лат. reductio ad absurdum) - вид доказательства, при котором справедливость некоторого суждения (тезиса доказательства) осуществляется через опровержение противоречащего ему суждения - антитезиса. Опровержение антитезиса достигается путем установления его несовместимости с заведомо истинным суждением. Часто доказательство от противного опирается на двузначности принцип.
Отличное определение
Неполное определение ↓
ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ОТ ПРОТИВНОГО
обоснование суждения путем опровержения методом "приведения к нелепости" (reductio ad absurdum) нек-рого другого суждения, – именно того, к-рое является отрицанием обосновываемого (Д. от п. 1-го вида) или того, отрицанием к-рого является обосновываемое (Д. от п. 2-го вида); "приведение к нелепости" состоит в том, что из опровергаемого суждения выводится к.-л. явно ложное заключение (напр., формальнологическое противоречие), что и свидетельствует о ложности этого суждения. Необходимость различения двух видов Д. от п. вытекает из того, что в одном из них (именно, в Д. от п. 1-го вида) имеет место логический переход от двойного отрицания суждения к утверждению этого суждения (т.е. применяется т.н. правило снятия двойного отрицания, разрешающее переход от A к А, см. Двойного отрицания законы), в то время как в другом такого перехода нет. Ход рассуждения в Д. от п. 1-го вида: требуется доказать суждение А; в целях доказательства предполагаем, что суждение А неверно, т.е. что верно его отрицание: ? (не-А), и, опираясь на это предположение, логически выводим к.-л. ложное суждение, напр. противоречие, – осуществляем "приведение к нелепости" суждения А; это свидетельствует о ложности нашего предположения, т.е. доказывает, истинность двойного отрицания: A; применение к A правила снятия двойного отрицания завершает доказательство суждения А. Ход рассуждения в Д. от п. 2-го вида: требуется доказать суждение?; в целях доказательства предполагаем верным суждение А и приводим это предположение к нелепости; на этом основании заключаем, что А ложно, т.е. что верно?. Различение двух видов Д. от п. важно потому, что в так называемой интуиционистской (конструктивной) логике закон снятия двойного отрицания не имеет места, в силу чего не допускаются и Д. от п., существенно связанные с применением этого логического закона. См. также Косвенное доказательство. Лит.: Тарский?., Введение в логику и методологию дедуктивных наук, пер. с англ., М., 1948; Асмус В. Ф., Учение логики о доказательстве и опровержении, [М.], 1954; Клини С. К., Введение в метаматематику, пер. с англ., М., 1957; Черч?., Введение в математич. логику, пер. с англ., [т.] 1, М., 1960.
Урок можно начать с рассказа учителя.
Ващенко Н.М., на уроке
В Древней Греции всех ораторов учили геометрии. На дверях школы было написано: «Не знающий геометрии, да не войдет сюда». Почему? Да потому, что геометрия учит доказывать. А речь человека убедительна только тогда, когда он доказывает свои выводы. В своих рассуждениях люди часто пользуются способом доказательства, который называется "от противного".
Приведем примеры таких доказательств.
Пример 1. Разведчики получили задание: выяснить, находится ли в данном селе танковая колонна противника. Командир разведки докладывает: если бы в селе была танковая колонна, го тогда бы были следы гусениц, а их мы не обнаружили.
Схема рассуждений. Требуется доказать: нет колонны. Предположим, есть колонна. Тогда должны быть следы. Противоречие - следов нет. Вывод: предположение неверно, значит, танковой колонны нет.
Пример 2. Врач после осмотра больного ребенка говорит:
«У ребенка нет кори. Если бы у него была корь, то тогда была бы сыпь на теле, но сыпи нет».
Рассуждения врача тоже выполнялись по указанной выше схеме.
Задается вопрос: «В чем же сущность способа доказательства от противного?»- и вывешивается таблица (табл. 5).
Способом от противного можно решить уже известные до этого задачи.
1. Дано: а||b, прямые с и а пересекаются. Докажите: прямые с и b пересекаются.
Доказательство.
1) Предположим, что b||с.
2) Тогда получается, что через точку О (точка пересечения прямых а и с) проходят две различные прямые а и b, которые параллельны прямой b.
3) Это противоречит аксиоме параллельных прямых.
Вывод : значит, наше предположение неверно, а верно то, что и требовалось доказать, т. е. что прямые бис пересекаются.
2. Дано: A, В, С - точки прямой а, АВ = 5 см, АС = 2 см, ВС = 7 см. Докажите:
Доказательство.
1) Предположим, что точка С лежит между точками А и В.
2) Тогда по аксиоме измерения отрезков АВ = АС + СВА
3) Это противоречит условию: АВ = АС + СВ, так как АВ = 5 см, АС+ С5 = 9 см.
Вывод: точка С не лежит между точками А и В.
3. Дано: АВ - полупрямая, С АВ, АС < АВ. Докажите:
Доказательство.
1) Предположим, что точка В лежит между точками А и С.
2) Тогда по аксиоме измерения отрезков АВ + ВС = АС, т. е. AB 3) Это противоречит условию задачи: АС<АВ. Вывод:
точка В не лежит между точками А и С. Решение задач оформляется в тетрадях. Для усвоения учащимися сущности способа доказательства от противного, а также с целью экономии времени при решении задач можно использовать карточки-подсказки, которые сделаны из плотной бумаги и вставлены в полиэтиленовые мешочки. Ученик должен на полиэтиленовой пленке заполнить пропущенные места. Записи на пленке легко стираются, и поэтому карточки можно использовать неоднократно. Карточка имеет вид:
Предположим противоположное тому, что требуется доказать, т.е. Из предположения следует, что (на основании …… Получаем противоречие с. Значит, наше предположение неверно, а верно то, что требовалось доказать, т.е. Задание на дом:
п. «Доказательство от противного» § 2 до слов: «Поясним это...». 1. Докажите, что если MN = 8 м, МК = 5 м, NK- 10 м, то точки М, N и К не лежат на одной прямой. 2. Докажите, что если <(ab) = 100°, <(be) - 120°, то луч с не проходит между сторонами угла (ab). 3. Докажите теорему 1.1 способом от противного. Практическое занятие №
2
Тема: Логика и доказательство. Доказательство: прямое, обратное, от противного. Метод математической индукции.
Занятие рассчитано на
2
академ. часа.
Цель:
изучить различные методы доказательств (прямое рассуждение, метод «от противного» и обратное рассуждение), иллюстрирующие методологию рассуждений. Рассмотреть метод математической индукции.
Теоретический материал
Методы доказательств
При доказательстве теорем применяется логическая аргументация. Доказательства в информатике
неотъемлемая часть проверки корректности алгоритмов. Необходимость доказательства возникает, когда нам нужно установить истинность высказывания вида (А
В). Существует несколько стандартных типов доказательств, включающих следующие:
Предполагаем, что высказывание А истинно и показываем справедливость В. Такой способ доказательства исключает ситуацию, когда
A
истинно, a
B
ложно, поскольку именно в этом и только в этом случае импликация (А
В) принимает ложное значение (см. табл).
Таким образом, прямое доказательство идет от рассмотрения аргументов к доказательству тезиса, т. е. истинность тезиса непосредственно обосновывается аргументами. Схема этого доказательства такая: из данных аргументов
(а, b, с,
...) необходимо следует доказываемый тезис
q.
По этому типу проводятся доказательства в судебной практике, в науке, в полемике, в сочинениях школьников, при изложении материала учителем и т. д.
Примеры:
1. Учитель на уроке при прямом доказательстве тезиса “Народ
творец истории”, показывает;
во-первых
, что народ является создателем материальных благ,
во-вторых
, обосновывает огромную роль народных масс в политике, разъясняет, как в современную эпоху народ ведет активную борьбу за мир и демократию,
в-третьих
, раскрывает его большую роль в создании духовной культуры.
2. На уроках химии прямое доказательство о горючести сахара может быть представлено в форме категорического силлогизма: Все углеводы - горючи.
Сахар - углевод.
Сахар горюч.
В современном журнале мод “Бурда” тезис “Зависть - корень всех зол” обосновывается с помощью прямого доказательства следующими аргументами: “Зависть не только отравляет людям повседневную жизнь, но может привести и к более серьезным последствиям, поэтому наряду с ревностью, злобой и ненавистью, несомненно, относится к самым плохим чертам характера. Подкравшись незаметно, зависть ранит больно и глубоко. Человек завидует благополучию других, мучается от сознания того, что кому-то больше повезло”".
2. Обратное рассуждение
(доказательство
)
.
Предполагаем, что высказывание В ложно и показываем ошибочность А. То есть, фактически, прямым способом проверяем истинность импликации ((не В)
(не А)), что согласно таблицы, логически эквивалентно истинности исходного утверждения (А
В).
3. Метод «от противного».
Этот метод часто используется в математике. Пусть
а
- тезис или теорема, которую надо доказать. Предполагаем от противного, что
а
ложно, т. е. истинно
не-а
(или). Из допущения выводим следствия, которые противоречат действительности или ранее доказанным теоремам. Имеем, при этом
-
ложно, значит, истинно его отрицание, т.е.
,
которое по закону двузначной классической логики (→
а
) дает
а.
Значит, истинно
а
, что и требовалось доказать.
Примеров доказательства “от противного” очень много в школьном
курсе
математики. Так, пример, доказывается теорема о том, что из точки, лежащей вне прямой, на эту прямую можно опустить лишь один перпендикуляр. Методом “от противного” доказывается и следующая теорема: “Если две прямые перпендикулярны к одной и той же плоскости, то они параллельны”. Доказательство этой теоремы пpямо начинается словами: “Предположим противное, т. е. что прямые
АВ
и
CD
не параллельны”.
Математическая индукция
Компьютерную программу в информатике называют правильной или корректной, если она делает то, что указано в ее спецификации. Несмотря на то, что тестирование программы может давать ожидаемый результат в случае каких-то отдельных начальных данных, необходимо доказать приемами формальной логики, что правильные выходные данные будут получаться при любых вводимых начальных значениях.
Проверка корректности алгоритма, содержащего циклы, нуждается в довольно мощном методе доказательства, который называется «математическая индукция».
В основе всякого математического исследования лежат дедуктивный и индуктивный методы. Дедуктивный метод рассуждений - это рассуждение от общего к частному, т.е. рассуждение, исходным моментом которого является общий результат, а заключительным моментом частный результат. Индукция применяется при переходе от частных результатов к общим, т.е. является методом, противоположным дедуктивному. Метод математической индукции можно сравнить с прогрессом. Мы начинаем с низшего, в результате логического мышления приходим к высшему. Человек всегда стремился к прогрессу, к умению развивать свою мысль логически, а значит, сама природа предначертала ему размышлять индуктивно.
Принцип математической индукции
это следующая теорема:
Пусть мы имеем бесконечную последовательность утверждений P
1
, P
2
, ...,
P
n
занумерованных натуральными числами, причём: утверждение P
1
истинно; если некоторое утверждение P
k
истинно, то следующее утверждение P
k
+1
тоже истинно.
Тогда принцип математической индукции утверждает, что все утверждения последовательности истинны.
Другими словами принцип математической индукции можно сформулировать так: если в очереди первой стоит женщина, и за каждой женщиной стоит женщина, то все в очереди женщины.
Способ рассуждений, основанный на принципе математической индукции называется методом математической индукции. Для решения задач методом математической индукции необходимо:
1) сформулировать утверждение задачи в виде последовательности утверждений P
1
, P
2
, ..., P
n
, ... ;
2) доказать, что утверждение P
1
истинно (этот этап называется базой индукции); 3) доказать, что если утверждение P
n
истинно при некотором n= k, то оно истинно и при n = k + 1 (этот этап называется шагом индукции).
Ввиду недостоверности заключения индукция не может служить методом доказательства. Но она является
мощным эвристическим методом
, т. е. методом открытия новых истин.
Индукция может привести к ложному заключению. Так, например, вычисляя значения выражения n
2
+n+17 при n = 1,2,3, ..., 15, мы получаем неизменно простые числа, и это наводит на мысль, что значение этого выражения при любом натуральном n есть простое число. Иначе говоря, на основании пятнадцати частных посылок получено общее заключение, относящееся к бесконечному множеству частных случаев, и это заключение оказывается ложным, так как уже при n = 16 получаем составное число 16
2
+16+17=172.
В истории математики были случаи, когда известные математики ошибались в своих индуктивных выводах. Например, П. Ферма предположил, что все числа вида 22 n + 1 простые, исходя из того, что при n = 1,2,3,4 они являются таковыми, но Л. Эйлер нашел, что уже при n = 5 число 232+ 1 не является простым (оно делится на 641). Однако возможность получения с помощью индукции ложного заключения не является основанием для отрицания роли индукции в школьном обучении математике.
Методические указания
Пример 1:
Покажите прямым способом рассуждений, что произведение ху двух нечетных целых чисел х и у всегда нечетно.
Решение.
Любое нечетное число, и в частности х, можно записать в виде х = 2
m
+ 1, где
m
Z
. Аналогично, у = 2
n
+ 1,
n
Z
.
Значит, произведение ху = (2
m
+ 1)(2
n
+ 1) = 4mn + 2m + 2n + 1 = 2(2
mn
+
m
+
n
) + 1 тоже является нечетным числом.
Пример 2:
Пусть
n
N
. Покажите, используя обратный способ доказательства, что если
n
2
нечетно, то и
n
нечетно.
Решение.
Отрицанием высказывания о нечетности числа
n
2
служит утверждение «
n
2
четно», а высказывание о четности
n
является отрицанием утверждения «число
n
нечетно». Таким образом, нужно показать прямым способом рассуждений, что четность числа
n
влечет четность его квадрата
n
2
.
Так как
n
четно, то
n
=2
m
для какого-то целого числа
m
. Следовательно,
n
2
= 4
m
2
= 2(2
m
2
) четное число.
Пример 3:
Методом «от противного» покажите, что решение уравнения х
2
= 2 является иррациональным числом, т. е. не может быть записано в виде дроби с целыми числителем и знаменателем.
Решение.
Здесь нам следует допустить, что решение х уравнения х
2
= 2 рационально, т. е. записывается в виде дроби х = с целыми
m
и
n
, причем
n
0. Предположив это, нам необходимо получить противоречие либо с предположением, либо с каким-то ранее доказанным фактом.
Как известно, рациональное число неоднозначно записывается
в виде дроби. Например, х = == и т.д. Однако можно считать, что
m
и
n
не имеют общих делителей. В этом случае неоднозначность записи пропадает.
Итак, предполагаем дополнительно, что дробь х = несократима (m
и
n
не имеют общих делителей). По условию число х удовлетворяет уравнению х
2
= 2. Значит, ()
2
= 2, откуда
m
2
= 2
n
2
.
Из последнего равенства следует, что число
m
2
четно. Следовательно,
m
тоже четно и может быть представлено в виде
m
= 2р для какого-то целого числа р. Подставив эту информацию в равенство
m
2
= 2
n
2
, мы получим, что 4р
2
= 2
n
2
, т. е.
n
2
= 2р
2
.
Но тогда
n
тоже является четным числом. Таким образом, мы показали, что как
m
, так и
n
четные числа. Поэтому они обладают общим делителем 2. Если же теперь вспомнить, что мы предполагали отсутствие общего делителя у числителя и знаменателя дроби, то увидим явное противоречие.
Найденное противоречие приводит нас к однозначному выводу: решение уравнения х
2
= 2 не может быть рациональным числом, т. е. оно иррационально.
Пример 4:
Докажем по индукции следующее равенство (которое, конечно, допускает и другие доказательства):
1 + 2 + 3 + ... + n = n(n + 1)/2.
База. При n = 1 равенство превращается в тождество 1 = 1·(1 + 1)/2.
Шаг. Пусть равенство выполнено при n = k: 1 + 2 + 3 + ... + k = k(k + 1)/2.
Прибавим к обеим частям этого равенства k + 1. В левой части мы получим сумму 1+2+3+...+k+(k+1),
а в правой - k(k+1)/2+(k+1)=(k(k+1)+2(k+1))/2=((k+2)(k+1))/2.
Итак, 1 + 2 + 3 + ... + k + (k + 1) = (k + 1)(k + 2)/2, а это и есть требуемое равенство при n = k + 1, где n означает произвольное натуральное число.
1. Используя методы доказательства:
1) Прямым рассуждением докажите истинность высказывания:
n
и
m
четные числа
n
+
m
число четное.
2) Дайте обратное доказательство высказывания:
n
2
четное число
n
четное.
3) Методом «от противного» докажите, что
n
+
m
нечетное число
одно из слагаемых является четным, а другое нечетным.
2. Докажите каждое из высказываний методом математической индукции.
1) 1 + 5 + 9 +…+(4
n
- 3) =
n
(2
n
1) для всех натуральных чисел
n
.
2) 1
2
+2
2
+…+
n
2
=
n
(n
+1)(2
n
+1)/6 для всех натуральных чисел
n
.
3)
д
ля всех натуральных чисел
n
.
4) Число
n
3
n
делится на 3 при всех натуральных значениях числа
n
.
5) 1*1! + 2* 2!+…+-
n
*
n
! = (n
+ 1)!
1 для всех натуральных чисел
n
.
(Символ
n
! читается как «
n
факториал» и обозначает произведение всех натуральных чисел от 1 до
n
включительно:
n
! =
l
*2*3*** (n
l
)*
n
.)
Дополнительные задания:
1. Найдите ошибку в следующем «доказательстве» того, что все лошади одной масти.
Будем доказывать индукцией по n следующее утверждение: «В любом табуне из n это лошадей, все они одной масти». База (n = 1) очевидна: в этом случае все лошади - одна лошадь, она очевидно одной масти. Ш: пусть в любом табуне из k лошадей все лошади имеют одну масть. Рассмотрим табун из k + 1 лошади. Выберем в нём двух лошадей a и b и рассмотрим оставшиеся k 1 лошадь. Составим табун из этих оставшихся лошадей, добавив к ним a. В нём k лошадей, поэтому, по предположению индукции, все они одной масти. Значит, лошадь a имеет ту же масть, что и оставшиеся лошади. Аналогично доказывается, что ту же масть имеет лошадь b. Значит, все k + 1 лошадь имеют одинаковую масть. Утверждение доказано.
2. На бесконечном клетчатом листе бумаги 100 клеток закрашены в чёрный цвет, а все остальные в белый. За один ход разрешается перекрашивать в противоположный цвет любые четыре клетки, образующие квадрат 2x2. Докажите, что за несколько ходов можно добиться того, что все клетки окажутся белыми тогда и только тогда, когда любая горизонталь и любая вертикаль содержит чётное число чёрных клеток.
Метод от противного
Апагогия
- логический приём, которым доказывается несостоятельность какого-нибудь мнения таким образом, что или в нём самом, или же в необходимо из него вытекающих следствиях мы открываем противоречие . Поэтому апогогическое доказательство является доказательством косвенным: здесь доказывающий обращается сперва к противоположному положению, чтобы показать его несостоятельность, и затем по закону исключения третьего делает вывод о справедливости того, что требовалось доказать. Этот род доказательства называется также приведением к нелепости. Существенною его принадлежностью является довод, что третье не существует, т. е., что кроме мнения, справедливость которого нужно доказать, и второго, ему противоположного, которое служит исходным пунктом доказательства, никакой третий факт не допускается. Поэтому косвенное доказательство исходит из факта, отрицающее положение, справедливость которого требуется доказать. Wikimedia Foundation
.
2010
.
В математике, метод бесконечного спуска это метод доказательства от противного, основанный на том, что множество натуральных чисел вполне упорядочено. Часто метод бесконечного спуска используется для доказательства того, что у некоторого… … Википедия
Метод доказательства, применявшийся математиками древности при нахождении площадей и объёмов. Название «метод исчерпывания» введено в 17 в. Типичная схема доказательства при помощи И. м. может быть изложена в современных… … Большая советская энциклопедия
Метод доказательства, применявшийся математиками древности при нахождении площадей и объемов. Назв. метод исчерпывания введено в 17 в. Типичная схема доказательства при помощи И. м. может быть изложена в современных обозначениях так: для… … Математическая энциклопедия
В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия
- ’БЫТИЕ И ВРЕМЯ’ (‘Sein und Zeit’, 1927) основная работа Хайдеггера. На создание ‘Б.иВ.’, как традиционно полагается, повлияли две книги: работа Брентано ‘Значение бытия согласно Аристотелю’ и ‘Логические исследования’ Гуссерля. Первая из них… … История Философии: Энциклопедия
- (от позднелат. intuitio, от лат. intueor пристально смотрю) направление в обосновании математики и логики, согласно которому конечным критерием приемлемости методов и результатов этих наук является наглядно содержательная интуиция. Вся математика … Философская энциклопедия
Математику обычно определяют, перечисляя названия некоторых из ее традиционных разделов. Прежде всего, это арифметика, которая занимается изучением чисел, отношений между ними и правил действий над числами. Факты арифметики допускают различные… … Энциклопедия Кольера
Термин, ранее объединявший различные разделы математич. анализа, связанные с понятием бесконечно малой функции. Хотя метод бесконечно малых (в той или иной форме) с успехом применялся учеными Древней Греции и средневековой Европы для решения… … Математическая энциклопедия
- (от лат. absurdus нелепый, глупый) нелепость, противоречие. В логике под А. обычно понимается противоречивое выражение. В таком выражении что то утверждается и отрицается одновременно, как, напр., в высказывании «Тщеславие существует и тщеславия… … Философская энциклопедия
Контрольные вопросы
Индивидуальные задания
Примеры
Смотри также
Смотреть что такое "Метод от противного" в других словарях: