Кто может приступать ко Святому Причащению? Нужно ли поститься, исповедоваться и молиться особым образом? Исповедь и Причастие — вместе или врозь? Беседа со священником Вадимом Леоновым.

«Вам сегодня лучше не причащаться…» Такая епитимья, налагаемая священником, часто воспринимается как незаслуженное наказание. По каким причинам можно не допустить человека к причастию? Отвечает настоятель Успенского храма города Красногорска Московской области, благочинный церквей Красногорского округа Московской епархии протоиерей Константин Островский.

Самое опасное -- формализм

Отец Константин, иногда священники не допускают к причастию за то, что человек говел не три дня, а два. Некоторые отказываются причащать на Светлой седмице или на святках, поскольку в это время прихожане не постятся. С другой стороны, есть мнение, что говение перед причастием вообще не нужно -- по церковному календарю в году и так около половины постных дней.
-- Нарушение поста само по себе не относится к таким тяжким грехам и состояниям, при которых человек должен быть запрещен в причастии Святых Христовых Тайн. Церковные правила, в том числе и о посте, это дар Церкви ее чадам, а не обуза, которую приходится с тоскою нести, чтобы батюшка не ругал. Если человек по какой-то не зависящей от него причине не способен воспользоваться даром Церкви, это предмет для терпения и смирения. Если по легкомыслию, или пристрастию, или забывчивости человек нарушил дарованное Церковью правило, это повод для покаяния, но еще не для запрещения. Всем нарушителям поста и других подобных церковных установлений я советую не отлучать себя от причастия самовольно, а прийти на службу и вынести вопрос на решение духовника. А решения могут быть разными, но они никогда не должны быть формальными. Задача священника не правило соблюсти, а принести человеку пользу или, по меньшей мере, не навредить. Бывает, человек так рассеялся и объелся (пусть даже и постной пищей) накануне причастия, что сам чувствует необходимость отложить причащение. Ну и пусть отложит, попостится, а потом причастится. А бывает, кто-то по забывчивости положил сметану в суп. Не думаю, что в таких случаях уместна строгость.

Что касается поста перед причастием, я считаю, вообще отменять его не следует, но строгость и продолжительность поста должны соответствовать ситуации: разным людям в разных обстоятельствах должны даваться разные советы. Одно дело, когда человек по какой-то причине причащается один раз в год, и совсем иное -- когда во все воскресные и праздничные дни. И здоровье, и привычный для человека образ жизни имеют значение. Для кого-то отказ от мясного и молочного -- настоящий подвиг, а для кого-то подсолнечное масло в картошке -- поблажка чревобесию.

Самое плохое в решении вопросов о посте -- это формализм. Одни требуют скрупулезного соблюдения того, что они вычитали в Типиконе, другие требуют отмены строгих правил. А на самом деле, пусть правила остаются в качестве нормы, ориентира, а как и в какой мере их применять, пусть священник решает в каждом конкретном случае особо, молясь о человеке, движимый любовью к нему и желанием помочь ему на пути спасения.
Что касается причащения на Светлой седмице и в Святые дни после Рождества, то, разумеется, если в Церкви служится литургия, то причащаться можно. Как быть с постом? Тем, кто меня спрашивает, я советую есть в эти дни всякую пищу, но не объедаться. Но я не хочу никому ничего навязывать; самое плохое, я считаю, в этой области -- споры из-за буквы. Если кто-то хочет есть на Пасху зелень, ничего в этом страшного нет, только пусть не гордится этим и не осуждает тех, кто питается по-другому. И пусть те, кто постятся не строго, не считают постников отсталыми и недуховными.

Позволю себе привести обширную цитату из апостола Павла: «…Иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи. Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его. Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его. Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне равно. Всякий поступай по удостоверению своего ума. Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога. …А ты что осуждаешь брата твоего? Или и ты, что унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов. …Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну. Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто. Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь. Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер. …Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14: 2-6, 10, 13-15, 17).

Основанием для запрещения в причащении на больший или меньший срок может быть только или тяжкий грех (блуд, убийство, воровство, колдовство, отречение от Христа, явная ересь и тому подобное), или совершенно несовместимое с причащением нравственное состояние (например, отказ от примирения с раскаявшимся обидчиком).

Легализация нецерковности

В девяностые годы многие священники не допускали к причастию живущих в невенчанном браке. Патриарх Алексий II указал на недопустимость этого. Но как быть с живущими в так называемом гражданском браке? Формально -- блуд, но по факту его не всегда можно назвать таковым.
-- Действительно, покойный патриарх Алексий II указывал на недопустимость отлучения людей от причастия только на том основании, что они живут в невенчанном браке. Конечно, благочестивые православные христиане не начнут супружескую жизнь без церковного благословения, которое в наше время как раз и преподается в таинстве венчания. Но ведь есть множество случаев, когда люди некрещеные вступили в законный брак, имеют детей, любят друг друга, хранят верность. И вот, скажем, жена уверовала во Христа и крестилась, а муж пока нет. Что же делать? Неужели теперь их брак превратился в блуд и его необходимо разрушить? Конечно, нет. Да об этом и апостол Павел пишет: «Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его» (1 Кор. 7: 12-13). Неужели же исполнение апостольского указания должно влечь за собой запрещение в церковном общении? Мало того, в первые века христианства церковного венчания вообще не существовало. Христиане вступали в брак с ведома епископа, но по законам страны, а потом вместе со всей общиной причащались Святых Христовых Тайн, это и было церковным признанием их брака. Церковный чин бракосочетания складывался постепенно в течение нескольких веков и повсеместно обязательным для вступающих в брак христиан стал только в конце первого тысячелетия.

Относительно «гражданского брака» давайте уточним терминологию. Гражданский брак (без всяких кавычек) -- это брак, заключенный по обычаям и законам народа или государства, к которому относят себя муж и жена. Я не случайно употребляю здесь совместно сами по себе различные термины «обычай» и «закон», «народ» и «государство», потому что в разное время и в разных местах законность брака может определяться по-разному. Как относиться к людям, живущим по-семейному, но никак законно не оформившим свои отношения? Можно ли их допускать до причастия Святых Христовых Тайн? В подавляющем большинстве случаев такие сожительства недопустимы с церковной точки зрения, и люди должны или вступить в законный брак, или расстаться со своими сожителями, а уже потом получать разрешение грехов в таинстве исповеди и приниматься в церковное общение. Но бывают сложные ситуации, когда беззаконную семью создали люди нецерковные и у них родились дети. Вот пример из жизни: люди живут как супруги уже много лет, считают себя мужем и женой, но брак не зарегистрировали. У них трое детей. Года два назад жена уверовала во Христа и пришла в Церковь, ей объяснили, что брак необходимо зарегистрировать. Она согласна, пытается уговорить мужа, а он отказывается, говорит, что у него все друзья, которые расписались, уже развелись, а он не хочет разводиться. Я с ним, конечно, не согласен, то есть считаю, что надо расписаться, но он же ко мне не подходит за советом. А жена его переубедить не может. Она ходит в храм, причащает детей (муж даже помогает ей в этом), дети учатся у нас в воскресной школе. Неужели в этой ситуации нужно было бы запретить этой женщине причащаться или требовать от нее разрушить семью, пусть и незарегистрированную? Правило, требующее от христиан заключать браки в соответствии с государственными законами, мудрое и должно, конечно, исполняться. Но нельзя забывать, что, хотя закон выше беззакония, любовь все же выше закона.

За некоторые тяжкие грехи (убийство, занятия оккультизмом) предполагается отлучение от причастия чуть ли не на 20 лет. Правила эти никто не отменял, но сегодня они практически не применяются.
-- Мне кажется, сегодня многолетняя епитимия не может выполнять свои функции -- врачевания души, примирения ее с Богом. В Византии это было возможно. Весь народ там жил церковной жизнью, и совершивший тяжкий грех оставался членом общины, которая была собрана вокруг Церкви. Вот и представьте: все идут на службу, а он остается на паперти. Не в кино идет и не у телевизора на диване лежит, а на паперти стоит и молится! Через некоторое время начинает входить в храм, но не может причащаться. Все эти годы епитимии он молитвенно кается, осознавая свое недостоинство. А что будет сегодня, если мы человека на пять лет отлучим от причастия? Не члена общины, а скорее всего того, кто впервые в жизни в 40-50-60 лет пришел на исповедь. Как не ходил он в церковь раньше, так и теперь не будет. Причем «законно» -- скажет: мне батюшка не разрешил причащаться, вот я и лежу дома, пью пиво, а когда пройдет срок епитимии, пойду причащаться. Так ведь будет, только не все доживут до конца епитимии, а из тех, кто доживет, многие забудут о Боге. То есть сегодня, в современных условиях, накладывая многолетнюю епитимию на человека, впервые пришедшего в храм, мы по сути легализуем его нецерковность. Смысл? Ведь человек, пребывающий в смертном грехе и не желающий каяться, менять свою жизнь, и так не может причащаться до покаяния. Если же он изменился, сокрушается о содеянном, я считаю, даже при самых тяжких грехах если и запрещать ему причащаться, то ненадолго, особенно пришедшим впервые.

К церковным людям отношение должно быть более строгое. К счастью, церковные люди не так уж часто впадают в тяжкие смертные грехи, но помню случай, когда сделала аборт постоянная прихожанка, которая не один год ходила в храм, причащалась. Тут епитимия была уместна, и женщина не роптала, когда ей ее назначили, совесть-то есть у человека. Но когда приходит пенсионерка, которую в детстве бабушка водила к причастию, потом она стала пионеркой, комсомолкой, заблудила, сделала аборт, а через 40 лет задумалась о Боге, какая тут может быть епитимия? И даже если недавно был сделан аборт, но женщиной нецерковной, которая ходила по путям мира сего, а теперь уверовала и раскаялась, я тоже не думаю, что надо накладывать на нее епитимию. Замечу, кстати, что священник может накладывать даже небольшие епитимии исключительно с согласия самого кающегося. Право церковного суда есть только у собственно церковного суда и у правящего архиерея. Что касается многолетних епитимий, то это тем более не в компетенции приходского священника.

Как часто, на ваш взгляд, надо причащаться мирянину? Можно ли на святках или Светлой седмице причащаться каждый день?
-- Абсолютно нормально, когда вся община собирается в воскресный или другой праздничный день на литургию и все причащаются Святых Христовых Тайн. Правда, эта норма большинством из нас забыта. А ежедневное причастие как раз не было нормой, потому что и литургию служили не каждый день. Но с тех пор много воды утекло, церковные обычаи изменились, и не только из-за недостатка духовности у прихожан и духовенства, есть и не зависящие от конкретных людей факторы. Сейчас, я думаю, невозможно вводить или даже рекомендовать общие для всех правила.
Есть люди, осознающие себя православными, не впадающие в тяжкие смертные грехи, которые, однако, причащаются всего три-четыре раза в год и не чувствуют потребности в большем. Я не думаю, что их следует понуждать или даже уговаривать причащаться чаще. Хотя по возможности разъяснять всем христианам смысл и спасительность Таинства Тела и Крови я стараюсь.

Если православный человек причащается во все воскресные и праздничные дни, это естественно для христианина. Если так почему-либо не получается, пусть будет как получается. Раз в месяц, мне кажется, всякий человек может выбраться в храм для причастия, но, если это невозможно, что поделаешь. Господь и намерение приветствует. Только не нужно причащение Святых Христовых Тайн считать подвигом! Если так, то лучше совсем не причащаться. Тело и Кровь Христовы -- не наш подвиг, а милость Божия. Если же кто-то на Светлой седмице хочет причаститься несколько раз подряд, не в порядке подвига, а в простоте, то что в этом плохого? Если человеку ничто не препятствует, я обычно не возражаю. Но чтобы постоянно причащаться каждый день, должны быть серьезные основания. Само по себе это никогда не было церковной нормой. Вот святитель Феофан Затворник в последние годы своей жизни причащался каждый день. Пусть каждый смотрит, что его реально побуждает к экстраординарно частому причащению: благодать Божия или собственные тщеславные фантазии. Неплохо и с духовником посоветоваться.
Сами же духовники должны подходить к человеческим душам с большой осторожностью. Помню, пришлось мне как-то исповедовать одну старушку (я тогда еще был начинающим священником), она говорила, что не хочет, но причащается каждый день. «Как же так?» – спросил я. Она ответила, что ей так указал духовный отец. Я попытался отговорить старушку от такого нелепого, на мой взгляд, подвига, но авторитет духовного отца превозмог. Не знаю, чем дело кончилось.

В Православной Церкви есть такое понятие как таинство причастия, еще оно имеет название евхаристия. Причастие — благословение Господне на отпущение грехов и наполнение христиан своей благодатью. Если вы приняли решение посетить храм с этой целью, то наша статья растолкует вам все сопутствующие вопросы.

Главное в статье

Что такое таинство причастия в православной церкви: что оно дает и для чего нужно?

Далеко не каждый человек, носящий нательный крест, и который был крещен в Православной Церкви, может назвать себя христианином. Верующим человек становится, когда начинает участвовать в жизни церкви, соблюдать все ее каноны . Другими словами – находится в духовном единении с Богом.

Для наших предков, которые исповедовали Православную веру, было немыслимо называться христианами, и не соблюдать причастие.

Таинство причастия было установлено Иисусом Христом еще перед тем, как его предали и отправили на мучения. На тайной вечере среди своих учеников Спаситель установил таинство причащения. Он благословил хлеб насущный и вино как свою плоть и кровь, тем самым заповедовал своим апостолам, а через них – другим их приемникам совершать это благое дело.

Совершая таинство причащения, человек получает возможность очиститься от греха и получить исцеление души. Появляется возможность исправить свою жизнь в лучшую сторону, преобразить свою человеческую сущность.

Как проходит причастие в церкви?

Если вы настоящий верующий человек, то должны правильным образом подготовиться к причастию (об этом читайте далее). Этим вы выразите благодарность и уважение Господу. Прийти к решению причаститься нужно не из-за чувства долга, ваша душа должна осознанно к этому стремиться.

Понятия исповеди и святого причащения – нераздельны . Вы не сможете причаститься, если перед этим не исповедаетесь.

Исповедь – это раскаяние перед Господом Богом о содеянных грехах, отрицание от совершения дальнейших грехов. Вы – раб Божий в присутствии священника озвучиваете все грехи, за которые просите у Бога прощение. В свою очередь, священник помогает вам с помощью молитвы очиститься от согрешений. К исповеди тоже нужно подготовиться:

  • Заблаговременно обдумайте возможные грехи, которые вами совершались. Первым делом уделите внимание тем совершенным деяниям, которые вас беспокоят, мешают жить. Но не забывайте и о других непослушаниях вере, которые, на первый взгляд, кажутся менее значимыми (ознакомьтесь со списком).

Если вам трудно озвучить ваши грехи вслух, то можете написать записку, и передать ее батюшке, он сделает это за вас. Только в момент исповеди нужно искренне осознать свои ошибки — перед Богом вы ничего не утаите.

После подготовки к причащению и исповеди священник дает благословение пройти причастие.

Как правило, священное действие происходит таким образом:

  • Поутру человек приходит на исповедь, после начинается служба в церкви.
  • Затем священник выносит чашу красного вина, символизирующую кровь Спасителя.
  • Далее по очереди, без толкотни, люди подходят к батюшке, чтобы принять немного вина с ложки.
  • После принятия красного вина православный христианин отходит в сторону, где служители церкви дают ему кусочек просфоры со святой водой, обозначающих плоть Христа.
  • Детей пропускают причаститься первыми, до семи лет они могут не готовиться к причастию.
  • На этом процедура принятия таинства причастия считается оконченной.



Каковы дни причастия в церкви?

Пройти таинство причастия можно в любой день, когда происходит церковная служба. Это христианское богослужение имеет название – л итургия. Чтобы не ошибиться – переговорите заранее со священником, либо со служителями церкви о точном дне причастия. Как правило, служба в церкви обязательно правится в субботу и воскресенье.

Исключением становится Великий Пост перед Пасхой до Страстной Седмицы. В этот период существует особый календарь (график) богослужений.

Великий пост предназначен для подготовки христианского народа к великому празднованию Пасхи. Богослужения в этот период отличаются молитвами о воспоминании смерти и воскрешения Иисуса Христа, его покаянии.

Православный христианин должен причащаться как можно чаще, раз или два раза в месяц. Но это очень индивидуально, вы сами должны почувствовать тягу к покаянию, а не придерживаться стандартов. Не лишне будет обсудить с батюшкой все волнующие вас вопросы духовной жизни.



Во сколько начинается причастие в церкви в субботу и воскресенье?

Таинство причастия начинается по окончанию утренней службы в церкви. В каждом храме есть свое – индивидуальное время начала проведения утренней службы. Церковные службы делятся на: утренние, дневные, вечерние. Причащение зачастую проводится на утренней службе (бывают исключения), ее еще называют 1-го часа. Обычно начало такой службы не ранее семи, и не позднее десяти утра.

Длительность службы зависит:

  • От характера богослужения (праздничная, ежедневная, вечерняя, великопостная и т.д.).
  • От скорости исполнения службы как святым отцом, так и хором. В одних церквях это происходит не торопясь, в других – более быстро.
  • От количества желающих исповедоваться до начала службы и причаститься после нее, соответственно.
  • От того, будет ли звучать на службе проповедь.

В среднем, утренняя служба длится 1 час 20 мин — 2 часа.

Если причащение будете проходить на вечерней службе, то лучше посоветуйтесь со святым отцом о моментах подготовки к нему, так как действие должно происходить натощак. Возможно, лучше исповедаться перед вечерней службой, а причаститься после утренней.

Сколько длится причастие по времени?

  • Длительность самого причащения будет зависеть от количества жаждущих причаститься .
  • После окончания службы священник выносит Чашу со Святыми Дарами из-за алтаря, и приглашает желающих к причастию.
  • Вначале причащаются церковные служители, монахи, а затем пропускают детей и всех остальных.
  • Дожидаясь своей очереди, нельзя устраивать балаган и выяснение отношений, иначе все покаяние не будет иметь никакого смысла.
  • Чтобы вкусить Святые Дары («кагор», просфору, святую воду или «теплоту»), понадобится меньше минуты.



Как часто можно причащаться?

Это довольно неоднозначный вопрос. Скорее важна не частота, а «качество» причащения, осознание самим человеком важности происходящего. Если такое осознание присутствует всегда, то можно причащаться как можно чаще, хоть каждую неделю.

  • Православным христианам рекомендовано два-три раза в месяц познавать таинство причащения.
  • Люди, которые готовятся посвятить свою жизнь церкви, могут причащаться чаще, тогда душевный и телесный пост может быть немного ослаблен на один-два дня.
  • Также это можно сделать перед каждым постом – четыре раза в год.
  • Категорически нельзя причащаться дважды в один день.

Благодаря церкви возрождается духовность человека. Если вы чувствуете тягость на душе – начните посещать для начала просто литургию, без причастия. Поговорите со святым отцом, возможно, вы найдете ответы и обретете успокоение. Когда ваше сознание само придет к желанию исповедоваться и причаститься – вы это ощутите.

Как правильно причащаться первый раз?

Первое причащение происходит немногим позже крещения ребенка.

Перед первым причастием нужно духовно настроить и подготовить как себя, так и ребенка:

  • Хорошим поступком будет, если родные и крестные родители после крестин причастятся вместе с ребенком .
  • В подготовку перед причастием входят все те же пункты, что вы читали ранее.
  • Произнесите молитвы за ребенка (смотрите далее), попросите у Господа своими словами , чтобы он наделил крещеного малыша своей благодатью, помог вырастить достойного христианина на пути к спасению своей души.
  • Затем малыша поднесите к священнику, голову положите на правую руку, ручки придерживайте, чтобы он не мог нечаянно опрокинуть Святую Чашу.
  • Также нужно правильно подготовить одежду , ребенку должно быть комфортно, чтобы он не волновался лишний раз.

Если приучать ребенка причащаться как можно чаще, то он будет взрослеть, находясь в духовном равновесии с собой.

Бывает, что крещение и первое причастие человек получает уже во взрослом возрасте. Тогда не бойтесь ошибиться — первое причастие, как и все последующие, проходит практически одинаково. Смело задавайте вопросы своему духовному наставнику, он сумеет вас подготовить.

Подготовка к причастию

Самая главная подготовка к причастию заключается в осознании самого процесса. В церковь вы должны идти для сближения с Богом, осознания и раскаяния о своих грехах. Вы должны ощущать светлый настрой перед посещением церкви, а не тягостное бремя от вынуждения.

  • Далее, не позднее чем за три дня, нужно соблюдать пост – не употреблять пищу животного происхождения. Само причастие должно проходить натощак.
  • Также за три дня до причастия необходимо отказаться от сексуальных контактов , причем старайтесь даже ваши помыслы избавить от этого. Окончание телесного воздержания заканчивается в день, последующий дню самого причащения.
  • Требуется отказаться от мирских утех, празднований.
  • Если нет никаких жизненных препятствий, то нужно очистить свое тело, входить в церковь грязным – грех. Для этого рано утром перед походом в храм вымойтесь.
  • Далее необходима исповедь – раскаяние перед Богом о всех своих грехах.
  • Пройдя исповедь, побывав на церковной службе – вы можете быть благословенны на причастие священником.

Какие молитвы читать перед причастием?


Как вести себя на причастии в церкви, что нужно говорить?

К причастию не может быть допущен христианин, если:

  • Он не исповедовался (кроме деток до семи лет).
  • Он отлучен от Святых Таин.
  • Потерял разум, находится не в себе. Насильно веру не навязывают.
  • Супруги, вступившие накануне в половую связь.
  • Женщина в период менструации.
  • Не носит нательный крест.
  • Другие моменты, они оговариваются с батюшкой.
  1. Явиться в церковь нужно до начала богослужения , при опоздании исповедь и причастие переносится.
  2. После молитвы “Верую, Господи и исповедую…”, священник выносит Чашу с Дарами, при этом нужно низко поклониться .
  3. При открытии царских ворот надо перекреститься, сложить руки крестом на груди (правая сверху) . В таком положении нужно принять таинство причастия.
  4. Приближаться к Чаше нужно с правой стороны церкви, не опережая других прихожан.
  5. Женщинам желательно проходить причастие без макияжа (хотя бы без губной помады).
  6. Оказавшись около батюшки, нужно четко сказать свое имя, принять Святые Дары, поцеловать Чашу (как ребро Христово) . Больше ничего трогать и целовать нельзя.
  7. Отойдя, получите от служителей церкви просфору и запивку – святую воду либо теплоту.
  8. Если Чаш несколько, то принимать Дары можно только из одной.
  9. Далее прочитайте молитвы по Святом Причащении или прослушайте их в храме.

Что нужно для причастия в церкви ребенка?

Основные правила причастия в православной церкви

По церковным законом есть определенные правила, которые должен соблюдать каждый христианин. В прохождении таинства причастия тоже имеются свои нюансы. Давайте разберем, какие.

Можно ли причаститься на вечерней службе?

Однозначно причаститься на вечерней службе можно в день Тайной Вечери. Сам Иисус Христос заложил это правило, причастив своих учеников — дав им свою плоть и кровь.

Что же касается вечернего причастия в другие дни, то ответ на этот вопрос довольно неоднозначен. В подавляющем большинстве причащение происходит утром, на голодный желудок. Соблюдать такое правило в течение всего дня не очень удобно, и не каждый сможет выдержать. При этом желательно присутствовать на вечерней службе, исповедоваться также можно на ней, а можно и утром. Поэтому этот вопрос нужно задать святому отцу того храма, где вы собираетесь принять таинство причастия.

Можно ли причащаться во время месячных?

Нет, во время месячных нельзя причащаться , такой поступок будет считаться дерзостью и большим грехом. Прикоснуться к Святой Чаше в этот период – великое неуважение к Господу Богу. Более того, женщина в период менструации вообще не может входить в храм. Объяснением тому считается, что менструация – это неслучившаяся беременность, и женщина должна за это понести ответственность. Женщина считается «нечистой» из-за кровянистых выделений, чем оскверняет церковь, входя в нее.

Совсем другое дело, если кровотечения сопровождают женщину долгое время — это уже не очищение, а недуг. Тогда спросите совета у своего духовного наставника, а на исповеди — покайтесь. Священник должен допустить вас до причастия, возможно, пройдя его, вы получите исцеление.



Можно ли причащаться беременным женщинам?

Да, можно, и чем чаще, тем лучше. Это особый период, женщина еще до рождения ребенка должна осознавать важность искупления, а после рождения – приобщать свое чадо к этому процессу.

Церковь снисходительна для беременных – разрешается упростить пост по мере своего самочувствия. Если состояние здоровья позволяет – пост и молитвы подготавливаются по общим правилам. Подготовку молитвами и службу в церкви можно совершать, сидя на скамье.

Можно ли причащаться, если не постился?

  • Бывают разные случаи, иногда пост может быть нарушен по небольшой оплошности (случайное вкушение скоромной пищи, например).
  • Либо же человек по состоянию здоровья не может прийти на причастие голодным, или не выпив воды. Такие моменты оговариваются с батюшкой, а на исповеди нужно покаяться за это.

Нужно понимать, что пост — это хорошо, но цель причастия — отпущение грехов и единение с Богом. Если есть уважительные причины, по которым пост был нарушен — нет преград для прохождения причастия.

  • Если речь идет о нарушении физического воздержания супругами — то лучше пропустить один раз причастие, а на последующей исповеди учесть этот момент.



Можно ли причащаться не натощак?

Можно, но только детям до семи лет. Причем вкушение пищи должно происходить не сразу перед причастием, а заблаговременно. Следует с самого малого возраста подготавливать детей к причащению натощак.

Это правило касается также болеющих людей, если им нельзя обойтись без еды утром.

Можно ли причащаться без подготовки?

Нет, такого делать нельзя . Получается, что вы это сделаете просто «для галочки». Только вот смотреть на эту ситуацию следует с двух сторон:

  • Вы причащаетесь несколько раз в году, в общем, как и посещаете саму церковь. В этом случае нужно строго соблюдать пост, пройти исповедь, прочитать все каноны и молитвы.
  • Вы живете по церковным канонам, соблюдаете все посты, то есть, подготовка к причащению — это ваш образ жизни. Тогда на таинство причащения можно просто прийти натощак, прочесть нужные молитвы.
  • Как уже упоминалось, дети до семи лет могут не готовиться.

Можно ли причащаться без исповеди?

Это правило также касается детей до семи лет. В некоторых храмах делаются исключения постоянным прихожанам, если они принимают таинство причастия часто.

Можно ли причащаться, если делала аборты?

Господь Бог всемилостив, он способен простить любой грех, если вы в нем действительно искренне раскаиваетесь. Детоубийство – один из самых страшных грехов человечества. Цель осознания данного безбожия – это не совершать подобные поступки в будущем. Духовный наставник не может отказать в исповеди и причастии, если вы хотите искупить свою вину.

Если же женщина бежит в церковь после каждого содеянного аборта, то это не приветствуется церковью, женщина не до конца осознала свою вину, раз продолжает совершать подобное.

Можно ли причащаться, если живешь в гражданском браке?

Многие путают понятия брака, давайте выясним где истина:

  • Церковный брак – это брак, который получил свое благословение в таинстве венчания.
  • Гражданский брак – это законно зарегистрированный брак государством. Его церковь признает, и допускает к причастию людей, состоящих в таком браке, даже если они не венчаны.

Не стоит путать гражданский брак с обычным сожительством , который в церковной терминологии называется — блуд . Если вы живете в блуде, то вам может быть отказано в благословении на таинство причастия.

Другое дело, если вы сожалеете о своем поступке, и собираетесь вскоре узаконить свой брак . По православным канонам нужно либо совершить бракосочетание, либо прекратить отношения, тогда можно будет причаститься.

Видео: Как проходит причастие в церкви?

Если вас интересует, как проходит таинство причастия на практике, то посмотрите следующее видео:

Моя знакомая сказала, что в современных условиях можно причащаться без исповеди. Она уверена, что это разрешено и не несет в себе никакого греха. Например, в греческой церкви верующие могут постоянно причащаться, а исповедуются лишь в случае необходимости снять тяжесть с души. Я обратилась за разъяснениями к своему духовнику, можно ли причащаться без исповеди? Оказывается, в Русской Православной церкви не принято причащаться Святых Даров без покаяния. И вот с чем это связано.

Причастие

Безгрешным является только Христос, который смог попрать дьявола и победить смерть. Именно через святую Кровь Христа человек может быть прощенным и обрести царство божие в вечности. Перед крестными муками Спаситель провел Тайную Вечерю, на которой назвал хлеб своим Телом, а вино — своей Кровью.

Что это значит для верующего? Это значит, что через Кровь и Плоть Христа человек становится причастным к спасению души. Теперь встает вопрос: а можно ли причащаться без исповеди? Если совесть позволяет, то можно. Но будет ли такое причастие истинным, о чем поведали апостолы верующим?

Верующий должен осознать, что причащаться можно только с чистой совестью, а чистая совесть может быть только после Таинства покаяния.

Причастие в осуждение

Недостойно причащающиеся христиане не получают благодати божьей, а наказывают сами себя. Если человек не осознает до конца смысл крестных страданий Спасителя и принимает хлеб как простой продукт, то он осуждает себя в своем неверии.

Также к недостойно причащающимся относятся те, кто в сердце своем враждует на ближнего, кто тайно занимается оккультизмом и не исповедал смертные грехи. Недостойное причащение приводит к духовным и телесным недугам .

Однако и уклонение от причастия по причине осознания греховной природы тоже не правильно. Человек должен осознавать свою грешную природу, стремиться к исправлению с помощью Святого Духа и раскаиваться в своих прегрешениях. Иначе путь в небесную обитель будет закрыт.

Жизнь верующего — это постоянная борьба с дьявольскими соблазнами и противостояние им силой Духа Святого. Все великие святые осознавали свою греховную природу, вели с ней борьбу и не отказывались от принятия Святых Тайн.

Не причастился перед смертью

Неужели душа человека попадет в ад, если он не успеет причаститься перед скоропостижной смертью? Однозначного ответа не существует, так как все зависит от состояния души человека. Если он в сердце своем осознавал свою грешную природу и искренне раскаивался, то будет прощен. Речь идет о крещенном человеке, а не атеисте.

Например, если к тяжело больному верующему не успел приехать священник, то душа пойдет в рай, если больной искренне скорбел о своих грехах. Не его вина, что священник не смог успеть причастить его перед смертью.

Соборование и причастие

Многие верующие считают, что елеосвящение автоматически снимает все грехи, поэтому исповедоваться не нужно. Это большое заблуждение. Елеосвящение снимает те грехи, о которых человек забыл или не обратил внимание по своему духовному неведению. Однако елеосвящение не снимет утаённый грех, который человек намеренно не исповедал священнику по какой-либо причине.

Поэтому если после соборования верующий вспомнил о грехе, то должен его рассказать на исповеди. Не важно, на следующий день после соборования был обнаружен неисповеданный грех или через месяц — необходимо исповедоваться.

Итог

Верующий человек может исповедоваться без причастия, но без исповеди причащаться не принято. Несмотря на то, что в греческой церкви верующие причащаются без исповеди, в Русской церкви к причастию не допустят без покаяния. Сначала нужно полностью очистить совесть от прегрешений, а потом с чистой совестью причащаться Святых Даров.

Д обрый день, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Почему тогда, когда причащаешься, Святые Тайны иногда имеют вкус хлеба, а иногда как Плоть? Значит ли это, что в какой-то раз причащаешься в жизнь вечную, а в какой-то – в осуждение?

Когда причастишься, то чувствуешь, что на душе светло, но через некоторое время (в тот же день) это состояние проходит, на душе снова тяжесть. Чувствуешь отсутствие Бога. Снова подступают те же страсти. Что нужно делать?

На данные вопросы отвечает архимандрит Амвросий (Фонтрие):

«К огда праведный Иоанн Кронштадтский служил в соборе, к нему приехали двое молодых людей. Они собрались причаститься. Один вычитал правило, а второй, сильно устав, не смог. И оба пришли в церковь. Тот, который вычитал, спокойно подошел к Причастию, и праведный Иоанн Кронштадский его не допустил. А другой с сокрушенным сердцем говорил себе так: «Господи, мне так хочется принять Тебя; а правило я не вычитал, я такой мерзкий, такой гадкий…» Сам себя осуждая, он подошел к Чаше, и праведный Иоанн Кронштадтский его причастил. Господу самое главное – наше сокрушенное сердце, осознание своего недостоинства. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Если мы тысячу лет будем готовиться, мы никогда не будем достойны – мы должны надеяться на милость Божию. Если Господь не поможет, мы не сможем причаститься достойно».

— Почему тогда, когда причащаешься, Святые Тайны иногда имеют вкус хлеба, а иногда как Плоть? Значит ли это, что в какой-то раз причащаешься в жизнь вечную, а в какой-то – в осуждение?

— Если человек чувствует, что он принимает Плоть, значит Господь это дает для укрепления веры. Но правильно – чувствовать вкус хлеба. Сам Господь говорит: «Я есмь хлеб Жизни» (Ин.6:35).

Мне многие люди рассказывали об этом. Совсем недавно одна женщина звонила из Киева, говорит: «Батюшка, у меня вера-то слабенькая. Я, когда сегодня пошла к Причастию, плохо подготовилась. Батюшка дал мне маленькую частицу, а я у Чаши подумала: «Какая же здесь может быть Плоть? Когда я даже языком не чувствую, что он мне что-то вложил в рот? Чуточек, крохотку дал. И я никак не могла ту частичку съесть. Она у меня так во рту и держалась. Пришла домой – рот полон мяса. Никак не могу проглотить. Несколько часов я рыдала, плакала, просила Господа – жалко выбросить, а проглотить никак не могу! Потом Господь освободил – я проглотила и вот теперь звоню. Что, я страшно согрешила?» – «Покайся, что ты усомнилась в этом», – говорю ей.

Мы знаем, что Господь первое чудо сотворил, когда из воды претворил вино. Ему ничего не стоит из вина Кровь Свою претворить, а из хлеба – Плоть. Человек принимает не часть плоти, а в каждого причащающегося целиком входит Живой Христос

— Когда причастишься, то чувствуешь на душе светло, но через некоторое время (в тот же день) это состояние проходит, на душе снова тяжесть. Чувствуешь отсутствие Бога. Снова подступают те же страсти. Что нужно делать?

— Надо накануне себя подготовить. Надо хорошо попоститься – «сей же род бесовский изгоняется только молитвою и постом» (Мф.17:21), поэтому надо накануне же хорошо помолиться, разогреть свою душу, попоститься – страсти отойдут.

После Причастия надо стараться пребывать в молитве, сохранять душевный мир. Те, кто любят самовольничать, бунтовать, не ценят Причастия. Они причастились – и сразу же у них рядом и обида, и истерика, и бунт. Это потому, что не по их воле все происходит. Надо им бунтовать, все до конца разрывать, все отношения. Вот, таких людей еще много, они называются бунтовщиками. Они ничего не ценят, они ничем не дорожат. Самое главное – чтобы было все по их желанию. А если (не дай Господь) что-то против них – все кругом врагами становятся, и в душе мира никогда, до самой смерти, не будет. Это самое страшное состояние души человеческой. Человек живет по своей воле, и никто ему не имеет права ничего говорить. А так у них все хорошо, только не троньте их – ужалят…».

Причащение, причастие, исповедь: Что это такое и как к ним правильно подготовиться?

Что такое исповедь и причастие?

Исповедь — это наказание за грехи.

Исповедь — это «второе Крещение». Боевое Крещение, в котором мы благодаря стыду и раскаянию вновь обретаем душевную чистоту и получаем прощение грехом от Самого Господа Бога.

Исповедь — это великое таинство.

Исповедь — это бичевание собственных грехов путем их открытого, откровенного признания для того, чтобы почувствовать к ним и ко своей греховной жизни чувство глубокого омерзения и не повторять их в будущем.

Исповедь — очищение души, а здоровый дух дарует здоровое тело.

Зачем исповедаться в церкви перед священником? Неужели не достаточно того, что я раскаялась?

Нет, недостаточно. Ведь грех — это преступление, за которое надо понести наказание. И если мы будем сами себя наказывать собственным раскаянием (что, конечно, очень важно и нужно), понятное дело, что мы не будем слишком строги к самим себе.

Поэтому для окончательного и полного примирения человека с Господом существует посредник — священник (а ранее — апостолы, на которых снизошел Дух Святой).

Согласитесь, куда сложнее и стыднее рассказать о всех-всех своих многочисленных грехах во всей их красе чужому человеку, чем самому себе.

В этом и заключается наказание и смысл исповеди — человек наконец-то осознает всю глубину своей греховной жизни, понимает свою неправоту во многих ситуациях, искренне раскаивается в содеянном, рассказывает о своих грехах священнику, получает оставление грехов и уже сам в следующий раз будет бояться лишний раз согрешить.

Ведь грешить легко, приятно и даже радостно, а вот раскаиваться в собственных грехах и исповедаться — это тяжкий крест. И смысл исповеди в том и заключается, чтобы с каждым разом наш крест становился все легче — и легче.

Мы все по молодости грешим — важно вовремя остановиться, пока не поздно.

Как правильно готовиться к исповеди и исповедаться?

1. Надо как минимум 3 дня отпостовать (говеть), т.к. не есть скоромную пищу — яйца, мясо, молочные продукты и даже рыбу. Кушать хлеб, овощи, фрукты, крупы надо в умеренном количестве.

Также надо стараться меньше грешить, не вступать в интимные отношения, не смотреть телевизор, Интернет, не читать газеты, не развлекаться.

Обязательно попросите прощения у тех, кого вы обидели. Примиритесь со своими врагами если не в реальной жизни, то хотя бы в своей душе простите их.

Нельзя приступать к исповеди и причастию, имея в душе злобу или ненависть на кого-либо, - это большой грех.

2. Надо выписать все свои грехи на листике бумаги.

3. Надо посетить и простоять целую вечернюю службу в церкви в субботу, пройти через обряд соборования, когда священник елеем (маслом) ставит на лбу крестик у каждого верующего.

Женщинам нельзя ходить в церковь в брюках, с накрашенными губами и вообще с косметикой, в коротких юбках сильно выше колен, с обнаженными плечами, спиной и декольте, без платка, покрывающего голову.

Мужчинам нельзя заходить в церковь в шортах, с обнаженными плечами, грудью и спиной, в шапке, с сигаретами, выпивкой.

4. После церковной вечерней службы надо вычитать вечерние молитвы на ночь грядущим, 3 канона — Покаянный, Богородице и Ангелу-Хранителю, а также прочесть канон, размещенный внутри Последования ко Святому Причастию и состоящий из 9 песен.

По желанию можно прочесть акафист Иисусу Сладчайшему.

После 12-ти ночи нельзя ничего есть и пить до самого причастия.

6. Надо успеть к началу утренней службы в храме к 7-30 или 8-00 часам утра, поставить свечку Богу, Богородице или святым, занять очередь в исповедальню и исповедаться.

Войдя в храм сделай земной поклон (наклонись и рукой достань пол), попроси Господа «Боже, милостив буди мне грешному».

7. Исповедаться надо вслух, чтобы священник слышал ваши грехи и мог понять, раскаиваетесь ли вы или нет. Лучше всего, если вы будете рассказывать о своих грехах по памяти, но если их очень много и вы боитесь всех не вспомнить, можете читать по записке, но батюшки это не очень любят.

8. Во время исповеди надо чистосердечно и откровенно говорить о своих грехах, памятуя, что священник тоже человек и тоже грешен, и что ему запрещено разглашать тайну исповеди под страхом лишения сана.

9. Во время исповеди нельзя себя оправдывать и заниматься самоизвинением, тем более грешно обвинять в своих грехах других людей — вы отвечаете только за себя, а осуждение — это грех.

10. Не жди от священника вопросов — сам честно и искреннее рассказывай о том, что мучает твою совесть, но не пускайся в долгие рассказы о себе и оправдание своих недостатков.

Говори - «виновен в обмане матери, оскорблении отца, украл 200 рублей», т.е. будь конкретен и краток.

Если после совершения греха ты исправился, так и говори: «В детстве и юношестве не веровал в Бога, но сейчас — верую», «Раньше употреблял наркотики, но уже 3 года, как исправился».

Т.е. давайте знать батюшке о том, в прошлом этот твой грех был совершен или недавно, раскаялся ли ты в нем деятельно или ещё нет.

Проверяй себя по или просто рассказывай о том, что соделал и что теперь мучает твою душу.

Постарайся честно и без утайки рассказать о всех своих грехах. Если о каком забыл или не можешь все припомнить, так и говори — виновен и в других грехах, но в каких именно — не все и не вспомню.

11. После исповеди искренне старайся не повторять тех грехов, в которых ты покаялся, иначе Господь может на тебя разгневаться.

12. Помни: исповедаться и причащаться надо 1 раз в 3 недели, хотя — чем чаще, тем лучше, главное — с чистой совестью и искренним раскаянием.

13. Помни: наличие физической или душевной болезни — это признак большого нераскаянного греха.

14. Помни: во время исповеди не важна персона священника, важен ты и твое раскаяние перед Господом.

15. Помни: те грехи, которые ты рассказал на исповеди, на следующих исповедях уже не повторяются, ибо они уже прощены.

Исключение: если после исповеди определенного греха тебя все равно продолжает мучить совесть и ты чувствуешь, что этот грех тебе не отпущен. Тогда можно ещё раз исповедаться в этом прегрешении.

Но это не значит, что об этих грехах можно забыть и грешить по новой. Грех — это рубец, который, даже зажив, навсегда оставляет след в душе человека.

16. Помни: Господь милостив и способен простить нам всё. Главное — чтобы мы сами себе не прощали наших грехов, помнили о них и исправлялись.

17. Помни: слезы, как признак раскаяния, радуют и священника, и Господа. Главное, чтобы они не были крокодильими.

18. Помни: слабая память, забывчивость — это не оправдание на исповеди. Берите в руки ручку и готовьтесь к исповеди по всем правилам, чтобы потом ничего не забыть.

Грехи — это долги, а долги надо платить. Не забывайте об этом!

19. Исповедаться и причащаться можно и нужно детям с 7 лет. С этого же возраста надо припоминать все свои грехи и раскаяться в них на исповеди.

Как правильно готовиться к причащению и причащаться?

Подготовка к исповеди — это та же подготовка ко святому причастию. После исповеди необходимо оставаться в храме.

Не стоит бояться причащения, т.к. все мы люди — недостойны святого причастия, но Господь Бог создал причастие для нас, а не нас для причастия. Поэтому никто из нас недостоин сих святых тайн, и именно поэтому мы в нем так сильно нуждаемся.

Нельзя причащаться:

1) людям, которые не носят нательного креста постоянно;

2) которые имеют злобу, вражду или ненависть на кого-либо;

3) не постившиеся накануне, не бывшие на вечернем богослужении накануне, не исповедавшиеся, не читавшие Правила ко Святому Причащению, евшие с утра в день причастия, опоздавшие на Божественную Литургию;

4) женщинам во время менструации и после истечение 40 дней после рождения ребенка;

5) женщинам и мужчинам в открытой одежде с голыми плечами, грудью, спиной;

6) мужчинам в шортах;

7) женщинам с губной помадой, косметикой, без платка на голове, в брюках;

8) сектантам, еретикам и раскольникам и тех, кто посещает подобные собрания.

Перед Причастием:

1. Нельзя есть и пить с 12-ти часов ночи.

2. Надо почистить зубы.

3. Не опаздывать к утренней службе.

4. Когда священник выносит Святые Дары перед обрядом Причащения надо сделать земной поклон (наклониться и рукой достать пол).

5. Еще раз совершить земной поклон после молитвы, которую читает священник «Верую, Господи, и исповедую...»

6. Когда открываются Царские врата и начинается причащение, надо перекреститься, а затем положить кисть левой руки на правое плечо, а кисть правой руки — на левое плечо. Т.е. должен получиться крест, правая рука — сверху.

7. Помните: первыми всегда причащаются служители церкви, монахи, дети и затем и все остальные.

8. Нельзя устраивать в очереди перед Святой Чашей давку и потасовку, выяснение отношений, иначе весь ваш пост, чтение канонов и исповедь пойдут коту насмарку!

9. Подходя к Чаше произносите про себя Иисусову молитву «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго» или же пойте песнь со всеми в храме.

10. Перед Святой Чашей надо сделать земной поклон, если людей много — надо сделать его заранее, чтобы никому не мешать.

11. Женщинам необходимо стереть с лица губную помаду!!!

12. Подойдя к Чаше со Святыми Дарами — Кровью и Телом Христовым, громко и внятно назовите свое имя, откройте рот, разжуйте и проглотите Святые Дары, обязательно поцелуйте нижний край Чаши (символ проткнутого воином ребра Иисуса, из которого текла вода и кровь).

14. Нельзя у Чаши целовать руку священника и трогать Чашу руками. Нельзя у Чаши креститься!!!

15. После Чаши нельзя целовать иконы!

После Причащения надо:

1. Сделать поясной поклон перед иконой Иисуса Христа.

2. Пройти до столика с чашечками и мелко нарезанными просфорами (антидор), надо взять одну чашечку и выпить теплоту — теплый чай, затем съесть антидор. При желании и возможности можно положить в специальное блюдечко деньги.

3. Только после этого можно разговаривать и целовать иконы.

4. Нельзя уходить из церкви до окончания службы — надо обязательно прослушать благодарственные молитвы.

Если в Вашей церкви не читали после Евхаристии благодарственные молитвы по Причастии, вы должны их сами прочитать, вернувшись домой.

5. В день Причащения не становятся на колени, кроме особых постных дней (при чтении молитвы Ефрема Сирина и поклонов в Великую Субботу перед Плащаницей Христа) и дня Святой Троицы.

6. После причастия надо стараться вести себя скромно, не грешить — особенно первые 2 часа после принятия Святых Даров, не кушать и не пить слишком много, избегать громких развлечений.

7. После причащения можно целоваться друг друга, прикладываться к иконам.

Конечно, не желательно нарушать все эти правила, но лучше будет, если вы их не специально, не намеренно забудете, зато в конечном итоге искренне исповедаетесь и причаститесь.

Только Господь безгрешен, а мы, потому что грешны, потому и должны не забывать о необходимости регулярной исповеди и причащения.

Как правило, после хорошей исповеди человеку становится чуть легче на душе, он каким-то неуловимым образом чувствует, что все или часть грехов ему простились. А после причастия обычно возникает даже в очень усталом и слабом теле ощущение силы и воодушевления.

Старайтесь чаще ходить на исповедь и причастие, меньше болеть и быть более счастливыми благодаря Богу и вере в Него!