Скульптурные каноны поликлета и мирона. Образ атлета в греческой скульптуре Поликлет произведения

Поликлет Старший из Аргоса - древнегреческий скульптор и теоретик искусства, прославившийся статуями атлетов, а также своим учением о пропорциях. Наряду с Фидием один из двух лучших мастеров греческой скульптуры эпохи классики. Поликлет родился, вероятнее всего, на острове Аргосе (на это указывает Платон в своем Протагоре); там же и учился (у скульптора Агелада Аргосского, который, по преданию, учил и Фидия). Период его активного творчества приходится на 440–410-е годы до н. э. Ни одно из его подлинных произведений не сохранилось, однако лучшие из них (и чаще всего упоминаемые в античных источниках, прежде всего, в Естественной истории, или Естествознании, Плиния Старшего, 1 в. н.э.) известны по достаточно качественным и достоверным римским копиям. Это, в первую очередь, знаменитейшая его скульптура, Дорифор (Копьеносец, ок. 440-435 до н.э.), а также Диадумен (юноша, завязывающий повязку победителя; ок. 423-419 до н.э.); до нас дошло более 30 римских копий каждой из них. При явной разнице в характерах, - по словам Плиния, Поликлет создал Диадумена «изнеженным юношей», а Дорифора «мужественным мальчиком», - оба проникнуты строгой гармонией, выраженной как в общей компоновке стоящих фигур (по принципу хиазма, то есть такого изображения, где тяжесть тела перенесена на одну ногу, - с поднявшимся плечом, соответствующим опущенному бедру другой половины тела и наоборот), так и во взаимной соразмерности различных членов, мускулов и аксессуаров. К числу шедевров Поликлета принадлежит также Раненая амазонка (или Амазонка Эфесская, ок. 430 до н.э.).

При всей своей жизненности Дорифор представляет собою и образцовую модель (по свидетельству Плиния, «художники называют его Каноном») - тот эстетический идеал, которому мастер посвятил и специальный трактат; от последнего сохранилось лишь несколько цитат и ссылок у Плиния Старшего, Галена, Лукиана и других авторов. В нем Поликлет разработал систему «симметрий», то есть оптимальных для художественного произведения соотношений между частями и целым. Поскольку источником этих модулей явилась человеческая фигура, принцип всеобщей, по-своему космической телесности, характерной (согласно А. Ф.Лосеву) для античной классики в целом, выразился здесь с максимальной полнотой, оказав - как и само искусство Поликлета - огромное влияние на европейскую культуру (несмотря на отрывочность сведений о Каноне и тот факт, что математическая его основа до сих пор с исчерпывающей точностью не определена).
Поликлет создал значительную школу, по сути первую достаточно хорошо документированную личную школу-традицию в истории искусства (известно около 20 имен его учеников).
Источник: http://www.krugosvet.ru/. "Дорифор" (Копьеносец) - одна из самых знаменитых статуй античности, работа скульптора Поликлета, воплощающая т. н. Канон Поликлета, была создана в 450-440 гг. до н.э. Не сохранилась, известна по копиям и описаниям. Сохранились многочисленные копии, в том числе в Неаполе, Ватикане, Мюнхене, Флоренции.
Именно в этом произведении воплощены представления Поликлета об идеальных пропорциях человеческого тела, находящихся друг с другом в числовом соотношении. Считалось, что фигура создана на основе положений пифагореизма, поэтому в древности статую Дорифора часто называли "каноном Поликлета", тем более что Каноном назывался его несохранившийся трактат по эстетике. Здесь в основе ритмической композиции лежит принцип асимметрии.
"Раненая Амазонка", статуя, занявшая первое место на знаменитом конкурсе скульпторов для храма Артемиды Эфесской, была создана в 440-430 гг. до н. э. Не сохранилась, известна по копиям.
Поликлет исполнил знаменитую статую раненой амазонки, которую заказали для храма Артемиды жители города Эфеса, почитавшие амазонок как основательниц своего города. В конкурсе на создание статуи амазонки участвовали Поликлет, Фидий, Кресилай, Фрадмон и Кидон. Примечательно, что все изваяния были настолько хороши, что греки решили поручить самим скульпторам определить лучшее. Каждый сначала назвал созданную им статую, но после своей указал амазонку Поликлета, которому комиссия и присудила первый приз.
"Диадумен" (Атлет, увенчивающий голову победной лентой) - известная статуя Поликлета, была создана в 420-410 гг. до н. э. Не сохранилась, известна по копиям.
Пропорции мощного тела Диадумена - те же, что и у Дорифора, но в противоположность спокойствию Дорифора в фигуре Диадумена больше экспрессии, движение более сложно: руки свободно движутся на уровне плеч, держа концы победной ленты. Но точно так же как у Дорифора, вся тяжесть тела перенесена на правую ногу, левая отставлена в таком же свободном движении, и точно так же наклонена голова - вправо и несколько вниз. В Диадумене канон «атлета в покое», ранее воплощенный в Дорифоре, получил дальнейшее развитие, заключая в себе элемент спокойного движения. Арифметические пропорции, лежащие в основе композиции тела, здесь гармоничнее и тоньше, руки, движущиеся на уровне плеч и держащие концы ленты, освобождают торс, придавая стройность и большую свободу всей фигуре атлета.

Поликлет, древнегреческий скульптор

Поликлет (Polэkleitos) из Аргоса, древнегреческий скульптор и теоретик искусства второй половины V в. до н. э. Один из ведущих представителей высокой классики. Работал в Аргосе. Творчеству Поликлета свойственно тяготение к художественной нормативности, которое выразилось в его сочинении "Канон" (сохранилось 2 фрагмента). Под влиянием учения Пифагора Поликлет стремился математически обосновать и воплотить идеальные пропорциональные отношения человеческой фигуры, создать возвышенный гармонический образ человека - гражданина полиса. Статуи Поликлета ("Дорифор". или "Копьеносец", около 440 до н. э.: "Раненая амазонка", около 440-430 до н. э.; "Диадумен", около 420-10 до н. э.). выполненные преимущественно в бронзе, утрачены и известны по римским копиям и свидетельствам античных авторов. Несколько тяжеловатые по пропорциям, исполненные внешнего покоя и скрытой внутренней динамики, они построены на принципе взаимоуравновешивающего перекрёстного движения различных частей тела (так называемых хиазм): поднятому плечу соответствует опущенное бедро (и наоборот). Совершенство, обобщённость и классическая ясность пластики сочетаются в них со свободной непринуждённостью композиции . Поликлет создавал также монументальную хрисоэлефантинную скульптуру (статуя Геры в святилище Герайон в Аргосе). Подлинные темы произведений Поликлет неясны (некоторые учёные склонны видеть в Дорифоре Ахилла и т. д.). Поликлет имел многочисленных учеников и последователей и оказал решающее влияние на развитие древнегреческой скульптуры.

И другими скульпторами в 460 – 450 годах до Р. Х., образовали переход к более реалистическому направлению в изображении божеств, получившему полнейшее свое развитие в Пелопоннесе. Главою этой школы был младший современник Фидия, Поликлет Аргосский (вторая половина V века до Р. Х.), чей талант имел сильнейшей своею стороною не создание идеалов, а неподражаемое совершенство в изображении красоты человеческого тела. Особенно любил Поликлет изображать прекрасные фигуры юношей, развитые гимнастикой, стройные и эластичные. Знаменитейшие его произведения представляли таких юношей; например, славился его «Копьеносец» (Дорифор). Ещё более славились: «Повязывающийся» (Диадумен), юноша с крепкими формами тела, завязывающий повязку на голове, и «Очищающийся» (Апоксиомен) – атлет, очищающий тело от песка палестры лопаточкою, какая употреблялась для этого у греков. Одна из статуй Поликлета, изображавшая юношу, называлась «нормой» (канон), потому что пропорции её частей представляли норму правильно развитого телосложения молодого человека. Поликлет создал и не дошедшее до нас сочинение «Канон» о человеческом теле в скульптуре.

В статуе Поликлета «Дорифор», где показан победивший на состязаниях юноша, спокойно стоящий с тяжелым и длинным копьем на плече, нашла проявление типизация; заметно отвлечение мастера от всего частного, единичного, стремление раскрыть в конкретном художественном образе общие моменты действительности. В лице Копьеносца нет портретных черт того юноши, который победил в состязаниях и удостоился почетного изваяния. В скульптуре Дорифора Поликлет показал не только прекрасного атлета и мужественного тяжёловооружённого пехотинца (гоплита). Этот сложный и многогранный собирательный образ – идеал доблестного гражданина эллинского города-полиса.

Модулем для пропорций Дорифора Поликлет брал, очевидно, ширину ладони, но, смотря на изваяние, не чувствуешь числовых соотношений. В статуе, полной жизни и красоты, нет сухости или отвлеченной геометризации форм. Поликлет придерживался того же взгляда на художественное произведение, что и неизвестный античный поэт, написавший:

«Лишнее все – бесполезно. Старинная есть поговорка:
Если не в меру, – и мед желчью становится нам».

Более Поздняя статуя Поликлета «Диадумен» – атлет, повязывающий на голову победную ленту, создана им уже в Афинах и под воздействием аттической школы. Юноша более строен, нежели Дорифор, дальше отставлена нога и сильнее выдвинуто бедро, сложнее положение рук. В бронзовой статуе совершенного и гармоничного человека Поликлет сдержанно и в то же время выразительно передаёт ликующие чувства победы, гордости и торжества.

Только уже в пожилых годах Поликлет создал идеальное изображение, которое получило важное значение. Это была колоссальная фигура Геры , сделанная из золота и слоновой кости и поставленная в аргосском храме этой богини. Кажется, что представления о Гере сложились с этой статуею навсегда. Подобно Зевсу из храма в Олимпии, Гера была изображена сидящей. На голове у неё был венец, украшенный изображениями богинь порядка (Ор) и Харит; в одной руке она держала гранатовое яблоко, в другой – скипетр. «Прежде полагали, – говорит искусствовед Любке, – что колоссальная мраморная голова Геры, находящаяся в Риме, в вилле Людовизи, принадлежит статуе, бывшей верным воспроизведением статуи Поликлета. Правда, в чертах лица этой головы превосходно соединено величие супруги царя богов Зевса с женскою грациозностью. Но при внимательном изучении мы видим, что это копия с произведения времен гораздо более поздних. Для эпохи Поликлета, черты её слишком нежны, выражение слишком любезно. Гера Поликлета должна иметь черты более строгие, более соответствовать общему характеру пелопоннесской скульптуры того периода. Надо думать, что голова Геры, находящаяся в Неаполитанском музее ближе всех других изображений этой богини передает характер статуи Поликлета».

Пелопоннесская школа вообще стремилась к верности природе и к эффектности; древние писатели то с похвалой, то с порицанием говорят, что такими качествами отличались произведения её представителей Каллимаха (ок. 410 г.) и Деметрия (ок. 400 г.). Развитию искусства в этом направлении много содействовал довольно рано возникший и быстро усиливавшийся обычай ставить статуи в честь замечательных людей. В античности такие статуи играли роль портретов.

Поликлет


Поликлет родился около 480 года до нашей эры и работал, по сообщениям древних авторов, от 460 до 420-х годов до нашей эры. Умер в конце V века до нашей эры.

Трудно назвать точно родину мастера. Одни называют Сикион, другие - Аргос, которые являлись крупными художественными центрами Пелопоннеса того времени. Учителем Поликлета был известный скульптор Агелад, из мастерской которого вышел и Мирон. Однако Поликлета в отличие от Мирона интересует другое. Он стремится создать идеальный образ, и характерное для возвышенного искусства высокой классики тяготение к совершенству является лейтмотивом его творчества. Герои Поликлета более сдержанны в движениях и спокойны, чем подвижные, деятельные герои Мирона.

В ранние годы Поликлета привлекают образы атлетов - победителей на состязаниях. Киниск - юноша из Мантинеи, одержавший победу в 464 или 460 годах, - одна из самых ранних статуй скульптора, сохранившаяся в римской копии. Поликлет изобразил олимпийского победителя в тот момент, когда он увенчивал свою голову. Другие, воздвигнутые Поликлетом в этот период статуи атлетов Пифокла и Аристона, до нас не дошли. Из сочинений древних авторов можно узнать также, что в эти годы Поликлет работал над статуями Геракла и Гермеса.

«Правильность - фетиш Поликлета, - пишет В. Дюрант, - цель его жизни заключалась в нахождении и основании канона, или правила, способного придать нужную пропорцию каждой части статуи; он был Пифагором скульптуры, искавшим божественной математики соразмерности и формы. Он полагал, что размеры каждой части совершенного тела должны относиться в заданной пропорции к размерам любой другой его части, скажем, указательного пальца. Поликлетов канон требовал округлой головы, широких плеч, коренастого торса, крепких бёдер и коротких ног, что в целом накладывало на фигуру отпечаток скорее силы, чем изящества. Скульптор так дорожил своим каноном, что для его изложения написал трактат, а для наглядного подкрепления изваял статую. Вероятно, то был Дорифор…»

«Дорифор» - статуя юноши, победившего в метании копья, был создан скульптором между 450 и 440 годами до нашей эры. Изображение копьеносца встречалось и раньше. Но в отличие от архаических, застывших, со скованными движениями фигур статуя Поликлета представляет совершенное воплощение естественного движения. «Дорифор» должен был служить образцом для юношей. Повторения этого прекрасного произведения ставились в гимнасиях и на палестрах - стадионах, где древние греки проводили много времени. Не случайно местом находки одной из лучших римских копий «Дорифора» оказалась палестра в Помпеях.

«Дорифор» - по гармоническим пропорциям, ритму, по движениям, чертам лица - сын своего времени и своего народа. В основе этого образа лежит классическое стремление к возвышенности и покою. Трудно назвать памятник искусства, более созвучный общественным и философским идеям того времени, более ярко и полно выражающий спокойную уверенность человека в своих силах. Это прежде всего прекрасный, совершенный человек, а не обожествлённый, застывший в своём величии герой, как это было ранее.

Поликлет избегает всего конкретного, детализирующего, индивидуального как в фигуре, так и в лице «Дорифора». Частности - лишь материал для скульптора, стремившегося к воплощению всеобъемлющего, многогранного образа. Может быть, на этом основании древние называли эту статую каноном, считая, что она лучше всего отражает норму, которой должны придерживаться скульпторы, изображающие человеческое тело. «Каноном» называлось и сочинение Поликлета, где он излагал теоретические основы построения такого образа.

Мастер стремился к созданию пропорциональной фигуры, стараясь показать её не удлинённой и не коренастой. Этого же принципа Поликлет придерживался при изображении каждой детали статуи. В основу пропорций было положено число, укладывающееся определённое количество раз в высоте фигуры, головы, в длине рук, ног. Тем более замечательно, что, несмотря на подобную строгую математическую точность расчётов, положенную в основу пропорций, статуя «Дорифор» не стала сухой и схематичной.

С кристальной ясностью показаны в «Дорифоре» простота и естественность движения. Ещё наблюдательные предшественники Поликлета заметили, что у движущегося человека следует показывать выдвигающимися вперёд либо правую руку и левую ногу, либо левую руку и правую ногу и что стремление к устойчивости и равновесию заставляет и другие части тела принимать такие же перекрёстные положения. Все элементы фигуры согласовываются друг с другом, и лёгкое движение одного вызывает как реакцию движение другого. Мастера ранних поколений уже показывали при выдвижении левой ноги движение правого плеча. Такое перекрёстное положение частей тела называли хиазмом.

Хиазм не был впервые введён Поликлетом. Но мастер особенно отчётливо и ясно выразил хиазм в своих статуях и сделал его нормой в изображении человеческой фигуры. В статуе «Дорифора» в движении участвуют не только ноги и плечи, но и руки, и торс. Для гармонии скульптор придал лёгкий изгиб телу. Это вызвало изменение в положении плеч и бёдер, сообщило жизненность и убедительность фигуре копьеносца, естественно существующей в пространстве, органически с ним связанной. Несмотря на несомненное искажение моделировки тела Дорифора в сохранившихся римских копиях, поражает ощущение собранной, спокойной энергии в прекрасной атлетической фигуре юноши. Напряжённые мышцы Дорифора исполнены внутренней силы, а не образованы лишь внешним контурным рисунком. Будто не рука скульптора - сама природа создала этот живой сгусток сил, воплощённых в благородную бронзу.

Важно заметить, что в греческих подлинниках обработанная поверхность бронзы имела блики, оживляющие впечатление и смягчающие массивность, появившуюся в поздних римских мраморных копиях с бронзовых оригиналов.

Сохранилось несколько хороших копий «Дорифора». Флорентийский торс из тёмно-зелёного базальта передаёт цвет патинированной бронзы. Бронзовая герма из Неаполя, копия скульптора Аполлония, сына Архия из Афин, очевидно, ближе всего по стилю к подлиннику. В этом памятнике особенно впечатляет компактный объём головы Дорифора с правильно уложенными прядями волос. В бронзовом лице юноши нет выражения каких-либо конкретных чувств. Оно спокойно. Однако этот покой менее всего может быть назван равнодушием. Лицо «Дорифора» - лицо человека, способного мужественно вынести любое испытание, стойкого в беде и сдержанного в радости.

После создания «Дорифора» Поликлет переехал работать из родного города в Афины - центр художественной жизни Греции, привлекавший многих талантливых художников, скульпторов и архитекторов.

К этому периоду творчества художника относится «Раненая амазонка». Это произведение по стилю мало отличается от «Дорифора». «Амазонка» кажется родной сестрой копьеносца: узкие бёдра, широкие плечи и мускулистые ноги придают ей мужественный вид.

Живя в Афинах, Поликлет проявил себя и в новой, мало распространённой тогда области портретного искусства. Известно, что он работал над портретом военного инженера Перикла - Артемона. Сохранился также рассказ о человеке, заказавшем портрет своего умершего отца не Поликлету, а другому, менее известному скульптору, только по той причине, что заказчик боялся, как бы слава Поликлета не затмила славы покойного.

Новые особенности творчества заметны в «Диадумене» - статуе юноши, красивым движением рук повязывающего лентой победителя свою голову. Прекрасное лицо Диадумена, образ которого уже не так многогранен, как образ Дорифора, воплощавшего качества атлета, воина и гражданина, не так спокойно. Как отмечает Дюрант:

«…Поликлет прославился в Аргосе около 422 года как архитектор здешнего храма Геры и как автор хрисоэлефантинной статуи богини, которая во мнении эпохи уступала только хрисоэлефантинным колоссам Фидия. В Эфесе он вступил в состязание с Фидием, Кресилаем и Фрадмоном, чтобы создать статую Амазонки для храма Артемиды; судить о работе соперников должны были сами художники; предание гласит, что каждый назвал лучшим своё произведение, а второе место отвёл работе Поликлета; таким образом, награда была вручена сикионцу».

Поликлету, создавшему свою школу в греческом искусстве, стремились подражать многие скульпторы и в более поздние века. Лисипп называл Поликлета своим учителем.

«Поликлетов канон, - пишет Дюрант, - стал на время законом для скульпторов Пелопоннеса; он повлиял даже на Фидия и господствовал до тех пор, пока Пракситель не ниспроверг его с помощью иного канона - канона статности, стройного изящества, который пережил римскую эпоху и был унаследован христианской Европой».

При взгляде на «Дорифора» Поликлета человек, живущий в нашем веке и не искушенный в вопросах искусства, не сразу поймет, почему эта скульптура считается столь ценной. Однако современники древнегреческого мастера могли бы очень быстро определить отличия статуи от других работ того периода. Скульптура «Дорифор» Поликлета выделялась особой постановкой тела, это была одна из первых работ в древней Греции, персонаж которой казался живым, готовым сойти с постамента человеком. Еще в те далекие времена статуя считалась эталоном классического искусства, примером математически выверенных пропорций, способных вдохнуть жизнь в бронзу.

Поликлет Старший

Скульптор, сотворивший статую, о которой пойдет речь в статье, жил в конце V века до нашей эры (предположительно 480-420-е годы Точное место рождения Поликлета остается неизвестным. Согласно древнегреческим авторам, это мог быть Аргос или Сикион, города, являвшиеся центрами художественной культуры того времени. Свое мастерство Поликлет нарабатывал под началом скульптора Агелара. Вместе с ним учился и другой известный древнегреческий художник, Мирон.

Творчество Поликлета отличается неустанным поиском идеала. Создавая скульптуры, он стремился достичь совершенства в передачи позы, выражения лица. Его герои далеки от суеты, они спокойны и мудры. Гармония была свойственна не только фигуре, но и внутреннему содержанию образа.

Любимые герои

До и после создания «Дорифора» Поликлета интересовал образ атлетов. И это не удивительно: кто, как не статные олимпийские победители, мог продемонстрировать всю красоту развитого мужского тела. Однако чаще всего Поликлет изображал атлетов не в процессе состязания, а уже после победы. В этот момент из тела уходило лишнее напряжение, но еще не было признаков усталости. Тело становилось расслабленным и собранным одновременно — чувствовалась та самая гармония, которую любил и умел передавать древнегреческий скульптор.

Скульптуры

Подлинников статуй автора не сохранилось. Многие работы остались лишь в виде описаний современников, некоторые дошли до нас благодаря римским копиям. Так, любовь скульпторов священной империи к повторению древнегреческих работ позволила искусствоведам нашего времени увидеть одно из самых ранних произведений Поликлета. Мастер запечатлел победителя Олимпийских игр в момент, когда тот увенчивал свою голову. А вот о статуях Пифокла и Аристона, а также Геракла и Гермеса мы знаем только благодаря письменным источникам.

Несколько позже создания этих работ Поликлет, — «Дорифор» также в то время уже был готов, — переехал в Афины. Здесь он создает «Раненую амазонку». Эта скульптура дошла до нас в виде римской копии. По стилю она практически не отличается от «Дорифора» Поликлета. Постановка корпуса, прорисовка сильного мускулистого тела, чувствующаяся внутренняя сила — все это роднит две статуи.

В конце жизненного пути

В Афинах Поликлет занимался и портретной скульптурой. В то время такой вид искусства был мало распространен. Поликлет, судя по дошедшим до нас сообщениям и отзывам, великолепно знал свое дело. В источниках сохранилась информация, согласно которой мастер трудился над портретом Артемана, инженера самого Перикла.

Статуи последних лет отражали новые поиски автора. Одна из таких работ — «Диадумен» (около 430 г. до н.э.). Статуя изображает олимпийского победителя, красивым жестом повязывающего ленту себе на голову. В его фигуре и уже гораздо меньше спокойствия, чем в предшествующих работах мастера.

«Дорифор» Поликлета: описание

Однако самой известной остается именно «Дорифор». Скульптура изображает копьеносца, только что победившего на соревновании. Подлинник, не дошедший до нас, датируется 460-450 гг. до н. э. Судить о работе сегодня мы можем благодаря нескольким сохранившимся копиям.

Неуловимое движение и постановка корпуса — вот чем выделяется статуя, которую создал Поликлет. Дорифор-копьеносец стоит, опершись на одну ногу, вторая лишь поддерживает фигуру — он будто вот-вот сделает шаг. Правая рука юноши опущена, в левой он держит копье. Легко заметить, что находится в покое, а другая напряжена. Это сочетание выглядит настолько естественным, что копьеносец кажется живым. Статуя выгодно отличалась от статических изображений, характерных для предшествующего периода в искусстве.

Канон

В основе построения тела «Дорифора» Поликлета лежал точный математический расчет и положения пифагореизма. Изображенное мастером мужское тело неоднократно копировалось его последователями и получило название «канон Поликлета». Также именовался и трактат скульптора, где были изложены основы учения Пифагора и математический расчет пропорций. Труд скульптора до нас не дошел, сегодня судить о нем ученые могут лишь по записям современников автора.

Основа композиции — перекрестная неравномерность движения тела. Справа опущенная рука и опорная нога статичны, но напряжены. Слева соответствующие части тела расслаблены, но при этом находятся в движении. С помощью такого противопоставления Поликлету удалось передать внутреннее спокойствие героя и одновременную готовность к любым испытаниям.

Золотое сечение

Когда создавалась статуя «Дорифор», Поликлет применил и еще один принцип пифагореизма. Все построены согласно правилу Коротко его можно сформулировать следующим образом: длина всего объекта или тела так относится к большей части, как последняя к меньшей. Высота статуи относится к расстоянию от постамента до пупка копьеносца, как последнее к расстоянию от пупка до макушки головы.

Все пропорции скульптуры подчинены определенным расчетам. Именно идеальные соотношения частей тела, позволяющего создать статного воина, а не удлиненную или коренастую фигуру, и пытались повторить многочисленные ученики мастера, копируя «Дорифора». Вот некоторые из этих пропорций:

    расстояние от темени до подбородка в 7 раз меньше высоты копьеносца;

    от глаз до подбородка — в 16;

    высота лица — в 10.

И пропорциональные соотношения Поликлет соблюдал во всех работах. Отказывался от них мастер только в случае, если они начинали противоречить естественным параметрам человеческого тела в конкретной скульптуре.

Контрапост

Поликлет одним из первых начал использовать прием контрапоста, позже ставший классическим. Выражается он как раз в перекрестном напряжении в руках и ногах. Прием позволяет сделать позу более естественной, передать заложенное в ней движение. Статуи, созданные с применением контрапоста, выгодно отличаются от статичных скульптур древности. Они изображают живых людей, но не застывшие копии божеств.

Работая над скульптурами, Поликлет наблюдал за людьми. Он подметил, что всегда движение одно части тела вызывает изменение положения и другой. Он не являлся первым, кто увидел эту особенность, но лучше других смог ее передать. Как и некоторые его предшественники, он понял, что для передачи движения необходимо выдвигать вперед левую ногу и правую руку или же правую ногу и левую руку. Это и есть перекрестное положение частей тела, которое вылилось в принцип контрапоста.

К сожалению, до нас не дошел подлинник статуи, которую создал Поликлет. «Дорифор», фото хорошо это показывают, и в сохранившихся копиях воплощает канон изображения статного мужского тела. Однако есть основания полагать, что подлинник, потерянный в веках, выглядел еще более гармонично. И тем не менее «Дорифор» по сей день остается образцом для подражания в искусстве. Пропорции тела и принцип золотого сечения, использованные для его создания, и сегодня считаются идеальными. В наши дни скульптуру «Дорифора» можно считать своего рода учебным материалом, причем не только для скульпторов, но и для художников и других мастеров.