Известный советский певец евгений мартынов и тайна его гибели. Евгений мартынов страдал от проблем с потенцией Певец евгений мартынов биография личная жизнь

Его мама Нина Трофимовна с июня 1942 года до сентября 1945 года служила в эвакогоспиталях 3-го Украинского фронта, и познакомилась в госпитале с раненым солдатом Григорием Мартыновым. Она выходила его, и вышла за него замуж, после чего молодожёны поселились в городе Камышине, где в любви и согласии вырастили двух сыновей - Евгения и Юрия.

Детство и юность Евгения прошли в Донбассе. Мама Евгения Нина Мартынова позже рассказывала: «Жили мы тогда на Волге, в городе Камышине, и потом переехали в Артёмовск. Женя маленький был очень болезненным, даже в детский сад не ходил. Дома у нас всегда пели на два голоса русские и украинские песни, отец на баяне играл, так вот Женя с ним все детские утренники, все праздники проводил. И так он любил музыку, что купили мы ему аккордеон. Детства у него, в сущности, не было: две школы – поесть, погулять некогда. Помню, учитель Женин говорил: «Мне бы побольше таких учеников, а не тех, что занимаются музыкой из-под палки...» И правда, я никогда не заставляла заниматься ни Женю, ни Юру. Потом поступил Женя в Киевскую консерваторию. Но мы с отцом – инвалиды второй группы, с войны, и пришлось ему перевестись к нам поближе».

Отец Евгения Григорий Мартынов до ранения был командиром стрелкового взвода 333-й дивизии, а после приезда в Артемовск стал работать учителем пения в артёмовской средней школе и руководил художественной самодеятельностью. Он рассказывал о Евгении: «Он любил наш дом в Артёмовске, да и красиво у нас там... Он нам с гастролей из каждого города присылал телеграммы, обязательно с обратным адресом, всё за нас с матерью боялся... Она их все сохранила: тут и Украина, и Белоруссия, и Урал, и Камчатка...» Но начиналась музыкальная карьера будущего известного композитора с папиного аккордеона, чье звучание заставляло Евгения оставлять свои игры и с восторгом вслушиваться в музыку. Мальчик быстро запоминал услышанные мелодии, и позже сам пел и танцевал, выстукивая ритмы запомнившихся песен. Он так же любил рассказывать стихи и монологи, услышанные в клубе, кинотеатре и на радио. В школе у Евгения обнаружился дар к рисованию, затем он увлёкся фокусами и охотно показывал их на школьных концертах. Учился Женя хорошо, без особого труда, но музыка постепенно вытеснила остальные увлечения и пристрастия, включая футбол, в который он обожал играть с детства. Отец научил Евгения играть на баяне, потом на аккордеоне, а когда Евгению исполнилось 11 лет, родители ему купили собственный профессиональный аккордеон, и он с удовольствием музицировал на нем перед одноклассниками и соседями. Благодаря своему отцу и постоянным занятиям Евгений получил хорошие профессиональные навыки музыкальной импровизации и овладел основами техники аккомпанемента в разных тональностях, что в будущем позволяло ему запросто подстраиваться под любое пение и сходу подыгрывать поющему даже в тех случаях, когда материал был ему неизвестен. После восьмилетки Евгений Мартынов поступил в Артёмовское музыкальное училище на дирижёрско-духовое отделение, где в нем проявилась страсть к сочинению, и им были написаны романс для кларнета и фортепиано, скерцо для кларнета и фортепиано и прелюдия для фортепиано.

После окончания училища Евгений поступил в Киевскую консерваторию имени Чайковского, и завершил своё образование в Донецком музыкально-педагогическом институте. Две первые песни-баллады им были написаны на стихи его сокурсниц Л. Жидель и Т. Киреевой – «Баллада о комсомольцах Донбасса» и «Песня о Родине». Когда Мартынов учился в консерватории на профессионального кларнетиста, кто-то сказал про него: «Это – подарок судьбы». Так он получил студенческое прозвище «Подарок» за незаурядные способности.

После окончания учёбы в течение года Евгений руководил эстрадным оркестром Донецкого Всесоюзного научно-исследовательского института взрывоопасного оборудования, а в 1972 году приехал в Москву с рекомендательным письмом донецкого дирижёра к популярной эстрадной певице Майе Кристалинской, которая очень тепло встретила обаятельного молодого человека из Донбасса. Именно Майя Кристалинская, чей эстрадный авторитет был очень высок, направила «хорошо поющего композитора» в Росконцерт, предварительно дав Мартынову самую лестную рекомендацию. Прослушивание в Росконцерте прошло успешно, и Евгения решили испытать в качестве солиста-вокалиста в сборной эстрадной программе, предложив поработать пару месяцев бесплатно, что было обычным для новичков из провинции. В свои первые гастроли по Сибири и Дальнему Востоку Евгений Мартынов поехал в июне 1972 года вместе с другими восходящими звёздами советской эстрады: молодыми Львом Лещенко, Валентиной Толкуновой, Светланой Моргуновой, Геннадием Хазановым и только что созданным Владимиром Чижиком джазовым ансамблем «Мелодия».

В 1973 году он был зачислен в штат Росконцерта, и судьба тут же связала Евгения с московскими поэтами Павлом Леонидовым и Давидом Усмановым, с которыми он написал свои первые песни в Москве, которые добавились к песням, сочиненным ранее в Донецке - «Колыбельная пеплу» на стихи Марцинкявичюса, «Баллада о матери» на стихи Дементьева, «Берёзка» на стихи Есенина и «У песни есть имя и отчество» на стихи Лисянского.

В июне 1973 года Мартынов завоевал звание лауреата Всесоюзного конкурса исполнителей советской песни в Минске, исполнив там песни «Тёмная ночь», «Летят перелётные птицы» и свою «Балладу о матери», за исполнение которой он получил приз зрительских симпатий.

Очень скоро песня «Баллада о матери» была отмечена на всесоюзном телевизионном фестивале «Песня-74», и сделала имя Евгения Мартынова всенародно известным. Композитор Олег Иванов рассказывал: «Как и многих, меня поразила первая же Женина песня. Это была «Баллада о матери», которая в те годы буквально прокатилась по всей стране. Поразили и музыка, и стихи, и страстное исполнение... И что интересно, за год до этого мне показали стихи Андрея Дементьева, но я почувствовал, что не смогу написать на них песню. Стихи словно ждали Мартынова. Потом мы познакомились с ним на X Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Берлине. Это было замечательно – сидеть рядом с Женей и слушать, как он поёт. Просто счастье. Он сочетал в себе и композитора, и певца, и музыканта, виртуозно владеющего роялем: у него инструмент звучал ярко, оркестрово. Блестящий пианист, Мартынов с листа играл клавиры любой сложности. Как-то раз продемонстрировал музыкальную шутку – сыграл пьесу по перевёрнутому клавиру. У Жени было яркое мелодическое дарование. Он никогда не ходил в середняках. За два-три года стал одним из самых популярных композиторов. Его сочинения привлекали самых знаменитых исполнителей. В творческой палитре композитора слились две славянские культуры: Женя, русский, жил на Украине, которая дала его мелодиям особую певучесть. Песни его были красивы той красотой, что идёт от щедрой солнечной земли. А пел он их с такой эмоциональной отдачей, словно в первый и последний раз, горел и дарил это горение людям».

Несмотря на удачное начало творческой карьеры, личная жизнь Евгения Мартынова долго не складывалась. Первоначально он вынужден был оформить фиктивный брак ради получения московской прописки. Об этом рассказывал пианист Леонтий Атальян: «В свое время Женя оформлял фиктивный брак, чтобы сделать себе московскую прописку. У нас была костюмерша Алена Абросимова. Хорошая девчонка. Она сама предложила Жене: «Давай распишемся! Чего ты мучаешься?». Тогда многие музыканты так делали. Работали-то мы от Росконцерта. База у нас находилась в Москве. И когда мы приезжали в Москву, каждый раз приходилось думать, где переночевать. Женя часто шутил по этому поводу. «Леон, ты сегодня на каком вокзале ночуешь? - громко спрашивал он, чтобы слышал директор коллектива. - Я на Курском» «Ты же знаешь, я предпочитаю Аэровокзал на Ленинградке, - отвечал я. - Там хороший буфет».

В 1975 году после исполнения песен «Лебединая верность» и «Яблони в цвету» популярность Евгения Мартынова еще более упрочилась, и в том же году он стал обладателем «Гран-при» международного фестиваля эстрадной песни «Братиславская лира». Причем нужно отметить, что исполнитель из СССР получил на этом конкурсе награду впервые.

Your browser does not support the video/audio tag.

Вскоре вышла дебютная пластинка-миньон Мартынова с тремя песнями в авторском исполнении, и она побила все тиражные рекорды, неоднократно переиздаваясь на заводах грампластинок «Фирмы Мелодия» в течение почти двух лет. Поэт Владимир Кудрявцев рассказывал: «Меня судьба свела с Евгением в начале 70-х в Москве, на квартире поэта Андрея Дементьева... Мне никогда не забыть того вечера. В домашней обстановке песни Мартынова в его же исполнении звучали особенно доверительно и очень трогательно, полные драматизма и неимоверной душевности. Супруга Андрея Галина, возможно уже не раз слушая эти песни-исповеди, не выдержала, расплакалась. Да и мы, мужчины, были взволнованы и растроганы. И ещё долго находились под впечатлением услышанного. А для Евгения, наверно, сама домашняя обстановка в гостинной семьи Дементьевых была особенной. Его тянуло к семейному огоньку. Оказывается, он тогда, не имея московской прописки и какого-либо жилья, ночевал – на Курском вокзале. Шутил тогда: «Мой адрес: левая скамейка справа от милиционера. Только ты не говори этого адреса Андрею. Не люблю, когда меня жалеют. Он обязательно предложит мне жить у них...» Я пробыл в Москве ещё несколько дней, и мы с ним жили в гостинице, в одном номере. Сметливость Евгения, его юмор и жизнерадостность захватывали. Знакомых в Москве у него было много, и на традиционный вопрос: «Как жизнь?» – он неизменно отвечал: «Чем так жить, лучше не дай Бог умереть». – «Да ты что?! – не понимая игры слов, говорили ему. – Тебе ещё жить и жить».

За годы своей композиторской и исполнительской деятельности Мартынов был удостоен многих лауреатских званий и почётных дипломов. Он был награжден в 1973 году на Всесоюзном конкурсе исполнителей советской песни в Минске и Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Берлине. В 1974 году он был отмечен на всесоюзном телевизионном фестивале советской песни «Молодые голоса». В 1975 году он получил награду на международном конкурсе эстрадных песен «Братиславская лира» в Чехословакии, а в 1976 году - на международном конкурсе исполнителей эстрадной песни «Золотой Орфей» в Болгарии. В 1976 году Мартынов получил награду на интерфестивалях эстрадной песни «Мелодии друзей» в Киеве, и в 1977 году – на «Дечинском якоре» в Чехословакии. Неожиданно для Мартынова его песни стали исполнять зарубежные артисты. Из Всесоюзного агентства по авторским правам стали поступать извещения об исполнении его песен в самых различных частях света: во всех социалистических странах, в Финляндии, Испании, Англии, Канаде, США и Японии.

В 1978 году Евгений женился на киевлянке по имени Эвелина, в браке с которой у него в 1984 году родился сын Сергей, который был так назван в честь композитора Сергея Рахманинова и поэта Сергея Есенина.

В 1980 году композитор был удостоен почётного звания лауреата премии Ленинского комсомола, с 1974 по 1990 год Мартынов регулярно признавался лауреатом всесоюзных телефестивалей «Песня года», а с 1984 года он стал членом Союза композиторов. Его коллега, композитор Георгий Мовсесян рассказывал: «Юрий Гуляев, Женя и я всегда встречались по радостным поводам, вместе выступали. Мы были желанными гостями среди моряков, космонавтов, спортсменов. Я благодарен Жене за то, что он, в отличие от «единохлебников», не нацепил себе серьгу на ухо и выходил на сцену всегда подтянутым и элегантным, уважая слушателей. Он хотел отношения к песне такого, как бывает у родителей к детям. И клавиры своих песен писал с тщанием, словно студент к экзамену, хотя был и специалист, и мастер. Вообще был до одурения добросовестным и относился к работе как к чему-то святому, а не как к промыслу. Многие из нас бросились в другую «религию», он со своим богом остался...» Получение лауреатских званий сопровождалось вручением специальных дипломов и призов «За элегантность», «За артистическое обаяние» и «За телегеничность». Этот успех с большой буквы изменил атмосферу вокруг имени Евгения Мартынова, но не самого Евгения.

Самым вдохновенным и плодотворным оказался творческий альянс Мартынова с Андреем Дементьевым. Содружество Мартынов - Дементьев привело к появлению песен «Отчий дом», «Натали», «У Есенина день рождения», «Прости» и «Ласточки домой вернулись». Однако, с Евгением Мартыновым охотно сотрудничали и другие известные поэты-песенники - Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский, Илья Резник, Игорь Шаферан, Михаил Танич, Леонид Дербенёв, Николай Добронравов, Римма Казакова и многие другие авторы.

Песни Мартынова звучали повсюду: «Я тебе весь мир подарю», «Соловьи поют, заливаются...», «Начни сначала», «Чайки над водой», «Весёлый зонтик», «Песня о моей любви». После 1975 года у Мартынова вышло 5 авторских миньонов с названием «Евгений Мартынов поет свои песни». Тиражи этих миньонов моментально раскупались, и часто сам композитор, щедро раздаривавший пластинки поклонникам, не мог их приобрести в магазинах. В 1979 году в продаже появилась его большая пластинка.

Your browser does not support the video/audio tag.

Мартынов много с успехом гастролировал в разных странах мира - США, Канаде, Мексике, Бразилии, Аргентине, Италии, Германии, Испании, Бельгии, Финляндии, Индии и Швейцарии. Однокурсница Евгения Мартынова профессор Т.И. Киреева рассказывала: «Женя был необыкновенно веселым, светлым человеком. И как друг, и как музыкант он был удивительным. От него всегда исходили жизнелюбие и радость. Он щедро одаривал своими солнечными лучиками каждого в отдельности и всю нашу студенческую братию. Никогда не унывал. Когда приходил в консерваторию или общежитие, всегда шутил и смеялся. Там, где был Женя, всегда были веселье, смех и, конечно же, песня. Мы поражались его находчивости, он умел расшевелить любого. Обычно садился за рояль играл, а потом начинал петь».

То, что Евгений Мартынов очень любил пошутить, подтверждал и Леонтий Атальян: «Свои первые гонорары - 400-500 рублей - Мартынов хранил... в плавках, завернув в целлофановый пакет. Для него это было богатство. Иногда в поездках Женя доставал полтинники и стольники, лепил на стекло автобуса и веселился, наблюдая, как реагируют проезжающие рядом люди. Он вообще любил пошутить».

До 1990 года, ставшего для него последним, Евгений Мартынов входил в число самых популярных и любимых в СССР авторов и исполнителей. Юрий Мартынов рассказывал: «Евгений Мартынов, по-моему, один из последних композиторов, кого приняли с распростертыми объятиями исключительно за талант. «Может быть, мы с тобой вправду чего-то не понимаем? - говорил Женя. - Я уже устал от всего этого. Мои нервы не выдерживают... А самое главное - стыдно. Стыдно толкаться, почти что кулаками отстаивая право своему творчеству на место в эфире».

Поэт Владимир Кудрявцев рассказывал: «Со временем Евгений приехал ко мне в Киев. Был цветущий май, и вдруг пошёл грибной дождь. А когда закончился, мы... поехали в Гидропарк. Стояли на берегу Днепра, и как раз в это время расцвела радуга. И Женя говорит мне: «Напиши об этом. У меня даже припев есть». И он напел: «Марцефали, марцефали...» Это было его любимое словечко, значения которого он сам не знал. Когда позже я звонил ему, то обращался: «Привет, Марцефали!» Однако в тот же день он уже напевал первые строки ещё не написанной песни:

"Подаруй менi на радiсть
Кольори травневих райдуг..."

Мы ещё много раз встречались с Евгением – в Москве и в Киеве. Но эта песня осталась одной-единственной. Имею в виду: песня на украинском языке... И теперь уже последней. (Речь идёт о песне «Кольори кохання», по-русски – «Цвета любви»). Он обещал мне в октябре-месяце заехать в Ялту, куда я переехал на постоянное жительство. И вот...»

3 сентября 1990 года около 10 утра Евгений Мартынов зашёл в 180-е отделение милиции, с которым давно уже поддерживал дружеские отношения (неоднократно выступал перед сотрудниками милиции, знакомил со своим творчеством). Он был жизнерадостен и весел. А через час в милицию позвонили граждане и сообщили, что у подъезда лежит бездыханное тело какого-то мужчины. Сотрудники милиции срочно выехали на место происшествия, и узнали в лежавшем мёртвом человеке певца и композитора Евгения Мартынова. Как стало известно - он шёл домой, и вдруг ему стало плохо с сердцем. Он присел у подъезда на ступеньки, но боль, видимо, не отпускала. Ему пытались помочь прохожие, была вызвана «скорая помощь». Но у Мартынова ртом пошла кровь, стало чернеть лицо, и вскоре он скоропостижно скончался. Причиной смерти стала острая сердечная недостаточность. Вызванная «скорая», приехавшая через 40 минут, помочь уже ничем не могла.

«Я тебе весь мир подарю» - так называлась одна из песен композитора Евгения Мартынова и так можно озаглавить все его творчество. Ибо Евгений Мартынов действительно подарил своим почитателям необъятный мир Красоты, Полета, Весны и Любви, навсегда оставшись в нашей памяти символом света, верности и вдохновения.

Your browser does not support the video/audio tag.

Евгений Мартынов похоронен на Ново-Кунцевском кладбище.

Супруга Евгения Мартынова повторно вышла замуж, и переехала с сыном в Испанию. В знак признания заслуг композитора в 1992 году одна из улиц Артёмовска в Донбассе была названа именем Евгения Мартынова. По инициативе деятелей культуры и друзей артиста в Москве в 1993 году было создано Московское культурное общество «Клуб Евгения Мартынова», занимавшееся культурной и благотворительной деятельностью, и пропагандировавшее творческое наследие замечательного композитора и певца. В 1995 году на могиле Евгения Мартынова на Ново-Кунцевском кладбище был открыт памятник-надгробие.

В 1998 году вышла книга Юрия Мартынова «Лебединая верность Евгения Мартынова», в которой на фактическом материале, официальных документах, публикациях разных лет, высказываниях коллег, архивных фотоматериалах, и на основе воспоминаний родного брата композитора был раскрыт жизненный и творческий путь ярчайшего представителя профессионального песенного искусства Советского Союза 70-80-х годов XX столетия.

Как при жизни, так и после смерти Евгения Мартынова его песни включали в свой репертуар многие популярные отечественные и зарубежные артисты: Мичел (Испания), К.Готт (Чехия), А.Герман (Польша), Д.Марьянович, М.Унгар, И.Шерфези (Югославия), Л.Иванова (Болгария), М.Дауэр (Румыния), М.Чавес (Куба), Я.Йоала, А.Вески, М.Кристалинская, Г.Ненашева, Л.Кесоглу, А.Ведищева, Т.Миансарова, Г.Чохели, М.Кодряну, И.Кобзон, Л.Зыкина, О.Воронец, С.Захаров, С.Ротару, В.Толкунова, Л.Лещенко, Л.Сенчина, Ю.Богатиков, Е.Шаврина, Г.Белов, К.Георгиади, А.Серов, И.Понаровская, Н.Чепрага, Л.Серебренников, И.Отиева, Н.Гнатюк, Л.Успенская, В.Вуячич, Н.Бродская, исполнители нового (для композитора) поколения - Ф.Киркоров, Н.Басков, С.Павлиашвили, А. Малинин, И.Шведова, И.Демарин, В.Готовцева, М.Евдокимов, Анастасия, Юлиан, Таня Острягина; а также такие известные коллективы, как Краснознамённый ансамбль песни и пляски Советской (Российской) Армии им.А.Александрова, Академический ансамбль песни и пляски ВВ МВД СССР (РФ), Государственный русский народный ансамбль «Россия», вокально-инструментальные ансамбли – «Орэра», «Самоцветы», «Пламя», «Гая», «Надежда», «Червона рута», «Семеро молодых» (Югославия), «Блю джинс» (Япония), вокальные ансамбли – «Русская песня», «Бабье лето», «Воронежские девчата», дуэт «Ромэн»... Сочинения композитора также с успехом исполнялись (и исполняются) оркестрами симфонической и эстрадной музыки Всесоюзного (Российского) радио и телевидения, Государственным духовым оркестром России, оркестрами эстрадной и танцевальной музыки Братиславского и Остравского радио (Словакия и Чехия), московским эстрадным оркестром «Мелодия», Оркестром под управлением Клода Каравелли (Франция).

Разбирая бумаги Евгения Мартынова, его брат Юрий нашёл записи, которые можно считать творческим завещанием музыканта. Там есть такие строки: «Мне близка гражданская лирика – продолжение традиций советской песни. Важно сохранить всё лучшее, что было написано композиторами в этом жанре. Надо продолжать традиции, иначе мы погубим нашу национальную песенную русскую культуру. Сейчас моду стали диктовать девочки лет 14 – 17. Для них главное – танцевальный ритм. Отсюда и стишки соответствующего содержания. Люди разучились петь. А что важнее – развлекательность в музыке или её воспитательное значение? У песни есть авторы. Ныне культура безымянная, необузданная, нет никакой ответственности за сочинение. Не уважают членов Союза композиторов. А профессионалов надо уважать, мы так стремились ими стать! Член творческого союза – почти что олицетворение застоя, а вот парень с гитарой – это прораб перестройки!.. Песня должна объединять людей всех возрастов!»

О Евгении Мартынове был снят документальный фильм «Лебединая песня».

Your browser does not support the video/audio tag.

Текст подготовил Андрей Гончаров

Использованные материалы:

Материалы сайта www.rutv.ru
Материалы сайта www.evgenymartynov.narod.ru
Материалы сайта www.donbass.dn.ua
Материалы сайта www.pnp.ru
Материалы сайта www.shanson-e.tk
Материалы сайта www.tvcenter.ru


Композитор и исполнитель

Лауреат Премии Ленинского комсомола (1980)

Десятикратный лауреат программы «Песни года»



Евгений Мартынов родился 22 мая 1948 года в городе Камышине в Волгоградской области.

Его мама Нина Трофимовна с июня 1942 года до сентября 1945 года служила в эвакогоспиталях 3-го Украинского фронта, и познакомилась в госпитале с раненым солдатом Григорием Мартыновым. Она выходила его, и вышла за него замуж, после чего молодожёны поселились в городе Камышине, где в любви и согласии вырастили двух сыновей - Евгения и Юрия.

Детство и юность Евгения прошли в Донбассе. Мама Евгения Нина Мартынова позже рассказывала: «Жили мы тогда на Волге, в городе Камышине, и потом переехали в Артёмовск. Женя маленький был очень болезненным, даже в детский сад не ходил. Дома у нас всегда пели на два голоса русские и украинские песни, отец на баяне играл, так вот Женя с ним все детские утренники, все праздники проводил. И так он любил музыку, что купили мы ему аккордеон. Детства у него, в сущности, не было: две школы - поесть, погулять некогда. Помню, учитель Женин говорил: «Мне бы побольше таких учеников, а не тех, что занимаются музыкой из-под палки...» И правда, я никогда не заставляла заниматься ни Женю, ни Юру. Потом поступил Женя в Киевскую консерваторию. Но мы с отцом - инвалиды второй группы, с войны, и пришлось ему перевестись к нам поближе».

Отец Евгения Григорий Мартынов до ранения был командиром стрелкового взвода 333-й дивизии, а после приезда в Артемовск стал работать учителем пения в артёмовской средней школе и руководил художественной самодеятельностью. Он рассказывал о Евгении: «Он любил наш дом в Артёмовске,да и красиво у нас там... Он нам с гастролей из каждого города присылал телеграммы, обязательно с обратным адресом, всё за нас с матерью боялся... Она их все сохранила: тут и Украина, и Белоруссия, и Урал, и Камчатка...» Но начиналась музыкальная карьера будущего известного композитора с папиного аккордеона, чье звучание заставляло Евгения оставлять свои игры и с восторгом вслушиваться в музыку. Мальчик быстро запоминал услышанные мелодии, и позже сам пел и танцевал, выстукивая ритмы запомнившихся песен. Он так же любил рассказывать стихи и монологи, услышанные в клубе, кинотеатре и на радио. В школе у Евгения обнаружился дар к рисованию, затем он увлёкся фокусами и охотно показывал их на школьных концертах. Учился Женя хорошо, без особого труда, но музыка постепенно вытеснила остальные увлечения и пристрастия, включая футбол, в который он обожал играть с детства. Отец научил Евгения играть на баяне, потом на аккордеоне, а когда Евгению исполнилось 11 лет, родители ему купили собственный профессиональный аккордеон, и он с удовольствием музицировал на нем перед одноклассниками и соседями. Благодаря своему отцу и постоянным занятиям Евгений получил хорошие профессиональные навыки музыкальной импровизации и овладел основами техники аккомпанемента в разных тональностях, что в будущем позволяло ему запросто подстраиваться под любое пение и сходу подыгрывать поющему даже в тех случаях, когда материал был ему неизвестен. После восьмилетки Евгений Мартынов поступил в Артёмовское музыкальное училище на дирижёрско-духовое отделение, где в нем проявилась страсть к сочинению, и им были написаны романс для кларнета и фортепиано, скерцо для кларнета и фортепиано и прелюдия для фортепиано.


После окончания училища Евгений поступил в Киевскую консерваторию имени Чайковского, и завершил своё образование в Донецком музыкально-педагогическом институте. Две первые песни-баллады им были написаны на стихи его сокурсниц Л. Жидель и Т. Киреевой - «Баллада о комсомольцах Донбасса» и «Песня о Родине». Когда Мартынов учился в консерватории на профессионального кларнетиста, кто-то сказал про него: «Это - подарок судьбы». Так он получил студенческое прозвище «Подарок» за незаурядные способности.


После окончания учёбы в течение года Евгений руководил эстрадным оркестром Донецкого Всесоюзного научно-исследовательского института взрывоопасного оборудования, а в 1972 году приехал в Москву с рекомендательным письмом донецкого дирижёра к популярной эстрадной певице Майе Кристалинской, которая очень тепло встретила обаятельного молодого человека из Донбасса. Именно Майя Кристалинская, чей эстрадный авторитет был очень высок, направила «хорошо поющего композитора» в Росконцерт, предварительно дав Мартынову самую лестную рекомендацию. Прослушивание в Росконцерте прошло успешно, и Евгения решили испытать в качестве солиста-вокалиста в сборной эстрадной программе, предложив поработать пару месяцев бесплатно, что было обычным для новичков из провинции. В свои первые гастроли по Сибири и Дальнему Востоку Евгений Мартынов поехал в июне 1972 года вместе с другими восходящими звёздами советской эстрады: молодыми Львом Лещенко, Валентиной Толкуновой, Светланой Моргуновой, Геннадием Хазановым и только что созданным Владимиром Чижиком джазовым ансамблем «Мелодия».

В 1973 году он был зачислен в штат Росконцерта, и судьба тут же связала Евгения с московскими поэтами Павлом Леонидовым и Давидом Усмановым, с которыми он написал свои первые песни в Москве, которые добавились к песням, сочиненным ранее в Донецке - «Колыбельная пеплу» на стихи Марцинкявичюса, «Баллада о матери» на стихи Дементьева, «Берёзка» на стихи Есенина и «У песни есть имя и отчество» на стихи Лисянского.

В июне 1973 года Мартынов завоевал звание лауреата Всесоюзного конкурса исполнителей советской песни в Минске, исполнив там песни «Тёмная ночь», «Летят перелётные птицы» и свою «Балладу о матери», за исполнение которой он получил приз зрительских симпатий.


Очень скоро песня «Баллада о матери» была отмечена на всесоюзном телевизионном фестивале «Песня-74», и сделала имя Евгения Мартынова всенародно известным. Композитор Олег Иванов рассказывал: «Как и многих, меня поразила первая же Женина песня. Это была «Баллада о матери», которая в те годы буквально прокатилась по всей стране. Поразили и музыка, и стихи, и страстное исполнение... И что интересно, за год до этого мне показали стихи Андрея Дементьева, но я почувствовал, что не смогу написать на них песню. Стихи словно ждали Мартынова. Потом мы познакомились с ним на X Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Берлине. Это было замечательно - сидеть рядом с Женей и слушать, как он поёт. Просто счастье. Он сочетал в себе и композитора, и певца, и музыканта, виртуозно владеющего роялем: у него инструмент звучал ярко, оркестрово. Блестящий пианист, Мартынов с листа играл клавиры любой сложности. Как-то раз продемонстрировал музыкальную шутку - сыграл пьесу по перевёрнутому клавиру. У Жени было яркое мелодическое дарование. Он никогда не ходил в середняках. За два-три года стал одним из самых популярных композиторов. Его сочинения привлекали самых знаменитых исполнителей. В творческой палитре композитора слились две славянские культуры: Женя, русский, жил на Украине, которая дала его мелодиям особую певучесть. Песни его были красивы той красотой, что идёт от щедрой солнечной земли. А пел он их с такой эмоциональной отдачей, словно в первый и последний раз, горел и дарил это горение людям».


Несмотря на удачное начало творческой карьеры, личная жизнь Евгения Мартынова долго не складывалась. Первоначально он вынужден был оформить фиктивный брак ради получения московской прописки. Об этом рассказывал пианист Леонтий Атальян: «В свое время Женя оформлял фиктивный брак, чтобы сделать себе московскую прописку. У нас была костюмерша Алена Абросимова. Хорошая девчонка. Она сама предложила Жене: «Давай распишемся! Чего ты мучаешься?». Тогда многие музыканты так делали. Работали-то мы от Росконцерта. База у нас находилась в Москве. И когда мы приезжали в Москву, каждый раз приходилось думать, где переночевать. Женя часто шутил по этому поводу. «Леон, ты сегодня на каком вокзале ночуешь? - громко спрашивал он, чтобы слышал директор коллектива. - Я на Курском» «Ты же знаешь, я предпочитаю Аэровокзал на Ленинградке, - отвечал я. - Там хороший буфет».

В 1975 году после исполнения песен «Лебединая верность» и «Яблони в цвету» популярность Евгения Мартынова еще более упрочилась, и в том же году он сталобладателем «Гран-при» международного фестиваля эстрадной песни «Братиславская лира». Причем нужно отметить, что исполнитель из СССР получил на этом конкурсе награду впервые.

Вскоре вышла дебютная пластинка-миньон Мартынова с тремя песнями в авторском исполнении, и она побила все тиражные рекорды, неоднократно переиздаваясь на заводах грампластинок «Фирмы Мелодия» в течение почти двух лет. Поэт Владимир Кудрявцев рассказывал: «Меня судьба свела с Евгением в начале 70-х в Москве, на квартире поэта Андрея Дементьева... Мне никогда не забыть того вечера. В домашней обстановке песни Мартынова в его же исполнении звучали особенно доверительно и очень трогательно, полные драматизма и неимоверной душевности. Супруга Андрея Галина, возможно уже не раз слушая эти песни-исповеди, не выдержала, расплакалась. Да и мы, мужчины, были взволнованы и растроганы. И ещё долго находились под впечатлением услышанного. А для Евгения, наверно, сама домашняя обстановка в гостинной семьи Дементьевых была особенной. Его тянуло к семейному огоньку. Оказывается, он тогда, не имея московской прописки и какого-либо жилья, ночевал - на Курском вокзале. Шутил тогда: «Мой адрес: левая скамейка справа от милиционера. Только ты не говори этого адреса Андрею. Не люблю, когда меня жалеют. Он обязательно предложит мне жить у них...» Я пробыл в Москве ещё несколько дней, и мы с ним жили в гостинице, в одном номере. Сметливость Евгения, его юмор и жизнерадостность захватывали. Знакомых в Москве у него было много, и на традиционный вопрос: «Как жизнь?» - он неизменно отвечал: «Чем так жить, лучше не дай Бог умереть». - «Да ты что?! - не понимая игры слов, говорили ему. - Тебе ещё жить и жить».


За годы своей композиторской и исполнительской деятельности Мартынов был удостоен многих лауреатских званий и почётных дипломов. Он был награжден в 1973 году на Всесоюзном конкурсе исполнителей советской песни в Минске и Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Берлине. В 1974 году он был отмечен на всесоюзном телевизионном фестивале советской песни «Молодые голоса». В 1975 году он получил награду на международном конкурсе эстрадных песен «Братиславская лира» в Чехословакии, а в 1976 году - на международном конкурсе исполнителей эстрадной песни «Золотой Орфей» в Болгарии. В 1976 году Мартынов получил награду на интерфестивалях эстрадной песни «Мелодии друзей» в Киеве, и в 1977 году - на «Дечинском якоре» в Чехословакии. Неожиданно для Мартынова его песни стали исполнять зарубежные артисты. ИзВсесоюзного агентства по авторским правам стали поступать извещения об исполненииего песен в самых различных частях света: во всех социалистических странах, в Финляндии, Испании, Англии, Канаде, США и Японии.

В 1978 году Евгений женился на киевлянке по имени Эвелина, в браке с которой у него в 1984 году родился сын Сергей, который был так назван в честь композитора Сергея Рахманинова и поэта Сергея Есенина.


В 1980 году композитор был удостоен почётного звания лауреата премии Ленинского комсомола, с 1974 по 1990 год Мартынов регулярно признавался лауреатом всесоюзных телефестивалей «Песня года», а с 1984 года он стал членом Союза композиторов. Его коллега, композитор Георгий Мовсесян рассказывал: «Юрий Гуляев, Женя и я всегда встречались по радостным поводам, вместе выступали. Мы были желанными гостями среди моряков, космонавтов, спортсменов. Я благодарен Жене за то, что он, в отличие от «единохлебников», не нацепил себе серьгу на ухо и выходил на сцену всегда подтянутым и элегантным, уважая слушателей. Он хотел отношения к песне такого, как бывает у родителей к детям. И клавиры своих песен писал с тщанием, словно студент к экзамену, хотя был и специалист, и мастер. Вообще был до одурения добросовестным и относился к работе как к чему-то святому, а не как к промыслу. Многие из нас бросились в другую «религию», он со своим богом остался...» Получение лауреатских званий сопровождалось вручением специальных дипломов и призов «За элегантность», «За артистическое обаяние» и «За телегеничность». Этот успех с большой буквы изменил атмосферу вокруг имени Евгения Мартынова, но не самого Евгения.


Самым вдохновенным и плодотворным оказался творческий альянс Мартынова с Андреем Дементьевым. Содружество Мартынов - Дементьев привело к появлению песен «Отчий дом», «Натали», «У Есенина день рождения», «Прости» и «Ласточки домой вернулись». Однако, с Евгением Мартыновым охотно сотрудничали и другие известные поэты-песенники -Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский, Илья Резник,Игорь Шаферан, Михаил Танич, Леонид Дербенёв, Николай Добронравов, Римма Казакова и многие другие авторы.


Песни Мартынова звучали повсюду: «Я тебе весь мир подарю», «Соловьи поют, заливаются...», «Начни сначала», «Чайки над водой», «Весёлый зонтик», «Песня о моей любви». После 1975 года у Мартынова вышло 5 авторских миньонов с названием «Евгений Мартынов поет свои песни». Тиражи этих миньонов моментально раскупались, и часто сам композитор, щедро раздаривавший пластинки поклонникам, не мог их приобрести в магазинах. В 1979 году в продаже появилась его большая пластинка.

Мартынов много с успехом гастролировал в разных странах мира - США, Канаде, Мексике, Бразилии, Аргентине, Италии, Германии, Испании, Бельгии, Финляндии, Индии и Швейцарии. Однокурсница Евгения Мартынова профессор Т.И. Киреева рассказывала: «Женя был необыкновенно веселым, светлым человеком. И как друг, и как музыкант он был удивительным. От него всегда исходили жизнелюбие и радость. Он щедро одаривал своими солнечными лучиками каждого в отдельности и всю нашу студенческую братию. Никогда не унывал. Когда приходил в консерваторию или общежитие, всегда шутил и смеялся. Там, где был Женя, всегда были веселье, смех и, конечно же, песня. Мы поражались его находчивости, он умел расшевелить любого. Обычно садился за рояль играл, а потом начинал петь».


То, что Евгений Мартынов очень любил пошутить, подтверждал и Леонтий Атальян: «Свои первые гонорары - 400-500 рублей - Мартынов хранил... в плавках, завернув в целлофановый пакет. Для него это было богатство. Иногда в поездках Женя доставал полтинники и стольники, лепил на стекло автобуса и веселился, наблюдая, как реагируют проезжающие рядом люди. Он вообще любил пошутить».


До 1990 года, ставшего для него последним, Евгений Мартынов входил в число самых популярных и любимых в СССР авторов и исполнителей. Юрий Мартынов рассказывал: «Евгений Мартынов, по-моему, один из последних композиторов, кого приняли с распростертыми объятиями исключительно за талант. «Может быть, мы с тобой вправду чего-то не понимаем? - говорил Женя. - Я уже устал от всего этого. Мои нервы не выдерживают... А самое главное - стыдно. Стыдно толкаться, почти что кулаками отстаивая право своему творчеству на место в эфире».


Поэт Владимир Кудрявцев рассказывал: «Со временем Евгений приехал ко мне в Киев. Был цветущий май, и вдруг пошёл грибной дождь. А когда закончился, мы... поехали в Гидропарк. Стояли на берегу Днепра, и как раз в это время расцвела радуга. И Женя говорит мне: «Напиши об этом. У меня даже припев есть». И он напел: «Марцефали, марцефали...» Это было его любимое словечко, значения которого он сам не знал. Когда позже я звонил ему, то обращался: «Привет, Марцефали!» Однако в тот же день он уже напевал первые строки ещё не написанной песни:

"Подаруй менi на радiсть

Кольори травневих райдуг..."

Мы ещё много раз встречались с Евгением - в Москве и в Киеве. Но эта песня осталась одной-единственной. Имею в виду: песня на украинском языке... И теперь уже последней. (Речь идёт о песне «Кольори кохання», по-русски - «Цвета любви»). Он обещал мне в октябре-месяце заехать в Ялту, куда я переехал на постоянное жительство. И вот...»

3 сентября 1990 года около 10 утра Евгений Мартынов зашёл в 180-е отделение милиции, с которым давно уже поддерживал дружеские отношения (неоднократно выступал перед сотрудниками милиции, знакомил со своим творчеством). Он был жизнерадостен и весел. А через час в милицию позвонили граждане и сообщили, что у подъезда лежит бездыханное тело какого-то мужчины. Сотрудники милиции срочно выехали на место происшествия, и узнали в лежавшем мёртвом человеке певца и композитора Евгения Мартынова. Как стало известно - он шёл домой, и вдруг ему стало плохо с сердцем. Он присел у подъезда на ступеньки, но боль, видимо, не отпускала. Ему пытались помочь прохожие, была вызвана «скорая помощь». Но у Мартынова ртом пошла кровь, стало чернеть лицо, и вскоре он скоропостижно скончался. Причиной смерти стала острая сердечная недостаточность. Вызванная «скорая», приехавшая через 40 минут, помочь уже ничем не могла.

«Я тебе весь мир подарю» - так называлась одна из песен композитора Евгения Мартынова и так можно озаглавить все его творчество. Ибо Евгений Мартынов действительно подарил своим почитателям необъятный мир Красоты, Полета, Весны и Любви, навсегда оставшись в нашей памяти символом света, верности и вдохновения.

Евгений Мартынов похоронен на Ново-Кунцевском кладбище.

Супруга Евгения Мартынова повторно вышла замуж, и переехала с сыном в Испанию. В знак признания заслуг композитора в 1992 году одна из улиц Артёмовска в Донбассе была названа именем Евгения Мартынова. По инициативе деятелей культуры и друзей артиста в Москве в 1993 году было создано Московское культурное общество «Клуб Евгения Мартынова», занимавшееся культурной и благотворительной деятельностью, и пропагандировавшее творческое наследие замечательного композитора и певца. В 1995 году на могиле Евгения Мартынова на Ново-Кунцевском кладбище был открыт памятник-надгробие.


В 1998 году вышла книга Юрия Мартынова «Лебединая верность Евгения Мартынова», в которой на фактическом материале, официальных документах, публикациях разных лет, высказываниях коллег, архивных фотоматериалах, и на основе воспоминаний родного брата композитора был раскрыт жизненный и творческий путь ярчайшего представителя профессионального песенного искусства Советского Союза 70-80-х годов XX столетия.

Послесловие…


Как при жизни, так и после смерти Евгения Мартынова его песни включали в свой репертуар многие популярные отечественные и зарубежные артисты: Мичел (Испания), К.Готт (Чехия), А.Герман (Польша), Д.Марьянович, М.Унгар, И.Шерфези (Югославия), Л.Иванова (Болгария), М.Дауэр (Румыния), М.Чавес (Куба), Я.Йоала, А.Вески, М.Кристалинская, Г.Ненашева, Л.Кесоглу, А.Ведищева, Т.Миансарова, Г.Чохели, М.Кодряну, И.Кобзон, Л.Зыкина, О.Воронец, С.Захаров, С.Ротару, В.Толкунова, Л.Лещенко, Л.Сенчина, Ю.Богатиков, Е.Шаврина, Г.Белов, К.Георгиади, А.Серов, И.Понаровская, Н.Чепрага, Л.Серебренников, И.Отиева, Н.Гнатюк, Л.Успенская, В.Вуячич, Н.Бродская, исполнители нового (для композитора) поколения - Ф.Киркоров, Н.Басков, С.Павлиашвили, А. Малинин, И.Шведова, И.Демарин, В.Готовцева, М.Евдокимов, Анастасия, Юлиан, Таня Острягина; а также такие известные коллективы, как Краснознамённый ансамбль песни и пляски Советской (Российской) Армии им.А.Александрова, Академический ансамбль песни и пляски ВВ МВД СССР (РФ), Государственный русский народный ансамбль «Россия», вокально-инструментальные ансамбли - «Орэра», «Самоцветы», «Пламя», «Гая», «Надежда», «Червона рута», «Семеро молодых» (Югославия), «Блю джинс» (Япония), вокальные ансамбли - «Русская песня», «Бабье лето», «Воронежские девчата», дуэт «Ромэн»... Сочинения композитора также с успехом исполнялись (и исполняются) оркестрами симфонической и эстрадной музыки Всесоюзного (Российского) радио и телевидения, Государственным духовым оркестром России, оркестрами эстрадной и танцевальной музыки Братиславского и Остравского радио (Словакия и Чехия), московским эстрадным оркестром «Мелодия», Оркестром под управлением Клода Каравелли (Франция).

Разбирая бумаги Евгения Мартынова, его брат Юрий нашёл записи, которые можно считать творческим завещанием музыканта. Там есть такие строки: «Мне близка гражданская лирика - продолжение традиций советской песни. Важно сохранить всё лучшее, что было написано композиторами в этом жанре. Надо продолжать традиции, иначе мы погубим нашу национальную песенную русскую культуру. Сейчас моду стали диктовать девочки лет 14 - 17. Для них главное - танцевальный ритм. Отсюда и стишки соответствующего содержания. Люди разучились петь. А что важнее - развлекательность в музыке или её воспитательное значение? У песни есть авторы. Ныне культура безымянная, необузданная, нет никакой ответственности за сочинение. Не уважают членов Союза композиторов. А профессионалов надо уважать, мы так стремились ими стать! Член творческого союза - почти что олицетворение застоя, а вот парень с гитарой - это прораб перестройки!.. Песня должна объединять людей всех возрастов!»
www.donbass.dn.ua
Материалы сайта www.pnp.ru
Материалы сайта www.shanson-e.tk
Материалы сайта www.tvcenter.ru

Евгений Григорьевич Мартынов. Родился 22 мая 1948 года в Камышине (Волгоградская область) - умер 3 сентября 1990 года в Москве. Советский эстрадный певец (баритональный тенор), композитор, актер.

Отец - Григорий Мартынов, ветеран ВОВ, был командиром стрелкового взвода, инвалид войны, играл на музыкальных инструментах.

Мать также воевала, была медсестрой.

Младший брат - Юрий Мартынов (1957 г.р.), советский и российский композитор, аранжировщик, продюсер, заслуженный деятель искусств РФ.

Когда Евгению было пять лет, семья переехала в город Артемовск (с 2016 года - Бахмут) Донецкой области, откуда был родом отец.

Первым учителем музыки у Евгения был отец, который научил сына играть на баяне и аккордеоне.

С ранних лет имел отличный музыкальный слух и голос. Еще в школьные годы начал сочинять музыку. Окончил артёмовское музучилище по классу кларнета.

В 1967 году поступил в Киевскую консерваторию имени П.И. Чайковского, однако вскоре перевелся в Донецкий музыкально-педагогический институт (ныне консерватория имени С.С. Прокофьева), который досрочно закончил в 1971 году.

В 1972 году, работая как композитор, познакомился в Москве с популярной в то время певицей . Именно она впервые исполнила его песню «Берёзка» на стихи . Также Кристалинская представила молодого композитора публике в театре эстрады.

В том же 1972 году на центральном ТВ прозвучала его песня «Моя любовь» в исполнении Гюлли Чохели.

С 1973 года Евгений Мартынов жил в Москве и работал сначала в Государственном концертном объединении «Росконцерт» (солистом-вокалистом), а затем в издательствах «Молодая гвардия» и «Правда» (музыкальным редактором-консультантом).

На Мартынова обрушилась слава как на композитора. Мелодии Мартынова красивые, порой весьма прихотливые, светлые и душевные, хорошо оркестрованные. Песни Мартынова исполняли многие советские звёзды. К примеру, для он написал такие хиты, как «Расскажи мне, мама» и «Не разлюби меня». Песни Мартынова исполняли такие знаменитые советские певцы 1970-1980-х годов как , Георгий Минасян, Мария Кодряну, Михаил Чуев и другие.

Но он хотел петь сам. Тем более, что имел отличный голос - очень звонкий, бархатный, мягкий тенор (баритональный тенор), достаточно широкого диапазона (ему предлагали стать оперным певцом) и с редким красивым тембром. Именно характерный тембр являлся отличительной чертой мартыновского голоса.

Благодаря сценической внешности, личному обаянию, а также вдохновенной, оптимистической манере пения Мартынов нес заряд положительных эмоций, передавая слушателю чувство радости и восхищения. Даже трагические и драматические по сюжету песни - «Лебединая верность», «Баллада о матери» и др. - у Мартынова заканчиваются светло и возвышенно.

Евгений Мартынов - Яблони в цвету

Член Союза композиторов СССР с 1984 года.

Имел многочисленные призы и награды : Лауреат Всесоюзного конкурса исполнителей советской песни в Минске (1973); Лауреат X Всемирного фестиваля молодёжи и студентов (Берлин, 1973); Гран-при международного конкурса эстрадных песен «Братиславская лира», Братислава (1975) - впервые на конкурсе победил представитель СССР; Серебряная медаль на международном конкурсе исполнителей эстрадной песни «Золотой Орфей» в Болгарии (1976); Премия Ленинского комсомола (1987) - за создание произведений для детей и юношества и большую работу по эстетическому воспитанию молодёжи.

До конца 1980-х Евгений Мартынов входил в число самых популярных и любимых в СССР авторов и исполнителей. Но потом все изменилось, пришли новые герои: группа «Ласковый май», «На-На» и т.д. Мартынов стал неформатным. Его перестали приглашать на концерты, появились проблемы с телеэфирами.

Будучи очень чувствительным человеком, он очень близко к сердцу принимал эти проблемы. Долгая неустроенность привела к стрессам и злоупотреблению алкоголем.

27 августа 1990 года на отборочном выпуске фестиваля «Песня года - 90» исполнил свою последнюю песню «Марьина роща» на стихи .

Смерть Евгения Мартынова

Скончался Евгений Мартынов 3 сентября 1990 года. Официальная версия смерти - острая сердечная недостаточность. Певец почувствовал себя плохо в лифте. Мартынова можно было спасти, если бы ему вовремя была оказана квалифицированная медицинская помощь.

Однако младший брат Юрий Мартынов уверен, что смерть могла быть насильственной. Так, перед смертью певец вел судебную тяжбу с людьми, которые обманули его на крупную сумму. Это были организаторы его гастролей по Рязанской области, не выплатившие Мартынову гонорар. С их фирмой он заключил договор и был уверен, что выиграет дело. Однако выяснилось, что фирма оформлена на подставных людей, а их документами прикрывались рецидивисты-мошенники. Очередное заседание суда должно было состояться 4 сентября 1990 года, но в связи со смертью истца дело закрыли.

После смерти Евгения Мартынова долго ходили слухи, что его из-за суда избили уголовники. Также есть версия, что он был отравлен.

Брат Юрий Мартынов рассказывал: "Опросили бабку, обнаружившую брата в подъезде, других жильцов. Установили, что к подъезду Женя пришел с двумя мужиками. Позже те рассказали, что Мартынов дал им денег на водку и они вместе с ним выпили. Вопросов много, но их никто не удосужился задать. Что конкретно пили? Все ли из одной бутылки? По словам мужиков, когда они вошли в подъезд, брату стало плохо и он упал в лифте. А почему они бросили его и убежали? Зачем с Женей в лифт вошел один мужчина, а другой остался внизу? Дальше - самый криминал. Приехала милиция и стала приводить Женю в чувство - хлопать по щекам и давать нюхать нашатырный спирт. Пришел некий врач из расположенной напротив детской больницы и сделал брату укол. После этого он умер. Как сказали в Институте Склифосовского, у Евгения во рту обнаружили большое количество нашатырного спирта. Но нашатырь не пьют. Чтобы им привести человека в чувство, достаточно смоченной ватки. А у Жени вся одежда пахла тем спиртом. Но этот факт не исследовали. Объявили причиной смерти сердечную недостаточность".

Сам брат покойного считает, что Евгений Мартынов скончался от отравления: "Жене стало плохо из-за отравления. То ли водка была «паленая», то ли ему что-то подлили, чтобы «вырубить» и ограбить. Когда приехала милиция, брат дышал, не нужно было его трогать. А ему стали «помогать». Похоже, нашатырный спирт не просто давали нюхать, а буквально вливали в него. А ведь этот препарат, попав на слизистую, сразу вызывает отек, и человек не может вдохнуть".

В память о Евгении Мартынове в городе Артемовск (Бахмут) в его честь назван дом культуры (бывший ДК им. Ленина). В 1992 году одна из улиц Артёмовска названа именем Евгения Мартынова.

По инициативе деятелей культуры и друзей артиста в Москве в 1993 году создано московское культурное общество «Клуб Евгения Мартынова», занимающееся культурной и благотворительной деятельностью, пропагандирующее творческое наследие замечательного композитора и певца.

В 1993 году он стал почётным гражданином города Камышин.

В 2000 году состоялся I донецкий открытый фестиваль-конкурс лирической песни им. Е.Г. Мартынова «Отчий дом», на котором впервые была представлена песня «Я лечу к тебе».

В 2015 году в Камышине открыта Каштановая аллея, названная в честь Евгения Мартынова, также был установлен памятник в его честь.

В настоящее время некоторые песни Мартынова поют , .

Евгений Мартынов (документальный фильм)

Личная жизнь Евгения Мартынова:

Был женат. Имел сына.

Женился Мартынов поздно - в 30 лет. Как рассказывали его коллеги, он имел много поклонниц, но был очень стеснительным в отношениях с женщинами. Когда другие певцы после концертов расходились с девушками по гостиничным номерам, Мартынов возвращался к себе всегда один.

Супруга - Эвелина (Элла) Константиновна Старенченко (в браке - Мартынова), 1959 г.р., родом из Киева. На момент их знакомства Эвелине было 17 лет (он называл ее «олененком»). Свадьба прошла с размахом в ресторане «Прага» в Москве. В окружении певца поговаривали, что Эвелина вышла замуж по расчету, но сам Мартынов был счастлив с молодой женой.

23 июля 1984 года у пары родился сын Сергей. Он был назван в честь композитора Сергея Рахманинова и поэта Сергея Есенина. Сергей Мартынов очень похож на отца. Сергею было всего шесть лет, когда Мартынов скончался.

Евгений Мартынов и сын

По словам Эвелины, смерть певца была для нее сильным ударом и она несколько лет не могла поверить в случившееся.

Однако родной брат покойного - Юрий Мартынов - утверждал в одном из интервью иное: "Была еще одна двоякая ситуация - вскоре после смерти Евгения Элла попросила меня помочь ей сделать аборт. Меня долго мучили сомнения: от кого ребенок? В итоге свел ее с нужными людьми. А через месяц она уже была с другим чуваком, с которым сейчас живет в Испании".

Эвелина вышла замуж во второй раз, переехала жить в Испанию, проживает вместе с мужем и сыном Сергеем в приморском городе Аликанте.

Эвелина - вдова Евгения Мартынова

Фильмография Евгения Мартынова:

1978 - Сказка как сказка - Жених-певец-романтик
1980 - Ритмы регаты

Работы Евгения Мартынова в кино как композитора:

1975 - Песня всегда с нами
1978 - Сказка как сказка

Дискография Евгения Мартынова:

1975 - Поёт Евгений Мартынов
1976 - Евгений Мартынов поёт свои песни
1977 - Евгений Мартынов поёт свои песни
1980 - Евгений Мартынов поёт свои песни
1982 - Песни Е. Мартынова на стихи Михаила Пляцковского
1982 - Заклятье / Не надейся
1983 - Песня, в которой ты
1986 - Евгений Мартынов поет свои песни
1989 - А любовь права. Песни Евгения и Юрия Мартыновых

Песни Евгения Мартынова:

А любовь права! - Михаил Танич;
А я без Волги просто не могу - Андрей Дементьев;
Аленький цветочек - Леонид Дербенёв;
Алёнушка - А. Дементьев;
Ах, как хочется влюбиться! - А. Дементьев и Алексей Пьянов;
Баллада о матери - А. Дементьев;
Белая сирень - Анатолий Поперечный;
Берёзка - Сергей Есенин;
Благодарность матерям - Леонид Дербенёв;
Васильковые глаза - Юрий Мартынов - Юрий Гарин;
В мире чудаков - Ольга Чернышова;
Венок любви - в музыкальной редакции Юрия Мартынова;
Верую в тебя - Андрей Вознесенский;
Весёлый зонтик - Игорь Кохановский;
Время думать о девчонках - Владимир Харитонов;
Все влюбляются, влюбляются - Владимир Харитонов;
Встреча друзей - Роберт Рождественский;
Выдумал тебя! - Михаил Танич;
День рождения - Андрей Дементьев;
Добрые сказки детства - Роберт Рождественский;
Если есть любовь - Михаил Пляцковский;
Если сердцем молод - А. Дементьев и Давид Усманов;
Есть на земле Москва - Роберт Рождественский;
Заклятье - Назрул Ислам (перевод с бенгальского Михаила Курганцева);
Звучи, любовь! - Роберт Рождественский;
Земля цветов (Радуга) - Игорь Шаферан;
Июнь - А. Дементьев и А. Пьянов;
Колыбельная пеплу - Юстинас Марцинкявичус (перевод с литовского Леонида Миля);
Кукушкина слеза - Анатолий Поперечный;
Ласточки домой вернулись - А. Дементьев;
Лебединая верность - А. Дементьев;
Летом и зимой - А. Дементьев;
Мамины глаза - Михаил Пляцковский;
Марш-воспоминание - Роберт Рождественский;
Марьина роща - Илья Резник;
Медовый август - Римма Казакова;
На качелях - Онегин Гаджикасимов;
Натали - А. Дементьев;
Начни сначала - Андрей Вознесенский;
Наш день - А. Дементьев;
Не надейся! - Михаил Пляцковский;
Не разлюби меня - Михаил Пляцковский;
Невеста - Игорь Шаферан;
Отчий дом - А. Дементьев;
Песня, в которой ты - Роберт Рождественский;
Песня о моей любви - Сергей Островой;
Письмо отца - А. Дементьев и Давид Усманов;
Повезло! - Михаил Танич;
Праздник юности - А. Дементьев и А. Пьянов;
Прости - А. Дементьев, исп. Е. Мартынов;
Расскажи мне, мама - А. Дементьев и Давид Усманов;
Свадебный вальс - Роберт Рождественский;
Свиданье при свечах - Анатолий Поперечный;
Снится солдатам дом родной - Михаил Пляцковский;
Соловьи поют, заливаются - Давид Усманов;
Страна моя, надейся на меня (Зовёт Земля) - А. Дементьев и Давид Усманов;
Так держать - А. Дементьев и А. Пьянов;
Твоя вина - А. Дементьев и Давид Усманов;
Трава-лебеда - Николай Добронравов;
Трубка мира - А. Дементьев и Давид Усманов;
Ты приносишь мне рассвет - А. Дементьев и Давид Усманов;
Ты скажи мне, вишня - Владимир Харитонов;
У Есенина день рождения - А. Дементьев;
У песни есть имя и отчество - Марк Лисянский;
Царевна с нашего двора - А. Пьянов;
Цвета любви (на украинском языке) - Владимир Кудрявцев (русский текст В. Болдыревой);
Чайки над водой - А. Дементьев;
Чудо любви - Игорь Кохановский;
Этот май - Татьяна Коршилова;
Эхо первой любви - Роберт Рождественский;
Я ещё вернусь - песенная редакция Юрия Мартынова, Роберт Рождественский;
Я жду весну - Анна Герман, А. Дементьев;
Я тебе весь мир подарю - Илья Резник;
Яблони в цвету - Илья Резник;
Я лечу к тебе - подтекстовка и песенная редакция Юрия Мартынова;
Комсомол нигде не подведёт - А. Дементьев и А. Пьянов;
Тройка счастья - Евгений Мартынов и Юрий Мартынов - Евгений Супонев;
Былое эхо - Алексей Мажуков - Владимир Харитонов.



28 лет назад, 3 сентября 1990 г. ушел из жизни знаменитый советский певец, музыкант и композитор Евгений Мартынов. Его песни «Лебединая верность» и «Яблони в цвету» знала вся страна. Внезапная гибель 42-летнего певца стала большим потрясением для всех его поклонников. Его тело было обнаружено в подъезде собственного дома. Официальной причиной смерти была названа острая сердечная недостаточность, но близкие Мартынова до сих пор не верят в то, что это было на самом деле так.



Евгений Мартынов родился в 1948 г. В его семье не было профессиональных музыкантов, но музыку любили все. Отец научил его играть на аккордеоне, в их доме всегда звучали песни. И после окончания музыкального училища Евгений поступил в консерваторию. В 1972 г. Мартынов переехал в Москву, и когда его песню на стихи Есенина «Березка» исполнила Майя Кристалинская, к нему пришла первая популярность. Певица посоветовала молодому автору исполнять песни самому и порекомендовала устроиться в «Росконцерт».



С 1973 г. Мартынов работал солистом-вокалистом в «Росконцерте», а также занимал должность музыкального редактора в «Молодой гвардии» и «Правде». В 1984 г. его приняли в Союз композиторов СССР, и в 1980-х гг. он становится одним из самых популярных эстрадных певцов и композиторов в СССР. С ним сотрудничали лучшие поэты-песенники – Илья Резник, Алла Дементьева, Роберт Рождественский и другие.





Песни Мартынова «Баллада о матери», «Лебединая верность», «Белая сирень», «Яблони в цвету», «Отчий дом» стали настоящими шлягерами. Его композиции исполняли София Ротару, Иосиф Кобзон, Анна Герман, Александр Серов, Тамара Миансарова, Эдуард Хиль и др. Он и сам вскоре стал популярным эстрадным исполнителем, неповторимый тембр которого покорил тысячи поклонников. Его называли бархатным голосом России и последним романтиком СССР.





Последним хитом Мартынова стала «Марьина роща», которую он исполнил на «Песне года-1990». А 3 сентября 1990 г. случилась трагедия, в которую долго никто не мог поверить. Тело 42-летнего музыканта было найдено в подъезде его дома. Соседи не сразу вызвали «скорую», посчитав, что мужчина выпил лишнего. По другой информации, машина «скорой» прибыла только спустя 40 минут после вызова. Как бы то ни было, медицинская помощь подоспела слишком поздно – врачи констатировали смерть от острой сердечной недостаточности.



Многие не верили в то, что молодой здоровый мужчина мог внезапно скончаться, и искали другие причины его преждевременной гибели. Брат певца Юрий рассказывал: «Последние несколько месяцев до смерти Женя очень нервничал. С одной конфликтной ситуацией ему даже пришлось разбираться через суд. Это были организаторы его гастролей по Рязанской области, не выплатившие брату гонорар. С их фирмой Женя заключил договор, поэтому был уверен, что выиграет дело. Однако выяснилось, что фирма оформлена на подставных людей, а их документами прикрывались рецидивисты. Очередное заседание суда должно было состояться 4 сентября 1990 года, но в связи со смертью истца дело закрыли. Не знаю, связано ли это со смертью, но, возможно, сердце его не вынесло напряжения. Трагедия случилась дома, в Москве. Женя сказал жене, что пойдет ненадолго в гараж, а через час его тело нашли возле парадного. Помочь ему было уже невозможно ».



Сумма невыплаченного гонорара была по тем временам очень крупной – около 10 тысяч рублей. И Мартынову пришлось подать на организаторов в суд. А после его смерти дело сразу же закрыли. Этот факт дал повод некоторым поклонникам музыканта выдвинуть версию о его убийстве. Впрочем, никаких следов насильственной смерти на его теле обнаружено не было.





Выдвигались и другие версии. Кроме этих неприятностей, были и другие события, из-за которых композитор постоянно находился в состоянии стресса. После перестройки его популярность резко упала, эстрада начинала жить по законам шоу-бизнеса, и в этой новой системе Мартынов оказался невостребованным, поэтому постоянно чувствовал большие эмоциональные перегрузки, что действительно могло привести к проблемам с сердцем, даже если раньше оно его никогда не беспокоило.





Еще одна версия гибели Мартынова – смерть по неосторожности. У него во рту обнаружили большое количество нашатырного спирта. Для того, чтобы привести человека в чувство, достаточно смоченной ватки. А ему, по всей видимости, не просто давали его понюхать, а буквально вливали в него. Это могло спровоцировать отек слизистой, после чего он и скончался. Однако этот факт не исследовали, и официальной причиной гибели до сих пор считается острая сердечная недостаточность.




Преждевременно ушел из жизни и еще один знаменитый советский эстрадный исполнитель. .

У братьев Юры и Жени была одна общая страсть - музыка.

Евгений Мартынов - советский эстрадный певец, композитор, музыкант (22 мая 1948-3 сентября 1990)
Жена автора «Лебединой верности» сразу после его смерти сделала аборт и сошлась с другим мужчиной.

24 года назад, 3 сентября 1990 года, в 42 года ушел из жизни замечательный певец и композитор Евгений МАРТЫНОВ - автор песен «Лебединая верность», «Яблони в цвету», «Аленушка» и др.

По официальной версии, у него отказало сердце в подъезде собственного дома, а помощь пришла слишком поздно. Однако младший брат Евгения - заслуженный деятель искусств России, композитор Юрий МАРТЫНОВ - считает, что обстоятельства смерти певца далеко не так однозначны.

Юрий Григорьевич, перед смертью ваш брат вел судебную тяжбу с людьми, кинувшими его на крупную сумму...
- Это были организаторы его гастролей по Рязанской области, не выплатившие брату гонорар. С их фирмой Женя заключил договор, поэтому был уверен, что выиграет дело. Однако выяснилось, что фирма оформлена на подставных людей, а их документами прикрывались рецидивисты. Очередное заседание суда должно было состояться 4 сентября 1990 года, но в связи со смертью истца дело закрыли.

Единственного сына МАРТЫНОВ назвал Сергеем в честь ЕСЕНИНА и РАХМАНИНОВА.

В прошлом году на телепрограмму Андрея Малахова, посвященную памяти Мартынова, пришел якобы представитель той фирмы. Начал оправдываться, мол, нечистоплотный партнер воспользовался его печатью и подписью. Заявил, что чувствует вину перед Мартыновым и просит прощения у его матери. Детский лепет! Они были должны Жене 10 тысяч рублей. Это в советское время, когда «Волга» стоила 15 тысяч, а трехкомнатную квартиру можно было купить за девять! Верните деньги с учетом ставки рефинансирования! Иначе о каком прощении может идти речь?!

Смерть вашего брата поначалу связывали именно с судом...
- Предположения возникли после ошибочной информации о бандитском нападении на композитора Мартынова, опубликованной в «МК» за две недели до его смерти. На деле напали на другого Мартынова - актера Театра имени Маяковского. Брата в это время даже не было в Москве. Тем не менее долго ходили слухи, что Женю из-за суда с уголовниками избили. В принципе исковые права передаются по наследству.

И я был готов от имени наследников продолжить тяжбу. Но вдова Жени Элла (Эвелина Старенченко) впала в истерику. «У меня ребенок растет, он мне дороже денег, - заявила она. - Я запрещаю тебе заниматься этим делом».

Но ведь милиция проводила расследование?
- Если, по мнению милиции, признаков преступления нет, пишется рапорт о происшествии, и вопрос закрывается. Опросили бабку, обнаружившую брата в подъезде, других жильцов. Установили, что к подъезду Женя пришел с двумя мужиками. Позже те рассказали, что Мартынов дал им денег на водку и они вместе с ним выпили. Вопросов много, но их никто не удосужился задать. Что конкретно пили? Все ли из одной бутылки? По словам мужиков, когда они вошли в подъезд, брату стало плохо и он упал в лифте. А почему они бросили его и убежали? Зачем с Женей в лифт вошел один мужчина, а другой остался внизу?

Дальше - самый криминал. Приехала милиция и стала приводить Женю в чувство - хлопать по щекам и давать нюхать нашатырный спирт. Пришел некий врач из расположенной напротив детской больницы и сделал брату укол. После этого он умер. Как сказали в Институте Склифосовского, у Евгения во рту обнаружили большое количество нашатырного спирта. Но нашатырь не пьют. Чтобы им привести человека в чувство, достаточно смоченной ватки. А у Жени вся одежда пахла тем спиртом. Но этот факт не исследовали. Объявили причиной смерти сердечную недостаточность.

Архивы исчезли

Евгений с Валентиной ТОЛКУНОВОЙ и Андреем ДЕМЕНТЬЕВЫМ.

Что, по вашему мнению, произошло на самом деле?
- Судя по всему, Жене стало плохо из-за отравления. То ли водка была «паленая», то ли ему что-то подлили, чтобы «вырубить» и ограбить. Когда приехала милиция, брат дышал, не нужно было его трогать. А ему стали «помогать». Похоже, нашатырный спирт не просто давали нюхать, а буквально вливали в него. А ведь этот препарат, попав на слизистую, сразу вызывает отек, и человек не может вдохнуть. Скорее всего, имело место причинение смерти по неосторожности.

Песни МАРТЫНОВА исполняли многие советские звёзды:
для Людмилы ЗЫКИНОЙ он написал такие хиты, как «Расскажи мне, мама» и «Не разлюби меня»

Вы не пытались добиться проведения дополнительной проверки?
- Нужно постановление прокуратуры. Но до прокурора дело не дошло, поскольку по милицейским документам не было признаков преступления. Естественно, всем выгодно представить это как несчастный случай. А я в тот момент психологически не мог этим заниматься. Потом у нас началась конфронтация с вдовой Жени Эллой. Пришлось что-то делить, включая авторские права.

Была еще одна двоякая ситуация - вскоре после смерти Евгения Элла попросила меня помочь ей сделать аборт. Меня долго мучили сомнения: от кого ребенок? В итоге свел ее с нужными людьми. А через месяц она уже была с другим чуваком, с которым сейчас живет в Испании.

Обстоятельствами смерти Жени я всерьез занялся несколько лет спустя, когда начал писать о нем книгу. Но возобновить дело было уже невозможно. В начале 90-х происходило переформирование всех районов Москвы и соответствующих отделений милиции. И все материалы по обстоятельствам смерти Жени бесследно исчезли.

Могила артиста на Ново-Кунцевском кладбище в Москве всегда утопает в цветах.

Знаю вы и сейчас с кем-то судитесь?
- Была тяжба с женой Януковича. На Украине девять раз проходил Международный фестиваль Евгения Мартынова. На первом председателем оргкомитета был сам Янукович, а я - председателем жюри. Артистов и членов жюри пригласили самых звездных. Но денег никому не заплатили. После этого я отказался с ними сотрудничать и потребовал прекратить дальнейшее проведение фестиваля. Но украинцы продолжили проводить фестиваль Евгения Мартынова. Не перечисляя ни копейки за его песни и не спрашивая разрешения на их исполнение.

Вопрос брала под контроль Генеральная прокуратура Украины, но ничего добиться не удалось. А с прошлой осени я от имени матери Мартынова веду судебную тяжбу с создателями телепрограммы «ДОстояние РЕспублики». В одном из выпусков прозвучала в изуродованном виде песня «Яблони в цвету». Мне звонили и возмущались, как я такое позволил. А ко мне даже не обращались! По Закону об авторском праве любое исполнение произведения с новой оркестровкой требует разрешения от авторов или их наследников.

Фальшивое ограбление

Может, создатели шоу не виноваты? Переработку песни мог сделать исполнитель.
- «Яблони в цвету» в программе исполнял Сергей Захаров. Безусловно, он тоже участвовал в создании незаконной переработки. Но в эфир ее выпустил Первый канал, который и должен нести ответственность. Его представители перекладывают ответственность на производителей программы - компанию «Красный квадрат». Представители «Квадрата» говорят, что заплатили Российскому авторскому обществу и больше никому не должны.
А 22 февраля этого года на меня напали около дома. Сильно избили, отняли портфель. Но на ограбление это не было похоже. Забрали не деньги или мобильник, а две дискетки с документами по моим судебным делам. Возбуждено уголовное дело. Но как признался мне следователь: «Понимаете, звери такой масти - не для нашей пасти»

У песни «Яблони в цвету» есть еще автор текста - Илья Резник. Он тоже судится с «ДОстоянием РЕспублики»?
- Сначала он меня поддерживал. Говорил: «Эти сволочи берут все лучшее и обсирают». Но на суд Резник не пришел. Не поддержал меня и другой соавтор Мартынова - Андрей Дементьев. «Зря ты это затеял, - сказал он. - И из-за этого они обозлились не только на тебя, но и на меня». Это при том, что по авторским правам с Дементьевым вообще невозможно договориться. Он просит огромный гонорар.

«Я не против выпуска диска, - оправдывается он. - Но подобными вопросами занимается моя жена Аня». А у Анны разговор короткий: «Или нам платят интересующую нас сумму, или нам это не нужно». Такие же неподъемные деньги просит Резник. Я лично, когда кто-то хочет выпустить очередной CD или DVD с песнями Мартынова, даю разрешение на символических условиях. Но этим двоим все мало. Из-за этого в последние годы диски с песнями брата не выходят вовсе.

Семейная жизнь Эллы и Евгения началась с большой любви, а закончилась скандалами и взаимными упреками. По словам брата певца, Женя иногда жаловался ему: «Я знаю, что вся Элкина любовь ко мне держится только на материальном комфорте»

Михаил ФИЛИМОНОВ

Взято от сюда:liveinternet.ru/community/for_women_only/post327274950/