Лего-технология – средство развивающего обучения, стимулирует познавательную деятельность дошкольников, способствует воспитанию социально активной личности. Как это сделано, как это работает, как это устроено

Компания появилась на свет в 1932 году. Её основателем стал датчанин Оле Кирк Кристиансен, который был бригадиром команды плотников и столяров. В 1947 году компания расширила производство и начала выпуск пластиковых игрушек.Начиная с момента своего появления в 1949 году, элементы LEGO во всех своих вариантах остаются совместимы друг с другом. Так, например, элементы, созданные в 1958 году, по-прежнему соединяются с элементами, выпущенными в 2010, несмотря на радикальные изменения в дизайне и форме элементов за эти годы. Все детали конструкторов LEGO изготавливаются по определённому стандарту с высокой степенью точности, которая позволяет соединять их без значительных усилий. Кроме того, после соединения детали должны надёжно крепиться друг к другу. Для обеспечения этих условий элементы конструктора производятся с точностью в 2 микрометра.

С 1991 года, с началом эры компьютерных видеоигр, компания Лего 11 лет несла убытки, исправив это положение только с выходом новых роботизированных наборов.Процесс создания лего кирпичиков на самом деле не так уж сложен. Производство элементов конструктора состоит из заливки жидкого пластика в форму и помещение ее под пресс. Форма охлаждается, открывается – и в руках у вас готовый кирпичик конструктора Lego. Затем следует вторая, более сложная часть процесса - обработка, добавление художественных деталей таких как костюмы, галстуки и т.п.

Это приемная в штаб-квартире Lego. Обратите внимание на потолок и стулья – кажется, что они изготовлены из кирпичиков конструктора.

Все конструктора Lego производятся из одинакового пластика на основе акрилонитрила, бутадиена и стирола. Он поступает к Lego напрямую от поставщиков и хранится потом в гигантских бункерах. Обычно он либо красный, либо прозрачный, а краска для конкретных фрагментов добавляется в формовочные машины. Это емкость, наполненная жидким пластиком на основе акрилонитрила, бутадиена и стирола, с добавлением отдельных красителей.

Это формовочная машина. Сначала очень горячий пластик заливают в формы на правой стороне. Затем он распространяется через маленькие каналы, и попадает в прессовочную область через очень маленькие разрезы. Когда холодная вода заливается в формовочную машину, она способствует остыванию пластика, и форма открывается, позволяя кирпичам беспрепятственно выпасть на ленту конвейера.

В настоящее время существует около 7 тыс. активных форм, которые используются при производстве Lego. Однако в целом в распоряжении компании находится больше 9 тыс. таких форм, многие из которых ждут своего часа на полках, как эта, например. Средняя форма стоит около 72 тыс. долларов, стоимость самой сложной и дорогой - 360 тыс. долларов.

Здесь можно видеть как пластик заливается в прессовочную область формовочной машины.

На этой фотографии мы видим две части эллипсоидной формы, которые только что побывали в пресс-форме. Через несколько секунд они упадут на ленту конвейера.

На этой фотографии форма для изготовления частей эллипсоидной формы с верхнего фото.

Произведенные кирпичики и другие элементы могут быть впоследствии использованы по-разному. Эти синие детальки могут быть использованы как в качестве голов для крошечных фигурок так и в качестве украшения для других элементов.

Тысячи фиолетовых кирпичиков Lego, которые еще несколько минут назад были под прессом.

Это один из двенадцати формовочных модулей, расположенных в Биллунде. В каждом модуле, или специальной производственной комнате, расположено до 64 рабочих формовочных машин, разделенных на два блока по 32 машины в каждом.

Роботизированная рука, убирающая отходы от процесса плавки и изготовления деталей из формовочной машины. Пластик будет вновь отправлен на переплавку и ему найдут применение уже в очень скором времени.

Корзина для отходов производства.

Производство на фабрике Lego является практически безотходным, так как пластику находят применение. Однако некоторая часть образовавшихся в процессе производства отходов все-таки отправляется в мусорную корзину.

Трубы, по которым гранулы пластика поступают в формовочные машины. Шум, который при этом образуется, напоминает шум, который вызывали бы миллиарды зернышек риса, двигаясь по пластиковым трубам.

Формовочные машины используются на протяжение четырех недель, а потом их вынимают и проводят полную тщательную очистку. На фотографии мы видим работника компании за этой процедурой.

На этом этапе производства фигурок к ним приделают руки, ноги, головы и другие дополнительные детали и элементы.

Робот приделывает руки фигурке.

Здесь можно видеть, как машина штампует на фигурках лица и рубашки.

Этот дисплей показывает вес небольшого мешка фрагментов Lego, известного как предварительная тара. Вес должен быть между 94,9 и 95,7 граммами. Вес этой предварительной тары составляет 94,94 грамм, так что она проходит проверку. Однако, как показывает дисплей, пять мешков оказались слишком легкими, и один был слишком тяжелым.

Предварительные тары фрагментов Lego на конвейере, в конце которого они проходят взвешивание.

Это отдел упаковки, большинство деталей находится в пакетах, которые попадают в тару автоматически. Но некоторые пакеты слишком большие, и их приходится трясти вручную, чтобы детали равномерно распределились и пакеты стали более плоскими и тонкими.

Сотни картонных заготовок, из которых сделают коробки для наборов Lego на тему «Звездных войн».

«Лего» – умная игра,
Завлекательна, хитра.
Интересно здесь играть,
Строить, составлять, искать!
Приглашаю всех друзей
«Лего» собирать скорей.
Там и взрослым интересно:
В «Лего» поиграть полезно

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЛЕГО-ТЕХНОЛОГИЯ

«Развитие познавательно-исследовательской, конструктивной деятельности и технического творчества посредством легоконструирования и робототехники»

1.ВВЕДЕНИЕ

1.1.Актуальность, инновационная значимость технологии. Качественный скачок развития новых технологий повлёк за собой потребность общества в людях, способных нестандартно решать новые проблемы, вносить новое содержание во все сферы жизнедеятельности. Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения, в условиях быстро меняющейся жизни человеку требуются не только владение определённым багажом знаний, но и, в первую очередь, умения добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески, уметь трансформировать и адаптировать имеющийся опыт к быстро меняющимся условиям.

Совершенствование образовательного процесса в условиях модернизации дошкольного образования идёт по многим направлениям, затрагивая главным образом формирование личностных качеств дошкольника. На современном этапе дошкольного образования акцент со знаний, умений и навыков переносится на формирование психических процессов и развитие личностных качеств ребёнка, таких, как любознательность, целеустремленность, самостоятельность, ответственность, «творческость» или креативность, обеспечивающих социальную успешность и способствующих формированию интеллектуальной творческой личности, которая характеризуется:

  • Ø умением принимать решения и достигать требуемого результата в неопределённых проблемных ситуациях, самостоятельно восполняя недостаток знания и информации;
  • Ø умением позитивно взаимодействовать с людьми других культур, языков и религий;
  • Ø владением информационными технологиями; умением самостоятельно учиться на протяжении жизни в контексте, как личного профессионального роста, так и социальной жизни, работать в команде на общий результат;
  • Ø умением отстаивать свою точку зрения, обосновывая её, вести дискуссию таким образом, чтобы она приводила к новому пониманию проблемы, а не к конфликту.

Воспитание гармоничной, всесторонне развитой личности – одна из главнейших государственных задач, на выполнение которой нацелены вопросы совершенствования системы образования, методов воспитания и обучения.

Актуален вопрос применения инновационных педагогических технологий в части подготовки личности такого плана, однако в дошкольном образовании опыт системной работы по развитию познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности, технического творчества дошкольников 4-6 лет посредством использования легоконстуирования и робототехники отсутствует.

Отечественными педагогами и психологами признан тот факт,что Результаты современных психологических и педагогических исследований (Ю.К. Бабанский, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Н.Н. Поддьяков, И.Д. Зверев, В.В. Запорожец, И.Я. Лернер, А.И. Савенков, Г.И. Щукина, др.) показывают, что возможности интеллектуального развития детей дошкольного возраста значительно выше, чем это предполагалось ранее. Так, оказалось, что дети могут успешно познавать не только внешние, наглядные свойства предметов и явлений, но и их внутренние связи и отношения.

В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. Ценность реальной технологии заключается в том, что практически, через непосредственную деятельность, обнаруживаются скрытые стороны объекта или явления; развиваются способности ребёнка к определению проблемы, аналитическим операциям и возможности самостоятельному выбору пути её решения.

В работах многих отечественных педагогов Н.Н. Поддьякова, А.П. Усовой, Е.Л. Панько «детское конструирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития». Познавательно –исследовательская и конструктивная деятельность позволяет объединить практически все виды деятельности и все стороны воспитания дошкольников: развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, познавательные способности, умения изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, формировать у детей стремление к учебной деятельности, воспитывать творчески ориентированную личность.

Учёными (Лурия. А.Р., Рубенштейн С.Л., др.), занимающимися исследованиями головного мозга и психического развития детей, доказана связь мелкой моторики с развитием речи и интеллектуальным развитием ребёнка в целом. Конструктивной деятельности, занятиям лего-конструированием, уделяется немало, внимания в реализации общеобразовательных программ дошкольных образовательных учреждений. Однако, как правило, педагоги активируют ребёнка к занятиям конструктивной деятельностью и деятельностью, направленной на развитие мелкой моторики в раннем дошкольном возрасте. Конструктивная деятельность детей старшего дошкольного возраста, чаще организуется в свободной деятельности, и реже в специально организованной.

Тем не менее, ресурс выполнения множественных манипуляций во время занятий лего-конструированием, робототехникой может служить основой не только для развития моторики, стимулирования развития интеллектуальных способностей и психических процессов ребёнка, но и достаточно высоким фактором познавательной мотивации, конструированием, техническим творчеством, начиная уже с раннего дошкольного возраста.

Исходя из вышесказанного, на сегодняшний день существует актуальную проблема повышения познавательной мотивации и интеллектуального развития дошкольников через познавательно-исследовательскую, конструктивную деятельности и техническое творчество, посредством легоконструирования и робототехники, которую необходимо решать на всех ступенях образования, в рамках организации взаимодействия на сетевой основе с образовательными учреждениями города.

Как показывает практика, организация такой деятельности лежит в основе деятельностного подхода, который в области легоконструирования и робототехники не получил широкого распространения, как в игровой, продуктивной, проектной, опытно-экспериментальной видах детской деятельности.

Актуальность выявленных нами проблем объясняется необходимостью преодоления следующего противоречия: между необходимостью развития познавательной мотивации и технического творчества у детей дошкольного возраста и поиском концептуально новых подходов, методов и приемов в этом направлении.

В аспекте выявленных выше проблем и противоречий нами была определена тема нашей образовательной ЛЕГО-технологии: « Развитие познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности, технического творчества посредством легоконструирования и робототехники ».

2. Цели и задачи образовательного курса технологии.

Цель развитие познавательно-исследовательской, конструктивной деятельности и технического творчества ребенка посредством легоконструкторов и робототехники. Формирование интеллектуальных и личностных качеств дошкольников, технических способностей, конструкторских умений и навыков, воспитание творческой и целеустремленной личности, способной самостоятельно ставить перед собой задачи и находить оригинальные способы решения.

Задачи:

  • Ø Развитие индивидуальных способностей ребенка;
  • Ø Развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское научно-техническое творчество.
  • Ø Формировать пространственное мышление, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
  • Ø Развивать умение применять свои знания при проектировании и сборке конструкций.
  • Ø Развивать операции логического мышления,
  • Ø Развивать познавательную активность детей, воображение, фантазию и творческую инициативу;
  • Ø Развивать мелкую и крупную моторику, ориентировку в пространстве;
  • Ø Развивать диалогическую и монологическую речь, расширять словарный запас.
  • Ø Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей;
  • Ø Развитие кругозора и культуры;
  • Ø Формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.

Развитие способностей к конструированию активизирует мыслительные процессы ребёнка, рождает интерес к творческому решению поставленных задач, изобретательности и самостоятельности, инициативности, стремление к поиску нового и оригинального, а значит и способствует развитию одарённости .

Основная идея и новизна технологии.

Основная идея и новизнасостоит в том, что предложенная нами образовательная развивающая технология отражает концептуально новый подход в области приобщения дошкольников к конструктивной деятельности и техническому творчеству, обеспечивающий их активное , инициативное и самостоятельное вовлечение в деятельность и стимулирующее познавательную активность.

Основные целевые группы, на которые направлена технология.

Открытый характер инновационной деятельности МБДОУ ДС ОВ «Звездочка» (городская инновационная площадка), способы апробации и диссеминации результатов деятельности (форумы, Интернет - конференции, презентации, обучающие семинары и городские мастер - классы) позволят на практике реализовать технологию по развитию познавательно – исследовательской и конструктивной деятельности, технического творчества посредством легоконструирования и робототехники. Данная технология может быть адресована воспитателям и специалистам ДОУ, руководителям, заместителям руководителей, слушателям курсов повышения квалификации педагогических работников и др.

2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ЛЕГО-технология интересна тем, что, строясь на интегративных принципах, она позволяет обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования дошкольников. ЛЕГО-конструирование - это не только практическая творческая деятельность, но и развитие умственных способностей, которое проявляется в других видах деятельности: речевой, игровой, изобразительной. Это также воспитание социально активной личности с высокой степенью свободы мышления, развитие самостоятельности, способности детей решать любые задачи творчески. ЛЕГО-технология, бесспорно, претендует называться интерактивной педагогической технологией, так как стимулирует познавательную деятельность дошкольников.

Актуально использование в дошкольных образовательных учреждениях технологии образовательного легоконструирования и роботехники:

ü использование лего - конструктора является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов детской деятельности (игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, конструктивная, самообслуживание и элементарный бытовой труд, двигательная),

ü основой образовательной деятельности с использованием лего-технологии является игра – ведущий вид детской деятельности. Лего – позволяет учиться, играя и обучаться в игре.

ü использование лего-технологии в ДОУ позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.

ü лего-технология - средство развивающего обучения, стимулирует познавательную деятельность дошкольников, способствует воспитанию социально активной личности с высокой степенью свободы мышления, развития самостоятельности, целеустремленности, способности решать любые задачи творчески.

ü лего-технология объединяет элементы игры с экспериментированием, а, следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников.

В дошкольном образовательном учреждении лего - конструкторы использовались и ранее, но чаще в самостоятельной деятельности детей и носили характер сюжетного конструирования. Идея сделать легоконструирование процессом направляемым, а не спонтанным, возникла с принятием ФГОС., т. к. изучив запросы современного общества к формируемой личности с первой ступени дошкольного образования, мы задумались об актуальности использования в воспитательно – образовательном процессе технологии образовательного легоконструирования и робототехники. Посредством использования легоконструкторов можно эффективно решать образовательные задачи реализуемой в детском саду в соответствии с примерной общеобразовательной программы ДОУ, как в инвариантной, так и в вариативной части, формируемой участниками образовательного процесса, т.к. программа позволяет оптимально сочетать базисное содержание образования и приоритетные направления в работе ДОУ. Леготехнологию можно внедрять в воспитательно – образовательный процесс и удачно интегрировать с другими образовательными областями « Познавательной», «Речевой», «Социально - коммуникативной», «Художественно- эстетическая », «Физическая».

В процессе ЛЕГОконструирования дошкольники развивают математические способности, пересчитывая детали, блоки, крепления, вычисляя необходимое количество деталей, их форму, цвет, длину. Дети знакомятся с такими пространственными показателями, как симметричность и асимметричность, ориентировкой в пространстве. Кроме этого, конструирование тесно связано с сенсорным и интеллектуальным развитием ребенка: совершенствуется острота зрения, восприятие цвета, формы, размера, успешно развиваются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация).

Легоконструирование развивает и коммуникативные навыки, активизируя мыслительно-речевую деятельность дошкольников. Старшие дошкольники с удовольствием рассказывают о своих постройках, проговаривают последовательность своих действий, оценивают ту или иную конструктивную ситуацию. Они выполняют задания, требующие активизации мыслительной деятельности, например, достроить постройку по заданному признаку или условиям («Заполни пространство», «Угадай, чья я часть?», «Оживи свою модель» и другие). Речевые ситуации, возникающие в процессе создания построек и игр с ними, способствуют развитию речи детей, которая служит одним из важнейших средств активной деятельности человека, а для будущего школьника является залогом успешного обучения в школе. Решаются многие задачи обучения: расширяется словарный запас, развиваются коммуникативные навыки, совершенствуется умение обобщать и делать выводы.

На наш взгляд, одна из основных возможностей в легоконструировании – научить детей эффективно работать вместе. Сегодня совместное освоение знаний и развитие умений, интерактивный характер взаимодействия востребованы как никогда раньше. При групповой деятельности дети могут не просто общаться, но и обмениваться советами о способах крепления, деталями или даже объединять свои модели для создания более масштабной конструкции. Важно организовывать условия, при которых участники совместной деятельности могли бы решать возникающие проблемы, общаясь и советуясь друг с другом, а также учиться на своих ошибках. При этом у дошкольников развиваются социальные навыки: самостоятельность, инициативность, ответственность, взаимопонимание, необходимые при взаимодействии с другими детьми.

Занятия по ЛЕГО-конструированию помогают дошкольникам войти в мир социального опыта. У детей складывается единое и целостное представление о предметном и социальном мире. В план занятий включены такие темы, как «Животные», «Городские и сельские постройки», «Предметы мебели», «Игрушки», «Транспорт», «Корабли осваивают Вселенную», «Путешествие в сказку» и другие. В дни календарных праздников в уголке детского творчества организуются тематические выставки, в которых неизменно представлены работы детей, посещающих дополнительные занятия по ЛЕГО-конструированию.

Занимаясь легоконструированием во время совместной образовательной деятельности течение дня, дети приобретают навыки культуры труда: учатся соблюдать порядок на рабочем месте, распределять время и силы при изготовлении моделей (для каждого занятия определена своя тема) и, следовательно, планировать деятельность.

В легоконструировании формирования и развития художественно-эстетических навыков легко может быть достигнуто при оформлении и преобразовании уже готовых моделей, когда для создания целостного образа в ход может идти не только конструктор, но и бумага, карандаши, другие материалы.

В силу своей универсальности ЛЕГО-конструктор является наиболее предпочтительным развивающим материалом, позволяющим разнообразить процесс обучения дошкольников. Это находит отражение в проектной деятельности. Слово «проект» удачно вписалось в систему работы нашего детского сада, где дети имеют возможность проявить свою индивидуальность, реализовать творческие задумки в рамках совместн0-родительских проектов в соответствии с календарно-тематическим планированием ДОУ. Задача таких мероприятий – вызвать у родителей желание участвовать вместе с ребенком в тематическом конструировании, дать им возможность получить навыки взаимодействия с детьми на основе сотрудничества и равноправных отношений. И в этой ситуации ЛЕГО-конструктор выступает в качестве универсального материала, работа с которым доставляет одинаковое удовольствие и детям, и взрослым. Также в конце учебного года в детском саду проводятся досуги, где дети вместе с родителями принимают участие в строительстве ЛЕГО-городка с улицами, парками, детскими площадками. Совместная созидательная деятельность «на равных» имеет большой развивающий потенциал: дает возможность взрослым понять интересы и раскрыть таланты своего ребенка, установить взаимопонимание, почувствовать каждому из участников свою значимость в общем деле.

Итак, легоконструирование и робототехника позволяют внедрять информационные технологии в образовательный процесс ДОУ, помогают дошкольникам овладевать элементами компьютерной грамотности, умениями и навыками работы с современными техническими средствами.

В непринуждённой игре дети легко и всестороннее развиваются, у них вырабатывается познавательный интерес, креативность, наблюдательность, что способствует формированию творческой личности.

Организацию и содержание процесса взаимодействия педагогов с воспитанниками по развитию у них интеллектуального потенциала определяют концептуально новые подходы , направленные на эффективность данного процесса:

Внедрение образовательного легоконструирования в совместную образовательную деятельность (НОД), в режимных моментах, в самостоятельной деятельности в течение дня;

Организация развивающего пространства способствующего конструктивной деятельности с различными видами легоконструкторов в самостоятельной деятельности в течение дня;

Факультативная работа в данном направлении, нацеленная на развитие интеллектуального потенциала посредством развития конструктивной деятельности и технического творчества;

Основная часть представлена нами следующей технологической цепочкой действий: потребность – мотив - реализация процесса взаимодействия – результат, направленные на разработку, внедрение и реализацию развивающей технологии:

1-е действие

Ориентир на потребности , это ресурс эффективного процесса взаимодействия педагога с дошкольниками в области конструктивной деятельности и технического творчества, направленный на развитие познавательной мотивации, интеллектуальных возможностей дошкольника посредством легоконструирования и робототехники.

2.1. Методы и приемы , используемые для реализации технологии:

наглядные (использование ИКТ – технологий, просмотр фрагментов мультипликационных и учебных фильмов, обучающих презентаций, рассматривание схем, таблиц, иллюстраций, сбор фотоматериалов, дидактические игры, организация выставок, личный пример взрослых)

словесные (чтение художественной литературы, загадки, пословицы¸ минутки размышления, проблемные вопросы и ситуации, беседы, дискуссии, моделирование ситуации)

практические (игровые ситуации, элементарная поисковая деятельность (опыты с постройками), обыгрывание постройки, моделирование ситуации, конкурсы, физминутки.

2-е действие

Создание педагогических условий в ДОУ, так называемой «Умной среды», способствующих повышению мотивации удовлетворить вышеперечисленные потребности.

3-е действие

Алгоритм реализации процесса взаимодействия педагога с детьми включает следующие позиции:

1. Аналитический отчет педагога, о его готовности к расширению границ инновационного пространства по взаимодействию с детьми в области конструктивной деятельности и технического творчества.

2. Характеристику взаимодействия (где выстраивается смысловая цепочка направления деятельности: что делаем? – из чего делаем? -для кого? – зачем? – с кем вместе?).

3. Организацию процесса взаимодействия педагога с воспитанниками, которую определяют концептуально новые подходы, психолого – педагогические принципы и этапы деятельности:

Концептуальные подходы

Деятельностныйподход это подход, в центре которого стоит деятельность ребенка (ребенок получает знания не в готовом виде, а добывает их сам в процессе деятельности). Данный подход также предполагает различный спектр и смену используемых методов, приемов обучения и развития (метод графического моделирования, метод сравнения, приемы составления построек по схеме, строительство на основе модели, приемы фантазирования, мн.др.); рассмотрен в виде вектора последовательности: «цель-мотив-задача-средство-действие-операция-результат-оценка-прогноз-последействие».

Акмеологическийподход – установка и стремление всех участников образовательного процесса в контексте «дети – родитель - педагог» к общему успеху (А. Асмолов).

Гуманный подход – признание достоинства, свободы личности, терпимость к мнению другого.

Психолого-педагогические принципы

Принцип «развитие через деятельность», предложенный американским ученым Д.Дьюи: учет интересов детей; развитие через обучение мысли и действию; познание и знание - следствие преодоления трудностей.

Принцип непрерывности (преемственность между всеми ступенями обучения на уровне содержания технологии).

Принцип психологической комфортности.

Принцип творчества и вариативности.

Принцип учета возрастных особенностей детей (выбор методов и приемов, соответствующих возрасту ребенка).

Принциппоэтапности, который влечет за собой распределение деятельности между всеми участниками педагогического процесса:

3. Распределение деятельности

между участниками педагогического процесса (этапы реализации)

Таблица 1

Деятельность детей

1

2

3

4

1. Этап экспресс диагностики.

Подбор диагностических методов и методик, направленных на выявление у детей сформированности предпочтений к занятием конструктивной деятельностью и техническим творчеством Проведение мониторинга (приложение 1).

Участие в диагностическом обследовании.

Согласие родителей на диагностирование детей.

Обработка результатов мониторинга.

Изучение результатов.

2. Этап разработки и внедрения технологии

Разработка технологии развития познавательно – исследовательской и конструктивной деятельности, технического творчества посредством легоконструирования и робототехники. Внесение, предложенных родителями идей в содержание технологии.

Ознакомление с технологией. Предложение своих идей по данному направлению.

3. Этап планирования предстоящей деятельности

Деятельность педагогов дошкольного образовательного учреждения

Деятельность родителей, как ассистентов

Деятельность детей

Совместное обсуждение уровня подготовки предстоящей деятельности:

Выбор темы, цели с учетом разработанного примерного перспективного планирования (приложение 2);

Подбор методов, приемов и содержания материла;

Определение места и времени проведения образовательной деятельности;

Подготовка практического материала (подготовка наглядного, дидактический, раздаточный материал в виде схем, моделей,создание компьютерных слайдов, программ, и т.д.);

Выявление технологических особенностей при построении образовательного процесса по развитию «познавательно – исследовательской и конструктивной деятельности, технического творчества посредством легоконструирования и робототехники».

Организация педагогом образовательного процесса, координация, практическая помощь, контроль, корректировка на практическом этапе.

Принятие позиции партнерства.

4. Практический этап

Деятельность педагогов дошкольного образовательного учреждения

Деятельность детей

Деятельность родителей, как ассистентов

Деятельность по развитию познавательно – исследовательской и конструктивной деятельности, технического творчества посредством легоконструирования и робототехники у дошкольников строится в следующей последовательности:

1 этап. Минутка вхождения в день (для поднятия эмоционального настроения детей и их положительного настроя в деятельности используются

2 этап. Мотивация предстоящей деятельности. Для привлечения интереса и внимания дошкольников к предстоящей деятельности используется различный спектр методических приемов, например: игровой и сюрпризный момент (появление какого-нибудь сказочного героя в младшем дошкольном возрасте и загадывание загадок в старшем дошкольном возрасте), создание проблемных ситуаций, которые вызывают у ребенка интерес и состояние радостного ожидания, что же его ждет впереди.

3 этап. Анализ построенных объектов моделирования:

а) выделение и называние основных деталей в построенном объекте (степень подробности может быть разной, это зависит насколько ребенок владеет терминологий: выделение основных объектов и их деталей и выделение только главных объектов. Для определения деталей одного объекта можно использовать такой игровой прием как «Охота за подробностями», когда детям предлагается назвать и описать детали основного объекта. А также на этом этапе используется метод – беседы, способствующей анализу построек, описательных характеристик объектов. Данные приемы и методы направлены на активизацию познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности детей дошкольного возраста. (При этом педагог должен проявлять живой интерес и эмоционально реагировать на ответы детей);

б) конструктивное моделирование основных объектов (детям предлагается внимательно посмотреть на представленные перед ним графические объекты и выбрать именно тот, с помощью которого он будет производить моделирование);

в) выделение и называние второстепенных объектов (можно использовать те же приемы и методы, что и при выделение основных объектов;

д) соединение основных и второстепенных объектов для постройки сюжета (предложить детям соединить, а потом смоделировать сюжет. Педагогу здесь необходимо:

  • подвести дошкольников к кратким рассуждениям. Они должны быть расположены в следующем порядке: сначала говорится, что с чем соединятся, какие детали используются, затем почему – аналитические рассуждения: почему так, а не иначе, что произойдет, если изменить последовательность крепления деталей
  • если ребенок затрудняется найти взаимосвязи между объектами можно дополнительными вопросами натолкнуть его на определенный выбор объектов;

е) завершение построения объекта, сюжета (после установления взаимосвязей между основными и второстепенными объектами, педагог предлагает детям самостоятельно построит, создать, любой понравившейся тематический сюжет).

4 этап. Презентация построенного объекта, сюжета (на данном этапе можно использовать такие приемы, как: ; прием фантазирования, самостоятельной коммуникативной презентации ; приемы «Гордость» и «Шанс», где каждый ребенок получает шанс оказаться в центре всеобщего внимания и продемонстрировать свою постройку, объкт, используемый в общем сюжете, при этом получая всеобщее одобрение).

6 этап. Придумывание детьми описательного рассказа к постройке, объекту, сюжета (данный этап предполагает как развитие коммуникативной компетентности, так и раскрытие творческого воображения дошкольников.

Принятие позиции партнерства и активного участника, как ассистента.

5. Этап рефлексии

Деятельность педагогов дошкольного образовательного учреждения

Деятельность детей

Деятельность родителей, как ассистентов

Получение обратной связи. Выводы «Скажите о том, что сделано», «Что вызвало сложность», «Что вы сделали, чтобы решить возникающие затруднения»,«Какие чувства вас переполняют сейчас».

Рефлексия начинается с концентрации детей на эмоциональном аспекте, чувствах, которые они испытывали в процессе и в результате деятельности.

Свои предложения и комментарии.

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

1.Знакомство с новыми деталями конструктора лего Дупло, закрепление знаний об уже известных детям.

2. Учить детей создавать сюжетную композицию на плате.

3.Продолжать учить выполнять постройку по собственному замыслу.

4. Учить планировать свою работу, уметь рассказать.

5.Продолдать знакомить детей с понятием устойчивости постройки, её прочности.

6. Учить детей анализировать постройку по картинке, выделять в ней основные конструктивные части.

7. Продолжать учить работать в коллективе, учить сооружать совместную постройку, планировать этапы её создания.

8. Учить передавать форму объекта средствами конструктора лего, подбирать детали по форме, размеру и устойчивости в соответствии с содержанием.

9.Учить следовать инструкции педагога.

10.Дать понятие симметрия.

11.Продолжать учить детей работать по образцу.

12.Продолжать развивать умение ориентироваться в пространстве (на плоскости), употреблять слова, обозначающие пространственные отношения.

13.Продолжать знакомить детей с различными способами скрепления деталей лего.

14.Продолжать знакомство детей с лего-мозаикой, учить различать геометрические формы, их цвет расположение в пространстве.

15. Учить различать геометрические фигуры независимо от их цвета и расположения, учить объединять фигуры по цвету и форме.

16. Дать возможность детям поэкспериментировать с конструктором лего

1.Закреплять знания детей о деталях лего-конструктора, различать и называть их.

2.Познакомить детей с конструктором лего Дакта, его деталями. Сравнить его с лего Дупло.

3.Продолжать учить детей рассматривать предметы и образцы, анализировать готовые постройки; выделять в разных конструкциях существенные признаки, группировать их по сходству основных признаков, понимать, что различия признаков по форме, размеру зависят от назначения предметов; воспитывать умение проявлять творчество и изобретательность в работе; учить планировать этапы создания постройки.

4. Продолжать учить детей работать коллективно.

5. Учить мысленно, изменять пространственное положение конструируемого объекта, его частей, деталей, представлять какое положение они займут после изменения.

6.Учить анализировать условия функционирования будущей конструкции, устанавливать последовательность и на основе этого создавать образ объекта.

7.Учить детей конструировать по схеме, предложенной взрослым и строить схему будущей конструкции.

8.Учить конструировать по условиям задаваемым взрослым, сюжетом игры.

Лого-технология – средство развивающего обучения, стимулирует познавательную деятельность дошкольников, способствует воспитанию социально активной личности с высокой степенью свободы мышления, развития самостоятельности, способности решать любые задачи творчески. лого-технология объединяет элементы игры с экспериментированием, а, следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников.




Развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское научно-техническое творчество. Формировать пространственное мышление, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением. Развивать умение применять свои знания при проектировании и сборке конструкций. Развивать операции логического мышления, Развивать познавательную активность детей, воображение, фантазию и творческую инициативу; Развивать мелкую моторику, диалогическую и монологическую речь, расширять словарный запас. Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей; Формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.



1. Сформированы конструкторские умения и навыки, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением. 2. Развито умение применять свои знания при проектировании и сборке конструкций. 3. Развита познавательная активность детей, воображение, фантазия и творческая инициатива. 4. Совершенствованы коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей. 5. Сформированы предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу. 6. Имеются представления: о деталях конструктора и способах их соединении; об устойчивости моделей в зависимости от ее формы и распределения веса; о зависимости прочности конструкции от способа соединения ее отдельных элементов; о связи между формой конструкции и ее функциями.





Свою работу я начала с создания лого –центра в группе.В этом мне помогли родители. Вначале родители приобрели нам простой конструктор лого, а затем лого « Дупло». В старшей группе планируется приобрести лого «Дакта». Для того, чтобы помочь родителям в конструктивной деятельности в домашних условиях и подготовке проектов я разработала памятки с методическими рекомендациями.

С помощью лего-конструктора малыши могут создавать свой уникальный мир, попутно осваивая сложнейшие математические знания, развивая двигательную координацию, мелкую моторику, тренируя глазомер. Занятия по конструированию стимулируют любознательность, развивают образное и пространственное мышление, активизируют фантазию и воображение, пробуждают инициативность и самостоятельность, а также интерес к изобретательству и творчеству. Перед педагогом стоит важнейшая задача - создать необходимые условия для вовлечения детей в увлекательный вид деятельности, позволяющий раскрыть потенциальные способности своих воспитанников.

Цели обучения Лего-конструированию в детском саду, конкретные задачи и приёмы

Лего-конструирование - вид продуктивной деятельности, основанный на творческом моделировании () с использованием широкого диапазона универсальных Лего-элементов. Использование Лего-конструкторов помогает реализовать серьёзные образовательные задачи, поскольку в процессе увлекательной творческой и познавательной игры создаются благоприятные условия, стимулирующие всестороннее развитие дошкольника в соответствии с требованиями ФГОС .

В процессе конструирования создаются благоприятные условия, способствующие всестороннему развитию дошкольников

Лего-технология - пример интеграции всех образовательных областей как в организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей. Приведём пример пересечения образовательных и воспитательных направлений в процессе детского конструирования:

  • - ребёнок отбирает, отсчитывает необходимые по размеру, цвету, конфигурации детали.
  • Развитие речевых и коммуникационных навыков - ребёнок пополняет словарь новыми словами, в процессе конструирования общается со взрослыми, задаёт конкретные вопросы о различных предметах, уточняет их свойства.
  • Коррекционная работа - оказывает благотворное воздействие на развитие ребёнка в целом (развивается мелкая моторика, память, внимание, логическое и пространственное мышление, творческие способности и т. д.).
  • Воспитательная работа - совместная игра с другими детьми и со взрослыми помогает малышу стать более организованным, дисциплинированным, целеустремлённым, эмоционально стабильным и работоспособным, таким образом, играет позитивную роль в процессе подготовки ребёнка к школе.

Видео: логопедическое занятие с использованием Лего

https://youtube.com/watch?v=kZKBvR1K99Y Video can’t be loaded: Логопедическое занятие с использованием LEGO. (https://youtube.com/watch?v=kZKBvR1K99Y)

Задачи Лего-методики

Младший дошкольный возраст (2–4 года):

  • учить различать и правильно называть детали Лего-конструктора «Дупло» (кирпичик, клювик, мостик, основа машины, полукруг, овал и т. д.);
  • знакомить с элементарными умственными операциями анализа построек по таким параметрам: форма, величина, цвет деталей, учить сравнивать предметы;
  • создавать простейшую конструкцию по образцу и оговорённым условиям, например, забор для фермы, гараж для машинки;
  • пополнять словарь новыми словосочетаниями: длинная (короткая), широкая (узкая) дорожка синего цвета;
  • развивать мелкую моторику и зрительную координацию в процессе крепления деталей конструктора.

С малышами 3–4 лет используются Лего-наборы с крупными элементами и простыми соединениями деталей

Средний дошкольный возраст (4–5 лет):

  • формировать знания о симметрии, пропорциях, понятии части и целого;
  • учить конструированию с использованием Лего-карточек;
  • запоминать и свободно использовать в речи названия Лего-деталей.

В средней группе используются элементы конструктора среднего размера, применяются схемы, фото и картинки с изображениями моделей

Старшая и подготовительная группы:

  • стимулировать детское техническое творчество;
  • обучать моделированию по чертежу и собственному замыслу;
  • формировать умение самостоятельно решать технические задачи;
  • познакомить с основами компьютерного моделирования.

В работе со старшими дошкольниками можно использовать усложнённые модели из мелких деталей

Базовые идеи Лего-технологии:

  • от простого к сложному;
  • учёт возрастных и индивидуальных особенностей;
  • созидательность и результативность;
  • развитие творческих способностей;
  • комплексный подход, который предусматривает синтез обучающей, игровой, развивающей деятельности.

Особенности практического использования с учётом возраста детей:

  • С малышами 3–4 лет используются Лего-наборы с крупными элементами и простыми соединениями деталей.
  • С детьми 4–5 лет конструирование усложняется, используются элементы среднего размера, применяются более сложные варианты соединения деталей. В средней группе используются цветные фото и картинки с изображениями моделей, по которым дети должны выполнить постройку. Созидательная деятельность осуществляется по теме, образцу, замыслу и простейшим условиям.
  • В 6–7 лет для технического творчества предлагаются разнообразные виды Лего-конструкторов, от крупных с простыми соединениями элементов до самых миниатюрных со сложной техникой исполнения. В работе со старшими дошкольниками можно использовать задания в виде графических схем, усложнённые модели будущих построек, работу по замыслу, условиям, разнообразные тематические задания.

Одной из форм реализации Лего-методики является фестиваль

Формы реализации Лего-методики в детском саду:

  • Плановые занятия (10–15 минут в младшей группе, 20 минут в средней, 25–30 минут в старшей и подготовительной).
  • Индивидуальная работа педагога в паре с ребёнком или с подгруппой детей (1 раз в неделю не более 40 минут):
    • подготовка ребёнка к конкурсу;
    • работа с одарёнными или отстающими детьми.
  • Долгосрочные и краткосрочные проекты, участниками которых могут являться:
    • воспитатель;
    • дети и родители.
  • Повседневное самостоятельное конструирование, строительная игра в свободное от плановых занятий время.
  • Фестивали, конкурсы, викторины.
  • Кружковая работа, которая проводится педагогами детского дошкольного учреждения.

Театрализованная игра развивает фантазию и творческие способности

Приёмы работы с детьми на занятиях по конструированию из блочного конструктора

В процессе обучения используются такие педагогические приёмы:


Работу по схемам можно предложить дошкольникам в игровой форме

  • Творческое конструирование по замыслу или по нарисованной модели. Такие занятия практикуются в работе со старшими дошкольниками, которые уже освоили основные приёмы, и им можно предложить работу по картинкам, фотографиям с изображением объекта на любимую тему.

Видео: Лего-технологии в работе с дошкольниками

https://youtube.com/watch?v=mnP3H_YRZzo Video can’t be loaded: «Лего-технологии в реализации образовательных программ» (https://youtube.com/watch?v=mnP3H_YRZzo)

Способы конструирования, актуальные для дошколят

Способы обучения дошкольников конструированию:

  • по образцу;
  • по модели;
  • по условиям;
  • по карточкам-схемам;
  • по свободному замыслу;
  • тематическое конструирование.

Фотогалерея: примеры карточек-схем, инструкций и моделей для Лего-конструирования

Схема столбика и заборчика Варианты схем конструирования фигурок Схемы столбиков Инструкция конструирования Лего-цветка Модели Лего-животных Модели корабликов Модели человечков Модели служебного транспорта Инструкция по сборке транспортёра Пример нарисованной схемы Модели Лего-конструкций Инструкция конструирования вертолёта Простейшие схемы Лего-поделок

Какие бывают занятия по Лего-конструированию


Конкурсное занятие - это соревнование, которое проводится в игровой форме

Таблица: картотека тем занятий по Лего-конструированию

Тема занятия Вид занятия Программные задачи
«Детский сад детям рад» Занятие по замыслу в средней группе
  • активизировать продуктивное воображение детей;
  • стимулировать создание детьми собственных вариантов построек, освоенных на занятиях, внесение в знакомые постройки элементов новизны;
  • закреплять знание конструктивных свойств материала и навыки правильного соединения деталей.
«Мои любимые игрушки»
  • закрепить знания, полученные в старшей группе;
  • учить называть тему и давать общее описание.
«Осенний лес» Ознакомительное занятие в младшей группе
  • формирование понятия о структуре дерева (ствол, крона, листья, плоды);
  • учить отличать деревья друг от друга;
  • закреплять названия деталей и цвет.
«Фрукты»
  • продолжать знакомить детей с конструктивными возможностями различных деталей, используемых для придания формы разных предметов (овальная деталь, полукруг и т. д.);
  • формировать чувства симметрии и умения правильно чередовать цвет в своих постройках;
  • развивать умения анализировать образец - выделять в нём функционально значимые части (края, основание), называть и показывать детали конструктора, из которых эти части построены.
«Грузовой фургон»
  • познакомить детей с назначением грузовых машин - фургонов;
  • определить конструктивные особенности машин - фургонов;
  • обучить выделению внутреннего пространства;
  • развивать умение следовать инструкциям педагога, размещать постройку на плате;
  • развивать воображение и творческие способности.
«Строим дом» Ознакомительное занятие в старшей группе
  • формировать умение строить объёмные конструкции, используя новые строительные элементы (крыши, окна);
  • формировать умение сочинять загадки.
«Цветущие растения» Комплексное занятие в средней группе
  • повторить названия комнатных цветущих растений;
  • вспомнить основные правила ухода за комнатными растениями;
  • повторить строение цветка;
  • учить подбирать детали по цвету, соответствующему определенному цветку.
«Кормушка для птиц» Занятие по схеме в средней группе
  • закреплять навыки строить по схемам;
  • учить строить кормушку из Лего-конструктора;
  • распределять детали Лего-конструктора правильно.
«Лесные обитатели» Комплексное занятие в подготовительной группе
  • обогатить знания детей о животных родного региона;
  • актуализировать знания о строении животных и переменах в жизни в осенний период;
  • учить строить по выбранным фотообразцам, используя Лего - картотеку;
  • продолжать развивать речевое творчество, составляя описательные загадки.
«Жил на свете один человечек» Тематическое занятие в средней группе Это уникальный список
  • развить навыки анализа образца и моделирования в соответствии с образцом фигурки человечка;
  • развить творческие и коммуникативные способности.
«Лего-спорт» Проект в старшей и подготовительной группах
  • продолжать знакомить детей с разнообразием конструкторов Лего;
  • развивать коммуникативные умения, познавательный интерес;
  • воспитывать интерес к моделированию фигуры человека-спортсмена.
«Моя улица» Проект в средней группе
  • дать детям основные понятия городского пейзажа, вспомнить особенности городских построек;
  • развивать умение передавать форму объекта средствами конструктора;
  • закрепить навык скрепления деталей.
«Я всегда буду внимательным» Комплексное занятие в средней группе
  • повторить правила дорожного движения;
  • закрепить умение строить разные виды городского транспорта;
  • учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, давать ей описание;
  • развивать творческую инициативу и самостоятельность.
«Транспорт» Тематическое занятие в старшей группе
  • учить строить конструкции по замыслу;
  • закрепить знания о видах транспорта;
  • продолжать учить сочинять загадки.
«Подъёмный мост» Тематическое занятие в средней группе
  • воспитывать интерес к сооружению построек, навыки коллективной работы.
«Космический корабль» Занятие по схеме в подготовительной группе
  • закреплять умение детей конструировать по заданной тематике с использованием опорных схем;
  • активизировать внимание, мышление;
  • воспитывать интерес к сооружению построек;
  • формировать навыки коллективной работы.
«Дом для собачки» Ознакомительное занятие в средней группе
  • формирование умения следовать предложенным инструкциям, учитывая способы крепления деталей;
  • передавать особенности предметов средствами конструктора LEGO;
  • закрепить представление о строительных деталях, их свойствах;
  • определять назначение частей предметов, их пространственное расположение;
  • выбирать правильную последовательность действий.
«Домашние животные»
  • закрепить знания о домашних животных;
  • закрепить умение анализировать образец, выделять основные части животных;
  • продолжать развивать воображение детей;
  • сформировать у детей устойчивый интерес к конструктивной деятельности;
  • желание экспериментировать, творить, изобретать.
«Новогодняя открытка» Тематическое занятие в подготовительной группе
  • учить строить объёмные плоскостные изображения;
  • воплощать свой замысел, опираясь на образец;
  • продолжать учить сочинять загадки про Новый год;
  • продолжать объединять детали в различные композиции;
  • учить работать в коллективе.
«Животные на ферме» Комплексное занятие в средней группе
  • закреплять знания о домашних животных;
  • учить анализировать образец, выделять основные части животных;
  • развивать конструктивное воображение детей.
«Космос» Комплексное занятие в старшей группе
  • учить заранее обдумывать содержание будущей постройки;
  • развивать творческую инициативу, самостоятельность;
  • развивать речь: загадки о космосе, чтение стихов;
  • формирование понятия о структуре летательных аппаратов.
«Солнечный город» Комплексное занятие в старшей группе
  • расширять знания воспитанников о гендерной принадлежности;
  • способствовать осознанию чужой и собственной индивидуальности;
  • совершенствовать умение работать по предложенному алгоритму;
  • закреплять умение понимать и следовать словесной инструкции взрослого;
  • упражнять детей в сооружении различных зданий из конструктора «Лего»;
  • учить конструированию по фотографии.
«Военная техника» Комплексное занятие по схеме в подготовительной группе
  • вспомнить понятия об армии, военной техники;
  • закреплять умение строить военную технику по схеме, используя имеющиеся навыки конструирования.
Квест «Вместе с папой» Участники: воспитанники среднего и старшего дошкольного возраста, родители, педагоги
  • дать детям знания об армии, сформировать у них первые представления о родах войск, познакомить с военной техникой;
  • закреплять умение строить самолёт по схеме, используя имеющиеся навыки конструирования.
«Любимые сказочные персонажи» Комплексное занятие в средней группе
  • развивать фантазию и воображение;
  • развивать умение планировать работу на основе анализа особенностей образов сказочных героев;
  • передавать характерные черты.
Проект «Цветик - семицветик» Участники: воспитанники среднего и старшего дошкольного возраста, родители
  • повторить строение птицы;
  • продолжать учить создавать конструкцию по замыслу;
  • учить передавать особенности определённой птицы путём подбора цвета и деталей.
«Мы приглашаем вас в музей» Итоговое занятие в форме выставки работ для родителей и педагогов
  • развивать внимание, способность сосредоточиться, память, мышление, воображение, творческие способности;
  • овладение умением мысленно разделить предмет на составные части и собрать из частей целое;
  • учится общаться друг с другом, устраивать совместные игры, уважать свой и чужой труд.

Видео: занятие по Лего-конструированию в старшей группе на тему «Космическое путешествие»

https://youtube.com/watch?v=S32sMRKQ9WM Video can’t be loaded: Открытое занятие по легоконструированию (https://youtube.com/watch?v=S32sMRKQ9WM)

Фотогалерея: примеры выполненных поделок-конструкций

Поделки по теме «Морское путешествие» Поделки по теме «Путешествие в Африку» Цветок в технике мозаики Вертолёт в технике мозаики Крокодил в технике мозаики Коллективный проект «Город будущего» Выставка творческих работ Коллективный проект «Волшебная сказка» Коллективный проект «Гуси-лебеди» Коллективный проект «Детская площадка» Коллективный проект «Детский сад будущего» Декорации к ролевой игре «Колобок» Коллективный проект «Летние олимпийские игры»

Организация и проведение занятия с Лего в детском саду

Занятие в детском саду имеет свою логическую структуру:

  1. Организационный этап - мотивирующее начало в игровой форме (до 5 минут).
  2. Основной этап (от 10 минут в младшей группе до 25 минут в подготовительной) - наиболее активная практическая часть занятия, которая включает следующие виды деятельности:
    • показ образца, пояснение педагогом пошаговой инструкции, разбор схемы-карточки;
    • самостоятельная работа детей по образцу, схеме или творческому замыслу, дошкольники могут работать индивидуально, в паре или в составе небольшой подгруппы;
    • физкультминутка, видеозарядка с Лего-человечками, подвижные игры, пальчиковая или дыхательная гимнастика, которые помогут расслабиться, а затем со свежими силами вернуться к увлекательному конструированию.
  3. Заключительный, итоговый этап (до 5 минут) - рефлексия, уборка рабочих мест, организация выставки детских работ. Анализ проводится с учётом таких критериев:
    • аккуратность, симметричность, целостность и привлекательный внешний вид конструкции;
    • технические умения и навыки;
    • степень самостоятельности проделанной работы;
    • целеустремлённость, дисциплинированность, трудолюбие, чувство товарищества и эмоциональной отзывчивости, проявленные во время работы над проектом.

С чего начать

Организационную часть занятия важно провести необычно, интересно, увлекательно и творчески. Яркое, интригующее начало поможет сформировать позитивное отношение к занятию и педагогу, создаст благоприятный эмоциональный настрой, раскрепостит ребят и пробудит желание экспериментировать и созидать. Для активизации познавательного интереса, поисковой деятельности и внимания дошкольников воспитатель во вводной части занятия обычно использует богатый и разнообразный мотивирующий материал в сочетании с педагогическими приёмами:

  • момент неожиданности - введение в диалог с детьми игрушечного персонажа, любимого сказочного героя, который обратится с просьбой о помощи, озадачит и порадует, пригласит детей в увлекательное путешествие в сказочную страну;
  • видеообращение сказочного или вымышленного героя;
  • стихотворения и загадки;
  • чтение фрагмента произведения художественной литературы;
  • дидактические и подвижные игры;
  • познавательная беседа и обсуждение вопросов;
  • проблемная ситуация;
  • музыкальное сопровождение, просмотр картинок, демонстрация презентаций, видео или мультипликационных фильмов.

Организационную часть занятия важно провести необычно, интересно, увлекательно и творчески

Таблица: примеры проведения мотивационной части занятия

Тема занятия Описание мотивирующей части
«Путешествие в Лего-страну» (проблемная ситуация) Видеообращение жителей Лего-страны:
«Здравствуйте ребята! Коварный волшебник сломал все аттракционы в нашем любимом парке весёлых игр и развлечений. Теперь наши жители перестали улыбаться и стали очень грустными. Мы просим посетить нашу страну, помочь нам отремонтировать парк аттракционов и вернуть улыбки всем Лего-человечкам».
«Цирк» (проблемная ситуация) Импровизированный цирк состоит из расставленных полукругом стульчиков. Дети занимают места в четырёх разноцветных секторах, согласно билетам, которыми стали Лего-детали красного, синего, зелёного и жёлтого цветов. На экране сюжет циркового представления, воспитатель в костюме клоуна посвящает детей в проблему: «Ребята, в цирке случилось несчастье, пропали все наши дрессированные животные. Представление будет сорвано. Вы поможете вернуть наших главных артистов?»
Дети соглашаются, а счастливый клоун предлагает показать несколько фокусов с Лего-деталями (дидактические игры).
Дидактическая сказка на тему «Светофор» Такое занятие поможет не только освоить азы конструирования, но и познакомиться с правилами поведения на дороге.
Жили-были трое друзей: зайчонок Митя, медвежонок Федя и лисонька Лизонька. Решили они однажды поиграть на детской площадке в мячик, а площадка находилась через дорогу. Остановились друзья возле дороги и стали думать, как перейти на другую сторону. Заметил их замешательство папа зайчика и рассказал, как безопасно и правильно нужно переходить дорогу. Пешеходный переход нарисован белыми полосками (зебра). Оказывается, у перехода есть свой важный начальник по имени Светофор, который командует пешеходами и машинами. Узнать его можно по трём кружочкам, загорающимся по очереди. Если горит красный глаз, то нужно стоять на месте. Жёлтый глаз означает «внимание» - машины начинают тормозить, а пешеходы готовятся к движению. Когда загорится зелёный - можно смело переходить дорогу.
«Строим ворота» (обсуждение вопросов в младшей группе) Давайте посмотрим, какие строительные детали привезли наши грузовые машины.
Что это? (кирпичики)
Что можно построить с помощью кирпичиков? (ворота, ступеньки, домики)
Какие у нас ворота? Они прочные, удобные и красивые? (показ картинки)
Для чего нужны ворота? (чтобы машины могли въезжать и выезжать)
Какие ворота нужно построить, чтобы смогли проехать большие машины? (широкие и высокие)
А вы хотите построить ворота? Подумайте, для каких машин будут ваши ворота.
«В гости к нам пришёл Незнайка» (момент неожиданности) В гости к ребятам пришёл Незнайка с чемоданчиком, но, оказывается, открыть его поможет «ключик», которым станет отгаданная загадка. Выполнив задание и открыв чемоданчик, дети обнаруживают там набор конструктора и карточки-схемы. Незнайка впервые видит загадочные детали и совершенно не понимает, что из них можно сделать. Педагог просит ребят придумать и сконструировать интересные и красивые модели, а потом рассказать о них Незнайке.

Увлекательные дидактические игры создадут благоприятный эмоциональный настрой

Таблица: игры для занятий по Лего-методике

Название игры Описание
«Волшебный диктант» Геометрическая мозаика, которая помогает закрепить понятия пространственного восприятия: вверху - внизу, справа - слева. По словесной инструкции малыши самостоятельно располагают Лего-детали на пластине.
«Собери цепочку» Игра развивает умение составлять простейшие логические цепочки чередующихся деталей, отбирающихся по цвету, форме, размеру.
Игра закрепляет названия деталей, развивает внимание и память.
Составление разнообразных симметрических узоров.
«Таинственный гость» Конструирование простой модели по словесной инструкции в форме диктанта.
«Волшебная дорожка» При строительстве дорожки нужно соблюдать правила, например, каждый игрок продолжает логическую цепочку, устанавливая кирпичик того же цвета или размера.
«Собери детали» (подвижная игра) Дети делятся на две команды игроков, у каждой из которых своя деталь определённого цвета, например: два на два синего цвета и два на четыре красного. Игроки по очереди переносят детали из одной коробки в другую, побеждает команда, которая быстрее справилась с заданием.
«Лего-человечки» Человечки в красных костюмах символизируют гласные звуки, а в синих - согласные. Меняя «человечков» местами, ребёнок получает новые звуковые комбинации и новые слоги. В дальнейшем на смену Лего-человечкам придут красные и синие кирпичики, с помощью которых можно составлять схемы слов и предложений.
Ролевая игра «Космическое путешествие» Игра нацелена на развитие познавательного интереса, навыков взаимодействия и конструктивных способностей.
Воспитатель предлагает детям заняться подготовкой к полёту на орбитальную станцию, попутно объясняя, что это такой космический дом для проведения научных исследований. Космонавты перед полётом получают задания от инженеров, врачей, биологов, астрономов. Дети вместе с воспитателем выбирают команду космонавтов, группу врачей, которые будут готовить космонавтов к полёту. Затем назначаются инженеры, конструкторы и строители, которые будут создавать летательный аппарат по нарисованному образцу. Конструкторы планируют последовательность своих действий: сооружают площадку из пластин, топливные отделы из кирпичиков, корпус и нос ракеты из цилиндров и конуса. Космонавты получают задание: зарисовать встречные планеты, звёзды, изучить поведение растений в космосе. Ракета отправляется в путешествие, врачи, инженеры и конструкторы наблюдают за полётом, радист отвечает за бесперебойную связь.
«Равновесие» (подвижная игра) Ребёнок кладёт кирпичик Лего на голову, остальные дети дают ему задания, например, дважды присесть, сделать три шага вперёд, повернуть направо, покружиться. Если ребёнок выполняет три задания и не роняет деталь, значит, он одержал победу и удостаивается приза.
«Допрыгай до игрушки» Заранее сконструированные и приготовленные игрушки (домики, мосты, башни, машины и т. д.) расставляются по игровой комнате. По сигналу дети начинают движение по направлению к игрушкам. Побеждает тот ребёнок, который первым достиг цели.
«Продолжи рассказ» Дети вместе с педагогом определяют, о ком будут сочинять рассказ, выбирают из набора фигурки. Воспитатель начинает фразу, дети подбирают или конструируют нужную игрушку, затем каждый придумывает продолжение и окончание фразы.
«Комната для игрушки» Дети выбирают карточки со схемами конструирования мебели, обсуждают с воспитателем каждый вариант и назначение предмета мебели, последовательность действий.
«Кто что умеет делать» Дети рассматривают фигурку животного из набора и называют его действия, например, мышка - бегает, прыгает, грызёт; котёнок - мурлычет, кувыркается, пьёт молоко, царапается, забавляется клубком; щенок - лает, играет, виляет хвостом, бегает и т. д.
«Найди игрушку» Педагог раскладывает заранее подготовленный поделки, затем просит детей ответить на вопросы и найти сконструированную игрушку, например, какая игрушка слева? А что ниже? А что правее?
«Один-много» Целью игры является закрепление навыков образования форм родительного падежа множественного числа имён существительных. Педагог раскладывает на столе простые постройки, выполненные детьми (домиков, цветов, машинок и т. д.), и выстраивает беседу по данной теме.
Педагог раскладывает на двух пластинах небольшие конструкции (рыбки, цыплята, кубики и т. д.) и просит детей поставить на пластины нужное количество фигурок.
«Теремок» (режиссёрская игра) Педагог предлагает детям сконструировать фигурки героев сказочной истории и обыграть сказку. Дети во время выполнения задания характеризуют героя, продумывают и создают образ, проговаривают слова от его имени, воспитатель направляет работу детей, при необходимости задаёт наводящие вопросы.
«Двор» (к сказке К. Чуковского «Цыплёнок») Воспитатель предлагает детям отправиться на птичий двор. Дети вспоминают, кого они могут там встретить, вместе создают героев и придумывают свой сказочный сюжет.

Видео: Лего-сказка «Теремок»

Фотогалерея: примеры Лего-игр

Игра «Нарисуй деталь» развивает сенсорику и логическое мышление Игра «Волшебные узоры» направлена на составление разнообразных симметрических узоров Конструирование по схеме развивает цветовосприятие и пространственное мышление Игра «Разноцветные столбики» закрепляет знание цветов Складывание цифр развивает пространственное мышление и навыки счёта При строительстве дорожек нужно соблюдать условия на карточке При заполнении квадратиков нужно соблюдать правила Конструирование по условиям, изображённым на таблице, развивает логическое мышление Решение математических примеров закрепляет навыки счёта «Логическая цепочка» развивает мышление «Собери по рисунку» учит мыслить пространственно «Собери числовую горку» развивает навыки счёта

Видео: мультфильм про Лего-машинки

Стихотворения про Лего

  • «Лего» – умная игра,
    Завлекательна, хитра.
    Интересно здесь играть,
    Строить, составлять, искать!
    Приглашаю всех друзей
    «Лего» собирать скорей.
    Там и взрослым интересно:
    В «Лего» поиграть полезно!
  • Раз, два, три - сложи детали,
    Чтоб они машиной стали.
    Собери гараж. Потом
    Не забудь построить дом.
    Можно к самому порогу
    Проложить ещё дорогу,
    Выбрать место для моста -
    То-то будет красота!
    Из конструктора такого
    Что ни сделай - все толково!
  • Машины, роботы, зверюшки,
    Твои друзья, твои подружки.
    Пираты, замки и шахтёры,
    И поезда, и целый город!
    Твои любимые герои –
    На суше, в воздухе, на море.
    Ты с ними целый мир откроешь –
    Поедешь, полетишь, построишь…
    И в этот мир - весёлый, яркий,
    Где есть волшебные подарки
    Ты окунись, как в море с брега:
    Добро пожаловать в мир «LEGO»!
  • Лего - это мир фантазий!
    Мир идей, разнообразий.
    Изучая схемы в нём,
    Может получиться дом.
    Или мы построим замок,
    Где живёт большой дракон.
    Он принцессу сторожит
    И огнём на всех рычит.
    Лего руки развивает
    И мечтать нам не мешает.
    И скажу про Лего я
    Это лучшая игра!
  • Запчастей тут миллионы!
    Мы по Лего чемпионы!
    Хочешь настроение поднять?
    В Лего начинай играть.
    Из Лего можно все собрать,
    Главное - фантазию включать.
    У нас конструктор Лего,
    С ним можно не скучать,
    Строим мы машины и дома
    И всем советуем играть.
    Лего - это красота!
    Строим мы из кубиков разные дома
    И машину, и гараж,
    Дом, корабль, даже школу.
    Лего просто «супер» класс!
    Мы теперь совсем не бегаем,
    Нам не хочется совсем,
    Потому что в «супер» Лего
    Мы играем группой всей!
  • Мальчишка был, ох, озорной!
    А теперь совсем другой.
    Когда купили ему Лего,
    Не узнать теперь Олега.
    На себя он не похож,
    Едва взглянет на чертёж,
    И уже шагает робот,
    Вместо носа длинный хобот,
    На рукавах цветной узор.
    Наш конструктор - фантазёр,
    Играет целыми часами,
    Как спокойно стало маме.
    Она рада за Олега!
    Покупайте детям Лего!

Таблица: пример конспекта занятия-проекта по Лего-конструированию в подготовительной группе «Построим парк развлечений»

Автор Р.Р. Боданова
Цель Создать детский парк, используя конструктор LEGO-DUPLO.
Задачи
  • узнать, что такое парк, детский парк;
  • обсудить и утвердить объекты парка;
  • создать план - схему детского парка;
  • расположить объекты согласно плану;
  • представить проект для защиты.
Подготовительный этап Предварительная работа (мотивация к сбору информации).
На прошлой неделе мы вспоминали о том, как провели лето. Многие ребята побывали в разных детских парках развлечений. Поделитесь впечатлениями.
- В каждом городе есть парки. Там гуляют люди, растут деревья, цветы, находятся фонтаны. Летом вместе с семьёй я была в Луна-парке. Это детский парк развлечений. Там были американские горки, детская железная дорога, колесо обозрения, аттракционы. В кафе, на территории парка, мы ели мороженое и пили колу. Кто-то из вас был ещё в детском парке?
- Я была в детском парке «Сказочный остров». Там тоже было колесо обозрения, карусели различные, можно покататься на японском велосипеде, на квадроциклах, самокате. Ещё там был пруд, в котором плавали лебеди. Мы их кормили. В кафе мы тоже ели мороженое.
Воспитатель
- Детские парки посещают все дети с большим удовольствием и эта тема нам очень интересна. Каждый парк города имеет своё название, свою историю создания, например: одним из «родоначальников» идеи создания парка «Страна Чудес» г. Москвы является ландшафтный архитектор В.И. Иванов (Объясняет значение слова ландшафт). А что такое парк? Почему детские парки называют детскими? (задание на дом).
Организационная часть Правила работы
1.Во время работы не кричать, не мешать и не толкать друг друга;
2.Вносить изменения в постройки по договору с архитектором.
Воспитатель
- При создании модели супер-маркета из конструктора LEGO, мы познакомились с такими профессиями, как архитектор, инженер. Для того чтобы начать строительство, необходимо, как и прежде, распределить роли в нашем проекте.
Решили выбрать главного архитектора, а затем инженеров, ответственных за каждый объект парка.
Главный архитектор
- Давайте обсудим, что будет в нашем парке. Я предлагаю создать в Детском парке площадку с каруселями, качелями.
Виталий: Надо сделать американские горки.
Светлана: Пусть в нашем парке будет зоопарк. Это так интересно!
Виктор: Ещё давайте сделаем пруд. Я видел, как это красиво. В нём будут лебеди и мостик.
Алена: Надо сделать кафе «Мороженое» и магазинчики игрушек.
Степан: Автопарк тоже надо создать.
Людмила: И украсить наш парк цветами, клумбами, красивыми деревьями.
Иванна: Давайте сделаем сцену со скамейками.
Главный архитектор
- Подведём итоги: площадка с каруселями и качелями; песочница с горками зоопарк; пруд кафе «Мороженое»; автопарк; магазин игрушек, озеленяем, ставим скамейки.
Главный архитектор
- Прежде чем приступить к строительству парка, нужен план-схема. Пусть вся территория парка - это вот этот лист бумаги (ватман, А1). Давайте договоримся, каким цветом обозначим наши постройки.
Обговаривают, какая постройка - какого цвета и наносят на план (прикрепляют). Розовый - качели; жёлтый - горка; синий - аттракционы; голубой - мостик над прудом; серый - клетки зоопарка; красный - кафе; бежевый - скамейки; коричневый - магазинчики игрушек. Получился макет Детского парка.
Главный архитектор
- Теперь определим на схеме, где будут расположены деревья, цветы. За озеленение нашего парка ответственен ландшафтный дизайнер. Дети обсуждают.
- Каждый выскажет предложение, где на плане-схеме будет расположен его объект. Обыгрывают с использованием условных обозначений. Главный архитектор сравнивает с планом, утверждает.
Выполнение построек. Обсуждение внутри групп. Архитектор следит за выполнением правил.
Основная часть Самостоятельная работа детей.
Итоговая часть Главный архитектор
- Все ребята закончили строительство и расставили согласно плану. К работе приступают ландшафтные архитекторы. Представляем проект жюри.
Могут распределить части выступления между инженерами, может все главный архитектор представлять.
- Для того чтобы ответить на вопрос, что такое парк, мы с родителями посмотрели детскую энциклопедию, книгу «Почемучки», в группе посмотрели фильмы об автопарке, технопарке, о парке Диснейленд. Мы узнали, что парки бывают разными, но важно для кого они. Если для машин - это автопарк, если машины приезжают на некоторое время - это парковка; могут быть технопарки, и это значит, что парке находится различная техника.
Детский парк называется детским потому, что здесь много развлечений для детей. В таких парках обязательно есть карусели, автопарки, колесо обозрения, т. е. аттракционы. Представляем вашему вниманию проект детского парка нашей группы. В парке есть магазинчики игрушек, кафе, карусели, пруд с мостиком, автопарк. Кто хочет, может пойти полюбоваться на лебедей в парке, кто-то покачается на качелях.
Таким образом, мы ответили на главный вопрос: детский парк называется детским, потому что во всех парках есть развлечения для детей, туда приходят дети повеселиться. Там можно прыгать, бегать, стрелять, кататься, есть мороженое. Свой парк мы тоже построили для детей. В нём находятся следующие объекты (перечисляют). Таким образом, мы считаем, что цель достигнута. При строительстве парка все предложения могут быть учтены.
Спасибо за внимание!
Жюри задают не более двух уточняющих вопросов.
В состав жюри входят воспитанники подготовительной группы №2.
Председатель жюри - воспитатель.

Лего - это не просто забавная игрушка, это прекрасный инструмент, способствующий обогащению внутреннего мира ребёнка, раскрытию его личностных особенностей, проявлению творческого потенциала и реализации возможностей. Разнообразные занятия с применением Лего-технологии предоставляют реальный шанс каждому малышу развить логическое и пространственное мышление, воображение, самостоятельность и навыки взаимодействия со сверстниками, а педагогам увлечь ребят техническим творчеством. Созидательная игра поможет глубже понять ребёнка, следовательно, выработать эффективное средство для решения проблем как ребёнка, так и педагога.

Поделитесь с друзьями!

Лагунова Анастасия Андреевна, Воспитатель первой квалификационной категории, МАДОУ ЦРР-д/с№587, г. Екатеринбург Студент гр. МТРК-1501, ИПиПД, УрГПУ, г. Екатеринбург

Аннотация. В статье автор рассматривает значение лего-конструирования в развитии детей дошкольного возраста. Описывает игру и ИКТ-технологии, как благоприятные усло-вия, способствующие формированию положительно социализированной личности.

Ключевые слова: личность, конструирование, творчество, лего-конструктор, игра, развитие, социализация, деятельность, педагогическое средство, технологии.

Современная личностно-ориентированная тенденция в педагогике, получившая свое отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования, связана с выходом на первый план личностно-ориенированного развития и самореализации ребенка в различных видах детской деятельности. Ускорение динамики жизни, увеличение информационной и эмоциональной нагрузок на человека, множество проблем, решение которых требует огромных интеллектуальных усилий создает необходимость быть не просто человеком, а личностью которая должна быть творческой, активной, социально ответственной, с развитым интеллектом, высоко образованной и др.

Актуальность формирования личности человека, начиная с дошкольного детства, обусловлена тем, что дошкольное детство – это стартовая площадка на пути в жизнь. Но развивать качества личности, востребованные в недалеком будущем нужно уже сегодня. Наиболее перспективный путь в этом направлении – это обогатить и разнообразить детскую деятельность, которая является основой для развития ребенка.

Очень важным является то, что дошкольный возраст – период становления основных способностей, которые необходимо развивать, раскрывать за счет создания развивающей предметно-пространственной среды. Так, в Федеральном государственном образовательном стандарте сказано: «Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников» .

Среди всех факторов, влияющих на развитие детской одаренности, авторы «Рабочей концепции одаренности» ставят на первое место, личностно развивающее обучение, которое должно быть построено на основе психологических принципов развития, на основе индивидуальных особенностей, а также с учетом познавательных потребностей ребенка. Такое обучение должно включать: духовно-нравственное развитие, развитие индивидуальности одаренного ребенка, широкую образовательную подготовку педагога, условия, обеспечивающие развитие творческого потенциала .

Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте – игра. В процессе игры с конструктором происходит самореализация личности, а также ребенок, получающий удовлетворение от деятельности, достигает ситуации успеха. За счет этого происходит всесторонне развитие ребенка. Кроме того, помимо приобретения конструкторских навыков воспитанники осваивают и социальные нормы, умения слаженно работать в группе сверстников, в паре.

В связи с этим появляется необходимость для поиска новых средств, технологий и методов, которые помогут в формировании всесторонне развитой личности. Одним из таких средств, по моему мнению, является лего-конструктор, основной направленностью его является развитие интеллекта, познавательных способностей и творческого мышления детей. В процессе конструирования и моделирования у детей развивается не только логическое мыш-ление, но и творческое воображение, фантазия, а также появляется возможность для творческого самовыражения детей.

Лего-конструктор привлекает для педагогов и воспитанников тем, что:

  • наборы имеют яркий дизайн, многообразие деталей;
  • крепления деталей просты и удобны;
  • существует многообразие наборов лего-конструктора (например, серия конст-рукторов «Lego-Duplo» ) , которые имеют широкие возможности дополнения, объединения, изменения и т.д.;
  • многофункциональность лего-конструктора позволяет использовать его в разных видах детской деятельности, а также же комбинировать их в зависимости от поставленных задач;
  • у педагога имеется возможность подобрать лего-конструктор с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей (например, подбор размера деталей) .

Но для того, чтобы конструктор лего был не просто игрушкой, а стал средством, действительно развивающим личность ребенка педагогу нужно занять опосредованную роль в процессе лего-конструирования. Это необходимо для того, чтоб научить ребенка основным способам соединений деталей, с некоторыми принципами построения объектов. Для этого используются три основных вида конструирования:

Конструирование по образцу - когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема дома) .

При конструировании по условиям - образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки - большим) .

Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования становится основным в развитии творческой одаренности детей.

Обязательным также становится то, что при работе с этим педагогическим средством педагог не должен забывать о методических возможностях других технологий, а также со-временных технических средствах, которые можно использовать в процессе лего-конструирования, например интерактивные комплекс (ноутбук, проектор, программа «SmartNoteBook» ) . А также программа «Story Visualizer» , позволяющая создавать совместно с детьми и их родителями комиксы, где используются объекты, сконструированные из лего-деталей. Современный ребенок, растущий в мире информационный технологий и коммуни-каций, в процессе создания комикса с удовольствием осваивает конструирование картинки на интерактивной доске. Несомненными плюсами этой программы является то, что дети проявляют свою креативность, т.к. перед ними появляется очень много вопросов: о чем бу-дет данная история? какие герои будут в этой истории? какие персонажи и объекты необходимо создать для составления комикса? и т.п.

Непосредственно такая работа влияет и на формирование личности детей. Ведь чтобы создать комикс необходимо продумать сюжет, правильно составить диалоги между персонажами, создать необходимые объекты и сделать их фотографии, а также смонтировать комикс. Создание сюжета для комикса, придумывание и рассказывание лего-сказок, историй способствует раскрепощению детского воображения, обращение к имеющемуся эмоциональному и литературному опыту детей.

Развитие данных умений осуществляется в общении с педагогом, который помогает детям координировать замыслы, находить пути выхода из спорных ситуаций. В случае затруднений воспитатель направляет замыслы детей наводящими вопросами.

С позиции ФГОС дошкольного образования, можно сказать, что технология лего-конструирование способствует обеспечению всех целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования, а именно:

  • ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: игре, общении, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности
  • ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх
  • ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации
  • ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения
  • у ребенка развита крупная и мелкая моторика
  • ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками
  • ребенок проявляет любознательность; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности .

Таким образом, можно сказать о том, что лего-конструктор является одним из самых доступных средств развития положительно социализированной личности детей. лего-конструирование помогает детям воплощать в жизнь свои задумки, строить и фантазировать, увлечённо работая и видя конечный результат.

Литература

  1. Богоявленская Д.Б., Брушлинский А.В., Рабочая концепция одаренности, М.: ИЧП «Издательство Магистр» , 1998.
  2. Ильин Е.П., Психология творчества, креативности, одаренности, - СПб.: Питер; 2009.
  3. Немерещенко О.Д., Использование Лего-технологий в развитии способностей у детей дошкольного возраста [Текст] : учебно-методическое пособие / Томск: МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №40» , 2014. – 37 с.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.