Ромул и Рем, основание Рима: Сказка. Легенда о ромуле и реме, а также о волчице, вскормившей их своим молоком

Римская волчица – символ города Рима, скульптурное изображение животного, вскармливающего близнецов Ромула и Рема, по легенде, основавших Рим. Волчицу в Риме с давних пор называют «матерью римлян», а после перенесения статуи в конце XV века в Капитолийский дворец закрепилось название «Капитолийская волчица» (Lupa Capitolina) .

Капитолийская волчица – основная героиня легенды об основании Рима, которая повествует о полубожественном происхождении братьев-близнецов Ромула и Рема.

Они были внуками Нумитора, правителя основанного троянцами города Альба-Лонга. Его младший брат Амулий, захватив власть, расправился с детьми Нумитора: сына убил, а дочь, Рею Сильвию, силой заставил принять обет безбрачия и сделаться жрицей – весталкой. Однако через четыре года Рея Сильвия родила мальчиков-близнецов от бога плодородия Марса .

Взбешенный Амулий, боясь мести, приказал казнить племянницу, а ее детей утопить в . Раб выполнил его приказание – отнес младенцев на берег разливающейся реки и там оставил корзину в надежде, что вода подхватит их и погубит, однако просчитался. Вода ушла, голодные близнецы закричали, их услыхала волчица, оказавшаяся поблизости, облизала и накормила своим молоком. Она приходила, чтобы ухаживать за укрывшимися в тени смоковницы детьми до тех пор, пока на них не наткнулся пастух, который воспитал их и дал имена – Ромул и Рем.

Мальчики выросли умелыми воинами, но однажды в результате боя попали в плен к своему деду. Когда выяснилось их происхождение, они помогли ему вернуть власть в Альба-Лонге (Alba Longa), а сами договорились между собой основать город на Палантинском (Palatium) – там, где когда-то Тибр выбросил их на берег.

Пещера

В подтверждение легенды в 2007 году в Риме, на Палантине, прямо под развалинами дворца , археологи нашли пещеру, где якобы находились дети, вскармливаемые волчицей.

Установлено, что это место расположения известного с древности храма Луперкале (Lupercale, от латинского lupa – волчица), посвященного Ромулу и Рему. Памятник античности — грот диаметром 7,5 и высотой 8 метров – обнаружили на 16-метровой глубине полузасыпанным землей. Из-за опасности обрушения исследования велись с помощью зондов и видеотехники, но после работ, которые обошлись в 12 миллионов евро, некоторые участки открыли для посетителей. Именно эта точка и принята за место основания Рима.

Статуя

Статуя, отлитая из бронзы, представляет собой изображение стоящей волчицы высотой 75 см, с оскаленной пастью, передними лапами упирающуюся в землю. Под ее брюхом тянутся к соскам два младенца – Ромул и Рем.

Капитолийская волчица, но без младенцев, упоминается в документах с самых древних времен. Долго полагали, что ее отлили в V веке до н. э. этруски, тогда же ее установили в Риме в знак объединения римлян, сабинов и этрусков. Однако последние исследования, которые в 2006 г. проводила реставратор Анна Мария Карруба, сдвинули момент создания статуи на VIII-X века нашей эры.

Фигуры близнецов отлиты явно в другом стиле и появились у сосков волчицы в конце XV века. Автором их назван скульптор Антонио дель Поллайоло.

Из записок Х века, принадлежащих перу летописца-монаха Бенедикта, известно, что капитолийская волчица стояла в Латеранском дворце на месте судилища. Это был не памятник, а скорее божество – «матерь римлян», следящая за поведением своих детей. Упоминания о судах и казнях «у волчицы» встречаются до середины XV века. В 1473-м Сикст IV приказал перенести статую на , в Палаццо-деи-Консерватори (Palazzo dei Conservatori), где она находится до сих пор.

Памятник и копии

Памятник волчице – копия знаменитой скульптуры, установленная на высокой колонне слева от центрального здания Капитолийского музея и мэрии города . Похожие памятники можно встретить и в других местах Рима, а также по всему миру:

  • в Пизе (область Тоскана, Италия) памятник можно найти между падающей башней и Пизанским собором;
  • они установлены в Латинском квартале Парижа, в испанской Сеговии;
  • во многих городах Румынии — здесь она является символом культурного наследия;
  • около олимпийского стадиона в Токио, Япония;
  • рядом с мемориалом Жуселину Кубичека в столице Бразилии, городе Бразилиа;
  • в США, где копии скульптуры, отправленные диктатором Бенито Муссолини, установлены в Эден-Парке (штат Цинциннати), в Риме (штат Джорджия), и в Нью-Йорке.

Символ Рима

Волчица в Риме – не просто статуя или памятник, это символ божественности происхождения «вечного города». Поэтому ее изображения присутствуют повсеместно, самые древние можно увидеть на монетах, найденных при археологических раскопках. Волчица также является символом футбольного клуба Roma, изображена на гербе.

Известно, что большим почитателем волчицы был Бенито Муссолини. Для него она была символом стремления возродить Римскую империю, он рассылал копии «матери римлян» по всему миру.

Как добраться

Капитолийская волчица в оригинале представлена во Дворце Консерваторов (Palazzo dei Conservatori), в Капитолийском музее по адресу Piazza del Campidoglio, 1. Он находится на Капитолийском холме рядом с площадью Венеции (Piazza Venezia) и Римским Форумом (Foro Romano), ближайшая станция – Colosseo.

  • Официальный сайт Капитолийского музея: www.museicapitolini.org

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

Легенда о рождении Ромула и Рема

Капитолийская волчица, кормящая младенцев Ромула и Рема

Римская легендарная история рассказывает о братьях Ромуле и Реме и происхождении Рима так. Царь города Альба-Лонги, дед Ромула и Рема, Нумитор, потомок Энея и его сына Юла, был свергнут с престола братом, Амулием; дочь Нумитора Рея Сильвия была сделана весталкою для того, чтобы не могла она выйти замуж и иметь детей. Но однажды, пошедши за водой, девственная жрица Весты была застигнута в священной пещере Марсом, который был у италийских народов богом не только войны, но и оплодотворения; когда она при разных знамениях и чудесах родила близнецов Ромула и Рема, Амулий велел утопить ее в Тибре. (Рея Сильвия значит «обвиненная» или «посвященная Богу» девушка, или женщина из царской фамилии Сильвиев). Бог реки Тибра принял ее с любовью, и она сделалась его женою. Близнецы Ромул и Рем тоже были брошены в реку; но Тибр, бывший тогда в разливе, принес к подошве Палатинского холма колыбель, в которой они были пущены на воду; колыбель остановилась у берега под руминальской смоковницей близ священной пещеры Луперка. Там волчица бога Марса кормила малюток Ромула и Рема своим молоком, пока нашел их Фавстул, смотритель царских стад; он отдал их своей жене Акке Ларенции, и та выкормила их. Ромул и Рем росли пастухами и выросли такие прекрасные и сильные, что все товарищи слушались их.

Основание Рима Ромулом

По случаю ссоры между пастухами Амулия и Нумитора было узнано, кто они; услышав о своем происхождении, Ромул и Рем возвратили своему деду Нумитору царскую власть в Альбалонге и решили основать новый город на одном из семи холмов у Тибра в той местности, где были спасены и выросли между пастухами. Прежние товарищи Ромула и Рема, пастухи соседней местности, присоединились к ним. Но по вопросу о том, на каком холме основать город и чьим именем назвать его, произошел спор между братьями; Рем хотел основать город на Авентинском холме, а Ромул – на Палатинском.

Ромул и Рем. Картина Рубенса, 1616–1616

Наконец они согласились предоставить решение богам, вопросить их наблюдением полета птиц. Ромул и Рем пошли каждый на свой холм и, совершив священные обряды, молча ждали с товарищами своими небесных знамений всю ночь. Когда солнце уже восходило на краю неба, Рем увидел шесть коршунов, и тотчас же вслед за тем. Ромул увидел двенадцать коршунов; товарищи Ромула провозгласили, что дело решено богами в его пользу, и за ним было признано право основать город и дать ему имя. Он основал у левого берега Тибра город на Палатинском холме, где издавна имели жилища латинские пастухи и где совершали они сельские праздники в честь своих богов, дававших земле плодородие. По своему имени Ромул назвал новый город Roma. Он провел борозду, обозначавшую границы города, сама борозда показывала место, где будет ров, а возвышение, образуемое землею из борозды, показывало место, где будет вал. Ромул провел и границу померия, священной полосы, которая по древнему обычаю, должна была оставаться между строениями города и его стеною; освятил померий. Рем, раздраженный против брата, перепрыгнул в насмешку над ним через стену города, которая на первый раз была построена очень невысокая; за это Ромул убил, его и воскликнул: «так пусть будет со всяким, кто отважится перейти чрез эти стены». Чтобы примирить с собою тень убитого брата, Ромул установил праздник Лемурий в честь усопших.

Легенды о Ромуле, Реме и происхождении Рима имеют тесную связь с праздниками и богослужением» римской старины: так например, днем основания Рима считалось 21 апреля, день праздника Палилий, совершавшегося в честь Палесы, богини-покровительницы городского округа Рима. Другая легенда говорит, что Ромул сделал новооснованный город убежищем для изгнанников и что это привлекло в Рим новых поселенцев, людей, бежавших, или изгнанных из родины; это сказание возникло из того, что между двумя рощами, находившимися на Тарпейском холме, существовало убежище (азиль). В Риме был праздник луперкалий (волчий праздник); его совершали у подошвы Палатинского холма; он имел сельский характер патриархальной простоты и грубой шутливости; без сомнения, он был остатком тех времен легендарных времён Ромула, когда пастухи, разбойники, дикие звери и волны Тибра боролись между собою у колыбели будущего великого города.

Похищение сабинянок

Рим был основан одними только мужчинами, продолжает легенда; соседние племена не хотели отдавать девушек за этих беглецов и с насмешкой отвергали их свадебные предложения; Ромул вздумал обманом и насилием добыть своим сподвижникам жен, которых не давали им по доброму согласию. Он устроил праздник в честь бога Конса (Консуалии) и пригласил на него соседей. Они сошлись с женами и детьми. Но в то время, как они беззаботно смотрели на военные игры, римляне по данному Ромулом знаку бросились на них и похитили девушек. Отцы и матери убежали, воссылая богам жалобы на нарушение законов гостеприимства; сердились сначала и девушки, но ласки мужей мало-помалу смягчили их гнев.

Похищение сабинянок. Картина Николя Пуссена, 1634–1635

Оскорбленные племена решили отмстить Ромулу и римлянам. Жители трех латинских городов, Ценины, Крустумерия и Антемн, пошли на Рим, не дожидаясь сабинян. Римляне разбили их порознь. Ромул убил ценинского царя Акрона, повесил его доспехи в храме Юпитера Феретрия и отпраздновал первый триумф в предзнаменование того, что Рим будет побеждать всех врагов своих. После того пошли на Ромула сабиняне под предводительством куресского царя Тита Тация. Посредством хитрости они овладели крепостью Капитолийского холма: Тарпея, дочь начальника крепости, обольстилась золотыми уборами сабинян и отворила им ворота, условившись с ними о награде. Условие было такое: они дадут ей «то, что носят на левой руке». Она понимала под этими словами золотые браслеты сабинян; но они вместе с этими уборами стали бросать на нее свои щиты, под тяжестью которых она умерла. Так она получила смерть за измену. С той поры утес, образующий западную сторону Капитолийского холма, стал называться Тарпейскою скалою; впоследствии с этой скалы были низвергаемы преступники. Сабиняне и римляне, предводительствуемые Ромулом, долго сражались с переменным счастьем на болотистой низменности между Капитолийским и Палатинским холмами, где впоследствии был римский форум. Наконец римляне были побеждены, обратились в бегство, но Ромул дал обет построить храм Юпитеру Останавливателю (Jupiter Stator), и бегущие римляне остановились. Битва на низменности закипела вновь, и победа колебалась, когда вдруг отворились ворота Рима; похищенные сабинянки с распущенными волосами и в разорванных одеждах бросились между сражающимися, умоляя их прекратить битву. Они заключили мир и вечный союз, постановили, что римляне и сабиняне соединяются в одно государство, что сабинский царь Тит Таций будет править государством и начальствовать войском вместе с Ромулом, что все храмы обоих народов будут общие для них и что римляне присоединят к своему имени название квиритов (по мнению римлян позднейших времен слово «квириты» происходило от имени города Курес). Таким образом женщины спасли Рим. В воспоминание об этом подвиге их, о том, что они примирили враждующие народы, Ромул установил праздник Матроналий и дал женщинам много почетных прав.

Сабинянки, останавливающие битву между римлянами и сабинянами. Картина Жака-Луи Давида, 1799

Курии, на который делились римские полноправные граждане, были названы именами похищенных сабинянок, возведенных таким образом в сан родоначальниц римско‑сабинских патрициев. Жены были освобождены от всякой домашней службы, кроме прядения шерсти и тканья. Ромул сверх того постановил, что при встрече с матроной мужчина должен уступать ей дорогу; что оскорбивший женщину, делом или неприличными словами подвергается наказанию; что если гражданин отсылает от себя жену, невиновную ни в нарушении верности, ни в намерении отравить его, ни в воровстве, то половина его имущества отдается жене, а другая храму Цереры. – Как в других эпизодах легенды о Ромуле и основании Рима, так и в рассказе о похищении сабинянок древние религиозные обычаи похищения невест и бракосочетания были соединены в одно целое с теми историческими фактами, что на Квиринальском и Капитолийском холмах существовало сабинское поселение, а на Палатинском холме было поселение, называвшееся Римом, и что эти два поселения слились в одно. Рассказ о похищении земляками Ромула сабинянок проще всего объясняется, по замечанию Ине, обрядами римской свадьбы: «жених как будто силой уводил невесту из дома её родных; ее провожали в новое жилище трое юношей; жених переносил её через порог; когда причесывали волоса её, то делали пробор острием копья. Римская девушка выходила замуж как будто по принуждению и делала вид, что она огорчена».

Отражение в легенде о Ромуле подлинных исторических событий

В легендарных сказаниях об основании Рима Ромулом, которые развивались в течение веков прежде, чем были записаны, прикрыт поэзиею тот исторический факт, что латинское поселение, находившееся на Палатинском холме, вступило в союз, а потом соединилось в одну общину с сабинским поселением, находившемся на Квиринальском и Капитолийском холмах, что латины Ромула и сабиняне соединились в одно государство на равных правах. Об этом факте свидетельствует и предание, что Ромул разделил народ на три трибы, т. е. на три племени; имена триб были: Рамны, Тиции, Луцеры. Рамны, без сомнения, были латины Палатинского поселения, тиции – сабиняне Тита Тация; но о том, кто были луцеры, ученые думают неодинаково. По мнению одних, это были этруски, имевшие поселение на Целийском холме и соединившееся с латинами и сабинянами на равных правах позже соединения этих двух племен между собою; другие полагают, что на Целийском холме поселились латины из Альбалонги, так что луцеры были латины. Моммзен думает, что в древнейшем разделении народа Ромулом на три трибы сохранился след происхождения Рима из слияния трех поселений, прежде бывших, вероятно, независимыми; жители этих поселений рамны, тиции, луцеры имели прежде каждые свой особый округ. Таким образом, Рим эпохи Ромула произошел подобно тому, как возникли в Аттике Афины: жители разных округов соединились в один город. Основной элемент составляли, по мнению Моммзена, сабиняне; к ним, вероятно, присоединились переселенцы из других сабелльских племен; население города на Палатинском холме было сабинское; впоследствии с «городом семи холмов» соединилось поселение римлян, бывшее на Квиринале. Но остается темно, по мнению Моммзена, кто были луцеры; достоверным кажется то, что община, жившая на Целийском холме, первоначально находилась в менее тесных отношениях к римлянам и сабинянам, чем находились они друг к другу; быть может, она была сначала подчинена им и только уже впоследствии получила политическую равноправность. Племена, из которых составилась римская община в легендарную эпоху Ромула, имели одинаковые государственные учреждения, одинаковые обычаи, религиозные понятия и обряды; они привыкли быть в соседских отношениях между собою; вероятно, заключали между собою договоры, что граждане одного поселения могут приобретать в другом собственность. Вероятно, брачные союзы между ними были равноправные; конечно между ними был союз гостеприимства; все это должно было содействовать тому, что они довольно скоро соединились в одну общину. Слияние разных племен в одно неразрывное целое легенда о Ромуле характеризует рассказом о символическом обряде: переселенцы, основывавшие Рим, принесли с собою куски земли и первые плоды из родных мест, выкопали яму и бросили их туда в знак того, что каждый будет иметь теперь в новом городе Ромула свою родную землю и переносить на него все те чувства привязанности, какие имел к родине. Яма эта называлась mundus. Новейшие ученые считают ошибочным то мнение, что в ту эпоху, которую предание связывает с именем Ромула, были две независимые общины: римская на Палатинском холме и квиритская в Куресе и что, когда куресская община вошла в состав римской, то имя её жителей «квириты» вытеснило из богослужебного и юридического языка имя римлян, принадлежавшее Палатинской общине. Теперь полагают, что название «квириты» значит «копьеносцы» и что оно было почетным именем военного сословия в отличие от всего состава римского населения.

Правление Ромула в Риме

Время правления двух царей – Ромула и Тита Тация – было непродолжительно. Тит Таций, человек жестокий, был, на народном празднике в Лавинии, убит жителями Лаврента, которых обидел тем, что не позволил им мстить за кровь его родственникам, виновным в убийстве. Его похоронили в лавровой роще Авентинского холма. Ромул остался царем один, и правил, как говорит легенда, справедливо и кротко; уважал мнения сената, чтил богов и знамения воли их, устроил войско, составил отряд всадников. Ромул счастливо воевал с городом Фиденами, который, благодаря своему положению на левом берегу Тибра, выше Рима, служил для жителей могущественного этрусского города Вей главным пограничным оплотом против Лациума. В одном победоносном сражении римляне, по преданию, перебили 14 тысяч вейентов, и половина из них была убита Ромулом собственноручно. Молодое римское государство, в правление храброго Ромула привело соседей в такой страх, что еще 40 лет после его смерти, во все время царствования Нумы Помпилия, никто не отваживался нападать на Рим.

Ромул дал Риму благоустройство, сделал его сильным государством. Он царствовал со славою тридцать семь лет (1–38 от основания Рима, или 753–716 до Р. Х.) и внезапно исчез из среды людей. Во время смотра на Марсовом поле поднялась гроза; при грохоте грома и блеске молнии Ромул был вознесен на колеснице Марсом на небо вести вечную блаженную жизнь с бессмертными богами. Народ, т. е. община римских копьеносцев (квиритов), стала чтить Ромула, как бога, под именем Квирина, по полученному от него самого повелению. Таким образом служение Марсу стало основою единства двух племен, слившихся в римскую общину.

Ромул, как олицетворение римского мужества

Ромул и второй римский царь Нума Помпилий являлись легендарными олицетворениями тех видов деятельности, которыми было положено прочное основание будущему Риму. В Ромуле олицетворялось мужество, в Нуме – уважение к богам. Эти два качества считались в древности двумя коренными гражданскими добродетелями; они были необходимы для Рима, из них развилось могущество этого города, самое имя которого значит «сила» (Roma). Потому легенда и поставила в начале истории Рима военного царя Ромула и его преемника, мирного царя, установителя богобоязненности, Нуму, сделала основателями государства представителей коренных сил его.

Литература о Ромуле

Тит Ливий. История от основания города, I

Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Жизнь Ромула, Нумы Помпилия, Камилла

Древние римляне, как впрочем, и все человечество, достигнув определенного уровня в своем культурном и нравственном развитии, невольно стали задумываться о своем прошлом. Но многие вопросы оставались без ответов. Пытаясь как-то объяснить неизвестное, люди делали предположения, где переплетался вымысел с достоверными событиями. Так стали появляться мифы и легенды.

Рим же, с его обширной историей, оставил нам в наследие множество тайн и легенд, связанных с его основанием и дальнейшем развитием. И как утверждает одна из легенд, основателями Рима были Ромул и Рем, являющимися детьми самого Марса - бога войны, особо почитаемого римлянами и считающих его родоначальником и хранителем своего родного города.

В честь этого события на Капитолийской площади в Капитолийском музее города Рима находится одна из самых известных скульптур мира - бронзовая волчица, кормящая двух младенцев. Она напоминает римлянам о легенде основания их родного города. Ученые полагают, что изготовлена она в 5-ом веке до н.э. этрусками - древним народом современной Италии. К тому времени Рим уже стал столицей могущественной Римской империи и превратился в один из самых больших и красивейших городов мира. И не было такого места в мире, где бы не чувствовалось влияние Рима, или, во всяком случае, где о нем не слышали и не знали.

На данный момент наше поколение знает гораздо больше, чем древние римляне об истории своего города. Способствовали этому археология и технический прогресс. Многочисленные находки в ходе раскопок помогли ученым многое узнать про основание Рима. По их, все-таки, предположениям первые поселения на территории современного Рима появились еще около 1000 лет до н.э. на Палатинском холме. Позже были заселены Аветинский, Капитолийский и другие холмы. С течением времени поселения разрастались и в конечном итоге слились в одно целое. Произошло это в предположительно в 8-ом веке до н.э. Вот так с научной точки зрения и появился Древний Рим.

Но вернемся, все же, к легенде, являющейся одной из красивых и интересных в римской мифологии. Восстановим, так сказать, хронологию всех событий.


Эней и основание Альба-Лонги.


Для полноты картины, следует представить героя древнегреческой мифологии, сына Афродиты - богини любви, Энея. В ходе Троянской войны Троя была разрушена, поэтому Эней и уцелевшие жители города были вынуждены отправиться на поиски земель для основания нового города. В ходе долгих скитаний носило Энея и его спутников по морям и разным землям.

В Карфагене, куда забросила его насланная Герой (покровительница брака) буря, в Энея влюбляется основательница Карфагена - Дидона. Но влюбленным не суждено было быть вместе. Зевс - бог грома, неба и молний, повелел Энею покинуть Карфаген. Эней, не смея противиться велению бога, который правит всем миром, тайно уезжает из Карфагена. Обманутая Дидона, не в силах перенести утрату своего возлюбленного, так коварно предавшую ее, убивает себя.

Кстати, проклятья, посланные Дидоной вслед Энею, являются символом будущей вражды Рима и Карфагена.

Эней побывает в Сицилии, затем в городе Кумы, где получает судьбоносный совет прорицательницы Сивиллы - спуститься в царство мертвых. Последовав совету, Эней узнает о своем великом будущем и Римской империи.

В конце своего путешествия Эней и троянцы высадились на берег у устья реки Тибр. Так странники попали в царство Лаций, которым правил царь Латин (отсюда и название народа - латины). Он пообещал Энею руку своей дочери Лавинии. Эней, являющийся потомком Афродиты, легко смог очаровать девушку. Но препятствием их браку мешал царь рутулов Турн, которому также была обещана Лавиния. Состоялся поединок, в ходе которого Эней убил Турна и затем женился на Лавинии.

После смерти Энея, ставший правителем царства его сын Асканий (впоследствии принявший имя Юл), у подножия Альбанской горы основал город Альба-Лонга, в котором через много лет произойдут события, связанные с основателями Рима - Ромулом и Ремом.

Нумитор и Амулий. Борьба за власть.


Шли годы. Около 3-х веков прошло с момента прибытия троянцев в Лаций. Потомки Энея спокойно царствовали все это время, пока на престол не взошел четырнадцатый по счету царь Альба-Лонги Нумитор Сильвий, который получил власть после смерти отца на правах старшего сына. Амулий, младший брат Нумитора, был завистливым, коварным и жестоким человеком, мечтающий узурпировать власть в своих руках. Амулию удалось свергнуть Нумитора. Теперь вся власть принадлежала ему.

Боясь мести детей старшего брата, он убивает сына Нумитора, а его дочь, Рею Сильвию заставил стать весталкой - жрицей Весты (богиня, покровительница жертвенного огня и семейного очага). По законам того времени это обрекало Сильвию на 30-летнее безбрачие и невозможность иметь детей, которые могли бы претендовать на трон. Своего старшего брата Амулий не боялся. Тот был слишком слаб и дряхл, чтобы соперничать с Амулием, поэтому и остался жив.

Рождение Ромула и Рема.

Но все пошло не так, как предполагал Амулий. На четвертый год служения в священной роще к Сильвии явился Марс. Очарованный красотой девушки, бог войны овладел ею. Сильвия родила двух мальчиков-близнецов. Придя в ярость, Амулий приказал утопить младенцев в Тибре, а Сильвию посадить в темницу.

Раб, которому доверили убийство детей, положил их в корзину и пошел к реке. В это время разыгралась непогода. На Тибре полным ходом шло половодье. Ветер поднимал большущие волны, а вода все прибывала и прибывала. Раб побоялся заходить в воду и оставил корзинку у самой воды, думая, что уровень реки поднимется и корзинку с детьми унесет на середину реки, где они и утонут.

Спасение Ромула и Рема.


Воды реки действительно подняли корзину, и, о чудо, она зацепилась за куст, растущей на берегу, смоковницы. На плач малюток из леса прибежала волчица, которая накормила и обогрела близнецов. Молока волчицы братьям не хватало, и тогда на помощь пришли, а точнее прилетели, дятел и чибис, которые кормили малышей лесными ягодами. Все эти животные в дальнейшем стали священными для жителей Рима.

Затем близнецов нашел и забрал к себе домой царский пастух Фаустул. Его жена, Акка Ларенция, переживающая смерть своего ребенка, с радостью приняла малюток. Братьев назвали Ромулом и Ремом. И стали Фаустул с Ларенцией воспитывать близнецов как своих собственных детей.

Ромул и Рем возвращают власть своему деду.

Шло время. Близнецы подрастали. Братья помогали Фаустулу пасти стада, охотились, занимались гимнастикой и выросли красивыми, сильными и ловкими юношами. Иногда на стада нападали разбойники. И братьям приходилось сражаться не на жизнь, а на смерть. В этих схватках братья проявили себя как храбрые и отважные воины, за что и снискали всеобщее уважение и приобрели широкую известность.

Стада, которые пасли Фаустул, Рем и Ромул, являлись собственностью Амулия. У его старшего брата Нумитора, которого он оставил в живых, тоже были своя земля, свои стада и свои пастухи. Как-то раз между пастухами Амулия и Нумитора завязалась потасовка, в результате которой Рем попал в плен. Его доставили к Нумитору.

Рем заинтересовал бывшего правителя. Что-то до боли знакомое было в этом юноше. Нумитор поинтересовался его происхождением, на что Рем поведал историю, которую он слышал от пастуха Фаустула. Сопоставив все факты, Нумитор догадался, что перед ним стоит один из его внуков, сын его дочери Реи Сильвии, которая к тому времени умерла. Затем дед рассказал Ромулу и Рему историю их истинного происхождения. После этого братья твердо решили покарать Амулия. Вскоре они подняли восстание, в ходе которого ненавидящего всеми Амулия убили, а вся власть перешла к законному наследнику в лице Нумитора Сильвия, деда Ромула и Рема.

Основание Рима.

Через некоторое время Нумитор предложил братьям построить новый, свой город. Но где именно будет стоять город? Здесь мнения братьев разделились. Рем, по одним источникам, предлагал низменность между Палатинским и Капитолийским холмами, по другим - Аветинский холм. Ромул настаивал, чтобы местом основания города был непременно Палатинский холм.

Решили так: кто первый увидит знамение свыше, тот и определит место будущего города. Разошлись они по своим холмам и стали ждать. Вскоре Рем увидел шесть, кружащих над его холмом, коршунов, а Ромул - двенадцать, но все-таки чуть позже.

Кстати, позднее число двенадцать будут связывать с двенадцатью веками правления могущественной Римской империи.

Спор разгорелся с новой силой. Рем утверждал, что он первый увидел птиц. А Ромул настаивал, что увиденных им птиц было больше. Но все, пришедшие с братьями строить город, сочли доводы Ромула весомее. Теперь, когда спор был разрешен, следовало обозначить померии - границы будущего города. Считалось, что это сделает невозможным ни одному врагу никогда переступить границы города и войти в него.

Взявшись за плуг, Ромул начал пропахивать глубокую борозду. С обиды, чтобы досадить брату, Рем несколько раз перескочил через борозду и воскликнул: «Даже младенец переступит эти стены». В бешенстве Ромул выхватил меч и убил Рема. «Так будет с каждым, кто посмеет стены моего города» — произнес он над трупом брата. Ведь Ромул, являясь основателем, теперь обязан отвечать за будущее города и мстить любому, кто будет поносить его детище и насмехаться над ним. Так Ромул выполнил свой долг, убив родного брата. Затем Ромул взялся за плуг и закончил начатое.

Город Ромул назвал в честь себя - Roma (Рим), город Ромула. Вот так был основан Древний Рим, а Ромул стал его первым рексом - так называли правителей Древнего Рима в, так называемый, царский период до основании Республики.


Похищение сабинянок.

В первое время основной проблемой, с которой пришлось столкнуться новоиспеченному правителю, была малочисленность населения города. С целью привлечения новых жителей и увеличения населения города, Ромул предоставил, примкнувшим к ним всем желающим, гражданство и права наравне с первыми, вместе с ним строивших Рим, переселенцами. Всех прибывших расселяли на землях Капитолийского холма. В город стали стекаться разорившиеся крестьяне, преступники всех мастей, беглые рабы, изгнанники и авантюристы.

Вот тут возникла новая проблема - отсутствие женского населения. Ведь соседские народы не хотели вступать в родственные связи с римлянами. Считалось постыдным связывать себя узами брака с разными проходимцами и бродягами, так быстро наводнившими Рим. Вот такая нехорошая слава была у города.

Поэтому Ромул пошел на хитрость. Спустя четыре месяца с момента основания города 21 августа, он решил организовать праздник в честь Конса (бог-хранитель, отвечающий за посев зерновых культур, запасы зерна и силоса) - Консуалии с разными играми и состязаниями. Всем соседям были разосланы приглашения на этот праздник, так что народу собралось немало.

В самый разгар веселья Ромул снял с себя плащ, тем самым подав условный знак. И вооруженные римляне стали хватать пришедших на праздник женщин и уносить их в свой дом как военную добычу. Обескураженные и растерявшиеся таким поворотом событий мужчины-сабиняне (самый многочисленный народ, живший рядом с Римом) разбежались кто куда, не в силах противостоять вооруженным римлянам - ведь они пришли на праздник без оружия. Ромул тоже похитил одну из сабинянок - Герсилию, на которой впоследствии женился. Как утверждает легенда, именно с тех пор в Риме появился обычай с похищением невесты. Так решилась проблема с женщинами и приростом населения.


Война Рима с соседями.

События, произошедшие на празднике, сильно ухудшили, и без того не сильно дружеские, отношения Рима с соседними народами, которые пошли войной на Рим. Ромул со своим войском не только отбил все нападения, но и захватил города Ценин и Крустумерий. Слава его побед сопутствовала союзу с этрусками, которые заселили Эсквилинский холм. Так появились новые переселенцы, от чего войско Ромула стало только сильнее.

К тому времени соседские народы решили объединиться в борьбе против Рима. Основной силой были сабиняне, которые под предводительством Тита Тация пошли походом на Рим.

Вторгшись в римские земли, они осадили Рим. Но взять его никак не удавалось. Героические жители города самоотверженно защищались.

Существует легенда, что сабинянам удалось подкупить женщину по имени Тарпея, которая смогла тайно открыть ворота города и впустить сабинское войско. В награду предательницу ждало то, что носит каждый воин в левой руке. Но на левой руке были не только золотые кольца и браслеты, о которых мечтала Тарпея, но и тяжелые щиты. Так при входе в город каждый бросал ей браслет, а затем и щит. От таких «подарков» предательницу настигла кара и она погибла под тяжестью щитов.

Ромул и Таций заключают мир.

Завязалась битва. Но вдруг сражающиеся услышали плач и рыданья. Это похищенные сабинянки с детьми на руках выбежали на поле брани и стали умолять прекратить побоище. С одной стороны они обращались к братьям и отцам, а с другой к своим мужьям. Дрогнули сердца суровых воинов, опустили они оружие. Так был заключен мир между римлянами и сабинянами. Объединившись, два народа решили называться квиритами (копьеносными мужами), а правителями стали Ромул и Таций.

Шесть лет правил этот тандем. Много удачных походов совершили Ромул и Таций за это время. Последний их совместный поход был на альбанскую колонию Камерию, где в городе Лавиний Таций погиб. И Ромул стал единоличным правителем объединенных народов, а также первым царем Древнего Рима пожизненно.

Исчезновение Ромула.

Кончина или исчезновение Ромула окутана тайной. Возможно, его просто убили. Но по легенде Ромул сверхъестественным и невероятным образом исчез. Вот как описывает этот момент Плутарх (древнегреческий философ и биограф) в своих «Сравнительных жизнеописаниях»:

«Уже тридцать семь лет правил Ромул основанным им Римом. Пятого июля, в тот день, который в настоящее время называется Капратинскими нонами, Ромул приносил за городом, на Козьем болоте, жертву за весь народ в присутствии Сената и большей части граждан. Внезапно в воздухе произошла большая перемена: на землю спустилась туча, сопровождаемая вихрем и бурей. Остальной народ в страхе пустился бежать и рассеялся в разные стороны, Ромул же исчез. Его не нашли ни живым, ни мёртвым. На патрициев пало сильное подозрение. Народ говорил, что они давно тяготились царской властью и, желая забрать управление государством в свои руки, умертвили царя, так как он стал с некоторого времени поступать с ними суровее и деспотичнее. Патриции старались рассеять подобного рода подозрения, причислив Ромула к богам и говоря, что он «не умер, а удостоился лучшей доли». Прокул, личность, пользовавшаяся уважением, поклялся, что видел, как Ромул возносился в полном вооружении на небо, и слышал его голос, приказывавший называть его Квирином».

Плутарх. «Сравнительные жизнеописания. Ликург и Нума Помпилий».

Считалось, что Ромул вознесся на небо 5 июля 717 года до н.э. После смерти римляне стали почитать Ромула как сабинского бога Квирина, который считался мирным образом Марса.

На этом легенда основания Древнего Рима заканчивается.

Как и любой другой древний город, Рим таит в себе множество историй, связанных с его основанием. Родословную прародителей Рима ведут от древнего небожителя - Марса. Легенды об основании Рима утверждают, что именно влиянием бога войны объясняется неизменная воинственность римлян, стремление покорять другие народы и создавать империи.

Немного истории

Легенда о похищении сабинянок

По велению Ромула, новый город принимал в ряды своих жителей всех желающих. Возникновение Рима привело в его стены беглых рабов, разорившихся крестьян, авантюристов и изгнанников. Новый город испытывал острый дефицит женщин. Чтобы решить эту проблему, правитель Рима организовал праздник в честь урожая. В разгар праздника латиняне похитили жительниц соседнего племени - прекрасных сабинянок.

Это событие едва не закончилось войной, но похищенные женщины сумели примирить латинян и сабинян. Римляне и сабиняне заключи мир, и в течение шести лет Римом правили два царя - Ромул от латинян и Тит Таций от племени сабинян. После смерти Тация Ромул остается единовластным правителем и первым царем Рима пожизненно.

Вознесение Ромула

Легенда об основании Рима кратко говорит о смерти основателя этого города. В ней упоминается, что Ромул исчез при заседании сената. Наступившее солнечное затмение заставило народ разбежаться, оставив своего царя. Позднее патрициев обвиняли в смерти царя, но общенародное мнение свелось к тому, что Ромул был вознесен на небо. Римляне считали Ромула своим патроном-хранителем в виде бога Квирина. Алтарь патрона-хранителя Рима находился на Квиринальском холме.

Семь царей Рима

Царский период начался в 6 веке до н. э. и продолжался целое столетие. Отличительной его чертой было отсутствие преемственности и четкого порядка престолонаследия у римлян. Коротко о каждом из царей можно сказать следующее.

Краткие характеристики царей

Ромул отличался божественным происхождением. Считается основателем Рима. Создал Сенат. Разделил древний город на три части.

Второй правитель Рима - был выбран народом за талант, организаторские способности и умение проводить реформы. К его заслугам относят образование союза мастеров и ремесленников, введение нового календаря, в котором было 365 дней, упорядочивание религиозных культов, в частности запрет на человеческие жертвоприношения.

Тулл Гостилий в первой половине своей жизни был богатым землевладельцем. Став царем, обнаружил воинственные черты своего характера и стал вести многочисленные войны с соседями. В результате его правления площадь Римского государства была существенно расширена.

Анк Марций был внуком Тулла. Из-за своего тихого нрава чуть не лишился трона. Вынужден был постоянно отбивать атаки воинственных соседей, присоединил к владениям Рима несколько городов этрусков.

Тарквиний Древний - единственный царь Рима из племени этрусков. Владелец огромного состояния, он получил престол Рима. Взял в жены дочь предыдущего царя. Провел ряд войн с этрусками и латинами. Вел работы по преобразованию Рима. Именно при нем в городе стали функционировать водопровод и канализация, появились каменные мостовые, стали возводиться первые каменные частные дома.

Сервий Туллий был рабом, но получил хорошее образование. Получил трон благодаря жене Тарквиния. Провел ряд реформ в армии, разделил Рим по территориальному принципу, возвел массу Дал гражданские права плебеям, даровал свободу рабам. Пользовался всеобщей любовью.

Тарквиний Гордый - последний, седьмой царь Рима. Пришел к власти с помощью государственного переворота, злодейски убив Сервия. Существенно урезал права низших классов, отняв у плебса все дарованные ранее свободы. В итоге был изгнан вместе с сыновьями из Рима. Закончил свою жизнь в 510 г. при попытке вернуть себе власть.

Так закончилась первая, царская эпоха в жизни Вечного города.

Последние изменения: Сентябрь 29, 2018

История Рима, окутанная тайнами и загадками, уходит далеко вглубь веков. Она хранит в себе множество невероятных легенд и преданий. Когда город насчитывает почти три тысячи лет своего существования, не трудно представить, насколько много он может рассказать о себе. Однако история любого города и даже небольшой деревушки всегда начинается с его основания. История Рима началась еще в VIII веке до нашей эры, в тот момент, когда свет увидели близнецы-братья Ромул и Рем.

История рождения Ромула и Рэма — легендарных близнецов

По преданиям, родиной Ромула и Рема считается один из древнейших латинских городов, носивший название Альба-Лонга и располагавшийся в Лацио, вблизи Рима. На сегодняшний день от него остались немногочисленные руины, но в былые времена этот город рос и процветал.

Во времена царствования Нумитора для Альба-Лонги наступили нелегкие времена. Амулий, младший брат Нумитора, захватив власть в свои руки и, опасаясь своего свержения, убил прямого наследника трона – сына Нумитора, а царскую дочь – Рею Сильвию – вынудил стать весталкой и принять обет безбрачия.

Спустя несколько лет служения, Рея Сильвия встретила бога войны Марса, от которого и родила двух легендарных близнецов – сыновей Ромула и Рема. Прослышав об этом, Амулий распорядился заключить ее в темницу, а младенцев в плетеной корзине выбросить в Тибр.

Бурное течение реки выбросило корзину на берег вблизи Палатинского холма, где близнецов вскормила волчица. Позже Ромула и Рема нашел проходивший мимо пастух Фаустул. Потерявший собственного ребенка, и еще не оправившись от горя, Фаустул принес младенцев домой и взял их под свое попечение.

Основание Рима

Повзрослев и услышав правду своего происхождения, братья Ромул и Рем собрались в путь в сторону Альба-Лонги, где убив жестокого Амулия, вернули трон законному царю Нумитору. Спустя несколько лет, по настоянию своего деда Нумитора, братья отправились на поиски земель вблизи Тибра, благоприятных для основания великого города.

Легенда гласит, что Ромул для этих целей выбрал Палатинский холм, а Рем настаивал, что будет лучше Авентинский. В результате, между братьями возник спор. Дабы разрешить его, братья сошлись на том, что стоит подождать знамения. Они отошли друг от друга подальше и стали наблюдать. По приданию, Рем увидел шесть парящих коршунов, тогда как Ромул – двенадцать.