Сказка - быль, да в ней намёк. Добрым молодцам урок

За далекими морями, за лесами и полями, за серыми туманами… В общем, отсюда не видно, раскинулась страна дивная, тайная, магическая. Знали о ней только те, кто знал, а вам оно не надо. Добраться до стороны невиданной можно было лётом, боком, заячьим прискоком, летом на собаках, зимой – на оленях. Но можно и на метле, и в ступе или на ковре-самолете, если таможня пропустит.

Правил тем магическим государством князь Люциус – красоты неписанной, гордости немеренной, хитрости и ума выше среднего. Да и маг он был не последний, хоть и не первый, но князюшка о том не ведал и жил спокойно.

Воеводой он был умелым, воевать ходил налево и направо, но в основном – налево, но супруга его – сиятельная княгиня Нарцисса о том хоть и ведала, но жила спокойно.
Долго ли, коротко ли, но появился в княжестве том благословенном Темный Маг, Волдемортом звали. Хотя, никто его не звал – все боялись.

Пришел Волдеморт к князю нашему, наговорил слов умных, задурил владыке магическому светлу голову, да и склонил к Тьме кромешной, к знаниям запретным. Отговаривала княгиня Нарцисса супруга своего своенравного от поступка опрометчивого, да только он на своем настоял.

Изгнал князюшка советников своих добрых да светлых и окружил трон кромешниками страшными, кровожадными. И как пелена упала на глаза его серые, зоркие. И как ватой заложило уши его чуткие – не видел и не слышал более, что в стране его деется.

А творил в ней Темный Маг, что хотел. Убивал, пытал, деньги отбирал, да на трон княжеский посматривал. Но не по силам ему было князя Люциуса потеснить с владыческого седалища – крови он был нечистой, темной да чуждой.

А тут еще слуга его юный да талантливый подслушал речи тайные, ворожкой сомнительной сказанные. Да не просто так сказанные, а с намеком, и не абы кому, а изгнанному светлому советнику князя – Дамблдору Белому.

Осерчал Волдеморт, да и струхнул немного. Жизнь его бесценная и почти вечная оказалась в опасности страшной, неотвратимой. И виной тому – младенец новорожденный, светлыми магами зачатый.

И решил Темный маг извести его вместе с родней, чтобы наверняка уж было. Начал искать их убежище тайное, дом зачарованный. Узнал о том слуга его юный, весть страшную принесший, и испугался. Любил он деву огненную, хоть и чужую жену теперь, но в сердце обледенелом живущую. Бросился Северус в ноги господину своему, да стал умолять-вымаливать для девы любимой жизнь долгую.

Посмеялся над ним Маг Темный, но согласился помиловать ту, что родила дитятко опасное, деву рыжую. Но не сдержал слово свое Волдеморт, хоть и не желал смерти страшной для матери любящей.
Явился он в дом тайный, к светлым магам, другом преданным, да и убил всех, кто путь ему до колыбельки заступал. Да только злодеяние страшное против него обернулось – отразилось от ребеночка да испепелило плоть Мага Темного. Дух его напуганный в лесах скрылся дальних да и затаился там, нужного момента выжидая.
А ребеночек тот остался живехонький, только меткой на лбу отмеченный.

Вернулась к жизни страна магическая. Ликовал народ, да князя своего проклинал. Но тот и сам раскаялся, когда пелена с глаз упала. Позвал он назад советников своих светлых, да только веры ему теперь было мало, трон под ним шаткий стал, да неустойчивый – дунешь и завалится. Подставил подпорки князь Люциус, из лести и интриг сделанные, из политических и экономических игр состряпанные. Упрочнил власть свою и зажил, как прежде, страну успокаивая, жену радуя да наследника балуя.

А рос княжонок капризным да своенравным – весь в папеньку. Разбаловали его мамки-няньки и отцовское попустительство. Не гуляли по жопенке детской розги воспитательные, не драли за уши да не совестили княжича учителя заморские. Что ни пожелает Драко Люциусович, все тот час на блюдечке подносят.

Подрос княжич до возраста сознательного, и отправил его батюшка в школу элитную, для магов юных созданную. И встретил там юный Драко сверстника своего Гарри Поттера, мальчика, на всю страну известного, Темным Магом отмеченного, сиротинушку, лаской обделенную.

Взыграла гордыня в княжиче, начал он хвастаться отцом своим, да высоким положением. Оскорбил людей, близких да родных для сиротки, настроил против себя, за что и поплатился дружбой отвергнутой.

И вражда детская в неприязнь юношескую перерастала, год за годом усиливаясь. И совсем отроки между собой мира не видели, пока не пришла весть страшная, хоть и ожидаемая. Вернулся из лесов диких дух Мага Темного, отыскал слуг своих верных, выкрал Гарри из школы магической, да и обрел плоть новую, еще страшнее прежней.

Чудом юноша смог смерти избежать, заступились за него, отвлекли Волдеморта духи родных отца и матери.
Мало кто поверил в возращение Темного Мага, лишь друзья верные, да маги светлые, проницательные. И Драко поверил врагу своему школьному, ненавистному. Испугался за него, сам того не ожидая.

А Волдеморт, оглядевшись, да к телу своему приноровившийся, стал созывать слуг да союзников для борьбы с силами светлыми. И на кресло княжеское облизываться стал пуще прежнего. Теперь у него другой план был, чтобы князем стать вместо Люциуса. Жениться он вздумал на Драко, да только тот другого любил, а Темного Мага боялся, как самой смерти. Не получилось добром, Волдеморт решил старыми методами действовать.

Выманил он отрока семнадцатилетнего из школы, да и уволок в логово свое тайное. А князю уговор поставил – сына он берет в мужья, да и все княжество в придачу. Иначе – всем смерть. Кинулся Люциус к Дамблдору Белому за советом, да к другу Северусу за помощью. Но не знал он, что больше всех за Драко Люциусовича Гарри переживает. Не мог он жизни своей помыслить без наваждения сероглазого, без раздражителя капризного, без сволочи своей ненаглядной.

Собрал он друзей смелых да и пошел супостата лютого воевать, пророчество давнее исполнять.
Но только не все так просто было. Был Волдеморт существом бессмертным, неистребимым, как колония тараканов на кухне нерадивой хозяйки. И чтобы убить его бесповоротно, найти нужно было иглу, на которой жизнь его проклятая держится. Но никто не знал, где игла та хранится.
Разошлись друзья в разны стороны, смерть Волдемортову искать.

Дева разумная, Гермиона Мудрая, на юг отправилась. Возлюбленный ее, Рональд Сильный* – на север пошагал. Сам Гарри решил пройти страну с востока на запад, врага любимого, княжича Драко, разыскивая, да смерть Волдемортову выискивая.

Скоро сказка сказывается, да не быстро дело делается. Приносили Гарри вести от друзей птицы ночные, быстрокрылые. И вести эти были неутешительные. Взмолился тогда Гарри всем богам и Мерлину о чуде расчудесном.

И помогли ему боги, навели на путь нужный. Набрел юноша в скалах приморских на пещеру глубокую. Долго пытался тайны ее разгадать, и сдалась магия, пропустила упорного юношу. Увидел он остров каменный посреди вод подземных. Перебрался лодочкой и забрал с острова сундук золотой, семью печатями запертый.

Выхватил он Меч мага древнего, Основателя школы магической, да и обрушил лезвие сияющее на крышку сундука. Полезли оттуда духи темные, страшные, исковерканные. Едва-едва не погубили они Гарри силой своей противоестественной. Отбился от них юноша, отдышался с трудом. Достал из сундука ларец резной, тяжестью наполненный. Вынул оттуда иглу крохотную да тонкую, но весом немалым.

Ударил Гарри по игле мечом и лопнула она с громким звоном. Упал юноша на пол каменный, эхом оглушенный. Плохо ему стало, словно рану ему нанесли страшную, смертельную. В беспамятстве пребывая, увидел он Драко Люциусовича, грустного и тоскующего. И шептал княжич слова удивительные, живительные для души Гарри.

Прости меня, враг мой. За то, что врал тебе, за пакости мои детские, за глупые слова… Но больше всего, прости за то, что скрывал от тебя чувства свои непрошенные, тебе ненужные… Если бы я мог вернуться в прошлое, сказать тебе, Гарри, о любви своей… А теперь поздно, свадьба моя уже завтра, с Магом Темным, на змею похожим… Прости и прощай, враг мой любимый, счастье мое неизведанное.

Очнулся Гарри в пещере темной и вспомнил видение свое недавнее. Бросился он наружу, взмахнул палочкой волшебной и полетел туда, куда сердце подсказывало. Пробился он сквозь магию защитную, вызвал Мага Темного на бой страшный, да и побил его, любовью окрыленный. Разбежались прислужники Волдемортовы, испугавшись силы Гарриной.

Разбил юноша двери каменные в темнице высокой. Вызволил друга своего сердечного Драко Люциусовича и признался в чувствах своих. Обнялись они посреди темницы, поцеловались впервые. И рухнули все темные чары, едва-едва Гарри успел Драко во двор вывести. Оправились они к княжьему дворцу за благословением отцовским.

Но воспротивился князь Люциус, желая сыну другого мужа или жены, высокого рода да богатства немереного.
Рассердился тогда Драко Люциусович, снял перстень наследственный и бросил оземь.
- Моя жизнь, за нее и отвечать буду.

Ушли они с Гарри из палат белокаменных и стали жить в старинном доме посреди города шумного – тихо и мирно.
………

ДА ПРЕКРАТИ РЖАТЬ, ПОТТЕР! Как могу, так и рассказываю! Ну вот, они опять плачут. Черт меня дернул с тобой связаться, жениться, детей заиметь… Жил бы сейчас тихо-мирно с Гринграсс в нашем мэноре…
- Нет. Все это было не зря, Малфой. К тому же, ты первый из своего рода, кто женился по любви – гордись этим. Да и сказки ты мастер рассказывать, я даже заслушался.

Тема: Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

Цель: Научить учащихся выразительно читать, научить

понимать текст; научить действию анализа содержания и

умозаключения по содержанию, развивать рефлексивное

мышление;

Развивать у детей чувство доброты, отвращение таким

качествам, как жадность злость.

Материал: рисунки учащихся к сказкам А.С.Пушкина, выставка книг для детей (сказки, стихи Пушкина),цветок -семицветик, телеграммы, портрет А.С.Пушкина, " Сказка -ложь,да в ней намек, добрым молодцам урок", " Что за прелесть эти сказки", кроссворд.

Литература : журнал "Педсовет" № 4-97, №11-98, " Внеклассное чтение в 4 классе" учебник, А.С.Пушкин " „Собрание сочинений в пяти томах" том №2, журналы " „Начальная школа"

    Организация детей на урок. Психологический настрой учащихся.

    Беседа с учащимися. А.С.Пушкин и его произведения.

I) Кто такой А.С.Пушкин?

II) Скол1ко сказок написал А.С.Пушкин?

III) Узнай, от кого телеграммы.

3. " Сказка о царе Салтане".

I) Кроссворд по сказке

II) Вопросы по сказке.

4. Работа над содержанием " Сказки о рыбаке и рыбке".

I) Словарная работа

II) Ответы на вопросы

III) Игра " Цветик - семицветик"

    Итог урока. Поучительное значение сказки.

I .- Здравствуйте дети !

Дети: - Каждый день, всегда, везде, На занятиях, в игре, Смело, четко говорим И тихонечко сидим.

Сегодня к нам в гости пришли учителя. Вместе с
гостями мы тоже будем в гостях у сказки.

Итак, друзья, начнем урок Затей у нас большой запас! А для кого они? Для вас!

Мы знаем, вы любите игры, Песни, загадки и пляски Ко нет ничего интересней, Чем наши волшебные сказки!

Ребята, скажите - чей юбилей приближается?

(Александра Сергеевича Пушкина)

Кто он такой?

(поэт, писатель)

    Сколько дней осталось до юбилея?

    Сколько лет А.С. Пушкину? (1799-1837)

    Да, вот сколько лет поэту- писателю. Более ста пятидесяти лет люди читают его стихи, поэмы и сказки.

    Он и для детей написал сказки? Сколько сказок написал А.С.Пушкин?

(5 и одна неоконченная)

    Есть ли в сказках Пушкина Баба-Яга? Есть ли Кащей Бессмертный? (Нет)

    Назовите сказки А.С.Пушкина?

("Сказка о рыбаке и рыбке", "Сказка о попе и работнике его Балде") "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях", " Сказка о царе Салтане", " Сказка о золотом Петушке", неоконченная " Сказка о медведихе".

    Я пригласила всех героев сказок Пушкина. Они отправили нам телеграммы. Узнай от кого пришли телеграммы.

    (раздаю телеграммы, дети их громко читают, отгадать от кого телеграмма)

    Продолжим урок. Если не успеют приехать сегодня, то обязательно завтра утром вы встретитесь с ними.

III. Вы уже знаете некоторые сказки Пушкина, вы читали их. Я составила по сказ ке Пушкина кроссворд.

Давайте дружно решим его.

    Лебедь - это .

    А орешки не простые, все скорлупки золотые, ядра-чистый

    3. К морю лишь подходит он
    Вот и слышит будто стон...
    Видно, на море не тихо,
    Смотрит-видит дело лихо
    Бьется лебедь средь зыбей
    Коршун носится над ней.

    Будь одна из них-

    а другая -

    Кабы я была царица- говорит ее сестрица -то на весь бы пир одна

    Наткала я.. -

    Какое слово внутри получилось? (Пушкин)

Эти слова из какой сказки?.... (" Сказка о царе
Салтане)

Слов, работа.

Что такое изумруд? (драгоценный прозрачный камень
ярко-зеленого цвета)

Коршун - крупная хищная птица семейства ястребных с длинными крыльями и загнутым клювом.

2. - Вспомните сказку, как она начинается?

1) ("Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком")

2) А каким словом заканчивается?

("Я там был, мед, пиво пил-

И усы лишь обмочил ")

    Кого шмель в сказке ужалил в нос? (Бабариху)

    В кого превращала царевна лебедь Гвидона?

(в шмеля, муху, комара)

5) Какие чудеса видели купцы (корабельщики) на острове
Буяне?

(Новый город со дворцами, белка ручная, 33 богатыря и дядька Черномор, Царевна Лебедь)

Молодцы вы хорошо запомнили сказку.

Так же дружно вспомним "Сказку о рыбаке и рыбке"

Ребята Пушкин эти сказки написал давно, более 150
лет назад. Поэтому в сказке встречаются устаревшие
слова.

1.1) Старче -отпусти меня старче (старик) Кто так говорит?(рыбка)

2) Кликать - вспомните предложение.

Стал старик кликать рыбу (позвать)

    еще пуще - еще пуще бранила старуха старика (сильнее,хуже)

    изба - выпросил бы избу (дом)

    терем - высокий дом

    невод - Старик ловил неводом рыбу (большая рыболовная сеть)

    белена - Ты что баба белены объелась (ядовитое растение) потеряла разум, сошла с ума.

Если есть плоды белены, люди потеряют разум, ничего

не соображают.

2. а) - Какими словами начинается сказка?

(Жил старик со своею старухою у самого синего моря)

б) Какими словами обращается старик к рыбке?

(Смилуйся, государыня рыбка)

в) Что просила рыбка, когда старик поймал его?

(отпусти ты меня старче,в море)

г) Сколько лет жили старик и старуха у самого синего
моря до встречи с рыбкой?

(тридцать лет и три года)

д) Сколько просьб старика выполнила рыбка?

(четыре: корыто, изба, дворянка, царица)

е) Какими словами забранила старуха старика?

(Дурачина ты, простофиля) 3. Следующее задание- правильной интонацией читать слова старика, старухи и рыбки, Игра "Цветик-семицветик.

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг,
Лишь коснешься ты земли-
Быть по- моему вели.
Вели,чтоб... прочитала нам выразительно слова
старика... (7 лепестков)

Игра " Цветик- семицветик"

1) " Отпусти ты, старче, меня в море,
Дорогой за себя дам откуп
Откуплюсь чем только поможешь".

2) " Бог с тобою, золотая рыбка!

Твоего мне откупа не надо; Ступай себе в синее море, Гуляй там себе на просторе."

3) Дурачина ты, простофиля! Выпросил, дурачина, корыто! В корыте много ль корысти? Воротись, дурачина, ты к рыбке, Поклонись ей, выпроси уж избу"

у"Я сегодня поймал было рыбку, Золотую рыбку, не простую; По- нашему говорила рыбка, Домой в море синее просилась, Дорогою ценой откупалась..."

" Дурачина ты, простофиля; Не умел ты взять выкупа с рыбки! Хоть бы взял ты с нее корыто, Наше то совсем раскололось"

б) Смилуйся, государыня рыбка, Разбранила меня моя старуха, Не дает мне покою: Надобно ей новое корыто; Наше- то совсем раскололось"

Т\ "Не печалься, ступай себе с богом, Будет вам новое корыто".

4. - Когда старик пошел к синему морю, к рыбке в
первый раз море было какое (найти из текста_)

    море слегка разыгралось

    второй раз - помутилося синее море,

    третий раз - не спокойно синее море,

    четвертый раз - почернело синее море,

    пятый раз - на море черная буря

так и вздулись сердитые волны, так и ходят, так воем и воют.

    Почему так изменилось море? (рыбка сердилась)

    Сколько раз виделся старик с рыбкой? Кто сосчитал? Кто внимательный? (шесть раз)

5. Итог урока.

Понравилась ли вам сказка?

Старуха какая? (скупая, жадная, коварная, глупая, злая) Старик какой?- (добрый, хороший, трудолюбивый,)

Рыба какая - все умеет, а не хвастается, она старуху за жадность наказала.

Добрая, справедливая. Если бы вам попалась золотая рыбка, чего бы вы просили у нее? Чему учит эта сказка.

    Не быть жадным, скупым, злым, глупым, коварным.

    Нужно любить труд, быть добрым, справедливым.

    Да, ребята,

Сказка- ложь, да в ней намек,

Добрым молодцам урок. Сегодня на уроке очень хорошо участвовали, показали свои знания...

Им на память о сегодняшнем уроке призы. Урок окончен. Все свободны.

Класс: 1 «В»

Учитель: Соловьева А.А.

Дата: 0 2.11.2015

Цели и задачи:

    Обобщить знания детей по сказкам.

    Прививать интерес к чтению.

    Развивать речь, мышление, воображение, интерес, внимание.

    Воспитывать в процессе игры дружбу, товарищество, любознательность.

    Воспитывать любовь и бережное отношение к сказкам.

Оборудование:

Сказочные герои, выставка книг со сказками, словарь, плакат «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок», плакат «Викторина», слова с названиями животных, цветик - семицветик, карточки с вопросами (по цветам), жетоны, медали «Лучший знаток сказок!»

Ход занятия:

Сценка детей ««Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

Участвуют 2 ребенка: бабушка и внук.

Внук. Бабушка, расскажи мне сказку.

Бабушка. А какую хочешь сказку, внучек?

Внук.Бабушка, а разве сказки бывают разные?

Бабушка. Есть сказки волшебные. Они могут всё. Превратить лебедя в девицу,

построить серебряный дворец, превратить лягушку в царевну, молодца в комара

Внук. А есть еще сказки про зверей.

Бабушка. Правильно, но в них нет волшебных превращений.

Внук. Но эти сказки очень забавные. В них медведь добродушный, заяц трусливый, лиса хитрая. Волк злой.

Бабушка. А есть еще сказки про мужиков, солдат, сирот. Это всё бытовые сказки.

Внук. Бабушка, а почему Александр Сергеевич Пушкин говорит: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

Бабушка. В сказке ложь оказывается самой прекрасной правдой. Сказка учит нас добру и справедливости. Учит противостоять злу, презирать хитрецов. Учит понимать чужую беду.

Внук. Бабушка, читая сказки, я тоже понял, что они помогают быть добрее.

Бабушка. Внимание, ребята, начинаем увлекательное путешествие в мире сказок.

Учитель.

Дорогие ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Мы проведем игру – викторину. А что такое викторина? Вам знакомо это слово?

Сейчас я вам зачитаю, как расшифровывается слово «викторина» в словаре.

Я знаю, что вы все очень любите сказки, и сейчас я вам предлагаю отправиться в чудесный мир волш6ебства, в мир сказок.

А путешествовать нам поможет цветик – семицветик. Каждый цвет будет соответствовать определенному заданию. За каждый правильный ответ вы будете получать жетон. Отвечать нужно только при помощи поднятой руки, не выкрикивая, либо ответ не будет засчитан. В конце викторины кто больше наберет жетонов, тот лучший знаток сказок.

Итак, мы отправляемся в путь, но чтобы попасть в сказку мы должны найти средство передвижения. Вспомним, на чем ездили герои сказок?

Д: ковер – самолет, ступа, корабль, конек – горбунок.

Представьте, что вы сели на одну из названных средств передвижения и все отправились в страну сказок.

Выбирайте цвет лепестка. Только белый лепесток мы оставим на последок.

На каждый лепесток дети говорят слова: «Лети, лети лепесток через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг».

Красный лепесток

Называется рифмоплет.

Ну что, ребята, поиграем?

Я начну, а вы кончайте,

Только в рифму отвечайте!

Перед волком он дрожал,

От медведя убежал,

А лисице на зубок

Все ж попался…(колобок)

Повстречала я в лесу

Очень хитрую…(лису)

В сказке – лошадь непростая

Чудо – грива золотая,

Удивительный конек,

По прозванью…(Горбунок)

Про уютный некий дом

Разговор мы заведем.

Там богатая особа

Проживала, чай пила,

Дом весь выгорел дотла.

Что ж, подумайте немножко…

Верно, это тётя…(кошка)

Враг людей и враг зверей

Злой разбойник…(Бармалей)

В реках Африки давно

Злое плавает бревно.

Кто б навстречу ни поплыл,

Всех проглотит…(крокодил)

Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей.

Добротою знаменит,

Это доктор…(Айболит)

Для него прогулка – праздник,

И на мёд особый нюх.

Это плюшевый проказник

Медвежонок…(Винни – Пух)

В козлятине он знает толк,

Ужасный, страшный серый…(волк)

Желтый лепесток.

Называется «По сказке «Золотой ключик».

Его друзья Пьеро и Арлекино,

Зовется просто…(Буратино)

Маленький человечек в длинной белой рубашке с длинными рукавами. Его лицо было обсыпано белой пудрой, как зубной порошок. (Пьеро)

Существо, немного похожее на таракана, но с головой, как у кузнечика. Оно сидело на стене под очагом и тихо потрескивало: «Кри-Кри». (Сверчок из коморки папы Карло)

Человек такой страшный с виду, что можно было окоченеть от ужаса. Густая нечесаная борода его волочилась по полу.(Карабас Барабас)

Из-за картонного дерева выскочил другой человек, весь клетчатый, как шахматная доска. Самый смешной в этой сказке.(Арлекин)

Кудрявая хорошенькая девочка с хорошеньким носиком. (Мальвина)

На головах у них были надеты мешки с прорезанными дырками для глаз. Один, в очках, прихрамывал ногой, другая – держала пистолет. (кот Базилио и лиса Алиса)

Физ. минутка

Учитель.

Давайте отдохнем. Встаньте со своих мест. Я вам буду читать загадки, а вы их отгадывать, но не произносить вслух, а показывать ответ жестами, мимикой.

Вместо носа – пятачок,

Вместо хвостика – крючок. (поросенок)

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал. (медведь)

У него 4 лапки,

Лапки – цап – царапки,

Пара чутких ушей.

Он – гроза для мышей. (кошка)

Где болт зеленых тина,

Появилась балерина.

На одной ноге она

Простояла до темна. (цапля)

Над цветком цветок летает

И порхает, и порхает. (бабочка)

Летом серый, зимой белый. (заяц)

Лежит – молчит,

Подойдешь –рычит. (собака)

Серовато, зубовато,

По полям рыщет,

Телят, ягнят ищет. (волк)

Не часы, а утром время сказывает. (петух)

Выбирайте следующий лепесток.

Зеленый лепесток

Аппарат, на котором Баба – Яга совершала полеты.

Как звали героиню сказки Андерсена «Снежная Королева»?

Имя мальчика, которого унесли гуси – лебеди.

Героиня какой сказки потеряла на балу туфельку?

Эта девочка была совсем маленькая, величиною с грецкий орех.

Второе название скатерти в сказках.

Жилище Бабы – Яги.

Кто написал «Сказку о мертвой царевне и 7 богатырях», «Сказку о рыбаке и рыбке».

Выбирайте следующий лепесток.

Оранжевый лепесток.

Называется «Устное народное творчество».

Вам нужно отгадать о какой сказке идет речь.

Кто –то за кого-то ухватился цепко,

Ох, никак не вытянуть, Ох, засело крепко.

Но еще помощники скоро прибегут,

Победит упрямицу дружный общий труд! («Репка»)

Колотил да колотил по тарелке носом,

Ничего не проглотил и остался с носом. («Лиса и журавль»)

А дорога далека, а корзина нелегка,

Сесть бы на пенек, съесть бы пирожок. («Маша и медведь»)

Ах ты, Петя – простота,

Оплошал немножко,

Не послушался кота,

Выглянул в окошко. («Петушок – золотой гребешок»)

Нет ни речки, ни пруда,

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке из копытца. («Аленушка и братец Иванушка»)

Красна девица грустна,

Ей не нравится весна.

Ей на солнце тяжко,

Слезы льет бедняжка. («Снегурочка»)

Тепло ли тебе, девица,

Тепло ли тебе, красная? («Морозко»)

По-щучьему веленью,

По моему хотению.

Ну – ка, печь, поезжай к царю. («Емеля»)

Физ. минутка

Учитель.

Давайте поиграем. Вы умеете кричать?

Повторяйте за мной.

Два притопа, два прихлопа

Ёжики, ёжики.

Наковали, наковали

Ножницы, ножницы.

Бег на месте, бег на месте

Зайчики, зайчики.

Ну –ка, дружно, ну-ка, вместе,

Девочки! Мальчики!

Выбирайте следующий лепесток.

Синий лепесток.

Называется «Животные в русских сказках»

Есть много народных сказок о животных. И вот некоторые из животных спрятались внутри слов. Вам нужно их найти.

БАРАНКА БАРАК КОНЬКИ ВАСИЛИСА ХЛЕВ

ВОЛКОДАВ ИКОТА СТРЕКОЗА

Голубой лепесток.

Называется по сказкам Шарля Перро.

Какого цвета была шапочка у девочки из сказки? (красного)

Какую обувь носил кот из сказки? (сапоги)

Во сколько часов Золушка должна была вернуться с бала? (12 ночи)

Кто спас бабушку и Красную Шапочку? (дровосеки)

Сколько было дочерей у мачехи в сказке «Золушка»? (2)

Как прозвали самого крохотного героя в одной из сказок, который был размером с часть руки?(мальчик – с – пальчик)

Кто покушался на жизнь бабушки из сказки? (волк)

Из какого материала сделана туфелька Золушки? (из хрусталя)

Что нужно было сделать Красной Шапочке, чтобы попасть к бабушке в домик? (дернуть за веревочку)

У нас остался последний лепесток, белый.

Называется «Портретисты».

Отгадайте загадку.

Он знаком всем малым детям,

Обожают все его,

Но таких на целом свете

Не найдешь ни одного.

Он ни лев, ни слон, ни птица,

Ни тигренок, ни синица,

Ни котенок, ни щенок, ни волчонок, ни сурок.

Но заснята для кино

И известна всем давно

Эта милая мордашка,

А зовется …(Чебурашка)

Ребята, на столах у вас лежат листочки. Там изображен элемент сказочного героя - Чебурашки. Сейчас вы побудете художниками. Вам нужно дорисовать его. По окончании мы сделаем выставку ваших рисунков.

Мы совершили с вами путешествие в мире сказок, побывали на 7 сказочных станциях. Давайте подведем итоги викторины.

Посчитайте, сколько у вас жетонов.

Вручение медалей «Лучший знаток сказок!».

РЕЗЕРВ.

Нужно определить принадлежность того или иного сказочного предмета к сказке. Назвать её.

Санки - «Снежная Королева»

Горошина – «Принцесса на горошине»

Скорлупа грецкого ореха – «Дюймовочка»

Утиное яйцо – «Гадкий утенок»

Игла – «Царевна – лягушка»

Кувшин – «Лиса и журавль»

Перстень – «Аленький цветочек»

Яйцо - «Курочка – ряба»

Конь – «Конек – горбунок»

Рыба – «Сказка о Золотой рыбке», «По щучьему веленью»

Утка – «Серая шейка»

Яблоко – «Гуси – лебеди», «Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях»

Топор – «Каша из топора»

Зайчик – «Колобок», «Лиса и заяц»

- А почему сказка есть «ложь», а не «обман» или «неправда»? Смысл у этих слов, вроде бы, одинаков. Или нет?
- Давай разберёмся. Есть такое важное слово «КАЗЪ » (каз). Означает оно жизнь (устои, обычаи), завещенные нам Предками нашими: «К ак А сы (Боги) З аповедали (аббревиатура)». А что заповедали? Как жить в ладу со своей совестью, коя есть весть Божья.
Когда же мы словами начинаем глаголить (говорить) о прошлой жизни, что получится?
- СКАЗ ?
- Да, то есть показ образа прошлого через слово. С ловом Каз . А у слов «рас-сказ », «раз-сказ », как думаешь, одинаковые образа или нет?

Должны быть разные. Написание отличается.
- Так и есть.
Меняется в слове буква - меняется образ (смысл) слова.
Это основное правило.

По-славянски «рас » - чистый, белый, светлый. Поэтому рассказ -«чистый сказ», то есть, сказана чистая правда (достоверная информация). Что такое «раз » - нам известно. Следовательно, разсказ - «сказано единый раз (раз сказ ано)». Разовая информация, не всегда достоверная.

Слово «сказка » также является одной из форм сказа. Она не «быль », не «былина », которые рассказывают о том, что было когда-то на самом деле. Сказка же - это разсказ , в котором обязательно присутствует некий «намёк » на достоверность. Приведи примеры из народных сказок.

Деда, а что есть «ложь» тогда?
- «ЛОЖЬ » читается по - древнерусски так: ложе . Почему так, узнаешь на следующих уроках. Ложе - это ровная поверхность , на которой лежали. Отсюда образ: ложь - поверхностная , неполная, искажённая информация о чём-либо. В ней есть доля (намёк) правды , но не вся правда. О чём мы с тобой и говорили.

«Неправда » - не наша (чужая) правда .
«Кривда » - правда не из нашего мира (крив ые до роги).
«ПравДа » - изначальная мудрость, данная Богами – Истины и Порядки мира Прав и.

Вопросы :
1. Вспомни слова с корнем «каз » и попытайся понять смысл образа.
2. Чем отличается быль от сказки?
3. Что есть правда, неправда, кривда и ложь?

Открытое воспитательное мероприятие

«Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»

Цель: - обобщить знания детей по русским народным сказкам;

Приобщить детей к народному творчеству;

Способствовать развитию мышления и познавательной активности к

русским народным сказкам

Развивать воображение, внимание, сообразительность, речь учащихся;

Воспитывать любовь и бережное отношение к сказкам;

Формировать у учащихся доброе взаимоотношение.

    Организационный момент.

    Объявление темы урока.

Я знаю, вы любите игры, песни, загадки. А сказки?

Прочитайте пословицу.

“Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.”

Как вы её понимаете? (Сказка – это вымышленное произведение. То, что происходит в ней, на самом деле не бывает, но, читая их, можно учиться добрым, хорошим поступкам.)

Итак, что же такое сказка?

Кто знает, почему мы называем одни сказки авторские, а другие – русские народные?

В сказках о животных всем персонажам приписываются свойства людей. В них медведь добродушный, заяц трусливый, лиса хитрая. Волк злой.

Это отразилось в русских поговорках. Продолжите их.

Хитер как …

Голоден как…

Здоров как …

Изворотлив как…

Грязный как….

Болтлив как …

Труслив как …

Нем как …

Упрям как…

Представление команд

Команда «Кукареку»

Наш девиз: « С книгой жить, век не тужить»

Команда «Колобок»

Наш девиз: « Кто много читает, тот много знает»

Сказка мудростью богата,

Скажем сказке: - Приходи!

Это присказка, ребята!

Сказка будет впереди!

И, конечно, к нам в гости придут разные герои сказок.

Скорей бы приблизился вечер,
И час долгожданный настал,
Чтоб мне в золоченой карете
Поехать на сказочный бал!
Никто во дворце не узнает
Откуда я, как я зовусь,
Но только лишь полночь настанет,
К себе на чердак я вернусь.
ответ: Золушка

Бабушка девочку очень любила.
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажите имя ее.
Ответ: Красная Шапочка

1 «Назови сказку по иллюстрации»

«Лиса и Журавль», «Каша из топора», «Лисица и Волк», «Зайкина избушка», «Крошечка - Хаврошечка», «Кот, Лиса и Петух».

2 «Ушки на макушке» (по описанию определить название сказки)

Слайд 6 . Я прочитал книжку с русскими народными сказками, но названия этих сказок забыл. Помню только, что в первой сказке были дед, бабка, внучка, Жучка, кошка и еще кто-то. Ну, они ее и вытащили. Как называется эта сказка? Кого из действующих лиц я не назвал? И что же они вытащили? («Репка».)

Слайд 7. Из второй сказки помню всех. Деда там не было. Старик только со старухой. А еще заяц, лиса, еще кто-то и медведь. А лиса его съела. Как называется сказка? Кого из действующих лиц я не назвал? Кого съела лиса? («Колобок».)

Слад 8. Из третьей сказки я всех зверюшек помню. Вот они: зайчик-побегайчик, мышка-норушка, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок и медведь косолапый. Медведь его и развалил. Как называется сказка? Кого из действующих лиц я не назвал? Что развалил медведь? («Теремок», медведь).)

Слайд 9. А вот четвертую сказку я помню точно всю. В ней кто-то пришел к зайцу и остался жить у него. Медведь, волк и собачка гнали ее, гнали и не смогли выгнать. А вот он выгнал. Как называется сказка? Кого из действующих лиц я не назвал? Кого выгнал петух? («Зайкина избушка».)

3 Конкурс художников

– Мы убедились, что сказки вы знаете. А умеете ли вы рисовать героев ваших любимых сказок? Кого вы будете рисовать, узнаете из загадки:

На сметане мешан, на окошке стужён
Круглый бок, румяный бок
Покатился …….. (колобок)
– Правильно, вы будете рисовать Колобка. С завязанными глазами

– А сейчас посмотрим, чей Колобок получился красивее.

4 «Угадай героя сказок по реплике»

1) - «…высоко сижу – далеко гляжу» (Маша «Маша и медведь»)

2) - «… я от дедушки ушел…» (Колобок «Колобок»)

3) - «…Жучка иди… тянуть» (Внучка «Репка»)

4) «… слышим, слышим. Да не матушкин это голосок» (козлята «Волк и семеро козлят»)

5)- «…несет меня лиса за темные леса» (Петух «Кот, петух и лиса»)

6) - «…ловись рыбка мала и велика» (Волк «Лисичка – сестричка и серый волк»)

7) - «Да я не потесню вас: сама лягу на лавочку, хвостик под лавочку, курочку под печку. …» («Лисичка со скалочкой»)

8) - «…приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж я тебя угощу!» (Лиса «Лиса и журавль»)

5 «Животные в сказках»

1)Есть много русских народных сказок о животных. А вот некоторые из животных спрятались внутри данных слов, назовите их:
Баранка (баран)
Барак (рак)
коньки (конь)
Василиса (лиса)
икота (кот)
стрекоза (коза)
хлев (лев)
волшебник (вол)
волкодав (волк)

2)Новое задание: зачеркнуть буквы, которые встречаются в слове больше 1 раза. Получите название сказочного персонажа.
РОЗА РОЙ ЯЙЦО (Заяц)
ПИВО ЛИРА ПАРИК (Волк)

6 Физминутка

Физминутка «Колобок»

Замесила бабушка не булку, не оладушки

(Руки сцеплены в замок, круговые движения влево – вправо).

Доставала из печи

(Приседания).

Не пирог, не калачи

(Повороты туловища влево – вправо, руки в стороны).

Как поставила на стол,

(наклон вперед и руки вытянуть)

Он от бабушки и дедушки ушел.

Кто же бегает без ног?

(Хлопки в ладоши).

Это желтый Колобок!

(ходьба на месте)

7 Конкурс капитанов

Ребята, продолжим нашу викторину. Следующее задание – игра называется «Блиц – опрос», каждой команде буду задавать вопросы, а вам следует быстро отвечать.

1. В какой сказке девочка сломала мебель? « Три медведя»

2. В какой сказке один герой – выгнал из дома другого героя и стал там жить? «Заюшкина избушка»

1. В какой сказке, герой хитростью выманивал из дома петушка, а потом унес за темные леса? «Кот, петух и лиса»

2. В какой сказке герой всю кашу съел, а другой так и остался голодный? «»Лиса и журавль»

1. В какой сказке один герой целый дом сломал? «Теремок»

2. В какой сказке герои слепили себе ледяную внучку? «Снегурочка»

1. В какой сказке убежало хлебобулочное изделие? «Колобок»

В. Ребята, кто скажет что такое хлебобулочное изделие?

Д. Это те изделия, которые пекут из муки.

В. Замечательно. А какие вы знаете хлебобулочные изделия?

Д. Хлеб, булочка, батон, баранка, бублик.

2.В какой сказке птицы унесли мальчика? «Гуси – лебеди»

1. Какого героя провели на пирожках? (Медведя) «Маша и медведь»

2. В какой сказке вырос овощ – мутант? «Репка»

В. Как вы понимаете слово мутант?

Д. Это что – то не похожее на других или не такое как все.

8 «Исправь ошибки»

Я буду говорить название сказки, а вам следует услышать есть ли ошибка или нет, если вы услышали название сказки с ошибкой вы меня исправляете. Начали по порядку. Вопрос команде «Колобок» затем «Репка»

    «Волк и семеро ягнят» (козлят);

    «Утки – лебеди» (гуси);

    «У страха глаза огромны» (велики);

    «Заюшкин домик» (избушка);

    «Даша и медведь» (Маша);

    «Лисичка с кастрюлькой» (со скалочкой).

9 Конкурс для родителей

Восстановить последовательность в сказке «Гуси – лебеди»

    Девочка встретилась с речкой.

    Девочка в избушке Бабы-Яги.

    Девочка приводит братца домой.

    Девочка встретилась с печкой.

    Гуси – лебеди унесли братца.

    Мышка помогает девочке.

    Девочка встретилась с яблоней.

    Девочка бросилась догонять гусей.

10 «Угадай-ка» (цветик-семицветик)

1 – Какую песенку пел Колобок?
2 – Что пела коза своим козлятам?
3 – Что говорила Машенька медведю, сидя в коробе?
4 – Что приговаривала курочка Ряба деду и бабе?
5 – Какими словами помогал себе волк ловить рыбу на хвост?
6 – Что говорила в это время лиса?
7 – Что спрашивали звери в сказке “Теремок” прежде чем войти туда?
8 – Какие слова произносил Емеля, чтобы все делалось само?

11 «Волшебные предметы»

Печь (По щучьему веленью. Гуси-лебеди. колобок).
яйцо (кощей бессмертный, курочка ряба).
пирожки (маша и медведь. гуси лебеди.)
сани (лиса и волк).

Золотой ключик

Рукавичка

Ложка с золоченой ручкой

Горшочек меда, хрустальный башмачок.

12 Телеграммы от героев

1. Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды из болота
Вытащил он бегемота.
Он известен, знаменит,
Это доктор... Айболит
2. у отца был мальчик странный,
Необычный - деревянный,
Но любил папаша сына.
Что за странный
Человечек деревянный,
На земле и под водой

Ищет ключик золотой.
Всюду нос суёт он длинный,
Ктожеэто?...Буратино
3. Много бед таят леса, волк, медведь там и лиса!
Наш зверёк живёт в тревоге,
От беды уносит ноги.
Ну - ка, быстро отгадай - ка,

Как зверёк зовётся? ... зайка
4. Этот зверь живёт лишь дома.
С этим зверем все знакомы.
У него усы как спицы.
Он, мурлыча, песнь поёт,
Только МЫШЬ его боится.
Угадали? Это... кот.
5. В реках Африки живёг
Злой зелёный пароход!
Кто б на встречу не поплыл,
Всех проглотит... крокодил.
6. Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост - краса.
Кто же это? ... лиса.
7. Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А, проснувшись, стал реветь.
Это зверь лесной... медведь.
8. Чок, чок, пятачок.
Сзади розовый крючок.
Посреди бочонок.
Голос тонок, звонок.
Кто же это, угадай!
Это... поросенок.

Работа с пословицами

И последнее задание звучит оно так «Доскажи пословицу». Я так же по порядку буду говорить пословицы, а вы будете договаривать. И так приготовьтесь, и будьте внимательны.

    За добро - …(добром платят);

    Без труда - …(не вытащишь и рыбку из пруда);

    Под лежачий камень – … (вода не течет);

    Друзья - … (познаются в беде);

Подвиги в сказках

Соедини героя сказки с поступком, который он совершил.(Листки на столах)
Айболит Помыла свою посуду.
Воробей Вернул солнце в небо.
Комар Потушила море.
Федора Спас Муху – Цокотуху.
Медведь Съел таракана.
Бабочка Вылечил зверей.

IV. Подведение итогов

Вот и закончилось наше путешествие в мире Чудес и Волшебства. Благодаря вашим знаниям сказок, вашей дружбе мы смогли пройти этот путь. Но зато теперь вы сможете продолжить его сами, ведь сказочная тропинка бесконечна. Стоит вам открыть сборник русских народных сказок, и в путь!

Понравилось ли вам путешествие по русским народным сказкам? (Ответ детей)
А, что вам больше понравилось? (Ответ детей)
А как вы думаете, зачем нам нужны сказки? Чему они учат? (Ответ детей)

Сказки учат быть умными и добрыми, честными и трудолюбивыми, дружными и смелыми. Они учат, как победить зло, ложь, коварство, никогда не терять веру в удачу, любить свою Родину и защищать слабых.

Прощаясь с вами, хочу сказать, что вы замечательные и очень талантливые ребята.