Результат игровой технологии в доу. Современные игровые технологии обучения в доу

Игровые технологии в ДОУ

Применение игровых технологий в ДОУ

«Игра порождает радость,

свободу, довольство, покой в себе

и около себя, мир с миром»

Фридрих Фребель

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Не удивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей: педагогов, психологов, философов, социологов, искусствоведов, биологов.

В исследованиях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина игра определяется как ведущий вид деятельности, который возникает не путём спонтанного созревания, а формируется под влиянием социальных условий жизни и воспитания. В игре создаются благоприятные условия для формирования способностей производить действия в умственном плане, осуществляет психологические замены реальных объектов.

Игра - ведущий вид деятельности ребенка. В игре он развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. Игра является полигоном для социальных проб детей, т. е. тех испытаний, которые выбирается детьми для самопроверки и в процессе которых ими осваиваются способы решения возникающих в процессе игры проблем межличностных отношений. В игре создается базис для новой ведущей деятельности – учебной. Поэтому важнейшей задачей педагогической практики является оптимизация и организация в ДОУ специального пространства для активизации, расширения и обогащения игровой деятельности дошкольника.

Игре присущи черты:

Всё, что относится к игре, находится в едином игровом пространстве, служит средством передачи социального опыта и побуждает ребёнка к активной творческой деятельности.

Взрослые являются участниками игры, права которых определены правилами игры, регулирующими их отношения.

Функции игры:

1. Развлекательная (развлечь, доставить удовольствие, пробудить интерес у ребенка)

2. Коммуникативная

3. Диагностическая (выявление отношений от нормального поведения, самопознание в процессе игры)

4. Коррекционная (внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей)

5. Социализация (включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития)

Единственный язык, который легко даётся детям – это язык ИГРЫ. Именно игра позволяет скорректировать возникающие возрастные проблемы и сложности в отношениях. Без игры жизнь ребёнка невозможна!

Детские игры – явление неоднородное. Даже глаз непрофессионала заметит, насколько разнообразны игры по своему содержанию, степени самостоятельности детей, формам организации, игровому материалу.

В силу многообразия детских игр оказывается сложным определить исходные основания для их классификации.

Так Ф. Фребель в основу своей классификации положил принцип дифференцированного влияния игр на развитие ума (умственные игры, внешних органов чувств (сенсорные игры, движений (моторные игры) .

Характеристика видов игр немецкого психолога К. Гроса:

1 группа по педагогическому значению: игры подвижные, умственные, сенсорные, развивающие волю.

2 группа совершенствование инстинктов: семейные игры, игры в охоту, ухаживание.

В отечественной дошкольной педагогике сложилась классификация детских игр, базирующаяся на степени самостоятельности и творчества детей в игре.

П. Ф. Лесгафт разделил детские игры на две группы:

1. Имитационные (подражательные)

2. Подвижные (игры с правилами)

В работах Н. К. Крупской детские игры делятся на две группы:

I. Творческие игры:

1. режиссерские,

2. сюжетно-ролевые,

3. театрализованные,

4. игры со строительным материалом

II. Игры с правилами:

1. Подвижные игры:

По степени подвижности (малой, средней, большой подвижности)

По преобладающим движениям (игры с прыжками, с перебежками и др.)

По предметам (с мячом, лентами, обручами, флажками, кубиками и др.)

2. Дидактические игры:

По дидактическому материалу (игры с предметами и игрушками, настольно-печатные, словесные)

В последние годы проблема классификации детских игр вновь стала актуальна. Новая классификация детских игр, разработанная С. Л. Новосёловой, представлена в программе «Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника». В основе классификации лежит представление о том, по чей инициативе возникают игры (ребенка или взрослого). В своей практической игровой деятельности с воспитанниками мы применяем классификацию С. Л. Новоселовой.

Выделяют три класса игр:

1. Игры, возникающие по инициативе ребенка (детей, - самостоятельные игры:

Игра-экспериментирование:

Структура занятия-экспериментирования

А) Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.

Б) Тренинг внимания, памяти, логики мышления

В) Уточнение правил безопасности жизнедеятельности.

Г) Уточнение плана исследования

Д) Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.

Е) Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, капитанов (лидеров группы, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.

Ж) Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментов.

Этапы экспериментально-исследовательской работы:

1. Определение и постановка проблемы.

2. Поиск и предложение возможных вариантов решения.

3. Непосредственное проведение эксперимента.

4. Обобщение полученных данных.

Самостоятельные сюжетные игры:

Сюжетно – отобразительные

Сюжетно-ролевые

Режиссерские

Театрализованные

2. Игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательной и воспитательной целями:

Игры обучающие:

Дидактические

Сюжетно-дидактические

Подвижные

Досуговые игры:

Игры-забавы

Игры-развлечения

Интеллектуальные

Празднично-карнавальные

Театрально-постановочные

3. Игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные, которые могут возникнуть по инициативе как взрослого, таки более старших детей:

Традиционные или народные

Классификация игр детей дошкольного возраста

Классы игр Виды игр Подвиды игр

Игры, возникающие по инициативе ребенка

Игры-экспериментирования

1. Игры с природными объектами.

2. Игры со специальными игрушками для исследования.

3. Игры с животными

Сюжетные самодеятельные

1. Сюжетно-отобразительные.

2. Сюжетно-ролевые.

3. Режиссерские.

4. Театрализованные

Игры по инициативе взрослого

Обучающие

1. Сюжетно-дидактические.

2. Подвижные.

3. Музыкально-дидактические.

4. Учебные

Досуговые

1. Интеллектуальные.

2. Игры-забавы, развлечения.

3. Театрализованные.

4. Празднично-карнавальные.

5. Компьютерные

Игры народные

Обрядовые

1. Семейные.

2. Сезонные.

3. Культовые

Тренинговые

1. Интеллектуальные.

2. Сенсомоторные.

3. Адаптивные

Досуговые

1. Игрища.

2. Тихие игры.

3. Игры-забавы

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов - от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные импульсивные действия. В условиях игры дети лучше сосредоточиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого.

Главной и ведущей деятельностью дошкольного возраста являются творческие игры.

Сюжетно-ролевая игра – одна из творческих игр. В сюжетно-ролевой игре дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними. В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка.

Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре – одна из ее характерных черт. Дети сами определяют тему игры, определяют линии ее развития, решают как станут раскрывать роли, где развернут игру. Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнёров, сами устанавливают игровые правила, следят за выполнением, регулируют взаимоотношения. Но самое главное в игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает.

Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является - сюжет, который представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих. При этом его игровые действия (готовит обед, крутит руль машины и др.) – одно из основных средств реализации сюжета.

Сюжеты игр разнообразны. Условно их делят на:

1. Бытовые (игры в семью, детский сад)

2. Производственные, отражающие профессиональный труд людей (больница, магазин, парикмахерская)

3. Общественные (День рождения, библиотека, школа, полет на Луну)

Режиссерская игра является разновидностью творческих игр. Она близка к сюжетно-ролевой, но отличается от нее тем, что действующими лицами в ней выступают не другие люди (взрослые или сверстники, а игрушки, изображающие различных персонажей. Ребенок сам дает роли этим игрушкам, как бы одушевляя их, сам говорит за них разными голосами и сам действует за них. Куклы, игрушечные мишки, зайчики или солдатики становятся действующими лицами игры ребенка, а он сам выступает как режиссер, управляющий и руководящий действиями своих «актеров», поэтому такая игра и получила название режиссерской.

Само название режиссерской игры указывает на ее сходство с деятельностью режиссера спектакля, фильма. Ребенок сам создает сюжет игры, ее сценарий. В режиссерской игре речь – главный компонент. В ролевых режиссерских играх ребенок использует речевые выразительные средства для создания образа каждого персонажа: меняются интонация, громкость, темп, ритм высказывания, логические ударения, эмоциональная окрашенность, звукоподражания.

В жизни ребенка режиссерская игра возникает раньше, чем сюжетно-ролевая. Особенностью режиссерской игры является то, что партнёры (игрушки заместители) – неодушевленные предметы и не имеют своих желаний, интересов, претензий. Ребенок учится распоряжаться своими силами. Важнейшее условий для развития режиссерских игр – создание детям индивидуального пространства, обеспечение места и времени для игры. Обычно ребенок ищет для игры уголок, защищенный от взоров наблюдателей (детей и взрослых). Дома дети любят играть под столом, в спальне, поставить вокруг стулья, кресла.

Подбор игрового материала для режиссерских игр – необходимое условие для их развития. Новую по содержанию игрушку педагог сначала обыгрывает сам, чтобы показать возможность ее включения в знакомый сюжет.

В театрализованных играх (играх-драматизациях) актерами являются сами дети, которые берут на себя роли литературных или сказочных персонажей. Сценарий и сюжет такой игры дети не придумывают сами, а заимствуют из сказок, рассказов, фильмов или спектаклей. Задача такой игры состоит в том, чтобы, не отступая от известного сюжета, как можно точнее воспроизвести роль взятого на себя персонажа. Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, изменение детской фантазией – сюжетом игры.

Особенность театрализованных игр в том, что они имеют готовый сюжет, а значит деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения. Театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей. Творческое обыгрывание ролей в театрализованной игре значительно отличается от творчества в сюжетно-ролевой игре. В сюжетно-ролевой игре ребенок свободен в передаче изображения ролевого поведения. В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Чтобы его осуществить ребенок должен понять каков персонаж, почему так поступает, представить его состояние, чувства. Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной и интонационной речью) .

Есть много разновидностей театрализованных игр, отличающихся художественным оформлением, спецификой детской театрализованной деятельности:

1. Спектакль – дети как актеры выполняют каждый свою роль.

2. Настольный театр с объемными или плоскостными фигурками.

3. Фланелеграф (показ сказок, рассказов на экране)

4. Теневой театр

5. Театр петрушки

6. Театр – бибабо (на ширме)

7. Театр марионеток (водят по сцене, дергая сверху за нитки, закрепленные на планках)

8. Игрушки – самоделки (из бросового материала, вязаные, сшитые и др.)

Основная цель педагогического руководства – будить воображение ребенка, создавать условия для того, чтобы как можно больше изобретательности, творчества проявили сами дети.

Помимо творческих игр существуют и другие виды игр, среди которых обычно игры с правилами (подвижные и настольные) .

Игры с правилами не предполагают какой-то определенной роли. Действия ребенка и его отношения с другими участниками игры регламентируются здесь правилами, которые должны выполняться всеми. Типичными примерами подвижных игр с правилами служат хорошо всем известные пряталки, салочки, классики, скакалки и пр. Настольно-печатные игры, которые сейчас получили широкое распространение, также являются играми с правилами. Все эти игры обычно носят соревновательный характер: в отличие от игр с ролью в них есть выигравшие и проигравшие. Главная задача таких игр - неукоснительно соблюдать правила, поэтому они требуют высокой степени произвольного поведения и, в свою очередь, формируют его. Такие игры характерны в основном для старших дошкольников.

Особо следует упомянуть дидактические игры, которые создаются и организуются взрослыми и направлены на формирование определенных качеств ребенка. Эти игры широко используются в детских садах как средство обучения и воспитания дошкольников.

Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая заложена в ней, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Однако, если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата.

Дидактические игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. В качестве дидактического материала используются:

Игрушки,

Реальные предметы (предметы обихода, орудия труда, произведения декоративно-прикладного искусства и др.,

Объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена)

Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи:

Расширять и уточнять знания детей

Развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация)

Совершенствовать речь

Развивать все психические процессы

Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки, в которых дети выполняют определенные роли, например продавца, покупателя в играх типа «Магазин». В таких играх воспитывается терпение, настойчивость, сообразительность, развивается умение ориентироваться в пространстве.

Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающими задачами, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы.

Виды настольно-печатных игр:

Лабиринт

Разрезные картинки, пазлы

Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане на основе представлений и без опоры на наглядность. Поэтому словесные игры проводят в основном с детьми среднего и старшего дошкольного возраста.

Среди этих игр много народных, связанных с потешками, прибаутками, загадками, перевёртышами, игры-загадки («Какое это время года? », игры-предположения («Что было бы, если бы.? ») .

Дидактическая игра имеет свою структуру, включающая несколько компонентов.

Дидактическая (обучающая) задача – основной компонент.

Игровые действия – это способы проявления активности ребенка в игровых целях.

Правила – обеспечивают реализацию игрового содержания. Они делают игру демократичной – им подчиняются все участники игры.

Между обучающей задачей, игровыми действиями и правилами существует тесная связь. Обучающая задача определяет игровые действия, а правила помогают осуществить игровые действия и решить задачу.

Дидактические игры используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Являясь эффективным средством обучения, они могут быть составной частью занятия, а в группах раннего возраста – основной формой организации учебного процесса.

Общение дошкольника со сверстниками происходит главным образом в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребенка, учатся отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы, так что игра оказывает большое влияние на развитие общения детей в этот период.

Огромное значение игры для развития всех психических процессов и личности ребенка в целом дает основание считать, что именно этой деятельности принадлежит ведущая роль в дошкольном возрасте.

Как доказано в исследованиях Н. Я. Михайленко, Е. Е. Кравцовой, игры развиваются в следующей последовательности:

Младший возраст – ролевая игра (игра-диалог) ;

Средний возраст – игра с правилами, театрализованная игра;

Старший возраст – игра с правилами, режиссёрская (игра – фантазия, игра-драматизация)

Достаточно весомый вклад в формирование у детей двигательных умений и навыков вносят подвижные игры, которые включаются в режимные моменты с младшего возраста.

Каждый вид игры отвечает своим целям и задачам и определяет организацию игрового пространства в группе.

Так для детей младшего возраста педагоги создают личное игровое оснащение (ширмы, строитель, атрибуты для ролевых игр, предметы – заместители, дидактические игры, дающие опыт разнообразного использования объекта, на собственном примере показывают детям, как пользоваться ролевой речью, звукоподражанием, подсказывают реплики, объясняют действия.

В группе среднего дошкольного возраста воспитатели вместе с детьми изготавливают множество предметов – заместителей, так как задача педагога – научить детей отражать роль словесного, без опоры на реальный предмет.

В средней группе педагоги выделяют игровые зоны, в которых дети разворачивают любые сюжетно – ролевые игры, объединяясь в небольшие группы. Организуя игру, педагог занимает позицию включённого партнёра: он просит ребёнка пояснить смысл действий, побуждая к ролевой речи и беря на себя определённую роль.

В старшей группе педагоги организуют игровое пространство, ведущее место, в котором занимают опорные, специальные игрушки и предметы.

Дети свободно проявляют свои игровые умения, самостоятельно сочиняют игру, моделируют её среду, изменяя её в ходе развития сюжета, свободно двигаясь от роли к роли, соблюдая правила игры.

Дети старшего возраста проявляют большой интерес к режиссёрским играм. Опорой для них служат уже не только образные мелкие игрушки (зайчики, куколки, но и разнообразные предметы (ткань, шарик, брусок и т. д.) .

Содержанием этих игр являются фантастические сюжеты, в которых реальность переплетается с событиями из мультфильмов, книг. Организации игр предшествует обсуждение общего замысла. Участвуя в играх, педагог выступает, как носитель умения проигрывать часть сюжета на основе приёма «как будто» (например, «как будто мы побывали в космосе и теперь возвращаемся на Землю»). Педагогическое сопровождение игр направлено на сохранение самостоятельной игры и побуждения игрового творчества. Педагоги стремятся пробудить у детей способность к импровизации, насыщении сюжетов оригинальными событиями.

Таким образом, к феномену игры стоит относиться как к уникальному явлению детства. Игра – это не только имитация жизни, это очень серьезная деятельность, которая позволяет ребенку самоутвердиться, самореализоваться. Участвуя в различных играх, ребенок выбирает для себя персонажи, которые наиболее близки ему, соответствуют его нравственным ценностям и социальным установкам. Игра становится фактором социального развития личности.

Игровые технологии в ДОУ

Игра - ведущий наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами. В игре он развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. Поэтому я считаю, что важнейшей задачей в педагогической практике является оптимизация и организация в ДОУ специального пространства для активизации, расширения и обогащения игровой деятельности дошкольников.

Актуальность

Проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание многих исследователей: педагогов, психологов, философов, социологов, искусствоведов, биологов. Например, в исследованиях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина игра определяется как ведущий вид деятельности, который возникает не путём спонтанного созревания, а формируется под влиянием социальных условий жизни и воспитания. В игре создаются благоприятные условия для формирования способностей производить действия в умственном плане, для осуществления психологических замен реальных жизненных ситуаций и объектов.

Цель игровой технологии - не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

Её задачи:

1. Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка.

2. Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие её результативность.

Но как любая педагогическая технология, игровая также должна соответствовать следующим требованиям:

1. Технологическая схема – описание технологического процесса с разделением на логически взаимосвязанные функциональные элементы.

2. Научная база – опора на определённую научную концепцию достижения образовательных целей.

3. Системность – технология должна обладать логикой, взаимосвязью всех частей, целостностью.

4. Управляемость – предполагается возможность целеполагания, планирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирование средств и методов с целью коррекции результатов.

5. Эффективность – должна гарантировать достижение определённого стандарта обучения, быть эффективной по результатам и оптимальной по затратам.

6. Воспроизводимость – применение в других образовательных учреждениях.

Поэтому, используя игровые технологии в образовательном процессе, я следую принципу доброжелательности, стараюсь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрять любые выдумки и фантазии ребенка. Считаю, что только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества с взрослым.

Стараюсь организовать педагогический процесс так, чтобы игровые технологии, как игровые моменты проникали во все виды деятельности детей: труд и игра, образовательная деятельность и игра, режимные моменты и игра.

Мой опыт работы показывает, что игровые моменты играют важную роль в педагогическом процессе, особенно в период адаптации. Начиная с двух - трех лет их основная задача - это формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю, умения видеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама, интересного партнера в игре. Первые игровые ситуации организую фронтально, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Например, это такие игры как хоровод «Каравай», «Попробуй, догони», «Куличи для Маши» и др. Далее, включаю игровые ситуации типа «Что катится? », «Кто быстрее докатит мяч» - при этом, организуя детей в игру – соревнование.

Игровая деятельность выполняет различные функции:

Развлекательную (развлечь, воодушевить, пробудить интерес) ;

Коммуникативную (освоение способов общения) ;

Самореализации в игре;

Игротерапевтическую (преодоление различных трудностей, возникающих в

других видах жизнедеятельности) ;

Диагностическую (выявление отклонений от нормального поведения, самопознание в процессе игры) ;

Коррекции (внесение позитивных изменений в структуру личностных

показателей) ;

Социализации (включение в систему общественных отношений) .

Главными чертами игры являются:

1. свободная развивающая деятельность;

2. творческий, импровизационный, активный характер;

3. эмоциональная сторона деятельности;

4. наличие правил, содержания, логики и временной последовательности

развития.

Игровые технологии я направляю на развитие внимания детей.

У детей в дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному. Произвольное внимание требует сосредоточения на задании, пусть даже оно не очень интересное. Поэтому необходимо развивать детей, используя игровые приемы.

Например, предлагаю игровую ситуацию на внимание: «Найди такой же» - можно ребенку предложить выбрать из нескольких шариков, кубиков, фигурок, игрушек «такой же» (по цвету, величине, как у него. Или предлагаю игру «Что не так? », специально допуская ошибку в своих действиях, а ребенок должен ее заметить.

Использование игровых технологий помогает мне при развитии памяти детей. Это такие игры как «Запомни и назови», «Что сначала, что потом» и др.

Игровые технологии способствуют также и формированию основных форм мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и логического.

В этом мне помогает включение в образовательный процесс игровых приемов и методов. При этом, ребенок учится сравнивать, выделять самое существенное в предметах и может осуществлять свои действия, ориентируясь не на ситуацию, а на образные представления. Логическое мышление формирую в процессе обучения ребенка умению рассуждать, находить причинно-следственные связи, делать умозаключения.

Использование игровых приемов и методов в нестандартных, проблемных ситуациях, требующих выбора решения из ряда альтернатив, формирует у детей гибкое, оригинальное мышление. Например, на занятиях по ознакомлению детей с художественной литературой (совместный пересказ художественных произведений или сочинение новых сказок, историй) дети получают опыт, который позволит им играть затем в игры.

Комплексное использование игровых технологий разной целевой направленности помогает подготовить ребенка к школе. Каждая игровая ситуация общения дошкольника с взрослыми, с другими детьми является для ребенка «школой сотрудничества», в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и спокойно переносить свои неудачи; регулировать свое поведение в соответствии с социальными требованиями, одинаково успешно организовывать подгрупповые и групповые формы сотрудничества.

Как показывает опыт, игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Они направлены на повышение качества педагогического процесса через решение ситуативных проблем, возникающих в ходе его осуществления. Благодаря этому игровые технологии оказываются одним из механизмов регулирования качества образования в детском саду.

В качестве одного из эффективных видов игротерапевтических средств являются народные игры с куклами, потешками, хороводами, играми-шутками. Их использование в педагогическом процессе не только реализуют обучающие и развивающие функции игровых технологий, но и различные воспитательные функции: они приобщают воспитанников к народной культуре, традициям, воспитывают толерантность и уважение к разным народам. Это важное направление регионального компонента образовательной программы детского сада.


Целеп Марина Викторовна, воспитатель,

МДОУ – детский сад № 48 «Ласточка», г. Серпухов.

Особой формой общественной жизни дошкольников является игра, в которой они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, познают мир. Самостоятельная игровая деятельность способствует физическому и психическому развитию ребенка, воспитанию нравственно-волевых качеств, творческих способностей.

Игры используются на занятиях, в свободное время дети с упоением играют в придуманные ими игры. Исследователи (Л. С. Выготский, Д. В. Эльконин, А. П. Усова, Д. В. Менджерицкая, Л.А. Венгер, И.Я. Михайленко и др.) отмечают, что именно самостоятельные формы игры имеют в педагогике самое важное значение для развития ребенка. В теории игра рассматривается с различных позиций. С точки зрения философского подхода игра ребенка является главным способом освоения мира, который она пропускает сквозь призму своей субъективности. Человек играющий – это человек, создающий свой мир, а значит, человек творящий. С позиции психологии отмечается влияние игры на общее психическое развитие ребенка: на формирование его восприятия, памяти, воображения, мышления; на становление его произвольности.

К. Д. Ушинский определил игру как посильный для ребенка способ вхождения во всю сложность окружающего мира взрослых. Путем подражания ребенок воспроизводит в игре привлекательные, но пока реально недоступные ему формы поведения и деятельности взрослых. Создавая игровую ситуацию, дошкольники усваивают основные стороны человеческих отношений, которые будут реализованы впоследствии. Педагогический аспект игры связан с пониманием ее как формы организации жизни и деятельности детей. В основе игровой деятельности лежат, по мнению Д.В. Менджерицкой, следующие положения: игра призвана решать общевоспитательные задачи, первоочередной среди которых является развитие нравственных и общественных качеств; игра должна носить развивающий характер и проходить под пристальным вниманием педагога; особенность игры как формы жизни детей состоит в ее проникновении в различные виды деятельности (труд, учеба, быт).

Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.

Выделяют следующие функции игры:

Цель игровой терапии - не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность “прожить” в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

Одним из важнейших элементов данной технологии является организация игровой деятельности. Можно выделить несколько видов игровой деятельности: свободная игра - ничем не ограниченная игра в игрушки, кубики, куклы, лошадки, прятки и т. д. В такой игре ребенок проявляет и развивает свою индивидуальность и навыки общения с другими детьми, а кроме того, такая игра является продолжением его домашней детской жизни и помогает снимать противоречия между жизнью ребенка в саду и дома. Другой вид игры - подвижные игры, которые сочетают в себе как свободу, так и руководство со стороны педагогов. Это состязания в беге, силе, а также плавание, лыжи, катание на санках, коньках и т. д. И работа в мастерских тесно связана с игровой деятельностью: изготовление игрушек, украшений для елки, костюмов и декораций для спектаклей. Н.И. Попова отмечала важную деталь: «При постановке спектакля с разучиванием текста важно, чтобы он не был самодовлеющим, чтобы подготовка не перешла в дрессировку; необходимо, чтобы для детей он остался «игрой». А это достигается очень осторожным выбором темы, которая должна совпадать с детскими переживаниями». Можно скатать, что игровая деятельность использовалась и в обучении, и в организации жизнедеятельности вообще. Считалось, что «чем больше игры в работе, тем ближе она ребенку, тем более она сливается с его жизнью». На игру как важнейший элемент рассматриваемой технологии необходимо обратить особое внимание, так как в дальнейшем, в ходе борьбы за утверждение новых подходов к воспитанию он будет практически утрачен.

Используя игровые технологии в образовательном процессе, взрослому необходимо обладать эмпатией, доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрения любой выдумки и фантазии ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым. Игровые технологии, направленные на развитие восприятия.

Для детей З-х лет возможна организация игровой ситуации типа “Что катится?” - воспитанники при этом организованы в веселую игру – соревнование: “Кто быстрее докатит свою фигурку до игрушечных ворот?” Такими фигурками может быть шарик и кубик, квадратик и круг. Педагог вместе с ребенком делает вывод, что острые углы мешают катиться кубику и квадратику: “Шарик катится, а кубик - нет”. Затем воспитатель учит малыша рисовать квадрат и круг (закрепляются знания).

Игровые технологии могут быть направлены и на развитие внимания.

В дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному. Произвольное внимание предполагает умение сосредоточиться на задании, даже если оно не очень интересно, но этому необходимо учить детей, снова используя игровые приемы. Игровые технологии помогают в развитии памяти, которая так же, как и внимание постепенно становится произвольной. Игровые технологии способствуют развитию мышления ребенка. Как мы знаем, развитие мышления ребенка происходит при овладении тремя основными формами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным и логическим. С помощью игровых технологий развиваются и творческие способности ребенка. В том числе, речь идет о развитии творческого мышления и воображения.

Используя в педагогическом процессе народные игры, воспитатели не только реализуют обучающие и развивающие функции игровых технологий, но и различные воспитательные функции: они одновременно приобщают воспитанников к народной культуре. Это важное направление регионального компонента образовательной программы детского сада, которое пока еще развито недостаточно.

Некоторые современные образовательные программы предлагают использовать народную игру как средство педагогической коррекции поведения детей.

Театрально-игровая деятельность обогащает детей в целом новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, театру, формирует диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, активизирует словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.

Таким образом, игровые технологии в образовательно-воспитательном процессе дошкольного образовательного учреждения, можно сформулировать следующее: результат игровой деятельности является не целью, а средством обучения и формирования личностных качеств играющих; в игре заключена возможность удовлетворения в воображаемой деятельности неосознанных или подсознательных влечений и потребностей ребенка; игра позволяет приобрести внутреннюю свободу; соотношение импровизации, свободы поведения воспитуемого и правил, регламентирующих действия участников игровой деятельности – это диалектическое единство, оно не нарушается и создает у дошкольников ощущение естественности и непринужденности своего поведения в учебных ситуациях.

Список использованной литературы:

1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 624с.

2. Губанова, Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду: Методическое пособие. - М.:Мозаика-Синтез, 2006-2010.

3. Педагогические технологии. Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общ. ред. Кукушина В.С. Серия «Педагогическое образование». Ростов-на-Дону: Издательский центр «Март», 2002. –320 с.

4. Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. - СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.- 80 с.

Марина Алексеевна Гаврильченко

Актуальность использования современных игровых технологий в ДОО заключается в том, что в настоящее время происходит переход на новые технологии обучения в связи с изменениями условий существования и развития общества.

С введением ФГОС ДО дошкольное образование стало первой ступенью в образовании. Для успешного развития детей дошкольного возраста актуальны игровые технологии .

Раньше в ДОУ проводились занятия в урочной форме с использованием игровых элементов . Сегодня ведущим видом деятельности является игра, точнее комплекс игровых упражнений , которые тесно переплетаются в зависимости от темы.

Умение правильно подобрать игровые методики – залог успешной работы. Благодаря игровым технологиям учебный процесс легко проходит в течении всего дня в режимных моментах.

Ни для кого не секрет, что игровая педагогическая технология – это наука о способах взаимодействия воспитателя и ребенка в образовательном процессе с использованием ряда игровых методик , объединенных одной темой.

Практика показала, что использование игровых технологий в нашем ДОУ существенно повысило интерес воспитанников к учебной деятельности, они лучше стали запоминать материал, их сознание и мышление стало более раскрепощенным. Отсюда повысился уровень усвоения детьми знаний.

В работе с детьми в нашем ДОУ используются традиционные печатные настольные игры (лото, домино, шесть картинок, пазлы и т. д., а так же элементы современных игровых технологий .

Методика Марии Монтессори.

Эта методика в большей степени применяется в группе раннего возраста и младших группах дошкольного возраста, которая способствует развитию мелкой моторики, сенсорному развитию. Она интересна тем, что материалом для развития служат подручные предметы (чашки, ложки, стаканчики, крупы, ситички и т. д.)

Мы знаем, что маленькие дети учатся, совершая какие-либо действия. В то время, когда взрослый может научиться некоторым вещам, читая, наблюдая или слушая информацию. Ребенок же всему обучается практически только через собственное действие.

В данной методике весь дидактический материал можно разделить на пять зон :

Зона практической жизни (здесь дети учатся обслуживать себя и окружающих) ;


В зоне сенсорного развития ребенок учится различать предметы по признакам (цвет, вес, форма, длина, высота и т. д.) В эту зону входят материалы, развивающие тактильные ощущения, зрение, слух, обоняние;


Математическая зона объединяет материалы, помогающие ребенку усвоить математические операции (сложение, вычитание, деление, дроби) ;


В языковой зоне дети осваивают основы письма и чтения. Ребенку всегда доступны карандаши, сборный алфавит, магнитная доска, буквы различной величины.


В космической зоне дети знакомятся с окружающим их миром, с разнообразием фауны и флоры, с историей культуры разных народов.


Данная методика не ограничивает рабочее пространство. Воспитанники могут перемещать игрушки.


Однако стоит помнить, что каждая игра заканчивается уборкой, т. к. порядок – это обязательный элемент в системе Монтессори.


Так же в нашем ДОУ применяют элементы игровой технологии Никитиных . Эта методика интересна тем, что программа игровой деятельности состоит из набора развивающих игр, которые при всем своем разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями.

Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, квадратов)

Эта методика рассчитана не столько на детей, сколько на совместную игру воспитанников с педагогом.

Методика Никитиных включает в себя головоломки для развития логического и образного мышления, набор задач, направленных на распознавание и достраивание различных образов, которые можно выполнить с помощью квадратиков по принципу пазла или конструктора.

Ниболее популярны в нашем ДОУ такие игр, как «Сложи узор» , «Уникуб» , «Сложи квадрат» , «Точечки» .

Игра «Сложи узор» включает в себя 16 кубиков одного размера, каждая из граней которых покрашена в синий, белый, желтый и красный цвет, а оставшиеся две грани имеют диагональное разделение (желто-синее и красно-белое)


Игра «Уникуб» состоит из 27 кубиков. Каждая из граней покрашена в желтый, синий и красный цвета. В итоге должно получитья по 54 грани красного, желтого и синего цвета.


Эта игра больше рассчитана на старший дошкольный возраст. Благодаря этой игре в будущем ребенку легко будет освоить такие науки, как математика и черчение.

Игра «Сложи квадрат» выглядит, как набор из различных геометрических фигур, из которых нужно собрать квадраты. Каждая их деталь покрашена в одинаковый цвет.


Как правило, сначала требуется активное участие взрослых, но затем ребенок может заниматься уже самостоятельно. При этом нельзя ему подсказывать, надо предоставить возможность думать самостоятельно. Если у ребенка не получается, то следует упростить задание, либо временно оставить эту игру.

Дидактический материал «Блоки Дьенеша» представляет собой набор из 48 фигур трех цветов (синий, красный и желтый)


Сразу хочу предупредить, что этот набор рассчитан на совместные занятия детей со взрослым.

Самостоятельные игры детей с блоками Дьенеша не позволяют эффективно использовать их развивающий потенциал.

Можно использовать специальный вспомогательный альбом, но как показала практика, детям больше нравится играть с блоками произвольно.

Параллельно с блоками Дьенеша в ДОУ используются палочки Кюизенера . Данный материал представляет собой набор счетных палочек 10 разных цветов и разной длины от 1 до 10 см.


Палочки Кюизенера широко применяются в образовательной области «Познавательное развитие» . Они помогают ребенку научиться :

Различать расположение предметов в пространстве (впереди, сзади, между, посередине, справа, слева, внизу, вверху) ;

Осознать математические понятия («число» , «больше» , «меньше» , «столько же» , «фигура» , «треугольник» и т. д., сформировать представление о соотношении цифры и числа, количества;

Осуществлять разбор числа на составные части и определение предыдущего и последующего числа в пределах первого десятка;

Освоить навыки – сложение и вычитание;

С помощью палочек полезно также составлять буквы и цифры.

К сожалению, готовое пособие очень дорогое, поэтому воспитатели изготовили это пособие из двухстороннего картона.

Не могу не отметить дидактические игры Воскобовича.

На сегодня эта игровая технология включает в себя около 50 игр. В нашем ДОУ применяются игры «Геоконт» и «Квадрат Воскобовича, которые воспитатели сделали своими руками.

Игра «Геоконт» представляет собой фанерную доску, на которой изображена координатная сетка и прибито 33 канцелярских кнопок.


Игра «Квадрат Воскобовича» представляет собой гибкое поле, на которое приклеено 32 треугольника двух или четырех цветов.

Уникальная конструкция позволяет трансформировать квадрат в огромное количество плоских и объемных фигур с различным рисунком.


Эта игра учит конструировать, моделировать, мыслить абстрактно и ориентироваться в пространстве.

Методика Сегена представляет дидактические кубы, доски с вырезанными на ней окошками.


В эти прорези вставляются различные вкладки. Нами используются как купленные пособия по методике Сегена, так и сделанные своими руками.


Изготовлены они из различного материала. Но хотелось бы подробнее остановиться на таком интересном материале, как фоамиран. Это достаточно новый материал, в состав которого входит винилацетат, который представляет собой вспененную резину, еще его называют пластичной замшей.


Из этого материала изготовлены такие пособия, как шнуровки, доски Сегена, игра «Собери квадрат»

Палитра цветов позволяет фантазировать. Этот материал хорошее подспорье такому материалу, как фетр. Он значительно дешевле.

Подводя итоги, хочу заметить, что применение раннее заявленных игровых технологий , положительно влияют на качество образовательного процесса и позволяет осуществлять текущую коррекцию его результатов, т. к. обладают двойной направленностью : на повышение эффективности воспитания и обучения детей и на снятие отрицательных последствий образования.

В результате у детей повысился уровень развития с учетом их индивидуальных особенностей и достижения целевых ориентиров дошкольного образования. Появилась уверенность в своих силах, желание активно участвовать в процессе обучения, улучшились память, внимание, фантазия, развилась способность к умственным действиям, понимание математической речи. А это все способствует всестороннему развитию дошкольника.

Подготовила воспитатель МАДОУ ЦРР- детского сада №31 Черакшева Галина Павловна

«Игра порождает радость, свободу, довольство, покой в себе и около себя, мир с миром» . Фридрих Фребель.

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий окружающего мира. Игра-это искра зажигающая огонёк пытливости и любознательности.

В.А. Сухомлинский.

«Игровая технология» , должна отвечать обоснованным требованиям к использованию игровых ситуаций в обучающем процессе в детском саду, создавая ребенку возможность принятия на себя роли действующего в игровой ситуации персонажа.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;

Группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;

Группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;

Группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.

При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов.

Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.

Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого воспитателя

Создала педагогическую систему, которая максимально приближена к той идеальной ситуации, когда ребенок обучается сам. Система состоит из трех частей: ребенок, окружающая среда, учитель. В центре всей системы стоит ребенок. Вокруг него создается специальная среда, в которой он живет и учится самостоятельно. В этой среде ребенок совершенствует своё физическое состояние, формирует моторные и сенсорные навыки, соответствующие возрасту, приобретает жизненный опыт, учиться упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, приобретает знания на собственном опыте. Учитель же наблюдает за ребенком и помогает ему, когда это требуется. Основа педагогики Монтессори, ее девиз - "помоги мне это сделать самому".

Роль воспитателя заключается в наблюдении

Зайцев Николай Александрович (р. 1939) педагог-новатор из Санкт-Петербурга

Бори́с Па́влович Ники́тин (21 января 1916 - 30 января 1999) - один из основоположников методики раннего развития, педагогики сотрудничества.

Золтан Дьенеш (1916-2014)

Всемирно известный венгерский

педагог и математик, профессор.

Логические игры с блоками Дьенеша способствуют развитию логических, комбинаторных и аналитических способностей детей. Ребенок разделяет блоки по свойствам, запоминает и обобщает.

Игровые упражнения по методике Дьенеша доступно знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов, с математическими представлениями и основами информатики. Блоки способствуют развитию у детей мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, а также логического мышления, творческих способностей и познавательных процессов - восприятия, памяти, внимания и воображения.

С блоками Дьенеша могут играть дети разного возраста: от самых маленьких (с двух лет) до начальной (и даже средней) школы.

Джордж Кюизинер

Бельгийский учитель

начальной школы (1891-1976)

Разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей.

Палочки Кюизенера – это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете» , цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками. В наборе содержатся палочки-призмы 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см. Палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем больше длина палочки, тем большее значение числа она выражает.

Железновы Сергей Станиславович Екатерина Сергеевна

Достоинства игровых технологий

игра мотивирует, стимулирует и активизирует познавательные процессы детей - внимание, восприятие, мышление, запоминание и воображение;

игра, востребовав полученные знания, повышает их прочность;

одним из главных достоинств является повышение интереса к изучаемому объекту практически у всех детей в группе;

посредством игры задействуется “ближняя перспектива” в обучении;

игра позволяет гармонично сочетать эмоциональное и логическое усвоение знаний, за счет чего дети получают прочные, осознанные и прочувствованные знания.