О злых духах и их влиянии на людей. Психологические и духовные методы преодоления навязчивых мыслей

О чем бывают мысли от бесов, и какие эмоциональные состояния при них переживает человек

В разделе 1.2. «К мысленным разговорам располагают бесы и этого не знают большинство людей» и в отдельной теме «О прелести» мы уже много говорили о бесовских действиях. Но скажем об этом еще раз для того, чтобы показать, о чем бывают мысли от них и какие эмоциональные состояния при них переживает человек.

Духовная беда многих людей заключается в том, что они не знают о том, что бесы постоянно внушают помыслы, и люди приписывают всё себе.

Макарий Египетский (Духовные беседы, б. 15, 47): «…видимый мир, от царей и до нищих, весь в смятении, в нестроении, в борьбе, и никто из них не знает тому причины, то есть этого явного зла, привзошедшего вследствие Адамова преслушания, этого жала смерти; потому что прившедший грех, как разумная некая сила и сущность сатаны, посеял всякое зло: он тайно действует на внутреннего человека и на ум, и борется с ним помыслами; люди же не знают, что делают сие, побуждаемые чуждою некою силою, напротив того, думают, что это естественно, и что делают сие по собственному своему рассуждению. Но в самом уме имеющие мир Христов и озарение Христово знают, откуда воздвигается все это».

Николай Сербский (Символы и сигналы, гл. 12): «Человек обычно считает, что все его мысли - это его собственность, его произведение, исходящее от него самого. Между тем, это неверно, ибо тем самым человек провозглашает свой дух некой абсолютной частью, которая не подвергается воздействию духовных сил, ни добрых, ни злых. По сути, на дух человеческий оказывают влияние множество духовных сил, точно так же, как на тело действует множество различных физических сил».

Итак, вот что говорят святые отцы о мыслях и переживаниях от бесов.

Никон Воробьев (Письма, п. 45): «Где дьявол, там расстройство, мрак душевный, омрачение разума, отчаяние, готовность на всякое зло».

Исихий Иерусалимский (Добротолюбие, т.2, К Феодулу…, гл.46, 47): «…лукавый, будучи умом бестелесным, не иначе может прельщать души, как чрез мечтание и помыслы».

«Пастырь» Гермы (запов.6,2): «Послушай и о действиях ангела злого. Прежде всего, он злобен, гневлив и безрассуден, и действия его злы и развращают рабов Божиих. Поэтому, когда войдет он в твое сердце, из действий его разумей, что это ангел злой».

Феофан Затворник (Письма о разных предметах веры и жизни, п.40): «К бесовским же должно отнести премножество мыслей пустых, праздных и кажущихся добрыми, но могущих привести не к добру, - особенно когда они рождаются во время добрых занятий, - во время молитвы и чтения душеполезного и подобного, и отвлекают от них».

Иоанн Кронштадтский (Моя жизнь во Христе, ст.109): «…когда в тебе недобрые помыслы или недобрые сердечные движения, тогда - худо, тяжело; когда ты внутренне смущен, тогда в тебе дух злой, дух лукавый. Когда в нас дух лукавый, тогда при сердечной тесноте и смущении мы обыкновенно чувствуем трудность дойти сердцем до Господа, потому что злой дух связывает душу и не допускает ее возвышаться к Богу».

Поэтому следует помнить, что если мысли несут, например: беспокойство, сомнения, возмущения, гнев, страх за свое благополучие, довольство собой, мечтательность, рассеяние при молитве, то это - бесовские внушения. А если мысли несут спокойствие, терпение, покаяние, сострадательность и т. п., то это - мысли от Бога.

А давайте разберём в этой статье, как избавиться от страхов и навязчивых мыслей. Известно, что феномен навязчивости является появляющимся в сознании представлением, мыслью либо каким-либо явлением, не связанным в данное мгновение с содержимым рассудка. Больные воспринимают данный феномен как эмоционально неприятный.

Навязчивые мысли «господствуют» в уме, вызывают пафосный драматизм, дезадаптируют человека в окружающей его среде. Они существуют помимо желания и воли индивидуума. Вообще, конечно, еще наличествуют и определённые воспоминания, помыслы, сомнения, представления, и действия.

Именуют обсессиями, навязчивые страхи - фобиями, а навязчивые действия - компульсиями.

Фобия

Как избавиться от и страхов и фобий? Многие задают этот вопрос. Сперва выясним, что такое фобический синдром. Данное явление весьма распространённое, а с греческого переводится как «страх».

Существует масса фобических настроений: мизофобия (страх марания), клаустрофобия (боязнь закрытых мест), нозофобия (страх недуга), эрейтрофобия (страх багровости), агорафобия (опасение открытых зон) и другие. Это приведены прототипы противоестественных, не имеющих отношения к реальной угрозе тревог.

Существуют паники от трусости, малодушия. К сожалению, трусость можно и привить. Если, к примеру, малышу каждые десять минут повторять следующие указания: «не залезай», «не подходи», «не трогай» и так далее.

Конечно же, очень интересно знать, как избавиться от страхов и навязчивых мыслей. Психологи классифицируют родительские страхи, которые «мигрируют» от отца с матерью к детям. К примеру, это боязнь высоты, собак, мышей, тараканов и тому подобное. Список этот можно продолжать бесконечно. Интересно, что данные устойчивые страхи очень часто обнаруживаются у малышей.

Ситуативный страх

Как избавиться от страхов и навязчивых мыслей, знают психологи. Они различают страх ситуативный, возникающий в момент опасности, угрозы, и индивидуальный, появление которого связывают с особенностями страха. Например, те, у кого появилась мизофобия (страх заражения, загрязнения), характеризуют его как весьма тяжкое страдание. Эти люди говорят, что у них появилась настолько сильная мания чистоты, что она не поддаётся никакому контролю.

Они утверждают, что на улицах избегают каких-либо контактов с людьми, нечистых районов. Им думается, что везде грязно и везде можно запачкаться. Они уверяют, что, придя домой после прогулки, начинают стирать всю одежду, моются под душем 3-4 часа. Они говорят, что у них появилась внутренняя грубая истерика, что всё их окружение состоит из компьютера и едва ли не стерильной постели.

Демоническое влияние

Так как избавиться от страхов и навязчивых мыслей? Сперва нужно выяснить первопричину. Весьма часто назойливости являются результатом демонических действий. рассказывает: «Духи злобы с большими ухищрениями ведут битву против людей. Они приносят душе помыслы и мечтания, которые представляются так, что как бы родились внутри неё, а не от злого чуждого ей духа, активного и пытающегося укрыться».

О, нам очень интересно выяснить, как избавиться от навязчивых мыслей и страхов. Что об этом говорит церковь? Архипастырь Варнава (Беляев) написал: «Ошибка наших современников состоит в том, что они думают, что страдают лишь «от помыслов», а в действительности ещё и от сатаны. Когда человек пытается победить мысль мыслью, он видит, что противными мыслями являются не обычные помыслы, а идеи «назойливые», строптивые. Перед ними люди бессильны, ведь эти мысли не связаны никакой логикой, являются чуждыми для человека, ненавистными и посторонними. Если же разум человеческий не признаёт Церкви, святых Таинств, благодати и жемчужины праведности, то чем он защитится? Конечно же, ничем. Когда сердце свободно от совершенной кротости, появляются бесы и делают с телом и умом человеческим что пожелают (МФ. 12, 43-45)».

Данное изречение владыки Варнавы в точности подтверждается клинически. Неврозы назойливых состояний врачуются намного труднее всех иных невротических форм. Очень часто ни одна терапия не может с ними совладать, и они изнуряют своих хозяев ужаснейшими мучениями. В случае неизменных назойливостей люди стойко лишаются трудоспособности и превращаются в инвалидов. Опыт показывает, что настоящее исцеление может наступить лишь по благодати Божией.

Наиболее уязвимая форма

Тем, кто не знает, как избавиться от страхов и навязчивых мыслей, православие советует поступать так. Православные врачи именуют невроз навязчивых состояний самым дьявольски уязвимым видом невротических нарушений. Ведь как можно, к примеру, расценить стойкое желание мыть руки перед едой несколько десятков раз либо пересчитывать у встречающихся прохожих пуговицы на пальто? При этом больные испытывают страшные мучения от своих состояний, но ничего не могут поделать с собой.

Кстати, сам термин «обессия» означает навязчивые состояния и переводится как бесноватость. Епископ Варнава (Беляев) написал следующее: "Мудрецы Земли сей, отрицающие бесовское бытие, не могут объяснить действие и происхождение навязчивых идей. Но христианин, который столкнулся с тёмными силами непосредственно и начал вести с ними беспрестанную борьбу, иногда даже видимую, может им предоставить явные доказательства бытия бесов".

Внезапно возникшие помыслы, как ураган, налетают на уберегающегося и не дают ему отдохнуть ни минуты. Но представим, что мы общаемся с искусным монахом. Он оснащается прочной и сильной И начинается и идёт война, которой конца не видно.

Человек ясно осознаёт, где его личные мысли, а где чужие, в него всеваемые. Но весь эффект следует далее. Помыслы неприятеля часто внушают, что если смертный не покорится им, то они не отвяжутся. Он не уступает и продолжает молить Всевышнего о поддержке. И в то мгновение, когда мужу кажется, что война никогда не завершится, когда он прекращает верить, что существует состояние, когда миряне спокойны и живут без мысленных мучений, в данный момент помыслы моментально исчезают, внезапно. Это значит, что пожаловала благодать и бесы отступили. В человеческую душу проливаются свет, тишина, мир, чистота, ясность (ср. Мк. 4, 37-40)».

Эволюция

Согласитесь, многим интересно знать, как избавиться от навязчивых мыслей и страхов. Что об этом говорит церковь продолжаем выяснять далее. Священники сравнивают развитие навязчивости с эволюцией греховных влечений. Этапы почти такие же. Пролог похож на появление в сознании навязчивого помысла. И затем следует весьма важный момент. Индивидуум его либо отсекает, либо затевает с ним сочетание (рассматривает его).

Затем следует этап сосложения. Когда появившаяся идея кажется достойной более полного изучения и собеседования с ней. Следующим этапом является пленение. В этом случае человек управляет развившимся в разуме помыслом, а помысел управляет им. И, наконец, навязчивая идея. Уже порядочно сформированная и зафиксированная сознанием. Очень плохо, когда индивидуум начинает доверять этой идее, а ведь она появилась от демона. Несчастный мученик стремится рационально победить данную «умственную жвачку». И множество раз просматривает в уме этот «назойливый» сюжет.

Вроде бы решение близко, ещё немного… Однако мысль снова и снова пленяет разум. Индивидуум не может сообразить, что для навязчивости решения не существует. Это не трудноразрешимая проблема, а бесовские козни, с которыми нельзя беседовать и которым нельзя верить.

Правила борьбы

Тем, кому интересно, как избавиться от страхов и навязчивых мыслей, православие рекомендует делать так. Если появились навязчивые идеи, с ними не нужно «собеседовать». Они потому и именуются навязчивыми, что логически их осмыслить невозможно. Вернее, их можно понять, но в дальнейшем эти же идеи снова всплывают в сознании. И этот процесс бесконечен.

Природу таких состояний именуют демонической. Поэтому следует молиться Господу о прощении и не сослагаться с подобными помыслами. Фактически лишь по Божией благодати и при личном усердии навязчивости (бесы) уходят.

Священники предлагают выполнять следующие правила, воюя с навязчивыми состояниями:

  • Не сослагаться с навязчивыми мыслями.
  • Не верить содержанию навязчивости.
  • Призывать Благодать Божию (Таинства Церкви, молитва).

А сейчас рассмотрим более подробно, как избавиться от навязчивых мыслей и страхов. Допустим, поверил человек назойливой идее, которая произошла от лукавого. Далее возникает внутренний конфликт, появляется печаль. Личность деморализуется, её охватывает паралич. «Какой же я паршивец, - говорит человек себе - я недостоин причащаться и мне нет места в Церкви». А враг веселится.

С такими мыслями нельзя сослагаться. Некоторые стараются доказать что-то бесу и в своём сознании выстраивают различные аргументы. Они начинают думать, что решили свою задачу. Но лишь мысленный спор завершился, всё начинается сначала, будто бы человек и не выдвигал никаких аргументов. Таким образом победить врага не удастся.

В данном случае без господа и Его помощи, благодати не справиться.

Следствие недуга

Многие спрашивают, как избавиться от навязчивых мыслей и страхов медикаментозно. Известно, что навязчивые мысли существуют и у К примеру, при заболевании шизофренией. В этом случае навязчивости являются следствием недуга. И их необходимо лечить медикаментами. Конечно же, нужно здесь применять и препараты, и молитву. Если заболевший не в силах творить молитву, его близкие должны на себя взять молельную работу.

Страх смерти

Весьма интересен вопрос, как избавиться от навязчивых мыслей и страхов о смерти. Есть люди, которые испытывают явный после перенесённого инфаркта. Врачи их могут излечить. С Божией помощью такие люди поправляются, сердце их крепнет, но их разум не отпускает этот мучительный страх. Говорят, что он усиливается и в трамваях, и в троллейбусах, и в любых замкнутых зонах.

Верующие пациенты считают, что без попущения либо соизволения Господа с ними что-либо не может произойти. Врачи рекомендуют таким людям снять с себя непосильную ношу и прекратить бояться. Они убеждают пациентов, что те «могут умереть», если так будет угодно Всевышнему. Как избавиться от навязчивых мыслей и страхов о смерти знают многие верующие. Когда страх появляется, они внутренне говорят себе: «Моя жизнь в Божиих руках. Всевышний! Буди воля Твоя!», и страхи исчезают, растворяются, как в стакане горячего чая сахар, и больше не появляются.

Невротические страхи

Как избавиться от страхов и навязчивых мыслей о болезни, может рассказать лишь сведущий человек. Фактически невротические страхи не вызваны никакими реальными угрозами либо угрозы надуманы и сомнительны. Православный доктор В. К. Невярович свидетельствует: «Назойливые идеи часто возникают с вопроса: «А вдруг?» Затем они укореняются в сознании, автоматизируются и, постоянно повторяясь, создают существенные трудности в жизни. Чем сильнее человек воюет, пытаясь их прогнать, тем более они подчиняют его себе.

Кроме всего прочего, в таких состояниях психическая защита (цензура) отличается внушительной слабостью, появляющейся благодаря греховному разрушению души людей и их природных качеств. Всем известно, что у алкоголиков имеется повышенная внушаемость. Значительно истощают духовную крепость блудные прегрешения. Отражается также недостаток внутренней работы по духовному трезвению, самоконтролю и сознательному руководству своими помыслами.

Самое мощное оружие

А как избавиться от навязчивых мыслей и страхов самостоятельно? Самым страшным оружием против назойливых идей является молитва. Знаменитый доктор, лауреат Нобелевской премии по медицине и физиологии за работу по трансплантации органов и кровеносных сосудов и сосудистому шву Алексис Каррель рассказывал: «Молитва является самой сильной формой энергии, которая излучается человеком. Она такая же реальная сила, как и земное притяжение. Я следил за пациентами, которым никакое терапевтическое лечение не помогало. Им посчастливилось излечиться от болезней и меланхолии лишь благодаря умиротворяющему влиянию молитвы. Когда человек молится, он связывает себя с безграничной жизненной силой, которая движет всей Вселенной. Мы молимся, чтобы перешло к нам хоть немного этой силы. Обращаясь к Господу в искренней молитве, мы врачуем и совершенствуем и душу, и плоть. Недопустимо, чтобы хоть одна секунда молитвы не принесла позитивного итога любому человеку».

Этот доктор доступно объясняет, как избавиться от навязчивых мыслей и страхов за близких и иных фобий. Он говорит, что Господь крепче дьявола, и наша мольба к Нему о помощи прогоняет бесов. Убедиться в этом может любой. Для этого вовсе не обязательно быть отшельником.

Таинства Церкви

Таинства Церкви являются колоссальной помощью, даром от Всевышнего для избавления от страхов. Прежде всего это, конечно, исповедь. Собственно на исповеди человек сокрушённо кается в грехах, отстирывает от себя приставшие нечистоты, в том числе и назойливые идеи.

Немногие знают, как избавиться от навязчивых мыслей и страхов во время беременности. Лишь Господь может помочь в такой ситуации. Возьмём то же самое уныние, обиду на человека, ропот - всё это грехи, отравляющие нам душу.

Исповедуясь, мы совершаем для нашей души два очень благотворных дела. Во-первых, мы становимся ответственными за своё сегодняшнее состояние и говорим и себе, и Всевышнему, что попытаемся изменить положение дел.

Во-вторых, мы именуем лихо - лихом, а лихие духи более всего не любят обличения - они предпочитают исподтишка действовать. В ответ на наши дела, Господь во время чтения духовником молебна прощает нам наши грехи и прогоняет бесов, которые нам докучают.

Ещё одним сильнейшим средством в противоборстве за нашу душу считается причастие. Причащаясь Крови и тела Христова, мы приобретаем благотворную силу для борьбы со злом в себе. Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Эта Кровь далеко отшвыривает от нас бесов и привлекает к нам Ангелов. Если бесы видят Владычнюю Кровь, они оттуда убегают, а Ангелы туда слетаются. Эта Кровь, пролитая на Кресте, омыла всю Вселенную. Она спасает души наши. Ею душа омывается».

Мысли и образы, внушаемые бесами

Искушая большинство монахов, дьявол предпочитает не действовать открыто. Чаще всего он нападает, используя помыслы, которые возбуждают в человеке склонность ко греху. Евагрий классифицировал различные «лукавые помыслы» в соответствии с восемью основными пороками и восемью демонами, «ответственными» за них: чревоугодие, сладострастие, стяжательство, печаль, гнев, уныние, тщеславие и гордыня. Они являются началом известных нам семи «смертных грехов» (уныние обычно опускают как искушение пустынников или объединяют с печалью).

По учению Евагрия, демоны не могут напрямую действовать на ум. Они рождают помыслы, действуя на память и воображение. Они напоминают отшельнику о родителях, друзьях, имуществе и богатстве, которого он лишился, или внушают ему образы, возбуждающие страсть. Для этого они обычно используют галлюцинации или ложные ощущения. Часто они предстают перед монахом в виде женщины, красивой и желанной, или даже принимают вид священника, якобы принесшего причастие, либо вообще переодеваются в епископа. Один инок как?то раз принял такого «владыку», который хотел стать монахом, и поселил его в пещере по соседству со своей кельей. Но это не всегда фантомы. Дьявол может воспользоваться визитом настоящего епископа или женщины, чтобы искушать отшельника. Образ, к которому бес, как кажется, питал особую симпатию, - это образ эфиопа или эфиопки, смуглый цвет которых намекал на черноту греха. Один монах, собираясь укладываться спать, обнаруживает на своей циновке эфиопку. Авва Пахон видит молоденькую эфиопку, которая расположилась у него на коленях. Еще одна эфиопка искушала совсем юного монаха, пришедшего в Скит вместе со своим отцом. Эфиопка - это, как правило, персонификация сладострастия. Авва Аполлон поймал демона гордыни, принявшего вид маленького эфиопа, который залез авве на шею. Дьявол в виде негритенка являлся и Антонию Великому, и святой сказал ему: «Воистину достоин ты презрения, ибо черен умом и слаб, как ребенок». Однажды, во время пения псалмов, авва Макарий увидел множество маленьких эфиопов, бегающих вокруг молящихся братьев, тыкающих им пальцами в глаза или в рот и совершающих миллион всяких чудачеств, с тем чтобы отвлечь их внимание от молитвы и рассеять их мысли. В «Собеседованиях» Иоанна Кассиана мы также можем обнаружить несколько случаев, когда бесы принимают вид «мерзких эфиопов».

Но дьявол не всегда представал в отвратительном виде. Он также мог принимать привлекательный и прелестный образ, и не только женский, но и ангельский. Это были персонажи, как казалось, излучавшие свет и приходившие для того, например, чтобы разбудить монаха на службу или даже дать ему «благой» совет, чтобы в конце концов склонить его убить топором своего родного отца. Бесы приходили побеседовать с иноком Валентом, и тот принимал их за ангелов. Однажды перед ним предстал сам дьявол в виде Христа посреди «ангельского» сонма, и возгордившийся инок ему поверил. Но духовно опытного монаха нельзя было обмануть. Демону, который предстал перед одним старцем в образе архангела Гавриила, он ответил: «Вероятно, тебя послали к кому?то другому, ибо я не достоин такой чести». А когда другому старцу явился дьявол, принявший облик Христа, он просто закрыл глаза и сказал: «Не желаю видеть Христа на этом свете». А еще один отец–пустынник, разгадав подобный дьявольский трюк, заявил так: «Я верую во Христа моего, Который сказал: “Если кто?то скажет вам: здесь Христос, или там Христос - не верьте”». Авва Ор удостоился посещения некоего царя на огненной колеснице в сопровождении ангелов, который сказал ему: «Ты стяжал все добродетели, поклонись мне ныне, и я вознесу тебя на небо, как Илию». Отшельник ответил просто: «Царь мой - Христос, Которому поклоняюсь я непрестанно, ты же мне не царь». Демон, как и в других подобных случаях, тотчас же исчез.

Но была и более тонкая уловка - когда демон принимал вид другого отшельника или блаженного старца, который пришел дать монаху полезный совет. Однажды к Антонию пришел некий инок с хлебами и сказал ему: «Ешь и приостанови свои великие труды, ты - человек и можешь обессилеть». Этого демона святой выгнал с помощью молитвы. В других случаях бесы советовали подвижникам вообще не есть, по ночам они, не переставая, будили их на молитву, с тем чтобы, лишенные еды и сна, их жертвы решили, что монашеская жизнь невыносима, или, впав от всего этого в уныние, стали бы думать, что больны и не в состоянии поститься. Бесы имеют большой запас всяких хитростей и каждый раз применяют новые стратегии, с тем чтобы вовлечь отшельников в грех. Они, по необходимости, могут читать и Священное Писание, правда только Ветхий Завет. Они с радостью делают предсказания. Они даже могут говорить правду и вполне разумные вещи, но исключительно для того, чтобы искушаемый затем легче поверил их лжи.

Из книги Эпидемия целительства автора Мастерс Питер

Должны ли мы общаться с бесами? Мы могли бы потратить немало времени, комментируя многие очевидные противоречия между ведущими авторами, приверженцами исцеления, но достаточно будет привести один такой пример, касающийся метода изгнания беса. Некоторые авторы

Из книги Христос - наш Первосвященник автора Уайт Елена

Образы небесного Как было сказано выше, Моисей строил земное святилище соответственно образцу, показанному ему на горе. Святилище являлось «образом настоящего времени, в которое приносятся дары и жертвы» Эти два священных отделения являлись «образами небесного».

Из книги Вопросы священнику автора Шуляк Сергей

7. Как бороться с бесами? Вопрос:Как бороться с бесами?Отвечает священник Константин Пархоменко:Никакие магические приемы нам здесь не помогут. Только через личную духовную жизнь, молитву, через исповедь и Причастие мы получим силы противостоять сатане. Противостоять,

Из книги Настольная книга по теологии. Библейский комментарий АСД Том 12 автора Церковь христиан адвентистов седьмого дня

3. Ежедневная победа Христа над бесами Ангелы, изгнанные с неба вместе с Люцифером (сатаной), обычно называются в Новом Завете бесами, демонами или нечистыми духами. Когда Христос исцелял человека, одержимого бесами, последние нередко признавали Его Сыном Божьим (см. Мк.

Из книги Статьи раввина на темы иудаизма автора Штейнзальц Адин

Иерусалимские образы Я познакомился с Исраэлем Бергер-Барзилаем в последние годы его жизни, когда он уже вернулся на израильскую землю. Это был человек небольшого роста, еще не очень старый, хотя его голова и борода были совершенно седыми, и на голове он носил большую

Из книги Служебник автора Адаменко Василий Иванович

Молитвы Святого Иоанна Златоуста об одержимых бесами и всякою немощью. 1. «Боже вечный, избавивший род человеческий от плена диавола, освободи раба Твоего (имя) от всякого действия нечистых духов, повели злым и нечистым духам, отступить от души н тела раба Твоего (имя), не

Из книги Введение в Новый Завет Том II автора Браун Рэймонд

(А) Образы Какие образы появляются при мысли о Павле? Большинство известных картин и скульптурных изображений Павла - творческие разработки ярких эпизодов из Деяний Апостолов: Павел падает с лошади, когда ему является Христос; спорит с философами в Афинах; терпит

Из книги Евангелие от Марка автора Инглиш Дональд

Образы в 2 Кор 4:16–5:10 О человеческой смертности и эсхатологическом существовании Павел рассуждает довольно сложным языком. Он проводит контраст между внешним человеком (anthr?pos) и внутренним человеком. Это контраст не тела и души, а человеческого существования в этом мире,

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

8. Иисус исцеляет одержимого бесами (5:1–20)

Из книги Библия. Современный перевод (BTI, пер. Кулакова) автора Библия

8. Мои мысли - не ваши мысли, ни ваши пути - пути Мои, говорит Господь. 9. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших. Идет изложение мысли о спасительной, нравственно-возрождающей силе Божественного Слова, представляющей в этом

Из книги Моя жизнь со Старцем Иосифом автора Филофейский Ефрем

7. Ноги их бегут ко злу, и они спешат на пролитие невинной крови; мысли их - мысли нечестивые; опустошение и гибель на стезях их. 8. Пути мира они не знают, и нет суда на стезях их; пути их искривлены, и никто, идущий по ним, не знает мира. Ecли раньше пророк говорил о "руках",

Из книги Сочинения автора Кипрский Неофит

Исцеление одержимого бесами Переправившись на другой берег моря, они оказались в земле герасинской. 2 Как только Иисус ступил из лодки на берег, навстречу Ему из могильных пещер вышел одержимый нечистым духом человек - 3 он жил в этих пещерах. Никто не мог удержать его, и

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том IV (октябрь – декабрь) автора Дьяченко Григорий Михайлович

Из книги автора

Из книги автора

Слово о некоем монахе в Палестине, который в 6693 году , индикта 3–го, в месяце сентябре, был обольщен бесами и бедственным образом пал 1. По слуху, как это говорится, я слышал на основании слов из отеческих книг о некоторых, которые были обольщены и введены в прелесть

Из книги автора

Поучение 1-е. Праздник Рождества Христова. (Второй день праздника) (История бегства Иисуса Христа в Египет и внушаемые ею нравственные уроки) I. В евангельском чтении настоящего дня, св. Церковь, продолжая историю первых дней жизни нашего Спасителя, предлагает нам, братия,

Примерно 2 года назад, измученный болезненными последствиями от греха противоестественного блуда, я случайно узнал об услугах бабки, которая якобы умеет смотреть на воду и снимать порчу, и обратился к ней. Когда я пришел туда, она нашептала какие-то молитвы над чашкой с водой, затем поставила мне чашку на голову и прочитала определенную последовательность заговоров и молитв и дала мне выпить. При этом я почувствовал какую-то странную теплоту, и меня как - будто заволокло каким-то белесым туманом. Пребывая в этой странной ауре, я все видел как будто сквозь какой-то мутный белесый туман. После чего бабка дала мне указания выполнить определенные процедуры, и, возвратившись оттуда, я продолжал пребывать в этой туманной ауре. На исповеди я говорил священникам о посещении бабки, и они предупреждали меня, что это грех, и что бес вернется и приведет с собой 7 других, однако я игнорировал их предупреждения и продолжал визиты к бабке. К тому же я дерзнул вознести своевольную молитву о возвращении просветленного состояния сознания, которое я до этого достигал, и т.д. в том же духе, и повторил эту просьбу перед церковью несколько раз. При этом я как-будто почувствовал в себе какую-то возросшую молитвенную силу. Но через несколько дней, когда я сидел в одиночестве, я почувствовал как будто какой-то поток странной сладости, входящий в меня в области груди, и при этом я ощутил прямо перед собой чье-то присутствие, хотя никого и не видел. Я встал и поклонился перед этой незримо стоящей фигурой, при этом я ощутил его призрачные ноги на полу, от которых растекались какие-то призрачные потоки энергии и втекали мне в голову. Когда я попробовал молиться, при каждом слове мне в душу втекала какая-то сладость, от которой даже расхотелось говорить, но сладость эта была какая-то фальшивая. При этом мой ум отвлекся от дел, которые я делал, и я стал неспособен делать обычные дела. Еще через некоторое время мне в голову откуда-то извне начали приходить сведения о людях, которых я раньше знал, сведения о событиях, которые со мной раньше происходили, до того мне неизвестные, причем ум мой все более погружался в состояние какой-то отчужденности от реального мира, и я даже начал чувствовать побуждение выйти из дома. Я уже почти пришел в убеждение, что я был посещен чудесным посещением и мне были даны духовны дары, однако перед самым отходом ко сну я вспомнил то, что я знал о состоянии прелести и понял, что нахожусь в состоянии прелести. Поэтому на следующее утро я в страхе пошел в церковь, позвал священника и начал рассказывать ему о случившемся. Он, не дослушав, принес исповедь, начал говорить за меня, и как только перекрестил меня, с меня как-будто спала эта пелена, и я все увидел в другом свете, отличном от обычного сознания, и ощутил довлеющую надо мной Божественную силу, которая все возрастала и причиняла мне что-то вроде довлеющего жжения, короче говоря, я, по-видимому, пришел в состояние, свободное от прелести и впал в руки Бога Живаго. После чего подошел священник, поднял меня на ноги, благословил меня причаститься и сказал, что в Введнской церкви есть отчитка отца Александра, и мне необходимо туда поехать. После чего меня привезли домой, и я постепенно спускался обратно из этого состояния благодати, в котором мне очень тяжело было пребывать, и одновременно я ощущал присутствие бесовских сил рядом со мной. После чего последовал еще целый ряд бесовских наваждений, и, наверное, только стараниями Ангела-хранителя я не стал окончательно бесноватым. Однако бесы завладели моим разумом, и под их влиянием я находился в состоянии психического расстройства целую неделю, пока, наконец не был отвезен на отчитку отца Александра. После чего моя психика пришла в нормальное состояние, и бесы, по-видимому, отошли от меня, но они еще некоторое время подделывали устрашения во сне. Однако примерно через год после первого визита к бабке мне постепенно начали лезть в голову всякие черные мысли и фантазии, в которые активно включился мой ум, короче говоря, я пришел в какое-то болезненное состояние сознания, при котором мои душа и ум были болезненно напряжены и скованы изнутри, и органы чувств пришли в состояние болезненного напряжения. Тогда мне снова пришлось ездить на отчитки, чтобы изгнать беса. От этого мне стало легче, однако я продолжал чувствовать какую-то болезненную разлаженность в работе ума, психики и органов чувств. Еще через несколько месяцев опять возникли неприятные ощущения, которые выражались в том, что я то чувствовал свое тело подвешенным в воздухе, как тряпку, то чувствовал в своей голове полный разлад и бессонницу, и никак не мог собрать свое сознание воедино и т.д. Только после того, как я опять съездил на отчитку, мне стало лучше, однако я боюсь, что через некоторое время нападения бесов опять начнутся в самый неподходящий момент. К тому же в случайном разговоре с товарищами по учебе зашел разговор о бабке, и кончилось тем, что я дал телефон бабки одной из них, что, наверно, еще более усугубляет мою вину. Чтобы загладить мою вину, я подал и ее на молебен. Когда я на отчитке сообщил отцу Александру о моем визите к бабке и последствиях, он сказал, что я преступил Закон Божий, и что мне надо писать генеральную исповедь с 7-летнего возраста и с меня надо снимать проклятие. Когда я сказал, что я на исповеди уже многократно каялся в этом грехе, он спросил, читали ли надо мной молитву на снятие проклятия? Я ответил, что нет, тогда он повторил, что мне надо писать генеральную исповедь и должным образом каяться, а насчет снятия проклятия я так и не понял. Поэтому я написал сюда, чтобы выяснить в основном такие вопросы: Навлек ли я на себя посещением бабки проклятие или что-то вроде этого, и если да, то, что из себя это проклятие представляет? Если это проклятие является актом призвания на меня бесовских сил, в результате чего они получили определенный доступ ко мне, то насколько оно распространяется по времени, какие последствия имеет и что необходимо для его снятия? Достаточно ли того, что я исповедал этот грех, причастился и был на молебне изгнания бесов, или требуется еще что-то – молитва на снятие проклятия или еще что-то в этом роде? В какой мере вообще возможно избавление от всех этих последствий? Являются ли все описанные выше болезненные симптомы следствием того, что бес подходит ко мне на определенное расстояние и распространяет на меня какие-то свои волны или еще что-то? Еще больше меня беспокоит вопрос о том, что, возможно, коль скоро я один раз вступил в контакт с бабкой – проводницей дьявольской силы в этом мире, то последствия этого не исчерпываются только тем, что определенное количество бесов подошли ко мне на определенное расстояние и делают какие-то наваждения и болезни. Если сатана – князь мира сего, и сведения, которые я почерпнул о нем, указывают на то, что он – воздушный князь, миродержец, что он везде стоит и т.д., то это наводит меня на предположение, что посещением бабки я нарушил установленную Крещением отчужденность и защищенность моей души и всей моей структуры от сатаны и что моя душа теперь вступила в контакт не только с отдельными бесами, но и с сатаной, который, видимо, является не только личностью, но и неотъемлемой составной частью нынешнего мироздания, коль скоро он – миродержец и т.д. И что защитная оболочка, которая до этого отделяла меня от миродержительной и вездесущей силы сатаны и делала мою душу чуждой ему, теперь, в результате визита к бабке, была разрушена, и я теперь нахожусь в своем духовном бытии не только в контакте с Богом, но и с сатаной, который получил теперь к моей душе прямой доступ для своих разрушительных воздействий. Кажется, это Богородица делает защитную оболочку вокруг человека, и мои опасения о том, что она была разрушена частично или полностью основываются на том, что, как я описывал выше, в мою душу втекали потоки сатанинской энергии, производящие в ней ощущение фальшивой сладости. Больше всего я боюсь, что потоки сатанинской энергии втекают в мои глаза и голову, и что защитная оболочка была снята с моих глаз. Эти опасения основываются, на том, что я получал некоторые галлюцинации при просмотре телевизора и т.д. Надеюсь, что эти мои предположения неверны, но оставлять это на самотек нельзя, и, если вы компетентны в этих вопросах, пожалуйста, подтвердите или опровергните их. И.

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) :

Дорогой И.! Защитная оболочка, о которой Вы пишете, представляет собой ничто иное, как наше физическое тело в определенном его состоянии. Об этом пишет святитель Игнатий (Брянчанинов): Боговдохновенный писатель Бытейской книги говорит, что по падении первых человеков, Бог, произнесши приговор над ними, еще до изгнания их из рая, сотвори им ризы кожаны и облече их (Бытие 3,21). Ризы кожаныя, по объяснению святых Отцов (Святаго Иоанна Дамаскина. Точное изложение Праволавной веры, книга 3, глава 1), означают нашу грубую плоть, которая, при падении, изменилась: утратила свою тонкость и духовность, получила настаящую свою дебелость. Хотя начальною причиною изменения и было падение; но изменение совершилось под влиянием Всемогущаго Творца, по неизреченной Его милости к ним, к нашему величайшему благу. Между прочими полезными для нас последствиями, истекающими из состояния, в котором ныне находится наше тело, мы должны указать на то, что, чрез допущение дебелости нашему телу, мы сделались неспособными к чувственному видению духов, в область которых мы ниспали. Человек имеет свободу воли и часто, к сожалению, ею злоупотребляет. Сознательное обращение к злым духам лишает наше тело способности быть естественной защитой. Демоны находят доступ к душе и приводят ее к болезненному состоянию. Искреннее обращение человека к Богу через таинства покаяния, причастия и соборования лишают демонов власти над человеком. Живый в помощи Вышняго. В крове Бога Небесного водворится. Речет Господеви: Заступник мой еси, и прибежище мое, Бог мой и уповаю на Него (Пс.90:1). Когда человек начинает жить в благодатном опыте Церкви, воля его высвобождается от прямой зависимости от падших духов. Однако душа, пройдя через страшный опыт падения, долго еще испытывает последствия совершенного над ней насилия.

Дорогой И.! Надо верить, что Господь хочет и может Вас исцелить. Вам не надо искать каких-то специальных молитв и размышлять о снятии «проклятия». Искренне и регулярно участвуйте в молитвенно-богослужебной жизни Церкви, ревностно приступайте к святым таинствам, обязательно соблюдайте посты, выполняйте утреннее и вечернее правило. Молитвенно приступайте к цельбоносным мощам угодников Божиих: преподобного Сергия Радонежского, святителей Митрофана Воронежского и Тихона Задонского, блаженной Матроны Московской и других. Решительно отстранитесь от всего вредного: телевизора, чтения неполезных книг и проч. Иначе исцеление Вашей духовно ослабленной души задержится.

«Галлюцинации», о которых Вы пишете, - явление субъективное. Вызывают это демоны, которые хотят нагнать на Вас страх. Бояться их не нужно. Духовно они - ничто. Их мнимая сила появляется только тогда, когда мы бессильны и придаем им значение. «Защитная оболочка» у Вас есть, ибо церковные таинства врачуют не только душу, но и тело. Через них человек возрождается. Диавол не является «неотъемлемой составной частью нынешнего мироздания». Он назван князем мира (Ин.14:30), мироправителем тьмы века сего (Ефес.6:12) потому, что правит отпавшей от Бога частью человечества.

С покорностию и благоговением последуем учению святых Отцов, преданию православной Церкви! С благоговением подчинимся установлению Бога, покрывшаго души наши густыми занавесами и пеленами тел на время нашего земного странствования, отделившаго ими нас от духов сотворенных, заслонившаго и защитившаго ими от духов падших. Не нужно нам чувственнаго видения духов для совершения нашего земнаго, многотруднаго странствования. Для этого нужен иной светильник, и он дан нам: Светильник ногама моима - Закон Твой, и свет стезям моим (Псалом 118, 105). Путешествующие при постоянном сиянии светильника - Закона Божия - не будут обмануты ни страстями своими, ни падшими духами, как свидетельствует Писание (святитель Игнатий Брянчанинов).

схиархимандрит Авраам,
духовник Ново-Тихвинского женского монастыря
и Свято-Косьминской пустыни

Сегодняшняя беседа несколько необычна – в ней отец Авраам отвечает на вопросы о темных силах, о том, какое влияние они имеют на нашу жизнь, под кого маскируются и как к ним правильно относиться.

– Батюшка, мне кажется, что мы сильно преувеличиваем участие злых духов в нашей жизни: сами создаем себе какую-то ситуацию, а потом говорим, что это «искушение от демонов».

– Иногда действительно может быть такое, что виноваты только мы сами, а вину сваливаем на демонов.

Все помнят историю из Отечника о том, как некий монах в Страстную пятницу жарил в келье яйцо на свечке. А когда игумен застал его за этим занятием и монах начал оправдываться: меня-де бес искусил, то демон из угла закричал: «Не верь ему, отче, я сам дивлюсь его лукавству!»

С другой стороны, недооценивать влияния демонов на наши мысли и поступки никак нельзя. Это влияние гораздо больше, чем многие привыкли думать.

Любой человек одновременно пребывает в двух мирах: телом - в мире вещественном, душой - в мире духовном. Духовную жизнь в широком смысле слова ведет даже атеист, который отрицает само существование духа. Он не верит в темные силы, но, сам того не понимая, общается с ними, принимает их внушения, иногда становится их слепым орудием. Ему кажется, будто он свободен от «религиозных предрассудков» и живет сам по себе, но это иллюзия.

Человек может не думать о том, свежим он дышит воздухом или угарным, - но это не значит, что это никак не отразится на его здоровье. Он может ничего не знать о физических законах, но если коснется оголенного провода, то почувствует удар электрического тока, может быть, даже не понимая, что произошло. То же и в духовной жизни: у нее есть свои законы, которые неизбежно влияют на каждого из нас. Поскольку мы слабо верим в существование демонов, то даже явные бесовские внушения часто принимаем за свои собственные желания.

Главный христианский подвиг - трезвение - направлен именно на то, чтобы внимательно следить за жизнью своего духа, ограждать себя от злых помыслов, всеваемых демонами, очищать свой ум. Когда мы смотрим умственным оком внутрь себя, погружаемся в таинственный духовный мир, то видим, что в нашей душе присутствуют желания и чувства, совершенно нам чуждые, и ясно ощущаем на нас некое постороннее влияние. Человек, который только приступает к подвигу очищения своей души, как подслеповатый: он видит демонов только тогда, когда они, так сказать, подошли уже близко. Люди же опытные в духовной жизни видят приближение демонов к душе издалека, и могут вовремя оградить свой ум молитвой.

Читают ли демоны мысли человека?

– Об этом пишет преподобный . Демоны не знают мыслей человека, но они, безусловно, знают те мысли, которые сами этому человеку внушили. Опять же, они не могут знать, приняли мы эти мысли или нет, но догадываются об этом по нашим действиям.

Допустим, внушили человеку блудный помысел, и он начал глядеть на лицо противоположного пола: ага, значит принял. Внушили помысел гнева, человек раскраснелся, стал махать кулаками (я, конечно, утрирую) - значит, опять принял. Ведь если мы, глядя на собеседника, можем догадаться, согласен он с нами или нет, то тем более могут догадаться об этом демоны.

Что касается помыслов от Бога или каких-то естественных, то они могут догадаться о них по нашему поведению, но в точности знать их не могут.

Может ли бес войти в человека?

– Если говорить об этом совершенно буквально, то внутрь человеческой души бес войти не может, туда может проникнуть только Господь сверхъестественным Божественным действием.

Бес может жить лишь в теле человека, овладевая до той или иной степени его душевными или телесными проявлениями, т.е. либо бесноватый человек изредка подвергается припадкам, либо полностью теряет контроль над собой.

Бес может войти в тело человека под действием колдовства - если, конечно, человек не прибегает к помощи Божией, не исповедуется, не причащается, не молится. А может быть и какое-то попущение Божие, для вразумления.

С Мотовиловым, близким учеником и духовным чадом преподобного , произошел такой случай. После кончины преподобного он собирал сведения о его жизни и чудесах. И между прочим нашел повествование о том, как преподобный Серафим исцелил бесноватую девицу. Он подумал: «Ну, в меня бес никогда не войдет, потому что я часто причащаюсь». И как только он это про себя произнес, его окутало темное облако и стало проникать внутрь него, несмотря на его сопротивление. На протяжении недели он испытывал жуткие адские мучения. Потом, по молитвам его духовника, архиепископа Антония Воронежского, по молитвам, которые совершались во всех монастырях и церквях Воронежа, мука прекратилась, но окончательно он исцелился только через тридцать лет, с обретением мощей святителя Тихона Воронежского. Кстати скажу, что святитель Тихон для демонов очень страшен. У меня была одна знакомая бесноватая женщина, которая не могла слышать даже его имени. Когда при ней даже вскользь упоминали имя святителя Тихона, ее сразу начинало корчить.

– Откуда берут свою силу люди, обладающие сверхъестественными способностями, - экстрасенсы, прорицатели, прозорливцы? Их дарования от Бога или от дьявола?

– Экстрасенсы - это люди, находящиеся в прелести. Сами они, чаще всего, думают, что общаются с Богом, космическими энергиями или умеют извлекать из себя какую-то силу и таким образом помогать другим людям. Но на самом деле для того, чтобы творить чудеса от Бога, необходимо вести особенную духовную жизнь, святую. С точки зрения православия, экстрасенсы находятся в общении с нечистыми духами. Если они как будто бы и исцеляют, то эти «исцеления», во-первых, приносят страшный вред им самим, а во-вторых, могут повредить и тем, кого они лечат, - и душевно, и даже телесно. Конечно же, прибегать к помощи экстрасенсов нельзя, это все равно, что просить о помощи самих демонов, которые ищут только нашей гибели.

Что касается даров пророчества и прозорливости, то они, конечно же, бывают и от Бога - но в наше время встречаются крайне редко. Чаще встречается другое явление - ложная прозорливость, ложные прорицания. Демоны ведь потому и названы обольстителями, что умеют обманывать. Они подделывают свои действия под действия Божественной благодати, пытаются подделать и благодатное утешение, утешение от Духа Святого. Они могут показывать и видения; могут, как существа очень проницательные, угадывать будущее. Могут создать ложную прозорливость: одному человеку внушить какую-то мысль, а другому, которому хотят создать славу прозорливца, открыть ее. Часто они открывают такому «прозорливцу» грехи других людей - а кто знает грехи, как не демон, который сам на них и подстрекал? Поэтому, встречаясь с каким-нибудь человеком, имеющим славу пророка, надо быть очень осторожным.

Одна моя знакомая рассказывала, как ходила к некоему «прозорливому» батюшке, который на деле оказался просто прельщенным. Так вот, когда он беседовал с людьми, то у них поднималась температура, до 37, даже 38 градусов, они начинали как бы пылать. У них при этом не было никакого сердечного утешения, покаяния, решимости исправить свою жизнь, было просто такое вот ощущение. И они по неопытности решали, что этот человек благодатный. А что в этом, собственно, было благодатного? Ну, стало тебе жарко - и что? В присутствии этого же человека был такой характерный случай. Несколько людей сидели, ждали его. Он им называл их грехи, а подойдя к одной женщине-мирянке, спросил: «Ты почему ни о чем не думаешь?» А она сидела, молилась про себя Иисусовой молитвой. Что это значит? Это значит, что она при помощи молитвы отгоняла те мысли, которые ей демоны внушали, и этот «прозорливец», естественно, уже ничего сказать не мог.

– А как объяснить способности людей вроде Дэвида Копперфильда? Ведь он летал перед публикой, проходил сквозь Китайскую стену, все это было подтверждено современной аппаратурой.

– Может быть, он чародей, нас этим не удивишь. Ну, проходит он сквозь стену - подумаешь, мы и не про такое знаем. Допустим, чародей Кинопс, с которым духовно боролся Иоанн Богослов, мог пробыть много часов под водой. Но когда апостол Иоанн помолился, демоны оставили этого колдуна, и он, погрузившись в воду, оттуда уже не вышел. Симон Волхв, как мы знаем из книги Деяний, поднимался в воздух и летал. А когда демоны перестали ему помогать, он упал с большой высоты и разбился.

Все это делается нечистой силой, и для православного христианина тут нет ничего удивительного. Когда придет антихрист, он сотворит гораздо большие и страшные чудеса, не то что этот фокусник.

А может быть, такие люди - просто обыкновенные факиры. Мало ли что там подтверждает современная аппаратура. Это могут делать просто ради денег. Люди в наше время верят в науку, вот им и рассказывают про аппаратуру - так же, как в рекламных роликах «научно» доказывают, чем одна зубная паста лучше другой.

Как относиться к инопланетянам и параллельным мирам?

– Как относиться? Кино поменьше смотреть, и все. А то там есть все что угодно: и параллельные миры, и перпендикулярные миры, и конусообразные миры. Насмотришься, будешь потом искать контактов с внеземной цивилизацией. Придет к тебе кто-нибудь с рогами и скажет: «Я из конусообразного мира. Инопланетянин».

Советую по этому вопросу почитать книгу отца «Православие и религия будущего». В ней прекрасно об этом говорится. Конечно, инопланетяне - это бесовщина. В древности демоны прельщали людей через идолов, через ложные чудеса, а в наше время являются под видом инопланетян. Я не буду подробно об этом рассказывать. Об этом, повторю, очень хорошо говорит отец Серафим Роуз, он убедительно доказывает, что это явление именно бесовского характера.

– Что за существа барабашки? Могут ли они принести какой-то реальный вред?

– Барабашки - это просто , которые смущают людей, устраивая всякие фокусы: стучат ложками или еще чем-нибудь. Это явление вполне объяснимое и, к сожалению, довольно частое. Поэтому я, когда освящал квартиры, то добавлял к чину освящения молитву «О доме, который терпит наваждение от злых духов». Конечно, если человек не молится, не прибегает к помощи церковных обрядов и таинств, то он не имеет от этих наваждений благодатной защиты. Впрочем, бывает и наоборот: человек живет внимательной жизнью, усердно молится, а бесы его пугают: стучат, свистят, могут крикнуть или чем-нибудь зашуршать. Это такое мелкое хулиганство. Но, однако же, это мелкое хулиганство многих приводит в жуткий страх, у людей стынет кровь в жилах.

Думаю, если в таких случаях вести себя разумно, не обращать на эти выходки внимания и молиться как ни в чем не бывало, то все постепенно пройдет. Мой духовник рассказывал про себя такую историю: «Проснулся я, а на плече у меня змея - я перевернулся на другой бок и дальше стал спать». Вот и все, а если будешь пугаться, то на тебе будет и змея, и много змей, и все, что угодно. Ну, стучит кто-то - и пусть себе стучит. Подумаешь, какая разница: сосед дядя Вася в стенку постучал или бес какой-нибудь, - результат-то один и тот же.

– Когда нахожусь на молитве одна и в темноте, то мне очень страшно: кажется, что за спиной кто-то стоит или что боковым зрением вижу около себя какое-то движение. Как бороться с этим наваждением?

– Такое происходит от малодушия и маловерия. Когда человек находится в уединении, молится или читает духовную литературу, то демоны, естественно, это ненавидят и пытаются смутить и отвлечь от молитвы. А ему надо стараться вести себя совершенно свободно, смело, и презирать какие-либо внушения. Когда кажется, будто ты боковым зрением что-то видишь, не придавай этому значения. Если поддаваться этим внушениям врага, то он будет больше и больше наседать. И не смотреть боковым зрением: ой, кажется, за моим левым плечом, кто-то стоит! А просто взять повернуться туда и увидеть, что на самом деле там никого нет.

Подвижники презирали демонов, даже когда те являлись им воочию, в каком-нибудь образе. Вот, например, преподобный рассказывал о себе: однажды, когда он стоял на келейном правиле, вдруг появилась какая-то кошка и по мантии залезла ему на плечо. Он не обращал на нее внимания, продолжал молиться, и она исчезла.

А нам, как немощным, никто и не явится, только будем силы тратить на пустые переживания. Страшно - перекрестись, и все, больше ничего. Если будешь бояться, избегать всех темных углов, то страх будет увеличиваться, увеличиваться и овладеет тобой до такой степени, что чихнешь и сам же содрогнешься от ужаса.

Кроме того, нужно всегда помнить о том, что без Божия попущения с нами ничего произойти не может, а Господь никогда не попустит искушения выше наших сил. Бояться демонов надо, но в каком смысле? Страшиться, чтобы не поддаваться их внушениям, не исполнять их волю и не оказаться вместе с ними противниками Божиими. А если мы стараемся жить по Евангелию, если всей душой преданы Господу, то нам никто не страшен. Как говорит апостол Павел, «если Бог за нас, то кто против нас?»