Проблема восприятия детства аргументы из литературы. Сборник идеальных эссе по обществознанию

Становление личности начинается в раннем детстве. Именно в это время закладываются основные моральные принципы, усваиваются нормы общения и культурные особенности, которыми будет руководствоваться взрослый всю последующую жизнь. На то, как формируется характер человека в детстве,очень сильно влияет его окружение. Представления о способах общения с другими людьми и отношение к собственному «Я» дети формируют, ориентируясь на своих близких и копируя родительские модели поведения.

Где вырастают счастливые взрослые

Счастливые взрослые вырастают в счастливых семьях. Потому так важно, чтобы ребёнок почувствовал радость детства, получил достаточно любви и внимания от своих родственников. Ощущение безопасности, собственной нужности, постоянная забота папы и мамы влияют на познавательные способности малыша, помогая его личности гармонично развиваться. Проблема роли детства в жизни человека и аргументы в пользу особенного влияния этого периода на успешность во взрослой жизни можно встретить в работах известных психологов: Карла Густава Юнга, Зигмунда Фрейда,

Эмоциональное развитие в раннем детстве отражается на способности противостоять стрессам, негативным влияниям в будущем, помогает научиться адекватно оценивать разных людей и уметь общаться с ними. Основываясь на собственном и родительском опыте, малыш получает понятие о хорошем и плохом, формирует представление о семейных ценностях. Взрослея, счастливые дети превращаются в успешных и довольных жизнью людей, способных брать ответственность за свои поступки.

Проблемы взрослых с трудным детством

Что случается с детьми, у которых было трудное детство? Если мать и отец не занимаются воспитанием и развитием своего ребёнка, не уделяют должного внимания друг другу и постоянно ссорятся, у выросшего в такой обстановке взрослого формируется искажённые представления о семейных ценностях. Они считают своё поведение единственной и естественной нормой. Из-за психологического феномена «заразительности эмоций», если родители разрываются между семьёй и работой, а дома находятся в постоянном угнетённом и мрачном настроении, дети «перенимают» их состояние и начинают чувствовать себя так же.

Часто дети, пережившие жестокое обращение со стороны родственников, вырастая, начинают «воспитывать» собственных чад тем же способом, не зная другого отношения. Некоторые психологи считают, вызвано бессознательным желанием поставить себя на место агрессора, чтобы не больше не быть беззащитной жертвой.

Как трудности детства отражаются на характере

У людей, чьё детство не было счастливым, часто бывает множество психологических проблем, мешающих им жить полной жизнью. Эти проблемы заставляют их совершать неадекватные действия, вредные для себя и для окружающих. Если родители не занимались ребёнком и не прививали моральные ориентиры, у взрослого человека не будет ясной системы ценностей. Он не ощутит угрызения совести при совершении «плохого поступка» и не получит удовлетворения от хорошего дела.

Конечно, «тяжёлое детство» — это не приговор. Не обязательно ребёнок, лишённый любви и внимания родителей, вырастает преступником. Но таким людям намного сложнее разобраться в своих желаниях и мотивах, часто они недооценивают себя и постоянно чувствуют себя несчастными, недостойными хорошего отношения.

Книга как помощь ребёнку в тяжёлый период

Неверие в собственную привлекательность формирует такие неприятные черты характера, как лживость, жадность, лицемерие. Дети, выросшие вовсе без опеки или только с одним родителем, могут завидовать «счастливым детям» из полных семей. Они не умеют общаться и с трудом заводят себе друзей.

С другой стороны, умение преодолевать сложности может положительно сказаться на будущей жизни ребёнка. Тот, кто привык справляться с трудностями, отстаивал свою точку зрения и самостоятельно учился выстраивать отношения, часто становится успешными во взрослой жизни. Помочь детям преодолеть тяжёлые периоды, разобраться в сложных нравственных вопросах и поступках других людей способны литературные произведения.

Обсуждение роли детства на уроках литературы

Поведение книжных персонажей, переживания, связанные с ними, дают возможность почувствовать себя на месте другого, понять мотивы поступков разных людей. Примеряя всевозможные роли, малыш знакомится с разнообразными нравственными системами, формирует собственные ценности и личность. Проговаривая переживания и чувства, связанные с тем или иным героем, родитель способствует эмоциональному развитию своего ребёнка, обучая его быть добрым, заботливым, внимательным к нуждам других людей.

Обсудить проблему роли детства в жизни человека, аргументы в пользу влияния ранних лет на становление личности, дети могут в школе на уроках литературы. Этот вопрос поднимается во многих классических произведениях. Тема для сочинения «Роль детства в жизни человека» встречается на ЕГЭ. Для получения высокой оценки ученикам нужно сформулировать собственную точку зрения на проблему и обосновать её, используя свои знания, личный опыт и аргументы из нескольких литературных произведений.

Роль детства в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Для раскрытия темы воспитания как способа формирования личности стоит обратить внимание на роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Главный герой - дворянин, его с детства окружает культура и быт столицы. Личность Онегина неординарна, потому он не испытывает удовлетворения от светской жизни, хотя воспитан в среде дворянской интеллигенции. Это противоречивое состояние проявляется в эпизоде дуэли с Ленским, что и приводит главного героя к утрате смысла жизни.

Татьяна Ларина, героиня романа А. С. Пушкина, получила совсем другое воспитание. На её личность оказали влияние русская культура и западные романы. Народные традиции она впитала в себя через окружение, благодаря сказкам и приданиям, которые рассказывала маленькой Тане няня. Детство героини прошло среди красот русской природы и народных обрядов. Влияние Запада отражает пушкинский идеал воспитания: соединение европейского образования с национальными традициями России. Именно поэтому Татьяна выделяется твёрдыми моральными принципами и сильным характером, что отличает её от остальных героев романа «Евгений Онегин».

Вопрос влияния воспитания на характер в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

Школьникам можно порекомендовать взять в качестве примера для сочинения одно из произведений Л. Н. Толстого. В романе «Война и мир» Петр Ростов, унаследовавший от родителей доброту и открытость, проявляет лучшие качества в первом и единственном своём бою, прямо перед гибелью. Другие герои эпопеи, Элен и Анатоль Курагины, не знавшие любви родителей и воспитанные в семье, где превыше всего ценились деньги, вырастают эгоистичными и безнравственными людьми.

Гончаров: проблема роли детства в жизни человека, аргументы. «Обломов»

Писатель И. А. Гончаров в романе «Обломов» акцентирует внимание проблеме роли детства в жизни человека. Главный герой произведения Илья Обломов, совершенно не умеет позаботиться о себе, так как вырос в «тепличных условиях». Ни одно своё решение он не доводит до конца и даже не пытается начать что-то делать, а только мысленно представляет, как будет хорошо в итоге. Его друг - энергичный и деятельный Штольц с детства приучался родителями к самостоятельности. Этот герой дисциплинирован, трудолюбив и знает, чего хочет.

Впечатления детства в произведении В. Солоухина «Третья охота»

На уроке литературы учитель может предложить проанализировать отрывок из сборника советского писателя В. Солоухина «Третья охота», чтобы помочь ученикам понять проблему роли детства в жизни человека. Аргументы по тексту Солоухина касаются не только формирования личности, но и влияния впечатлений детства на судьбу взрослого человека, его связь с Родиной. Он красочно иллюстрирует свою мысль развёрнутыми метафорами, связанными с природой, и зарисовками из жизни русских поэтов. Автор утверждает, что основа личности закладывается в детские годы, а воспоминания и впечатления юности всегда отражаются на будущем.

Воспитание дворянства в «Недоросле» Д. И. Фонвизина

Знаменитая комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль» также посвящена проблеме роли детства в жизни человека. Аргументы и размышления автора показывают, какое сильное влияние оказывает на личность ребёнка его семья. Главный герой - Митрофанушка, чьё имя стало нарицательным, перенимает жадность, жестокость и другие пороки своей матери. Он получил рабские наклонности от крепостной няни и качества тирана от собственных родителей, что отражается на его поведении и обращении с людьми. Образ Митрофана указывает на упадок дворянского общества, вызванный неправильным воспитанием.

Проблема роли детства в жизни человека: аргументы из литературы зарубежных писателей

Произведения Чарльза Диккенса, где главными героями часто становятся люди с тяжёлым детством, прекрасно подойдут для иллюстрации проблемы влияния юных лет на формирование личности. В романе «Дэвид Копперфилд», во многом автобиографическом, писатель изображает человека, оставшегося хорошим, несмотря на постоянное унижение, трудности и несправедливость жизни. Маленькому Дэвиду постоянно приходят на помощь обычные люди, что позволяет ему сохранить веру в их искренность. Мальчик сам учится отличать добро от зла, адекватно оценивать себя. Он обладает способностью видеть положительные черты в каждом человеке.

Роман Маргарет Дрэббл «Один летний сезон» показывает, что детство - не просто период, ограниченный определённым возрастом, оно связано ещё и с психологической зрелостью. Взрослый человек несёт ответственность за свои решения и поступки, он понимает важность взаимопомощи и обладает житейской мудростью.

Роль детства: аргументы из публицистики

В публицистике тоже часто рассматривается проблема роли детства в жизни человека. Аргументы для сочинения по этой теме можно взять из статьи А. Замостьянова «Детство и юность в судьбе Суворова». В своей работе автор говорит о том, что на личность полководца сильное влияние оказали рассказы матери о знаменитых военачальниках прошлого: Александре Македонском и Александре Невском. Своё повествование родительница сопровождала комментарием, что сила человека в голове, а не в руках. Именно после подобных историй этот болезненный мальчик начал развивать и закалять себя, потому что захотел стать военным.

Период детства очень важен для полноценного и гармоничного развития личности. Он является основой для адекватного восприятия себя и своих сил, мира вокруг и дальнейшей счастливой жизни человека.

Здесь собраны наиболее популярные проблемы детства, которые затрагиваются авторами разных направлений и эпох. Каждая из них отражена в заголовках, под которыми вы можете найти подходящие аргументы к сочинению на ЕГЭ по русскому языку. Все эти примеры можно скачать в таблице в конце статьи.

  1. В поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» авторитетные наставления Чичикова-старшего являются мощным стимулом к формированию характера и деятельности главного героя. В списке постулатов оказались: умение угождать вышестоящим лицам, общение с людьми ради выгоды и бережное отношение к деньгам. Сила отцовского завета отразилась во взрослой жизни Чичикова. Он последовал завету отца, искусно освоив умение накапливать. Это следование авторитету сделало из Павла талантливого накопителя, но и несчастного человека, для которого главная цель в жизни связана с миром вещей, а деньги – единственные истинные друзья. Таким образом, Чичиков не только стал безнравственным человеком, который может переступить через любую мораль ради выгоды, но и одиночкой, не познавшим настоящей дружбы и любви.
  2. В аллегорической сказке Антуана де Сента-Экзюпери «Маленький принц» в роли авторитета выступает Лис с планеты Земля, который научил друга основным принципам дружбы и любви. Лис не просто рассказывает принцу, как правильно нужно находить друзей и любить. Он говорит мальчику, чтобы тот «приручил» его. Только через процесс «установления уз» происходит понимание героем истин, которые проповедует Лис. Он ценой своих страданий выучивает Маленького принца, и тот возвращается к своей возлюбленной – розе – потому что когда-то он приручил и ее.

Проблема взросления

  1. Повесть В.Т. Тендрякова «Ночь после выпуска» наиболее полно раскрывает проблемы взросления. Переход со школьной скамьи во взрослую жизнь – это непростое время в жизни подростка. Лучшая ученица выпускного класса Юля Студёнцева, пользуясь возможностью высказаться на выпускном вечере за свой класс, заявила, что ей безразличны все те пути и возможности, которые перед ней теперь открываются. Проблема выбора пути, который определит всю дальнейшую жизнь, поиск своего призвания – это лишь один из немногих конфликтов взросления, которые отражены в повести В.Т.Тендрякова.
  2. Трилогия Л.Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность» повествует о проблемах нравственного развития Николеньки Иртеньева. Вопросы, занимающие главного героя – это вопросы самоопределения, которыми задается большая часть подрастающего поколения. К примеру, в «отрочестве» Николенька мучительно переживает возрастной разрыв со старшим братом Володей, завидует его характеру. Душевные переживания выливаются в неконтролируемые истерики, в порыве которых он бьет гувернера. В «Юности» главного героя занимают более тонкие проблемы: он пытается упорядочить свою жизнь, создавая «правила» и пытаясь понять вес человеческого слова. Будучи юношей, Николенька склонен схематично разделять все явления жизни. Например, в главе «Любовь» он размышляет поэтапно над тремя видами любви. Таким образом, читатель видит, как сложен и долог процесс развития личности.

Влияние и роль детства в жизни человека

  1. Молодой монах Мцыри — ключевая фигура одноименного произведения М.Ю. Лермонтова. Он всю свою жизнь тосковал по родной земле горного Кавказа. Личная трагедия героя состоит в его невольничестве, которое не дает ему возможность вернуться к себе домой. Монолог юноши перед смертью содержит детские воспоминания, в которых появляются и отец, и сестры, и вечерний очаг. Но главным для Мцыри является то – что его детские воспоминания отсылают героя к мысли о призрачной и далекой свободе, к которой так стремится юная душа. Таким образом, детские воспоминания, связанные с чувством вольности и счастья, послужили стимулом к роковому побегу героя.
  2. Проблема влияния детских воспоминаний на человека актуализируется в произведении Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» . Накануне жестокого убийства молодому студенту Родиону Раскольникову снится сон-воспоминание из детства. В нем главный герой предстает маленьким мальчиком, тонко и мучительно чувствующим сострадание по отношению к убиенной пьяным Миколкой лошади. Автор неслучайно включает этот сон в повествование. Данное воспоминание ставит под сомнение теорию Раскольникова, говоря о том, что никто не имеет право распоряжаться чужой жизнью. Но идеологическое начало все же перевешивает в сознании Родиона, и он все-таки убивает старуху. Однако мысли из детства не отпускают его, именно они положили начало противоречию в душе преступника.
  3. Детская нищета

    1. В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» проблема детской нищеты показана в семье Мармеладовых. Дети Катерины Ивановны имели ужасающие по масштабу бедности условия существования. Они зачастую оставались голодными, что отражалось в их исхудавших лицах, они носили изношенную одежду. Наконец, картину бедности дорисовывает и само расположение комнаты семейства, которая являлась проходной и завешивалась простынями для создания иллюзии отделенности пространства. Нищета семьи Мармеладовых, в том числе детская нищета, побудили Соню переступить через себя и пойти «по желтому билету».
    2. Проблема равнодушия взрослых

      1. Рассказ Валентина Распутина «Уроки французского» наиболее полно отражает проблему детской нищеты. Центральный герой, от чьего лица ведется повествование, рассказывает о неблагополучной семье и голодном детстве. Нужда толкает его к заработку посредством азартных игр в сомнительной компании. Жульничество одного из игроков было замечено мальчиком, после чего он был сильно избит. Положение ребенка не осталось незамеченным молодой учительницей французского Лидией Михайловной, которая тайно помогала мальчику едой. Когда личность отправителя раскрылась, Лидия Михайловна стала сама играть с главным героем на деньги, после чего лишилась работы. Однако даже после этого она продолжала поддерживать ученика. Но история о ее благотворительности отражает нерешенную проблему социальной защиты детей, которую многие не хотят замечать.

Сочинение в формате ЕГЭ по тексту из пособия И.Цыбулько

(2017, вариант 27)

«Разочарования, обиды, несправедливости»… Как не ожесточиться сердцем, выстоять, остаться человечным, «несмотря на все удары» судьбы, которые могут настичь нас в жизни?

Может быть, в светлых воспоминаниях детства «хранятся… запасы… доброты, радости, веры в будущее?» Задумавшись над этим вопросом, предлагает и нам поразмышлять над проблемой роли воспоминаний детства в жизни человека.

Автор пишет, что к серьезным раздумьям его «подтолкнули» слова одного из главных героев романа «Братья Карамазовы», выражающие взгляд на данную проблему. По мнению Алеши Карамазова, как бы ни сложилась жизнь, человек не станет злым и жестоким, если в его памяти навсегда остались моменты детства, когда он «чувствовал себя хорошим». Воспоминание о том, «каким ты был прекрасным», способно защитить от совершения дурного поступка.

Алеша считает, что «святое воспоминание», возможно, лучше любого воспитания. Отмечая, что «некоторые умы» могут «высмеивать … уверенность» героя романа, сам автор текста называет его наставления делом «великим с точки зрения педагогики». Д.Гранин, «проверив» это «открытие» на себе и жизни других людей, стал думать, что, в нем, по всей вероятности, таится правда, подтвержденная жизнью многих достойных уважения людей.

Прочитав автобиографическую повесть «Детство», мы узнали, каким нелегким было детство М.Горького. Жизнь в доме, где царили вражда, жестокость, зависть. Нищенское существование после разорения деда, которое с ранних лет заставило Алешу Пешкова идти «в люди», зарабатывать кусок хлеба. Но никакие «мерзости жизни» не смогли вытеснить из памяти писателя тех людей, кто украсил его детские годы, научил быть добрым и терпеливым, чувствовать и понимать прекрасное.

С сердечной теплотой вспоминал Горький добрую бабушку Акулину Ивановну, которая любила людей, жалела убогих и нищих. Хранил чувство благодарности к казавшемуся когда-то злым деду, потому что он научил внука стойко преодолевать трудности.

Думаю, что на размышления писателя Д.Гранина стоит обратить внимание многим современным подросткам. Ведь не секрет, что среди них немало таких, кто недобросовестно относится к учебе, не прислушивается к добрым советам взрослых. Может быть, кому-то из таких ребят поможет измениться в лучшую сторону воспоминание о том, каким старательным и заинтересованным учеником был он в младших классах школы, дорожил мнением родителей, желающих своему ребенку только хорошего?

Д. Гранин считает, что не стоит «перебирать в прошлом… запреты, стыд, раскаянье». А добрые и позитивные воспоминания детства никогда и никому «не пойдут во вред» — и с этой позицией автора текста нельзя не согласиться.


В центре нашего внимания текст Даниила Александровича Гранина, русского писателя и общественного деятеля, в котором описана проблема ценности детства в жизни человека.

Размышляя над этой проблемой, автор рассказывает читателям о роли детства в жизни каждого человека и сам вспоминает об этой счастливой поре. Ведь это самостоятельное царство, независимое от взрослого будущего. Автор с восторгом вспоминает те моменты и рассказывает о том, как он был счастлив.

Даниил Гранин считает, что детство – это самая счастливая пора в жизни каждого человека. Именно в это время закладывается характер ребенка, а проблемы, встающие у него на пути, не кажутся такими масштабными.

В качестве аргумента приведу произведение Л.Н.Толстого «Детство. Отрочество. Юность». Главный герой повести с восторгом рассказывает о том, как он шутил с учителями, играл со сверстниками, с горечью вспоминает о том, как умерла его мама.

Но все же детство всегда будет самой счастливой порой в его жизни.

А в романе Гончарова «Обломов» в главе «Сон Обломова» главный герой вспоминает свое детство, ту беззаботную пору, когда его любили, заботились о нем. Эти воспоминания напомнили герою о том, что настоящая жизнь не такая серая, как кажется на первый взгляд.

Таким образом, детство – это счастливая пора, когда ребенок радуется всему тому, что происходит вокруг него, и сохраняет это в своей памяти. Чтобы, будучи взрослым человеком, насладиться теми моментами снова.

Обновлено: 2016-12-02

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

(1)Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! (2)Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней? (3)Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений…



Сочинение

Детство – это один из периодов жизни человека, который, так или иначе, отзывается в душе у каждого воспоминаниями, привычками и впечатлениями. Различие лишь в том, какой окрас они могут иметь и какие чувства могут навеивать своему хозяину. В предложенном для анализа тексте Л. Н. Толстого автор затрагивает проблему восприятия детства и предлагает читателю порассуждать над ней.

Вопрос о том, какую роль играют воспоминания о детских годах в жизни каждого из нас и каким образом они могут влиять на человека в будущем, не может оставить равнодушным никого - ведь все мы родом из детства. Именно поэтому поднятая писателем проблема сохраняет свою актуальность и на сегодняшний день. Рассуждая над ней, рассказчик погружает читателя в мир собственных свежих и сладких воспоминаний, где он – невинный и полный любви ко всему окружающему мальчишка, а мир вокруг – беззаботная сказка. Писатель акцентирует наше внимание на том, что в восприятии главного героя детство – это теплая пелерина сладких воспоминаний, милых и знакомых звуков, нежных прикосновений и поцелуев мамы, уюта и сладких грез на креслице. Автор обращает наше внимание на то, что мысли о маме и об ушедшей поре согревают, возвышают и успокаивают душу уже повзрослевшего героя.

Позиция автора заключается в том, что детство – это важнейшая пора в жизни человека, потому как восприятие этих лет в дальнейшем играет важную роль в жизни повзрослевшей личности. Каким было детство – такими будут и дальнейшие воспоминания о нем. И если эти годы по своей сути состояли из «невинной веселости» и «беспредельной потребности в любви» - то воспоминания о них будут освежать, возвышать, согревать душу еще долгие годы и служить источником «лучших наслаждений».

Мне близка позиция Л.Н. Толстого тем, что я тоже считаю, что детство - это дом, это семья и родители, именно они в большинстве случаев создают атмосферу нежности и любви. В зрелости эти года стоит воспринимать как пору беззаботности и веселости, а также одновременно пору незаменимого опыта. Так происходит и в том случае, если детство, к примеру, выпало на сложную пору и имело негативный окрас – в восприятии повзрослевшего человека оно все же останется мелкими отрывками нежных воспоминаний, которые дают нам близкие люди, приятными мелочами, перекрывающими все плохое и гадостное, что только могло происходить.

К примеру, в повести А.А. Лиханова «Благие намерения» писатель знакомит нас с восприятием детства детьми, у которых в большинстве своем не было семьи и дома. Главные герои повести являются сиротами, в жизни которых было огромное количество негативных ситуаций и совсем немного любви и добра. Однако маленькая Аня Невзорова все же безмерно любит свою мать, лишенную родительских прав, и вопреки всем страшным обстоятельствам сохраняет эту любовь внутри себя. С большой вероятностью эта девочка пронесет это чувство через юность к зрелости в виде теплых воспоминаний, которые позже и станут её восприятием детства. А в воспоминаниях остальных героев повести, я уверена, будет храниться образ Надежды Георгиевны – самоотверженной учительницы, которая старалась наполнить своими чувствами каждого ребенка. «Меня душила любовь, нежность, к этим детям», - говорит она, и, мне кажется, именно эти чувства и останутся у героев повести основными в их восприятии детства.

В «традиционном» виде отражается детство в воспоминаниях главного героя романа И.А. Гончарова «Обломов». Илья Ильич видит в своем сне родные, теплые сердцу пейзажи, вспоминает заботу родителей и долгие, вкусные завтраки, обеды и ужины, а также сладкий послеобеденный сон и обилие ласки, нежности и любви, которыми был осыпан каждый его день. Именно таким образом главный герой романа вспоминает дивную, ушедшую пору, и воспоминания эти, сформировав восприятие Обломова, становились отдушиной Ильи Ильича в самые сложные периоды его жизни.

Ознакомившись с текстом Л.Н. Толстого, я поняла, что эмоции, чувства, воспоминания, которые дает нам пора детства, являются бесценным даром, способным скрасить нашу жизнь в любые невзгоды.