Значение литературы в жизни человека. Становление читателя Роль классической литературы в жизни человека

Книги. Тихий шелест бумаги, напоминающий шепот ветра, аромат книжных страниц, соединяющий в себе нотки древесины, краски и прикосновений человека. Маленькие черные буковки, словно бисер, рассыпанные по белому небу страниц. В этих буквах – вечность.
Что значат книги для человека? Ответить на этот вопрос гораздо сложнее, чем представляется на первый взгляд, ведь люде вокруг так много и невозможно заглянуть в их головы, чтобы прочесть их мысли. Но можно попробовать.

Кто-то ищет в книгах знания, как, например, тот седеющий мужчина в очках, который сидит на соседнем с тобой сидении автобуса. Взгляд его проницательных блекло-голубых глаз запоминает каждый новый психологический термин, который попадается ему в книге. Книги, которые он читает, не имеют ярких, кричащих обложек, но в них скрывается точная информация о количестве населяющих планету людей, о привычках австралийских опоссумов или о том из каких деталей состоит двигатель машины. С таким же упоением внук этого седеющего мужчины в этот же самый момент читает дома учебник по истории, с жадностью запоминая все, что происходило в прошлые века, когда его еще и в помине не было на свете.
А вот эта милая блондинка с мечтательным взглядом и губками бантиком, которая сидит напротив тебя, ищет в книгах свою любовь. Принц на белом коне, на черном, принц на мерседесе, на волге, на велосипеде или, в конце концов, принц на своих двоих – это ее мечтания, это ее грезы. Книги, которые она читает, спрятаны под розовыми переплетами с сердечками, на их обложках красуются целующиеся парочки, а название написано золотом и обязательно витиевато. Такие как она, влюбляются без памяти в книжных героев, ибо в реальности героев не встречают. И читает она только в свободное время, например, когда едет в автобусе или принимает ванну.
А вон там, в углу, сидит милая девушка с каштановыми волосами и отрешенными серыми глазами. Она читает постоянно. Куда бы она ни отправлялась, она берет с собой книгу. Читает она много и любит разные жанры. Она не обращает внимания на обложку, лишь бы написано было увлекательно и со смыслом. Что же ищет она под кожаными переплетами? Наверно, другую реальность, которая будет ей дороже настоящей. Может ей хочется в книгах найти уголок, который ее приютит. Она – книжная путешественница. Человек, который проживает сотни жизней в сотнях миров. Она мечтатель, словно Питер Пен в юбке, который не хочет взрослеть и не признает жестоких реалий.
А вот ты. Ты сидишь и читаешь очередной детектив или фантастический роман о жизни на других планетах, а может и классику, например, Булгакова или Уайльда. Не знаю. Ты можешь читать что угодно. Но вот твоя остановка. Ты закрываешь книгу и кладешь ее в синий потертый рюкзак, а может и вовсе не в синий, а в ярко-желтый. Опять же не знаю. Ты выходишь на улицу и полной грудью вдыхаешь осенний воздух. Что ты ищешь в книгах? Может, ты просто читаешь? Читаешь ради того, чтобы получить удовольствие. Ты просто читаешь, ты просто читатель. А что ты ищешь в книгах ты поймешь лишь когда найдешь.

Так какую же роль играет литература в жизни человека? Ты еще не понял? Я скажу. Самую главную роль. Книжные страницы хранят знания, мечты, секреты, тайны, иллюзии. Книги помогают понять себя и понять мир вокруг. Книги связывают нас с прошлым, предвидят будущее и делают лучше настоящее.
Книги – бумажные двери в огромные новые миры, которые умещаются на маленькой книжной полке.

Андреева Вера

Двадцать первый век. Век компьютеров, интерактивных систем и виртуальной реальности. Нужны ли современному человеку книги? Мой ответ – да. Книги нужны каждому человеку, ведь в круговороте современной жизни мы волнуемся о школе, работе, о том, заряжен ли наш телефон, и совершенно забываем о нашей душе, которая тоже нуждается в уединении и подзарядке. Книги – единственный в своем роде духовный лекарь, который может исцелить наш дух так же, как и положительные эмоции. Человек растет как интеллектуально, так и нравственно, читая.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Двадцать первый век. Век компьютеров, интерактивных систем и виртуальной реальности. Нужны ли современному человеку книги? Мой ответ – да. Книги нужны каждому человеку, ведь в круговороте современной жизни мы волнуемся о школе, работе, о том, заряжен ли наш телефон, и совершенно забываем о нашей душе, которая тоже нуждается в уединении и подзарядке. Книги – единственный в своем роде духовный лекарь, который может исцелить наш дух так же, как и положительные эмоции. Человек растет как интеллектуально, так и нравственно, читая. Для меня каждое прочитанное произведение является прожитой жизнью, после которой я набираюсь опыта и становлюсь мудрее. Некоторые просто не понимают ценность литературы и всего изложенного в ней. Я же, читая, научилась понимать человеческую натуру, что в ней сокрыто, мотивацию тех или иных поступков людей. А самое главное – научилась не судить людей, не узнав их истории.

Нельзя давать оценку книге по её обложке. Книги – те же люди, и, как писали братья Стругацкие, среди них есть «добрые и честные, мудрые, много знающие, а также легкомысленные пустышки, скептики, сумасшедшие, убийцы, дети, унылые проповедники, самодовольные дураки и полуохрипшие крикуны с воспаленными глазами». Что касается меня, литература – это мое всё: ментор, друг, увлечение. Меня она научила только хорошему и светлому, открыла глаза на многие вещи, научила любить слово, по словам Маяковского, «полководца человечьей силы».

Литература – искусство, и как у любого искусства, у нее есть свои имена, прославившие её. Я по-своему уважаю каждого писателя, внесшего вклад в развитие литературы, но особо выделяю несколько имен и произведений из всего прочитанного мной до сих пор. Так, моё обожание психологических романов переросло в любовь к произведениям Фёдора Михайловича Достоевского. С полной уверенностью могу назвать его нашим современником, в отличие от некоторых других классиков, потому что всё написанное им, является актуальным по сей день. Я восхищаюсь его слогом и испытываю эстетическое удовольствие от прочитанного. Достоевский - знаток русской души, удивляюсь каждый раз тому, как можно так точно и метко описывать человеческие чувства и эмоции, которые сокрыты очень глубоко.

Не менее важным и любимым произведением для меня является повесть-притча, написанная Ричардом Бахом, «Чайка по имени Джонатан Ливингстон». Проповедь о самосовершенствовании и самопожертвовании, манифест безграничной духовной свободе. Духовная свобода – это то, чем я бы хотела обладать в этой жизни. Данная книга является криком души каждого человека, хоть немного понимающего этот мир. Для меня Джонатан Ливингстон - это воплощение идеала сильной, независимой личности, любящей жизнь во всех её проявлениях. Перечитывая эту книгу, каждый раз открываю что-то новое, что наполняет, освобождает меня и дает мне силы для дальнейших свершений. Книги должны делать именно это - вдохновлять. Меня литература вдохновляет на добрые поступки, любовь к людям, вселяет в меня надежду на лучший исход событий и учит понимать людей.

Понятие о настоящей любви мне подарил роман Шарлотты Бронте «Джейн Эйр». Самое фантастическое в ней не сама любовная история, а то, что суть любых взаимоотношений заключается в умении прощать и принимать человека таким, какой он есть, вместе с его прошлым и его демонами. Мало кто умеет по-настоящему прощать, осадок от предательства всё равно остаётся в нас и вылезает на поверхность в будущем. Сила заключается в прощении. Перечитывая этот роман, я понимаю с каждым разом всё больше суть слова прощение.

Мини-манифестом любви и ярких человеческих чувств для меня является аллегорическая сказочная повесть Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Повесть о том, как важно сохранить в себе ребенка и не замерзнуть душой. Даже самые огромные романы-эпопеи не могут рассказать о том жизненно важном, что содержится в этой небольшой книге. «Самое главное – то, чего не увидишь глазами…», - говорил Маленький принц. Чувства – это то, что будет всегда выше и понятнее любых сказанных слов.

Литература – мой маленький мир, в котором можно укрыться от всех бурь жизни, а книги – мои друзья, которые всегда успокоят, никогда не предадут, вселят надежду. Ещё великий Антон Павлович Чехов говорил: « В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли...». Литературные произведения помогают нам в этом, делая нас прекрасными внутренне, а, если человек прекрасен изнутри, он очарователен и снаружи – это неизменная истина жизни, такая же, как закон бумеранга. Читая книги, человек уединяется, находит время для размышлений. Только не нужно путать одиночество и . Одиночество для меня психологическое, душевное, уединённость же - физическое. Первое отупляет, второе - успокаивает. Уединение приводит к гармонии с собой, со своим разумом, мыслями и чувствами. Книги помогают нам в этом, делая нас лучше, наставляя нас и успокаивая. Когда я читаю, то отдыхаю от повседневной рутины, могу на некоторое время забыть о житейских проблемах и просто насладиться чтением. Литература – самое лучшее изобретение человека, которое когда- либо существовало.

Литература – это огромное хранилище духовно-нравственных ценностей.

Казалось бы, каждый из нас давно знаком с понятием «литература». Но насколько литература многосложна и многозначна, мы, порой, даже не задумываемся. А ведь литература – это явление грандиозное, она создана гением человека, является плодом его ума.

Какова роль, значение литературы в жизни человека?

Литература – это средство познания мира, она помогает нам понять, «что такое хорошо и что такое плохо», указывает на истоки общечеловеческих конфликтов.

Литература помогает нам увидеть внутреннюю красоту человека, научиться понимать и ценить её.

Литература – это мощный источник воспитания духа, личности. Посредством раскрытия художественных образов литература даёт нам понятия о добре и зле, правде и кривде, истине и лжи. Никакие рассуждения, самые красноречивые, никакие доводы, самые убедительные, не могут оказать на ум человека такого воздействия, как правдиво нарисованный образ. И в этом сила и значимость литературы.

В литературе есть очень важное понятие — «текст». Правильная работа над текстом лучших мастеров слова, литераторов имеет огромное значение. Она расширяет кругозор человека, приучает к вдумчивому чтению, к пониманию тех идей, которые посредством образов выражает автор. Грамотная работа над текстом обогащает лексику человека, развивает умение владеть литературным языком и различными художественными приёмами.

Литература – это могучее оружие, которое может исцелять.

Литература указывает нам пути самосовершенствования.

О русской литературе замолвите слово. Среди достоинств русской литературы есть одно, быть может, самое ценное. Это её постоянное стремление сеять «разумное, доброе, вечное», её настойчивый порыв к свету и правде. Русская литература никогда не замыкалась в области чисто художественных интересов. Её творцы всегда были не только художниками, описывающими явления и события, но и учителями жизни, защитниками «униженных и оскорбленных», борцами против жестокости и несправедливости, приверженцами истины и веры.

Русская литература чрезвычайно богата как положительными, так и отрицательными образами. Наблюдая за ними, читатель имеет возможность пережить всю гамму чувств – от негодования и отвращения ко всему низкому, грубому, лживому, до глубокого восхищения, преклонения перед истинно благородным, мужественным, честным.

Литература стирает границы времени. Она знакомит нас с духом той или иной эпохи, с жизнью той или иной общественной среды – от царя Николая до учителя гимназии Беликова, от помещицы Затрапезной до бедной крестьянки – матери солдатской.

Раскрытие художественных образов является главной частью литературного чтения, его основой. Всякий художественный образ, как известно, является в одно и то же время и отражением действительности и выражениям идеологии писателя. Мало просто ознакомиться с литературным произведением. Надо попытаться проникнуть в тайны замысла, знать предысторию создания сочинения.

Литература развивает разум и чувства. Она – наш учитель, наставник, проводник. Проводник в мир реального и нереального. Способность выражать мысли в слове есть отличительная черта человека. Слова есть зеркало, в котором ясно отражается степень духовного развития. Всё то, что входит в нашу душу извне, отпечатывается в наших чувствах, мыслях, и в самом способе их выражения.

В творениях одного писателя мы встречаем смеющиеся картины, живописные изображения: это потому, что дух его воспитывался на лоне природы, там, где она щедрой рукой рассыпает дары свои.

Другой воспевает на лире своей битвы и сражения, ужасы, печальные явления страждущей жизни: это оттого, что душа творца знала много стонов.

В произведениях третьего природа человеческая является в самом жалком противоречии с идеей прекрасного: потому, что, с одной стороны, — зло, вечно враждующее с благом, с другой – неверие в высокое назначение человека, ожесточили владеющего пером.

Литература многогранна, её создатели очень разные. Литература взрослела вместе с Пушкиным и Лермонтовым, Гоголем и Чеховым, Блоком и Ахматовой. Она развивается и сейчас. Её идеи продолжают жить и бороться на нашей планете, они помогают избавить мир от скверны, жестокости, ничтожности.

Писатели всех времён и народов пытались дать ответ на вопрос: "Какое же место в жизни человека занимает литература?" Ведь какое произведение ни возьми, везде можно узреть эту проблему. Не обошёл её стороною и известный советский писатель Абрамов Фёдор Александрович.

Книги, литература играют важнейшую роль в жизни каждого. Ведь читая произведения, мы имеем возможность перенестись через года, через целые эпох как вперёд, в будущее, так и назад, в прошлое, наблюдать различные природные красоты, быть свидетелем интересных и поистине захватывающих событий. Но всем известно, что книга не бесконечна, и после прочтения её содержание становится объектом для порою очень длительных размышлений, которые непременно приведут нас к жизненно важному выводу. Именно этот факт и делает литературу неотъемлемой частью, дорогущим компаньоном в нашей судьбе.

Он убеждён в том, что она это единственный выход, единственное спасение для молодёжи в среде "с возросшим эгоцентризмом и индивидуализмом, с иждивенческими и потребительскими настроениями, с утратой бережного и любовного отношения к земле, к природе, с холодным рационализмом."

И не согласиться с писателем просто невозможно. Ведь только литература способна помочь нам сохранить и преумножить духовную культуру, которая была накоплена многовековым народным опытом.

И часто так бывает, что книга нам становится ближайшим другом, помощником, компаньоном в нашей непростой жизни. Так, Максим Горький в своей автобиографической трилогии повествует читателям о жизни мальчика Алёши, у которого совсем не было возможности ходить в школу, и потому его единственным источником знаний стали книги. Читая ночами, при свете свечи, герой открывал и познавал этот интереснейший мир. И уже совсем скоро Алёша забыл про одиночество, понял, что книга - это единственная вещь, что способна прийти ему на помощь, в какую ситуацию он бы ни попал.

Более того, в романе Михаила Афанасьевича Булгакова "Мастер и Маргарита" можно повстречать прекрасные слова: "Рукописи не горят." Ведь художественные произведения вдохновлены любовью и бесконечным поиском смысла жизни, потому они готовы пронестись сквозь года, чтобы найти свою дорогу к читателям и помочь им отличать добро и зло, вечное и сиюминутное, истину и ложь.

Таким образом, на примере произведений всего пары писателей мы не раз убедились, что литература и книги играют важнейшую, неотъемлемую роль в нашей жизни, становясь нашими вечными друзьями и помогая нам во всём.

Переформатирование культуры приводит и к тому, что литература уходит на дальний план, и мы с трудом можем предсказать, насколько дальний. Читают, несомненно, меньше - и думаю, что удельный вес литературы как таковой будет меняться. Как и сама литература. С ней тоже что-то происходит: помню, как лет 30 назад я впервые увидела комикс, роскошный роман про мышей. Я посмотрела на него с недоумением, а моя подруга-художница назвала это книгами будущего. Я фыркнула, но она была права. Наши каналы восприятия расширяются, они меняют направление своей работы. Человеческое творчество, безусловно, останется, только человек будет не книжки писать. Но на рисунках, как мы знаем, выросла целая культура.

Там, где есть соприкосновение нескольких искусств, произрастает что-то новое. Когда мы увидели первые фильмы Феллини, мы поняли, что это не кинематограф, а что-то иное. Видимо, все будет другое. Дико интересно! Обратите внимание, что если 40 лет назад главным жанром была фантастика и мы читали Брэдбери, то сейчас фантастика малоинтересна: мы живём в том времени, которое нам спроектировали фантасты 20 века.

Поэтому мне ужасно хочется зафиксировать происходящее. Я всю жизнь пишу записные книжки. Последние годы мне становятся интереснее эти самоотчеты. Я уже мало помню и с трудом вспоминаю, что было на прошлой неделе. Жизнь такая интенсивная и скоростная, что памяти не хватит: я не Дима Быков. Такое даже чувство, что я жизнь собственную не успеваю догонять.

Предыстория: будучи студентом филфака, я проводила опрос среди одногруппниц, касательно литературы: их предпочтения и объемы прочитанного за последний год. В 80% случаев мне нагло врали, дабы показаться умнее, образованнее и т.д.

На сегодняшний день чтение стало трендом, а значит дело плохо. Выбрать достойную книгу очень сложно, потому что на полках с бестселлерами лежать второсортные романы, рейтинги наполнены мусором, знакомые зачитываются пустышками.

Книга становится чем-то вроде аксессуара. Читающие почему-то думают, что совершают нечто из ряда вон выходящее.

На самом же деле, чтение никогда не было показателем ума. Ум приобрести невозможно, его развивают. Если развивать нечего, нужно быть просто хорошим человеком.

Если же отделить зерна от плевел, то все просто - книга, как и во все времена, может служить источником информации, но информации настолько сокрытой сюжетом и метафорами, что не всякий разберет, в чем собственно соль. Художественная литература показывает нам историю человечества во всем ее великолепии.

Почему не фильм? Существует огромное количество книг, которые увлекательнее самых новых кинолент (тем более кинематограф последнее время чаще огорчает).

И наконец: в мировой литературе зародились все архитипы, сюжеты, конфликты, композиции, поэтому знание этой литературы делает Вас образованным человеком: и режиссер и астрофизик должны цитировать Мильтона, Бокаччо и Чехова.