Что такое главный лейтмотив с украинского языка. Значение слова лейтмотив: что это такое

Термин лейтмотив имеет немецкие корни (Leitmotiv) и переводится как «ведущий мотив». В музыкальном творчестве он является отличительной темой или оборотом, обрисовывающим какого-либо героя балета или оперы. Лейтмотив характеризует особенности персонажа или некую драматическую сцену в разные эпизоды произведения. Он неоднократно повторяется по ходу всего действия.

Оперное значение слова лейтмотив

Википедия сообщает, что первым автором, который смог внедрить этот посыл внутрь своих произведений , стал Рихард Вагнер, знаменитый немецкий композитор. Благодаря такой находке, его музыка приобрела всепоглощающую беспрерывность действия.

Сам автор никогда не пользовался обозначением «лейтмотив». В 1871 году музыковед и педагог из Германии Ф. Йенс стал применять это слово впервые. А. Г. Вольцоген широко использовал термин для анализа творчества Вагнера.

В музыке лейтмотив выполняет не только эмоциональную функцию, но действует как формообразующая и объединяющая категория. По степени развития мастерства оперной музыки термин начинал играть все более существенные роли. Его принцип намечался уже в самом раннем произведении Монтеверди «Орфей». У Скарлатти и Люлли лейтмотив выявляется в зачаточной форме, и проскальзывает лишь незначительными фрагментами. В конце XVIII века этот музыкальный образ приобретает большой смысл в поздних операх Моцарта и в произведениях французских композиторов революционной эпохи.

Термин однозначно утверждается в период развития музыкального романтизма и становится главным средством воплощения идеи отдельно взятой оперы. В произведениях наблюдается столкновение двух противоборствующих сил и появление контраста для изображения драматургического развития.

Вагнер занимается разработкой опер на основании полноценных лейтмотивов. В его поздних произведениях этот музыкальный образ отражает важнейшие эпизоды и досконально пронизывает полифоническую составляющую.

На заметку! Так как перенасыщенность произведения этими музыкальными категориями могла ослабить восприятие целого, во времена Вагнера авторы снижали чрезмерную сложность.

Термин в хореографии

Первые зачатки лейтмотива в балетной музыке были видны в «Жизели» А. Адана (1841), а, спустя три десятка лет, этот принцип наиболее удачно внедрился в «Коппеллии» Л. Делиба и произведениях П. И. Чайковского . Сам жанр вскоре породил специфическую проблему - хореографическую. Для этого в балете используют pas ballote - сложнейший в исполнении приём, требующий большой силы. Хореографический и музыкальный синтез был удачно создан в произведениях советских авторов (Хачатурян, Григорович, Прокофьев).

Лейтмотив в инструментальной музыке

Мотивный принцип играет здесь одну из важнейших ролей. Эта техника взяла своё начало ещё во времена клавесинной игры, а позже была значительно возвеличена авторами Венского классицизма. К примеру, у Берлиоза в его «Фантастической симфонии» лейтмотив, видоизменяясь, пронизывает все пять частей. Этот музыкальный образ утверждается как портретная характеристика основного героя, но порой служит конструкции, отстраняясь от персонификации.

За двухвековую историю лейтмотива, принцип характеризуют более подходящим для исполнения на инструментах, чем для вокальных партий, за счёт гармоничности и более широкого спектра действия.

Что такое лейтмотив в литературном контексте?

Здесь слово лейтмотив означает один из главных структурных элементов текста. Принцип статичного повторения можно обнаружить уже на страницах древнего эпоса у Гомера. Лейтмотив - это важнейший фактор, который играет роль не только напоминания, но и становится основным компонентом произведения.

Французские символисты, в числе которых выделяют Бодлера и Малларме, предпринимали попытки перенести музыкальные приёмы в области рукописей. Авторы стремились выйти за рамки обычного рационального значения слов и открыть более широкий смысл, подобно тому, как это делает мелодия.

Роль лейтмотива автоматически снижается или увеличивается за счёт сценического выражения самой драматургии. Чтобы принцип стал действительно ключевым фактором, необходимо многократное повторение и варьирование в различных формациях , придавая все новые краски одному персонажу. В силу этого лейтмотив наполняется ассоциациями и обретает некое подобие символизма, что позволяет ему обособиться от основного изложения. Образное воплощение темы произведения и проблематики обеспечивается благодаря системе главных мотивов.

Термин в стихотворении

Чтобы определить основу произведения, следует обращать взор на одну из важнейших классификаций: любовь, судьба, смерть, красота. Однако только определённой темы в стихотворении недостаточно, здесь чаще встречается синтез множества проблем.

Лейтмотив в этом виде литературы обладает непосредственным фундаментом и содержит элементы произведения. Выявив его, легко обнаружит предпосылки. Базой всего стихотворения выступают первые всплески, импульсы, отвечающие за изначальное и дальнейшее впечатление. Следующие за ними формы постепенно входят в осознание. Каждая фраза в поэтическом произведении имеет собственное место, а ее воздействие предопределено ещё до начала чтения.

нем. Leitmotiv, букв. - ведущий мотив

Относительно краткий муз. оборот (б. ч. мелодия, иногда мелодия с гармонизацией, порученная определённому инструменту и т. п.; в нек-рых случаях отд. гармония или последовательность гармоний, ритмич. фигура, инстр. тембр), неоднократно повторяющийся на протяжении муз. произв. и служащий обозначением и характеристикой определённого лица, предмета, явления, эмоции или отвлечённого понятия (Л., выраженный гармонией, иногда наз. лейтгармонией, выраженный тембром - лейттембром и т. п.). Л. чаще всего применяется в муз.-театр. жанрах и программной инстр. музыке. Он стал одним из важных выразит. средств ещё в 1-й пол. 19 в. Сам термин вошёл в обиход несколько позднее. Обычно его приписывают нем. филологу Г. Вольцогену, писавшему об операх Вагнера (1876); в действительности же ещё до Вольцогена термин "Л." применил Ф. В. Йенс в своей работе о К. М. Вебере (1871). Несмотря на неточность, условность термина, он быстро распространился и получил признание не только в музыковедении, но и в повседневной жизни, сделавшись нарицательным словом для обозначения главенствующих, постоянно повторяющихся моментов в деятельности человека, окружающих жизненных явлениях и т. д.

В муз. произв. наряду с выразительно-смысловой функцией Л. выполняет и конструктивную (тематически объединяющую, формообразующую). Подобные задачи до 19 в. обычно решались порознь в разл. муз. жанрах: средства яркой характеристики типич. ситуаций и эмоциональных состояний были выработаны в опере 17-18 вв., сквозное же проведение единой муз. темы применялось ещё в старинных полифонич. формах (см. Cantus firmus). Принцип Л. был намечен уже в одной из самых ранних опер ("Орфей" Монтеверди, 1607), однако в последующих оперных сочинениях не получил развития ввиду кристаллизации в оперной музыке обособленных вок. форм конц. плана. Повторения отд. муз.-тематич. построений, разделённых др. тематич. материалом, встречались только в единичных случаях (нек-рые оперы Ж. Б. Люлли, А. Скарлатти). Лишь в кон. 18 в. приём Л. постепенно формируется в поздних операх В. А. Моцарта и в операх франц. композиторов эпохи Великой франц. революции - А. Гретри, Ж. Лесюэра, Э. Мегюля, Л. Керубини. Подлинная история Л. начинается в период развития муз. романтизма и связана прежде всего с нем. романтич. оперой (Э. Т. А. Гофман, К. М. Вебер, Г. Маршнер). При этом Л. становится одним из средств воплощения осн. идейного содержания оперы. Так, противоборство светлых и тёмных сил в опере Вебера "Вольный стрелок" (1821) отразилось в развитии сквозных тем и мотивов, объединённых в две контрастирующие группы. Р. Вагнер, развивая принципы Вебера, применил ряд Л. в опере "Летучий голландец" (1842); кульминационные моменты драмы отмечены появлением и взаимодействием лейтмотивов Голландца и Сенты, символизирующих одноврем. "проклятие" и "искупление".

Лейтмотив Голландца.

Лейтмотив Сенты.

Важнейшей заслугой Вагнера было создание и разработка муз. драматургии, осн. на системе Л. Наиболее законченное выражение она получила в его поздних муз. драмах, особенно в тетралогии "Кольцо нибелунга", где несквозные муз. образы почти полностью отсутствуют, а Л. не только отражают узловые моменты драм. действия, но и пронизывают собой всю музыкальную, преим. оркестровую, ткань произв. Они возвещают о появлении героев на сцене, "подкрепляют" словесное упоминание о них, раскрывают их чувства и помыслы, предвосхищают дальнейшие события; порой полифонич. соединение или последовательность Л. отражают причинно-следственные связи событий; в живописно-изобразит. эпизодах (вуды Рейна, стихия огня, шелест леса) они превращаются в фоновые фигурации. Подобная система, однако, таила в себе противоречие: перенасыщенность музыки Л. ослабляла воздействие каждого из них и усложняла восприятие целого. Совр. Вагнеру композиторы и его последователи избегали чрезмерной усложнённости системы Л. В то же время драматургич. значение Л. осознаёт большинство композиторов 19 в., к-рые часто приходят к применению Л. независимо от Вагнера. Во Франции с 20-30-х гг. 19 в. каждый новый этап в развитии оперы показывает постепенное, но неуклонное повышение драматургич. роли Л. (Дж. Мейербер - Ш. Гуно - Ж. Визе - Ж. Массне - К. Дебюсси). В Италии самостоят. позицию в отношении Л. занял Дж. Верди: он предпочитал при помощи Л. выражать лишь центр. идею оперы и отказывался от применения системы Л. (исключение - "Аида", 1871). Большее значение приобрели Л. в операх веристов и Дж. Пуччини. В России свои принципы муз.-тематич. повторов ещё в 30-х гг. разработал М. И. Глинка (опера "Иван Сусанин"). К относительно широкому использованию Л. приходят во 2-й пол. 19 в. П. И. Чайковский, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков. Нек-рые оперы последнего отмечены творч. претворением вагнеровских принципов (особенно "Млада", 1890); в то же время он вносит немало нового в трактовку Л. - в их формирование и развитие. Русские классики в целом отказываются от крайностей вагнеровской системы.

Попытка использовать принцип Л. в балетной музыке была сделана уже А. Аданом в "Жизели" (1841), но особенно плодотворно система Л. применяется Л. Делибом в "Коппелии" (1870). Значительна роль Л. и в балетах Чайковского. Специфика жанра выдвинула ещё одну проблему сквозной драматургии - хореографич. Л. В балете "Жизель" (балетм. Ж. Коралли и Ж. Перро) подобную функцию выполняет т. н. pas ballotй. Задача тесного взаимодействия хореографических и музыкальных Л. была успешно решена в сов. балете ("Спартак" А. И. Хачатуряна - Л. В. Якобсона, Ю. Н. Григоровича, "Золушка" С. С. Прокофьева - К. М. Сергеева и др.).

В инстр. музыке Л. начали широко применять также в 19 в. Воздействие муз. т-ра играло при этом важную, но не исключит. роль. Техника проведения через всю пьесу к.-л. характерного мотива была разработана ещё франц. клавесинистами 18 в. ("Кукушка" К. Дакена и др.) и была поднята на более высокую ступень венскими классиками (1-я часть симфонии Моцарта "Юпитер"). Развивая эти традиции применительно к более целенаправленным и чётко выраженным идейным концепциям, Л. Бетховен вплотную подошёл к принципу Л. (соната "Аппассионата", часть 1-я, увертюра "Эгмонт" и в особенности 5-я симфония).

Основополагающее значение для утверждения Л. в программном симфонизме имела "Фантастическая симфония" Г. Берлиоза (1830), в к-рой через все 5 частей проходит, порой видоизменяясь, певучая мелодия, обозначенная в авторской программе как "тема возлюбленной":

Используемый сходным образом Л. в симфонии "Гарольд в Италии" (1834) Берлиоза дополнен тембровой характеристикой героя (солирующий альт). Как условный "портрет" осн. персонажа, Л. прочно утвердился в симф. произв. программно-сюжетного типа ("Тамара" Балакирева, "Манфред" Чайковского, "Тиль Уленшпигель" Р. Штрауса и др.). В сюите "Шехеразада" Римского-Корсакова (1888) посредством контрастных Л. обрисованы грозный Шахриар и нежная Шехеразада, но в ряде случаев, как указывает сам композитор, эти тематич. элементы служат чисто конструктивным целям, теряя свой "персонифицированный" характер.

Лейтмотив Шахриара.

Лейтмотив Шехеразады.

Главная партия I части ("Море").

Побочная партия I части.

Усилившиеся после 1-й мировой войны 1914-18 антивагнеровские и антиромантич. тенденции заметно снизили основополагающую драматургич. роль Л. В то же время он сохранил значение одного из средств сквозного муз. развития. Примером могут служить мн. выдающиеся произв. разл. жанров: оперы "Воццек" Берга и "Война и мир" Прокофьева, оратория "Жанна дАрк на костре" Онеггера, балеты "Петрушка" Стравинского, "Ромео и Джульетта" Прокофьева, 11-я симфония Шостаковича и др.

Богатейший опыт, накопленный в области применения Л. в течение почти двух веков, позволяет охарактеризовать его наиболее важные особенности. Л. является преим. инстр. средством, хотя может звучать и в вок. партиях опер и ораторий. В последнем случае Л. представляет собой лишь вок. мелодию, тогда как в инстр. (оркестровом) виде степень его конкретности и образной характерности возрастает благодаря гармонии, полифонии, более широкому регистровому и динамич. диапазону, а также специфич. инстр. тембру. Орк. Л., дополняющий и разъясняющий сказанное словами или вообще не высказанное, становится особенно действенным. Таково появление Л. Зигфрида в финале "Валькирии" (когда герой ещё не родился и не назван по имени) или звучание Л. Ивана Грозного в той сцене оперы "Псковитянка", где речь идёт о никому не известном отце Ольги. Значение подобных Л. в обрисовке психологии героя очень велико, напр. в 4-й картине оперы "Пиковая дама", где Л. Графини, прерываемый паузами,

отражает одноврем. стремление Германа немедленно узнать роковую тайну и его колебания.

Ради необходимого соответствия музыки и действия Л. нередко проводятся и в условиях вполне ясной сценич. ситуации. Разумное сочетание сквозных и несквозных образов способствует более рельефному выделению Л.

Функции Л. в принципе могут выполнять разл. элементы муз. языка, взятые порознь (лейтгармонии, лейттембры, лейттональности, лейтритмы), но наиболее типично их взаимодействие при господстве мелодич. начала (сквозная тема, фраза, мотив). Относит. краткость - естеств. условие для удобного вовлечения Л. в общее муз. развитие. Нередки случаи, когда Л., выраженный первоначально законченной темой, в дальнейшем дробится на отд. элементы, самостоятельно выполняющие функции сквозной характеристики (это типично для лейтмотивной техники Вагнера); сходное дробление Л. встречается и в инстр. музыке - в симфониях, в к-рых главная тема 1-й части в укороченном виде выполняет роль Л. в дальнейших частях цикла ("Фантастическая симфония" Берлиоза и 9-я симфония Дворжака). Встречается и обратный процесс, когда яркая сквозная тема постепенно формируется из отд. элементов-предвестников (характерно для методов Верди и Римского-Корсакова). Как правило, Л. требует особо концентрированной выразительности, заострённой характеристичности, что обеспечивает лёгкую узнаваемость на протяжении произв. Последнее условие ограничивает видоизменения Л. в противоположность приёмам монотематич. трансформаций у Ф. Листа и его последователей.

В муз.-театр. произв. каждый Л., как правило, вводится в момент, когда смысл его сразу же становится понятным благодаря соответствующему тексту вок. партий, характерности ситуации и поведения героев. В симф. музыке разъяснению смысла Л. служит авторская программа или отд. указания автора по поводу осн. замысла. Отсутствие зрительных и словесных ориентиров по ходу развития музыки сильно ограничивает здесь применение системы Л.

Краткость и яркая характерность Л. обычно определяют его особое положение в традиц. муз. формах, где он редко выполняет роль одного из непременных слагаемых формы (рефрена рондо, осн. тем сонатного Allegro), но чаще неожиданно вторгается в разл. её разделы. В то же время в свободных композициях, речитативных сценах и крупных произв. театр. плана, взятых в целом, Л. может играть важную формообразующую роль, обеспечивая их муз.-тематич. единство.

Литература: Римский-Корсаков H.A., "Снегурочка" - весенняя сказка (1905), "РМГ", 1908, No 39/40; его же, Вагнер и Даргомыжский (1892), в его кн.: Музыкальные статьи и заметки, 1869-1907, СПБ, 1911 (полный текст обеих статей, Полн. собр. соч., т. 2 и 4, М., 1960-63); Асафьев Б. В., Музыкальная форма как процесс, М., 1930, (вместе с кн. 2), Л., 1963; Друскин M. С., Вопросы музыкальной драматургии оперы, Л., 1952; Ярустовский Б. М., Драматургия русской оперной классики, М., 1952, 1953; Соколов О., Лейтмотивы оперы "Псковитянка", в сб.: Труды кафедры теории музыки Моск. консерватории, вып. 1, М., 1960; Протопопов Вл., "Иван Сусанин" Глинки, М., 1961, с. 242-83; Богданов-Березовский В. М., Статьи о балете, Л., 1962, с. 48, 73-74; Wagner R., Oper und Drama, Lpz., 1852; то же, Sдmtliche Schriften und Dichtung (Volksausgabe), Bd 3-4, Lpz., (o. j.) (рус. пер. - Опера и драма, M., 1906); его же, Eine Mitteilung an meine Freunde (1851), там же, Bd 4, Lpz., (o. j.); его же, Ьber die Anwendung der Musik auf das Drama, там же, Bd 10, Lpz., (o. j.) (в рус. пер. - О применении музыки к драме, в его сб.: Избр. статьи, М., 1935); Federlein G., Ьber "Rheingold" von R. Wagner. Versuch einer musikalischen Interpretation, "Musikalisches Wochenblatt", 1871, (Bd) 2; Jдhns Fr. W., С. M. Weber in seinen Werken, В., 1871; Wolzogen H. von, Motive in R. Wagners "Siegfried", "Musikalisches Wochenblatt", 1876, (Bd) 7; eго же, Thematischer Leitfaden durch die Musik zu R. Wagners Festspiel "Der Ring der Nibelungen", Lpz., 1876; его же, Motive in Wagners "Gцtterdдmmerung", "Musikalisches Wochenblatt", 1877-1879, (Bd) 8-10; Haraszti E., Le problиme du Leitmotiv, "RM", 1923, (v.) 4; Abraham G., The Leitmotiv since Wagner, "ML", 1925, (v.) 6; Bernet-Kempers K. Th., Herinneringsmotieven leitmotieven, grondthemas, Amst. - P., 1929; Wцrner К., Beitrдge zur Geschichte des Leitmotivs in der Oper, "ZfMw", 1931, Jahrg. 14, H. 3; Englдnder R., Zur Geschichte des Leitmotivs, "ZfMw", 1932, Jahrg. 14, H. 7; Matter J., La fonction psychologique du leitmotiv wagnerien, "SMz", 1961, (Jahrg.) 101; Mainka J., Sonatenform, Leitmotiv und Charakterbegleitung, "Beitrдge zur Musikwissenschaft", 1963, Jahrg. 5, H. 1.

Г. В. Крауклис

Лейтмотив

Лейтмотив

ЛЕЙТМОТИВ (немецк. Leitmotiv - «ведущий мотив») - термин, введенный в теорию музыки Рихардом Вагнером (см.) и применяемый иногда в литературоведении, преимущественно представителями психологического и формального направлений. Значение термина «лейтмотив» в литературоведении крайне расплывчато и неопределенно. Термин «Л.» употребляется, во-первых, для обозначения доминанты (см.), произведения или даже творчества писателя в целом: в этом значении можно сказать например: «Идея о неоправданном и неискупимом зле мирового порядка проходит Л. через все творчество А. де Виньи»; или: «Пессимистическое и выигрывает тот, кто хуже, становится Л. всего Romanzero Гейне». Термин «Л.» употребляется, во-вторых, для обозначения группы тематических элементов или выразительных средств, постоянных, «канонических» для определенного жанра и стиля; в этом значении говорится напр. о похищении, нападении морских разбойников, разлуке влюбленных, их скитаниях и конечном соединении, потере детей и признании их родителями как Л. греческого романа или о мрачном унылом пейзаже - кладбище, руинах, пожарище - как одном из Л. английской «кладбищенской поэзии» XVIII в. Наконец термином «Л.» обозначается тот комплекс тематических и выразительных средств, который постоянно повторяется на протяжении данного художественного целого - литературного произведения; в этом употреблении термин «Л.» приближается к своему первоначальному музыкальному значению. Так, немецкие романтики в своих поисках синкретического искусства охотно вводят в прозаическое произведение ряд лирических стихотворений, тематически с ним не связанных, но образующих эмоциональный Л. всего произведения (лирическая вставка у Эйхендорфа и др.). Риторический пафос романов Гюго отражается и в введении и выборе символического Л., в четкости своей идеологической значимости часто приближающегося к аллегории (Л. башни и гильотины в «93 годе»). В реалистическом романе XIX в. встречается так наз. портретный Л. (ср. Л. у Диккенса и Л. Толстого), благодаря к-рому соответствующие детали становятся неотъемлемыми частями образа (вздернутая с усиками губка княгини Болконской, лучистые глаза и тяжелые ступни княжны Марьи, железный крюк и жесткая провощенная шляпа капитана Куттля, оскал зубов м-ра Каркера и т. д.).
Как ясно из приведенных примеров, к-рые можно бесконечно умножать, основным недостатком понятия «Л.» как литературоведческой категории - помимо его расплывчатости и неопределенности - является его метафизичность; введение понятия «Л.» предполагает существенно идеалистическую и формалистическую концепцию литературного произведения как самодовлеющей структуры, подлежащей описанию в своих частях методами и терминами, заимствованными из других областей искусства (принцип взаимоосвещения искусств, отрывающий искусство от его общественной базы). Для марксистского литературоведения, изучающего конкретное историческое классовое искусство во всем многообразии его сторон, противоречий, ведущих тенденций, категория лейтмотива как категория формалистическая непригодна, и термин «лейтмотив» может применяться только в смысле условного обозначения ведущей тенденции и т. п. (см. Мотив).

Литературная энциклопедия. - В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература . Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929-1939 .

Лейтмоти́в

(нем. Leitmotiv – ведущий мотив), регулярно воспроизводимый в отдельном сочинении, в цикле произведений или в творчестве автора смысловой мотив. Повторяющийся элемент структуры произведения может быть представлен деталью – речевой («Недурственно…» в речи Туркина из рассказа А. П. Чехова «Ионыч»), портретной («золотые» детали в портретах богатых персонажей «Господина из Сан-Франциско» И. А. Бунина ) или пейзажной (лазурные небо и тучи в лирике М. Ю. Лермонтова ). Лейтмотивом в различных сочинениях одного автора может явиться стандартный для него поворот сюжета (рандеву и дуэли в прозе И. С. Тургенева ), особая точка зрения повествователя в её «пространственном» выражении («надмирный» угол зрения лирического героя в некоторых поэмах В. В. Маяковского ), типичная сюжетная функция персонажа («демонические» фигуры в романах и повестях М. А. Булгакова ). Любой смысловой мотив может претерпеть изменение в тех случаях, когда воспроизведён автором в сочетании с новыми мотивами.

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .


Синонимы :

Смотреть что такое "Лейтмотив" в других словарях:

    Лейтмотив … Орфографический словарь-справочник

    - (нем.). 1) муз. Руководящий мотив в оркестре, в опере, служащий для характеристики известного лица или настроения и постоянно ему сопутствующий. 2) руководящая мысль. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка

    лейтмотив - Лейтмотив, это заимствованное из немецкого языка (leitmotiv) слово означает (в переносном смысле) основную мысль произведения, мысль, которую автор неоднократно повторяет и подчеркивает. Подчеркнем и мы: лейтмотивом называют основную мысль! Но… … Словарь ошибок русского языка

    ЛЕЙТМОТИВ, лейтмотива, муж. (нем. Leitmotiv, букв. руководящий мотив) (книжн.). 1. Гармонический или мелодический оборот, постоянный звуковой образ (преимущественно в опере), употр. композитором для характеристики какого нибудь героя или какого… … Толковый словарь Ушакова

    Идея, мысль, тема, мотив, основной мотив Словарь русских синонимов. лейтмотив основной мотив Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов

    - (нем. leitmotiv букв. ведущий мотив), музыкальный оборот, повторяющийся в музыкальном произведении в качестве характеристики или условного обозначения персонажа, предмета, явления, идеи, эмоции. Используется с кон. 18 в. в опере, с 19 в. в балете … Большой Энциклопедический словарь

    ЛЕЙТМОТИВ, а, муж. 1. Основной мотив, повторяющийся в музыкальном произведении. 2. перен. Повторяющаяся в каком н. произведении основная мысль, идея. 3. перен. Основная идея, то, что проходит через что н. красной нитью. Л. выступления доклада. |… … Толковый словарь Ожегова

    Лейтмотив - (немецкое Leitmotiv, буквально ведущий мотив), музыкальный оборот, повторяющийся в музыкальном произведении в качестве характеристики или условного обозначения персонажа, предмета, явления, идеи, эмоции. Используется с конца 18 в. в опере, с 19 в … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    лейтмотив - а, м. 1) Музыкальный оборот, основной мотив, повторяющийся в музыкальном произведении в качестве характеристики или условного обозначения персонажа, предмета, явления, идеи, эмоции. Лейтмотив оперы. 2) перен. Основное положение, неоднократно… … Популярный словарь русского языка

    - (нем. Leitmotiv, букв. ведущий мотив) относительно краткий муз. оборот (б. ч. мелодия, иногда мелодия с гармонизацией, порученная определённому инструменту и т. п.; в нек рых случаях отд. гармония или последовательность гармоний, ритмич.… … Музыкальная энциклопедия

Книги

  • История Екатерины Второй. Часть первая (Путь к престолу). Часть вторая (Внутренние смуты) , Александр Густавович Брикнер. Лейтмотив исторических сочинений профессора Дерптского университета А. Брикнера процесс европеизации России, проникновение в нее западноевропейских понятийи интересов. Этот подход он…

Лейтмотив в литературе - это главная мысль, которая красной линией проходит через все произведение. Изначально термин этот музыкальный, а литературоведы, недолго думая, позаимствовали его. Слово «лейтмотив» происходит от немецкого das Leitmotiv, и буквально оно переводится как «главный мотив» или «ведущий мотив».

И в музыке, и в литературе

В лейтмотив - это основная мелодия, тема или музыкальный оборот, которые обыгрываются в композиции. Можно сказать, что большинство композиций представляют собой взятую за основу мелодию, которой даются разные вариации. и называется лейтмотивом. Значение слова "лейтмотив" в литературе может быть понятно на интуитивном уровне, так как слово "мотив" находится в активном словарном запасе большинства людей. Эмоциональный план, концепт или основная тема одного или нескольких произведений, всего творчества писателя или его работ в какой-то конкретный период - вот что такое лейтмотив.

Музыка как мысль и чувство

Первым понятие «лейтмотив» в музыку ввел музыковед и педагог Фридрих Вильгельм Йенс, а активно употреблять в своих работах его начал знаменитый Рихард Вагнер. Ганс фон Вольцоген использовал сам термин «лейтмотив» чаще всего, особенно когда говорил о работах авторства Вагнера. Так как Рихард Вагнер писал длинные оперы разного характера и содержания, использование лейтмотива было для него обязательным и даже естественным, ведь именно таким образом было легче всего удерживать определенную атмосферу и держать слушателя в нужном настроении. Даже самые короткие его заставляют слушателя бросить все дела и посвятить себя только прослушиванию музыки, потому что лейтмотивы, которые использует Вагнер, не могут никого оставить равнодушным.

Потерянные души и отсутствие надежды

Объяснять литературные термины лучше всего на конкретных примерах, и в данном случае идеально подойдут писатели так называемого «потерянного поколения». Так, Ремарк писал об абсолютно разных людях и редко использовал одних и тех же персонажей в нескольких своих произведениях, однако лейтмотивом его творчества является человеческое отчаяние и поиск себя после пережитых ужасов войны.

Похожие или идентичные идеи использовали в своих книгах и другие представители этой группы писателей. Их основные лейтмотивы - это невозможность нормально жить без родины, отрицание будущего после участия в военных действиях и полный нигилизм, основанный на циничном отношении к жизни и отсутствии веры в лучшее. Еще один знаменитый представитель писателей потерянного поколения - это в чьих книгах присутствует больше мягкости, но в целом атмосфера в них очень похожа на ту, которая всегда ощущается в произведениях Эриха Ремарка.

Претендуешь - соответствуй!

В целом, лейтмотивы - это что-то не только явно наблюдающееся в творчестве, но и едва уловимое, спрятанное между строк. Иногда лейтмотивом может выступать настроение. Например, можно сказать, что в своем творчестве писатели раннего постмодернизма используют лейтмотив конфликта личности с самой собой, нерациональности окружающего мира и важности искренних эмоций и чувств. Чаще всего, когда писатель выбирает для себя определенное направление, в котором ему хотелось бы творить, он знакомится и с основными темами, которые затрагивают его коллеги. Например, если приверженцы натурализма вдруг начнут кривиться от описаний откровенных сцен, а приверженцы реализма - рассказывать, как главного героя в здравом уме посетила фея, то коллеги такой инициативы не поймут и не поддержат. Правда, правильные лейтмотивы - это основа, скорее, для классических писателей, а в современной литературе эти границы уже давно стерлись.

Как отличить хорошую литературу от плохой?

Примечательно, что лейтмотив, который обыгрывается писателем в одном или нескольких произведениях, формирует его стиль и манеру письма. Использование нескольких выделенных тем, а также своеобразное построение диалогов и употребление образно-стилистических средств - это как раз то, что выделяет конкретного писателя среди сотен других. Существует мнение, что хорошего писателя очень просто отличить от посредственного. Если автора можно узнать по нескольким абзацам или хотя бы страницам, значит ему удалось создать собственный стиль и характерный почерк, за который его и полюбили читатели. В массовой литературе и беллетристике такое явление не наблюдается практически никогда, потому что основной упор в ней делается на констатацию фактов и описание событий, а не чувств и мыслей персонажей. Считается, что лейтмотивы - это ненужный элемент для массовой литературы, потому что такие книги чаще всего читаются один раз и сразу же забываются.

Литературные поучения для самых маленьких

Удивительно, но такое явление, как лейтмотив, наблюдается даже в Конечно, в большинстве сказок для малышей тема и основная мысль содержат неприкрытое поучение и яркую мораль, однако как раз они и являются очень эффективным лейтмотивом. По тону написания сказки всегда можно отличить ее от других жанров литературы, даже если произведение прошло через несколько процессов перевода. В произведениях для детей такие лейтмотивы должны быть поданы максимально понятно и конкретно, но иногда писатели и предлагают маленьким читателям поразмышлять самостоятельно. Если во «взрослой» литературе лейтмотив используется скорее для раскрытия замысла автора, то в сказках и поучительных рассказах его специально делают очевидным, помещая в центр произведения и развивая сюжет на его основе.


Интерактивный список. Начните вводить искомое слово.

ЛЕЙТМОТИВ

ЛЕЙТМОТИ́В, -а, м.

1. Основной мотив, повторяющийся в музыкальном произведении.

2. перен. Повторяющаяся в каком-н. произведении основная мысль, идея.

3. перен. Основная идея, то, что проходит через что-н. красной нитью. Л. выступления доклада.

| прил. ~ный , -ая, -ое (к 1 знач. ).

Что такое ЛЕЙТМОТИВ , ЛЕЙТМОТИВ это, значение слова ЛЕЙТМОТИВ , происхождение (этимология) ЛЕЙТМОТИВ , синонимы к ЛЕЙТМОТИВ , парадигма (формы слова) ЛЕЙТМОТИВ в других словарях

Парадигма, формы слова ЛЕЙТМОТИВ - Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку

парадигма, формы слова ЛЕЙТМОТИВ

лейтмотив

ле́ йтмоти́в,

ле́ йтмоти́вы,

ле́ йтмоти́ва,

ле́ йтмоти́вов,

ле́ йтмоти́ву,

ле́ йтмоти́вам,

ле́ йтмоти́в,

ле́ йтмоти́вы,

ле́ йтмоти́вом,

ле́ йтмоти́вами,

ле́ йтмоти́ве,

ле́ йтмоти́вах

+ ЛЕЙТМОТИВ - Т.Ф. Ефремова Новый словарь русского языка. Толково- словообразовательный

что такое ЛЕЙТМОТИВ

лейтмотив

лейтмоти ́в

м.

1) Музыкальный оборот, повторяющийся в музыкальном произведении в качестве характеристики или условного обозначения персонажа, предмета, явления и т.п.

2) перен. Основное положение, ведущая мысль, неоднократно повторяемая, подчеркиваемая.

+ ЛЕЙТМОТИВ - Современный толковый словарь изд. «Большая Советская Энциклопедия»

что такое ЛЕЙТМОТИВ

ЛЕЙТМОТИВ

(нем. leitmotiv, букв. - ведущий мотив), музыкальный оборот, повторяющийся в музыкальном произведении в качестве характеристики или условного обозначения персонажа, предмета, явления, идеи, эмоции. Используется с кон. 18 в. в опере, с 19 в. - в балете и программной инструментальной музыке. Сложную систему лейтмотивов применял в своих операх Р. Вагнер. Термин «лейтмотив» имеет и более широкое значение: как определение доминирующего начала в деятельности человека, в цепи событий.

+ ЛЕЙТМОТИВ - Словарь иностранных слов

что такое ЛЕЙТМОТИВ

ЛЕЙТМОТИВ

1. Основной мотив, основная тема, повторяющаяся на протяжении всего музыкального произведе-ния.

2. перен. Основная идея литературного произведения, определяющий мотив деятельности, поведе-ния и т.п. Л. романа. Л. выступления президента. Лейтмотивный - относящийся к лейтмотиву, лейт-мотивам.

+ ЛЕЙТМОТИВ - Малый академический словарь русского языка