Близкие Василия Степанова о его состоянии: «К съемкам он вернется еще нескоро. Л

Главная роль в фильме Федора Бондарчука "Обитаемый остров", снятого по книге братьев Стругацких, вознесла молодого актера Василия Степанова на вершину киноолимпа. Дополнительную популярность артисту принесла его яркая внешность – девчонки были от Василия просто без ума. Казалось бы, Степанову грозила головокружительная карьера, в которой одна звездная роль сменялась бы другой.

ПО ТЕМЕ

Но не сложилось. После съемок у Бондарчука Степанов ни разу не отметился в кино, хотя он участвовал в разных телепроектах и даже побывал ведущим. Несмотря на то что его имя было у всех на слуху, вытащить новый счастливый билет Василий так и не смог. Он долго ходил на пробы, однако все время слышал отказы. "Я был на куче кастингов, но меня никуда не берут. Я вел переговоры с продюсерами, но в итоге все затихло. Мне предложили сняться в клипе в Германии, но, к сожалению, у меня не было заграничного паспорта, а связей, чтобы за три дня его получить, у меня нет”, – рассказывал журналистам Василий.

Степанов признался, что готов был браться за любую работу. Якобы он работал грузчиком, ночным мойщиком автобусов, пытался устроиться в полицию, сколотить карьеру модели. Все без толку. Вскоре Степанова постигло новое несчастье: от него ушла невеста Дарья Егорова. Кстати, в разговоре с журналистами она утверждала, будто врачи поставили неудачливому актеру диагноз "маниакальная депрессия".

Егорова утверждала, что Степанову, вопреки официальной версии, поступало много предложений о съемках, однако он сам отказался. "Он просто больше не хочет сниматься. Он просто разочаровался в кино. Это очень сложный вопрос, понимаете, когда у человека психологический сдвиг, его поведение очень сложно объяснить. У него реальность путается с прошлым, с будущим, с событиями, которые он пережил. Он сам не знает, чего он хочет", – заявила Егорова. Дарья прямо сказала, что рассталась с ним потому, что у него "нет воли", а"тащить все на себе, строя с ним семейные отношения, для меня было бы очень тяжело".

В августе 2015 года Василия Степанова срочно госпитализировали. У артиста оторвался тромб в левой ноге. В отделении реанимации врачи "ловили" тромб: это необходимо было сделать как можно быстрее, чтобы он не пошел в сердце. Если бы актера вовремя не доставили в больницу, проблема с сосудами могла привести к летальному исходу. К счастью, Василия спасли.

Это событие вернуло к актеру внимание прессы. Журналисты даже наведались к Степанову домой, к тому же был повод – день рождения. Однако то, что они увидели, их просто обескуражило. Когда в дверь квартиры актера позвонили, отец Василия с возмущением крикнул в его адрес: "Сам открой, ****!" А когда дверь открылась и на пороге появился именинник, было очевидно, что ни о каком празднике и речи не идет. Круглую дату Степанов отмечал в грязной футболке. Как предположили журналисты, ни родители ни его младший брат Максим не нашли возможности устроить для юбиляра праздника, что заставляет сделать выводы о том, какие отношения царили в семействе.

К концу 2016 года в покрытой мраком и пылью кинокарьере Степанова забрезжил просвет. На своей страничке в социальной сети Instagram артист опубликовал фотографии со съемок исторического фильма. Многочисленные поклонницы немедленно осыпали поздравлениями Василия. А журналисты сделали вывод, что актер наконец вышел из забвения. Степанов даже сменил имидж, посетив салон известного стилиста Александра Тодчука.

Но не тут-то было. В январе в СМИ появилась информация о том, что Василий Степанов сломал позвоночник, поскользнувшись на льду. Врачи даже не давали никаких прогнозов относительно того, сможет ли ходить актер. Целый месяц Степанов был прикован к больничной койке. Тем не менее, Василий смог встать на ноги и даже выписался из больницы.

И вот опять несчастье. На днях Василий Степанов выпал из окна. Актер снова оказался в клинике, где ему диагностировали множественные переломы, в том числе перелом таза, правого плеча, обеих пяточных костей и многочисленные ушибы. Очевидцы рассказали, что актер выпал из окна квартиры, расположенной на пятом этаже. Также свидетели уверяли, что Степанова никто не толкал, он упал сам.

В пользу того, что в жизни актера разыгралась настоящая драма, свидетельствуют последние события. Накануне вечером, 12 апреля, пожаловавшемуся на боли в груди Степанову вызвали скорую. Приехавшие медики констатировали странное поведение артиста. Тогда вызвали специальную бригаду. В итоге, звезду фильма "Обитаемый остров" госпитализировали в психиатрическую больницу имени Алексеева. В клинике артисту поставили диагноз "шизофрения".

Позднее выяснилось, что Василий уже предпринимал попытки свести счеты с жизнью летом 2016 года. Тогда родным удалось спасти актера. Кроме того, выяснилось, что вскоре после съемок первой части "Обитаемого острова" Степанов лечился в клинике неврозов.

А по последним данным СМИ оказалось, что сломал Василий позвоночник зимой не просто так. Якобы он не поскользнулся, а выпал из окна четвертого этажа своего дома и приземлился на козырек. Однако родственники предпочли скрыть этот факт.

В середине декабря звезда фильма «Обитаемый остров» Василий Степанов поскользнулся и получил перелом тазобедренной кости и двух позвонков. В данный момент актер продолжает восстанавливаться после травмы. В студии программы «Прямой эфир» рассказали о том, как себя чувствует артист.

По словам брата и представителя актера Максима, родственники очень сильно переживают за него. Корреспонденты телеканала «Россия 1» отправились в медицинское учреждение, где сейчас находится Василий.

Затяжной период неудач актера, ставшего известным благодаря роли в блокбастере «Обитаемый остров», многие считали сглазом. В какой-то момент Василию даже пришлось мыть троллейбусы, чтобы заработать на жизнь. «Насколько я знаю, после этого фильма ему говорили, что его больше никуда не возьмут», – сказал Максим Степанов.

Затем в студии появилась писательница Лена Ленина. В прошлом году женщина наградила Василия званием «Секс-символ года». Она сказала, что Степанову предстоит длительная реабилитация.

«Он очень сильно похудел и еще нескоро, наверное, займется лечебной физкультурой. Но Вася настолько красивый, что ни у кого в шоу-бизнесе нет сомнений в том, что желающих ему помочь всегда очень много. Из-за того, что Васе придется носить корсет, он не сможет нигде сниматься еще полгода. Тем более, что у него амплуа красавца-любовника. В общем, теперь он еще дальше отброшен от славы, чем полгода назад, когда он был в глубокой депрессии», – рассказала Ленина.

// Фото: Кадр программы «Прямой эфир»

Депрессию Степанова женщина объяснила тем, что он не был готов к свалившейся на него славе. Она также отметила, что Василий всегда пользовался повышенным вниманием со стороны девушек, высоко отмечавших его внешние данные. «Я чувствительна к мужской красоте и таланту», – сказала Лена, когда ее попросили ответить, по какой причине она помогает молодому человеку.

В свою очередь, мама актера Людмила Степанова обвинила его бывшую девушку, актрису Дашу Егорову, в равнодушии. После премьеры «Обитаемого острова» Василий начал жить вместе со своей второй половинкой. «Когда с ним случилось несчастье, она не стала бить в колокола. Она сама отвезла Васю в клинику и бросила его на последнем этапе», – сказала женщина. Лена Ленина поддержала Степанову. Она сказала, что Егорова, по-видимому, не испытывала к актеру сильных чувств. По словам Лены, Даша рассталась с ним после того, как тот решил завершить актерскую карьеру.

// Фото: Кадр программы «Прямой эфир»

Затем в студии программы появился актер Сергей Рублев, который в одно время работал агентом Василия Степанова. «Эта внезапно обрушившаяся слава, тяжелейшие условия съемок и нагрузки могли его надломить», – сказал мужчина. По словам Рублева, актер сломался из-за отсутствия поддержки со стороны близких людей. Сергей уверен, что девушка Василия и его родители должны были объединить усилия, дабы вытащить молодого человека из угнетенного состояния.

В завершение обсуждения болезни актера «Обитаемого острова» ведущий Борис Корчевников провел параллель между несчастьями, выпавшими на долю Василия Степанова, и трагической судьбой Василия Лыкшина, звезды сериалов «Ранетки» и «Громовы». В 2009 году он умер от сердечно-сосудистой недостаточности. Артисту, которому прочили огромный успех, было лишь 22 года.

// Фото: Кадр программы «Прямой эфир»

Голубоглазый звезда «Обитаемого острова» Василий Степанов давно исчез из поля зрения фанатов и журналистов, но на этой неделе все снова заговорили о его судьбе. Накануне появились противоречивые сообщения о том, что 10 апреля артист то ли выпал, то ли выпрыгнул из окна пятого этажа. При этом у актёра давно не было серьёзной работы, а сам он уже много лет страдает от затяжной депрессии. Medialeaks рассказывает, как сложилась жизнь Степанова после фильма Фёдора Бондарчука, когда все думали, что Степанов - восходящая звезда российского кинематографа.

Сообщения о том, что 31-летний Василий Степанов выпал из окна пятого этажа в Москве, появились в прессе 12 апреля. Life сообщил, что у актёра диагностировали перелом таза, правого плеча, обеих пяточных костей и многочисленные ушибы. По словам очевидцев, он якобы сознательно выпрыгнул из окна, но вокруг инцидента скопилось множество противоречивых заявлений. Сначала Степанов заявил , что упал с третьего этажа нечаянно. А позднее он якобы утверждал, что падение не было случайным.

Да, я упал, это не было случайностью. И меня никто не толкал… Сейчас у меня всё хорошо, наложили гипс и отпустили домой. Только жаль, что людей со съёмками подвёл, сорвал сроки, - рассказал он.

Младший брат Василия Максим заявил , что у актёра нет суицидальных наклонностей и из окна он не выпрыгивал. По его словам, Василий объяснил произошедшее фразой «вот так случилось».

Затяжная депрессия

Актёрская карьера Степанова началась, когда его заметил Фёдор Бондарчук, искавший актёров для фильма «Обитаемый остров» по мотивам книги братьев Стругацких. Он понравился режиссёру несмотря на то, что у него не было актёрского опыта (не считая участия в социальной рекламе). Выбор Степанова на роль Максима Каммерера одобрил и Борис Стругацкий. После выхода фильма в прокат Василий быстро обзавёлся армией поклонниц и поклонников.

После съёмок в фильме актёр, продолжая учёбу в театральном вузе, принял участие ещё в нескольких проектах: картинах «Страховой случай», «Поцелуй Сократа», «Околофутбола» и спектакле «Вероника решает умереть». На этом его актёрская карьера, собственно, и закончилась.

В последние годы Степанов жил вместе с родителями.

По словам артиста, материальные трудности никогда не заканчивались: гонорар за «Обитаемый остров» он потратил очень быстро, а за фотосессии и интервью не получал никаких денег. Тогда же Василий заявлял, что больше не хочет сниматься в кино. Тяжёлым ударом стало и расставание с невестой Дарьей Егоровой, которая неоднократно говорила, что Степанову был поставлен диагноз «маниакальная депрессия».

У Васи психологическая травма, которая растянулась на несколько лет. Никто не может разобраться, что с ним. Это просто психологический надлом. Он начинает говорить и запросто может забыть, с чего начинал фразу, - объясняла она.

Затяжная депрессия требовала качественного лечения, на которое были нужны деньги. По словам Степанова, его семья брала кредит, чтобы оплатить медицинскую помощь, а сам актёр по ночам мыл троллейбусы, чтобы заработать хоть что-то.

Год назад Степанов также никуда не продвинулся с работой.

Я был на куче кастингов, но меня никуда не берут. Я вёл переговоры с продюсерами, но в итоге всё затихло. Мне предложили сняться в клипе в Германии, но, к сожалению, у меня не было заграничного паспорта, а связей, чтобы за три дня его получить, у меня нет. Я ищу любую работу, даже пытался в полицию устроиться, - рассказывал он .

К психологическим проблемам в конце 2016 года добавились ещё и физические: актёр поскользнулся на лестнице, упал и сломал позвоночник. Родные Степанова тогда просили всех неравнодушных о финансовой помощи.

Спустя семь лет безработицы у актёра наконец начали появляться предложения. В прошлом году он даже завёл аккаунт в инстаграме, куда выкладывает личные снимки и фотографии со съёмок проекта «Танкисты». Съёмкам, правда, помешала травма позвоночника.

Инстаграм не обновлялся около шести месяцев.

View this post on Instagram

МОСКВА, 13 апр — РИА Новости. Актер Василий Степанов, сыгравший главную роль в фильме "Обитаемый остров", выпал из окна жилого дома в Москве. Сейчас артист находится дома.

Что случилось

Источник, знакомый с ситуацией, рассказал РИА Новости, что инцидент произошел еще в понедельник. По его словам, актер упал с небольшой высоты — примерно с третьего этажа.

"После падения он остался жив, от госпитализации отказался", — уточнил собеседник агентства.

Как отметил источник, Степанов сам прыгнул вниз, однако мотив этого поступка пока не известен.

Случившийся в доме на Давыдковской улице факт подтвердили в пресс-службе столичного управления МВД. Там, правда, отказались назвать имя пострадавшего.

О состоянии актера

Фильм является экранизацией фантастической повести Аркадия и Бориса Стругацких. По сюжету, Максим Каммерер — пилот Группы Свободного Поиска, чей звездолет совершил вынужденную посадку на планете Саракш.

Обе части были лидерами российского проката и вошли в число самых кассовых фильмов Европы по итогам 2009 года. При этом, учитывая большой бюджет (более 35 миллионов долларов), фильм так и не окупился.

"Обитаемый остров" получил премии "Золотой орел" за лучшую операторскую работу (Максим Осадчий), лучшую музыку (Юрий Потеенко) и лучший монтаж (Игорь Литонинский).

1. /социальная психол конфликтология/Андреева Г.М. Социальная психология.doc
2. /социальная психол конфликтология/Буртовая Е,В, Конфликтология/101.DOC
3. /социальная психол конфликтология/Буртовая Е,В, Конфликтология/Библиографический список.doc
4. /социальная психол конфликтология/Буртовая Е,В, Конфликтология/Вопросы для повторения.doc
5. /социальная психол конфликтология/Буртовая Е,В, Конфликтология/Практические задания.doc
6. /социальная психол конфликтология/Буртовая Е,В, Конфликтология/Словарь важнейших понятий и терминов.doc
7.
8. /социальная психол конфликтология/Емельянов Практикум по конфликтологии.doc
9. /социальная психол конфликтология/Майерс Д. Изучаем социальную психологию.doc
10. /социальная психол конфликтология/Управление персоналом/Уч. Управление персоналом (1).doc
11. /социальная психол конфликтология/Управление персоналом/Уч. Управление персоналом (2).doc
12. /социальная психол конфликтология/Управление персоналом/Уч. Управление персоналом (3).doc
13. /социальная психол конфликтология/Управление персоналом/Уч. Управление персоналом (4).doc
14. /социальная психол конфликтология/Управление персоналом/Уч. Управление персоналом (5).doc
15. /социальная психол конфликтология/Управление персоналом/Уч. Управление персоналом (6).doc
16. /социальная психол конфликтология/Управление персоналом/Уч. Управление персоналом (7).doc
17. /социальная психол конфликтология/Управление персоналом/Уч. Управление персоналом (8).doc
18. /социальная психол конфликтология/Управление персоналом/Уч. Управление персоналом (9).doc
19. /социальная психол конфликтология/Управление персоналом ред. Базарова Еремина.doc
20. /социальная психол конфликтология/Хелена Корнелиус и Шошана Фэйр Выиграть может каждый КОНФЛИК.doc
21. /социальная психол конфликтология/Юридическая конфликтология ред. Кудрявцева.doc
22. /социальная психол конфликтология/хрестоматия по конфликтологии.doc
Андреева Г. М. Социальная психология: Учеб для студентов вузов. М.: Аспект-Пресс, 2000. 373 с. Библиогр.: с. 370-374 и в конце гл. Имен указ.: с. 366-369. Содержание
Библиографический список
Вопросы для повторения
Практические задания Глава Становление конфликтологии Две концепции конфликта в философии Нового времени Задание 1
Русский Гуманитарный Интернет Университет Библиотека Учебной и научной литературы конфликтология (учебное пособие)
Внутриличностный конфликт
С. М. Емельянов
Дэвид Майерс Изучаем социальную психологию
Н. Д. Эриашвили Управление персоналом
Организационный контекст управления персоналом
Стратегии управления персоналом
Методы управления персоналом V мы расскажем Вам не только о «классических»
Цели и факторы по­вышения производи­тельности труда
13 Процессы реорганизации Менон. Что же, по-твоему, значит «правильно»
16. Конкурс как технология привлечения персонала
Конфликтологические основы кадрового менеджмента
Корпоративный pr
Управление персоналом
Хелена Корнелиус и Шошана Фэйр. Выиграть может каждый
Http://www koob ru
Хрестоматия по конфликтологии тематическое содержание

Л. И. Никовская, Б. И. Степанов СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЭТНОКОНФЛИКТОЛОГИИ

Рассматриваемая авторами проблема является попыткой всесторон­него анализа такого нового явления российской действительности конца XX века, как этноконфликт. Данная работа написана уже в ситу­ации, когда утверждается конфликтологическая парадигма, которая ориентирует массовое сознание на понимание неизбежности противосто­яния в социальных взаимодействиях, где конфликт может выполнить по­зитивную роль. В концептуальном аспекте межэтнические конфликты рассматриваются авторами исходя из принципов регулирования межнаци­ональных коллизий в постсоветском пространстве. В технологическом ас­пекте авторами обосновывается необходимость формирования эксперт-ноконсультационных служб, способных осуществлять конфликтологиче-ский мониторинг и менеджмент.

Печатается по изданию:

Никовская Л. И., Степанов Е. И. Конфликты в современной России. - М., 2000.

Прежде всего, сама содержательная характеристика этого периода как трудного и противоречивого перехода к демократии ориентируется на то, чтобы при анализе скла­дывающихся в этом процессе многочисленных и острых этноконфликтных ситуаций в первую очередь постараться понять и оценить, в какой мере они несут в себе освободи­тельные тенденции, то есть служат уничтожению тотали­тарных структур и связей, демократизации внутри- и меж­национальных отношении в данной республике или реги­оне.

Такой подход прежде всего обеспечивает реализацию важного аспекта этноконфликтологического анализа: от-членение позитивных межнациональных конфликтов от деструктивных - позитивными, с его позиций, представ­ляются все те конфликты между этносами, которые ослаб­ляют тоталитаристские структуры и отношения, выступая фактором расширения и углубления процесса демократи­зации, негативными - конфронтации, которые тормозят и свертывают этот процесс или вносят в него элементы де­струкции..

Кроме того, этот подход позволяет оценить целый спектр национальных сил и движений, стремящихся так или иначе использовать межэтнические отношения в сво­их интересах, относительно характера и меры их антитота­литаристских или антидемократических устремлений и намерений.

В частности, он дает возможность показать, что неред­ко межэтнические отношения в данном регионе, начав развиваться на основе освободительных и демократиче­ских идей и лозунгов, под действием интересов и устано­вок определенных движении и сил довольно быстро при­обретают такую направленность, которая не может обес­печить ни освобождения, ни демократизации. Больше того, может сложиться ситуация, в которой все более опас­ным испытаниям подвергается не только жизнь и благосо­стояние отдельных членов данной этнической общности, но и существование всего этого этноса в целом, поскольку он все глубже втягивается в безнадежные кровавые конф­ронтации с другими этносами, составляющими его окру­жение.

К сожалению, такого рода сценарии развертывания межэтнических конфликтов, в которых экстремистские лозунги и программы, выдвигаемые национальными дви­жениями, снижают эффективность освободительных устремлений и ведут к эскалации напряженности и конф­ронтации, на территории бывшего Союза весьма распро­страненны. На основе их анализа можно сформулировать тот общий вывод, что острота современных межэтниче­ских конфликтов прямо пропорциональна экстремизму и обратно пропорциональна демократичности выдвигае­мых в них требований.

Другой важный ориентир, обеспечивающий адекват­ное и эффективное этноконфликтологическое исследова­ние, - учет того обстоятельства, что конфликтные ситуа­ции в современных межнациональных отношениях фор­мируются целым комплексом взаимодействующих между собой кризисных факторов - экономических, полити­ко-правовых, идеологических, социокультурных. В сложившейся в обществе острой обстановке тотального кри­зиса формирование межнационального конфликта, как правило, начинается с формирования у населения тревож­ных ощущений того, что происходит серьезное ухудшение материального и социального положения. Они, в свою оче­редь, провоцируют ухудшение национальных отношений в данной республике или регионе, рост взаимных претензий и напряженности между населяющими их этносами. На этой основе активизируется деятельность национальных кадров и элит, которая находит свое воплощение в форми­ровании этнополитических движений и программ. Еще больше взвинчивая межнациональные напряжения и обо­стряя проблемы, они одновременно усложняют этим их разрешение. Это прогрессирующее ухудшение ситуации обусловливает дальнейшую радиолокализацию национа­льных движений, рост в них настроений экстремизма и се­паратизма. И так далее.

Можно утверждать, что по такому сценарию в рамках бывшего Союза развивалась большая часть межнациональ­ных конфликтов. Хотя внимательный анализ показывает, что задача облегчения материального и социального поло­жения населения на этом пути радикально не решается, а общий кризис и межнациональные требования лишь обо­стряются.

Причины и механизмы этноконфликтов

Этнонациональные конфликты - это организован­ные политические действия, массовые беспорядки, сепа­ратистские выступления и даже гражданские войны, в ко­торых противостояние проходит по линии «этнические общности». Чаще всего такого рода конфликты происхо­дят между меньшинством и доминирующей этнической группой, контролирующей власть и ресурсы в государстве. Существует несколько теорий объяснения причин эт-нонациональных конфликтов, которые были сформули­рованы на основе исследований в различных регионах мира. Одним из доминирующих является социологиче­ский подход, который основывается на анализе этниче­ских параметров социальных групп (классы, страты, соци­ально-профессиональные группы и т.д.) и выявляет фено­мен узурпации тех или иных привилегированных социаль­ных ниш представителями одной группировки в ущерб другой и социальной дискриминации по этническому или расовому признаку. Совпадение социальной стратифика­ции с этнической структурой населения, а также этниче­ские диспропорции по линии «город - село» при всей их конфликтогенности все же не могут быть истолкованы как основная причина этнонациональных конфликтов.

В социологическом подходе представляет интерес ана­лиз феномена экономического посредничества, особенно роли торговли, которая, как правило, в полиэтнических обществах имеет тенденцию контролироваться предста­вителями какой-то из групп или выходцами из определен­ного региона. Это обычно вызывает недовольство со сто­роны остального населения, которое проецирует на тор­говцев свои негативные реакции через прямые и частые контакты. В целом, однако, соревновательность и конку­ренция в сфере трудовых отношений и экономических взаимодействий далеко не всегда может быть названа в числе основных факторов крупных этнических конфлик­тов.

При объяснении причин этнонациональных конфлик­тов важное место занимает политологический подход, ко­торый выявляет роль элит, прежде всего интеллектуаль­ных и политических, в мобилизации этнических чувств, усилении межэтнической напряженности и эскалации ее до уровня открытого конфликта. Именно вопросы о влас­ти, о стремлении элитных групп к обладанию ею, о связи власти с материальным вознаграждением в форме обеспе­чения доступа к ресурсам и привилегиям являются ключе­выми для понимания причин роста этнического национа­лизма и конфликгности, в том числе и на территории быв­шего Советского Союза.

За годы советского режима в бывших республиках СССР и в российских автономиях сложились многочис­ленные и очень образованные этнические элиты титуль­ных национальностей. Начиная с политики «коренизации» 20-х гг. и вплоть до середины 80-х гг. действовала си­стема преференций в сфере подготовки «национальных кадров» из республик во всех областях деятельности. Как только ослаб контроль Центра над национальными элита­ми и образовался вакуум власти, началась борьба за реаль­ную власть и право контролировать политическую жизнь своих республик и автономий. Однако не стоит преувели­чивать или целиком объяснять причину конфликтов только генерирующей и организующей ролью элит. Недоста­точность этого подхода в том, что он не может в полной мере объяснить феномен массовой мобилизации и интен­сивность эмоций участников межэтнических конфлик­тов, изначальную силу группового стремления к автоно­мии, жертвенность, готовность перейти ради этого к са­мым жестоким методам насилия.

По-видимому, социально-психологический подход, выявляющий поведенческие механизмы этнических кон­фликтов, играет в этом плане гораздо более важную роль, чем представлялось раньше. Иррациональное восприятие той или иной этнической группой (а значит и принадлежа­щими к ней личностями) угрозы утратить самоценность является мощным средством их мобилизации в политиче­ской реальности, помогающим понять жесткость оформ­ляющихся предубеждений, экстремизм этнических требо­ваний и достаточность мотивов для вовлечения в конф­ликт широких масс рядовых участников.

К ряду социально-психологических причин межэтни­ческих конфликтов и национальных движений можно от­нести и чувства утраты достоинства, пережитых «истори­ческих несправедливостей».

На стыке социально-психологических и политологи­ческих подходов находится проблема групповой легитимности, связи коллективного самосознания и идентично­сти с фактом существования политического образования в форме сложившейся государственности. Со стороны эт­нических групп формулируется требование, а затем и по­литическая программа, что государство есть атрибут и га­рант сохранения групповой целостности, а значит и то, что составляет государство (территория, институты власти и пр.), должно иметь национально-этнический характер. Аргументы в пользу такой формулы, как правило, берутся из истории со ссылками на те периоды, которые наиболее выгодно могут быть использованы для определения гра­ниц и статуса «национального» государства. Именно эти представления и основанная на них стратегия политиче­ской мобилизации заключают в себе огромную силу воз­можного массового этнического конфликта. Создание «на­ционального» государства видится как гарантия от реаль­ных или гипотетических угроз иноэтнического или просто чужого доминирования над физической и культурной сре­дой обитания. Этот страх оказаться в подчинении может

Быть сильнее любых материальных расчетов, и, как реак­ция на него, возникает стремление к оформлению опреде­ленных символов своей групповой легитимности и защи­щенности. Такими символами чаще всего выступает тер­ритория. Анализ поведения государства, а точнее - его граждан в отношении территориальных вопросов часто поражает своей иррациональностью: государства более го­товы терять своих собственных граждан в виде жертв наси­лия, чем делать территориальные уступки. Вообще же тер­риториально-этнические притязания составляют около 2/3 всех национально-этнических конфликтов на терри­тории бывших республик СССР. Это и требование изме­нения границ между национально-государственными об­разованиями, и требование перехода под новую государст­венную юрисдикцию целых национально-территориаль­ных единиц (например возвращение Крымской автоно­мии России и пр.), и стремление к созданию (или воссоз­данию) национальных образований (автономий или райо­нов) - например немцев в Поволжье; это конфликты, свя­занные с репатриацией либо возвращением на свою исто­рическую родину давно вытесненных с нее или репресси­рованных в годы сталинщины народов (немцы, крымские татары, турки-месхетинцы и пр.), с возвращением бежен­цев в свои оставленные дома (осетины, ингуши, чеченцы, русские и пр.).

Типология и стадиальность развертывания этноконфликтов

Наконец, важное значение для конкретизации анализа конфликтных ситуаций представляет учет стадии их раз­вертывания и типа, ибо то и другое служит более точному описанию и оценке состояния и тенденций развития этно-конфликта и более целенаправленному поиску средств его урегулирования и разрешения. Так, типология этноконф­ликтов позволяет более точно и содержательно осмыслить как особенности их протекания, так и конкретные средст­ва и способы их регулирования и разрешения. Ведь, к при­меру, конфликты на почве этнотерриториальных притяза­ний обладают существенными отличиями по сравнению с конфликтами, связанными с борьбой сил сепаратизма и федерализма, автономии и централизма, а эти последние, в свою очередь, имеют качественные отличия от конфликтов, имеющих в своей основе выяснение статусного соот­ношения этносов.

Важно иметь в виду, что при значительном разнообра­зии объяснительных моделей конфликтов адекватность выбора концепции для исследования зависит именно от определения типа того конфликта, который мы собираем­ся изучить.

Провести классификацию этнонациональных конф­ликтов по одному основанию не представляется возмож­ным в силу сложности самого объекта конфликта-этноса и причин, приводящих к этнонациональному столкновению или коллизии. Думается, что сочетание различных основа­ний для типологической характеристики этого рода конф­ликтов вполне обоснованно и плодотворно, поскольку по­зволяет шаг за шагом разблокировать и урегулировать конфликтные ситуации.

Прежде всего, многие этнонациональные конфликты можно назвать ложными из-за высокой составляющей эмоционального характера. Слишком высокая степень эмоциональной насыщенности затрудняет адекватное восприятие ситуации и противоположной стороны, рож­дая ложные образы и опасения, агрессивность и дегумани-зируя восприятие оппонентов.

Многие этнические конфликты можно смело обозна­чить и как замещенные конфликты, поскольку часто анта­гонизм интересов направлен на этническую группу, кото­рая реально не является участником конфликта, а замеща­ет какие-либо иные интересы и соображения. Так, часто «национальная карта» разыгрывается в борьбе этнополи-тических элит за передел постимперского наследия.

Учитывая, что в феномене нации особую конституиру­ющую роль играют историко-культурные факторы, можно сказать, что межнациональные конфликты - это чаще всего конфликты культур как результат различного пони­мания, различного отношения к жизненным реалиям, их толкования.

И, наконец, при классификации этноконфликтов мы имеем дело с реальным конфликтом интересов - из-за не­равного доступа различных этносов к ресурсам, неравного распределения объемов и полномочий власти и т.д.

Исследователями выделяются еще два принципа типо-логизации этнических конфликтов: один - по характеру и образу действий конфликтующих сторон и второй - по

Э. А. Паин и А. А. Попов выделяют конфликты стерео­типов, т.е. ту стадию конфликта, когда этнические группы не всегда даже четко осознают причины противоречий, но в отношении оппонента создают негативный образ недру­жественного соседа, нежелательной группы. Примером этого служат армяно-азербайджанские отношения.

Действительно, социологические и полевые этногра­фические исследования до данного конфликта, еще в со­ветское время, фиксировали взаимные негативные стере­отипы армян и азербайджанцев. Так, этносоциологические исследования, которые в начале 80-х годов были про­ведены в Ереване и других городах Армении под руковод­ством Ю.В. Арутюняна и Р. Карапетяна, установили, что в гетеростереотипе азербайджанцев не только присутствуют негативные бытовые черты, но и отсутствуют положитель­ные деловые и интеллектуальные качества. Данные были настолько тревожны, что их было решено не публиковать, дабы не провоцировать открытого противоборства. Поле­вые наблюдения фиксировали то же самое у азербайджан­цев в гетеростереотипах армян.

Другой тип конфликта - «конфликт идей». Характер­ными чертами таких конфликтов (или их стадий) является выдвижение тех или иных притязаний. В литературе, сред­ствах массовой информации обосновывается «историче­ское право» на государственность, как это было, напри­мер, в Эстонии, Литве, Грузии, Татарстане и других рес­публиках СССР, на территорию, как это было в Армении и Азербайджане, Северной Осетии и Ингушетии.

Третий тип конфликта - конфликт действий. Это ми­тинги, демонстрации, пикеты, принятие институциональ­ных решений вплоть до открытых столкновений.

Можно было бы возразить, что подобная типологиза-ция есть отражение стадий или форм конфликтов. Но это было бы неточным. В защиту авторов подобной типологи-зации можно сказать, что бывают конфликты, которые остаются только «конфликтом идей». В начале 70-х годов в Чикаго проходили демонстрации с лозунгами «Не поку­пайте у евреев!». Но никаких действий за этим не следова­ло. На съездах русских общественных движений, напри­мер КРО, можно услышать призывы «Россия для рус­ских», но до открытых конфликтов на этой почве не доходит (антикавказские погромы на рынках российских горо­дов имели другую основу).

Иная типологизация - по основным целям, содержа­нию требований - была предложена в 1992-1993 гг. Л. М. Дробижевой. На основе оценки событий конца 80-х - начала 90-х гг. ею были выделены следующие типы этноконфликтов.

Первый тип - статусные институциальные конфлик­ты в союзных республиках, переросшие в борьбу за неза­висимость. Суть таких конфликтов может быть не этнона-циональной, но этнический параметр в них присутствует непременно, и мобилизация по этническому принципу - тоже. Так, национальные движения в Эстонии, Литве, Латвии, в Армении, в Украине, в Грузии, Молдове с само­го начала выдвигали требования реализации этнонацио-нальных интересов. В процессе развития этих движений казуальная основа конфликтов изменялась и «дрейфова­ла» от этнонациональных к государственным, но мобили­зация по этническому принципу оставалась. Как извест­но, очень небольшая часть русских на начальных этапах участвовала в Народном фронте Эстонии и тем более в Са-юдисе Литвы.

Основная форма конфликтов этого типа была институциальной. Острый конституционный конфликт возник, когда Эстония, а за ней и ряд других союзных республик, приняли поправки к своим конституциям, внеся в них приоритетное право на использование ресурсов и верхо­венство законов республики.

Президиум Верховного Совета СССР отменил эти по­правки. Но по Конституции СССР сделать это мог только Верховный Совет, а не Президиум (но Верховный Совет тогда, в 1989 г., мог и не отменить эти решения, и именно потому М.С. Горбачев принял решение провести обсужде­ние на Президиуме Верховного Совета). Так возник пер­вый конституционный кризис, который был проявлением острого институциального конфликта. Поскольку реше­ния законодательных органов республик в Эстонии, Лит­ве, Латвии поддерживало большинство титульной нацио­нальности, есть все основания относить их к этнонациональным конфликтам.

Статусными конфликтами были и конфликты в союз­ных и автономных республиках, автономных областях за повышение статуса республики или его получение. Это характерно для части союзных республик, желавших конфе­деративного уровня отношений (например Казахстан), для ряда бывших автономий, которые стремились подняться до уровня союзных республик (например Татарстан). Впо­следствии, после создания независимой России, радика­льная часть национального движения Татарстана постави­ла вопрос об его ассоциированном членстве. Конфликт за­вершился подписанием Договора между государственны­ми органами Российской Федерации и государственными органами Татарстана, который содержит элементы как федеративных, так и конфедеративных отношений.

За повышение статуса республики до уровня конфеде­ративных отношений ведут кровавый конфликт абхазы с грузинами.

К этому же типу конфликтов можно отнести движения за создание своих национальных образований, например ингушей в Чечено-Ингушетии, ногайцев, лезгин в Даге­стане, балкарцев в Кабардино-Балкарии.

Автономистские движения были среди таджиков Узбе­кистана, узбеков Кыргызстана, кыргызов Горного Бадах-шана в Узбекистане.

Второй тип конфликтов - этнотерриториаль­ные. Это, как правило, самые трудные для урегулирова­ния противостояния. На территории бывшего СССР на период 1992 года было зафиксировано около 200 этнотер­риториальных споров. По мнению В.Н. Стрелецкого (Ин­ститут Географии РАН), одного из разработчиков Банка данных этнотерриториальных притязаний в геопростран­стве бывшего СССР, к 1996 г. сохраняли актуальность 140 территориальных притязаний.

Конечно, не все заявленные притязания перерастают в конфликт. Специалисты считают, что к таким конфлик­там надо относить споры, ведущиеся «от имени» этниче­ских общностей относительно их прав проживать на той или иной территории, владеть или управлять ею. В. Н. Стрелецкий, например, считает, что любое притяза­ние на территорию, если оно отрицается другой стороной- участницей спора, - уже конфликт.

Вот тут-то, видимо, и важно, какой это конфликт: кон­фликт представлений, идей или уже действий? Большин­ство этнотерриториальных споров идет от имени полити­ческих элит, правительств, движений. И далеко не всегда эти споры охватывают хотя бы значительные группы какого-то народа. С точки зрения принятого определения эт­нического конфликта, к ним надо отнести те ситуации, когда идеи территориальных притязаний «обеспечивают» этническую мобилизацию. Если подходить с такой мер­кой, то число этнотерриториальных конфликтов будет, несомненно, меньше, чем точек территориальных споров.

Например, Калмыкия потеряла какую-то часть своих территорий в годы репрессий. Заявления об этом были, но в конфликты по это­му поводу калмыки не вступают.

В то же время ингушско-осетинский конфликт за территорию Пригородного района и часть Владикавказа перерос осенью 1992 г. в военные действия.

Территориальные споры часто связаны с реабилитаци­онным процессом в отношении репрессированных наро­дов. Но все же конфликты, связанные с репрессированны­ми народами, - особый тип этнических противоборств. Только часть такого рода конфликтов связана с восстанов­лением территориальной автономии (немцы Поволжья, крымские татары), в отношении других стоял вопрос о правовой, социальной, культурной реабилитации (греки, корейцы и др.). И только в ряде случаев речь идет о терри­ториальных спорах. Так, турки-месхетинцы стремились к возвращению на территорию прежнего Проживания в Гру­зию.

Еще один тип - конфликты межгрупповые (межоб­щинные). Именно к такому типу относятся конфликты, подобные тем, что были в Якутии (1986), в Туве (1990), русско-эстонский в Эстонии и русско-латышский в Лат­вии, русско-молдавский в Молдавии.

Массовые межгрупповые насильственные столкнове­ния имели место в Азербайджане, Армении, Киргизии, Узбекистане.

Наряду с приведенной выше все большее распростра­нение в литературе получает типологизация на основе со­держания конфликтов, целевых устремлений сторон.

Надо сказать, что типологизация конфликтов, конеч­но, достаточно условна и нередко в одном конфликте сое­диняются разные цели и содержание.

Например, карабахский конфликт - это конфликт, связанный и с территориальными спорами, и с повышением статуса автономии, и с борьбой за независимость.

Ингушско-осетинский конфликт - это и территориальный, и межреспубликанский, и межобщинный на территории Северной Осетии.

Поэтому исследователи говорят о «кластерах» конф­ликтов, поскольку такое понимание дает более широкое основание для их урегулирования. При этом сам процесс регулирования связан с формой, длительностью, масшта­бами конфликтов.

Важное значение для понимания особенностей конк­ретных ситуаций и выработки мер по их урегулированию имеет и учет стадий развертывания этноконфликтов, а также тех основных сил и движений, которые действуют на них и определяют их течение. Ибо он позволяет более детально раскрыть процесс и механизмы их детермина­ции. Так, применительно к нашим условиям, он позволяет показать, что появление национально-патриотических и особенно национально-радикальных движений перево­дит межнациональный конфликт из потенциальной в ак­туальную стадию и знаменует начало выработки четких и твердых притязаний и позиций в нем, находящих выраже­ние в программных документах и декларациях этих движе­ний.

Как правило, эта стадия, в случае дальнейшей эскалации конфликта, служит подготовкой к следующей стадии - кон­фликтных действий, становящихся в ходе нарастания ост­роты конфликта все более насильственными. По мере на­копления жертв и потерь конфликт на этой стадии делает­ся все менее управляемым и цивилизованно разрешимым. Тем самым развитие межнациональной конфронтации все больше подводит конфликт к черте, за которой может по­следовать национальная катастрофа, и потому жизненно необходимым становятся меры по его скорейшему ослаб­лению и умиротворению, такие, как посредничество, кон­сультирование, переговорный процесс и т.п., нацеленные на достижение национального консенсуса или, по край­ней мере, компромисса.

Результативность достижения последних, в особенно­сти консенсуса, является показателем того, в какой мере приведень* в действие демократические и гуманистические способы урегулирования и разрешения межнациональных конфликтов, позволяющие нейтрализовать национали­стические установки и конфронтационные устремления их участников и помочь каждому из них перейти от жест­кого или даже насильственного противодействия нацио­нальных общностей и их представителей к эффективному и согласованному взаимодействию с ними ради совместного удовлетворения коренных потребностей и интересов всех участников возникшей межэтнической коллизии. Развертывание этого процесса означает укоренение и за­крепление общедемократического принципа приоритет­ности и неотъемлемости прав и свобод каждого человека в специфической сфере межнациональных отношений.

Конфликтрлогический анализ под углом зрения воз­можностей достижения консенсуса между этносами не мо­жет удовлетвориться простым обоснованием значимости данного прогрессивного по своей направленности процес­са для демократизации межнациональных отношений. Он предполагает также осмысление технологических и орга­низационных мер по его обеспечению. «Стержневой» проблемой здесь в настоящее время выступает создание специальной и разветвленной этноконфликтологической экспертизы, основная задача которой, как показывает ми­ровой опыт, должна состоять в том, чтобы на базе серьезно­го диагностического и прогностического анализа отсле­живать зарождение и развертывание конфликтных про­цессов и в зависимости от их характера выдвигать обосно­ванные предложения по их локализации, рационализации и урегулированию посредством компромиссных или кон-сенсусных технологий.

Опыт последних лет отчетливо показывает: очаги меж­национального «возгорания» можно эффективно обезопа­сить, а тем более потушить лишь целенаправленными, по­следовательными и терпеливыми усилиями. И эти усилия должны опираться на специально разработанные для это­го меры и соответствующим образом организованные по­среднические структуры, концептуально и методически оснащенные.

В настоящее время наибольшие организационные трудности в урегулировании и предотвращении этнонаци-ональных конфликтов и конфронтации связаны с отсутст­вием в государствах СНГ, в том числе РФ, разветвленной специализированной сети организаций^ю предотвраще­нию и урегулированию внутренних конфликтов. Больше всего ощущается отсутствие институтов, осуществляющих мониторинг за развитием этнополитической ситуации в обществе, раннюю диагностику и прогнозирование воз­никновения конфликтов, а также отсутствие конфликто-логического менеджмента в виде службы «быстрого реаги­рования». Главной задачей такой службы является защита

Людей, недопущение эскалации конфликтов, расширения их зоны, организация переговорного процесса, а также интенсивное обучение людей способам правильногб реа­гирования на конфликтную ситуацию и поведения в ней.

Такого рода служба (или их совокупность) должна, по-видимому, постепенно и целенаправленно складывать­ся при содействии властных структур из множества органи­зационных звеньев разного уровня и охвата и носить обще­ственно-государственный характер, то есть тесно взаимо­действовать с административными и представительными органами в центре и на местах и в то же время быть относи­тельно независимой от них, избегая их возможного дикта­та и манипулирования.

Подобная организация позволила бы, наряду с налажи­ванием мониторинга, дающего представление о состоянии и динамике этноконфликтных ситуаций, осуществлять практическое посредничество между различными группа­ми населения, участвующими в них, а также между админи­страцией и населением и вместе с тем критически анализи­ровать и оценивать характер и результаты различных управ­ленческих воздействий на эти ситуации с целью их разре­шения. Обосновывая необходимость принципиального от­каза от методов насилия в отношениях между этносами, затрудняющих демократизацию общества и тянущих его назад, к тоталитаризму, ориентируясь на-обеспечение компромисса как признания конфликтующими сторона­ми правомерности притязаний их оппонентов и особенно консенсуса как способа принципиальной и долговремен­ной гармонизации взаимоотношений этносов, участвую­щие в посредничестве конфликтологи получили бы воз­можность содействовать восстановлению в правах и зна­чимости глубинных ценностей человеческого бытия, укреплению оснований жизни и деятельности общества и тем самым возвращению ей ее подлинного.смысла, а соци­альным конфликтам - позитивного общественного зна­чения и функции.

Важную роль в этом отношении должно сыграть офор­мление результатов конфликтологического анализа в виде соответствующей экспертизы межэтнических конфликт­ных ситуаций и коллизий и превращение ее на этой основе в специфическую технологическую процедуру, позволяю­щую доводить результаты конфликтологического анализа до их практического востребования и использования для

Регулирования и разрешения реальных конфликтных столкновений.

Прежде всего, общая задача такого рода экспертизы видится в том, чтобы обеспечить конструктивное участие конфликтологии в демократическом преобразовании со­временного российского общества. Именно в рамках этой основной задачи она должна содействовать практическо­му налаживанию в межнациональных отношениях конф-ликтологического мониторинга и менеджмента как дейст­венных инструментов, позволяющих отслеживать зарож­дение конфликтных ситуаций, выявлять их «болевые точ­ки», уровень напряженности, динамику, характер дейст­вий конфликтующих сторон и т.п. и на этой основе разра­батывать и претворять меры по предупреждению и урегу­лированию конфликтов, стабилизации социальных отно­шений и содействию реформам.

При этом важно учитывать, что острота и размах межэт­нических конфликтов обусловлены прежде всего как по­лиэтническим составом населения России, которое состо­ит из представителей более 100 больших и малых этниче­ских общностей, так и значительной долей в федератив­ной структуре национально-государственных образова­ний: среди 89 самостоятельных субъектов Федерации - более трети приходится на национальные республики и разного рода национальные автономии.

Не случайно поэтому с развалом советской «империи» на всем ее обширном пространстве образовалось множе­ство зон межнационального напряжения, которое при определенных условиях грозит вылиться или уже выли­лось в открытые столкновения, в том числе и вооруженно­го характера, несущие многочисленные жертвы и разру­шения. В настоящее время специалисты насчитывают свыше 200 такого рода зон, основная часть которых прихо­дится на территорию РФ.

По уровню напряженности их можно подразделить на три основных вида:

- «горячие точки», Где пролилась или продолжает литься кровь, применено вооруженное насилие и имеются существенные потери человеческих и ма-" териальных ресурсов;

Зоны, напряжение в которых находится на грани возможного перерастания в открытые межэтниче­ские противостояния или приближается к ней;

Зоны, в которых межнациональное напряжение уже отчетливо проявилось, но имеет еще достаточ­но низкий уровень.

Общим для всех трех зон является то, что повсюду меж­национальная напряженность, а тем более конфликты, особенно с применением вооруженного насилия, затруд­няют проведение социально-экономических и политиче­ских преобразований, тормозят объединение обществен­ности вокруг гуманистических, демократических идеалов. Вместе с тем ясно, что в каждой из зон способы социаль­ного контроля за развертыванием межнациональных кон­фликтов и меры по их эффективному урегулированию и предупреждению должны иметь существенные различия. Особую остроту межэтнические отношения приобре­тают в автономных республиках и других националь­но-территориальных субъектах Российской Федерации, поскольку именно там ширится представление о том, что только укрепление суверенитета способно обеспечить на­циональные интересы. Сами эти интересы зачастую пони­маются при этом только как интересы титульной нации, а суверенитет - как перевод федеративных отношений, по существу, в конфедеративные.

Обострению межэтнической напряженности содейст­вуют и другие социальные факторы. Все они в совокупно­сти создают опасность для втягивания этих националь­но-государственных субъектов в крупномасштабное воо­руженное насилие - межэтнические войны, а также в столкновение с федеративными властями. При этом в противоборство, как показывает практический опыт, мо­гут быть вовлечены государства как ближнего, так и даль­него зарубежья, что обостряет не только внутреннюю, но и международную напряженность и усиливает опасность превращения вооруженного столкновения в многосто­ронний широкомасштабный и даже ядерный конфликт, выходящий за локальные региональные рамки и приобре­тающий глобальный характер.

В этой ситуации основной акцент в этноконфликтоло-гической экспертизе, как представляется, необходимо сделать на выявлении конфликтогенных факторов (поли­тических, экономических, социально-психологических, этнических, культурных, религиозных и т.п.), вызываю­щих и обостряющих типичные конфликтные ситуации во взаимоотношениях этносов в различных регионах страны,

В особенности тех, которые ведут к вооруженному наси­лию, на раскрытии дестабилизирующих и деструктивных последствий действия этих факторов, а также на поиске и обосновании возможных мер по их нейтрализации и по приданию социальным конфликтам характера и форм,содействующих общему улучшению социальной ситуации и движению общества к развитой демократической стадии. При этом основной, «стержневой» проблемой, вокруг которой должна, как представляется, «вращаться» вся со­временная конфликтологическая экспертиза, выступает проблема обеспечения социального партнерства как основного способа принципиального разрешения социаль­ных конфликтов вообще, этнополитических конфликтов в частности.

На этом принципе, как фундаменте, должна базировать­ся, по-видимому, национальная политика, если она хочет быть адекватной, эффективной и демократически ориен­тированной, и опираться на научный анализ и мировой опыт.

Пока что этого о нашей национальной политике ска­зать нельзя, как, впрочем, нельзя сказать и того, что мы во­обще имеем сейчас последовательную, целенаправленную и принципиальную политику в сфере национальных отно­шений и присущих им коллизий. Скорее в этом отноше­нии со стороны теперешних властей наблюдается сугубо ситуативный подход, стремление воздействовать на раз­вертывающиеся и обостряющиеся межнациональные конфликты с точки зрения «целесообразности», задавае­мой определенной позицией и оценкой, зачастую весьма слабо опирающимися на предварительную конфликтоло-гическую экспертизу и вытекающие из нее рекомендации. Нельзя сказать, что в духе обеспечения партнерства и взаимопонимания, избегания конфронтационности в межнациональных отношениях действуют и наши средст­ва массовой информации. В этом направлении также тре­буется поэтому большая аналитическая, разъяснительная и корректирующая деятельность конфликтологов.

Предстоит всесторонне изучить и технологически про­работать и такое важное направление в регулировании межнациональных противоборств, как налаживание парт­нерских взаимоотношений Центра и регионов, без кото­рого невозможно обеспечить развертывание и укрепление федеративных начал в национальной политике как выра­жение ее демократичности.

Этноконфликтологическая экспертиза и составляю­щий ее основу конфликтологический мониторинг и ме­неджмент призваны в конечном итоге показать, что при правильной и принципиальной национальной политике центральная власть может нейтрализовать разыгрывание местными политическими лидерами и национальными элитами этнической карты и сохранить необходимую стабильность Российского государства на почве усиле­ния интегративных, объединительных, партнерских уси­лий. При этом под межэтнической интеграцией, объеди­нением, партнерством имеется в виду вовсе не отказ от национальной культуры, самобытности, традиций, а пе­рераспределение акцентов: примат общечеловеческого

Человеческих прав, ценностей, коллективного баланса интересов над более частными - узкоэкономическими, конкретно-политическими и этнокультурными интере­сами, национальными и государственными - и налажи­вание доброжелательного взаимодействия на этой обще­значимой почве.

Однако эффективность этих усилий в посттотали­тарном обществе в значительной мере определяется ис­ходом борьбы между демократическими силами и таки­ми разнородными, но постоянно стремящимися к так­тическому объединению силами, как тоталитаристский реваншизм, великодержавные и националистические течения. Поэтому Этноконфликтологическая эксперти­за призвана показать, что интеграционистская ориента­ция может и должна выступить как преграда на пути эт-нонационального эгоизма и взаимной агрессии, как эмоциональная и интеллектуальная предпосылка для предотвращения и урегулирования межнациональных конфликтов.

Чтобы сделать это на основе квалифицированного эт-ноконфликтологического мониторинга и менеджмента, в экспертизе необходимо:

Определить уровень недовольства различных этниче­ских групп населения своим экономическим, полити­ческим, социальным положением, культурным и бы­товым состоянием как в ряде конкретных регионов (прежде всего таких, как Северный Кавказ, Южное приграничье, Поволжье, Западная Сибирь и др.), каждый из которых соответствует тому или иному уровню межэтни­ческой напряженности, так и по стране в целом;


  • выявить:конфликтогенные факторы объективного и субъективного порядка, дестабилизирующие межэтническую ситуацию, их взаимосвязь и взаимосоотнесенность по степени важности и значимости в зависимости от способности вли­ять на обострение конфронтации этнических групп;
- тенденции и условия развития межэтнической ситуации в направлении ее стабилизации и нор­мализации, а также основные барьеры на этом пути, включая сложившиеся идеологические стереотипы и социально-психологические уста­новки;

Уровень готовности представителей различных этнических групп к конфронтационным или компромиссным и консенсусным формам пове­дениям конфликтных ситуациях, а также степень их образовательной и специальной подготовки к активному участию в предотвращении, урегули­ровании и ненасильственном разрешении конф­ликтов;

Разработать и предложить для реализации соответст­вующим представительным органам и администра­тивным структурам в регионах способы и формы предотвращения и урегулирования конфликтных си­туаций в сфере межэтнических отношений на основе учета и нейтрализации конфликтогенных факторов, стабилизации общей экономической и социаль­но-политической обстановки и корректировки мас­сового сознания и поведения в направлении более широкого и основательного освоения демократиче­ских норм и правил.

При этом в разработке концептуальных оснований и организационных принципов этноконфликтологического мониторинга и менеджмента основной упор, как пред­ставляется, необходимо сделать на учете и использовании внутренней мотивации поведения представителей конфликтующих этносов и других участников межэтнических коллизий, их ценностных ориентации и социально-пси­хологических установок, идентификаций и стереотипов. Это связано с тем общим представлением, что человек или группа людей, включенные в систему общественных, в том числе и межэтнических, отношений, могут опреде­ленным образом трансформировать свое поведение, лишь корректируя свои идентификации с теми или иными об-щностями, их установками и ориентациями и тем самым, меняя регуляторный механизм своего индивидуального и группового поведения.