Характеристика Татьяны Лариной. Образ Татьяны Лариной

Татьяна - романтичная и нежная девушка, но в то же время имеющая огромную выдержку и силу воли, что подтверждается в финале поэме, когда она, несмотря на свою любовь к Онегину, всё-таки отвечает ему отказом.

Знакомство же читателей с Татьяной Пушкин начинает с описания её еще деревенской девочкой, молчаливой и робкой, держащейся в своей семье обособленно и холодно:

Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.

Татьяна не умеет ласкаться к родным, не любит играть с другими детьми:

Она ласкаться не умела
К отцу, ни к матери своей;
Дитя сама, в толпе детей
Играть и прыгать не хотела.

Конечно, это происходит потому, что ее никто по-настоящему не понимает и не ценит. В семье Лариных не приняты глубокие и серьезные чувства. Мать Татьяны сама легко утешилась, будучи выдана замуж за нелюбимого человека, а о книгах знала лишь понаслышке. Ольга очень быстро забывает Владимира – даже Татьяна тоскует о нем дольше, а ведь она не была в него влюблена!

Татьяна задумчива, предпочитает находиться одна, большую часть своего времени она проводит за размышлениями и за чтением любовных романов; любит дальние прогулки и природу в предрассветный час.

Такой характер Татьяны формирует и ее отношение к любви, для нее любовь - это целый мир, а любимый человек - это герой, которого она желает выбрать раз и навсегда. Серьезность Татьяны приводит к тому, что и к чувствам своим она относится со всей серьезностью.

Онегин - ее осознанный выбор, ведь, увидев его, она сразу поняла, что это «он» — тот, кто не раз являлся ей во сне, с кем так долго ждала встречи. Об этом она пишет в искренних строчках своего письма:

Вся жизнь моя была залогом
Свиданья верного с тобой;
Я знаю, ты мне послан богом,
До гроба ты хранитель мой…»
Ты в сновиденьях мне являлся
Незримый, ты мне был уж мил…

Татьяна - романтичная особа, считающая, что Евгений - ее судьба. Но после того, как он не отвечает ей взаимностью, она не становится жалкой и обиженной, не испытывает злобы и ненависти к нему, а, наоборот, вызывает уважение и восхищение в глазах читателя, ведь она очень достойно повела себя при разговоре с Онегиным, продемонстрировав свой сильный характер. В этой девушке заложена огромная душевная сила — ее сила в способности доверчиво и преданно любить, в умении быть простой и откровенной и следовать до конца своему выбору. Татьяна умеет быть сдержанной, когда это нужно, умеет хранить секреты, это самодостаточная и интересная девушка, цельная личность. В отношениях с мужчинами Татьяна не кокетлива: «Кокетка судит хладнокровно, Татьяна любит не шутя»; она отличается верностью и простотой, у нее есть свои моральные ценности и принципы. Связав себя узами брака с генералом, она не позволяет себе пойти на супружескую измену, хотя признается в том, что всё ещё любит Евгения. В полной мере характер Татьяны проявляется именно в финале поэмы: это статная, величественная дама, вызывающая восхищение окружающих. Онегин очарован таким преображением Татьяны, но он слышит от неё отказ: «Но я другому отдана. Я буду век ему верна». Девушка повзрослела, стала более мудрой и проницательной, поэтому она понимает, что внезапно вспыхнувшая к любовь со стороны Онегина скорее всего вызвана ее теперешним статусом:

Зачем у вас я на примете?
Не потому ль, что в высшем свете
Теперь являться я должна;
Что я богата и знатна?

Честолюбивому Онегину может принести роман с ней «соблазнительную честь» в кругах высшего общества, и Татьяна прекрасно осознает всё это, но и при этом разговоре она ведет себя очень достойно. Татьяна честна перед Онегиным, открыто говорит ему о том, что так и не смогла разлюбить его, но всё-таки не дает ему никаких шансов, говоря, что прошлое уже нельзя вернуть:

Я вышла замуж. Вы должны,
Я вас прошу, меня оставить;
Я знаю: в вашем сердце есть
И гордость и прямая честь.
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.

Татьяна вызывает уважение у читателей за свою открытость и честность, за прямолинейность в общении с Онегиным, она не оставляет ему ложных надежд, хотя и заявляет, что её теперешний статус не приносит ей никакой радости, что она готова променять всё, что у нее есть сейчас, лишь бы вернуться в свое «бедное жилище».

…Сейчас отдать я рада
Всю эту ветошь маскарада,
Весь этот блеск, и шум, и чад
За полку книг, за дикий сад,
За наше бедное жилище,
За те места, где в первый раз,
Онегин, видела я вас…

Характер Татьяны — это сочетание силы и робости, серьезности и романтичности, замкнутости и открытости. У девушки глубокий внутренний мир, в котором томится столько чувств, столько воспоминаний, но она сдерживает порывы своей души, оставаясь верной своему мужу. Всё это говорит о том, что Татьяна — сильный человек, способный быть верным данному слово.

Одним из крупнейших произведений Александра Сергеевича Пушкина является роман в стихах “Евгений Онегин”. Его созданию поэт посвятил около девяти лет. Он нарисовал необыкновенно живые и запоминающиеся образы Онегина, Татьяны, Ольги, Ленского, принесшие славу автору и сделавшие роман бессмертным. Русская классическая литература отличалась глубоким интересом к женским характерам. Лучшие поэты и писатели пытались постичь и изобразить женщину не только как объект обожания, любви, но прежде всего как личность.
Первым это сделал А. С. Пушкин. Белинский считал создание образа Татьяны Лариной, истиной русской женщины, подвигом поэта. Автор наделяет свою героиню простым именем: “Ее сестра звалась Татьяна” и объясняет это так: “Сладкозвучнейшие греческие имена, каковы, например, Агафон, Филат, Федора, Фекла и прочие, употребляются у нас только между простолюдинами”. А поясняет это в романе следующими строчками:

Впервые именем таким
Страницы нежные романа
Мы своевольно освятим.
И что ж? оно приятно, звучно:
Но с ним, я знаю, неразлучно
Воспоминанье старины
Иль девичьей!

Впервые мы встречаем Татьяну в поместье ее родителей. Об отце героини Пушкин с иронией говорит: “Был добрый малый, в прошедшем веке запоздалый”, а мать показывает всю в заботах о хозяйстве. Жизнь семейства протекала мирно и спокойно. Нередко “и потужить, и позлословить, и посмеяться кой о чем” к Лариным приезжали соседи. В такой атмосфере и воспитывалась Татьяна. Она “верила преданьям простонародной старины, и снам, и карточным гаданьям”, ее “тревожили приметы”,

„.страшные рассказы
Зимою в темноте ночей
Пленяли больше сердце ей...

Татьяна - простая провинциальная девушка, она не красавица, но задумчивость и мечтательность выделяют ее среди других людей (“она любила на балконе предупреждать зари восход”), в обществе которых она чувствует себя одиноко, так как они не способны понять ее.

Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.

Она не ласкалась к родителям, мало играла с детьми, не занималась рукоделием, не интересовалась модой:

Но куклы даже в эти годы
Татьяна в руки не брала;
Про вести города, про моды
Беседы с нею не вела.

Единственным развлечением, приносившим удовольствие этой девушке, было чтение книг:

Ей рано нравились романы;
Они ей заменяли все;
Она влюблялася в обманы
И Ричардсона и Руссо.

Татьяна живет страницами прочитанных ею книг, представляет себя на месте их героинь. И эта романтика книжных рассказов служит причиной создания идеала ее избранника.
Что же, по мнению Пушкина, прекрасно в этой героине? Это прежде всего высота ее нравственности, ее душевная простота в сочетании с глубиной внутреннего мира, естественность, отсутствие всякой фальши в поведении. Автор подчеркивает, что эта девушка лишена кокетства и притворства - качеств, которые не нравились ему в женщинах. Перед нами личность, образ не менее значительный, чем Онегин.
Она от природы одарена “воображением мятежным, умом и волею живой, и своенравной головой, и сердцем пламенным и нежным”. Татьяна тонко чувствует красоту природы:

Татьяна (русская душою,
Сама не зная почему)
С ее холодною красою
Любила русскую зиму...

В. Г. Белинский говорил: “Весь внутренний мир Татьяны заключался в жажде любви”. И он был прав в своем утверждении: Давно ее воображенье,

Сгорая негой и тоской,
Алкало пищи роковой;
Давно сердечное томленье
Теснило ей младую грудь;

Душа ждала... кого-нибудь
И дождалась... Открылись очи,
Она сказала: это он!

И понятно, почему героиня Пушкина влюбляется в Онегина. Она из тех “девушек”, для которых любовь может быть или великим счастьем, или большим несчастьем. В Онегине девушка сердцем, а не умом, сразу же почувствовала родственную душу. В сердечном порыве она решается написать своему возлюбленному письмо-откровение, признание в любви:

Я к вам пишу - чего же боле?
Что я могу еще сказать?
Теперь, я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать.

Но Онегин не смог оценить всю глубину чувств страстной натуры Татьяны. Это приводит девушку в душевное смятение. И даже после посещения ею деревенского дома Онегина и чтения его любимых книг, где “Онегина душа себя невольно выражала”, когда она поняла, кого судьба ей послала, она продолжает любить этого человека.
В первых главах перед читателем возникает образ наивной девушки, искренней в своем стремлении к счастью. Но вот прошло два года. Татьяна - княгиня, жена всеми уважаемого генерала. Изменилась ли она?
И да, и нет. Конечно, она “в роль свою вошла”, но не потеряла главного - простоты, естественности, человеческого достоинства:

Ома была нетороплива,
Не холодна, не говорлива,
Без взора наглого для всех,
Без притязаний на успех,
Без этих маленьких ужимок,
Без подражательных затей”.
Все тихо, просто было в ней…

Очень важна эта строка - “без подражательных затей”. Татьяне незачем кому-то подражать, она сама по себе личность, и в этом сила ее обаяния, вот почему “и нос и плечи подымал вошедший с нею генерал”. Он по праву гордился своей женой.
Татьяна равнодушна к светской жизни. Она видит фальшь, царящую в высшем петербургском обществе. Как Онегину немила его “постылая свобода”, так и Татьяна тяготится мишурой “постылой жизни”.
Пожалуй, самое главное в характере и поведении Татьяны - это чувство долга, ответственность перед людьми. Эти чувства берут верх над любовью. Она не может быть счастливой, принеся несчастье другому человеку, своему мужу, который “в сраженьях изувечен”, гордится ею, доверяет ей. Она никогда не пойдет на сделку со своей совестью.
Татьяна остается верна своему долгу и при встрече с Онегиным она говорит:

Я вас люблю, (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.

Судьба Татьяны трагична. Жизнь принесла ей много разочарований, она не нашла в жизни того, к чему стремилась, но не изменила себе. Это очень цельный, сильный, волевой женский характер.
Татьяна является для поэта идеалом женщины, и он этого не скрывает: “Простите мне: я так люблю Татьяну милую мою...” В последней строфе романа читаем строки: “А та, с которой образован Татьяны милый идеал... О много, много рок отъял”. А. С. Пушкин восхищается своей героиней.
С кого же написан “Татьяны милый идеал?” До сих пор идут споры об этом. Одни литературоведы утверждают, что это Мария Раевская, вышедшая замуж за Волконского и разделившая его судьбу в Сибири. Другие утверждают, что это жена декабриста Фонвизина. Ясно лишь одно: образ Татьяны Лариной стоит в ряду наиболее ярких женских образов русской литературы.

Пылкий монолог Татьяны Лариной о чувствах к молодому повесе - часть обязательной школьной программы. Заучивая строки о первой любви и порывах души, легко уловить смелость и открытость, которая так нехарактерна для барышень позапрошлого столетия. Этим и отличается Татьяна от большинства литературных образов - естественностью и верностью идеалам.

История создания

Стихотворный роман, который считал подвигом, впервые опубликовали в 1833 году. Но за жизнью и любовными похождениями молодого гуляки читатели следили с 1825 года. Изначально «Евгений Онегин» выходил в литературных альманахах по одной главе - этакий сериал 19 века.

Помимо главного героя, внимание к себе приковала Татьяна Ларина - отвергнутая возлюбленная . Писатель не скрывал, что женский персонаж романа писался с реальной женщины, но имя прототипа нигде не упоминается.

Исследователи выдвигают несколько теорий о предполагаемой музе Александра Сергеевича. В первую очередь упоминают Анну Петровну Керн. Но писатель испытывал к женщине плотский интерес, что разнится с отношением автора к милой Татьяне Лариной. Девушку из романа Пушкин считал прекрасным и нежным созданием, но не предметом страстных желаний.


Героиня романа имеет общие черты с Елизаветой Воронцовой. Историки считают, что портрет Онегина написан с поклонника графини Раевского. Поэтому роль литературной возлюбленной досталась Елизавете. Еще один весомый аргумент – мать Воронцовой, как и мать Лариной, вышла замуж за нелюбимого и долго страдала от такой несправедливости.

Дважды жена декабриста Наталья Фонвизина утверждала, что она - прототип Татьяны. Пушкин дружил с мужем Натальи и часто общался с женщиной, но других доказательств, подтверждающих данную теорию, не существует. Школьный товарищ поэта считал, что писатель вложил в Татьяну частицу собственных скрытых черт и чувств.


Недоброжелательные отзывы и критика романа не затронули образ главной героини. Наоборот, большинство литературоведов и исследователей отмечают целостность персонажа. называет Ларину «апофеозом русской женщины», отзывается о Татьяне, как о «гениальной натуре, не подозревающей о своей гениальности».

Безусловно, в «Евгении Онегине» показан женский идеал Пушкина. Перед нами образ, который не оставляет равнодушным, восхищает внутренней красотой и озаряет светлыми чувствами молодой невинной барышни.

Биография

Татьяна Дмитриевна родилась в семье военного, дворянина, который после службы переселился в сельскую местность. Отец девушки умер за несколько лет до описываемых событий. Татьяна осталась на попечении матери и старой няни.


Точный рост и вес девушки не упомянут в романе, но автор намекает, что Татьяна не отличалась привлекательностью:

«Итак, она звалась Татьяной.
Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью ее румяной
Не привлекла б она очей».

Пушкин не упоминает возраст героини, но, по подсчетам литературоведов, Тане недавно исполнилось 17 лет. Это подтверждает письмо поэта близкому другу, в котором Александр Сергеевич делится мыслями о душевном порыве девушки:

«…если, впрочем, смысл и не совсем точен, то тем более истины в письме; письмо женщины, к тому же 17-летней, к тому же влюбленной!»

Свободное время Татьяна проводит за разговорами с няней и чтением книг. В силу возраста девушка близко к сердцу принимает все, о чем пишут авторы любовных романов. Героиня живет ожидаем чистого и сильного чувства.


Татьяна далека от девчоночьих игр младшей сестры, не любит болтовню и шум легкомысленных подружек. Общая характеристика главной героини - уравновешенная, мечтательная, неординарная девушка. У родных и знакомых создается впечатление, что Таня – холодная и чрезмерно рассудительная барышня:

«Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.
Она ласкаться не умела
К отцу, ни к матери своей».

Все меняется, когда в соседнее имение приезжает Евгений Онегин. Новый житель деревни совсем не похож на прежних немногочисленных знакомых Татьяны. Девушка теряет голову и после первой же встречи пишет Онегину письмо, где признается в охвативших чувствах.

Но вместо бурного выяснения отношений, которыми так славятся любимые романы девушки, Ларина выслушивает от Онегина проповедь. Дескать, такое поведение поведет барышню в неправильном направлении. К тому же Евгений вовсе не создан для семейной жизни. Татьяна смущена и растеряна.


Следующая встреча влюбленной героини и эгоистичного богача происходит зимой. Хотя Татьяне известно, что Онегин не отвечает на ее чувства, девушка не может справиться с волнением от встречи. Собственные именины для Тани превращаются в пытку. Евгений, заметивший томление Татьяны, уделяет время исключительно младшей Лариной.

Такое поведение имеет последствия. Жених младшей сестры застрелен на дуэли, сама быстро вышла замуж за другого, Онегин покинул деревню, а Татьяна вновь осталась наедине с мечтами. Мать девушки обеспокоена - дочери пора под венец, но милая Таня отказывает всем претендентам на руку и сердце.


Два с половиной года прошло с последней встречи Татьяны и Евгения. Жизнь Лариной заметно изменилась. Девушка больше не уверена, так ли уж сильно она любила молодого повесу. Возможно, это было иллюзией?

По настоянию матери Татьяна вышла замуж за генерала N, покинула деревню, где жила всю жизнь, и обосновалась с супругом в Петербурге. Незапланированное свидание на балу пробуждает в давних знакомых забытые чувства.


И если Онегин охвачен любовью к когда-то ненужной девушке, то Татьяна остается холодна. Очаровательная генеральша не выказывает расположение к Евгению и игнорирует попытки мужчины сблизиться.

Лишь на краткое мгновение героиня, которая выдерживает натиск влюбленного Онегина, снимает маску безразличия. Татьяна все так же любит Евгения, но никогда не предаст мужа и не опорочит собственную честь:

«Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна».

Экранизации

Любовная драма из романа «Евгений Онегин» - популярный сюжет для музыкальных произведений и экранизаций. Премьера первого фильма с одноименным названием состоялась 1 марта 1911 года. Черно-белая немая кинокартина затрагивает основные моменты истории. Роль Татьяны исполнила актриса Любовь Варягина.


В 1958 году фильм-опера рассказал советскому зрителю о чувствах Онегина и Лариной. Образ девушки воплотила , а вокальную партию за кадром исполнила .


Британо-американский вариант романа появился в 1999 году. Режиссером картины стала Марта Файнс, главную роль сыграла . Актриса награждена «Золотым Овном» за образ Татьяны.

  • Пушкин выбрал для героини самобытное имя, считавшееся в то время простым и безвкусным. В черновиках Ларина упоминается как Наташа. Кстати, значение имени Татьяна - устроительница, учредительница.
  • По подсчетам ученых, год рождения Лариной - 1803 по старому стилю.
  • Девушка плохо говорит и пишет по-русски. Татьяна предпочитает выражать мысли на французском языке.

Цитаты

А счастье было так возможно, так близко!..
Но судьба моя уж решена.
Я к вам пишу - чего же боле?
Что я могу еще сказать?
Не спится, няня: здесь так душно!
Открой окно да сядь ко мне.
Его здесь нет. Меня не знают…
Взгляну на дом, на этот сад.

В романе «Евгений Онегин» Пушкину удалось представить все многообразие жизни современной ему России, изобразить русское общество «в одном из интереснейших моментов его развития», создать типичные образы Онегина и Ленского, в лице которых была представлена «главная, то есть мужская сторона» этого общества. «Но едва ли не выше подвиг нашего поэта в том, что он первый воспроизвел, в лице Татьяны, русскую женщину», — писал Белинский.

Татьяна Ларина — первый в русской литературе реалистический женский образ. Миросозерцание героини, ее характер, душевный склад — вес это раскрыто в романе очень подробно, поведение ее психологически мотивировано. Но вместе с тем Татьяна — «милый идеал» поэта, «романное» воплощение его мечты о женщине определенного типа. И сам поэт часто говорит об этом на страницах романа: «Письмо Татьяны предо мною; Его я свято берегу...», «Простите мне: я так люблю Татьяну милую мою!» Причем в личности героини в известной степени воплотилось и мироощущение самого поэта.

Читатели сразу же ощутили эти авторские акценты. Достоевский, например, считал Татьяну, а не Онегина главным действующим лицом романа. И мнение писателя вполне обоснованно. Это натура цельная, незаурядная, исключительная, с истинно русской душой, с сильным характером и духом.

Характер ее остается неизменным на протяжении всего романа. В различных жизненных обстоятельствах расширяется духовно-интеллектуальный кругозор Татьяны, ею приобретается опыт, знание человеческой природы, новые привычки и манеры, свойственные другому возрасту, однако внутренний мир ее не меняется. «Портрет ее в детстве, так мастерски написанный поэтом, является только развившимся, но не изменившимся», — писал В. Г. Белинский:

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива,

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой...

Дитя сама, в толпе детей

Играть и прыгать не хотела

И часто целый день одна

Сидела молча у окна.

Татьяна росла задумчивой и впечатлительной девочкой, она не любила шумных детских игр, веселых развлечений, ее не занимали куклы и рукоделие. Она любила мечтать в одиночестве или слушать рассказы няни. Единственными друзьями Татьяны были поля и леса, луга и рощи.

Характерно, что, описывая деревенскую жизнь, Пушкин никого из «провинциальных героев» не изображает на фоне природы. Привычка, «проза жизни», поглощенность хозяйственными заботами, невысокие духовные запросы — все это наложило свой отпечаток на их восприятие: местные помещики просто не замечают окружающей красоты, как не замечает ее Ольга или старушка Ларина,

Но не такова Татьяна, Натура ее глубока и поэтична — ей дано видеть красоту окружающего мира, дано понимать «тайный язык природы», дано любить Божий свет. Она любит встречать «зари восход», мыслями уноситься к мерцающей луне, гулять в одиночестве среди полей и холмов. Но особенно Татьяна любит зиму:

Татьяна (русская душою.

Сама не зная, почему)

С ее холодною красою

Любила русскую зиму,

На солнце иней в день морозной,

И сани, и зарею поздной

Сиянье розовых снегов,

И мглу крещенских вечеров.

Героиня, таким образом, вводит в повествование мотив зимы, холода, льда. И зимние пейзажи затем часто сопровождают Татьяну. Вот она гадает в ясную морозную ночь на крещенье. Во сне она идет «по снеговой поляне», видит «недвижны сосны», покрытые клоками снега, кусты, стремнины, занесенные метелью. Перед отъездом в Москву Татьяне «страшен зимний путь». В. М. Маркович замечает, что «зимний» мотив здесь «непосредственно сближен с тем суровым и таинственным чувством меры, закона, судьбы, которое заставило Татьяну отвергнуть любовь Онегина».

Глубинная связь героини с природой сохраняется на протяжении всего повествования. Татьяна живет по законам природы, в полном согласии со своими природными ритмами: «Пора пришла, она влюбилась. Так в землю падшее зерно Весны огнем оживлено». И общение ее с няней, вера «преданьям простонародной старины», снам, гаданьям, приметам и суевериям — все это только усиливает эту таинственную связь.

Отношение к природе у Татьяны сродни древнему язычеству, в героине как будто оживает память ее далеких предков, память рода. «Татьяна — вся родная, вся из русской земли, из русской природы, загадочная, темная и глубокая, как русская сказка... Душа ее проста, как душа русского народа. Татьяна из того сумеречного, древнего мира, где родились Жар-птица, Иван-Царевич, Баба-Яга...» — писал Д. Мережковский.

И выражается этот «зов прошлого» в том числе и в неразрывной связи героини с родной семьей, несмотря на то, что там она «казалась девочкой чужой». Пушкин изображает Татьяну на фоне жизненной истории ее семьи, что приобретает необычайно важный смысл в контексте осмысления судьбы героини.

В своей жизненной истории Татьяна, не желая этого, повторяет судьбу своей матери, которую повезли к венцу, «не спросясь ее совета», в то время как она «вздыхала о другом, Который сердцем и умом Ей нравился гораздо боле...». Здесь Пушкин как будто предваряет судьбу Татьяны философским замечанием: «Привычка свыше нам дана: Замена счастию она». Нам могут возразить, что Татьяна лишена духовной связи с семьей («Она в семье своей родной казалась девочкой чужой»). Однако это не означает, что здесь нет связи внутренней, глубинной, той самой природной связи, которая составляет самую суть натуры героини.

Кроме того, Татьяну с детства воспитывала няня, и здесь мы уже не можем говорить об отсутствии духовной связи. Именно няне героиня поверяет свою сердечную тайну, передавая письмо для Онегина. О няне она с грустью вспоминает в Петербурге. Но какова же судьба Филипьевны? Тот же самый брак без любви:

«Да как же ты венчалась, няня?» —

Так, видно, Бог велел.Мой Ваня

Моложе был меня, мой свет,

А было мне тринадцать лет.

Недели две ходила сваха

К моей родне, и наконец

Благословил меня отец.

Я горько плакала со страха,

Мне с плачем косу расплели,

Да с пеньем в церковь повели.

Безусловно, крестьянская девушка здесь лишена свободы выбора, в отличие от Татьяны. Но сама ситуация брака, восприятие ее повторяются в судьбе Татьяны. Нянино «Так, видно, Бог велел» становится Татьяниным «Но я другому отдана; Я буду век ему верна».

В формировании внутреннего мира героини большую роль сыграло и модное увлечение сентиментальными и романтическими романами. Сама любовь ее к Онегину проявляется «по-книжному», она присваивает себе «чужой восторг, чужую грусть». Знакомые мужчины были Татьяне неинтересны: они «так мало представляли пищи ее экзальтированному... воображению». Онегин же был новым человеком в «деревенской глуши». Его таинственность, светские манеры, аристократизм, равнодушный, скучающий вид — все это не могло оставить Татьяну равнодушной. «Есть существа, у которых фантазия имеет гораздо более влияния на сердце, нежели как думают об этом», — писал Белинский. Не зная Онегина, Татьяна представляет его в хорошо знакомых ей образах литературных героев: Малек-Аделя, де Динара и Вертера. В сущности, героиня любит не живого человека, а образ, созданный ее «воображением мятежным».

Однако постепенно она начинает открывать для себя внутренний мир Онегина. После его суровой проповеди Татьяна остается в растерянности, обиде и недоумении. Вероятно, все услышанное она истолковывает по-своему, понимая лишь то, что ее любовь отвергли. И лишь посетив «модную келью» героя, заглянув в его книги, хранящие «отметку резкую ногтей», Татьяна начинает осмысливать онегинское восприятие жизни, людей, судьбы. Однако открытие ее говорит не в пользу избранника:

Что ж он? Ужели подражанье,

Ничтожный призрак, иль еще

Москвич в Гарольдовом плаще,

Чужих причуд истолкованье,

Слов модных полный лексикон?..

Уж не пародия ли он?

Здесь особенно ярко обнажается разница мировосприятий героев. Если Татьяна мыслит и чувствует в русле русской православной традиции, русской патриархальности, патриотизма, то внутренний мир Онегина сформировался под влиянием западноевропейской культуры. Как замечает В. Непомнящий, кабинет Евгения — модная келья, где вместо икон — лорда Байрона портрет, на столе — маленькая статуя Наполеона, захватчика, завоевателя России, книги Онегина подрывают основу основ — веру в Божественное начало в человеке. Конечно, Татьяна была поражена, открыв для себя не только незнакомый мир чужого сознания, но и мир, глубоко чуждый ей, враждебный в основе своей.

Вероятно, не оставила ее безучастной и злосчастная дуэль, исходом которой стала смерть Ленского. В сознании ее сформировался совсем иной, не книжный образ Онегина. Подтверждение тому — второе объяснение героев в Петербурге. Татьяна не верит в искренность чувств Евгения, его преследования оскорбляют ее достоинство. Любовь Онегина не оставляет ее равнодушной, однако теперь она не может ответить на его чувства. Она вышла замуж и целиком посвятила себя мужу, семье. И роман с Онегиным в этой новой ситуации для нее невозможен:

Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна...

В этом выборе героини отразилось очень многое. Это и цельность натуры ее, не допускающая лжи и обманов; и четкость нравственных представлений, которая исключает саму возможность причинить горе невинному человеку (мужу), легкомысленно опозорить его; и книжно-романтические идеалы; и вера в Судьбу, в Промысел Божий, подразумевающая христианское смирение; и законы народной морали, с ее однозначностью решений; и неосознанное повторение судьбы матери и няни.

Однако в невозможности единения героев у Пушкина заложен еще и глубокий, символический подтекст. Онегин — герой «культуры», цивилизации (причем, культуры западно-европейской, чуждой русскому человеку в самой основе своей). Татьяна — дитя природы, воплощающее собой саму суть русской души. Природа и культура в романе несовместимы — они трагически разъединены.

Достоевский считал, что Онегин теперь любит в Татьяне «только свою новую фантазию. ...Любит фантазию, да ведь он и сам фантазия. Ведь если она пойдет за ним, то он завтра же разочаруется и взглянет на свое увлечение насмешливо. У него нет никакой почвы, это былинка, носимая ветром. Не такова она [Татьяна] вовсе: у ней и в отчаянии и в страдальческом сознании, что погибла ее жизнь, все-таки есть нечто твердое и незыблемое, на что опирается ее душа. Это ее воспоминания детства, воспоминания родины, деревенской глуши, в которой началась ее смиренная, чистая жизнь...»

Таким образом, в романе «Евгений Онегин» Пушкин представляет нам «апофеозу русской женщины». Татьяна поражает нас глубиной натуры, оригинальностью, «воображением мятежным», «умом и волею живой». Это цельная, сильная личность, способная подняться над стереотипностью мышления любого социального круга, интуитивно чувствующая нравственную правду.

«Евгений Онегин» - роман в стихах. Если не лучшее, то одно из самых лучших произведений великого русского классика. А.С. Пушкин впервые раскрывает Татьяны Лариной, являющийся для него идеалом, который он нежно, с любовью воспевает.

Считают, что прототипом героини была реальная женщина, которая уехала вслед за своим сосланным в Сибирь мужем.

Идеальный образ героини в романе «Евгений Онегин»

Пушкин называет свою героиню простым и в то же время очень распространенным именем — Татьяна. Характер у нее искренний, народный, природный, но ее тем не менее нельзя назвать простушкой. Искренность героини сочетается с необычайной глубиной ее души.

Она - большая любительница книг, воспитанная на них и рассказах своей няни, отличается от своего окружения. Татьяна не привыкла ласкаться с родителями и играть с другими детьми, как все ее сверстники. Она предстает перед читателями несколько отстраненной от всего общества девушкой. Для Пушкина это идеальный образ героини в романе «Евгений Онегин».

Она любит природу и живет по ее ритмам и законам, чувствуя свое единство с нею.
Общественное мнение не столь важно для девушки. Но она живет в мире идеалов, искренней душевности, высокой духовной нравственности и чистоты.

Ей по душе больше деревенская жизнь, близость к природе, которую она чувствует и любит. Потом, выйдя замуж, живя в Петербурге и ведя светскую жизнь, она будет с тоской вспоминать о той жизни, которая была у нее в любимой деревне.

А.С. Пушкин, «Евгений Онегин»: герои и их любовь

Пушкин описывает в своем романе два ярких образа главных героев. Это Татьяна Ларина, Евгений Онегин, которые противопоставляются друг другу и в то же время притягиваются. Чистая и искренняя душа девушки соприкасается с уже много повидавшим на своем веку и разочаровавшимся в жизни молодым человеком. Душевная опустошенность Онегина и до краев наполненная душа Лариной драматично раскрываются в романе.

Казалось бы, любовь должна творить чудеса, и обязательно сможет все изменить сильная и искренне влюбившаяся Татьяна. Евгений Онегин, однако, отвергает ее после признания и оставляет в полной растерянности. Была ли это любовь или страсть? Татьяна, будучи мечтательной девушкой, влюбилась не в реального человека, а в придуманный ею образ, который нарисовала в своих мечтах.

Молодой человек, привлекший ее своей отстраненностью и загадочностью, теми чертами, которые были присущи и ей самой, внутри тем не менее оказался не тем романтичным героем из ее грез и мечтаний. Он оказался пустым, разочарованным и даже развращенным светской столичной жизнью человеком. Но, несмотря на это, в нем глубинно жило дворянское благородство, и обманутой не стала Татьяна. Евгений Онегин уехал, оставив девушку в полнейшем смятении.

У него был шанс измениться и обрести душевность, которая когда-то была. Но это было слишком сложным и непонятным для него, и молодой человек или "молодой старик", как его иногда называли критики, решил просто удалиться и продолжать свой привычный образ жизни.

Много позже Татьяна Ларина, Евгений Онегин встретятся в Петербурге. И тогда огонь страсти будет сжигать уже не ее, а Онегина. Татьяна же, в свою очередь, став великосветской дамой, не утратит свою способность любить. Однако в этот раз уже она отвергнет Евгения — не для того, чтобы отомстить или последовать нормам, принятым в обществе.

Она его любит, несмотря ни на что, и не скрывает от него этого. Но она продолжает руководствоваться в жизни своими высокими духовными и нравственными началами и не может нарушить обет, данный предначертанному судьбою мужу. В то же время она понимает, что не движет Онегиным, а страсть и эгоистичное самолюбие. И как она может ответить иначе? Решиться на внебрачную связь? Поступив так, она не только осквернила бы свою любовь, но и предала себя, поступившись внутренними своими правилами жизни.

В.Г. Белинский о Татьяне


Идеальный образ героини в романе «Евгений Онегин» подробно описывал В.Г. Белинский, называя его образом истиной русской женщины, а роман — настоящей энциклопедией русской жизни.

Татьяна в его восприятии является глубокой и сильной женщиной, без страдальческих противоречий сложных душ, в которых порой они сами не в силах разобраться. Она является цельной, единой и чистой натурой. И не важно, кто она сегодня: светская дама или простая девушка из деревни. Где бы она ни находилась, ее не покидает высокая душевная целостность, и что бы с ней ни случалось и ни происходило, она руководствуется живущими внутри нее и ценностями.

Татьяна и Ольга

Татьяна — идеальный образ героини в романе «Евгений Онегин», является полной противоположностью своей сестры Ольги. Последняя — ветреная девушка с беспечным и недалеким нравом. Ее образ во всей полноте раскрывается в пренебрежительном отношении к полюбившему ее молодому человеку - Ленскому, который из-за ее легкомысленного поведения вызывает Онегина на дуэль и там погибает.
Татьяна не может душевно дружить со своей ветреной сестрой, ей необходимы глубина и осмысленность своих и чужих мыслей и поступков, чего Ольга ей дать не может.

Природный образ

Татьяна способна созерцать красоту, чувствовать гармонию, понимать язык природы и любить окружающий мир. Она любит встречать восход и думать о луне, гулять по полям и лугам, восхищаться прекрасными природными пейзажами, особенно зимой, и даже

Ее образ близок к языческому, когда люди жили в единстве с окружающим миром, с природой, не выделяя себя из нее и находя в природе все ответы на возникающие у них вопросы. Татьяна верит в суеверия, приметы, гадания и сны. И эта вера еще больше укрепляет ее связь с природой.

Социальный образ

Социальная жизнь девушку тяготит. Ее глубокое внутреннее естество противится фальши но она вынуждена смириться с нею и жить так, как ей приказала судьба. К концу романа наивная деревенская девушка научилась надевать на себя светскую холодную маску и ходить в ней, как и все люди вокруг. Но, несмотря на это, она не теряет свою сущность и душевные качества.

Полюбившиеся цитаты

Те, кто читал, учил и проходил в школе роман «Евгений Онегин», цитаты из него могут помнить всю жизнь. Благодаря прекрасному и легкому слогу великого русского поэта, стихи запоминаются быстро и надолго: «Дика, печальна, молчалива, как лань лесная боязлива...»

В романе «Евгений Онегин» цитаты, характеризующие образ Татьяны, ярко и просто рисующие русскую оставаясь в памяти молодых людей, помогают в постижении таинственной русской души и более глубинном понимании самих себя.