Война и мир семьи вывод. Семейная мысль в романе-эпопее «Война и мир» Льва Николаевича Толстого

Тема семьи, ее роли в жизни человека заботила Л. Н. Толстого на протяжении всей его жизни. Целая череда ярких и разных семей проходит перед нами в романе «Война и мир».

Роман начинается с того, как тяготится семейной жизнью, обществом молодой жены князь Андрей Болконский. Семейные узы мешают его честолюбивым планам, а хорошенькая кокетливая жена раздражает его. «Никогда, никогда не женись!» – горячо советует он Пьеру Безухову.

В то же время как почтителен Болконский к своему отцу, несмотря на все его деспотические замашки и на то, как несладко живётся с отцом его сестре Марии. В этой семье царит тяжёлая, напряжённая атмосфера, но старик Болконский искренне любит своих детей, переживает за них и безошибочно определяет чувства своего сына к жене. Дети отвечают ему взаимной любовью.

Семья Курагиных – одна из самых значительных в свете семей и одна из самых отрицательно представленных в романе. Князь Василий, в отличие от старика Болконского, считает обузой своих детей, мать Курагиных завидует молодости и красоте своей дочери, Анатоль и Элен – развращённые и корыстные люди.

Пьер Безухов первоначально женится на Элен Курагиной, потому что он поражён её красотой и попадает в ловко расставленные сети этого семейства. И лишь спустя некоторое время, когда пелена упала с глаз Пьера, он увидел, как глупа и ничтожна его красавица-жена. Наверное, Пьер совершил бы гораздо меньше ошибок, если бы рядом с ним были любящие, понимающие родители.

Самая запоминающаяся и гармоничная семья в романе – это, конечно же, Ростовы. Начиная с милых сцен именин Наташи, когда глава семейства, граф Ростов, лихо отплясывает в честь своей любимицы, приводя всех в восторг, до выезда из Москвы, когда Наташа горячо убеждает родителей отдавать подводы не для вещей, а для раненых (и они соглашаются!), мы видим, насколько велики в этой семье взаимная любовь, дружба и понимание.

В финале романа появляется ещё одна семья – Наташи и Пьера. И мы понимаем, что более подходящих друг другу людей трудно подобрать. Глубокие, тонко чувствующие и понимающие друг друга и окружающих, безгранично любящие своих детей, Наташа и Пьер, конечно же, проживут вместе полноценную, счастливую семейную жизнь. Пережитые горести и потери научили их лучше ценить друг друга, и тихое, истинное семейное счастье залечит душевные раны этих достойных людей.

Сочинение Мысль семейная в романе Война и мир

«Война и мир» - роман-эпопея о судьбе народа, народных подвигах. Но «мысль народная» не единственное, что представлено в произведении. «Мысль семейная» - также одна из главных тем «Войны и мира». Читатель видит семьи главных героев. Всего их три: Болконские, Ростовы и Курагины.

В доме Ростовых, также как и в салоне Анны Павловны Шерер, светское общество говорит о войне. Отличие в том, что собравшихся у Ростовых война интересует потому, что их дети идут на войну. За столом Ростовых царят естественность, простота, сердечность, благородство и чуткость. Мы видим близость в языке и обычаях к простому народу, но в то же время соблюдение светских условностей, но, в отличие от салона Шерер, без всякого расчёта и корысти.

Болконские – княжеская семья, богатая и уважаемая. Их жизнь в чём-то схожа с жизнью семьи Ростовых – те же любовь, сердечность и близость к народу. Но при этом, Болконские отличаются от Ростовых работой мысли, высоким интеллектом и гордостью. Для них характерны сухие черты, невысокий рост, маленькие руки и ноги. Прекрасные глаза с умным, непривычным блеском. Аристократизм, гордость, глубина душевной мысли – вот особенности семьи князя Болконского.

Семья Курагиных также аристократична и влиятельна, как и Болконские. Но, в отличие от предыдущих семей, Курагины олицетворяют собой пороки. Глава семьи, Василий Курагин, пустой, лживый и гордый человек, подстраивающийся под обстоятельства. Его жена Алина завидует красоте своей внешне идеальной, но развратной и глупой дочери. Их сын Анатоль – офицер гвардии, который любит пьянствовать и развлекаться, а второй сын, Ипполит, некрасив и ещё более глуп, чем остальные. Да и отношения в семье Курагиных холодные и расчётливые. Сам Василий Курагин признаётся, что его дети для него обуза.

Из этого всего следует, что именно семья Ростовых является идеалом для Льва Николаевича Толстого. Добрые, отзывчивые, любящие свою Родину и народ, они являются примером для подражания. Ведь впоследствии Наташа, третья дочь графа Ильи Ростова, создала собственную семью с Пьером Безуховым. Она – любящая и заботливая мать и жена, оберегающая семейный уют.

10 класс. Кратко для презентации и реферата

Несколько интересных сочинений

    Всего три слова и в каждом из них я вижу толику смысла. Большой как я считаю должен соответствовать цитате Ньютона где гиганты в его понимании, это другие учёные

  • Образ Петербурга в поэме Пушкина Медный всадник

    Имя Санкт-Петербурга запечатлено в истории России. Появление и зарождение города, ставшего окном в Европу, несет в себе не только положительные стороны человеческой жизни.

  • Сочинение Печорин - герой своего времени

    Главным героем романа, состоящего из нескольких повестей, авторства Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени», является достаточно молодой человек по фамилии Печорин.

  • Образ и характеристика Антонины в романе Доктор Живаго Пастернака сочинение

    Одним из женских персонажей произведения, повествующих о событиях начала двадцатого века, является Антонина Александровна Громеко, представляющая собой первую жену главного героя романа Живаго Юрия Андреевича.

  • Сочинение по картине Репина Бурлаки на волге (описание)

    «Бурлаки на Волге» - это самое популярное творение автора, прославившееся благодаря глубокому и печальному смыслу, который каждый человек видит хоть и в одном направлении, но по-своему.

История народа состоит из судеб миллионов граждан государства. В творчестве Льва Толстого тема родовых связей, их чести и достоинства занимает ключевое место. Всесторонне развернутая семейная мысль в романе «Война и мир» является основой сюжетной линии. Писатель многократно подчеркивает, что великий народ состоит из маленьких людей, передающих своим детям из поколения в поколение традиции и добродетели.

Семейство Ростовых, как образец дворянского счастья.

У графа Ильи Андреевича Ростова было четверо своих детей, пятая девочка Соня приходилась ему племянницей, но воспитывалась, как родная дочь. Графиня, верная жена и заботливая мать, выглядела изможденной четырьмя родами, но трепетно относилась к плодам своих мук. Дети росли без строгости, окруженные заботой и нежностью.

Автор с любовью относится к этому дому, представляя хозяев добрыми и гостеприимными людьми. Здесь царит взаимное уважение, искренность и порядочность. В простоте общения воспитывают будущих матерей отечества и верных подданных государя в лице мужчин.

Ворота графской усадьбы открыты для гостей. В большом доме роскошно, как привыкла с детства радушная хозяйка, шумно и весело от многоликих криков детей, чувствующих себя свободно и просторно. На примере Ростовых можно отследить семейные ценности, как понимал их Лев Толстой.

Образ Наташи Ростовой, младшей дочери, ее юность и жизнь являются типичными для русской дворянки начала XIX века. Общество формирует смысл жизни девочки, который состоит в том, чтобы стать преданной женой и заботливой матерью.

В парном союзе Наташе с Пьером Безуховым удается воссоздать семейную модель общества, где отец ведет себя, как духовный законодатель семьи, мать несет бремя хранительницы очага, а дети обещают обеспечить будущее.

Князья Болконские, патриоты и защитники государства.

Главной темой воспитания мужчин в семье Болконских является долг перед Государем и Отечеством. Князь Николай Болконский, как старый генерал в отставке, тяготеет к упрощенному уровню быта на уровне спартанских традиций. Солдат в душе, он чтит память о Екатерине II, как о великой женщине прошлого. Это идейный слуга имперской системы, готовый умереть за государственные приоритеты.

Будучи человеком образованным, старик ценит в людях ум и деятельность, формируя эти качества в своих детях. В доме Болконских с утра до вечера кипит работа, потому что глава семейства постоянно находится в трудах, то создавая новый военный устав, то с удовольствием, завернув рукава, мастерит за станком.

Когда Андрей уходит на войну, оставляя беременную жену, отец благословляет решение сына, потому что в их роду интересы страны всегда стояли выше личных обстоятельств.

Жизненные ценности, привитые отцом, формируют в дочери такую редкую черту характера, как самоотвержение. Будучи богатой и образованной невестой, Марья Болконская могла бы выйти замуж еще в ранней молодости, но осталась с отцом до конца его дней. Сложные взаимоотношения отца и дочери автор представил, как психологическую драму между тираном и жертвой. Родные люди остаются преданными друг другу, пренебрегая болезненными ситуациями, которые возникают в следствии недопонимания.

В семье Курагиных алчный отец воспитал недостойных детей

Князь Василий Курагин с выгодой для себя служил при дворе императора. Расчетливый ум и жажда обогащения руководят поступками вельможи. Имея влияние в царском дворце, чиновник редко употребляет его, чтобы помочь окружающим, используя в собственных интересах.

Курагин плохо отзывается о собственных детях, считая их наказанием свыше, от Бога. Ипполита, Анатолия и Эллен Лев Толстой представляет читателю, как образец недостойного поведения в обществе. Эти взрослые дети нацелены на развлечения, праздный образ жизни, на цинизме и равнодушии ко всем проблемам страны основаны их характеры.

Княгиню Курагину автор упоминает два раза, называет ее толстой и старой, выражая свое неприятие, осуждая за полное безучастие в воспитании детей. Ведь для того, чтобы в ребенке сформировать добродетель надо много потрудиться, потратить массу времени, чего графиня не соизволила сделать.

По мнению автора, Элен заслуживает на порицание потому что не хочет рожать детей. Но ведь в семье, где девушка росла, не было ни ласки, как у Ростовых, ни чести и порядочности, как у Болконских. Поэтому вступив в брак с Пьером Безуховым, молодая женщина воссоздавала жизнь, которую она знала – без любви и нежных чувств.

В семействе Безуховых идет борьба за наследство

Старый граф имел столько внебрачных детей, что сам не знал их всех. Жизнь доживал в окружении троих племянниц, а те надеялись, что после смерти дядя их обеспечит. Состояние Кирилла Владимировича считалось огромным. Многочисленные близкие и дальние родственники окружили умирающего вельможу своим вниманием, надеясь на богатство.

Пьера Безухова отец любил больше остальных детей, поэтому дал сыну приличное образование за границей. На фоне всех претендентов на наследство Пьер выглядит бескорыстным, порядочным и наивным молодым человеком.

Основную интригу за наследство графа ведут Анна Друбецкая с одной стороны и князь Курагин с другой стороны, заручившись поддержкой племянниц приживалок. Курагины являются прямыми наследниками усопшей раннее законной супруги старика. А Друбецкая приходится племянницей самому Кириллу Безухову, кроме того, Пьер Кириллович крестил ее сына Бориса.

Его сиятельство был умным человеком, предвидел человеческие страсти по наследству, поэтому подал прошение самому императору Александру I, чтобы Пьера признали его родным сыном. Царь удовлетворил прошение умирающего вельможи. Так Пьер получил титул графа и самое доходное состояние в России.

Вывод: семейная мысль является одной из главных тем романа «Война и мир», определяющая государственную крепость, как крепость отдельно взятой семьи в государстве.

Л. Н. Толстой. "Война и мир" "Мысль семейная" в романе Лев Николаевич Толстой считал, что, работая над произведением, надо любить в нем "главную мысль", сводить к ней все прочие идеи. Софья Андреевна Толстая записала в дневнике его слова о том, что, создавая "Войну и мир", он "любил мысль народную", а в "Анне Карениной" - "мысль семейную". Действительно, "мысль народная" - фундаментальная идея "Войны и мира" как историко-философского произведения.

Но сам подход Толстого к истории-искусству, предполагающий постижение законов истории через скрупулезное изучение всего хода человеческой жизни, включает напряженный интерес к семье, поэтому "Войну и мир" можно рассматривать и как семейную хронику. И новаторство Толстого проявилось не только в его взглядах на искусство, науку и философию, но и в его отношении ко всему, связанному с темой семьи, быта.Романы "натуральной школы" строились так, что внимание авторов и читателей сосредоточивалось на социально-философских проблемах. Герои реализовывали себя в духовной сфере, в общественном служении и с глубоким презрением относились к быту. "Проза натуральной школы вообще создала иронические картины чуть ли не всех принятых форм общественного и домашнего быта... Бытовая, хозяйственная, практично-ежедневная сторона жизни тут выглядит всюду не как естественный элемент процесса человеческого существования: она возникает перед героями как угроза, как начало, враждебное всему лучшему в их личности", - пишет А. Жук.

Толстого возмущала эта высокомерная ирония над основами человеческого бытия. В семье, в семейной жизни он видел одну из главных сфер самореализации человека, требующую и таланта, и души, и творческих озарений. Семья для него - микрокосм человеческой общности, начало и основа социума. И важнейшей характеристикой героев "Войны и мира" становится их семейная жизнь.

Три семейства, три дома, три "породы" людей составляют основу "мысли семейной" романа: Ростовы, Болконские и Курагины. Мир Курагиных - мир светской черни, извращенных взаимоотношений с окружающими и с близкими. Их семья открыто и активно противопоставлена автором миру Болконских и Ростовых. Но и семьи любимых его героев отнюдь не дублируют друг друга, тоже во многом друг другу противостоят: неслучайно чужды князю Андрею старшие Ростовы, неприятен Николай; неслучайно Николай Андреевич Болконский не примет Наташу, будет так противиться женитьбе сына.

Дома Ростовых и Болконских различаются прежде всего внутренней атмосферой. В семье Ростовых открыто радуются и открыто плачут, открыто влюбляются и все вместе переживают любовные драмы каждого.

Их хлебосольство славится по всей Москве, они готовы принять и обласкать любого: в семье, кроме четверых родных детей, воспитывается Соня. Все иначе в усадьбе в Лысых Горах. Там царит дух замкнутости, спартанской сдержанности; там не принято напропалую откровенничать: лишь в решительные минуты жизни скупо и осторожно произносят Болконские слова любви, приоткрывают душу. Но дело не только в разности стиля жизни. Эти семьи живут в разных системах нравственных ценностей. И, выходя в мир, каждый герой несет в себе не только привычный семейный уклад, но и принятую в его доме мораль, воспитанное родителями отношение к себе и к миру.

Гостеприимный и щедрый дом Ростовых не может не очаровать читателя. Толстой с умилением описывает графа и графиню: эти пожилые, прожившие вместе жизнь люди нежно, трепетно любят друг друга; у них чудесные дети; в их доме уютно своим и чужим... И мы готовы пропустить мимо ушей несколько диссонансных нот в этой семейной гармонии: холодность всех презирающей Веры; страстное желание Сони принести себя в жертву благодетелям и ее страх, что графиня воспротивится ее браку с Николаем. Однако дальше, следя за судьбами героев, нам все чаще придется оглядываться на тот первый вечер в доме Ростовых и задумываться над брошенными автором как бы вскользь намеками. Все неприятнее встречаться на страницах романа с Верой. Все настойчивее стремление Сони жертвовать собой, чтобы показать, как она благодарна приютившему ее семейству.

И удивляет Николай: искренний, добрый малый, храбрый, честный и чувствительный - но неинтересен, катастрофически бесцветен! Он совершенно не умеет думать, боится размышлять: это с трагической ясностью обнаружится в случае с Денисовым, когда верноподданический восторг напрочь заслонит от Николая Ростова мысли о сломанной судьбе несправедливо осужденного друга.И в том, как не рассуждая, повинуясь лишь физическому влечению, бросится к Анатолю Наташа - тоже проявится это ростовское стремление "жить чувствами", это освобождение себя от обязанности думать и отвечать за свои поступки.Для того чтобы понять отношение Толстого к семье, к ее роли в жизни каждого человека и всего человечества, необходимо обратить особое внимании на женские образы романа.

Если мужчина в основном реализует себя в общественном служении, в сфере социальной, то мир женщины, по мнению Толстого, - семья. Именно женщина создает этот микрокосм человечества, и она отвечает за него перед людьми и перед Богом. Она растит детей, она всю жизнь творит тот Дом, который становится ее главным миром, надежным и спокойным тылом для мужа и истоком всего для младшего поколения. Она утверждает доминирующую в доме систему нравственных ценностей, она прядет нити, соединяющие всех членов ее семейства.Нелюбимые героини Толстого Дома создать не могут.

Элен и Анна Павловна Шерер, символизирующие для автора не только бездуховность и бездушие света, но и абсолютную утрату женского начала, подмененного культом физической красоты, расположены на "отрицательном полюсе" романа. Им противостоят Наташа и княжна Марья. Но мир романа не одноцветен, и насколько прямолинеен Толстой в историко-философских рассуждениях, настолько скрытно, подспудно проводит он важнейшие свои мысли о роли семьи, о высшем назначении женщины. Здесь автор ничего не декларирует открыто: он рассчитывает на вдумчивого, мыслящего читателя. Толстой уверен: назначение женщины - быть верной, любящей женой и матерью, беззаветно преданной своей семье. Но и здесь для автора есть важнейший, ключевой момент: ее любовь и преданность не имеют права преступать некоторые пределы!

Каковы же эти границы? Чтобы понять их, вернемся к семье Ростовых.Откуда в добром, любящем семействе могла взяться бездушная Вера?! Сам граф Илья Андреевич пытается объяснить этот феномен весьма простодушно и столь же малоубедительно: "Графинюшка мудрила с Верой". Вряд ли любящая мать могла так уж намудрить с дочерью, чтобы из нее выросла уменьшенная копия Элен!

В чем же дело? Вероятно, дело в самой "графинюшке".

Которые проводятся на нашем сайте. Возможно и вы захотите принять в них участие!

Главной мыслью в романе Л. Н. Толстого “Война и мир”, наряду с мыслью народной”, является “мысль семейная”. Писатель считал, что семья основа всего общества, и в ней находят отражение те процессы, которые происходят в обществе.

В романе показаны герои, которые проходят определенный путь идейно-духовного развития, путем проб и ошибок они стараются найти свое место в жизни, осознать свое предназначение. Эти герои показаны на фоне семеиных отношений. Так, перед нами предстают семьи Ростовых и Болконских. Толстой изобразил в своем романе всю русскую нацию сверху донизу, показав тем самым, что верхушка нации омертвела духовно, утратив связь с народом. Этот процесс он показывает на примере семьи князя Василия Курагина и его детей, для которых характерно выражение всех негативных качеств, присущих людям высшего света, - предельная эгоистичность, низменность интересов, отсутствие искренних чувств.

Все герои романа представляют собой яркие индивидуальности, но у членов одной семьи есть некая общая, объединяющая всех черта.

Так, главной чертой семьи Болконских можно назвать стремление следовать законам разума. Никому из них, кроме, пожалуй, княжны Марьи, не свойственно открытое проявление своих чувств. В образе главы семьи, старого-князя Николая Андреевича Болконского, воплощены лучшие черты старинного русского дворянства. Он - представитель древней аристократической фамилии, в его характере причудливо сочетаются нравы властного вельможи, перед которым все домашние трепещут, начиная от слуг и кончая собственной дочерью, аристократа, гордящегося своей длинной родословной, черты человека большого ума и простых привычек. Во времена, когда от женщин никто не требовал проявления каких-то особых знаний, он учит свою дочь геометрии и алгебре, мотивируя это так:“А чтобы ты была похожа на наших глупых барынь, я не хочу”. Он занимался образованием своей дочери, чтобы развить в ней главные добродетели, которые, по его мнению, были “деятельность и ум”.

mysl_semeynaya_v_romane_l.n.tolstogo_voyna_i_mir.ppt

mysl_semeynaya_v_romane_l....tolstogo_voyna_i_mir.ppt

В его сыне, князе Андрее, также воплощены лучшие черты дворянства, передовой дворянской молодежи. У князя Андрея свой путь к пониманию настоящей жизни. И он пройдет через заблуждения, но его безошибочное нравственное чутье поможет ему избавиться от ложных идеалов. Так, . оказываются развенчанными в его сознании Наполеон и Сперанский, а в его жизнь войдет любовь к Наташе, такой не похожей на всех остальных дам высшего света, главными чертами которых, по его мнению и мнению его отца, являются “эгоизм, тщеславие, ничтожество во всем”. Наташа станет для него олицетворением настоящей жизни, противостоящей фальши света. Ее измена ему равносильна крушению идеала. Так же, как и его отец, князь Андрей нетерпим к простым человеческим слабостям, которые есть у его жены, самой обыкновенной женщины, сестры, ищущей какой-то особой истины у “божьих людей”, и многих других людей, с которыми он сталкивается в жизни.

Своеобразным исключением в семье Болконских является княжна Марья. Она живет только ради самопожертвования, которое возведено в моральный принцип, определяющий всю ее жизнь. Она готова всю себя отдать другим, подавляя личные желания. Покорность своей судьбе, всем прихотям своего властного отца, который по-своему любит ее, религиозность сочетаются в ней с жаждой простого, человеческого счастья. Ее покорность - результат своеобразно понимаемого чувства долга дочери, не имеющей морального права судить своего отца, как говорит она мадемуазель Бурьен: “Я не позволю себе судить его и не желала бы, чтоб и другие это делали”. Но тем не менее, когда чувство собственного достоинства требует, она может проявить необходимую твердость. Это с особой силой обнаруживается, когда оскорблено ее чувство патриотизма, отличающее всех Болконских. Однако она может пожертвовать своей гордостью, если это необходимо для спасения другого человека. Так, она просит прощения, хотя и ни в чем не виновата, у своей компаньонки за себя и крепостного слугу, на которого обрушился гнев ее отца.

Другая семья, изображенная в романе, в некотором роде противопоставлена семье Болконских. Это семья Ростовых. Если Болконские стремятся следовать доводам разума, то Ростовы подчиняются голосу чувств. Наташа мало руководствуется требованиями приличий, она непосредственна, в ней много черт ребенка, что высоко ценится автором. Он много раз подчеркивает, что Наташа некрасива, в отличие от Элен Курагиной. Для него важна не внешняя красота человека, а его внутренние качества.

В поведении всех членов этой семьи проявляются высокое благородство чувств, доброта, редкая щедрость, естественность, близость к народу, нравственная чистота и цельность. Поместное дворянство, в отличие от высшей петербургской знати, верно национальным традициям. Недаром Наташа, танцуя у дядюшки после охоты, “умела понять все то, что было и в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке”.

У Толстого большое значение придается родственным связям, единению всей семьи. Хотя род Болконсикх должен соединиться с родом Ростовых посредством брака князя Андрея и Наташи, ее мать не может с этим смириться, не может принять Андрея в семью, “она желала любить его, как сына, но чувствовала, что он был чужой и страшный для нее человек”. Семьи не могут соединиться посредством Наташи и Андрея, но соединяются посредством брака княжны Марьи с Николаем Ростовым. Этот брак удачен, он спасает Ростовых от разорения.

В романе показано также семейство Курагиных: князь Василий и трое его детей: бездушная кукла Элен, “покойный дурак” Ипполит и “беспокойный дурак” Анатоль. Князь Василий - расчетливый и холодный интриган и честолюбец, претендующий на наследство Кирилы Безу-хова, не имея на то прямого права. Со своими детьми он связан лишь кровными узами и общностью интересов: им важно лишь благосостояние и положение в обществе.

Дочь князя Василия - Элен - типичная светская красавица с безупречными манерами и репутацией. Она поражает всех своей красотой, о которой несколько раз говорится “мраморная”, т. е. холодная красота, лишенная чувства и души, красота статуи. Единственное, что занимает Элен, - это ее салон и светские приемы.

Сыновья князя Василия, по его мнению, оба “дураки”. Отцу удалось пристроить Ипполита на дипломатическую службу, и его судьба считается устроенной. Буян и повеса Анатоль причиняет всем окружающим много хлопот, и, с целью его успокоить, князь Василий хочет его женить на богатой наследнице княжне Марье. Брак этот не может состояться из-за того, что княжна Марья не хочет расстаться с отцом, и Анатоль с новыми силами предается прежним забавам.

Таким образом, люди, между которыми есть не только кровное, но и духовное родство, объединяются в семьи. Старинный род Болконских не прерывается со смертью князя Андрея, остается Николенька Болконский, который, вероятно, продолжит традицию нравственных поисков своего отца и деда. Марья Болконская вносит в семью Ростовых высокую духовность. Итак, “мысль семейная”, наряду с “мыслью народной”, является главной в романе Л. Толстого “Война и мир”. Семья у Толстого подвергается исследованию в переломные моменты истории. Показав в романе наиболее полно три семьи, писатель дает понять читателю, что будущее за такими семьями, как семьи Ростовых и Болконских, воплощающих в себе искренность чувств и высокую духовность, наиболее яркие представители которых проходят каждый свой путь сближения с народом.

“Война и мир” - одно из лучших произведений русской и мировой литературы. В нем автор исторически верно воссоздал жизнь русских людей в начале XIX века. Писатель подробно описывает события 1805- 1807 годов и 1812 года. Несмотря на то, что “мысль семейная” является главной в романе “Анна Каренина”, в романе-эпопее “Война и мир” она также занимает весьма важное место. Толстой видел в семье начало всех начал. Как известно, человек не рождается на свет хорошим или плохим, а таковым его делает семья и та атмосфера, которая господствует внутри нее. Автор блестяще обрисовал многие характеры в романе, показал их становление и развитие, что называют “диалектикой души”. Толстой, уделяя большое внимание истокам формирования личности человека, имеет сходство с Гончаровым. Герой романа “Обломов” не родился апатичным и ленивым, а таковым его сделала жизнь в его Обломовке, где 300 Захаров готовы были выполнить любое его желание.

Следуя традициям реализма, автор хотел показать, а также сопоставить между собой различные семьи, которые являются типичными для своей эпохи. В этом сравнении автор нередко использует прием антитезы: одни семьи показаны в развитии, тогда как другие являются застывшими. К последним относится семья Курагиных. Толстой, показывая всех ее членов, будь то Элен или князь Василий, уделяет большое внимание портрету, внешнему виду. Это не случайно: внешняя красота Курагиных заменяет собой духовную. В этой семье присутствуют многие человеческие пороки. Так, подлость и лицемерие князя Василия обнаруживаются в его отношении к неопытному Пьеру, которого он презирает как незаконнорожденного. Как только Пьер получает наследство от умершего графа Безухова, мнение о нем полностью меняется, и князь Василий начинает видеть в Пьере отличную пару для своей дочери Элен. Такой поворот событий объясняется низкими и корыстолюбивыми интересами князя Василия и его дочери. Элен, согласившись на брак по расчету, обнаруживает свою нравственную низость. Ее отношения с Пьером трудно назвать семейными, супруги все время в разлуке. К тому же Элен высмеивает желание Пьера иметь детей: она не хочет обременять себя лишними заботами. Дети, в ее понимании, - обуза, мешающая жить. Такое низкое нравственное падение Толстой считал самым страшным для женщины. Он писал, что главное предназначение женщины - стать хорошей матерью и воспитать достойных детей. Автор показывает всю бесполезность и бессодержательность жизни Элен. Не выполнив своего предназначения в этом мире, она умирает. Никто из семьи Курагиных не оставляет после себя наследников.

Полная противоположность Курагиным- семья Болконских. Здесь чувствуется авторское желание показать людей чести и долга, высоконравственные и сложные характеры.

Отец семейства - князь Николай Андреевич Болконский, человек екатерининской закалки, ставящий честь и долг выше других ценностей человека. Наиболее ярко это проявляется в сцене прощания с сыном - князем Андреем Болконским, уезжающим на войну. Сын не подводит своего отца, не роняет чести. В отличие от многих адъютантов, он не отсиживается в штабе, а находится на передовой, в самом центре военных действий. Автор подчеркивает его ум и благородство. После смерти жены у князя Андрея остался Николенька. Мы можем не сомневаться, что он станет достойным человеком и, подобно своему отцу и деду, не запятнает чести старинного рода Болконских.

Дочь старого князя Болконского - Марья, человек чистой души, набожный, терпеливый, добрый. Отец не показывал своих чувств к ней, так как это было не в его правилах. Марья понимает все капризы князя, относится к ним безропотно, так как знает, что отеческая любовь к ней запрятана в глубине его души. Автор подчеркивает в характере княжны Марьи жертвенность собой во имя другого, глубокое понимание дочернего долга. Старый князь, не имея возможности излить свою любовь, замыкается в себе, поступая подчас жестоко. Княжна Марья не перечит ему: уменье понять другого человека, войти в его положение - вот одна из главных черт ее характера. Эта черта часто помогает сохранить семью, не дает ей распасться.

Еще одна антитеза клану Курагиных - семья Ростовых, показывая которых, Толстой делает акцент на таких качествах людей, как доброта, душевная открытость внутри семьи, хлебосольство, нравственная чистота, неиспорченность, приближенность к народной жизни. К Ростовым тянется много людей, многие им симпатизируют. В отличие от Болконских, внутри семьи Ростовых часто царит атмосфера доверия и взаимопонимания. Может быть, так не всегда бывает в действительности, но Толстой хотел идеализировать открытость, показать ее необходимость между всеми членами семьи. Каждый член семьи Ростовых - индивидуальность.

Николай, старший сын Ростовых, - человек храбрый, бескорыстный, он горячо любит своих родителей, сестер. Толстой отмечает, что Николай не скрывает от семьи своих чувств и желаний, которые его переполняют. Вера, старшая дочь Ростовых, заметно отличается от других членов семьи. Она выросла чужой в своей семье, замкнутой и злобной. Старый граф говорит, что графиня “что-то с ней намудрила”. Показывая графиню, Толстой делает акцент на такой ее черте, как эгоизм. Графиня думает исключительно о своей семье и желает видеть своих детей счастливыми во что бы то ни стало, даже если их счастье будет построено на несчастии других людей. Толстой показал в ней идеал матери-самки, которая беспокоится только за своих детенышей. Это наиболее ярко проявляется в сцене отъезда семьи из Москвы во время пожара. Наташа, имея добрую душу и сердце, помогает раненым выехать из Москвы, отдавая им подводы, и оставляет в городе все накопленное богатство и пожитки, так как это дело наживное. Она без колебаний делает выбор между своим благополучием и жизнью других людей. Графиня же не без колебаний соглашается на такую жертву. Здесь проглядывает слепой материнский инстинкт.

В конце романа автор показывает нам становление двух семей: Николая Ростова и княжны Марьи Болконской, Пьера Безухова и Наташи Ростовой. И княжна, и Наташа, каждая по-своему, нравственно высоки и благородны. Они обе много страдали и, наконец, обрели свое счастье в семейной жизни, стали хранительницами семейного очага. Как писал Достоевский: “Человек родится не для счастья и заслуживает его страданием”. Этих двух героинь объединяет одно: они смогут стать прекрасными матерями, смогут воспитать достойное поколение, что, по мнению автора, является главным в жизни женщины, и Толстой во имя этого прощает им некоторые недостатки, свойственные обыкновенным людям.

В итоге мы видим, что “мысль семейная” является одной из основополагающих в романе. Толстой показывает не только отдельных людей, но и семьи, показывает сложность взаимоотношений как внутри одной семьи, так и между семьями.

“Война и мир” - русская национальная эпопея, в которой нашел отражение национальный характер русского народа в тот момент, когда решалась его историческая судьба. Л. Н. Толстой проработал над романом почти шесть лет: с 1863 по 1869 годы. С самого начала работы над произведением внимание писателя привлекли не только исторические события, но и частная, семейная жизнь героев. Толстой считал, что семья - это ячейка мира, в которой должны царить дух взаимопонимания, естественности и близости к народу.

В романе “Война и мир” описана жизнь нескольких дворянских семей: Ростовых, Болконских и Курагиных.

Семья Ростовых - идеальное гармоничное целое, где сердце преобладает над разумом. Любовь связывает всех членов семьи. Она проявляется в чуткости, внимании, сердечной близости. У Ростовых все искренне, идет от души. В этой семье царят радушие, гостеприимство, хлебосольство, сохраняются традиции и обычаи русской жизни.

Родители воспитывали своих детей, отдавая им всю свою любовь, Они могут понять, простить и помочь. Например, когда Николенька Ростов проиграл Долохову огромную сумму денег, то не услышал ни слова упрека от своего отца и смог заплатить карточный долг.

Дети этой семьи вобрали в себя все лучшие качества “ростовской породы”. Наташа - олицетворение сердечной чуткости, поэтичности, музыкальности и интуитивности. Она умеет по-детски радоваться жизни и людям.

Жизнь сердца, честность, естественность, нравственная чистота и порядочность определяют их взаимоотношения в семье и поведение в кругу людей.

В отличие от Ростовых, Болконские живут разумом, а не сердцем. Это старинный аристократический род. Кроме кровных уз, членов этой семьи связывает еще и духовная близость.

На первый взгляд, отношения в этой семье складываются трудно, лишены сердечности. Однако внутренне эти люди близки друг другу. Они не склонны к проявлению своих чувств.

Старый князь Болконский воплощает в себе лучшие черты служилого (дворянства, преданного тому, кому “присягал”. Понятие чести и долга офицера для него были на первом месте. Он служил при Екатерине II, участвовал в походах Суворова. Главными добродетелями он считал ум и деятельность, а пороками - лень и праздность. Жизнь Николая Андреевича Болконского - непрерывная деятельность. Он либо пишет мемуары о былых походах, либо управляет имением. Князь Андрей Болконский очень уважает и чтит своего отца, который смог воспитать в нем высокое понятие о чести. “Твоя дорога- дорога чести”,- говорит он сыну. И князь Андрей выполняет напутствие отца и во время кампании 1806 года, в Шенграбенском и Аустерлицком сражениях, и во время войны 1812 года.

Марья Болконская очень любит своего отца и брата. Она готова отдать всю себя ради родных ей людей. Княжна Марья полностью подчиняется воле отца. Его слово для нее - закон. На первый взгляд, она кажется слабой и нерешительной, но в нужную минуту она проявляет твердость воли и силу духа.

И Ростовы, и Болконские - патриоты, их чувства особенно ярко проявились во время Отечественной войны 1812 года. Они выражают народный дух войны. Князь Николай Андреевич умирает, потому что его сердце не выдержало позора отступления русских войск и сдачи Смоленска. Марья Болконская отвергает предложение французского генерала о покровительстве и уезжает из Богучарова. Ростовы отдают свои подводы раненным на Бородинском поле солдатам и платят самым дорогим - гибелью Пети.

В романе показана еще одна семья. Это Курагины. Члены этой семьи предстают перед нами во всей своей ничтожности, пошлости, бездушии, корыстолюбии, безнравственности. Они используют людей для достижения своих эгоистических целей. Семья лишена духовности. Для Элен и Анатоля главное в жизни - удовлетворение своих низменных желаний, Они полностью оторваны от народной жизни, живут в блестящем, но холодном свете, где все чувства извращены. Во время войны они ведут все ту же салонную жизнь, рассуждая о патриотизме.

В эпилоге романа показано еще две семьи. Это семья Безуховых (Пьер aи Наташа), которая воплотила в себе авторский идеал семьи, основанный на взаимопонимании и доверии, и семья Ростовых - Марьи и Николая. Марья внесла в семью Ростовых доброту и нежность, высокую духовность, а у Николая проявляется душевная доброта в отношениях с самыми близкими людьми.

Показывая в своем романе разные семьи, Толстой хотел сказать, что будущее за такими семьями, как Ростовы, Безуховы, Болконские.

История народа состоит из судеб миллионов граждан государства. В творчестве Льва Толстого тема родовых связей, их чести и достоинства занимает ключевое место. Всесторонне развернутая семейная мысль в романе «Война и мир» является основой сюжетной линии. Писатель многократно подчеркивает, что великий народ состоит из маленьких людей, передающих своим детям из поколения в поколение традиции и добродетели.

Семейство Ростовых, как образец дворянского счастья.

У графа Ильи Андреевича Ростова было четверо своих детей, пятая девочка Соня приходилась ему племянницей, но воспитывалась, как родная дочь. Графиня, верная жена и заботливая мать, выглядела изможденной четырьмя родами, но трепетно относилась к плодам своих мук. Дети росли без строгости, окруженные заботой и нежностью.

Автор с любовью относится к этому дому, представляя хозяев добрыми и гостеприимными людьми. Здесь царит взаимное уважение, искренность и порядочность. В простоте общения воспитывают будущих матерей отечества и верных подданных государя в лице мужчин.

Ворота графской усадьбы открыты для гостей. В большом доме роскошно, как привыкла с детства радушная хозяйка, шумно и весело от многоликих криков детей, чувствующих себя свободно и просторно. На примере Ростовых можно отследить семейные ценности, как понимал их Лев Толстой.

Образ Наташи Ростовой, младшей дочери, ее юность и жизнь являются типичными для русской дворянки начала XIX века. Общество формирует смысл жизни девочки, который состоит в том, чтобы стать преданной женой и заботливой матерью.

В парном союзе Наташе с Пьером Безуховым удается воссоздать семейную модель общества, где отец ведет себя, как духовный законодатель семьи, мать несет бремя хранительницы очага, а дети обещают обеспечить будущее.

Князья Болконские, патриоты и защитники государства.

Главной темой воспитания мужчин в семье Болконских является долг перед Государем и Отечеством. Князь Николай Болконский, как старый генерал в отставке, тяготеет к упрощенному уровню быта на уровне спартанских традиций. Солдат в душе, он чтит память о Екатерине II, как о великой женщине прошлого. Это идейный слуга имперской системы, готовый умереть за государственные приоритеты.

Будучи человеком образованным, старик ценит в людях ум и деятельность, формируя эти качества в своих детях. В доме Болконских с утра до вечера кипит работа, потому что глава семейства постоянно находится в трудах, то создавая новый военный устав, то с удовольствием, завернув рукава, мастерит за станком.

Когда Андрей уходит на войну, оставляя беременную жену, отец благословляет решение сына, потому что в их роду интересы страны всегда стояли выше личных обстоятельств.

Жизненные ценности, привитые отцом, формируют в дочери такую редкую черту характера, как самоотвержение. Будучи богатой и образованной невестой, Марья Болконская могла бы выйти замуж еще в ранней молодости, но осталась с отцом до конца его дней. Сложные взаимоотношения отца и дочери автор представил, как психологическую драму между тираном и жертвой. Родные люди остаются преданными друг другу, пренебрегая болезненными ситуациями, которые возникают в следствии недопонимания.

В семье Курагиных алчный отец воспитал недостойных детей

Князь Василий Курагин с выгодой для себя служил при дворе императора. Расчетливый ум и жажда обогащения руководят поступками вельможи. Имея влияние в царском дворце, чиновник редко употребляет его, чтобы помочь окружающим, используя в собственных интересах.

Курагин плохо отзывается о собственных детях, считая их наказанием свыше, от Бога. Ипполита, Анатолия и Эллен Лев Толстой представляет читателю, как образец недостойного поведения в обществе. Эти взрослые дети нацелены на развлечения, праздный образ жизни, на цинизме и равнодушии ко всем проблемам страны основаны их характеры.

Княгиню Курагину автор упоминает два раза, называет ее толстой и старой, выражая свое неприятие, осуждая за полное безучастие в воспитании детей. Ведь для того, чтобы в ребенке сформировать добродетель надо много потрудиться, потратить массу времени, чего графиня не соизволила сделать.

По мнению автора, Элен заслуживает на порицание потому что не хочет рожать детей. Но ведь в семье, где девушка росла, не было ни ласки, как у Ростовых, ни чести и порядочности, как у Болконских. Поэтому вступив в брак с Пьером Безуховым, молодая женщина воссоздавала жизнь, которую она знала – без любви и нежных чувств.

В семействе Безуховых идет борьба за наследство

Старый граф имел столько внебрачных детей, что сам не знал их всех. Жизнь доживал в окружении троих племянниц, а те надеялись, что после смерти дядя их обеспечит. Состояние Кирилла Владимировича считалось огромным. Многочисленные близкие и дальние родственники окружили умирающего вельможу своим вниманием, надеясь на богатство.

Пьера Безухова отец любил больше остальных детей, поэтому дал сыну приличное образование за границей. На фоне всех претендентов на наследство Пьер выглядит бескорыстным, порядочным и наивным молодым человеком.

Основную интригу за наследство графа ведут Анна Друбецкая с одной стороны и князь Курагин с другой стороны, заручившись поддержкой племянниц приживалок. Курагины являются прямыми наследниками усопшей раннее законной супруги старика. А Друбецкая приходится племянницей самому Кириллу Безухову, кроме того, Пьер Кириллович крестил ее сына Бориса.

Его сиятельство был умным человеком, предвидел человеческие страсти по наследству, поэтому подал прошение самому императору Александру I, чтобы Пьера признали его родным сыном. Царь удовлетворил прошение умирающего вельможи. Так Пьер получил титул графа и самое доходное состояние в России.

Вывод: семейная мысль является одной из главных тем романа «Война и мир», определяющая государственную крепость, как крепость отдельно взятой семьи в государстве.