Постриг в схиму: что это такое в православии. Схима — что это такое

Схимники - это такие монахи, которые живут при монастырях и храмах. Их еще называют схимонахами - монахами, принявшими в своей жизни высшую степень послушания. С древнегреческого «схима» означает «образ» и в православии является торжественным обетом, подразумевающим соблюдение особенно строгих аскетических правил ведения жизни.

Есть в России храм Николая Чудотворца, что в Ярославской области, где якобы живет такой монах-старец.

Он ведет глубоко отшельнический образ жизни. А еще он предсказывает будущее.

В связи с этим была написана книга, имеющая одноименное название "Схимник". Она не похожа ни на одну другую книгу по своему смыслу и содержанию. И что самое удивительное, в редакцию она также попала волшебным образом.

«Схимник» Анхеля де Куатьэ

Это необыкновенная книга, написанная простым языком от первого лица и имеющая глубочайший смысл. Она затрагивает не только тему подвига жизни схимника (это отшельник, живущий недалеко от буддийского храма). Книга открыто задает главные вопросы человеку, читающему ее: о смысле жизни, о предназначении, о тех возможностях судьбы, что предоставляются раз в жизни. О том, что никогда не поздно обратиться лицом к источнику света, к божественной силе, чтобы начать служить ему, неся в мир любовь…

В книге описано, как за считанные часы человек преодолевает огромное расстояние - и в физическом плане, и в духовном (постепенно приближаясь к своему истинному я), чтобы найти схимника и попросить у него Скрижали Жизни. Эта задача ему предназначена была с рождения. Простой парень из Питера должен был участвовать в единоборстве сил света и тьмы на строне сил света, чтобы в итоге одержать победу над тьмой. И он прошел весь путь, он нашел схимника...

А оказалось, что Скрижалей у того нет и что живут они внутри обычных людей, разбросанных по всему миру! Просто в суете дней каждый из них немного забыл об этом, утратили связь со своим внутренним источником Света. Но ведь никогда не поздно вспомнить о своем предназначении! Об этом книга.

Схимонах при храме в Никольском

А что касается реальной жизни, то в России есть такой старец Иоанн - схимник-монах при храме Святого Николая Угодника, расположенного в Ярославской области (Угличский район, село Никольское).

Сколько лет он там уже обитает, неизвестно.

Эта обитель была построена в конце XVIII века за счет денежных вложений графа Шереметьева. Он на тот момент являлся хозяином той деревни, на территории которой был возведен храм.

Это каменное пятиглавое сооружение, имеющее ярусную колокольню начала XIX века. А также в этой обители 5 приделов:

  • Владимирский
  • Василия Блаженного.
  • Богородице-Рождественский.
  • Мученицы Агриппины.
  • Ильинский.

Это достаточно большое количество, что еще раз подчеркивает, что храм достаточно просторный.

Именно при нем уже много лет живет схимонах Иоанн. Но похоже, он живет настолько отшельнической жизнью, что его никто практически не видит.

А еще есть его пророчества, которые он изрек на нынешнее время…

Предсказания старца Иоанна

На самом деле человечество в некотором роде уже устало от пророков и пророчеств, которых насобиралось великое множество за последние тысячелетия. Они говорят и о катаклизмах в разных частях света, и о конце света.

А потому предсказания старца Иоанна серьезно воспринимает только часть людей. Возможно, его слова правдивы, потому как в восточной мудрости есть же изречение, что надо будет - и муравей станет вестником. И неважно, видел ли кто-то этого схимника и можно ли установить его личность. Но это все спорные вопросы, единого мнения достигнуть непросто.

Иоанн говорит о том, что в случае предания земле тела В. И. Ленина есть вероятность затопления столицы. И не только ее, но Астраханской и Воронежской областей. А также Санкт-Петербурга. Что это будет великое бедствие для россиян, сопровождающееся и голодом, и большими разрушениями, и жертвами.

Единственное спасение - это обратиться к истинной чистоте, любви, божественному свету. И молиться.

Предсказание об объединении славян

Еще старец-схимник Иоанн говорит о драконе и медведе. Они разрывают на части каждого, кого захотят. Возможно, это борьба сил добра и зла, света и тьмы…

Но придет Серафим Саровский, который и объединит все славянские народы. И будет над ними один царь…

Старец постоянно говорит о праведной и чистой жизни, о молитве. И в этом спасение каждого, силы света защитят от влияния тьмы. Выбор есть всегда! Ведь человек - это единственное существо во Вселенной, обладающее свободой воли.

Еще несколько слов об этих необыкновенных монахах

Говорят, что живут схимники по две-три сотни лет - где-то в самом сердце тайги… А еще, что отшельник может быть лишь один, а потом ему на смену приходит другой - через сотню лет…

Но известно точно, что схимники - это не простые монахи, они ведут очень аскетичную жизнь, много времени проводят в молитвах… Все это способствует глубочайшему очищению сознания и духа. Но очень хорошо настраивает на божественную волну. То есть можно считать, что они становятся проводниками энергии и информации наивысшей чистоты. А потому кто знает, возможно, в их словах есть доля истины.

Великая схима

Схимонах Иоанн Московский (+1933)

Великая схима - это совершеннейшее отчуждение от мира для соединения с Богом. Монах, принявший великую схиму, иначе - великий ангельский образ, называется схимона́хом, или схи́мником. Пострижение инока в великую схиму совершается торжественно и дольше, чем в малую .

Великосхимник даёт особые обеты, при этом ему снова изменяют имя. Притом, следует отметить, инок получает ещё одного святого покровителя (то есть после каждой перемены имени за него перед Богом ходатайствует всё больше святых). В русских монастырях великосхимники обычно живут отдельно от другой братии и не занимаются никакими послушаниями, кроме непрестанной молитвы.

Обеты великой схимы в сущности являются повторением обетов малосхимника, но, вслед за повторением, обязывают и к ещё более строгому их соблюдению. В древности великосхимники давали дополнительный обет - вселиться в затвор, закрыться в одинокой пещере как в гробу и тем самым полностью умереть для мира, оставшись с единым Богом.

Схимой называется также монашеское облачение, совокупность одежд монаха . Облачение великосхимника: ряса, аналав (особый параман), куколь (остроконечная шапочка с крестами), мантия, чётки, сандалии, пояс, хитон.

Иногда схимонахи живут отшельниками. Не имея возможности поселиться в настоящей пустынной местности вдали от людей, чтобы посвящать все помыслы единому Богу, монахи, живущие в обычном общежительном монастыре, уходили в затвор, тем самым заменяя отшельничество - они и стали именоваться монахами великой схимы. Впоследствии затвор перестал быть обязательным обетом для схимонахов.

См. также

Примечания

Литература

  • Полный православный богословский энциклопедический словарь . -Спб, изд. Сойкина П. П., 1900.
  • Вениамин (Румовский-Краснопевков), архиеп. Новая Скрижаль или объяснение о церкови, о литургии, и о всех службах, и утварях церковных. -М., 1999.

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Схима" в других словарях:

    - (греч.). Последняя степень монашества, чин, налагающий самые строгие правила. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. СХИМА греч. Последняя степень монашества. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в… … Словарь иностранных слов русского языка

    И схима жен. великий ангельский образ, монашеский чин, налагающий самые строгие правила. Схимный, ко схиме относящийся. Схимить кого, облекать в схиму; ся, принять схиму. Прошла схимить, а святой и черное платье хочет скинуть! Схименье ср.… … Толковый словарь Даля

    Обет, клятва, облачение Словарь русских синонимов. схима сущ., кол во синонимов: 3 клятва (18) обет … Словарь синонимов

    - (от ср. греч. schema монашеское облачение букв. наружный вид, форма), торжественная клятва (обет) православных монахов соблюдать особо строгие аскетические правила поведения. Принявший схиму называется схимонахом или схимником … Большой Энциклопедический словарь

    СХИМА, схимы, мн. нет, жен. (греч. schema, букв. образ, вид) (церк.). Высшая монашеская степень, требующая от посвященного в нее выполнения суровых, аскетических правил. «И схиму здесь честную восприму, к стопам твоим, святый отец, припадши.»… … Толковый словарь Ушакова - @font face {font family: ChurchArial ; src: url(/fonts/ARIAL Church 02.ttf);} span {font size:17px;font weight:normal !important; font family: ChurchArial ,Arial,Serif;}  (σχῆμα) образ: высшая степень монашества, соединенная с новыми,… … Словарь церковнославянского языка

    Самый строгий устав в монашестве, покаянная одежда, схимник, др. русск., русск. цслав. скима, схима (I Новгор. летоп., Нестор, Жит. Феодос., Кипр., 1390 г.; см. Срезн. III, 373 и сл.). Из ср. греч. σχῆμα монашеское облачение; см. Маценауэр, LF… … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

Неподалёку от кунгурского Всехсвятского храма расположилось кладбище, за ним, около дороги, выстроились в длинную линию ветхие деревянные жилища. От домов до церкви — около 10 минут ходьбы в гору. Именно такой путь почти каждый день проделывает схимонах, которому скоро исполнится 102 года. В великую схиму* (высшую степень монашества) он пострижен с именем Кукша — в честь преподобного исповедника Кукши Одесского .

Самый старый житель Кунгура, 101-летний монах Никон был пострижен в великую схиму, высшую степень монашества. Фото: АиФ / Дмитрий Овчинников

Цена каждого слова

«Сил-то у него ещё много, — говорит келейник монаха Михаил Некрасов , который ухаживает за схимником. — По многолетнему обычаю встаёт в 4 часа утра. Совершает своё келейное правило (молитвы, которые монашествующий непременно читает в течение суток вне богослужений). Затем проделывает путь от дома до храма — всё в гору: он стремится всегда быть на богослужении, потому что жизни без храма не представляет».

Вот и сегодня схимонах Кукша не торопясь собирается в храм. В его скромной обители — тихо и спокойно. На стенах его кельи — иконы, рамки к ним он сделал своими руками.

В скромной обители схимонаха — тихо и спокойно. Фото: АиФ

В углу дремлет кошка. «Она даже лапку подавать умеет», — неожиданно поясняет Кукша. В ту же минуту кошка, вскочив, кладёт свою пушистую лапу на морщинистую ладонь схимонаха. Затем, замурлыкав, забирается к нему на колени.

«На самом деле он очень редко разговаривает. Неразговорчивый, задумчивый, наблюдательный, словно знает цену каждому слову», — говорит о схимонахе его келейник Михаил Некрасов.

На стенах повсюду развешаны иконы в рамках, большинство из которых Кукша смастерил сам. Фото: АиФ

Трудолюбивый монах

В этом доме схимонах Кукша живёт уже 60 лет, а родился он в 1912 году в крестьянской семье (отец был сапожником). Тогда монаха звали Николай Андреевич Букирев . Его родители были глубоко верующими православными христианами. В советское время их крестьянское хозяйство раскулачили.

Когда грянула Великая Отечественная война, ему исполнилось 29 лет. Он был призван в ряды Советской Армии, был миномётчиком, дошёл до Берлина.

Когда грянула Великая Отечественная война, будущему схимонаху исполнилось 29 лет. Фото: АиФ

После возвращения с фронта работал в кожевенно-обувной артели «Вперёд». В конце пятидесятых годов прошлого столетия он принял решение всецело посвятить себя служению Богу. Был принят в штат работников Всехсвятского храма города Кунгура: исполнял послушание пономаря. В семидесятых годах был поставлен чтецом и иподиаконом.

Как подмечает келейник Михаил, без дела всю свою жизнь трудолюбивый монах никогда не сидел: вот и в прошлом году, когда появилась свободная минутка, подшил себе валенки.

Без дела свою жизнь этот трудолюбивый человек никогда не представлял. Фото: АиФ

В 101 год — на службу в церковь

После молитвы схимник начал одеваться: причесал седые волосы, надел старую телогрейку, коричневую шапку-ушанку и двинулся в дорогу. Вместе с ним отправился и его помощник.

«В 1998 году Николай Андреевич принял монашество и был наречён Никоном. Он никогда не оставляет родной храм. Я ему говорю: сиди ты дома. А он в ответ — не могу прогулять службу, люди придут! Удивительно, что в свои годы он до сих пор выполняет обязанности пономаря!» — рассказывает по дороге Михаил, держа под руку схимонаха.

Несмотря на свой возраст, схимонах продолжает ходить на службы. Фото: АиФ

Вся жизнь — в храме

Во Всехсвятском храме немного народа, очень тихо, пахнет ладаном. Перекрестившись дрожащей рукой, схимонах Кукша, сгорбившись, словно кланяясь перед иконами, скрывается в алтаре.

Настоятель Всехсвятского храма священник Максим Незнанов рассказывает, что схимонах Кукша ежедневно ходит на богослужения, находится в храме по восемь часов.

«У него за долгие годы уже окончательно выработалось своё правило. Он всегда строго относится к церковной жизни, посту, к должному соблюдению и исполнению церковных таинств и обрядов: исповеди и евхаристии. Это служит хорошим уроком и примером молодому поколению. Ведь недаром Бог его наградил долголетием за праведный образ жизни!» — говорит батюшка.

Во Всехсвятском храме немного народа, очень тихо, пахнет ладаном. Фото: АиФ

Постриг в великую схиму монаха Никона, ставшего Кукшей, был совершён именно здесь, во Всехсвятском храме, 17 февраля 2014 года. По словам настоятеля, в схиму постригают за особый подвиг, непоколебимую веру и многолетнюю службу Господу.

Схимонаху Кукше теперь положено облачение схимника — куколь с аналавом и великий параман**.

Схимонаху Кукше теперь положено новое облачение. Фото: АиФ

Долголетие — за верность Богу

Как рассказывает протоиерей Олег Ширинкин , близко знающий Кукшу, жизнь — это испытание и следование Заповедям Божиим, откуда идёт и духовная основа человека:

«Обратим свой взор на день сегодняшний. Современные люди совершенно незнакомы с вечными непреходящими Евангельскими ценностями. Я, как священник, могу со всей ответственностью сказать, что смерть сегодня помолодела на несколько десятков лет. Ибо если внимательно вникнуть в причины столь ранней смерти, то окажется, что это от непочтительного отношения к родителям. Нашего схимника Господь наградил столь почтенным возрастом за доброе отношение и сыновнюю любовь к родителям», — говорит протоиерей.

В столетний юбилей схимонаха Кукши (в то время монаха Никона), в 2012 году, священноначалие Русской православной церкви удостоило его церковной награды — ордена Святого Преподобного Сергия Радонежского III степени.

* Великая схима — это совершеннейшее отчуждение от мира для соединения с Богом.Принявший великую схиму монах (великий ангельский образ) называется схимона́хом, или схи́мником. В русских монастырях великосхимники обычно живут отдельно от прочей братии и не несут послушания, кроме служения литургии и духовничества. Епископы-схимники отказываются от управления епархией, иеромонахи освобождаются от обязанностей.

** Слово «куколь» — латинского происхождения и означает капюшон. Подобная одежда была распространена в Римской империи, где похожие головные уборы надевали и на младенцев. Куколь напоминает схимнику о младенческой простоте и незлобии, которым он должен подражать.

Аналав — небольшой четырёхугольный плат с изображением креста — служит напоминанием монаху о вольных страданиях Христа Спасителя.

Параман, имеющий на себе надпись «Аз язвы Господа моего на теле моём ношу (Гал 6. 17)», напоминает о Кресте, который взял на себя инок, пожелав следовать за Христом, распиная плоть со страстьми и похотьми (ср. Гал 5. 24).

Каждому, кто пожелал посвятить свою жизнь иноческому подвигу и достигнуть в этом деле высот, предстоит пройти три этапа, из которых и состоит путь к его вершине. Тройственная структура системы монашества включает в себя рясофор, мантию (или малую схиму), а также высшую ступень - великую схиму. Чтобы уяснить значение слова "схимник" и понять всю глубину заложенного в нём смысла, рассмотрим все три ступени, ведущие к этому

Вступление на иноческий путь

Когда мирянин приходит к мысли, что его дальнейший жизненный путь должен пройти в стенах монастыря, он обращается с прошением к настоятелю выбранной им обители, и тот, если не видит к тому препятствий, даёт ему шанс проверить свою готовность отрешиться от всего мирского ради спасения души и обретения вечной жизни. Будущие схимники - это люди, прежде всего обладающие глубоким смирением, поэтому они, независимо от своего возраста и положения в мирской жизни, покорно склоняют головы перед необходимостью стать на время учениками и младшими братьями прочих монахов.

Испытание твёрдости намерений

Для того чтобы новообращённый инок смог в полной мере проверить серьёзность своих намерений и делом доказать готовность вступить в новую для себя жизнь, его постригают в рясофор. Это первая, начальная стадия монашества, которую не миновал ни один прославленный старец-схимник. Само слово, обозначающее её, переводится с греческого как «носящий рясу». Во время священного обряда новичку выстригают крестообразно волосы и читают особые молитвы, однако он при этом не даёт никаких обетов, и ему не меняют имени. С этого дня новопостриженник получает право носить рясу и камилавку - монашеский головной убор.

В его жизни начинается то, что в миру принято называть испытательным сроком. Разница заключается лишь в том, что растянуться он может на долгие годы, и его конец определяет сам настоятель обители. В течении всего этого периода рясофорный монах, или, как ещё принято говорить, послушник, имеет право отказаться от задуманного и вернуться к мирской жизни. При этом он не понесёт никакого церковного наказания, на него не будет возложена епитимья.

Вторая ступень монашеского пути

Следующий этап, который должны пройти будущие схимники, - это пострижение в мантию, или, как её называют, малую схиму. При этом они дают обеты послушания, нестяжания и целомудрия. Тем самым обещают Господу до конца земной жизни беспрекословно подчиняться воле своих духовных отцов и исполнять любое послушание, наложенное на них монастырским начальством, не иметь никакой личной собственности, а довольствоваться только тем, что принадлежит всей братии, и, наконец, отказаться от супружества и интимной жизни.

Их повседневный гардероб с этого дня включает в себя, кроме рясы, длинную накидку без рукавов - мантию, которая и дала название этому этапу монашеского пострига. Кроме того, их голову покрывает клобук - высокий головной убор, поверх которого крепится четырёхугольный плат, именуемый параманом. Дополняют облачение чётки и пошитые особым образом сандалии. Каждый, кто удостоился пострижения в малую схиму, становится на путь строгого аскетизма.

Он предполагает отказ от всех обычных земных удовольствий, направленных на ублажение плоти, и концентрирует все свои усилия на непрерывном духовном росте. Умаление или даже отрицание чувственного внешнего мира ради будущей вечной жизни - вот основополагающий принцип аскезы. Схимники - это люди, окончательно порвавшие со своим прошлым и лишённые возможности вернуться к прежней жизни, не понеся строгого церковного наказания.

Вершина монашеского подвига

Высшей ступенью монашества является великая схима. Она требует наиболее полного, предельного отречения от мирской жизни во имя единения с Богом. Во время обряда дают ещё раз те же самые обеты, что и прежде, но они при этом имеют более строгую форму. Это, в свою очередь, даёт дополнительный толчок к их неукоснительному соблюдению.

Каждый, кто постригается в великую схиму, получает новое имя, благодаря чему у него увеличивается число небесных покровителей, помогающих сносить все тяготы и укрепляющих на пути к спасению. Не случайно схима именуется «ангельским образом». Дело в том, что само это слово греческого происхождения, а означает оно «вид» или «образ». Исходя из этого, схимники - это носители образа ангела, которому они уподобляются своим служением Богу.

Особенности жизни великосхимников

Жизненный уклад тех, кто принял великую схиму, имеет свои особые черты. Они живут отдельно от остальной братии, и их послушания ограничиваются только духовничеством и служением литургии, ведь схимник - это монах, полностью отрешившийся от повседневных земных попечений. Например, если великую схиму принимает епископ, то он слагает с себя управление епархией, так как эта область деятельности предполагает решение не только духовных, но и хозяйственных вопросов. То же касается и иеромонахов, то есть монахов, имеющих священнический сан, - они также освобождаются от всех прочих обязанностей.

Монахов, достигших высшей степени (великосхимников), нетрудно узнать по их специфическому облачению. Оно состоит из рясы, особого вида парамана, который называется аналавом, хитона и пояса. Главу его венчает куколь - остроконечная шапочка с изображением креста, и дополняют убранство сандалии и чётки. Все элементы облачения имеют чёрный цвет, наводящий на мысли о смерти и исходе из земной жизни.

Монашество - истинное воинство Христово

Зародившееся в Египте в первые века христианства, монашество обрело на нашей земле благодатную почву и сделалось неотъемлемой частью русского православия. Но едва ли его можно представить в отрыве от высшей формы, её венца - великой схимы. Что значит схимник, достигший этой высочайшей ступени, можно уяснить себе из трудов святых отцов, видевших в нём образ полнейшего отчуждения от всего земного, смерти для мира тленного и предначатия жизни вечной.

Один из основателей монашества - преподобный Нил Сорский - дал очень меткую характеристику всем трём его ступеням. В своих трудах он писал, что первый этап, рясофор, подобен принятию новобранца в войско Христово, где он должен неустанно постигать искусство будущих побед. Мантия же, по его словам, - это выступление в боевой поход, а великая схима - не что иное, как генеральное сражение, которое дают войска, приведённые в полную боевую готовность.