Значение декоративного искусства в жизни древнего общества. Украшения в жизни древних обществ

Зачем людям украшения?

С давних времен человек украшал себя и предметы, которыми пользовался. Даже в древности украшение представлялось людям делом не менее важным, чем самая полезная и необходимая работа. Например, древний охотник разрисовывал свое тело устрашающими узорами перед тем как выступить против другого племени или пойти на охоту.

Древний охотник украшал себя необычным ожерельем из клыков хищных зверей. Каждый клык означал убитого зверя. Это была своеобразная демонстрация перед соплеменниками своей ловкости, силы.

Вождь племени носил пышный головной убор из перьев, наносил на тело татуировки. так он, достойнейший из достойных, мог выделить себя среди окружающих, обозначить свое особое положение.

И сегодня по одежде, убранству можно понять, кто генерал, кто солдат и какой армии, кто священник, кто спортсмен. Все предметы декоративного искусства несут печать определенных человеческих взаимоотношений. Украсить - значит наполнить вещь смыслом, определить положение ее хозяина в обществе, подчеркивая это всем образным строем вещи: ритмом, рисунком, орнаментом, сочетанием цветов.

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.

Наш путь лежит в Древний Египет - удивительную, полную загадок и чудес страну, одну из цивилизайий, отдаленную от нас несколькими тысячелетиями.

У египтян сложилась своя четкая система декоративных символов.

Лотос - олицетворяет собой красоту, бессмертие, вечную жизнь.

Скарабей был символом бога утреннего солнца, катящего диск по небу.

Священная змея - символ власти.

Ладья вечности - этот символ связан с представлением о дневном и ночном плавании солнца - Ра по небесному и подземному Нилу.

Глаз - уаджет - оберег, защищающий от любой беды и символизирующий воскресение после смерти.

Произведения древних египетских ювелиров очень разнообразны. Это нагрудные украшения, подвески, ожерелья, браслеты, серьги. На всем лежит печать чрезмерной роскоши и изысканной утонченности. Многие урашения предназначались для торжественных шествий, церемоний. Материалом для них служили золото, драгоценные и полудрагоценные камни, цветная смальта. На них можно увидеть знаки-обереги, знаки-пожелания, друвние символы богов, выстроенные в узоры-тексты с символическим значением.

Вот массивная подвеска - пектораль фараона Тутанхамона с изображением крылатого скарабея, поддерживающего ладью Луны. Такое украшение клали на грудь умершему фараону. Обрати внимание на сложный многоярусный узор, который включал в себя самые разные символы, на дивное разноцветье камней, на благозвучное сочетание естественных природных цветов в украшении.

В самом верху возвышается лунный диск с изображением фараона среди богов. Завершают сложный узор орнамент из крупных цветов лотоса и изображения кобр-защитниц по его сторонам. Это украшение своим образным строем как бы выражало идею могущества и бессмертия египетского царя.

ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ: Выполни рисунок пекторали, используя знания древнеегипетской символики. Материалы для работы: фломастеры, цветные карандаши.


Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Древний Египет Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.

Какие ассоциации вызывает у вас словосочетание «Древний Египет»? фараон пирамида иероглифы папирус сфинкс Нил

Египтяне жили в долине реки Нил. Яркое солнце, теплый влажный климат создали прекрасные условия для жизни людей, повлияли и на их одежду.

Цель нашего урока – познакомиться с ролью декоративного искусства в эпоху Древнего Египта, а также узнать о символике украшений и одежды этого периода.

Одежда фараона Женская одежда в Древнем Египте Одежда жрецов, чиновников, воинов Ремёсла Древнего Египта Символика Ювелирное искусство План:

Фараон – правитель Египта – почитался как сын Бога на Земле.

Клафт – полосатый платок

Два скипетра – изогнутый жезл и трёххвостый бич, а также искусственная борода были знаками царского достоинства, могущества.

Основной частью мужского костюма был набедренник, или передник, крепившийся на поясе.

Женщины высших сословий носили пышный парик с бесчисленным количеством косичек, который украшали нарядная повязка или металлический обруч.

Шкура леопарда была верхней одеждой жрецов. Одежда жрецов и чиновников

Одежда воинов

Гончары, камнетёсы, резчики, литейщики, ткачи, ювелиры – создавали произведения декоративного искусства, поражающие тонкостью работы, высоким художественным мастерством. Например, туалетная ложечка для косметики в форме плывущей девушки.

Лотос – один из самых значимых символов. Он олицетворял собой красоту, бессмертие и вечную жизнь.

Ваза из алебастра.

Древние египтяне строили пирамиды – усыпальницы фараонов.

Для царской мумии изготавливали из камня, ценных пород деревьев с узорной позолотой саркофаги.

Например, саркофаг фараона Тутанхамона. С каким великолепием и мастерством украшена его поверхность рядами мельчайшего орнамента, как гармонично сочетание цветов, подчёркивающих сияние золота.

Маска фараона Тутанхамона.

Скарабей – был символом бога утреннего солнца, катящего диск по небу так же, как жук катит навозный шарик по песку.

Часто на украшениях встречаются изображения: священной змеи (урея)

ладьи вечности (этот символ связан с представлением о дневном и ночном плавании солнца – Ра по небесному и подземному Нилу)

глаза-уаджета, защищающего от любой беды и символизирующего воскресение после смерти (правый глаз означал Солнце, а левый – Луну)

Пектораль фараона Тутанхамона

Цвет тоже имел символическое значение: золотисто-желтый – обозначал солнце белый – луну зеленый – воскрешение природы и её плодородие синий – небо и воду.

Кто изображен?

Кто изображен?

Задание: Выполните гуашью эскиз одного из украшений в стиле древнеегипетского искусства: ожерелья, подвески, нагрудного украшения-пекторали, браслета. Используйте в декоративной композиции знаки-символы, выстраивая их в причудливый узор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Украшения в жизни древних обществ, роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта»

Данный материал будет предложен вниманию учащимся 5 классов в 3 четверти, тема которой посвящена изучению роли декоративного искусства в жизни общества и каждого человека....

Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта

Цели: познакомить учащихся с ролью декоративного искусства в эпоху Древнего Египта; сформировать представление о символике украш...

Конспект урока, с помощью которого ученики подробно познакомятся с искусством ДревнегоЕгипта и выполнят практическое задание по предложенной схеме....

Тест-презентация "Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Древний Египет"

В помощь учителям изобразительного искусства, работающим в 5 классе по Программе под редакцией Б. Неменского.Предлагаемая презентация включает тест по теме «Роль декоративного искусства в жизни древне...

Урок изобразительного искусства в 5 классе

Тема урока: «Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Древнегреческая вазопись»

Цели урока:

    Углубить знания учащихся об искусстве Древней Греции. Познакомить учащихся с греческой вазописью со стилями (чернофигурным и краснофигурным) и сюжетами древнегреческой живописи по керамике.

    Развивать умения осмысливать законы и явления природы через мифологические образы;

    Расширять кругозор учащихся, способствовать развитию воображения, эстетического вкуса при изображении сюжета на эскизе вазы.

    Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую активность, приобщать и воспитывать уважение к ценностям мировой культуры.

    Формировать эмоциональную сферу личности ребенка.

Задачи урока:

    Способствовать формированию знаний учащихся о стилях и сюжетах древнегреческой живописи по керамике;

    содействовать развитию умений передавать единство формы и декора, выстраивать декоративные и орнаментальные композиции в традиции древнегреческого искусства на основе ритмического повтора растительных или геометрических элементов;

    способствовать привитию интереса к культуре народов Древней Греции и воспитанию аккуратности при выполнении творческой работы.

Оборудование:

    Компьютер;

    Мультимедийный проектор.

    Карта «Греция в IV веке до н.э.»

    Таблица «Виды греческих ваз»

    Таблица «Виды орнаментов»

    Рисунки ваз (чернофигурный стиль, краснофигурный стиль).

    Иллюстрации (фотографии) ваз

Материалы к уроку:

    Раздаточный материал (карточки с изображением сцен и видами орнамента для росписи вазы), силуэтные заготовки древнегреческих сосудов и их фрагментов из картона и бумаги.

    Художественные материалы (цветная бумага, картон, ножницы, клей, кисти, гуашь, бумага формата А4, простые карандаши).

    Технологические карточки с последовательностью выполнения вазы.

Зрительный ряд:

    презентация «В городе богини Афины».

    видеофильм о греческих вазах;

    репродукции чёрнофигурных и краснофигурных ваз;

    элементы растительного и геометрического орнамента для росписи греческих ваз;

    раздаточный материал на каждую парту с изображением греческой вазы.

Музыкальный ряд: Мелодия греческого танца «Сиртаки», музыка греческого композитора Криса Сфириса.

I. Организация класса на работу.

II. Сообщение темы и цели урока:

(Звучит м елодия греческого танца «Сиртаки»)

Тема нашего сегодняшнего урока: «Греческая вазопись» (запись в рабочую тетрадь). На уроке мы с вами вспомним материал, который вы изучили по истории Древнего мира, о греческой культуре. Познакомимся с греческой вазописью особенностями её выполнения и выполним эскиз вазы.

III. Давайте сейчас мы с вами вспомним уроки древней истории (Работа по карте «Греция в IV веке до н.э.)

Вопрос: На каком полуострове расположена Древняя Греция?

Ответ: Древняя Греция расположена на Балканском полуострове.

Вопрос: В какой части Греции находится город Афины?

Ответ: Аттика

Вопрос: Чем знаменит город Афины?

Ответ: Афины – один из прекраснейших городов Древней Греции известен своей архитектурой (Парфенон, храм Афины Ники, произведениями скульптуры (бронзовая статуя Афины и статуя Зевса работы Фидия) (Презентация).

Сегодня нас интересует один из районов города – Керамик.

Рассказывает учащийся: Керамик – район, где жили гончары, где располагались гончарные мастерские. Узкие, намощенные улочки Керамика извились между глухими стенами домов с запертыми калитками. Тротуаров не было. Горожане выливали помои и выбрасывали отходы прямо на улицу. Вечером из-за грязи и зловонных луж по Керамику нельзя было ходить, не освещая дорогу смоляными факелами. Тем не менее, Керамик был известен далеко за пределами Эллады: в однообразных крытых черепицей домах жили искусные гончары и художники, создававшие великолепные расписные вазы.

Вопрос: Что означает слово «керамика»?

Ответ: Изделия, которые лепили из глины, а затем обжигали.

Керамика была спутницей всей жизни античного человека. Она стояла у его колыбели, с него делали первый глоток. Она украшала даже самую бедную хижину. В ней хранили семейные припасы. Она была наградой победителю на играх. Греческие гончары (люди изготавливали из глины вазы), занимавшие целые кварталы, города, изготавливали из глины самые разнообразные по форме, величине и назначению сосуды.

Мы с вами сегодня познакомимся лишь с несколькими основными формами греческих ваз, а на самом деле их существует более сотни. Назначение вазы диктовало ее форму, которая, в свою очередь, определяла метод формовки. Почти все аттические вазы делились для содержания в них трех различных жидкостей, наиболее важных в жизни греков вина, воды и оливкового масла. Наиболее часто требовалась посуда для хранения вина. Давайте рассмотрим рисунки греческих ваз.

(Таблица «Виды греческих ваз»)

Самый распространённый греческий сосуд – амфора.

Амфора –ваза с двумя крепкими вертикальными ручками в них просовывались две деревянные палки и носили её вдвоем. В амфоры наливали вино и воду, в них хранили и перевозили зерно, они могли быть самых разнообразных размеров.

Канфар (рис 1.) – чаша для вина.

Ойнохоя (рис.2) – кувшин для воды или вина.

Кратер (рис. 3) – с широким горлом для смешивания вина с водой.

Гидрия (рис. 4) – кувшин для ношения воды с тремя ручками, чтобы поднимать на голову, и третьей – вертикальной, чтобы снимать с головы.

Лекиф (рис.5) – высокая цилиндрическая ваза с узкой шейкой, чашевидным устьем и одной ручкой, обычно употреблялся для оливкового масла. Узкая шейка позволяла лить масло тонкой струйкой; устье имело острый край на внутренней стороне для того, чтобы масло не капало при наливании.

Скифос (рис. 6) – большая чаша для вина. Греки пили вино, разбавляя его водой, пить неразбавленное вино, считалось дурным тоном и называлось «пить по-скифски»

Киаф (рис. 7) – черпак для разбавленного вина.

Килики (рис. 8) – чаши для питья, плоские, с ножкой и двумя ручками (самая распространённая)

Пелика (рис. 9) – сосуд для хранения.

Слова «сосуды», «посуда» на латинском – вазы. Мы с вами знаем, что в Древней Греции вазы изготавливали из обожженной глины. (Запись в рабочую тетрадь).

Вопрос: Ребята, как вы думаете, что такое вазопись (Ответы уч-ся)

Ответ: Вазопись – роспись керамических (от греческого «керамос» - глина) сосудов. (Запись в рабочую тетрадь)

На древнегреческих вазах можно выделить орнамент и картину – сюжетную роспись. (Таблица «Виды орнаментов»)

Вопрос: Давайте вспомним, что называется орнаментом?

Ответ: Орнамент – это повторяющихся рисунок.

Греческие сосуды покрыты орнаментом. Орнаментом украшали менее важные части вазы – ножку и горлышко.

Очень распространен был меандр – в виде ломаной или кривой линии с завитками. Есть предание, что давно в Греции люди увидели с высокого холма русло реки. Оно извивалось, и было похоже на петлю. Так возник знаменитый греческий орнамент.

Любили греки изображать волну – это водная стихия, очищения.

Орнамент - пальметта. Он представлял собой узор из листьев, напоминающихся листья пальмы.

Бутон лотоса – символ жизни.

Главную часть сосуда, его тулово, занимает картина – сюжетная роспись, на которой изображены жанровые и мифологические сцены. По ним мы можем составить представление о том, как выглядели древние греки, об их одежде, обычаях – ведь картины на вазах изображали и мифологических героев, бытовые и спортивные сцены. В росписях прославляли именно то, что больше всего ценили, чему поклонялись. А поклонялись совершенству и красоте человека. (Работа с учебником)

Вопрос: Посмотрите (Иллюстрации (фотографии) ваз) по форме греческие вазы похожи, а чем они отличаются друг от друга?

Рассмотрим стили росписи сосудов. Принято выделять два стиля вазописи (Запись в рабочую тетрадь).

    чёрнофигурная – (демонстрация) фон оставался красным, фигуры покрывались чёрным лаком, а по чёрному изображению процарапывались светлые линии складок одежды и черт лица.

    краснофигурная – (демонстрация) фон заливался чёрным лаком, а фигуры оставались красным цветом, и на них наносились чёрные линии, складок одежды и прочие подробности.


Самой излюбленной темой для греческих живописцев была замечательная мифология греков, насыщенная богами, героями и фантастическими существами

Медуза Горгона – женщина, на голове которой вместо волос клубились змеи, химера с телом льва, козы и дракона, девятиголовая гидра.

Самые знаменитые вазы – «Ахилл и Аякс, играющие в кости», Геракл, борющийся с лернейской гидрой», «Геракл, в битве со львом» и др.

Прекрасные расписные вазы были любимы греками и известны далеко за пределами Греции. К сожалению, время не пощадило античные вазы – многие из них разбились. Но благодаря кропотливому труду археологов некоторые вазы удалось склеить, и по сей день, они радуют нас совершенными формами и блеском черного лака. Самая большая коллекция древнегреческих ваз находится в Эрмитаже. (Физминутка)

IV. Практическое выполнение работы.

Задание. – Ребята, сегодня вам представляется возможность побывать в роли «греческих гончаров и живописцев». Только свои вазы будете выполнять не из глины, а вырежете из бумаги и распишите её.

    Учащимся необходимо из красной или чёрной бумаги вырезать форму вазы (на выбор) , наклеить на лист цветного картона и расписать акварелью или гуашью в стиле греческой росписи.

    Учащимся раздаются технологические карточки с последовательностью выполнения вазы. Проводится инструктаж по ТБ при работе с ножницами. Напоминается детям, как симметрично вырезать форму вазы.

    Учащимся раздаются иллюстрации с различными формами ваз.

(Во время работы звучит музыка греческого композитора Криса Сфириса).

V. Закрепление нового материала (Рефлексия).

Проходит в игровой форме «Наполнить вазу знаниями»: на доске вывешивается нарисованная древнегреческая ваза, учащиеся по очереди выходят к доске и наполняют вазу правильными ответами.

    Ребята, с каким видом декоративного искусства вы познакомились сегодня на уроке? (Греческая вазопись)

    Узор, построенный на повторении и чередовании составляющих его элементов называется… (Орнамент)

    Предание, сказание о богах, героях называется… (Миф)

    Вазы, в которых хранили вино и масло называются… (Амфоры)

    Большая ваза, в которой смешивали вино и воду называется… (Кратер)

    Что значит, чёрнофигурный стиль росписи? (Фон оставался красным, фигуры покрывались чёрным лаком).

    Что значит, краснофигурный стиль росписи? (Фон заливался чёрным лаком, а фигуры оставались красным цветом).

VI. Подведение итогов урока.

Показ работ учащихся, комментирование оценок за урок.

VII. Домашнее задание.

Найти иллюстрации с изображением древнегреческих ваз и оформить в альбом.


Урок на тему «Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта»

Предмет: изобразительное искусство.

Класс: 5.

Тема: «Декор – человек, общество, время».

Урок №1.

Дата: 22.04.2011 г.

Учитель: Хаматгалеев Э. Р.

Познакомить учащихся с ролью декоративного искусства в жизни древних обществ, используя для примера эпоху Древнего Египта.

Сформировать представление о символике украшений и одежды этого периода.

Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры.

Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую фантазию.

Оборудование и материалы:

Иллюстративный материал с изображением памятников искусства Древнего Египта, одежды, амулетов.

Литературный ряд – стихи О. Тарутина из книги «Что я видел в Эрмитаже».

Художественные материалы.

Раздаточный материал: кукла-шаблон.

План урока

Беседа об истории и культуре Древнего Египта (вспоминаем уроки истории):

Характерные особенности египетской культуры;

Одежда, причёски и украшения египтян, дошедшие до нас рельефы и росписи Древнего Египта.

Постановка художественной задачи (выполнение египетского костюма с использованием куклы-шаблона).

Практическое выполнение задания.

Подведение итогов.

Ход урока

Беседа.

Учитель. Здравствуйте, ребята! Урок сегодня я хочу начать со стихотворения:

На плите,

На саркофаге,

На папирусной бумаге

И на всём, что видит взгляд,

Иероглифы пестрят.

Загогулины,

Кружочки…

Всё знакомое почти,

А попробуй-ка, прочти!

О какой стране идёт речь? (Древний Египет.)

Правильно. Эта страна – родина одной из самых древних культур.

Именно с неё вы начинаете изучать историю древних государств.

Что вы знаете о Древнем Египте?

(Это страна пирамид-усыпальниц фараонов – царей Древнего Египта).

В этой стране люди поклонялись большому количеству богов, многие из которых были похожи на животных.

…Стоим перед богом по имени Гор.

С большим удивлением смотрим в упор:

При всём человечьем обличье

Имеет он голову птичью!

Он рядом с богиней стоит львинолицей.

А рядом богиня-корова теснится,

И только богиня Исида

Похожа на женщину видом.

…Мы видим бога по имени Тот,

А также богиню по имени Нут.

Мы помнили точно,

Кто – этот, кто – тот,

Наверное, целых пятнадцать минут.

О том, как жили древние египтяне, во что верили, какую носили одежду, мы узнаем, рассматривая и изучая дошедшие до нас рельефы и росписи на стенах пирамид, храмов, саркофагов Древнего Египта.

Египетская одежда на протяжении многих столетий остаётся неизменной. В принципе, речь идёт только о двух типах одежды: мужской и женской. Только её отделка означает разницу между отдельными общественными классами. Но и здесь действуют точные законы. Мужчины в период Древнего и Среднего царства носили простую набедренную повязку, схенти, туловище было свободно от одежды.

Схенти фараона был сделан из тонкого, хорошо отбеленного полотна – льняного или хлопкового; бёдра ремесленника покрывал грубый и довольно толстый холст натурального цвета.

И именно из этой простейшей повязки, выполняющей функции «фартука» (это была и рабочая одежда), стала складываться одежда, «положенная» сильным мира сего – королям, богам и их свите. Набедренное прикрытие у них мягко собрано в складки, оно украшено цветными поясами, а его передняя часть расширяется книзу в виде треугольника, украшенного геометрическими узорами. В живописи и скульптуре красиво контрастирует белая набедренная повязка и коричнево-красный цвет мужского тела. Цвет кожи для изображения мужских фигур был точно установлен.

В отличие от мужчин женщины и рабы имели кожу другого определённого цвета – жёлтого.

Женский костюм отличался предельной простотой: «шитая по мерке» прямая, длиной до лодыжек рубашка калазирис на одной или двух бретелях, оставляющая грудь открытой. Иногда шили цельнокроеную рубашку с глубоким вырезом на груди.

Дома египтянки одежды не носили, но украшали себя ожерельями и браслетами. Бёдра были убраны тончайшими цепочками.

Все египтяне тщательно брили волосы, и для защиты от жарких солнечных лучей покрывали голову париком из растительных волокон или овечьей шерсти. Кстати, право носить обувь – простые сандалии из пальмовых листьев, папируса, а затем и кожи – принадлежало только фараону, реже его приближённым. Знаками царского достоинства фараона были золотая подвязанная борода, корона и посох.

Египтянки активно употребляли косметику: красили чёрной краской брови и ресницы, под глазами рисовали широкие зелёные круги, окрашивали оранжевой краской руки и ноги. Традиционным украшением был ускх – воротник-ожерелье из золотых пластин, драгоценных камней, жемчуга.

Изящную египетскую одежду дополняют драгоценности. Египтяне знали чеканку и гравировку, они умели обращаться с драгоценными камнями и их заменителями. Именно в Египте возникли все виды украшений из драгоценных камней (перстни, броши, серьги, браслеты, диадемы).

Постановка художественной задачи.

А теперь, ребята, самостоятельно выполните традиционный египетский костюм. Вы можете пользоваться куклой-шаблоном (как на уроках по русскому костюму), можете выполнить самостоятельную композицию.

В работе вам поможет весь иллюстрационный материал и даже учебники истории.

Выполнение задания.

Подведение итогов.

Экспресс-выставка (Бутик «У Нефертити»).