Музей мумий Гуанахуато: тела, сохранившееся естественным путем (Мексика). Музей мумий Гуанахуато: тела, сохранившееся естественным путем (Мексика) Ледяная дева из племени инков

Как обещала в предыдущем посте, сегодня я расскажу о главной достопримечательности самого красивого города Мексики - . Речь пойдет о поистине шокирующем мексиканском паноптикуме - Музее мумий (Museo de las Momias de Guanajuato). Предупреждаю: людям впечатлительным, с чувствительной психикой, беременным женщинам и кормящим матерям от просмотра данного поста лучше воздержаться. В нем множество фотографий тел людей, покинувших наш бренный мир лет эдак 100-150 назад, и вам это едва ли пойдет на пользу. Остальным — добро пожаловать, но желательно не на ночь глядя

Все началось с того, что в середине 19 века властями города Гуанахуато был введен налог на захоронение. Это означало, что умершие граждане закапывались на местных кладбищах не за спасибо, а на условиях платного продления своего могило-места. Так как сами покойники по понятным причинам платить за себя не могут, делать это приходилось их родственникам. Если же у родственников не оказывалось возможности или желания платить, а в некоторых случаях, собственно, не обнаруживалось и самих родственников, то тело усопшего эксгумировалось. Каково же было удивление работников кладбища, когда вместо кучки костей им приходилось извлекать из могил почти что новеньких покойников, на многих из которых сохранились волосы, зубы, ногти и даже одежда! Удивительному факту быстро нашлось объяснение: оказалось, что уникальный состав почвы и климат Гуанахуато способствует естественному процессу мумификации захороненных здесь тел. И никакой мистики.

Закон, обязующий родственников платить кладбищенский налог, действовал с 1865 по 1958 год , и именно за это время был сформирован «фонд» будущего музея: 111 мумий , захороненных в период в 1850-1950 годах (по некоторым сведениям сюда же попали граждане, умершие во время эпидемии холеры в 1833 году ). Мумифицированные покойники хранились в помещении при кладбище, которое постепенно стало притягивать туристов, желающих посетить его за несколько песо. Так и появился этот, один из самых страшных в мире, музей .

Сейчас в музее выставлены 59 мумий , несколько из которых - мумии детей (на этом месте подумайте еще раз, хотите ли вы листать вниз). Некоторые из них снабжены табличками, на которых от первого лица написано: я такой-то такой-то, отдал Богу душу тогда-то тогда, моя окочуренная земная оболочка была извлечена из мать сырой земли тогда-то тогда-то.

Посещение музея начинается с коридора мумий, за стеклом которого стоят почти одинаковые, особо ничем не примечательные, покойнички. На всех из них сохранилась кожа, мягкой и шелковистой которую, конечно, не назовешь, но все же; некоторые товарищи стоят при прическах и с ногями, а крайний справа щеголяет в гульфиках и ботинках, в которых, очевидно, и был отправлен в лучший мир.

Далее встречаются персонажи куда более интересные. Например вот этот, наиболее сохранившийся, экземпляр в косухе. Если бы ни некоторые несостыковки в годах, можно было бы подумать, что при жизни парень был рокером.

Идем дальше и видим не менее интересные экспонаты: кто-то из мертвых уютно расположился в гробике, кто-то обращает на себя внимание замечательно сохранившимся туалетом, а одна их отошедших в мир иной завлекает посетителей музея своей, едва ли не до пояса, косой.

Далее переходим в галерею с названием Ангелитос , в котором, как нетрудно догадаться, хранятся детские мумии . По местной традиции умерших детей наряжали с праздничные одежды — мальчиков в костюмы святых, девочек в костюмы ангелов, веря, что так их безгрешные души быстрее попадут на небеса.

Но куда сильнее потрясли меня фотографии на стенах этого зала, повествующие о бытовавшей в то время традиции — фотографироваться на память с уже мертвыми младенцами. Сразу вспомнился эпизод из моего любимого ужастика «Другие», где то же самое полагалось делать с покойниками любых возрастов. Жутковато, в общем.

В следующем зале находится мумия женщины, умершей на позднем сроке беременности, и ее неродившийся ребенок — самая маленькая мумия в мире .

Довольно своеобразные впечатления производит следующий зал с мумиями людей, умерших не своей смертью. Вот, к примеру, экспозиция из похороненной заживо (слева), утопленника (посередине) и погибшего от черепно-мозговой травмы (справа). С третьим все и так понятно, а вот о том, как умерли два других замумифицировавшихся впоследствии товарища, говорят их крайне неестественные позы. Мумия слева — женщина, впавшая в летаргический сон и похороненная по ошибке, положение рук которой свидетельствует о попытке выбраться из столь неудачно сложившейся для нее ситуации. По позе утопленника можно судить, что в последние секунды жизни ему сильно не доставало воздуха.

У двух из убиенных сохранилась обувь. Но что их ботинки по сравнению вот с этими изысканными образцами обувной промышленности того времени?!

Многие из вас наверняка захотят задать вопрос: страшно ли было гулять по музею? Отвечаю - нестрашно. Бывали моменты, когда в каком-либо зале из живых я оставалась совершенно одна: муж, едва переступив порог, ускакал из музея вприпрыжку, а других посетителей оказалось так немного, что мы совершенно друг другу не мешали. Чувствовала я себя абсолютно невозмутимо, и лишь одна единственная мысль преследовала меня от начала до конца: и ВОТ ЭТИМ все закончится! Может быть, звучит громко, но из музея смерти я вышла с несколько изменившимися взглядами на жизнь.

Наверняка многие из вас, прочитавших этот пост, сочтут, что мексиканцы сумасшедшие. Предвосхищая ваше удивление, негодование, возможно даже возмущение, не могу не замолвить за них словечко. Дело в том, что мексиканцы вообще имеют довольно своеобразное отношение к смерти: они воспринимают ее не просто спокойно, а, можно сказать, оптимистически. То, что для нас, людей другой культуры, является абсурдным и даже шокирующим, для мексиканцев — естественная часть их жизни. Традиция не бояться, а даже «дружить» со смертью восходит к верованиям их предков. Древние индейцы считали, что смерть — это начало чего-то большего, и она куда важнее жизни. В Мексике даже праздник есть соответствующий — , когда они отдают смерти дань уважения и даже немного заигрывают с ней. Если постараться взглянуть на вещи глазами мексиканца, то даже этот музей выглядит не так ужасно.

В общем, как вы уже догадываетесь, это не последний пост на тему мексиканцев и смерти.. А теперь немного полезной информации для тех, кто хочет посетить музей мумий.

Где находится Музей мумий:

Музей мумий (Museo de las Momias de Guanajuato) находится в городе Гуанахуато. Как добраться до Гуанахуато, я писала . Музей находится рядом с кладбищем — Panteón. Абсолютно из любой точки города к Музею мумий ведут указатели.

Сколько стоит посещение музея мумий в Гуанахуато:

Входной билет в Музей мумий стоит 52 мексиканских песо, фотосъемка платная — 20 песо.

Спасибо всем, кто читает мой блог и поддерживает его в социальных сетях! Не забудьте подписаться на новости блога:

Некоторые мумии, которые сегодня пугают посетителей мировых столиц, были найдены еще тысячи лет тому назад. Что касается мумий мексиканского города Гуанахуато, то они попали в музей спустя всего несколько столетий. В период с 1865 по 1958 год жителей города, чьи родственники покоились в здешних могилах, обязали платить налог. Если кто-то уклонялся от уплаты три года подряд, то тела его близких сразу же выкапывали.

Из-за того, что почва в данном регионе Мексики была чрезвычайно сухой, трупы больше напоминали хорошо сохранившееся мумии. Первой вырытой мумией считается тело доктора Леруа Ремиджио, которое было найдено 9 июня 1865 года. Вырытые тела сохраняли в склепе на кладбище, и родственники могли все еще выкупить труп. Такая практика длилась вплоть до 1894 года, пока в склепе не накопилась достаточно тел для открытия музея мумий в Гуанахуато.



В 1958 году жители перестали платить налог за место на кладбище, однако мумии решили оставить в склепе, который вскоре стал местной достопримечательностью и начал пользоваться популярностью у туристов. Да, изначально путешественники приходили прямо в склеп, чтобы увидеть тела мумий, но вскоре коллекция мертвецы стали экспонатами отдельного музея.

Так как все мумии образовались естественным путем, они выглядят куда более ужасающе, чем забальзамированные тела. Примичательно, что мумии Гуанахуато с их костлявыми и искаженными лицами все еще одеты в то убранство, в котором были похоронены.



Пожалуй, самыми шокирующими экспонатами музея мумий для посетителей покажутся похороненное тело беременной женщины и изморщиненные тела детей. В музее также находится самая маленькая мумия на планете, которая не больше буханки хлеба.



На данный момент точно не известно, как труп, будучи похороненным больше столетия, мог так удачно сохраниться. Как уже говорилось, ученые предполагают, что причиной этого являются особенности местной почвы, но также есть мнение, что мумизации трупов поспособствовал местный климат.

В музее есть магазин, где продаются сахарные черепа, чучела мумий, а также открытки с черным юмором на испанском языке.

был введен налог на захоронение. Это означало, что умершие граждане закапывались на местных кладбищах не за спасибо, а на условиях платного продления своего могило-места. Так как сами покойники по понятным причинам платить за себя не могут, делать это приходилось их родственникам. Если же у родственников не оказывалось возможности или желания платить, а в некоторых случаях, собственно, не обнаруживалось и самих родственников, то тело усопшего эксгумировалось. Каково же было удивление работников кладбища, когда вместо кучки костей им приходилось извлекать из могил почти что новеньких покойников, на многих из которых сохранились волосы, зубы, ногти и даже одежда! Удивительному факту быстро нашлось объяснение: оказалось, что уникальный состав почвы и климат Гуанахуато способствует естественному процессу мумификации захороненных здесь тел. И никакой мистики.

Закон, обязующий родственников платить кладбищенский налог, действовал с 1865 по 1958 год , и именно за это время был сформирован «фонд» будущего музея: 111 мумий , захороненных в период в 1850—1950 годах (по некоторым сведениям сюда же попали граждане, умершие во время эпидемии холеры в 1833 году ). Мумифицированные покойники хранились в помещении при кладбище, которое постепенно стало притягивать туристов, желающих посетить его за несколько песо. Так и появился этот, один из самых страшных в мире, музей .

Сейчас в музее выставлены 59 мумий , несколько из которых — мумии детей (на этом месте подумайте еще раз, хотите ли вы листать вниз). Некоторые из них снабжены табличками, на которых от первого лица написано: я такой-то такой-то, отдал Богу душу тогда-то тогда, моя окочуренная земная оболочка была извлечена из мать сырой земли тогда-то тогда-то.

Посещение музея начинается с коридора мумий, за стеклом которого стоят почти одинаковые, особо ничем не примечательные, покойнички. На всех из них сохранилась кожа, мягкой и шелковистой которую, конечно, не назовешь, но все же; некоторые товарищи стоят при прическах и с ногями, а крайний справа щеголяет в гульфиках и ботинках, в которых, очевидно, и был отправлен в лучший мир.

Далее встречаются персонажи куда более интересные. Например вот этот, наиболее сохранившийся, экземпляр в косухе. Если бы ни некоторые несостыковки в годах, можно было бы подумать, что при жизни парень был рокером.

Идем дальше и видим не менее интересные экспонаты: кто-то из мертвых уютно расположился в гробике, кто-то обращает на себя внимание замечательно сохранившимся туалетом, а одна их отошедших в мир иной завлекает посетителей музея своей, едва ли не до пояса, косой.


Далее переходим в галерею с названием Ангелитос , в котором, как нетрудно догадаться, хранятся детские мумии . По местной традиции умерших детей наряжали с праздничные одежды — мальчиков в костюмы святых, девочек в костюмы ангелов, веря, что так их безгрешные души быстрее попадут на небеса.

Но куда сильнее потрясли меня фотографии на стенах этого зала, повествующие о бытовавшей в то время традиции — фотографироваться на память с уже мертвыми младенцами. Сразу вспомнился эпизод из моего любимого ужастика «Другие», где то же самое полагалось делать с покойниками любых возрастов. Жутковато, в общем.

В следующем зале находится мумия женщины, умершей на позднем сроке беременности, и ее неродившийся ребенок — самая маленькая мумия в мире .

Довольно своеобразные впечатления производит следующий зал с мумиями людей, умерших не своей смертью . Вот, к примеру, экспозиция из похороненной заживо (слева), утопленника (посередине) и погибшего от черепно-мозговой травмы (справа). С третьим все и так понятно, а вот о том, как умерли два других замумифицировавшихся впоследствии товарища, говорят их крайне неестественные позы. Мумия слева — женщина, впавшая в летаргический сон и похороненная по ошибке, положение рук которой свидетельствует о попытке выбраться из столь неудачно сложившейся для нее ситуации. По позе утопленника можно судить, что в последние секунды жизни ему сильно не доставало воздуха.

У двух из убиенных сохранилась обувь. Но что их ботинки по сравнению вот с этими изысканными образцами обувной промышленности того времени?!

Многие из вас наверняка захотят задать вопрос: страшно ли было гулять по музею? Отвечаю — нестрашно. Бывали моменты, когда в каком-либо зале из живых я оставалась совершенно одна: муж, едва переступив порог, ускакал их музея вприпрыжку, а других посетителей оказалось так немного, что мы совершенно друг другу не мешали. Чувствовала я себя абсолютно невозмутимо, и лишь одна единственная мысль преследовала меня от начала до конца: и ВОТ ЭТИМ все закончится. Может быть, звучит громко, но из музея смерти я вышла с несколько изменившимися взглядами на жизнь .

Наверняка многие из вас, прочитавших этот пост, сочтут, что мексиканцы сумасшедшие. Предвосхищая ваше удивление, негодование, возможно даже возмущение, не могу не замолвить за них словечко. Дело в том, что мексиканцы вообще имеют довольно своеобразное отношение к смерти: они воспринимают ее не просто спокойно, а, можно сказать, оптимистически. То, что для нас, людей другой культуры, является абсурдным и даже шокирующим, для мексиканцев — естественная часть их жизни. Традиция не бояться, а даже «дружить» со смертью восходит к верованиям их предков. Древние индейцы считали, что смерть — это начало чего-то большего, и она куда важнее жизни. В Мексике даже праздник есть соответствующий — День мертвых , когда они отдают смерти дань уважения и даже немного заигрывают с ней. Если постараться взглянуть на вещи глазами мексиканца, то даже этот музей выглядит не так ужасно.


Пожалуй, все хотя бы раз в жизни видели какой-нибудь фильм ужасов, в котором ожившие мертвецы нападают на людей. Эти зловещие мертвецы будоражат человеческое воображение. Но на самом деле мумии не представляют никакой опасности, а имеют невероятную научную ценность. В нашем обзоре одна из самых невероятных археологических находок современности - мумии Гуанахуато.

Мумии Гуанахуато - коллекция естественным образом мумифицированных тел, захороненных во время вспышки холеры в мексиканском Гуанахуато в 1833 году. Эти мумии были обнаружены на городском кладбище, после чего Гуанахуато стал одной из главных туристических достопримечательностей в Мексике. Правда, достопримечательностью весьма жуткой.


Учёные считают, что тела были эксгумированы между 1865 и 1958 годами. В то время ввели новый налог, согласно которого родственники усопшего должны были оплатить налог на место на кладбище, в противном случае тело эксгумировали. В итоге девяносто процентов останков были эксгумированы, потому что желающих заплатить такой налог было немного. Из них только два процента тел были мумифицированы естественным образом. Мумифицированные тела, которые хранились в специальном здании на кладбище, в 1900-е годы стали доступны туристам.


Кладбищенские рабочие начали за несколько песо пускать посетителей, чтобы войти в здание, где хранились кости и мумии. Это место впоследствии было превращено в музей под названием El Museo De Las Momias ("Музей мумий"). Закон, запрещающий насильственную эксгумацию, был принят в 1958 году, но до сих пор в этом музее демонстрируются оригинальные мумии.


Мумии мексиканского города Гуанахуато – результат погодных условий и состояния почвы, при которых происходит мумификация. Тела умерших людей, которые не забрали для захоронения родственники, часто становились общественными экспонатами. Во время эпидемии тела закапывали сразу же после смерти, чтобы предотвратить распространение заболевания. Учёные считают, что некоторые люди были погребены ещё живыми, и именно поэтому на их лицах запечатлено выражение ужаса. Но есть и другое мнение: выражение лица – результат посмертных процессов.


При этом известно, что некая Игнация Агилар действительно была погребена заживо. Женщина страдала от странной болезни, из-за которой у нее несколько раз останавливалось сердце. Во время одного из приступов ее сердце, казалось, остановилось на более, чем сутки. Посчитав, что Игнация умерла, ее родственники похоронили её. Когда провели эксгумацию, оказалось, что её тело лежало вниз лицом, причем женщина кусала себя за руку, а во рту была запечённая кровь.


Музей, в котором выставлено, по меньшей мере, 111 мумий, расположен прямо над тем местом, где впервые были обнаружены мумии. В данном музее также находится самая маленькая мумия в мире - плод беременной женщины, которая стала жертвой холеры. Некоторые из мумий выставлены в сохранившейся одежде, в которой они были похоронены. Мумии Гуанахуато являются заметной частью мексиканской народной культуры, как нельзя лучше подчеркивая национальный праздник "День мертвых" (El Dia de los Muertos).

Не менее интересна и . Ученые до сих пор не могут разгадать рецепт, по которому мумифицировали тело Пирогова, а люди приходят в церковь поклониться ему, как святым мощам, и попросить о помощи.

Музей можно найти практически в каждом городе. Зачастую в музеях демонстрируют произведения искусства, работы известных мастеров и прочее. Но некоторые музеи содержат совершенно другие экспонаты. Глядя на них, человек испытывает ужас, интерес и тягу к сверхъестественному. Одним из таких заведений является музей кричащих мумий, расположенный в небольшом мексиканском городке Гуанахуато.

Гуанахуато располагается в центральной части Мексики, в 350 километрах от столицы. В шестнадцатом веке испанцы отвоевали эти земли у ацтеков, после чего основали на них форт Санта-Фе. Эта земля привлекала испанцев потому, что на ней располагались ценнейшие шахты, в которых можно было тоннами добывать золото и серебро.

История города Гуанахуато

Ацтеки называли вышеописанную местность Куанас Хуато, что в переводе означает «место, где обитают лягушки среди холмов». Когда земли отвоевали испанцы, они переименовали их и стали добывать на них золото для короля. В восемнадцатом веке драгоценные шахты практически полностью истощились. Золотодобытчики переключили свое внимание на серебро, которого в шахтах оставалось еще много. На протяжении нескольких веков испанский городок считался самым богатым и прибыльным. Его всячески украшали архитектурой, которая частично дожила до наших дней.

В середине девятнадцатого века Мексика получила независимость, благодаря чему обычные крестьяне смогли избавиться от колониального статуса. С тех пор многое изменилось: правительство устанавливало новые порядки, проводило реформы и так далее. Неизменным осталось только одно: желание богачей увеличить свои доходы. Налоги непрерывно возрастали. С 1865 года платными стали даже места на кладбище, чем особенно сильно были недовольны обычные люди. Теперь, если за место на кладбище не заплатили, через пять лет тело покойного эксгумировалось и переносилось в подвальное помещение. Если родственникам удавалось оплатить огромную задолженность, тело возвращали в могилу.

Жертвами нового закона стали одинокие мертвецы

Тела умерших, у которых попросту не было родственников, пострадали в первую очередь. Вторыми пострадали те, чьи родственники не могли внести огромную по меркам того времени плату. Сначала кости эксгумированных мирно лежали в подвальных помещениях. Потом предприимчивые владельцы кладбища решили сделать из подвалов «музеи», посетив которые, можно было «насладиться» жутчайшими экспонатами. С 1969 года страшные экспонаты стали демонстрировать очевидцам открыто, не скрываясь от правоохранительных органов. Подвалы объединили в единый музей, получивший официальный статус.

Жуткие останки несчастных людей

Количество тел, которые подлежали эксгумации, было невероятно огромным. Далеко не всех «изгнанных с кладбища» перевели в музей. Туда отбирались только самые страшные тела, которые могли привлечь внимание и одновременно шокировать богатых посетителей. За стекла музея помещались только те трупы, которые за время пребывания в могиле не разложились, а превратились естественным образом в мумии. Следует отметить, что в Мексике не бальзамировали покойников специально, так как дело это было затратным и неправильным с точки зрения религии.

Самые известные «кричащие» экспонаты

Первым и самым известным экспонатом жуткого музея является тело доктора Ремиго Лероя, который при жизни был вполне богатым. К сожалению, у него не осталось родных, которые могли бы внести плату за место на кладбище, поэтому его эксгумировали, несмотря на финансовое состояние. Выкопали Лероя в 1865 году. Изначально тело обозначили как «единицу хранения № 214».

На вышеописанном экспонате можно видеть костюм в сравнительно неплохом состоянии. Он сшит из дорогой ткани, поэтому и сохранился так долго. Большинство «кричащих» экспонатов не имеют одежды, так как она попросту сгнила в свое время. Некоторые одеяния изъяли работники музея, комментируя это тем, что от них слишком сильно несет смертью. Отвратительный аромат не удавалось перебить химическими веществами.

Люди, чьи останки теперь можно лицезреть в музее в Гуанахуато, умирали по различным причинам. Некоторых погубила эпидемия холеры в 1833 году, другие погибли от профессиональных заболеваний шахтеров. Кроме этого, там содержатся останки тех, кто умер своей смертью от старости. Самое интересное, что женщин в этом музее гораздо больше, чем мужчин. В те времена у представительниц прекрасного пола была более сложная жизнь.

Ученым не удалось идентифицировать все останки, но личности некоторых они все-таки установили. К примеру, останки Игнасии Агиляр. Эта женщина при жизни была порядочной матерью, хорошей женой и хозяйкой. Когда ее тело эксгумировали, то очень испугались, так как она лежала в странной позе: ее руки были прижаты к лицу, а одежда была задранной. Исследователи предположили, что ее похоронили заживо, перепутав смерть с летаргическим сном. Во рту Игнасии нашли сгустки крови. Вероятнее всего, она очнулась уже в гробу, попыталась выбраться, а когда поняла, что это бесполезно, в панике и от нехватки воздуха разорвала себе рот руками.

Не менее печальной являлась судьба еще одного интересного экспоната, тоже женщины, которую задушили. На ее шее остались фрагменты веревки, которую даже не сняли с нее во время похорон. Работники музея поговаривают, что в другом конце помещения имеется отрубленная голова ее мужа, который оказался убийцей, за что его и казнили.

Следует отметить, что открытые рты, якобы кричащие, не всегда являются признаком смерти в страшных муках. Даже спокойно умерший человек может получить такое устрашающее выражение лица, если ему плохо подвяжут челюсть.