Герой нашего времени тестовые задания. Контрольная работа по повести "Бела", "Максим Максимыч" тест по литературе (9 класс) на тему

Тест на знание текста романа Лермонтова «Герой нашего времени». 1. Сколько лет Максиму Максимовичу? Укажите его чин. 2. Куда едут повествователь и Максим Максимович? 3. Какую гору переезжают повествователь и Максим Максимович? 4. «В моей душе сделалось что-то непонятное, и с тех пор мне все опостылело: на лучших скакунов моего отца смотрел я с презрением, стыдно было мне на них показаться, и тоска овладела мной». Кто и при каких обстоятельствах произносит эти слова? 5. Что случилось с братом и отцом Бэлы после того, как она оказалась в крепости у Печорина? 6. Как звали контрабандиста в «Тамани»? 7. «Тут-то я догадался, какие вещи тащил проклятый слепой». О каких вещах идет речь? 8. Какую фамилию носила княжна Мери? 9. О ком в романе говорится: «Он скептик и матерьялист… а вместе с этим поэт, и не на шутку,- поэт на деле всегда и часто на словах, хотя в жизнь свою не написал двух стихов»? 10. Серебряное кольцо с чернью. Кто был его обладателем и что еще об этом кольце вы знаете? 11. При каких обстоятельствах происходит личное знакомство Печорина с княжной Мери? 12. Где происходит действие повести «Княжна Мери»? 13. Назовите секундантов на дуэли Печорина и Грушницкого. 14. В чем состоял заговор Грушницкого и его приятелей против Печорина? 15. Кто и при каких обстоятельствах произносит фразу «Finita la comedia»? 16. В чем суть спора Печорина и Вулича в «Фаталисте»? 17. Кто и о ком говорит: «Да, жаль беднягу…Черт же его дернул ночью с пьяным разговаривать!... Впрочем, видно, уж так у него на роду было написано!...» Тест на знание текста романа Лермонтова «Герой нашего времени» 1. Сколько лет Максиму Максимовичу? Укажите его чин. 2. Куда едут повествователь и Максим Максимович? 3. Какую гору переезжают повествователь и Максим Максимович? 4. «В моей душе сделалось что-то непонятное, и с тех пор мне все опостылело: на лучших скакунов моего отца смотрел я с презрением, стыдно было мне на них показаться, и тоска овладела мной». Кто и при каких обстоятельствах произносит эти слова? 5. Что случилось с братом и отцом Бэлы после того, как она оказалась в крепости у Печорина? 6. Как звали контрабандиста в «Тамани»? 7. «Тут-то я догадался, какие вещи тащил проклятый слепой». О каких вещах идет речь? 8. Какую фамилию носила княжна Мери? 9. О ком в романе говорится: «Он скептик и матерьялист… а вместе с этим поэт, и не на шутку,- поэт на деле всегда и часто на словах, хотя в жизнь свою не написал двух стихов»? 10. Серебряное кольцо с чернью. Кто был его обладателем и что еще об этом кольце вы знаете? 11. При каких обстоятельствах происходит личное знакомство Печорина с княжной Мери? 12. Где происходит действие повести «Княжна Мери»? 13. Назовите секундантов на дуэли Печорина и Грушницкого. 14. В чем состоял заговор Грушницкого и его приятелей против Печорина? 15. Кто и при каких обстоятельствах произносит фразу «Finita la comedia»? 16. В чем суть спора Печорина и Вулича в «Фаталисте»? 17. Кто и о ком говорит: «Да, жаль беднягу…Черт же его дернул ночью с пьяным разговаривать!... Впрочем, видно, уж так у него на роду было написано!...»

Тест по литературе Герой нашего времени (М.Ю. Лермонтов) для учащихся 9 класса. Тест состоит из двух вариантов, в каждом варианте 5 заданий с кратким ответом и 3 общих задания с развернутым ответом.

Наконец рассвело. Нервы мои успокоились. Я посмотрелся в зер­кало; тусклая бледность покрывала лицо мое, хранившее следы мучительной бессонницы; но глаза, хотя окруженные коричневою те­нью, блистали гордо и неумолимо. Я остался доволен собою.
Велев седлать лошадей, я оделся и сбежал к купальне. Погружа­ясь в холодный кипяток нарзана, я чувствовал, как телесные и ду­шевные силы мои возвращались. Я вышел из ванны свеж и бодр, как будто собирался на бал. После этого говорите, что душа не зависит от тела!..
Возвратясь, я нашел у себя доктора. На нем были серые рейтузы, архалук и черкесская шапка. Я расхохотался, увидев эту маленькую фигурку под огромной косматой шапкой: у него лицо вовсе не воин­ственное, а в этот раз оно было еще длиннее обыкновенного.
— Отчего вы так печальны, доктор? — сказал я ему. — Разве вы сто раз не провожали людей на тот свет с величайшим равнодушием? Вообразите, что у меня желчная горячка; я могу выздороветь, могу и умереть; то и другое в порядке вещей; старайтесь смотреть на меня, как на пациента, одержимого болезнью, вам еще неизвестной, — и тогда ваше любопытство возбудится до высшей степени; вы можете надо мною сделать теперь несколько важных физиологических на­блюдений… Ожидание насильственной смерти не есть ли уже на­стоящая болезнь?
Эта мысль поразила доктора, и он развеселился.
Мы сели верхом; Вернер уцепился за поводья обеими руками, и мы пустились, — мигом проскакали мимо крепости через слободку и въехали в ущелье, по которому вилась дорога, полузаросшая высокой травой и ежеминутно пересекаемая шумным ручьем, через который нужно было переправляться вброд, к великому отчаянию доктора, потому что лошадь его каждый раз в воде останавливалась.
Я не помню утра более голубого и свежего! Солнце едва выказа­лось из-за зеленых вершин, и слияние теплоты его лучей с умираю­щей прохладой ночи наводило на все чувства какое-то сладкое томление; в ущелье не проникал еще радостный луч молодого дня; он зо­лотил только верхи утесов, висящих с обеих сторон над нами; густо­лиственные кусты, растущие в их глубоких трещинах, при малейшем дыхании ветра осыпали нас серебряным дождем. Я помню -в этот раз, больше чем когда-нибудь прежде, я любил природу. Как любо­пытно всматриваться каждую росинку, трепещущую на широком ли­стке виноградном и отражавшую миллионы радужных лучей! как жадно взор мой старался проникнуть в дымную даль! Там путь все становился уже, утесы синее и страшнее, и, наконец, они, казалось, сходились непроницаемою стеной. Мы ехали молча.
— Написали ли вы свое завещание? — вдруг спросил Вернер.
— Нет.
— А если будете убиты? ..
— Наследники отыщутся сами.
— Неужели у вас нет друзей, которым бы вы хотели послать свое последнее прости?..
Я покачал головой.

1 вариант

Задания с кратким ответом

1. Как называется литературное направление, отражающее законо­мерности жизни, взаимосвязь человека и среды, к которому при­надлежит произведение М.Ю. Лермонтова «Герой нашего време­ни»?

2. От чьего лица ведется повествование в представленном фрагменте?

3. Какое событие последует непосредственно после описанного в дан­ном эпизоде?

4. Как называется прием психологизма, заключающийся в изобра­жении внешности героя литературного произведения?

Я посмотрелся в зеркало; тусклая бледность покрывала лицо мое, хранившее следы мучительной бессонницы; но глаза, хотя окружен­ные коричневою тенью, блистали гордо и неумолимо…

5. Как называется разговор двух действующих лиц в литературном произведении, завершающий приведенный фрагмент?

Задания с развернутым ответом

6.

7.

8.

2 вариант

Задания с кратким ответом

1. Укажите жанр данного произведения?

2. Как называется глава, из которой взят фрагмент?

3. Какой герой появится в тексте непосредственно после описанного в данном эпизоде?

4. Как называется описание природы в литературном произведении, отражающее душевное состояние героя?

Я не помню утра более голубого и свежего! Солнце едва выказа­лось из-за зеленых вершин, и слияние теплоты его лучей с умираю­щей прохладой ночи наводило на все чувства какое-то сладкое томле­ние…

5. Укажите название художественного определения, обладающего особой выразительностью: миллионы радужных лучей, в дымную даль, непроницаемою стеной.

Задания с развернутым ответом

6. Какова роль доктора Вернера в приведенном фрагменте и в произ­ведении в целом?

7. Какова роль картин природы в приведенном фрагменте?

8. Сопоставьте фрагменты из произведений М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и А.С. Пушкина «Цыганы». Чем различаются картины природы и их роль в этих произведениях?

Фрагмент произведения А.С. Пушкина «Цыганы»

Алеко спит. В его уме
Виденье смутное играет;
Он, с криком пробудясь во тьме,
Ревниво руку простирает;
Но обробелая рука
Покровы хладные хватает —
Его подруга далека…
Он с трепетом привстал и внемлет…
Все тихо — страх его объемлет,
По нем текут и жар и хлад;
Встает он, из шатра выходит,
Вокруг телег, ужасен, бродит;
Спокойно все; поля молчат;
Темно; луна зашла в туманы,
Чуть брезжит звезд неверный свет,
Чуть по росе приметный след
Ведет за дальные курганы:
Нетерпеливо он идет,
Ку да зловещий след ведет.

Могила на краю дороги
Вдали белеет перед ним…
Туда слабеющие ноги
Влачит, предчувствием томим,
Дрожат уста, дрожат колени,
Идет… и вдруг… иль это сон?
Вдруг видит близкие две тени
И близкой шепот слышит он —
Над обесславленной могилой.

Ответы на тест по литературе Герой нашего времени (М.Ю. Лермонтов)
1 вариант
1. реализм
2. Печорин
3. дуэль
4. портрет
5. диалог
2 вариант
1. роман
2. Княжна Мери
3. Грушницкий
4. пейзаж
5. эпитет

1. В каком ряду названы герои только повести «Бэла»?

1) Печорин, Максим Максимыч, Вернер
2) Печорин, Бэла, Грушницкий
3) Печорин, Максим Максимыч, княжна Мери
4) Печорин, Максим Максимыч, Азамат

2. Действия повести «Бэла» происходят:

1) в Петербурге 2) в Крыму 3) на Кавказе 4) в Персии

3. Где Печорин впервые увидел Бэлу?

1) на свадьбе 2) на новоселье

3) на народном празднике 4) на именинах

4. Укажите кличку коня, за которого брат продал Бэлу.

1) Черкес 2) Карагёз

3) Казбич 4) Азамат

5. Куда отправились Печорин и Максим Максимыч в тот день, когда погибла Бэла?

1) по делам службы 2) на рыбалку

3) на охоту 4) на свадьбу

6. Как погибла Бэла?

1) утонула 2) упала с обрыва 3)застрелили 4) зарезали кинжалом

7. Узнайте героя по описанию.

«На нём был офицерский сюртук без эполет и черкесская мохнатая шапка. Он казался лет пятидесяти; смуглый цвет лица его показывал, что оно давно знакомо с закавказским солнцем, и преждевременно поседевшие усы не соответствовали его твердой походке и бодрому виду».

1) Максим Максимыч 2) Печорин 3) Грушницкий 4) Азамат

8. В каком звании служил Максим Максимыч?

1) полковник 2) штабс-капитан 3) ротмистр 4) поручик

9. Узнайте героя по описанию.

«Он был такой тоненький, беленький, на нём мундир был такой новенький, что я тотчас догадался, что он на Кавказе у нас недавно».

10. Какого цвета были волосы Печорина?

1) чёрные 2) светлые 3) русые 4) рыжие

11. Узнай героя по описанию.

«А уж какой был головорез, проворный на что хочешь: шапку ли поднять на всем скаку, из ружья ли стрелять. Одно было в нем нехорошо: ужасно падок был на деньги».

1) Азамат 2) Казбич 3) отец Бэлы 4) Грушницкий

12. Узнайте героя по описанию.

«...высокая, тоненькая, глаза чёрные, как у горной серны, так и заглядывали нам в душу».

1) княжна Мери 2) Бэла 3) Вера 4) Ундина

13. Как называется приём, используемый в приведённом ниже отрывке?

«Славное место эта долина! Со всех сторон горы неприступные, красноватые скалы, обвешанные зеленым плющом и увенчанные купами чинар, жёлтые обрывы, исчерченные промоинами, а там высоко-высоко золотая бахрома снегов, а внизу Арагва, обнявшись с другой безыменной речкой, шумно вырывающейся из черного, полного мглою ущелья, тянется серебряною нитью и сверкает, как змея своею чешуею».

1) портрет 2) интерьер 3) пейзаж 4) деталь

14. Укажите, кому принадлежат следующие слова:

«Если б у меня был табун в тысячу кобыл, то отдал бы тебе весь за твоего Карагеза»

1) Печорину 2) Максиму Максимычу 3) Азамату 4) Казбичу

15. От чьего имени идёт повествование о Печорине в повести «Бэла»?

16. Почему любовь Печорина к Бэле не могла сложиться счастливо? Выберите неверный ответ.

1) Бэла не любила Печорина
2) Любовь «дикарки» для Печорина «немногим лучше любви знатной барыни».
3) Печорин не способен по-настоящему любить, не способен жертвовать собой ради кого-то.
4) Печорину с Бэлой со временем стало так же скучно, как и со многими другими.

17. Укажите вариант, в котором содержится полный ответ на вопрос: «Как Максим Максимыч относится к Печорину?»

1) Герой осуждает Печорина за отношение к Бэле.
2) Штабс-капитан не понимает многих поступков своего приятеля.
3) Максим Максимыч искренне привязан к Печорину, однако не понимает мотивов его поступков, особенностей характера.
4) Максим Максимыч симпатизирует Печорину.

1) Автор в этой повести предлагает читателям сделать собственные выводы о герое.
2) М.Ю. Лермонтов считает, что достаточно мнения Максима Максимыча.
3) Главное в этой повести не мнение о Печорине, а события, произошедшие с ним.
4) Отношение Максима Максимыча к Печорину - это и есть авторское отношение.

19. В чем состоит основная идея повести «Бэла»? Выберите неверный ответ.

1) В этой повести читатель знакомится с Печориным.
2) В повести «Бэла» мы узнаем о воспитании, образовании и социальном положении Печорина.
3) Повесть «Бэла» является экспозицией образа Печорина.
4) В данной повести читатель имеет возможность узнать причины многих поступков Печорина.

20. Когда происходят события, описанные в повести «Максим Максимыч»?

1) до истории с Бэлой 2) после истории с Бэлой 3) во время истории с Бэлой

1) тем, что удачно зажарил фазана 3) тем, что метким выстрелом убил кабана

2) тем, что переплыл Терек 4) тем, что поставил на место слугу

22. На что обратил внимание Максим Максимыч прежде, чем узнал о приезде Печорина?

1) на коляску 2) на чемоданы 3) на лошадей 4) на трубку

1) походка 2) улыбка

3) глаза 4) нос

24. Когда произошла встреча Печорина и Максима Максимыча после того, как слуга доложил о нахождении старика в гостинице?

1) сразу 2) через час

3) к вечеру 4) на следующее утро

25. Куда отправлялся Печорин, когда Максим Максимыч встретился с ним во второй раз?

1) в Петербург 2) в Грузию

3) в Персию 4) в Турцию

26. Что из вещей Печорина хранил, а затем отдал автору Максим Максимыч?

1) пистолеты 2) записки

3) платок 4) эполеты

Итоговая контрольная работа

1 .Каждая повесть романа Лермонтова «Герой нашего времени» опиралась на определенную литературную традицию. Соотнесите повесть и литературный жанр , которому она соответствует.

2 . В какой из повестей романа «Герой нашего времени» звучит песня
Уж не тронь ты, злое море,
Мою лодочку.
Везет моя лодочка
Вещи драгоценны,
Правит ею в темну ночь
Буйная головушка.

а) «Бэла»
б) «Княжна Мери»
в) «Тамань»
г) «Фаталист»

3 . Что больше всего поражает Максима Максимыча в характере Печорина в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»?
а) Легкомыслие и безответственность.

б) Противоречивость и странность.
в) Смелость и бесшабашность.
г) Равнодушие и душевная чёрствость.

4. Чья цель в жизни - «сделаться героем романа»?
а) Грушницкого;
б) Печорина;
в) Вулича.

5. Кто из героев называет себя «нравственным калекой»?
а) Грушницкий;
б) Печорин;
в) Вернер.

6. Кого Печорин считает равным себе по интеллекту и говорит:

«…мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя»?

а) Грушницкого;
б) Вулича;
в) Вернера.

7. Кто такой Вернер?

а) муж Веры; б) приятель Печорина; в) друг Грушницкого.

8. Действие в повести «Княжна Мери» происходит...

а) в Пятигорске; б) в Тифлисе; в) в Кисловодске.

9. Что говорит Печорин Мери при расставании?
а) «я вас не любил»; б) «мне с вами скучно»; в) «я над вами смеялся».

10. Что понял Печорин после расставания с Верой?

а) что она была единственной женщиной, которая заставила биться его сердце;
б) что он никогда ее не любил;
в) что женитьба на ней помогла бы ему избавиться от одиночества и скуки.

11. С кем сравнивает себя Печорин?

а) с матросом, выросшим на палубе разбойничьего брига;

б) с птицей, парящей в вышине;

в) с героем романа.


12. Почему любовь Печорина никому не принесла счастья?
а) он никого не любил;
б) он ничем не жертвовал ради любимых;
в) он всех считал ниже себя, недостойными его любви.

13. Почему Печорин под конец жизни ищет смерти?

а) жизнь ему надоела, жизнь скучна.

б) по малодушию;

в) он понял, что не нашел и не найдёт своего предназначения в жизни.

14. Печорин – герой:

а) положительный;

б) отрицательный;

в) нельзя сказать однозначно.

15. Кому принадлежат слова:

«У меня врождённая страсть противоречить; целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку»?

а) Печорину,

б) Грушницкому,

в) Вернеру.

16. Лермонтов поступки, мысли и чувства своего героя:

а) осуждает; б) анализирует; в) защищает.

17. Укажите проблему, которой нет а романе:

а) проблема отцов и детей;

б) проблема положительного героя;

в) проблема дружбы и любви;

г) проблема смысла жизни.

18. Чем является роман «Герой нашего времени» по авторскому определению:

а) историей любви;

б) историей жизни;

в) историей души человеческой.

19. Соотнесите героя и обстоятельства, при которых персонаж умирает.

20. Соотнесите портрет и героя, которому он соответствует.

1. «Высокий рост и смуглый цвет лица, черные волосы, черные проницательные глаза… печальная и холодная улыбка, вечно блуждавшая на губах его…»

А) Печорин

2. «…он из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы…»

Б) Максим Максимыч

3. «Он изучал все живые струны сердца человеческого,… но никогда не умел воспользоваться своим знанием».

В) Грушницкий

4. «…смуглый цвет лица его показывал, что оно давно знакомо с закавказским солнцем…»

Г) Вернер

5. «…взгляд его, непродолжительный, но проницательный и тяжелый… мог бы казаться дерзким, если б не был столь равнодушно спокоен»

Д) Вулич

21. Соотнесите портрет и героиню, которой он соответствует.

1. «Она была далеко не красавица… Необыкновенная гибкость ее стана,… длинные русые волосы, какой-то золотистый отлив ее слегка загорелой кожи…»

А) Бела

2.«…ее большие глаза, исполненные неизъяснимой грусти… ее бледные губы напрасно старались улыбнуться… ее нежные руки… были так худы и прозрачны…»

Б) Мери

3. «…высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны…»

В) Вера

4. «…у нее такие бархатные глаза… нижние и верхние ресницы так длинны, что лучи солнца не отражаются в ее зрачках».

Г) ундина

22. Соотнесите характеристику и героя, которому она соответствует.

1. Умная, начитанная, благородная, нравственно чистая.

А) Бела

2.Непосредственная, стихийно-страстная, жертвенно любящая

Б) Мери

3. Материалист по убеждению, критический и сатирический ум. Скептик и пессимист, честный и прямой.

В) Грушницкий

4. Недалекий по уму, безличный, хвастливо-самолюбивый, завистливый, фальшивый.

Г) Максим Максимыч

5. Непосредственный, честный, добрый, «честная душа и золотое сердце», мужественный и верноподданный.

Д) доктор Вернер

23 . Дайте развёрнутый ответ:

Эталоны ответов. Итоговая контрольная работа

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

1 балл

1 – В 2 – Г

3 – Б 4 - А

1 балл

1 – Б 2 – В

3 – Г 4 - А

1 балл

1 – Д 2 – В

3 – Г 4 – Б

5 - А

1 балл

1 – Г 2 – В

3 – А 4 - Б

1 балл

1 – Б 2 – А

3 – Д 4 – В

5 - Г

Критерии оценки: всего 22 балла

«5» - 0- 3 ошибки

«4» - 4 – 7 ошибки

«3» - 8 – 11 ошибки

«2» - 12 и более ошибок

23. Оценивается дополнительно

"В чём трагичность судьбы Печорина?"

Лермонтовский герой - человек трагической судьбы. Он трагически одинок. Трагизм судьбы Печорина связан с тем, что изощренная способность к самоанализу и блестящее аналитическое мышление, бремя равнодушие и сомненья, расчётливость, некая внутренняя «раздвоенность» приводят героя к утрате простоты, естественности. Бессмысленно сменяющие друга дни, череда заранее предсказуемых событий делает жизнь Печорина скучной, в ней нет любви, нет дружбы. Печорин не способен любить людей, он приносит им одни несчастья.

Трагичность личности Печорина - в разочарованности жизни, неверии, сомнении во всём, в бессмысленности жизни, в разрыве между разумом и чувством. Он не жертвовал для тех, кого любил: любил для себя, для собственного удовольствия"



1. Кто рассказывает историю Бэлы и Печорина?
а) сам Печорин;
б) повествователь;
в) Максим Максимыч.

2. Действие повести «Бэла» происходит»:
а) в Пятигорске;
б) в Крыму;
в) на Кавказе.

3. Печорина звали:
а) Григорий Александрович;
б) Александр Григорьевич;
в) Григорий Алексеевич.

4. Сколько лет Печорину:
а) 20; б) 25; в) 30.

5. Какого цвета были волосы Печорина?
а) чёрные;
б) белокурые;
в) рыжие.

6. Какая черта характерна для взгляда Печорина?
а) проницательный и тяжелый;
б) гордый и заносчивый;
в) решительный и властвующий.

7. Национальность Бэлы:
а) грузинка;
б) осетинка;
в) черкешенка.

8. Что просил Азамат у Казбича в обмен на младшую сестру:
а) шашку; б) кинжал; в) коня.

9. Как погибла Бэла:
а) застрелил Казбич; б) зарезал кинжалом Казбич;
в) бросилась в реку; г) застрелил Печорин.

10. Куда ехал Печорин, когда в последний раз встретил Максим Максимыча:
а) в Персию;
б) в Турцию;
в) в Россию.

11. Как называется приём, используемый в приведённом ниже отрывке?

«Славное место эта долина! Со всех сторон горы неприступные, красноватые скалы, обвешанные зеленым плющом и увенчанные купами чинар, жёлтые обрывы, исчерченные промоинами, а там высоко-высоко золотая бахрома снегов, а внизу Арагва, обнявшись с другой безыменной речкой, шумно вырывающейся из черного, полного мглою ущелья, тянется серебряною нитью и сверкает, как змея своею чешуею».

а) интерьер
б) пейзаж

в) деталь

12. Назовите средство художественной выразительности «бахрома снегов»
а) эпитет;
б) метафора;
в) сравнение.

М.Ю. Лермонтов. «Бэла». «Максим Максимыч».

Эталоны ответов