Полная былина ильины три поездочки. Найди строки с описанием внешнего вида героя

Цели: познакомить с прозаическим вариантом текста былины; обобщить и обогатить знания детей о былинах; учить понимать исторический текст, находить аналогии с реальными историческими событиями; работать над содержанием былины; обучать выразительному чтению, составлению рассказа об Илье Муромце; развивать память, речь, мышление, воображение.

Планируемые результаты : предметные: использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое), умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; метапредметные:

— формулирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,

— анализ текста, выделение в нем главной мысли,

— ответы на вопросы учебника на основе художественного произведения; личностные: воспитание чувства гордости за свою Родину, ее историю, народ, формирование гуманистических и демократических ценностных ориентации.

Оборудование : выставка книг по теме урока, текст былины «Три поездки Ильи Муромца» в пересказе И.В. Карнауховой.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте самостоятельно.

Как во славном было городе во Киеве,

Как у ласкового князя у Владимира,

Еще были-жили тут бояре кособрюхие,

Насказали на Илью они на Муромца,

Ай какими он словами похваляется:

«Я ведь князя-то Владимира повыживу,

Сам я сяду во Киеве на его место,

Сам я буду в Киеве да князем княжити!»

— Прочитайте жужжащим способом (еще: медленно, с ускорением, выразительно).

III. Актуализация знаний

1. Постановка учебной задачи

— Как вы думаете, что мы с вами сейчас читали? (Это зачин былины «Илья Муромец и Идолище».)

— Что вы узнали из этого текста? Как вы его поняли?

— Прочитайте тему урока. Определите его задачи.

— Что вы знаете об этом? (Ответы детей.)

На востоке, у границ Китая, среди кочевых монгольских племен объявился человек, которого звали Чингисхан. Силой, жесткостью, хитростью и коварством он подчинил своей власти степные племена и создал из них лучшую в мире армию завоевателей. Покорив многие страны и народы, в 1237 г. армия, возглавляемая внуком Чингисхана ханом Батыем, подошла к границам русских земель. Батый хотел выполнить завещание Чингисхана — достичь Атлантического океана и покорить Европу. Каждое из русских княжеств пыталось отбиться от врагов своими силами, но одна за другой гибли богатырские дружины. Сгорали героически защищавшиеся города. И завоеватели шли все дальше и дальше по Русской земле.

— Что вам известно о Золотой Орде?

(Учитель обобщает и дополняет ответы детей.)

На восточных границах русских земель Батый создал свое сильное государство — Золотую Орду. После завоеваний, сопровождавшихся чудовищными разрушениями и человеческими жертвами, главной целью золотоордынских правителей было ограбление порабощенного населения. Это достигалось путем жестоких поборов. Многие города на завоеванных территориях, разоренные монголами, находились в упадке или вовсе исчезли.

Во главе государства стояли ханы из дома Батыя. В особо важных случаях политической жизни созывались курултаи — съезды военно-феодальной знати во главе с членами правящей династии. Государственными делами руководил бекляре-бек (князь над князьями), отдельными отраслями - везиры. В города и подчиненные им области посылались даруги, главной обязанностью которых был сбор налогов и податей. Часто наряду с дару гам и назначались военачальники - баскаки. Государственное устройство носило полувоенный характер, так как военные и административные должности, как правило, не разделялись. Наиболее важные должности занимали члены правящей династии, царевичи («огланы»), владевшие уделами в Золотой Орде и стоявшие во главе войска.

Ханы Золотой Орды были довольны своими владениями. В их государстве началось строительство богатых и красивых городов. Возобновилась оживленная торговля. Прекратились войны между многочисленными кочевыми племенами.

2. Проверка домашнего задания

— Какие иллюстрации к былине вы подготовили? Представьте их классу. Прочитайте выразительно отрывки из былины, соответствующие иллюстрациям.

IV. Физкультминутка

V. Работа по теме урока

Чтение и анализ прозаического варианта былины

— Сегодня мы познакомимся с прозаическим вариантом былины. Но прежде объясните значение старинных слов.

Сажень — старинная русская мера длины, чуть более 2 м (расстояние между концами пальцев разведенных в стороны рук).

Пядь — старинная русская мера длины, равная расстоянию между раздвинутыми большим и указательным пальцами.

Полушечка — самая мелкая медная монета достоинством четверть копейки.

(Учитель читает текст былины «Три поездки Ильи Муромца» в пересказе Ирины Карнауховой.)

— Когда происходили описанные в былине события?

— Каковы особенности того времени?

— О чем повествуется в былине? Поможет ли ответить на этот вопрос ее название? (В былине повествуется о том, как Илья Муромец боролся с врагом. По названию можно понять, что было у Ильи три битвы.)

— Почему Илья Муромец захотел испробовать все три дороги?

— Чем закончились поездки богатыря?

— Какие надписи он сделал?

(Повторное чтение текста былины в учебнике хорошо читающими учениками.)

— Прочитайте выражения.

Добрый молодец, чисто поле, славный Киев-град, конь богатырский, дружина храбрая.

— Как их называют? (Устойчивые эпитеты.)

— Прочитайте определение слова эпитет на с. 38 учебника. Приведите свои примеры.

— Найдите в тексте былины, как описываются герои и предметы. Запишите на с. 14 творческой тетради примеры устойчивых эпитетов, которые часто встречаются в былине.

— Найдите сходство и различия поэтического и прозаического вариантов былины.

VI. Рефлексия

— Выберите любое начало предложения и продолжите его.

Сегодня на уроке я узнал...

На этом уроке я похвалил бы себя за...

После урока мне захотелось...

Сегодня я сумел...

VII. Подведение итогов урока

— Составим синквейн об Илье Муромце.

Например:

Храбрый, сильный.

Защищает, спасает, рассуждает.

Справедливый защитник нашей Родины.

Богатырь.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Илья Муромец

«Три поездки Ильи Муромца» (текст былины в пересказе И. Карнауховой)

терем калач крупитчатый 1066,8 метра Верста высокое жилое здание или часть его зернистый

горница пуд самая мелкая денежная единица на Руси комната наверху полушка

Былины «Ильины три поездочки» и «Три поездки Ильи Муромца» Общее Отличаются

«Тут Илье навек слава и честь пошла…»

Домашнее задание: Подготовить пересказ об одной из поездок от имени Ильи Муромца

Что у нас получилось? Узнали… Прочитали… Сравнили…

Интернет-ресурсы: liveinternet.ru partnerkis.ru ru.wikipedia.org/wiki antikvarus.ru evpatori.ru m-der.ru club.goldentown.ru sherp96.livejournal.com content-stroy.ru

Предварительный просмотр:

Дата______ № урока____5____ Класс __4__

Тема : «Три поездки Ильи Муромца» (текст былины в пересказе И. Карнауховой)

Цель: продолжить знакомство учащихся с былиной как фольклорным жанром; познакомить учащихся с пересказом И.Карнауховой, помочь увидеть различие поэтического и прозаического текста; формировать навыки выразительного и осознанного чтения; способствовать воспитанию самостоятельности и взаимоконтроля, расширению кругозора и словарного запаса, углубления интереса и любви к литературе и чтению.

Оборудование : учебник, текст былины, иллюстративный материал, презентация

Тип урока : комбинированный

Планируемые образовательные результаты :

Предметные: знают содержание былины, выразительно ее читают, называют признаки былинного жанра, отвечают на вопросы, дают характеристику Илье Муромцу, умеют использовать полученные знания для выполнения творческих заданий;

Личностные: понимают важность чтения художественной литературы; адекватно судят о причинах своего успеха/неуспеха в работе на уроке; проявляют положительное отношение к учебной деятельности, познавательный интерес к учебному материалу;

Метапредметные:

познавательные –

общеучебные : формулируют вопросы и ответы по изучаемой теме; внимательно слушают, строят речевые высказывания; высказывают и аргументируют свое мнение;

логические : проявляют самостоятельное мышление, умение анализировать языковой материал, обобщать, делать выводы;

регулятивные – правильно воспринимают и понимают учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей; осуществляют само- взаимоконтроль;

коммуникативные – умеют конструктивно взаимодействовать в работе, учатся слушать и оценивать друг друга, адекватно воспринимать похвалу и замечания.

Ход урока

  1. Организационный момент. Приветствие.
  2. Актуализация опорных знаний
  1. Проверка д/з. Зачитать подготовленные ответы.
  2. Проверка теоретических знаний. Игра «да – нет»

Летопись – это жанр фольклора (нет)

В летописи записаны исторические события по годам (да)

Былины могли петь, как песни (да)

Героями летописей были простые люди (нет)

Героями былин были богатыри и защитники родной земли (да)

- «Три поездочки Ильи Муромца» – это летопись (нет)

Пение былин сопровождалось игрой на гуслях (да)

В летописи описана трагическая гибель князя Олега (да)

В летописи рассказывалось о том, как князь Олег поднял свои знамена над вратами Царьграда (нет)

Илья Муромец на распутье поехал прямо (да)

  1. Мотивация учебной деятельности

На прошлом уроке мы узнали о первой поездке Ильи Муромца от придорожного камня. А сколько еще дорог отходило от камня? (три) А как называется былина? («Три поездки…») Ездил ли Илья Муромец этим дорогам? (да) Интересно ли вам узнать, что произошло с богатырем во время этих поездок? (…)

  1. Этап определения темы и целеполагания

Прочитайте в учебнике название былины и запишите ее, дополнив тему. Прочитайте ее полностью. Поставьте цели на этот урок, дополнив предложения?

Сравнить…

  1. Работа по материалу новой темы

Словарная работа.

Давайте найдем, что означают эти слова (установить соответствие между словом и его значением):

Верста – 1066,8 метра, или 1 км 67 м (приблизительно).

терем – поднятое, высокое жилое здание или часть его.

калачи крупитчатые – состоящий из отдельных частиц, крупинок; зернистый.

горенка, горница – комната наверху, на верхнем этаже

пуд – 16 кг

полушка – самая мелкая денежная единица на Руси

Работа с текстом.

Чтение былины. Осмысление прочитанного.

– понравилось ли вам продолжение былины?

– кратко расскажите о второй поездке Ильи Муромца.

– Как Илья Муромец догадался, что королевична задумала недоброе?

– кого спас Илья Муромец?

– что добыл Илья Муромец в третьей поездке?

– почему Илья Муромец не стал богатым?

Физкультминутка

Сопоставьте тексты былины «Ильины три поездочки» и «Три поездки Ильи Муромца». Что в них общего, чем они различаются? (Заполнение таблицы)

Примерные ответы

Общее : главный герой – Илья Муромец, рассказывается о его поездках, вспоминается камень на распутье; второй текст является продолжением первого.

Отличия : первый текст – поэтический, второй – прозаический; первый похож на песню, второй – на рассказ; в первом видна связь с природой, во втором такой связи нет.

Закрепление

Понравился ли вам Илья Муромец? Чем именно? Если бы вы встретили Илью Муромца, что бы вы ему сказали? Как вы думаете, исполнились ли последние слова былины? («Тут Илье навек слава и честь пошла») Посмотрите, какой памятник Илье Муромцу стоит в одном из городов нашей родины, Владивостоке.

А хотели бы вы быть похожими на Илью Муромца? Представить себя на его месте поможет домашнее задание.

  1. Домашнее задание: пересказать одну из поездок от имени Ильи Муромца
  2. Итог урока. Рефлексия.

Вернуться к целеполаганию. Удалось ли достичь поставленных целей?

Давайте напоследок прочитаем, как после трех поездок Ильи Муромца стала выглядеть надпись на камне?

Взаимооценивание.

Меню страницы (Выберите нужное ниже)

Краткое содержание: Увлекательная, повествующая история о том, как знаменитый по всей Руси Илья Муромец исправил написания на Латынь-камне, который стоит на перекрестке трех дорог, расскажет популярная былина Три поездки Ильи Муромца. Могущественный богатырь проезжал по дороге и увидел на его пути камень. На этом камне были написаны три надписи. Кто выберет первую дорогу и поедет по ней, то непременно станет очень богатым человеком. Если поедет по второй дороге, то встретит свою любовь и женится. Если выберешь третий путь, то неминуемая смерть ожидает впереди. Смелый молодец принимает решение ехать по третьей дороге. На его пути встречаются хитрые разбойники, но наш добрый молодец всех их побеждает и направляется дальше. Илья Муромец исправляет надпись на камне. После богатырь направился по второму пути, и на дороге ему попадаются на глаза белокаменные палаты. Выходит из красивой палаты прекрасная девушка, приглашает богатыря пообедать вместе с ней и отдохнуть. Когда Илья Муромец приходит в спальню, то его начинают одолевать большие сомнения. Он решает положить прекрасную незнакомку вместо себя. Она на его глазах проваливается в глубокий и темный погреб. Как, оказалось позже, там уже находились все 12 молодцев. Илья всех их спасает и после исправляет и вторую надпись на камне. Дальше славный богатырь едет по третьей дороге. На его пути он видит три погреба, полностью до самого верха наполненные золотом и серебром. Добрый молодец собирает все найденное богатство, раздает все для нищих и бедных людей и тем самым исправляет и третью надпись на камне. Читать былину Три поездки Ильи Муромца онлайн бесплатно можно на этой страничке. Слушать ее можно в аудиозаписи. Пишите свои отзывы и комментарии ниже.

Текст сказки Три поездки Ильи Муромца

З того ли из города из Мурома,
Из того ли села да Карачаева
Была тут поездка богатырская.
Выезжает оттуль да добрый молодец,
Старый казак да Илья Муромец,
На своем ли выезжает на добром коне
И во том ли выезжает во кованом седле.
И он ходил?гулял да добрый молодец,
Ото младости гулял да он до старости.
Едет добрый молодец да во чистом поле,
И увидел добрый молодец да Латырь?камешек,
И от камешка лежит три росстани,
И на камешке было подписано:
«В первую дороженьку ехати – убиту быть,
Во другую дороженьку ехати – женату быть,
Третюю дороженьку ехати – богату быть».
Стоит старенький да издивляется,
Головой качат, сам выговариват:
«Сколько лет я во чистом поле гулял да езживал,
А еще такового чуда не нахаживал.
Но на что поеду в ту дороженьку, да где богату быть?
Нету у меня да молодой жены,
И молодой жены да любимой семьи,
Некому держать?тощить да золотой казны,
Некому держать да платья цветного.
Но на что мне в ту дорожку ехать, где женату быть?
Ведь прошла моя теперь вся молодость.
Как молоденьку ведь взять – да то чужа корысть,
А как старую?то взять – дак на печи лежать,
На печи лежать да киселем кормить.
Разве поеду я ведь, добрый молодец,
А й во тую дороженьку, где убиту быть?
А и пожил я ведь, добрый молодец, на сем свете,
И походил?погулял ведь добрый молодец во чистом поле».
Нонь поехал добрый молодец в ту дорожку, где убиту быть,
Только видели добра молодца ведь сядучи,
Как не видели добра молодца поедучи;
Во чистом поле да курева стоит,
Курева стоит да пыль столбом летит.
С горы на гору добрый молодец поскакивал,
С холмы на холму добрый молодец попрыгивал,
Он ведь реки ты озера между ног спущал,
Он сини моря ты на окол скакал.
Лишь проехал добрый молодец Корелу проклятую,
Не доехал добрый молодец до Индии до богатоей,
И наехал добрый молодец на грязи на смоленские,
Где стоят ведь сорок тысячей разбойников
И те ли ночные тати?подорожники.
И увидели разбойники да добра молодца,
Старого казака Илью Муромца.
Закричал разбойнический атаман большой:
«А гой же вы, мои братцы?товарищи
И разудаленькие вы да добры молодцы!
Принимайтесь?ка за добра молодца,
Отбирайте от него да платье цветное,
Отбирайте от него да что ль добра коня».
Видит тут старыи казак да Илья Муромец,
Видит он тут, что да беда пришла,
Да беда пришла да неминуема.
Испроговорит тут добрый молодец да таково слово:
«А гой же вы, сорок тысяч разбойников
И тех ли татей ночных да подорожников!
Ведь как бить?трепать вам будет стара некого,
Но ведь взять?то будет вам со старого да нечего.
Нет у старого да золотой казны,
Нет у старого да платья цветного,
А и нет у старого да камня драгоценного.
Только есть у старого один ведь добрый конь,
Добрый конь у старого да богатырскиий,
И на добром коне ведь есть у старого седелышко,
Есть седелышко да богатырское.
То не для красы, братцы, и не для басы?
Ради крепости да богатырскоей,
И чтоб можно было сидеть да добру молодцу,
Биться?ратиться добру молодцу да во чистом поле.
Но еще есть у старого на коне уздечка тесмяная,
И во той ли во уздечике да во тесмяноей
Как зашито есть по камешку по яхонту,

Ради крепости да богатырскоей.
И где ходит ведь гулят мои добрый конь,
И среди ведь ходит ночи темныя,
И видно его да за пятнадцать верст да равномерныих;
Но еще у старого на головушке да шеломчат колпак,
Шеломчат колпак да сорока пудов.
То не для красы, братцы, не для басы?
Ради крепости да богатырскоей».
Скричал?сзычал да громким голосом
Разбойнический да атаман большой:
«Ну что ж вы долго дали старому да выговаривать!
Принимайтесь?ка вы, ребятушки, за дело ратное».
А й тут ведь старому да за беду стало
И за великую досаду показалося.
Снимал тут старый со буйной главы да шеломчат колпак,
И он начал, старенький, тут шеломом помахивать.
Как в сторону махнет – так тут и улица,
А й в другу отмахнет – дак переулочек.
А видят тут разбойники, да что беда пришла,
И как беда пришла и неминуема,
Скричали тут разбойники да зычным голосом:
«Ты оставь?ка, добрый молодец, да хоть на семена».
Он прибил?прирубил всю силу неверную
И не оставил разбойников на семена.
Обращается ко камешку ко Латырю,
И на камешке подпись подписывал, ?
И что ли очищена тая дорожка прямоезжая,
И поехал старенький во ту дорожку, где женату быть.
Выезжает старенький да во чисто поле,
Увидал тут старенький палаты белокаменны.
Приезжает тут старенький к палатам белокаменным,
Увидела тут да красна девица,
Сильная поляница удалая,
И выходила встречать да добра молодца:
«И пожалуй?кось ко мне, да добрый молодец!»
И она бьет челом ему да низко кланяйтся,
И берет она добра молодца да за белы руки,

И ведет ведь добра молодца да во палаты белокаменны;
Посадила добра молодца да за дубовый стол,
Стала добра молодца она угащивать,
Стала у доброго молодца выспрашивать:
«Ты скажи?тко, скажи мне, добрый молодец!
Ты какой земли есть да какой орды,
И ты чьего же отца есть да чьей матери?
Еще как же тебя именем зовут,
А звеличают тебя по отечеству?»
А й тут ответ?то держал да добрый молодец:
«И ты почто спрашивать об том, да красна девица?
А я теперь устал, да добрый молодец,
А я теперь устал да отдохнуть хочу».
Как берет тут красна девица да добра молодца,
И как берет его да за белы руки,
За белы руки да за златы перстни,
Как ведет тут добра молодца
Во тую ли во спальню, богато убрану,
И ложит тут добра молодца на ту кроваточку обманчиву.
Испроговорит тут молодец да таково слово:
«Ай же ты, душечка да красна девица!
Ты сама ложись да на ту кроватку на тесовую».
И как схватил тут добрый молодец
да красну девицу,
И хватил он ей да по подпазушки
И бросил на тую на кроваточку;
Как кроваточка?то эта подвернулася,
И улетела красна девица во тот да во глубок погреб.
Закричал тут ведь старый казак да зычным голосом:
«А гой же вы, братцы мои да все товарищи
И разудалые да добры молодцы!
Но имай?хватай, вот и сама идет».
Отворяет погреба глубокие,
Выпущает двенадцать да добрых молодцев,
И все сильныих могучих богатырей;
Едину оставил саму да во погребе глубокоем.
Бьют?то челом да низко кланяются
И удалому да добру молодцу
И старому казаку Илье Муромцу.
И приезжает старенький ко камешку ко Латырю,
И на камешке?то он подпись подписывал:

И направляет добрый молодец да своего коня
И во тую ли дороженьку, да где богату быть.
Во чистом поле наехал на три погреба глубокиих,
И которые насыпаны погреба златом?серебром,
Златом?серебром, каменьем драгоценныим;
И обирал тут добрый молодец все злато это серебро
И раздавал это злато?серебро по нищей по братии;
И роздал он злато?серебро по сиротам да бесприютныим.
И обращался добрый молодец ко камешку ко Латырю,
И на камешке он подпись подписывал:
«И как очищена эта дорожка прямоезжая».

Смотреть сказку Три поездки Ильи Муромца слушать онлайн

В былине рассказывается, как Илья Муромец боролся с врагом.

  • Какие события былины могли бы реально произойти? Запиши.

Встреча с разбойниками (татаро-монголами), освобождение пленных, строительство церквей.

  • Найди в былине и запиши слова, которые описывают внешний вид Ильи Муромца.

Описание внешнего вида Ильи Муромца встречается только в былине «Ильины три поездочки», в эпизоде, когда месяц осветил его воинское снаряжение: «Заблистал в сорок тысяч шлем…», «засияли камни-яхонты».

  • Выпиши из учебника (с. 20 №6) те черты характера, которые ты считаешь главными.

Смелый, мужественный, мудрый, умный, справедливый, сильный, добрый, бескорыстный, способный к состраданию.

  • Найди и запиши слова, которые показались тебе необычными. Например, ночь тёмная-растёмная, богатство несметное,

Славнорусские богатыри, ходовитые разбойнички, дуб кряковистый, кустики низовенькие, камушки кремнёвенькие.

  • Составь рассказ о богатыре Илье Муромце. Запиши опорные слова, которые ты используешь в своём рассказе.

Любовь к родной земле, стоит на страже Родины, приходит на помощь своему народу, спасают его от порабощения, воплощение идеала мужественного, честного, преданного Родине и народу человека, не страшит несметные силы врага, не страшит даже сама смерть.

Илья Муромец любит родную землю, стоит на страже её границ, в минуту опасности приходит на помощь своему народу, спасает его от порабощения и унижения. Он являются воплощением идеала мужественного, честного, преданного Родине и народу человека. Его не страшат несметные силы врага, не страшит даже сама смерть! Илья Муромец вызывает у меня восхищение, радость, веру в силы народные. Илья Муромец – богатырь-воин, защитник Родины, поэтому ему нужно выбирать ту дорогу, где затаились разбойники. Эту дорогу ему нужно освободить от нечисти. Илья настолько силён и умён, что любое препятствие, даже непреодолимое, ему по плечу, с любым врагом он справится играючи.

  • Запиши свой план или используй данный.
    Первый подвиг богатыря.
    Второй подвиг богатыря.
    Третий подвиг богатыря.
    Илья Муромец - защитник земли Русской.

1. Происхождение Ильи Муромца, его чудесное выздоровление.
2. Портрет Ильи Муромца (внешность и воинское снаряжение).
3. Характер и поступки Ильи Муромца.
4. Моё отношение к герою былин.

  • Какой вариант былины (прозаический или стихотворный) тебе понравился больше? Прочитайте друг другу вслух оба варианта былины. В каком случае можно передать напевность произведения?

Стихотворный. Былинное слово особенно красиво, торжественно, напевно и поэтично. В былинном стихе легко улавливается ритм, поэтому в стихотворном варианте можно передать напевность произведения.

  • Запиши, как в старину исполнялись былины (их пели или рассказывали). Какие музыкальные инструменты использовались?

Исполняли былины певцы-сказители. Когда-то в Древней Руси их называли боянами (или баянами). Отсюда происходит и название музыкального инструмента. Правда, под баян былины никогда не исполнялись, а название дано инструменту в XIX веке просто в честь старинных певцов. Когда-то в старину былины исполнялись под мерный, неторопливый перебор гуслей (гусли – русский народный щипковый многострунный инструмент типа арфы). В XVIII–XIX веках, когда учёные начали собирать и записывать былины, они исполнялись, как правило, без аккомпанемента.

На вопрос о каких событиях рссказывается в былине Ильины три поездочки заданный автором Ѐ?РіРѕСЂСЊ Расщупкин лучший ответ это Ильины три поездочки
Посреди поля чистого, На закате красна солнышка, На восходе ясна месяца На заставу богатырскую Собирались на походный совет Славнорусские богатыри. Думу думали, раздумывали, По нарядам снарядилися.
Доставалось Илье Муромцу Ехать в Западную сторону На великий богатырский дозор.
Выезжал Илья Муромец, Доезжал он до росстани, Под ночной тучей западной. Наезжал на белый камень Илья. Из-за тучи месяц выглянул: Прочитай вон, на камени Придорожном надписочка Четко-ясно повысечена:
«Прямо ехать - убитому быть! Влево ехать - женатому быть! Вправо ехать - богатому быть! Все судьбой сие предписано! » Во глубоком раздумье Илья. Он стоит, сам себе говорит: «Это бог с тобой, что - судьбой: Я готов и с судьбиной на бой! Только выбрать какую судьбу, Чтобы с нею вступить мне в борьбу? Мне в походах.жена не нужна, Мне богатство ненадобно. Ах, поеду, молодец, я туда, Где показано убитому быть! »
Навалилась туча черная, Поглотила светлый месяц она. И поехал Илья Муромец На погибель на предписанную Ночью темною-растемною. Вдруг тут из ночной темноты Из-за кустиков низовеньких, Из-за камушков кремневеньких Выглядали, выскакивали Ходовитые разбойнички, Псы ночные подорожнички. Голоса у них горластые, А щиты у них крестастые, На них шлемы, будто ведра вверх дном,
Кони-лошади в булатной броне. А заглавный пес-разбойничек Наседает, угрозой грозит: «Стой! Куда, деревенщина? Помолись перед погибелью! »
Добрый молодец не молится, Перед псом он не клонится.
Светлый месяц опять выходил, Все убранство на Илье озарил: Заблистал в сорок тысяч шлем, Засияли камни-яхонты Во сто тысяч во гриве у коня, Сам конь выше цен, выше смет! Вот тут-то разбойнички На богатство и обзарилися, Друг друга подзадоривают, Подстрекают, подзуживают: «Мы убьем его, пограбим-ко, Со конем его разлучим-ко! » Илья палицей размахивался Да слегка и приударил вожака, А размяк от удара вожак, Покачнулся, упал, не встал. Из налучника лук тугой, Из колчана калену стрелу Вынимал да пускал Илья В дуб кряковистый разрывчатую. Разрывала, расщепляла стрела Старый дуб во щепу, во черенки.
Череночки да щепочки Разлетелись, угодили они Во разбойников да всех до одного
В одночасье погубили подряд! Повернулся ко камени Илья. Надпись старую вычеркивал, Надпись новую надписывал: «Богатырь Илья Муромец Там был, да убит не бывал. Поразъездил дороженьку, Порасчистил широкую! »
После этого быванья Илья: «Я поеду, - говорит, - уж туда, Где показано женатому быть! » Луговины, горы, реки да поля Проскакал Илья Муромец, На дворцы островерхие Понаехал краснокаменные. Вереницами девицы к нему Выходили, встречали молодца.
Все красивые, приветливые, Все угодливые, ласковые, Разговоры веселые Про женитьбу, про венчанье ведут. «Погодите вы с венчаньем таким! Семь раз я отмериваю, Да один раз отрезываю! »
Поспешают красны девицы: На столы, на столешницы Стелют скатерти-прелестницы, Ставят вина заморские, На упой добра молодца поят, С обручаньем-венчаньем спешат. Без успеху! Только смеху Илье Целый год, поди, не высмеять! «Вы бы лучше, красавицы, Отвели бы во спаленку меня: Мне б с дороги уснуть-отдохнуть! » - Говорит Илья Муромец. Подходила красавица, Уводила Илью Муромца,