Рассказ о пашке из сказки растрепанный воробей. Маленький воробей и большие чувства

Один раз мы с Мишкой вошли в зал, где у нас бывают уроки пения. Борис Сергеевич сидел за своим роялем и что-то играл потихоньку. Мы с Мишкой сели на под

оконник и не стали ему мешать, да он нас и не заметил вовсе, а продолжал себе играть, и из-под пальцев у него очень быстро выскакивали разные звуки. Они разбрызгивались, и получалось что-то очень приветливое и радостное. Мне очень понравилось, и я бы мог долго так сидеть и слушать, но Борис Сергеевич скоро перестал играть. Он закрыл крышку рояля, и увидел нас, и весело сказал: - О! Какие люди! Сидят, как два воробья на веточке! Ну, так что скажете? Я спросил: - Это вы что играли, Борис Сергеевич? Он ответил: - Это Шопен. Я его очень люблю. Я сказал: - Конечно, раз вы учитель пения, вот вы и любите разные песенки. Он сказал: - Это не песенка. Хотя я и песенки люблю, но это не песенка. То, что я играл, называется гораздо большим словом, чем просто "песенка". Я сказал: - Каким же? Словом-то? Он серьезно и ясно ответил: - Му-зы-ка. Шопен - великий композ Он сочинил чудесную музыку. А я люблю музыку больше всего на свете. Тут он посмотрел на меня внимательно и сказал: - Ну, а ты что любишь? Больше всего на свете? Я ответил: - Я много чего люблю. И я рассказал ему, что я люблю. И про собаку, и про строганье, и про слоненка, и про красных кавалеристов, и про маленькую лань на розовых копытцах, и про древних воинов, и про прохладные звезды, и про лошадиные лица, все, все... Он выслушал меня внимательно, у него было задумчивое лицо, когда он слушал, а потом он сказал: - Ишь! А я и не знал. Честно говоря, ты ведь еще маленький, ты не обижайся, а смотри-ка - любишь как много! Тут в разговор вмешался Мишка. Он надулся и сказал: - А я еще больше Дениски люблю разных разностей! Подумаешь! Борис Сергеевич рассмеялся: - Очень интересно! Ну-ка, поведай тайну своей души. Теперь твоя очередь, принимай эстафету! Итак, начинай! Что же ты любишь? Мишка поерзал на подоконнике, потом откашлялся и сказал: - Я люблю булки, плюшки, батоны и кекс! Я люблю хлеб, и торт, и пирожные, и пряники, хоть тульские, хоть медовые, хоть глазурованные. Сушки люблю тоже, и баранки, бублики, пирожки с мясом, повидлом, капустой и с рисом. Я горячо люблю пельмени, и особенно ватрушки, если они свежие, но черствые тоже ничего. Можно овсяное печенье и ванильные сухари. А еще я люблю кильки, сайру, судака в маринаде, бычки в томате, частик в собственном соку,икру баклажанную, кабачки ломтиками и жареную картошку. Вареную колбасу люблю прямо безумно, если докторская, - на спор, что съем целое кило! И столовую люблю, и чайную, и зельц, и копченую, и полукопченую, и сырокопченую! Эту вообще я люблю больше всех. Очень люблю макароны с маслом, вермишель с маслом, рожки с маслом, сыр с дырочками и без дырочек, с красной коркой или с белой - все равно. Люблю вареники с творогом, творог соленый, сладкий, кислый; люблю яблоки, тертые с сахаром, а то яблоки одни самостоятельно, а если яблоки очищенные, то люблю сначала съесть яблочко, а уж потом, на закуску - кожуру! Люблю печенку, котлеты, селедку, фасолевый суп, зеленый горошек, вареное мясо, ириски, сахар, чай, джем, боржом, газировку с сиропом, яйца всмятку, вкрутую, в мешочке, могу и сырые. Бутерброды люблю прямо с чем попало, особенно если толсто намазать картофельным пюре или пшенной кашей. Так... Ну, про халву говорить не буду - какой дурак не любит халвы? А еще я люблю утятину, гусятину и индятину. Ах, да! Я всей душой люблю мороженое.За семь,за девять. За тринадцать, за пятнадцать, за девятнадцать. За двадцать две и за двадцать восемь. Мишка обвел глазами потолок и перевел дыхание. Видно, он уже здорово устал. Но Борис Сергеевич пристально смотрел на него, и Мишка поехал дальше. Он бормотал: - Крыжовник, морковку, кету, горбушу, репу, борщ, пельмени, хотя пельмени я уже говорил, бульон, бананы, хурму, компот, сосиски, колбасу, хотя колбасу тоже говорил... Мишка выдохся и замолчал. По его глазам было видно, что он ждет, когда Борис Сергеевич его похвалит. Но тот смотрел на Мишку немного недовольно и даже как будто строго. Он тоже словно ждал чего-то от Мишки: что, мол, Мишка еще скажет. Но Мишка молчал. У них получилось, что они оба друг от друга чего-то ждали и молчали. Первый не выдержал Борис Сергеевич. - Что ж, Миша, - сказал он, - ты многое любишь, спору нет, но все, что ты любишь,оно какое-то одинаковое,чересчур съедобное,что ли. Получается, что ты любишь целый продуктовый магазин. И только... А люди? Кого ты любишь? Или из животных? Тут Мишка весь встрепенулся и покраснел. - Ой, - сказал он смущенно, - чуть не забыл! Еще - котят! И бабушку! 1 задание. Что больше всего на свете Любит Дениска 1. Мир животных. 2. Маму и папу. 3. Людей,животных, книги и ещё много всего- целый мир. 2 задание. Как ты понимаешь слова автора Мишка поехал дальше? 1. Стал дальше перечислять,что он олюбит. 2 Продолжил свой путь. 3. Поехал до следующей остановки. 3 задание. Понравилось ли Дениске игра Бориса Сергеевича? Выпиши слова, которые помогли тебе ответить.

Рассказ «Растрепанный воробей» написал К. Г. Паустовский. Это история о дружбе маленькой девочки Маши и воробья Пашки. В данном рассказе есть и другие персонажи. Это ворона, которая воровала вещи у Машиной мамы, а также сама мама – Петровна. В рассказе события разворачиваются вокруг украденного вороной стеклянного букетика, подаренного Машинным папой.

Описание воробья

Воробей Пашка является главным действующим лицом в этом рассказе. Именно через его образ писатель выражает мысль о том, что необязательно быть большим и сильным, чтобы победить врага. Главное, что умение объединяться. Не нужно бояться, а надо стараться помочь близким, преодолевая свой страх. Поскольку именно воробей Пашка является главным персонажем, его образ следует разобрать более подробно:

  • воробей хитер. Ведь он притворился мертвым, когда ворона застала его в своем жилище. Воробей даже не выдал себя, когда ворона постукивала ему по голове клювом, проверяя его состояние;
  • когда Пашка лежал на снегу, и ему было очень больно, он описан совершенно беспомощным. Ему не на кого было рассчитывать;
  • воробей обладает чувством благодарности. Маша спасла его, и он принес ей гусеницу, в надежде на то, что Маша ее съест. Так он отблагодарил человека за свое спасение;
  • Пашка сумел отомстить вороне. Он ловко забирался к ней в жилище и воровал разные предметы. Их ворона очень берегла. Они была жадная и больше боялась, что их кто-нибудь украдет;
  • воробей описан смелым и находчивым. Он сумел созвать всех воробьев округи и организовать нападение на ворону. Пашке нужно было вернуть Маше стеклянный букетик, который был дорог ей. И он сумел это сделать.

Таким образом, воробей описан хитрым, беспомощным, мстительным и храбрым, а также благодарным.

Как меняется образ Пашки

Сначала, воробей показан в условиях обычной жизни. Будучи голодным, он попытался обокрасть ворону, но у него ничего не получилось. Затем, после спасения Машей, он начал испытывать к ней чувство благодарности. В результате, воробей Пашка решился на отважный поступок. Он помог Маше вернуть букетик, отняв его у вороны.

? С. 157 Что ты можешь сказать о Маше: она любознательная? добрая? впечатлительная? Что известно о её семье: о маме, папе и няне Петровне?

Маша любознательная . Это видно из того, какие вопросы её волнуют: «И было непонятно, как с такого чёрного неба может слетать такой белый снег. И ещё было непонятно, почему среди зимы и морозов распустились у мамы на столе в корзине красные большие цветы. Но непонятнее всего была седая ворона…». Именно из-за Машиной любознательности случилось так, что ворона унесла мамин букетик: «Маше было любопытно посмотреть, как ворона протискивается в форточку. Она этого ни разу не видела. Маша влезла на стул, открыла форточку и спряталась за шкафом…».

Маша добрая девочка – она заботится о раненом воробье: «Маша принесла Пашку домой, пригладила ему перья щёткой, накормила и выпустила». Очень переживает, что по её вине расстроилась мама: «А мама, когда возвратилась из театра, так долго плакала, что вместе с ней заплакала и Маша».

Впечатлительность Маши ярче всего проявляется во время спектакля, в том, как она воспринимает то, что происходит на сцене: «– Золушка! – тихо вскрикнула Маша и уже не могла оторваться от сцены». Это проявляется и в том, как Маша воспринимает музыку: «Было очень хорошо, что музыка всё время только то и делала, что печалилась и радовалась за маму, как будто все эти скрипки, гобои, флейты и тромбоны были живыми добрыми существами».

Чтобы ответить на вопрос о Машиной семье, нам придётся ещё раз внимательно просмотреть текст. Машин отец был моряком, потом он «ушёл на войну, потопил несколько фашистских кораблей, два раза тонул, был ранен, но остался жив. А теперь он опять далеко, в стране со странным названием «Камчатка», и вернется не скоро, только весной».

Машина мама – балерина: «…она танцевала в театре, но никогда не брала с собой туда Машу»; «Все последние дни мама волновалась. Она готовилась впервые танцевать Золушку и обещала взять на первый же спектакль Петровну и Машу».

Нянюшка Петровна находится постоянно рядом с Машей. Из текста понятно, что Петровна уже пожилой человек, что она добрая и немного строгая.

Как у Маши складываются отношения с птицами: с вороной и с воробьём Пашкой?

Надо отметить, что ворона вызывает у Маши большой интерес. Она кажется девочке непонятной, загадочной. Маша вместе с Петровной часто видит мокрые следы на столе, оставленные вороной, когда никого нет в комнате. Сначала Маша наблюдает за вороной из окна («…непонятнее всего была седая ворона. Она сидела на ветке за окном и смотрела, не моргая, на Машу»). Затем Маша открывает форточку и прячется за шкаф, чтобы «посмотреть, как ворона протискивается в форточку». Этот эксперимент заканчивается большой неприятностью: похищен мамин стеклянный букетик, подарок отца.

Что же касается отношений Маши с воробьём Пашкой, то они дружеские. Пашка благодарен Маше за то, что она его кормит. Воробей постоянно пытается выразить девочке свою признательность: то гусеницу принесёт в подарок, то вещи, украденные вороной, старается вернуть. Не случайно именно Пашка возвращает стеклянный букетик Машиной маме.

Расскажи всё, что ты знаешь про Пашку.

Следующее задание («Расскажи всё, что ты знаешь про Пашку») направлено на выявление одной из линий повествования. Можно ещё раз обратить внимание на название рассказа и отметить, что эта линия является одной из главных, по мнению самого автора.

Пашка ловкий, умный, смелый (пусть найдите подтверждение каждого из этих качеств). Коротко расскажите, что случилось с Пашкой и как он оказался у Маши дома.

А теперь расскажи о случае с букетиком от лица Пашки. Получилось? Тогда попробуй посмотреть на этот же случай глазами Петровны!

Задание рассказать о случае с букетиком от лица разных героев рассказа (воробья Пашки и няни Петровны) развивает умение смотреть на мир глазами другого человека или животного. Чтобы выполнить это задание, мы должны хорошо представлять характеры тех героев, от лица которых мы будем говорить. Нужно ещё раз обратить внимание на то, что воробей Пашка шустрый, ловкий, умный, смелый, что он обожает Машу.

Важно, помнить, что нянюшка Петровна добрая, но строгая, немного ворчливая. Вспомните, что Петровна говорила о проделках вороны; как она относилась к воробью Пашке.

? - Жизнь меняется с течение времени, — сказала Анишит Йокоповна. — Эти изменения называются ИСТОРИЕЙ.

О каком важном историческом событии упоминается в рассказе?

Исторические события, которые упоминаются в рассказе: это исчезновение извозчиков и появление автомобилей в городах и Великая Отечественная война.

Как исторические события сказались на жизни воробьёв?

Мы должны найти размышления Пашкиного деда, старого воробья Чичкина, о происшедших вокруг переменах; ещё раз отыскать строчки, где рассказывается, как Машин папа уходил на войну и был там ранен.

  • Что произошло в театре? Попробуй пересказать эпизод о появлении воробья с хрустальным букетиком. Запиши план. Определи, это будет пересказ подробный, выборочный или краткий.

Когда кончился спектакль, в котором Машина мама танцевала Золушку, и музыка весело запела о счастье, в это самое время в зрительный зал ворвался, маленький, растрёпанный после жестокой драки, воробей. Он закружился над сценой, и все заметили, что в клюве у него блестит хрустальная веточка. Зал стих. Воробей подлетел к Золушке. Она протянула к нему руки, и воробей на лету бросил ей на ладони маленький хрустальный букет. Золушка приколола его к своему платью. Зал рукоплескал. Воробей сел на люстру и начал чистить перья. Золушка кланялась и смеялась.

Пересказ отрывка будет подробным.

План:

1. Окончание спектакля.
2. Появление растрёпанного воробья.
3. Хрустальная веточка.
4. Золушка счастлива.

– Мог ли ты ожидать от воробья таких действий?
Пашка ведёт себя как неравнодушный человек .
– Как по-новому раскрылся перед тобой характер Пашки?
Пашка – рассудительный, внимательный, наблюдательный, смелый .
– Почему после спектакля «у счастливой Золушки на глазах были слёзы»?
Потому что она не смогла выполнить просьбу Машиного папы и приколоть стеклянный букетик к платью, когда она впервые исполняла роль Золушки.
Что сделали Пашка и вся воробьиная семья для Маши и Машиной мамы?
– Они не только вернули букетик, отобранный у вороны, но и помогли машиной маме выполнить её обещание: приколоть букетик к платью во время первого исполнения роли Золушки и вспомнить в этот момент о Машином папе, а Маше они помогли вернуть спокойствие, помогли «искупить вину» за открытую форточку и излишнее любопытство
.
– Можно ли произошедшее назвать чудом?

  • В рассказе "Растрёпанный воробей" животные изображены как люди. Ворона наделена скупым, сварливым характером.
    Проследи, как описывается воробей Пашка.

"маленький растрёпанный воробей по имени Пашка", "прилетал к Маше, поклевывал крошки и соображал, чем бы Машу отблагодарить", "начал ловко утаскивать из ларька ворованные вещи и приносить их обратно к Маше", "как маленький пушистый снаряд", "нахохлился и задумался", "почистил клюв, смахнул лапой слезинку, чирикнул и скрылся", "собрал всех воробьёв, какие жили поблизости, и воробьи всей стаей напали на вороний ларёк", "было сразу видно, что он выскочил из жестокой драки", "воробей на лету бросил ей на ладони маленький хрустальный букет".

Пашка – рассудительный, внимательный, наблюдательный, ловкий, умный, смелый.

  • Найди в тексте слова (олицетворения), в которых предметы одушевляются. Например: не спали только Маша, отопление и зима.

Торопливый звон посыпался по комнате, закатился под книжный шкаф и затих.

Константин Паустовский “Растрепанный воробей” – эту сказку читают многие дети по школьной программе. В данной статье мы разберем краткое содержание произведения, кто его главные герои и какова главная мысль. Статья может быть полезна для заполнения читательского дневника или для принятия решения о выборе книги с рассказами и сказками этого выдающегося автора.

Здравствуйте уважаемые читатели, описывая книги , я поняла, что данное произведение нужно вынести в отдельную статью. Иначе 5 книг, с которыми очень хотелось познакомить родителей, не смогли бы быть охвачены достойным вниманием. Перейдя по ссылке выше, вы сможете увидеть их список.

Паустовский Растрепанный воробей – краткое содержание, пересказ

В послевоенной Москве, жила девочка Маша со своей мамой и нянюшкой. Ее папа был моряком и участвуя в войне был ранен, чуть не утонул, но выжил. В то время нужно было восстанавливать Родину и отец Маши работал на Камчатке, дома его видели редко. Мама девочки была балериной в Большом театре. Кстати, название театра ни разу не упоминается, но описываются чугунные лошади с управляющим их человеком. Что дает нам понять куда именно каждый вечер уходила на репетиции мама.

Девочка проводила вечера с нянюшкой, и пока та отдыхала, Маша любила смотреть в окно. История произошла зимой, Константин Паустовский тонко касается жизни птиц в это время года. Рассказывая о том, что во времена, когда люди всё больше передвигались на повозках, птицам зимой доставались зерна из лошадиного корма. Теперь же, когда народ передвигается на автомобилях, пичужкам приходится трудно. Неподалеку от здания, в котором проживала девочка, стоял ларек. Летом в нем продавали мороженное, на зиму забивали досками. Вот в нем и поселилась ворона, которая каждый вечер протискивалась в открытую форточку квартиры и воровала кусочки еды.

В том же районе обитал воробей Пашка. Как-то раз он решился залезть в ларек, чтобы полакомиться запасами вороватой вороны. Но не успел он влететь, как та клюнула его по голове и выкинула на улицу. Маленькую пичужку подобрал милиционер, посадил в варежку, а потом предложил воробушка Маше. Девочка с удовольствием согласилась, отнесла птичку домой, накормила, отогрела. Теперь воробей мог влетать в открытую форточку когда хотел. Он был очень благодарен девочке и старался, как мог, отблагодарить ее, принося “сувениры”.

Одним вечером мама Маши достала очень хрупкую брошь в виде букета. Она попросила девочку не трогать ее, объяснив, что это подарок ее отца и она будет очень расстроена если с брошью что-либо случится. Когда мама ушла на очередную репетицию, а нянюшка всё еще дремала, девочка решила посмотреть как ворона таскает вещи. Она приоткрыла форточку, спряталась за шифоньер и стала ждать. Воровка вскоре появилась, но какого же было изумление, когда Маша увидела, что именно она забрала. Мамину брошь!

Мама так сильно плакала, что даже девочка разрыдалась вместе с ней. Оказалось, что папа Маши подарив эту брошь, попросил приколоть ее и подумать о нем, когда жена выступит в Большом театре в роли Золушки. И вот день настал. Девочка с нянюшкой пришли в театр, где выступала мама, играл оркестр и Маше с трудом верилось, что эта хрупкая красавица ее мама. В конце представления в зал влетел воробей, он сделал несколько кругов и выронил из клюва пропавшую брошь прямо в руки Золушки.

Оказалось, Пашка нашел как отблагодарить Машу. Он подслушал, что ворона утащила нечто ценное. Пролетел за Машиной мамой, чтобы узнать где та работает. А затем собрал стаю воробьев и они напали на ларек. Так маленький воробушек сотворил поступок подобный сказке.

– Когда ты прикалывала букет, ты вспомнила о папе?

– Да, – ответила помолчав, мама.

– А почему ты плачешь?

– Потому что радуюсь, что такие люди как твой папа, бывают на свете.

– Вот и не правда! – пробормотала Маша. – От радости смеются.

– От маленькой радости смеются, – ответила мама, – а от большой плачут.

Растрепанный воробей – главные герои

Вот такая прекрасная сказка, со счастливым концом, написана Константином Паустовским. Давайте посмотрим кто же ее главные герои:

  • Девочка Маша;
  • ворона;
  • воробей Пашка.

Самым главным героем, Паустовский Растрепанный воробей, сделал Машу. Какая она? Добрая – она заботится о слабом, раненном воробушке.

Маша принесла Пашку домой, пригладила ему перья щеткой, накормила и выпустила.

Она любит маму и переживает потерю папиного подарка вместе с ней.

А мама, когда возвратилась из театра, так долго плакала, что вместе с ней заплакала и Маша.

Еще девочка любознательная.

И было непонятно, как с такого черного неба может слетать такой белый снег. И еще было непонятно, почему среди зимы и морозов распустились у мамы на столе в корзине красные большие цветы.

Именно из-за этого ее качества и произошла неприятность.

Маше было любопытно посмотреть, как ворона протискивается в форточку. Она этого ни разу не видела.

Что можно сказать о вороне? Она вызывает большой интерес у девочки, которая вместе с нянюшкой, часто видит мокрые следы на столе, оставленные вороной, когда никого нет в комнате.

Непонятнее всего была седая ворона. Она сидела на ветке за окном и смотрела, не моргая, на Машу.

Ворона таскает со стола объедки еды, что неудивительно зимой. Но она не всё съедает, многое заталкивает в расщелины ларька. Также она умна и не любит вторжения на свою территорию.

Но ворона была ученая, знала воробьиные хитрости и из ларька не вылезала.

А что нам известно о третьем главном герое – воробье Пашке? Он ловкий смелый и полон благодарности к девочке. Отношения Маши с воробьем дружеские. Пашка благодарен Маше за то, что она его кормит. Он постоянно пытается выразить девочке свою признательность: то гусеницу принесет в подарок, то вещи, украденные вороной, старается вернуть. И самое главное – именно Пашка возвращает стеклянный букетик Машиной маме.

Паустовский Растрепанный воробей – второстепенные герои

  • Мама девочки;
  • няня Петровна;
  • отец Маши;
  • милиционер.

Мама Маши балерина, которая практически все вечера находится на репетициях. Она готовится к выступлению в роли Золушки. Нам известно, что женщина очень любит мужа и скучает по нему. Бережно хранит подаренную им брошь и хочет ее надеть в день выступления, чтобы хоть частично почувствовать его присутствие.

Няня Петровна – это пожилая женщина, которая постоянно находится с Машей. Она добрая и немного строгая. Вечером она отдыхает на диване, а перед сном открывает форточку, чтобы проветрить помещение.

Отец Маши – это косвенный персонаж, о котором мы знаем из мыслей мамы и воспоминаний самой девочки.

Ушел на войну, потопил несколько фашистских кораблей, два раза тонул, был ранен, но остался жив. А теперь он опять далеко, в стране со странным названием Камчатка, и вернется нескоро, только весной.

Милиционер – мужчина с добрым сердцем, который не только подобрал раненого Пашку, но согрев его в своей рукавице, предложил Маше взять его домой. Мы знаем, что он курил табак, крошки которого Пашка обнаружил в его кармане. А также, что милиционер исправно выполнял свои обязанности.

Милиционер начал отдирать доски, чтобы открыть заколоченную дверь в ларек и прекратить драку.

Паустовский Растрепанный воробей – главная мысль

Сказка Растрепанный воробей пронизана волшебством. Паустовский хотел донести мысль, что в обычной жизни тоже есть место волшебству. А как иначе объяснить то, что птица поняла переживания девочки и помогла ей в трудную минуту? Главным чудом в произведении является любовь, которая связывает его героев – их желание помочь друг другу, поддерживать в трудный момент жизни.

Стеклянный букетик не потерялся и не разбился потому, что Машин отец подарил его Машиной маме в знак большой любви для того, чтобы хотя бы букетик, если не он сам, смог присутствовать на таком важном событии, как исполнение мамой партии Золушки в балете. Сказка наполнена любовью, которую испытывают друг к другу все действующие лица. И все же присутствует немного печали от расставания мамы с любимым мужем, Маши с отцом и постоянно отсутствующей мамой. Но это жизнь и в ней есть место верным друзьям как Пашка, любви к ближним независимо от того далеко они или близко.

Уважаемые читатели, я надеюсь вы нашли полезным мой полный разбор произведения. Если вы помогаете ребенку с домашним занятием, то обсудите все описанные мною моменты и уверена, что ваш школьник не только получит заслуженную 5-ку, но также глубже поймет произведение, которое написал Константин Паустовский Растрепанный воробей.