Народное творчество: сказки и их виды. Сочинение на тему народная мудрость в произведениях устного творчества Народная мудрость в произведениях устного народного творчества

Народная мудрость в произведениях устного народного творчества окунает нас в духовную культуру наших предшествующих поколений.

Устное народное творчество возникло в глубокой древности. Народные песни, сказки, загадки знают все. В глубокой древности не было письменности, и каждый человек рассказывал сказку или былину свою.Таким образом творцом всех песен, и былин становился народ. Вся мудрость народа передавалась в песнях, сказках. Люди заметили что с песней веселее работалось. И песни изменялись в них появилась ритмичность. С песней легче было возделывать землю, валить лес.
Первобытные люди верили в различных духов и богов в силы природы. Они слагали песни прославляющих их. В сказках люди рассказывали о своем труде, о каких-то исторических событиях. Сказки учат детей быть честными, и трудолюбивыми, мужественными. В сказках дается ответ на простой вопрос: «Что такое добро и зло? »


Загадки — составленные народом отличаются оригинальностью и поэтичностью. Помогают детям развивать фантазию.

В пословицах и поговорках отражается жизненный опыт людей. В Русских пословицах можно понять как и чем живет человек на пример: «Кудри завивай да про дела не забывай» «Лицом и туда и сюда, а делами не годится не куда».

Труд в жизни наших предков занимал огромное место. Да и в нашем времени эти пословицы очень актуальны. Ведь они несут большой воспитательный заряд в себе. Вот пословицы о Родине:

Пословицы говорят о ценности нашей земли, воспитывают и вдохновляют нас:
«С родной земли-умри, не сходи».
«Один в поле не воен».
«Смелость города берет».

Народная мудрость в произведениях устного народного творчества (к таковым традиционно относятся былины, сказки, поговорки, загадки, пословицы, песни) составляют сокровищницу народной художественной культуры, тем самым представляют интересный источник познания родного языка, и народного быта.

Устное народное творчество — начало искусства слова
Устное народное творчество — это древнейший вид словесного творчества человека. Возникла она еще много веков назад, когда письменности не было и люди не знали, что такое буквы. Как же возникали такие произведения? Один человек составит, скажем, сказку, переведет ее другим, а те еще кому, и так произведение передается от человека к человеку, из одной местности в другую. Передавая из уст в уста сказку, песню, пословицы, поговорку или загадку, люди могли изменять ее, добавлять что-то свое. Таким образом, один и то же произведение в разных областях мог иметь некоторые отличия. Если литературное произведение пишет некая один человек или несколько людей, то народная песня или поговорка появляется в результате общения многих людей, и уже невозможно установить, кто ее придумал первым. Много народу участвует в ее создании, именно поэтому произведения, появились и долгое время не были записаны на бумаге, называются народных произведений. Другое название устного народного творчества — фольклор. Это слово в переводе с английского означает "народная мудрость". Двести-триста лет назад появились такие люди, которые интересовались этой творчеством и начали ее записывать на бумагу. Это были писатели, ученые или просто грамотные и образованные люди. Благодаря этим людям, которые тратили свое время и прилагали усилия, мы можем прочитать такие произведения просто в книге, нам не надо искать тех, кто знает много пословиц или сказок, чтобы познакомиться с народным творчеством.
В повседневной жизни каждый из нас использует фольклор, не замечая этого. Сначала мама поет нам колыбельные песенки, потом в детском садике мы изучаем загадки. А вот в школе мы знакомимся с остальными видами народного творчества. Сначала изучаем сказки, поговорки и пословицы, затем частушки, песни, думы.
Поговорки и пословицы несут в себе то, что называют народной мудростью. Когда я не хочу делать домашнее задание, то папа говорит: "Не побегаешь — не пообедаешь". И я понимаю, что он имеет в виду не то, что тот, кто не бегает, остается без обеда, а то, что я не получу хорошую оценку, если не выполню домашние упражнения. Поговорки и пословицы охватывают различные темы, а именно: различные человеческие недостатки, семейно-бытовые отношения, здоровье, труд, смелость и отвага, бедность и богатство, счастье и горе и многие другие.
Произведения устного народного творчества всегда отличаются тем, что легко читаются, легко запоминающиеся небольшие по размеру. Это вполне понятно, потому что они нигде не записывались, а запомнить длинный и тяжелый произведение невозможно.
Сейчас считают, что фольклор появился гораздо раньше, чем другие произведения, и я вполне согласен с этим, потому что существовал он уже тогда, когда люди и не представляли, что существуют буквы.

Московский Государственный Университет

имени М.В.Ломоносова

Факультет иностранных языков и регионоведения

Кафедра региональных исследований

Курсовая работа на тему:

«Русский национальный характер в пословицах и поговорках русского народа»

Выполнил: студент

I курса группы 104 Николаев Кирилл

Научный руководитель:

Калякина А.В

Введение……………………………………………………………………..2 Глава 1 Великий могучий русский язык…………………………………..4 1.1. Фольклор – народное творчество……………………………………..4 1.2. Пословицы и поговорки – зеркало русской души…………………...7 1.3. Отражение народной мудрости в пословицах и поговорках……...11 Глава 2 Особенности национального характера………………………..14 2.1 Самобытность русского народа………………………………………14

2.2 Многонациональность пословиц и поговорок……………………….19

2.3 Влияние пословиц и поговорок на русский язык……………………20

Заключение…………………………………………………………………24

Введение.

Пословицу сказал – дорогу указал,

Поговорку – душу утешил.

Русский язык богат пословицами и поговорками. Их тысячи, десятки тысяч! Они переходят из века в век, от одного поколения к другому. Безусловно, русские пословицы и поговорки отражают национальный характер русского народа. Меня заинтересовала эта тема, и была поставлена цель – выявить основные черты национального характера в пословицах и поговорках русского народа. Эта тема позволяет погрузиться в самобытность русского народа, понять его отношение к той или иной области жизни. Иногда одна метко сказанная фраза позволяет понять больше, чем длительные рассуждения. В пословицах и поговорках содержится народная оценка жизни.

Были определены следующие задачи:

1. отобразить русские пословицы и поговорки как проявление народной мудрости.

2.показать черты национального характера в русских пословицах и поговорках.

Это исследование интересно и познавательно. Русские пословицы и поговорки являются неотъемлемой частью русского языка. Они отражают повседневную жизнь русского человека, быт, мудрость народа и, конечно же, национальный характер.

В качестве источников были выбраны работы В. Даля «Пословицы русского народа», Афанасьева А.Н. «Народ художник», Аникин В.П. «Русский фольклор», « Русские пословицы и поговорки».

Даль В. (1801- 1872) русский ученый, писатель, лексикограф, составитель « Толкового словаря живого великорусского языка». Этнограф и собиратель фольклора. В.Даль сгруппировал пословицы и поговорки по тематическому принципу, стремясь охарактеризовать мнение народа о разнообразных явлениях природы и общества. Составитель пытался быть объективным и отразил все стороны жизни.

Афанасьев А.Н. (1826 – 1871) исследователь народной поэзии, русский историк и литературовед, публикатор фольклора. Благодаря архивным разысканиям Афанасьева А.Н. увидели свет многие документы и литературные произведения XVIII – первой половины XIX вв. Его книги о фольклоре внесли большой вклад в изучение народного творчества.

Аникин В.П. (1924 год рождения) профессор, доктор филологических наук, преподаватель филологического факультета МГУ им. Ломоносова. Автор многих работ по истории фольклора. Аникин В.П. внес крупный вклад в изучение фольклора. Труды этого исследователя раскрывают специфику устного народного творчества.

Выбранные мною источники дают представление о таком жанре фольклора как пословицы и поговорки, которые являются богатством нашей отечественной культуры и великого русского языка. Значение трудов этих авторов заключено в богатстве собранного материала, который почерпнут из истории, этнографии и словотворчества десятков народов.

В качестве исследовательской литературы выбрана книга, доктора исторических наук, профессора и заведующего кафедрой региональных исследований факультета иностранных языков МГУ им. М.В. Ломоносова, А.П. Павловской «Русский мир. Характер, быт и нравы ». В процессе изучения данной литературы попадаешь в прошлое, узнаешь традиции и уклад жизни русского народа, его стремления, нужды, проблемы, радости и суеверия. Книга написана простым, доступным слогом, приведено много исторических примеров. Показана взаимосвязь народного фольклора с повседневной жизнью народа.

Глава 1 Великий и могучий русский язык.

1.1Фольклор – народное творчество.

Фольклор - устное народное творчество, отражающее его жизнь, мировоззрение, идеалы. В буквальном переводе Folk – lore означает: народная мудрость, народное знание. Фольклор зародился в повседневном быту, и является частью человеческой культуры. Главная особенность фольклора заключается в том, что он не имеет авторства и является общим национальным достоянием. Значение фольклора было глубоко раскрыто А.М.Горьким. В своем докладе, на первом съезде советских писателей, Горький говорил: « Я снова обращаю ваше внимание, товарищи, на тот факт, что наиболее глубокие и яркие художественно совершенные типы героев созданы фольклором, устным творчеством трудового народа. »1

Фольклор, будучи древнее письменности, передавался из уст в уста, из поколения в поколение, является ценнейшим источником для познания истории любого народа. Важнейшие качества произведений русского фольклора обусловлены культурной памятью этноса. В состав фольклора входят сказки, легенды, песни, былины, эпос. Также существуют малые жанры фольклора. В малые жанры можно отнести колыбельные песни, потешки, прибаутки, игры, считалки, скороговорки.

Фольклор не может быть изучаем без помощи лингвистики, без изучения того диалекта, говора, на котором создаются данные устно - поэтические произведения. Наука фольклористика - это, прежде всего часть литературоведения, а фольклор – это часть словесного искусства, как и письменная литература, фольклор является образным познанием, отражением общественной действительности. « Фольклорное произведение находит свое содержание и форму после того, как поживет в народе, пройдет через процесс изменений и обретет устойчивые черты, характерные для творящей среды. Все народные сказки, предания, загадки, пословицы и поговорки прошли через этот процесс фольклоризации.»2

Неотъемлемой частью фольклора являются пословицы и поговорки. Первые упоминания можно встретить в произведениях древнерусской письменности «Слово о полку Игореве»(XII век.) « Моление Даниила Заточника» (XIII век). Начиная XVII века издавались сборники пословиц.

Пословица – краткое народное изречение с назидательным смыслом, короткая притча, это суждение, приговор, поучение, высказанное обиняком и пущенное в оборот под чеканом народности. Пословица – это самый любопытный жанр фольклора, во многом оставшийся непонятым и загадочным. В пословицах отражается народный ум, народная оценка, духовный облик народа, суждения о самых разных сторонах жизни. Пословица – это цвет народного ума и житейская, народная правда. « Не поняв пословицы, как это нередко случается, считаешь ее бессмыслицею, полагаешь, что она придумана кем-либо для шуток или искажена неисправимо, и не решаешься принять ее; ан дело право, только смотри прямо».3

Поговорка – широко распространенное образное выражение, один из малых жанров фольклора, часто имеет юмористический характер. Это переносная речь, простое иносказание, но не притча, без суждения, заключения. «Поговорка заменяет только прямую речь окольною, не договаривает, иногда и не называет вещи, но условно, весьма ясно намекает. Вместо «он глуп» она говорит: « У него не все дома, одной клепки нет; под носом взошло, а в голове и не посеяно. »»4

Между этими понятиями есть разница: в отличие от пословиц, поговорки лишены прямого обобщенного, поучительного смысла, ограничиваясь образным, иносказательным выражением: легок на помине, как снег на голову, бить баклуши – это типичные поговорки, лишенные характера законченного суждения. Поговорка в еще большей степени, чем пословица, передает эмоционально – экспрессивную оценку разных жизненных явлений. Она и существует для того, чтобы выражать именно чувства говорящего.

Пословицы следует отличать от поговорок. Главной особенностью пословицы является ее законченность и дидактическое содержание. Поговорка отличается незавершенностью умозаключения, отсутствием поучительного характера. Конечно, иногда очень сложно отличить пословицы от поговорок или провести четкую грань между этими жанрами. Поговорка граничит с пословицами, и в случае присоединения к ней одного слова или изменения порядка слов поговорка становится пословицей. «Он чужими руками жар загребает», «Он сваливает с больной головы на здоровую» - поговорки. Но если сказать: «Чужими руками жар загребать легко» или «Сваливать с больной головы на здоровую не накладно» и это будут уже пословицы, заключая в себе полную притчу.

Поговорки в силу своей особенности образных выражений чаще, чем пословицы, сближаются с языковыми явлениями. В поговорках больше национального, общенародного значения и смысла, чем в пословицах. В.Даль пишет о том, как разницу между пословицей и поговоркой выразил народ: «поговорка – цветочек, а пословица – ягодка»5

Указывая на то, что поговорка – это что-то незаконченное, имеющее намек на суждение. В наших пословицах можно найти образцы всех прикрас риторики, такие как метафора: Его голыми руками не возьмешь. Аллегория: Хорошо пахать на печи, да заворачивать круто. Гипербола: У него каждая копейка алтынным гвоздем прибита.

Фольклор и его жанры: пословицы, поговорки, прибаутки, сказки, былины важны, как выразительные, меткие, точные образцы народной речи и как из давно сложившиеся мировоззрение, религиозные традиции, бытовой прагматизм социальных структур. Фольклорная традиция имеет как общерусские черты, так и локальные, региональные, которые привносят в фольклор обилие вариантов и особенностей бытования каждого отдельного произведения, обычая, обряда. «Фольклор – яркое проявление национального искусства. Уже вследствие своей традиционности фольклор должен был стать самобытным. Самобытность порождена особенностями жизни народа, обстоятельствами происхождения и той ролью, какую фольклор играл в народной жизни».6

1.2 Пословицы и поговорки – зеркало русской души.

Пословицы касаются всех предметов жизни, вторгаются во все области человеческого бытия, людских надежд, помыслов, оценок ближних – родных, соседей, властей, общественных порядков, учреждений, законов, суда, справедливости, житейских обычаев, течения жизни, души человека, его здоровья, нрава, характера. Знаменитый Владимир Даль выделил для своих пословиц сто семьдесят девять рубрик. Пословицы о предметах веры (бог, грех, набожность, раскол), о судьбе (терпенье, надежда), о счастье, о богатстве и бедности, о достатке, скупости, о бережливости и прочем. В своем сборнике В. Даль отожествляет понятия « правда», « добро», « совесть» и « справедливость». Свои мысли и отношение к этим понятиям он подтверждает народными пословицами и поговорками: « В нем правды нет, совести», « Кто правдой живет, тот добра наживет», « Не все то правда, что говорится», «Не ищи правды в других, коли в тебе ее нет». Жить по правде в русском языке всегда означало, жить по не писанным, но традиционным, правилам добра и справедливости, по Божьим Заветам.

Русский человек на протяжении своей истории – в отношении с собой и в отношении с другими – предпочитал богатство духовное материальному богатству. Предпочтение духовного богатства традиционно в России считалось более высокой целью, нежели приобретение материального блага.

Характерные черты русской души – это доброта, гуманность, склонность к покаянию, сердечность и душевная мягкость. Многие пословицы и поговорки показывают эти черты: « Доброму бог помогает», «С добрым жить хорошо», «Делать добро спеши», «Доброе дело и в воде не тает», «Жизнь дана на добрые дела», «Добро век не забудется», «Доброе дело крепко», «Доброе дело на век». К доброму человеку справедливо относится судьба: « Злому – смерть, а доброму – воскресение». Но слишком смирного пословицы осуждают: « Его разве только ленивый не бьет», «Смирную собаку и кочет бьет».

Православие оказало огромное влияние на историческую судьбу страны и во многом определило характер народа, населяющего нашу необъятную Родину. Традиционно русские всегда считались народом очень религиозным. Народным идеалом всегда являлось не могучая или богатая, а Святая Русь. Религиозность – это одна из глубинных черт русского характера. Религиозное мировоззрение сыграло важную роль в формировании как нации в целом, так и русской личности в отдельности. Эта характерная и очень важная черта национальной русской души. Пословицы показывают веру русского народа в Бога: «Жить богу – служить», «Велико имя господне на земли», «Сильна божья рука. Божья рука – владыка», «Даст бог день, даст бог и пищу». Русские пословицы осуждают грех и проступки: «Без греха веку не изживешь, без стыда рожи не износишь», «Невольный грех живет на всех», «В чем грех, в том и покаяние». Правда некоторые поговорки намекали на то, что вера не предполагает людского бездействия – это не способ переложить обязанности человека на высшие силы: «На Бога надейся, а сам не плошай», «Богу молись, а в делах не плошись», «Богу молись, а к берегу гребись».

Характерными чертами русской национальной души являются гостеприимство, щедрость и широта натуры. Русское гостеприимство общеизвестно: «Хоть не богат, а гостям рад». Для гостей всегда приготовлено лучшее угощение: «Коли есть, что в печи, все на стол мечи!», «Гостю щей не жалей, а погуще налей». Эти пословицы говорят о том, что как бы трудно не жили люди, а гостя встретят хорошо, поставят все лучшие, никогда не покажут, что у них хуже, чем у других.

Русские люди встречают гостя на пороге своего дома с хлебом-солью. Обычай преподносить хлеб - соль пришел из глубины веков и сохраняется в России до сих пор. Хлеб-соль – это приветствие, выражение радушия, пожелание гостю добра и благополучия: «Хлеб-соль кушай, а добрых людей слушай». И вообще без хлеба нет жизни; нет русского истинного стола без хлеба. В России отношение к хлебу особенное. Все тяготы и лишения, которые произошли, в России доказывают это. Достаточно вспомнить тяжелые годы блокады Ленинграда, во время Великой Отечественной войны, когда хлеба было мало, и он выдавался по несколько грамм в день, ценилась каждая корочка, каждая крошка. Ценность хлеба наш народ пронес через все испытания, это передавалось с молоком матери и почитается, по сей день. Об этом говорят и русские пословицы: «Хлеб всему голова», «Хлеб на стол, так и стол – престол», «Плох обед, коли хлеба нет», «Хлеб дар божий, отец, кормилец», «Хлеба ни куска, так и в тереме тоска, а хлеба край, так и под елью рай».

И соль, как известно, играет важную роль в жизни человека. В древний Киев соль ввозилась из Прикарпатья. Недостаток соли в Древней Руси считался настоящим бедствием. Нехватка соли вызывала народные волнения, в истории известны соленые бунты. В то время соль была очень дорогой, она ценилась буквально на вес золота. С солью связано много красочных выражений и поверий. Рассыпать соль – к несчастью, уйти не с чем – «уйти несолоно нахлебавши ». А чтобы лучше узнать человека, надо с ним пуд соли съесть. Хлеб олицетворяет силу и здоровье, а соль – богатство! Хочется еще раз сказать, что хлеб и соль стали символом гостеприимства и радушия русского народа. ”Без соли, без хлеба худая беседа”, ”Без хлеба – смерть, без соли смех”.

Отличительной чертой русского народа является его отзывчивость, умение понимать другого человека, чуткое отношение к чужому душевному состоянию, способность интегрироваться с культурой других народов, уважать ее. Удивительная этническая терпимость, а также исключительная способность к сопереживанию, умение понимать и принимать другие народы позволили русской нации создать невиданную в истории империю. И эта черта отражается в народных пословицах и поговорках: «Кто нас помнит, того и мы помянем», «За добро добром платят». Русскому народу свойственны такие качества как гуманизм, доброжелательность в отношении других народов, самопожертвование, взаимное уважение людей, их национальных обычаев и культуры. Особое внимание русские уделяют отношению к соседям: «Худое дело обидеть соседа», «Жить в соседях – быть в беседах», «Близкий сосед лучше дальней родни», «Межи да грани – ссоры да брани». Нельзя не упомянуть еще о таких качествах, как терпение и стойкость. Русский народ обладает безграничным терпением, с удивительной стойкостью переносит трудности, лишения, страдания. Умение приспосабливаться к непростым, а порой и просто невыносимым условиям жизни, надеяться на лучшие и верить в чудо– это способ существования и выживания нашего народа. Не трудно найти отражение этой черты в русских пословицах и поговорках: «Терпение – лучше спасенья», «Терпение даст умение», «На хотенье есть терпение», «Век живи, век надейся», «Слава Богу, не без доли: хлеба нет, так дети есть».

Созданные в веках, переходя из поколения в поколение, пословицы и поговорки поддерживали уклад народной жизни, крепили духовный и нравственный облик народа. Это как заповеди народа, которые регулируют жизнь каждого человека. Это выражение мыслей, к которым народ пришел через вековой опыт.

1.3. Отражение народной мудрости в пословицах и поговорках.

Пословицы и поговорки представляют собой народную мудрость, выражают истину, проверенную многовековой историей народа, опытом многих поколений. Они сообщают нам различные явления окружающей нас действительности, помогают понять историю нашего народа. В пословицах и поговорках выражены радость и горе, гнев и печаль, любовь и ненависть, ирония и юмор. Поэтому в текстах пословицы и поговорки приобретают особое значение. Они не только усиливают выразительность речи, придают остроту, углубляют содержание, но и помогают найти путь к сердцу слушателя, читателя, завоевать их уважение и расположение.Пословицы и поговорки создавались простыми людьми. Они не знали грамоты, и не было у них другого способа сохранить свой жизненный опыт и свои наблюдения. В пословицах отразились не только общественные отношения, но и частная жизнь людей, их отношений друг к другу в семье, в домашней жизни. Женил ли крестьянин или горожанин сына, выдавал ли замуж дочь, наказывал ли вора, сокрушался о болезни близких – на все случаи были пословицы, содержательные по смыслу и поучительные. « Своя себе семейка – свой простор», « Без жены, что без кошки, а без мужа, что без собаки» (т.е. некому оберегать), « Грабежи есть, воровство есть, а воров нет», « В чем душа держится». Пословицы и поговорки учат, советуют, предостерегают, хвалят трудолюбие, честность, смелость, доброту; высмеивают зависть, жадность, трусость, лень; осуждают эгоизм, зло; поощряют прилежание, благородство, упорство. Пословица учит человека с самого раннего возраста: «Нет друга надежней матери», « Кто матери не послушает, в беду попадет». Во век не состарятся мысли о труде и учебе, составляющие главные напутственные слова молодому поколению: « Труд человека кормит, а лень портит», « Где труд, там и счастье», «Ученье да труд к счастью ведут», «Век живи, век учись». Народная мудрость учит преодолевать трудности: « Горе горюй, а руками воюй» (т.е. работай), «В беде руки не опускай – трудности преодолевай». Содержат советы и пожелания: « Не зная броду, не лезь в воду», « Не руби сук, на котором сидишь», « Не плюй в колодец, из которого напиться придется». И до сих пор, когда трудно сделать выбор или принять какое – то решение, мы говорим: « Утро вечера - мудренее».

Не каждое выражение становится пословицей, а только то, которое совпадает с образом жизни и мыслями множества людей. За каждой из пословиц стоит авторитет поколений, их создавших. О природе устного народного творчества не раз говорил М. Горький. Он видел в нем «коллективное творчество всего народа, а не личное мышление одного человека». Каждый выдающийся певец, сказитель в фольклоре для М. Горького был прежде всего носителем той мудрости, которую накопил народный опыт.»7

Поэтому пословицы не спорят, не доказывают – они просто утверждают или отрицают что – либо в уверенности, что все ими сказанное – твердая истина. Пословица призывает следовать ее мудростям, даже говорят: « Как пословица говорит, так и действуй», она вселяет уверенность в людях в том, что опыт народа ничего не пропускает и ничего не забывает. Стоит прислушаться, как определенно и категорично они звучат: « Что посеешь, то и пожмешь» иными словами можно сказать, как сам будешь относиться к людям, такое отношение получишь в ответ – это не надо проверять – это истина. « В чужой монастырь со своим уставом не ходят», не надо навязывать свое мнение или устанавливать новые порядки, надо научиться терпимо, относиться к другим.

Выражения известных, великих, умудренных жизненным опытом людей стали пословицами и поговорками. Достаточно привести пример русского полководца и военного теоретика Суворова А.В.(1730 – 1800 гг.), такие как « Дело мастера боится», « Ученье свет, а не ученье – тьма», « Сам погибай, а товарища выручай», « Пуля дура – штык молодец» вошли в нашу жизнь, как пословицы и стали олицетворением мудрости.

Глава 2 Особенности национального характера.

2.1Самобытность русского народа

Что такое самобытность? Что это за народ, о котором говорят – это самобытный русский народ? Обратимся к словарю Ожегова С.И.: «самобытный – своеобразный, не похожий на других, идущий своими путями, самостоятельный в своем развитии. »8

Это как нельзя точно определяет характер русского народа. Один из крупнейших фольклористов XIX века, А.Н.Афанасьев (1826 – 1871 гг.), в своей книге « Народ – художник» обращается к истокам зарождения общества « пословицы разъясняют нам сторону первоначальной жизни. Они представляют общинный, так сказать публичный быт. »9 История России и быт русского народа прослеживается в пословицах и поговорках, где показаны особенности русского человека, его не похожесть на других. С древности русский человек привык жить в общине, вести коллективное хозяйство, создавать артели. « Артель воюет, а один горюет», « Артельный котел гуще кипит», « Артелью хорошо и недруга бить», « Артель дружбой крепка». Все эти пословицы говорят о том, что когда вместе выполняется работа, возникает крепкая дружба, взаимопомощь, легче защитить себя, когда не один и голодным не останешься, всегда помогут. Кто выделялся из общей массы, обосабливался и вел единоличное хозяйство, не понимали и осуждали. « Одной рукой и узла не завяжешь», «одному ехать и дорога долга», « одному жить - сердце холодить, а на людях и смерть красна». Эти примеры наглядно показывают, что одной из отличительных черт русского национального характера и его самобытности является общинная жизнь.

Основное население в России, до недавнего прошлого, составляло крестьянство со своеобразным мировоззрением. Особое отношение к земле, общинный уклад жизни, предпочтение устного слова письменному, путаница в понимании собственности привели к своеобразному представлению о законности в России. «Латинскому выражению « закон суров, но все же он закон», на котором базируется европейское законопослушание, русский крестьянин противопоставил пословицу «закон, что дышло, куда повернешь туда и вышло». Эта позиция оказалась очень живучей в России».10

Пословицы и поговорки это богатый источник для определения моральных убеждений русского человека, так точно как и для уяснения различных сторон его жизни современной и прошедшей. « От той глубокой древности, скрытой за многими веками, еще донеслись до нас обломки в песне и пословице, и только по таким обломкам можем мы изучить старину и воссоздавать ее типические черты. »11

Еще в древности сходились люди на вече, где выбирали старосту – особо отличившегося своими достоинствами человека. Пословицы ярко изображают такое состояние вече: «На одном вече, да не одни речи», «мирская молва, что морская волна». Вместе, сообща решались все важные проблемы, правда, нередко, подобные собрания заканчивались борьбой, вече распадалось на несколько враждебных частей и оканчивалось торжеством силы. Поэтому пословицы говорят: мир силен, как вода, а глуп, как свинья; мирская слеза велика (едка). Не всегда все решалось мирно и гладко, доходило до драк и войн. Такое поведение среди родов и общин нередко провоцировалось зачинщиками: «что за шум, а драки нет», «чем ругаться, лучше подраться», « бей своих – чужие будут бояться», но это же и осуждалось « Бог дал родню, а черт вражду», « хотя себе досадить, а недруга победить». Из пословиц становится понятно, что враждовать и драться – себе вредить, надо научиться жить в мире и согласии: « худой мир лучше доброй ссоры».

К числу основных глубинных свойств русского человека относится свободолюбие. История России – это история борьбы русского народа за свою свободу и независимость, для русского человека – свобода превыше всего.

На протяжении многих лет русский народ находился в зависимости от кого – то, будь – то монголо-татарское иго или крепостное право, русская душа стремилась на «волю», поэтому слово «воля» очень близко русскому сердцу, понимаемое как независимость, свобода в проявлении чувств и в совершении поступков. Об этом свидетельствую и пословицы: «Хоть тяжела доля, да все своя воля», «Своя воля дороже всего», «Вольность всего дороже», «Воля птичке дороже золотой клетки», «Что хочу, то и ворочу», «Своя рука владыка». Примеры этих пословиц говорят нам о стремлении к независимости и свободе.

Обладая свободолюбивым характером, русский народ многократно одерживал победу над захватчиками и добивался больших успехов. В пословицы отражают черты русских воинов: «Лучше смерть в бою, чем позор в строю», «Либо полковник, либо покойник» и говорят нам о самопожертвовании ради большой цели. В пословицах и поговорках с исключительной полнотой отразились лучшие качества русского народа и, прежде всего патриотизм - чувство беспредельной любви к Родине: « Родная сторона – мать, чужая – мачеха», « Своя земля и в горести мила», « На чужбине и собака тоскует». Особенно тепло говорят пословицы о Москве: «Москва всем городам мать», « Кто в Москве не бывал – красоты не видал», «Москва – родины украшенье, врагам устрашенье», «Москва, что гранит, - никто Москву не победит». В пословицах и поговорках глубоко раскрывается характер народа, его природный ум, уверенность в своей правоте и силе: «Русский терпелив до почина», « Русский не шутит ни с калачом, ни с мечом».

Исследуя самобытность русского народа, нельзя не упомянуть о традициях, обрядах нашего народа, о его суеверии, предрассудках и приметах. Русский человек – человек патриархальных преданий и верований. Созданный уклад жизни передавался из поколения в поколение и что – то сохранилось и по сей день. В нашей жизни переплелись христианские и языческие традиции, одной из такой традиций является празднование Масленицы. Вот как это характеризуют пословицы: «Масленица – семь дней гуляет», « На масленой повеселись, да блинком угостись», « На горах покататься, в блинах поваляться», « Не все коту Масленица, бывает и Великий пост». Становится понятно, что главным отличием этого праздника были блины, которые пекли каждый день, из развлечений обязательное катание с гор. Любит русский народ праздники, отмечает их с размахом, недаром Масленицу называют широкой. Разбирая традиции русского народа нельзя не уделить внимание свадебным обрядам, обязательное венчание в церкви, что возрождается и в наши дни, и отношению к семье в целом. «Сохранился замечательный пласт «семейных» пословиц и поговорок. Многие из них живы и по сей день. Серьезные и шутливые, они говорят об одном – только семья со всеми ее горестями и радостями является нормой существования человека».12

Приведем лишь некоторые из них: «Семейная каша погуще кипит», «В семье и каша гуще», «Добрая жена да жирные щи – другого добра не ищи», « Холостой – что бешеный », «Холостой – полчеловека ». Семейная жизнь была разной – счастливой, несчастной, но единственно правильным и праведным путем для человека.

О самобытности русского народа можно говорить много, споря и доказывая, какая из черт характера свойственна именно нам «Русские медленно запрягают, а потом быстро скачут», «Какой русский не любит быстрой езды», «Русский человек без родни не живет», «Русский человек с горя поет и с радости». А.К.Толстой в своем стихотворении показывает характерные черты русского человека, эти строки можно применять, как поговорки:

« Коль любить, так без рассудку,

Коль грозить, так не на шутку,

Коль ругнуть, так сгоряча,

Коль рубнуть, так уж с плеча!

Коли спорить, так уж смело,

Коль карать, так уж за дело,

Коль просить, так всей душой,

Коли пир, так пир горой!»13

В заключение этой главы хочется сказать о том, что русский человек любит рисковать «Кто не рискует, тот не пьет шампанского», « Риск – благородное дело». «Либо пан, либо пропал» - говорит о решимости предпринять что-либо, рискнуть, несмотря на возможную неудачу. Близки по значению и пословицы: «Или грудь в крестах, или голова в кустах», «Либо в стремя ногой, либо в пень головой», «Либо рыбку съесть, либо на мель сесть». Пословица «Волков бояться – в лес не ходить» говорит о том, что нечего и браться за дело, если боишься предстоящих трудностей, а смелому всегда сопутствует удача: «Удача – спутник смелого», «Кто смел, тот и съел». А наше русское «авось»! Без него некуда и в наши дни: «Авось не пропадем», «Авось живы будем, авось помрем», «Авось, небось да как – нибудь добра не будет». Надежда на «авось» часто мешает русскому человеку продвигаться вперед, развиваться и стремиться к лучшему. В национальном характере русского человека много противоречий, разногласий и откровенной глупости. Наш народ живет эмоциями, чувствами и как говорил русский поэт Ф.И.Тютчев:

« Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать -

В Россию можно только верить».14

2.2 Многонациональность пословиц и поговорок.

Исследуя русские пословицы и поговорки, нельзя не уделить внимание их многонациональности. В нашей необъятной Родине живут различные народы. До недавнего времени советский народ жил в едином государстве. После распада СССР в 1991 году образовались самостоятельные государства, что привело к разделению народов. Для иностранцев любой выходец из СССР считался русским, особой разницы между национальностями они не видели, но мы - то знаем, насколько различна культура, быт и характеры народов, выходцев из СССР. Это особо выражено в пословицах и поговорках различных национальностей. Возьмем, например, фольклор ближайших соседей России украинцев: «Нет на свете другой Украины, нет другого Днепра». Даже если некогда не бывал в Украине, можно представить себе просторы украинских степей и красоту великой реки. И как тут не вспомнить стихи Т. Шевченко « Ревет и стонет Днепр широкий», которые стали национальной украинской песней.

Совсем другое дело народы Кавказа: « Где отара прошла, там и след пастуха оставлен», « Как крикнешь, так эхо и отзовется», «Не сев на коня, кнутом не стегай». На примерах этих дагестанских пословиц мы видим, как живут многочисленные представители кавказского народа, особенности природы, занятие людей. Звонкое эхо слышно в высоких горах Кавказа, где на склонах гор пастухи пасут свои стада и, конечно, каждый горец - это великолепный наездник.

В пословицах и поговорках каждый народ не только хвалит и прославляет свой край, но и указывает на недостатки. О лени говорят: « Лежа на боку, не заработаешь, и на понюшку табаку», « Ты меня, работушка, не бойся, - я тебя не трону», « Лень- матушка прежде его родилась», о глупости: « Разошелся ум по закоулочкам, а в середине ничего не осталось», « Олух на олухе едет, олухом погоняет», « На наш век дураков станет», о пьянстве: «Полно пить пора ум копить», « В кабаке родился, в вине крестился», но делает это с юмором и любовью к своему народу.

Такое отношение объединяет все наши народы: мы можем смеяться над собой «Трудно ничего не делать, но мы не боимся трудностей». У каждого человека есть слабое место, его – слабая струна, как говорится больное место, всем свойственны пороки и недостатки «все мы люди – все человеки», не ошибается только тот, кто нечего не делает, но мы никогда не позволим смеяться и порочить нас другим.

2.3.Влияние пословиц и поговорок на русский язык.

«Самая большая ценность народа – его язык. Язык, на котором он пишет, говорит, думает».15

Чтобы наглядней указать на силу и меткость народного языка, приведу несколько оборотов и выражений устной речи. О негодности чего – либо говорят: в подметки не годится; о непостоянстве и скором подчинении чужому влиянию: куда ветер подует; о неисполнении обещаний: кормит завтраками (от завтра) и откладывает в долгий ящик; о невозможности и бесплодности какого – нибудь дела: вчерашнего дня искать; о строгости: в ежовых рукавицах держать. Сюда же можно отнести и обычные сравнения нашего разговорного языка: бьется, что рыба об лед; что к стенке горох; как к корове седло; что с гуся вода; как снег на голову; как гора с плеч; как собака палку (любит); как сыр в масле; как кошка с собакой; как камень в воду, и прочие. Знать такие обороты и выражения необходимо, именно в них скрывается пластичность и выразительность языка, его разнообразие.

Наши великие писатели и поэты использовали пословицы и поговорки в своем творчестве. Да и по сей день можно встретить какую – либо пословицу, использованную в качестве эпиграфа. Писатели широко использовали пословицы и поговорки в своих произведениях, учились на пословицах богатству, яркости и образности языка. В повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» Андрей Петрович Гринев, провожая своего сына, напутствует его: « Прощай Петр, служи верно, кому присягнешь,… и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».16

В свое время Н.В.Гоголь был плененный полнотой смысла пословиц, отметил их особенный «образ выражения»: писатель увидел в них отражение многих «народных свойств наших». «В них есть все, - сказал Гоголь о пословицах, - издевка, насмешка, попрек, словом – все шевелящее и задирающее за живое».17 И действительно, в пословицах прослеживается интерес ко всему, за каждой из них видишь тех, кто печалится, радуется, бранится, спорит. «Лучше тебе не родиться!» - то ли грозит, то ли сочувствует одна из пословиц, а другая говорит: «Твой бы приговор да тебе ж во двор» - это о недобром слове. В своих произведениях Н.В.Гоголь не только использовал пословицы и поговорки, но и сам их придумывал. В романе « Мертвые души» Гоголь описывает, как Ноздрев играет в шашки с Чичиковым и говорит: « Давненько не брал я в руки шашек!».18 Эта поговорка дошла до наших дней и, берясь за какое – либо дело, которое давно не делали, мы ее говорим. Еще одна популярная поговорка « Есть еще порох в пороховницах!» принадлежит перу Н.В.Гоголя и является фразой из повести « Тарас Бульба». Надо сказать, что и другие писатели и поэты являются создателями пословиц и поговорок. Вспомним изречения И.А.Крылова: « А воз и ныни там», «Сильнее кошки зверя нет», А.С.Пушкина: « А счастье было так возможно», «Любви все возрасты покорны», А.С. Грибоедова: « Счастливые часов не наблюдают», «Свежо предание, а верится с трудом». Эти выражения стали поговорками и с легкостью употребляются в современном языке.

« Какими великолепными ни были все эти краткие пословичные изречения, их сила была впереди – она являлась в разгаре беседы, когда надо было подкрепить речь метким замечанием, наблюдением, заключением, выявить самую суть сказанного».19

В наше время смысл очень многих популярных пословиц заменен до наоборот. Как это случилось? Наверно время внесло свои коррективы, изменились понятия и определение многих слов в русском языке. Приведу такие примеры: « В семье не без урода», неправильное толкование пословицы в том, что в любой семье или компании есть один дурак обязательно. На самом деле уродом называли первого ребенка в семье, на некоторых славянских языках слово «урод» означает «красота». Урод – стоящий у рода, под защитой. Семьей называлась пара только после рождения первенца. Первый самый красивый, т.е. пословица будет звучать так: « Семье не быть без первого ребенка». Пословица «Моя хата с краю» имеет сейчас неправильное толкование: «отвалите от меня, я нечего не знаю». Однако на живших с края поселка людях была большая ответственность – первым встречать любую опасность и при необходимости дать отпор. Поэтому в хатах «с краю» жили самые сильные и смелые люди. Человек на самом деле говорил: « Я готов своей жизнью охранять покой всех». И еще один пример: « Работа не волк - в лес не убежит», ее не правильно используют в наше время, мол, работа подождет. Смысл пословицы не в том чтобы отложить дела, а наоборот, когда в деревню забегал волк, женщины с детьми прятались по домам и выжидали, когда тот убежит в лес. Следовательно, работа – то никуда не убежит, ждать не надо – надо выходить и работать.

« В языке сказались « внутренние силы» народа – его склонность к эмоциональности, разнообразие в нем характеров и типов отношения к миру. Если верно, что в языке народа сказывается его национальный характер (а это, безусловно), то национальный характер русского народа чрезвычайно внутренне разнообразен, богат, противоречив. И все это должно было отразиться в языке».20

Заключение

В заключение данной работы, следует сказать, что русский национальный характер, как показывает анализ пословиц и поговорок, безусловно, имеет свои характерные черты, отличные от черт присущих иным народам и такие непонятные для них. Внутренняя сила, духовность и жертвенность народа, его доброта, душевная простота, сострадание и бескорыстие и вместе с тем, нелогичность поступков, поведение, оправданное чаще всего лишь интуицией, все это делает русский народ не похожим ни на один народ в мире.

Трудно сказать, с каких времен среди народа начали ходить пословицы и поговорки. Известно одно, что и пословицы, и поговорки возникли в отдаленной древности и с той поры сопутствуют народу на всем протяжении его истории. Особые свойства сделали пословицы и поговорки столь стойкими и необходимыми в быту и речи. Если взять народные пословицы во всей их совокупности, то мы видим, что они отражают менталитет народа во всем его разнообразии и противоречиях, более того они являются важной частью народных черт, образа жизни, его моральных стандартов.

В пословицах и поговорках можно проследить такие качества русского человека, как трудолюбие, свободолюбие, мужество, патриотизм, доброта, терпение и стойкость, гостеприимство, щедрость и широта русской души. Основной и наиболее глубокой чертой русского национального характера является религиозность. Целый спектр пословиц говорит нам о вере в Бога, учат нас смирению и терпению, умению прощать, но в то же время указывает на то, чтобы чего – то добиться в жизни нужно много работать, а не ждать чуда.

Пословицы и поговорки отражали и отрицательные черты поведения русского человека, его пороки и предрассудки. Присутствуют в характере нашего народа и лень, и глупость, и жестокость. Многие отрицательные стороны поведения можно объяснить нищетой, множеством обид и притеснений, переживаемых народом и ведущих его к озлоблению. Однако сила русского народа выражается в том, что заметив в себе какой – нибудь недостаток и осудив его или высмеяв, русское общество начинает решительную борьбу против него. В сборнике В.Даля в виде пословиц представлены многие качества человека, как хорошие, так и плохие.

Пословицы и поговорки являются источником неиссякаемой мудрости и это, на мой взгляд, показано в работе. Не только простые люди, но и великие наши классики использовали пословицы и поговорки в своих произведениях. В небольших стихотворных фразах содержится знание и опыт. Значение пословиц и поговорок в нашей жизни осталось прежним: подсказка на перепутье, утешение в беде, напоминание о том, о чем не надо забывать.

« Пословицы переходили из века в век и, несомненно, еще пригодятся – ими не утрачена их жизненная и поэтическая ценность. Порой она даже возросла вследствие расширения предметно – речевой сферы их применения. Прямой смысл многих пословиц стал архаикой, а переносный живет. Такими пословицы пришли в речь наших современников и такими от нас перейдут к людям грядущего столетия. Их время не минуло. Долгий век пословицы продолжается».21

Источники: 1. Аникин В.П. « Русский фольклор». М., « Высшая школа» 1987. « Русские пословицы и поговорки». М., « Художественная литература»

1988. 2. Даль В. Сборник в 2-х томах « Пословицы русского народа». М., « Высшая школа» 1987. 3. Афанасьев А.Н. « Народ художник». М., « Советская Россия» 1986.Исследовательская литература:1. Горький М. Собр. соч.: В 30-ти томах. М.,1953.2. Ожегов С.И. « Словарь русского языка». М., « Оникс 21 век», « Мир и образование» 2003.3. Павловская А.В. « Русский мир характер, быт и нравы». СЛОВО/SLOVO 2009.4. Толстой А.К. « Колокольчики мои…», « Коль любить, так без рассудку». М., « Молодая гвардия» 1978.5. Тютчев Ф.И. « Я встретил Вас…», « Умом Россию не понять». М., «Детская литература», 1997.6. Лихачев Д.И. « Раздумья». М., « Детская литература» 1991.7. Пушкин А.С. Собр. соч. в 3-х томах, т.3 « Капитанская дочка». М., «Художественная литература», 1986.8. Гоголь Н.В. Собр. соч. в 6-ти томах, т.6. М., Гослитиздат, 1953. « Мертвые души». М., « Художественная литература» 1976.

  1. Горький М. Собр. соч.: В 30 т. М., 1953. Т. 27. С.305
  2. В.П.Аникин « Русский фольклор». М., « Высшая школа» 1987 год. Стр.21
  3. В.Даль сборник в двух томах «Пословицы русского народа» том первый. М., «Художественная литература» 1984 год. Стр.6
  4. В. Даль сборник в двух томах «Пословицы русского народа» том первый. М., «Художественная литература» 1984 год. Стр.14
  5. В.П.Аникин « Русский фольклор» Москва « Высшая школа» 1987 год. Стр.42
  6. В.П. Аникин «Русский фольклор». М., «Высшая школа» 1987. С.13
  7. С.И.Ожегов « Словарь русского языка». М., « Оникс 21 век», «Мир и образование», 2003 г. Стр.682
  8. А.Н.Афанасьев « Народ – художник». Москва « Советская Россия», 1986 год. Стр.28
  9. А.В.Павловская « Русский мир характер, быт и нравы» СЛОВО/SLOVO 2009. Стр.283
  10. А.Н.Афанасьев « Народ – художник». М., « Советская Россия», 1986 год. Стр.27
  11. А.В. Павловская «Русский мир характер, быт и нравы»., СЛОВО/SLOVO 2009. Стр.322
  12. А.К.Толстой « Колокольчики мои…», « Коль любить, так без рассудку» М., « Молодая гвардия» 1978. Стр.37
  13. Ф.И.Тютчев « Я встретил Вас…», « Умом Россию не понять». М., «Детская литература» 1997.Стр.177
  14. Лихачев Д.С. «Раздумья». М., «Детская литература» 1991. Стр.176
  15. Пушкин А.С. Собр. соч. в 3-х томах, т.3. « Капитанская дочка». М., «Художественная литература»1986.Стр.233
  16. Гоголь Н.В. Собр.соч. в 6-ти томах,т.6.М., Гослитиздат,1953, стр.166
  17. Гоголь Н.В. «Мертвые души». М., художественная литература, 1976,стр.79
  18. Аникин В.П. «Русские пословицы и поговорки». М.. «Художественная литература»,1988, стр.4
  19. Лихачев Д.И. « Раздумья». М., « Детская литература» 1991. Стр.178
  20. Аникин В.П. « Русские пословицы и поговорки». М., «Художественная литература» 1988. Стр.12

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО МУЗЫКЕ

В 4 «а» КЛАССЕ

ТЕМА ЧЕТВЕРТИ:

«РОССИЯ, РОДИНА МОЯ».

ТЕМА УРОКА:

«ФОЛЬКЛОР – НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ».

ИНТЕГРАЦИОННЫЙ УРОК:

ИСТОРИЯ, МУЗЫКА, ЛИТЕРАТУРА,

ЖИВОПИСЬ.

УЧИТЕЛЬ СОЛОМИНА И.И.

МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

Г. ЛЮБЕРЦЫ

2012-2013 ГОД

ТЕМА УРОКА

ФОЛЬКЛОР – НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ.

Эпиграф:

«Где песня льется, там легче живется»

Русская народная песня – летопись жизни народа.

Цель урока:

Показать многомерность и гармоничность всех жанров фольклора и животворящую силу природы, как основу.

Доказать, что народная песня – это не «напев со словами», а часть жизни человека.

Тип урока:

Интегрированный урок-игра «Посиделки» (литература, музыка, трудовое обучение, изобразительное искусство).

Средства обучения:

Магнитофон;

Русские народные инструменты – ложки, трещотки. рубель, свистульки.

Предметы прикладного искусства – изделия Хохломы, Гжели, Палеха, Вологды, Жостова;

Музыкальный материал:

финал Симфонии №4 П.И.Чайковского,

сцена «Проводы Масленицы» из оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова;

Литературный материал:

М.Горький «Как сложили песню»;

Г.Серебряков «Ты откуда русская зародилась музыка…» (стихотворение)

Реквизиты:

Элементы русских народных костюмов; предметы домашней утвари.

ХОД УРОКА:

Организационный момент.

Объявление темы и целей урока.

Тема урока «ФОЛЬКЛОР – НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ»

Фольклор – копилка знаний, необходимых для сохранения и продления жизни человека на Земле. В содержании отражено вдумчивое и бережное отношение к окружающему миру, неразрывная связь человека с природой и обществом.

Коллективная память передает из поколения в поколение свою национальную культуру.

Фольклор основывается на двух основных понятиях: устное народное творчество и прикладное.

Подумайте, почему дали такие названия – устное и прикладное народное творчество,- и назовите, что относится к каждому из этих понятий(к устному народному творчеству -песни, сказки, былины, пословицы, поговорки, обряды, - к прикладному - все, к чему приложены руки – предметы быта, домашняя утварь, орудия труда)

В народном сознании сложился устойчивый образ года как круга, ведь еще с давних времен считали, что солнце - колесо, которое катится с востока на запад.

Мы до сих пор говорим «Круглый год».

Год – это не просто время, состоящее из 12 месяцев. В слове «год» есть корень, говорящий о том, что это время «годное», «угодное»

Начинался год с марта, в это время пробуждается природа, тепло побеждает холод, прилетают птицы

МАРТ – его наши предки называли протальник, грачевник, капельник,

Народные приметы:

Март – утро года.

В марте курица из лужицы напьется.

22 марта - Сороки - хозяйки пекли из ржаной муки сорок шариков и затем каждое утро бросали на улицу по одному шарику, таким образом, отсчитывая сорок заморозков.

В марте закликали перелетных птиц, пели заклички, голосянки, вот когда пригодятся сделанные зимой свистульки. С ними дети забирались на крыши домов и голосили, зазывая перелетных птиц.

Закличка «ОЙ, КУЛИКИ» (использование свистулек и свирелей)

АПРЕЛЬ – цветень (водогон, ручейник, первоцвет)

Приметы:

Апрель начинается при снеге, а кончается при зелени

Солнышко с апрельской горки в лето катится

Апрельские ручьи землю будят.

В апреле начинались работы по подготовке земли к севу. Земля играла в жизни людей главную роль. – Почему? (Земля – мать всего живого, она кормила)

Ее называли кормилицей, называли Мать сыра земля, при заключении договоров целовали ее, а в особых случаях небольшой комочек земли ели.

В конце апреля наступал праздник, когда молодежь впервые после зимы выходила на уличные гуляния – «Красная Горка» (качались на качелях, водили хороводы.)

«СО ВЬЮНОМ Я ХОЖУ» – хороводная.

МАЙ – травень (Майя - богиня плодородия в Древнем Риме) .

Приметы:

Майская травка и голодного кормит.

Коли в мае дождь, будет и рожь.

Март – с водой, апрель с травой, май – с цветами.

6 мая Егорьев день, в первый раз выгоняли скотину в поле, играли на пастушьих рожках, свирелях.

«КОРОВУШКА» – свирель.

Начинается весенняя страда: сев в полях и огородах, (весенний день год кормит, - что посеешь, то и пожнешь).

«НЕ БУДИТЕ МЕНЯ, МОЛОДУ».

ИЮНЬ – червень (разноцвет, встреча лета). ЖОСТОВО

Троица – праздник березки, поклонение матушке – природе. Березку несут в церковь, в дом, девушки «завивают» березку (связывают ветви с травой), возле нее водят хороводы, украшают березку цветами, лентами, бусами. А на закате ее «раздевают», вьют венки, вставляют в него свечку и бросают в реку.

Хоровод – важнейшее жизнеутверждающее средство, считалось, что взявшись за руки, люди обретали силу единения. Главный рисунок хоровода – круг, - символ солнца. До Ивана Купала хороводы водили «по солнцу» (по часовой стрелке), а после – «против солнца.

П.И.Чайковский. СИМФОНИЯ №4. ФИНАЛ.

ИЮЛЬ – липень (середка цвета, месяц ягод, сладкоежка)

АВГУСТ – серпень (закат лета, собериха-припасиха)

М.Горький «КАК СЛОЖИЛИ ПЕСНЮ»

СЕНТЯБРЬ – вересень (рябинник, златоцвет) ХОХЛОМА

Время жатвы зерновых (рожь, овес, ячмень)

Все, что жали в поле, называли жито.

От какого слова произошло «жито»? (жизнь)

Разыгрывание песни «ОЙ, ЖАЛИ МЫ ЖИТО, ЖАЛИ…» - ТРУДОВАЯ (дожиточная)

Какими орудиями труда пользовались наши предки? (серп)

Кто жал жито, как об этом говорится в песне? (жнеи – женщины)

21 сентября у крестьян был обряд - встреча осени – рано утром женщины выходили на берег реки. Старшая держала в руках овсяный хлеб, а молодые, стоя вокруг, пели.

К хлебу всегда относились почтительно, с уважением, с детских лет учили бережно относиться к хлебу, ведь он достается огромным трудом

Какие пословицы и поговорки о хлебе вы знаете?

Приметы сентября:

Осенью ревут ветры и лесные олени-ревуны, отсюда и название сентября – ревун.

Гром в сентябре предвещает теплую осень.

В сентябре лист на дереве не держится.

В сентябре днем погоже, да утром негоже.

Если журавли летят не спеша и разговаривают, будет стоять хорошая погода.

В конце сентября начинали заготавливать капусту на зиму.

ОКТЯБРЬ – листопад (грязник, подзимник)

Народные приметы:

Октябрь землю покроет где листком, где снежком.

Октябрь то плачет, то смеется.

В октябре на одном часу и дождь и снег.

Разыгрывание песни «Бояре, а мы к вам пришли…» - ПЕСНЯ-ИГРА

А еще октябрь называли в народе свадебник. Как вы думаете, почему?

Время свадеб, гуляний, т.к. в поле и в огороде все работы закончены, в каждом доме много наготовлено впрок.

Невеста готовит себе приданое, все ею сделано соими руками. Собрались на девишник подружки, расплетали невесте косы и пели песню.

Песня «Ты река ль моя, реченька…» - СВАДЕБНАЯ.

Какой характер у этой свадебной песни? (грустный, темп медленный.)

НОЯБРЬ – грудень (листогной, ворота зимы) ДЕРЕВЯННЫЕ ИГРУШКИ

Приметы ноября:

Ноябрь грудень – везде груды замерзшей земли.

Ноябрь – сентябрев внук, октябрев - сын, зиме - родной батюшка.

Коли в ноябре небо заплачет, то следом за дождем и снег придет.

В ноябре зима с осенью борются.

12 ноября называли Синичкиным праздником, к этому времени прилетают зимние птицы.

В ноябре рассвет с сумерками среди дня встречается.

В долгие дождливые вечера крестьяне занимались работой по дому: шили, вышивали,

мастерили из дерева домашнюю утварь Детей в семьях всегда было много – мал-мала-меньше. Посреди дома висела колыбель с младенцем, так удобно было ее качать, не отрываясь от работы.

Как называются песни, под которые укачивали детей? (Колыбельные)

Вспомнить начало колыбельной «КАК У МЕСЯЦА» и придумать слова далее.

(девочки исполняют колыбельную и рукодельничают)

ДЕКАБРЬ – студень (стужайло, хмурень) КРУЖЕВА

Приметы:

Декабрь год кончает, зиму начинает.

В декабре зима стелет белые холсты, а мороз наводит через реки мосты.

В декабре после солнцеворота хоть на воробьиный скок, да прибудет денек.

Долгими декабрьскими вечерами крестьяне ходили друг к другу на посиделки, но просто так сидеть без работы не могли. Женщины ткали половники для избы, пряли, плели кружева, а мужчины готовили к весне сети, невода.

«УЖ, ТЫ РЫБКА, ТЫ РЫБКА-ОКУНЕЧЕК» (поют и плетут невод)

ЯНВАРЬ – сечень (Трескун, лютовей. снеговик) ГЖЕЛЬ

Приметы:

Январь – запевка года, зиме вершина.

В январе растет день, растет и холод.

Январь лед на реках в «просинь» красит

Хоть и силен январский мороз, да веселья и смеха ему не одолеть.

Почему январь называют самым веселым месяцем? (Много праздников – рождество,

Святки, ряженые ходили по домам с колядками)

«ОЙ, КАЛЕДА, КАЛЕДА…» с инструментами

ФЕВРАЛЬ – лютый (снежень, вьюговей) ПАЛЕХ

Приметы:

У февраля два друга – метель да вьюга.

Февраль - кривые дороги.

Если февраль холодный – к благоприятному лету.

Февраль на три часа день прибавит.

15 февраля – Сретенье, зима с летом встречаются. Какая погода в этот день, такую жди весну.

Какой праздник приходится обычно на конец февраля? (Масленица)

Назовите игры и забавы этого праздника (катание с гор, игра в снежки, катание на лошадях, лепка снежной бабы.)

Масленичные запевки – «А мы масленицу дожидаем…»

«Раным рано куры запели…»

«Прощай, масленица…»

Н.А.Римский-Корсаков использовал масленичные запевки в опере «Снегурочка» в сцене «Проводы Масленицы»

Композитор говорил: «Все интонации придумывает народ, а мы их только обрабатываем.»

Прослушать сцену «Проводы Масленицы» и найти знакомые темы и интонации.

Закрепление материала.

Подведение итогов урока.

Народная песня – это не напев со словами, а часть жизни человека.

Все народное творчество – устное и прикладное тесно связано с природой, сменой времен года.

Темы русских народных песен композиторы использовали в сложнейших музыкальных формах.

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО МУЗЫКЕ

в 3«А» КЛАССЕ

ТЕМА ЧЕТВЕРТИ:

ТЕМА УРОКА:

«НАРОДНЫЕ МОТИВЫ В ОПЕРЕ

ТИП УРОКА:

УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

УЧИТЕЛЬ СОЛОМИНА И.И.

МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

Г. ЛЮБЕРЦЫ

МОУ ГИМНАЗИЯ № 24

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО МУЗЫКЕ

в 3«А» КЛАССЕ

ТЕМА ЧЕТВЕРТИ:

«ГОРИ, ГОРИ ЯСНО. ЧТОБЫ НЕ ПОГАСЛО»

ТЕМА УРОКА:

«НАРОДНЫЕ МОТИВЫ В ОПЕРЕ

РИМСКОГО-КОРСАКОВА «СНЕГУРОЧКА»

ТИП УРОКА:

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

УЧИТЕЛЬ СОЛОМИНА И.И.

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА КАФЕДРЕ

РАЗВИВАЮЩИХ ПРЕДМЕТОВ

МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

Г. ЛЮБЕРЦЫ

МОУ ГИМНАЗИЯ № 24

Эпиграф:

«Музыку создает народ, мы, художники, ее просто оранжируем…» (М.И.Глинка)

Художественно-педагогическая идея урока:

Народная музыка – неиссякаемый источник для композиторов

Цель урока:

Прививать бережное отношение к культурным традициям своего народа;

На фольклорной основе формировать умения и творческие навыки каждого ученика;

Найти различие между народной музыкой и музыкой в народном стиле:

Использовать дифференцированные методы обучения;

Развивать умение учащихся работать в парах, в группах, а также индивидуально с опережающим обучением.

Тип урока:

Дифференцированный урок-исследование.

Средства обучения:

Магнитофон, телевизор, диски, фортепиано

Русские народные инструменты – ложки, трещотки. рубель, свистульки.

Элементы русского народного костюма и атрибуты пастушка

Музыкальный материал:

Третья песня Леля из оперы Римского-Корсакова «Снегурочка»

Литературный материал:

Отрывки из пьесы А.Островского «Снегурочка»

Фрагменты мультфильма «Снегурочка»

Домашнее задание (опережающее обучение).

1 группа. Содержание мультфильма по сказке «Снегурочка»

2 группа. Содержание русской народной сказки «Снегурочка»

3 группа. Рисунки к сказке «Снегурочка».

Каждая группа делает сообщение по своему заданию и группа получает баллы по согласию всех учащихся.

Изучение нового материала (работа в группах).

Работа с учебниками: текст, иллюстрации, ключевые слова и сообщения в виде ответов на вопросы, которые получают на карточках.

1 группа.

а) Какой русский писатель написал сказку «Снегурочка»?

б) Как вы думаете, что послужило первоисточником при создании пьесы?

в) Как называется опера Римского-Корсакова по одноименной пьесе Островского?

2 группа.

а) Кто такой Лель и что он исполняет в опере Римского-Корсакова «Снегурочка»

б) На каком инструменте играет Лель?

в) Почему его музыкальные номера встречаются в каждом действии оперы?

г) Можно ли назвать песни Леля музыкой в народном стиле?

3 группа.

а) Как называется Третья песня Леля?

б) Какой инструмент подражает пастушьему рожку?

в) Для чего Римский –Корсаков использовал в Третьей песне литавры?

Прослушивание (индивидуальное, групповое обучение).

Звучит Третья песня Леля из оперы Римского-Корсакова «Снегурочка».

Каждая группа отвечает на вопросы, которые звучали в сообщениях при изучении нового материала, данные другими группами.

1 группа.

а) Как назывался этот музыкальный фрагмент? (Третья песня Леля из оперы Римского-Корсакова «Снегурочка».

2 группа.

а) Как называется опера, кто композитор и какое литературное произведение послужило основой для написания оперы? (опера композитора Римского-Корсакова «Снегурочка», литературное произведение – пьеса Островского «Снегурочка»)

б) Какой инструмент имитировал звучания пастушьего рожка Леля? (кларнет – деревянный духовой инструмент симфонического оркестра)

3 группа.

а) Почему композитор отдал эту партию женскому голосу? (этот голос более точно передает тембр и высоту молодого пастушка-Леля)

б) Как в Третьей песне Леля использована форма рондо? (эта песня имеет куплет и припев, а припев при постоянном повторении без изменения и есть форма рондо)

Разучивание (индивидуальное, групповое обучение, работа в парах) Разучивание и исполнение Третьей песни Леля из оперы Римского-Корсакова «Снегурочка». Класс делится на разные по составу и функциям группы.

1. Дирижер (1 ученик) – слушает аккомпанемент Третьей песне Леля и руководит исполнением солиста и инструментальной группой.

2. Солист (1 ученик) – исполняет мелодию куплета под руководством дирижера.

3. Хор (10 учеников) – исполняет припев.

4. Инструментальная группа (6 учеников) – исполняют аккомпанемент на шумовых инструментах (ложки, треугольник, малый барабан, бубен, колокольчик)

5. Реквизиторы (2 ученика)– подбирают элементы костюма Леля и его атрибуты

6. Члены жюри (оставшиеся ученики) – парами оценивают работу дирижера, солиста, хора, инструментальной группы, реквизиторов.

Просмотр эпизода мультфильма «Снегурочка» 2-ой и 3-ей группами.

1 группа (она заранее смотрела этот эпизод, чтобы выполнить домашнее задание) в парах решает кроссворд по теме урока, где использованы ключевые слова: песня, кларнет, литавры, меццо-сопрано, Лель, Островский, сказка.

Подведение итогов урока.

Учитель оценивает каждого учащегося и его индивидуальную и групповую работу. Лучшие учащиеся проверяют и оценивают письменную работу «Кроссворд».


Все знают о том, какое творческое наследие от давних предков есть у каждой страны. Для любых народов его можно смело поставить на вершину культурного наследия всех времен, ибо здесь в наибольшей степени проявляется мудрость поколений и даже самосознание народа как единого целого.

Истоки происхождения

Как известно, у художественных произведений, относимых к единого автора нет.

Его автор - народ, передающий из поколения в поколение разные знания. Что самое интересное, так это то, что сюда относятся и музыка, и театрализованные действа, и так называемые крылатые фразы, и поговорки, и пословицы, и загадки, и песни, и былины, и сказки. Очень часто народная мудрость в произведениях устного народного творчества связывается с понятием мы сейчас рассмотрим подробнее.

Понятие фольклора

Вообще само понятие фольклора происходит о английского слова folklore, которое представляет собой сочетание двух терминов - folk (народный) и lore (знание, мудрость). Отсюда становится понятно, что по сути фольклор и означает народную мудрость, и неважно, в какой художественной форме она выражена.

В чем проявляются красота и народная мудрость в произведениях устного народного творчества

Русский фольклор в мире считается одним из самых уникальных и богатых в плане того наследия, которое оставили нам предки. Посудите сами: что за произведение ни возьми - оно всегда имеет мораль по типу басен. Но только в этом случае смотреть нужно гораздо глубже, читать между строк, чтобы полностью понять, в чем именно выражена народная мудрость в произведениях устного народного творчества. Пословицы или те же крылатые фразы с поговорками, например, являются некими поучительными элементами творчества народа.

По большому счету можно сказать, что их главная мысль как бы предостерегает нас от неправильных действий. Зачастую такие высказывания приобретают некую аллегорическую форму и не всегда имеют дословное значение, скажем, как во фразе о том, что, не прилагая усилий, и рыбку не поймаешь.

Возьмем, например, известнейшее выражение: - мелководье в водоеме). Понятно, что изначально оно действительно было применимо к тому, чтобы избежать опасности при переходе водоема вброд. Однако со временем оно приобрело и более широкое значение, связанное с тем, чтобы заранее продумать исход какой-либо ситуации, чтобы она не закончилась плачевно. Подобная народная мудрость в произведениях устного народного творчества прослеживается и во фразе «Семь раз отмерь…». И таких примеров можно приводить очень много. Например, понятно, что фраза, утверждающая, что делу нужно отдавать время, а потехе - час, в понимании сводится к тому, что пока не закончил все дела, отдыхать нельзя, или к тому, что сначала нужно закончить начатое, а только потом отдыхать.

Что можно почерпнуть из народного фольклора

Мудрость поколений многому может научить. Очень интересно выглядит еще один элемент, который включает в себя в произведениях устного народного творчества. Былины, сказы или сказания, к примеру, являются произведениями, сочетающими в себе литературный и музыкальный аспекты. Очень часто их исполняли бродячие сказатели.

В большинстве своем они описывают какие-то исторические события или надежды народа на лучшую жизнь. Благодаря таким произведениям можно даже изучать историю того или иного народа. Хотя сюжет или образы главных героев могут быть сильно приукрашены, но тем не менее, основная мысль или ход исторических событий остаются неизменными. Одним из самых главных достояний русского фольклора считается "Слово о полку Игореве".

Практически во всех жанрах можно встретить и некоторые ассоциации, помогающие понять, почему возникли некоторые фразы, используемые в обиходе. Богатыри всегда на Руси считались крепкими как дубы. Ну, не зря же народ придумал такое сравнение о несокрушимости своих героев? Иногда добрых молодцев сравнивали с орлами (иногда с селезнями), а красну девицу - с лебедушкой или голубкой.

Заключение

В плане поучений народная мудрость в произведениях устного народного творчества несет более глубокий смысл, нежели думают о ней люди. Многие считают, что те же сказки - это просто выдумки. Э, нет! Хоть в них и встречаются одушевленные животные, птицы, растения, предметы или стихии, а также несуществующие в природе герои и явления, сам народ говорит о них, что хоть сказка и является выдумкой (ложью), но в ней содержится скрытый намек, который должен послужить уроком на будущее.

Если хорошенько задуматься, так ведь оно и есть. При этом не нужно воспринимать произведения народного фольклора в Тут нужно вникнуть в саму скрытую суть повествования. Самое интересное, что многие классики литературы переняли такой прием сравнительных аллегорий именно из народного фольклора.