В добре поживать лиха не знать значение. Русские народные сказки… В детстве каждый ребёнок читает всеми любимые русские народные сказки, знакомится с Колобком, Машей и медведем, Сивкой-буркой, - презентация

Примерный список литературы для чтения детям 5-6 лет

Русский фольклор

Песенки, заклички

«Как на тоненький ледок…»…………………………………………1

«Николенька – гусачок…»…………………………………………….2

«Уж я колышки тешу…»………………………………………………2

«Как у бабушки козел…»………………………………………………2

«Ты, мороз, мороз, мороз…»………………………………………….3

«По дубочку постучишь, прилетает синий чиж…»…………………3

«Ранним-рано поутру…» ……………………………………………..4

«Грачи-киричи…»……………………………………………………..4

«Уж ты, пташечка, ты залетная…»……………………………………5

«Ласточка-ласточка…»…………………………………………………5

«Дождик, дождик, веселей…»…………………………………………5

«Божья коровка…»…………………………………………………….6

Сказки.

«Лиса и кувшин», обр. О.Капицы……………………………………6

«Крылатый, мохнатый да масляный», обр. И. Карнауховой……….6

«Хаврошечка», обр. А.Н. Толстого…………………………………..9

«Заяц – хвастун», обр. О. Капицы……………………………………12

«Царевна-лягушка», обр. М. Булатова……………………………….12

«Сивка-Бурка», обр. М. Булатова…………………………………….24

«Финист – Ясный сокол», обр. А. Платонова……………………….29

Тексты художественных произведений

Песенки , заклички

“Как на тоненький ледок…”

Как на тоненький ледокВыпал беленький снежок.Выпал беленький снежок,Ехал Ванюшка-дружок.Ваня ехал, поспешал,Со добра коня упал.Он упал, упал, лежит -Никто к Ване не бежит.Две девушки увидали,Прямо к Ване подбежали.Прямо к Ване подбежали,На коня Ваню сажали,На коня Ваню сажали,Путь-дорогу показали.Путь-дорогу показалиДа наказывали:«Как поедешь ты, Иван,Не зевай по сторонам!»

Николенька гусачокПо бережку скачет,Белу рыбку ловит,Бабушку кормит.Бабушка старенька,Бабушка добренька.Рыбушку любит,А внучка голубит.Гладит по головке,Шьет ему обновки.

«Уж я колышки тешу…»

Я колышки тешу,

Огород горожу,

Я капусту сажу,

Сажу беленькую,

Развеселенькую.

“Как у бабушки козёл…”

Как у бабушки козёл,у Варварушки седой, что за умный был:сам и по воду ходил,сам и печку топил,сам и кашу варил,деда с бабой кормил.Собирался козёл во зелёный лес -семь волков убить,бабе шубу сшить.Вот зашёл козёлво зелёный лес,а навстречу козлуидут семь волков.А восьмой-то волк,он голодный был,он три года ходил,всё козлятинки просил.Испугался козёл,испугался седой!Он бородкой трясёт,точно веничком,а ножками стучит,словно ступочками.Ах ты, бабушка,ты, Варварушка!Отворяй-ка ворота,принимай-ка козла.

« Ты, мороз, мороз, мороз…»

Ты, мороз, мороз, мороз,

Не показывай свой нос!

Уходи скорей домой,

Стужу уводи с собой.

А мы саночки возьмем,

Мы на улицу пойдем,

Сядем в саночки – самокаточки.

По дубочку постучишь

По дубочку постучишь,

Прилетает синий чиж.

У чижа, у чиженьки,

Хохолочек рыженький,

А на лапке маленькой

Сапожочек аленький.

Чиж под солнышком летал

И головкой кивал.

«Ранним-рано поутру…»

«Ранним-рано поутру…»

Раным-рано поутру

Пастушок: “Ту-ру-ру-ру!”

А коровки в лад ему

Затянули: “Му-му-му!”

Ты, Буренушка, ступай,

В чисто поле погуляй,

А вернешься вечерком,

Нас напоишь молочком.

«Грачи-киричи…»

«Грачи-киричи…»

Грачи – киричи

Летите, летите,

Дружную весну

Несите, несите!

«Уж ты, пташечка, ты залетная…»

Уж ты, пташечка, ты залетная,

Ты слетай на сине море,

Ты возьми ключи весенние,

Замкни зиму, отомкни лето.

«Ласточка – ласточка…

Ласточка, ласточка,

Милая касаточка,

Ты где была,

Ты с чем пришла?

За морем бывала,

Весну добывала,

Несу, несу

Весну красну.

« Дождик, дождик, веселей… »

Дождик, дождик, веселей

Капай, капай, не жалей!

Только нас не замочи!

Зря в окошко не стучи –

Брызни в поле пуще:

Станет травка гуще!

«Божья коровка…»

Божья коровка,

Черная головка,

Улети на небо,

Принеси нам хлеба,

Черного и белого,

Только не горелого!

Сказки

«Лиса и кувшин» (обр. О. Капицы)

Вышла баба на поле жать и спрятала в кусты кувшин с молоком. Подобралась к кувшину лиса, всунула в него голову, молоко вылакала. Пора бы и домой, да вот беда – головы из кувшина вытащить не может.

Ходит лиса, головой мотает и говорит:

Ну, кувшин, пошутил, да и будет! Отпусти же меня, кувшинушка. Полно тебе баловать - поиграл, да и будет!

Не отстает кувшин, хоть что ты хочешь!

Рассердилась лиса:

Погоди же ты, не отстанешь честью, так я тебя утоплю!

Побежала лиса к реке и давай кувшин топить.

Кувшин-то утонуть – утонул, да и лису за собой утянул.

«Крылатый, мохнатый да масляный» (обр. И. Карнауховой)

На лесной опушке, в тепленькой избушке, жили – были три братца: воробей крылатый, мышонок мохнатый, да блин масляный.

Воробей с поля прилетел, мышонок от кота удрал, блин со сковороды убежал. Жили они, поживали, друг друга не обижали. Каждый свою работу делал, другому помогал. Воробей еду приносил – с полей зёрен, из лесов грибов, с огорода бобов. Мышонок дрова рубил, а блин щи да кашу варил. Хорошо жили. Бывало, воробей с охоты воротится, ключевой водой умоется, сядет на лавку отдыхать. А мышь дрова таскает, на стол накрывает, ложки крашеные считает. А блин у печи – румян да пышен – щи варит, крупной солью солит, кашу пробует.

Сядут за стол – не нахвалятся. Воробей говорит:

Эх, щи так щи, боярские щи, как хороши да жирны!

А блин ему:

А я, блин масленый, окунусь в горшок да вылезу – вот щи и жирные!

А воробей кашу ест, похваливает:

Ай, каша, ну и каша- горазд горяча!

А мышь ему:

А я дров навезу, мелко нагрызу, в печь набросаю, хвостиком разметаю -хорошо в печи огонь горит- вот каша и горяча!

Да и я,- говорит воробей,- не промах: соберу грибов, натащу бобов – вот вы и сыты!

Так они жили, друг друга хвалили, да и себя не обижали

Только раз призадумался воробей.

«Я,- думает,- целый день по лесу летаю, ножки бью, крылышки треплю, а они как работают? С утра блин на печи лежит- нежится, а только к вечеру за обед берётся. А мышь с утра дрова везёт да грызёт, а потом на печь заберётся, на бок повернётся, да и спит до обеда. А я с утра до ночи на охоте – на тяжёлой работе. Не бывать больше этому!»

Рассердился воробей – ножками затопал, крыльями захлопал и давай кричать:

Завтра же работу поменяем!

Ну, ладно, хорошо. Блин да мышонок видят, что делать нечего, на том и порешили. На другой день утром блин пошёл на охоту, воробей – дрова рубить, а мышонок – обед варить.

Вот блин покатился в лес. Катится по дорожке и поёт: Прыг-скок,

Прыг-скок,

Я – масленый бок,

На сметане мешан,

На маслице жарен!

Прыг-скок,

Прыг-скок,

Я – масленый бок!

Бежал, бежал, а навстречу ему Лиса Патрикеевна.

Ты куда, блинок, бежишь-спешишь?

На охоту.

А какую ты, блинок, песенку поешь?

Блин заскакал на месте, да и запел:

Прыг-скок,

Прыг-скок,

Я – масленый бок,

На сметане мешан,

На маслице жарен!

Прыг-скок,

Прыг-скок,

Я – масленый бок!

Хорошо поёшь,- говорит Лиса Патрикеевна, а сама ближе подбирается. – Так, говоришь, на сметане мешан? А блин ей:

На сметане да с сахаром! А лиса ему:

Прыг-скок, говоришь?

Да как прыгнет, да как фыркнет, да как ухватит за масленый бок – ам!

А блин кричит:

Пусти меня, лиса, в дремучие леса, за грибами, за бобами – на охоту!

А лиса ему:

Нет, я съем тебя, проглочу тебя, со сметаной, с маслом да с сахаром.

Блин бился, бился, еле от лисы вырвался – бок в зубах оставил, домой побежал!

А дома-то что делается!

Стала мышка щи варить: чего ни положит, чего ни прибавит, а щи всё не жирны, не хороши, не маслены.

«Как,- думает,- блин щи варил? А, да он в горшок нырнёт да выплывет, и станут щи жирные!»

Взяла мышка, да и кинулась в горшок. Обварилась, ошпарилась, еле выскочила! Шубка повылезла, хвостик дрожмя дрожит. Села на лавку да слезы льёт.

А воробей дрова возил: навозил, натаскал да давай клевать, на мелки щепки ломать. Клевал, клевал, клюв на сторону своротил. Сел на завалинку и слёзы льет. Прибежал блин к дому, видит: сидит воробей на завалинке – клюв на сторону, слезами воробей заливается. Прибежал блин в избу - сидит мышь на лавке, шубка у неё повылезла, хвостик дрожмя дрожит. Как увидали, что у блина полбока съедено, ещё пуще заплакали.

Тут блин и говорит:

Так всегда бывает, когда один на другого кивает, своё дело делать не хочет. Тут воробей со стыда под лавку забился.

Ну, делать нечего, поплакали-погоревали, да и стали снова жить-поживать по-старому: воробей еду приносить, мышь дрова рубить, а блин щи да кашу варить.

Так они живут, пряники жуют, медком запивают, нас с вами вспоминают.

«Хаврошечка» (обр. А.Н. Толстого)

Есть на свете люди хорошие, есть и похуже, есть и такие, которые своего брата не стыдятся.

К таким-то и попала Крошечка-Хаврошечка. Осталась она сиротой, взяли ее эти люди, выкормили и над работой заморили: она и ткет, она и прядет, она и прибирает, она и за все отвечает.

А были у нее хозяйки три дочери. Старшая звалась Одноглазка, средняя Двуглазка, а меньшая Триглазка.

Дочери только и знали, что у ворот сидеть, на улицу глядеть, а Крошечка-Хаврошечка на них работала: их и обшивала, для них пряла и ткала – и слова доброго никогда не слыхала.

Выйдет, бывало, Крошечка-Хаврошечка в поле, обнимет свою рябую коровку, ляжет к ней на шейку и рассказывает, как ей тяжко жить-поживать.

Коровушка-матушка! Меня бьют-журят, хлеба не дают, плакать не велят. К завтрашнему дню мне ведено пять пудов напрясть, наткать, побелить и в трубы покатать. А коровушка ей в ответ:

Красная девица, влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – все будет сработано.

Так и сбывалось. Влезет Хаврошечка коровушке в одно ушко, вылезет из другого – все готово: и наткано и побелено, и в трубы покатано.

Отнесет она холсты к хозяйке. Та поглядит, покряхтит, спрячет в сундук, а Крошечке-Хаврошечке еще больше работы задаст.

Хаврошечка опять придет к коровушке, обнимет ее, погладит, в одно ушко влезет, в другое вылезет и готовенькое возьмет, принесет хозяйке. Вот хозяйка позвала свою дочь Одноглазку и говорит ей:

Дочь моя хорошая, дочь моя пригожая, поди догляди, кто сироте помогает: и ткет, и прядет, и в трубы катает?

Пошла Одноглазка с Хаврошечкой в лес, пошла с нею в поле, да забыла матушкино приказание, распеклась на солнышке, разлеглась на травушке. А Хаврошечка приговаривает: – Спи, глазок, спи, глазок!

Глазок у Одноглазки и заснул. Пока Одноглазка спала, коровушка все наткала, и побелила, и в трубы скатала. Так ничего хозяйка не дозналась и послала вторую дочь – Двуглазку:

Дочь моя хорошая, дочь моя пригожая, поди погляди, кто сироте помогает.

Двуглазка пошла с Хаврошечкой, забыла матушкино приказание, на солнышке распеклась, на травушке разлеглась. А Хаврошенька баюкает: – Спи, глазок, спи, другой!

Двуглазка глаза и смежила. Коровушка наткала, побелила, в трубы накатала, а Двуглазка все спала.

Старуха рассердилась и на третий день послала третью дочь – Триглазку, а сироте еще больше работы задала.

Триглазка попрыгала, попрыгала, на солнышке разморилась и на травушку упала. Хаврошечка поет: – Спи, глазок, спи, другой!

А о третьем глазке и забыла. Два глаза у Триглазки заснули, а третий глядит и все видит: как Хаврошечка корове в одно ушко влезла, в другое вылезла и готовые холсты подобрала.

Триглазка вернулась домой и матери все рассказала. Старуха обрадовалась, на другой же день пришла к мужу. – Режь рябую корову! Старик и так и сяк: – Что ты, старуха, в уме ли? Корова молодая, хорошая! – Режь, да и только!

Делать нечего. Стал точить старик ножик. Хаврошечка про то опознала, в поле побежала, обняла рябую коровушку и говорит: – Коровушка-матушка! Тебя резать хотят. А коровушка ей отвечает:

А ты, красная девица, моего мяса не ешь, а косточки мои собери, в платочек завяжи, в саду их схорони и никогда меня не забывай: каждое утро косточки водою поливай.

Старик зарезал коровушку. Хаврошечка все сделала, что коровушка ей завещала: голодом голодала, мяса ее в рот не брала, косточки ее зарыла, и каждый день в саду поливала.

И выросла из них яблонька, да какая! – яблочки на ней висят наливные, листья шумят золотые, веточки гнутся серебряные. Кто ни едет мимо – останавливается, кто проходит близко – заглядывается.

Много ли времени прошло, мало ли, – Одноглазка, Двуглазка и Триглазка гуляли раз по саду. На ту пору ехал мимо сильный человек – богатый, кудреватый, молодой. Увидел в саду наливные яблочки, стал затрагивать девушек:

Девицы-красавицы, которая из вас мне яблочко поднесет, та за меня замуж пойдет.

Три сестры и бросились одна перед другой к яблоне. А яблочки-то висели низко, под руками были, а тут поднялись высоко, далеко над головами.

Сестры хотели их сбить – листья глаза засыпают, хотели сорвать – сучки косы расплетают. Как ни бились, ни метались – руки изодрали, а достать не могли.

Подошла Хаврошечка – веточки к ней приклонились, и яблочки к ней опустились. Угостила она того сильного человека, и он на ней женился. И стала она в добре поживать, лиха не знать.

Цели:

  • расширять читательский опыт детей через знакомство с русскими народными сказками;
  • формировать навыки осознанного чтения;
  • развивать речь учащихся;
  • формировать нравственные понятия о семье, о человеческих отношениях, о сути добра и зла;
  • воспитывать интерес к чтению, любовь к родному языку.

Оборудование:

Презентация Power Point, выставка книг, выставка поделок, рисунков, модели обложек к сказкам, DVD.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Подготовительный этап к изучению нового материала

Учитель: Ребята, у нас сегодня необычный и очень интересный урок. А чему он будет посвящен, вы узнаете, когда прослушаете песню.

(Звучит песня “В мире много сказок”.)

– Догадались, чему посвящен наш урок? (Сказкам .)

Приложение 1 , слайд 1

– Сегодня на уроке мы побываем в гостях у сказки.

– Сказки бывают разные.

– Есть сказки, которые сочиняют писатели. Как называются такие сказки? (Авторские .)

– А есть сказки, которые сочинил народ. И они называются... (Народными .)

– Посмотрите на модели обложек к сказкам.

– Назовите, какие бывают сказки?

Слайд 2

– Сейчас я проверю, сможете ли вы отличить авторскую сказку от народной. А помогут мне в этом Ваши друзья (группа подготовленных детей читает загадки ).

1-й ученик.

Летела стрела и попала в болото.
А в этом болоте поймал ее кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожей
Сделался мигом красивой, пригожей.
(Царевна – лягушка. Народная сказка.) Слайд 3

2-й ученик.

Появилась девочка, чуть больше ноготка.
И жила та девочка в чашечке цветка.
В ореховой скорлупке та девочка спала
И маленькую ласточку от холода спасла.
(Х.К. Андерсен. Дюймовочка. Авторская сказка ) Слайд 4

3-й ученик.

Козлятушки, детушки,
Отопритеся, отомкнитеся.
Ваша мать пришла,
Молока принесла.
Бежит молочко по вымечку,
Из вымечка на копытечко,
С копытечка на сыру землю.
(Волк и семеро козлят. Народная сказка. ) Слайд 5

– А эту сказку сможет отгадать тот, кто был внимательным на уроке.

– Прослушайте музыкальный фрагмент.

(Звучит фрагмент из оперы Н.А. Римского-Корсакова “Сказка о царе Салтане”. Полет шмеля. ) (А.Пушкин. Сказка о царе Салтане... Авторская сказка) Слайд 6

– Напомню вам, ребята, что музыку к этой сказке написал великий русский композитор Николай Андреевич Римский – Корсаков. Слайд 7

– Молодцы! Я убедилась, что вы хорошо знаете сказки и умеете их различать.

– Много ли сказок на свете? Попробуйте сосчитать все звезды на небе, деревья в лесу, капли в море. Вот сколько сказок на свете!

– Посмотрите на выставку книг. Прочитайте название сказок, назовите автора.

– Посмотрите на нашу выставку.

– Как она называется? (Поляна сказок .)

(Дети рассматривают выставку поделок и иллюстраций к сказкам ).

– Эти иллюстрации выполнили вы.

– А вот посмотрите иллюстрации художников к сказкам.

– Скажите, каких художников-иллюстраторов вы знаете?

(Дети рассматривают иллюстрации И.Билибина, Ю.Васнецова, В.Васнецова.) Слайд 8

3. Физкультминутка

Мы похлопаем в ладоши
Дружно, веселее.
Наши ножки постучали
Дружно и сильнее.
По коленочкам ударили
Тише, тише, тише.
Наши ручки, поднимайтесь
Выше, выше, выше.
Наши ручки закружились,
Ниже опустились,
Завертелись, завертелись и остановились.

– А любите вы слушать сказку?

– Послушайте, какое замечательное стихотворение написал Овсей Дриз.

1-й ученик.

Жили-были
Старик и старуха...
Любишь ты сказки?
Так слушай, молчи.
Добрая сказка,
Теплая,
Только, что из печи..

2-й ученик.

А что может быть
Правдивее хлеба?
Отрежь ломоть-
И сразу тепло.
В сказках, как в жизни,
Земля и небо,
Солнце и тучи,
Добро и зло.

Слайд 9

Учитель.

Добрую сказку
Помню я с детства
Хочу, чтобы сказку
Послушали вы,
Чтобы подкралась
К самому сердцу
И заронила зерно доброты.

4. Изучение нового материала

  • Подготовка к восприятию.

– И сегодня, ребята, мы познакомимся с интересной сказкой.

– Прочитайте, как, она называется.

РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА. ХАВРОШЕЧКА.

– О ком говорится в сказке?

– Кто ее главные герои?

(Чтение 1 части сказки учителем.) (Обратить внимание на начало сказки)

– Вот это начало сказки. Как оно называется? (Зачин .)

  • Восприятие текста, проверка первичного восприятия текста

– Кто же главные герои сказки?

(Крошечка-Хаврошечка, Коровушка-матушка, хозяйка и ее дочери: Одноглазка, Двуглазка, Триглазка.)

– Сейчас прочитаем вторую часть.

– А вы должны мне сказать, какая из сестер узнала тайну Хаврошечки.

(Чтение 2 части подготовленными учениками .)

– Какая же из сестер разгадала тайну Хаврошечки? (Триглазка .)

(Инсценирование 3 части сказки .)

– Что же задумала злая мачеха? Вы узнаете, когда посмотрите выступление ребят.

– Как же отблагодарила Коровушка Хаврошечку за ее доброту?

– Хотите узнать?

– Прочитаем окончание сказки по цепочке. Открыли стр.131, нашли 2 абзац.

Читаем четко,громко,выразительно.

  • Анализ сказки

– Понравилась вам сказка?

– Как жилось Хаврошечке в чужой семье?

– Кто помогал девочке-сироте?

– Какую работу нужно было выполнять?

– Как об этом говорится в сказке? Прочитайте.

– Кто ее обижал?

– Какие черты характера соответствуют Хаврошечке, сестрам?

– Как различаются эти слова? (Эти слова противоположные по смыслу. )

– Как называются слова противоположные по смыслу? (Слова противоположные по смыслу называются антонимы .)

– Найдите в тексте устаревшие слова. Объясните их значение.

Слайд 11

– Прочитаем последнее предложение. (В добре поживать, лиха не знать .)

Слайд 12

– Это концовка сказки.

– Как вы понимаете смысл пословицы.

– Давайте и мы с вами научимся жить в мире и согласии. Совершать только добрые поступки.

5. Итоги урока

Выставление оценок.

6. Домашнее задание.

  • выразительное чтение сказки;
  • иллюстрация к сказке

Старая русская сказка «Крошечка-Хаврошечка» с яркими иллюстрациями предназначена для увлекательного чтения детям любого возраста. Повествование в стиле народных сказаний с интересными речевыми оборотами развивают детскую фантазию, и пополняет богатство русского словарного запаса.

Книжка с красивыми картинками и классическим сюжетом раскрывает характеры положительных и отрицательных героев. До того, как начать читать, можно познакомиться с ними поближе:

Хаврошечка – главный персонаж. Девочка-сирота, которая попала в семью к злой мачехе, безвольному отчиму и трем ленивым сестрам. Она была еще подростком, но по приказу вредной мачехи много работала с утра до позднего вечера.

Рыжая буренка – единственный друг Хаврошечки. По сюжету это говорящая корова, которая любила сиротку, жалела ее и помогала справляться с трудной домашней работой.

Злая мачеха – главный отрицательный персонаж. Она холила своих дочерей и заставляла бедную Хаврошечку прясть нити, ткать полотно, белить его и сворачивать в рулоны. Сиротка старалась, с помощью Буренки выполняла все приказания, а мачеха все равно злилась и нагружала бедняжку новой и сложной работой.

Одноглазка, Двуглазка и Триглазка – сводные сестры Хаврошечки. Они ленивые и глупые, любят целый день сидеть на лавочке и глядеть на прохожих. Сестры выполняют все приказания своей вредной маменьки и следят за несчатной сироткой.

Отчим – добрый работящий крестьянин, любит Хаврошечку, но опасается ворчаний злой супруги и по ее приказу зарезал добрую буренку.

Добрый молодец – жених Хаврошечки. Персонаж, который появляется в финале, выручает девушку из неволи, женится на ней и увозит со двора на своем вороном коне.

По традиции русская сказка для детей заканчивается свадьбой главных героев. Вредные злые герои остаются с носом, а добрая девочка Крошечка-Хаврошечка находит свое счастье и уезжает от злой мачехи. Сказочная история учит детей трудолюбию, прививает любовь к людям и животным, зарождает веру в добро и надежду на исполнение заветных желаний.

Знакомство с книгой через яркие рисунки и русские миниатюры

Сказка, представленная на этой страничке, понравится малышам и их родителям . Те, кто еще ходят в детский сад и не умеют читать, могут понять смысл сказки по картинкам и интересным рисункам . В помощь родителям и малышам для изучения букв русского алфавита крупный шрифт и разделение текста забавными иллюстрациями.

Ребята помимо чтения книги могут познакомиться с творчеством художников и богатством национальных ремесел. На страничке представлены картины в стиле русской лаковой миниатюры, работы народного промысла Палех , шкатулки Федоскино и коровка от мастеров фарфора и керамики Гжель.

Детская литература , сопровождающаяся иллюстрациями и работами от исконно русских национальных мастеров, воспитывает в подрастающем поколении обостренное чувство прекрасного и высокий дух патриотизма.

Там чудеса…

Ответы к стр. 83 — 84


Хаврошечка
Русская народная сказка

1
Есть на свете люди хорошие, есть и похуже, есть и такие, которые своего брата не стыдятся.
К таким-то и попала Крошечка-Хаврошечка. Осталась она сиротой, взяли её эти люди, выкормили и работой заморили: она и ткёт, она и прядёт, она и прибирает, она и за всё отвечает.
А были у её хозяйки три дочери. Старшая звалась Одноглазка, средняя - Двуглазка, а меньшая - Триглазка.
Дочери только и знали, что у ворот сидеть, на улицу глядеть, а Крошечка-Хаврошечка на них работала: их и обшивала, для них пряла и ткала - и слова доброго никогда не слыхала.
Выйдет, бывало, Крошечка-Хаврошечка в поле, обнимет свою рябую коровку, ляжет к ней на шейку и рассказывает, как ей тяжело жить-поживать.
- Коровушка-матушка! Меня бьют, журят, хлеба не дают, плакать не велят. К завтрашнему дню мне велено пять пудов напрясть, наткать, побелить и в трубы покатать.
А коровушка ей в ответ:
- Красная девица, влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь - всё будет сработано.
Так и сбывалось. Влезет Хаврошечка коровушке в одно ушко, вылезет из другого - всё готово: и наткано, и побелено, и в трубы покатано.
Отнесёт она холсты к хозяйке. Та поглядит, покряхтит, спрячет в сундук, а Крошечке-Хаврошечке ещё больше работы задаст.
Хаврошечка опять придёт к коровушке, обнимет её, погладит, в одно ушко влезет, в другое вылезет и готовенькое возьмёт, принесёт хозяйке.

2
Вот хозяйка позвала свою дочь Одноглазку и говорит ей:
- Дочь моя хорошая, дочь моя пригожая, поди погляди, кто сироте помогает: и ткёт, и прядёт, и в трубы катает?
Пошла Одноглазка с Хаврошечкой в лес, пошла с нею в поле, да забыла матушкино приказанье, распеклась на солнышке, разлеглась на травушке. А Хаврошечка приговаривает:
- Спи, глазок, спи глазок!
Глазок у Одноглазки и заснул. Пока Одноглазка спала, коровушка всё наткала, и побелила, и в трубы скатала.
Так ничего хозяйка не дозналась и послала вторую дочь - Двуглазку:
- Дочь моя хорошая, дочь моя пригожая, поди догляди, кто сироте помогает.
Двуглазка пошла с Хаврошечкой, забыла матушкино приказанье, на солнышке распеклась, на травушке разлеглась. А Хаврошечка баюкает:
- Спи, глазок, спи, другой!
Двуглазка глазки и смежила. Коровушка наткала, побелила, в трубы накатала, а Двуглазка всё спала.
Старуха рассердилась и на третий день послала третью дочь - Триглазку, а сироте ещё больше работы задала.
Триглазка попрыгала, попрыгала, на солнышке разморилась и на травушку упала.
Хаврошечка поёт:
- Спи, глазок, спи, другой!
А о третьем глазке и забыла.
Два глаза у Триглазки заснули, а третий глядит и всё видит: как Хаврошечка корове в одно ушко влезла, в другое вылезла и готовые холсты подобрала.

3
Триглазка вернулась домой и матери всё рассказала.
Старуха обрадовалась, на другой же день пришла к мужу:
- Режь рябую корову!
Старик и так и сяк:
- Что ты, старуха, в уме ли! Корова молодая, хорошая!
- Режь, да и только!
Делать нечего. Стал точить старик ножик. Хаврошечка про это спознала, в поле побежала, обняла рябую коровушку и говорит:
- Коровушка-матушка! Тебя резать хотят.
А коровушка ей отвечает:
- А ты, красная девица, моего мяса не ешь, а косточки мои собери, в платочек завяжи, в саду их схорони и никогда меня не забывай: каждое утро косточки водою поливай.
Старик зарезал коровушку. Хаврошечка всё сделала, что коровушка ей завещала: голодом голодала, мяса её в рот не брала, косточки её зарыла и каждый день в саду поливала.
И выросла из них яблонька, да какая! Яблочки на ней висят наливные, листья шумят золотые, веточки гнутся серебряные. Кто ни едет мимо - останавливается, кто проходит близко - заглядывается.
Много ли времени прошло, мало ли, Одноглазка, Двуглазка и Триглазка гуляли раз по саду. На ту пору ехал мимо сильный человек - богатый, кудреватый, молодой. Увидел в саду наливные яблочки, стал затрагивать девушек:
- Девицы-красавицы, которая из вас мне яблочко поднесёт, та за меня замуж пойдёт.
Три сестры и бросились одна перед другой к яблоне.
А яблочки-то висели низко, под руками были, а тут поднялись высоко, далеко над головами.
Сёстры хотели их сбить - листья глаза засыпают, хотели сорвать - сучки косы расплетают. Как ни бились, ни метались - руки изодрали, а достать не могли.
Подошла Хаврошечка - веточки к ней приклонились и яблочки к ней опустились. Угостила она того сильного человека, и он на ней женился.
И стала она в добре поживать, лиха не знать.

1. Допиши предложение.

Герои сказки: Крошечка-Хаврошечка , Одноглазка, Двуглазка и Триглазка, Коровушка-матушка, старик со старухой.

2. Какую работу выполняла Хаврошечка? Найди в тексте и запиши.

Она и ткала, она и пряла, она и прибирала, она и за всё отвечала.

3. Прочитай описание яблоньки. В каких словах слышится восхищение? Какое чудо всех удивляло? Подчеркни ответ.

И выросла из них яблонька, да какая ! Яблочки на ней висят наливные , листья шумят золотые , веточки гнутся серебряные . Кто ни едет мимо - останавливается, кто проходит близко - заглядывается.

4 ∗ . Объясни значение пословицы. Запиши.

В добре поживать, лиха не знать. Жить без горя.

Тема: «Крошечка Хаврошечка»

Цель: Развитие связной речи детей.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить детей с русской народной сказкой «Хаврошечка»;

Учить детей строить полные, выразительные ответы на вопросы по содержанию прочитанного;

Продолжить работу над словарным составом языка (подбор антонимов);

Учить называть признаки предмета, обогащать речь качественными прилагательными;

Учить различать звуки по их качественной характеристике (согл., гл.; согл. тв., солг. мягк.);

Продолжить работу по звуковому анализу слова (выделение звука в начале слова)

Развивающие:

Развивать речь, мышление;

Формировать умение внимательно и заинтересованно слушать сказки;

Совершенствовать диалоговую речь;

Воспитывающие:

Воспитывать любовь к устному народному творчеству;

Воспитывать доброту, уважение, умение прийти на помощь в трудную

Минуту;

Материал: Текст русской народной сказки «Хаврошечка», мяч, картинка с изображением коровы, платочки для росписи, цветные карандаши (фломастеры).

Расширить и активизировать словарный запас: Сирота, Одноглазка, Двухглазка, Трехглазка, рябая корова, журить, пять пудов, распеклась, листвицы шумят золотые, затрогал девушек, барин,; в добре поживать, лиха не знать.

Ход:

I Вводная часть

(дети садятся на стульчики)

В: Дети я для вас приготовила загадку. Слушайте ее внимательно:

Гуляет летом по полям

И молоко дает всем вам,

Громко «му» кричит хозяйке

Сена мне побольше дайте.

Д: корова!

В: Ребята, а почему вы решили, что это корова?

Д: (ответы по загадке)

В: А что вы еще можете рассказать о корове?

Д: Корова – это крупное домашнее животное. За ней ухаживает человек. Она приносит пользу: молоко, мясо. У коровы рождается теленок. Она мычит и бодается.

В: Назовите 1й звук в слове «корова» (Игра «Два дома»)

Какой это звук?(согл. тв.). Назовите слово, где твердый согласный звук [к], превратился в мягкий [к’].

Д: (ответы детей, н-р, киска, кегля, …)

В: А каком крупном домашнем животном мы сегодня говорили?

Д: корова.

II Основная часть

В:Я вам сегодня прочитаю русскую народную сказку «Хаврошечка», одним из героев тоже является корова. Слушайте внимательно.

Чтение русской народной сказки «Хаврошечка».

Словарная работа:

пуд- старинная русская мера веса, равна 16,35 кг

прясть- скручивание (волокна0 делать нить

ткать – изготавливать (ткань из материала) из нити

рябая корова – пестрая с пятнами другого цвета

заморили- замучили

распеклась на солнышке – пригрелась

лихо- зло

наливное (яблоко) – сочное, созревшее

Физминутка

Мы устали, засиделись

Нам размятся захотелось.

(одна рука вверх, другая вниз, рывками менять руки )

То на стену посмотрели,

То в окошко поглядели.

Вправо, влево поворот,

А потом наоборот.

(повороты корпусом )

Приседанья начинаем

Ноги до конца сгибаем.

Верх и вниз, вверх и вниз,

Приседать на торопись.

(приседания )

И в последний раз присели

А теперь на место сели.

(дети садятся на места )

В: Ребята, понравилась вам сказка? Кто является главным героем сказки?

Д: Хаврошечка

В: Скажите, кто помогал ей в трудной жизни, в работе?

Д: Хаврошечке помогала корова.

В: Как она ей помогала?

Д: В одно ушко влезет Хаврошечка, а в другое вылезет- все и готово.

В: Легко ли жилось Хаврошечке в этой семье?

Д: нет, Хаврошечка ткала, пряла, работала, слова доброго никогда не слыхала, обижали ее, а жалеть никто не жалел.

В: «Меня бьют, журят, хлеба не дают, плакать не велят».

В: Как мачеха узнала о том, что Хаврошечке помогает коровушка?

Д: Ей сказала об этом Трехглазка. Мачеха посылала дочерей на луг подсматривать за Хаврошечкой.

В: Какую песню пела Хаврошечка дочерям на лугу для того чтобы они скорее заснули?

Д: Спи глазок, спи другой.

В: Чем закончилась сказка?

Д: Хаврошечка угостила яблочком барина.

В: Как вы понимаете «…и стала она в добре поживать, лиха не знавать»

Д: Больше ее никто не ругал, работать не заставлял, а только ее любили.

Упражнение «Скажи какая?»

Мачеха какая?

Д: злая, недобрая, сварливая, грубая, жестокая, некрасивая, крикливая

В: Хаврошечка какая?

Д: добрая, ласковая, трудолюбивая, терпеливая, красивая, милосердная, воспитанная

Творческая работа (работа проводится за столом)

В: Посмотрите на столах у вас лежат платочки – один для Хаврошечки, другой для мачехи. Раскрасьте платочки: «Какой вы бы подарили мачехе, какой вы бы подарили Хаврошечке». Почему?(выполненные работы вывешиваются на доске)

Д: ответы детей

В: Ребята подойдите ко мне. (дети встают в круг на ковре)

Собрались ребята в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся

В: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Говори наоборот». Я буду бросать мяч, тот кто поймает мяч, должен ответить слово наоборот.

Злой-добрый

Маленький-большой

Грустный - веселый

Черное-белое

Кислое-сладкое

Длинный –короткий

Высокий-низкий

Холодный-горячий

Тусклый-светлый

Голодный-сытый

Мокрый- сухой

Интересный- скучный

Громко-тихо.

III Заключительная часть

В: С какой русской народной сказкой мы с вами познакомились сегодня?

Д: Хаврошечка

В: С каких слов начинается сказка?

Д: Есть на свете люди хорошие, а есть и похуже..

В: Кто и как помогал Хаврошечке?

Д: Хаврошечке помогала коровушка.

В: Кто и как следил за девушкой?

Д: За девушкой следили: Одноглазка, Двуглазка, Триглазка.

В: Какими словами закончилась сказка?

Д: И стала она в добре поживать, лиха не знать.