Как принять трудное решение: восемь надежных способов сделать правильный выбор. Как принимать правильные решения в жизни: советы, методики техники

НАТА КАРЛИН

Человек, находясь на распутье при принятии важного решения, руководствуется двумя крайностями – хорошо и плохо. Что наступит после того, как мы сделаем или не сделаем что-то важное? Обязательно конец света или воцарится мир и гармония? Почему мы бросаемся в крайности? Неужели нет золотой середины?

С раннего возраста, каждый человек регулярно становится перед выбором:

Брюки сегодня надеть или юбку?
с красавчиком или провести вечер с умным и интересным поклонником?
Пойти учиться в институт по призванию или послушаться родителей в выборе профессии?
Устроиться на интересную или доходную работу?

Продолжать можно бесконечно! Как же сложно принять правильное решение, когда выбор касается таких серьезных вещей, как выбор профессии или рабочего места.

Есть на свете люди, которые не сомневаются в правильности принятого решения. Им можно только позавидовать.

Фаталисты-пофигисты.

Эта категория людей невольно . Они не терзают себя выбором, плывут по течению в ту сторону, куда укажет «перст судьбы». Им проще протянуть руку, достать из шкафа то, за что схватились, и надеть это, не задумываясь. На свидание отправиться с тем, кто позвонит первым. В институт пойти учиться тот, который . Какая работа подвернется первая, на той и остаться до конца жизни. И, ведь, по-своему они абсолютно правы! Зачем терзать себя излишними сомнениями, если жизнь сама расставит все на свои места?

Интуиция.

Есть еще одна категория людей, которые никогда не сомневаются в правильности сделанного выбора. Это индивидуумы с развитым . Или те, кто считает, что это чувство у них есть. Они никогда не сомневаются в правильности принятого решения. Ведь, уверенность в том, что интуиция не подведет, их не покинет.

Но такие люди в меньшинстве, остальные мучаются, терзаются и сомневаются.

Когда сомневаешься в правильности принятого решения, поможет «квадрат Декарта»

На что полагается человек, когда не знает, как правильно поступить в данной конкретной ситуации?

Просчитать развитие событий до мелочей можно только в том случае, если воспользоваться теорией вероятности. И то, значение будет очень приблизительным. Однако мало кто из нас знает, как это сделать. Поэтому, доверившись воле случая, можно добиться лучших результатов, чем те, когда человек намерен «плыть против течения» только для того, чтобы доказать, что решение было верным.

Чтобы научиться правильно оценивать сложившуюся проблему и сделать решающий шаг, воспользуйтесь «квадратом Декарта».

Существует множество способов, которые могут показать все «за» и «против» в результате принятия того или иного решения. Например, можно разделить лист бумаги на две части. В первой колонке выписать плюсы, которые вы извлечете в результате принятого решения. Во второй – минусы.

Наиболее действенным методом считается «квадрат Декарта». Теперь уже лист бумаги делится на четыре части, в каждой из которых стоит вопрос, требующий развернутого ответа:

Положительные стороны от исполнения желаемого. (Что ожидает, если совершить намеченное);
Положительные стороны от неисполнения желаемого. (Что ожидает, если не совершить намеченное);
Отрицательные стороны от исполнения желаний. (Чего удастся избежать, если получить желаемое);
Отрицательные стороны от неисполнения желаемого. (Чего удастся избежать если не получить желаемого).

Ответив в каждом квадрате на заданные вопросы, вы быстро придете к правильному решению. Здесь нужно оценить и взвесить все плюсы и минусы, которые могут возникнуть в результате вашего решения, и принять единственно правильное.

Что влияет на поиск правильного решения

Что такое правильное решение? Это расстояние между отправной точкой (задача) и точкой, в которой человек получит удовлетворение своих потребностей и замыслов (решение). В этом процессе задействованы все составляющие личности человека: ум, воля, характер и мотивация. Все это, как помогает, так и мешает правильно принять решения. Оцените себя, попробуйте вспомнить, что конкретно движет вами в тот момент, когда требуется мобилизовать все усилия, чтобы сконцентрироваться на одной задаче. Отметайте лишнее, и отстраните от себя ненужное.

Подтверждение.

Находясь в поиске верного решения, человек взвешивает все составляющие предполагаемого успеха. Выбирайте исходя из фактов, не руководствуйтесь домыслами и призрачным «а вдруг». Игнорируйте сведения, которые вы считаете противоречивыми, ищите рациональное зерно.

Последовательность.

Каждое действие, которое вы предпринимаете для решения проблемы, должно быть последовательно.

Вектор размышлений о проблеме должен быть направлен в одну точку. Идите кратчайшим путем, не отвлекаясь на лирические отступления от темы.

Мобильность.

Имеется в виду способность человека на изменяющуюся ситуацию. С появлением новых фактов, которые противоречат выбранному вами решению, следует адекватно оценить ситуацию, и принять соответствующие меры.

Концентрация.

Во время принятия важного для вас решения, желательно абстрагироваться от других проблем. Усилия мозга нужно направить на конкретную задачу, от выполнения которой зависит душевное спокойствие, материальное благополучие или будущее в целом.

Избирательность.

Выбирайте действительно достойные внимания факты. Отметайте лишнюю информацию, не считайте важным то, что не стоит вашего внимания и усилий.

Жизненный опыт.

В принятии серьезных решений не стоит опираться только на собственный опыт. Советуйтесь с умными людьми, смотрите передачи, ищите советы в интернете или книгах.

Не ставьте во главу угла ваши способности. Успехи, которых вы добивались раньше – это совокупность вашего вклада, помощи окружающих и счастливого стечения обстоятельств. Делайте выводы из ошибок, старайтесь в будущем не «наступать на те же грабли».

Сконцентрируйтесь, выберите путь, которым вы пойдете к принятию решения, успокойтесь и действуйте. В вопросе осознания и разработки плана действий, не должно присутствовать излишней спешки, фанатизма и завышенных прогнозов по поводу результата. Эти моменты снижают эффективность процесса и придают победе горький привкус неудовлетворения.

Не сомневаться в вашем решении помогут 3 стратегии

Правильно принять решение поможет метод канадского профессора Генри Минцберга. По его мнению, существует три ступени к успеху:

Действие.

Этот процесс означает, что у вас не остается времени на раздумья. Существует такая категория принятия решений, которая подразумевает, что времени на раздумье просто нет. Действовать надо немедленно. Тогда вступают в силу установки, заложенные инстинктом самосохранения, личным опытом и ошибками других людей. Чтобы правильно оценивать подобные ситуации, научитесь извлекать уроки из всего, что преподносит вам жизнь. В конкретной ситуации часто спасает .

Процесс долгого обдумывания ситуации, присущ представителям западной культуры. Он подразумевает алгоритм из следующих действий:

И формулировка проблемы;
Систематизация полученных данных;
Корректировка направления;
Оценка параметров, влияющих на результат, и выбор необходимых средств для ;
Поиск альтернативных решений и вариантов развития событий;
Оценка возможных исходов развития событий;
Решение и действие.

Интуиция.

Люди, принимающие решения на интуитивном уровне, руководствуются наитием, которое они сами характеризуют, как некое «озарение», пришедшее внезапно. Случается так, что человек долгое время ищет ответ на конкретный вопрос, который не дает ему покоя. Он засыпает и просыпается с этой мыслью. В один прекрасный день, он понимает, что проблемы нет совсем, решение ее уже есть в голове. В подсознании каждого человека скрыта система знаний и жизненного опыта. В критический момент все процессы организма активизируются, что позволяет быстро ориентироваться в создавшейся обстановке.

Подразделяют четыре этапа принятия решений на интуитивном уровне:

Выявление проблемы и сбор информации о ней. В этом процессе задействовано мышление, эмоциональный аспект, личный опыт и влияние окружающей среды;
Сосредоточение всех мыслительных функций на осмыслении проблемы с целью прочувствовать глубину и возможность ее решения;
Инсайт (озарение), которое приходит на смену размышлениям;
Перепроверка фактов, сравнительный анализ результатов развития событий и итоговая корректировка.

Как принять решение, и не сомневаться больше

Так, что же считается самым главным фактором для правильного принятия решений? Конечно же, достаточное количество времени на обдумывание, систематизацию факторов, поиск правильного направления действий и выбор одного решения из нескольких возможных. Чтобы научиться принимать решения, о которых никогда не придется пожалеть, воспользуйтесь следующими советами:

Время и место.

Не действуйте спонтанно в принятии важных шагов. Наметьте время, когда вы сможете побыть в одиночестве.

Если на следующее утро вы проснетесь с чувством облегчения от того, что , действуйте! Если нет, то решение не верное, или не единственно верное.

Принятие судьбоносного решения, . У вас создается ощущение, что перед вами стоит стена, в которую вы уперлись лбом, и дальше прохода нет. Отстранитесь от проблемы на некоторое время. Например, сходите в кинотеатр, чтобы развеять . Отвлеките мозг от той нагрузки, которая заставляет его работать в режиме цейтнота. Но, как только почувствуете, что ощущение тяжести на душе прошло, возвращайтесь к проблеме с новыми силами.

Важно и нужно.

Задумайтесь над необходимостью того, чем вы сейчас заняты. Действительно это для вас представляет такую ценность, что стоит тратить усилия и нервы? Если вы стоите на правильном пути, то сомнения в необходимости решения этой проблемы нужно отмести. Если же нет, то вы должны четко решить для себя – какая выгода вами движет.

Приняв предварительное решение, не спешите действовать. Еще раз оцените варианты развития событий, сравните их с предыдущим опытом, вспомните промахи знакомых, только после этого приступайте к выполнению намеченного плана.

В тот момент, когда вы поймете, что ваше решение единственно возможное и правильное, вы почувствуете облегчение. Теперь все стало на свои места. Вам легче, но действовать предстоит строго по плану. Не забывайте, что от точности в последовательности действий, зависит результат, которого вы хотите добиться.

24 февраля 2014

Вся жизнь человека состоит из череды принимаемых решений – больших и маленьких. От некоторых из них зависит вся дальнейшая жизнь. Многие люди испытывают трудности, когда сталкиваются с необходимостью сделать выбор. Давайте разберемся, как сделать процесс принятия решений наиболее эффективным, и какими методами можно при этом пользоваться.

Каждый день жизнь ставит нас перед выбором, подкидывая разнообразные задачи. Что приготовить на завтрак? Какой костюм надеть на работу? Какой телефон купить? Куда поехать отдыхать во время отпуска? Соглашаться ли на предложение руки и сердца или подождать? Уволиться с работы или остаться? Есть решения, которые ни на что особо не влияют, а есть те, что кардинально меняют жизнь.

Все люди по-разному ведут себя, когда принимают решения. Есть категория людей, которых называют «пофигистами». Они никогда не мучаются выбором, потому что отдают предпочтение первому попавшемуся или наиболее простому варианту. Они надевают ту одежду, которую первой достанут из шкафа, идут на свидание с тем, кто первый пригласит, устраиваются на ту работу, на которую легче всего устроиться и т. д. Эти люди считают, что жизнь сама все расставит по местам, поэтому не стоит напрягаться.

Другая категория людей во время принятия важных решений руководствуется интуицией. Эти личности всегда прислушиваются к своему внутреннему голосу и не сомневаются в правильности принятых решений. Однако таких людей не очень много.

Большую часть людей составляют индивиды, испытывающие трудности во время выбора. Они мучаются, сомневаются, взвешивают каждый вариант, но все равно не могут принять окончательного решения. А когда решение принято, продолжают сомневаться в его правильности. Если вы относитесь к категории таких людей и не знаете, как принять решение, если сомневаешься, то вам будет полезно изучить несколько методов, облегчающих процесс выбора.

Метод 1. «Квадрат Декарта»

Суть метода состоит в том, чтобы рассмотреть стоящую перед вами проблему с четырех разных сторон. Для этого нужно задать себе 4 вопроса. Возьмите лист бумаги и разделите его на четыре части в виде квадрата. В каждую часть впишите один из вопросов:

  1. Что хорошего я получу, если исполню задуманное?
  2. Что хорошего я получу, если откажусь от исполнения задуманного?
  3. Что плохого я получу, если исполню задуманное?
  4. Что плохого я получу, если откажусь от исполнения задуманного?

Подумайте и впишите в каждый квадрат ответ на вопрос. Перечислив все плюсы и минусы от реализации задуманного и от отказа от реализации, вы сможете понять, какое решение вам лучше принять.

Если не знаете, как поступить в той или иной ситуации и перестать сомневаться, расскажите о проблеме двум самым близким людям и спросите у них совета. Народная мудрость гласит, что у каждого человека есть свой ангел-хранитель, который защищает и направляет на правильный путь. Ангел-хранитель дает подсказки через интуицию. Если же у человека плохо развита интуиция, то ангел может передать подсказку через близкого человека. Отсюда и вытекает рекомендация спросить совета у двух самых близких людей.

Метод 3. «Расширение рамок»

Проблема большинства людей состоит в том, что они загоняют себя в узкие рамки и не видят альтернатив. Они склонны зацикливаться на вариантах «Да» и «Нет», не осознавая, что существуют и другие варианты выбора. Допустим, вы хотите взять в кредит автомобиль. Вы видите только два варианта выбора – взять авто в кредит или продолжать ездить на общественном транспорте.

Расширив рамки выбора, вы увидите альтернативные варианты. Например: можно найти машину подешевле и купить ее уже не в кредит; можно отказаться от кредита и начать копить деньги на покупку машины; можно снять жилье поближе к работе и не ездить на общественном транспорте; можно вообще сменить работу, устроившись в другую компанию, расположенную близко к вашему дому; можно договориться с кем-нибудь из коллег, чтобы он подвозил вас на работу на своей машине за определенное вознаграждение. Как видите, вариантов может быть множество, главное, увидеть их.

Метод 4. «Исчезновение вариантов»

Представьте, что вариант, который вам больше всего нравится, недоступен. Например, компания, в которую вы хотите устроиться на работу, перестала существовать. Подумайте, что делать в этом случае. Размышляя в этом ключе, вы обнаружите другие, не менее интересные варианты относительно новой работы, которые вы раньше не видели, потому что зациклились на одном.

Метод 5. «Стакан воды»

Автором этой методики является американский парапсихолог Хосе Сильва – основатель «Метода Сильва», автор книг по нетрадиционной психологии. Он предлагает следующее: вечером перед сном налейте в стакан чистой, некипяченой воды. Возьмите стакан двумя руками, закройте глаза, сосредоточьтесь на волнующей вас проблеме и четко сформулируйте вопрос, требующий принятия решения. Затем, не торопясь, отпейте половину стакана, мысленно повторяя примерно такую фразу: «Это все, что мне нужно, чтобы принять правильное решение».

Стакан с оставшейся водой поставьте возле своей кровати и ложитесь спать. Утром после пробуждения первым делом допейте воду и поблагодарите свое подсознание за правильное решение. Решение может прийти сразу же после пробуждения или в течение дня. Люди, опробовавшие эту методику, утверждают, что она работает.

Метод 6. «Отсрочка»

Если вы никак не можете сделать выбор и принять решение, дайте себе отсрочку. Когда вы возбуждены, а мозг перегружен информацией, сделать правильный выбор очень трудно. Вспомните, как часто в спешке вы принимали неправильное решение, а потом жалели об этом? Чтобы этого не произошло, возьмите паузу, успокойтесь, еще раз тщательно проанализируйте сильные и слабые стороны вашего выбора. В жизни не так много ситуаций, требующих мгновенного принятия решения, поэтому не бойтесь отложить его на некоторое время.

Метод 7. «Владейте информацией»

Прежде чем сделать выбор, постарайтесь узнать как можно больше информации о варианте, которому собираетесь отдать предпочтение. Если речь идет о покупке какого-либо товара, почитайте в интернете отзывы о нем. Принимая решение о смене работы, узнайте все о должности, которую вам предстоит занять, и о людях, которые работали там до вас. Если есть возможность, разыщите этих людей, чтобы получить информацию из первых рук. Вы же понимаете, что работодатель может не рассказать вам обо всех трудностях, которые вас ждут, а человек, уже работавший раньше в этой компании, вряд ли станет утаивать такую информацию.

Чем важнее решение вы принимаете, тем более ответственным должен быть ваш подход к поиску нужной информации. Так вы убережете себя от обмана и подготовитесь к возможным трудностям.

Метод 8. «Отбросьте эмоции»

Эмоции очень мешают в принятии правильного решения, потому что они искажают видение ситуации. Эмоционально возбужденный человек не способен здраво мыслить. Поэтому возьмите себе за правило: никогда не принимайте решения, находясь на пике эмоций. Гнев, страх, злость, а также бурная радость, эйфория – плохие советчики в принятии решений.

Если вас одолевают эмоции, не делайте никакого выбора. Дайте себе время остыть, а затем трезвым взглядом взгляните на ситуацию. Так вы убережете себя от необдуманных поступков и их последствий.

Как избавиться от эмоций?

Даже когда вы понимаете, что эмоции мешают вам сделать правильный выбор, вы не всегда можете избавиться от них. Чтобы облегчить этот процесс, воспользуйтесь несложными способами.

10/10/10

Это способ позволяет вам отбросить сиюминутные импульсы и посмотреть на ситуацию в долгосрочной перспективе. Суть метода состоит в том, чтобы перед принятием решения задать себе три вопроса:

  • Как я отнесусь к своему выбору через 10 минут?
  • Как я отнесусь к своему выбору через 10 месяцев?
  • Как я отнесусь к своему выбору через 10 лет?

Допустим, вы хотите взять в кредит дорогую машину. Вы оформляете кредит и садитесь за руль новенького авто. Что вы подумаете через 10 минут после покупки? Наверняка будете находиться в эйфории, радуясь своему приобретению. Но уже через 10 месяцев радость поутихнет, и вы почувствуете всю тяжесть кредитного бремени, столкнетесь с необходимостью ограничивать себя во многих вещах. А через 10 лет, когда вы, наконец, расплатитесь с долгами, увидите, что ваша машина постарела и требует ремонта, а может она вам уже так надоела, что хочется ее продать.

Способ 10/10/10 можно применять в любой ситуации. Он отлично помогает усмирить эмоции и взглянуть на отдаленные последствия вашего выбора, чтобы не жалеть потом о содеянном.

Побудьте в темноте

Хороший способ усмирить эмоции – просто побыть в темноте. Психологи доказали, что полумрак или полная темнота успокаивает человека, помогают привести мысли в порядок. Обратите внимание, что в ювелирных магазинах всегда яркое освещение. Вы думаете, это сделано для того, чтобы золото и драгоценные камни лучше играли и переливались в лучах света? Не только для этого. Специалисты по маркетингу знают, что яркий свет чаще заставляет человека делать импульсивные покупки.

Если вам нужно успокоить эмоции, чтобы принять верное решение, посидите некоторое время в полутемной или темной комнате, обдумайте еще раз последствия вашего выбора.

Дышите глубоко

Еще один простой, но действенный метод, помогающий в борьбе с эмоциями – глубокое дыхание. Сделайте 10 медленных и глубоких вдохов и выдохов, а затем еще раз спросите себя: «Правильно ли я поступаю?».

Подумайте, что бы вы посоветовали другу

Чтобы убавить эмоции и охладить пыл, полезно взглянуть на ситуацию со стороны. Представьте, что перед необходимостью принятия решения стоите не вы, а ваш друг. Что бы вы посоветовали ему сделать в этой ситуации?

Многие люди замечают за собой такую особенность: они дают своим знакомым дельные и рациональные советы, но сами, попадая в похожие ситуации, ведут себя крайне глупо. Так происходит потому, что взглянув на проблему со стороны, мы видим только самое существенное. А когда сами оказываемся внутри проблемы, то всплывает множество всяких мелочей, которым мы придаем слишком большое значение.

Умение абстрагироваться и смотреть на ситуацию непредвзято дает весомое преимущество при необходимости сделать правильный выбор.

Метод 9. «Следование жизненным приоритетам»

У каждого человека есть свои жизненные ценности, правила и приоритеты, которые влияют на его выбор. Всегда придерживайтесь этих ценностей, и вы не прогадаете. Например, вам предлагают на выбор две должности: одна из них престижная и высокооплачиваемая, но требует большой отдачи от вас; вторая менее престижная и не с такой высокой зарплатой, зато вам не нужно работать сверхурочно и у вас остается много свободного времени. Какую выбрать?

Чтобы принимать решения без сомнений и стресса, руководствуйтесь своими жизненными приоритетами. Если у вас на первом месте стоит семья, то выбирайте должность, которая не так престижна и оплачиваема, зато не будет красть ваше личное время, которое вы сможете уделять близким людям. Если же вы мечтаете построить карьеру, отдайте предпочтение престижной и высокооплачиваемой должности, которая поможет вам продвинуться по карьерной лестнице.

Метод 10. «Интуиция»

Интуиция – прекрасный инструмент, которым далеко не все умеют пользоваться. Она может подсказать вам выход в случае, когда рациональные методы не принесли желаемого результата. А зачастую бывает и так: вы делаете выбор на основе логики и рациональности, и этот выбор кажется вам самым правильным, а внутренний голос упорно протестует против него. Может, стоит прислушаться к нему?

Развивайте интуицию, и она станет отличным помощником в разных ситуациях, однако не переоценивайте ее роль и не забывайте о разуме и логике.

Оказавшись в ситуации выбора, воспользуйтесь каким-либо из перечисленных методов, а лучше примените сразу несколько. Со временем вы поймете, какой способ подходит вам больше всего, и сможете использовать его в самых разных жизненных ситуациях. Научившись принимать решения, вы существенно повысите качество своей жизни.

Мы хотим рассказать вам об удивительной и очень простой технике 7 вопросов, которые позволят оценить ситуацию с разных точек зрения, избавиться от сомнений и вывести умение совершать правильный выбор на новый уровень.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: Ответы не всегда будут вам нравится, но в итоге именно они помогут вам принять правильное решение.

1. Что бы я выбрал(а), если бы не страх?

К сожалению, слишком многие решения в нашей жизни принимают за нас собственные страхи и стереотипы. Конечно, успешные бизнесмены взвешенно подходят ко всем рискам, которые они берут на себя в своем выборе, но также осознанно они подходят и к своим страхам при этом. Если вы чувствуете препятствия — выпишите (в буквальном смысле этого слова!) все своих страхи и сомнения и тщательно проработайте их с тем, кто поможет вам быть объективным. Иногда выбор, который вызывает у нас больше всего страхов — самый лучший.

2. Что бы я выбрал(а), если бы не деньги?

Как вы считаете: многие блестящие идеи так и не были реализованы из-за отсутствия денег? Или же деньги отсутствуют из-за того, что эти идеи не были реализованы? Откажете ли вы себе в развитии и движении вперед, если вам кажется, что у вас на это не хватает средств? Как бы фантастически это не звучало, но если вы сделали правильный выбор — деньги всегда найдутся. Вспомните краудфандинг (от англ. сrowd funding , сrowd - «толпа», funding - «финансирование»). Вы также можете обратиться за помощью к родственникам, друзьям, знакомым или просто дать вашему окружению знать, что вы ищете инвестора. И пусть деньги, вернее их отсутствие, вас не останавливают.

3. Что худшее и лучшее может случиться?

Как продолжение предыдущих двух вопросов — нарисуйте себе на бумаге ментальную карту всех возможных последствий всех возможных решений. Перечислите положительные, отрицательные, ощутимые и незначительные результаты, которые повлечет за собой ваш выбор. В большинстве случаев лучший выход таким образом станет очевидным сам по себе.

4. Чему научил меня предыдущий опыт?

Любой жизненный опыт — будь он положительный или отрицательный — дарит нам ценные уроки. Поражения в нашей жизни случаются только когда, когда никакого урока мы для себя не вынесли. Взлет — это такой же ценный урок, как и падение. Вспомните свои предыдущие взлеты и падения и подумайте: не указывает ли вам предыдущий опыт, как поступить в данной ситуации?

5. Совпадает ли это с моим видением?

Задайте себе вопрос: вам действительно это нужно или вы соглашаетесь из необходимости, хотя поворачиваетесь совсем не в том направлении, куда вы стремитесь? Ведь один из главных факторов успеха — последовательность, так что всегда имейте в виду, совпадает ли данное решение с вашим видением, и не сбивает ли оно вас с вашего курса?

6. Что говорят мне душа и тело?

Вспомните свой последний выбор, о котором вы сожалеете — разве ваш внутренний голос или тело не давало вам сигналов, что так поступать не нужно? Если вы чувствуете физический дискомфорт при принятии решения или ваш внутренний голос тихо вас отговаривает — прислушайтесь к этим сигналам. Они могут не совпадать с тем, к чему вы склоняетесь в настоящий момент, но подсознанию гораздо виднее, как данный выбор отразится на вас в будущем.

7. Как я буду смотреть на себя в зеркало завтра?

Наконец, о будущем. Что вы будете чувствовать на следующий день после того, как примете то или иное решение? Если вы будете испытывать гордость, прилив энергии и вдохновение — вы на правильном пути. Если вы замечаете за собой стыд или сожаление — не игнорируйте эти чувства. Если вы испытываете их уже сейчас — готовьтесь к худшему.

Для полной картины подумайте, что вы испытаете в результате своего выбора через неделю / месяц / год. Вы также можете взять 5 или 10 лет для серьезных решений, которые оказывают значительное влияние на всю вашу жизнь.

Выводы: Как сделать правильный выбор?

Сохраните это изображение себе на рабочий стол. Опубликуйте его в своем Facebook / Twitter / Instagram / LinkedIn / Вконтакте. Распечатайте, наконец и повесьте над своим рабочим столом. И каждый раз, когда, делая выбор, вы испытываете сомнение, ответьте себе на каждый из этих 7 вопросов. Поверьте — работает.

то делать, если вы руководитель и перед вами стоит сложный выбор? Помните, как в сказке: казнить нельзя помиловать, уволить нельзя оставить, и непонятно, где ставить запятую. В этой статье мы расскажем о нескольких способах принять правильное решение. Это поможет не только бизнесменам, но и обычным людям, попавшим в сложную ситуацию.

Если вы попали в западню

Обычно принятие трудного решения бывает необходимо в сложной жизненной ситуации. Стресс влияет на человека по-разному: кто-то замыкается в себе, кто-то тревожится и не спит ночами, кто-то истерит и срывается на близких. Неизменным остается одно: человек словно попадает в ловушку собственной психики, зачастую он не способен самостоятельно сделать выбор и действует под влиянием эмоций или близкого окружения. Время показывает, что импульсивные и непродуманные решения являются неэффективными и способны загубить ваш бизнес, карьеру, ваши отношения, в конце концов. Помните: все серьезные решения принимаются с холодной головой. Поэтому перед тем, как использовать на практике описанные ниже методы, сделайте вот что: выключите сердце и включите голову. Мы подскажем, как.

Есть несколько способов усмирить эмоции:

  • краткосрочный — правильно подышите. Сделайте 10 глубоких медленных вздохов — это поможет вам успокоиться;
  • среднесрочный — представьте, что в такую ситуацию попал ваш друг и спрашивает у вас совета. Что вы ему скажете? Наверняка отбросите все эмоции и постараетесь взглянуть на ситуацию отстраненно, объективно. Вот и попробуйте;
  • долгосрочный — возьмите тайм-аут. Просто отпустите ситуацию на время, займитесь другими делами, а спустя неделю или месяц вернитесь к ней. Так вы убьете двух зайцев: во-первых, отсечете импульсивные решения и не будете рубить сплеча. А во-вторых, нужное решение само созреет в вашей голове, как спелый плод — нужно только дать ему время.

Теперь, когда эмоции больше не влияют на ваш выбор, поговорим о восьми надежных методах принятия решения.

1. Метод плюсов и минусов

Воспользуйтесь старым добрым способом: возьмите лист бумаги и ручку, расчертите лист надвое. В левом столбце напишите все плюсы выбранного решения, в правом — соответственно, минусы. Не ограничивайтесь несколькими позициями: в списке должно быть по 15-20 пунктов. Затем подсчитайте, чего будет больше. Профит!

Суть метод а: даже если бесконечно прокручивать плюсы и минусы в голове, полной картины вы вряд ли увидите. Психологи советуют составлять письменные списки: это помогает упорядочить накопленную информацию, визуально увидеть соотношение плюсов и минусов и сделать вывод, основанный на чистой математике. Почему бы и нет?

2. Заводите себе привычки

Этот метод подходит, если вам сложно сделать выбор в бытовых вопросах. Например, повышать зарплату новому сотруднику или пока не стоит, ставить на сайт или другой компании. Что съесть на ужин, в конце концов, картошку фри или рыбу с овощами. Трудное решение, конечно, но все же не вопрос жизни и смерти. В этом случае полезно сознательно завести себе привычки и в дальнейшем следовать им. Например, введите железное правило: повышать зарплату работникам только по прошествии полугода работы в вашей компании. Покупать канцелярскую продукцию исключительно в фирме “Скрепка” — у них дешевле. Есть на ужин легкие и полезные блюда — сами вскоре спасибо скажете. Ну, с обратным звонком вы поняли, да.

Суть метода : следуя привычкам, вы будете принимать несложные решения на автомате, избавляя себя от ненужных раздумий, не тратя драгоценное время на ерунду. Зато потом, когда нужно сделать по-настоящему ответственный и важный выбор, вы будете во всеоружии.

3. Метод «Если - то»

Этот метод подходит для разруливания текущих проблем в бизнесе, коллективе, личной жизни. Например, ваш сотрудник невежливо разговаривает с клиентами и не реагирует на замечания. Вопрос: сразу уволить его или пытаться перевоспитать? Попробуйте воспользоваться приемом “если — то”. Скажите себе: если он еще раз позволит себе некорректное обращение с клиентом, вы лишите его премии. Если инцидент повторится — уволите.

Суть метода: как и в первом случае, это создание условных границ, в рамках которых вы и будете действовать. С души сразу свалится груз, и жить станет значительно легче. А самое главное — не придется тратить время на размышления и думы о судьбе нерадивого работника.

Его придумала известный американский журналист Сьюзи Уэлч. Правило таково: прежде чем принять трудное решение, остановитесь и ответьте на три вопроса:

  • что вы будете думать об этом спустя 10 минут;
  • как вы отнесетесь к своему выбору через 10 месяцев;
  • а что скажете через 10 лет?

Приведем пример. Возьмем молодого мужчину, который работает менеджером, работу не любит, но терпит, потому что деньги-то нужны. Мечтает уволиться, взять кредит и открыть свое дело — небольшой паб, но при этом отчаянно боится прогореть и потерять все, что имеет. В общем, классический случай, когда синицу в руках предпочитают журавлю в небе.

Нашему герою сложно сделать первый шаг — уволиться с ненавистной работы. Допустим, он делает это. Через десять минут он вряд ли успеет пожалеть о принятом решении. Через 10 месяцев он уже успеет взять в аренду помещение, оборудовать паб и принимать клиентов. А если не получится — уж работу менеджера он найдет в любом случае — так о чем жалеть? Ну а через 10 лет этот выбор вряд ли будет иметь вообще какое-то значение: или бизнес будет продолжаться, или наш герой будет работать на другом месте — одно из двух. Получается, если следовать правилу 10/10/10, принять решение уже не становится такой сложной задачей, ведь человек ясно представляет, что ждет его в дальнейшем.

Суть метода : при принятии трудного решения нас, как правило, обуревают эмоции: страх, тревога, или наоборот, радость и возбуждение. Человек чувствует это прямо здесь и сейчас, чувства заслоняют перед ним перспективы будущего. Помните, как у Есенина: “лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянье”. Пока будущее представляется туманным и расплывчатым, выбор решения будет откладываться снова и снова. Составляя конкретные планы, представляя в деталях свои эмоции, человек рационализирует проблему и перестает пугаться неизвестного — ведь оно становится простым и понятным.

Читайте также: Три реальных истории.

5. Решайте в течение 15 минут

Как это ни парадоксально, но за 15 минут следует принимать самые важные, стратегические решения. Знакомая ситуация: в компании возникла серьезная проблема, которая требует немедленных действий, но суть в том, что правильного решения никто не знает. Например, конкуренты сделали гадость, и непонятно, что делать: ответить тем же или достойно выйти из ситуации. Или кризис ударил по вашей компании, и вы в замешательстве: переезжать в менее престижное место или сократить с десяток работников. Как тут сделать правильный выбор, да и есть ли он? И вы начинаете тянуть, не в силах принять решение, в надежде на то, что все само собой рассосется.

Если вы не знаете, какое решение верное — просто представьте, что правильного ответа в этой жизненной задачке нет. Дайте себе 15 минут и примите любое, вот абсолютно любое решение. Да, с первого взгляда это может показаться бредом. А как же планирование, а как же тестирование и проверка решений? Ок-ок, если вы можете быстро и с минимумом вложений проверить правильность решения — проверьте. Если для этого нужны месяцы времени и миллионы рублей — лучше откажитесь от этой идеи и сразу засекайте время.

Суть метода : стоит ли говорить, что если тянуть время, ничего не решается: кризисы не проходят, цена за аренду не снижаются, а конкуренты становятся еще зубастее. Одно непринятое решение тянет за собой другие, бизнес провисает и становится неэффективным. Как говорится, лучше сделать, чем пожалеть, чем не сделать и пожалеть.

6. Не ограничивайтесь узкими рамками

То самое, о чем мы писали в начале. Казнить или помиловать, покупать машину или нет, расширяться или подождать лучших времен. Одно из двух, пан или пропал, эх, была не была! Но кто сказал, что проблема имеет только два решения? Выбирайтесь из узких рамок, попробуйте взглянуть на ситуацию шире. Не обязательно организовывать масштабное расширение производства — достаточно запустить пару новых позиций. Вместо дорогого авто можно приобрести более скромный вариант, к проштрафившемуся сотруднику применить на первый раз меры дисциплинарного взыскания.

Суть метода : когда вариантов решения только два, больше шанс выбрать верное решение, и многие сознательно упрощают себе жизнь, деля ситуацию на да и нет, черное и белое. Но жизнь намного многообразнее: не бойтесь взглянуть ей в глаза и принять все возможные варианты. Решением может стать компромисс, отказ от обеих крайностей в пользу третьего, совершенно неожиданного решения или удачное совмещение двух вариантов. Так часто бывает, когда владелец небольшого бизнеса не может определиться, что ему делать: сидеть на телефоне, развозить заказы или заниматься только управленческой деятельностью. Начните совмещать — а потом увидите, что получается лучше всего. Это и будет оптимальным решением проблемы.

Жизнь каждого из нас – это нескончаемый поток решений. Постоянно приходится выбирать: что купить, как провести вечер, какую профессию выбрать, какую сделку принять, а какую отклонить и т.д.

К счастью, в большинстве случаев, принять правильное решение довольно просто. Нашему подсознанию не приходится тратить много времени на то, чтобы выбрать один из вариантов, так как он, однозначно, лучше. Но бывают ситуации, когда непонятно, какой из выбранных вариантов принесет больше пользы и меньше вреда.

Вспомните легендарный фильм “Матрица”, когда Морфиус предложил Нео выбрать одну из пилюль. Это со стороны может показаться, что выбрать свободу и жизнь в реальности было проще и правильнее, чем все забыть и продолжить свое существование в сказке. На самом деле, большинство людей в своей жизни выбирают другую сторону.

Но мы немного отвлеклись от темы. Итак, бывают ситуации, когда принять правильно решение непросто. Каждый из возможных вариантов имеет массу плюсов и еще больше минус, которые мы бы не хотели получить. Кроме того, у каждого из вариантов будет масса последствий о которых мы и предположить не могли.

2 подхода к принятию решений

Существует два способа, которые могут помочь нам с выбором. Каждый из них мы использовали в своей жизни, просто, кто-то чаще выбирает одни, кто-то чаще пользуется вторым.

1. Когда включать логику?

Тщательное обдумывание возможных вариантов и их последствий характерно для принятия логически обоснованных решений. Используя этот подход мы может взвесить все за и против, проанализировать возможные выгоды и потери каждого из возможных вариантов.

Логический подход лучше всего использовать в тех ситуациях, когда имеется много исходных данных и большая часть последствий легко прогнозируется. Как правило, такой подход лучше применять в бизнесе и в любых других деловых сферах жизни, в тех случаях, когда возможные риски очень велики.

2. Когда использовать интуицию?

Нередко мы попадаем в ситуацию, когда практически нереально представить дальнейшее развитие событий. Нет прошлого опыта, соответствующего подобным ситуациям, и нет возможности извлечь и проанализировать сведения из других источников. А принять решение нужно быстро, так как “промедление смерти подобно”.

В этом случае не остается ничего другого, кроме как послушать свою интуицию и не сделать быстрый и однозначный выбор. Все равно мы не сможем построить сколь-нибудь точные прогнозы.

Необходимость принимать такие решения почти всегда возникает в личной жизни и во всем, что связано с человеческими чувствами и эмоциями.

Независимо от того, к какому подходу вы склоняетесь чаще, я рекомендую вам придерживаться следующих пяти принципов, они помогут вам принять правильное решение:

Принцип 1. Никогда не надейтесь на “авось”. Всегда принимайте решение сами.

Не ждите, пока все решится само собой или кто-то другой сделает это за вас. Нерешительность – это тоже решение, но, в этом случае вы уже не контролируете ситуацию, соответственно не властны над своей жизнью. Часто люди откладывают решение до тех пор, пока равноценных вариантов, заслуживающих внимания уже нет, а это уже не решение.

Осознанное принятие, пусть и неприятного, решения заранее подготовит вас к принятию его последствий и, скорее всего, вам будет проще справиться с его негативными последствиями. А может быть вы сможете даже найти способ избавиться от какой-то части, связанных с этим проблем.

Принцип 2. Принимайте решение быстро.

Откладывание решение на потом мы, как правило, повышаем свою ставку в этой игре. Как правило, интуиция нам подсказывает наилучшие пути, но интуиция действует лишь непродолжительное время, дальше в дело вступает весь ваш прошлый опыт, страхи, сомнения и прочая ерунда, которой загружен мозг. Все это только захламляет наше сознание и подталкивает к ошибкам.

Чем раньше вы сможете определиться со своим выбором, тем больше времени у вас останется на подготовку к его негативным последствиям. Будет время “подстелить солому”, в результате, вы сможете извлечь из, выбранного вами, пути больше пользы.

Принцип 3. Приняв решение, начинайте действовать немедленно и не останавливайтесь.

Ничто так не отдаляет достижение целей, как промедление. Отложив однажды выполнение своих решений, вам не составит труда отложить и в дальнейшем, а это чревато тем, что вы никогда не достигнете тех целей, для которых решение принимали. Зачастую, то, что мы обдумали и решили сделать забывается через несколько дней. Долгий ящик еще никто не отменял – именно в нем хранятся все наши самые великие достижения.

Принцип 4. Не меняйте решение на пол пути к результату.

Достижение любого результата требует времени и сил. Нет смысла рассчитывать, что результат придет легко и быстро. И если вы будете постоянно менять свои решения, то все это будет похоже на броуновское движение (хаотичное движение молекул вещества, при котором само вещество никуда не движется) и никакого результата точно не придет.

Вбейте себе в голову – получить результат можно лишь дойдя до конца.

Если вы приняли решение стать богатым, то действуйте до конца. Если вы через неделю решите, что это сложно и лучше стать здоровым. Перестанете откладывать деньги и начнете правильно питаться. Еще через неделю вы перестанете есть овощи, т.к. хочется шашлык, и примете решение быть красивым, занимаясь спортом. Дальше можете продолжить сами.

Принцип 5. Самый важный. Никогда не жалейте о принятом решении.

Часто люди полагают, что приняли неверное решение. Нужно было действовать по-другому. Фишка в том, что вы никогда не сможете узнать, правильно ли поступили, т.к. проверить невозможно. Всегда считайте ваш выбор единственно правильным.

К примеру, вы купили автомобиль, а через неделю у него сломался двигатель. Первая мысль – надо было купить другой, но, на другом, в самый неподходящий момент, могли отказать тормоза. Что было бы лучше?

На самом деле, принять правильное решение несложно, намного сложнее взять на себя ответственность за его последствия! Следуйте указанным правилам, они помогут вам и получить выдающиеся результаты.

Успехов, Дмитрий Жилин

Полезные статьи:



  • Как заработать деньги в интернете новичку – 23…


  • Что такое блог, как его создать, раскрутить и как…


  • Как ускорить загрузку страниц сайта и снизить…


  • DDoS атака – что это? Как найти источники и защитить…