Индивидуальные задания. Жизнь и творчество А

Урок литературы в 9 классе.
А. Н. Островский. Пьеса «Бедность не порок».
Цели урока:
 Выявить особенности драматургии Островского на примере разбора конфликта в комедии
«Бедность не порок».
Задачи:

Развивать у школьников умения мыслить логически: находить главное, сравнивать, обобщать, делать
выводы;
Развивать умения дискутировать на заданную тему;
Развивать монологическую речь;


 Воспитывать правильное отношение к морально­нравственным ценностям русского менталитета;
 Воспитывать интерес и бережное отношение к русской литературе.
1. Вступительное слово учителя. Сегодня нам предстоит познакомиться с драматургом Александром
Николаевичем Островским и его пьесой, написанной в ранний период его творчества, «Бедность не
порок». Запишите в тетради тему урока: «А. Н. Островский. «Бедность не порок». В старших
классах вы будете изучать его знаменитую пьесу «Гроза». Но сейчас имя это для нас новое, поэтому
несколько слов о самом драматурге.
Особенности:
 Показ важных общерусских проблем через семейно – бытовой конфликт;
 Яркие, узнаваемые характеры;
2. Разбор конфликта пьесы.
(Сл. 9) Сегодня мы начинаем знакомство с комедией Островского «Бедность не порок».
Название. Итак, бедность не порок.
­ Как вы понимаете это изречение?
­ К какому жанру относится это выражение?
­ Помимо этого названия, среди пьес Островского есть ещё и такие: Свои люди – сочтёмся!, На всякого
мудреца довольно простоты, Не в свои сани не садись, В чужом пиру похмелье, Старый друг лучше новых
двух, Свои собаки грызутся – чужая не приставай, Не всё коту масленица, Не было гроша, да вдруг алтын,
Без вины виноватые.
Из полусотни драм.произв. О. с десяток пьес названы пословицами. Больше такого вы не найдёте ни у
одного писателя.
Особенность:
 Своеобразие названий.
Работа с 9 слайдом.
Чтение текста слайда.
Вы прочитали пьесу. Вы знаете, что любое драматическое произведение построено на конфликте.
Конфликт – это противоборство, столкновение, на которых построено развитие сюжета в художественном
произведении.
Аня, напомни, какова основа конфликтов в пьесах молодого Островского.
Найдите в этом предложении антонимичные понятия. (патриархальный (старинный) быт – новшества).
­ В чём, по­вашему, Островский видит идеалы народной нравственности? (крепость семейных устоев,
доверие детей к родителям, нерушимость обычаев, царящих в этой купеческой семье, цельность и ясность
мировоззрения).
­ Чему противостоит этот мир? (новшествам, современной, так называемой «цивилизации»).
Запись в тетради (пропущенные строчки):

Конфликт комедии: Патриархальный мир народной нравственности противостоит современному
миру власти и денег.
Итак, мы обозначили проблему общерусскую, которая показана через семейно – бытовой конфликт. Кто же
в нём участвует?
(Сл. 10). Афиша. Чтение имен и фамилий действующих лиц.
­ Как вы объясните то, что одному из братьев Торцовых автор дал имя Любим, а другому – Гордей? Какие
качества людей подсказываются именами и фамилиями – Африкан Коршунов (хищник), Любовь, Гуслин,
Разлюляев, Митя?
(Гордей – гордый, богатый купец,
Любим – любимый всеми, хороший человек, но неудачник,
Гуслин – простой, весёлый парень (от слова «гусли» ­ старинный народный инструмент),
Разлюляев – простой, весёлый парень (от устаревшего слова «разлюли» ­ потеха),
Митя –. посвящённый греческой богине земли и плодородия Деметре)
П. ­Уже в афише О. скрыто прокомментировал своих героев. Каким образом?
У. – дал им говорящие имена и фамилии.
Особенность:

Говорящие имена.
Ещё раз обращаю ваше внимание на авторское представление героев в афише.
­ Какое имя не вписывается в общий ряд имён? Почему? С какой целью О. таким образом указывает статус
персонажей? Почему среди знакомых имен имя Гордей не вызывает положительных ассоциаций?
Особенность:
 Необычное представление героев в афише, определяющее конфликт, который будет развиваться в
пьесе.
­ Между какими персонажами назревает основной конфликт? Почему?
(Купец Гордей Карпыч Торцов очарован фабрикантом Коршуновым, хочет жить по моде, по­новому и даже
готов отдать за старика единственную дочь)
­ А что же мать? (Недалёкая, безвольная, нерешительная, она не может противостоять мужу)
­ Какова же роль Любима в этом семейном конфликте? (Разоблачает Коршунова – хищника, расстраивает
свадьбу Любови и Коршунова, вступается за Любовь и Митю, помогает прозреть своему брату.)
­ С каких слов Любима Торцова завязывается конфликт?
(Зачитать: Д. 1, явл. 12.
Любим Карпыч (берет).Гривенник надо. Тут все серебро, мне серебра не надо. Ты дай мне еще семитку, вот
и будет в настоящий такт. (Митя дает.)Вот и довольно. Добрая ты душа, Митя! (Ложится.)Брат не умеет
ценить тебя. Ну, да я с ним штуку сделаю. Дуракам богатство – зло! Дай умному человеку деньги, он дело
сделает. Я походил по Москве­то, я все видел, все… Большую науку произошел! А дураку лучше денег не
давай, а то он заломается… фу, фу, фу, трр!… вот как брат, да как я, скотина… (Полусонным
голосом.)Митя, я ночевать к тебе приду.
Митя. Приходите. Теперь контора пустая… праздники…
Любим Карпыч (засыпая). А я с братом смешную штуку сделаю. (Засыпает.)
(Сл. 11 – читать как итог ответа на вопрос)
5. Краткий обзор действий.
Задание: Распределите по действиям: экспозиция, завязка; развитие действия, кульминация; развязка.

(Сл. 12
) 1 действие. Первый акт - это объемная, яркая, зрелищная завязка всего предстоящего действия.

Это начальный момент в развитии событий, подготовленный экспозицией. Здесь читатель получает первые
представления об изображаемых характерах, о конфликте между ними.
В первом акте звучат важные для развития действия слова Любима Торцова о брате: «Ему, дураку, наука
нужна», «Ну, да я с ним штуку сделаю. Дуракам богатство - зло!», « А я с братом смешную штуку
сделаю». Конфликт намечен. В тайном письме, адресованном Мите, обозначена и любовная интрига: «И я
тебя люблю. Любовь Торцова».
П. ­ Как мы знакомимся с главными героями: с Гордеем Карпычем и Любимом Карпычем?
У. – О них мы слышим от других персонажей.
О Гордее от Егорушки: ругается, сердит на Любима Карпыча,
от Пелагеи: с Африканом пьёт, будто подменили его. (д. 1, явл. 3)
О Любиме от Егорушки: рассмешил всех за обедом, Гордей выгнал, Любим в отместку созорничал: стал с
нищими у собора.
Особенность:

«Подготовленное появление» главных героев, о них вначале говорят другие.
П. ­ С каких реплик вступают непосредственно в действие наши герои?
У. – Первая реплика Любима (увидел одних в комнате Любовь Гордеевну и Митю), закрывая лицо руками:
«Стой! Что за человек? По какому виду? За каким делом? Взять под сумнение! Я, племянница! Что,
испугалась? Ступай, не бойсь! Я не доказчик, а кладу всё в ящик…» (д.1, явл. 11)
Первая реплика Гордея (д.1, явл. 7), входит в комнату, где веселится молодёжь: «Что распелись! Горланят,
точно мужичьё! (Мите) И ты туда ж! Кажется, не в таком доме живёшь, не у мужиков. Что за полпивная!
Чтоб у меня этого не было вперёд!
П. – Что можно сказать о персонажах по их первой реплике? (Л. – шутки, прибаутки, «не доказчик»; Г. –
грубит, унижает, «мужичьё» ­ ругательство).
Особенность:

Значимость первой реплики героя
) Второе действие. Действие стремительно развивается, вовлекая новых персонажей, причем все
(Сл.13

они играют свою роль в ходе драмы и развитии конфликта. Атмосфера общей молодой влюбленности,
праздника и веселой кутерьмы с песнями и музыкой, гаданиями, ряжеными, представлениями с медведем и
козой разрушается с появлением Гордея Карпыча и Коршунова. Возможность счастья для молодых героев
становится иллюзорной. «Зятюшка Африкан Савич» уверен, что у него нет повода беспокоиться, заказывает
девушкам «свадьбишную» песню. Любовь Гордеевна в тревоге, подруги окружают взволнованную девушку.
П. ­ О каком празднике речь? Святки. Что за праздник? По каким приметам можно догадаться, что это
святки?
­ Почему Островский время действия пьесы соотносит со временем празднования святок?
У. – Соблюдение народно­ религиозных традиций. Основным смыслом свят. периода, по народным
представлениям, являлось возрождение порядка в мире и в жизни каждого человека как частице этого мира.
(Традиции устного народного творчества – фольклора)
Особенность:
 Фольклорные моменты.
) Действие третье. Конфликт драмы, столкновение действующих лиц завершается. Несмотря на то,
(Сл. 14

что развязка логически вытекает из развития действия, она все­таки носит неожиданный характер: это
действительно подчеркнуто счастливый конец, потому что развитие действия было драматическим.

«Штука», которую придумал Любим, выручает молодую пару. Спасает эта «штука» и Гордея от разорения,
которое грозило ему, породнись он с нечестным в денежных делах Коршуновым. Таким образом, развязка
непосредственно связана с развитием действия во втором акте, она является заключительным моментом в
развитии конфликта и интриги. Любим Торцов вмешивается в естественный ход событий, препятствует
торжеству зла. Протест против сильных мира сего он облекает в броскую форму: «Хорошо тому на свете
жить, у кого нету стыда в глазах».
Опять пословица!
Метко сказано, что театр Островского - речевой театр. У него в пьесах красивый, поэтически богатый
язык. На самом деле у Островского поэтически говорит тот, кто в душе поэт. У Островского каждый
персонаж говорит своим языком. Речь героев - важнейшее средство их характеристики. Докажем.
Чтение отрывков. (Пелагея, Любим)
Гордей Карпыч. Нет, ты вот что скажи: все у меня в порядке? В другом месте за столом­то
прислуживает молодец в поддевке либо девка, а у меня фициянт в нитяных перчатках. Этот
фициянт, он ученый, из Москвы, он все порядки знает: где кому сесть, что делать. А у других что!
Соберутся в одну комнату, усядутся в кружок, песни запоют мужицкие. Оно, конечно, и весело, да я
считаю так, что это низко, никакого тону нет. Да и пьют­то что, по необразованию своему! Наливки
там, вишневки разные… а и не понимают они того, что на это есть шампанское! Ох, если б мне жить
в Москве али бы в Питербурхе, я бы, кажется, всякую моду подражал.
­ объясните особенности речи тех персонажей, монологи которых мы читали.
(Гордей неграмотный, считает, что образование ни к чему, главное – жить по моде.
Любим: его речи присущ элемент несомненной интеллигентности; его речь не патриархальна, не
фольклорна, а принадлежит современной Островскому городской культуре; один из всех действующих лиц
он употребляет какие­то обрывки иностранных фраз довольно правильно и уместно).
Особенность:
 Своеобразие речевой характеристики героев.
П. – Если бы я попросила вас выявить черты сходства и различия между определёнными героями пьесы,
кого бы вы сопоставляли, сравнивали? Почему?
(Митя – Коршунов. Сходство: намерение жениться на Любови Гордеевне; различие: честность Мити –
действия исподтишка Коршунова;
Любим Торцов – Гордей Торцов. Сходство: братья, в конце концов, Гордей прозревает, оказывается не
чужд правде. Различие: Г. – самодур, ему важен внешний лоск, а не человеческая душа; Л., в молодости
тоже поддавшийся на якобы обязательное поддержание статуса и прогулявший всё своё состояние, осознал,
что главное в жизни не деньги, потому что можно и без денег оставаться хорошим человеком;
Любим Торцов – Коршунов. Сходство: бывшие сотоварищи. Различие: честность первого и бесчестие
второго.)
Особенность:
 Параллельное рассмотрение сопоставляемых героев.
6. Это сопоставление и будет вашим домашним заданием, а также надо ответить на вопрос: почему Любим
Торцов – любимый герой Островского?
7. Подведём итог урока.
(Сл. 15) ­ Перечислим особенности драматургии Александра Николаевича Островского:
Если позволит время, можно обсудить слова А. И. Гончарова: «Вы один достроили здание, в основании
которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас мы, русские,

Прочитайте список действующих лиц. Что вы узнаете из него о героях пьесы? Что “говорят” о пер­сонажах комедии их фамилии? Герои пьесы – представители москов­ского дворянства. Среди них – обладате­ли комических и говорящих фамилий: Молчалин, Скалозуб, Тугоуховские, Хрю­мины, Хлестова, Репетилов. Это обсто­ятельство настраивает зрителей на вос­приятие комического действия и комиче­ских образов. И только Чацкий из глав­ных героев назван по фамилии, имени, от­честву. Он, по-видимому, представляет ценность по своим достоинствам.

попытки исследователей проана­лизировать этимологию фамилий. Так, фамилия Фамусов происходит от англ. famous – “известность”, “слава” или от лат. fama – “молва”, “слух”. Имя Софья в переводе с греческого означает “муд­рость”. Имя Лизанька – дань француз­ской комедийной традиции, явный пере­вод имени традиционной французской субретки Лизетты. В имени и отчестве Чацкого подчеркнута мужественность: Александр (от греч. победитель мужей) Андреевич (от греч. мужественный). Есть несколько попыток интерпретировать фа­милию героя, в том числе ассоциировать ее с Чаадаевым, но все это остается

на уровне версий.

Почему список действующих лиц часто назы­вают афишей?

Афиша – это объявление о спектакле. Этот термин используется чаще всего в те­атральной сфере, в пьесе же как в литера­турном произведении, как правило, она обозначается “список действующих лиц”. В то же время афиша представляет собой своеобразную экспозицию драматического произведения, в которой названы персона­жи с некоторыми очень лаконичными, но существенными пояснениями, обозначена последовательность их представления зри­телю, указаны время и место действия.

Объясните последовательность расположе­ния героев в афише.

Последовательность расположения пер­сонажей в афише сохраняется такой, ка­кая принята в драматургии классицизма. Сначала называется глава дома и его до­мочадцы, Фамусов, управляющий в ка­зенном месте, затем Софья, его дочь, Лизанька, служанка, Молчалин, секре­тарь. И только после них в афишу впи­сывается главный герой Александр Анд­реевич Чацкий. После него следуют гости, расположенные по степени знатности и значимости, Репетилов, слуги, множество гостей всякого разбора, официанты.

Классицистический порядок афиши на­рушает представление четы Горичей: сна­чала названа Наталья Дмитриевна, моло­дая дама, затем Платон Михайлович, ее муж. Нарушение драматической тради­ции связано с желанием Грибоедова на­мекнуть уже в афише на характер отно­шений молодых супругов.

Глоссарий:

    • говорящие фамилии в горе от ума
    • анализ афиши горе от ума
    • горе от ума говорящие фамилии
    • прочитайте список действующих лиц что вы узнаете из него о героях пьесы
    • почему список действующих лиц часто называют афишей

Другие работы по этой теме:

  1. А. С. Грибоедов 1. Какие черты классицизма сохранились в комедии “Горе от ума”? а. Говорящие фамилии б. Общественный конфликт в. Соблюдение принципа трех единств г....
  2. Сочинение по комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”. Чацкий и Молчалин (Сравнительная характеристика). В произведении А. С. Грибоедова “Горе от ума” противопоставлены два героя...
  3. Павел Афанасьевич Фамусов – одно из главных действующих лиц комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”. Фамусов – московский барин, отец Софьи и давний друг...
  4. Грибоедов, Горе от ума. Какой конфликт зарождается во втором дей­ствии? Какой конфликт зарождается во втором дей­ствии? Когда и как это происходит? Во втором действии зарождается...

колумбом замоскворечья



«У нас на Руси, мало написать пьесу, надо провести её по всевозможным мытарствам» А.Н.Островский


  • Эпиграф
  • (театральный критик )

  • В чем заключается значимость драматургии Островского для культуры русского народа?
  • В чём он был продолжателем традиций русского театра?

Александр Николаевич Островский родился 31 марта 1823 года в Москве. Его отец, Николай Федорович, большую часть жизни проработал в судебном ведомстве. Мать, Любовь Ивановна, умерла, когда Александру было восемь лет. Обстановка, в которой жил и воспитывался А.Н. Островский, способствовала его знакомству с бытом и нравами «третьего сословия»:






  • Учеба
  • В 1835 году Александр поступил в Московскую губернскую гимназию . Особый интерес во время учебы он проявлял к литературе: у отца была богатая библиотека. Важным событием в его жизни стало появление в доме мачехи, баронессы Эмилии Андреевны фон Тессин. Она уделяла большое внимание обучению детей музыке, иностранным языкам, светским манерам.
  • После окончания гимназии в 1840 году А.Н. Островский поступил на юридический факультет Московского университета , однако проучился здесь всего три года: помешало увлечение театром и литературным творчеством.

  • Служба
  • В 1843 году А.Н. Островский поступил на службу писцом в Совестный суд , где рассматривались уголовные преступления и гражданские иски по жалобам родителей на детей и детей на родителей . В 1845 году он был переведен в Коммерческий суд.

  • Семейная жизнь
  • В 1840-е годы А.Н. Островский увлекся простой мещанкой Агафьей Ивановной и в 1849 году ввел ее в дом на правах жены. Несмотря на разницу в воспитании и образовании, Агафья Ивановна внесла в его жизнь порядок и уют. Однако отец А.Н. Островского был против – он разорвал сыном отношения и отказал ему в материальной помощи. К сожалению, все дети, рожденные в этом браке, умерли, а в 1867 году умерла и сама Агафья Ивановна.
  • Со второй женой, Марьей Васильевной, А.Н. Островский прожил счастливо до самой смерти. У них было пятеро детей: Александр, Сергей, Любовь, Мария и Михаил.

  • Сотрудничество с журналами
  • В начале 1850-х годов А.Н. Островский вышел в «молодую редакцию» журнала «Москвитянин».
  • В конце 1850-х годов вошел в число авторов журнала «Современник».

Создание народного театра

  • В 1885 году А.Н. Островского назначили заведующим репертуарной частью московских театров и начальником театрального училища Императорских Московских театров , а 2 июня 1886 года он скончался за работой в своем кабинете в имении Щелыково.

  • Особенности стиля Островского - говорящие фамилии; - необычное представление героев в афише, определяющее конфликт, который будет развиваться в пьесе; - специфические авторские ремарки; - роль декораций, представленных автором, в определении пространства драмы и времени действия; - своеобразие названий (часто из русских пословиц и поговорок); - фольклорные моменты; - параллельное рассмотрение сопоставляемых героев; - значимость первой реплики героя; - «подготовленное появление», главные герои появляются не сразу, о них вначале говорят другие; - своеобразие речевой характеристики героев.













Памятник А.Н.Островскому у Малого театра в Москве


  • Эпиграф
  • Зачем лгут, что Островский «устарел»? Для кого? Для огромного множества Островский еще вполне нов, – мало того, вполне современен, а для тех, кто изыскан, ищет всё нового и усложненного, Островский прекрасен, как освежающий родник, из которого напьешься, из которого умоешься, у которого отдохнешь – и вновь пустишься в дорогу. Алекса́ндр Рафаи́лович Ку́гель (театральный критик )



Островский изображает патриархальный русский мир: купечество,чиновники, помещики








1. Вспомните название первой пьесы Островского. 2. В каких журналах печатался Островский? 3. Какое первоначальное название имела пьеса «Свои люди – сочтёмся»? 4. За постановку какой пьесы Островского вынудили выйти в отставку с государственной службы, обвинили в политической неблагонадёжности и отдали под негласный надзор полиции? 5. Какой театр называет себя «Домом Островского»?


  • Домашнее задание:

Дать характеристику Катерины

Апрель 19th, 2016 admin

Павлович Ирина Иосифовна

Конспект урока по дисциплине: «Русск ая литература » для обучающихся 1 курса колледжа

Цели:

познакомить обучающихся с жизнью и творчеством А.Н. Островского, историей создания драмы «Гроза»; показать своеобразие и новаторство драматурга, выражающееся в отражении проблем эпохи; углубить знания о драме как одном из родов литературы, определить структурные особенности драматического произведения.

Вырабатывать умение анализировать прослушанное; развивать образное и аналитическое мышление, устную речь, творческое воображение; продолжать формировать навыки работы с источниками, дополнительной литературой;

— воспитывать культуру восприятия драматургического произведения; формировать эстетический вкус.

Тип урока: урок усвое­ния новых знаний с использованием технологии развития критического мышления.

Ход урока

I .Организационный этап.

1.1. Приветствие, отметка отсутствующих.

1.2. Сообщение темы, целей и задач урока.

— Сегодня на уроке познакомимся с жизнью и творчеством русского драматурга Александра Николаевича Островского и историей создания драмы «Гроза».

II .Подготовка к усвоению нового учебного материала. Фаза вызова.

2.1.Работа со словарем (индивидуальное задание)

— Так как на уроке часто будет звучать слово «драма», попрошу, пользуясь толковым словарем Ожегова большим советским энциклопедическим словарем, найти значение этого слова, назвать структурные особенности драматического произведения и составить кластер.

2.2. Прогнозирование по фотографии : Перед вами портрет Александра Николаевича Островского, написанный кистью художника Перова. Всмотритесь в него и сделайте предположение об этом человеке по его внешности, составьте психологический портрет писателя. Каким вы представляете А. Н. Островского?

«У него был типичный московский облик — в нем сразу чувствовался большой человек. Широкий лоб, умные глаза, приветливость составляли основные черты этого облика», — вспоминал художник А. Я. Головин.

«В его облике нет как будто ни капли возвышенного, романтического: покойно сидит Островский в домашней шубейке на беличьем меху, запечатленный точной кистью художника, и только глаза его — голубые, умные и острые, отнюдь не назидательные, но выпытывающие, ненасытные, доверчивые, не дающие солгать, только эти детские глаза его свидетели совершающейся в нем горячей внутренней жизни». (В.Я. Лакшин).

2.3. Прием «Верите ли вы?» : На предложенные сейчас вопросы ответьте утвердительно или отрицательно, прокомментировав свое мнение.

— Верите ли вы, что А.Н.Островский мог позволить себе ходить в русском костюме: в шароварах, в рубашке навыпуск и длинных сапогах? (да)

— Верите ли вы, что А.Н. Островский, будучи гимназистом, сам сшил себе штаны? (А.П.Чехов)

Верите ли вы, что будучи на третьем курсе университета Александр Николаевич по собственному желанию уходит из вуза? (да)

— Верите ли вы, что первая пьеса 10 лет находилась под арестом? (да)

— Верите ли вы, что Островский получил от императора Александра III право на ежегодное пенсионное обеспечение? (да)

— Верите ли вы, что А.Н.Островский написал пьесу «Гроза» по реальным событиям? (да)

— Верите ли вы, что драматург жил в постоянном страхе остаться к сезону без новых пьес, то есть без хлеба, с огромной семьёй? (да)

— К концу занятия вы узнаете, подтвердились или нет ваши предположения.

III .Усвоение новых знаний. Фаза реализации. Словарная работа.

— Послушаем информацию о значении слова «драма» и структурных особенностях драматического произведения. (обучающийся зачитывает значение слова, демонстрирует кластер)

Драма (от греч. агата действие) — один из основных родов литературы, предназначенный для исполнения на сцене.

Цель драматического произведения — отражать жизнь в действиях (поступках и переживаниях) людей.

Структурные особенности драмы:

— литературное произведение, написанное в форме разговора действующих лиц;

— взаимоотношения людей, возникающие между ними конфликты

раскрываются через поступки героев, через их образ мысли;

— состоит из монологов и диалогов;

делится на акты (действия) и явления (картины);

— ориентирована на зрелищную выразительность.

К драматическим произведениям (пьесам) относятся трагедии, драмы, комедии, мелодрамы, трагикомедии и водевили.(короткая комическая пьеса, обычно с пением)

  • Слово учителя : Почти 50 пьес было написано Островским за его долгую литературную жизнь, среди которых были драмы, комедии, трагедии. 46 из них были поставлены при жизни драматурга. Они заняли прочное место в репертуаре многих театров.

Группа наших обучающихся провела исследование на тему «Истоки таланта А.Н. Островского». Предоставим им слово.

3.3.Сообщения обучающихся (проектная работа)

1) «Колумб Замоскворечья», (видеоролик.)

«Нет дня в году, чтобы в 5-6 театрах не шла моя пьеса», — писал А. Н. Островский в 1871году. Эта фраза, сказанная Александром Николаевичем актуальна и для нашего времени, на сценах различных театров в разных городах в репертуарах значатся пьесы Островского, интерес к ним неиссякаем.

2). Детство и юность (слайдовая презентация)

— А.Н. Островский родился 12 апреля (31 марта) 1823 года в Москве в семье чиновника. Его дед по отцу был священником, пономарем был дед по матери.

В 1831 году, когда Островскому не было еще девяти лет, умерла его мать, Любовь Ивановна. « … Пестрое, цветное, дикое, причудливое, странное и милое Замоскворечье вскормило Островского, напитало его душу первыми впечатлениями, осталось в памяти художника на всю жизнь … »

Отец, Николай Федорович Островский, ­человек острого ума, образованный (закончил духовную академию), трудолюбивый, быстро продвигался по службе и успешно занимался частной практикой: он был адвокатом, вел дела купцов. Это дало ему возможность построить в Монетчиках (Замоскворечье) собственный дом и приглашать для своих детей домашних и приходящих учителей. Во второй половине 40-х годов им приобретается четыре небольших имения. В одном из них (Щелыково, Костромской губернии) в конце 40-х годов, он и поселяется на постоянное жительство.

Отец, писавший в молодости стихи, следивший за новинками литературы, выписывал все передовые журналы. У него составилась солидная библиотека, которой пользовался Александр Николаевич. Все Островские глубоко уважали книгу. Гимназист Островский получил доступ к отцовским шкафам с книгами и сделался увлеченным и самозабвенным читателем. Его увлечение — Пушкин, Грибоедов, Гоголь.

После нескольких лет домашних занятий с учителями, в 1835 году, Александр Николаевич поступил в третий класс первой московской гимназии. Завершив в 1840 году гимназию и получив аттестат с отличием, он по настоянию отца подает в том же году прошение о принятии его на юридический факультет Московского университета.

3). Университетские годы.

Первый год университета Островский учился старательно и даже с увлечением, однако к концу второго курса он начал пропускать лекции; на весеннюю сессию 1842 года не явился. Не отмечая у студента Островского признаков усердия, факультет оставил его для повторного слушания курса.

Едва ли не все деньги, перепадающие от отца, Островский тратил теперь на театральные билеты. Не покидая театра до последнего хлопка, горячо приветствуя артистов, раскланивающихся на вызовы, Островский думал: вот где подлинная жизнь, вот где родной дом, и кафедра, и все, все, что только нужно ему.

На втором курсе начались узкоспециальные предметы, вроде римского права, не интересные Островскому. И он начал пренебрегать учебными занятиями. При переходе на третий курс Островский получил у профессора Н.И. Крылова, впрочем, как и многие другие студенты, единицу. Не стремясь к юридической карьере, Александр Николаевич воспользовался отрицатель­ным баллом как поводом для ухода из университета. Впоследствии он вспоминал: «Я с молодости бросил все и весь отдался искусству».

Отец, не соглашаясь с намерениями сына, определил его в том же году чиновником Совестного, а в 1845 году — Коммерческого суда.

4). Годы службы в суде.

Будущему драматургу пришлось работать там, куда обращались с исками родители против детей, а дети против родителей. Суд пытался разрешить эти споры «по совести». Вскоре (опять-таки не без участия отца) Островский был переведен в более современное и солидное учреждение ­МОСКОВСКИЙ коммерческий суд.

Служба не увлекала Александра Николаевича, но она давала ему богатый материал для творчества. Он сам признавался: «Не будь я в такой передряге, пожалуй, не написал бы «Доходное место».

Той осенью, когда Островский поступил в совестной суд, им был закончен первый дошедший до нас рассказ: «Сказание о том, как квартальный надзиратель пускался в пляс, или от великого до смешного только один шаг». Под рассказом молодой автор впервые выставил дату: 15 декабря 1843 года. Островский всегда отмечал на рукописях день окончания работы …

5). Начало литературного пути. Первые работы.

Набросок двадцатилетнего Островского выдавал несомненный талант автора. Он начинает пробовать себя и в драматургии.

9 января 1847 года в «Московском городском листке» с успехом были опубликованы «Сцены из комедии «Несостоятельный должник».

14 февраля 1847 года Островский называл самым памятным днем в своей жизни. Утром он поставил на рукописи «Картины семейного счастья» пометку об окончании драматургического первенца, а вечером читал пьесу друзьям. Шквал поздравлений и похвал обрушился на него от друзей. 1847-1848 и половину 1849 года Островский работал над пьесой «Банкрот». Позднее пьеса получила другое название — «Свои люди ­сочтемся». 16 марта 1850 года журнал «Московитянин» с комедией «Свои люди — сочтемся» вышел в свет. Книжку журнала рвали из рук. Молодой Островский в короткий срок стал московской сенсацией.

Итог цензурных злоключений «Банкрота» оказался безрадостным: комедия была запрещена для сцены, и о пьесе не рекомендовано было упоминать в печати. Островский тяжело переживал свою опальностъ. Но артисты, писатели не только не отвернулись от него, но горячо выражали ему свои симпатии.

Начало литературной судьбы Островского было тесно связано с журналом «Московитянин». Но для человека, решившего зарабатывать на жизнь пером, журнал «Московитянин» был самым неподходящим на свете местом. «Адская скупость» издателя была притчей во языцах в московском литературном кругу.

В конце 1847 года он познакомился с женщиной, жившей по соседству.

Агафья Ивановна была годом или двумя старше Островского, но на брак с ней он не мог решиться — это значило бы вконец рассориться с отцом и остаться в самой черной нужде. Но Агафья Ивановна и не требовала от него ничего. Терпеливо ждала его, любила, обогревала, и чем дальше, тем труднее было ему расстаться с ней.

Так вот, невенчанной женой Островского прожила скромно и достойно бок о бок с великим драматургом восемнадцать лет Агафья Ивановна …

6)Служба театру

В начале 1850-х годов репертуар русских театров был скуден. Афиши заманивали публику на русские варианты французских водевилей. Театру был нужен драматург … Драматургу был нужен театр. А пьесы Островского продолжали свое причудливое кружение по чиновничьим кругам и с надписью «Запрещается» оседали в секретном архиве.

1853 год открыл Островскому дорогу на сцену. За драматургом шла группа молодых актеров, увлеченных его пьесами.

В августе 1853 года в Малом театре была сыграна «Бедная невеста».

Имя Островского укоренялось в репертуаре.

В 1860 году была разрешена для представления пьеса «Свои люди ­сочтемся». С триумфом прошла эта десятилетие назад запрещенная пьеса. Затем одна за другой были дозволены к исполнению пьесы «Воспитанница» и «Доходное место».

Казалось, положение Островского в литературе приобрело солидную устойчивость. В 1863 году он был избран членом­ корреспондентом Академии наук. О нем начала писать заграничная пресса,

В 1868 году он дебютировал в некрасовском журнале пьесой «На всякого мудреца довольно простоты»; затем каждый год одна за другой печатаются пьесы «Горячее сердце», «Бешеные деньги», «Лес», «Не было гроша, да вдруг алтын» и т.д. Успех пьес вернул Островскому силы.

Отцу не нравилось увлечение старшего сына театром и литературой. Но еще большее его неудовольствие вызывало то, что Александр Николаевич, полюбив простую девушку из мещанской среды, ввел ее в свой дом на правах жены. Разгневанный отец лишил сына всякой материальной помощи. Ни служба, ни литературные занятия не давали драматургу достаточных средств. Это бремя материальной необеспеченности сопровождало его на протяжении всей жизни. Пьесы шли бесплатно, автору за них не платили ни гроша!

До конца своей жизни драматург нуждался. Семья с каждым годом росла, а средств не хватало. Труд подорвал здоровье драматурга.

7). Последние годы жизни.

25 августа 1879 года Александр Николаевич писал: « 30 лет я работаю для русской сцены, написал более 40 оригинальных пьес, вот уж давно не проходит ни одного дня в году, чтобы на нескольких театрах в России не шли мои пьесы, только императорским театрам я доставил сборов более 2-х миллионов, и все-таки я не обеспечен настолько, чтобы позволить себе отдохнуть месяца два в году. Я только и делаю, что или работаю для театра, или обдумываю сюжеты вперед, в постоянном страхе остаться к сезону без новых пьес, т.е. без хлеба, с огромной семьей».

В 1867 году умерла первая жена драматурга — Агафья Ивановна, и в 1869 году он женился на артистке Московского Малого театра Марии Васильевне Васильевой. У драматурга было 4 сына и 2 дочери. Будучи нежным отцом, отличным семьянином, он стремился дать всем своим детям самое лучшее воспитание и образование.

В последний год жизни Островского под давлением общественности были официально признаны его заслуги: он был назначен заведующим репертуарной частью московских театров и руководителем театрального училища. Настало время, о котором он мог только мечтать, но в первые же дни службы он с ужасом ощутил, что взятая им на себя задача ему уже не по силам, приняться за эту работу он не успел: 14 (2) июня 1886 г. драматург скончался.

А.Н. Островский – создатель русского национального театра.

А.Н. Островский открыл незнакомую зрителю страницу, выведя на сцену нового героя – купца. Его творчество, продолжая традиции Фонвизина, Грибоедова, Гоголя, отличается новаторством в изображении героев, в языке персонажей и в поднятых социально-нравственных проблемах. В пьесах Александра Николаевича изображаются обычные ситуации с обычными людьми, драмы которых уходят в быт и человеческую психологию.

Особенности стиля Островского.

  1. Говорящие фамилии;
  2. Необычное представление героев в афише, определяющее конфликт, который будет развиваться в пьесе;
  3. Специфические авторские ремарки;
  4. Своеобразие названий (часто из русских пословиц и поговорок);
  5. Фольклорные моменты;
  6. Значимость первой реплики героя;
  7. «Подготовленное появление», главные герои появляются не сразу, о них вначале говорят другие;

За Малым театром закрепилось название «Дом Островского». Сюда он приходил ежедневно. Свои новые пьесы автор обязательно читал артистам сам, тем самым он задавал исполнителям верный тон. Островский был режиссером-постановщиком своих пьес; он распределял роли, сам проводил репетиции с актерами.

Именно здесь, у входа в Малый театр, установлен памятник А.Н. Островскому. А.Н. Островский изображен сидящим в кресле, в знакомом по портрету Перова просторном халате на беличьем меху. В руках записная книжка, карандаш. Печать глубокой сосредоточенности лежит на всем облике драматурга. Погруженный в глубокие раздумья, он каждый вечер встречает зрителей, которые приходят в «Дом Островского».

И сегодня в репертуаре театров пьесы Островского занимают значительное место. Творчество Островского получило мировое признание.

3.4.Первичная проверка понимания обучающимися нового материала. Прием «Тонкие и толстые вопросы».

— Где и в какой семье родился А. Островский?

— Куда поступил после окончания гимназии?

Что дала служба в суде?

— Какие названия имела первая комедия Островского? (“Несостоятельный должник” – “Банкрот” — “Свои люди – сочтёмся”.)

— Какой театр называет себя “Домом Островского”? (Московский Малый театр)

— Сколько пьес отдал он театру?

— Какие проблемы ставит в своих пьесах драматург?

— За что Островского прозвали “Колумбом Замоскворечья”? (Живя в купеческом районе старой Москвы, в Замоскворечье, Островский впервые в русской литературе “открыл” “замоскворецких жителей”, за что его и прозвали “Колумбом Замоскворечья”.)

Почему современные театры постоянно обращаются к пьесам драматурга?

— Назовите жанры драматических произведений.

— Какова цель драматического произведения? (отражать жизнь в действиях (поступках и переживаниях) людей.

3 .5.Историческая основа и творческая история «Грозы». (видеоролик).

Председатель Географического общества великий князь Константин Николаевич решил организовать экспедицию с участием литераторов; цель экспедиции - изучать и описывать народные промыслы, связанные с морем, озерами или реками, приемы местного судостроения и судовождения, положение отечественного рыболовства и само состояние водных путей России, изучить и описать быт жителей России, занимающихся судовождением, о чем составить потом очерки для выпускаемого министерством “Морского сборника”.

Островскому досталась Верхняя Волга от истока до Нижнего Новгорода. И он с увлечением взялся за дело». Впечатления от экспедиции Островский записывал в дневник.

  1. IV . Итог урока. Фаза рефлексии. Составление синквейна.

— А сейчас я предлагаю обобщить то, о чём мы сегодня говорили и составить синквейн со словами Островский и Гроза . (работа в группах, представление синквейнов) .

Список используемой литературы

Лобанов М. Островский. М., 1979 (серия «ЖЗЛ»).

Островский А. Полное собрание сочинений.

ПОДЕЛИТЬСЯ Вы можете

Цель и задачи:

1) раскрыть роль А.Н. Островского в развитии русской драматургии и театра на примере учебного материала с использованием ИКТ;

2) показать новаторство Островского – драматурга;

3) формировать навык учащихся самостоятельной работы с учебным материалом, умения вычленять главное, сопоставлять, сравнивать содержание материала, представленного учебной литературой и пополненной материалами Интернета

4) вызвать интерес учащихся к жизни и творчеству писателя.

Тип урока: Лекция с элементами беседы и инсценировки. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний о великом драматурге и его творчестве.

План урока:

  1. Зачитывание учителем эпиграфа к уроку.
  2. Вступительное слово учителя по теме урока.
  3. Выступление учащихся с фактами из биографии драматурга (самостоятельная поисковая работа с энциклопедиями, источниками Интернета, учебником).
  4. Инсценировка учащимися отрывка из пьесы «Свои люди – сочтемся». Необычное представление героев в афише, определяющее конфликт, который будет развиваться в пьесе.
  5. Раскрываем смысл названия комедии. Своеобразие названий (часто из русских пословиц и поговорок).
  6. Параллельное рассмотрение сопоставляемых героев с говорящими фамилиями.
  7. Значимость реплик героев; Значимость первой реплики героя.
  8. Своеобразие речевой характеристики героев.
  9. Актуальность темы пьесы в сегодняшнее время.
  10. Вывод по теме урока.
  11. Выставление оценок за урок.
  12. Домашнее задание.

Ход урока

Эпиграф к уроку: «Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский национальный театр…»

(И.А.Гончаров)

(Слайд № 2)

1. Вступительное слово учителя о роли А.Н.Островского в развитии литературы и театра.

В середине 19 века в России назрела необходимость создания национального репертуара в театре. Театральную публику конца 1840-1850 годов не удовлетворял репертуар, где «пьесы из русского быта» составляли лишь некоторую долю, а из русской классики утвердились на сцене только «Недоросль» Д.И.Фонвизина, «Ревизор» и «Женитьба» Гоголя, сцены из комедии А.С.Грибоедова, «Горе от ума». Вот и все.

Национальный репертуар для русского театра суждено было создать А.Н.Островскому. Мощное дарование великого драматурга ответило на запрос времени. Но невозможно изучать творчество великого русского драматурга, не познакомившись с важными и интересными фактами его биографии. (Слайд № 3)

Выступление учащихся, подготовивших сообщение по биографии писателя.

Ученик: 31 марта 1823 года в Москве, в Замоскворечье, в семье преуспевающего чиновника родился сын Александр. Он незаметно подрастал в маленьких комнатах, в доме с узенькими окошками, со скрипучими половицами. Бегал играть во двор и на улицу – тихую, пустынную, не мощеную Малую Ордынку – летом пыльную, весной и осенью грязную. Смотрел, как в праздники движется к поздней обедне пестрая толпа купчих, барышень, приказчики, мещаночки, молодые чиновники в модных фраках и простой люд. (Слайд №4)

Ученик: пестрое, цветное, дикое, причудливое, странное и милое Замоскворечье вскормило Островского, напитало его душу первыми впечатлениями, осталось в памяти писателя на всю жизнь. (Слайд № 5)

Ученик: перед нами портрет матери Александра Островского. Она из бедного духовенства, отличалась необыкновенными душевными качествами, но рано умерла (в 1831 году): мачеха была из старинного дворянского рода обрусевших шведов, преобразовала патриархальный замоскворецкий быт семьи на дворянский лад, заботилась о хорошем домашнем воспитании своих детей и пасынков.

Ученик: в 1840 году Островский окончил первую Московскую гимназию. Затем учился на юридическом факультете Московского университета. В 1843 году, по настоянию отца покинул университет и поступил канцеляристом в Московский советный суд, где разбирались имущественные споры, преступления малолетних. В 1845 году он был переведен в Московский коммерческий суд, откуда ушел в 1851 году, чтобы стать профессиональным литератором.

Ученик: работа в судах существенно обогатила жизненный опыт Островского. То, что таилось годами за высокими тесовыми заборами купеческих домов, за воротами с двойными лязгающими засовами, – все это выплескивалось перед столом судьи и ложилось под перо канцеляриста: страсти разгорались, языки развязывались, семейные тайны выговаривались вслух, родственники не щадили друг друга.

Ученик: Островский обрел здесь возможность зачерпнуть из самой гущи жизни, познакомиться с ее скрытыми пружинами. Серьезному писателю не требуется специально «изучать жизнь». Она сама идет к нему, он живет ею и – волей или неволей – впитывает ее.

Ученик: долгие годы Островский жил на грани нищеты. Будучи признанным главой русских драматургов, он и на склоне лет постоянно нуждался, добывая средства к жизни неустанным литературным трудом. Умер писатель за письменным столом в Щелыкове (это имение отца), работая над переводом пьесы Шекспира «Антоний и Клеопатра». (Слайд № 6)

Ученик: 47 пьес создал Островский. Малый театр на протяжении трех десятилетий знакомил своих зрителей с этими произведениями. Малый театр не случайно называли Домом Островского. У его стен находится памятник великому драматургу.

Ученик: Работая над своими произведениями, Островский понял, что вся сила комедии в языке. Герои должны говорить натурально. И вместе с тем их речь – старомосковская, цветистая – должна оставлять радостное ощущение искусства. Все свои усилия он сосредоточил, работая над пьесой «Банкрот» (1849 году, в журнале "Москвитянин»). (Слайд №7)

Учитель: в современном языке банкрот – это разорившийся делец, не способный уплатить свои долги. Это слово имеет и переносный смысл. Банкрот – это человек, потерпевший духовное крушение.

Учитель: Тема банкротства тогда носилась в воздухе. Пьеса с таким названием была запрещена. И Островский на заглавном листе, посланного цензору, написал «Банкрот», а ниже крупным почерком «Свои люди – сочтемся». Так пьеса получила второе название.

Театральный сезон начался, а разрешения на постановку комедии все не было. Наконец, из Петербурга пришло известие, что пьеса запрещена. Цензор вынес свой приговор: «Все действующие лица: купец, его дочь, стряпчий, приказчик и сваха – отъявленные мерзавцы. Разговоры грязны, вся пьеса обидна для русского купечества». И комедия была поставлена только после смерти Николая I, в 1861 году. Успех ее был огромный, небывалый.

Учитель: давайте теперь попробуем вместе с Островским пережить некоторые интересные моменты его комедии.

(Учащиеся инсценирую отрывок из пьесы Островского «Банкрот»).

Действие 1. Гостиная в доме Большова

Липочка: какое это приятное занятие эти танцы! Ведь уж как хорошо! Что может быть восхитительней? Больше всего не люблю я танцевать с студентами да с приказными. То ли дело отличаться с военными. Ах прелесть! Восхищение! И усы, и эполеты, и мундир, а у многих даже шпоры с колокольчиками. Одно убийственно, что сабли нет!

Аграфена Кондратьевна (входя). Так, так, бесстыдница!.. ни свет ни заря, не поемши хлеба божьего, да уж и за пляску тотчас!

Липочка. Как, маменька? Я и чай пила, и ватрушку скушала. Посмотрите-ко, хорошо? Раз…два… три, раз, два…

Аграфена Кондратьевна. Говорю тебе, не вертись!

Липочка. Что за грех такой! нынче все этим развлекаются. Раз… два… Мне не вас, мне мужа надобно! Что это такое! Страм встречаться с знакомыми… Слышите, найдите мне жениха – всё другим да другим. Кого не заденет за живое… А то для вас же хуже будет: нарочно, вам назло, по секрету заведу обожателя, с гусаром убегу, да и обвенчаемся потихоньку.

Аграфена Кондратьевна. Что, что, беспутная… Ах ты, собачий огрызок! Ну, нечего делать! Видно, придётся отца позвать.

Липочка. Только и ладите, что отца позвать; бойки вы при нём разговаривать-то, а попробуйте-ко сами!

Аграфена Кондратьевна. Так что же, я дура, по-твоему, что ли? Какие у тебя гусары, бесстыжий твой нос!

Липочка. Всё я скверная, а сами-то вы каковы после этого! Что вам угодно спровадить меня на тот свет прежде времени? Извести своими капризами? (Плачет). Что ж, пожалуй, я уж и так, как муха какая, кашляю! (Плачет, потом рыдает).

Аграфена Кондратьевна. Липочка, ну, будет! Ну перестань! Ну не сердись на меня (плачет), бабу глупую… неучёную (плачут вместе) серёжки куплю…

Липочка (плача). На что мне серёжки ваши… а вы купите браслеты с изумрудами.

Аграфена Кондратьевна. Куплю, куплю, только ты плакать-то перестань!

Липочка. (Сквозь слёзы) Тогда и перестану, как замуж выду!

Аграфена Кондратьевна. Выдешь, выдешь, голубчик ты мой… Вот нынче хотела Устинья Наумовна прийти, мы и потолкуем.

Входит Устинья Наумовна.

Устинья Наумовна. Уф, что это у вас, серебряные, лестница-то какая крутая: лезешь, лезешь, насилу вползёшь!

Липочка. Ах, вот и она!

Аграфена Кондратьевна. Ну, что новенького, нет ли чего, Устинья Наумовна? Ишь, у меня девка-то стосковалась совсем.

Липочка. И в самом деле, Устинья Наумовна, ты ходишь, ходишь, а толку нет никакого.

Устинья Наумовна. Да вот ишь ты, с вами нескоро сообразишь, бралиянтовые. Тятенько-то твой ладит за богатого. Маменько-то вот тоже норовит в своё удовольствие: подай ты ей беспременно купца. У тебя тоже своё на уме.

Липочка. Не пойду я за купца, ни за что не пойду. Затем я разве так воспитывалась, училась и по-французски, и на фортепианах, и танцевать! Нет, нет! Где хочешь, а найди мне благородного.

Аграфена Кондратьевна. Вот ты и толкуй с ней.

Фоминишна. Да что тебе дались эти благородные? Что в них за особый скус? Голый на голом сидит… А ведь хошь и замужем будешь, а надоест тебе соус-то с подливкою.

Липочка. Ты, Фоминишна, родилась между мужиков и ноги протянешь мужичкою. Что мне в твоём купце! Какой он может иметь вес? Где у него амбиция? Мочалка его, что ли, мне нужна?

Фоминишна. Не мочалка, а божий волос, сударыня, так-то-сь!

Липочка. Да что вы пристали. Уж сказала, что не пойду за купца, так и не пойду!

Устинья Наумовна. Пожалуй, уж коли тебе такой апекит, найдём тебе и благородного. Какого тебе: посолидней али поподжаристей?

Липочка. Ничего и потолще, был бы собою не мал, конечно, лучше уж рослого, чем какого-нибудь мухортика. И пуще всего, Устинья Наумовна, чтобы не курносого, беспременно чтобы был брюнет; ну, понятное дело, чтобы и одет был по-журнальному.

Устинья Наумовна. А есть у меня теперь жених, как ты, бралиянтовая, расписываешь: и благородный, и рослый, и брюле…

Липочка. Ах, Устинья Наумовна! Совсем не брюле, а брюнет!

Устинья Наумовна. Да, очень мне нужно на старости лет язык-то ломать по-твоему. Ты вот поди, оденься, а мы с маменькой потолкуем об этом деле.

Липочка уходит…

Ученик. Островский избирает сюжет, в основе которого лежит довольно распространённый случай мошенничества в купеческой среде в России 40-ых годов 19 века. Самсон Силыч Большов занимает большой капитал у своих собратьев-купцов и поскольку возвращать долги ему не хочется, объявляет себя банкротом, несостоятельным должником. Своё состояние он переводит на имя приказчика Лазаря Подхалюзина, а для крепости мошеннической сделки отдаёт за него замуж свою дочь Липочку.Большова сажают в долговую тюрьму, но он не унывает, поскольку верит, что Лазарь внесёт для его освобождения небольшую сумму от полученного капитала. Однако он ошибается: «свой человек» Лазарь и родная дочь Липочка не дают отцу ни копейки.

Учитель: Давайте раскроем смысл названия комедии.

  1. Найдите в пьесе сцену, где содержатся слова, подкрепляющие это название? (стр. 91, действие 3, явление 7).
  2. Какие фрагменты текста 4 действия проясняют это?
  3. Отражает ли название комедии сущность основного конфликта.

(Да. Основной конфликт комедий – обличение общественных отношений, основанных на имущественном неравенстве и жажде наживы. В пьесе есть еще один конфликт – это конфликт отцов и детей)

Учитель. А теперь прочитаем список действующих лиц. Нет ли «говорящих» фамилий?

  • Большов – от крестьянского «большак», т.е. глава семьи. Большов – купец первого поколения. Самсон Силыч – значит сильный, сила его во власти, в деньгах.
  • Липочка(Алимпиада Самсоновна) – липовый, то есть ложный.
  • Подхалюзин – трижды презренная фамилия. Составлена драматургом так, что из каждого слога её будто сочится подлость: под и хал и ещё вдобавок юзин.
  • Сысой Псоич Рисположенский – сыс, пёс.

Учитель: Одно дело фамилия, а каковы же на самом деле эти герои? Начнём с Самсона Силыча Большова. Рассмотрим его социальное положение, поступки, речь. Он – купец первого поколения, мужик в недалеком прошлом (стр. 32, слова Устиньи Наумовны о семействе Большовых) Самсон Силыч – типичный самодур.

  1. Как вы понимаете смыл этого слова? (В комедиях Островского понятие «самодурство» становится синонимом слова «деспотизм») Комедия показывает, как вырастают самодуры. В пьесу введены три этапа купеческой биографии.
  2. Через какие образы автор показывает эти этапы?

(Сам Большов – в молодости мелкий торговец, натерпелся от самодуров, добрые люди Самсошкою звали, подзатыльниками кормили. Разбогатев, он стал давать подзатыльники сам. Такой же путь проделал и Подхалюзин. В комедии есть ещё одно действующее лицо – мальчик – Тишка. У всех он на побегушках, без счёта получает подзатыльники, но перепадает и ему. Он пока все терпит и втихомолку собирает капиталец).

Самодурство Большова не знает никаких границ, пока он чувствует под собой твёрдую почву – богатство. Но жадность, страсть к деньгам губят его. Большова сажают в долговую яму. Его можно спасти, уплатив кредиторам небольшую часть долгов. Но зять и родная дочь отказывают старику в помощи.

  1. Как вы думаете, чем можно объяснить такую жестокость? А речь главного героя? Давайте посмотрим, как он разговаривает с родными людьми).
  2. Какой вывод можно сделать? (не удивительно, что в семье, где отношения основаны на страхе и унижении, не может быть взаимной любви и уважения к человеку. Такой денежный расчёт, конечно же, калечит человеческие души).

В конце пьесы Большов является из ямы, опозоренный и несчастный, даже становится жалко его. Но на что он может пенять? Ведь он сам приучил своего приказчика и свою дочь жить по такому закону: «если не обманешь ты, то обманут тебя».

Верно заметил Добролюбов, в Подхалюзине сидит потенциальный самодур. Это расчётливый, беззастенчивый делец новой эпохи, перед которым сам Большов может показаться наивным простаком.

Слово учителя: Давайте сделаем вывод: А.Н. Островский открыл незнакомую зрителю страницу, выведя на сцену нового героя – купца. До него русская театральная история насчитывала лишь несколько имен. Драматург внес огромный вклад в развитие русского театра. Его творчество, продолжая традиции Фонвизина, Грибоедова, Пушкина, Гоголя, отличается новаторством в изображении героев, в языке персонажей и в поднятых социально-нравственных проблемах.

Ребята, как вы думаете, тема банкротства и самодурства актуальна для нашего современного общества?

Недавно в нашем городе произошло событие, о котором сегодня нельзя промолчать. В газете «Комсомольская правда» опубликована статья «Калачеевская Салтычиха»: дело о кровавых миллионах» (http://www.kp.ru/daily/26148/3037626/) Жажда наживы, алчность, обман, убийство родных и близких людей – все пороки на лицо.

Вот и получается, что произведения великого драматурга, к сожалению, актуальны и наш 21 век.

Домашнее задание: Написать небольшое сочинение на тему: «Зачем же люди лгут? Разве Островский устарел?»