Каковы главные противоречия натуры гамлета. "Мир «Гамлета», или Вывихнутый сустав века"

Открывая «Гамлета», как и любую другую пьесу, режиссеру приходится заново отвечать на вопросы – «что в ней самое важное?» и «каким он видит ее героя?». За долгую историю постановок Гамлет на сцене был слабым и сильным. Герой менялся в зависимости от времени, формировавшего запрос и меняющего взгляд режиссеров на проблему пьесы и образ Гамлета. У Бартошевича можно найти очень точное определение этому феномену — для общества «Гамлет» предстаёт зеркалом, в котором зритель то видит образец для подражания, символ духовного совершенства, то отражение своих душевных болезней и своего бессилия. С этим сложно и не нужно спорить, но можно уточнить, что если раньше сам Гамлет, как главный герой спектакля, был зеркалом, то теперь все чаще им становится мир окружающей его в спектакле и представляющий срез времени или других важных для режиссера явлений.

Новый век не стал решать каким быть принцу, а сам вышел на сцену в роли главного героя. Так в современных постановках на первом плане оказалась эпоха, определяющая моральные ценности, нравы, картину общества, окружающего Гамлета. Не призрак, а время становится роком принца в XXI веке.
Для этой идеи обоснование дал сам Шекспир, в метафоре, в значительной степени определяющей замысел пьесы – «The time is out of joint. O, cursed spite / That ever I was born to set it right» . Начало этой фразы буквально можно перевести так – «Время вывихнуто в суставе» .

Ближе всего к подлиннику этот отрывок был переведён М.Л. Лозинским:
«Век расшатался! И скверней всего,
Что я рожден восстановить его!»

и А. Радловой:
«Век вывихнут. О злобный жребий мой!
Век вправить должен я своей рукой»

Из этого следует, что главной миссией Гамлета, по замыслу автора, была не только месть за предательство и убийство отца. Нам дают понять, что произошло нечто большее. Во всем, что окружает принца, видны следы искажённой морали «вывихнутого века», и Гамлету предстоит действительно непосильная, «проклятая» ноша вправить это время. Создать новую систему координат, заново определив, как можно и как нельзя, что хорошо, а что плохо. На этом поле зрителю дано право решать, справился ли с трудной задачей Гамлет.

В большинстве случаев в этом поединке Гамлету либо предстоит быть лучшим из лучших, либо соответствовать своему противнику, становясь частью «вывихнутого века». Сам же «век», нуждающийся в исправлении, отражает замысел режиссера. Для наглядности, чтобы лучше представить современного Гамлета и взрастившую его почву, рассмотрим несколько театральных примеров:

Мир войны
(«Гамлет» режиссер Омри Ницан, Камерный театр, Тель-Авив (Израиль))

«Гамлету» Камерного театра не понадобилась сцена, спектакль играется прямо вокруг зрительских кресел. Казалось бы, таким образом расстояние между залом и актерами сокращается до минимума, буквально двух-трех шагов, но сама атмосфера спектакля не дает так легко преодолеть эти несколько метров, превращая их в километровую дистанцию до чужой страны и чужой боли. Пьесы Шекспира легко обнажают болевые точки и в спектакле много наболевшего для страны, находящейся в зоне военного конфликта. Мир «Гамлета» в постановке Омри Нацан – место непрекращающейся войны. В нем автоматы давно заменили шпаги, а вместо тронов установлены трибуны для трансляции политических обещаний. Из этого мира нет дороги во Францию или Виттенберг, уйти можно лишь на службу в армию. Вместо цветов сошедшая с ума Офелия раздает пули, создавая еще более трагический образ. За секунду до собственной смерти девушка с ясностью видит неотвратимое будущее, несущее скорую гибель правым и виноватым. Война и смерть уравнивает всех.

Для надлома, приведшего к безумию Офелию и подкашивающего Гертруду, в спектакле есть еще одна серьёзная причина: мир войны жесток и полон насилия к слабому полу. Мужчина в жизненной ситуации, где властвует сила, не прибегает к уговорам или нежности, он поднимает руку на женщину и берет ту, которую хочет, силой. Гамлет, вышедший из мирного времени, решает для себя вопрос «быть или не быть» как вопрос «стать частью войны и сражаться или нет». Клавдий же воплощает не только человека, но и идею вседозволенности по праву возможности и власти, идею, отказывающуюся погибать. Даже будучи сражённым Гамлетом, Клавдий продолжает общение с электоратом через микрофон, заверяя, что все еще жив.

Мир политики
(«Гамлет» режиссер Валерий Фокин, Александринский театр, Санкт-Петербург)

В «Гамлете» Валерия Фокина перед нами предстает не просто «вывихнутый век», а его изнанка. Смешав все существующие переводы, режиссер создал своего первого помощника — универсальный гамлетовский язык для изложения своей мысли, а вторым его помощником стали декорации, с самого начала обрисовывающие эту мысль. Вместо замка на сцене выстроены трибуны некой арены, стадиона и зритель находится с их обратной стороны. Так мир делится на официальный и неофициальный. Пока Гамлет пытается изменить хотя бы одну его часть, с обеих сторон трибун идут баталии за влияние. Многое происходящее официально, с парадной стороны, зритель лишь слышит, но не видит. В зале слышны одобрение толпы на речи короля и королевы и практически не видна «Мышеловка», которую разыгрывают актеры по просьбе Гамлета. При этом изначально зрителю видно больше, чем героям, ведь они находятся с закулисной стороны политической интриги, нацеленной на смещение одной власти в пользу другой. Это еще один жестокий мир жёсткого времени, против которого должен сражаться не желающий брать на себя такую ответственность Гамлет. Недостаточно сильный для возложенной на него миссии и даже наивный, именно такой, какой нужен в мире лжи и козней. Гамлет в спектакле, сам того не ведая, становится марионеткой-разрушителем в ловких руках. Найдя силы следовать своей воле, на самом деле он следует чужому умыслу ровно так, как было задумано третьей стороной. В мире политики все герои – пешки в руках более умного, дальновидного и беспринципного игрока. Клавдий – пешка в руках Гертруды. Эта сильная женщина могла и сама убить первого мужа, видимо не желавшего делить с ней бразды правления. Именно поэтому для второго брака она выбрала в мужья слабого Кладвия, предпочитающего короне место под ее каблуком. Вторая пешка, которой не суждено пересечь шахматную доску – это сам Гамлет. Он пешка в руках Фортинбраса. Призрак – подделка его команды, злая шутка, использованная для достижения цели, то, что для Гамлета – крестовый поход, для скрытого игрока – устранение соперников. Так и не узнав правды, Гамлет лишь освобождает дорогу новой власти. Никому не удалось вправить век, он остался таким же вывихнутым в лицемерном мире политики, где не может идти речи о морали или справедливости.

Мир потребления
(«Гамлет» режиссер Томас Остермайер, Шаубюне ам ленинер платц, Германия)

Остермайер решил сразу поиграть со стереотипами, предложив на сцене непривычного Гамлета. Его Гамлет выглядит как толстый бюргер, наблюдающий за похоронами отца и свадьбой матери с ленивой отстранённостью. Свое подлинное отношение к окружающим он показывает иначе: в руках Гамлета камера, снимающая происходящее с его точки зрения. Через нее он транслирует на экраны отталкивающую картину «праздника». Собравшиеся за столом не едят, а жадно жрут землю. Ту самую, в которой водятся черви, императоры по части стола. Это мир потребления, пожирающий сам себя. Решая для себя вопрос «быть или не быть», Гамлет от него отрекается. Оказывается, что его ленивая ватная оболочка – лишь костюм-кокон, из которого Гамлет выбирается, закончив свое превращение.

Лучше всего задумку спектакля иллюстрируют поступки главных героев: Клавдия, навещающего могилу брата, чтобы выкопать из нее корону и Гамлета, переворачивающего этот символ власти прежде, чем надеть на голову.

Мир ужаса
(«Гамлет» режиссер Гарольд Стрелков, АпАРТе, Москва)

В спектакле Стрелкова представлен, казалось бы, самый далекий от реальности мир, в нем нет прямых соприкосновений с сегодняшним днем, зато есть отсылка к современной культуре, предлагающей снимать стресс от реального страха, рождённого повседневностью, страхом, затаившимся в подсознании и извлечённым оттуда индустрией развлечений. Придумывая заповедник для духов из японских фильмов ужасов, режиссер минимизировал действительность, изолировав свой Эльсинор. Стрелков выбрал местом действия деревянную избу, перенеся ее из темной лесной чащи в ледяные арктические просторы. За стенами лишь холод, тьма и ни одной живой души, только страх и духи.

В этом пространстве соединились ад и чистилище, стены поворачиваются, демонстрируя, как параллельно во времени в одном зале живут еще не умершие герои пьесы, а в другом бродят мертвые. Само собой здесь никто не умирает по собственной воле, в мире, сплетённом из ужаса и отчаянья, даже Офелии не полагается просто утонуть, любая смерть задумана и воплощена Призраком, занявшим место главного героя. Тень отца Гамлета – злой гений Эльсинора. Герои хотят жить и быть счастливыми, но призрак не дает им ни единого шанса. В этом контексте принц встречается не с духом покойного отца, а с дьяволом, принявшим любимый образ, ведущим принца к саморазрушению. В финале, когда умерли все, Гамлет остаётся один на один с Призраком и задает ему вопрос, вместивший в себя все накопившиеся «зачем?» и «почему?». Гамлет спрашивает отца – а что же дальше? Получая вместо ответа молчание и сыто-довольную улыбку призрака.

Первобытный мир
(«Гамлет» режиссер Николай Коляда, Коляда-театр, Екатеринбург)

У Коляды на сцене нет ничего лишнего, только тонны необходимого барахла, без которого не было бы спектакля. По стенам развешаны самые растиражированные с советских времен картины: «Мишки в сосновом бору», «Незнакомка», а в руках у героев не одна, а десятки репродукций «Моны Лизы». По углам разбросаны расшитые подушечки, пустые жестяные банки из под консервов и пробки, передаваемые из уст в уста при поцелуе. Прибавьте к этому гору мослов, большую надувную ванну с веслами и вот – перед вами весь незатейливый скарб, накопленный за тысячелетия цивилизацией, а сверху, в этом мусоре копошатся обезьянки, сменившие людей. В лучшем случае произошел апокалипсис, повернувший эволюцию вспять, и землю снова заселили наши предки, в более же реалистичном прочтении мы и сами обезьянки, которые не далеко ушли от этого первобытного общества. Герои Коляды уже или еще не люди и у них нет свободы воли, о чем свидетельствуют ошейник на шее и поводки, которые они вручают тому, за кем готовы пойти. Естественно, этот кто-то должен быть альфой, главным бабуином, как Клавдий.

В таком обществе не возникает моральной дилеммы на тему того, как могла Гертруда сразу после смерти первого мужа выйти замуж повторно, потому что действуют исключительно законы живой природы, других законов еще не изобрели. Не изобрели и религии, ее заменяют шаманские пляски, обращённые к природе по самым бытовым вопросам. Обезьянки во главе с Клавдием, соединившим в себе функции вождя и шамана, призывают дождь.

Гамлет же первый человек, родившийся в обезьяньем мире. Первый, кто не вручает своего поводка никому (за исключением схватки, когда повадок служит оружием), первый, кто видит окружающую действительность с высоты своего развития, а не глубины общего падения. Осознавая низости своего века, Гамлет язвителен по отношению к нему, а век, глазами режиссера, напротив, видит в нем будущее. С его приходом у обезьянок появляется выбор. Они по-прежнему идут за альфа-самцом Клавдием, но готовы пойти и за опережающим свое время Гамлетом. Гамлет – это новая ступень эволюции, после которой деградацию должно сменить развитие, обещание нового дня. И даже его гибель не противоречит надежде: над телом погибшего первого человека проливается долгожданный дождь.

Безвоздушное пространство
(«Гамлет-проект», режиссер Томас Флакс, Бернский университет искусств, Швейцария)

Получасовой спектакль без четких рамок и форм для четырех очень молодых актеров. «Гамлет-проект» начинается на том месте, где сама пьеса себя исчерпала. Шекспировский текст актерами уже прочитан, разобран и прожит. Зрителем достается не сам «Гамлет», а его послевкусие. История не событий, а их последствий, представленная двумя Гамлетами и двумя Офелиями. Хотя если бы сами участники спектакля не настаивали на том, что это были именно два Гамлета и две Офелии, то одна пара с таким же успехом могла оказаться Клавдием и Гертрудой.

Студенческая интерпретация выливается в практически женское соло. В мире последствий не осталось достойного места для Гамлета или Клавдия, их часть пьесы уже закончилась. Они делали то, что считали нужным, взваливая тяжесть своих поступков на плечи любящих их женщин. Гамлет перед зрителем появляется лишь для того, чтобы еще раз продемонстрировать как он мешал жить близким ему людям. Это мальчик с неуравновешенной психикой, перед которым в детстве замучили не одну сотню собачек и кошечек, или сам замучивший множество живых существ. Офелию похожую на Офелию, девочку-отличницу, собравшуюся на выпускной бал, он по привычке истязает, направляя на описанный в пьесе путь. Выстрадав столько, сколько могла и поблагодарив родных за их поддержку, так словно ей вот-вот вручат Оскар, эта скрипка тонет, отыграв свое соло. Вторая Офелия, которая почти стала Гертрудой, предпочитает топить горе в вине и помимо Оскара за исполненную партию хочет корону, но и ее конец, согласно пьесе, печален. У Томаса Флакса мужской театральный мир, мир пьесы «Гамлет» стал женским, где за все, что творят мужчины, отвечают женщины, расплачиваясь по самой высокой цене.

Каждое правило имеет исключение, подтверждающее это правило, поэтому, для полноты картины, следует рассмотреть хотя бы один спектакль, где отсутствуют ярко выраженные признаки эпохи:

Колесо истории
(«Гамлет» режиссер Владимир Рецептер, Пушкинская школа, Санкт-Петербург)

Рецептер, когда-то игравший «Гамлета» как моноспектакль, поставил со своими учениками классического, в лучшем понимании этого слова, «Гамлета». Оставив только пьесу и по возможности не додумывая за автора. Во время московских гастролей этот спектакль игрался в ШДИ (Школа драматических искусств) в зале «Глобус», уменьшенной копии сцены легендарного лондонского театра, и у зрителей появилась уникальная возможность посмотреть «Гамлета» с высоты верхних ярусов. Оттуда беседка, единственная декорация, виделась колесом, через спицы которого смотришь на героев. Этот невидимый, но ощутимый образ, символизирующий время, присутствовал в спектакле всегда. Не определённый отрезок времени, а его постоянное течение, называемое судьбой или фатумом. Полоний, обнимающий своих детей и мечтающий уберечь их, Гертруда, вопреки иным трактовкам любящая сына, Клавдий, знающий цену своим молитвам, Призрак, Гамлет, труппа актеров, Розенкранц и Гильденстерн, колесо времени, несущееся на огромной скорости к обрыву увлекает за собой всех участников трагедии, высадив на обочине одного Горацио. Свидетеля в пользу шекспировских героев.

При написании использовалась статья В.П. Комарова «Метафоры и аллегории в произведениях Шекспира» (1989 г.)

«Гамлет»

Вопросы к уроку

Гамлет!.. понимаете ли вы значение этого слова! -- оно

велико и глубоко: это жизнь человеческая, это человек, это

вы, это я, это каждый из нас, более или менее, в высоком

или смешном, но всегда в жалком и грустном смысле…

Шекспир сделал историю ничем не примечательного легендарного Гамлета одной из самых глубоких трагедий человеческого духа, наделил героя мыслями и чувствами, общими для многих людей.

В жестокую средневековую легенду о кровавой мести Ш. вложил богатейшее содержание, наполнил ее глубокими раздумьями о жизни и смерти, о добре и зле, о силе и слабости человека, о борьбе разума и справедливости против зла, царящего в мире.

Личные впечатления от прочитанного.

1. К какому роду литературы принадлежит это произведение?

2. Что такое драма?

3. Как в драме проявляются характеры?

4. О чем это произведение?

5. Только ли судьбу Гамлета раскрывает действие?

(Нет, но и судьбу окружающих лиц. У каждого своя история, полная драматизма. Т. о. трагедия - сплетение многих чел. судеб и характеров. Не только Гамлет, но и каждый второстепенный персонаж обнаруживает себя в действии. Это создает ощущение жизненности происходящего)

Живость и жизненность действия обусловлена богатством реакций персонажей на все происходящее . Герои реагируют не только поступками или словами, но и немыми реакциями.

# сц. Мышеловки: мы следим не столько за тем, что происходит на сцене, но и за реакцией короля и королевы.


# сц. Поединка между Гамлетом и Лаэртом - за реакцией всего двора: короля и королевы, Горацио.

Какова атмосфера трагедии?

Разнообразна и атмосфера трагедии: страх от встречи с потусторонним, юмор, страсть, тревога, напряжение, т. е. нет единства атмосферы, присущего др. произведением Шекспира.

Но самая главная черта «Гамлета» - наполненностьтрагедии мыслью. Ее носителем является прежде всего сам Гамлет. Т. о. Шекспир создал образ мыслителя.

6. Чем объясняется наше представление о высокой интеллектуальности героя?

(Тем, как остро он реагирует на драматизм ситуации, сразу одной фразой определяет существо дела, срывает маски, обнажает истинное положение вещей, испытует, осмеивает, осуждает. Каждую ситуацию трагедии именно Гамлет оценивает вернее всего и яснее всего. Это и показывает его как умнейшего человека.

7. Перечислите темы трагедии.

(Семья, любовь, дружба, общественные отношения, долг, месть, верность)

8. Можно ли назвать произведение политической трагедией?

(борьба за власть)

8. нравственная проблематика?

9. Социальные проблемы?

10.Философская?

(ставятся коренные проблемы Бытия)

10. Какая из проблем главная?

(социальная, т. к. главное - «порвалась дней связующая нить. Как мне обрывки их соединить»)

11. Что является движущей силой действия? Что такое конфликт? Каков конфликт в произведение?

(Внешний и внутренний: не столько месть, сколько переживания героя. В средневековой саге главным было, как поступит герой. У Шекспира - что думает герой.

Поэтому трагедия Шекспира справедливо считается одной из самых философских трагедий во всей мировой литературе.

Но философия выражена в борьбе и переживаниях героев.

12. Смерть царит в этой трагедии. Кто умирает?

(Король, Полоний, Офелия, Розенкранц, Гильденстерн, королева Гертруда,

Лаэрт, король Клавдий, Гамлет)

13. Как умирает отец Гамлета?

14. Что еще потрясло героя?

(отец умер от руки брата, мать поспешно выходит замуж за убийцу мужа)

Чтение монолога Г. «Быть или не быть».

15. О чем он?

(Это не перечисление своих бед, а рассуждение о страданиях, выпавших на долю людей простого звания)

Эти три факта стали для Гамлета страшным откровением о жизни, поколебали прежние представления о ней. Смысл его жизни - в вере в прекрасные идеалы и прежде всего в человека. Эту веру разрушили мать и дядя. Т. к. у Гамлета философский склад ума, то, когда он увидел зло так близко с собой, то вывод - «время вышло из колеи».

Гамлет осознает разлад между идеалами и действительностью, его охватывает острое чувство несоответствия между тем, какой жизнь должна быть и какою она является на самом деле.

Главный сюжетный мотив трагедии - месть.

17. Кто еще из героев оказывается в такой ситуации?

(Гамлет, Лаэрт и Фортинбрас)

18. Как ведут себя другие герои?

(Лаэрт - кровь за кровь; Фортинбрас - отказывается мстить за смерть отца.

Два противоположных отношения к закону мести.)

19. Как поступает Гамлет?

20. Одним из обвинений в адрес Гамлета является медлительность. Действительно ли Гамлет медлителен?


(Нет, он одно из самых действующих лиц пьесы)

21. Почему Гамлет не убивает Клавдия сразу? Во второй раз? В третий?

Главное, что мешает Гаслету - мысль о бесплодности бытия . Стоит ли бороться, если человек лишь «квинтэссенция праха»? Особое место в рассуждениях Гамлета занимают наблюдения над человеческой природой. Если его окружают люди, подобные Клавдию, Гертруде, Полонию, даже Офелия становится невольной пособницей Клавдия, то для кого же тогда бороться?

22. Каков идеал человека у Гамлета?

23. Одного достойного человека он все же видит. Кто это?

(Горацио)

24. Почему Гамлет не просит его о помощи?

(Не хватает способности к действию. Это мудрый созерцатель жизни, но не герой дела)

26. У кого из героев есть это качество?

(У Фортинбраса)

27. Как к нему относится Гамлет?

(Восхищается его решительностью и энергией, но он тоже односторонен: он человек действия, а не мысли. После его рассуждений Гамлет действует)

28. Анализ системы образов.

Можно ли назвать трактовку образов Шекспиром однозначной?

Клавдий;

Гертруда;

29. В чем, на ваш взгляд трагедия Гамлета? Можно ли его сравнить с Дон Кихотом?

(Гамлет не страдал безрассудством Дон Кихот, но поступил по-донкихотски, решив один на один сражаться со всеми несправедливостями общества. Эта задача непосильна ни для какого человека, как бы велик он ни был.)

Истинная проблема характера Г. связана не с его медлительностью, а с тем, что, живя в мире, где царит зло, он сам каждый миг находится в опасности подвергнуться всеобщей заразе. Даже когда он собирирается совершить акт справедливого возмездия, он попутно совершает и неоправданные жестокости.

30. Какие поступки Гамлета вы могли бы назвать жестокими и несправедливыми?

Как остаться чистым в обстановке, где зло неизбежно, - вот одна из больших человеческих проблем, возникающих в трагедии. Жизнь Гамлета трагична не только потому, что он окружен массой зла, о еще и потому, что перед ним все время идеал подлинной человечности, а он ощущает, что сам далек от него.

Это трагедия великих душ, трагедия людей высокой честности и требовательности к себе. Никто так не беспощаден к себе, как Гамлет. Все другие персонажи заняты самооправданием, только Гамлет предается самообвинениям.

Он стал для всего мира образцом человека великой совести, искателя истины и борца за справедливость.

Письменная работа:

Можно ли назвать Гамлета современным героем?

o Какого человека можно назвать Гамлетом?

o Есть ли такие герои в наше время? Если нет, то как изменился бы мир, если бы они были?

o Против чего они сейчас борются?

o С чем могли бы бороться?

o Есть ли смысл в их борьбе?

o Как их воспринимают окружающие?

o Какова их судьба?

o Действительно ли в мире всегда есть место подвигу?

ОБРАЗ КЛАВДИЯ

1. Можно ли назвать Клавдия злодеем?

2. Есть ли в нем положительные черты?

3. Что заставило его пойти на преступление?

4. Испытывает ли он угрызения совести? Раскаивается ли?

5. Можно ли оправдать его преступление?

6. Что вызывает особую ненависть к нему Гамлета?

ОБРАЗ ГЕРТРУДЫ

1. В чем двойственность характера Гертруды?

2. Была ли она причастна к смерти мужа?

3. Знала ли о преступлении?

4. В чем проявляются лучшая и худшая сторона характера Гертруды?

5. Какие ее поступки вам особенно не нравятся?

6. Как повлиял ее поступок на Гамлета?

ОБРАЗ ОФЕЛИИ

1. Каким вам представляется характер Офелии?

2. Какие хорошие черты проявляются в ней?

3. Почему Гамлет предлагает ей идти в монастырь?

4. Какие испытания пришлось ей пройти в жизни? Что стало причиной ее сумасшествия?

5. Остается ли Офелия прекрасной в своем безумии?

6. Что хотел сказать В. Шекспир образом Офелии?

7. В чем трагедия Офелии?

Шекспир – писатель, который написал много прекрасных произведений, что известны по всему миру. Одна из таких работ – это пьеса «Гамлет», где переплелись разные судьбы и затронуты общественные и политические вопросы 16-17вв. Здесь в трагедии показаны и предательство, и желание восстановить справедливость. Читая произведение, мы с героями переживаем, ощущаем их боль, потерю.

Шекспир Гамлет главные герои произведения

В своей работе «Гамлет» Шекспир создал разных героев, чьи образы неоднозначны. Каждый герой трагедии «Гамлет» Шекспира – это отдельный мир, где имеются свои недостатки и положительные стороны. Шекспир в трагедии «Гамлет» создал разнообразных героев произведения, где есть как положительные, так и отрицательные образы.

Образы героев и их характеристика

Так, в работе мы знакомимся с Гертрудой – матерью Гамлета, которая была умной, но слабовольной. Сразу после смерти мужа, выходит замуж за его убийцу. Ей неизвестно чувство материнской любви, поэтому она легко соглашается стать сообщницей Клавдия. И только после того, как она выпила яд, что предназначался ее сыну, она поняла свою ошибку, поняла, насколько ее сын мудрый и справедливый.

Офелия, девушка, которая до последнего вздоха любила Гамлета. Она жила в окружении лжи и шпионажа, была игрушкой в руках своего отца. В конце концов, сходит с ума, так как не вынесла испытаний, что выпали на ее судьбу.

Клавдий – идет на братоубийство, лишь бы достичь своих целей. Подлый, хитрый, лицемер, который к тому же был умен. Совесть у этого персонажа имеется и она его также мучит, не давая в полной мере насладиться своими грязными достижениями.

Розенкранц и Гильденстерн – яркий пример того, какими не должны быть настоящие друзья, ведь друзья не предают, а здесь, делая характеристику героев произведения «Гамлет» Шекспира, видим, что эти герои легко предают принца, став шпионами Клавдия. Они с легкостью соглашаются отвезти послание, в котором говориться об убийстве Гамлета. Но в итоге судьба играет не на их руку, ведь погибает в итоге не Гамлет, а они сами.

Горацио же, напротив, настоящий друг до последнего. Он вместе с Гамлетом переживает все его тревоги и сомненья и просит Гамлета, после того, как почувствовал неизбежный трагический конец, подышать еще в этом мире, да рассказать все о нем.

Вообще, все персонажи по-своему яркие, незабываемые, неповторимыми и среди них, конечно же, невозможно не вспомнить в произведении Шекспира «Гамлет» образ самого главного героя, того самого Гамлета – датского принца. Этот герой многогранен и имеет обширный образ, что наполнен жизненным содержанием. Вот мы видим ненависть Гамлета к Клавдию, при этом он замечательно относиться к актерами. Он может быть грубым, как в случае с Офелией, и может быть обходительным, как в случае с Горацио. Гамлет остроумен, хорошо владеет шпагой, он боится божьей кары, но в то же время, богохульствует. Он любит мать, несмотря на ее отношение. Гамлет равнодушен к престолу, всегда с гордостью вспоминает отца, много думает и размышляет. Он умен, не высокомерен, живет своими мыслями, руководствуется своим суждением. Словом, в образе Гамлета мы видим многогранность человеческой личности, который задумывался о смысле существования людей, поэтому он и произносит всем известный монолог: «Быть или не быть, вот в чем вопрос».

Характеристика героев по произведению Шекспира «ГАМЛЕТ»

4 (80%) 3 votes

Характеристика героев по произведению Шекспира «Король Лир» — Лир Характеристика героев по произведению «Песнь о Роланде», Оливье

План к характеристике образа Гамлета:

1) Введение.

2) Главный герой трагедии.

3) Стремление Гамлета.

4) Отношение Гамлета к Офелии.

5) Отношение Гамлета к другим людям.

6) Взгляды Гамлета на жизнь.

7) Выводы Гамлета по борьбе против зла.

Известный английский поэт В. Шекспир написал свою выдающуюся трагедию «Гамлет» в 1601 году. В этом поэтическом произведении автор переработал сюжет известной древней легенды и соединил его с сюжетом средневековой пьесы о вымышленном принца по имени Гамлет. В. Шекспиру удалось с необычайной глубиной отразить трагедию гуманизма, а скорее, его отсутствие в тогдашнем обществе.

Принц датский Гамлет стал ярким и непревзойденным образом гуманиста, который оказался в окружающем мире, враждебном гуманистическим идеям. Коварное убийство отца принцу раскрывает глаза на зло, которое овладело страной. Он считает своей главной обязанностью, не обычной, а кровной местью, поиск виновных в гибели отца. Это стремление со временем вырастает у него в общественный долг и поднимает к борьбе за справедливость и гуманизм, за правое дело, которое в то время было важнейшей исторической задачей.

Но с этой борьбой Гамлет медлит и все время постоянно упрекает себя за свою бездеятельность. Иногда автор высказывает мнение, что Гамлет не способен к решительным действиям и является лишь наблюдателем и мыслителем, слабонервным от природы человеком. Но это совсем не так. У главного героя трагедии присутствует мощная сила чувств, которая была присуща людям эпохи Возрождения.Он очень тяжело переживает гибель своего отца и не принимает позорный брак своей матери.

В то же время Гамлет всем сердцем любит Офелию, но она с ним несчастна. Его жестокость к девушке и оскорбления к ней свидетельствуют не о том, что он действительно жестокий и грубый человек, а лишь о том, что он сильно любил Офелию и так же сильно разочаровался в своей любви.

Гамлет отличается благородством и большинство его поступков исходят из его высоких гуманистических представлений о том, каким должен быть порядочный человек. Он способен не только на большую любовь, но и на большую верную дружбу. Людей он ценит не по их материальному или социальному положение, а за их личные качества. Но единственным его настоящим другом является студент Горацио. Это является еще одним доказательством, что Гамлет неприязненно относится к чиновникам, а людей искусства и науки встречает со всей любовью.

Гамлет — человек философского склада мысли. Отдельные факты он может осмысливать как выражение важных общегражданских явлений. Но вовсе не склонность к размышлению задерживает его на пути к реальной борьбе, а те выводы, к которым он в конце концов приходит, и грустные размышления об окружающем мире. События, которые происходят при дворе, позволяют прийти главному герою трагедии к выводам относительно отдельных людей и всего мира.

Если мир допускает существование такого зла, которое происходит вокруг Гамлета, если в нем погибают такие вечные человеческие ценности, как любовь, дружба, честность и достоинство, то он действительно свихнулся. Окружающий мир представляется герою то заросшим бурьяном городом, то хорошо упорядоченной тюрьмой с камерами, казематами и подземельями, то буйным садом, который плодит только зло и дикое семья.

А знакомое всем нам «Быть ​​или не быть» — это ни что иное, как сомнения в ценности человеческой жизни. А перечисляя разнообразные несчастья человека, Гамлет описывает обычаи тогдашнего общества. Например, бедность герой воспринимает как великое для человека горе, потому что его приходится терпеть:

Но Гамлета поражает не только преступность Клавдия, но и вся система непонятных ему принципов жизни и моральных ценностей. Он понимает, что ограничившись лишь местью, он ничего не изменит в окружающем мире, потому что на место убитого Клавдия придет другой чиновник, возможно еще хуже. Гамлет все же не отказывается от мести, но вместе с тем осознает, что задача у него гораздо шире и заключаются в противодействии общем злу.

Величие этой задачи и объективная нереальность выполнения стремлений Гамлета предопределяют чрезвычайную сложность внутренней жизни и действий главного героя трагедии. В окружении бесчестной игры, в жизни, которая опутана сетями подлости, ему чрезвычайно трудно определить собственное обществе и найти действенные средства борьбы. Масштабность зла угнетает Гамлета, вызывает у него разочарование в жизни и осознание ничтожности своих сил. Человек и мир оказываются не такими, какими они представлялись Гамлету ранее.

Гамлет сталкивается не с единичным врагом, не со случайным преступлением, а с большим вражеским обществом. Он чувствует свое бессилие в борьбе против вселенского зла именно потому, что его дальновидная философская мысль раскрывает перед ним законы этого зла.

Прототип Гамлета – полулегендарный принц Амлет. Его имя фигурирует в одной из исландских саг поэта-скальда Снорри Стурлусона. Принц жил в языческие времена, то есть до 826 года, когда была предпринята первая попытка христианизации Дании. Считается, что основной источник при создании трагедии Шекспира – III книга хроники «Деяния данов» Саксона Грамматика. Там в конце рассказывается история о мести Амлета. Доподлинно неизвестно, откуда ее взял Саксон Грамматик – из письменных или устных источников. Согласно хронике «Деяния данов», дядя Амлета убил его отца, после чего женился на матери. Затем он несколько раз пытался извести принца, но неудачно. В итоге Амлету удалось убить дядю и стать королем.

По верному замечанию литературного критика В. Г. Белинского, состояние, в котором находился Гамлет до смерти отца, - «младенческая, бессознательная гармония». Принц не знает настоящей жизни. Возможность познать ее открывается перед ним как раз в самом начале пьесы. При этом она связана с несколькими сильнейшими потрясениями. Гамлет узнает о смерти отца, о новом поспешном браке матери и о том, что отец убит родным братом. По мнению принца, «век расшатался», мировой порядок попран. Гамлет решает, что именно ему суждено восстановить естественный ход вещей. Он не хочет и не может мириться со злом.

Далее Гамлет притворяется, будто лишился рассудка. Мнимое сумасшествие нужно ему, чтобы воздействовать на предполагаемого убийцу отца – Клавдия. У Саксона Грамматика Амлет посредством имитации безумия пытался усыпить бдительность дяди. У шекспировского Гамлета другая цель – встревожить Клавдия, вызвать у него подозрения. Кажется, принц откладывает месть из-за нерешительности, слабости. В действительности это не так. О том, что Клавдий – убийца, Гамлет узнает от Призрака своего отца. Не желая полагаться на слова сущности из потустороннего мира, принц хочет найти реальные доказательства вины дяди.

Как нельзя кстати в Эльсиноре появляется актерская труппа. Гамлет заказывает у них спектакль «Убийство Гонзаго», чтобы показать на сцене точно такое же злодеяние, которое совершил Клавдий. Кроме того, принц просит артистов дополнить текст пьесы 16 строчками, написанными им самим. Гамлет приготовил ловушку для дяди, предстоящее зрелище он называет петлей, «чтоб заарканить совесть короля».

В первой сцене третьего акта Гамлет произносит знаменитый монолог «Быть или не быть», представляющий собой высшую точку сомнений принца. В нем герой рассуждает, стоит ли ему сражаться против зла, о смерти и о том, что ждет человека после нее, о бедствиях, которые людям приходится терпеть в этом мире.

После спектакля «Убийство Гонзаго» Гамлет становится на сто процентов уверен в вине Клавдия. Так как сомнений больше нет, принц созрел для мести – он готов убить злодея-короля. Вскоре Гамлету представляется возможность совершить задуманное. Идя к матери, принц застает Клавдия в одиночестве, когда король пытается отмолить грехи. Из-за этого Гамлет откладывает убийство. Он не хочет, чтобы душа злодея попала на небо. Принц желает Клавдию адских мук. О том, что Гамлет настроен решительно, свидетельствует сцена, когда он убивает Полония, перепутав его с королем.

Сумев избежать смертельной ловушки, устроенной Клавдием при помощи Розенкранца и Гильденстерна, пережив смерть Офелии, Гамлет подходит к финалу. Когда он получает от Лаэрта предложение состязаться в фехтовании, то не ждет подвоха, так как считает Лаэрта дворянином. Несмотря на это, у принца есть плохое предчувствие. Горацио советует ему отказаться от поединка, но Гамлет не соглашается с другом. Ранее – то ли во время плавания на корабле, следовавшем в Англию, то ли при бегстве с него, то ли после возвращения на родину – принц осознает, что есть некая высшая сила, которая играет решающую роль в человеческих судьбах. Гамлет, до этого полагавший, что все зависит только от его воли, теперь понимает – многое зависит от обстоятельств.

Принц умирает, заколотый отравленный клинком Лаэрта. Перед смертью он успевает убить Клавдия, отправив его черную душу в ад. Тело Гамлета уносят со сцены с воинскими почестями.

Действие пьесы происходит в течение нескольких месяцев. При этом перед читателями – вся подлинная жизнь Гамлета, которая началась, когда он оказался вовлеченным в драматический конфликт. Как отмечает литературовед А. А. Аникст, принц предстает типичным «универсальным человеком» эпохи Возрождения. Гамлет хорошо образован, любит театр, иногда пишет стихи. При этом его можно назвать опытным фехтовальщиком. Если бы принц стал королем, скорей всего, он был бы мудрым и справедливым правителем.