Кто изобрел саксофон? Его виды, звучание. Из истории создания саксофона

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ САКСОФОНА

Разработанный в середине 1800-х годов Адольфом Саксом, этот музыкальный тростевой инструмент до сих пор покоряет сердца волнующим звучанием. Звук создается при продувании воздуха через инструмент. Этот звук усиливается, когда он проходит через основной корпус прибора. Саксофоны состоят из многочисленных частей, которые изготавливаются отдельно, а затем собираются.

Большинство инструментов изобретались людьми, а затем неуклонно развивались на протяжении многих лет. Интересно, что уже никто не может утверждать наверняка, кто изобрел, например, флейту или гобой. Но саксофон может похвастаться удивительной историей, связанной с деятельностью его изобретателя Адольфа Сакса. Сакс родился в Бельгии в 1814 году. Любовь к труду и навыки изготовления музыкальных инструментов ему привил отец, который был музыкантом. В возрасте 16 лет Сакс был уже опытным мастером инструментов: он значительно улучшил дизайн кларнета, добавил поршневые клапаны в корнет. В свое время он создал самые качественные кларнеты, флейты и другие инструменты.

Когда он принялся за изготовление саксофона, он жаждал создать инструмент, который мог бы сочетать в себе оркестровые звуки деревянных духовых инструментов, а также медных инструментов. Его изобретение должно было иметь качество тона деревянного духового инструмента и силу латуни. Первым саксофоном, который он сделал, был большой бас-саксофон. Поскольку была необходима коническая форма, то ему проще было создать изделие из латуни, чем из дерева. 20 марта 1846 года Сакс запатентовал свое детище - саксофон. Спустя короткое время были созданы меньшие версии саксофона, такие как альт и тенор.

Помимо мастерства в приборостроении, Сакс также преуспел в предпринимательстве. Чтобы сделать популярным и покупаемым свой новый инструмент, он организовал «битву за группы» между традиционной французской пехотной группой и той, которая использовала его саксофон. Группа Сакса выиграла конкурс, поэтому военные официально приняли саксофон. Со стороны производителей это вызвало волну возмущения по отношению к Саксу. Многие изготовители инструментов, а также часть музыкантов отвергли саксофон в качестве приемлемого инструмента. На тот момент это исключило возможность использования саксофона в оркестрах в его первоначальном назначении.

Тем не менее, многие композиторы были так впечатлены звуком саксофона, что с радостью использовали его в своем творчестве. Например, саксофон стал жемчужиной в опере Бизе, он солировал в оркестровой пьесе Равеля, Болеро. Американский композитор Дж. Соузе широко использовал его в своих маршевых композициях.

Истинный потенциал саксофона был реализован джазовыми музыкантами в начале 1900-х годов. Чарли Паркер и Джон Колтрейн помогли сделать инструмент самым популярным среди прочих духовых инструментов для джаза. У этих музыкантов были совершенно разные стили. Именно саксофон помог еще больше индивидуализировать звук. Кроме того, для джазовых музыкантов мундштук был изменен, чтобы инструмент звучал еще громче.

Материалы для изготовления саксофонов и их дизайн

Саксофоны, как правило, изготавливаются из латуни. Это композитный сплав, состоящий из металлов: медь, олово, никель и цинк. Наиболее часто используемой в производстве саксофонов, является желтая латунь, содержащая 30% цинка, плюс 70% меди. Другие типы включают золотую латунь и серебряную латунь, которые имеют в составе разные пропорции металлов. Цинк в латуни делает сплав пригодным для использования при более низких температурах. Также в спав может быть добавлено небольшое количество мышьяка или фосфора. Некоторые изготовители готовят специальные смеси из латуни для разработки различных частей саксофона.

Для изготовления саксофона используется и нержавеющая сталь, из которой делается большинство винтов. Мундштуки могут быть изготовлены из различных материалов, но это не принципиально, так как мундштук мало влияет на звук. Наиболее распространенным материалом является черный, твердый каучук или эбонит. Встречаются мундштуки из металла или стекла. Резонаторы производятся из пластика. Клапаны никелируются с тем, чтобы увеличить срок их службы, сделать более привлекательными. Сам инструмент часто покрыт лаком.

Типичный саксофон - это единственный в мире инструмент, производящийся из изогнутой латуни. Первоначально саксофон изготавливался в 14 вариантах. Теперь их осталось лишь 8 - сопраниссимо, сопранино, сопрано, альт, тенор, баритон, бас и контрабас. Высокие саксофоны имеют малую длину, а также лишены характерного изгиба.

Саксофон можно разделить на 3 главных элемента: корпус, раструб, тонкая трубка, на которую насаживается мундштук, являющийся малой частью инструмента. Конструкция мундштука влияет на окончательный звук, позволяя инструменту стать частью симфонического оркестра, либо солировать в рок-группах. Есть два основных параметра мундштука, которые влияют на тон: "пасть" и длина выемки. Для классических музыкальных произведений применяются мундштуки с малыми "пастями", для прочих — с широкими.

Трость - звукообразующая деталь, крепится к инструменту. Вибрируя, она и создает узнаваемый звук. Саксофонические тростники делаются из бамбука, который выращивается на юге Франции. Трость может быть мягкой или жесткой в зависимости от пожелания музыканта. Лигатура - это часть, которая удерживает трость на мундштуке. Он крепится к мундштуку с помощью винтов. Они могут быть изготовлены из кожи, металла или пластика.

Саксофон имеет уникальную систему клапанов, которые закрывают и открывают отверстия на корпусе. Их число может составлять от 19 до 22 штук. Это целиком зависит от разновидности саксофона. У каждого клапана есть накладка, которая обеспечивает воздухонепроницаемое уплотнение на отверстии.

Саксофонная трубка - длинная металлическая трубка, которая на одном конце постепенно расширяется. На ней просверлены отверстия. Когда все отверстия закрыты, инструмент работает так же, как горн, усиливающий звук вибрирующего тростника. Когда отверстие открывается, звук меняется, создавая другую ноту. Коническая форма саксофона делает обертоны октавами. Это облегчает аппликатуру, потому что более высокие тональные ноты производятся с такими же аппликатурами, как и более низкие.

Поскольку спрос на саксофон относительно высок, их производство в значительной степени является автоматизированным процессом. Основные этапы производства включают в себя формирование деталей, сборку и окончательную полировку. Компьютерные средства управления гарантируют идеальное состояние инструментов. Качество звука проверяется производителями на последнем этапе. В тесте используют профессиональных музыкантов, которые могут проверить, что качество тона, интонация и воспроизведение находятся в допустимых пределах, установленных для конкретной модели инструмента. Звук инструмента проверяется при различных акустических настройках. В целом, если саксофон производится в соответствии со спецификациями, никаких корректировок не требуется. Тем не менее, тоновые отверстия могут быть просверлены больше, чтобы звук инструмента был менее резким.

Дизайн саксофона все еще совершенствуется. Поскольку популярность инструмента выросла за последние несколько лет, то были созданы саксофоны с различными радиусами трубы. В современных моделях все детали стали съемными, обеспечивая более легкую чистку. По мере продолжения развития этого инструмента качество и звук продолжают улучшаться.

История саксофона, знакового символа джазовой музыки, не теряется в веках, как происхождение многих других музыкальных инструментов. Первый саксофон был создан бельгийским музыкальным мастером Адольфом Саксом в 1842 году, а запатентовано изобретение было четыре года спустя.
Первоначально название инструмента было неблагозвучным – «мундштучный офиклеид», но спустя несколько лет талантливый композитор и журналист предложил более яркий вариант названия инструмента, который покорил весь музыкальный мир, — «саксофон». Будучи близким другом изобретателя, Берлиоз посвятил новому инструменту несколько статей, и помог обрести саксофону первую известность. Кроме того, Берлиоз стал первым композитором, написавшим произведение с участием саксофона – хорал для голоса и шести духовых инструментов.
«Пиар» Берлиоза и возможности инструмента дали свои плоды – уже через десятилетие он становится полноправным членом духового оркестра, изредка используется в симфонических сочинениях. Но триумфальным для саксофона становится XX век и возникновение джазовой музыки.

По классификации инструмент является этакой «ловушкой для двоечников»: не имея деревянных деталей, саксофон относится к группе деревянных духовых инструментов.
Саксофон представляет собой коническую трубку из специальных сплавов (томпак, сплав меди и цинка, либо пакфонг, сплав меди, цинка и никеля). Для компактности трубка саксофона, как правило, изогнута. Основные составные части: раструб, корпус, «эска» (тонкая трубка – продолжение корпуса).
На эску насаживается мундштук из черного эбонита или пластика (иногда металла), сконструированный наподобие мундштука кларнета. В зависимости от музыкального направления и партии в произведении могут использоваться разные мундштуки, различающиеся между собой по размеру и длине выемки.
Звукообразующим элементом саксофона является трость, или язычок, которая также схожа с язычком кларнета. Изготавливается трость из камыша либо из синтетических материалов. Трость крепится к мундштуку с помощью лигатуры – специального приспособления, представляющего собой хомутик с двумя винтами.
Инструмент имеет сложную систему клапанов, закрывающих (открывающих) отверстия в корпусе. Количество клапанов варьируется от 19 до 22 в зависимости от типа инструмента.

Семейство саксофонов

Адольф Сакс сконструировал четырнадцать моделей инструмента. В настоящее время используется семь основных моделей семейства саксофонов:

Кроме указанных в таблице разновидностей, в существуют саксофон-пикколо (соприлло), субконтрабасовый саксофон и другие, но производятся они в единичных экземплярах и широко в музыке не применяются.
Чаще в музыке используются сопрановый, альтовый, теноровый и баритоновый саксофоны:


Практически все саксофоны – транспонирующие инструменты, т.е. ноты, исполняемые на инструменте, отличаются от написанных. Современные саксофоны делятся по строю, и, соответственно, по транспонированию на две группы: in Es (при исполнении ноты до прозвучит ми бемоль) и in B (при исполнении ноты до прозвучит cи бемоль).
Диапазон саксофона покрывает две с половиной октавы и насчитывает три регистра: низкий, средний и высокий. В некоторых современных композициях применяется «фальцетный» регистр, позволяющий достичь «флажолетных» гармонических звучаний.

Саксофон и джаз

Мы не станем умалять роль саксофона в классической музыке, инструмент действительно часто используется в оперных сочинениях, без него не обходится практически ни один духовой оркестр. Но по-настоящему всемирную популярность саксофон обрел в джазовой музыке.
Специфичное звучание инструмента, его выразительные возможности, потенциал для импровизации лучше всего подошли для нового музыкального стиля, зародившегося в Соединенных Штатах в конце XIX века. Уже к 1920 году Штаты, словами одного из музыкальных критиков, поразила «саксофономания». Поражала как скорость распространения инструмента, так и масштабы производства инструмента.
В 30-х годах XX века в моду вошли джазовые оркестры (бигбэнды), в которых группа саксофонов стала обязательной частью. Как правило, состав бигбэнда включал пять саксофонов (два альтовых, два теноровых и один баритоновый), однако численность могла варьироваться, при этом один из саксофонистов также иногда играл на кларнете, флейте или более высокой разновидности саксофона (сопрано или сопранино). В современной джазовой музыке саксофон продолжает играть ведущую роль.
Среди выдающихся саксофонистов XX-XXI – Лестер Янг, Коулмен Хокинс, Джон Колтрейн, Бен Уэбстер, Пол Дезмонд, Орнетт Коулман, Джерри Маллиген, Брэнфорд Марсалис, Джулиан «Кэннонболл» Эддерли, Бад Шенк, Фил Вудс и множество других великолепных исполнителей.
Джазовая музыка в России также представлена целой плеядой прекрасных саксофонистов, достаточно вспомнить такие имена, как Игорь Бутман, Георгий Гаранян, Давид Голощёкин.

Создателем этого чудного инструмента считают выдающегося франко-бельгийского инструментального мастера Адольфа Сакса. Однажды Саксу стало интересно узнать, можно ли сделать музыкальный инструмент, который бы стал промежуточным звеном между деревянными и медными духовыми.

Инструмент, который бы был способен сочетать тембры меди и дерева, как нельзя кстати пригодился бы для несовершенных на то время военно-духовных оркестров Франции. Для воплощения своей идеи в реальность Сакс решил прибегнуть к новому принципу построения: он соединяет коническую трубу с тростью кларнета и клапанным механизмом гобоя. Инструмент имел металлический корпус. Внешне он был похож на басовый кларнет. Сама трубка расширялась в конце и сильно загибалась вверх. К ней была прикреплена трость на наконечнике из метала. В целом получившейся инструмент чем-то напоминал английскую букву S. Отметим, что задумка Сакса получилась великолепной. Новому инструменту удалось соединить в себе свойства медного и деревянного духовых военных оркестров. Кроме того, особое внимание привлек получившийся тембр. Звук, издаваемый саксофоном, напоминает звучание английского рожка, кларнета и виолончели. Но, нельзя упустить тот факт, что сила звука саксофона во много раз превышает силу звука, издаваемую кларнетом.

Сначала саксофон стали активно использовать в военно-духовых оркестрах Франции, а в скором времени им заинтересовался оперный с симфоническим оркестры. Не одно десятилетие саксофон использовали только французские композиторы, а именно Тома, Массне, Бизе, Равель и др. Но по истечению некоторого времени саксофон обрел популярность среди композиторов разных стран мира. Рахманинов, например, задействовал саксофон для воспроизведения своей одной самой прекрасной мелодии в первой части «Симфонических танцев».

Интересно, что с момента своего возникновения саксофон прошел интересный путь и даже столкнулся с мракобесием. В Германии, когда в этой стране процветал фашизм, игру на данном инструменте запретили, мотивируя это тем, что саксофон имеет неарийское происхождение.

В начале 20 века саксофоном заинтересовались музыканты из джаз-ансамблей и таким образом этот инструмент стал «королем джаза». Большинство композиторов 20 века высоко оценили саксофон. Например, Дебюсси придумал Рапсодию для данного инструмента с оркестром.

Если и вы решили научиться играть на легендарном инструменте, трости для альт саксофона купить вам будут просто необходимы. Обратитесь к профессионалам в Магазин музыкальных инструментов duhoviki.ru, там вам помогут выбрать то, что нужно из всего многообразия предложений.

История создания саксофона начинается в XIX веке. Изобрел этот музыкальный инструмент бельгиец Адольф Сакс в 1840 году. Потому и название его произошло от имени создателя – «Sax» и греч. «phone», что значит звук.

У первых моделей саксофона было два отдельных друг от друга октавных клапана, 3 боковых клапана для левой руки, один клапан для правой руки и дополнительный клапан под указательный палец левой руки, благодаря чему можно было продлевать верхний предел диапазона до фа 3-й октавы. У инструментов Сакса нижний регистр ограничивался си-бемолем малой октавы по нотации.

В 1880 году изобретателем была предпринята попытка расширения нижней границы диапазона. За счет того, что он несколько удлинил раструб, сконструированная им модель саксофона-альта стала иметь нижний звук ля малой октавы.

Французская фирма «Lecomte» в 1890 году проделывает серьезное конструктивное изменение – ее изобретением становится система сдвоенного октавного клапана, благодаря чему улучшилась техническая подвижность саксофона. А добавление бокового клапана ми-бемоль 3-й октавы – это совместная работа известного в то время саксофониста-виртуоза и кларнетиста Э. Лефебра и американской фирмы «Conn». И сегодня не останавливаются работы по техническому усовершенствованию саксофона. Фирмы-изготовители постоянно вносят свои новшества, например, были добавлены клапана «верхней аппликатуры».

Хотя и делается саксофон металла, его все равно относят к числу деревянных духовых инструментов (таким, как гобой, кларнет, флейта). В истории создания саксофона отмечено, что первоначально он использовался исключительно в военных оркестрах. Потом его «голос» все чаще стал звучать в симфоническом и даже оперном оркестрах.

Солирует саксофон, например, в «Болеро» Равеля. Но в симфоническом оркестре ему так и не удалось стать полноправным членом. Зато его мелодичный вибрирующий звук хорошо знаком всем, кто увлекается джазовой музыкой, поскольку в эстрадных оркестрах, саксофон - обязательный участник!

Саксофон – духовой музыкальный инструмент, востребованный, популярный, обладающий неповторимым звуком; при этом он уникален не только своим строением и характеристиками, но и историей, ведь был создан в середине XIX века, что большая редкость для музыкального мира. Интересно, что он используется в духовых оркестрах или в музыкальных направлениях типа Jazz, но намного реже встречается в оркестрах симфонических.
Сейчас получает распространение ансамблевое использование саксофона; кроме того, специалисты отмечают высокую важность и применимость в современной эстрадной музыке, где сакс может играть как центральную, так и вспомогательную роль. В различных культурах саксофон играет свою роль, но в некоторых странах – первостепенную. Если конкретней, то данный инструмент имеет следующие номенклатурные определители:
  1. тонкая трубка (эска);
  2. раструб;
  3. корпус.

На эску можно надевать один из нескольких видов мундштуков – тут уже решает сам музыкант, в зависимости от индивидуальных предпочтений. Применяют пластик или черный эбонит; как говорилось выше, форма и строение мундштука полностью совпадает с кларнетовским. Мундштук влияет на звучание, поэтому иногда может быть сменен во время исполнения конкретного произведения несколько раз. Звукообразующий элемент – язычок, его изготавливают из особых сортов «дерева», например из бамбука, тростника или камыша. Инструмент имеет сложную клапанную систему , их количество может варьироваться. Именно из-за этой конструктивной сложности стоимость саксофона так высока. Всего существует 14 типов этого музыкального инструмента, но из них 6 практически никогда не используются, и встретить их очень сложно. Разве что у коллекционеров или «винтажных» музыкантов.

Квартет саксофонов

Существуют самые популярные модификации , они составляют квартет и могут играть вместе, получается интересный и своеобразный звук.

Отметим, какие саксофоны используются в данном случае:

  • сопрановый;
  • альтовый;
  • теноровый;
  • баритоновый.

Если рассмотреть аппликатуру, то станет ясно, что она очень схоже с гобойной. Но это лишь видимость, так как звукоизивлечение происходит все-таки по принципу кларнета. Специалисты отмечают, что на нашем инструменте регистры более однородны, нежели на кларнете. Возможна большая амплитудная вибрация звука при помощи использования клапанов и мундштука. Интересно, что основным достоинством саксофона считают способность сливаться с деревянными духовыми, а также с «медными». Сила звука его очень высока, почти как у валторны.

Перечислим основные приемы игры, которые применяются классиками и современными виртуозами в джазе:

  • фруллато (трубное тремоло);
  • резонансное звучание;
  • многоголосье;
  • флажолетная техника;
  • игра в сверхвысоком регистре и др.

Роль и значение саксофона

Если спросить у экспертов, какое значение имеет саксофон и что он принес в современную музыку, то ответ будет скорей всего таким: никакой другой инструмент не может дать такой высокий уровень чувственности, именно поэтому он задает такие высокие рамки восприятия музыкальных произведений современности. Композиторы стараются затронуть глубинные струны души слушателя, поэтому им нужны самые новейшие инструменты и технологии. Недаром саксфон называют инструментом для души , в этом солидарны многие меломаны по всему миру, он может передать переживания героев, чувства, волнение, ощущение страха, восторга и др. Разумеется, играть на саксофоне непросто, нужно учиться, но современные консерватории обладают соответствующими классами, и дают образование студентам. Проблема заключается в том, что на отечественном пространстве не так много магазинов, где можно , и популярность его остается лишь элитной, но никак не народной. В каждом доме можно встретить гитару или синтезатор, пианино, но никак не саксофон. Нужно помнить, что в прежние времена этот инструмент был запрещенным по всему СНГ, достаточно вспомнить крылатое выражение «сегодня он играет джаз, а завтра родину продаст». Сейчас ситуация изменилась в лучшую сторону и меломаны могут наслаждаться саксофонной музыкой – как в аудио, так и в видео формате. В заключение можно сказать, что, возможно, этот музыкальный инструмент будет продолжать развиваться и появятся новые модели, разновидности, типы, которые сыграют свою роль в непрекращающейся музыкальной революции.

Видео

Слушать саксофон