Правила по музыкальной литературе. Что такое музыкальная литература? Исторические оперы русских композиторов

Музыкальная литература – это в первую очередь наука о пении.

Если сольфеджио и уроки пения учат нотам, интервалам, тональности – это называется музыкальной грамотой. На ней вы не только тренируете свой музыкальный слух, но и учитесь правильно прикасаться к своему инструменту, выразительно и красиво играть, исполняя мелодии.

Как играть выразительно и красиво учит музыкальная литература и уроки пения. Зачем нужна музыкальная литература?

Дело в том, что у музыке есть свой уникальный музыкальный язык, язык особенный. В нем нет привычных нам слов, только звуки. Эти звуки не простые, а волшебные, как вокальная студия , которые могут не только заставлять смеяться, но и плакать, а также рассказать целую историю.

Кое-что из музыкальной литературы вы уже знаете. Например, минор и мажор. Грустная музыка чаще всего бывает в миноре, а веселая музыка в мажоре. Быстрая музыка отличается от медленной темпом. Иногда бывает музыка в мажоре, а веселая музыка в миноре. Оказывается да, действительно бывает. Характер музыки зависит, конечно же, от лада (минор и мажор – это лады), а также от многих второстепенных вещей, которые называют средствами музыкальной выразительности. Можар и минор вместе с музыкальными средствами составляют основу музыкального языка.

Музыкальная литература, о которой рассказывают курсы вокала , занимается изучением музыкальной классики. Понять классическую музыку дано не каждому, так как она «элитарная». Это слово происходит от слово «элита», что означает «лучший», «избранный». Только лучшие и избранные люди могут понять классическую музыку. Но восприятие и наслаждение классической музыкой требует подготовки. Литература – это уникальный текст, который мы учимся читать с самого детства. В музыке тоже есть свой уникальный текст и его тоже нужно научиться понимать.

Также музыкальная литература – это отдельная учебная дисциплина, которую изучаются старшеклассники музыкальных училищ и музыкальных школ. В программу обучения музыкальной литературы входят биографии лучших музыкальных композиторов, как зарубежных, так и отечественных, знакомство с их уникальным творчеством, а также изучение отдельных известных сочинений.

Благодаря широкому распостранению музыкальной литературы у каждого начинающего ученика есть возможность с помощью педагога или самостоятельно получить нужную информацию, чтобы увеличить музыкальное образование и сделать обучение более результативным.

Музыкальная литература (лат. musica litteris ) - предмет, изучающийся в средних и высших музыкальных учреждениях. Основа предмета - изучение творческой деятельности, а также биографии композиторов , являющихся классиками в мировой музыке.

История возникновения как учебного предмета

Предмет «музыкальная литература» - достояние исключительно отечественной системы музыкального образования. Система музыкального образования в России исторически сложилась как трехзвенная: музыкальная школа - училище - ВУЗ. Каждое звено выполняет определённую функцию: музыкальная школа обеспечивает общее музыкальное воспитание, училище и ВУЗ - профессиональное обучение.

Современная модель музыкального образования окончательно сформировалась к концу 30-х годов XX века, когда произошло расслоение на низшую, среднюю и высшую ступени. В дореволюционной же практике обучения музыке прочное место занимали частные уроки по игре, пению или композиции. При этом музыкально-теоретических и музыкально-исторических сведений учащиеся, как правило, не получали. Лишь отчасти восполнить этот пробел помогали публичные лекции, устраивавшиеся в Петербурге с 1830-х годов. Большую роль в распространении музыкальной культуры сыграли также музыкальные классы при средних и высших образовательных учреждениях, гимназиях, училищах, университетах. Особо необходимо отметить женские закрытые институты, система обучения которых включала не только игру на инструменте, но и сольфеджио, гармонию, педагогическую практику. Подобная схема впоследствии была положена в основу учебного плана консерваторий, где одним из важнейших предметов учебного плана стала история музыки.

Содержание же предмета «музыкальная литература» было разработано выдающимся историком музыки, профессором Московской консерватории Валентином Эдуардовичем Ферманом на рубеже 30 - 40-х годов XX века. Идея заключалась в том, чтобы предварить изучение курса истории музыки таким предметом, который обеспечил бы знание прежде всего музыки. Основную базу было решено сосредоточить в среднем звене системы музыкального образования.

Предмет изучения

Общая цель курса состоит в приобщении учащихся к сокровищнице наследия мировой музыкальной культуры. Если говорить конкретнее - это расширение музыкального кругозора, привитие интереса и любви к музыке, развитие художественного вкуса, развитие активного, осознанного восприятия музыкального произведения.

В отличие от музыкальных училищ и курсов истории музыки в ВУЗах, детских музыкальных школах и т.п, этот предмет направлен по большей части на эстетическое воспитание: научить слушать, воспринимать и понимать музыку; воспитать грамотного слушателя, любителя музыки. В курсе изучения важное место занимает предмет «слушание музыки», который направлен на решение основных задач музыкально-исторического образования в школе. Музыкальная школа предполагает общую музыкальную подготовку. Поэтому наиболее известные педагоги придерживаются мнения, что хронологический характер прохождения материала необязателен. Например, особенность программы Е. Б. Лисянской - слышим, затем говорим - идет от слухового восприятия. Накопление фактов и знаний - это вторичный материал, дополняющий слуховые впечатления.

Курс музыкальной литературы является одним из важнейших в системе музыкальной подготовки учащихся. Это предмет, занятия по которому, наряду со специальностью (фортепиано, гитара, баян, вокал и т. д.) и сольфеджио , проходят в течение всего периода обучения. Синтезирующий по своей природе, он объединяет в себе элементы музыкально-исторических, музыкально-теоретических, эстетических и общегуманитарных знаний. Приобретаемые в процессе занятий навыки необходимы для формирования как музыканта-любителя, так и музыканта-профессионала. Они связаны в первую очередь с воспитанием единства слухового, эмоционального восприятия и логического мышления. Особенностью предмета являются разносторонние связи с другими дисциплинами. На уроках музыкальной литературы происходит углубление и совершенствование знаний, полученных при изучении сольфеджио и специальных предметов. Так, например, на уроках одновременно происходит закрепление навыков: слухового анализа; анализа по нотам; умение на практике применять исполнительские навыки и по сольфеджио.

Литература

  • Бокщанина Е. Методика преподавания музыкальной литературы в училище. - М. : Музгиз, 1961. - 72 с.
  • Гейлиг М. Очерки по методике преподавания музыкальной литературы в училище. - М. : Музыка, 1966. - 58 с.
  • Голубева Л. О новой концепции курса музыкальной литературы ДМШ // Музыкальное просвещение. - 2007. - № 1 . - С. 39−43 .
  • Лагутин А. Музыкальная литература как предмет школьного преподавания // Вопросы методики начального музыкального образования. - М. : Музыка, 1981.
  • Никифорова В. О преемственности в преподавании музыкально-исторических дисциплин при обучении музыковеда // Вопросы преподавания музыкально-исторических дисциплин: Сб. тр. - М. : Гос. Муз. Пед. Ин-т им. Гнесиных, 1985. - С. 34-51.
  • Орлова Е. Методические записки о музыкально-историческом образовании в консерваториях. - М. : Музыка, 1983. - 43 с.

Что такое музыкальная литература?

Что такое литература? Это книги, написанные писателями. И не только писателями. К литературе относятся, например, народные сказки, записанные и обработанные собирателями народного творчества.

Наша литература — музыкальная. Что такое музыкальные книги? Это ноты. Но читать ноты, как книги, могут немногие опытные музыканты. А музыку, которая в этих нотах написана, слушают и любят почти все. Так вот:

Как? Ещё одна? А специальность? А сольфеджио?

На сольфеджио вы изучаете ноты, интервалы, тональности. Это ваша музыкальная грамота. А ещё и тренироака слуха. Ведь всё это надо не только выучить, но и уметь услышать. А на специальности вы осваиваете музыкальное исполнительство: учитесь правильно и ловко прикасаться к своему инструменту, чтобы красиво и выразительно играть, исполнять музыку.

А что значит красиво и выразительно? Вот на этот вопрос и отвечает музыкальная литература. Сегодня и мы приступаем к поискам ответа. И для этого начнём учиться слушать музыку.

— А разве нужно учиться слушать музыку? — возможно, удивитесь вы. И будете по-своему правы. Однажды знаменитый норвежский скрипач XIX века Уле Булль в результате кораблекрушения попал на остров, населённый дикими племенами. И дикари были зачарованы скрипкой великого артиста, хотя раньше никогда не слышали европейской музыки. А уже в XX веке французский путешественник и учёный Ален Геербран взял пластинки с музыкой Моцарта в путешествие к индейцам племени макиритаре, живущим в джунглях Амазонки и оторванным от остального мира. Эффект был поразительный, Геербран даже снял об этом фильм.

WWW

Как будто бы эти примеры говорят о том, что музыку можно почувствовать и без специальной подготовки. Но давайте представим, что мы слушаем красивое стихотворение на французском или английском языке, которого мы не знаем. Мы, вероятно, сможем почувствовать красоту стиха, мы даже сможем догадаться о его настроении. Но мы не поймём, о чём идёт речь, потому что не знаем языка .

А у музыки тоже существует свой, музыкальный язык . Но этот язык особенный. В нём нет слов, есть только звуки. Но это волшебные звуки, которые могут заставить смеяться и плакать, а могут даже рассказать целую историю.

Кое-что вы уже знаете. Про мажор и минор, например. Знаете, что весёлая музыка чаще бывает в мажоре, а грустная — в миноре. А медленная музыка отличается от быстрой — чем? Ну конечно же, темпом . А бывает грустная музыка в мажоре, а весёлая в миноре? Оказывается, бывает. Потому что характер музыки зависит не только от лада (а мажор и минор — это лады), но и от многих других вещей, которые называют средствами музыкальной выразительности . Они-то и составляют основу музыкального языка.



В условиях преобразований различных сфер общественной жизни нашей страны возросла острая необходимость в творческом развитии подрастающего поколения, которое способно понять, оценить и преобразовать в своей практической деятельности окружающий мир. Поэтому важно уделять огромное внимание каждому конкретному ребенку и формированию его творческой личности. Непосредственные занятия учащихся ДМШ и ДШИ музыкально-художественной деятельностью очень эффективно способствуют решению задач не только собственно музыкального развития, но и формированию общих способностей ребёнка, становлению его индивидуальности. Помочь в разрешении этого вопроса, одна из задач преподавателя музыкальной литературы, ведь именно эта дисциплина занимает особое место в курсе обучения теоретических дисциплин в детской школе искусств.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Музыкальная литература» как предмет музыкально-теоретического цикла в учреждениях дополнительного образования

В условиях преобразований различных сфер общественной жизни нашей страны возросла острая необходимость в творческом развитии подрастающего поколения, которое способно понять, оценить и преобразовать в своей практической деятельности окружающий мир. Поэтому важно уделять огромное внимание каждому конкретному ребенку и формированию его творческой личности. Непосредственные занятия учащихся ДМШ и ДШИ музыкально-художественной деятельностью очень эффективно способствуют решению задач не только собственно музыкального развития, но и формированию общих способностей ребёнка, становлению его индивидуальности. Помочь в разрешении этого вопроса, одна из задач преподавателя музыкальной литературы, ведь именно эта дисциплина занимает особое место в курсе обучения теоретических дисциплин в детской школе искусств.

Термин «музыкальная литература» окончательно закрепился в 30-е годы ХХ века. У истоков музыкальной литературы как предмета стояли Б.В. Асафьев и Б.Л. Яворский. С той поры курс музыкальной литературы претерпел значительные изменения: обогатилось его содержание, усовершенствовалась методология, появились специальные учебные пособия.

Современная программа учебного предмета «Музыкальная литература» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства «Фортепиано», «Народные инструменты», «Духовые и ударные инструменты».

Музыкальная литература – учебный предмет, который входит в обязательную часть предметной области «Теория и история музыки»; выпускной экзамен по музыкальной литературе является частью итоговой аттестации.

На уроках «Музыкальной литературы» происходит формирование музыкального мышления учащихся, навыков восприятия и анализа музыкальных произведений, приобретение знаний о закономерностях музыкальной формы, о специфике музыкального языка, выразительных средствах музыки. Содержание учебного предмета также включает изучение мировой истории, истории музыки, ознакомление с историей изобразительного искусства и литературы. Уроки «Музыкальной литературы» способствуют формированию и расширению у обучающихся кругозора в сфере музыкального искусства, воспитывают музыкальный вкус, пробуждают любовь к музыке.

Учебный предмет «Музыкальная литература» продолжает образовательно-развивающий процесс, начатый в курсе учебного предмета «Слушание музыки». Названная дисциплина также теснейшим образом взаимодействует с учебным предметом «Сольфеджио», с предметами предметной области «Музыкальное исполнительство». Благодаря полученным теоретическим знаниям и слуховым навыкам, обучающиеся овладевают навыками осознанного восприятия элементов музыкального языка и музыкальной речи, навыками анализа незнакомого музыкального произведения, знаниями основных направлений и стилей в музыкальном искусстве, что позволяет использовать полученные знания в исполнительской деятельности.

Целью предмета является развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе формирования комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих самостоятельно воспринимать, осваивать и оценивать различные произведения отечественных и зарубежных композиторов, а также выявление одаренных детей в области музыкального искусства, подготовка их к поступлению в профессиональные учебные заведения.

Задачами предмета «Музыкальная литература» являются:

  • формирование интереса и любви к классической музыке и музыкальной культуре в целом;
  • воспитание музыкального восприятия: музыкальных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды и в разных странах;
  • овладение навыками восприятия элементов музыкального языка;
  • знания специфики различных музыкально-театральных и инструментальных жанров;
  • знания о различных эпохах и стилях в истории и искусстве;
  • умение работать с нотным текстом (клавиром, партитурой);
  • умение использовать полученные теоретические знания при исполнительстве музыкальных произведений на инструменте;
  • формирование у наиболее одаренных выпускников осознанной мотивации к продолжению профессионального обучения и подготовки их к вступительным экзаменам в образовательное учреждение, реализующее профессиональные программы.

Срок реализации учебного предмета «Музыкальная литература» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 5 лет (с 4 по 8 класс). Срок реализации учебного предмета «Музыкальная литература» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с десяти до двенадцати лет, составляет 5 лет (с 1 по 5 класс). Срок реализации учебного предмета «Музыкальная литература» для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, может быть увеличен на один год.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета

Максимальная учебная нагрузка по предмету «Музыкальная литература» составляет 346,5 часов, что составляет 1 академический час в неделю в 4-7 (1-4) классах и 1,5 часа в неделю в выпускном 8 (5) классе, а также 9 (6) классе. (Приложение №1)

Форма проведения занятий по предмету «Музыкальная литература» – мелкогрупповая, от 4 до 10 человек.

Обучение музыкальной литературе в ДШИ и ДМШ – это знакомство с творчеством композиторов. Интересный, насыщенный, но в то же время сложный для усвоения материал большого объема предстоит донести до учащихся разновозрастных групп (в одной группе могут заниматься дети 10 - 15 лет). И от того, какие методы и подходы будет использовать преподаватель на своих уроках, во многом зависит то впечатление, которое сложится у детей о музыкальной культуре и останется с ними возможно на всю жизнь.