Как красиво развесить картины. Как выбрать зрительное расстояние На каком расстоянии нужно стоять от картины

Своей целью имеет развитие художественного мышления. Также анализ необходим для подтверждения авторства и определения времени написания картины.

Прежде чем научиться понимать искусство, необходимо выучить сам язык. Ведь никто никогда не станет обвинять неграмотного в том, что он не может оценить красоты литературы, поскольку ведь для понимания явно необходимо научиться читать. Именно так писал в своей книге Макс Фрай. Близкое знакомство со структурой картины и искусства поможет актуализировать исследовательскую позицию человека, благодаря чему он сможет постигнуть самостоятельно смысл живописного произведения, освоить художественное мышление.

Что касается восприятия, то следует сказать, что применительно к художественным произведениям этот процесс зависит не столько от уровня подготовки, сколько от общей культуры, жизненного опыта и ассоциативных способностей. Также существуют и общие закономерности, не зависящие непосредственно от индивидуальных качеств человека.

Анализ картины, организованный в учебном заведении, должен стать хорошей теоретической базой для самостоятельной художественной деятельности, которая будет в дальнейшем стимулировать потребность учащихся в более осмысленном восприятии действительности, а также способствовать самоопределению и социокультурной адаптации.

Чтобы выполнить качественное описание натюрморта или другого произведения изобразительного искусства и абстрагироваться от сюжетного восприятия, необходимо обратить внимание, что картина - это не просто окно в мир, а некоторая плоскость, на которой художником при помощи различных живописных средств может создавать иллюзию пространства.

По этой причине сначала необходимо проанализировать базовые параметры произведения. Важно оценить размер картины, ее формат, технику исполнения. Рассмотреть, с какого расстояния произведение лучше всего воспринимается.

Затем анализ картины подразумевает рассмотрение сюжета произведения, жанра. Это может быть натюрморт, пейзаж, портрет, анималистический, мифологический, бытовой, исторический, религиозный жанр. Также нужно постараться определить замысел художника. Какую задачу он хотел решить написанием данного произведения? Какова степень натурализма или условности? Также важной составляющей любого художественного произведения является композиция. Она может быть статичной, динамичной или уравновешенной. Необходимо оценить соотношение пространства и фона на полотне, который выбрал художник. Возможно, он старался вовлечь людей во взаимодействие с изображением, или зритель остается только сторонним созидателем. Оцените, насколько хорошо в картине читаются изображенные объекты, силуэты, насколько они сами по себе ценны.

Также существует множество аспектов, на которые необходимо обратить внимание. Например, насколько детализировано изображение, как передан колорит, какие цвета преобладают и так далее. Теперь вы в самом общем виде знаете, как делается анализ картины. Но помните, что процесс во многом зависит от вашего собственного восприятия и является индивидуальным.

Каждое произведение искусства, заботится об этом художник, или нет, несет в себе несколько уровней. Это:

1 Эмоциональный уровень,

2 Предметный уровень,

3 Сюжетный уровень,

4 Символический уровень

5 Уровень осмысления картины

1 Эмоциональный уровень

1) Какие эмоции, настроения вызывает у Вас это произведение

Наше восприятие искусства начинается с эмоции. Первое, что мы «ловим» - это эмоциональный строй произведения. Оно торжественное или лирическое, нам смешно или грустно. Если произведение не затронуло нас эмоционально, то дальнейший анализ вряд ли состоится. Потому очень полезно уже в самом начале анализа попытаться по возможность точнее уловить те эмоции, которые рождаются от общения с произведением.

2 Предметный уровень произведения

Отражает то, что непосредственно изображено. Именно с этого уровня непосредственно начинается анализ базовых параметров произведения.

2) Каков размер картины (монументальный, станковый, миниатюрный?

3) Каков формат картины: вытянутый по горизонтали или вертикали прямоугольник (возможно, со скруглённым завершением), квадрат, круг (тондо), овал?

4) В какой технике (темпера, масло, акварель и т.д.) и на какой основе (дерево, холст и т.д.) выполнена картина?

5) С какого расстояния она лучше всего воспринимается?

6) Опишите предметный мир картины.

7) Какие предметы важные и второстепенные в композиции произведения?

Любой предмет, любое действующее лицо или явление, находящееся в поле картины, необычайно значимы. Случайных вещей на картинах хороших художников не бывает. Потому даже простое перечисление того, что на полотне расположено, уже заставляет нас мыслить. И мыслить не отвлеченно, но в пространстве и времени конкретной картины.

3 Сюжетный уровень .

8) Есть ли в картине сюжет? Что изображено? В какой среде располагаются изображённые персонажи, предметы?

Сразу хочется предостеречь от опасности, увы, очень часто подстерегающей исследователя. Это желание заменить сюжет, представленный художником на полотне сюжетом, известным из истории, мифологии, рассказов о художнике. Художник ведь не просто иллюстрирует известный сюжет, но дает его осмысление, иногда очень далеко выходящее за рамки этого сюжета. Кроме того, сюжет предстает перед нами причинно-следственными связями, выстроенными художником на полотне. В исторической или жанровой картине эти связи будут касаться исторических или бытовых событий. В портрете - взаимоотношений индивидуальности портретируемого, того, что он собой представляет с тем, чем он хочет казаться. В натюрморте - отношений между вещами, оставленными человеком и самим человеком «за кадром». А в абстрактной живописи художник (иногда очень тщательно) выстраивает соотношение линий, пятен, цветов, фигур.

9) На основании анализа изображения Вы можете сделать вывод о жанре произведения. К какому жанру: портрет, пейзаж, натюрморт, обнажённая натура, бытовой, мифологический, религиозный, исторический, анималистический, - принадлежит картина?

Относительно конкретного полотна пространство и время может быть внешним. Это культурно-историческое пространство и время бытия художника. Изучение этой внешней (по отношению к полотну) жизни интересно и необходимо. Сюжетный уровень уточняет и композиционные особенности полотна. Мы начинаем отличать картину-рассказ и картину-показ, говорим о изобразительности и выразительности на полотне.

11) Как Вам кажется, какую задачу решает художник – изобразительную? выразительную? Какова степень условности или натурализма изображения? Тяготеет ли условность к идеализации или к экспрессивному искажению?

Как правило, с жанром связана композиция картины.

12) Из каких составляющих складывается композиция? Каково соотношение объекта изображения и фона/ пространства на полотне картины?

13) Насколько близко к картинной плоскости размещены объекты изображения?

14) Какой угол зрения выбрал художник – сверху, снизу, вровень с изображенными объектами?

15) Как определена позиция зрителя – вовлекается ли он во взаимодействие с изображенным на картине, или ему отводится роль отстраненного созерцателя?

16) Можно ли назвать композицию уравновешенной, статичной, или динамичной? Если присутствует движение, как оно направлено?

17) Как построено картинное пространство (плоскостно, неопределенно, выгорожен пространственный слой, создано глубокое пространство)? За счёт чего достигается иллюзия пространственной глубины (различие в размере изображенных фигур, показ объема предметов или архитектуры, с помощью градаций цвета)?

Композиция разрабатывается средствами рисунка .

18) Насколько выражено в картине линейное начало?

19) Подчеркнуты или скрадены контуры, отграничивающие отдельные предметы? Какими средствами достигается этот эффект?

20) До какой степени выражен объём объектов? Какими приёмами создаётся иллюзия объёма?

21) Какую роль в картине играет свет? Какой он (ровный, нейтральный; контрастный, лепящий объем; мистический). Прочитывается ли источник/направление света?

22) Читаются ли силуэты изображенных фигур/объектов? Насколько они выразительны и ценны сами по себе?

23) Насколько детализировано (или наоборот обобщено) изображение?

24) Передаётся ли разнообразие фактур изображённых поверхностей (кожа, ткани, металл и т.д.) ?

25) Исходя и из предметно-эмоционального анализа определите стилистическую принадлежность произведения.

4 Символический уровень .

26) Что означает тот или иной предмет в произведении? Какую символическую нагрузку он выполняет в общей структуре произведения?

Здесь мы как бы снова возвращаемся к предметному наполнению картины. Но на другом качественном уровне. Предметы вдруг начинают проявлять смысл. (Часы - это уходящее время, пустыне раковины - пустая бренная жизнь, остатки трапезы – внезапно оборвавшийся жизненный путь. Каждый отдельный цветок начинает «звучать» для чуткого глаза исследователя.) Каждая форма вновь осмысляется. Круговая композиция - это символ вечности. И потому в круг заключены лишь «вечные» предметы и персонажи. Квадрат (куб) - это символ земли, устойчивого земного бытия. Мы видим, что один художник выстраивает полотно, разбивая его на части слева направо. И тогда в правой части оказываются положительные ценности, а в левой отрицательные. Да и естественное движение глаза слева направо заставляет нас увидеть в левой половине начало события, а в правой его итог. А обратное движение в картине воспринимать как противоестественное. Другой же художник выделит вертикальное деление поля картины. И тогда вступают в силу все наши представления о верхе и низе в окружающем нас мире. Высокий, низкий или средний горизонт, «цветовая тяжесть» верха или низа полотна, насыщенность той или иной части фигурами или нарочитая разреженность, открытость пространства – все это становится предметом анализа на символическом уровне. Нельзя только забывать, что сама вертикальная или горизонтальная композиция картины - тоже значимый символ. Хотя картина - это обустройство плоскости, художники все время стремятся освоить глубину пространства. И потому композиция третьего измерения также необычайно важна для исследователя. Здесь становится явственной символика далекого и близкого. Глубина пространства может раскрываться разными способами. И каждый из них символичен. Ближние предметы заслоняют дальние. И заслоняют не просто фигурами, но и своими значениями. Глубина пространства «прорисована» за счет плоскости пола, земли - низ приобретает главное, миротворящее значение в картине. Глубина выстраивается с помощью архитектурных сооружений. И архитектура начинает активно влиять на персонажи -возвышать их или придавливать, прятать или выставлять напоказ. И насколько больше возможностей (и в построении глубины, и в создании символического плана полотна) получили художники после создания системы перспективы (линейной, цветовой, воздушной). На этом уровне анализа большое значение приобретают цвет и свет в картине.

27) Какую роль играет в картине колорит (подчинён рисунку и объёму или наоборот подчиняет себе рисунок и сам выстраивает композицию).

28) Является ли цвет просто окраской объёма или чем-то большим? Является ли он оптически достоверным или экспрессивным?

А поскольку в произведении живописи цвет - это главное средство построения живописного мира, то художники даже Нового времени не избегают этого символического влияния. Цвет так же «читаем» как и форма. Свет и тьма всегда были для человека не просто условиями реальной жизни, но и символическими противопоставлениями внешнего и внутреннего: светлое лицо и внутренняя просветленность; «тяжелая» темная живопись и тяжелый жизненный путь. Так постепенно выстраивается грандиозная символическая система мира данного

полотна.

29) В картине преобладают локальные цвета или тональный колорит?

30) Различимы ли границы цветовых пятен? Совпадают ли они с границами объёмов и предметов?

31) Художник оперирует большими массами цвета или маленькими пятнами-мазками?

32) Как написаны теплые и холодные цвета, пользуется ли художник сочетанием дополнительных цветов? Для чего он это делает? Как переданы наиболее освещенные и затенённые места?

33) Есть ли блики, рефлексы? Как прописаны тени (глухо или прозрачно, цветные ли они)?

34) Можно ли выделить ритмические повторы в использовании какого-либо цвета или сочетания оттенков, можно ли проследить развитие какого-либо цвета? Есть ли доминирующий цвет/ сочетание цветов?

36) Какова фактура живописной поверхности – гладкая или пастозная? Различимы ли отдельные мазки? Если да, то какие они - мелкие или длинные, жидкой, густой или почти сухой краской нанесены?

    Уровень осмысления картины .

36) Попытайтесь представить себя в поле картины, какие чувства Вы испытываете? Как повлияло на Вас это произведение

Здесь отдельные аспекты анализа должны соединиться для нас в единый мир данного конкретного произведения. На этом завершающем этапе анализа не должно остаться ни одной детали в картине, так или иначе выпадающей из целого. Здесь вновь мы должны говорить о целостности. И постигается эта целостность чаще не логически, но эмоционально. Попробуйте мысленно передвигать фигуры в заданном формате, гасить одни и выделять другие, и вы увидите, что затрагиваете этим не только

выразительность, но и самый смысл картины. На этом этапе картина становится «своей».

Задумывались ли вы, как и куда правильно повесить картину? Вопрос не праздный. Чтобы сохранить задумку художника и выжать максимум из сюжета картины, нужно смотреть на нее под правильным углом. Эта рекомендация подходит для любителей искусства, но также ее можно взять на заметку тем, кто решил заняться самостоятельным декорированием своего дома с помощью картин. Давайте узнаем, какие варианты размещения картин и постеров помогут сделать комнату более уютной.

Эффектные, красочные изображения с крупными элементами нужно вешать на уровне глаз или выше, но никак не ниже. Небольшие картины и постеры (пейзажи с далекой перспективой, натюрморты с мелкими цветами, различные абстракции) будут выглядеть нелепо на большой высоте: расположив их выше уровня глаз, вы рискуете потерять половину сюжета, большую часть времени довольствуясь созерцанием рамы.


Крупные полотна с вертикальной ориентацией вешайте как можно выше: от этого комната покажется более высокой и просторной. Такие же картины, поставленные на пол при помощи специальных подставок, «приземляют» комнату. Это будет актуально для слишком больших помещений, где не хватает уюта и чувства защищенности.

Гармоничное расположение картин по высоте

Даже у хаоса есть своя определенная стройность. Поэтому, даже если вы не планируете сделать из помещения картинную галерею, все же стоит подчинить композицию определенным правилам. Предлагаем вам несколько вариантов размещения картин в зависимости от выбранного ориентира.

Картина на уровне окна или двери

Имеется в виду равнение верхнего края полотна по верхней горизонтальной линии двери, оконной рамы или карниза. Важно: крупные картины должны касаться нижним краем середины стены, а вот мелкие лучше вовсе исключить, ведь высота искажает зрительное восприятие, да и в целом стена будет выглядеть несуразно.

Равнение по нижнему краю оконной рамы тоже имеет место быть, но здесь более гармонично будут смотреться небольшие полотна. Крупные элементы только утяжелят интерьер.

Выравнивание по верхнему краю шкафов



Если шкаф большой и высокий – используйте крупные картины, желательно с вертикальной ориентацией. Если вы взяли за ориентир небольшие подвесные модули или полки – выбирайте мелкие картины или серии и повесьте их в ряд.

Как вешать картины на уровне глаз

Этот с виду простой ориентир не так уж прост, как кажется. Если вы вешаете несколько картин разных размеров на разных стенах, позаботьтесь о том, чтобы нижние края рам проходили по одной и той же линии. Верхние границы могут не совпадать. Поступив иначе, вы получите зрительный дисбаланс, и он точно не добавит комнате гармонии.


Вешать картины и постеры на стенах – хороший способ разнообразить интерьер. Выбирая их, постарайтесь следовать цветовой гамме и тематике помещения. Удачно повесив красивую картину, можно придать комнате недостающего уюта и той изюминки, которая часто ускользает из вроде бы полноценных и самостоятельных интерьеров, особенно после ремонта.

Мы видим мир трехмерным, но изображение, которое попадает на наши глаза плоское-двухмерное. Наш мозг из двухмерного изображения создает трехмерное. Это очень важная мысль - подумайте над ней.

Когда вы смотрите через объектив своего фотоаппарата - вы видите мир трехмерным, вы видите тоже самое, что видит фотоаппарат.

Почему же тогда, когда мы смотрим фотографии, полученные фотоаппаратом, они плоские, а не объемные?

По устройству своему фотоаппарат - это глаз. Фотоаппарат сохраняет вид, который представился бы нашему глазу (заметьте - одному глазу!), помещенному на месте объектива. Отсюда следует, что раз мы желаем получить от снимка такое же зрительное впечатление, как и от самой натуры, мы должны:

1) рассматривать снимок только одним глазом и
2) держать снимок в надлежащем расстоянии от глаза .

Нетрудно понять, что, рассматривая снимок двумя глазами, мы неизбежно должны увидеть перед собой плоскую картину, а не изображение, имеющее глубину. Это с необходимостью вытекает из особенностей нашего зрения.

Когда мы рассматриваем предмет, на сетчатках наших глаз получаются изображения неодинаковые: правый глаз видит не совсем то же, что рисуется левому. Эта неодинаковость изображений и есть, в сущности, главная причина того, что предметы представляются нам объемными: сознание наше сливает оба неодинаковых впечатления в один рельефный образ.

Иное дело, если перед нами предмет плоский, например поверхность стены, оба глаза получают тогда вполне тождественные впечатления; одинаковость эта является для сознания признаком плоскостного протяжения предмета.

Теперь ясно, в какую ошибку впадаем мы, когда рассматриваем фотографию двумя глазами; этим мы навязываем своему сознанию убеждение, что перед нами именно плоская картина! Когда мы предлагаем обоим глазам снимок, предназначенный только для одного, мы мешаем себе видеть то, что должна дать нам фотография; вся иллюзия, в таком совершенстве создаваемая фотоаппаратом, разрушается этим промахом.

На каком расстоянии надо держать фотографию?

Столь же важно и второе правило - держать снимок в надлежащем расстоянии от глаза; в противном случае нарушается правильная перспектива. Для получения полного впечатления надо рассматривать снимок под тем же углом зрения, под каким он “видел” снимаемые предметы.

Отсюда следует, что снимок надо приблизить к глазу на расстояние, которое во столько же раз меньше расстояния предмета от объектива, во сколько раз изображение предмета меньше натуральной величины.

Только близорукие люди, с коротким расстоянием лучшего зрения (а также дети, способные видеть на близком расстоянии), могут доставить себе удовольствие любоваться тем эффектом, который дает обыкновенный снимок при правильном рассматривании (одним глазом).

Странное действие увеличительного стекла

Близорукие люди легко могут обыкновенные фотографии видеть рельефными. Но как быть людям с нормальными глазами? Они не могут придвигать изображений очень близко к глазу, но им поможет здесь увеличительное стекло .

Смотря на снимок через лупу с увеличением в два раза, такие люди легко могут приобрести указанные выгоды близорукого, т. е., не напрягая глаз, могут видеть, как фотография приобретает рельефность и глубину. Разница между получаемым при этом впечатлением и тем, что мы видим, глядя на фотографию двумя глазами с большого расстояния, - огромна.

Материал подготовил: Никонов Владимир.
По книге Я.И. Перельмана "Занимательная физика"