Рамаяна
Наташе было 16 лет, и был 1809 год, тот самый, до которого она четыре года тому назад по пальцам считала с Борисом после того, как она с ним поцеловалась. С тех пор она ни разу не видала Бориса. Перед Соней и с матерью, когда разговор заходил о Борисе, она совершенно свободно говорила, как о деле решенном, что всё, что было прежде, – было ребячество, про которое не стоило и говорить, и которое давно было забыто. Но в самой тайной глубине ее души, вопрос о том, было ли обязательство к Борису шуткой или важным, связывающим обещанием, мучил ее.
С самых тех пор, как Борис в 1805 году из Москвы уехал в армию, он не видался с Ростовыми. Несколько раз он бывал в Москве, проезжал недалеко от Отрадного, но ни разу не был у Ростовых.
Наташе приходило иногда к голову, что он не хотел видеть ее, и эти догадки ее подтверждались тем грустным тоном, которым говаривали о нем старшие:
– В нынешнем веке не помнят старых друзей, – говорила графиня вслед за упоминанием о Борисе.
Анна Михайловна, в последнее время реже бывавшая у Ростовых, тоже держала себя как то особенно достойно, и всякий раз восторженно и благодарно говорила о достоинствах своего сына и о блестящей карьере, на которой он находился. Когда Ростовы приехали в Петербург, Борис приехал к ним с визитом.
Он ехал к ним не без волнения. Воспоминание о Наташе было самым поэтическим воспоминанием Бориса. Но вместе с тем он ехал с твердым намерением ясно дать почувствовать и ей, и родным ее, что детские отношения между ним и Наташей не могут быть обязательством ни для нее, ни для него. У него было блестящее положение в обществе, благодаря интимности с графиней Безуховой, блестящее положение на службе, благодаря покровительству важного лица, доверием которого он вполне пользовался, и у него были зарождающиеся планы женитьбы на одной из самых богатых невест Петербурга, которые очень легко могли осуществиться. Когда Борис вошел в гостиную Ростовых, Наташа была в своей комнате. Узнав о его приезде, она раскрасневшись почти вбежала в гостиную, сияя более чем ласковой улыбкой.
Борис помнил ту Наташу в коротеньком платье, с черными, блестящими из под локон глазами и с отчаянным, детским смехом, которую он знал 4 года тому назад, и потому, когда вошла совсем другая Наташа, он смутился, и лицо его выразило восторженное удивление. Это выражение его лица обрадовало Наташу.
– Что, узнаешь свою маленькую приятельницу шалунью? – сказала графиня. Борис поцеловал руку Наташи и сказал, что он удивлен происшедшей в ней переменой.
– Как вы похорошели!
«Еще бы!», отвечали смеющиеся глаза Наташи.
– А папа постарел? – спросила она. Наташа села и, не вступая в разговор Бориса с графиней, молча рассматривала своего детского жениха до малейших подробностей. Он чувствовал на себе тяжесть этого упорного, ласкового взгляда и изредка взглядывал на нее.
Мундир, шпоры, галстук, прическа Бориса, всё это было самое модное и сomme il faut [вполне порядочно]. Это сейчас заметила Наташа. Он сидел немножко боком на кресле подле графини, поправляя правой рукой чистейшую, облитую перчатку на левой, говорил с особенным, утонченным поджатием губ об увеселениях высшего петербургского света и с кроткой насмешливостью вспоминал о прежних московских временах и московских знакомых. Не нечаянно, как это чувствовала Наташа, он упомянул, называя высшую аристократию, о бале посланника, на котором он был, о приглашениях к NN и к SS.
Наташа сидела всё время молча, исподлобья глядя на него. Взгляд этот всё больше и больше, и беспокоил, и смущал Бориса. Он чаще оглядывался на Наташу и прерывался в рассказах. Он просидел не больше 10 минут и встал, раскланиваясь. Всё те же любопытные, вызывающие и несколько насмешливые глаза смотрели на него. После первого своего посещения, Борис сказал себе, что Наташа для него точно так же привлекательна, как и прежде, но что он не должен отдаваться этому чувству, потому что женитьба на ней – девушке почти без состояния, – была бы гибелью его карьеры, а возобновление прежних отношений без цели женитьбы было бы неблагородным поступком. Борис решил сам с собою избегать встреч с Наташей, нo, несмотря на это решение, приехал через несколько дней и стал ездить часто и целые дни проводить у Ростовых. Ему представлялось, что ему необходимо было объясниться с Наташей, сказать ей, что всё старое должно быть забыто, что, несмотря на всё… она не может быть его женой, что у него нет состояния, и ее никогда не отдадут за него. Но ему всё не удавалось и неловко было приступить к этому объяснению. С каждым днем он более и более запутывался. Наташа, по замечанию матери и Сони, казалась по старому влюбленной в Бориса. Она пела ему его любимые песни, показывала ему свой альбом, заставляла его писать в него, не позволяла поминать ему о старом, давая понимать, как прекрасно было новое; и каждый день он уезжал в тумане, не сказав того, что намерен был сказать, сам не зная, что он делал и для чего он приезжал, и чем это кончится. Борис перестал бывать у Элен, ежедневно получал укоризненные записки от нее и всё таки целые дни проводил у Ростовых. Однажды вечером, когда старая графиня, вздыхая и крехтя, в ночном чепце и кофточке, без накладных буклей, и с одним бедным пучком волос, выступавшим из под белого, коленкорового чепчика, клала на коврике земные поклоны вечерней молитвы, ее дверь скрипнула, и в туфлях на босу ногу, тоже в кофточке и в папильотках, вбежала Наташа. Графиня оглянулась и нахмурилась. Она дочитывала свою последнюю молитву: «Неужели мне одр сей гроб будет?» Молитвенное настроение ее было уничтожено. Наташа, красная, оживленная, увидав мать на молитве, вдруг остановилась на своем бегу, присела и невольно высунула язык, грозясь самой себе. Заметив, что мать продолжала молитву, она на цыпочках подбежала к кровати, быстро скользнув одной маленькой ножкой о другую, скинула туфли и прыгнула на тот одр, за который графиня боялась, как бы он не был ее гробом. Одр этот был высокий, перинный, с пятью всё уменьшающимися подушками. Наташа вскочила, утонула в перине, перевалилась к стенке и начала возиться под одеялом, укладываясь, подгибая коленки к подбородку, брыкая ногами и чуть слышно смеясь, то закрываясь с головой, то взглядывая на мать. Графиня кончила молитву и с строгим лицом подошла к постели; но, увидав, что Наташа закрыта с головой, улыбнулась своей доброй, слабой улыбкой.
«Рамаяна» - это древнеиндийский эпос канона смрити (небожественное происхождение), записанный на санскрите. Предположительно время создания текста «Рамаяны» датируется III–II веком до н. э., иногда IV, а события, описываемые в эпосе, происходят гораздо раньше. Исследователи относят эти события к XII–X векам до н. э., а сами индусы считают, что они произошли ещё в эпоху Трета-юги, т. е. около 1 миллиона лет назад.
История создания поэмы "Рамаяна" и ее автор
Однако если посмотреть более реалистично, то запись эпоса в стародавние времена всегда велась с некоторым отставанием во времени, что, кстати, относится и к древнегреческому эпосу «Илиаде». Записана она была на несколько веков позже произошедших событий. Причём, интересно, что события «Рамаяны» и «Илиады» во многом схожи (соответствия: похищение Елены - похищение Ситы, Одиссей - Хануман, Патрокл - Лакшмана, Гектор - Индраджит и т. д.) и хронологически тоже практически совпадают.
Однако не принято довольно долго заострять на этом внимание, т. к. эти литературные памятники древности принадлежат очень разным культурам (как считают исследователи), но для тех, кто интересуется альтернативной историей, есть о чём подумать.
«Рамаяну», эпос, состоящий из 24000 стихов и записанный метром из 32 слогов мудрецом Вальмикой, иначе ещё называют «Путешествием Рамы». Она состоит из 7 частей или канд, где 6-я и 7-я часть считаются добавленными, а изначально существовало только 5 частей. Но для логического завершения в соответствии с менталитетом людей той эпохи были добавлены ещё две части, эпилог. Такие вставки-дополнения или продолжение, а иногда, как в «Махабхарате», и совершенно не связанные с повествованием эпизоды были довольно частым явлением для литературы того времени. Поэтому мы расскажем о варианте «Рамаяны», состоящем как раз из 7 частей.
Существует несколько переводов «Рамаяны» на разные языки. Первоначально, как и другие тексты обоих канонов, шрути и смрити, передавались исключительно устно, но позднее их стали записывать. Поэтому считается, что окончательно наиважнейшие книги индийского эпоса, такие как «Рамаяна» и «Махабхарата», были записаны уже в нашу эру и окончательно сформированы ближе к IV–V векам нашей эры.
Сравнение эпического текста "Илиады" и "Рамаяны"
Итак, принимая во внимание, что «Рамаяна» в 4 раза больше по объёму, чем «Илиада», перед тем как её читать, есть смысл ознакомиться с кратким содержанием книги, чтобы лучше понять структуру текста и его смысл. Кто-то может подумать, что если уже знать краткое содержание, то не будет смысла и читать произведение полностью, но, подожди, дорогой читатель, позволь мне тебя переубедить.
Когда-то, несколько веков назад, в европейском обществе существовала традиция посещать театр, чтобы лицезреть драму или какой-то спектакль. Но перед тем как отправиться в театр, зритель уже был ознакомлен предварительно с содержанием того, что ожидалось увидеть на сцене, а часто посещали один и тот же спектакль несколько раз отнюдь не из-за нехватки репертуара театра, а потому что считалось интересным находить каждый раз что-то новое в пьесе, драме или спектакле, смотреть на него новым взглядом.
Это то, чего сейчас так не хватает нашей культуре, привыкшей потреблять, не раздумывая и каждый раз ожидая появления новинок, что уже даже прошлогодние премьеры мало кого интересуют, не говоря о том, что интерес к пересмотру или перечитыванию упал до нуля. Нужно снова научиться находить новое в старом, смотреть на него новым взглядом, ведь каждый раз, когда мы просыпаемся утром, мы встречаем новый день. Он нов, и нужно быть подобно маленьким детям, удивляться тем вещам, которые стали уже привычными, а удивляться им можно только тогда, когда взгляд открыт и очевидна суть вещей, он не затуманен памятью прошлого, но полностью свободен для настоящего, поэтому с такой философией погоня за новым прекратится, и мы вновь откроем красоту уже известного, но забытого старого.
Быть может, наши предки, хоть и воспитанные в христианской, западной традиции, пересматривая и перечитывая произведения искусства, стояли намного ближе к буддийскому идеалу наблюдения и созерцательности. Между прочим, такого рода отношение к искусству и культуре развивает и во многом непредвзятое и непривязанное отношение к миру. Вы знаете, что произойдёт с персонажами в следующем акте пьесы, быть может, они погибнут, но вы не будете поражены этим, потому что сюжет вам уже известен, и вы продолжаете следить не из-за исключительно одной лишь сюжетной линии. Вы учитесь смотреть, словно бы сквозь неё, на то, что скрыто за сюжетом. Вы находите Идею, глубинный смысл, аллегории. Вы не растворяетесь в эмоциях, не поглощены ими и уже не сопереживаете персонажам и даже не идентифицируетесь с ними, а сумели взять верх над эмоциями, что породило естественный контроль и возможность увидеть больше, чем то, что изображено на поверхности.
Быть может, написанное выше противоречит обычным воззрениям и даже отрицает высоко превозносимую концепцию катарсиса через произведения искусства, которая известна нам ещё со времен Аристотеля. Однако попробуйте стать Буддой, ведь все знают, что Буддой может стать любой и более того, что в глубине, в сердце, каждый человек уже Будда - нужно только это осознать. С этой позиции вы поймёте, что сказанное выше содержит куда больше смысла, чем вы могли бы первоначально предположить.
Давайте приступим к описанию «Рамаяны», а после этого вы ознакомитесь с ней во всех подробностях, прочитав текст «Рамаяны» на русском языке на сайте или приобретя книгу.
Рама, любимый сын царя Дашаратхи, уже провозглашён наследником престола, но одной из жён царя такое положение дел далеко не по нутру. Она мечтает увидеть на престоле своего сына Бхарату. Хитростью женщине удаётся добиться того, чтобы царь выполнил её условия и назначил наследником Бхарату, а Раму изгнал в лес на 14 лет.
Дашаратхе, связанному клятвой, ничего не остаётся, как выполнить требования жены. Рама, также узнав об этом, поддерживает отца в том, чтобы он сдержал слово. Рама удаляется в лес, Сита и его брат Лакшмана также отправляются в изгнание с ним. Сита и Рама живут в хижине в лесу, как дэвы, когда приходит известие о том, что царь Дашаратха умер, не сумев выдержать разлуку с сыном. Пришла пора Бхарате вступить на трон. Он пришёл к Раме, уговаривая его вернуться, но Рама соблюдает свой долг и лишь отдаёт Бхарате свои сандалии, которые брат и водружает на трон как символ и объявляет себя всего лишь временным правителем Айодхьи до возвращения Рамы.
Рама, его брат Лакшмана и Сита спокойно живут в Дандаке пока к ним не пожаловала сестра Раваны. Она давно влюблена в Раму и желает заполучить его, избавившись от Ситы, но ей это не удаётся. Бесславно возвратившись во дворец, она внушает брату Раване желание похитить Ситу, таким образом, планируя отомстить Раме.
Равана внял речам своей сестры и мчится на своей колеснице по небесам, чтобы похитить Ситу. Но для того, чтобы отвлечь внимание Рамы, Равана посылает демона, превратившегося в золотого оленя. Рама преследует его и лишь позже понимает, что это не животное, а демон, но уже поздно, Лакшмане не удаётся сберечь Ситу, и Равана силой сажает её в свою колесницу. Уже приехав к себе домой, Равана пытается добиться красавицы, но безуспешно. Тогда он сажает её под стражу.
В это время Рама и Лакшмана узнают от коршуна Джатаюса имя похитителя, но им всё ещё неизвестно, где она.
Только при помощи царя обезьян, Сугривы, и его советника Ханумана, сына бога ветра Вайю, являющегося 11 аватаром Шивы, им удаётся выяснить, что Сита находится в заключении на Ланке. Рама даёт Хануману кольцо, которое тот должен передать Сите, и по нему она узнает о том, что Хануман - посланец Рамы.
Хануман пытается спасти Ситу, но для этого нужно, чтобы она села ему на спину, а Сита дала обещание, что не притронется ни к какому другому телу, кроме тела мужа. Между тем, Рама собирает войско, чтобы идти спасать Ситу и победить Равану. Брат Раваны, предвидя недоброе, пытается уговорить брата отдать Ситу, чтобы избежать гибели государства, но Равана отказывается, и тогда брат Раваны переходит на сторону Рамы.
Во время битвы Индраджиту, сыну Раваны, удаётся смертельно ранить Раму и Лакшману, но Хануман вовремя приносит гору Кайлас, на которой растут целебные травы. Так, чудесным образом оба брата исцелены и могут продолжать битву. Наступает решающий момент, когда Рама встречается с Раваной. Рама отсекает все головы Раваны, но они отрастают вновь, и только когда он поражает Равану в самый центр его существа стрелой, которую он получил от Брахмы, Равана наконец окончательно повержен.
Рама освобождает Ситу, но, однако, сомневается в её верности, поэтому и просит её в доказательство своей чести пройти через огонь, что Сита послушно делает и выходит из огня невредимой. Рама объявляет, что никогда не сомневался в её честности, но сделал это для того, чтобы продемонстрировать остальным чистоту Ситы. Бхарата возвращает брату трон, и Рама становится во главе Айодхьи.
В седьмой части, являющейся эпилогом, Раме вновь донесли о том, что Сита нечестна, поэтому ему вновь приходится подвергнуть жену испытанию и сослать в лес, где у неё рождаются двое сыновей, и они живут под покровительством мудреца Вальмики, который и записал текст «Рамаяны». Однажды, во время жертвоприношений, уже подросшие сыновья Рамы читают вслух поэму, которой их научил Вальмика в присутствии Рамы. Отец узнаёт в них своих сыновей и велит привести Ситу и мудреца. Вальмика подтверждает, что Сита верна, но Рама просит Ситу доказать это всему народу, на что Сита опять безропотно соглашается, но на этот раз она просит Землю-мать принять её. Это и должно послужить доказательством. Земля разверзается и поглощает Ситу.
Рама и Сита вновь встретятся только на небесах.
Таково вкратце содержание «Рамаяны», записанной Вальмикой. Нужно помнить о том, что, как и многие тексты подобного плана, они почти всегда иносказательны и аллегоричны. Так что Сита - это вовсе не Сита и даже не Лакшми, а сознание человека и т. п. Об остальном вы догадаетесь сами. Ключ у вас в руках, с кратким содержанием вы уже ознакомились. Настало время обратиться к полному тексту и вам откроется неизведанное.
Написана на ведийском санскрите. Окончательный вариант поэмы относится ко 2 веку. Поэма состоит из 7 книг или 24 тысяч «шлок», т.е. двойных стихов. Слово Рамаяна можно перевести как «Судьбы Рамы» или «Деяния Рамы». Имя Рама с индийского означает Красивый или красавец. Автором является предположительно известный древнеиндийский мудрец Вальмики.
Несколько слов о Вальмики. Он жил в 4 веке до н.э. и был, как не странно, разбойником. Но однажды на его жизненном пути повстречались семеро мудрецов. Они покорили Вальмики своими знаниями и он внял их наставлениям. С того момента жизнь разбойника Вальмики в корне изменилась. Он ушел отшельником в горы и долгое время медитировал на имя Рама. Легенды гласят, что медитация Вальмики была настолько долгой, что вокруг него вырос муравейник. Именно потому его и назвали Вальмики, т.е. «вышедший из муравейника». После странного сеанса медитации «с муравьями» Вальмики поведал миру историю о Раме и Сите. Вот так необычно родилась знаменитая поэма «Рамаяна»
. Кстати сказать, умер Вальмики во время очередной медитации. Он долгое время не двигался и был съеден муравьями. Увы. А нам пора приступить к разговору о «Рамаяне».
царь обезьян Хануман
Надо сказать, что поэма «Рамаяна»
любима индийским народом больше, чем « » Возможно это связано со сказочным сюжетом, либо со всеобщим любимцем Индии Рамой.
Сюжетная линия популярной поэмы очень схожа с Пушкинской «Руслан и Людмила». Главными героями выступают царевич Рама, его прекрасная супруга Сита, главный советник царя обезьян мудрейший Хануман и десятиглавый демон Равана. Все началось с того, что демон рахшасов десятиголовый Равана получил в дар от бога Брахмы неуязвимость. Только человек мог убить демона-правителя острова Ланка. Пользуясь таким даром, Равана бесчинствовал, что не понравилось богу Вишну. Поэтому он решил переродиться в образе человека и покончить с демоном. Вишну выбрал для этого царевича Раму. С этого момента и начинаются великие приключения главного героя поэмы.
демон Равана, имея 10 голов, мог легко петь один хором!
Сколько странных существ приходиться встретить на своем пути Раме! Тут и уродливая сестра демона Равана, что влюбляется в царевича и всячески пытается изничтожить его красавицу-жену Ситу. И сам Равана, плененный красотою Ситы, решает ее украсть, направив в леса оленя с золотыми рогами. И летающие обезьяны, что помогают Раме найти месторасположение украденной жены. Перевоплащения обезьяны-разведчицы в кошку, что находит возможность встретиться с пленницей. В поэме принимают то и дело участие боги. Например, в эпизоде, после великой битвы с демоном и освобождением из плена Ситы, Рама неожиданно при всех обвиняет свою жену в супружеской неверности и требует доказательств ее невиновности. На защиту верной женщины приходит бог огня Агни, не позволяя Сите сгореть заживо.
Рама обладал синим цветом кожи
Интересно развернулся поворот событий, когда казалось бы сказке настал счастливый конец! Ведь важная миссия закончена — враг Равана повержен стрелой в самое сердце, любимая жена оказалась верной, и Рама наконец-то смог приступить к обязанностям царя. Но индийский эпос богат на неожиданности, как сама жизнь! На этот раз народ вызвал в Раме чувство ревности по отношению к прекрасной Сите. В результате царь отвергает свою беременную сыновьями супругу, вынуждая покинуть дворец. Сита уходит в лес к отшельникам. Ей покровительствует мудрец Вальмики (т.е. автор поэмы). Сита рожает и воспитывает сыновей Рамы достойно. В лесу они посвящают отцу поэму «Рамаяна»
, которуют и рассказывают Раме при встречи. Рама осознает свою вину и горько раскаивается в совершенных ошибках. Однако найдя свою супругу, вместо воссоединения с ней, он вновь требует доказательств верности. Расстроенная Сита умоляет Мать Сыру Землю принять ее к себе в качестве требуемых доказательств. Земля «разверзает свои бездны и принимает ее в свое лоно». Рама сокрушается над собственной недоверчивостью, но ушедшее время вернуть не в его власти. Сита ушла навсегда, доказывая ему в очередной раз свою чистоту. Только на небесах супругам суждено встретиться вновь.
Рамаяна является бесспорно одним из самых интереснейших произведений . На мой взгляд эту книгу непременно должен прочитать каждый, чтобы приобщиться к древнеиндийскому эпосу и оценить великолепие фантазии человеческой мысли. Любители фэнтези наверняка получат двойное удовольствие от чтения такой классики. К тому же эта «сказка» полна жизненной мудрости, богата на неожиданности и переполнена красками эмоций и чувств.
sacral_doctrines
— 13.12.2014
«Деяния Рамы» - древнеиндийский эпос, состоящий из 7 книг и
приблизительно 24 тысяч двустиший-шлок; приписывается легендарному
мудрецу Вальмики (Vabmiki)
.
Эпическая поэма состоит из 24 тысяч стихов (шлок), объединённых
в 7 книг (канд): 1. Бала Канда
- книга о детстве Рамы.
2. Айодхья Канда
- книга о царском дворе в
Айодхье.
3. Аранья Канда
- книга о жизни Рамы в лесной
пустыне.
4. Кишкиндха Канда
- книга о союзе Рамы с
обезьяньим царем в Кишкиндхе.
5. Сундара Канда
- "Прекрасная книга" об острове
Ланка - царстве демона Раваны, похитителя супруги Рамы - Ситы.
6. Юддха Канда
- книга о битве обезьяньего войска
Рамы с войском демонов Раваны.
7. Уттара Канда
- "Заключительная книга". Популярность Рамаяны огромна, об этом свидетельствует обилие ее
версий (важнейшие - так называемые бомбейская, западная и
бенгальская); ее влияние на позднейшие литературы Индии ни с чем не
сравнимо; в драматической и в метрической формах, на санскрите и на
новоиндийских языках бесконечно разрабатывались эпизоды Рамаяны,
развертывались отдельные образы - образы Рамы, его преданного брата
Лакшманы, отважного и ловкого обезьяньего витязя Ханумана и в
особенности кроткой Ситы, ставшей символом супружеской верности и
чистой женственности. Действие Рамаяны происходит в эпоху Трета-Юги; некоторые
интерпретируют это как III тысячелетие до н. э.
Некогда владыкой
царства демонов-рахшасов на острове Ланка был десятиголовый
Равана. Он получил от бога Брахмы дар неуязвимости, благодаря
которому никто, кроме человека, не мог его убить, и потому
безнаказанно унижал и преследовал небесных богов. Ради уничтожения
Раваны бог Вишну принимает решение родиться на земле в качестве
простого смертного. Как раз в это время бездетный царь Айодхьи
Дашаратха совершает великое жертвоприношение, дабы обрести
наследника. Вишну входит в лоно старшей его жены Каушальи, и та
рожает земное воплощение (аватару) Вишну - Раму. Вторая жена
Дашаратхи, Кайкейи, одновременно рожает другого сына - Бхарату, а
третья, Сумира, - Лакшману и Шатругхну. Уже юношей стяжав себе славу многими воинскими и благочестивыми
подвигами, Рама направляется в страну Видеху, царь которой,
Джанака, приглашает на состязание женихов, претендующих на руку его
дочери прекрасной Ситы. В своё время Джанака, вспахивая священное
поле, нашёл Ситу в его борозде, удочерил и воспитал её, а теперь
предназначает в жены тому, кто согнёт чудесный лук, дарованный ему
богом Шивой. Сотни царей и царевичей тщетно пытаются это сделать,
но только Раме удаётся не просто согнуть лук, а разломить его
надвое. Джанака торжественно празднует свадьбу Рамы и Ситы, и
супруги долгие годы в счастье и согласии живут в Айодхье в семье
Дашаратхи. Но вот Дашаратха решает провозгласить Раму своим наследником. Узнав
об этом, вторая жена Дашаратхи Кайкейи, подстрекаемая своей
служанкой - злобной горбуньей Мантхарой, напоминает царю, что
однажды он поклялся выполнить два любые её желания. Теперь она эти
желания высказывает: на четырнадцать лет изгнать из Айодхьи Раму и
помазать наследником её собственного сына Бхарату. Тщетно Дашаратха
умоляет Кайкейи отказаться от её требований. И тогда Рама,
настаивая, чтобы отец остался верным данному им слову, сам
удаляется в лесное изгнание, и за ним добровольно следуют Сита и
преданный ему брат Лакшмана. Не в силах вынести разлуку с любимым
сыном, царь Дашаратха умирает. На трон должен взойти Бхарата, но
благородный царевич, полагая, что царство по праву принадлежит не
ему, а Раме, отправляется в лес и настойчиво убеждает брата
вернуться в Айодхью. Рама отвергает настояния Бхараты, оставаясь
верным сыновнему долгу. Бхарата вынужден возвратиться в столицу
один, однако в знак того, что не считает себя полноправным
правителем, водружает на трон сандалии Рамы. Между тем Рама, Лакшмана и Сита поселяются в выстроенной ими хижине
в лесу Дандаке, где Рама, оберегая покой святых отшельников,
истребляет досаждающих им чудовищ и демонов. Однажды к хижине Рамы
является сестра Раваны безобразная Шурпанакха. Влюбившись в Раму,
она из ревности пытается проглотить Ситу, и разгневанный Дакшмана
обрубает ей мечом нос и уши. В унижении и ярости Шурпанакха
подстрекает напасть на братьев огромное войско ракшасов во главе со
свирепым Кхарой. Однако ливнем неотразимых стрел Рама уничтожает и
Кхару, и всех его воинов. Тогда Шурпанакха обращается за помощью к
Раване. Она призывает его не только отомстить за Кхару, но,
соблазнив его красотой Ситы, похитить её у Рамы и взять себе в
жены. На волшебной колеснице Равана летит из Ланки в лес Дандаку и
приказывает одному из своих подданных, демону Мариче, превратиться
в золотого оленя и отвлечь Раму и Лакшману подальше от их жилья.
Когда Рама и Лакшмана по просьбе Ситы углубляются вслед за оленем в
лес, Равана насильно сажает Ситу в свою колесницу и переносит её по
воздуху на Ланку. Ему пытается преградить путь царь коршунов
Джатаюс, но Равана смертельно ранит его, отрубив крылья и ноги, На
Ланке Равана предлагает Сите богатства, почёт и власть, если только
она согласится стать его женою, а когда Сита с презрением отвергает
все его притязания, заключает её под стражу и грозит наказать
смертью за её строптивость. Не найдя Ситу в хижине, Рама с Лакшманой в великой скорби
отправляются на её поиски. От умирающего коршуна Джатаюса они
слышат, кто был её похититель, но не знают, куда он с нею скрылся.
Вскоре они встречают царя обезьян Сугриву, лишённого трона его
братом Валином, и мудрого советника Сугривы обезьяну Ханумана, сына
бога ветра Вайю. Сугрива просит Раму возвратить ему царство, а
взамен обещает помощь в розысках Ситы. После того как Рама убивает
Валина и вновь возводит Сугриву на трон, тот рассылает во все
стороны света своих лазутчиков, поручая им отыскать следы Ситы.
Удаётся это сделать посланным на юг обезьянам во главе с Хануманом.
От коршуна Сампати, брата погибшего Джатаюса, Хануман узнает, что
Сита находится в плену на Ланке. Оттолкнувшись от горы Махендры,
Хануман попадает на остров, а там, уменьшившись до размера кошки и
обегав всю столицу Раваны, наконец находит Ситу в роще, среди
деревьев ашоки, под охраной свирепых женщин-ракшасов. Хануману
удаётся тайком встретиться с Ситой, передать послание Рамы и
утешить её надеждой на скорое освобождение. Затем Хануман
возвращается к Раме и рассказывает ему о своих приключениях. С несметным войском обезьян и их союзников медведей Рама выступает
в поход на Ланку. Услышав об этом, Равана собирает в своём дворце
военный совет, на котором брат Раваны Вибхишана во избежание гибели
царства ракшасов требует вернуть Ситу Раме. Равана отвергает его
требование, и тогда Вибхишана переходит на сторону Рамы, чьё войско
уже разбило лагерь на берегу океана напротив Ланки. По указаниям Налы, сына небесного строителя Вишвакармана, обезьяны
сооружают мост через океан. Они заполняют океан скалами, деревьями,
камнями, по которым войско Рамы переправляется на остров. Там, у
стен столицы Раваны, начинается жестокая битва. Раме и его верным
соратникам Лакшмане, Хануману, племяннику Сугривы Ангаде, царю
медведей Джамбавану и другим отважным воинам противостоят полчища
ракшасов с военачальниками Раваны Ваджрадамштрой, Акампаной,
Прахастой, Кумбхакарной. Среди них оказывается особенно опасным
сведущий в искусстве магии сын Раваны Индраджит. Так, ему удаётся,
став невидимым, смертельно ранить своими стрелами-змеями Раму и
Лакшману. Однако по совету Джамбавана Хануман летит далеко на север
и приносит на поле боя вершину горы Кайласы, поросшую целебными
травами, которыми излечивает царственных братьев. Один за другим
вожди ракшасов падают убитыми; от руки Лакшманы гибнет казавшийся
неуязвимым Индраджит. И тогда на поле битвы появляется сам Равана,
который вступает в решающий поединок с Рамой. По ходу этого
поединка Рама отсекает поочерёдно все десять голов Раваны, но
всякий раз они вырастают снова. И лишь тогда, когда Рама поражает
Равану в сердце стрелой, дарованной ему Брахмой, Равана
умирает. Смерть Раваны означает конец сражения и полное поражение ракшасов.
Рама провозглашает добродетельного Вибхишану царём Ланки, а затем
приказывает привести Ситу. И тут в присутствии тысяч свидетелей,
обезьян, медведей и ракшасов он высказывает ей подозрение в
супружеской неверности и отказывается принять снова в качестве
жены. Сита прибегает к божественному суду: она просит Лакшману
соорудить для неё погребальный костёр, входит в его пламя, но пламя
щадит её, а поднявшийся из костра бог огня Агни подтверждает её
невиновность. Рама объясняет, что и сам не сомневался в Сите, но
лишь хотел убедить в безупречности её поведения своих воинов. После
примирения с Ситой Рама торжественно возвращается в Айодхью, где
Бхарата с радостью уступает ему место на троне. На этом, однако, не закончились злоключения Рамы и Ситы. Однажды
Раме доносят, что его подданные не верят в добронравие Ситы и
ропщут, видя в ней развращающий пример для собственных жён. Рама,
как это ему ни тяжело, вынужден подчиниться воле народа и
приказывает Лакшмане отвести Ситу в лес к отшельникам. Сита с
глубокой горечью, но стойко принимает новый удар судьбы, и её берет
под своё покровительство мудрец-подвижник Вальмики. В его обители у
Ситы рождаются два сына от Рамы - Куша и Лава. Вальмики воспитывает
их, а когда они вырастают, обучает их сочинённой им поэме о деяниях
Рамы, той самой «Рамаяне», которая и стала впоследствии знаменитой.
Во время одного из царских жертвоприношений Куша и Лава читают эту
поэму в присутствии Рамы. По многим признакам Рама узнает своих
сыновей, расспрашивает, где их мать, и посылает за Вальмики и
Ситой. Вальмики в свою очередь подтверждает невиновность Ситы, но
Рама ещё раз хочет, чтобы Сита доказала свою чистоту своей жизни
всему народу. И тогда Сита в качестве последнего свидетельства
просит Землю заключить её в свои материнские объятия. Земля
разверзается перед нею и принимает в своё лоно. По словам бога
Брахмы, теперь только на небесах суждено Раме и Сите вновь обрести
друг друга. Пересказал П. А. Гринцер. Источник: Все шедевры мировой литературы
в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная литература
древних эпох, средневековья и Возрождения / Ред. и сост. В. И.
Новиков. - М. : Олимп: ACT, 1997. - 848 с.
Скрытый смысл
Рама обитает в каждом Теле. Он - Атма-Рама, Рама - Источник
Блаженства каждого существа. Его благословения, изливаемые из этого
внутреннего источника, даруют Покой и Счастье. Он - само воплощение
Дхармы, Высшего Морального Закона, который поддерживает в
человечестве Любовь и Единство. Рамаяна, Сказание о Раме, заключает
в себе два урока: ценность отречения от мира и осознание того, что
каждое существо несет в себе Божественное начало. Вера в Бога и
отказ от материальных целей - вот два ключа к Освобождению
человека. Отрекитесь от объектов чувств - и вы познаете Раму. Сита
отказалась от роскоши Айодхьи и, поэтому, смогла быть с Рамой в
"изгнании". Когда же она остановила мечтательный взор на золотом
олене и пленилась им, она лишилась Присутствия Рамы. Самоотречение
ведет к радости; привязанность приносит горе. Пребывайте в Мире, но
будьте свободны от него. Каждый из братьев, спутников и
сподвижников Рамы - есть пример личности, проникнутой Дхармой.
Дашаратха представляет лишь физическое начало - с десятью
чувствами. Три гуны - Сатва, Раджас и Тамас - это три Царицы.
Четыре Жизненных Цели - Пурушартхи - это четверо сыновей. Лакшмана
- Интеллект, Сугрива - Вивека или Умение различать, Вали -
отчаяние. Хануман - воплощение доблести. Мост переброшен через
Океан Иллюзии. Три вождя ракшасов - персонификация раджасических
(Равана), тамасических (Кумбакарна) и сатвических (Вибхишана)
качеств. Сита - Брахмаджняна или Познание Вселенского Абсолюта,
которое должен обрести индивидуум, проходя путь тяжких жизненных
испытаний. Постигая величие Рамаяны, очистите и укрепите свое
сердце. Утвердитесь в вере, что Рама - есть Сущность вашего
бытия.
Сатья Саи БабаГлавные персонажи
Рама
- главный герой поэмы. Старший и любимый сын
царя страны Кошалы Дашаратхи, и его жены Каушальи. Он изображается
как воплощение достоинства. Дашаратхи был вынужден уступить
ультиматуму Кайкейи, одной из его жен, и приказать, чтобы Рама
оставил своё право на трон и удалился в изгнание на 14 лет.Сита
- любимая жена Рамы, дочь царя Джанаки,
"рождённая не человеком". Она - воплощение богини Лакшми, супруги
Вишну. Сита изображается как идеал женской чистоты. Она следует за
своим мужем в изгнание, где похищена царём ракшасов Раваной,
правителем Ланки. Рама с союзниками спасает ее из плена, убив
Равану. Позже, она рождает Раме наследников - Кушу и Лаву. Хануман
- могущественный ванара и одиннадцатое
воплощение бога Шивы (или Рудры), идеал преданного выполнения долга
чести. Сын бога ветра. Играет важную роль в возращении Ситы. Лакшмана
- младший брат Рамы, ушедший с ним в
изгнание. Олицетворяет змея Шеша и идеал верного друга. Он проводит
всё свое время, защищая Ситу и Раму. Был понуждён Ситой (смущённой
ракшасом Маричей) покинуть её для поисков ушедшего в лес Рамы, в
результате чего Равана смог похитить Ситу. Был женат на младшей
сестре Ситы Армиле. Бхарата
- сын Дашаратхи, брат Рамы. Когда он
узнает, что его мать Кайкеий отправила наследника трона Раму в
ссылку и сделала его самого царём, что послужило причиной смерти
Дашаратхи, убитого горем от вероломства своей жены, Бхарата
отвергает незаконно полученную власть и отправляется на поиски
Рамы. Когда Рама отказывается возвратиться из своего изгнания,
Бхарата ставит на трон золотые сандалии Рамы как символ того, что
истинный царь - Рама, а он - всего лишь его наместник. Изображается
как идеал справедливости. Равана
- ракшас, царь Ланки. Изображается
десятиглавым и двадцатируким, если отрубить его головы, то они
отрастают снова. От бога-создателя Брахмы получил чудесный дар: в
течение десяти тысяч лет он не мог быть убит богом, демоном или
зверем. Даже боги трепещут перед его силой. Для того, чтобы
победить Равану, Вишну воплощается в облике человека - в Раме и его
братьях. Равана является похитителем Ситы, намереваясь сделать её
своей женой, которой однако не причиняет насилия, желая добиться её
благосклонности угрозами и уговорами, так как над ним тяготеет
проклятье: в случае насилия над женщиной, он мгновенно погибнет.
Похожие записи
Пирожки такой формовки называют «пирожки-гребешки», так как внешне они похожи на петушиные гребешки. Это один из самых простых...
Многие люди, следящие за своим здоровьем, включают в рацион диетическое мясо индейки. Его можно потушить, запечь, пожарить на...
|