Моцарт и сальери краткое содержание 1 сцена.

Кратко про «Моцарт и Сальери» : пожилой заурядный композитор Сальери не вынес зависти, которую испытывал к молодому гениальному композитору Моцарту, и отравил гения.

Сцена 1

Комната. Сальери размышляет о творчестве и призвании. Он вспоминает детство: «…отверг я рано праздные забавы, науки, чуждые музыке, были постылы мне». И далее:

Преодолел

Я ранние невзгоды. Ремесло

Поставит я подножием искусству,

Я сделался ремесленник: перстам

Придал послушную, сухую беглость

И верность уху. Звуки умертвив,

Музыку я разъял, как труп. Поверил

Я алгеброй гармонию. Тогда

Уже дерзнул, в науке искушенный,

Предаться неге творческой мечты…

Усильным, напряженным постоянством

Я наконец в искусстве безграничном

Достигнул степени высокой.

Слава Мне улыбнулась; я в сердцах людей

Нашел созвучия своим созданьям…

Кто скажет, чтоб Сальери гордый был

Когда-нибудь завистником презренным,

Змеей, людьми растоптанною, вживе

Песок и пыль грызущею бессильно?

Никто!.. А ныне - сам скажу - я ныне

Завистник. Я завидую; глубоко,

Мучительно завидую. - О, небо!

Где ж правота, когда священный дар,

Когда бессмертный гений - не в награду

Любви горящей, самоотверженья,

Трудов, усердия, молений послан -

А озаряет голову безумца,

Гуляки праздного?..

О Моцарт, Моцарт!

Входит Моцарт. Он шутки ради привел с собой слепого старика скрипача, который перед трактиром играл его музыку. Он просит старика сыграть что-нибудь из Моцарта. Старик фальшиво играет. Моцарт смеется, а Сальери негодует:

Мне не смешно, когда маляр негодный Мне пачкает Мадонну Рафаэля!

Он гонит старика. Моцарт угощает старика, и тот уходит. Моцарт играет Сальери свое новое произведение, которое назвал безделицей. Сальери поражен, что создатель такого произведения мог у трактира слушать слепого старика: «Какая глубина! Какая смелость и какая стройность! Ты, Моцарт, Бог, и сам того не знаешь; Я знаю, я». Моцарт отвечает: «Ба! право? Может быть… но божество мое проголодалось». Сальери приглашает его отобедать в трактире. Моцарт идет домой сказать жене, чтобы она не ждала его к обеду. Сальери:

Жду тебя; смотри ж.

Нет! не могу противиться я доле

Судьбе моей: я избран, чтоб его

Остановить - не то мы все погибли,

Мы все, жрецы, служители музыки,

Не я один с моей глухою славой…

Что пользы, если Моцарт будет жив

И новой высоты еще достигнет?

Подымет ли он тем искусство? Нет;

Оно падет опять, как он исчезнет:

Наследника нам не оставит он.

Что пользы в нем? Как некий херувим,

Он несколько занес нам песен райских,

Чтоб, возмутив бескрылое желанье

В нас, чадах праха, после улететь!

Так улетай же! чем скорей, тем лучше.

Вот яд, последний дар моей Изоры…

Сцена 2

Комната в трактире. Моцарт рассказывает Сальери, что три недели назад к нему кто-то заходил, но не застал его. Всю ночь Моцарт думал о незнакомце. Этот же человек приходил и на следующий день и опять не застал его дома. На третий день наконец он был дома. Пришедший незнакомец был весь в черном, он заказал реквием и ушел. Работа закончена, а заказчик не появляется, но Моцарт рад этому, потому что образ этого человека все время преследует его. Вот и сейчас ему кажется, что тот сидит с ними за столом. Сальери пытается отвлечь Моцарта от мрачных мыслей и вспоминает совет Бомарше в плохом настроении выпить шампанского или перечитать «Женитьбу Фигаро». Моцарт спрашивает Сальери, правда ли, что Бомарше кого-то отравил. Сальери считает Бомарше слишком смешным для такого ремесла. Моцарт:

Он же гений,

Как ты да я. А гений и злодейство -

Две вещи несовместные.

Сальери бросает яд в стакан Моцарта. Моцарт провозглашает тост за искренний союз «Моцарта и Сальери, двух сыновей гармонии». Он пьет вино. Сальери пытается его остановить. Моцарт играет Сальери свой Реквием. Слушая музыку, Сальери плачет:

Эти слезы Впервые лью: и больно и приятно,

Как будто тяжкий совершил я долг,

Как будто нож целебный мне отсек Страдавший член!..

Он просит Моцарта не останавливаться, «спешить наполнить звуками» ему душу. Моцарт говорит, что если бы все так чувствовали музыку, то «никто б не стал заботиться о нуждах низкой жизни; все предались бы вольному искусству». Моцарт жалуется на плохое самочувствие и уходит. Сальери оДин размышляет о словах Моцарта о несовместимости гения и злодейства: «Ужель он прав, и я не гений?»

Полный вариант 15 минут (≈9 страниц А4), краткое содержание 4 минуты.

Главные герои

Моцарт, Сальери, Старик со скрипкой

В собственной комнате сидел Сальери. Он жаловался на несправедливость жизни. Он вспоминал детство и говорил, что появился на свет с любовью к искусству. Ребенком он плакал при звуке церковного органа. Он рано отказался от игр и забав и упоенно занялся изучением музыки. Он презрел все, что было чужеродным для музыки. Одолел трудности начала учебы и первые невзгоды. Он в совершенстве изучил музыкальное ремесло. Затем он решил заняться творчеством. Сальери не думал о славе. Часто он уничтожал собственные труды, считая, что они не доведены до совершенства. Однако, даже при постижении музыки он оставил все собственные знания, когда Глюком были открыты новые тайны искусства. Тогда он смог достичь больших высот в искусстве, слава повернулась к нему лицом. Люди откликнулись на его музыку. Сальери получал наслаждение от собственной славы. Он никому не завидовал. Наоборот, его радовали успехи друзей. Он полагал, что никто не сможет назвать его завистником. Сейчас же Сальери осознавал, что очень сильно завидовал Моцарту. Еще сильнее была обида из-за того, что судьба оказалась несправедливой. Она предоставила музыкальный дар не человеку, который на протяжении долгих лет кропотливо трудился, а простому гуляке. Она наградила даром не за беззаветную любовь к музыке. Дар озарял голову простого безумца. Сальери не мог этого понять. Он отчаянно произнес имя Моцарта. И тут появился Моцарт. Моцарту показалось, что Сальери назвал его имя, потому что увидел, что он идет. А Моцарт желал появиться неожиданно, чтобы подшутить над Сальери. Направляясь к Сальери, он услышал скрипку и заметил скрипача, который был слепым и играл знаменитую мелодию. Моцарт посчитал это занятным. Он взял скрипача с собой и попросил исполнить что-то из Моцарта. Скрипач очень фальшиво сыграл арию Дон-Жуана. Моцарт расхохотался, а Сальери был серьезным и упрекнул Моцарта. Он не мог понять, как Моцарт мог смеяться. Ведь ему самому это казалось насмешкой над искусством. Сальери прогнал старика. Моцарт дал старику деньги и попросил выпить за свое здоровье.

Моцарт подумал, что у Сальери нет сегодня настроения. Он собрался навестить его в следующий раз. Однако Сальери спросил у него, что он принес. Моцарт отговаривался и считал собственное новое произведение безделицей. Он создал творение ночью, когда его мучила бессонница. Поэтому он не хотел отвлекать этим Сальери, тем более, когда он был не в духе. Однако Сальери попросил его исполнить свое творение. Моцарт попытался рассказать, что он чувствовал во время написания и сыграл. Сальери недоумевал, как Моцарт, направляясь к нему с такой вещью, мог задержаться у трактира и увлечься уличным музыкантом. Он заявил, что Моцарт не стоил сам себя, что его творение стройное, смелое и глубокое. Он назвал Моцарта богом, который не знает о собственной божественности. Моцарт смутился от этих слов и отшутился. Сказав, что его божество хочет есть. Сальери предложил ему совместный обед в трактире. Моцарт радостно согласился. Но сначала хотел предупредить супругу, чтобы та не ждала его на обед.

Сальери остался один. Он сказал, что у него больше не осталось сил противостоять судьбе. Избравшей его собственным оружием. Он полагал, что его призвание состояло в том, чтобы остановить Моцарта, собственными поступками не поднимающего искусство, которое падет снова после его исчезновения. Сальери полагал, что живым Моцарт представлял угрозу для искусства. Сальери достал яд, который завещала ему Изора, его любимая. Яд хранился у него на протяжении восемнадцати лет. Он ни разу им не воспользовался, хотя много раз жизнь становилась для него невыносимой. Никогда он не использовал его для того, чтобы расправиться с другими. Всегда ему удавалось побороть искушение. Теперь он считал, что пришло время его использовать. Любовный дар перейдет в дружескую чашу.

В отдельном помещении трактира, где было фортепьяно, сидели Моцарт и Сальери. Сальери показалось, что Моцарт расстроен. Тот признался, что его тревога вызвана Реквием, сочиняемым им уже на протяжении трех недель. Эту вещь ему заказал какой-то таинственный незнакомец. Моцарт постоянно думал об этом человеке. Ему казалось, что он везде ходил за ним и в данный момент находился в этой комнате.

Сальери пытался успокоить его. он говорил, что это просто детские страхи. Он вспомнил собственного друга Бомарше. Тот давал ему совет справляться с плохими мыслями, используя бутылку шампанского или читать Женитьбу Фигаро. Моцарт спросил у Сальери, правда ли Бомарше кого-то отравил. Тот ответил, что друг его был очень смешон для этого. Моцарт возразил ему и сказал, что Бомарше был гением, также как он и Сальери. А злодейство и гений он считал не совместимыми вещами. Моцарт был убежден, что его спутник был согласен с ним. И в этот момент Сальери бросил яд в его стакан. Моцарт объявил тост. Сальери попытался его остановить, но опоздал. Моцарт осушил свой стакан. Моцарт решил исполнить для спутника Реквием. Сальери слушал музыку и плакал. Однако это было не раскаяние. А чувство выполненного долга. Моцарт почувствовал себя плохо и ушел из трактира. Сальери остался в одиночестве и думал над словами Моцарта о злодействе и гении. Для собственного оправдания он вспомнил легенду о Боннаротти, который пожертвовал человеческой жизнью ради искусства. Однако неожиданно его посетила мысль, что это являлось только выдумкой толпы.

Пьеса А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери» была написана в 1830 году и вошла в известный цикл автора «Маленькие трагедии». Это произведение о двух композиторах, которые по-разному подходили к созданию музыки – через упорный труд (Сальери) и вдохновение (Моцарт). В финале пьесы Сальери убивает товарища, так как завидует его гениальности. Несмотря на то, что оба героя трагедии «Моцарт и Сальери» условно совпадают со своими реальными прототипами, Пушкин изобразил в пьесе вымышленных персонажей.

Главные герои

Сальери – пожилой композитор, достигший славы долгим и тяжелым трудом, отравил Моцарта, потому что завидовал его таланту.

Моцарт – молодой талантливый композитор, не осознающий своей гениальности, был отравлен Сальери.

Сцена 1

Сальери вспоминает, как однажды, будучи еще ребенком, он услышал звучание церковного органа. Музыка настолько впечатлила мальчика, что с тех пор он посвятил ей свою жизнь, полностью отвергнув «праздные забавы» .

Для Сальери искусство было подобно ремеслу. Он, «звуки умертвив» , музыку «разъял, как труп» , и познавал гармонию, как науку, проверяя ее алгеброй.

Творя произведения, Сальери нередко сжигал свои работы, так как не считал их достаточно талантливыми. Сейчас же, благодаря упорному многолетнему труду он достиг «степени высокой» и мирно наслаждался своим «успехом, славой» . Однако Сальери мучает то, что ранее он не завидовал другим музыкантам, тогда как теперь испытывает зависть к своему другу Моцарту – молодому праздному гуляке, но гениальному композитору.

К Сальери приходит Моцарт. Гость, желая друга «нежданной шуткой угостить» , привел с собой слепого скрипача. Моцарт встретил музыканта у трактира, где тот играл одно из его произведений. Композитор просит слепца сыграть снова, и его очень веселит неумелая, фальшивая игра скрипача. Сальери же возмутило развлечение товарища, он считает, что портить гениальную музыку плохим исполнением кощунственно. Моцарт дает скрипачу денег и отпускает его. Композитор рассказывает Сальери, что ночью, страдая от бессонницы, он набросал небольшое произведение. По просьбе товарища Моцарт играет его. Сальери восхищен музыкой друга:

«Какая глубина!
Какая смелость и какая стройность!
Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь;
Я знаю, я» .

Моцарт же, не осознавая своего величия, шутя, говорит, что «божество мое проголодалось» . Мужчины договариваются пообедать в трактире Золотого Льва. Моцарт уходит домой предупредить жену.

Оставшись сам, Сальери думает о том, что должен «остановить» Моцарта. Он достает яд – предсмертный подарок его возлюбленной Изоры. Сальери восемнадцать лет носил пузырек с собой, но, несмотря на то, что жизнь часто казалась ему несносной, все же сохранил его. Он решает отравить Моцарта за обедом:

«Теперь – пора! заветный дар любви,
Переходи сегодня в чашу дружбы» .

Сцена 2

Моцарт и Сальери обедают в трактире. Моцарт рассказывает другу, что три недели назад к нему приходил «человек, одетый в черном» . Учтиво поклонившись, он заказал композитору Requiem и скрылся. Моцарт тотчас сел за работу, но с того времени заказчик не появлялся. Композитор даже рад этому, так как не хотел бы расставаться со своей работой. Однако после случившегося Моцарт находится в постоянной тревоге:

«Мне день и ночь покоя не дает
Мой черный человек. За мною всюду
Как тень он гонится. Вот и теперь
Мне кажется, он с нами сам-третей
Сидит» .

Сальери пытается развеять страхи друга – он вспоминает, что как-то Бомаше советовал ему для веселья выпить шампанского или перечитать «Женитьбу Фигаро» . Моцарт интересуется: правда ли, «что Бомаше кого-то отравил?» , но сам не верит в это:

«Он же гений,
Как ты да я. А гений и злодейство –
Две вещи несовместные. Не правда ль?» .

Сальери незаметно бросает яд в стакан Моцарта и подает ему. Композитор пьет за «искренний союз, связующий Моцарта и Сальери» , после чего садится за фортепиано и играет свой Requiem. Сальери не смог удержать слез:

«Эти слезы
Впервые лью: и больно и приятно,
Как будто тяжкий совершил я долг» .

Моцарту становится нехорошо, и он уходит домой спать. Оставшись один, Сальери размышляет над словами друга:

«Но ужель он прав,
И я не гений? Гений и злодейство
Две вещи несовместные. Неправда:
А Бонаротти? Или это сказка
Тупой, бессмысленной толпы – и не был
Убийцею создатель Ватикана?» .

Заключение

В трагедии «Моцарт и Сальери» Пушкин через сравнение двух композиторов изобразил противостояние двух начал – рационалистического, основанного на научности и творческого, базирующегося исключительно на вдохновении. Сальери не просто завидовал товарищу, он боялся его «божественного» гения – того, что после смерти Моцарта, таким как он, создающим искусство непрестанным трудом, будет незачем жить.

Тест по пьесе

Проверьте своё знание краткой версии произведения:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.2 . Всего получено оценок: 1186.

Предваряя краткое содержание пьесы "Моцарт и Сальери" (А. С. Пушкин), следует сказать, что она довольно мала, и персонажей в ней всего два - композиторы Моцарт и Сальери.

Сущность конфликта

Основа конфликта пьесы - это внутренний конфликт Сальери, который может быть сведен к пониманию сущности творчества вообще. Для него музыка - это труд, ремесло и постоянное самосовершенствование. Иными словами, преодоление. Для Моцарта сочинение музыки - это вдохновение и радость. Он творит легко и свободно.

Таким образом, в кратком содержании "Моцарта и Сальери" Пушкина отметим, что главный вопрос пьесы, на который нет ответа и над которым мучается Сальери: почему одни наделены гениальностью безусловно, а другие вынуждены доказывать свое место среди собратьев по цеху неустанным упорным трудом?

Он считает, что небо несправедливо, озарив "безумца голову" и "праздного гуляки". Ведь Моцарт недостоин своего великого дара, он прожигает жизнь, не трудясь, поэтому должен умереть. Сальери видит свой задачей убить Моцарта. Это великая задача, думает он.

И если драматургически разрешение конфликта у Пушкина (Сальери убивает Моцарта в финале пьесы) и происходит, то оно не может подвести к ответу на основной вопрос - и по существу финал остается открытым.

В изложении краткого содержания "Моцарта и Сальери" Пушкина мы рассказали об основном конфликте пьесы.

О героях пьесы

Прототипы персонажей пьесы - реальные личности, но сведение их вместе, тем более с таким финалом, происходит, скорее всего, лишь благодаря воле автора.

В кратком содержании "Моцарта и Сальери" Пушкина необходимо уточнить, что Антонио Сальери в свое время (конец XVIII - начале XIX века) считался известным и признанным музыкантом. Это итальянский композитор, последователь Глюка, автор множества вокальных и вокально-музыкальных произведений, придворный капельмейстер. Был педагогом, прививал основы мастерства таким прославленным композиторам, как Шуберт, Лист, Бетховен.

Но, можно сказать, судьба сыграла с ним злую шутку - и с легкой руки Пушкина он остался в истории "убийцей Моцарта". Это "клеймо" так пристало к нему, что много позже, в Милане, в 1997 году, даже состоялся суд, который полностью оправдал музыканта и подтвердил его невиновность в гибели Моцарта.

Кроме Моцарта, в пьесе есть и третий персонаж, присутствие которого можно назвать символическим, "закадровым". Это человек, одетый в черное, или, как называет его Моцарт, "мой черный человек" - незнакомец, пришедший заказать ему реквием, и не явившийся за заказом. Стал неким вестником смерти, посланцем потусторонних сил - словно Requiem Моцарт написал сам для себя. Этот мрачный образ весьма распространен в мировой литературе: Пушкин подхватил его у Гете ("Фауст"), позже его позаимствовали для своих произведений Леонид Андреев и Сергей Есенин.

Сцена первая

В кратком содержании пьесы Пушкина "Моцарт и Сальери" отметим, что в начале первой сцены Сальери сидит в своей комнате и размышляет о тяготах собственной, наполненной учебой, трудами и заслуженной славой жизни и о том, как велика его зависть к Моцарту. К нему приходит в гости сам Моцарт и приводит уличного музыканта, слепого старика-"скрыпача", которого он только что встретил в трактире. Тот играл на "скрыпке" арию Керубино из моцартовской оперы "Свадьба Фигаро" и играл так скверно, что автор развеселился.

Когда старик вновь начинает играть, Моцарт хохочет, а Сальери приходит в негодование и прогоняет скрипача.

Затем Моцарт играет на фортепиано "безделицу", которая сочинилась у него прошедшей бессонной ночью. Его слушатель уже в восхищении и говорит, что Моцарт "бог" и он "сам себя недостоин". Моцарт относится к этим проявлениям восторга с явной иронией, он шутливо отвечает, что "божество мое проголодалось", и Сальери тут же приглашает его отобедать в трактире.

Моцарт отлучается, чтобы предупредить жену, а оставшийся объясняет себе и зрителям свою задачу: "Я избран, чтоб его остановить", иначе мы погибли. Убить божественного Моцарта, по мнению Сальери, необходимо и для того еще, чтобы могли творить подобные ему, "бескрылые чада праха". И он готовит яд.

На этом закончим краткое содержание первой сцены трагедии Пушкина "Моцарт и Сальери".

Сцена вторая

Моцарт рассказывает, как приходил к нему "черный человек", как заказал Реквием и больше не появлялся. Собеседник пытается ободрить его, говоря, что для веселья, по совету Бомарше, необходимо перечесть "Свадьбу Фигаро" и выпить бокал шампанского. "А правда, - интересуется Моцарт, - что кто-то был отравлен Бомарше?". Сальери отрицает это, а Моцарт добавляет, что, конечно, ведь "он был гений, как ты да я", а известно, что "гений и злодейство - две вещи несовместные".

Сальери подсыпает в чашу собеседника яд, и тот пьет вино. Затем Моцарт, присев за фортепиано, играет свое новое сочинение - Реквием. Его слушатель тронут: ему "и больно и приятно", словно он совершил тяжелую, но необходимую работу.

Моцарт чувствует себя нехорошо и уходит домой. А Сальери остается размышлять над мучающим его вопросом. Он вспоминает предание "о Бонаротти" (в кратком содержании трагедии Пушкина "Моцарт и Сальери" необходимо заметить, что здесь имеется в виду известная история, в которой великий итальянский живописец и скульптор Микеланджело Буонарроти отравил натурщика, чтобы достовернее передать муки умирающего Христа).

Может ли быть гениален художник, совершивший злодеяние во имя искусства? Или эта история - ложь, россказни толпы?

На этом вопросе музыканта к самому себе (или зрителю) пьеса окончена.

Мы привели краткое содержание пьесы Пушкина "Моцарт и Сальери".

«Моцарт и Сальери» – вторая из четырёх «Маленьких трагедий » А. С. Пушкина . (Три остальных – «Скупой рыцарь », «Каменный гость », «Пир во время чумы ».) На нашем сайте вы можете прочитать и анализ этой драмы.

Пушкин «Моцарт и Сальери», сцена 1 – краткое содержание

Композитор Сальери размышляет в своей комнате о прожитой жизни. (См. Монолог Сальери .) Он вспоминает, как в юности начал заниматься музыкой, ставя на первое место, не талант, а трудолюбие. Искусство было для него сродни ремеслу . Сухой, лишённый вдохновения Сальери познавал гармонию как науку, «поверял её алгеброй». «Умертвив звуки», он музыку «разъял, как труп». Лишь через много лет упорных усилий Сальери «в искусстве безграничном достигнул степени высокой», обрёл поклонников и славу. Но вскоре его затмил молодой Моцарт , беспечный гуляка, который добился большего без всякого труда – благодаря своему несравненному гению. В душе Сальери возникла мучительная зависть к таланту Моцарта, хотя тот и стал его другом.

В комнату Сальери как раз входит весёлый Моцарт, ведя с собой слепого скрипача. Он встретил этого уличного музыканта у трактира, где тот, отчаянно фальшивя, пытался играть арию из его оперы. Моцарт просит, чтобы слепец повторил её перед Сальери, и от души хохочет во время его исполнения. Но серьёзного и чопорного Сальери плохая игра скрипача не забавляет, а возмущает. Ему «не смешно, когда маляр негодный пачкает мадонну Рафаэля».

Слепец уходит, получив от Моцарта деньги на выпивку. Моцарт садится за фортепиано и играет свою новую пьесу. Сальери восхищает её смелость и стройность. Зависть разгорается в нём ещё неотступнее.

Сальери приглашает Моцарта вместе отобедать в трактире. Снедаемый желчной тоской, он решает отравить Моцарта, который чересчур затмил всех других музыкантов. Сальери давно носит с собой яд, предсмертный дар жены. Сегодня этот заветный дар любви должен перейти в чашу дружбы.

Моцарт и Сальери. Иллюстрация М. Врубеля к трагедии А. С. Пушкина, 1884

Пушкин «Моцарт и Сальери», сцена 2 – краткое содержание

Моцарт и Сальери обедают в трактире. Моцарт с грустным видом рассказывает о недавнем странном происшествии. К нему в дом явился некий одетый в чёрное человек и заказал сочинить заупокойный гимн – реквием. Моцарт горячо взялся за работу. Реквием получился прекрасным. Но черный человек так и не вернулся забрать заказ. Моцарта теперь томит предчувствие, будто это судьба возвестила ему скорую кончину и повелела сложить реквием самому себе.

Сальери неискренне успокаивает друга, советует ему перечитать для веселья забавную пьесу Бомарше о Фигаро. Моцарт рассеянно интересуется: правда ли, что Бомарше кого-то отравил? Впрочем, сам он не верит это, полагая: Бомарше – гений, а «гений и злодейство – две вещи несовместные».