Проблема общения современного человека. Общение в современном мире

Тема: «Понятие об общении. Место и роль общения в жизни человека».

  1. Введение.
  2. Понятие об общении.
  3. Место и роль общения в жизни.
  1. Техники общения.
  2. Формы общения.
  3. Педагогическое общение.

« Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения.»

Антуан де Сент-Экзепюри

Хотелось бы начать свой реферат с понятия изучаемого предмета:

Психология = псюхе (псюше) + логас = душа + осмысленное слово =

осмысленное слово о душе.

Словом называют единицу языка, служащую для наименования понятий, предметов, лиц, действий, состояний, признаков, связей, отношений, оценок, а также устную речь.

Речь же в свою очередь , один из видов коммуникативной деятельности человека, общение , опосредствованное языком .

Вполне можно сказать, что каждая особь в животном мире от рождения знает язык своего вида. Знание же языка человеком формируется прижизненно, в ходе его общения с другими людьми.

Потребность в общении является сугубо человеческой потребностью, которая строится на фундаментальных основаниях стремления людей к сообществу и сотрудничеству. Мотивы, обслуживающие ее, могут быть взаимоисключающими и взаимодополняющими - от эгоистически-манипулятивных до альтруистически-бескорыстных. Завязывая отношения с другими, человек может стремиться к тому, чтобы властвовать, доминировать, производить впечатление, поддерживать имидж дружелюбного и доброжелательного человека и т. д.

Скорее всего, впервые элементы человеческой речи появились в ходе выполнения совместных трудовых действий. Можно предположить, что первые слова указывали на определённые действия, орудия, предметы; это были также «приказы», адресованные партнёру по совместным действиям. Но очень скоро язык перерос подобные «указательные» и «организующие» функции. Ведь всякое слово не только обозначает, но и обобщает. Таким образом, в слове стали фиксироваться результаты познания, которыми люди делились друг с другом. Так появилось общение.

ОБЩЕНИЕ - процесс обмена между людьми определенными результатами их психической и духовной деятельности: усвоенной информацией, мыслями, суждениями, оценками, чувствами, переживаниями и установками…

(Крысько В.Г. Этнопсихологический словарь - М., 1999.- 343 c.)

ОБЩЕНИЕ - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера). Вне общения невозможна человеческая деятельность. Психологическая специфика процессов общения, рассматриваемых под углом зрения взаимоотношений личности и общества, изучается в рамках психологии общения ; использование общения в деятельности изучается социологией .

(Википедия.)

Остановлюсь подробнее на межличностном общении.

  1. Предметная область теории межличностного общения задается как количественными, так и качественными параметрами. Взаимодействие между людьми может быть охарактеризовано как межличностное, если оно удовлетворяет следующим критериям: это взаимодействие между небольшим числом людей; это непосредственное взаимодействие: его участники находятся в пространственной близости, имеют возможность видеть, слышать, касаться друг друга, легко осуществлять обратную связь; это так называемое личностно-ориентированное общение, то есть предполагается, что каждый из его участников признает незаменимость, уникальность своего партнера, принимает во внимание особенности его эмоционального состояния, самооценки, личностных характеристик.
  2. С учетом, как обыденных представлений, так и суждений специалистов, к предметной области межличностного общения можно отнести:

а) психические процессы и состояния, обеспечивающие трансакцию (межличностное восприятие, потребности и мотивации, эмоции и чувства, самооценки, психологические защиты и т. д.);

б) коммуникативные практики, опосредующие взаимодействие между людьми (речь, невербальные сообщения);

в) нормы и правила, делающие возможной совместную деятельность, часто неосознаваемые, вырабатываемые в рамках определенной социокультурной группы. Реальный процесс общения представляет собой функциональное единство всех перечисленных элементов. Вместе с тем в аналитических целях подобное выделение относительно самостоятельных блоков оказывается целесообразным.

  1. Теория межличностного общения принципиально является сферой междисциплинарного знания. Психологические, информационно-коммуникативные и социально-нормативные процессы, составляющие предметную область теории межличностного общения, изучаются различными дисциплинами гуманитарного знания: психологией личности и социальной психологией, лингвистикой (особенно психо- и социолингвистикой), социологией (в первую очередь такими направлениями микросоциологии, как символический интеракционизм и драматургическая социология).
  2. Все известные теоретические направления, в рамках которых проводятся социально-психологические исследования - бихевиоризм, когнитивизм, психоанализ, ролевая теория, гуманистическая психология - внесли свой вклад в разработку проблем межличностного общения.

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность.

Развитие личности в детстве происходит под влиянием различных социальных институтов: семьи, школы, внешкольных учреждений, а также под воздействием средств массовой информации и живого, непосредственного общения ребёнка с окружающими людьми. В общении сначала через прямое подражание , а затем через словесные инструкции приобретается основной жизненный опыт ребенка. Люди, с которыми он общается, являются для ребенка носителями этого опыта, и никаким другим путем, кроме общения с ними, этот опыт не может быть приобретен. Интенсивность общения, разнообразие его содержания, целей и средств являются важнейшими факторами, определяющими развитие детей.

Действуют же все социальные институты на развитие личности не непосредственно, а через малые группы, членом которых ребёнок является, через общение с людьми, которые окружают ребёнка в этих группах. Это – члены семьи, товарищи по классу, друзья по дому, отдельные люди, с которыми ребёнок вступает в контакты.

Это развитие может идти нормально лишь при достаточно благоприятных взаимоотношениях, в которых создаётся и действует система взаимной поддержки, доверия, открытости, обнаруживается искреннее стремление общающихся друг с другом людей бескорыстно помогать друг другу, способствовать развитию друг друга как личностей. При плохих взаимоотношениях, напротив, возникают препятствия на пути личностного совершенствования человека, так как люди перестают доверять друг другу, проявляют себя по отношению друг к другу в основном с отрицательной стороны, не обнаруживают желания помогать друг другу.

В общении возникают более или менее устойчивые представления ребёнка о самом себе. Они выступают как непосредственное отражение в его сознании того, что о нём думают окружающие люди. Общение играет весьма существенную роль в становлении и развитии самосознания, и правильный образ «Я» складывается у ребёнка лишь тогда, когда окружающие его люди в этом искренне заинтересованы.

Взрослые общаются с ребёнком всегда – когда учат и приучают, когда кормят и гуляют, наказывают и играют. От того, как проходит общение, зависят и результаты воспитания, и конечно общее благополучие ребёнка, да и самих взрослых. Поэтому очень важна именно доброжелательная атмосфера общения .

Такая атмосфера зависит не только от характера взрослого и не только от поведения ребёнка. Она создаётся благодаря овладению и использованию навыков общения.

В психологии был найден замечательный способ помощи собеседнику в случаях, когда ему трудно справиться с ситуацией, пережить неудачу, выразить ещё не вполне ясные чувства или мысли. Он получил название техники Активного слушания .

При активном слушании ставится задача – понять говорящего, и дать ему знать об этом. В слове «понять» имеется в виду не только содержание слов, но и эмоциональное переживание.

Обнаружено, что решить эти обе задачи (понять и дать знать) помогает следующий приём:

Вы повторяете то, что сказал собеседник, и при этом называете его чувство или состояние.

Если ответ точен, то собеседник чувствует как бы присоединение к его переживанию, «разделение» его чувств. И это чувство очень важно для каждого: происходит то, о чём говорит мудрая пословица: «Разделённое горе уменьшается вдвое, а разделённая радость вдвое усиливается».

  1. Воспроизводя сказанное собеседником, можно повторить отдельное слово, или фразу, или использовать парафраз; если человек говорил долго, то можно сделать резюме.
  1. Наряду с Активным слушанием используется так называемое Пассивное слушание . Это тоже форма активного внимания к проблеме собеседника, только с малым количеством слов. Это могут быть отдельные слова, междометия, кивки головы, внимательный взгляд.

В технику Активного слушания входит также ряд других правил и рекомендаций.

  1. Очень важно после ответа держать паузу. Она нужна для того, чтобы дать собеседнику пространство и время подумать и, может быть, сказать больше. Она же даёт возможность сосредоточиться на собеседнике, отстраняясь от собственных мыслей, оценок и чувств. Такое умение отстраняться от себя и переключаться на внутренний процесс собеседника – одно из главных и трудных условий активного слушания. Когда оно выполняется, между собеседниками возникает раппор. Это иностранное слово означает особенно доверительный контакт.
  2. Ещё одна важная подробность касается интонаций. Повторять сказанное нужно в утвердительной, а не вопросительной форме.
  3. Чтобы поддерживать контакт, полезно также подстраиваться под собеседника невербально , то есть повторять его позу, мимику, жесты, интонации, громкость и темп голоса, движения глаз и головы. Важно, чтобы глаза собеседников находились на одном уровне.
  1. Не начинать слушать, если нет времени. Собеседник может почувствовать разочарование и даже обиду и будет прав.
  2. Не расспрашивать. Прямые вопросы и тем более расспросы нежелательны. Собеседник может почувствовать, что спрашивающий удовлетворяет своё любопытство.
  3. Не давать советов. Советы – это первое, что приходит в голову, когда возникает желание помочь. Больше того, человек, оказавшийся в беде, часто сам просит: «Скажи, что мне делать?». Жизнь показывает, что на самом деле советы не работают.

Рассмотренными «не» не ограничиваются «подводные камни», которые встают на пути практического овладения активным слушанием. Их гораздо больше, и в их число входят привычные фразы , которыми отвечают на жалобу, беду или переживание другого.

  1. Приказы, команды. (Ясно, что до сочувствия здесь далеко!)
  2. Предупреждения, угрозы. (Нет понимания и нет желания понять. На первом месте – цель «навести порядок», а для этого припугнуть.)
  3. Морали, нравоучения, проповеди. (В ответ – молчаливое переживание.)
  4. Критика, выговоры, обвинения. (Ещё один щелчок по самолюбию!)
  5. Обзывание, высмеивание. (Нельзя приклеивать ярлыки, а шутить лучше теплее.)
  6. Догадки, интерпретации. (В этих фразах – отстранённое суждение и вторжение в личное пространство. Люди не любят, когда их вычисляют.)
  7. Сочувствие на словах, уговоры, увещевания. (Вместо того чтобы разделить переживание собеседника, «сочувствующий» принижает или обесценивает его чувства. Это несправедливо и обидно.

Влияние правильных навыков, или техник, общения на состояние человека и его взаимоотношения с другими, в том числе собственным ребёнком, - это настоящее открытие, которое пережили и продолжают переживать все, кто поверил в эти техники и стали их осваивать.

Процесс собственно личностного развития ребёнка под влиянием взаимоотношений, складывающихся с окружающими людьми, можно представить следующим образом. В доступных для ребёнка (с учётом его возраста) видах деятельности образуются соответствующие формы общения, в которых ребёнком усваиваются правила и нормы человеческих отношений, развиваются потребности, формируются интересы и мотивы, которые, став побудительной основой личности, ведут к дальнейшему расширению сферы общения и, следовательно, к появлению новых возможностей для развития личности. Выход ребёнка в новую систему деятельности и общения, включение его в орбиту межличностных контактов новых людей, обращение к новым источникам информации фактически означают переход к следующей, более высокой ступени развития.

А.Н. Леонтьев считает, что развитие личности ребёнка находит своё выражение в изменении иерархии мотивов деятельности. Прежние мотивы теряют свою побудительную силу, рождаются новые, приводящие к переосмысливанию отношений с людьми и собственного поведения. Те виды деятельности и формы общения, которые прежде играли ведущую роль, теперь отодвигаются на второй план. Меняются интересы и цели, в целом смысл жизни для ребёнка, наступает новая стадия его личностного развития. Преобразование общения, усложнение и обогащение его форм открывают перед ребёнком новые возможности для личностного роста. Первоначально эти возможности складываются внутри ведущих видов деятельности, а для детей дошкольного возраста – в разного рода играх. В более старшем возрасте к игре добавляются учение и труд.

Д.Б. Эльконин выделил четыре уровня развития детских игр, связанных с воспитанием. Первый уровень – это игровые действия ребёнка, воспроизводящие поведение взрослых и направленные на другого человека, т.е. игры, предполагающие наиболее простую форму человеческого общения («кормление» куклы, «воспитание» куклы, укладывание её спать и т.п.). Второй уровень – игровые действия, последовательно восстанавливающие систему деятельности взрослых с начала и до конца («приготовление» пищи, раскладывание её, кормление, уборка посуды и т.п.). Третий уровень связан с выделением в игре определённой роли взрослого и её исполнением. В содержании ролевого отношения между людьми, живые формы человеческого общения. Ролью определяются логика и характер действий, выполняемых ребёнком. Сами эти действия подчиняются определённым правилам, следование которым контролируется детьми. Четвёртый уровень представляет собой способность гибко менять тактику поведения и переходить от одной роли к другой в рамках развития сюжета одной и той же игры, контролируя не только своё, но и чужое ролевое поведение, разыгрывая в игре целостный сюжетно-ролевой спектакль.

Общение как средство развития личности особенно сильно начинает складываться на ребёнке с третьего уровня развития игры. Но и это ещё только усвоение форм ролевого поведения, без которых настоящее деловое и межличностное общение взрослых невозможно. На четвёртом уровне развития игры сюжетно-ролевое общение совершенствуется, создавая условия для более разностороннего личностного развития ребёнка.

Общение, складывающееся в учебной деятельности, зависит от формы её организации. Наиболее активным такое общение бывает в условиях групповых форм организации учебной деятельности. Дискуссии, диспуты, семинары, другие формы организации учебной работы способствуют развитию личности. В доступном для учащихся виде их можно реализовать практически во всех классах школы, от начальных до выпускных.

Ещё большие возможности для развития личности ребёнка открывает труд. Коллективный характер имеют многие его формы и опять же включают в себя моменты общения. Такой труд легко организовать в семье и школе.

Отношение между людьми, в данном случае – детьми и взрослыми, не всегда протекают гладко, содержат в себе немало противоречий, внешних и внутренних конфликтов, разрешая которые личность продвигается вперёд в своём развитии. Усвоение и реализация адекватных форм ролевого поведения, происходящие в игре, в труде и в коллективных видах учебной деятельности, способствует преодолению противоречий в системе межличностных отношений. Сами противоречия в отношениях с людьми автоматически не становятся двигателями личностного развития; только породив в нём проблемы внутреннего характера, заставляющие ребёнка менять свои отношения и взгляды, внешние противоречия превращаются во внутренний источник активности, направленный на формирование новых полезных личностных качеств.

Если разрешёнными оказываются только внешние противоречия, но не внутренние, то жизнь личности раздваивается на создающую видимость внешнего благополучия и внутренне конфликтную. Такой ребёнок, сохраняя нормальные внешние отношения с людьми, оставшись один, замыкается на своих внутренних проблемах. У него возникают расхождения между тем, каким он кажется окружающим людям (внешне благополучным), и тем, какой он есть на самом деле (внутренне конфликтный). В результате может наступить задержка в личностном развитии. Когда внутренние конфликты снимаются, а внешние сохраняются, то это создаёт ситуацию отчуждения человека из-за его неумения общаться с людьми, хотя сам по себе он может быть вполне хорошим человеком. В результате индивид лишается возможности получать от других людей полезную для его личностного роста информацию.

Во избежание возникновения проблем в личностном развитии призван педагог, т.к. именно взрослый, профессионально подготовленный человек способен вовремя заметить «неладное» и воздействовать на развитие ребёнка через педагогическое общение.

Педагогическое общение – совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения и определяющих характер взаимодействий педагога и детей.

Для педагога в общении очень важны профессиональные качества такие как:

  1. Интерес к детям и работе с ними; наличие потребности и умения общения, общительность.
  2. Способность эмоциональной эмпатии и понимания детей.
  3. Гибкость, оперативно-творческое мышление, обеспечивающее умение быстро и правильно ориентироваться в меняющихся условиях общения.
  4. Умение ощущать и поддерживать обратную связь в общении.
  5. Умение управлять собой.
  6. Способность к спонтанности (неподготовленности) коммуникации.
  7. Умение прогнозировать возможные педагогические ситуации, последствия своих воздействий.
  8. Хорошие вербальные способности: культура, развитость речи, богатый лексический запас, правильный отбор языковых средств.
  9. Владение искусством педагогических переживаний, которые представляют сплав жизненных, естественных переживаний педагога и педагогически целесообразных переживаний, способных повлиять на детей в требуемом направлении.
  10. Способность к педагогической импровизации, умение применять всё разнообразие средств воздействия (убеждение, внушение, заражение, применение различных приёмов воздействия).

Если бы с рождения человек был лишен возможности общаться с людьми, он никогда не стал бы цивилизованным, культурно и нравственно развитым гражданином, был бы до конца жизни обречен оставаться полуживотным, лишь внешне, анатомо-физиологически напоминающим человека.

Используемая литература:

  1. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн.2: Психология образования. - 608 с.
  1. Введение в общую психологию: курс лекций / Ю. Гиппенрейтер. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 352с.
  1. Педагогическая психология в схемах, таблицах и опорных конспектах: учеб. пособие для вузов / О.В. Нестерова. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 112с. – (Высшее образование).
  1. Гиппенрейтер, Ю.Б.

Общаться с ребёнком. Две книги в одной / Ю.Б. Гиппенрейтер; худож. Г.А. Карасева, Е.М. Белоусова, М.Е. Федоровская и др. – М.: Астрель, 2012. – 528с.: илл.

  1. Куницина, В.Н. Межличностное общение: Учеб. для вузов / В.Н. Куницина, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша; Гл. ред. Е. Строганова. – СПБ.: Питер, 2002.
  1. Интернет-ресурсы.

Общение является центральной базовой категорией и проблемой психологической науки и рассматривается ею всесторонне: как потребность и условие жизни человека, как взаимодействие и взаимовлияние, как своеобразный обмен отношениями и сопереживание, как взаимное познание и деятельность. Общение можно определить как наиболее широкую категорию для обозначения всех видов коммуникативных, информационных и прочих контактов людей, включая простые формы взаимодействия типа присутствия.

Морально-психологические свойства людей, характеризующие их как субъектов общения, отмечаются уже в изречениях древнего китайского мыслителя Конфуция и древнегреческих философов Сократа, Платона, Аристотеля и других, а также в высказываниях мыслителей последующих исторических эпох.

Так, Конфуций(551-479 до н.э.) обращал внимание на такие нравственные качества человека, делающие его приятным и полезным в общении, как чувство долга по отношению к другим людям, уважение их, особенно старших по возрасту, выполнение установленных в обществе норм и правил поведения , что позволяет поддерживать порядок и гармонию в обществе.

Древнегреческий философ Сократ (469-339 до н.э.) обосновал учение о нормах морали и моральном сознании людей как главном факторе их общения между собой.

Ученик Сократа Платон (427-347 до н.э.) считал, что общение между людьми должно строиться на основе таких добродетелей, как справедливость, рассудительность, благочестие, соблюдение нравственных норм. Он обращал внимание на способы ведения беседы, отразил многие тонкости диалогов разных собеседников, показал зависимость направленности мышления людей от характера и содержания общения.

Многие идеи мыслителей прошлых эпох имеют прямое отношение к проблеме межличностного общения людей, в том числе и делового общения. Так одно из фундаментальных положений теории межличностного общения указывает, что разного рода психические состояния людей во многом определяются содержанием нравственного сознания и как бы заключают его в себе. Поэтому изучение психологии делового общения предполагает осмысление с позиции сегодняшнего дня того теоретического наследия из области психологии, которое может способствовать более глубокому пониманию относящихся к ней проблем.

Немало для психологии межличностного общения дают исследования психологии масс Г.Лебона (1841-1931). Живя в обществе, человек сталкивается с влиянием «толпы» и оказывается участником массовых собраний. Все это оказывает психологическое воздействие на него, в том числе как на субъекта деятельности и общения с другими людьми.

Куртом Левиным (1890-1947) была создана «теория поля», которая, по его мнению, должна объяснить соответствующие моменты в отношениях человека и среды, в которой осуществляется его жизнедеятельность, а также в отношениях людей друг с другом. К заслугам К.Левина относят глубокое экспериментальное исследование мотивационной стороны поведения людей, изучение таких проблем, как стили руководства коллективом, типы конфликтов, способы их разрешения и т.п.


Существенное влияние на исследования в области психологии личности, ее поведения и межличностного общения оказал психоанализ З.Фрейда (1856-1939) и его последователей. Фрейд пришел к выводу, что на поведение человека оказывают влияние не только его рациональное мышление, но и иррациональные проявления психики. Речь идет о разного рода психологических импульсах и влечениях, направленных на удовлетворение инстинктов человека. Влечения человека под воздействием моральных, религиозных и других ограничений и запретов вытесняются в область бессознательного. Однако они «дают о себе знать», продолжают действовать без ведома человека. Отсюда проблема «неосознанных побуждений», которые определенным образом воздействуют на поведение людей. Анализ данных побуждений и в целом проблемы бессознательного открывает многое для понимания поведения людей, их межличностных отношений и общения между собой.

Последователи З.Фрейда, прежде всего А.Адлер, К.Юнг, К.Хорни, Э.Фромм, В.Райх, и некоторые другие обосновали влияние на формирование и поведение человека не только психофизиологических, но и социальных факторов. Так, А.Адлер (1870-1937) исследовал бессознательное стремление к власти как основное побуждение людей, проявляющееся в их межличностных отношениях, семье, социальных объединениях и т.д. К.Юнг (1875-1961) развил концепцию о «коллективном бессознательном», воздействующем на отношения социальных групп.

Символический интеракционизм (Т.Мид, А.Роуз, Т.Шибутани и др.), принимает за исходные акты общения между людьми соответствующие символы или «значимые действия», в качестве которых могут выступать вербальные и невербальные средства общения (коммуникации), в том числе мимика, визуальные контакты, интонация голоса, жесты, другие движения и действия. Т.Сорбин, Р.Линтон, Э.Гоффман и др. сводят межличностное общение людей к реализации их социальных ролей. Этим, по их мнению, определяется содержание и направленность общения социальных субъектов.

Отечественные психологи рассматривают категорию общения в рамках деятельностного подхода и культурно-исторической теории. С.Л. Рубинштейн (1889-1960) проанализировал роль деятельности и общения людей в функционировании их психики. Психика человека развивается только в процессе взаимодействия с обществом, в процессе его умственной деятельности по духовному освоению действительности, переводу внешней предметной деятельности во внутренний, идеальный план (интериоризация).

Большая роль в исследовании этих проблем принадлежит Л.С. Выготскому (1896-1934). Он разработал культурно-историческую теорию развития психики и считал, что в функционировании и развитии психики человека отражаются два основных плана его деятельности и поведения: натуральный, связанный с удовлетворением его биологических потребностей, и культурный, связанный с различными формами его социальной деятельности и поведения.

Идеи С.Л. Рубинштейна и Л.С.Выготского получили свое творческое развитие в трудах А.Н. Леонтьева, Г.М. Андреевой, А.Р. Лурии, Б.Г. Ананьева и др., где речь идет о понимании образов, возникающих в процессе восприятия людьми друг друга; их мыслительных действий, в процессе которых происходит превращение внешних действий во внутренние; мотивации, выражающейся в побуждениях людей, придающей их действиям «направленность, избирательность и стремительность» и т.п. все это имеет прямое отношение к психологии делового общения, как и концепция В.Н. Мясищева о «психических» или «психологических» отношениях между людьми.

Психологические отношения как система осознанных избирательных связей личности с предметами внешнего мира вытекают «из всей истории развития человека», выражают его личный опыт и внутренне определяют действия и переживания. Как элементы психологических отношений характеризуются мотивы деятельности людей, их воля, потребности, интересы, цели и т.д.

Коммуникация – процесс передачи информации, осуществляемый с помощью знаков, речи, символов, предполагающий понимание людьми друг друга.

Взаимодействие – специально организованный процесс, который протекает в соответствии с определенными правилами и нормами (простейшим примером является рукопожатие).

Анализ общения как взаимодействия представляет значительные сложности. Вообще разделение трех сторон общения – восприятия, коммуникации и взаимодействия возможно только как прием анализа: при всем старании нельзя выделить «чистую» коммуникацию, без восприятия и взаимодействия или « чистое» восприятие.

Общение – это форма деятельности, осуществляемая между людьми как равными партнерами и приводящая к возникновению психологического контакта, проявляющегося в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимном переживании и взаимопонимании. Психологический контакт обеспечивает в общении сопереживание, взаимный обмен эмоциями.

Если бы не было общения, мы не стали бы теми, кто мы есть. Только в общении с другими людьми происходит развитие личности. Если бы с рождения человек был лишен возможности общаться с людьми, он не стал бы цивилизованным, культурно и нравственно развитой личностью, был бы до конца жизни обречен, оставаться полуживотным, лишь внешне, анатомо-физиологически напоминающим человека. Об этом свидетельствуют многочисленные факты, описанные в литературе, «дети-маугли», выросшие среди животных, лишь внешне походили на человека, у них не развито было прямохождение, тонкие манипуляции кистью руки, отсутствовала человеческая мимика, наблюдалась общая неразвитость психических процессов и речи.

Общение служит установлению общности между людьми, регулирует их совместную деятельность, является инструментом познания и основой сознания для отдельного человека; наконец общение служит самоопределению личности. Перефразируя известное выражение, можно сказать: «Скажи, с кем ты общаешься, и я скажу, кто ты». Основные свои черты каждый из нас приобретает через личный опыт общения, через непосредственные контакты в семье, институте, на улице. Это так называемая микросреда . Благодаря общению в микросреде и происходящим здесь контактам каждый из нас познает более широко социальный мир и общается с ним, т.е. испытывает воздействие макросреды. Макросреда – это общество со своей наукой, культурой, идеологией, законами, общественными нормами и т.д. Местом встречи микро- и макросреды, гранью, на которой они взаимодействуют, является малая группа , где протекает жизнь каждого из нас.

Между личностями. В статье рассмотрим такие аспекты, как роль общения, для чего оно нужно людям, как правильно вести диалог и другое.

Роль общения в жизни человека

Люди не могут быть одинокими. Так установлено природой, что каждый человек нуждается в общении. Кому-то просто нужно выговориться, а кто-то не может без диалога. Ответ на вопрос, зачем общение человеку, даст история первобытного общества.

Сначала люди "разговаривали" с помощью жестов и мимики. Ими обозначались опасность, радость, недовольство, объекты охоты. Постепенно люди начали общаться при помощи речи, что стало намного интереснее и увлекательнее.

Уже после того как люди научились высказывать мнение, разговаривать, стали появляться правила. Благодаря им более культурным и развитым. На сегодняшний день только общение помогает человеку каждый день совершенствоваться.

Теперь люди могут слушать и передавать информацию, понимать товарища, коллегу, друзей и воспринимать всё, что говорят окружающие. Теперь вы знаете, зачем общение человеку и какова его роль. В статье рассмотрим и другие аспекты речи, в которых нуждаются люди.

Для чего нужно общение

Человек может быть экстравертом или интровертом, но он ежедневно нуждается в обществе. Это может быть коллектив, друзья или родственники. Только благодаря общению каждый человек становится социальной личностью.

С самого рождения родители дают малышу общение. Если с детьми не разговаривать, не учить их, кроха никогда не сможет вырасти полноценным человеком.

Такие люди психически отстают в развитии, и они не могут стать полноценными, культурными и развитыми личностями. Известно много случаев, когда родители не уделяли своим детям должного внимания. Тогда и получались такие неприятные казусы.

Искусство общения с людьми

Диалог - это естественная среда человека. Однако каждый человек должен уметь контактировать с окружающими правильно. Нас учат общаться сначала родители, затем педагоги, товарищи и другое окружение. Очень важно ещё с раннего возраста овладеть искусством общения.

Когда общаетесь с человеком, всегда смотрите ему в глаза. Тогда контакт между собеседниками наступит гораздо быстрее.

Старайтесь чувствовать человека, чтобы не обидеть его. Если знаете слабые места своего визави, никогда о них не говорите.

Относитесь с доверием к своему собеседнику. Если вы ему не доверяете, тогда есть ли необходимость строить с ним диалог? Конечно же, речь идёт не о родственниках и близких вам людях. Ведь вы и так знаете, как нужно с ними общаться. А вот что касается малознакомого и постороннего человека, тут нужно проявлять только позитив. Избегайте плохих эмоций и проявляйте как можно больше дружелюбия.

Что мы получаем от окружающих

Конечно же, мы и так можем понять, зачем человеку общение. Однако не всегда это можно объяснить. Общение нужно людям не только как потребность. Есть и другие положительные моменты. Например, мы можем приобрести много навыков и умений при помощи окружающих.

Люди обмениваются информацией, опытом, знаниями -и всё это называется общением. Главное - правильно построить диалог с собеседником. Когда люди обмениваются опытом или информацией, они глубже проникают в суть, становятся более умными, сознательными, культурными.

Очень часто интересные идеи, мысли приходят только тогда, когда ведётся диалог между людьми. Любой дельный совет часто помогает человеку. Психологи точно знают, зачем человеку общение. Они утверждают, что нет полноценной личности без диалога. То есть чтобы человек умел правильно высказывать свои мысли, ему и нужно как можно чаще общаться.

Правила общения

В принципе, мы уже разобрались, зачем человеку общение. Кратко мы это уже описали. Однако, как говорилось выше, есть определённые которых необходимо придерживаться, чтобы стать культурным и умным человеком.

Всегда при диалоге старайтесь улыбнуться и поддержать тему собеседника. Если вам что-то непонятно, никогда не стесняйтесь поинтересоваться. Помните, не стыдно спрашивать, ведь речь идёт о вашем развитии.

Никогда не повышайте голос. Интонация должна быть приятна для собеседника, без грубости и фальши в голосе. Старайтесь даже с друзьями общаться культурно. Обращайтесь к ним по имени. Не нужно при общении вспоминать его фамилию или дразнить, как в детстве, ведь человеку это может быть очень неприятно и даже обидно.

Вежливость - очень важный фактор общения. Плохие слова никогда не украшали человека. Поэтому разговаривайте не только спокойно, в доброжелательном тоне, но и вежливо. Вашему другу или знакомому будет приятно с вами проводить время.

Самое важное правило - не перебивать собеседника. Больше слушайте и меньше говорите. Особенно если ваш собеседник хочет выговориться.

Страх общения

У многих людей существует социофобия. То есть они не совсем понимают, зачем общение человеку, и боятся вступать в беседу. Такое отношение может быть только у неуверенных людей.

Страх общения необходимо преодолевать ещё с раннего возраста. Чтобы ребёнок не был замкнутым, учите малыша высказывать своё мнение. Даже если вам оно не нравится. Ведь только благодаря диалогам, общению дети учатся быть уверенными и

Дискомфорт общения

Иногда людям не хочется разговаривать с тем или иным человеком. Почему так происходит? Психологи утверждают, что есть такое понятие, как дискомфорт общения. Это когда собеседник давит на вас психологически. Вроде и незаметно, зато вы чувствуете сильный дискомфорт при общении. Вот в этом случае старайтесь избегать таких людей, чтобы не получать с их стороны негатива.

Каждому человеку необходимы только положительные эмоции. Именно поэтому психологи советуют общаться только с людьми, с которыми у вас есть не только общие темы для разговора, но при этом вы ещё получаете положительные эмоции, радость и дружелюбие.

Заключение

В статье мы разобрались, Общение - это очень важный аспект в жизни людей. Поэтому, если вы хотите побыть наедине, не злоупотребляйте этим. Старайтесь как можно чаще выходить на улицу, к друзьям или просто в магазин. Ведь можно поговорить с продавцом и узнать много интересных для себя вещей.

Теперь вы знаете, зачем человеку нужно общение. Если вы прислушаетесь к советам и рекомендациям психологов, у вас не будет проблем с построением диалога и выбором собеседника.

С одной стороны, все люди понимают, что такое общение. Общение – это когда люди разговаривают друг с другом. С другой стороны, когда мы посмотрим повнимательнее на некоторые виды общения, то закрадывается некоторое сомнение – общение ли это?

    заказ железнодорожных билетов по телефону,

    разговор с информатором по телефону 09 (вы узнаете телефон знакомого),

    диалог с продавцом, когда вы покупаете хлеб,

    обмен приветствиями со знакомым на ходу (- Здравствуйте! - Здравствуйте!),

    разговор в транспорте: - Когда же будет нормально ходить транспорт?! –И не говорите!

Определение общения представляет значительную трудность, поскольку общение, с одной стороны, очень многоаспектное явление, а с другой стороны, существует много явлений, которые сходны с общением, но, строго говоря, общением не являются.

Общение можно определить через перечисление его основных признаков. С этой точки зрения общение выступает как осознанный ,рационально оформленный, целенаправленный информационный обмен между людьми, сопровождающийся индивидуализацией собеседников, установлением эмоционального контакта между ними и обратной связью.

Как видно из приведенного определения, общение в полном смысле слова предполагает:

1. Обмен информацией

Это означает, что в процессе общения информация должна передаваться друг другу всеми участниками общения, то есть должна иметь место взаимность информирования – обе стороны передают и получают информацию. Если один говорит, а другие только слушают – это не общение. Телевидение, газета, сигнал СОС, светофор, телефонный автоответчик, компьютер передают информацию, но мы с ними не общаемся. Нельзя считать общением и такие ситуации: один выговаривается, а другой выступает только как слушатель; один кричит на другого, а тот молчит; люди находятся вместе, но не разговаривают друг с другом («он молчал, а я слушала»).

2. Осознанность информационного обмена

Информационный обмен должен осуществляться собеседниками осознанно. Передача информации должна входить в намерение обоих собеседников.

Если мой собеседник догадался о чем-либо, касающемся меня, хотя я совсем не намеревался ему об этом сообщать - это тоже не результат общения. Это результат интерпретации слов собеседника, результат догадки или интуиции (ср. диалог из фильма «Ирония судьбы»: – Вы замужем? – Какое это имеет значение? –Значит, не замужем!»)

3. Целенаправленность передачи информации

Если мы слышим разговор, адресованный не нам, то мы не общаемся с тем, кто говорит – ведь он осознанно не направляет свое сообщение нам. Подслушивание разговора других – не акт общения с ними. Информационное сообщение в процессе общения должно быть адресовано конкретному собеседнику, конкретной аудитории. Возглас «Кто-нибудь, отзовитесь! «Ау!», «Помогите!» – это не акт общения с кем-либо, а попытка найти собеседника, с которым можно было бы вступить в общение, обратиться за помощью и т.д.

Целью участников общения является целенаправленная передача информации друг другу. Если человек возмущается чем-либо себе под нос, а мы спрашиваем его: - Вы что хотите сказать? , а он отвечает: - Да это я так… , общение не состоялось.