Поминальный день в году какого числа. Родительские субботы — что это

Родительские субботы в 2019 году - дни особого поминания усопших. В это время в православных храмах совершают особое поминовение ушедших из жизни христиан, а верующие посещают на кладбищах могилы своих покинувших этот мир родственников. Родительских суббот в церковном календаре на протяжении года семь.

Особые дни поминовения усопших стали называть родительскими субботами потому, что в первую очередь вспоминали своих покойных родителей, а после и других умерших родственников и прочих близких людей. По другой версии название сформировалось потому, что некогда было принято называть покойных родителями, то есть «отошедшими к отцам».

Вселенские родительские субботы

Если речь идет о вселенской родительской субботе, подразумевается, что происходит поминовение всех крещеных христиан. За семь дней до начала Великого поста отмечают Мясопустную вселенскую субботу. Мясопустной субботу называют потому, что она выпадает на одноименную неделю, которую также называют Малая масленица. Это - первая родительская суббота в марте.

Накануне праздника Пятидесятницы отмечают Троицкую Вселенскую субботу . В Троицкую субботу также в молитвах поминают всех крещеных христиан. В эти дни совершаются особые вселенские панихиды. Служат панихиду «Память совершаемая всех от века усопших православных христиан, отец и братии наших».

Пять прочих родительских суббот

Радоница или Радуница приходится на вторник после Фоминой недели, то есть второй недели после Светлого Христова Воскресения. Главная тема этого дня - победа воскресшего Христа над смертью. В этот день по традиции верующие посещают кладбище и у могил умерших родственников славят воскресшего Сына Божия.

9 мая в день победы в Великой Отечественной Войне в храмах служат панихиду о множествах воинов, которые отдали свои жизни за спасение Родины. Многие семьи потеряли кого-то из близких в этой страшной и продолжительной войне. Поэтому в этот день поминают как всех погибших солдат, благодаря подвигу которых и состоялась Великая Победа, так и своих близких, погибших во время войны.

Димитриевская родительская суббота также связана с военными действиями, только происходившими несколькими веками ранее. Речь идет о Куликовой битве 1380 года. Изначально в этот день поминали воинов, погибших во время масштабного сражения.

Позже этот день трансформировался в день поминовения всех усопших, на что есть указание в новгородской летописи 15 века. Известно, что в 1903 году император Николай II издал указ, предписывающий совершать панихиду в память о погибших за Родину воинах «За веру, царя и Отечество, на поле брани живот свой положившим».

В 2019 году православные родительские субботы отмечают в следующем порядке:

  • 16 марта - Суббота мясопустная
  • 23 марта - Суббота 2-й седмицы Великого поста
  • 30 марта - Суббота 3-й седмицы Великого поста
  • 6 апреля- Суббота 4-й седмицы Великого поста
  • 7 мая, вторник- Радоница, общецерковное поминание умерших
  • 9 мая - Поминовение усопших воинов
  • 26 мая - Суббота Троицкая
  • 3 ноября - Суббота Димитриевская

Особенности родительских суббот

В дни вселенских родительских суббот совершают панихиды, заупокойные богослужения, во время которых верующие читают молитвы о своих умерших родственниках, просят для них у Бога прощения грехов. По уставу во время родительских суббот второй, третей и четвертой во время Великого поста не совершают заупокойные поминовения, то есть: заупокойные ектении, литии, панихиды, поминовения 3-го, 9-го и 40-го дня по смерти, сорокоусты. Эти дни специально отведены для того, чтобы верующие могли отдать дань памяти близким людям.

Вечером в пятницу накануне родительской субботы в храмах служат великую панихиду (парастас). На заупокойную Божественную литургию можно передать записки с именами ваших покойных родственников. В этот день по древней традиции принято приносить в храм постные продукты и кагор для совершения литургии. Вино и постные продукты, принесенные в храм в пятницу, называют принесенными «на канун».

В прежние времена было принято, чтобы верующие прихожане приносили постные блюда для общего стола в храме, где можно было поминать дорогих сердцу умерших родственников. Эта традиция сохранилась, только приобрела меньшие масштабы.

Постные продукты и кагор оставляют на специальном столе в храме. Эту пищу используют для нужд храма и для передачи малоимущим людям, которые находятся под опекой того или иного прихода.

Часто перед верующими стоит выбор - посетить могилу родственника в родительскую субботу или прийти в храм на службу. Священнослужители больше склоняются к тому, что для душ ваших близких гораздо важнее искренняя молитва, которую можно совершить во время особенного богослужения. А потому рекомендуют отдавать предпочтение посещению храма.

Можно прочесть молитву об усопших: «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное».

Как провести день поминовения усопших

Перед тем, как идти в храм, запишите на листе бумаги имена всех покойных родственников и других близких людей, которых бы хотели упомянуть во время чтения молитвы. Раньше в христианских семьях существовала очень важная традиция - из поколения в поколение записывать имена всех ушедших из жизни родственников. Так формировали семейные помянники, которые использовали во время чтения заупокойных молитв.

В дни особого поминовения усопших очень важно и самому задуматься о том, что такое смерть, возможно, переосмыслить собственную жизнь и отношения с близкими людьми, постараться примириться во всех спорных вопросах .

Очень точно и емко о вопросе взаимосвязи жизни и смерти говорит митрополит Антоний Сурожский. На протяжении пятнадцати лет он проработал военным врачом, а после сорок шесть лет был священником. Вот одна из его цитат: «Русские верят в жизнь, уходят в жизнь. И вот это одна из вещей, которые каждый священник и каждый человек должен повторять себе и другим: надо готовиться не к смерти, надо готовиться к вечной жизни».

Молитва детей об усопших родителях

Господи, Иисусе Христе, Боже наш! Ты сирых хранитель, скорбящих прибежище и плачущих утешитель. Прибегаю к тебе аз, сирый, стеня и плача, и молюся Тебе: услыши моление мое и не отврати лица Твоего от воздыханий сердца моего и от слез очей моих. Молюся Тебе, милосердый Господи, утоли скорбь мою о разлучении с родившим и воспитавшим (родившей и воспитавшей) мя родителем моим (материю моею), (имя) (или: с родившими и воспитавшими мя родителями моими, имена их) - душу же его (или: ея, или: их), яко отшедшую (или: отшедшие) к Тебе с истинною верою в Тя и с твердою надеждою на Твое человеколюбие и милость, приими в Царство Твое Небесное. Преклоняюсь пред Твоею святою волею, еюже отъят (или: отъята, или: отъяты) бысть у мене, и прошу Тя, не отыми точию от него (или: от нея, или: от них) милости и благосердия Твоего. Вем, Господи, яко Ты Судия мира сего, грехи и нечестия отцев наказуеши в детях, внуках и правнуках даже до третьяго и четвертого рода: но и милуеши отцев за молитвы и добродетели чад их, внуков и правнуков. С сокрушением и умилением сердца молю Тя, милостивый Судие, не наказуй вечным наказанием усопшаго незабвеннаго (усопшую незабвенную) для мене раба Твоего (рабу Твою), родителя моего (матерь мою) (имя), но отпусти ему (ей) вся согрещения его (ея) вольная и невольная, словом и делом, ведением и неведением сотворенная им (ею) в житии его (ея) зде на земле, и по милосердию и человеколюбию Твоему, молитв ради Пречистыя Богородицы и всех святых, помилуй его (ю) и вечныя муки избави. Ты, милосердый Отче отцев и чад! Даруй мне, во все дни жизни моея, до последняго издыхания моего, не преставати памятовати о усопшем родителе моем (усопшей матери моея) в молитвах своих, и умоляти Тя, праведнаго Судию, да вчиниши его (ю) в месте светле, в месте прохладно и в месте покойне, со всеми святыми, отнюду же отбеже всяка болезнь, печаль и воздыхание. Милостиво Господи! Приими днесь о рабе Твоем (Твоей) (имя) теплую молитву мою сию и воздай ему (ей) воздаянием Твоим за труды и попечения воспитания моего в вере и христианском благочестии, яко научившему (научившей) мя первее всего ведети Тя, своего Господа, в благоговении молиться Тебе, на Тебе Единаго уповати в бедах, скорбех и болезнех и хранити заповеди Твоя; за благопопечение его (ся) о моем духовном преуспеянии, за тепле приносимыя им (ею) о мне моления пред Тобою и за все дары, им (ею) испрошенные мне от Тебе, воздай ему (ей) Своею милостию. Своими небесными благами и радостями в вечном Царствии Твоем. Ты бо еси Бог милостей и щедрот и человеколюбия, Ты покой и радость верных рабов Твоих, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

P.S. Смерть - неизбежность, с которой в свое время столкнется каждый из нас. И от правильного отношения к этому вопросу зависит положение человека как в земной жизни, так и после смерти. Митрополит Антоний напоминает, очень важно не совершить такого распространенного греха, как равнодушное или с показной заботой, неискреннее отношение к умирающему родственнику.

В дни поминовения усопших мысленно вы будете проигрывать эти моменты снова и снова: когда могли провести еще несколько минут с близким человеком, а не ссылаться на занятость и ежедневные важные дела, могли подарить ему больше сердечного тепла, но не сделали этого.

Эти дни важны как для покойных, которым живые родственники могут помогать своими искренними молитвами, так и для самих живых, которые, сохраняя память рода, могут духовно растут и заботятся уже не только о земной, но и о вечной жизни.

Родительская суббота: какого числа

Даты, на которые выпадает православная Пасха, меняются ежегодно и зависят от лунно-солнечного календаря и даты весеннего равноденствия. Упрощённый способ вычисления дня Пасхи был предложен ещё в 18 веке. Система Гаусса (этот немецкий математик обнаружил способ определения очередной даты Великого Дня) работает и сейчас. Родительский день – время поминовения усопших, наступает на девятый день после начала Пасхи. Сегодня проще открыть веб-страницу и найти, когда наступает Пасха и Родительский день 2016. В этом году мы встречаем Пасху 1 мая, и по обычаю поминаем родителей 10 мая (на девятый день после светлого праздника).

Родительский день в 2016 году - какого числа мы поминаем родственников?

По сложившемуся обычаю, православные посещают кладбища и могилы умерших родственников на девятый день после Пасхи. (церковное название Родительского дня) предполагает «угощение» усопших. Родственники и друзья ушедших от нас людей оставляют на могилах куличи, конфеты, крашенки (пасхальные яйца), сладости. Такие обычаи помогают не забывать о светлой памяти любимых нами людей, ушедших в небытие.

Родительские субботы 2016

Помимо Радоницы, наступающей в этом году 1 мая, православным следует запомнить и другие важные даты календаря. Их немного: это родительские субботы и другие даты. В эти дни мы также поминаем родителей и прародителей. До Пасхи и Родительского дня 2016 в марте таких дат две: 5 и 26 числа. В апреле церковь вспоминает усопших 2 и 9 числа, во время Великого Поста. 16 июня скорбят о погибших насильственной смертью и самоубийцах, детях, умерших некрещёными. 18 июня наступает традиционная родительская суббота на Троицу. Родительская суббота 5 ноября (Дмитриевская) – последняя в 2016 году.

Родительский день 2016: какого числа

В Родительский день принято ходить на кладбище

Во всех храмах на Радоницу в утренние и вечерние часы проходят торжественные богослужения. Перед посещением могил близких, их родственники идут в церковь, чтобы передать священнослужителю бумагу с именем умершего человека. Во время службы за упокой все имена с переданных записок зачитываются. Причастие перед посещением могил необязательно, но желательно. Придя на место захоронения, родственники умершего убирают листья, сорняки и мусор на его могиле, высаживают растения.

Обязательно ли оставлять спиртное на могилах?

Обычаи пить спиртные напитки на кладбище и вспоминать родственников рюмкой крепкого алкогольного напитка относятся к языческим традициям. Истинно верующие люди избегают выпивать даже после наступления Пасхи, и никогда не делают этого на кладбище. Настоящая забота о человеке после его смерти – убрать его могилу, территорию вокруг неё, построить скамейку и столик рядом с захоронением.

Родительский день 2016: какого числа в этом году

Приметы и традиции на Родительский день

Покаяние на могилах близких нужно живым, а не усопшим. Помня о любимых, мы стараемся не совершать поступков, о которых другие не захотят вспоминать. По традиции весь период от Светлого Христова Воскресенья до Радоницы умерших не поминают. Считается, что усопшие радуются воскресению Иисуса, и надоедать им не следует. Через 9 дней после Пасхи мёртвые души возвращаются к себе, а близкие усопших навещают их могилы, молясь за их упокой. Если возможности посетить кладбище нет, в этот день ставят свечи за упокой ушедших людей в храме. Также можно молиться дома, раздавать сладости людям, прося их помянуть ушедшего в небытие человека. Крашеные яйца Радоницы – зелёные и жёлтые. Считается, что помянуть близких обязательно, ибо забывшие о своих ушедших родных люди после их смерти будут навсегда забыты сами.

Светлый день памяти

Теперь вы знаете, какого числа идти на кладбище. Радоница – Родительский день 2016 – дата, посвященная светлой скорби. Она напоминает нам о том, что жизнь коротка, и прожить её следует так, чтобы наши родные вспоминали о нас только хорошее. Память часто стирает неблаговидные поступки наших самых близких людей, но только после их ухода из жизни. Особенность нашей памяти – напоминать нам только о светлых моментах из жизни близких. Родительские дни – прекрасная мирная традиция православных, соблюдая которую, мы невольно думаем лишь о добре и продолжении нашей жизни в сердцах и молитвах наших родных. Пока мы живём в памяти других, мы действительно остаёмся вместе с ними.

Дни повиновения в православной церкви ещё называются «Родительские субботы» хоть и не все выпадают на этот день. Родительские субботы – это дни когда поминают близких и дорогих людей. В эти дни люди посещают кладбище, чтобы привести в порядок могилки и приносят знакомым угощения.

Уважаемые посетители сайта, поминальные дни 2017 года вы найдёте в новой статье: Родительские субботы 2017 года

Календарь поминовения усопших в 2016 году

    • Первой отмечают Всемирную родительскую субботу 5 марта. Суббота конечной недели перед Великим постом, когда ещё дозволяется, есть мясные продукты.
    • За ней приходит масленичная неделя, когда мясо уже есть нельзя, а рыбу и молочные продукты дозволено. Заканчивается Масленица 13 марта и начинается Великий пост.
    • 26 марта это суббота Великого поста второй седмицы.

  • 2 апреля суббота третьей седмицы и 9 апреля четвёртой седмицы. Эти дни обозначают, как те когда особенно проявляются любовь, тепло к душам усопших родственников. Религиозные молятся за души родных и близких сердцу людей, для того чтобы Господь не оставил их без благословения.
  • 10 мая отмечают большой праздник Радоницу. День является особым временем поминовения мёртвых. Он объединён с Пасхой и считается праздником. Попадает этот день постоянно на вторник Фоминой недели. Верующие идут с церкви на кладбище с куличами поведать покойным что Христос Воскрес возвестил воскресением поражение бытия над кончиной. Некоторые люди идут на кладбище именно на Пасху, но это неверно ведь выведенный специальный день Радоница. В Белоруссии данный день есть официальным выходным.
  • 9 мая поминовение почивших бойцов.
  • 18 июня Троицкая суббота ещё один ведомый в народе день поминовения покойников. В Троицкую субботу по поверьям в Троицкую субботу душа переходит на нависший этап душевного развития и очищается Святым духом. При визите на кладбище заведено оставлять у могилки долю еды с церемониального обеда и сладости. Юным барышням в эту субботу не следует, заниматься свойскими делами. На Троице не следует делать венчание, ведь за поверьем заключенный брак в этот день будет горемычным.
  • 11 сентября усекновение Главы Иоанна Предтечи считается самым трагическим родительским днём. Поминают в этот день бойцов павших в эпоху войны с Туретчиной и Польшей. В поминальный день надо придерживаться пост, запрещается, есть даже рыбные яства. Это праздник почитания смелости и храбрости в борьбе за большое дело.
  • Дмитриевская поминальная суббота отмечается 5 сентября. Поминаются повергнувшиеся витязи. Данная дата возникла как дань памяти о великомученике Дмитрии Солунском. Обычно ко дню подготовка идет заранее. В пятницу ходят в баню, а покидая ее, оставляют рушник для пращуров. В субботу не только ходят на могилы, но и делают большие поминки .

Правила поведения в поминальные дни:

  1. Приходить на могилку поминать умерших нужно только в специальные поминальные дни.
  2. Перед тем как идти на кладбище, необходимо зайти в церковь помолился оставить свечу.
  3. Не нужно на могиле позволить пьянства и большие яства. Раньше считалось, что чем больше милостыни раздадут родственники покойного и чем меньше следят сами, тем лучше для души умершего.
  4. На могилку не следует класть сигареты или выливать спиртное как бы покойник не любил кто дело при жизни.
  5. Необходимо поставить лампадку или зажечь свечу из храма неважно, сколько она будет гореть под ветром.
  6. Если на кладбище есть храм или церковь, то желательно заходить с центрального входа.
  7. На могиле можно оставлять Пасху, яичко, конфеты и печенье.
  8. В поминальные дни на кладбище не стоит слишком громко говорить, ругаться и выражать свои бурные эмоции.
  9. Если на кладбище у вас что то упало, значит, оно автоматически принадлежит мёртвой земле и если эта вещь для Вас не слишком дорого, то лучше её оставить на кладбище.
  10. Нельзя никогда говорить покойника «До свидания» чтобы в скорее не оказался рядом с ним, необходимо говорить «Прощай».
  11. После похода на могилку следует хорошо под проточной водой помыть руки и скрупулёзно почистить обувь.При нынешнем ритме жизни, рутинных забот когда-то сердечные, тёплые чувства, к людям которых мы любим и ценим, как затираются. Неважно как человек относится к духовным праздникам, верующий он либо же нет, все равно необходимо с признательностью относиться и почитать умерших родственников.

Почитание умерших насчитывает тысячи лет и знакомо в той или иной степени почти всем народам земного шара: от древних римлян и греков до современных японцев и китайцев.

Если язычество воплощало в себе первые страхи человечества, пришедшее ему на смену христианство уже воспринимало окружающий мир осмысленнее и глубже: диковатый культ предков уступил место более светлым родительским субботам. В русском православии, как в никаких других вероисповеданиях, дни особого поминовения усопших несут высокое сакральное значение.

В католических странах родительский день всего один (1 ноября - День всех святых), в нашей традиции их восемь (по другим источникам - десять). А в девяти областях России местные власти законодательно сделали поминальный день дополнительным выходным (речь идёт о , в следующем году она будет отмечаться 10 мая).

Сегодня родительские субботы стали серьёзным поводом почтить добрую память умерших близких: обычно люди посещают кладбища, ухаживают за могилами почивших и угощают знакомых сладостями, чтобы те, в свою очередь, тоже помянули покойного.

Вселенские родительские субботы:

  • Мясопустная суббота - 5 марта;
  • Троицкая суббота - 18 июня.

Частные родительские дни:

  • Радоница - 10 мая;
  • День памяти убиенных православных воителей - 11 сентября;
  • Дмитриевская родительская суббота - 5 ноября.

Родительские субботы Великого поста:

  • 26 марта;
  • 2 апреля;
  • 9 апреля.

Самые основные в православии поминальные дни - Мясопустная суббота и Троицкая суббота. Эти субботы именуются Вселенскими, поскольку они обязательны для всех православных церквей.

Помимо Вселенских есть даты, характерные исключительно для русской православной практики, так называемые частные родительские дни: Радоница, День убиенных на поле боя и Дмитриевская суббота. Их ценность для наших соотечественников обусловлена значимостью исторических событий, с которыми связано их происхождение.

Особое место занимают великопостные родительские субботы, когда церковный устав запрещает поминовения и предписывает размышления о живых родственниках. Значение родительских дней Великого поста в том, что даже в столь торжественные дни прихожане не забывают почивших праведников и молятся за них перед Богом. Причисляется ко дням поминовения усопших 9 мая как день почитания павших во время Великой Отечественной войны, а также Семик (16 июня), когда молятся за погибших странной или ужасной смертью: безродных нищих, утопленников, казнённых и др.

Однако последний изначально не относится к церкви и является пережитком языческого прошлого. Часто в деревнях с устоявшимися патриархальными обычаями сохраняются свои, нецерковные, родительские дни, например, Михайловская суббота в Полесье.

Мясопустная суббота

Это самый древний и торжественный поминальный день. Его история ведёт свой отсчёт с ранних веков христианства и должна напоминать верующим, в первую очередь, о Судном дне. По церковному преданию, первые христиане собирались на кладбищах и молились за собратьев по вере, особенно за тех, кто умер внезапно и потому не получил достойного погребения.

Смысл обряда - максимально подготовить к новой, загробной жизни и встрече с Богом души всех верующих, не забывая и о душах, покинувших земной мир. На Мясопустную субботу вспоминают почивших от Адама до нашего времени. В народных поверьях тоже прослеживается мотив подготовки к предстоящему обновлению - только здесь имеется в виду обновление природы и переход к весне; неслучайно суббота предшествует развесёлой Масленице.

В Белоруссии и западных областях России Мясопустная родительская суббота - своего рода встреча всех представителей семейства, причём как нынешних, так и прежних. Когда накрывают стол, можно увидеть количество приборов, превышающее число присутствующих: таким образом угощают покойных родственников. В этот праздник подают милостыню во имя спасения всех христианских душ.

Не менее значимым днём для особого поминовения усопших в православии является и Троицкая суббота. По легенде, на пятидесятый день после Воскресения Христова на апостолов снизошёл Святой Дух и они получили дар учить людей Слову Божию.

День символизирует полное очищение души Святым Духом, переход на высшую ступень совершенствования и приобщение к общечеловеческому познанию. На Троицкую субботу поминают абсолютно всех умерших, в том числе и пребывающих в аду.

Считается дурным знаком, если на Троицу не удастся проведать могилы родных: тогда они придут в дом и начнут беспокоить живых. Чтобы задобрить покойников, на кладбище оставляют конфеты или остатки поминального ужина. Немало с Троицкой субботой связано и народных преданий.

Девушкам нельзя выполнять любую домашнюю работу. Венчание на Троицу - крайне зловещий знак; в народе полагают, что брак будет несчастным. Поверья советуют не купаться, потому что на Троицу резвятся русалки и могут увлечь живого в своё царство.

Радоница

Радоница, девятый день после Пасхи, - знаменательный день для восточных славян, в котором тесно переплелись христианство и древнейшие народные обычаи. Слово "Радоница" - однокоренное со словом "радоваться". Согласно церковному толкованию, в праздновании отразилась идея о полной победе Иисуса Христа над смертью; именно на девятый день после своего Воскресения Спаситель спустился к мёртвым и возвестил им радостную весть о своём Воскресении.

Поминание умерших в данное время носит отпечаток торжественности: при посещении кладбищ не следует предаваться шумным празднествам, а покойных надо поминать молча. Часто в могилы закапывают пасхальные яйца и подобным образом христосуются с близкими.

В Черниговской области принято оставлять крошки в надежде, что явятся предки, полакомятся и принесут новость. На Радоницу бытует примета: кто первее окликнет дождь, тот станет удачливее. С Радоницы в православных церквях начинают проходить заупокойные службы.

На фоне других поминальных дней и родительских суббот этот день кажется наиболее пронзительным и трагичным. Празднование связано с библейской легендой об Ироде. Во время торжества царь Ирод, восхищённый танцем своей падчерицы Саломеи, поклялся прилюдно отдать ей всё, что та пожелает.

По наущению своей матери, коварной Иродиады, Саломея попросила голову пророка Иоанна Крестителя на золотом блюде. Царь, боясь всеобщего осуждения, выполнил просьбу. С тех пор праздник стал воплощением мужества и стойкости в борьбе за веру и правое дело.

В 1769 году, когда Россия вела войны с Польшей и Турцией, церковь внесла его в Устав как День поминовения павших в бою воинов, чтобы подвиг соотечественников остался в веках. В праздник необходимо строго поститься; запрещается есть даже рыбу. Считается, что если не вкушать ничего, кроме хлеба, ночью можно загадать желание.

Бытует суеверие, что на 11 сентября нельзя брать в руки острые предметы, а также всё, что так или иначе напоминает голову. Однако суеверие противоречит заповедям официальной церкви.

Дмитриевская суббота

Дмитриевская суббота - ещё один день, связанный с особым поминовением усопших воинов. Появление празднования отсылают к победе над ордой Мамая в Куликовской битве.

По преданию, Дмитрий Донской испросил благословения на битву у самого Сергия Радонежского. Татаро-монгольское иго было повержено, родную землю удалось спасти от поругания, но далось это очень кровавой ценой: погибло около 100 000 воинов. В составе войска были и два монаха: Пересвет и Ослябя.

Начиная с XIX века, во всех воинских подразделениях праздник соблюдался неукоснительно: на Дмитриевскую субботу служили особую панихиду. К Дмитриевской субботе готовятся заранее: за сутки до торжества принято сходить в баню и вымыться, а после ухода - оставить полотенце для предков.

Принято не только посещать могилы, как во все другие субботы, но и справлять там пышную тризну. В праздник за столом собирается вся семья. Народная мудрость утверждает: чем пышнее стол, тем довольнее останутся праотцы, а чем довольнее праотцы - тем лучше и спокойнее оставшимся в живых. Одно из блюд обязательно должно быть из свинины. Важно вспоминать об умерших только хорошее и чтобы во время беседы присутствовал кто-то из самого юного поколения. Существует примета, что если на Дмитриевскую субботу снег и холод, то весна тоже будет холодной.

Смысл Великопостных поминальных дней - проявление заботы и любви к душам почивших ближних. Во время самого главного для православных поста божественные литургии не проводятся - получается, что души остаются забытыми. Должное почтение воздаётся, если верующие ходят в церковь и читают молитвы за дорогих сердцу людей, чтобы Господь не оставил их без своей милости. Желательно, читать молитву за ушедших и дома.

Нужно помнить, что такая молитва приносит Божью благодать и самому христианину. В круговерти повседневной рутины да бытовых мелочей самые добрые чувства словно затираются; к тем, кого по-настоящему любим, мы начинаем относиться со снисхождением, а иногда - с пренебрежением. Жаль, что осознание важности каждого слова или момента наступает слишком поздно, да и потом многие забывают почивших.

Независимо от того, считает ли себя человек христианином или нет, он должен приучить себя к благодарному почтению и памяти - это часть его воспитания и нравственной культуры. Поэтому родительские субботы - прежде всего дни глубокого уважения друг к другу.

Одно из самых тягостных зрелищ на свете – поминки, совершаемые атеистами. Вот все пришли домой от свежей могилы. Встает старший, поднимает рюмку… И в этот момент все просто физически ощущают, что что-то могут и должны они сделать для того, с кем только что они простились.

Молитва об ушедших – это потребность сердца, а не требование церковной дисциплины. Сердце требует: помолись!!! А рассудок, покалеченный еще школьными уроками безбожия, говорит: “Незачем, молиться некому и не о ком: небеса полны разве что радиоволнами, а от того человека, с которым мы жили еще три дня назад, не осталось уже ничего, кроме того безобразия, которое мы только что засыпали землею”.

И вот даже на лицах людей отражается эта внутренняя ошибка. И звучат столь ненужные слова: “Покойный был хорошим семьянином и общественным работником”…

Нас не было – нас не будет. Так не есть ли человек, чья жизнь нелепо мелькает меж двумя пропастями небытия, не более чем “покойник в отпуске”?.. Я умру, а мир останется полным, как новехонькое яйцо. Борис Чичибабин однажды дал безжалостно-точное определение смерти, как она предстает неверующему человеку:

Как мало в жизни светлых дней,
Как черных много!
Я не могу любить людей,
Распявших Бога!
Да – и та! – нейдет им впрок
Лишь мясо в яму,
Кто небо нежное обрек
Алчбе и сраму.

Что люди выносят с кладбища? Что сам ушедший смог обрести в опыте своего умирания? Сможет ли человек увидеть смысл в последнем событии своей земной жизни – в смерти? Или и смерть – “не впрок”? Если человек перейдет границу времени в раздражении и злости, в попытке свести счеты с Судьбой, – в Вечности отпечатлеется именно такой его лик…

Поэтому-то и страшно, что, по мысли Мераба Мамардашвили, “миллионы людей не просто умерли, а умерли не своей смертью, т.е. такой, из которой никакого смысла для жизни извлечь нельзя и научиться ничему нельзя”. В конце концов, то, что придает смысл жизни, придает смысл и смерти… Именно ощущение бессмысленности смерти делает столь тяжелыми и неестественными похороны атеистов.

Для сравнения сопоставьте Ваше ощущение на старом кладбище, где покой людей сторожат могильные кресты, с тем, что чувствует Ваше же сердце при посещении советских звездных кладбищ. Можно с мирным и радостным сердцем гулять – даже с ребенком – по кладбищу, скажем, Донского монастыря. Но не чувствуется мира на советском Новодевичьем…

В моей же жизни был случай прямой такой встречи. . Хоронили их на городском кладбище Загорска. И вот, впервые за десятилетия на это кладбище пришли священники – не таясь, в облачениях, с хором, с молитвой.

Пока студенты прощались со своими однокурсниками, один из монахов отошел в сторонку и тихо, стараясь быть максимально незаметным, стал ходить среди соседних могил. Он кропил их святой водой. И было такое ощущение, что из-под каждого холмика доносится слово благодарности. В воздухе как бы растворилось обещание Пасхи…

Или вот иной пример неуничтожимости человека. Попробуйте, взяв в руки книгу, помолиться об ее авторе. Берете в руки Лермонтова – скажите про себя, раскрывая нужную Вам страничку: “Господи, помяни раба Твоего Михаила”. Прикасается рука к томику Цветаевой – вздохните и о ней: “Прости, Господи, рабу Твою Марину и приими ее с миром”. Все будет прочитываться иначе. Книжка станет больше самой себя. Она станет встречей с человеком.

Пушкин (упокой, Господи, раба Твоего Александра!) среди обстоятельств, которые человека делают человеком, называл “любовь к отеческим гробам”. Каждого человека ждет отправление “в путь всея земли ” (Иис. Нав. 23,14).

Не может быть вполне человеком тот, кого никогда не посещала мысль о смерти, кто никогда в тайнике своего сердца не повторял те слова, которые произнес : “Господи, как мне умирать будет?»

Событие смерти, ее таинство – одно из важнейших событий во всей жизни человека. И потому никакие отговорки типа “некогда”, “недосуг” и т.п. не будут приняты ни совестью, ни Богом, если мы забудем дорогу к родительским могилам. Надеюсь, мы никогда не доживем до тех лет, когда исполнится мечта Елены Рерих: “кладбища вообще должны быть уничтожены как рассадники всяких эпидемий”.

Для восточного мистицизма тело человека – лишь тюрьма для души. По высвобождении – сжечь и выбросить. Для христианства тело – храм души. И верим мы не только в бессмертие души, но и в воскресение всего человека. Потому и появились на Руси кладбища: семя бросается в землю, чтобы с новой космической весной взойти. По слову ап. Павла, тело – храм духа, живущего в нем, а, как мы помним, “и храм поруганный – все храм”. И потому тела дорогих людей у христиан принято не бросать в огненную бездну, а класть в земляную постель…

Перед началом и в дни , перед тем, как мы сделаем первый шаг навстречу Пасхе, звучит под сводами храмов слово нашей любви ко всем тем, кто прежде нас шел дорогой жизни: “Упокой, Господи, души усопших раб Твоих!” Это – молитва обо всех, ибо, по замечательному слову Анастасии Цветаевой, “тут только есть верующие и неверующие. Там – все верующие”. Теперь они все видят то, во что мы только веруем, видят то, во что когда-то они же запрещали веровать нам. И, значит, для всех них наше молитвенное воздыхание будет драгоценным даром.

Дело в том, что человек умирает не весь. В конце концов, еще Платон спрашивал: почему, если душа всю жизнь борется с телом, то с гибелью своего врага она должна сама исчезнуть? Душа пользуется телом (в том числе и мозгом и сердцем), как музыкант пользуется своим инструментом. Если струна порвалась, мы уже не слышим музыки. Но это еще не основание утверждать, что умер сам музыкант.

Люди скорбят, умирая или провожая умерших, но это не есть свидетельство о том, что за дверью смерти только скорбь или пустота. Спросите ребенка в утробе матери – желает ли он выходить оттуда? Попробуйте описать ему внешний мир – не через утверждение того, что там есть (ибо это будут реалии, незнакомые ребенку), а через отрицание того, что питает его в материнском чреве. Что же удивляться, что дети, плача и протестуя, приходят в наш мир? Но не таковы ли скорбь и плач уходящих?

Лишь бы рождение не сопровождалось родовой травмой. Лишь бы дни подготовки к рождению не были отравлены. Лишь бы не родиться в будущую жизнь “извергом”.

Мы вообще, к сожалению, бессмертны. Мы обречены на вечность и на воскрешение. И как бы нам не хотелось прекратить свое существование и не нести наши грехи на Суд – вневременная основа нашей личности не может быть просто унесена ветром времени… “Хорошие новости из Иерусалима” состояли в том, что качество этого нашего приснобытия может стать иным, радостным, бессудным (“Слушающий слово Мое на Суд не приходит, но пришел от смерти в жизнь ” Ин. 5,24).

Или непонятно, что такое душа? Есть ли она? Что это такое? – Есть. Душа – это то, что болит у человека, когда все тело здорово. Ведь говорим же мы (и ощущаем), что не мозг болит, не сердечная мышца – душа болит. И напротив – бывает, что при муке и скорби что-то в нас радуется и чисто поет (так бывает с мучениками).

“Смерти нет – это всем известно. Повторять это стало пресно. А что есть – пусть расскажут мне…” – просила Анна Ахматова. О том, “что есть”, и говорят родительские субботы, восходящие к празднику . Праздник… Но это ведь день кончины Богоматери. Почему же – праздник?

А потому, что смерть не есть единственный способ кончины. Успение – антоним смерти. Это, прежде всего – не-смерть. Два этих слова, различающихся в языке любого христианского народа, означают радикально противоположные исходы человеческой жизни.

Взращивает человек в себе семена любви, добра, веры, всерьез относится к своей душе – и его жизненный путь венчается успением. Если же разрушение он нес себе и окружающему миру, раной за раной уязвлял свою душу, а грязь из нее, неухоженной и заросшей, выплескивал вовне – конечный, смертный распад завершит его прижизненное затухание.

Отныне (в смысле – со времени воскресения Христа) образ нашего бессмертия зависит от образа нашей любви. “Человек поступает туда, где ум имеет свою цель и любимое им”, – говорил .

На иконе Успения Христос держит на руках младенца – душу своей Матери. Она только что родилась в Вечность. “Господи! Душа сбылась – умысел Твой самый тайный!” – можно было бы сказать об этом миге словами Цветаевой.

Душа “сбылась”, исполнилась – и в слове “успение” слышатся отголоски не только “сна”, но и “спелости” и “успеха”.

Время умирать ” (Эккл. 3,2). Может быть, самое разительное отличие современной культуры от культуры христианской – в неумении умирать, в том, что нынешняя культура не вычленяет в себе это время – “время умирать”. Ушла культура старения, культура умирания.

Человек подходит к порогу смерти, не столько стараясь всмотреться за его черту, сколько без конца оборачиваясь назад и с ужасом вычисляя все разрастающееся расстояние от поры своей молодости. из времени “подготовки к смерти”, когда “пора о душе подумать”, стала временем последнего и решительного боя за место под солнцем, за последние “права”… Она стала временем зависти.

У русского философа С. Л. Франка есть выражение – “просветление старости”, состояние последней, осенней ясности. Последняя, умудренная ясность, о которой говорят строки Бальмонта, списанные “современностью” в раздел “декадентства”:

День только к вечеру хорош.

Закону мудрому поверьте –
День только к вечеру хорош.
С утра уныние и ложь
И копошащиеся черти…
День только к вечеру хорош.
Жизнь тем ясней, чем ближе к смерти.

Здесь приходила к человеку мудрость. Мудрость – это, конечно, не ученость и не энциклопедичность, не начитанность. Это – знание немногого, но самого важного. Потому-то к монахам – этим “живым мертвецам”, при постриге как бы умершим для мирской суеты и потому ставшим самыми живыми людьми на земле, – и ездили энциклопедисты за советом. Гоголь и Соловьев, Достоевский и Иван Киреевский, лично беседовавший с Гегелем и Шеллингом, своих главных собеседников нашли в . Потому что здесь разговор шел “о самом важном”.

Самым важным Платон – отец философов – называл вот что: “Для людей это тайна: но все, которые по-настоящему отдавались философии, ничего иного не делали, как готовились к умиранию и смерти”.

В середине нашего века константинопольский патриарх Афинагор I так говорил о времени умирания:

“Я хотел бы умереть после болезни, достаточно долгой, чтобы успеть подготовиться к смерти, и недостаточно длительной, чтобы стать в тягость своим близким. Я хотел бы лежать в комнате у окна и видеть: вот Смерть появилась на соседнем холме. Вот она входит в дверь. Вот она поднимается по лестнице. Вот уже стучит в дверь… И я говорю ей: войди. Но подожди. Будь моей гостьей. Дай собраться перед дорогой. Присядь. Ну вот, я готов. Идем!..”

Помещение жизни в перспективу конца делает ее именно путем, придает ей динамику, особый вкус ответственности. Но это, конечно, лишь, если человек воспринимает свою смерть не как тупик, а как дверь. Дверь же – это кусочек пространства, через который входят, проходя его.

Жить в двери нельзя – это верно. И в смерти нет места для жизни. Но есть еще жизнь за ее порогом. Смысл двери придает то, доступ к чему она открывает. Смысл смерти придает то, что начинается за ее порогом. Я не умер – я вышел.

И дай Бог, чтобы уже по ту сторону порога мог я произнести слова, начертанные на надгробии Григория Сковороды: “Мир ловил меня, но не поймал”.

“Все ли равно как верить” – М., 1997.