Изучение нотной грамоты для детей. Простейшая нотная грамота для дошкольников

Нотная грамота представляет собой своеобразный язык, который понимают все музыканты. Тем, кто решил попробовать себя в музыке, нужно познакомиться с этим языком. Все не так сложно, как может показаться.

Каждый музыкальный звук определяется четырьмя физическими свойствами:

  1. высотой
  2. продолжительностью
  3. громкостью
  4. тембром (окраской)

С помощью нотной записи музыкант получает информацию о всех этих свойствах звуков, которые он собирается спеть или сыграть на музыкальном инструменте.

Высота звука (звуковысотность)

Все музыкальные звуки выстроены в единую систему – звукоряд . Это ряд, в котором все звуки идут друг за другом по порядку, от самых низких до самых высоких звуков или наоборот, от высоких к низким. Звукоряд делится на части – октавы, которые содержат набор нот: ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ.

Если обратиться к клавиатуре фортепиано, то в центре клавиатуры, обычно напротив названия, находится первая октава . Правее первой октавы, выше, расположена вторая октава, затем третья, четвертая и пятая (состоящая всего из одной ноты “до”). Ниже, левее первой октавы, расположена малая октава, большая октава, контроктава и субконтроктава (состоящая из белых клавиш ля и си).

Изображают в виде пустых или закрашенных (затушеванных) овалов – головок. К головкам справа или слева могут дорисовываться штили — вертикальные палочки и хвосты (хвосты называются флажками).

Если штиль у ноты направлен вверх, то его пишут с правой стороны, а если вниз – с левой. При написании нот действует правило: до 3-й линейки штили нот должны быть направлены вверх, а начиная с 3-й линейки – вниз.

Для записи и чтения нот используется нотный стан (нотоносец) . Нотный стан представляет собой пять параллельных линий (линеек) для записи нот, пронумерованных снизу вверх. Ноты звукоряда записываются на нотном стане: на линейках, под линейками или над линейками. Если для записи ноты не хватает основных 5 линеек, то вводятся дополнительные линейки, которые добавляются сверху или снизу нотного стана. Чем выше звучит нота, тем выше она располагается на линейках. Однако если на нотный стан (нотоносец) не поставлен музыкальный ключ, то положение нот на нотном стане указывает высоту звука только приблизительно: выше или ниже.

Музыкальный ключ – это точка отсчета, которая указывает на положение ноты с конкретной определенной высотой. Ключ ставят обязательно в начале любого нотоносца. Если есть ключ, то зная, где пишется одна нота, можно легко определить положение и другой ноты. Нотная запись получается компактнее, и ноты удобно читать, когда большинство нот находится на основных линиях нотного стана, без дополнительных линий сверху и снизу, поэтому в музыке существует множество музыкальных ключей. Несмотря на то, что совокупный диапазон звучания различных голосов и музыкальных инструментов составляет около 8 октав, диапазон отдельно взятого голоса или музыкального инструмента обычно гораздо уже, что и отражено в названиях музыкальных ключей: сопрановый - для сопранового регистра, альтовый - для альтового, теноровый - для тенора, басовый - для баса (сокращённо SATB).

Музыкальные ключи можно разделить на 3 группы:

Ключ “Соль” – указывает на расположение ноты “Соль” первой октавы. Произошел данный ключ от латинской буквы G, обозначающей ноту “Соль”. К ключам “Соль” относятся Скрипичный и Старофранцузский ключи, выглядят они следующим образом.

Ключ “Фа” – указывает на расположение ноты “Фа” малой октавы. Произошел ключ от буквы латинской F (две точки – это две перекладинки буквы F). К ним относятся Басовый ключ, Басопрофундовый и Баритоновый ключи. Выглядят они следующим образом.

Ключ “До” – указывает на расположение ноты “До” первой октавы. Произошел от латинской буквы C, которая обозначает ноту “До”. К таким ключам относятся Сопрановый (он же Дискантовый) ключ, Меццо-сопрановый, Альтовый и Баритоновый ключи (Баритоновый ключ можно обозначить не только ключом группы “Фа”, но и ключом группы “До”). Выглядят ключи “До”следующим образом

На следующем рисунке изображены различные музыкальные ключи

Источник — https://commons.wikimedia.org , автор — Струнин

Также есть нейтральные ключи для партий барабанов и гитарных партий (так называемая табулатура).

Ноты, предназначенные для исполнения группой музыкантов, часто объединяют в партитуры, в которых для каждого инструмента, голоса или партии отводится отдельная строка, отдельный нотоносец. Вся партитура объединяется сначала сплошной вертикальной начальной чертой, а нотоносцы нескольких партий или группы инструментов объединяются специальной скобой – акколадой .

Акколада бывает в виде фигурной или квадратной (прямой) скобы. Фигурной акколадой объединяют партии, которые исполняет один музыкант (например, две строчки фортепиано, органа и т.д.), а квадратной акколадой объединяются строчки партий разных музыкантов, которые составляют единую группу (например, музыка для ансамбля струнных инструментов или хора).

Конец партитуры или какой-то части обозначают в нотах двойной вертикальной чертой. Если кроме двойной черты рядом стоят еще и две точки между линейками нотоносца (знаки репризы ), то это говорит о том, что все произведение или какой-то раздел нужно повторить.

В нотах могут встретиться пунктирные линии с восьмеркой (знаки переноса на октаву). Они означают, что все, что находится в зоне действия данных линий, нужно играть на октаву выше или ниже. Эти октавные знаки нужно для упрощения чтения очень высоких/низких нот, для записи которых нужно много дополнительных линеек.

К основным музыкальным ступеням относятся 7 звуков: ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ. На фортепиано для нахождения этих музыкальных ступеней нужно ориентироваться на черные клавиши, которые располагаются группами две-три, две-три. Под любой такой группой, слева, находится нота “До” и дальше располагаются другие ноты.

Есть также производные ступени (измененные основные), которые получаются повышением или понижением звучания основном ступени на полутон. Полутоном называется расстояние между двумя любыми соседними звуками (клавишами) на клавиатуре фортепиано. Чаше всего это будет черная клавиша справа или слева. Измененные ступени бывают двух видов:

  • Диез – повышение на полутон.
  • Бемоль – понижение на полутон.

Изменение основных ступеней называется альтерацией. Знаков альтерации всего пять: диез, бемоль, дубль-диез, дубль-бемоль и бекар.

Дубль-диез повышает звук на два полутон (т.е. целый тон), дубль-бемоль понижает звук на два полутона (т.е. на целый тон), а бекар отменяет любой из перечисленных знаков (играется “чистая” нота без повышения или понижения).

В нотах может быть два вида альтерации:

  1. Случайные знаки – знак альтерации пишется непосредственно перед нотой, которую нужно изменить и действует только в этом месте или такте.
  2. Ключевые знаки – диезы и бемоли, которые пишутся в начале каждой строки возле ключа и действуют каждый раз, когда встречается данный звук, в любой октаве и на всем протяжении произведения.

Ключевые знаки выставляются строго в определенном порядке:

Порядок диезов – ФА ДО СОЛЬ РЕ ЛЯ МИ СИ

Порядок бемолей – СИ МИ ЛЯ РЕ СОЛЬ ДО ФА

Длительность

Длительности нот имеют отношение к области ритма и музыкального времени. Музыкальное время особенное, оно протекает равномерными долями и сравнимо, скорее, с биением сердца. Обычно одна такая доля ассоциируется с четвертной по длительности нотой. В нотах могут встретиться, как минимум, два вида музыкальных длительностей: четные и нечетные, причем длительности имеют не только ноты, но и паузы (знаки молчания).

  1. Четные музыкальные длительности – образуются от деления более крупной длительности на число 2 или 2 n (2, 4, 8, 16, 32, 64, 128 и т.д.). За основу для деления принимается целая нота, которая обычно при игре просчитывается (мысленно или вслух считаемся до 4-х) на 4 доли. Одинаковые “хвостатые” восьмые или шестнадцатые ноты часто объединяют в группы под одно ребро.

На следующем рисунке приведены ноты, название их длительностей, а справа паузы таких же размеров.

  1. Нечетные музыкальные длительности образуются от дробления длительности не на две равные половинки, а на три или любое другое количество долек, вплоть до 18-19 долей. Так образуются, например, триоли (при делении на три доли) или квинтоли (при делении на пять долей).

Существует три способа продления нот и пауз:

Пунктирный ритм (нота с точкой) – это ритм с точками. Точки ставятся справа от значка ноты или паузы и удлиняют звучание ровно на половину длительности ноты или паузы. Так, для половинной ноты с точкой длительность будет не две, а три доли и т.д. Может также быть нота с двумя точками: первая точка удлиняет ее длительность на половину, а вторая точка – еще на 1/4 часть, т.е. такая нота удлиняется на 3/4 части своей длительности.

– то значок, который просит задержать выделенную ноту или паузу настолько, настолько это чувствуется необходимым исполнителю. Большинство музыкантов склоняются к мнению, что фермата тоже удлиняет ноту наполовину (можно взять для себя это за правило). Фермата в отличие от ритма не занимается время такта, это дополнительный бонус, который тормозит привычное движение.

Объединяющая лига – связывает две или несколько нот, которые находятся на одной высоте и следуют друг за другом. Ноты под лигой не повторяются, а объединяются в одну длительность. Кстати, паузы лигами не объединяются.

Музыкальное время очень хорошо организовано, в его организации кроме долей участвуют более крупные единицы – такты. Такт – это отрезок от одной сильной доли до следующей, он содержит точно заданное число долей. Такты выделяются визуально путем разделения одного и другого вертикальной тактовой чертой.

Количество долей в такте и длительность каждой из них отражается с помощью числового размера, которые указывается сразу после ключевых знаков в начале произведения. Размер выражается с помощью двух чисел, расположенных одно над другим, как бы в виде дроби.

Размер 4/4 (четыре четверти) означает, что в такте четыре доли, каждая из долей по длительности равна четвертной ноте. Нужно помнить, что эти четвертные доли можно раздробить на восьмые или шестнадцатые или объединить в половинные ноты или целую ноту. Размер 3/8 (три восьмых) означает, что в также может уместиться три восьмые ноты, которые можно делить на шестнадцатые или объединять в более крупные. Для начинающих нотная грамота обычно оперирует простыми размерами 2/4, 3/4 и т.д.

Движение долей может быть быстрым или медленным. Скорость движения долей (исполнения произведения) называется темпом произведения. Темп чаще всего обозначается итальянским словом и ставиться под размером в нотах. Также рядом с темпом может ставиться указание по метроному: четвертная длительность=числовое значение. Это означает, что темп данного произведения составляет “числовое значение” ударов (долей) в минуту. Метроном представляет собой маятник с грузом и шкалой, он показывает точное число ударов в минуту и выглядит следующим образом.

Темпы могут быть следующими:

  • Медленные
    • Grave – тяжело, важно, очень медленно
    • Largo – широко, очень медленно
    • Adagio – медленно, спокойно
    • Lento – медленно, тихо
  • Умеренные
    • Andante – спокойно, темп шага
    • Moderato – умеренно
  • Быстрые
    • Allegro – скоро, весело
    • Vivo – живо
    • Vivace – живо
    • Presto – быстро

Громкость

Громкость является одним из самых главных свойств музыкального звука. Громкость обозначается в нотах в промежутках между нотоносцами следующими словами или значками на итальянском языке:

Постепенная смена громкости обозначается следующим образом:

  • crescendo – крещендо – постепенный рост громкости
  • diminuendo – диминуэндо – постепенный спад громкости

Иногда вместо слов крещендо и диминуэндо в нотах ставят “вилочки”, означающие, что нужно постепенно усиливать или ослаблять громкость.

Расширяющаяся вилочка означает крещендо, а сужающаяся – диминуэндо.

Тембр

Тембр – это окраска звука. По тембру отличают звуки одинаковой высоты и громкости, исполненные на разных инструментах, разными голосами или на одном инструменте, но разными способами. С помощью тембра можно выделить тот или иной компонент музыкального целого, усилить или ослабить контрасты.

В нотах обычно есть различные указания по поводу тембра звуков: название инструмента или голоса, для которого предназначено данное произведение, включение и выключение педалей на рояле, приемами извлечения звука (флажолеты на скрипке).

Если в нотной записи присутствует вертикальная волнистая черта перед аккордами, то это означает, что звуки аккорда нужно играть не одновременно, а арпеджиато , как бы в разбивку, перебором, как это бы прозвучало на арфе или на гуслях.

Под басовым нотоносцем может встречаться красивая надпись Ped. и звездочка – они означают момент включения и выключения педали на фортепиано.

Кроме этих технических элементов в нотах может встречаться много композиторских, словесных, указаний характера исполнения, например:

  • Appassionato — страстно
  • Cantabile — певуче
  • Dolce — нежно
  • Lacrimoso — слезно
  • Mesto — печально
  • Risoluto — решительно
  • Secco — сухо
  • Semplice — просто
  • Tranquillo — спокойно
  • Sotto voce – в полголоса

Еще одними из важных элементов в музыкальном тексте являются штрихи. Штрих – это указание на конкретный способ звукоизвлечения, способ артикуляции, который сильно влияет на общий характер исполнения произведения. Штрихов существует много, они отличаются у скрипачей и пианистов. Три универсальные штриха:

  • non legato – несвязное исполнение
  • legato – плавная, связная игра
  • staccato – отрывистое, короткое исполнение

Екатерина Никулина

Цель: Знакомство с элементами музыкальной грамоты.

Обучение музыкальной грамоте детей старшего дошкольного возраста. Знакомство с нотными знаками, ритмом. Учить проговаривать ритмические рисунки.

Задачи: Развитие музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и певческих навыков.

Игровая форма обучения помогает ребенку легко, без напряжения освоить графическое изображение нот, основные элементы музыкальной грамоты.

Понимание нотной записи способствует более точному интонированию мелодии песен.

Первый этап обучения – знакомство с нотами

Я знакомлю детей с названием и расположением нот на нотном стане, с помощью обучающего видео о нотной грамоте. Рассказываю интересные истории о нотах, Сергеева В. Д. «Где живут ноты», а так же загадываю загадки. Чтобы лучше усваивался материал детьми.

Второй этап обучения знакомство с длительностями нот.

На этом этапе я знакомлю детей с длительностями нот. Они узнают, что «ти» - это короткая длительность, а «та» длинная. Для наилучшего усвоения материала, привожу примеры в шагах: шаг медленный «та - та…» и шаг быстрый «ти – ти…». Далее, выкладываю с помощью магнитов различные ритмические рисунки, которые дети проговаривают, прохлопывают и проигрывают на музыкальных инструментах.

Для этого я использую игры: «Повтори как я» «Топай - Хлопай».

Третий этап обучения (заключительный) - игра по нотам.

Закрепив знания нотной грамоты, дети легко играют на музыкальных инструментах с помощью моего иллюстративного материала «Музыкальная лесенка».

Каждая клавиша обозначена определённой картинкой и названием:


ДО – домик (дождик). РЕ – репка, МИ-мишка (голова, ФА – фартук, СОЛЬ – солнышко. ЛЯ – лягушка, СИ – сирень.

С помощью карточек: «Лесенка», «Кот учёный», «Спите куклы», «Бубенчики» дети играют на музыкальных инструментах.


Тем, кто решил познать в музыке хоть что-либо серьезное, не избежать знакомства с различными нотными записями. Из данной статьи вы узнаете о том, как научиться читать ноты, не заучивая их, а лишь поняв те логические принципы, на которых базируется нотная грамота.

Что входит в понятие нотной грамоты? Это все то, что относится, так или иначе, к записи и чтению нот; это такой своеобразный язык, который понятен всем музыкантам Европы и Америки. Как известно, каждый музыкальный звук определяется 4-мя физическими свойствами: высотой, продолжительностью, громкостью и тембром (окраской). И с помощью нотной записи музыкант получает информацию обо всех этих четырех свойствах того звука, который он собирается спеть или сыграть на музыкальном инструменте.

Я предлагаю разобраться с тем, как отображается в нотной записи каждое из свойств музыкального звука.

Звуковысотность

Весь ряд музыкальных звуков выстроен в единую систему – звукоряд , то есть такой ряд, в котором все звуки следуют друг за другом по порядку, от самых низких до самых высокихзвуков, или наоборот. Звукоряд разделяется на октав ы – отрезки музыкального звукоряда, каждый из которых содержит набор одинаковых по названию нот – до, ре, ми, фа, соль, ля, си .

Для записи и чтения нот используют нотный стан – это строка для записи нот в виде пяти параллельных линий (правильнее сказать – линеек ). Любые ноты звукоряда записываются на нотном стане: на линейках, под линейками или над ними (ну и, естественно, между линейками с равным успехом). Линейки принято нумеровать снизу вверх:

Сами ноты обозначаются головками овальной формы. Если для записи ноты не хватает основных пяти линеек, то для них вводятся специальные дополнительные линейки. Чем выше нота звучит, тем выше она располагается и на линейках:

Представление о точной высоте звука дают музыкальные ключи, из которых наиболее всем известны два – скрипичный и басовый . Нотная грамота для начинающих базируется на изучении скрипичного ключа в первой октаве. Они записываются так:

О способах быстрого запоминания всех нот читайте в статье , выполните предлагаемые там практические упражнения и вы не заметите, как проблема отпадёт сама собой.

Длительности нот

Продолжительность каждой ноты относится к области музыкального времени, которое представляет собой непрерывное движение с одной и той же скоростью равных долей, сравнимых с мерным биением пульса. Обычно одна такая доля ассоциируется с четвертной по длительности нотой. Посмотрите на рисунок, вы увидите графическое изображение разных по длительности нот и их названия:

Конечно, в музыке используются и более мелкие длительности. И вы уже поняли, что каждая новая, более мелкая длительность, получается в ходе деления целой ноты на число 2 в n-ой степени: 2, 4, 8, 16, 32 и т.д. Так, целую ноту мы можем разделить не только на 4 четвертных, но с равным успехом и на 8 восьмых или 16 шестнадцатых нот.

Музыкальное время очень хорошо организовано, и в его организации помимо долей участвуют более крупные единицы – такты , то есть отрезки, которые содержат точно заданное число долей. Такты выделяются визуально путём разделения одного от другого вертикальной тактовой чертой . Количество долей в тактах, и длительность каждой из них отражается в нотах с помощью числового размера .

И размеры, и длительности, и доли тесно связаны с такой областью в музыке, как ритм. Нотная грамота для начинающих обычно оперирует наиболее простыми размерами, например, 2/4, 3/4 и т.п. Посмотрите, как в них может быть организован музыкальный ритм.

Громкость

На то, как сыграть тот или иной мотив – громко или тихо, также указано в нотах. Тут всё просто. Вот, какие значки вы будете встречать:

Тембр

Тембр звуков – это область, которая нотной грамотой для начинающих почти совсем не затрагивается. Однако, как правило, в нотах есть разные указания по этому поводу. Самое простое – название инструмента или голоса, для которого предназначено данное сочинение. Самое сложное связано с техникой игры (например, включение и выключение педалей на рояле) или с приёмами извлечения звука (например, флажолеты на скрипке).

На этом следует остановиться: с одной стороны, вы узнали уже многое о том, что можно прочитать в нотах, с другой – немало ещё предстоит узнать. Следите за обновлениями на сайте. Если вам понравился данный материал, порекомендуйте его своим друзьям, используя кнопки внизу страницы.

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ НОТНОЙ ГРАМОТЕ

(МДОУ д/с № 107 «Искорка» г.Волжского Волгоградской области)

Игре на детских музыкальных инструментах детском саду последнее время уделяется особое внимание, так как детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка.

Цветовая система, распространенная за рубежом, удобна для быстрого овладения детьми игрой на инструментах. Определенное цветовое обозначение (цветные клавиши, пластины металлофона) закрепляется за каждым звуком. Ребенок имеет запись мелодии в цветовом обозначении: используются цветные кружочки или цветное изображение нот, с ритмическим обозначением и без него. Играть по этой системе очень легко, но при таком способе игры (вижу зеленое обозначение ноты – нажимаю на зеленую клавишу) слух не участвует в воспроизведении мелодии, ребенок играет механически.

Подобным способом детей обучают играть по цифрам, наклеенным около каждой пластины металлофона, и записи мелодии в цифровом обозначении. Может моделироваться и обозначение длительности (длинные и короткие палочки и т. д.)

Цифровая система, предложенная в 30-е гг. Н. А. Метловым, в то время, может быть, была оправданной, но в дальнейшем стала использоваться реже, так как она приводит к механическому воспроизведению мелодии.

Оба способа обучения детей (с использованием цветовых и цифровых обозначений) позволяют легко и быстро получить нужный результат, но не имеют развивающего эффекта: слишком велика в этих способах доля механического воспроизведения мелодии.

Наибольший развивающий эффект обучения достигается при игре по слуху. Но и этот способ требует постоянного развития слуха, серьезной слуховой подготовки. Трудности в обучении детей игре на музыкальных инструментах способствовали поиску нового способа обучения детей –игре по нотам.

Изучение методической литературы («Музыкальная азбука» Н. Перуновой и другие разработки) по использованию нотной грамоты необходимо педагогу для поиска способов и методов обучения игре на музыкальных инструментах.

Дети подготовительной группы уже владеют навыками игры на шумовых инструментах, ударных, металлофоне.

Обучение нотной грамоте может осуществляться как на музыкальных занятиях так и в кружковой работе. На начальном этапе необходимо планирование работы:

Разработка перспективного плана,

Подбор музыкального материала доступного, интересного и посильного для детей;

Поиск нетрадиционных методов и приемов обучения.

Важно поддерживать интерес и добиваться активности детей в тгрлвых заданиях. Только играя, ребенок отдается обучению и осваивает музыкальную грамоту. Очень важно воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость и любовь к музыке.

Последовательность обучения детей старшего дошкольного возраста нотной грамоте

Первый этап обучения - развитие у детей ритмической пульсации

Вначале детям предлагаются игровые упражнения:

· назови имя хлопками

· назови слово хлопками

· назови предложение хлопками

определи количество слогов в словах (стул – нора – машина – телевизор)

Затем дети по картинкам подбирают слова и самостоятельно проигрывают ритмический рисунок на музыкальных инструментах.

Затем задание усложняется. Дети знакомятся с ударным слогом и выделяют его акцентом.

Знакомство с длительностями. Короткие слоги записываются палочкой (с флажком или хвостиком) и называются восьмая и четвертная.

Так постепенно ребята знакомятся с длительностями. Интересные стихи, потешки, пособия. карточки, дидактические игры помогают детям четко усвоить различные ритмы и смоделировать их в ритмических рисунках.

Игры.

1.Спрячь слово в ритмический рисунок(картинки)

2. Определи слово по ритмическому рисунку (Зайка – заинька – зайчонок)

3. «Живые нотки»

Описание игры: в руках у детей по 1 длительности. Они встают в шеренгу. Ведущий ребенок прохлопывает сложившийся ритмический рисунок.

Дети с нотами в руках меняются местами. Игра повторяется.

4. «Топай – хлопай» - в начале 1 строчки нарисованы ладошки, а на нижней строке – сапожки. Ритм выкладывается

нотками – магнитами. Ребенок воспроизводит ритмический рисунок хлопками и притопами. Здесь же происходит знакомство детей с паузой (знак молчания).

Второй этап обучения - знакомство с нотами

Использование «музыкальных часов» помогает в знакомстве с названием нот (где какая живет). Интересные стихи про нотный стан, скрипичный ключ, нотки способствуют освоению нотной грамоты. Дети легко и прочно запоминают местоположение каждой нотки на линеечках.

ИГРЫ С НОТАМИ:

1. «Нотки заблудились»

2. «Ноты спрятались в словах»

3. «Назови соседей»

4. «Музыкальные сказки»

5. «Нотное домино»

Третий этап обучения - игра по нотам

Иллюстрированный способ записи нот и обозначение ступеней условными знаками позволяет быстро и качественно обучить детей игре на детских музыкальных инструментах и основам нотной грамоты.

На музыкальных инструментах (металлофонах и ксилофонах) наклеиваются картинки, обозначающие ноты;

ДО – домик (дождик). РЕ – репка, МИ-мишка(голова), ФА – фартук, СОЛЬ – солнышко. ЛЯ – лягушка, СИ – сирень

(см.приложение 3 «Дидактические игры»).

Дети вначале играют на 1, затем на 2 звуках. Песенки легко можно транспонировать, так как дети быстро ориентируются и находят нужный звук. Вначале обучения запись нот дается в картинках (без линеек), в дальнейшем - на линеечках.

Дети разучивают песню со словами, затем называя ноты и звучащие жесты, переходят к игре на инструменте.(«Нотная азбука»).

Таким образом, единство зрительной, слуховой и двигательной сфер, осмысленное осознание нотного текста дает возможность успешного развития у детей музыкального слуха, памяти, воображения и творческих способностей, развитию его самостоятельности при работе над разучиванием музыкального произведения.

Список используемой литературы:

1. Бим!Бам!бом! Сто секретов музыки для детей. Игры звуками.-СПб.:Музыкальная палитра, 2003

2. Т.Э.Тютюнникова «Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение» Москва 2005

3. Элементарное музицирование – «знакомая незнакомка» // Дошкольное воспитание.-1997, №8, с116-125

4. Е.К.Королева«Музыка в сказках, стихах и картинках».,Москва «Просвещение»1994

5. В.А.Шейн«Гамма» Сценарии развивающих игр по обучению детей 3-5 лет музыкальной грамоте Москва Издательство Гном и Д 2002.

Многие родители с удовольствием проводят со своими малышами развивающие музыкальные занятия: вместе поют, играют на инструментах, слушают музыку. И надо сказать, что это очень здорово, когда ребенок приобщается к прекрасному еще в семье.

Одним из направлений музыкальных занятий может стать освоение азов нотной грамоты. Но Есть много разных методов, один из увлекательных и интересных способов изучения, подходящий для самых маленьких детишек, – это работа по музыкальной азбуке.

Где достать музыкальную азбуку?

Ну, во-первых, сразу скажем, что пару вариантов нотной азбуки вы можете скачать с нашего сайта. Ссылки на эти файлы будут размещены чуть ниже. Во-вторых, можно, конечно, нотную азбуку купить, можно найти в Интернете, но гораздо интереснее, сделать ее самому. А можно даже сделать ее вместе с ребенком и это будет еще полезнее.

МУЗЫКАЛЬНАЯ АЗБУКА (ВАРИАНТ 1) –

МУЗЫКАЛЬНАЯ АЗБУКА (ВАРИАНТ 2) –

ВАЖНО! Обратите, пожалуйста, внимание на то, что предлагаемые нами файлы – в формате pdf. Это очень популярный формат, мы надеемся, что у вас все открылось. А если нет, то это значит, что вам сначала нужно установить программу (приложение) для просмотра таких файлов на свой компьютер или телефон. Хорошая, маленькая и абсолютно бесплатная программа для этой цели – Adobe Reader. Скачать ее можно с официального сайта (если для компьютера) или через сервис Google Play (если для телефона). После установки программы или приложения проблем с открытием подобных файлов у вас больше не возникнет.

Что представляет собой нотная азбука?

Самая простая нотная азбука, которую вы можете сделать дома, представляет собой карточки с рисунками и надписями. Для каждой из семи нот заводится отдельная карточка, или отдельный альбомный лист. На карточке можно красиво написать название ноты, ее положение на нотном стане рядом со скрипичным ключом. А дальше – просто дополнить то, что получилось, красивыми тематическими рисунками, картинками, а также стихами, присказками-припевками или просто словами, в которых встречается название изучаемой ноты.

Пример такой карточки

На этой карточке мы видим кроме записанной ноты и ее названия припевку про ноту ДО, похожую на строчку стихотворения. Причем последний слог этой строчки – ДО, что совпадает с названием ноты. Рядом мы также видим картинку про воробышка. Все элементы оказались взаимосвязаны.

Пример другой нотной карточки

Еще одна карточка взята из другой нашей музыкальной азбуки – принцип тот же самый. Только здесь, про нотку рассказан целый стишок, а кроме того отдельно выписаны слова, в которых название ноты встретилось.

Кстати, вы можете придумать какой-то другой способ размещения информации на карточке и вообще иной стиль ее заполнения. Это все не принципиально. Важно другое: каждую нотку с ребенком нужно прорабатывать по-разному: написать ее в нотной тетради или в альбоме, сыграть на различных инструментах (хотя бы на виртуальном пианино), пропеть эту ноту несколько раз (то есть познать ее слухом).

Ребенок сделает свой вариант нотной азбуки

Когда ребенок научился рисовать скрипичный ключ, немного освоил ноты первой октавы, то он вполне может составить собственную музыкальную азбуку. Можно сделать ее, применяя технику аппликации – то есть подбора и наклеивания нужных рисунков на карточку. Помощь родителя здесь заключается в подготовке всех необходимых материалов – бумаги, клея, журналов, откуда можно вырезать рисунок и изображений нот.

Изображения нот можно просто нарисовать, а можно также использовать готовые материалы для разрезки – нотные карточки. Эти разрезные нотные карточки мы также готовы вам предоставить. Их можно использовать не только для творчества, но и в качестве карточек-загадок, когда малыш будет разучивать ноты скрипичного ключа или .

РАЗРЕЗНЫЕ НОТНЫЕ КАРТОЧКИ –

На этом мы с вами приостановим нашу беседу. Кажется, пора заняться творчеством! Присылайте нам фотографии своих нотных азбук, будем очень рады! Свои вопросы и пожелания вы можете оставить в комментариях.

А теперь… музыкальный сюрприз. Слушать музыку нужно каждый день. И вот на сегодня мы вам приготовили музыку очень известную и красивую – Марш П.И. Чайковского из балета «Щелкунчик». Дирижер – юный музыкант. Приятного просмотра и прослушивания! До новых встреч!