т. Е. Ковригина, Р. Е. Шеремет, Занимательное обучение чтению, Волгоград, 2007