Зураб соткилава биография личная. Зураб соткилава: "хочу петь

Соткилава Зураб Лаврентьевич - выдающийся современный солист оперы и педагог. Его жизнь - пример целеустремленности и невероятной силы воли.

Юность. Восходящая звезда футбола СССР

Зураб Соткилава появился на свет в марте 1937 года в городе Сухуми (сейчас - Сухум), который тогда входил в Грузинскую Советскую Социалистическую республику.

Певец вспоминает, что его мама и бабушка очень хорошо пели и играли на гитаре. Иногда садились около дома и начинали петь старые песни и грузинские романсы, а будущий солист оперы им подпевал.

Зураб Соткилава, спорт в жизни которого сыграл тоже важную роль, в детстве и юности не думал о музыкальной стезе. Он увлекался футболом и сумел неплохо себя проявить. Молодой человек попал в команду города Сухуми «Динамо». Зураб Соткилава играл в нем на позиции крайнего защитника, но часто поддерживал атаки на ворота противника. В 1956 году молодой спортсмен стал капитаном юношеской сборной Грузинской ССР. В том же году грузинские футболисты выиграли чемпионат страны. А в 1958 году Зураба пригласили играть в команду «Динамо» из Тбилиси.

Родители не разделяли увлечения сына футболом и пытались направить его на путь музыки. Однажды семье Соткилава подарили скрипку, и родители нашли для ребенка учителя. Зураб месяц пытался учиться игре на этом инструменте. Потом в доме появилось пианино, но учиться игре на нем в 12 лет было поздно. Родители хотели определить Зураба в музыкальную школу по классу виолончели, но он вновь отказался. Его приняли туда в класс пения, но подросток учился не очень прилежно и любил убегать с учебы на стадион.

Самой памятной встречей для Зураба стал его последний матч за «Динамо», в котором его команда сцепилась с «Динамо» из Москвы. В том матче ворота москвичей охранял легендарный Лев Яшин, а одним из нападающих был Валерий Урин. Этот матч команда Тбилиси проиграла со счетом 1:3. Со Львом Яшином Зураб Соткилава по-настоящему познакомился уже позже, когда стал солистом оперы. Молодой футболист получил травму во время игры в Югославии, а в 1959 году еще одна травма положила конец его карьере в спорте.

Начало пути в театре

В 1958 году футболист тбилисской команды «Динамо» Зураб Соткилава ненадолго приехал навестить родных в Сухуми. В это время в гости к ним зашла пианистка Валерия Разумовская, всегда считавшая, что юноша может стать талантливым певцом. Она убедила его сходить на прослушивание к профессору Тбилисской консерватории, который как раз был в Сухуми.

Сначала голос Зураба профессора не впечатлил. Но вмешался случай. Профессор любил футбол, а достать билеты на матчи «Динамо» было сложно, и Зураб стал их ему добывать. В качестве платы музыкант согласился давать ему уроки. Всего после нескольких уроков профессор сказал Зурабу, что у него есть будущее в опере. Сначала молодой человек не воспринял это всерьез, но после второй травмы задумался о музыке.

В 1960 году Зураб Соткилава окончил Тбилисский политехнический институт, горный факультет, и через день после защиты диплома сдал вступительные экзамены в консерваторию столицы Грузии.

Грузинский театр оперы и балета

Соткилава вспоминал, что однажды до занятий музыкой услышал по радио трансляцию выступления Марио дель Монако в опере «Кармен», которое потрясло его. В консерватории Зураб Соткилава начинал петь баритоном. Но профессор Давид Ясонович Андзуладзе исправил эту ошибку. Молодой человек стал тенором. В 1965 году певец Зураб Соткилава дебютировал на сцене крупнейшего театра его республики - Грузинского театра оперы и балета. В произведении «Тоска» Джакомо Пуччини он спел партию Каварадосси. Певец входил в состав труппы этого театра до 1974 года.

Динаро Барра

Через год после дебюта он отправился на стажировку в Миланский театр La Scala, которая заняла два года. В то время на миланской сцене пели многие выдающиеся артисты, среди них уже начинал свой творческий путь Паваротти. Учителем грузинского певца был маэстро Динаро Барра.

После стажировки Зураб с триумфом выступил и занял первое место на болгарском конкурсе молодых певцов «Золотой Орфей». В 1970 году стал вторым на московском конкурсе имени П. И. Чайковского и победителем в Испании. Певец получил признание на родине - в 1970 году ему вручили звание заслуженного артиста Грузинской ССР, а через три года - народного артиста.

Мировое признание

Впервые в 1972 году Зураб Лаврентьевич оказался на сцене Большого театра на концерте, посвященном столетию выдающегося солиста оперы Леонида Сабинова. В конце 1973 года Зураб Соткилава вновь выступил на сцене Большого театра, где спел партию Хосе в опере «Кармен». После спектакля к артисту подошел директор театра Кирилл Молчанов и предложил войти в постоянный состав.

В следующем году Зураб стал постоянным артистом Большого театра. Он вспоминает, что в этом ему помогла поддержка коллег из Москвы. В 1974 году в Москве состоялась премьера оперы Джузеппе Верди «Отелло», где певец исполнил главную роль. Следом за ней - «Сельская честь» Пьетро Масканьи, где Зураб Соткилава пел партию Туридду.

Европа и США

В 1970-е годы грузинский оперный певец стал фигурой, которую узнали любители оперы всего мира. Он пел в театрах Парижа, Милана, городов США. В прессе Соединенных Штатов о нем писали восторженные отзывы. В 1979 году певец Зураб Соткилава получил звание В эти годы маэстро пел партии Радамеса из «Аиды» Верди, Хосе из «Кармен», Манрико из «Трубадура», Водемона из «Иоланты», Самозванца из «Бориса Годунова». Не забывает он и о своих корнях: на сцене театра в Тбилиси он пел в операх «Абессалом и Этери» Захария Палиашвили и «Похищение луны» Отара Тактакишвили.

Педагог

В середине 1970-х годов Зураб Соткилава начал преподавать. С 1976 по 1988 г. он читал оперное пение в Московской консерватории и стал профессором в 1987 году. В 2002 году он новь вернулся к преподаванию в консерватории. Среди учеников маэстро - тенор Владимир Богачев, который сотрудничает с La Scala и другими театрами мирового уровня. Другой ученик, баритон Владимир Редькин, уже тридцать лет выступает на сцене Большого театра. Среди более молодых учеников Зураба Лаврентьевича - тенор Большого театра Алексей Долгов.

Болезнь и преодоление

Зураб Соткилава, биография которого включает много трудных страниц, в начале 2015 года узнал о страшном диагнозе - раке поджелудочной железы. Чуть раньше маэстро заметил, что начал резко терять вес. 19 января он вынужден был отменить концерт, а 20-го диагноз получил подтверждение. Певца прооперировали в Германии 30 января, а затем он прошел курс химиотерапии в Москве. Певец и члены его семьи (с Элисо Турманидзе они поженились в 1965 году и родили двух дочерей - Тею и Кети) долгое время не хотели говорить о болезни, и достоянием общественности это стало уже весной 2015 года.

Зураб Соткилава тренировал голос, чтобы вернуть прежние вокальные данные. Возобновил занятия со студентами в консерватории. В 2015 году он вновь вышел на сцену. В конце октября 2015-го Зураб Лаврентьевич выступил на концерте, посвященном ему, который прошел в Московском В начале 2016 года Зураб Лаврентьевич выступил на концерте памяти Елены Образцовой, певицы, с которой его связывала многолетняя дружба и совместные выступления.

Наш герой говорит о себе, что осуществил все свои мечты. При этом он продолжает выступать и отмечает, что, когда поет, счастливее человека на всем свете не найти. Своим вторым домом считает сцену Большого театра.

Народный артист СССР, оперный певец Зураб Соткилава.

Зураб Лаврентьевич Соткилава родился 12 марта 1937 года в Сухуми (Абхазская АССР; ныне - Сухум, Абхазия) в семье Лаврентия Гутуевича Соткилавы и Ксении Виссарионовны Карчава. Отец был директором школы, мать - врачом-рентгенологом.

В 1960 году Зураб Соткилава окончил горно-геологический факультет Тбилисского государственного политехнического института (ныне - Грузинский технический университет) по специальности "инженер-маркшейдер", в 1965 году - Тбилисскую государственную консерваторию им. Вано Сараджишвили (класс Давида Андгуладзе), в 1972 году - аспирантуру консерватории.

В детстве учился в музыкальной школе по классу скрипки и фортепиано. Увлекался футболом, с 16 лет выступал за сухумское "Динамо" на позиции защитника. В 1956 году стал капитаном сборной Грузинской ССР в возрасте до 20 лет. Через два года начал играть в основном составе тбилисского "Динамо".

Параллельно занимался вокалом с профессором Тбилисской консерватории Николаем Бокучавой. В конце 1950-х гг. , завершив вследствие травмы спортивную карьеру, сосредоточился на музыкальной деятельности. Певческий голос - тенор.

В 1965-1974 гг. являлся солистом Грузинского театра оперы и балета им. З. Палиашвили (Тбилиси). Исполнял партии Герцога в опере Джузеппе Верди "Риголетто", Хозе в опере Жоржа Бизе "Кармен", Турриду в опере Пьетро Масканьи "Сельская честь", Рудольфа в "Богеме" Джакомо Пуччини и др.

В 1966-1968 гг. проходил стажировку в театре "Ла Скала" (Милан, Италия).

В 1973 году дебютировал в Москве в Государственном академическом Большом театре в партии Хозе (опера Жоржа Бизе "Кармен"), в следующем году был приглашен в оперную труппу. Исполнял партии Водемона ("Иоланта" Петра Чайковского), Абесалома ("Абесалом и Этери" Захария Палиашвили), Каварадосси ("Тоска" Джакомо Пуччини), Манрико ("Трубадур" Джузеппе Верди), Радамеса ("Аида" Джузеппе Верди), Отелло ("Отелло" Джузеппе Верди) и др.

В 1976-1988 гг. преподавал в Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, в 2002 году возобновил там же преподавательскую деятельность. Среди учеников Соткилавы - оперные певцы Владимир Богачев, Александр Федин, Владимир Редькин и др.

В 1995 году участвовал в премьере первой в истории Большого театра постановки оперы Модеста Мусоргского "Хованщина" в редакции Дмитрия Шостаковича, исполнив партию Голицына. На протяжении карьеры выступал с гастролями в США, Италии, Германии, Франции, Великобритании и др.

Возглавлял жюри Международного конкурса им. П. И. Чайковского в номинации "вокальное искусство" (1994), жюри кинофестиваля стран СНГ и Балтии "Киношок" (2000). В 2011 году входил в состав жюри телевизионного проекта "Призрак оперы" (Первый канал).

Являлся почетным членом Болонской музыкальной академии (Италия).

В последние годы жизни страдал от онкологического заболевания.

Народный артист СССР (1979). Лауреат орденов "Знак Почета" (1971), Трудового Красного Знамени (1976), "За заслуги перед Отечеством" I (2017), II (2007) и III (2001) степени, Чести (1997, 2007, Грузия).

Был награжден почетной грамотой президента РФ (2012).

Был отмечен Государственной премией Грузинской ССР им. З. Палиашвили (1983) и Государственной премией Грузии им. Шота Руставели (1998).

Лауреат IX Всемирного фестиваля молодежи и студентов (1968, София, Болгария), IV Международного конкурса им. П. И. Чайковского (1970, Москва), Международного конкурса вокалистов Франциско Виньяса (1970, Барселона, Испания), российской музыкальной премии "Овация" (2008).

Был женат на пианистке Элисо Турманидзе. Дочери Теа (род. 1967) и Кетеван (род. 1971) - выпускницы Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова.

Имя лирико-драматического тенора Зураба Соткилава знают далеко за пределами страны, в которой он родился. Творческая биография певца началась в солнечном Сухуми, продолжилась в Милане и далее развивалась в Москве, где тенор стал солистом Большого театра и его гордостью.

Концерты Соткилава сопровождались неизменными аншлагами. Эмоциональная самоотдача артиста, сила и красота голоса, благородная манера исполнения сделали поклонниками Зураба Лаврентьевича миллионы любителей оперного искусства. Педагог и профессор Московской консерватории подготовил и выпустил в свет сотни талантливых молодых певцов.

Детство и юность

Будущий народный артист СССР родился весной 1937 года в крупнейшем городе Абхазии – Сухуми. В семье Соткилава пели и играли на гитаре мама и бабушка будущей звезды. В раннем детстве Зураб садился рядышком с ними на скамейке возле дома и подпевал женщинам, дававшим «концерты» соседям и случайным прохожим. В репертуаре были старинные грузинские песни, мелодичные и протяжные. О карьере певца Зураб Соткилава не мечтал – все мысли и планы в детстве и юношестве были связаны с футболом.


В младшем школьном возрасте Зураб Соткилава гонял мяч в школьной команде. По настоянию мамы (врач по профессии), обладавшей абсолютным слухом, сын посещал музыкальную школу, где научился играть на скрипке и фортепиано. В 16 лет подающий надежды грузинский футболист вошел в состав юношеской команды, став ее капитаном. В середине 1950-х команда победила на всесоюзных соревнованиях, капитана взяли в основной состав тбилисского «Динамо».


Восходящая звезда футбола был крайним защитником, стремительно атаковал (стометровку преодолевал за 11,1 секунды) и делал спортивную карьеру. Позже, став оперной знаменитостью, Зураб Соткилава поделился воспоминаниями о самой памятной игре – с московским «Динамо». В составе грузинской команды Соткилава сразился с самим , легендарным вратарем. Матч грузины проиграли со счетом 1:3, но знакомство с Яшиным продолжилось, когда Соткилава стал певцом.


Со спортивными буднями Зурабу Соткилава пришлось распрощаться после игры в Чехословакии: точку в карьере поставила серьезная травма. До этого футболист получил перелом в Югославии. Молодой спортсмен попробовал силы в вокале случайно: в дом захаживала пианистка Валерия Разумовская, слышавшая совместное пение Зураба с мамой и бабушкой. Она первой распознала в Соткилава певца. Женщина отвела 21-летнего парня к знакомому профессору консерватории, тот выслушал «сухумского соловья» скептически.


Но встречи с профессором продолжились: в благодарность за то, что Зураб Соткилава доставал ему дефицитные билеты на игры тбилисского «Динамо», педагог занимался с футболистом вокалом. Вскоре вокальные упражнения увенчались успехом: профессор объявил Зурабу, что у него блестящее оперное будущее. Но тогда перспектива стать оперным тенором вызвала у футболиста смех. Вспомнить о словах педагога консерватории Зурабу Соткилава пришлось после отчисления из команды в 1959-м.


Летом 1960 года Соткилава защитил диплом политехнического института в Тбилиси, где учился на горном факультете, играя в сборной. В том же году поступил в местную консерваторию. Поддержал сына отец, у которого музыкальные способности отсутствовали, а вот мама оказалась категорической противницей вокальной карьеры Зураба. Поначалу голос начинающего вокалиста определили как баритон, но на 3-м курсе у Соткилава открыли лирико-драматический тенор. В 1965-м будущая звезда оперы окончил Тбилисскую консерваторию, а спустя 7 лет - аспирантуру.

Музыка

Молодого певца приняли в труппу Тбилисского театра оперы и балета, где Зураб Соткилава успешно дебютировал. Вскоре ему доверили ведущие партии в операх «Тоска» и «Богема» Джакомо Пуччини. Затем Соткилава солировал в «Риголетто» , пел в национальных операх «Абесалом и Этери», «Миндия».


Тенор выступал на сцене Грузинского государственного театра оперы и балета 9 лет, с 1965 года. В 1966-м Зураба Соткилава отправили стажироваться в миланский «Ла Скала», где его учили педагоги бельканто. Маэстро и вокальный учитель Дженарро Барра восхищался грузинским певцом, голос которого напоминал ему теноров былых времен Энрико Карузо и Беньямино Джильи.

Спустя два года после начала занятий с миланскими педагогами Зураб Соткилава участвовал в фестивале молодых вокалистов «Золотой Орфей» в Болгарии. Выступление грузинского певца было триумфальным: Соткилава вручили главный приз. В 1970-ом Зураб Соткилава занял второе место в Москве, на Международном конкурсе имени . В том же году тенор завоевал первую премию в Барселоне, где проходил международный конкурс вокалистов.


Зураб Соткилава в спектакле "Кармен"

В конце 1973-го Зураб Соткилава дебютировал на подмостках Большого театра, исполнив партию Хозе. Его пригласили в труппу БТ. Вскоре вокалисту доверили партию Отелло в опере Джузеппе Верди. Так ценители оперного искусства открыли для себя новую звезду – вокальный тенор Соткилава оказался откровением. Зрители и слушатели отметили работу певца: Зураб выкладывался на сцене в полную силу. Позже он признался, что партия Отелло стала той вершиной, после которой он не понижал планку исполнения, работая на износ.


Еще одно достижение артиста – партия Туридду в опере «Сельская честь» итальянского композитора Пьетро Масканьи. Выразительность, переданный вокалистом накал страстей, техническую виртуозность Соткилава заметили поклонники, армия которых выросла в разы.

В парижском Театре Елисейских полей голос Зураба Соткилава назвали сверкающе-прекрасным: в Париже начались триумфальные гастроли тенора. Вскоре советскую звезду открыли любители оперного искусства в Америке, Италии и Японии, заметив, что его голос прекрасен во всех регистрах, а артистизм певца «исходит непосредственно из сердца».

Гастрольный тур конца 1970-х превратил Зураба Соткилава в звезду мирового масштаба, принеся ему звание народного артиста СССР. Последним бастионом, взятым оперной звездой, стала партия Самозванца в опере Модеста Мусоргского « ». Реже Зураб Соткилава выступал на эстраде, где его репертуар составляли романсы, русская и итальянская музыка. С 1976 года Зураб Соткилава преподавал в столичной консерватории, где вел класс сольного пения. В 1987-ом стал профессором и возглавил кафедру.

В 1995 году поклонники оперы услышали Соткилава на сцене БТ: он исполнил партию Голицына в постановке «Хованщина» . Вернулся к партии в 2002 году на тех же подмостках. Голосом Зураба Соткилава наслаждались меломаны Лондонской королевской оперы. Немецкие поклонники оперного искусства увидели певца на сцене Баварской штатс-оперы.


Слышали российского тенора в опере Дрездена, в болонском театре «Коммунале», барселонском театре «Лисео» и венецианском «Ля Фениче». В последнее десятилетие Зураб Лаврентьевич выступал в концертных залах Москвы и Санкт-Петербурга, бывал в ближнем зарубежье. В его репертуар входили оперные арии, романсы Петра Чайковского и , грузинские и русские народные песни.

Личная жизнь

Зураб Соткилава гордился своей дружной и крепкой семьей. Он женился раз и навсегда. Половинкой и правой рукой артиста до последних дней оставалась жена Элисо Турманидзе, родившая мужу двух дочерей – Тею и Кети.


Вместе супруги прожили полстолетия. Зураб Лаврентьевич дождался двух любимых внуков – Кети и Левана, в которых души не чаял.

Смерть

Летом 2015 года артист признался, что тяжело заболел. Врачи диагностировали у него рак поджелудочной железы. В том же году Соткилава сделали операцию в Германии, в России провели курс лечения, химиотерапию. Певец вышел на сцену в октябре 2015-го. Концерт в подмосковном Сергиевом Посаде прошел с аншлагом, казалось, болезнь отступила.


Зураб Соткилава умер в 2017 году

Зураб Соткилава решился рассказать о раке, узнав о таком же диагнозе коллег и друзей и . Последние два года Зураб Соткилава преподавал в консерватории и, превозмогая недуг, выходил на сцену. В 2017 году он планировал дать юбилейный концерт – оперной звезде исполнилось 80 лет. Но онкологическая болезнь внесла коррективы в планы – вокалиста не стало 17 сентября.

Дискография

  • Ричард («Бал-маскарад», Джузеппе Верди)
  • Манрико («Трубадур», Дж. Верди)
  • Марио Каварадосси («Тоска», Дж. Пуччини)
  • Водемон («Иоланта», П. Чайковский)
  • Радамес («Аида», Дж. Верди)
  • Индийский гость («Садко», Н. Римский-Корсаков)
  • Арзакан («Похищение луны», О. Тактакишвили)
  • Отелло («Отелло», Дж. Верди)
  • Ричард («Бал-маскарад», Дж. Верди)
  • Туридду («Сельская честь», П. Масканьи)
  • Барон Каллоандро («Прекрасная мельничиха», Дж. Паизиелло)
  • Самозванец («Борис Годунов», М. Мусоргский)
  • Голицын («Хованщина», М. Мусоргский)
  • Измаил («Набукко», Дж. Верди)

Нескрываемый темперамент, выразительная техника и страстное отношение к музыке сделали из этой личности великого, лучезарного и всеми любимого артиста, воспитавшего целое поколение талантливых учеников.

Вспоминая жизненный путь маэстро, Sputnik Грузия поздравляет Зураба Лаврентьевича с юбилеем и желает крепкого здоровья, долголетия и творческих успехов.

Зураб Соткилава родился 12 марта 1937 года в Сухуми (Абхазия), в семье историка Лаврентия Соткилава и врача Ксении Карчава. Но прежде, чем стать звездой оперной музыки, судьба уготовила для юного Зураба карьеру футболиста.

Мальчик с детства страстно и серьезно увлекался этим видом спорта и в 16-летнем возрасте лет вошел в состав команды юниоров сборной Грузии, а позже стал и ее капитаном. В 1956 году команда одержала победу во Всесоюзных соревнованиях, и Соткилава приняли в основной состав тбилисского "Динамо".

Но вскоре в жизни Зураба появилась и музыка. "Однажды к родителям заглянула пианистка Валерия Разумовская, которая всегда восхищалась моим голосом и говорила, кем я в конце концов стану. Я тогда никакого значения ее словам не придавал, но все-таки согласился прийти к какому-то заезжему профессору консерватории из Тбилиси на прослушивание".

Вскоре Зураб начал заниматься пением с профессором Тбилисской государственной консерватории им. В.Сараджишвили Николаем Бокучава. Приходилось выкраивать время и метаться между двух страстей — вокалом и футболом. Занятия пением Зураб посещал в промежутке между футбольными тренировками и играми.

Но настал момент, когда Зурабу, к сожалению, пришлось забыть о футболе — после тяжелых травм, полученных в 1958 году в Югославии и в 1959 году в Чехословакии, он не в силах был продолжать играть в футбол. И тогда решил полностью посвятить себя музыке.

© photo: Sputnik / Педенчук

Народный артист СССР Зураб Соткилава в роли Хозе в опере Жоржа Бизе "Кармен"

В 1960 году, по окончании горного факультета Грузинского политехнического института, он был принят в Тбилисскую консерваторию. Примечательно, что педагоги консерватории голос Соткилава сначала определили, как баритон. Но позже, уже учась на третьем курсе, Соткилава попал в класс выдающего грузинского драматического тенора и педагога Давида Андгуладзе. Именно ему удалось открыть у подающего весьма привлекательные надежды студента лирико-драматический тенор.

В 1965 году Зураб Соткилава успешно окончил Тбилисскую консерваторию, в 1972 году — аспирантуру и при ней. И тут же был принят в Тбилисский государственный театр оперы и балета имени З. Палиашвили. Именно на сцене этого театра Соткилава блестяще дебютировал. В то время Соткилава исполнял ведущие партии в таких операх, как "Тоска" и "Богема" Джакомо Пуччини, "Риголетто" Джузеппе Верди, а также грузинские оперы "Абесалом и Этери" Захария Палиашвили, "Миндия" Отара Тактакишвили и многие другие.

В 1966 году Зураба Соткилава как перспективного исполнител отправили на стажировку в Италию, в театр "Ла Скала" под руководством Дженнаро Барра и Энрико Пьяцца. Там он подготовил партии герцога в опере "Риголетто" Джузеппе Верди, Хозе в "Кармен" Жоржа Бизе, Турриду в "Сельской чести" Пьетро Масканьи. После этого в Италии его стали называть одним из лучших интерпретаторов итальянской оперной классики.

После двухлетней стажировки в Италии, певец триумфально выступил на фестивале молодых вокалистов "Золотой Орфей" — Соткилава завоевал главный приз болгарского фестиваля. Через два года, в 1970 году — очередной успех: на одном из самых ответственных Международных конкурсов имени П.И. Чайковского в Москве Соткилава удостоен второй премии. После этой победы последовали и следующие — первая премия и Гран-при на Международном конкурсе вокалистов имени Ф. Виньяса в Барселоне.

Вскоре Давид Андгуладзе сказал про своего ученика: "Зураб Соткилава — одаренный певец, очень музыкален, его голос, необычайно красивого тембра, не оставляет слушателя равнодушным. И самая замечательная черта его характера — это трудолюбие, желание постичь все тайны искусства".

Дебют на российской сцене у грузинского певца состоялся 1973 году, на сцене Большого театра — Зураб спел партию Хозе в опере "Кармен". За этим выступлением в 1974 году последовало и заманчивое приглашение — певца пригласили в оперную труппу Большого театра. В Большом в разные годы Зураб Соткилава исполнял партии Манрико в опере "Трубадур", Радамеса в "Аиде", Ричарда в "Бале маскараде", Измаила в "Набукко" и Отелло в одноименной опере Джузеппе Верди, Марио Каварадосси в "Тоске" Джакомо Пуччини и Туридду в "Сельской чести" Пьетро Масканьи. Надо отметить, что в репертуаре певца есть и российские оперы: "Иоланта" Петра Чайковского, "Садко" Николая Римского Корсакова, "Борис Годунов" и "Хованщина" Модеста Мусоргского. Между прочим, Соткилава был первым исполнителем партий барона Каллоандро в "Прекрасной мельничихе" Джованни Паизиелло и Арзакана в "Похищении луны" Отара Тактакишвили.

После этого перед Зурабом Соткилава открылись и лучшие сцены всего мира. Грузинский певец неоднократно пел в таких знаменитых оперных театрах, как Ла Скала, Лондонская королевская опера, Баварская Штатс опера, Дрезденская опера, Норвежская опера, Болонский театр Коммунале, оперные театры Лисео в Барселоне и Ля Фениче в Венеции. С 1970 по 1990 годы у известного тенора были громкие концертные гастрольные туры по странам Европы, а также в Великобритании, США и Японии.

Стоит отметить, что в репертуаре выступлений Зураба не только оперные арии, но и романсы Чайковского и Рахманинова, циклы немецких композиторов Штрауса и Вольфа. Любимой программой исполнителя также в обязательном порядке являются грузинские и русские народные песни, а еще итальянские и испанские композиции.

Но кроме того, что Зураб Соткилава — выдающийся певец, он еще и очень тонкий преподаватель. В 1976-1988 годах он работал в Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского (на кафедре сольного пения), с 1987 года — профессор кафедры. С 2002 года Соткилава возобновил преподавательскую деятельность в консерватории. Среди учеников маэстро — певцы Владимир Богачев, Владимир Редькин, Александр Федин и многие другие. Работал Соткилава и на телевидении. Он был создателем и ведущим циклов телепередач "Мастера оперной сцены" и "Клуб любителей оперы".

В арсенале наград Зураба — звания Народного артиста Грузинской ССР (1973) и Народного артиста СССР (1983). В 1983 году оперный певец стал лауреатом Государственной премии Грузинской ССР имени З. Палиашвили, а в 1998 году — обладателем Государственной премии Грузии имени Ш. Руставели. Кроме того, певец удостоен орденов России — "За заслуги перед Отечеством" IV степени (2001), III степени (2007), а также двух орденов Чести Республики Грузия (1997, 2007). За блестящую трактовку произведений Верди Болонская музыкальная академия избрала Зураба Соткилаву своим почетным членом.

Однако, кроме отличной вокальной карьеры, Зураб Соткилава до сих пор счастлив в браке с Элисо Турманидзе, с которой он живет уже 51-й год. С Элисо Зураб познакомился еще в Тбилисской консерватории, которую та окончила по классу фортепиано с красным дипломом. В семье Элисо и Зураба родились две дочери — Теа (1967 года рождения) и Кетино (1971 года рождения). Обе окончили МГУ имени М.В. Ломоносова. Кстати, младшая дочь Соткилава была соавтором некоторых музыкальных передач отца на телевидении. У Зураба Соткилава есть и внуки — Кети и Левон.

В июле 2015 года в СМИ распространилась информация об онкологическом диагнозе оперного певца. Врачи поставили диагноз — злокачественная опухоль поджелудочной железы. После операции в Германии и курса лечения в России певец вернулся к творческой деятельности, а его первый после выздоровления концерт состоялся 25 октября 2015 года в Сергиевом Посаде.

© photo: Sputnik / Владимир Вяткин

С тех непобедимый Зураб Соткилава продолжает работать в консерватории и постоянно твердит журналистам: "Мне без музыки и пения не жить".

Как защитник «Динамо» стал оперной звездой и солистом Большого театра

18 сентября умер Зураб Лаврентьевич Соткилава . Знаменитый тенор был человеком уникальным - не только по своим голосовым данным. Звание народного артиста СССР было присвоено ему в 1979 году. А за 20 лет до этого Соткилава в составе тбилисского «Динамо» стал бронзовым призером чемпионата СССР по футболу. «Спорт №1» сначала чуть не лишил мир оперной звезды, а потом то мешал, то, наоборот, помогал выдающейся артистической судьбе Зураба Лаврентьевича.

Казненные бутсы

Малая родина Соткилавы – солнечный Сухуми, мальчик появился на свет в марте 1937 года. Как и в подавляющем большинстве грузинских семей, в его семье все пели и играли на разных инструментах. Зураба же пение всерьез не интересовало, он обожал футбол. В его военном и послевоенном детстве мячей не было. Мальчишки вырывали траву, на корнях которой болтался ком земли, на нем и отрабатывали приемы.

Зураб стремительно рос как футболист. В сухумском «Динамо» парнишка играл на позиции защитника, что предполагает настырность и цепкость. Эти качества в полной мере проявились в дальнейшей биографии Соткилавы. Мама была в полном ужасе. Она-то специально накопила денег, приобрела для сына пианино и за руку отвела парня в музучилище. Там сказали: на пианино в 12 лет учиться поздно, давайте в класс пения. Мама воспряла духом…

А сын в это время в спортивной секции получил настоящее чудо – венгерские бутсы. Он не только с ними спал, но и каждый кусочек дефицитного тогда масла использовал, чтобы смазать свою драгоценную обувь. Мама же, случайно встретив педагога по музыке, выяснила, что Зураб в училище вообще не появляется. В сердцах женщина вытащила бутсы из-под полушки и хватила по ним топором.

Лишний билетик

Но Зураба это не остановило. В 16 лет его приглашают в состав тбилисского «Динамо – одного из лучших советских футбольных клубов, затем – в молодежную сборную Грузинской ССР. Мама пришла в еще больший ужас: ведь она мечтала, что сын будет ей подмогой и опорой, а он уезжал все чаще и дальше. Единственное, что ее примиряло с футболом, - это то, что в Тбилиси Зураба пообещали «устроить» в мединститут. Но конкурс оказался настолько высоким, что даже футбольные связи не помогли, и юноша был вынужден поступить в политехнический на специальность горного инженера.

Однажды 18-летний Зураб приехал навестить мать. В гости зашла подруга семьи, пианистка. Вместе с матерью они в который раз принялись уговаривать парня не зарывать музыкальный талант в землю, обещали подключить профессора Тбилисской консерватории. У Зураба все это летело мимо ушей.

Но с профессором все-таки пришлось познакомиться. Корифей музыки стал обращаться к юноше с просьбой достать билеты на матчи тбилисского «Динамо». Между прочим, о голосе Зураба он поначалу был невысокого мнения. Но когда Зураб получил несколько серьезных травм и понял, что с футболом надо заканчивать, а горное дело его не увлекает, профессор стал все-таки заниматься с Соткилавой и пришел к выводу, что шанс выйти на сцену у бывшего защитника есть.

Новым голосом

Сразу после окончания политеха Соткилава успешно сдал экзамены в знаменитую тбилисскую консерваторию. Там же он увидел свою будущую жену Элисо , которая училась на пианистку. Как признавался Зураб Лаврентьевич, он два года к ней не подходил, но и других кавалеров незаметно оттирал. Однажды после студенческого концерта Элисо наградила Зураба конфеткой, и с тех пор начался их роман. Позже в семье родились две дочери, которые потом подарили родителям внуков.

Настырность Соткилавы помогла ему осуществить певческую мечту. В консерватории он пел баритоном, но хотел стать тенором, как великий Марио дель Монако . Преподаватель ему отвечал примерно так: мало ли, кем я хочу быть, что дано от природы, того не переделаешь. Тогда Зураб обратился к профессору Давиду Андзуладзе . Во многом благодаря этому человеку мир узнал тенора Соткилаву.

Спорт и муза

Уже после окончания консерватории Зураба решили направить на стажировку в миланский Ла Скала. Но из зависти кто-то настрочил на молодого певца анонимку. Пришлось ехать разбираться в Москву. Когда артист вошел в кабинет, человек, вставший из-за стола, тут же сказал: «Я вас знаю, я вас видел игроком!» И начал инструктировать, что делать в Италии, если начнутся провокации.

В Милане в музыку снова вмешался футбол, впрочем, там эти две стихии правят безраздельно. У театральных меценатов была привычка собираться и гонять мяч на стадионе. Проигравшая команда накрывала шикарный стол. Однажды, разведав, что стажер Соткилава вроде бы что-то понимает в футболе (подробностей они не знали), итальянцы пригласили его в команду. Профессионал «возил» несчастных меценатов всю игру. С тех пор Зураб регулярно играл с ними и благодаря этому хорошо выучил итальянский.

Учитель - джентльмен

В 1973 году произошло несчастье – в Тбилиси сгорел Грузинский театр оперы и балета. Зураба пригласили в Москву, в Большой театр, репетировать партию Хозе в «Кармен». Через несколько лет он спел на этой знаменитой сцене одну из труднейших оперных партий – Отелло , на которой многие звезды теряли голоса, а один певец, взяв высокую ноту, от сильного вдоха даже сломал ребро.

Впоследствии Соткилава пел в театрах Парижа, Милана, городов США и везде снискал восторженные отзывы.

Еще в середине 70-х годов он стал преподавать. Его обожали студенты, которые рассказывали, что мало кто так возится со своими учениками, как Зураб Лаврентьевич. Девушки восхищались его джентльменством.

Среди учеников Соткилавы - тенор Владимир Богачев , баритон Владимир Редькин , тенор Алексей Долгов и многие другие.

Жизнь до последней ноты

В начале 2015 года Соткилава узнал о своем страшном диагнозе – раке поджелудочной железы. 78-летний тенор сказал: «Я буду петь, пока могу выходить на сцену».

…Он не раз видел, как его друзья всеми силами боролись за жизнь. Одним из самых близких ему людей был знаменитый комментатор Николай Озеров . Кстати, однажды Соткилава выступал в спектакле, Озеров находился на своем постоянном месте в ложе, которое было совсем недалеко от сцены. В это время московский «Спартак» играл с тбилисским «Динамо». В какой-то момент Соткилава увидел, что суфлера нет на месте. Вскоре тот появился и шепотом сообщил из будки: «3-1, в пользу Тбилиси». Обрадованный Соткилава вышел на авансцену, оказавшись практически нос к носу с Озеровым, и прямо между музыкальными фразами умудрился прошептать: «Три - один, в пользу наших!»

Буквально накануне смерти Николай Николаевич пришел в Большой послушать друга в «Бале-маскараде». «Всё равно умру, так хоть тебя увижу», - объяснил знаменитый комментатор. Оба они были беззаветно преданы искусству и спорту.