Быт и нравы фамусовского общества в комедии Грибоедова в «Горе от ума. Сочинение на тему Быт и нравы фамусовского общества в комедии Грибоедова в «Горе от ума

Коллекция сочинений: Быт и нравы барской Москвы. Фамусовская Москва

А. С. Грибоедов родился в дворянской семье. Его жизнь (1794-1829) и деятельность проходили под влиянием героической борьбы русского народа против Наполеона и революционного движения декабристов. Грибоедов восхищался отвагой и талантом русского народа. Высокообразованный и воспитанный человек, он владел многими иностранными языками, писал музыку, был офицером, талантливым государственным деятелем, одним из лучших дипломатов своего времени. Грибоедов тонко понимал русский , душевную красоту и живой ум русского человека. Грибоедов очень любил Россию. Эта любовь к Родине вызывала в его душе ненависть к рабству и угнетению. Он презирал пошлый и варварский мир крепостниковпомещиков, чиновников, взяточников. Эти черты характера и мировоззрения Грибоедова отразились в комедии "Горе от ума". В ней Грибоедов возмущается против самодержавно-крепостнического строя. Образом Александра Андреевича Чацкого Грибоедов показал взбунтовавшегося человека, презирающего реакционное общество, защищающего свободу, гуманность, культуру, имеющего свой взгляд на мир и человеческие отношения.

Вот, например, у нас уж исстари ведется,

Что по отцу и сыну честь:

Будь плохонький, да если наберется

Душ тысяч две родовых,

Тот и жених.

К себе на службу Фамусов берет только родных и близких. Уважает лесть и низкопоклонство. Он хочет убедить Чацкого служить, "на старших глядя", "подставить стул, поднять платок". На что Чацкий возражает: "Служить бы рад, прислуживаться тошно", он считает, что нужно служить "делу, а не лицам". Чацкий уважает таких молодых людей, которые "не торопятся записаться в полки шутов". Ярким примером такого "шута" является подхалим Молчалин, который в комедии показан низким и пошлым, привыкшем угождать "всем людям без изъятья". Еще отец учил его угождать всем:

Хозяину, где доведется жить,

Начальнику, с кем буду я служить,

Слуге его, который чистит платье,

Швейцару, дворнику, для избежанъя зла,

Собаке дворника, чтоб ласкова была!

Все в Молчалине: поведение, слова - подчеркивают малодушие человека, стремящегося сделать себе карьеру, "не разбираясь в средствах". Он коварен в отношениях с Софьей, которую любит "по должности". Чацкий с горечью говорит: "Молчалины блаженствуют на свете!" Его возмущает их поведение. Он выступает против тех, кто к службе относится формально, бюрократически. Если Фамусов считает: "подписано, так с плеч долой", то Чацкий говорит: "Когда в делах - я от веселий прячусь, когда дурачиться - дурачусь, а смешивать два этих ремесла есть тьма искусников, я не из их числа."

Грибоедов смело выступает против палочной муштры, аракчеевщины в армии. При встрече со Скалозубом, полковникам царской армии, Чацкий видит, насколько тот глуп. Скалозуба интересуют только чиныи награды. Он мечтает о чине генерала, радуется, читая о том, что его товарищи погибли:

Довольно счастлив и в товарищах моих -

Вакансии как раз открыты!

То старших выключат иных,

Другие, смотришь, перебиты.

Скалозуб заключил в себе типичные черты реакционера аракчеевского времени. "Хрипун, удавленник, фагот. Созвездие маневров и мазурки",- так характеризует его Грибоедов. Скалозуб - враг просвещения и науки. "Ученостью меня не обморочишь", - говорит он, приветствуя проект, по которому в школе будут учить только шагистике, "а книги сохранят так: для больших оказий". Но не только один Скалозуб выступает против просвещения, знаний, науки. Все фамусовское общество не любит просвещенных людей. "Ученье - вот чума, ученость - вот причина, что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей, и дел, и мнений", - говорит Фамусов. А богатая старуха Хлестова, говоря об образовании, заявляет:

И впрямь, с ума сойдешь от этих, от одних

От пансионов, школ, лицеев...

Образы Грибоедова глубоко реалистичны. Фамусов, Скалозуб, Молчалин, Хлестова, плут Загорецкий и все прочие являются отображением действительности. Эти люди, глупые и корыстные, боящиеся просвещении и прогресса, мысли которых устремлены лишь на приобретение почестей и титулов, богатства и нарядов, составляют единый лагерь реакции, попирающей все живое. Мы видим, как это общество преклоняется перед иностранным. Чацкий осуждает это "пустое, рабское, слепое подражанье". Его возмущает, когда какой-то французик из Бордо, приехав в Россию, чувствует себя как дома. Чацкий призывает сильных душой людей:

Воскреснем ли когда от чужевластья мод?

Чтоб умный, бодрый наш народ.

Хотя по языку нас не считал за немцев!

Этими словами автор подчеркивает любовь к русскому народу. Это призыв к борьбе за национальное достоинство. Грибоедов показывает, как искалечило фамусовское общество Софью, умную, красивую и мечтательную девушку. Воспитание у француженок-гувернанток привило Софье много отрицательного, сделало ее представительницей общепринятых в барской Москве взглядов, приучило ее ко лжи и лицемерию. Все ее хорошие черты и природные данные не могли получить в фамусовском обществе своего правильного развития. Поэтому она, вместо Чацкого - полюбила Молчалина, хотя и увидела его в настоящем свете. Чацкий же любит Софью. "Чуть свет - уж на ногах! И я у ваших ног", - говорит он. Но Софья отталкивает его, и тогда Чацкий с болью в сердце произносит:

Другой найдется, благонравный,

Низкопоклонник и делец,

Достоинствами, наконец,

Он будущему тестю равный.

В комедии «Горе от ума» показана барская Москва. Точнее, две Москвы — Москва Фамусова и Москва Чацкого.

Кто такой Фамусов? Барин, каких в Москве много. И, как всякий барин, он дает балы и обеды, где собирается «вся Москва». О чем же говорят гости? О книгах? О политике? О науке? Нет, они говорят о деньгах, о приемах, сплетничают, играют в карты. Гости Фамусова глупы и спесивы, гордятся своими чинами и деньгами. Они рассуждают о патриотизме так, как могут рассуждать об этом только очень ограниченные люди — Фамусов говорит что-то об «особом отпечатке на всех московских». Ну о каком патриотизме может идти речь, если большая часть фамусовцев даже родного языка толком не знает?

Высказывания фамусовских гостей говорят о них, как о людях расчетливых, не брезгующих ничем карьеристов. Сам Фамусов с восхищением рассказывает о своем дяде, который «когда надо подслужиться», готов биться затылком, «сгибаясь вперегиб». Он произносит примечательные для его круга слова:

Ученье — вот чума, ученость — вот причина, Что нынче пуще, чем когда, Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

В это фамусовское общество попадает Чацкий — умный, образованный, правдолюбивый человек. И понимает, что пришелся здесь не ко двору: любимая девушка предпочла ему менее умного, зато услужливого Молчалина. Чацкий — умница, личность просвещенная, умеющая самостоятельно мыслить и принимать решения, открытая новым веяниям. «Фамусовцы» же ничего такого не приветствуют и годами варятся в «собственном соку», перемывая от безделья друг другу косточки.

Из огня тот выйдет невредим, Кто с вами день пробыть успеет. Подышит воздухом одним, И в нем рассудок уцелеет, —

заключает Чацкий. Наверное, действительно трудно жить в таком вот фамусов-ском обществе и не «заразиться» от него надменностью, глупостью, ограниченностью, ленью, фальшью. Материал с сайта

Фамусов возмущен нравами, когда молодежь пытается учить старших: «Ужасный век!.. Все умудрились не по летам!» Все дело, считает он, в свободе нравов, в распространении знаний. Для него человек, достойный подражания, — Скалозуб. А тому — «только бы досталось в генералы».

Грибоедов от души посмеялся над пороками московского высшего общества. Здесь ценятся лишь власть и деньги, души человеческие никому не нужны. Здесь люди полны чванства, мнят умными только себя, остальных же презирают. Здесь все улыбаются друг другу, но истинной дружбы, любви нет ни в ком. Грибоедову удалось изобразить «вечных» героев: гонителей науки, приспособленцев, пустых болтунов, женских угодников. К сожалению, они никогда не переведутся в обществе...

В комедии «Горе от ума» показана барская Москва. Точнее, две Москвы - Москва Фамусова и Москва Чацкого. Кто такой Фамусов? Барин, каких в Москве много. И, как всякий барин, он дает балы и обеды, где собирается «вся Москва». О чем же говорят гости? О книгах? О политике? О науке? Нет, они говорят о деньгах, о приемах, сплетничают, играют в карты. Гости Фамусова глупы и спесивы, гордятся своими чинами и деньгами. Они рассуждают о патриотизме так, как могут рассуждать об этом только очень ограниченные люди - Фамусов говорит что-то об «особом отпечатке на всех московских». Ну о каком патриотизме может идти речь, если большая часть фамусовцев даже родного языка толком не знает? Высказывания фамусовских гостей говорят о них, как о людях расчетливых, не брезгующих ничем карьеристов. Сам Фамусов с восхищением рассказывает о своем дяде, который «когда надо подслужиться», готов биться затылком, «сгибаясь вперегиб». Он произносит примечательные для его круга слова: Ученье - вот чума, ученость - вот причина, Что нынче пуще, чем когда, Безумных развелось людей, и дел, и мнений. В это фамусовское общество попадает Чацкий - умный, образованный, правдолюбивый человек. И понимает, что пришелся здесь не ко двору: любимая девушка предпочла ему менее умного, зато услужливого Молчалина. Чацкий - умница, личность просвещенная, умеющая самостоятельно мыслить и принимать решения, открытая новым веяниям. «Фамусовцы» же ничего такого не приветствуют и годами варятся в «собственном соку», перемывая от безделья друг другу косточки. Из огня тот выйдет невредим, Кто с вами день пробыть успеет. Подышит воздухом одним, И в нем рассудок уцелеет, - заключает Чацкий. Наверное, действительно трудно жить в таком вот фамусов-ском обществе и не «заразиться» от него надменностью, глупостью, ограниченностью, ленью, фальшью. Фамусов возмущен нравами, когда молодежь пытается учить старших: «Ужасный век!.. Все умудрились не по летам!» Все дело, считает он, в свободе нравов, в распространении знаний. Для него человек, достойный подражания, - Скалозуб. А тому - «только бы досталось в генералы». Грибоедов от души посмеялся над пороками московского высшего общества. Здесь ценятся лишь власть и деньги, души человеческие никому не нужны. Здесь люди полны чванства, мнят умными только себя, остальных же презирают. Здесь все улыбаются друг другу, но истинной дружбы, любви нет ни в ком. Грибоедову удалось изобразить «вечных» героев: гонителей науки, приспособленцев, пустых болтунов, женских угодников. К сожалению, они никогда не переведутся в обществе...

А. С. Грибоедов (1794—1829) родился в дворянской семье. Его жизнь и деятельность проходили под влиянием героической борь-бы русского народа против Наполеона и в период революционного движения дека-бристов.

Высокообразованный и воспитанный чело-век, он владел многими иностранными язы-ками, писал музыку, был талантливым госу-дарственным деятелем, одним из лучших дипломатов своего времени. Грибоедов тон-ко понимал русский характер, душевную кра-соту и живой ум русского человека.

Грибоедов очень любил Россию. Эта лю-бовь к Родине сочеталась в его душе с нена-вистью к рабству и угнетению. Он презирал пошлый и варварский мир крепостников-по-мещиков, чиновников, взяточников.

Эти черты характера и мировоззрения Гри-боедова отразились в комедии «Горе от ума». В ней автор выступил с резкой крити-кой самодержавно-крепостнического строя. В образе Александра Андреевича Чацкого Грибоедов показал человека передовых взглядов, презирающего реакционное обще-ство, защищающего свободу, гуманность, культуру, имеющего свой взгляд на мир и че-ловеческие отношения.

Чацкий — молодой, культурный, высокооб-разованный человек, недавно вернувшийся из заграничного путешествия. Он принадлежит к небогатой семье дворян. Детство Чацкого прошло в Москве, затем он служил в Петер-бурге, был «с министром знаком», но бросил службу, не желая «прислуживаться». Он гнев-но критикует существующие порядки. Но та-ких людей, как Чацкий, в то время было еще немного. В комедии «Горе от ума» герой пока-зан во враждебном окружении. Вокруг него процветает мир Фамусовых, скалозубов, молчалиных и загорецких, с его мелкими целями и низкими стремлениями.

Основной противник Чацкого Фамусов — бо-гатый крепостник, защитник самодержавно-крепостнического строя, типичный представи-тель барской Москвы. Своих слуг он не считает за людей, обращается с ними грубо, может продать, сослать на каторгу. Ругает их ослами, чурбанами, зовет Петрушками, Фильками, Фомками. Иначе говоря, презирает их.

Чацкого возмущает барская Москва, кото-рая ценит в людях лишь чины и богатство. «Ах! Матушка, не довершай удара! Кто беден, тот тебе не пара», — говорит Фамусов. А да-лее он добавляет:

Вот, например, у нас уж исстари ведется,

Что по отцу и сыну честь:

Будь плохонький, да если наберется

Душ тысячи две родовых,

Тот и жених.

Чацкий выступает против тех, кто к службе относится формально, бюрократически. Ес-ли Фамусов считает: «подписано, так с плеч долой», то Чацкий говорит: «Когда в делах — я от веселий прячусь, когда дурачиться — дурачусь, а смешивать два этих ремесла есть тьма искусников, я не из их числа».

К себе на службу Фамусов берет только род-ных и близких. Он хочет убедить Чацкого слу-жить, «на старших глядя», «подставить стул, поднять платок». На что Чацкий возражает: «Служить бы рад, прислуживаться тошно», — он считает, что нужно служить «делу, а не лицам». Чацкий уважает таких молодых людей, которые не торопятся записаться «в полки шутов».

Ярким примером такого «шута» является подхалим Молчалин, который в комедии по-казан низким и пошлым, привыкшим угож-дать «всем людям без изъятья». Еще отец учил его этому:

Хозяину, где доведется жить,

Начальнику, с кем буду я служить,

Слуге его, который чистит платье,

Швейцару, дворнику, для избежания зла,

Собаке дворника, чтоб ласкова была!

Все в Молчалине: поведение, слова, — подчеркивают малодушие человека, стремя-щегося сделать себе карьеру, «не разбира-ясь в средствах». Он бессовестно обманыва-ет Софью, которую любит «по должности». Чацкий с горечью замечает: «Молчалины блаженствуют на свете!»

Грибоедов смело выступает против па-лочной муштры, аракчеевщины в армии. Так, полковника Скалозуба интересуют только чины и награды. Он мечтает о чине генерала, радуется, читая о том, что его то-варищи погибли:

Довольно счастлив и в товарищах моих —

Вакансии как раз открыты!

То старших выключат иных,

Другие, смотришь, перебиты.

Скалозуб заключил в себе типичные черты реакционера аракчеевского времени: «Хри-пун, удавленник, фагот. Созвездие маневров и мазурки» — так характеризует его Грибое-дов. Скалозуб — враг просвещения и науки. «Ученостью меня не обморочишь», — гово-рит он, приветствуя проект, по которому в школе будут учить только шагистике, «а кни-ги сохранят так: для больших оказий». Но не только один Скалозуб выступает против про-свещения, знаний, науки. Все фамусовское общество не любит просвещенных людей. «Ученье — вот чума, ученость — вот причина, что нынче пуще, чем когда, безумных разве-лось людей, и дел, и мнений», — говорит Фа-мусов. А богатая старуха Хлестова, говоря об образовании, заявляет:

И впрямь, с ума сойдешь от этих, от одних

От пансионов, школ, лицеев...

Образы комедии глубоко реалистичны. Фамусов, Скалозуб, Молчалин, Хлестова плут Загорецкий и все прочие — типичные представители барской Москвы. Эти люди, глупые и корыстные, боящиеся просвещения и прогресса, мысли которых устремлены лишь на приобретение почестей и титулов, богатства и нарядов, составляют единый лагерь реакции, попирающей все живое.

Мы видим, как это общество преклоняется перед всем иностранным. Чацкий осуждает это «пустое, рабское, слепое подражанье». Его возмущает, когда какой-то «французик из Бордо», приехав в Россию, чувствует себя как дома. Чацкий призывает:

Воскреснем ли когда от чужевластья мод?

Чтоб умный, бодрый наш народ

Хотя по языку нас не считал за немцев!

В этих словах и любовь к русскому наро-ду, и призыв к борьбе за национальное до-стоинство.

Грибоедов показывает, как искалечило фамусовское общество Софью, умную, кра-сивую и мечтательную девушку. Воспитание француженок-гувернанток привило Софье много отрицательных качеств, сделало ее представительницей общепринятых в бар-ской Москве взглядов, приучило ее ко лжи и лицемерию. Ее природный ум и доброта не могли получить в фамусовском обществе должного развития. Поэтому она и предпо-чла Чацкому Молчалина, не сумев распоз-нать настоящую любовь. Чацкий же любит Софью. «Чуть свет — уж на ногах! И я у ва-ших ног», — говорит он. Но Софья отталки-вает его, и тогда Чацкий с болью в сердце произносит:

Другой найдется, благонравный,

Низкопоклонник и делец,

Достоинствами, наконец,

Он будущему тестю равный.

В том, что Софья стала типичной барыш-ней фамусовского общества, она не винова-та. Виновато общество, в котором она роди-лась и жила, «она загублена в духоте, куда не проникал ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха» (Гончаров. «Мильон терза-ний»). Софье, по заключению Гончарова, «тя-желее даже Чацкого».

Резкая, обличительная сатира Грибоедова попала в цель и вызвала бурю протеста в дворянской среде. Передовые люди того времени, наоборот, горячо приветствовали появление комедии «Горе от ума». В. Г. Бе-линский писал: «Какая убийственная сила сарказма, какая едкость иронии, какой па-фос в лирических излияниях раздраженного чувства... Какие Типические характеры; ка-кой язык, какой стих — энергический, сжа-тый, молниеносный, чисто русский! Удиви-тельно ли, что стихи Грибоедова обратились в поговорки и пословицы и разносились между образованными людьми по всем кон-цам земли русской!»

Комедия «Горе от ума» и сейчас не утрати-ла своего значения. Вместе с автором мы по-прежнему смеемся и негодуем. Грибоедов подверг критике не только недостатки своего времени, он выступил против всего косного и ничтожного, за передовое и благородное. И нам ценна горячая вера писателя в Рос-сию, в свою Родину.

В комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова основным элементом изображения являются нравы московского консервативного дворянства. Именно обличение устаревших, отживших свой век аристократических взглядов на острые социальные вопросы является основной задачей этой пьесы. Все отрицательные черты помещиков-крепостников начала 19 века сосредоточились в многочисленных представителях «века минувшего» в комедии – в фамусовском обществе.

Образ Фамусова в комедии «Горе от ума»

Главным защитником идей «века минувшего» в пьесе является Павел Афанасьевич Фамусов. Он занимает влиятельный пост, богат и знатен. Именно в его доме происходит действие комедии. Его именем названо в пьесе общество консервативных дворян. В образе этого персонажа отразились черты всей московской аристократии начала 19 века.

В произведении «Горе от ума» фамусовское общество изображено как лагерь людей, ценящих в человеке только высокий чин, деньги и связи. Личные качества в свете не имеют никакого веса. Фамусов строго и категорично заявляет своей дочери: «Кто беден, тот тебе не пара». Он, «как все московские», желает видеть в зятьях богатого и знатного человека. При этом деньги и чины в помещичьем обществе рассматриваются как высшая ценность человека: «Будь плохонький, ла если наберется душ тысячки две родовых, – тот и жених».

В образе Фамусова также отразилась привычка дворян проводить жизнь «в пирах и в мотовстве». В календаре Фамусова, который он во втором действии читает со своим слугой, запланированы только званые обеды, поминки и крестины. И к своим делам по службе он относится формально. Фамусов подписывает документы не глядя: «А у меня, что дело, что не дело, обычай мой такой, подписано, так с плеч долой».

Осуждению в комедии «Горе от ума» подвергается и привычка московского дворянства устраивать людей на выгодные места службы не по их деловым качествам, а исходя из родственных связей. Фамусов признается: «При мне служащие чужие очень редки: все больше сестрины, свояченицы детки».
В лице Фамусова изображается Грибоедовым фамусовское общество в целом. Оно предстает перед читателем как общество людей, испытывающих презрение к незнатным и бедным и преклоняющихся перед чинами и деньгами.

Полковник Скалозуб как идеал дворянина в фамусовском обществе

Самым желанным зятем для себя Фамусов видит полковника Скалозуба, который представлен в комедии как крайне глупый солдафон. Зато он достоин руки Софьи, дочери Фамусова, только потому, что он «и золотой мешок, и метит в генералы». Его звание получено тем же способом, каким добывается любой чин в Москве – с помощью связей: «Чтобы чины добыть, есть многие каналы…»

Скалозуб, как и Фамусов, оказывает протекцию своим родным и знакомым. Например, благодаря стараниям Скалозуба, его двоюродный брат «выгод тьму по службе получил». Но, когда ему следовал высокий чин, он оставил службу и уехал в деревню, где стал вести спокойную и размеренную жизнь. Ни Фамусов, ни Скалозуб отнестись с пониманием к этому поступку не способны, ведь оба они питают страстную любовь к чинам и положению в обществе.

Роль Молчалина в пьесе «Горе от ума»

Среди представителей фамусовского общества должны обязательно присутствовать дворяне не слишком высоких чинов, но стремящиеся к ним, которые будут выражать подобострастное отношение к старшему поколению, стараться выслужиться перед ним. Такова роль Молчалина в пьесе «Горе от ума»

В начале пьесы этот герой предстает перед читателем как молчаливый и скромный возлюбленный Софьи. Но как только девушке не удается сдержать на публике свои чувства к Молчалину, начинает открываться его истинное лицо. Он, как и Фамусов, очень опасается людской молвы: «Злые языки страшнее пистолета». Чувств к Софье он не имеет, а изображает ее любовника, чтобы угодить дочери «такого человека». Молчалина с детства учили «угождать… хозяину, где доведется жить», «начальнику», у которого он будет состоять на службе.

Безмолвен и услужлив Молчалин только потому, что пока не имеет высокого чина. Он вынужден «зависеть от других». Такие люди «блаженствуют на свете», ведь аристократическое общество только и ждет преклонения и услужливости в свой адрес.

Внесценические персонажи комедии

Фамусовское общество в комедии «Горе от ума» довольно многочисленно. Кроме того его границы расширяются и за счет введение в пьесу внесценических персонажей.
Примечательным в этом отношении является образ Максима Петровича, дяди Фамусова, который вызывает восхищение у помещиков-крепостников своим умением «подслужиться». Его желание повеселить императорский двор, выставив себя на посмешище, Фамусов не считает унижением. Для него это проявление смышлености. Зато Максим Петрович был «весь в орденах» и имел «сто человек к услугам».
Также Фамусов вспоминает покойного Кузьму Петровича. Его главная характеристика – «богат и на богатой был женат».

Упоминается в пьесе влиятельная Татьяна Юрьевна. С ней очень выгодно состоять в хороших отношениях, потому что «чиновные и должностные – все ей друзья и все родные».
Внесценические персонажи помогли Грибоедову дать более яркую и запоминающуюся характеристику фамусовскому обществу.

Выводы

Московское аристократическое общество в комедии «Горе от ума» представлено как общество, страшащееся всего нового, прогрессивного, передового. Любые изменения во взглядах дворянства угрожают их личному благополучию, привычному комфорту. На момент написания пьесы идеалы «века минувшего» были все еще очень крепки. Но в обществе дворян уже назрели противоречия, которые приведут позднее к смене старых взглядов и ценностей новыми.

Краткая характеристика фамусовского общества и описании идеалов его представителей помогут ученикам 9 классов при написании сочинения на тему «Фамусовское общество в комедии «Горе от ума»»

Тест по произведению