Что кочевые племена. Быт и жизнь кочевых народов

Наши древнейшие предки, тюрки, вели подвижный, т.е. кочевой, образ жизни, переселяясь из одного места жительства на другое. Поэтому их назвали кочевниками. Сохранились древние письменные источники, исторические произведения, описывающие образ жизни кочевников. В одних сочинениях их называют смелыми, отважными, сплочёнными кочевыми скотоводами, храбрыми воинами, а в других, наоборот, представляют дикарями, варварами, захватчиками других народов.

Почему же тюрки вели кочевой образ жизни? Как уже было сказано выше, основу их хозяйства составляло скотоводство. Главным образом они разводили лошадей, держали крупный и мелкий рогатый скот, а также верблюдов. Животные круглый год находились на подножном корме. Люди были вынуждены переезжать на новое место, когда старые пастбища истощались. Таким образом, два-три раза в год менялись места стоянок - кочевья.

Чтобы вести такой образ жизни, требовались большие просторы. Поэтому тюрки осваивали всё новые и новые земли. Кочевой образ жизни являлся своеобразным способом охраны природы. Если бы скот всё время находился на одном и том же месте, то степные луга вскоре были бы полностью уничтожены. По той же причине в степи было сложно заниматься земледелием, тонкий плодородный слой быстро разрушался. В результате же перекочёвок почва не успевала истощаться, а наоборот, к новому возвращению луга вновь покрывала густая трава.

Юрта кочевников

Мы все хорошо знаем, что люди не всегда жили, как мы сейчас, в больших каменных многоквартирных домах со всеми удобствами. Тюрки, ведущие кочевой образ жизни, жили в юртах. В степи было мало дерева, зато в избытке скота, дававшего шерсть. Не удивительно, что стены юрты были сделаны из войлока (спрессованной шерсти), одетого на деревянный решётчатый каркас. Два-три человека могли очень быстро, всего за час, собрать или разобрать юрту. Разобранная юрта легко перевозилась на лошадях или верблюдах.

Способ расположения и внутреннее устройство юрты были строго определены традициями. Юрту всегда устанавливали на ровном открытом солнечном месте. Она служила тюркам не только жилищем, но и своеобразными солнечными часами. Для этого жилища древних тюрков ориентировались дверью на восток. При таком расположении двери служили и дополнительным источником света. Дело в том, что в юртах не было окон и в тёплые дни двери жилища стояли открытыми.

Внутренние убранство юрты кочевников

Внутреннее пространство юрты условно делилось на две части. Обычно левая от входа сторона считалась мужской. Тут хранились вещи хозяина, его оружие и инструменты, конская упряжь. Противоположная сторона считалась женской, там хранились посуда и прочая домашняя утварь, женские и детские вещи. Такое деление соблюдалось и во время застолий. В некоторых юртах, чтобы отделить женскую часть от мужской, использовали специальные занавески.

В самом центре юрты находился очаг. В центре свода прямо над очагом было дымовое отверстие (дымник), которое являлось единственным «окном» кочевого жилища. Стены юрты украшались войлочными и шерстяными коврами, разноцветными тканями. В богатых и зажиточных семьях вешались шёлковые ткани. Пол был земляной, поэтому его покрывали войлочными подстилками и шкурами животных.

Часть юрты напротив входа считалась самой почётной. Там выставлялись семейные реликвии; стариков и особо почётных гостей приглашали в эту часть. Хозяева обычно садились, поджав ноги, а гостям предлагали маленькие табуретки или усаживали их прямо на пол, на постеленные шкуры или войлочные подстилки. В юртах также могли быть и низкие столики.

Правила поведения в юрте

У древних тюрков были свои обычаи и традиции, связанные с правилами поведения в юрте, и каждый в семье старался их соблюдать. Их нарушение считалось дурным тоном, признаком невоспитанности, а иногда даже могло оскорбить хозяев. Например, при входе нельзя было наступать на порог, садиться на него. Гость, умышленно наступивший на порог, считался врагом, объявляющим хозяину о своих злых намерениях. Тюрки старались воспитывать в своих детях уважительное отношение к огню домашнего очага. Запрещалось лить воду, а тем более плевать в огонь, нельзя было вонзать нож в очаг, касаться огня ножом или острым предметом, бросать в него мусор, тряпки. Считалось, что это оскорбляет духа домашнего очага. Запрещалось передавать огонь очага в другую юрту. Считалось, что тогда счастье может покинуть дом.

Переход к оседлой жизни

Со временем, когда древние тюрки кроме скотоводства стали заниматься и другими видами хозяйственной деятельности, изменяются и условия их жизни. Многие из них начинают вести оседлый образ жизни. Теперь уже одних только юрт им было недостаточно. Появляются и другие виды жилища, более соответствующие оседлому образу жизни. Используя камыш или дерево, они начинают строить землянки, углублявшиеся в землю на один метр.

В дом вели ступеньки из камня или дерева. Если дверной проём был небольшой, то его закрывали деревянной дверью. Широкие проёмы завешивали шкурами животных или войлочным покрывалом. В избе делались нары и полати, традиционно расположенные вдоль передней части избы. Полы были земляные. На них стелили сплетённую из лыка рогожу. Поверх рогожи клали войлочные подстилки. Для хранения посуды и другой домашней утвари служили полки. Землянки освещались жировыми и масляными лампами, сделанными из глины. Как правило, в землянках не было отопления, очень редко в них находят следы очага. Возможно, их обитатели зимой согревались теплом жаровен.

Такое жилище требовало постоянной уборки и проветривания, чтобы защитить его от сырости, пыли и копоти. Наши предки стремились держать в чистоте не только свои жилища, но и окружающую дом территорию. В Булгаре археологи нашли небольшие улочки, покрытые деревянным настилом.

Первые деревянные дома кочевников

Постепенно дома начинают строить из дубовых или сосновых брёвен в виде сруба. Как правило, люди одной профессии селились по соседству, мастера жили вблизи своих мастерских. Так возникали слободы гончаров, кожевников, кузнецов и т. д. У занимавшихся земледелием булгар почти в каждом хозяйстве были погреба (обшитые досками зерновые ямы) и ручные мельницы. Хлеб и другие мучные изделия они пекли сами. Археологи находят на раскопках булгарских селений следы полукруглых печей, в которых готовили еду, которыми обогревали жилище.

Традиция разделения жилища на две части, распространённая у кочевых народов, сохранялась и в это время. Основную часть дома занимала передняя часть дома с печью- «тур як». Основу обстановки составляли нары (широкий дощатый помост), расположенные вдоль передней стены. Ночью на них спали, днём, убрав постельные принадлежности, на них накрывали стол. Перины, большие подушки и стёганые одеяла складывались стопкой на одной стороне нар у боковой стены. Если имелся стол, он обычно ставился к боковой стене у окна или в простенке между окнами. В это время столы, как правило, пользовались лишь для хранения чистой посуды.

Сундуки служили для хранения праздничной одежды и украшений. Их ставили около печи. На эти сундуки обычно сажали почётных гостей. За печью располагалась женская половина, где также находились лежанки. Днём здесь готовили еду, а ночью спали женщины и дети. Вход посторонним в эту часть дома был запрещён. Из мужчин сюда могли заходить лишь муж и свёкор, а также, в особых случаях, муллы и врачи.

Посуда. Древние тюрки пользовались в основном деревянной или глиняной посудой, а в более зажиточных семьях - и металлической. Глиняную и деревянную посуду большинство семей делали своими руками. Но постепенно, с развитием ремёсел, появились мастера, занимающиеся изготовлением посуды на продажу. Они встречались как в крупных городах, так и в деревнях. Глиняную посуду первоначально лепили вручную, но затем начали использовать гончарный круг. Мастера использовали местное сырьё - чистую, хорошо промешанную глину. Из глины изготавливали кувшины, кумганы, копилки, посуду и даже водопроводные трубы. Обожжённую в специальных печах посуду украшали выдавленными орнаментами, раскрашивали яркими красками.

Дворцы ханов

Когда тюрки вели полукочевой образ жизни, у хана было два жилища. Зимний дворец из камня и летняя юрта. Конечно, ханский дворец отличался своими большими размерами и внутренним убранством. В нём было много комнат и тронный зал.

В переднем углу тронного зала находился роскошный царский трон, покрытый дорогими заморскими тканями. Левая сторона царского трона считалась почётной, поэтому во время церемоний жена хана и самые дорогие гости усаживались по левую руку от хана. По правую руку от хана располагались предводители племён. Гости, заходя в тронный зал, в знак уважения, должны были снимать головные уборы и вставать на колени, приветствуя таким образом правителя.
Во время застолий первым попробовать блюда должен был сам правитель, а затем по очереди угостить своих гостей. Он собственноручно раздавал по кусочку мяса каждому из гостей, по старшинству.

Только после этого можно было приступать к застолью. Праздничные застолья у булгарской знати продолжались долго. Здесь они читали стихотворения, соревновались в красноречии, пели,танцевали и играли на разных музыкальных инструментах. Таким образом, тюрки умели приспосабливаться к самым разным условиям жизни. С изменением среды обитания менялись и образ жизни, и даже виды жилища. Неизменным оставалась любовь к труду и верность обычаям и традициям предков.

νομάδες , nomádes – кочевники) - особый вид хозяйственной деятельности и связанных с ним социокультурных характеристик, при которых большинство населения занимается экстенсивным кочевым скотоводством. В некоторых случаях кочевниками называют всех, кто ведет подвижный образ жизни (бродячих охотников-собирателей, ряд подсечных земледельцев и морских народов Юго-Восточной Азии, мигрирующие группы населения, такие как цыгане, и даже современных жителей мегаполисов, имеющих большое расстояние от дома до работы и др.).

Определение

Далеко не все скотоводы являются кочевниками. Целесообразно связывать кочевничество с тремя главными признаками:

  1. экстенсивное скотоводство как главный вид хозяйственной деятельности;
  2. периодические перекочевки большей части населения и скота;
  3. особая материальная культура и мировоззрение степных обществ.

Кочевники обитали в засушливых степях и полупустынях или высокогорных районах, где скотоводство является наиболее оптимальным видом хозяйственной деятельности (в Монголии, например, земли пригодные для земледелия составляют 2%, в Туркменистане – 3%, в Казахстане – 13% и т.д.). Главной пищей номадов были различные виды молочных продуктов, реже мясо животных, охотничья добыча, продукты земледельческого хозяйства и собирательства. Засуха, снежный буран (джут), эпидемии (эпизоотии) могли за одну ночь лишить номада всех средств существования. Для противодействия природным напастям скотоводы разработали эффективную систему взаимопомощи - каждый из соплеменников снабжал пострадавшего несколькими головами скота.

Быт и культура кочевников

Поскольку животным постоянно были необходимы новые пастбища, скотоводы были вынуждены несколько раз в год перемещаться с одного места на другое. Наиболее распространенным типом жилищ у кочевников были различные варианты разборных, легкопереносимых конструкций, покрываемых, как правило, шерстью или кожей (юрта , палатка или шатер). Домашняя утварь у номадов была немногочисленна, а посуда чаще всего делалась их небьющихся материалов (дерево, кожа). Одежда и обувь шились, как правило, из кожи, шерсти и меха. Явление "всадничества" (т.е. наличие большого количества лошадей или верблюдов) давало кочевникам значительные преимущества в военном деле. Кочевники никогда не существовали изолированно от земледельческого мира. Они нуждались в продукции земледелия и ремесла . Для кочевников характерна особая ментальность, которая предполагает специфическое восприятие пространства и времени, обычаи гостеприимства , неприхотливость и выносливость, наличие у древних и средневековых номадов культов войны, воина-всадника, героизированных предков, нашедших, в свою очередь, отражение, как в устном творчестве (героический эпос), так и в изобразительном искусстве (звериный стиль), культовое отношение к скоту - главному источнику существования номадов. При этом необходимо иметь ввиду, что так называемых "чистых" кочевников (кочующих постоянно) немного (часть номадов Аравии и Сахары, монголов и некоторых др. народов евразийских степей).

Происхождение кочевничества

Вопрос о происхождении кочевничества до настоящего времени не имеет однозначного истолкования. Ещё в новое время была выдвинута концепция происхождения скотоводства в обществах охотников. Согласно другой, более популярной сейчас точке зрения, кочевничество сформировалось как альтернатива земледелию в неблагоприятных зонах Старого Света , куда была вытеснена часть населения с производящим хозяйством. Последние были вынуждены адаптироваться к новым условиям и специализироваться на скотоводстве. Существуют и другие точки зрения. Не менее дискуссионен вопрос времени сложения кочевничества. Часть исследователей склоны считать, что кочевничество сложилось на Ближнем Востоке на периферии первых цивилизаций ещё в IV III тыс. до н.э. Некоторые даже склонны отмечать следы номадизма в Леванте на рубеже IX VIII тыс. до н.э. Другие полагают, что здесь ещё рано говорить о настоящем кочевничестве. Даже доместикация лошади (Украина , IV тыс. до н.э.) и появление колесниц (II тыс. до н.э.) ещё не говорят о переходе от комплексной земледельческо-скотоводческой экономики к настоящему кочевничеству. По мнению этой группы ученых переход к номадизму произошёл не ранее рубежа II I тыс. до н.э. в евразийских степях.

Классификация кочевничества

Существует большое количество различных классификаций кочевничества. Наиболее распространенные схемы основаны на выявлении степени оседлости и экономической деятельности:

  • кочевое,
  • полукочевое и полуоседлое (когда земледелие уже преобладает) хозяйство,
  • отгонное (когда часть населения живёт, кочуя со скотом),
  • яйлажное (от тюркс. "яйлаг" – летнее пастбище в горах).

В некоторых других построениях учитывают также вид кочевания:

  • вертикальное (горы равнины) и
  • горизонтальное, которое может быть широтным, меридиональным, круговым и т.д.

В географическом контексте можно говорить о шести больших зонах, где распространено кочевничество.

  1. евразийские степи, где разводят так называемые "пять видом скота" (лошадь, крупный рогатый скот, овца, коза, верблюд), однако наиболее важным животным считается конь (тюрки, монголы, казахи, киргизы и др.). Кочевники этой зоны создали могущественные степные империи (скифы, хунну, тюрки, монголы и др.);
  2. Ближний Восток, где номады разводят мелкий рогатый скот, а в качестве транспорта используют лошадей, верблюдов и ослов (бахтияры, бассери, пуштуны и др.);
  3. Аравийская пустыня и Сахара, где преобладают верблюдоводы (бедуины, туареги и др.);
  4. Восточная Африка, саванны к югу от Сахары, где обитают народы, разводящие крупный рогатый скот (нуэры, динка , масаи и др.);
  5. высокогорные плато Внутренней Азии (Тибет , Памир) и Южной Америки (Анды), где местное население специализируется на разведении таких животных как як , лама , альпака и др.;
  6. северные, в основном субарктические зоны, где население занимается оленеводством (саамы, чукчи, эвенки и др.).

Расцвет кочевничества

Расцвет кочевничества связан с периодом возникновения "кочевых империй" или "имперских конфедераций" (середина I тыс. до н.э. – сер. II тыс. н.э.). Эти империи возникали по соседству со сложившимися земледельческими цивилизациями и зависели от поступаемой из оттуда продукции. В одних случаях кочевними вымогали подарки и дань на расстоянии (скифы , хунну , тюрки и др.). В других они подчиняли земледельцев и взимали дань (Золотая Орда). В третьих, они завоевывали земледельцев и переселялись на его территорию, сливаясь с местным населением (авары , болгары и др.). Известны несколько крупных миграций так называемых "пастушеских" народов и позднее кочевников-скотоводов (индоевропейцы , гунны, авары, тюрки, кидани и половцы , монголы, калмыки и др.). В хуннское время были установлены прямые контакты между Китаем и Римом. Особенно важную роль сыграли монгольские завоевания. В результате сформировалась единая цепь международной торговли, технологических и культурных обменов. Именно в результате этих процессов в Западную Европу попали порох , компас и книгопечатание . В некоторых работах этот период называют "средневековой глобализацией".

Модернизация и упадок

С началом модернизации кочевники оказались неспособными конкурировать с индустриальной экономикой. Появление многозарядного огнестрельного оружия и артиллерии постепенно положили конец их военному могуществу. Кочевники стали вовлекаться в модернизационные процессы в качестве подчиненной стороны. В результате стало меняться кочевое хозяйство, деформировалась общественная организация, начались болезненные аккультурационные процессы. В ХХ в. в социалистических странах были сделаны попытки провести насильственную коллективизацию и седентеризацию, которые закончились неудачей. После распада социалистической системы во многих странах произошла номадизация образа жизни скотоводов, возврат к полунатуральным методам ведения хозяйства. В странах с рыночной экономикой процессы адаптации кочевников также происходят очень болезненно, сопровождаются разорением скотоводов, эрозией пастбищ, ростом безработицы и нищеты. В настоящее время примерно 35 40 млн. чел. продолжает заниматься кочевым скотоводством (Северная, Центральная и Внутренняя Азия, Ближний Восток, Африка). В таких странах как Нигер , Сомали , Мавритания и др. кочевники-скотоводы составляют большую часть населения.

В обыденном сознании превалирует точка зрения, что кочевники были только источником агрессии и грабежей. В реальности существовал широкий спектр различных форм контактов между оседлым и степным миром, от военного противостояния и завоеваний до мирных торговых контактов. Кочевники сыграли важную роль в истории человечества. Они способствовали освоению мало пригодных для жилья территорий. Благодаря их посреднической деятельности устанавливались торговые связи между цивилизациями, распространялись технологические, культурные и др. инновации. Многие общества номадов внесли свой вклад в сокровищницу мировой культуры, этническую историю мира. Однако, обладая огромным военным потенциалом, номады также оказали существенное деструктивное влияние на исторический процесс, в результате их разрушительных нашествий были уничтожены многие культурные ценности, народы и цивилизации. Корни целого ряда современных культур уходят в кочевнические традиции, но кочевой образ жизни постепенно исчезает - даже в развивающихся странах. Многие из кочевых народов сегодня находятся под угрозой ассимиляции и потери самобытности, так как в правах за использование земель они едва могут противостоять оседлым соседям. Корни целого ряда современных культур уходят в кочевнические традиции, но кочевой образ жизни постепенно исчезает - даже в развивающихся странах. Многие из кочевых народов сегодня находятся под угрозой ассимиляции и потери самобытности, так как в правах за использование земель они едва могут противостоять оседлым соседям.

К кочевым народам сегодня относятся:

Исторические кочевые народы:

Литература

  • Андрианов Б.В. Неоседлое население мира. М.: «Наука», 1985.
  • Гаудио А. Цивилизации Сахары. (Пер. с франц.) М.: «Наука», 1977.
  • Крадин Н.Н. Кочевые общества. Владивосток: Дальнаука, 1992.240 с.
  • Крадин Н.Н. Империя Хунну. 2-е изд. перераб. и доп. М.: Логос, 2001/2002. 312 с.
  • Крадин Н.Н. , Скрынникова Т.Д. Империя Чингис-хана. М.: Восточная литература, 2006. 557 с. ISBN 5-02-018521-3
  • Крадин Н.Н. Кочевники Евразии. Алматы: Дайк-Пресс, 2007. 416 с.
  • Марков Г.Е. Кочевники Азии. М.: Изд-во Московского университета, 1976.
  • Масанов Н.Э. Кочевая цивилизация казахов. М. – Алматы: Горизонт; Социнвест, 1995.319 с.
  • Хазанов А.М. Социальная история скифов. М.: Наука, 1975.343 с.
  • Хазанов А.М. Кочевники и внешний мир. 3-е изд. Алматы: Дайк-Пресс, 2000. 604 с.
  • Barfield T. The Perilous Frontier: Nomadic Empires and China, 221 BC to AD 1757. 2nd ed. Cambridge: Cambridge University Press, 1992. 325 p.
  • Humphrey C., Sneath D. The End of Nomadism? Durham: The White Horse Press, 1999. 355 p.
  • Khazanov A.M. Nomads and the Outside World. 2nd ed. Madison, WI: University of Wisconsin press. 1994.
  • Lattimore O. Inner Asian Frontiers of China. New York, 1940.
  • Scholz F. Nomadismus. Theorie und Wandel einer sozio-ökonimischen Kulturweise. Stuttgart, 1995.
  • Есенберлин, Ильяс Кочевники.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Кочевые племена" в других словарях:

    Кочевые племена Северо-Восточной и Центральной Азии - На обширном пространстве от Великой Китайской стены и границ Кореи на востоке до Алтайских гор и степей нынешнего Казахстана на западе, от окраин лесной полосы Забайкалья и Южной Сибири на севере до Тибетского нагорья на юге с давних пор обитали… … Всемирная история. Энциклопедия

    Торки, гузы, узы, кочевые тюрко язычные племена, выделившиеся из племенного объединения огузов. К сер. 11 в. Т. вытеснили печенегов и обосновались в южнорусских степях. В 985 как союзники киевского князя Владимира Святославича они участвовали в… … Большая советская энциклопедия

    - … Википедия

    Список аравийских племён и кланов включает в себя перечень племён и кланов (как уже исчезнувших, так и живущих поныне) Аравийского полуострова, населяющих территории современных государств Саудовская Аравия, Йемен, Оман, Объединённые Арабские… … Википедия

История Древней Руси - предмет многочисленных споров, поскольку это великая эпоха, а наши знания о ней, увы, очень скудны. Несмотря на то что временное расстояние, разделяющее нас от этой поры, все увеличивается, возможностей для исследования у современных историков и археологов все же появляется больше. Благодаря научным разработкам и техническим средствам выкопанные останки и артефакты исследуются более тщательно. Таким образом, ученые получают больше информации. Вот, например, совсем недавно историки взялись за изучение внешней политики Киевской Руси, а также того, какую роль в ней играли древние кочевники. Факты, которые вскрылись, оказались весьма интересными.

Половцы и Древняя Русь

То, что нам известно со школьной программы о представителях кочевых народов, не совсем отвечает действительности. Кочевник - это не только представитель полудикого племени, стремившийся грабить и убивать. Вот, например, половцы - кочевое племя, получившее свое название от желтого цвета волос своих представителей - занимались скотоводством, а также торговлей.

Но также они были еще и прекрасными воинами и сумели на протяжении нескольких веков причинять массу неудобств местным князьям, то и дело осуществляя набеги на земли Киевской Руси. Несколькими веками позже половцы стали вести боле Возможно, это повлияло на их мастерство воевать. В результате позже племена вошли в состав Золотой Орды, потеряли свою самобытность. Совсем немного экспонатов, принадлежащих половцам, можно увидеть, посетив музей кочевой культуры или заглянув в частные коллекции.

Печенеги

Существует гипотеза, что печенеги возникли как союз древних тюрков и сарматов. Произошло это объединение в степях Заволжья. Печенег-кочевник - это представитель народности, которая жила родовым строем. Племена разделялись на две ветви, в каждой из которых было 8 племен, то есть примерно 40 родов. Занимались они в основном скотоводством и торговлей, кочуя поначалу между Уралом и Волгой.

Интересной особенностью этого племени является практика оставлять пленных жить в составе своих родов, наделяя их теми же правами, что имелись у коренных жителей. Этому найдено множество доказательств, увидеть которые мы сможем, если посетим Музей кочевой культуры.

Именно бесчисленные набеги печенегов на Киевскую Русь заставили ее правителей начать масштабные строительства оборонительных сооружений. Когда в 1036 году князь нанес печенегам сокрушительное поражение, начался период их распада. Этому способствовало и взаимодействие с другими кочевыми племенами. Историки утверждают, что окончательно печенеги поселились на территории современной Венгрии, смешавшись с местными племенами.

Хазары

В нынешней Южной России много веков назад проживал народ, по поводу происхождения которого ученые до сих пор ломают голову. Прекрасный наездник, искусный следопыт и бесстрашный воин-кочевник. Это все сказано о нем, хазаре. За всю историю кочевых народов, которые жили в эпоху Древней Руси, они обладали самыми большими территориями. Их каганат простилался от земли северян до северной части Кавказа. Дальнейшей экспансии хазар помешало укрепление Киевской Руси.

Уличи, вятичи и другие

Среди всего разнообразия племенных изучено и признано официальной наукой не так уж много. К сожалению, большинство свидетельств остались нам недоступны. Некоторые племена не старались захватить земли у Киевской Руси, а наоборот - стремились избавиться от ее влияния. За свою независимость, к примеру, боролись уличи, что населяли берега Днепра недалеко от побережья Черного Моря. "Повесть временных лет" еще упоминает такие племена, как вятичи, древляне и волыняне. Два последних племени входят в группу древлян и проживали в бассейне

Полезные соседи-кочевники

Кочевник - это не всегда опасный сосед, который при любой возможности норовит оттяпать кусок территории или разграбить город, это еще и торговый партнер. Поскольку кочевые племена перемещались на огромные территории, они больше сталкивались с новыми товарами, обычаями и уже потом несли это жителям оседлых областей. А вот огромные кочевые империи могли значительно влиять на ход жизни Киевской Руси и других государств.

Древняя Русь и кочевники - это тесные торговые связи, обмен культурными традициями. Также значительно повлияли кочевые племена на верования давних славян дохристианского периода. Их влияние на оседлые районы было поистине огромным, но бесспорным остается один факт, указывающий на то, что единственной империей, которая выстояла под натиском кочевых племен, была Киевская Русь. Она не только уцелела, но и поглотила много племен. Но благодаря такому поглощению они сами смогли сохранить на долгое время свою самобытность.

НОМАДЫ (или кочевники, бедуины) (от греч. nomados – кочующий) условное название народов и этнических групп, которые в течение года или сезона ведут подвижный образ жизни. Они отличаются своеобразным бытом, повседневной хозяйственной деятельностью и традиционной культурой.

Кочевничество зародилось в конце 2-го начале 1-го тысячелетия до н.э. в среде горно-степных племен Евразии в связи с переходом к подвижному скотоводству. Сегодня подобный образ жизни ведут народы ряда стран Центральной и Западной Азии, а также Северной Африки. Кроме того, к кочевникам относятся и оленеводы арктических зон Европы, Северной Америки и Азии, постоянно меняющие места своего жительства в поисках корма для животных. Численность северных кочевых народов относительно невысока.

Численность кочевников определить достаточно сложно, а ареал их передвижения охватывает примерно 2/5 обитаемой суши, куда входят огромные территории пустынь, полупустынь, тропических и таежных областей. Исследователи пока не пришли к единому и окончательному мнению о том, кого следует относить к кочевникам, так как степень подвижности скотоводов – величина непостоянная, зависящая от количества скота, ландшафта, времен года, наличия и размера базового поселения и т.д. Современные кочевники, сохраняя экстенсивное скотоводство в условиях сезонных перекочевок как основу своего существования, как правило, совмещают с ним и другие виды хозяйственной деятельности. Однако в ряде районов скотоводство перестает играть главную роль и превращается в пастушеское хозяйство, а основная часть племени (конфедерации племен) переходит к оседлому земледелию.

Наиболее значительные группы кочевого населения до сих пор живут в странах Африки и Азии, главным образом в пределах аридной зоны (область сухого климата с высокими температурами и малым количеством атмосферных осадков), где вне пределов оазисов скотоводство с сезонным передвижением скота и людей продолжает оставаться основным занятием жителей этого района.

В борьбе с засухой люди всеми способами пытались разнообразить свою деятельность. Кочевники нередко составляют стада из разных животных: верблюдов, овец, коз, крупного рогатого скота определенной численности, стремясь учитывать, сколько и какого корма можно найти в районах кочевания для каждого вида. Стада могут перегонять на большие расстояния либо выпасать в одних и тех же долинах или окрестностях какого-либо колодца.

Так, кочевники Сахары делят календарный год на два сезона, проводя шесть месяцев в поселке (лето и осень во время уборки зерновых культур и сбора фиников в оазисах), а остальное время кочуют между пастбищами и отдельными источниками воды. В это время появляется молодняк у овец и верблюдов, и, следовательно, бедуины заготавливают молоко, сливочное масло и шерсть. Одновременно бедуины охотятся, собирают плоды с деревьев, семена и корни трав, продают скот или занимаются контрабандой, а в голодные годы не брезгуют разбоем. У некоторых из них даже нет документов, они часто не признают национальных границ, перегоняя своих животных с территории одной страны на другую в поисках корма.

В африканских районах Ахаггара, Тассили и Аира, на территории, превышающей 1 млн. кв. км, которую пересекают около десятка караванных троп, проживают 250 тыс. кочевников-туарегов, коренных жителей Центральной Сахары. Туареги делятся на две большие, соперничающие между собой группы: восточную (где доминируют племена кель-аир и кель-гресс ) и западную, более многочисленную (юлемедден , кель-ахаггар , кель-аджер , ифорас и тенге-ренгиф ). К югу и западу от Агадеса живут нигерийские туареги (кель-тамашек , более 200 тыс.), занятые кочевым скотоводческим хозяйством. В основном они разводят коров зебу с длинными и короткими рогами, дающих, кроме мяса, молоко, а также короткошерстых овец, коз и баранов. Однако в Сахеле («окраина», «берег» – араб., переходная зона /шириной 400 км/ от пустыни к саваннам Западной Африки) они занимаются земледелием и торговлей. Кроме того, кочевники осенью снаряжают караваны для отправки продуктов своего труда на рынки больших городов.

Основным торговым товаром Сахары до сих пор является соль. Соляные разработки были и остаются источником доходов бедуинов (от араб. бадийа – сухое пространство, степь, пустыня). В ряде африканских государств правительства отдали соляные копи под надзор племен. Крупными месторождениями соли располагают Мавритания, Мали, Алжир и Нигер. Еще Ибн Батута, арабский путешественник 14 в., описывал как в средневековье в районе Айзелик местное население добывало соль и изготовляло медные стержни: под высоким давлением соль и медь образовывали хлорид меди, из которого (при добавлении кокса) выделялась чистая медь.

Жители Сахары – туареги (Алжир, Нигер), берберы (Марокко, Алжир) мавры (преобладающая этническая группа в Мавритании, а также часть населения Западной Сахары, Сенегала, Гамбии, южного Марокко), тубу (Судан, Ливия), беджа (Судан, Египет, Эфиопия), кабабиш (Судан, Эфиопия) и др. – говорят на своих наречиях. Они также обладают своеобразной материальной культурой и общественной организацией. Как правило, племя (несколько семей или кланов) представляет собой расширенную патрилинейную семью, обладающую общим предком (эпонимом). Дожди и пастбища занимают особое место в религиозных воззрениях жителей Сахары. Поэтому часто вожди племен одновременно являются заклинателями дождя.

С развитием земледелия (особенно ирригационного) и подвижного скотоводства появились возможности значительного имущественного неравенства и возникновения раннефеодальных и даже раннеклассовых отношений. Поэтому среди кочевников существуют элементы феодального строя, при котором сохраняется кастовая структура общества.

В Аравийской пустыне маршруты кочевников пролегают между оазисами с колодцами, которые являются средоточием оседлой земледельческой жизни. Зимой в период дождей, пустыне пространства Аравии покрываются растительностью, и тогда племена уводят скот за пределы оазисов до апреля-мая, когда зеленые пастбища высыхают.

В недалеком прошлом бедуины играли большую роль в караванной торговле, совершая передвижения за тысячи километров. Ныне маршруты заметно сократились. Подвижный образа жизни сохраняют до сих пор ряд племен Афганистана, Ирана, Ирака, ряда африканских стран. В Австралии, в степях и полупустынях жаркого пояса, проживают группы аборигенов – охотников и собирателей. К этому типу относятся также некоторые племена бушменов Калахари, а в Бразилии – обитатели сухих саванн.

Ольга Бибикова

Люди западной цивилизации привыкли считать, что кочевники давно ушли в историю, то, что их воинственные набеги приводили к упадку и исчезновению цивилизованных оседлых соседей, и что их дикий образ жизни не оставил ничего ценного в человеческой культуре. В действительности, это негативное представление о кочевниках не более чем миф. Кочевники живут и сейчас, причем число их не так мало, они кочуют по степям Азии и Монголии, высокогорьям Тибета, по тундрам Америки и России, выживают в пустынях Африки. Этнограф Константин Куксин, директор музея кочевой культуры в Москве, рассказывает об истории и сегодняшнем быте кочевников.


Что же такое кочевая культура и как получилось, что целый интересный пласт человеческой культуры существует сейчас на нашей планете и о нем практически никто не знает?


Современные люди крайне мало знают о кочевниках и, к сожалению, если знают, то информацию негативную, то есть что кочевники – это дикари, и не просто дикари, а особо жестокие дикари, которые разрушали достижения оседлых цивилизаций, а собственную культуру не создали. Как-то стало обидно за оставшихся в степи. Мало того, что о них не знают, а еще знают информацию неверную, обидную. И я решил начать собирать материалы, чтобы показать их и духовную, и материальную культуру, потому что культура кочевая - она призрачная. Вот они собрали юрту и только пятно от очага осталось, и они ушли. Поэтому кажется, что культуры нет. Начались экспедиции. За несколько лет мы собрали очень интересные коллекции, сейчас в музее представлены Монголия, Бурятия, Казахстан, Киргизстан.


- Как живут кочевники в XXI веке?


Когда-то переход к кочевому образу жизни был колоссальным прорывом в экономике. Были земледельческие культуры, но во время экономического кризиса в давние эпохи часть людей перешла к одомашниванию животных и кочеванию со стадами. Это был прорыв и большое достижение человечества. Поскольку приручить животных гораздо сложнее, чем выращивать злаки, допустим. В разных регионах это произошло в разные эпохи: от восьми тысяч лет до трехсот. Скажем, на Ямале всего триста лет назад приручили дикого оленя - это культура одна из самых молодых. У кочевников Великой степи - от Китая до Каспия - есть пять видов скота - это овцы, козы, яки, верблюды и лошади. Например, яки используются как вьючное животное, так и для получения молока, масла, сыра.


- Где еще сохранились такие очаги кочевой культуры?


Центральная Азия, Монголия, Казахстан, Кыргызстан, западный Китай, Тибет. В Тибете есть кочевая народность, живущая на нагорьях на очень большой высоте - около четырех километров над уровнем моря. Наша республика Тыва. В Бурятии сохранилась кочевая культура. Весь Крайний Север - народы, живущие в тундре как у нас, так и в Канаде. Северная Африка - бедуины, туареги. Есть некоторые племена в Южной Америке, кочующие недалеко от озера Титикака, но в меньшей степени. Это районы с очень суровыми условиями: пустыни, полупустыни, тундра, то есть это места, где невозможно земледелие. Как только в Казахстане подняли целину, кочевая культура исчезла. Вообще культура кочевников очень экологична. Они умеют жить в очень суровых условиях и действительно берегут окружающий мир, считая себя частью его.


Случались ситуации, когда из-за деятельности кочевников возникали экологические кризисы. Есть опасность «перевыпаса».


Совершенно верно, были такие ситуации. В древности это все регулировалось войной. Если определенный участок степи или пустыни может прокормить определенное количество людей, то кочевые племена вели постоянную войну, как они называли «война за лошадей и за женщин». То есть война шла постоянно, и война убирала людей, которых было слишком много. И конечно, кочевники очень сильно зависели и зависят от природных условий. То есть начинается засуха, если степь высыхает, они вынуждены уходить. И когда они уходили, их вытесняла сама природа, они шли на землю оседлых соседей и с этим были связаны набеги кочевников во многом. Каждый кочевник - это воин, мальчишку до сих пор маленьким сажают на коня, он вырастает воином, свободно владеет лошадью и оружием.


- С кем сегодня воют кочевники?


Они, к счастью, ни с кем не воюют. Иногда бывают конфликты в пограничных регионах, когда угоняют лошадей, похищают женщин, но это уже внутренние племенные войны. Кочевники не были более злыми, чем их оседлые соседи. Взять ту же эпоху Чингисхана, по крайней мере, кочевники не использовали пытки, если казнили человека, то казнили его просто, в отличие от оседлых соседей, китайцев, допустим.


- Но они очень жестоко казнили русских князей после победы на Калке.


С русскими князьями вообще любопытная история. Во-первых, почему казнили русских князей? Потому что до этого князья убили посла. Монголы были наивными людьми, они не понимали, как можно убить человека, который пришел безоружным на переговоры. Это было страшное преступление, за это уничтожались целые города. Это первое. А второе – князьям оказали честь, их казнили, закатав в ковры, скрутив концы. Потом на них сели и пировали. Смерть без пролития крови – это смерть для знатных, так казнили монгольских ханов. В крови находится душа человека, поэтому кровь проливать было нельзя.


Как сейчас кочевникам удается сохранять свою культуру, вокруг города электричество, интернет? Разве им совсем не хочется приобщиться к этому комфорту, к благам цивилизации?


Им хочется, и они приобщаются. В Монголии почти у каждой юрты стоит спутниковая тарелка, внутри DVD, телевизор, маленький генератор «Ямаха», который дает свет и можно вечером смотреть телевизор. Можно увидеть монгольскую девушку, которая едет на лошади и говорит по спутниковому телефону с друзьями. То есть они принимают достижения цивилизации, сохраняя традиционную культуру. Но, они действительно соблюдают заветы предков, совершают жертвоприношения, разводят своих животных. Это работа очень тяжелая. Они живут в юртах, кочуют по маршрутам, которые установлены для каждого рода, но при этом используют достижения цивилизации, которые не мешают им кочевать. Вот у народов, которые в прошлом были кочевниками или сейчас кочуют, для них вести кочевой образ жизни – это очень престижно. Каждый мальчишка мечтает стать скотоводом-кочевником, он чувствует себя ханом, повелителем степи. Колоссальное внутреннее достоинство у этих людей, они гордятся тем, что они кочевники.


- Какова численность кочевников? Она постоянная или уменьшается со временем?


В последнее время в Монголии наблюдается даже прирост численности. Учитывая, что система здравоохранения налажена, это в основном советская система, детей много - пять-семь детей в семье, отсюда прирост населения. Постепенно какие-то достижения цивилизации доходят, продолжительность жизни увеличивается и наблюдается прирост населения.


- Что представляет собой культура кочевников?


Я уже называл такие моменты, как экологичность культуры, жизнь в гармонии с миром – это важно, особенно сейчас, в XXI векe. Они осознают, что мир живой, что они часть этого мира. На Севере человек не срубит дерево просто так, он подойдет к нему, спросит разрешение, скажет, что ему холодно, что его детям холодно в чуме, и только после этого срубит. Даже если дерево мертвое, сухое, все равно. Потом животные, овцы, лошади, особенно лошади и олени на Севере - это не просто ходячий корм - это братья, лошадь ближайший друг. И потом много достижений современной цивилизации, которые мы считаем своими, они были сделаны кочевниками. Допустим, колесо, вьючный транспорт, караванные пути.


- Сохранились ли у них какие-то предания, песни, музыка?


Часто кочевников обвиняют в том, что они не создали письменность, хотя они и создали несколько систем письменности, что у них нет книг. На что я отвечаю: они рады были создать книги, но книги невозможно с собой возить. Представляете, возить с собой не только юрту, свой дом, какие-то вещи, но еще книги. Как они передавали знания? Были специальные люди, которые помнили колоссальный объем информации. Допустим, киргизский эпос «Манас», в нем полмиллиона стихотворных строк, человек знал его на память и нараспев читал - так передавалось эпическая традиция. Это самое крупное в истории человечества эпическое произведение, для сравнения – «Манас» раз в двадцать больше, чем «Илиада» и «Одиссея». Человек приезжал в гости в кочевье, садился и нараспев, импровизируя, дополняя, пел. Пение «Манаса» занимает с перерывами на сон, на еду где-то полгода.


- Но ведь сейчас молодые люди, наверное, слушают Бритни Спирс, и устная культура должна отмирать?


Конечно, они слушают современную музыку, но при этом очень любят сами петь. Сказания, предания тоже живы, старики рассказывают, и молодежь легко может присоединиться. В западной Монголии, когда я жил с казахами, имам читал молитву, а рядом сидел парень из поселка, современный парень с плеером. Имам устал, попросил его продолжить чтение Корана на память, и парень продолжил. И вот так же сохраняются другие эпические традиции, сказочная традиция, традиция загадок, импровизаций, все это живет.


Должно ли цивилизованное общество как-то помогать кочевникам, создавать дополнительные условия, чтобы сохранить эту культуру?


Обычно при столкновении цивилизаций, даже позитивном столкновении, какая-то цивилизация должна исчезнуть. Поэтому, на мой взгляд, главное - не мешать. Американская модель, при которой индейцам платят колоссальные пособия, на которые можно жить, ничего не делая, приводит к тому, что они спиваются, молодежь уходит в преступные группировки в города. Это негативная тенденция. На мой взгляд, лучше дать им возможность кочевать и продавать продукты своего труда. Пока человек работает, он остается человеком.