Бережное отношение ко времени. Философия отношения человека ко времени

Многодетная семья - семья, имеющая трех и более детей (в том числе усыновленных, а также пасынков и падчериц) в возрасте до 16 лет, а также в возрасте до 18 лет, если они обучаются в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы

Многодетная семья - семья, в которой родились и (или) воспитываются трое и более детей (в том числе усыновленные, а также пасынки и падчерицы) до достижения младшим из них возраста 16 лет, а обучающимся в образовательном учреждении, реализующем общеобразовательные программы, - 18 лет. В составе многодетной семьи не учитываются дети, находящиеся на полном государственном обеспечении, и дети, в отношении которых родители лишены родительских прав или ограничены в родительских правах.

Все многодетные семьи могут быть распределены на три категории:

1. Семьи, многодетность в которых запланирована (например, в связи с национальными традициями, религиозными предписаниями, культурно-идеологическими позициями, традициями семьи). Такие семьи испытывают много трудностей, обусловленных малообеспеченностью, теснотой жилья, загруженностью родителей (особенно матери), состоянием их здоровья, но у родителей имеется мотивация к воспитанию детей.

2. Семьи, образовавшиеся в результате второго и последующих браков матери (реже - отца), в которых рождаются новые дети. Исследования показывают, что такие семьи могут быть и вполне благополучными, но их членам присуще ощущение неполной семьи.

3. Неблагополучные многодетные семьи, образующиеся в результате безответственного поведения родителей, иногда на фоне интеллектуально-психической сниженности, алкоголизма, асоциального образа жизни. Дети из таких многодетных семей особенно часто нуждаются в помощи, реабилитации, страдают от болезней и недоразвития. В случае утраты родительского попечения их судьбу особенно трудно устроить, ибо семейное законодательство препятствует разделению детей из одной семьи, а усыновить 3-7 детей разного возраста и разной степени социальной дезадаптации далеко не всегда возможно.

Многодетные семьи всех типов имеют общую социальную проблему, специфически связанную с многодетностью: дети из таких семей по сравнению со сверстниками из преобладающих малодетных семей чаще демонстрируют заниженную самооценку, им присущи неадекватные представления о собственной значимости, что может отрицательно сказаться на всей их последующей судьбе. Кроме того, малые интервалы в рождении детей, характерные для многодетных семей, приводят к постоянному наличию большого числа малолетних братьев и сестер, что влечет за собой снижение социального возраста старших. Это объективная закономерность, прослеженная в различных типах многодетных семей, не зависящая от имущественного и образовательного статуса родителей.


Категория «многодетной семьи» появилась в официальной советской риторике в середине 1930-х гг. В 1936-1937 гг. государством был установлен размер ежемесячного пособия для матерей, имеющих семь и более детей. Позднее, в 1940-е гг., было учреждено почетное звание и целая серия наград для матерей-героинь (орден «Мать- героиня», «Медаль материнства», медаль «Материнская слава» для матерей, воспитавших 10 и более детей). В 1980-е гг. большие семьи стали получать дополнительные субсидии. Однако постепенно размер пособий для многодетных матерей начал уменьшаться (Ivanov et al., 2006: 411).
В течение нескольких последних десятилетий определение многодетной семьи менялось. Сегодня под эту категорию подпадают семьи с тремя и более детьми младше 18 лет (Ivanov et al., 2006). Федеральная программа поддержки предоставляет многодетным семьям пособия для решения жилищных проблем. Примеры льгот, предназначенных большим семьям, включают предоставление кредитов на покупку жилья на особых условиях, льготную оплату за отопление,
а также субсидии, предоставляющие возможность бесплатного проезда на общественном транспорте. Кроме того, многодетные родители имеют право на сокращенный рабочий день («Многодетные семьи»).
Зачастую многодетные семьи риторически связываются с неблагополучными семьями. Материалы моего исследования также показывают, что сегодня многодетные семьи или семьи с несколькими детьми рассматриваются до определенной степени как проблематичная группа.
Общий низкий уровень среднедушевых доходов населения сопровождается их значительной дифференциацией, концентрацией мало- обеспеченности в семьях с несколькими детьми, в молодых семьях с маленькими детьми, с детьми-инвалидами, неполных семьях, семьях безработных с детьми. Среди различных категорий населения в числе бедных чаще всего оказываются семьи с несовершеннолетними детьми (Федеральная политика в отношении детей).
Эксперты по вопросам семьи Республики Карелия рассказали мне также, что многодетные семьи, матери-подростки, наркоманы и алкоголики принадлежат к группам высокого риска, имеющим социальные и экономические трудности и требующим особой поддержки.
Что же можно сказать в целом о дискурсе многодетной семьи в контексте современной российской демографической политики?
В анализируемых документах существует лишь несколько прямых ссылок на то, каковы предполагаемые результаты демографической политики с точки зрения федеральных властей. Единственное исключение - повторяющиеся рекомендации по изменению ситуации в области рождаемости. В программе семейной политики Санкт- Петербурга это видно особенно четко. Власти города планируют организацию и проведение в школах семинаров и лекций, посвященных теме идеальной двухдетной семьи. Эта нормативная модель - нукле- арная семья с двумя детьми - также упоминается в федеральных текстах и речи Путина.
Здесь мы наблюдаем парадокс. Очевидно, что с точки зрения роста рождаемости многодетная семья не должна считаться неблагополучной. Например, в советском официальном дискурсе большое количество детей в семье рассматривалось как особо значимая цель (Ivanov et al., 2006). Дискурс о большой семье связывался с дискурсом о матерях-героинях. Однако в настоящее время конвенциональное представление о размере идеальной семьи значительно переменилось. В результате лишь немногие стремятся иметь большие
семьи, так как они рассматриваются как имеющие серьезные экономические трудности или неспособные самостоятельно вырастить детей и дать им образование (см. статью А. Роткирх и К. Кессели в этом сборнике).
Существующие федеральные и региональные демографические программы определенно формулируют цель повышения рождаемости. В мае 2006 г. президент Путин в своем Послании Федеральному Собранию отметил, что реальной целью является увеличение количества семей с двумя детьми. Семья с тремя и более детьми упоминается в этом послании президента всего дважды. В более раннем документе эта проблема поставлена так:
В области стимулирования рождаемости и укрепления семьи определены следующие приоритеты: формирование системы общественных и личностных ценностей, ориентированных на семью с двумя детьми и более (Федеральная концепция демографического развития).
Прагматика влияет на политическую риторику. Именно поэтому политики разного уровня обсуждают перспективы двухдетной, а не трехдетной или многодетной семьи. В современном российском обществе, в котором большинство женщин фертильного возраста рожают одного ребенка, нормативная модель двухдетности представляется более реализуемой, чем какая-либо иная. Ту же точку зрения высказал и президент Путин, формулируя прагматическую цель, которую возможно достичь в сфере рождаемости. Риторически большие семьи представляются как потенциально проблемные, сталкивающиеся не только с экономическими затруднениями, но и с другими проблемами воспитания детей, обусловленными низкой родительской культурой. Эти семьи рассматриваются также как нуждающиеся в больших объемах государственной помощи.

В настоящее время отмечается устойчивое снижение доли мно­годетных семей в населении России. Это совпадает и с тенденци­ей к малодетности и вообще бездетности. Нет четкой системы социальной поддержки многодетных семей. Имеется негативное и даже отрицательное отношение общества к многодетным семь­ям, особенно с увеличением порядкового номера рождений. Но­вая беременность свыше двух, трех детей в семье расценивается как что-то из ряда вон выходящее, как отклонение от общих пра­вил.

Многодетные семьи в начале века составляли большинство населения России. Они были достаточно распространены во всех слоях общества от беднейшего крестьянства до дворян. Это обус­ловливалось традициями русского народа и православной мо­рали. Рождение детей не планировалось, воспринималось как «дар Божий», не было контрацептивов, не были распростране­ны аборты. В многодетной семье было легче выжить. В обществе всегда было устойчивое позитивное отношение к многодетной семье.

В настоящее время многодетной семьей считается семья, име­ющая трех и более детей. По данным переписи населения 1989 г., в России насчитыва­лось 2 млн. 311 тыс. семей, имеющих трех и более детей до 18 лет, т е. на их долю приходилась пятая часть (20,5 %) семей с детьми. Большинство современных многодетных семей составляют го­родские семьи (52 %). Доля сельских семей в общем количестве многодетных семей составляет 48 %, что почти вдвое превышает долю сельских семей среди прочих семей. Многодетных семей со­всем мало в крупных городах (Москве, Санкт-Петербурге).

Сверхмногодетных семей (4 – 5 и более детей) насчитывается 583 тысяч. Они стали редкостью даже на селе. Большее число многодетных семей среди семей рабочих (42,9 %), на втором месте по количеству многодетных семей – семьи служащих.


Образовательный уровень многодетных семей соответствует образовательному уровню остального населения (высшее образова­ние имеют 24,5 % отцов, 25,6 % матерей).

По данным микропереписи 1994 г. доля многодетных семей упала с 5,7 (1989 г.) до 5,2 % и занимает незначительную долю в общей структуре семей. Доля неполных семей с тремя и более несовер­шеннолетними детьми составляет 0,5 % от общего числа семей. В таких семьях проживает 1,9 % от общего числа детей до 18 лет.

Возникновение многодетных семей может быть незапланиро­ванным в том случае, если при желании родить второго ребенка рождается двойня, – случайная многодетность.

1) сознательная многодетность . В семьях, где крепки семейные или религиозно-национальные традиции. Многодетная семья (сознательная многодетность) имеет, как правило, крепкие семейные традиции, четкую внутреннюю струк­туру, достаточно прочную защиту, традиционно-уважительное отношение к старшим. В таких семьях легче решаются проблемы и конфликты, у родителей не бывает одинокой старости. Психологическая атмосфера семьи – взаимопонимание, одина­ковое видение проблем и способов их решения обоими супругами;

2) рождение общего ребенка при повторном браке отца или ма­тери при наличии других детей . Эта категория многодетной семьи имеет зачатки «неполной» в воспитании детей.

3) неблагополучные многодетные семьи . Чаще всего отмечаются у родителей, ведущих асоциальный образ жизни: алкоголиков, безработных, психически неполноценных, где дети часто являются средством для получения материальной и натуральной помощи. В таких семьях родители имеют низкий образовательный уровень и социальный статус.


Семья - это одна из систем социального функционирования человека, важнейший социальный институт общества, который меняется под влиянием социально-экономических и внутренних процессов.

Это малая социальная группа, связанная брачными или родственными взаимоотношениями, общностью быта (совместное проживание и ведение домашнего хозяйства), эмоциональной близостью, взаимными правами и обязанностями по отношению друг ко другу.

Семья очень быстро и чутко реагирует на все позитивные и негативные изменения, происходящие в обществе, раскрывая гуманный и антигуманный смысл происходящих в обществе процессов, оценивая разрушающие и созидающие для семьи процессы. Как общества семья создавалась, видоизменялась и развивалась вместе с ним и в свою очередь может влиять на ход его развития.

1. Многодетные семьи

В настоящее время отмечается устойчивое снижение доли многодетных семей в населении России. Это совпадает и с тенденцией к малодетности и вообще бездетности. Нет четкой системы социальной поддержки многодетных семей. Имеется негативное и даже отрицательное отношение общества к многодетным семьям, особенно с увеличением порядкового номера рождений. Новая беременность свыше двух, трех детей в семье расценивается как что-то из ряда вон выходящее, как отклонение от общих правил.

Многодетные семьи в начале века составляли большинство населения России . Они были достаточно распространены во всех слоях общества от беднейшего крестьянства до дворян. Это обуславливалось традициями русского народа и православной морали. Рождение детей не планировалось, воспринималось как «дар Божий», не было контрацептивов, не были распространены аборты. В многодетной семье было легче выжить. В обществе всегда было устойчивое позитивное отношение к многодетной семье.

В настоящее время многодетной семьей считается семья, имеющая 3-х и более детей.

1. Сознательная многодетность.

В семьях, где крепки семейные или религиозно-национальные традиции.

2. Рождение общего ребенка при повторном браке отца или матери при наличии других детей. Эта категория многодетной семьи имеет зачатки «неполной» в воспитании детей.

Многодетная семья (сознательная многодетность) имеет, как правило, крепкие семейные традиции, четкую внутреннюю структуру, достаточно прочную защиту, традиционно-уважительное отношение к старшим. В таких семьях легче решаются проблемы и конфликты, у родителей не бывает одинокой старости.

Психологическая атмосфера семьи -- взаимопонимание, одинаковое видение проблем и способов их решения обоими супругами.

3. Неблагополучные многодетные семьи.

Чаще всего отмечаются у родителей, ведущих асоциальный образ жизни: алкоголики, безработные, психически неполноценные, где дети часто являются средством для получения материальной и натуральной помощи.

В таких семьях родители имеют более низкий образовательный уровень и социальный статус.

3. Проблемы многодетных семей

Материально-бытовые (финансовые) проблемы. Многодетные се-мьи являются наименее обеспеченными, с низким среднемесяч-ным доходом на одного члена семьи, что ведет к увеличению издержек на питание, одежду и т.д. В структуре доходов пособия на детей невелики, хотя и дают прибавку к семейному бюджету. Доля затрат на продовольственные товары выше, а структура питания менее разнообразная. Такие семьи меньше получают фруктов, ягод, мяса, яиц, рыбы и т.д., и недостаточное получение основных продуктов питания вызывает большую тревогу.

В связи с постоянным ростом цен отмечаются крайне ограниченные возможности удовлетворять потребности, дефицит в самых необходимых предметах: обуви, одежде, школьно-письменных принадлежностях. Редкая натуральная и материальная помощь проблемы не решает.

Бюджет таких семей не располагает средствами на образование, культурное и спортивное развитие детей, музыкально-художественное образование и даже на летний отдых. В каждой пятой семье дети не посещают детские сады из-за нехватки денег на оплату.

Проблема трудоустройства родителей . Когда мать не работает, а отец не получает длительное время зарплату, нерегулярны и не-достаточны пособия на детей, возникает проблема поиска новой работы. Часто это усугубляется незнанием законов и информации о тех льготах, которые положены таким семьям.

Динамика численности безработных, зарегистрированных в органах службы занятости в РФ (тыс. чел.) -- многодетные роди-тели в 1991 г. -- 1,2; в 1996 г. -- 107,4. Семья с тремя несовершен-нолетними детьми (по оценкам лаборатории НИИ Минтруда и социального развития РФ) при обоих работающих родителях, получающих зарплату на среднем уровне, оказывается за чертой бедности, в 1996 г. около 76 %.

Иждивенческая нагрузка на семью изменила структуру ее доходов. Большое место занимали доходы от предпринимательской деятельности, продажи сельскохозяйственных продуктов, а также социальные трансферты, что говорит о снижении экономической активности многодетных семей.

Выживание многодетной семьи в современных условиях возможно путем повышения собственных доходов (личная инициатива, вторичные заработки, работа подростков). Почти в 50 % таких семей работа подростков приносит доход в семью, но это чревато нарушением трудового, гражданского законодательства, опасного влияния «криминального мира» и отказом от ряда потребностей, что является в современных условиях непозволительной роскошью.

Жилищная проблема, всегда остро стоящая в нашей стране, особенно для многодетных семей, в настоящее время приобрела первостепенную важность. Жилищные условия не отвечают нормативам и не могут улучшиться за счет муниципального жилья. Кроме того, сокращаются масштабы жилищного строительства, приобретение жилья за счет собственных средств для большинства семей недостаточно.

Увеличивается плата за жилищно-коммунальные услуги. Если эта проблема не будет планомерно решаться, то она может стать одним из факторов повышения социальной напряженности в обществе.

Психолого-педагогические проблемы . В традиционной многодетной семье дети находятся в равном положении: нет дефицита общения, старшие заботятся о младших, формируются, как правило, положительные нравственные качества, такие как чуткость, человечность, уважение к старшим.

Но в связи с большой загруженностью родителей (отец много работает, практически не бывает дома, мать не работает, но загружена домашними делами) на воспитание детей остается мало времени, и все же в таких семьях можно определить внутреннюю иерархию отношений.

Проблемы распределения обязанностей строятся по половозрастному признаку, индивидуальные, поэтому разные по объему и сложности. Глава семьи -- отец; домашние дела -- на матери, хранительнице домашнего очага, организаторе домашних дел. Дефицит времени, недостаточность знаний по воспитанию детей создают определенную проблему в таких семьях. Дефицит воспитания приводит к тому, что дети вырастают, имея заниженную самооценку: тревожность, неуверенность в себе, неадекватное представление о собственной личности; старшие дети стремятся к лидерству.

Малая возможность удовлетворить свои потребности (в одежде, развлечениях, товарах и т.д., которые есть у сверстников) развивает чувство зависти, требование невозможного.

Большинство детей в многодетных семьях ведет к снижению социального возраста старших детей. Они рано взрослеют и менее тесно связаны со своими родителями.

Как правило, в таких семьях отсутствует уважение к личности каждого ребенка, нет личного уголка, своей маленькой территории с соблюдением границ, личных любимых игрушек, т. е. автономности каждого, и часто приводит к затяжным длительным конфликтам между детьми.

Конфликты нередко возникают также из-за плохой успеваемости детей в школе, отсюда -- частые пропуски занятий; подростки обычно рано включаются в домашние дела и часто бросают школу.

Школу не посещают не только подростки 15--18 лет, но есть и случаи непосещения школы детьми 7--14 лет; рано начинают работать, имеют большую вероятность приобрести вредные привычки (курение, алкоголь) и другие «девианты» поведения.

В таких семьях сложный психологический климат: заниженный уровень взаимопонимания с родителями и в то же время повышенная потребность в родительской поддержке.

Многодетные, особенно неполные семьи, отличаются большей безнадзорностью детей. Дети большую часть времени проводят на улице. Возникает проблема коммуникации как взрослых членов семьи, так и детей, особенно подростков. Это затрудняет процесс социализации и мешает в дальнейшей жизни.

Многодетные семьи отмечают дискомфорт с коллегами по работе , зачастую лишены доброжелательного отношения в профессиональной среде; с родственниками, чаще мужа, которые не одобряют факта многодетности, особенно в современных условиях; негативное отношение сверстников ощущают дети из многодетных семей -- трудности в общении с другими детьми, несовпадение интересов и т.д.

Многодетные семьи предпочитают создавать свой круг общения . Мало времени уделяют на организацию совместного провождения досуга.

Медицинские проблемы . Сложный психологический климат, как правило, влияет на здоровье детей. Проблемных детей в таких семьях 10-- 15 %.

Развитие детей в многодетных семьях нуждается в первоочередном внимании общества .

Итак, повсеместно распостранена "внешняя" оценка многодетной семьи, как семьи проблемной, фактически социально неблагополучной.

Цель.

  1. Закрепить заранее изученный материал по математике.
  2. Расширить знания детей о времени, воспитать бережное отношение ко времени.

Задачи :

  1. Закрепление вычислительных навыков, знание таблиц умножения, умение решать задачи, используя действие умножения.
  2. Формирование представлений о времени, единицах его измерения, систематизировать единичных отношений между мерами времени.
  3. Развитие внимания, мышления, общей культуры.

Оборудование:

  • компьютер,
  • мультимедийный проектор,
  • презентации учителя и учеников в Microsoft PowerPoint,
  • буклет – презентация «Режим дня» в Microsoft Publisher,
  • задания на карточках для работы в парах и в группах,
  • модель часов,
  • песочные часы.

Ход урока

Сейчас мы с вами проведем математический диктант. Презентация . Слайды 8 – 14

  1. Напиши число, которое стоит между числами 879 и 881.
  2. К 8 сотням прибавьте 4 единицы.
  3. Напишите число, которое состоит из 6 десятков и 3 единиц.
  4. Число 140 увеличьте на 7.
  5. Делимое 72, делитель 8, найдите частное.
  6. Первое слагаемое 780, второе слагаемое 2. чему равна сумма этих чисел.
  7. Чему равно делимое, если делитель равен 7, а частное – 8?

Проверим выполненное задание : 880. 804, 63, 147, 9, 782, 56. Презентация . Слайд 15.

Теперь расположите данные числа в порядке возрастания. Презентация . Слайд 16.

Проверим написанное: 9. 56, 63, 147, 782, 804, 880. Презентация . Слайд 17.

Работа по теме урока.

А теперь послушайте загадку:

  1. Без ног и крыльев оно, Слайд 18.
    Быстро летит, не догонишь его. (Время) Слайд 19.

Вернемся к пословицам. Назовите единицы измерения времени, которые в них упоминаются.

(Минута, час, век, сутки.)

Ребята, еще какие единицы измерения вы знаете? (Дети перечисляют знакомые единицы измерения).

Поднимите руку, кто сможет расположить их в порядке увеличения?

Тогда поработаем вместе.

(Приглашаю к доске 7 человек и раздаю карточки с названиями единиц измерения: минута, месяц, секунда, сутки, год, неделя, час).

Ваша задача: станьте так, чтобы единицы времени, записанные на ваших карточках, были расположены в порядке увеличения.

Ребята, вы согласны? Произнесите хором все единицы измерения.

Секунда, Минута, Час, Сутки, Неделя, Месяц, Год. Секунда. Презентация . Слайд 20.

Остановимся на единицах измерения времени – сутки. Презентация . Слайд 21.

Что вы запомнили об этой единице измерения? (Сутки это 24 часа.)

Многие дети, а иногда и взрослые допускают ошибки, когда слово сутки употребляют с каким – либо числом.

А вы знаете, как их правильно произносить? Тогда предлагаю работу в парах.

На партах у вас есть листочки с числами 1, 2, 5, 30. Рядом с числами напишите слово «сутки» так, как вы считаете, его нужно произносить.

Проверим (презентация . Слайд 22):

  • Одни сутки.
  • Двое суток
  • Пять суток
  • Тридцать суток

Игра.

- А теперь проверим, как вы усвоили таблицу умножения. Перед вами листы и таблица Пифагора. В примерах в виде рисунка зашифрован ключ к разгадке тайны. Вы должны найти в таблице множители, вычислить произведение, вписать его в клетку и закрасить ее. В конце игры вы увидите тайное изображение. Будьте внимательны: 1-й множитель всегда находится в левом столбике, а второй – в верхней клетке. Слайд 23.

9 * 5 5 * 1 8 * 7 3 * 9
7 * 9 2 * 7 8 * 3 5 * 5
7 * 1 1 * 5 5 * 9 3 * 1 3 * 5
2 * 5 2 * 3 5 * 4 4 * 5 5 * 3

Проверим, какой узор у вас получился: Презентация . Слайд 24.

Назовите пять дней подряд, не пользуясь названием чисел месяца и не называя дней недели. Презентация . Слайд 25.

Проверим: Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра. Презентация . Слайд 26.

Физкультминутка. Презентация . Слайд 27.

Тик – так! Тик – так!
Ходят часики вот так!
Влево – шаг! Вправо – шаг!
Тик - так! Тик – так!

Задание 2. Слайд 28.

(16 часов)

Задание 3.

Поставь вместо звёздочек знаки сравнения так, чтобы получились верные равенства. Презентация . Слайд 29.

Решение задачи. Презентация . Слайд 30.

Ежедневно второклассник читал 8 страниц. Сколько страниц он прочитал за 5 дней?

Геометрический материал.

1) Какие фигуры вы видите на этом рисунке? Презентация . Слайд 31.

Сколько их?

2) Начертите квадрат со стороной 4 см. Проведите линию так, чтобы получить четырехугольник и треугольник. Презентация . Слайд 32.

Проверим: Презентация . Слайд 33.

Закрепление пройденного материала.

1. В какой строке только единицы измерения времени? Презентация . Слайд 34.

а) см, км, кг, м.
б) км, м, дм, мм.
в) час, сутки, мин, месяц

2. Закончите фразы: Слайд 35.

  • В году … месяцев.
  • В году … дней.
  • В году … зимних месяца: …,…, … .
  • В году … весенних месяца: …,…, … .
  • В году … летних месяца: …, …, … .
  • В году … осенних месяца: …, …, … .
  • … год кончает, а … начинает.
  • В месяце … недель.
  • В неделе … дней.
  • Самый короткий месяц в году - … .

3. Рассказ о часах.

1) Отгадывание загадки: Слайд 36.

Нет ног, а хожу, рта нет, а скажу,
Когда спать, когда вставать,
Когда работу начинать. (Часы)

2) Задание: Слайд 37.

Сколько часов здесь нарисовано? (16 часов)

3) Ознакомление с видами часов: песочные, водяные, солнечные. Слайд 38.

4) Просмотр презентации « История часов», выполненной учеником Кругловым Егором.

5) Сведения о часах.

6) Просмотр презентации «Мой режим дня» , выполненной Ильиной Анжелой.

7) Беседа о бережном отношении ко времени.

Ребята, соблюдайте режим дня, научитесь жить по часам.

8) Раздача учащимся буклетов «Режим дня».

Итог урока.

1) Беседа.

Какое задание понравилось больше всего?

Что нового узнали на уроке? Чему новому научились?

2) Отгадайте загадки:

1. Что возвратить нельзя? (Время) Презентация . Слайд 45

Что может в одно и то же время:
стоять и ходить;
висеть и стоять,
ходить и лежать?
(Часы)

Две сестрицы друг за другом
Пробегают круг за кругом:
Коротышка – только раз,
Та, что выше – каждый час.
(Стрелки часов)
Презентация . Слайд 46

Выходили двенадцать молодцев,
Выносили пятьдесят два сокола,
Выпускали 365 лебедей.
(Месяцы, недели, дни) Презентация . Слайд 47.