Как просить благословения у батюшки так, чтобы высшие силы вас услышали? Вера православная - благословение священника.

Церковная Священноиерархия

Духовенство – понятие, объединяющее священнослужителей всех степеней. Делится на белое духовенство, состоящее из лиц женатых, и черное – из лиц, принявших монашество.
Церковь изначально имеет священную иерархию с ее тремя степенями: диаконской, пресвитерской и епископской. Эти степени апостольского происхождения, и они пребудут до скончания века. Церковь не властна отменить ни одну из них; не может она и умножить число священных степеней.

Предстоятелем Русской Православной Церкви является Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Он управляет Церковью вместе со Священным Синодом.В Синод, кроме Патриарха, постоянно входят Митрополиты: Киевский, Петербургский, Крутицкий, Минский.

Архиерей - это высшая степень Священства. В каждой области (Епархии) есть свой Архиерей. Архиереем можно называть всякого Священнослужителя, находящегося на этой ступени (Патриарха, Митрополита, Архиепископа и Епископа). Ступенью ниже стоят Священники (Пресвитеры). Им поручается возглавлять церковную жизнь на Приходах, городских и сельских.

Священники делятся на Иереев и Протоиереев. Старший Священник в приходе называется Настоятелем.

Диаконы – Низшая степень Священства. Они помогают при совершении таинств Архиереям и Священникам, но сами не совершают их. Старшие Диаконы называются Протодиаконами.

Монахов («отшельников» – в переводе) в Православии называют «черным» духовенством, как давших обет безбрачия (в отличие от «белого», женатого).
Существуют три степени монашества: рясофор, мантия (или малая схима) и схима (или великая схима). Низшая степень, рясофор, означает «носящий рясу» (ряса — повседневное длиннополое одеяние монахов, с широкими рукавами). Малая и великая схима («форма», «образ») — высшие степени. Они отличаются более строгими обетами.

Все архиереи являются монахами. Их наименования в переводе с греческого означают:
Патриарх родоначальник,
Митрополит человек из главного рода,
Епископ блюститель,
Архиепископ старший Пастырь.

Патриархи или Митрополиты являются главными (Предстоятелями) всех Церковных организаций в Православных странах.

Как правильно обращаться к прихожанам

Поскольку мы едины во Христе, «брат» или «сестра» – это наилучшее обращение верующих между собой. Именно так обращаются ко всему собранию верующие: «Братья и сестры» .

В церковной среде не принято даже пожилых людей называть по отчеству, обращаются только по имени (то есть так, как мы подходим к Причастию, ко Христу).

Эти прекрасные слова выражают то глубинное единение верующих, о котором сказано в молитве: «Нас же всех от единаго Хлеба и Чаши причащающихся соедини друг ко другу во Единаго Духа Святаго Причастие». В широком смысле слова и епископ, и священник для мирянина — тоже братья.

При встрече мирян мужчины обычно одновременно с рукопожатием целуют друг друга в щеку, женщины обходятся при этом без рукопожатия. Аскетические правила накладывают ограничения на приветствия мужчины и женщины через целование: достаточно поприветствовать друг друга словом и наклоном головы (даже на Пасху рекомендуются разумность и трезвенность, чтобы не привнести в пасхальное целование страстности).

Отношения между верующими должны быть исполнены простоты и искренности, смиренной готовности при неправоте тотчас же просить прощения. Для церковной среды характерны небольшие диалоги: «Прости, брат (сестра)». — «Бог простит, ты меня прости» . Расставаясь, верующие не говорят друг другу (как это принято в миру): «Всего доброго!», но: «Храни, Господи», «Прошу молитв», «С Богом», «Помощи Божией», «Ангела хранителя» и т.п.

Если в миру часто возникает смущение: как отказать в чем-либо, не обидев собеседника, — то в Церкви этот вопрос решается самым простым и лучшим образом: «Простите, я не могу на это согласиться, потому что это грех» или «Простите, но на это нет благословения моего духовника» . И таким образом быстро снимается напряжение; в миру для этого пришлось бы приложить немало усилий.

Как правильно обратиться к священнику

«Батюшка» или «отец» – так называют священников как совершителей таинств, чрез которые люди рождаются к жизни духовной. Обычно после слов «отец» добавляют имя , например, «отец Владимир» . К диакону можно обращаться «отец диакон» , к настоятелю храма (монастыря) «отец настоятель».

В церковной практике не принято приветствовать священника словами: «Здравствуйте», «Добрый день». При встрече говорят «Благословите». Если вы знаете имя священника, то говорите: «Благословите, отец (имя)», если имени священника вы не знаете, то скажите просто: «Благословите, батюшка».

При прощании, как и при встрече, мирянин вновь испрашивает благословения у священника: «Простите, батюшка, и благословите».
В разговорах православных людей часто слышится слово «отче» . Нужно помнить, что это слово употребляется только при прямом обращении к священнику. Нельзя, к примеру, сказать «меня благословил отче Андрей», это неграмотно.
Обращаться к священнослужителям «святой отец» , как это принято в католических странах, не стоит . Святость человека познается по его смерти. Говорят: «честный отче» (например: «Помолитесь за меня, честный отче» ).
Жен Священников, Монахинь и трудящихся в Храме пожилых женщин мы называем ласковым словом «Матушка».

К Архиереям, Епископам, Митрополитам, Патриарху – нужно обращаться «Владыка» , как к облеченным церковной властью.

При письменном обращении к:

Патриарху «Ваше Святейшество»;
Архиепископу или Митрополиту «Ваше Высокопреосвященство»;
Епископу «Ваше Преосвященство»;
Протоиерею, Игумену, Архимандриту «Ваше Высокопреподобие»;
Иерею, Иеромонаху, Монаху (Монахине) «Ваше Преподобие»;
Диакону и Иеродиакону «Ваше Благовестие».

Как правильно просить благословение у священника

Всякий верующий человек считает непременным при встрече с Батюшкой испросить у него Пастырское Благословение, но многие делают это неправильно. Разумеется, по такому вопросу нет строгих канонов, однако традиции Церкви и простой здравый смысл подсказывают, как нужно себя вести. Благословение имеет много значений. Первое из них - приветствие (или прощание). Поздороваться со священником за руку имеет право только равный ему по сану , все остальные, даже диаконы, при встрече с батюшкой благословляются у него.

Благословение берется на совершение какого-либо благого дела. Для чего священнику вкратце излагается суть вопроса, а затем испрашивается благословение на совершение данного дела. Священнического благословения - это разрешение, дозволение, напутствие. Перед началом всякого ответственного дела, перед путешествием, а также в любых затруднительных обстоятельствах мы можем просить у священника совета и благословения. Для того, чтобы испросить благословение нужно ладони сложить вместе, правую поверх левой на уровне груди, чтобы принять в них благословляющую руку священника. После этого, человек, получающий благословение, целует благословляющую руку священника, как руку Самого Христа, который и дает благодатную силу благословению. Никакого таинственного значения сложение ладоней не имеет, благодать в них не «опускается», как учат некоторые старушки.

Православный священник благословляет не своей силой и своим именем, а Силой Божией и святым именем Господа нашего Иисуса Христа. Когда священник или епископ благословляет нас рукой, то он складывает пальцы так, что они изображают буквы IС ХС, то есть Иисус Христос. Это значит, что через священника благословляет нас Сам Господь наш Иисус Христос.

Поэтому благословение священнослужителя мы должны принимать с благоговением. Христианин получает благословение от Самого Господа и Бог покровительствует ему в делах и путях его.

Если вы оказались в обществе, где несколько священников, то благословение берут, в первую очередь, у священников старших по званию, то есть вначале у протоиереев, затем у иереев. Если не все они вам знакомы, и это для вас затруднительно, скажите: «Благословите, честные отцы» и поклонитесь.

Если для получения благословения подходят несколько человек, то вначале подходят мужчины — по старшинству (если среди собравшихся есть церковнослужители, то они подходят в первую очередь). Затем подходят — женщины (тоже по старшинству).
Если под благословение подходит семья, то вначале подходят муж, жена, а затем дети (по старшинству). Если хотят представить кого-то священнику, говорят, например: «Отец Алексий, это моя супруга, Надежда. Прошу вас, благословите ее».
Если вы встретились со священником на улице, в транспорте, в общественном месте (в магазине, на улице и т.п.) вы можете подойти к нему для получения благословения, даже, если на священнике мирская одежда. Но только в том случае, если будете уверены, что не помешаете его личным делам, и не поставите его своим обращением в неловкое положение.
В случае невозможности взять благословение, можно ограничиться приветствием в виде легкого поклона.

Цвета богослужебных облачений. Символика цветов

Цветовая гамма богослужебных облачений состоит из следующих основных цветов: белый, красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, черный. Все они символизируют духовные значения празднуемых святых и священных событий.

В праздники, посвященные Господу Иисусу Христу , а также в дни памяти пророков, апостолов и святителей цвет облачений царский – золотой или желтый всех оттенков.
В Богородичные праздники (а также Сретение) цвет облачений – синий или голубой, а в дни памяти бесплотных Ангельских сил – белый.
В дни памяти Креста Господня фиолетовый или темно-красный , знаменующий силу духа и крестный подвиг Спасителя.
В праздники преподобных и юродивых зеленый . В зеленых облачениях всех оттенков, символизирующих цвет вечной жизни, празднуются также дни Пятидесятницы, Духа Святого и Вербное Воскресенье.
В обычные дни Великого поста служат в ч ерных облачениях , в субботы и воскресенья, Великий Четверг, Первое и Второе Обретение главы Иоанна Предтечи и Сорок мучеников Севастийских – фиолетовых , в родительские субботы, Лазареву и Великую Субботы – белых , Вербное воскресенье – зеленых, в Субботу Акафиста (и Благовещение, если оно приходится на Великий пост) – синих . Что же касается остальных постов, то цвет облачений в это время не меняется по сравнению с остальными днями церкового года.
Погребения, как правило, совершаются в белых облачениях, ибо для христиан смерть является лишь переходом в лучший мир. Белый цвет определен и в праздники Рождества Христова, Богоявления, Вознесения Господня и Преображения Господня, потому что он знаменует собой Божественный свет, освещающий и преображающий творение Божие.
Праздник Воскресения Христова начинается в белых облачениях в знак Света, воссиявшего из Гроба воскресшего Спасителя, но основной пасхальный цвет – красный с золотом. Красный цвет облачений принят также в дни памяти мучеников, а фиолетовый – в день Усекновения главы Иоанна Предтечи.

Белый цвет , объединяющий в себе все цвета радуги, – символ Божественного нетварного света. В белых облачениях служат в великие праздники Рождества Христова, Богоявления, Вознесения, Преображения; в них начинается Пасхальная утреня. Белые ризы полагаются для совершения крещений и погребений.

Красный цвет , вслед за белым, продолжает Богослужение Пасхи и остается неизменным до праздника Вознесения. Это – символ неизреченной, пламенной любви Божией к роду человеческому. Но это также цвет крови, и поэтому в красных или багряных облачениях проходят службы в честь мучеников.

Желтый (золотой) и оранжевый цвета являются цветами славы, величия и достоинства. Они усвоены воскресным дням как дням Господа Царя Славы; кроме того, в золотых одеждах Церковь отмечает дни Его особых помазанников – пророков, апостолов и святителей.

Зеленый цвет – слияние желтого и голубого. Он принят в дни памяти преподобных и свидетельствует о том, что их монашеский подвиг оживотворяет человека соединением со Христом (желтый цвет) и возводит его на небо (голубой). В зеленых цветах всех оттенков по древней традиции служат в день Святой Троицы, Вербное Воскресенье, Понедельник Святого Духа.


Голубой или синий – цвет праздников Пресвятой Богородицы. Это – цвет неба, и он соответствует учению о Божией Матери, вместившей Небожителя в Своей Пречистой утробе.


Фиолетовый цвет принят в дни памяти Креста Господня. В нем соединены красный – цвет крови Христовой и Воскресения, и синий, указующий, что Крест открыл нам дорогу в небо.


Черный или темно-коричневый цвет наиболее близок по духу дням Великого Поста. Это – символ отречения от мирской суеты, цвет плача и покаяния.


Что значит - взять благословение у батюшки на какое-то дело? Теоретически, задумав нечто хорошее, человек просит священника, чтобы тот призвал Божию благодать на совершение задуманного. Фактически Сам Господь при благословении снисходит к человеку в самое сердце, исправляя его к лучшему.

На практике этот обычай порой претерпевает различные мутации. Кто-то склонен воспринимать благословение как волшебство: получил - всё сбылось, не получил - прахом пошло. Как по щучьему веленью. Только вот за щукой нужно погоняться, а попа всяко проще поймать.

Батюшка, благослови дачу продать!

А? Что? Бог благословит! - пронесся пастырь, шурша рясой.

А большего и не нужно было. «Сработает» благословение, купят дачу, значит, этот батюшка сильный, можно к нему с нужными делами еще подходить. Ну, а ежели не «сработает», знать, не имеет ни силы, ни должного дерзновения перед Богом. Впрочем, это еще не значит, что батюшка бесполезен. Его же можно использовать для тех случаев, когда положительный исход не планируется.

«Как это?» - спросите вы. А вот как:

Благословите, батюшка, со свекровью помириться!

А на самом деле свекровь та даром не сдалась ни злая, ни добрая. Мира не случилось за отсутствием человеческих усилий. Зато совесть не мучает. Не послушал Бог попа - вины моей нет. Молился бы тот лучше да бороду длиннее отпустил, тут и результат совсем другой был бы.

А священники все разные. Кто раздаёт благословения направо и налево, не дослушав, а кто может всю душу вынуть, пытая, что да почему. Да еще возьмет и не благословит. А что? Случается и не такое. Вот и приходится присматриваться да выяснять, к кому, как и когда лучше подходить.

Вот сестра попросила присмотреть за детьми сутки, пока ей нужно за мужем после операции поухаживать. Неохота, ох, как неохота. А откажешь - будешь плохая. Стало быть, подожди, сестра, я должна сначала взять благословение на это. А подойдет на этот случай вовсе не любой священник, а непременно монах. Лучше всего игумен или архимандрит. Со славой. Чтоб первые полдня не дозвониться до него, а другие полдня чтоб он молился и думал над ответом, ну а там уже сестра сама найдет своим отпрыскам другую сиделку.

А бывает так:

Дорогой ты наш церковный благотворитель и владелец пароходов! У нас диакон такие песни духовные сочиняет - заслушаешься! Ему бы их записать, а гитары приличной нет. Помоги, а? Тебе же не трудно.

А благотворитель и отвечает:

Надобно спросить духовного отца. Если благословит, так и быть, куплю твоему диакону гитару.

Но духовный отец не благословил. Прошло несколько лет, диакон накопил денег и сам купил себе шестиструнную лиру. Только вот голос подрастерял к тому времени, так и не записав своих сочинений.

А вот скажите, батюшка, как мне быть: внучка просится прописаться и пожить на время обучения в институте. Девица неверующая, конечно. С характером. Благословите или нет?

В смысле, вы хотите сказать, - изумляюсь я, - что если не благословлю, то вы с чистым сердцем откажете внучке?

Женщина мнется, уловив мое недовольство.

Почему же вы считаете, что у меня есть моральное право решать, как вам поступить с внучкой?

Право решать, как поступить, кое-кто передает священнику - чтобы снять с себя ответственность

А моральное право человек дал священнику, чтобы снять с себя ответственность. Пятьдесят на пятьдесят - вероятность получить предпочтительный ответ. И не придется утруждать себя беготней к паспортистам. И рот лишний не кормить. А можно и сманипулировать попом, подведя под нужный ответ.

Батюшка, а вот меня попросили за женщину одну молиться, а я сомневаюсь, молиться или нет. Как вы благословите?

«О, горе мне!» - думаю я, а вслух вопрошаю:

А что на это говорит апостол Павел?

Благо, прихожанка читает Священное Писание и понимает, что я имею в виду.

Он говорит: молитесь друг за друга, - отвечает она.

А были ли там какие-нибудь поправки: дескать, но вот за такую-то женщину не молитесь?

Нет, батюшка.

А что ж вы тогда решили на мое мнение положиться? Вдруг я с ума сойду и запрещу вам молиться, пойдя наперекор апостолу? Кого послушаете из нас двоих?

И женщина удаляется, пока еще не научившись жить по Евангелию без человеческих подсказок или указаний старцев.

Благословите, батюшка, я повез в детский дом ящик свежих яблок!

Бог благословит!

Благословите меня, я решил помириться с женой и сохранить семью!

Благословен Господь!

Благословите на предстоящий день!

Бог в помощь!

И входит Бог в чье-то сердце, из сердца другого Он и не уходил никуда, а в иное сердце и рад войти, но там уже бывает занято давно, хоть и висит красивая табличка: «Милости просим!»

Закон Божий

Благословение священника

Священнослужители (т. е. особо посвященные люди, совершающие богослужения) - наши духовные отцы: епископы (архиереи) и священники (иереи) - осеняют нас крестным знамением. Такое осенение называется благословением .

Благословляющая рука священника

Когда священник благословляет нас, то он складывает пальцы так, что они изображают буквы: Ис. Хс. , то есть Иисус Христос. Это значит, что через священника благословляет нас Сам Господь наш Иисус Христос. Поэтому благословение священнослужителя мы должны принимать с благоговением.


Так мы складываем руки, чтобы получить благословение

Когда мы в храме слышим слова общего благословения: "мир всем" и другие, то в ответ на них должны поклониться, без крестного знамения. А чтобы получить отдельно для себя благословение от епископа или священника, нужно складывать руки крестом: правую на левую, ладонями вверх. Получив благословение, мы целуем руку, нас благословляющую, - целуем как бы невидимую руку Самого Христа Спасителя.

ВОПРОСЫ: Кто осеняет нас знамением креста? Как это осенение называется? Как священник слагает руку для благословения? Что это означает? Как нужно складывать руки, когда подходим под благословение? Что нужно делать, получивши благословение?

Православные христиане перед каким-нибудь важным делом или событием обычно отправляются в церковь и просят у священника благословения. Зачем это нужно?

В чем смысл благословения?

Дело в том, что священник является посредником между Богом и людьми, и обращаясь к нему за благословением, вы получаете поддержку Высших сил. Если ваше дело одобрил сам Господь, то вы получаете от Него духовную помощь. Само слово «благословение» означает, что вы получаете от Бога слово на благо вашей души.

В старину без благословения вообще не предпринимали ничего серьезного. Cчиталось, что дело, начатое без благословения, обречено на неуспех, а то и ввергает человека в опасность: например, на купца, отправившегося с товаром в другой город, могли напасть по дороге разбойники.

В каких случаях чаще всего просят благословение?

Это касается, как правило, каких-то важных для человека событий – поездки, операции, лечение, поступление в учебное заведение, устройство на работу, женитьба, начинание какого-то проекта.

Как правильно просить благословения?

Благословение просят после литургии. Если в храме присутствует несколько священников, то брать благословение лучше у того, кто выше по чину.

Как обряд благословение представляет собой особый вид крестного знамения. При этом верующий, который просит благословение, должен сложить руки крестом – правая ладонь на левую, ладонями вверх, и произнести слова: «Благословите, батюшка». После получения благословения необходимо поцеловать священнику руку – это символизирует целование Христовой руки.

Может ли священник отказать в благословении?

Может, если он сочтет, что ваше дело идет вразрез с религиозными канонами. Например, существуют ограничения для некоторых действий в пост. Вряд ли также вы получите благословение на развод или аборт: по церковным правилам это недопустимо. Однозначно священник не даст благословение на что-то, имеющее сомнительную нравственную сторону. Так, не стоит у него просить благословение, если вы, к примеру, устраиваетесь на работу в ночной клуб.

Зачем берут у священника благоговение и целуют у него руку?

Когда верующий человек подходит к священнику взять благословение, то Господь в первую очередь благословляет священника, а священник уже благословляет дитя Божие. То есть священник является проводником благодати Божией. Поэтому целуют, прикладываются не к руке священника, а к Руке Господа. Допустим, нам хочется получить Божие благословение, а как мы узнаем, благословил Он или нет? Господь оставил на земле священника, дал ему особую власть, и благодать Божия нисходит на верующих через священника.

Как правильно брать благословение? Взяла у батюшки благословение устроиться на работу, а ничего не получается. Я запуталась в этих благословениях... На какое расстояние действует благословение?

Как правильно брать благословение? Когда мы устраиваемся на работу, прежде надо ее найти. Или если хотим выйти замуж, нашли жениха, пришли к священнику и говорим: "Батюшка, я хочу выйти замуж". Или: "Я хочу устроиться на работу. Благословите?"

Священник должен дознаться, не будет ли эта работа во вред. Может, человек будет аборты делать или в парикмахерской женщин для блуда готовить? Много есть богопротивных работ. А у желающей выйти замуж надо узнать, что за жених, не безбожник ли, или иной веры. Если священник поймет, что работа хорошая, жених добропорядочный, он одобрит выбор, скажет: "Бог благословит".

А если нет жениха, нет работы, а просят: "Батюшка, благословите устроить свою жизнь", - это пустые слова, определенного ничего в них нет.

Далеко ли простирается благословение? Когда человек садится за руль и едет в какой-то город, он осеняет дорогу со словами: "Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа". На какое расстояние это благословение имеет силу? Если я еду из Иванова в Москву и благословляю дорогу, то это благословение действует до конца моего пути, т.е. до Москвы. Но, конечно, во время пути надо читать молитву Иисусову, а если есть верующие пассажиры, пусть читают каноны, акафисты, "Богородице Дево, радуйся". Даже если что-то случится в дороге, главное - быть в молитве, ведь Господь сказал: "В чем застану, в том и буду судить".

Кто благословляет на путь старчества, духовничества или становление происходит естественным путем?

Благословляет Сам Господь. Много есть монахов, которые исповедуют, но у них нет таких дарований. Нет прилежания так исповедовать людей, принимать, наставлять, даже если они хорошо знают святых отцов. Знать могут много, а отдачи нет.

Как правильно относиться к данному старцем благословению? Обязательно ли выполнять его при изменении обстоятельств или надо сказать, чтобы он благословение снял?

Если священник за грехи дал епитимью, то благословение надо выполнить. Допустим, делать ежедневно целый месяц пятьдесят поклонов. И исполнить благословение надо в точности: не пятьдесят один и не сорок девять, а ровно пятьдесят поклонов. А потом прийти к батюшке и сказать: "Вы мне давали епитимью. Я ее исполнила".

Так же и тогда, когда священник дал на что-то благословение. Например:

Батюшка, благословите, я хочу поменять квартиру.

Батюшка говорит:

Бог благословит.

И вдруг что-то не получилось. Надо тогда прийти и известить его об этом или сказать:

Батюшка, я передумала менять квартиру. Снимите Божие благословение с меня.

Вот так должно быть. Благословением надо дорожить. Знаете, некоторые так привыкают к благословению, что держат его за какое-то простое дело. Подходят к священнику, а в голове совсем другое: не благословение взять, а просто так, для приличия:

Батюшка, благослови... Слушай, Иван, ты там машину с углем разгрузи! Батюшка, благослови, благослови меня...

А батюшка ждет, когда человек перестроится, сообразит, что к чему. Конечно, так себя вести нельзя. Когда мы подходим к священнику брать благословение, то должны настроить себя так: "Сейчас Господь через священника видимым образом будет меня благословлять". В это время Господь посылает Свои милость и благодать и будет нас хранить.

Взяли мы благословение у священника, у епископа, целуем руку не священнику, а прикладываемся к руке Самого Господа. Через руку священника Господь послал нам Свое благословение. А если мы привыкли брать благословение для приличия, а в голове в это время всякие продажи, машины, тряпки, деньги, хозяйственные дела, то с таким настроем мы благодати не получим. С таким настроем брать благословение не разрешается.

Рядом стоят два священника, один чином выше. У кого брать благословение?

Если Вы хотите взять благословение и видите, что священников несколько, следует сначала брать благословение у того священника, кто чином выше. Если рядом стоят иеромонах и архиерей, то благословение берется только у архиерея. Архиерею дается большая полнота благодати, у иеромонаха этой полноты нет. Епископская благодать приравнивается к апостольской, он имеет право совершать все таинства, а иеромонах все, кроме рукоположения. Если рядом стоят иерей и протоиерей, то благословение следует сначала брать у протоиерея. Если иеромонах и игумен, то сначала у игумена.