Леонардо да Винчи: где родился, чем прославился, интересные факты. Леонардо да Винчи — самое интересное и загадочное из его жизни

Есть люди, которые словно бы опередили своё время, пришли из будущего. Как правило, их плохо понимают современники, они выглядят чудаками среди окружающих людей. Но проходит время, и человечество осознаёт - , предвестник будущего. В этой статье мы поговорим, где родился Леонардо да Винчи, чем он известен, какое наследие нам оставил.

Кто такой Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи известен миру, прежде всего, как художник, кисти которого принадлежит легендарная «Джоконда». Люди, чуть более углублённые в тему, назовут и другие его шедевры с мировой известностью: «Тайная вечеря», «Дама с горностаем»… На самом деле, будучи непревзойдённым художником, он оставил потомкам не так уж много своих картин.

И это произошло не потому, что Леонардо ленился. Просто он был очень разносторонним человеком. Помимо живописи, много времени отдавал изучению анатомии, работал над скульптурами, глубоко увлекался архитектурой. К примеру, до сих пор в Норвегии функционирует мост, построенный по проекту итальянца. А ведь он рассчитал и расчертил этот проект более пяти веков назад!

Но сам Леонардо да Винчи считал себя учёным, инженером и мыслителем. К нам дошло огромное количество его записей и чертежей, свидетельствующих о том, что этот человек надолго опередил своё время.

Справедливости ради нужно сказать, что не все из его изобретений принадлежат исключительно самому Леонардо. Похоже, зачастую он использовал и догадки других людей. Его заслуга состоит в том, что он умел вовремя заметить интересную идею, отточить её, воплотить в чертежах. Вот лишь краткий перечень тех идей и механизмов, которые он сумел описать или сделать графические наброски их конструкций:

  • летательный аппарат, напоминающий вертолёт;
  • самодвижущаяся повозка (прообраз автомобиля);
  • военная машина, защищающая воинов внутри неё (аналог современного танка);
  • парашют;
  • арбалет (чертёж снабжён детальными расчётами);
  • «скорострельная машина» (идея современного автоматического оружия);
  • прожектор;
  • телескоп;
  • аппарат для подводного погружения.

Самое интересное, что подавляющее большинство идей этого человека не получили при его жизни практического применения. Более того, его разработки и вычисления считали смешными, глупыми, они сотни лет пылились в библиотеках и книжных коллекциях. Но когда пришло их время, оказалось, что зачастую только отсутствие необходимых материалов и технологий изготовления помешали им обрести свою реальную жизнь.

Но мы начали свой рассказ упоминанием о месте рождения гения. Он появился на свет неподалёку от Флоренции, в маленьком посёлке Анкиано, фактически пригороде городка под названием Винчи. Собственно, он то и дал гению известное ныне имя, ведь «да Винчи» можно перевести как «родом из Винчи». Настоящее же имя мальчика звучало как «Леонардо ди сир Пьеро да Винчи» (его отца звали Пьеро). Дата рождения - 15 апреля 1452 года.

Пьеро был нотариусом и пытался приобщить сына к делопроизводству, но тот не питал к нему никакого интереса. В подростковом возрасте Леонардо оказался учеником известного художника Андреа дель Вероккио, из Флоренции. Мальчик оказался необычайно талантливым, настолько, что через несколько лет учитель понял: ученик его превзошёл.

Уже в те годы молодой художник обращает особое внимание на анатомию человека. Он первым из средневековых живописцев начал тщательно прорисовывать тело человека, возвращаясь к забытым античным традициям. Забегая вперёд, следует сказать, что Леонардо оставил после себя ценнейшие записи по анатомии человеческого тела с точнейшими зарисовками, по которым несколько столетий обучались медики.

В 1476 году юноша оказался в Милане, где открыл собственную мастерскую живописи. Ещё через 6 лет он оказался при дворе правителя Милана, где, помимо живописи, занимал должность устроителя праздников. Он делал маски и костюмы, создавал декорации, что позволяло соединять занятия живописи с инженерной и архитектурной деятельностью. При дворе он провёл около 13 лет, снискав, помимо прочего, славу искусного кулинара!

В последние годы жизни Леонардо да Винчи оказался во Франции, при дворе короля Франциска I. Монарх поселил своего гостя в замке Кло-Люсе, близ Амбуаза - королевской резиденции. Это произошло в 1516 году. Ему вверили должность главного королевского инженера и архитектора, причём выдавали огромное по тем временам жалованье. На закате жизни сбылась мечта этого человека - полностью отдаться любимому делу, не думая о куске хлеба.

В это время он полностью прекратил рисовать, занялся архитектурной и инженерной деятельностью. Но через год его здоровье сильно пошатнулось, отказала работать правая рука. Умер он в апреле 1519 года, в том же Кло-Люсе, среди учеников и своих рукописей. В замке Амбуаз до сих пор находится могила живописца и .

Есть теория, согласно которой гении рождаются только в тот исторический момент, когда развитие, культурное и общественное, уже подготовило для них почву. Эта гипотеза хорошо объясняет появление великих личностей, чьи деяния были оценены по достоинству при жизни. Труднее дело обстоит с теми гениальными умами, вычисления и разработки которых далеко превзошли свою эпоху. Их творческая мысль, как правило, получала признание лишь спустя столетия, нередко при этом теряясь в веках и вновь возрождаясь, когда появлялись все условия для реализации гениальных планов.

Биография Леонардо да Винчи - как раз пример такой истории. Впрочем, среди его достижений были и признанные и понятые современниками, и те, что по достоинству смогли оценить только недавно.

Сын нотариуса

Дата рождения Леонардо да Винчи - 15 апреля 1452 года. На свет он появился в солнечной Флоренции, в местечке Анкиано, недалеко от городка Винчи. Более всего о его происхождении свидетельствует имя, фактически означающее «Леонардо родом из Винчи». Детство будущего гения предопределило во многом всю его дальнейшую жизнь. Отец Леонардо, молодой нотариус Пьеро, был влюблен в простую крестьянку Катерину. Плодом их страсти и стал да Винчи. Однако вскоре после рождения мальчика Пьеро женился на богатой наследнице и оставил сына на попечение матери. Судьбе было угодно распорядиться так, что их брак оказался бездетным, потому в трехлетнем возрасте маленький Лео был разлучен с матерью и стал проживать с отцом. Эти события оставили на будущем гении неизгладимый отпечаток: все творчество Леонардо да Винчи было пронизано поиском образа покинутой в детстве матери - Катерины. По одной из версий именно ее художник запечатлел на знаменитой картине «Мона Лиза».

Первые успехи

С самого детства великий флорентиец проявлял склонность ко многим наукам. Быстро схватывая азы, он был способен поставить в тупик даже самого опытного учителя. Леонардо не боялся сложных математических задач, умел на основе усвоенных аксиом строить собственные суждения, часто удивлявшие преподавателей. В почете у него была и музыка. Среди множества инструментов Леонардо отдавал свое предпочтение лире. Он научился извлекать из нее красивые мелодии и с удовольствием пел под ее аккомпанемент. Но больше всего нравились ему живопись и скульптура. Ими он увлекался самозабвенно, что довольно скоро стало заметно отцу.

Андреа дель Верроккьо

Пьеро, отдав должное эскизам и наброскам сына, решил показать их своему другу, знаменитому в то время живописцу Андреа Верроккьо. Творчество Леонардо да Винчи произвело большое впечатление на мастера, и он предложил стать его учителем, на что отец, недолго думая, согласился. Так молодой художник начал приобщаться к великому искусству. Освещаемая здесь биография Леонардо да Винчи будет неполной, если не упомянуть о том, чем закончилось это обучение для живописца.

Однажды Верроккьо заказали нарисовать крещение Христа. В то время мастера достаточно часто поручали лучшим ученикам писать второстепенные фигуры или фон. Изобразив святого Иоанна и Христа, Андреа дель Верроккьо решил нарисовать рядом двух ангелов и поручил выполнить одного из них молодому Леонардо. Тот сделал работу со всей прилежностью, и было трудно не заметить, насколько мастерство ученика превзошло умение учителя. Биография Леонардо да Винчи, изложенная Джорджо Вазари, живописцем и первым искусствоведом, содержит упоминание о том, что Верроккьо не просто подметил талант своего подмастерья, но отказался навсегда после этого брать кисть в руки - так задело его это превосходство.

Не только живописец

Так или иначе, а союз двух мастеров принес немало результатов. Андреа дель Верроккьо занимался также скульптурой. Для создания статуи Давида он использовал Леонардо как натурщика. Характерная черта увековеченного героя — легкая полуулыбка, которая чуть позже станет практически визитной карточкой да Винчи. Есть и основания полагать, что свою самую знаменитую работу, статую Бартоломео Коллеоне, Верроккьо создавал вместе с гениальным Леонардо. Кроме того, мастер славился прекрасным декоратором и постановщиком различных празднеств при дворе. Это искусство Леонардо тоже перенял.

Приметы гения

По прошествии шести лет после начала обучения у Андреа дель Верроккьо Леонардо открыл собственную мастерскую. Вазари отмечает, что его беспокойный и всегда жаждущий достичь совершенства сразу во многом ум имел некоторый изъян: Леонардо часто оставлял незавершенными свои начинания и тут же брался за новое. Биограф сожалеет от том, что многое так и не было создано гением из-за этого, скольких великих открытий он не совершил, хотя стоял на их пороге.

И правда, Леонардо был и математиком, и скульптором, и живописцем, и архитектором, и анатомом, но многим его трудам не хватало завершенности. Взять хотя бы картины Леонардо да Винчи. Например, ему поручили изобразить Адама и Еву в райском саду. Картина предназначалась в качестве подарка португальскому королю. Художник мастерски выписал деревья, которые, казалось, могут зашелестеть при малейшем дуновении ветра, тщательно изобразил луг и животных. Однако на том и завершил свою работу, так и не доведя ее до конца.

Возможно, именно такая непостоянность и сделала Леонардо мастером на все руки. Бросая картину, он брался на глину, рассуждая о развитии растений, одновременно наблюдал жизнь звезд. Быть может, если бы гений стремился завершить каждый свой труд, сегодня нам был бы известен только математик или же художник Леонардо да Винчи, но не и тот и другой в одном лице.

"Тайная вечеря"

Кроме стремления объять многое, великому гению было свойственно желание достичь совершенства и умение понять, где предел его возможностей в этом смысле. Картины Леонардо да Винчи прославились еще при жизни мастера. Одну из своих самых известных работ он выполнил для ордена доминиканцев в Милане. Трапезную церкви Санта-Мария-делле-Грацие до сих пор украшает его «Тайная вечеря».

С картиной связана легенда. Художник долго искал подходящих моделей для лика Христа и Иуды. По его замыслу Сын Божий должен был воплощать все добро, что есть в мире, а предатель — зло. Рано или поздно поиски увенчались успехом: среди хористов он высмотрел натурщика, подходящего для лика Христа. Однако поиски второй модели заняли три года, пока наконец Леонардо не заметил нищего в канаве, лицо которого более чем подходило для Иуды. Пьяный и грязный мужчина был доставлен в церковь, поскольку сам был не в состоянии передвигаться. Там, увидев картину, он воскликнул от удивления: она была знакома ему. Чуть позже он пояснил художнику, что три года назад, когда судьба была к нему более благосклонной, с него рисовали Христа для этой же картины.

Сведения Вазари

Однако вероятнее всего, это только легенда. По крайней мере, биография Леонардо да Винчи, изложенная Вазари, не содержит упоминания об этом. Автор приводит другие сведения. Трудясь над картиной, гений действительно долго не мог завершить лик Христа. Он так и остался незаконченным. Художник полагал, что не сможет изобразить необыкновенную доброту и великое всепрощение, которым должно светиться лицо Христа. Он даже не собирался искать для него подходящую модель. Однако даже в таком незавершенном виде картина поражает до сих пор. На лицах апостолов отчетливо видны их любовь к учителю и страдание из-за неспособности постичь все то, что он им говорит. Даже скатерть на столе выписана так тщательно, что ее нельзя отличить от настоящей.

Самая известная картина

Главный шедевр великого Леонардо — это, без сомнения, "Мона Лиза". Вазари вполне определенно называет картину портретом третьей жены флорентийца Франческо дель Джокондо. Однако автору многих биографий было свойственно, помимо проверенных фактов, в качестве источников использовать легенды, слухи и домыслы. Долгое время исследователи не могли найти исчерпывающий ответ на вопрос о том, кто был моделью да Винчи. Исследователи, соглашавшиеся с версией Вазари, датировали Джаконду 1500-1505 годами. В эти годы Леонардо да Винчи трудился во Флоренции. Противники гипотезы отмечали, что столь совершенного мастерства к тому времени художник еще не достиг, а потому, вероятно, картина была написана позже. Кроме того, во Флоренции Леонардо трудился над другой работой, «Битвой Ангиари», и она отнимала очень много времени.

Среди альтернативных гипотез были и предположения, что "Мона Лиза" — автопортрет или изображение возлюбленного и ученика да Винчи, Салаи, которого он запечатлел на картине «Иоанн Креститель». Высказывалось и мнение, что моделью была Изабелла Арагонская, герцогиня Миланская. Все загадки Леонардо да Винчи меркли перед этой. Однако в 2005 году ученым удалось найти прочное свидетельство в пользу версии Вазари. Были обнаружены и изучены заметки Агостино Веспуччи, чиновника и друга Леонардо. В них, в частности, указывалось и то, что да Винчи работает над портретом Лизы Герардини, жены Франческо дель Джокондо.

Опередивший время

Если картины да Винчи приобрели славу еще при жизни автора, то многие его достижения в прочих областях по достоинству были оценены лишь спустя столетия. Дата смерти Леонардо да Винчи — 2 мая 1519 года. Однако только в конце девятнадцатого века огласку получили записи гения. Чертежи Леонардо да Винчи, описывающие устройства, сильно опережали свое время.

Если своей живописью мастер вдохновил многих современников и положил начало искусству Высокого Возрождения, то его технические наработки было невозможно воплотить в жизнь при том уровни развития технологий, который был в шестнадцатом веке.

Летающие машины Леонардо да Винчи

Гениальный изобретатель хотел парить не только в мыслях, но и в реальности. Он трудился над созданием летающей машины. Чертежи Леонардо да Винчи содержат схему строения первой в мире модели дельтаплана. Это был уже третий или четвертый по счету вариант летающей машины. Внутри первых должен был размещаться летчик. Механизм приходил в движение за счет вращающихся педалей, которые он крутил. Прототип дельтаплана же был рассчитан на планирующий полет. Эту модель опробовали в Великобритании в 2002 году. Тогда чемпионке мира по дельтапланеризму удалось продержаться над землей семнадцать секунд, при этом она поднялась на высоту десять метров.

Еще раньше гений разработал схему устройства, которое должно было подниматься в воздух с помощью одного несущего винта. Машина отдаленно напоминает современный вертолет. Однако этот механизм, приходивший в движение в результате согласной работы четырех человек, имел массу изъянов, и ему не суждено было воплотиться в реальность даже спустя века.

Военные машины

Биографы часто, приводя описание Леонардо да Винчи как человека, отмечают его миролюбивость и порицание военных действий. Однако, видимо, это не мешало ему разрабатывать механизмы, чьей единственной функцией была победа над противником. Например, он создал чертеж танка. С действующими механизмами времен Второй мировой войны его мало что роднило.

Машина приходила в движение благодаря усилиям восьми человек, поворачивавших рычаги колес. Причем перемещаться она могла только вперед. Танк имел округлую форму и был снабжен большим числом орудий, направленных в разные стороны. Сегодня практически любой музей Леонардо да Винчи может продемонстрировать такую боевую машину, сделанную по чертежам гениального мастера.

Среди придуманных да Винчи орудий была и устрашающего вида колесница-коса, и прообраз пулемета. Все эти изделия демонстрируют широту мысли гения, его способность на многие века предугадывать, по какому пути развития двинется общество.

Автомобиль

Была среди разработок гения и модель автомобиля. Внешне он мало чем походил на привычные нам машины, скорее напоминал телегу. Долгое время оставалось непонятно, как Леонардо предполагал ее двигать. Эту загадку разрешили в 2004 году, когда в Италии по чертежам создали автомобиль да Винчи и снабдили его пружинным механизмом. Возможно, именно это и предполагал автор модели.

Идеальный город

Леонардо да Винчи жил в неспокойное время: войны были частыми, во многих местах свирепствовала чума. Ищущий ум гения, столкнувшись с тяжкими болезнями и приносимыми ими несчастьями, стремился найти способ улучшить качество жизни. Да Винчи разработал схему идеального города, разделенного на несколько уровней: верхний - для высших слоев общества, низший - для торговли. Все дома по задумке автора должны были при помощи системы труб и каналов иметь постоянный доступ к воде. Идеальный город состоял не из узких улочек, а из широких площадей и дорог. Целью таких нововведений было сокращение болезней и улучшение гигиены. Проект так и остался на бумаге: короли, которым Леонардо его предлагал, считали затею слишком смелой.

Достижения в других областях

Многим обязана гению наука. Леонардо да Винчи прекрасно разбирался в анатомии человека. Он трудился в поте лица, зарисовывая особенности внутреннего расположения органов и строения мышц, создал принципы анатомического рисования. Также он сделал описание щитовидной железы, ее основных функций. Уделяя время астрономическим изысканиям, он объяснил механизм, по которому Солнце освещает Луну. Не обделил да Винчи своим вниманием и физику, введя понятие коэффициента трения и определив влияющие на него факторы.

Есть в трудах гения и идеи, характерные для современной археологии. Так, он не был сторонником официальной в то время версии, согласно которой ракушки, во множестве обнаруженные на склонах гор, попали туда из-за Всемирного потопа. По мнению ученого, когда-то давно эти горы могли быть берегами морей или даже их дном. И спустя невообразимые промежутки времени они «выросли» и стали такими, какими их видят.

Тайные письмена

Среди загадок Леонардо после тайны "Моны Лизы" чаще всего обсуждается его зеркальный почерк. Гений был левшой. Большинство своих записей он сделал наоборот: слова шли справа налево и прочитать их можно было только с помощью зеркала. Есть версия, согласно которой да Винчи так писал, чтобы не смазывать чернила. Другая гипотеза гласит, что ученый не хотел, чтобы его труды стали достоянием глупцов и невежд. Скорее всего, правильный ответ на этот вопрос мы уже никогда не узнаем.

Не меньшей тайной является и личная жизнь великого Леонардо. О ней мало что известно, поскольку гений не стремился выставлять ее напоказ. А потому сегодня существует масса самых невероятных гипотез на этот счет. Впрочем, это тема для отдельной статьи.

Бесспорным и очевидным остается вклад Леонардо да Винчи в мировое искусство, его неординарный ум, который мог практически одновременно осмыслять проблемы из совершенно различных областей человеческого знания. Мало кто в истории может в этом смысле сравниться с Леонардо. При этом он был достойным представителем своей эпохи, вобрав в себя все идеалы Ренессанса. Он подарил миру искусство Высокого Возрождения, заложил основы более точной передачи реальности, создал канонические пропорции тела, воплотившиеся в рисунке "Витрувианский человек". Всей своей деятельностью он фактически победил представление об ограниченности нашего разума.

СОДЕРЖАНИЕ.

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА I. Ранний период творчества Леонардо да Винчи …………………….5

ГЛАВА 2. Зрелый период творчества Леонардо. …………………………….....7

2.1. Тема женщины в творчестве Леонардо да Винчи. ………………………....7

2.2. Религиозная тема в картинах Леонардо . …………………………………...10

2.3. «Тайная вечеря» - великая картина да Винчи. ……...……………..………12

ГЛАВА III . Поздний период творчества да Винчи……………………………14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………….……………………………16

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….…………………………17

ВВЕДЕНИЕ.

«Я создал тебя существом не небесным, но и не только земным, не смертным, но и не бессмертным, чтобы ты, чуждый стеснений, сам себе сделался творцом и сам выковал окончательно свой образ. Тебе дана возможность пасть до степени животного, но так же и возможность подняться до степени существа богоподобного – исключительно благодаря твоей внутренней воле…» - так говорит бог Адаму в трактате итальянского гуманиста Пико делла Мирандола «О достоинстве человека». В этих словах сжат духовный опыт эпохи Возрождения, выражен сдвиг в сознании, который она совершила.

Леонардо да Винчи – великий художник, ученый, инженер и выдающийся деятель итальянского Ренессанса, символ культурного возрождения Италии XV века. Его произведения вызвали настоящий переворот в европейском искусстве и оказали огромное влияние на последующие поколения живописцев всего мира. Творчество Леонардо да Винчи во все времена привлекало внимание и специалистов, и просто любителей искусства.

Леонардо по праву называют одним из самых выдающихся людей эпохи Ренессанса, символом культурного возрождения Италии XV века. Это был очень незаурядный и талантливый человек – он внес огромный вклад в развитие таких областей человеческого знания, как живопись, архитектура, математика, , механика, оптика, геология, ботаника, гидродинамика, анатомия и многое другое.

Несмотря на такое разнообразие интересов, Леонардо был специалистом в каждой из этих областей. Его страсть к познанию и экспериментам принесла свои плоды: изобретения и открытия да Винчи намного опередили свое время, многие из них были оценены и воплощены в жизнь только спустя столетия после его смерти. Однако многие работы да Винчи так и остались незаконченными; это относится как к живописи, так и к научным разработкам (например, он не опубликовал ни одного серьезного научного трактата, хотя и собирался это сделать). Многочисленные записи Леонардо, эскизы и чертежи после его смерти оказались рассеянными по всей Европе и были собраны сравнительно недавно (часть из дневников художника утеряна безвозвратно). Поэтому его изобретения и открытия не оказали заслуженного серьезного влияния на развитие науки и технический прогресс.

Все творчество великого Леонардо да Винчи – сплошные загадки, вопросы, на которые человечество пытается ответить полтысячи лет, и будет искать ответы на них еще очень долго.

Целью нашего реферата является изучить особенности творчества Леонардо да Винчи.

В процессе написания работы мы поставили перед собой следующие задачи:

1. проанализировать ранний период творчества да Винчи;

2. изучить зрелый период великого художника;

3. определить круг произведений, относящихся к позднему периоду творчества Леонардо;

4. определить феномен мастерства Леонардо да Винчи.

Леонардо обогатил искусство живописи своей упорной проработкой, как новых методов письма, так и старинных приемов, нескончаемым совершенствованием техники рисунка и внимательным наблюдением натуры. Этот неповторимый синтез искусства, науки и технологии и является темой настоящего исследования, дающего возможность представить во всей полноте поразительную личность, символ эпохи Итальянского Возрождения.

ГЛАВА I . Ранний период творчества Леонардо да Винчи.

Среди его ранних работ была картина “Мадонна с цветком” (1472 г.). В отличие от мастеров X V в. Леонардо отказывался от повествовательности, использования деталей, которые отвлекают внимание зрителя, насыщенного изображениями фона. Картина воспринимается как простая, безыскусная сцена радостного материнства юной Марии. Леонардо много экспериментировал в поисках различных составов красок, он одним из первых в Италии перешел от темперы к живописи маслом. “Мадонна с цветком” исполнена именно в этой, тогда еще редкой, технике. Около 1482 г. Леонардо поступил на службу к миланскому герцогу Лодовико Моро. Мастер рекомендовал себя при этом в первую очередь как военного инженера, зодчего, специалиста в области гидротехнических работ и только потом как живописца и скульптора. Однако первый миланский период творчества Леонардо (1482-1499 гг.) оказался наиболее плодотворным. Мастер стал самым известным художником Италии, занимался архитектурой и скульптурой, обратился к фреске и алтарной картине.

Не все грандиозные замыслы, в том числе и архитектурные проекты, Леонардо удавалось осуществить.

Выполнение конной статуи Франческо Сфорца, отца Лодовико Моро: продолжалось более десяти лет, но она так и не была отлита в бронзе. Глиняная модель монумента в натуральную величину, установленная в одном из дворов герцогского замка, была уничтожена французскими войсками, захватившими Милан.

Это единственное крупное скульптурное произведение Леонардо да Винчи получило высокую оценку современников.

В возрасте шестнадцати или семнадцати лет он переселяется во Флоренцию, где его отец нотариус отдает его в мастерскую Верроккьо. Дорога, которую приходилось преодолевать юному Леонардо пешком,- около сорока километров, - и в наши дни тянется вдоль долины Арно; та же самая, скорее всего, привела его затем в Пизу, привлекая необыкновенным пейзажем: горные вершины создают ощущение первозданности, созвучное которому вызывает Мадонна в скалах, хранящаяся ныне в Лувре. Это первое миланское полотно мастера, созданное им в 1483 году, в возрасте тридцати одного года. На самом деле этот мотив присутствует и в первом из его известных рисунков - пейзаже, датированном 5 августа 1473 года, вероятно и вправду выполненном художником в двадцать один год. Это вид долины Арно с высоты, с некоего места над Винчи, если смотреть оттуда в сторону Пизы и Ливорно. Возможно, эта площадка находилась около Порчиано, на дороге, ведущей в Пистойю. Ведь именно в 1473 году флорентийская академия переводит свои факультеты медицины и философии в Пизу.

ГЛАВА II . Зрелый период творчества Леонардо.

2.1 Тема женщины в творчестве Леонардо да Винчи.

Вдохновленный примером Лоренцо, Леонардо начал оттачивать собственный изобразительный язык, разрабатывая форму «говорящей живописи», которая с созданием Поклонения волхвов (1481) откроет стиль интенсивной выразительности движения и жеста, силу изображения, в точности воспроизведенную через столетия немым кино. У Леонардо появилась привычка привлекать к себе внимание слушателя своей доброжелательной словоохотливостью – врожденный дар, унаследованный, возможно от его отца - нотариуса. Вероятно, эта его способность благоприятствовала ранней привычке к систематическому изложению собственных мыслей в письменном виде.

Все произведения Леонардо, живописца и теоретика живописи, а затем и каждое из проявлений, в которых он воплощал в жизнь свою идею о том, что искусство – форма творческого познания и, следовательно, наука и философия, - все это по Леонардо, является наставлением, которое и поныне воспринимается «в прямом смысле», непосредственно. Это справедливо и в отношении традиционных средств – непревзойденных пока, несмотря на множество прошедших веков – так и в отношении новых электронных технологий, являясь блестящим учебным пособием даже для самого исторического исследования, которое только сегодня начинает укрепляться в своей эффективности и самоценности, преодолевая лишь первую фазу в состязании идей.

Произведения Леонардо - это постоянная череда исследований и экспериментов. Для него живопись - это философия. Это язык, наиболее приспособленный для познания и выражения окружающего мира, поэтому он мог заметить: «То, что присутствует в самой сути Вселенной – настоящей или воображаемой, - художник постигает вначале сознанием, а потом исполняет с помощью рук своих, кои достойны всемирного восхищения, ибо в одно время с созданием вещей производят и согласную им гармонию». Для Леонардо искусство есть «второе» творение. С первых своих шагов студии Верроккьо художник начинает собственные творческие поиски, достигая верха совершенства в знаменитой Джоконде.

С
реди юношеских шедевров Леонардо, написанных на религиозные сюжеты, видное место занимает Благовещение (Галерея Уффици). К этой теме обращалось немало прославленных мастеров, от Симоне Мартини до Беато Анжелико, и даже до современника Леонардо Антонио Поллайло. В своих пространственных решениях Леонардо все еще связан со ступенчатой схемой или барельефным принципом композиции. Леонардо привлекает перспектива, однако он совершает ошибки. Одна из них видна в изображении Мадонны: рука Марии не может дотянуться до книги, лежащей перед ней на поставке. Промах говорит за гипотезу о том, что картина написана Леонардо в молодости. Стилистическая близость этого произведения Благовещению из Лувра, написанному Леонардо для алтарной ступени к верроккьиевской Мадонне на площади в Пистойе, заставляют датировать картину самое раннее 1478 годом.

До нашего времени дошли живописные работы Леонардо миланского периода.

В Милане, по-видимому, мастер создал полотно “Мадонна с младенцем” (“Мадонна Литта”). Здесь в отличие от “Мадонны с цветком” он стремился к большей обобщенности идеальности образа. Изображен не определенный момент, а некое длительное состояние покой радости, в которое погружена молодая прекрасная женщина. Холодный ясный свет озаряет ее тонкое мягкое лицо с полуопущенным взором и легкой, еле уловимой улыбкой. Картина написана темперой, придающей звучность тонам голубого плаща и красного платья Марии. Удивительно написаны пушистые темно-золотистые вьющиеся волосы Младенца, не по-детски серьезен его внимательный взгляд, устремленный на зрителя.

Когда в 1499 году Милан был взят французскими войсками, Леонардо покинул город. Началась пора его скитания. Некоторое время он работал во Флоренции.

Там творчество Леонардо словно озарила яркая вспышка: он написал портрет Моны Лизы, супруги богатого флорентийца Франческо ди Джокондо (около 1503). Портрет известен как “Джоконда”, стал одним из самых прославленных произведений мировой живописи.

Окутанный воздушной дымкой портрет молодой женщины, сидящей на фоне голубовато-зеленого пейзажа, полон такой живой и нежной трепетности, что, по словам Вазари, в углублении шеи Моны Лизы можно видеть биение пульса. Казалось бы картина просто для понимания. Между тем в обширной литературе, посвященный “Джоконде”, сталкиваются самые противоположные толкования созданного Леонардо образа.

В истории мирового искусства есть произведения, наделенные странной, таинственной и магической силой. Объяснить это трудно, описать не возможно. В их ряду одно из первых мест занимает изображение Моны Лизы. Она, по-видимому, была незаурядной, волевой личностью, умной и цельной натурой. Леонардо вложил в ее удивительный, устремленный на зрителя взгляд, в знаменитую, словно скользящую загадочную улыбку, в отмеченное зыбкой изменчивостью выражения лица заряд такой интеллектуальной и духовной силы: который поднял ее образ на недосягаемую высоту.

2.2 Религиозная тема в картинах Леонардо .

В
галерее Уффици находится Поклонение волхвов, начатое Леонардо в 1481 году и заброшенное мастером в стадии наброска в момент переезда в Милан в 1482 году. В пространственной композиции он использует формат потолочных медальонов работы Гиберти, написанных им для Райских врат флорентийского Баптистерия. Но прежде всего, обращает внимание на выразительность и живость фигур, присутствующих уже на барельефах Донателло. Рисунок этот представляет из себя не более чем набросок. Через него мы можем проникнуть в сам процесс творчества, приходящий к завершению лишь после длинной серии подготовительных этюдов. Некоторые из них развиваются из этюдов для Рождества, над которым Леонардо работал в 1478 году и от которого не осталось других следов. Именно событие Рождества было воплощено в Поклонении волхвов. Мастер использовал буквально кинематографический прием: он заставляет перспективу служить себе, это его кинокамера. Композиция построена на системе диагоналей, перекрещивающихся над головой Богоматери. Однако перспектива переносит центр зрительного ряда чуть вправо, в пространство между двумя деревьями. Это означает, что символическое передвижение камеры оставляет как бы за кадром правое поле картины, то есть собственно пещеру Рождества, в которой остаются лишь осел да частично видимый вол. Чтобы ввести зрителя в повествование, стоящий справа юноша на первом плане картины повернулся, обратив взгляд на зрителя. Даже не имея к тому никаких доказательств, мы не можем не признать в нем автопортрет юного

Леонардо, самого «режиссера».

Более детальное изучение механики движения человеческого тела обращает на себя внимание уже в фигурах Поклонения волхвов. Святой Иероним из Пинакотеки Ватикана, написанный в тоже время, представляет перед нами почти в роли анатомической модели. Темна менее Святой Иероним - живое человеческое тело, обладающее статичностью скульптуры.

Первая картина, выполненная Леонардо в Милане, - Мадонна в скалах, заказанная ему 25 апреля 1483 года братством Непорочного зачатия. Над этим произведением мастер работал вместе с братьями де Предис и другими своими учениками. Сама иконография изображенной группы представляет из себя настоящую загадку: Мадонна с Младенцем, Святой Иоанн и ангел в магическом полумраке превосходно выполненного скалистого пейзажа на фоне воды и растений. Справа глядящий на зрителя коленопреклоненный ангел наделен той же функцией, что и юноша на правом краю полотна Поклонения волхвов. Однако этот ангел не является автопортретом Леонардо, о чем свидетельствует эскизы, хранящиеся в Турине. На них изображена юная женщина.

Возвратившись в Милан из Флоренции в конце 1499 года, или начале 15000 года, Леонардо «тяжкий труд посвящает геометрии, не откладывая кисти» - пишет Пьетро да Новеллара в письме к Изабелле д"Эсте в 1501 году. Именно в тот период рождаются два шедевра: утерянный впоследствии картон к Святой Анне и Мадонна с веретенами, известная в двух вариантах, написанных учениками, но с участием самого маэстро. В описаниях Новеллары приводятся объяснения религиозной символики, сформулированные самим Леонардо.

Картина Святой Иоанн Креститель (Лувр), видимо, написана годом ранее. Теперь фигуры на картинах Леонардо демонстрируют цветущие вакхические формы, хотя и не столь явно двусмысленные, как у Караваджо, но трепещущие чувственные. Их лица светятся от счастья и притягивают к себе гипнотически неподвижными взглядами обведенных тенями глаз. Уже в ученическом наброске ангела к картине Благовещение, который Леонардо приколол к листу, датируемом приблизительно 1504 годом, автор вплотную приближается к изображению некого слияния полов: двусмысленность присутствует не только в физических чертах; ментально персонаж также является гермафродитом. В школе Верроккьо существует несколько версий данного изображения, лучшее из которых, находящееся в Базеле, приписывается Леонардо.

2.3. «Тайная вечеря» - великая картина да Винчи.

Э
ту композицию он писал на стене трапезной миланского монастыря Санта Мария делле Грацие. Стремясь к наибольшей красочной выразительности в стенописи, он произвел неудачные эксперименты над красками и грунтом, что и вызвало ее быстрое повреждение. А затем довершили дело грубые реставрации и солдаты Бонапарта. После занятия Милана французами в 1796г. трапезная была превращена в конюшню, испарения конского навоза покрыли живопись густой плесенью, а заходившие в конюшню солдаты забавлялись, швыряя кирпичами в головы леонардовских фигур. Панорама картины удобнее всего рассматривается, если поместить точку наблюдения на высоту шести метров. Ныне этот эксперимент повторить уже не удастся, поскольку пол в помещении поднялся за прошедшие столетия приблизительно на метр. Таким образом, фреска помещена на уровень взгляда наблюдателя, находящегося на втором этаже здания.

Судьба оказалась жестокой ко многим творениям великого мастера. А между тем, сколько времени, сколько вдохновенного искусства и сколько пламенной любви вложил Леонардо в создание этого шедевра.

Но, несмотря на это, даже в полуразрушенном состоянии “Тайная вечеря” производит неизгладимое впечатление.

На стене, как бы преодолевая ее и унося зрителя в мир гармонии и величественных видений, развертывается древняя евангельская драма обманутого доверия. И драма эта находит свое разрешение в общем порыве, устремленном к главному действующему лицу – мужу со скорбным лицом, который принимает свершающееся как неизбежное.

Христос только что сказал своим ученикам: “Один из вас предаст меня”. Предатель сидит вместе с другими; старые мастера изображали Иуду сидящим отдельно, но Леонардо выявил его мрачную обособленность куда более убедительно, тенью окутав его черты.

Христос покорен своей судьбе, исполнен сознания жертвенности своего подвига. Его наклоненная голова с опущенными глазами, жест рук бесконечно прекрасны и величавы. Прелестный пейзаж открывается через окно за его фигурой. Христос – центр всей композиции, всего того водоворота страстей, которые бушуют вокруг. Печаль его и спокойствие как бы извечны, закономерны – и в этом глубокий смысл показанной драмы.

Увидев “Тайную вечерю” Леонардо, французский король Людовик XII так восхитился ею, что только боязнь испортить великое произведение искусства помешала ему вырезать часть стены миланского монастыря, чтобы доставить фреску во Францию.

ГЛАВА III . Поздний период творчества да Винчи.

Л
еонардо сделал несколько набросков на сюжет Мадонна с Младенцем и св. Анной. Впервые этот замысел возник во Флоренции. Возможно, около 1505 был создан картон (Лондон, Национальная галерея), а в 1508 или несколько позже - картина, находящаяся ныне в Лувре. На фоне цепи гор, возникающих из туманных испарений, как бы постепенно придавая форму хаосу первоначального творения, вырисовывается пирамидальная группа Святой Анны, Марии и младенца Христа, который тянет к себе ягнёнка, символ будущей жертвенной миссии. Едва уловимая улыбка, играющая на лицах персонажей, выражает общую настроенность композиции. В ней есть прекрасные куски живописи (горы, группа с младенцем Христом, дерево справа), однако они слабо связанны между собой и далеки от эмоционального, волнующего собеседования, предстающего в лондонском картоне. Характерную леонардовскую трактовку движения, сплетающего отдельные элементы в групповое построение - замысел, безусловно, новаторский, оказавший влияние на последующих художников, - мы находим в жесте Мадонны, призывающей к себе младенца, в то время как тот тянется в сторону, стремясь играть с ягнёнком. Это незавершённое произведение выполнено Леонардо в сотрудничестве с его учениками в период пребывания во Флоренции в 1508 году. Оно было заказано для алтаря церкви Сантиссима Аннунциат. Вместе с манускриптами и другими работами мастера картина перешла после его смерти к Франческо Мельци. В 1629-1630 годах, во время войны с Мантуей, она была найдена французами в Казале Монферрато. В 1810 году картина экспонировалась в парижском музее. Известны многочисленные реплики, написанные как художниками круга Леонардо, так и мастерами, далёкими от его школы (например, нидерландскими). Использованная Леонардо композиция нашла отражение в творчестве живописцев, близких ему по времени: Мадонна Рафаэля и Святое семейство (или Тондо Дони) Микеланджело, которые придерживаются схемы построения, лежащей в основе данной картины. Это показывает, с каким интересом относились современники к произведениям, созданным Леонардо.

В
поздней серии рисунков «Потоп» (Виндзор, Королевская библиотека) изображены катаклизмы, мощь тонн воды, ураганных ветров, скал и деревьев, превращающихся в щепки в вихре бури. В записках содержится много пассажей о Потопе, некоторые из них - поэтические, другие - бесстрастно описательные, третьи - научно-исследовательские, в том смысле, что в них трактуются такие проблемы, как вихревое движение воды в водовороте, его мощность и траектория.

Для Леонардо искусство и исследовательская деятельность были взаимодополняющими аспектами постоянного стремления наблюдать и фиксировать внешний вид и внутреннее устройство мира. Определенно можно утверждать, что он был первым среди ученых, чьи исследования дополнялись занятиями искусством.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

О масштабе и уникальности дарования Леонардо позволяют судить его рисунки, занимающие в истории искусства одно из почетных мест. С рисунками Леонардо да Винчи, зарисовками, набросками, схемами неразрывно связаны не только рукописи, посвященные точным наукам, но и работы по теории искусства. Много место отдано проблемам светотени, объемной моделировке, линейно и воздушной перспективе. Леонардо да Винчи принадлежат многочисленные открытия, проекты и экспериментальные исследования в математике, механике, других естественных наук.

Искусство Леонардо да Винчи, его научные и теоретические исследования, уникальность его личности прошли через всю историю мировой культуры и науки, оказали огромное влияние.

Леонардо да Винчи, из всех известных нам творцов в истории человечества, обладал наиболее всесторонней гениальностью. Он считал себя, прежде всего художником, но из его записных книжек и рисунков видно, что в свое представление об искусстве он вкладывал многое из того, что ныне мы называем естественно - научными вопросами. Он настолько был убежден в могуществе человеческого зрения как отличного инструмента для исследования природа, что видеть и знать, по его мнению, было одним и тем же.

Художники, говорил он, это лучшие из ученых; они не только наблюдают природу лучше, чем другие люди, но думают о том, что видят и затем рассказывают остальным о виденным ими в своих картинах. Нынешнее ученые предпочитают передавать свои знания в словах и для этой цели ими изобретено очень много новых слов? во времена Ренессанса считали, что «хорошая картина ценнее тысячи слов».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Анточа Л., Кастель А., Чанки М., Галуцци П. Жизнь и творчество Леонардо до Винчи. - М.: Белый город, 2001, - 143 с.

2. Дживелегов А. Леонардо да Винчи. - М.: Искусство, 1998, - 159 с. 3. Долгополов И.В. Рассказы о художниках. - М.: Изобразительное искусство, 1992, - 845 с.

4. Любимов Л.Л. Искусство Западной Европы. - М.: «Просвещение», 1989, - 348с.

5. Любимов Л.Л. Небо не слишком высоко. - М: «Просвещение», 1999, - 220 с.

6. Лазука Б.А. История искусства. – Минск: Искусство, 1996, - 304 с. 7. Муратов П.П. Образы Италии. – М.: «Республика», 1994,- 541 с. 8. Персидская К.Е. Леонардо Великий. - Санкт – Петербург: Изобразительное искусство, 2007, - 326 с.

9. Савицкий М. Искусство. – Минск: Искусство, 1992, - 321 с. 10. Хойс А.Е. Как Леонардо стал художником. – М.: Искусство, 2007,-450 с.

Леонардо да Винчи (1452-1519) Leonardo da Vinci

Леонардо да Винчи (1452-1519)
Leonardo da Vinci

Леонардо да Винчи (15 апреля 1452 год - 2 мая 1519 год) - был знаменитым итальянским архитектором эпохи Возрождения, музыкантом, изобретателем, инженером, скульптором и гениальным художником. Он был описан как архетип «человека эпохи Возрождения» и универсального гения. Леонардо широко известен своими уникальными картинами, такими как, Мона Лиза и Тайная вечеря. Он также знаменит за свои многочисленные изобретения. К тому же, он помог в развитии анатомии, астрономии и градостроительства.

В эпоху Возрождения было много гениальных скульпторов, художников, музыкантов, изобретателей. Леонардо да Винчи сильно выделяется на их фоне. Он создавал музыкальные инструменты, ему принадлежит множество инженерных изобретений, писал живописные полотна, скульптуры и многое другое.
Его внешние данные тоже поражают: высокий рост, ангельская внешность и необычайная сила. Познакомимся с гением Леонардо да Винчи, краткая биография расскажет его основные достижения.

Факты из биографии
Родился он неподалеку от Флоренции в небольшом городке Винчи. Леонардо да Винчи был незаконным сыном известного и богатого нотариуса. Его мать - обычная крестьянка. Так как у отца не было других детей, то в 4 года он забрал маленького Леонардо к себе. Необычайный ум и приветливый характер мальчик демонстрировал с самого раннего возраста, и он быстро стал любимцем в семье.
Чтобы понять, как развивался гений Леонардо да Винчи, краткую биографию можно представить следующим образом:
В 14 лет он поступает в мастерскую Вероккио, где учится рисунку и скульптуре.
В 1480 году он переезжает в Милан, где основывает Академию художеств.
В 1499 году он уезжает из Милана и начинает переезжать из города в город, где строит оборонительные сооружения. В этот же период начинается его известное соперничество с Микеланджело.
С 1513 года он работает в Риме. При Франциске I он становится придворным мудрецом.
Умер Леонардо в 1519 году. Как он считал, ничего из того, что он начинал, не было доделано до конца.

Творческий путь
Творчество Леонардо да Винчи, краткая биография которого была изложена выше, можно разделить на три этапа.
Ранний период. Много работ великого живописца были незакончены, такой является «Поклонения Волхвов» для монастыря Сан-Донато. В этот период были написаны картины «Мадонна Бенуа», «Благовещение». Несмотря на свой юный возраст, живописец в своих картинах уже демонстрировал высокое мастерство.
Зрелый период творчества Леонардо протекал в Милане, где он планировал сделать карьеру инженера. Наиболее популярным произведением, написанным в это время, была «Тайная вечеря», тогда же он начал работу над «Мона Лизой».
В поздний период творчества была создана картина «Иоанн Креститель» и серия рисунков «Потоп».

Занятие живописью всегда дополняло науку для Леонардо да Винчи, так как он стремился зафиксировать реальность.

Самые известные картины Леонардо

Благовещение (1475-1480) - Уффици, Флоренция, Италия

Джиневра де Бенчи (~1475) - Национальная галерея искусств, Вашингтон, округ Колумбия, США.


Мадонна Бенуа (1478-1480) - Музей Эрмитажа, Санкт-Петербург, Россия


Поклонение волхвов (1481) - Уффици, Флоренция, Италия


Сесилия Галлерани с Горностаем (1488-90) - Музей Чарторыйских, Краков, Польша


Музыкант (~1490) - Пинакотека Амброзиана, Милан, Италия


Мадонна Литта, (1490-91) - Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия


Ла Белл Феррониер, (1495-1498) - Лувр, Париж, Франция

Тайная вечеря (1498) - Женский монастырь Станции Мария Делле Грацие, Милан, Италия


Мадонна в гроте (1483-86) - Лувр, Париж, Франция


Мадонна в гроте или Дева в Гроте (1508) - Национальная галерея, Лондон, Англия


Леда и Лебедь (1508) - Галерея Боргезе, Рим, Италия


Мона Лиза или Джоконда - Лувр, Париж, Франция


Мадонна с младенцем со Св.Анной (~1510) - Лувр, Париж, Франция

Иоанн Креститель (~1514) - Лувр, Париж, Франция

Вакх, (1515) - Лувр, Париж, Франция.

Мадонна с гвоздикой

Аноним 17 век (на базе утерянного оригинала) - Портрет Леонардо да Винчи

Дата рождения: 15 апреля 1452 года
Дата смерти: 2 мая 1519 года
Место рождения: поселок Анкиано, Флоренция, Италия

Леонардо да Винчи – легендарная и выдающаяся личность, Леонардо да Винчи - великий ученый и изобретатель которого подарила миру Италия в XV-XVI веках. Он был не только великим художником Высокого Возрождения, но и ученым, писателем, изобретателем, чей вклад на сегодняшний день является неоценимо высок, как для науки, так и для искусства.

15 апреля 1452 года, в поселке Анкиано, вблизи Флоренции, родился младенец. Имя ему дали Леонардо. Родителями Леонардо были крестьянка Катерина и зажиточный нотариус Пьеро. Первые три года Леонардо жил с матерью, так как его отец оставил семью и женился на знатной и состоятельной барышне. Но детей в новой семье не было, и отец забрал Леонардо к себе. Мальчик тяжело переносил разлуку с матерью. Когда юный художник достиг 13 летнего возраста, умирает его мачеха. Повторный брак отца не продлился долго и он опять овдовел. Пьеро хотел, чтоб Леонардо пошел по его стопам, но профессия нотариуса не интересовала мальчика.

Еще будучи юношей Леонардо проявил уникальные способности художника. В 14 лет с подачи отца он едет во Флоренцию и поступает подмастерьем к Андреа Верроккьо. Там он изучает гуманитарные науки, черчение, химию. Работает с металлами и гипсом, рисует и моделирует, проводя все время в мастерской.

В 1473 году старания Леонардо да Винчи оценила Гильдией Святого Луки – ему присвоили квалификацию мастера. В это же время Андреа Верроккьо заказывают картину «Крещение Христа», и он доверяет Леонардо работу над одним из ангелов. Леонардо прекрасно справляется с поставленной задачей – он превзошел работу своего учителя. Вскоре Верроккьо отдаляется от живописи, предоставив эту нишу талантливому ученику, и занимается скульптурой. Леонардо проявляет себя новатором, ищет новые составы красок и открывает для себя живопись маслом, которая только зарождалась в Италии. «Просвещение» является первой самостоятельной работой юного мастера.

Вскоре Леонардо, завороженный образом Мадонны, создает серию картин, посвященных ей. Среди его работ «Мадонна с цветком» («Мадонна Бенуа»), «Мадонна с вазой», «Мадонна в гроте», «Мадонна Литта», и множество незаконченных эскизов.
В 1481 году представители монастыря Сан Донато а Скопетопоручили Леонардо да Винчи написать работу «Поклонение волхвов», которая осталась незавершенной. Уже тогда да Винчи имел склонность не доводить работу до конца. Леонардо был чужд традициям дворца Лоренцо Медичи, правящим во Флоренции, и покидает город.

В 1482 году, вооружившись собственным творением – серебряной лирой, и виртуозно владея игрой на этом инструменте, Леонардо да Винчи переезжает в Милан. Его принимают ко двору герцога Лодовико Моро. Рекомендуя себя изначально зодчим, инженером военного дела, а уж после художником и скульптором, Леонардо хотел заручиться поддержкой герцогской семьи.

В 1483 году Леонардо да Винчи принял новый заказ от францисканского братства Непорочного зачатия на алтарную картину. Это был его первый заказ в Милане, и он начинает работу над картиной «Мадонна в скалах» или «Мадонна в гроте». Не договорившись с заказчиками об оплате, Леонардо оставляет полотно себе, и завершает его только в 1490-1494 годах.

Вскоре да Винчи становится известным художником в Италии, пишет портреты. Но не все проекты удавалось ему осуществить. Больше века он ваял конную статую Франческо Сфорца, но она не была вылита в бронзе. Из бронзы сделали пушки, а глиняную статую разрушили французы, которые в 1499 году захватили Милан.

Обладая литературным талантом, Леонардо да Винчи пишет заметки, размышления о живописи, науках, внутренней сущности вещей. К сожалению, эти труды не увидел свет при жизни мастера. Только после смерти да Винчи его преемник Франческо Мельци выделил из всех заметок отрывки о живописи и создал «Трактат о живописи», опубликованный в 1651 году.

Будучи великим изобретателем, Леонардо да Винчи стал автором и создателем колесцового замка для пистолета – единственного изобретения, получившее прижизненное признание заслуг мастера. Также сконструировал первый прокатный стан, машину для нанесения насечек на напильники, станок для выделки сукна, принимает участие в создании архитектурного облика Миланского собора. В 1485 году Леонардо предложил чертеж города с идеально четкими расчетами всех параметров и системой канализации, который был отклонен Миланским герцогом.

В 1495 году Леонардо да Винчи начал создавать фреску «Тайная вечеря», в монастырской столовой Санта-Мария деле Грацие, заказанной Лодовико Моро. Работа часто прерывалась и была закончена только в 1498 году.

10 августа 1499 года династия Сфорца пала, Милан оккупировали французские войска. Леонардо да Винчи оставляет Милан.Начинаются его скитания. Мантуе, Венеция, Флоренция. В память того времени остался только рисунок портрета Изабеллы де Эсте.
В конце июля 1502 года Чезаре Борджиа принимает да Винчи себе на службу в качестве военного инженера и архитектора. Леонардо составлял планы крепостей, советовал инженерам, как усовершенствовать оборонные системы.

Март 1503 года возвращает Леонардо да Винчи во Флоренцию, где он создает величайший шедевр – портрет супруги местного купца Франческо дель Джокондо «Мона Лиза» или «Джоконда». Здесь же возвращается к своим занятиям анатомией, точным наукам. В 1512 году создает свой «Автопортрет».
14 сентября 1513 года, когда к власти пришли Медичи,

Леонардо переезжает в столицу. Опекаемый своим другом Джулиано Медичи, увлекавшимся алхимией, да Винчи проектирует новое оборудование папского монетного двора. После смерти в 1517 году Медичи, Мастер переходит на службу к Франциску І, и переезжает во Францию. Там, в маленьком замке Клу и прожил свои последние годы да Винчи, создаваяпроекты архитектурны и улучшения местности.

Леонардо да Винчи покинул мир 2 мая 1519 года, на руках короля Франции Франциска І, близкого друга и был погребен в замке Амбуаз.

Достижения и изобретения Леонардо да Винчи:

1. Неоценимые достижения легендарного творца в зарождении новаторских витков искусства эпохи Великого Возрождения.
2. Изобретение и усовершенствование уникальных механизмов гидравлики:
- вентилятор,
- водолазный костюм,
- ворота для шлюза,
- водяное колесо,
- лодка с гребным колесом,
- плавательные перепончатые перчатки
3. Новации в военной сфере:
- замок с колесом для заводаоружия,
- система уничтожения судов,
- лодка с двойной обшивкой и подводная лодка,
4. Достоянием литературного таланта мастера служат тысячи листов рукописей да Винчи, оставивших потомкам, и раскрывающие безмерную глубину уникальной личности.

Интересное о Метре Леонардо да Винчи:

Был виртуозен в игре на лире,
- Мог одновременно обеими руками писать разные тексты,
- Отказался от мяса еще в детстве,
- Охарактеризовал причину синего цвета неба,
- «Почерк Леонардо» - его наблюдения написаны с использованием отражения зеркала,
- Создал уникальный кулинарный шедевр «От Леонардо» - тушеное мясо, нарезанное тонкими ломтиками, покрытое овощами,
- Да Винчи стал прототипом волшебника игры«Assassin"sCreed 2», где помогает своими уникальными изобретениями главному герою,
- Тревожился несовершенными знаниями греческого языка и латыни,
- Ходят слухи о нетрадиционной сексуальной ориентации Леонардо, так как его личная жизнь покрыта тайной,
- Придумал уйму синонимов слову «пенис»,
- Предположил, что свет Луны является не чем иным, как светом отраженного от Земли Солнца.